Украина право пенсионера на безкоштовнi соцiальнi послуги


Кабинет министров намерен рассмотреть законопроект о внесении изменений в законы о социальной защите людей пожилого возраста.

Ознакомится с самим документом можно, перейдя по ссылке. Об изменения и льготах пишет «Страна». Издание подчеркивает, чиновники хотят уточнить сам термин «пожилые лица».

Если проект примут, в Украине будет сразу несколько категорий украинцев в возрасте:

  • лица предпенсионного возраста, которым осталось два года до пенсии.
  • лица пожилого возраста (с 60 лет, без привязки к пенсионному возрасту, как сейчас)
  • лица старческого возраста (от 75 до 90 лет)
  • долгожители (старше 90 лет)

Для разных категорий прописаны разные льготы.

Для лиц предпенсионного возраста преференций не много. Прописано их право на поиск работы через службу занятости, а также переквалификацию. В случае потери работы украинцы могут зарегистрироваться на бирже и получать помощь, однако помощь они будут получать «вместо пенсии» (действующая формулировка — до момента наступления пенсионного возраста и получения пенсии по возрасту).

Автор материала отмечает, «непонятно, будут ли такие выплаты временными, пока человек не достигнет пенсионного возраста, или же постоянными, ведь последнем случае людям могут попросту урезать содержание, так как социальная помощь далеко не всегда дотягивает до размера пенсии по возрасту».

Для лиц пожилого, старческого возраста и долгожителей предусмотрены следующие льготы:

— социальные услуги, в том числе, за счет привлечения негосударственных организаций (им будут компенсировать затраты из бюджета)

— для ветеранов труда — бесплатные рецептурные препараты, которые назначит врач

— для этой же категории граждан — освобождение от коммуналки (в пределах норм потребления, утвержденных Кабмином) и абонплаты за стационарные телефон. Последние две льготы, отмечает издание, есть и сейчас, их иначе сформулировали.

— для ветеранов труда — право на бесплатный капремонт квартиры или дома. Эта норма — тоже действующая. Но в новом проекте есть нюанс. Сейчас такой ремонт проводится в соответствии с Положением о системе обслуживания, ремонта и реконструкции жилых домов, но, если законопроект примут, порядок проведения таких бесплатных ремонтов еще должен прописать Кабмин. То есть, пока неясно, что в нем будет. А так как в Украине требуют капремонта десятки если не сотни тысяч многоэтажек и частных домов, не исключено, что чиновники творчески откорректируют нормы его проведения, тем более, бесплатно.

— право на помощника, который будет представлять интересы пожилого человека, в том числе, имущественные. Эта льгота распространяется только на лиц, требующих стороннего присмотра

— покупка товаров и продуктов питания по сниженным ценам на ярмарках, в выездных магазинах и пр. Но такие программы — на усмотрение местных властей и с учетом «финансовых возможностей местных бюджетов». То есть, будут ли они работать на практике — не факт.

— право на «кнопку безопасности». Это специальной устройство, с помощью которого человек может оперативно вызвать подмогу (в частности, «Скорую помощь»). Такие «кнопки» будут выдаваться по необходимости, но обязательно при утрате двигательной активности, тяжелых болезнях и др. По расчетам Минсоцполитики, на «кнопки безопасности» и бюджета дополнительно понадобится 20 млн гривен (по 800 гривен за штуку) и еще 45 млн в год — на техническую поддержу приборов.

— компенсации на покупку памперсов и пеленок лежачим старикам. На памперсы Минсоцполитики запросило 365 млн гривен, на пеленки — 182,5 млн.

— льготные цены на билеты в кинотеатры, театры, выставочные залы и музеи. Все затраты, опять-таки, — на местных бюджетах. По их решению могут быть определены отдельные дни для бесплатного посещения музеев.

При этом самые затратные для бюджета статьи предлагается отменить.

Во-первых, предлагается убрать из действующего законодательства пункт о первоочередном праве ветеранов труда на ссуды под застройку или на покупку жилья, дачного участка и пр.

Во-вторых, ветеранов труда хотят лишить права на первоочередное получение «местных строительных материалов на строительство или капремонт жилья».

Также пожилым украинцам обещают содействие в продлении активного образа жизни. Местные власти могут обязать создавать специальные программы для туризма, отдыха и творчества наших стариков.

Как сообщалось ранее, в этом году в связи с карантином и эпидемиологическим зонированием в Украине изменились правила назначения субсидий.

«Нафтогаз» с 1 ноября установил цену на природный газ для бытовых клиентов на уровне 6,33 грн/куб. м с НДС и без учета стоимости распределения (доставки).

Для поддержания лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, государством предусмотрены определенные виды помощи – пособия, выплаты и предоставление социальных услуг. О том, какие социальные услуги в Украине можно получить бесплатно, а за что нужно платить, и кто имеет право на получение бесплатных социальных услуг, мы и поговорим.

Социальные услуги в Украине: кто может ими воспользоваться

Согласно Закону Украины «О социальных услугах» на получение бесплатных услуг имеют право лица, находящиеся в сложных жизненных обстоятельствах. К таким лицам относятся:


  • Лица, не способные себя обслуживать самостоятельно из-за болезни, преклонного возраста или инвалидности. При этом у них нет родственников, которые могут обеспечить им присмотр и необходимую помощь.
  • Лица, находящиеся в сложной жизненной ситуации из-за безработицы (им необходимо состоять на учете в службе занятости), катастроф, стихийных бедствий, а также лица, ставшие беженцами в результате военных и межэтнических конфликтов, если их среднемесячный совокупный доход ниже установленного законом прожиточного минимума.
  • Дети и молодежь, находящиеся в сложной жизненной ситуации вследствие инвалидности, тяжелой болезни, беспризорности, сиротства, конфликтов в семье или в результате жестокого обращения.

Социальные услуги в Украине: что можно получить бесплатно

В печень услуг, предоставляемых бесплатно указанным выше лицам, входят услуги самых разнообразных сфер деятельности:

  • Социально-бытовые, в которые входят обеспечение продуктами питания и горячим питанием, предоставление транспортных услуг, социально-бытовой патронаж, вызов врача, покупка и доставка медикаментов и так далее.
  • Социально-педагогические, в перечень которых входят такие обязанности, как организация индивидуального воспитательного, учебного и коррекционного процессов, организация досуга и спортивно-оздоровительной деятельности, организация художественной деятельности и так далее.
  • Психологические, в которые входят психологические консультации по вопросам социальной адаптации и психического состояния, психологическая коррекция, различные психологические советы.


  • Социально-медицинские – консультации врача, оздоровительные мероприятия, профилактические мероприятия, организация трудотерапии.
  • Социально-экономические – предоставление натуральной помощи продуктами или одеждой, либо предоставление денежной помощи, выплаты одноразовых компенсаций.


  • Юридические консультации, оформление защиты прав и интересов, оформление юридических документов, помощь адвоката, нотариуса и так далее.
  • Содействие в трудоустройстве и социальное сопровождение трудоустроенного.
  • Профессиональная реабилитация лиц с ограниченными физическими возможностями.
  • Информационные услуги.


Указанный перечень услуг можно получить бесплатно, если представить документы, подтверждающие ваше право на их получение. А что делать, если человек действительно нуждается в помощи (пенсионер, инвалид), но у него есть дети, которые хотя по закону и обязаны заботиться о нетрудоспособных родителях, но живут далеко или социально неблагополучные и такую помощь оказывать не могут или не хотят? А сами нуждающиеся не могут оплачивать определенный перечень услуг?

Выход есть и в этом случае. Для получения необходимой помощи следует обратиться в управление труда и социальной защиты населения по месту жительства. Помощь будет оказываться теми лицами, кто может ее предоставлять и также обратились в данное управление. За их услуги им выплачивается денежная компенсация от государства.

Платные социальные услуги в Украине

Некоторые социальные услуги в Украине предлагаются платно. Их предоставляют государственные учреждения и организации, целью которых не является получение дохода. Да, они платные, но их стоимость на порядок ниже, благодаря чему многие могут ими воспользоваться. Единого прейскуранта на них нет, каждое учреждение может устанавливать свою цену. В перечень платных услуг входят:


  • Пошив одежды и обуви.
  • Некоторые транспортные услуги.
  • Койко-места в учреждениях, предоставляющих социальные услуги.
  • Ведение домашнего хозяйства.
  • Стирка белья и одежды.
  • Сельхозработы.
  • Парикмахерские услуги.
  • Услуги специалистов-дефектологов.
  • Образовательные услуги.

Это далеко неполный перечень социальных платных услуг. По конкретному вопросу можно обратиться в управление социальной защиты и получить подробную консультацию.

Помните, что вряд ли кто-то придет к вам домой и предложит свою помощь. Если вы действительно в чем-то нуждаетесь, то обращайтесь за помощью – дверь открывают тому, кто стучится. В Украине много хороших людей, и помощь вы обязательно получите.



В Минсоцполитике разработали новый законопроект о социальных гарантиях для пожилых людей.

Название законопроекта - "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно социальной защиты лиц пожилого возраста".

Право на пенсионные выплаты

В Министерстве социальной политики предлагают изменить норму статьи 18 Закона "Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста в Украине", которая называется "Пенсия по возрасту".

На данный момент в этой статье указано, что "право на пенсию по возрасту имеет каждый гражданин пожилого возраста, который достиг пенсионного возраста и имеет необходимый страховой стаж. Это право обусловлено трудовым вкладом и не ограничивается любыми обстоятельствами, включая наличие других доходов. Пенсии по возрасту выплачиваются в полном размере без учета получаемого заработка (другого дохода)".

Но эту статью предлагают переписать в такой формат: "Право на пенсионное обеспечение. Порядок и условия пенсионного обеспечения лиц пожилого возраста устанавливаются Законом Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" и другими актами законодательства, которые регулируют отношения в этой сфере".

Для пожилых людей хотят ввести классификацию

В Министерстве социальной политики предложили полностью изменить нормы о том, кто в Украине относится к пожилым.

Прописывается, что лица пожилого возраста - это граждане Украины, а также иностранцы и лица без гражданства, которым исполнилось 60 лет.

В зависимости от возраста, выделяются такие категории:

1. Лица старческого возраста – от 75 до 90 лет включительно.

2. Долгожители – от 90 лет.

Лицами предпенсионного возраста предлагается считать граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданства, которым до достижения пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" осталось не более 2 лет.

Игры с терминологией

Также, в Закон "Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста в Украине" будут внесены следующие изменения:

1. Изменится норма о том, что государство гарантирует КАЖДОМУ ветерану труда и ГРАЖДАНИНУ пожилого возраста надлежащий уровень жизни, удовлетворение РАЗЛИЧНЫХ жизненных потребностей, предоставление разных видов помощи.

2. Так, уберут слова о том, что это гарантируется каждому, а потребности могут быть различные. Вместо этого пропишется, что государство гарантирует социальную помощь.

3. Кроме этого, вместо словосочетания "граждане" пожилого возраста по всему тексту будет прописываться "ЛИЦА пожилого возраста".

4. Вместо гарантии государства о том, что оно должно организовать социально-бытовое обеспечение развития сети материально-технической базы для стационарных учреждений и надомных форм обслуживания граждан пожилого возраста, а также для подготовки соответствующих специалистов прописывается, что государство "обеспечивает реализацию права на социальные услуги путем приобщения предоставителей таких услуг НЕГОСУДАРСТВЕННОГО сектора.

5. Кроме того, в гарантии дописали такие пункты, как "обеспечение позитивного отношения общества к лицам пожилого возраста", "информирование населения" и пр. лозунги.

6. Законопроект "размывает" и нормы о запрете дискриминации пожилых в сфере охраны здоровья, труда и пр.

7. Исключается норма о том, что ветераны труда имеют право на получение займа на индивидуальное (кооперативное) жилое строительство. Меняется норма и о льготах для лиц, которые имеют особые трудовые заслуги.

Кнопка безопасности и персональный QR-код

В Закон также вводится новая статья 43-1, согласно которой пожилые люди, которые не могут передвигаться самостоятельно, могут получить персональную беспроводную сигнализацию "Кнопка безопасности".

А пожилые люди с психическими расстройствами смогут получить браслет с персональным QR-кодом.

Однако, такое решение сначала должен принять местный орган исполнительной власти, орган местного самоуправления. А также необходимо еще согласие на обработку персональных данных.

Нагрудных знаков больше не будет

Вносятся изменения в статью 46 Закона, согласно с которыми ветеранам труда больше не будут выдавать нагрудные знаки. Нагрудный знак - это не подтверждение права на льготы, однако требует расходов из государственного бюджета на его изготовление.

Следите за новостями на нашем “ Telegram-канале “

28 апреля 2019 года вступил в силу Закон «О социальных услугах». Закон вводится в действие с 1 января 2020 года. Закон определяет основные организационные и правовые основы предоставления социальных услуг, направленных на профилактику сложных жизненных обстоятельств, преодоление или минимизацию их негативных последствий, лицам и семьям, которые находятся в сложных жизненных обстоятельствах. // 13.05.2019


Законом вводится понятие базовых социальных услуг - социальных услуг, предоставление которых получателям обеспечивается Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями, районными, районными в городах Киеве и Севастополе государственными администрациями, исполнительными органами городских советов городов областного значения, а также исполнительными органами сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин.

Базовыми являются такие социальные услуги:

  1. уход дома, дневной уход;
  2. поддержание проживания;
  3. социальная адаптация;
  4. социальная интеграция и реинтеграция;
  5. предоставление убежища;
  6. экстренное (кризисное) вмешательство;
  7. консультирование;
  8. социальное сопровождение;
  9. представление интересов;
  10. посредничество (медиация);
  11. социальная профилактика;
  12. натуральная помощь;
  13. физическое сопровождение лиц с инвалидностью, которые имеют нарушения опорно-двигательного аппарата и передвигающихся на креслах колесных, с нарушениями зрения;
  14. перевод жестовой речью;
  15. уход и воспитание детей в условиях, приближенных к семейным;
  16. сопровождение во время инклюзивного обучения;
  17. информирование.

Получателями социальных услуг являются лица и семьи, принадлежащие к уязвимым группам населения или находящиеся в сложных жизненных обстоятельствах.

Сложные жизненные обстоятельства - обстоятельства, которые негативно влияют на жизнь, здоровье и развитие личности, функционирование семьи, которые лицо или семья не может преодолеть самостоятельно.

Факторы, которые могут вызвать сложные жизненные обстоятельства:

  • а) пожилой возраст;
  • б) частичная или полная потеря двигательной активности, памяти;
  • в) неизлечимые болезни, болезни, требующие длительного лечения;
  • г) психические и поведенческие расстройства, в том числе вследствие употребления психоактивных веществ;
  • д) инвалидность;
  • е) бездомность;
  • ж) безработица;
  • з) малообеспеченность лица;
  • и) поведенческие расстройства у детей из-за развода родителей;
  • й) уклонение родителями или лицами, их заменяющими, от выполнения своих обязанностей по воспитанию ребенка;
  • к) потеря социальных связей, в том числе во время пребывания в местах лишения свободы;
  • л) жестокое обращение с ребенком;
  • м) насилие по признаку пола;
  • н) домашнее насилие;
  • о) попадание в ситуацию торговли людьми;
  • п) вред, причиненный пожаром, стихийным бедствием, катастрофой, боевыми действиями, террористическим актом, вооруженным конфликтом, временной оккупацией.

Социальные услуги предоставляются для достижения следующих целей:

  1. профилактика сложных жизненных обстоятельств;
  2. преодоление сложных жизненных обстоятельств;
  3. минимизация негативных последствий сложных жизненных обстоятельств.

Виды социальных услуг

Социальные услуги подразделяются на услуги, направленные на:

  1. социальную профилактику - предотвращение возникновения сложных жизненных обстоятельств и / или попадание лица / семьи в такие обстоятельства;
  2. социальную поддержку - содействие преодолению лицом / семьей сложных жизненных обстоятельств;
  3. социальное обслуживание - минимизацию для лица / семьи негативных последствий сложных жизненных обстоятельств, поддержание их жизнедеятельности, социального статуса и включения в общество.

Социальные услуги по типам делятся на:

  1. простые социальные услуги, которые не предусматривают предоставление постоянной или периодической комплексной помощи (информирование, консультирование, посредничество, предоставление убежища, представительство интересов и т.п.);
  2. комплексные социальные услуги, предусматривающие согласованные действия специалистов по оказанию постоянной или периодической комплексной помощи (уход, воспитание, совместное проживание, социальное сопровождение, кризисное вмешательство, поддержанное проживания, социальная адаптация, социальная интеграция и реинтеграция и т.д.);
  3. комплексные специализированные социальные услуги, предоставляемые определенной категории получателей социальных услуг (ВИЧ-инфицированным лицам, лицам с зависимостью от психотропных веществ, лицам, пострадавшим от торговли людьми, беженцам, лицам с психическими расстройствами и другим);
  4. вспомогательные социальные услуги, предоставляемые в виде натуральной помощи (продукты питания, предметы и средства личной гигиены, санитарно-гигиенические средства для уборки, средства ухода, одежда, обувь и другие предметы первой необходимости, организация питания, обеспечение топливом и т.д.) и технические услуги (транспортные услуги, перевод жестовой речью и т.д.).

Социальные услуги в зависимости от места предоставления делятся на услуги, предоставляемые:

  1. по месту жительства / пребывания получателя социальных услуг (дома)
  2. в помещении поставщика социальных услуг:
    • стационарно - в условиях круглосуточного пребывания (проживания) получателя социальной услуги с обеспечением питанием и условиями для проживания;
    • полустационарно - в течение определенного времени суток с условиям для ночного или дневного пребывания;
  3. по месту нахождения получателя социальных услуг за пределами места проживания и помещения поставщика социальных услуг, в том числе на улице.

Социальные услуги в зависимости от срока предоставления делятся на услуги, предоставляемые:

  1. экстренно (кризисно) - безотлагательно (в течение суток) в связи с обстоятельствами, которые угрожают жизни и / или здоровью получателя социальных услуг;
  2. постоянно - не менее одного раза в месяц в течение более одного года;
  3. временно - не менее одного раза в месяц в течение до одного года;
  4. однократно.

Перечень социальных услуг будет определяться классификатором социальных услуг, который утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере социальной защиты населения.

Перечень и порядок предоставления социальных услуг по видам общеобязательного государственного социального страхования регулируются законодательством об общеобязательном государственном социальном страховании.

Решение о предоставлении социальных услуг

Решение о предоставлении или отказе в предоставлении социальных услуг за счет бюджетных средств принимает структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения. Решение о предоставлении или отказе в предоставлении социальных услуг поставщиками социальных услуг негосударственного сектора принимает поставщик.

Решение о предоставлении или отказе в предоставлении социальных услуг принимается в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления, сообщения о предоставлении социальных услуг по результатам оценки потребностей личности / семьи в социальных услугах. Решение о предоставлении или отказе в предоставлении социальных услуг экстренно (кризисно) принимается безотлагательно, не позднее одних суток с момента получения соответствующего заявления, обращения, сообщения.

Решение о предоставлении или отказе в предоставлении социальных услуг не позднее трех рабочих дней после его принятия выдается или направляется заявителю. В решении о предоставлении социальных услуг обязательно указываются результаты оценки потребностей личности / семьи в социальных услугах и предоставитель социальных услуг. Решение об отказе в предоставлении социальных услуг должно быть мотивированным и может быть обжаловано в судебном порядке.

Решение об обязательном предоставлении социальных услуг (прохождение индивидуальных коррекционных программ) принимается относительно:

  1. родителей, не выполняющих родительских обязанностей;
  2. лиц, совершивших насилие по признаку пола, домашнее насилие или жестокое обращение с детьми;
  3. лиц, к которым применяются меры пробации соответствии с законом;
  4. лиц, которых судом направлено на прохождение программы для обидчиков;
  5. в других случаях, предусмотренных законом.

Договор о предоставлении социальных услуг

Договор о предоставлении социальных услуг заключается в письменной форме между представителем и получателем социальных услуг или его законным представителем.

Типовой договор о предоставлении социальных услуг утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере социальной защиты населения.

Существенными условиями договора о предоставлении социальных услуг является название социальных услуг, условия их предоставления и стоимость, права, обязанности и ответственность сторон, срок действия договора и другие условия, которые стороны сочтут существенными. Неотъемлемой частью договора о предоставлении социальных услуг является индивидуальный план предоставления социальных услуг.

В индивидуальном плане предоставления социальных услуг, кроме мероприятий, предусмотренных в государственном стандарте социальных услуг, указываются другие мероприятия, которые необходимо осуществить для предоставления таких услуг, а также сведения о необходимых ресурсах, периодичность и сроки осуществления мероприятий, ответственные исполнители.

Предоставление социальных услуг единовременно, экстренно (кризисно), осуществляется без заключения договора.

Продление срока действия договора о предоставлении социальных услуг осуществляется по результатам оценки потребностей личности / семьи в социальных услугах. Оценка потребностей в социальных услугах осуществляется не менее чем за 30 календарных дней до окончания срока действия договора, если иное не предусмотрено таким договором.

Социальные услуги экстренно (кризисно) предоставляются в случае наличия угрозы жизни или здоровью человека. Подтверждением предоставления социальных услуг экстренно (кризисно) совершеннолетнему лицу является акт о предоставлении социальных услуг, который содержит сведения о получателе и поставщике таких услуг, предоставляемых социальных услугах, сроки, даты их предоставления.

Основанием для отказа в предоставлении социальных услуг являются:

  1. отсутствие потребности в социальных услугах по результатам оценки потребностей личности / семьи;
  2. непредоставление предоставляющим социальных услуг тех социальных услуг, в которых нуждается человек.

Не может быть отказано в предоставлении социальных услуг в случае имеющейся угрозы жизни или здоровью лица, домашнего насилия, насилия по признаку пола или жестокого обращения с детьми.

Финансирование социальных услуг

Финансирование предоставления социальных услуг осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов, специальных фондов, средств предприятий, учреждений и организаций, платы за социальные услуги, средств благотворительной помощи (пожертвований) и других источников, не запрещенных законом.

Социальные услуги предоставляются получателям:

  1. за счет бюджетных средств;
  2. с установкой дифференцированной платы в зависимости от дохода получателя социальных услуг;
  3. за счет получателя социальных услуг или третьих лиц.

Поставщиками социальных услуг государственного и коммунального секторов предоставляют социальные услуги:

1) за счет бюджетных средств:

а) независимо от дохода получателя социальных услуг:

  • лицам, пострадавшим от торговли людьми и получающим социальную помощь в соответствии с законодательством в сфере противодействия торговле людьми, лицам, пострадавшим от домашнего насилия или насилия по признаку пола, детям с инвалидностью, лицам с инвалидностью I группы, детям-сиротам, детям, лишенным родительской опеки, лицам из их числа в возрасте до 23 лет, семьям опекунов, попечителей, приемным семьям, детским домам семейного типа, семьям патронатных воспитателей, детям с инвалидностью - все социальные услуги;
  • другим категориям лиц - социальные услуги по информированию, консультирование, предоставление убежища, представительство интересов, перевод жестовой речью, а также социальные услуги, предоставляемые экстренно (кризисно);

2) получателям социальных услуг, среднемесячный совокупный доход которых не превышает двух прожиточных минимумов для соответствующей категории лиц, - все социальные услуги.

С установлением дифференцированной платы в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, предоставляются социальные услуги получателям социальных услуг, среднемесячный совокупный доход которых превышает два прожиточных минимума, но не превышает четыре прожиточных минимума для соответствующей категории лиц.

За счет получателя социальных услуг или третьих лиц предоставляются социальные услуги:

  1. получателям социальных услуг, среднемесячный совокупный доход которых превышает четыре прожиточных минимума для соответствующей категории лиц;
  2. сверх объемов, определенных государственным стандартом социальных услуг.

В случае привлечения к оказанию социальных услуг поставщиков социальных услуг негосударственного сектора (путем социального заказа, государственно-частного партнерства, конкурса социальных проектов, социальных программ и т.п.) оплата социальных услуг за счет бюджетных средств, в том числе с установкой дифференцированной платы осуществляется путем компенсации поставщикам стоимости таких услуг.

Размер платы за социальные услуги определяет поставщик социальных услуг в зависимости от содержания и объема предоставляемых услуг. Порядок регулирования тарифов на социальные услуги утверждается Кабинетом Министров Украины.

З 1 січня 2020 року вводиться в дію новий Закон № 2671-VІІІ "Про соціальні послуги", який було ухвалено 17 січня 2019 року і офіційно опубліковано 27 квітня.

Закон визначає основні організаційні та правові засади надання соціальних послуг, спрямованих на профілактику складних життєвих обставин, подолання або мінімізацію їх негативних наслідків, особам/сім'ям, які перебувають у складних життєвих обставинах.

Соціальні послуги спрямовані на соціальні профілактику, підтримку та обслуговування.

Типи соціальних послуг:

1) прості - не передбачають надання постійної або систематичної комплексної допомоги (інформування, консультування, посередництво, надання притулку, представництво інтересів тощо);

2) комплексні - передбачають узгоджені дії фахівців з надання постійної або систематичної комплексної допомоги (догляд, виховання, спільне проживання, соціальний супровід, кризове втручання, підтримане проживання, соціальна адаптація, соціальна інтеграція та реінтеграція тощо);

3) комплексні - надаються певній категорії: ВІЛ-інфікованим особам, особам із залежністю від психотропних речовин, особам, які постраждали від торгівлі людьми, біженцям, особам із психічними розладами та іншим;

4) допоміжні - надаються у вигляді натуральної допомоги (продукти харчування, предмети і засоби особистої гігієни, санітарно-гігієнічні засоби для прибирання, засоби догляду, одяг, взуття та інші предмети першої необхідності, організація харчування, забезпечення паливом тощо) та технічних послуг (транспортні послуги, переклад жестовою мовою тощо).

Соціальні послуги надаються:

1) за місцем проживання/перебування (вдома);

2) у приміщенні надавача соціальних послуг:

стаціонарно - в умовах цілодобового перебування (проживання) отримувача соціальної послуги із забезпеченням харчуванням та умовами для проживання;

напівстаціонарно - протягом визначеного часу доби з умовами для нічного або денного перебування;

3) за місцем перебування отримувача соціальних послуг, у тому числі на вулиці.

Базовими соціальними послугами є: догляд вдома, денний догляд; підтримане проживання; соціальна адаптація; соціальна інтеграція та реінтеграція; надання притулку; екстрене (кризове) втручання; консультування; соціальний супровід; представництво інтересів; посередництво (медіація); соціальна профілактика; натуральна допомога; фізичний супровід осіб з інвалідністю, які мають порушення опорно-рухового апарату та пересуваються на кріслах колісних, порушення зору; переклад жестовою мовою; догляд та виховання дітей в умовах, наближених до сімейних; супровід під час інклюзивного навчання; інформування.

Порядок організації надання соціальних послуг має затвердити Кабінет Міністрів.

Соціальні послуги надаються як державою, підприємцями, так і фізичними особами. Фізичні особи можуть надавати соціальні послуги з догляду на непрофесійній основі без проходження навчання та дотримання державних стандартів соціальних послуг членам своєї сім'ї, які спільно проживають, пов'язані спільним побутом, мають взаємні права і обов'язки та є:

1) особами з інвалідністю I групи;

2) дітьми з інвалідністю;

3) громадянами похилого віку з когнітивними порушеннями;

4) невиліковно хворими, які через порушення функцій організму не можуть самостійно пересуватися та самообслуговуватися;

5) дітьми, яким не встановлено інвалідність, але які є хворими на тяжкі перинатальні ураження нервової системи, тяжкі вроджені вади розвитку, рідкісні орфанні захворювання, онкологічні, онкогематологічні захворювання, дитячий церебральний параліч, тяжкі психічні розлади, цукровий діабет I типу (інсулінозалежні), гострі або хронічні захворювання нирок IV ступеня, дітьми, які отримали тяжку травму, потребують трансплантації органа, потребують паліативної допомоги. Перелік зазначених тяжких захворювань, розладів, травм, станів дітей, яким не встановлено інвалідність, затверджує Кабінет Міністрів.

В такому випадку виплачується компенсація за догляд, яка розраховується як різниця між прожитковим мінімумом та середньомісячним сукупним доходом надавача соціальної послуги за попередніх 6 місяців, що передують місяцю подання заяви про згоду надавати соціальні послуги. Середньомісячний сукупний дохід обчислюється шляхом ділення середньомісячного сукупного доходу сім'ї на кількість членів сім'ї. Розмір компенсації за догляд фізичним особам без здійснення підприємницької діяльності на професійній основі, визначається з розрахунку 70 % мінімальної заробітної плати у погодинному розмірі за одну годину догляду за однією особою, але не більше 360 годин на місяць.

Компенсація виплачується відповідно до тристороннього письмового договору про надання соціальних послуг з догляду між фізичною особою - надавачем соціальних послуг з догляду, отримувачем соціальних послуг з догляду або його законним представником та структурним підрозділом з питань соціального захисту населення районних, районних у містах Києві та Севастополі державних адміністрацій, виконавчих органів міської ради міст обласного значення, рад об'єднаних територіальних громад.

Однією з істотних умов такого договору є кількість годин надання соціальних послуг з догляду на місяць.

Порядок подання та оформлення документів, призначення і виплати компенсації за догляд затверджує Кабінет Міністрів.

Законом передбачена супервізія - професійна підтримка працівників, які надають соціальні послуги, спрямована на подолання професійних труднощів, аналіз та усунення недоліків, вдосконалення організації роботи, стимулювання мотивації до роботи, дотримання етичних норм та стандартів надання соціальних послуг, запобігання виникненню професійного вигорання, забезпечення емоційної підтримки.

Створюється Реєстр надавачів та отримувачів соціальних послуг, який складається з розділів про надавачів соціальних послуг, окремо - про фізичних осіб, які доглядають за членами сім'ї, та про отримувачів соціальних послуг.

Для отримання соціальної послуги за рахунок бюджетних коштів треба подати до підрозділу з питань соцзахисту населення районних, районних у містах Києві та Севастополі державних адміністрацій, виконавчого органу міської ради міст обласного значення, ради об'єднаної територіальної громади за місцем проживання або перебування заяву про надання соціальних послуг (може подати законний представник). Кожен громадянин може подати звернення, повідомлення в інтересах осіб/сімей, які потребують соціальних послуг.

Договір про надання соціальних послуг укладається в письмовій формі між надавачем та отримувачем соціальних послуг чи його законним представником.

Типовий договір затверджується Мінсополітики, його істотними умовами є назва соціальних послуг, умови їх надання та вартість, права, обов'язки та відповідальність сторін, строк дії договору та інші умови, які сторони визнають істотними. Невід'ємною частиною договору є індивідуальний план надання соціальних послуг.

Форми договорів можна знайти у модулі "Типові договори та шаблони" ІПС "ЛІГА:ЗАКОН", а за розміром прожиткового мінімуму зручно стежити в модулі "Довідники".

В преклонном возрасте, а тем более при серьезных проблемах со здоровьем, человек часто оказывается не способен сам позаботиться о себе. Тогда нас поддерживают родные и близкие. Но что делать, если родственников нет? Или близкие не хотят или не могут ничем помочь? Тогда на помощь придет социальный работник.

Кому оказывают социальные услуги на дому? Что это за услуги и как их получить?

Малообеспеченным и одиноким – бесплатно

Предоставление соцуслуг на дому регулируется Законом Украины «О социальных услугах» и Постановлением Кабмина №1417 от 29 декабря 2009 года (с изменениями от 5.01.2016 г.) о вопросах деятельности территориальных центров социального обслуживания. По закону, на бесплатные социальные услуги сотрудников терцентра соцобслуживания имеют право:

  • пожилые люди и лица с инвалидностью, у которых нет родных трудоспособного возраста;
  • больные трудоспособного возраста, которые не могут сами себя обслуживать (только на период до установления им группы инвалидности и не более чем на 4 месяца);
  • люди, переживающие последствия стихийного бедствия или катастрофы, если среднемесячный совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума;
  • безработные, зарегистрированные в службе занятости и содержащие детей, пожилых людей, лиц с инвалидностью (при условии дохода семьи ниже прожиточного минимума).

Кому и чем помогают?

Чтобы получать социальные услуги на дому, нужно обратиться с письменным заявлением в
территориальный центр соцобслуживания. Это может сделать сам нуждающийся в помощи или его опекун (попечитель). Проживающие в сельской местности обращаются в районные центры соцобслуживания (при этом соцработники должны быть в каждом населенном пункте).
Собирать пакет документов не нужно, достаточно паспорта и заявления. В течение 14 дней заявление рассмотрят и примут решение. Терцентр в это время сам собирает нужную документацию, делает запросы в учреждения, чтобы подтвердить право обратившегося на получение бесплатных услуг. Чтобы понять, какие услуги нужны, комиссия проводит обследование на дому, выясняет состояние подопечного, условия проживания, потребности. По результатам составляют договор и индивидуальный план услуг.

Объем услуг зависит от группы двигательной активности человека, которую устанавливает комиссия, руководствуясь госстандартом.

Люди III группы двигательной активности могут рассчитывать на услуги по закупке и доставке продуктов питания, лекарств; приготовление пищи и уборку жилья; оформление документов и внесение коммунальных платежей.
Для V и IV групп двигательной активности добавляются услуги по стирке, доставке горячих обедов, помощь в обмывании, одевании, смене постельного белья, в передвижении по квартире и тому подобное.

Услуги на дому нормируются по времени, учитывая нагрузку соцработника, – в среднем 40 рабочих часов в неделю. На визит к одному подопечному выделяется 2 часа; сюда входит и время, затраченное на передвижение по населенному пункту.

Обслуживание может быть постоянным (2-3 визита в неделю) или ежедневным, когда речь идет о лежачих больных (например, после травмы или перелома). Но если подопечному требуются постоянный уход и присмотр, рекомендовано помещение его в интернат, где могут это обеспечить.

Если нельзя бесплатно, можно доплатить

Нуждающиеся в помощи могут претендовать на платные услуги. На их предоставление могут рассчитывать:

  • престарелые, инвалиды, больные трудоспособного возраста, которые не могут сами себя обслуживать, но имеют трудоспособных родных;
  • лица, которые находятся в тяжелой жизненной ситуации в связи со стихийным бедствием, катастрофой или безработицей и зарегистрированы в госслужбе занятости, содержат несовершеннолетних детей, лиц преклонного возраста и инвалидов.


Платную помощь предоставляют, когда среднемесячный совокупный доход семьи превышает прожиточный минимум.
Тарифы на социальные услуги утверждают местные органы власти в порядке, предусмотренном законом. Они могут отличаться в зависимости от города и даже района. Уточним, что с 2011 года стоимость услуг не менялась, поэтому в Одессе, к примеру, действуют такие тарифы на некоторые виды услуг:

влажная уборка – 20 грн.,
генеральная уборка – 58 грн.,
мытье окна – 14 грн.;
приготовление пищи – 28 грн.,
кормление лежачего больного – 11 грн.;
ручная стирка до 1,5 кг сухого белья – 9 грн., в стиральных машинах – до 5 кг сухого белья – 28 грн.;
помощь при купании – 28 грн., замена белья – 5 грн., сопровождение в больницу – 36 грн.

Когда помощь не предоставляют?
Договор с соцработником о предоставлении услуг может быть расторгнут при:

  • отказе самого подопечного от помощи;
  • изменении места проживания подопечного;
  • улучшении состояния здоровья;
  • невыполнении подопечным требований договора (в том числе – хамство, грубое отношение к соцработнику);
  • истечении срока договора;
  • смерти получателя услуги.

В настоящее время установлены такие размеры прожиточного минимума для разных категорий:

  • дети до 6 лет – 1559 грн.;
  • дети от 6 до 18 лет – 1944 грн.;
  • трудоспособные – 1762 грн.;
  • нетрудоспособные – 1435 грн.

Подготовлено при помощи Территориального центра соцобслуживания Приморского района Одессы

Читайте также: