Валоризация пенсии закон статьи 30 2

Очень много ныне живущих пенсионеров начинали свой стаж работы при Советском Союзе.И сейчас им очень интересно сделан ли в 2020 году перерасчёт пенсии за советский стаж работы.

Валоризация (увеличение) пенсионного капитала

До 2002 года в России размер пенсионных выплат рассчитывался из расчета общего трудового стажа пенсионера и его среднемесячного оклада. Но в 2002 году произошла пенсионная реформа, и в результате страна с распределительной пенсионной системы перешла на расчётно-накопительную. А именно , теперь при установлении величины пенсий будет учитываться сумма взносов в пенсионный фонд, которые от лица пенсионера совершал его работодатель, а также страховая часть.

Страховая сумма пенсионных выплат рассчитывается Пенсионным фондом по особой формуле, главный коэффициент которой – предположительная длительность нахождения пенсионера на пенсии в будущем.

Начиная с 2002 года всем пенсионерам, имевшим советский стаж работы до наступления 2002 года, должна быть произведена валоризация, то есть надбавка пенсионного капитала (ст. 30.1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 г.)

Обычно увеличение пенсии производится для улучшения качества жизни пенсионеров. При валоризации будет учитываться среднемесячная зарплата за весь трудовой стаж. Именно эта сумма, согласно закону, подлежит увеличению на 10 %.Так,что пенсия у всех будет разная.

По новому закону претендовать на получение страховых выплат пенсии можно лишь при соблюдении нескольких условий:

  1. пенсионное удостоверение необходимо иметь трудовую книжку;
  2. наличие страхового стажа свыше 15 лет;
  3. наличие минимум 30 пенсионных баллов на счету.

Баллы начисляются в зависимости от стажа , а также от сумм внесённых в систему пенсионного страхования .


Прибавка пенсии за время работы в советский период

В 2020 году обновлена оценка «советского» стажа к пенсии:

  • коэффициент индексации – 1, 066;
  • стоимость пенсионного балла увеличилась, теперь составляет 93 рубля.

Закон о валоризации в 2019 году также включал перерасчёт за стаж в советское время. Каждый пенсионер имеет право претендовать на увеличение своей пенсии на 1 % за каждый год советского стажа. Причём важным моментом в законе является то, что при определении величины пенсионных выплат нет ограничений в размере стажа. То есть, если ваш стаж трудовой деятельности до 1991 года составил 30 лет, то пенсия будет увеличена на: 10 % (общие условия) + надбавка 30 % (стаж за советскую работу).

Доплата за работу в Советский период не зависит от того работает пенсионер или нет.

Помимо этого в стаж зачисляются: годы службы в армии, работа на территориях Крайнего Севера или братских республик Советского союза.

Важно знать! Ежегодные индексации будут затрагивать увеличенную страховую пенсионную часть.

Компенсации Советского периода

При подсчете величины пенсии не берутся во внимание выплаты, которые получал пенсионер до 1991 года. Однако нынешняя пенсионная система предполагает доплаты за время, проведённое женщиной в уходе за ребёнком до 1,5 лет.

За одного ребёнка ей полагается дополнительно 1,8 баллов (то есть за двух – 3,6 балла), а если сразу за тремя – 5,4 балла. Чтобы доказать право для перерасчета и получения дополнительных баллов, достаточно предоставить в пенсионный фонд (ПФР) свидетельства о рождении детей.

Что нужно сделать для валоризации пенсионных выплат в 2020 году?

Обычно, для валоризации от пенсионера ничего не требуется. Пенсионный Фонд самостоятельно рассчитает новую сумму выплат пенсии. Но, для определения стажа будут учитываться исключительно те года работы, на которые в своё время работник предоставил документы.

То есть, если общий трудовой советский стаж пенсионера составил 27 лет, но по документам имеется доказательство только о 23 годах, то именно 23 года и будут использоваться для определения величины валоризации.

Что делать, если пенсию не пересчитали?

Если пенсию не пересчитали, или пересчитали неверно,необходимо написать заявление в Пенсионный Фонд с требованием предоставить перерасчёт пенсионных выплат за советский период или с требованием объяснить уже установленную величину пенсии. На все обращения физических лиц Пенсионный Фонд обязан в короткие сроки предоставить письменный мотивированный ответ.

Валоризация отдельным категориям граждан

Для граждан, которые помимо страховой пенсии получают также пенсию по инвалидности, в советский трудовой стаж не будут засчитываться:

  • для военных – годы службы, предшествовавшие получению пособий по инвалидности, а также годы службы, уже учтённые в пенсионных выплатах за выслугу лет;
  • для космонавтов – годы службы, предшествовавшие получению пособий по инвалидности, а также годы службы, уже учтённые в пенсионных выплатах за выслугу лет.

Для тех, у кого трудовой стаж начинает исчисляться с 2002 года, система валоризации не работает – в 2020 году они получат пенсию по новым правилам.

Загадочное слово «валоризация» появилось в пенсионном законодательстве еще в 2010 году. Однако до сих пор оно вызывает множество вопросов и сомнений у пенсионеров.

Предлагаю подробнее осветить все ключевые моменты валоризации и перерасчета пенсии за советский стаж.

1. Кому положена валоризация?

В 2010 году в Закон «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ ввели статью 30.1 о валоризации расчетного пенсионного капитала. Она применяется и по сей день, когда рассчитывается часть пенсии за стаж до 2002 года (поскольку с 2002 года пенсионная формула кардинально изменилась и определяющим критерием стали страховые взносы, а не стаж).

Итак, право на валоризацию имеют все граждане, у которых есть советский стаж до 1991 года и кому назначена трудовая или страховая пенсия (напомню, что в 2015 году страховые пенсии пришли на смену трудовым пенсиям в связи с принятием закона № 400-ФЗ). Прибавка к пенсии от валоризации рассчитывается так:

- определяется расчетный пенсионный капитал (по статье 30 Закона № 173-ФЗ).

Ключевые значения, которые для этого нужны — общий трудовой стаж до 2002 года, соотношение заработка пенсионера к средней зарплате по стране и ожидаемый период выплаты пенсии (который зависит от года выхода на пенсию — если она назначена в 2015 году и далее, этот период составляет 228 месяцев),

- далее, если у пенсионера есть хотя бы один день советского стажа (до 1 января 1991 года) ему начисляется 10% к полученному пенсионному капиталу,

- а за каждый полный год советского стажа начисляют еще по 1%.

Например: женщине назначили страховую пенсию по старости в 2015 году. При максимальном соотношении заработков (1,2) и 20-ти лет стажа до 2002 года ее расчетный пенсионный капитал составит 148 852 рубля.

Если при этом у нее 10 лет стажа до 1991 года, то к этой сумме добавят еще 20% (это и есть валоризация).

Затем пенсионный капитал суммируют со страховыми взносами за период с 2002 по 2014 гг., проиндексируют, разделят на период Т — и полученную сумму переведут в пенсионные баллы.

По итогам расчетов получается, что валоризационная прибавка дает женщине в чистом виде 733 рубля к пенсии (148 852 х 20% / 228 х 5,6148).

2. Нужно ли обращаться в ПФР за валоризацией?

В интернете часто встречаются публикации, где активно призывают пенсионеров бежать в ПФР и подавать заявление на валоризацию. Но в результате многие получают «от ворот поворот».

Как упоминалось, валоризацию применяют при расчете пенсии, поэтому если страховая пенсия назначена — значит, в ней уже есть валоризационная прибавка. Другое дело — когда пенсионеру не зачли какие-то периоды до 1991 года в общий трудовой стаж.

Если эти периоды будут подтверждены (решением суда или архивными документами, например) — вот тогда у пенсионера появляется очень веский повод обратиться в ПФР за пересмотром валоризации и перерасчетом пенсии в целом.

3. Когда должны пересмотреть валоризацию и сделать перерасчет пенсии за советский стаж?

На данный момент таким основанием является включение дополнительных периодов в общий трудовой стаж, который учитывается именно в расчете пенсии.

Обратите внимание, что этот стаж может отличаться от общего страхового стажа, который нужен для назначения пенсии (на данный момент нужно не менее 11 лет такого стажа, чтобы возникло право на пенсию).

Стаж для расчета пенсии учитывается по правилам статьи 30 Закона № 173-ФЗ — и, как правило, по пункту 3 этой статьи, т.к. приведенная в нем формула дает пенсию в более выгодном размере.

С учетом этого пункта, помимо периодов работы, указанных в трудовой книжке, дополнительно можно включить в советский стаж для валоризации:

- периоды службы в армии, а также в органах внутренних дел и других правоохранительных органах (если они не были учтены в пенсию за выслугу лет),

- период получения пособия по безработице,

- период работы в колхозе во время летних школьных каникул (с 16-летнего возраста, хотя есть судебная практика, когда и с 14-летнего возраста был включен этот период — см. определение Верховного Суда Республики Мордовия от 16.06.2015 № 33-1380/2015),

- период нахождения на инвалидности 1-2 группы, если она была связана с профзаболеванием.

Если какие-то периоды были необоснованно исключены из советского стажа, нужно подтвердить их решением суда — после чего ПФР обязан будет сделать перерасчет пенсии.

Трудовые пенсии ушли в историю, но. нет, вернуться пока не обещали, но обещали напоминать о себе периодически. И вот сегодня как раз настал такой момент. Пришло время ненадолго взглянуть назад и посмотреть, что же там стало с валоризацией пенсий, так смело затеянной в 2010-м году, и что будет с ней в 2015-м?


Для тех, кто не в курсе, что такое валоризация, и с чем ее едят - сейчас будет небольшой исторический экскурс.

Для чего нужна валоризация?

Валоризация трудовых пенсий - это особая система индексации пенсионного капитала, сформированного российскими трудящимися в советский и постсоветский период.


Дело здесь вот в чем. До принятия самых первых поправок в пенсионную систему (то есть до 01.01.02г.) при определении величины накопленного гражданином России пенсионного капитала использовались два основных показателя:

  1. средняя заработная плата за некоторый рабочий промежуток (2 последних рабочих года или 5 любых лет по выбору);
  2. общая продолжительность работы.


Вот эти два показателя и влияли на величину пенсии каждого россиянина. В 2002-м систему изменили и пенсия была поставлена в зависимость от фактически сделанных страховых отчислений в систему ОПС. Такая система действовала до 31.12.14 г. и (с некоторыми изменениями) действует сейчас.



Из-за изменений 2002 года у граждан, работавших и получавших стаж до 31.12.01г., страховые взносы фактически отсутствовали. Кроме этого, стало очевидно, что даже при расчете пенсионного капитала, полученного до 2002 года, по старым правилам, пенсии более старшего поколения сильно пострадают в размере.


Таким образом, чтобы уравнять права тех граждан, кто свою пенсию зарабатывал в СССР и в первое десятилетие постсоветской России, в 2009 году было решено такой пенсионный капитал валоризировать. Иначе говоря, повысить/проиндексировать/переоценить - выбирайте любой синоним по вкусу.


Соответствующие поправки вошли в ст.28 Федерального закона №123-ФЗ от 24.07.09г. и начали действовать с 01.01.10 г. В законе № 173 "О трудовых пенсиях" появились статьи 30.1, 30.2 и 30.3, а в голове у пенсионеров - тысяча и один вопрос по поводу валоризации пенсий.


Впрочем схема изменений оказалась довольно проста. Пенсионный капитал, полученный гражданами до 01.01.02 г. увеличивается на 10% + 1% за каждый год работы в период до 01.01.91 г. При этом для валоризации капитала не важно, сколько лет человек работал до 2002-го года. Два, десять или тридцать пять лет - главное, чтобы не меньше 12 месяцев.


Валоризации подлежит капитал, как граждан уже получающих пенсию, так и будущих пенсионеров.



Пенсионерам, которым пенсия уже была оформлена на момент вступления в силу ФЗ №123, в автоматическом и безотлагательном порядке в тот же 2010-й год провели валоризацию в соответствие с положениями пункта 2 статьи 30.2 ФЗ №173.


Те же, кто достиг пенсионного возраста или вышел на пенсию в 2010 - 2014 годах, валоризацию фактически не заметили - им она проводилась одновременно с оформлением пенсии по старости, инвалидности и т.д.

Изменения в новом законодательстве

В 2015 году случилась новая пенсионная реформа и новый закон (ФЗ №400 от 28.12.13г.), в котором про валоризацию нет ни слова. Значит ли это, что с 01.01.15 года пенсионеры, которые раньше имели право на увеличение советского пенсионного капитала, такое право потеряли?



К счастью - нет. Хотя ФЗ №173 действительно больше не применяется, положения, по которым определяется величина страховой части пенсионных выплат (если они не ступают в противоречие с положениями закона №400), свою силу имеют и сейчас.


Таким образом, пенсионеры 2015-го и последующих годов, если они официально трудились и получали стаж до 01.01.02 года, при оформлении одного из видов страховых пенсий сохраняют свое право на валоризацию пенсионного капитала.

Как самостоятельно рассчитать пенсию?

Несмотря на то, что расчет суммы валоризации пенсии проводится ПФР автоматически и не требует участия пенсионера, мы подскажем, как сделать это в "домашних условиях".


Для того, чтобы рассчитать валоризацию пенсии, нужно сначала посчитать величину накопленного пенсионного капитала (НПК) за периоды до 01.01.02 года. Для этого нужно взять формулы из пунктов 1 и 3 статьи 30 ФЗ №173 и подставить туда подходящие значения. Поскольку эти формулы весьма объемны и требуют объяснения основ расчета трудовой пенсии по законам 2002 года (что нам в общем-то не нужно), мы предположим, что это значение нам известно и обозначим его условно, как НПК.


Далее необходимо выяснить, какой объем пенсионных прав получен до 2002 года. Проще говоря, сколько лет человек проработал до 01.01.02 г. и отдельно - сколько из них пришлось на период до 01.01.91 г. Сделаем это на примере:



Иванова Н.И. имеет трудовой стаж 15 лет до 01.01.02г. года, из которых 4 года пришлось на период до 01.01.91г. Сумму пенсионного капитала, накопленного ею за эти 15 лет обозначим - НПК. Сумма валоризации для Ивановой Н.И, составит:


НПК х (100%+10% (за 15 лет общего стажа)+ 4% (за 4 года работы до 1991 года) =НПК х 114%


Следовательно, прирост пенсии после валоризации составит 14% от расчетной суммы пенсионного капитала.


Обратите внимание, валоризация увеличивает не всю пенсию, а только ту ее часть, что была "заработана" до пенсионной реформы 2002г. Страховой капитал, полученный после 2002 года в 2015 году будет переведен в баллы, а пенсия будет рассчитываться уже по закону №400, а не по закону №173.


Если вы раньше не знали о валоризации и при расчете пенсии не указали какие-либо периоды работы, вы можете обратиться в ПФР с доказательствами (справками с работы, выписками из договоров, актов и пр.) такого стажа и написать заявление на перерасчет пенсии с учетом валоризации. В остальных случаях заявление на валоризацию не требуется.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 9 сентября 2009 г. N ЛЧ-25-25/8662

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
ПО ВАЛОРИЗАЦИИ РАСЧЕТНОГО ПЕНСИОННОГО КАПИТАЛА
ЗАСТРАХОВАННЫХ ЛИЦ

В связи с вступлением в силу с 01.01.2010 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (за исключением положений, для которых статьей 41 названного Федерального закона установлены иные сроки вступления в силу) сообщаем, что начиная с указанной даты в связи с валоризацией (повышением) величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", установление трудовых пенсий необходимо осуществлять с учетом следующего.

1. Сумма валоризации составляет 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного при оценке пенсионных прав застрахованного лица, и сверх того 1 процент величины указанного расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991.

1.1. В общий трудовой стаж в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала включаются периоды трудовой и иной деятельности, которые были включены в указанный стаж при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованного лица в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ. Исчисление соответствующих периодов трудовой и иной деятельности производится в том же порядке, который был применен при определении расчетного размера трудовой пенсии.

Продолжительность общего трудового стажа, учитываемого в целях валоризации величины расчетного пенсионного капитала, ограничению не подлежит.

1.2. При валоризации величины расчетного пенсионного капитала граждан, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности) в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в общий трудовой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом от 12.02.1993 N 4468-1.

1.3. При валоризации расчетного пенсионного капитала граждан из числа космонавтов, получающих одновременно страховую часть трудовой пенсии по старости и пенсию за выслугу лет (пенсию по инвалидности), предусмотренную Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в общий трудовой стаж не включаются периоды работы (службы) и иной деятельности, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ.

1.4. Если оценка пенсионных прав граждан по их выбору была осуществлена с применением стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного), то сумма валоризации величины расчетного пенсионного капитала определяется исходя из продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

2. Расчет суммы валоризации производится по следующей формуле:

СВ = ПК1 x [0,1 + (0,01 x ОТС)], где

СВ - сумма валоризации;

ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ с учетом суммарного коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала за период с 01.01.2002 по состоянию на день назначения гражданину соответствующей трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости);

ОТС - продолжительность общего трудового стажа (стажа на соответствующих видах работ) (в полных годах), приобретенного до 01.01.1991;

0,1 + (0,01 x ОТС) - коэффициент валоризации.

2.2. Определение размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) с 01.01.2010 с учетом валоризации лицам, являющимся получателями трудовых пенсий по состоянию на 31.12.2009.

Размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) с учетом суммы валоризации (пункт 2 статьи 30.2 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) с 01.01.2010 лицам, являющимся получателями указанных трудовых пенсий по состоянию на 31.12.2009, определяется по формуле:

П = Б + П1 + (СВ / (Т x К) / КН) x Кинд., где

П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца;

Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) (статьи 14, 15 и 16 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) по состоянию на 01.01.2010;

П1 - размер страховой части трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) по состоянию на 31.12.2009;

СВ - сумма валоризации с учетом ПК1 (статья 30.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ);

Т x К - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, примененное при назначении соответствующему гражданину страховой части трудовой пенсии, исчисленное с учетом отношения нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) к 180 месяцам, предусмотренных статьями 15 и 16 настоящего Федерального закона (для исчисления размера трудовой пенсии по старости К = 1);

КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на 01.01.2010;

Кинд. - суммарный коэффициент индексаций и дополнительных увеличений страховой части трудовой пенсии, проведенных в Российской Федерации за период со дня назначения страховой части соответствующей трудовой пенсии до 01.01.2010.

2.3. Определение размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) при перерасчете в связи с изменением суммы валоризации.

2.3.1. При изменении суммы валоризации в случаях, предусмотренных подпунктами 4 и 6 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 01.01.2010 определяется по формуле:

П = Б + [(ПК1.1 + ПК2) / (Т x К) / КНн x Кинд.] + [СВ1 / (Т x К) / КН x Кинд.], где

П - размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости);

Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) (статьи 14, 15 и 16 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ) по состоянию на 01.01.2010;

ПК1.1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, пересчитанного по основаниям, предусмотренным подпунктами 4 и 6 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, исчисленного в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ с учетом суммарного коэффициента индексации расчетного пенсионного капитала за период с 01.01.2002 по состоянию на день назначения трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости);

ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо за период с 01.01.2002 по состоянию на день назначения трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости);

СВ1 - уточненная сумма валоризации с учетом ПК1.1;

Т x К - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, примененное при назначении соответствующему гражданину страховой части трудовой пенсии, исчисленное с учетом отношения нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) к 180 месяцам, предусмотренных статьями 15 и 16 настоящего Федерального закона (для исчисления размера трудовой пенсии по старости К = 1);

КНн - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на день назначения трудовой пенсии;

КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями указанной пенсии, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на 01.01.2010;

Кинд. - суммарный коэффициент индексаций и дополнительных увеличений страховой части трудовой пенсии, проведенных в Российской Федерации за период со дня назначения гражданину страховой части соответствующей трудовой пенсии до 01.01.2010.

2.3.2. При обращении застрахованных лиц в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3, 5 пункта 1 статьи 30.3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, в срок до 31 декабря 2010 года включительно, перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) определяется по формуле, указанной в пункте 2.3.1 настоящего письма.

3. В целях своевременной реализации с 01.01.2010 территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации положений Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ в части валоризации величины расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав, необходимо провести весь комплекс организационно-правовых мероприятий в отношении следующих категорий граждан:

Распоряжение Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 17.07.2009 N 160р.

1) получателей трудовой пенсии, имеющих трудовой стаж до 01.01.2002, обратив особое внимание:

на лиц, которым исходя из продолжительности трудового стажа до 01.01.1991 при исчислении расчетного размера трудовой пенсии применен коэффициент 0,75;

на лиц, имеющих в пенсионном деле документы о трудовом стаже до 01.01.1991, не учтенные при оценке пенсионных прав;

на лиц, у которых выбор иного варианта определения расчетного размера трудовой пенсии при оценке пенсионных прав влечет за собой изменение суммы валоризации;

на лиц, имеющих I степень ограничения способности к трудовой деятельности (до 01.01.2004 - 3 группу инвалидности);

на лиц, имеющих трудовой стаж общим итогом;

на лиц, являющихся получателями трудовых пенсий по случаю потери кормильца, которым ранее была установлена трудовая пенсия по старости или трудовая пенсия по инвалидности;

2) получателей иных пенсий, имеющих трудовой стаж до 01.01.2002, обратив особое внимание:

на лиц, являющихся получателями социальных пенсий, которым ранее была установлена трудовая пенсия;

на граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных и техногенных катастроф, ранее получавших пенсию, исчисленную по нормам Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ;

3) лиц, не являющихся получателями пенсий, из числа граждан, признанных в установленном порядке инвалидами I, II и III группы и не имеющих степени ограничения способности к трудовой деятельности.

При обращении в 2009 году получателей трудовых пенсий с соответствующим заявлением и документами для установления размера трудовой пенсии с учетом валоризации расчетного пенсионного капитала территориальным органам ПФР необходимо организовать учет таких обращений.

Для своевременной реализации права на трудовую пенсию по инвалидности и трудовую пенсию по случаю потери кормильца с 01.01.2010 в связи со вступлением в силу Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ граждан, являющихся инвалидами и не имеющих степени ограничения способности к трудовой деятельности, территориальным органам ПФР также необходимо организовать учет поступивших в 2009 году соответствующих обращений за указанной пенсией.

В случае обращения в период с января по март 2010 г. указанных граждан, а также граждан, являющихся получателями трудовых пенсий по случаю потери кормильца, имеющих право на трудовую пенсию по старости или трудовую пенсию по инвалидности по состоянию на 31.12.2009, и граждан, являющихся получателями пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предусмотренных Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", и имеющих право на трудовую пенсию по состоянию на 31.12.2009, соответствующая трудовая пенсия назначается с 01.01.2010.

Заместитель Председателя Правления
Л.И.ЧИЖИК

Пенсионное законодательство остается для многих граждан достаточно запутанным и непонятным: в порядке расчета пенсионных накоплений регулярно появляются изменения, что вносит дополнительную путаницу. Одно из нововведений, суть которого осталась неясной для многих граждан – валоризация. Что это за прибавка , кому она положена, и каков порядок расчета?

  • Что такое валоризация, и на кого она распространяется
  • Порядок расчета
  • Как оформить
  • Вывод

Что такое валоризация, и на кого она распространяется

Валоризация регулируется ст. 30 – 30.3 ФЗ «О трудовых пенсиях». Соответствующие правовые нормы были внесены в закон в 2009 году, а приобрели юридическую силу в 2010 году.

Термин валоризация позаимствован Пенсионным фондом из других сфер деятельности. Так, в экономической сфере он применяется для понимания переоценки стоимости ценных бумаг. В вопросах, которые связаны с пенсионным обеспечением, под валоризацией понимают механизм роста пенсионных накоплений.

Валоризацию следует отличать от индексации. Они имеют разное целевое предназначение. Индексация преследует цели недопущения обесценивания пенсионных накоплений, валоризация – изменение размера выплат для граждан, права которых оказались ущемленными при пенсионной реформе.

Так, до 2002 года при определении размера будущей пенсии использовалось только понятие трудового стажа и его продолжительности. Реформа 2002 года предполагала отказ от выплат по трудовому стажу в пользу страховой модели пенсионной системы. Размер пенсии с этого момента стал зависеть не только от стажа, но и от размера отчислений в ПФР и величины страховых взносов.

Работодатели с 2002 года обязаны перечислять за работников пенсионные взносы на их личный счет в размере 22% от размера зарплаты. Это означает, что чем выше размер отчислений, тем большая пенсия положена гражданину. В указанном случае для расчета суммы взносов можно учесть только налогооблагаемый доход. С 2002 по 2014 год взносы считали в фактическом размере, а затем они были конвертированы в баллы.

Так как до 2002 года страховые взносы за работников не вносились, то потребовалось произвести конвертацию (учитывались средний заработок или стаж), но все это существенно понизило размер пенсии, который бы полагался гражданам до изменений 2002 года. Именно это обусловило потребность в проведении валоризации пенсионных накоплений.

По данным Пенсионного фонда, валоризация коснется до 36,5 млн россиян, которые будут оформлять пенсию.

Порядок расчета

Сумма валоризации будет определена сотрудниками Пенсионного фонда в индивидуальном порядке. Для расчетов учитывается, что расчетный пенсионный капитал для каждого лица по состоянию на 2002 год увеличивается на 10%, а также дополнительно на 1% за каждый полный год стажа, отработанного до 1991 года. 10% – это фиксированная сумма валоризации, а дополнительные проценты начисляются только за советский стаж.

Пересчет пенсии с учетом валоризации с января 2010 года затронет всех получателей трудовых пенсий: по старости, инвалидности, по потере кормильца, если они работали до 2002 года.

Например, гражданин обратился за начислением пенсии, имея 45 лет трудового стажа. 10 лет из них пришлись на период до 2002 года, еще 19 – на советское время. Общий процент увеличения пенсионного стажа составит 29% (10% за стаж до 2002 года и 19% – за советский стаж).

С учетом указанных выше значений каждый получатель пенсии может рассчитать сумму валоризации в процентах.

Для расчета суммы валоризации применяется следующая формула:

  • сумма после валоризации = (Расчетный капитал * процент валоризации * объем индексации после 2002 года) / период получения выплат / 100.

Расчетный капитал – это сумма пенсионных отчислений по состоянию на 2002 год.

Коэффициент стажа – общий стаж в дореформенный период, который составляет 0,55 для стажа в 25 лет.

Например, мужчина оформляет пенсию в 2020 году. Он начал работать в 1976 году, его процент валоризации составит 25%. Расчетный капитал начислен, как 200 тыс. р. Коэффициент индексации составил 10,9, период выплат – 228 мес.

Расчет будет выглядеть так:

  • (200000 * 25 * 10,9) / 228 / 100 = 2390,35 р.

Именно такой будет прибавка к пенсии в рамках валоризации.


Как оформить

По действующему регламенту валоризация имеет беззаявительный характер и происходит автоматически на основании имеющихся в Пенсионном фонде сведений.

Если работник имеет периоды неофициального стажа, но обладает необходимыми доказательствами, то он может обратиться в ПФР для уточнения объема пенсионных прав и для корректировки суммы выплат. Такими доказательствами могут выступать справки с места работы, копии приказов, трудовые договоры, расчетные листы и архивные документы.

Валоризация производится исключительно из средств федерального бюджета. Работодатели не должны ее компенсировать.

Вывод

Таким образом, валоризация – это механизм повышения пенсионных накоплений у отдельных категорий граждан. Она распространяется на граждан, которые имеют трудовой стаж до начала 2002 года. Эта мера позволяет гражданам компенсировать их потери в размере пенсионных начислений, которые связаны с реформой 2002 года, когда был переход на страховую модель пенсии.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

С 2015 года граждане Российской Федерации уходят на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако с учетом постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П и применяемого принципа правовой определенности и предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, у граждан сохраняется право на применение закона, действовавшего на момент осуществления трудовой и иной деятельности.

Содержание статьи:

Ошибка №1 — смешение различных оснований и порядка расчета пенсии


С 2015 года граждане Российской Федерации уходят на пенсию в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Начиная с 2015 г. расчет пенсии производится в баллах. С 2002 года размер пенсии напрямую зависит от страховых взносов, начисленных работодателем либо уплаченных гражданами самостоятельно. Период трудовой деятельности по состоянию на 31.12.2001 года учитывается по правилам конвертации пенсионных прав.

Именно при конвертации (преобразовании) пенсионных прав граждан за период до 31.12.2001 года допускается наибольшее количество ошибок при расчете размера пенсии.

Первой, наиболее распространенной ошибкой при конвертации пенсии, является смешение различных оснований и порядка расчета пенсии, в частности одновременное применение пунктов 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Основополагающим факторов, влияющим на право установления и размер пенсии, является стаж, порядок подсчета которого зависит от указанных норм права. При этом, следует различать страховой стаж и общий трудовой стаж.

Страховой стаж – это продолжительность периодов работы, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд России, а также других периодов, засчитываемых в страховой стаж, когда человек не имел возможности работать — нестраховых периодов. По общему правилу страховой стаж исчисляется в календарном порядке.

Общий трудовой стаж – суммарная продолжительность периодов работы и другой общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года. Исчисление продолжительности периодов работы до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.

Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года осуществляется путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал. При этом применяется тот вариант оценки пенсионных прав, который позволяет установить гражданину пенсию в наибольшем размере: в соответствии с пунктом 3 или пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В соответствии с п. 3 и п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа и заработка расчет пенсии производится только по состоянию на 1.01.2002 г. При этом, положения пунктов 3 и 4 указанной статьи определяют особенности учета периодов работы (деятельности). Смешение порядков исчисления трудового стажа не допускается.

Ошибка №2 — игнорирование установленного законом ограничения максимального расчетного размера трудовой пенсии


Особенностью и второй основной ошибкой, допускаемой при расчете пенсии, является игнорирование установленного законом ограничения максимального расчетного размера трудовой пенсии при расчете по п.4 ст.30.

По общему правилу расчетный размер трудовой пенсии по п.4 ст.30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» определяется по следующей формуле.

где РП – расчетный размер трудовой пенсии;

ЗР – среднемесячный заработок;

СК – стажевый коэффициент.

Согласно нормам абз.40 и 41 п.4 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 года №213-ФЗ) расчетный размер трудовой пенсии, определенный в соответствии с настоящим пунктом, при наличии общего трудового стажа, равного 20 годам для женщин и 25 годам для мужчин не может превышать сумму, равную 555,96 рублей. За каждый полный год, превышающий 20 и 25 лет соответственно, указанные суммы повышаются на 1 процент, но не более чем на 20 процентов. Для лиц, проживающих по состоянию на 01.01.2002 года в районах, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, сумма, указанная выше (555,96 рублей) в том числе повышенные с учетом продолжительности общего стажа, увеличиваются на соответствующий районный коэффициент. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе и местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.

Продемонстрируем, как применяются указанные законодательные ограничения.

МРП = МЗ х ПСК х РК,

где МРП – максимальный расчетный размер трудовой пенсии;

МЗ – максимальный месячный заработок;

ПСК – превышающий стажевый коэффициент;

РК – районный коэффициент.

МЗ, как указано выше, установлен законодателем и составляет 555,96 руб.

ПСК зависит от стажевого коэффициента, рассчитываемого на 31.12.2014 года. Так, если стаж трудовой деятельности мужчины 32 года, то ПСК будет равен 1,07 (поскольку фактический стаж на 7 лет превышает требуемый).

РК устанавливается компетентными государственными органами, и зависит от территории и форм осуществляемой деятельности. Например, для водителя, работавшего в Коми АССР, ныне – Ухта (городской округ), районный коэффициент равен 1,3 (постановление Государственного комитета Совета министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 22 ноября 1960 года № 1296/30 «Об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников автомобильного транспорта и шоссейных дорог»).

Таким образом, для мужчины, имеющего на 31.12.2001 года стаж 32 года, при оформлении пенсии по старости ранее общего пенсионного возраста в связи работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, с районным коэффициентом 1,3, максимальный расчетный размер трудовой пенсии ограничен следующей суммой:

МРП = МЗ х ПСК х РК = 555,96 х 1,07 х 1,3 =773,34 руб., где:

1,07 – повышение общего трудового стажа на 7% требуемого стажа;

1,3 – районный коэффициент.

Ошибка №3 — игнорирование при расчете максимального расчетного размера трудовой пенсии повышений и надбавок


Третьей распространенной ошибкой, допускаемой при расчете пенсии, является игнорирование при расчете максимального расчетного размера трудовой пенсии повышений и надбавок.

В соответствии с п.6 ст.30 №173-ФЗ для лиц, которым по состоянию на 31.12.2001 года установлена трудовая пенсия по старости в соответствии с Законом «О государственных пенсиях в РФ» по их выбору в качестве расчетного размера трудовой пенсии принимается сумма одной установленной им пенсии с учетом повышений и компенсационной выплаты в связи с ростом стоимости жизни в РФ с применением соответствующего районного коэффициента.

Увеличение расчетного размера пенсии, исчисленного в соответствии с нормами абз.1-10 п.4 ст.30 федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ дополнительно на районный коэффициент, не предусмотрено, поскольку районный коэффициент уже учтен в сумме среднемесячного заработка, из которого исчислена трудовая пенсия.

Нормами п.5 ст.30 повышения и надбавки к пенсиям, установленные законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан по состоянию на 31.12.2001 года начисляются к расчетному размеру трудовой пенсии. При определении расчетного размера пенсии в соответствии с п.4 ст.30 к расчетному размеру пенсии начисляется компенсационная выплата в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации, предусмотренная законодательством Российской Федерации по состоянию на 31.12.2001 года.

Приведу два примера, при которых возможно увеличение максимального расчетного размера трудовой пенсии.

1. Наличие условий, позволяющих применить ст. 110 «Повышение пенсии» Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Как это работает: если, например, гражданин награжден орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, то размер его пенсии повышается на 50 процентов минимального размера пенсии по старости на 01.01.2002 года (185,32 х 0,5 = 92,66 руб.).

2. Наличие условия, позволяющих применить Указ Президента РФ от 02.11.2000 года №1815 о компенсационной выплате в связи с ростом стоимости жизни в Российской Федерации.

Как это работает: к максимальному расчетному размеру трудовой пенсии прибавляется 100 руб., а также учитывается соответствующий районный коэффициент. В случае, если районный коэффициент составлял 1,3, то размер компенсационной выплаты составляет 130 руб. (100 х 1,3 = 130 руб.).

Таким образом, максимальный расчетный размер трудовой пенсии может быть увеличен, и, например, с учетом компенсационной выплаты составит:

773,34 + 130 = 903,34 руб., и включает в себя:

450,0 руб. — размер базовой части трудовой пенсии по старости (ст. 14 Закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ, в прежней редакции),

453,34 руб. – страховая часть (СЧ) трудовой пенсии (903,34 – 450 = 453,34).

Выводы

В соответствии с п. 3 и п.4 ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из стажа и заработка расчет пенсии производится только по состоянию на 1.01.2002 г. При этом, положения пунктов 3 и 4 указанной статьи определяют особенности учета периодов работы (деятельности).

Например, по правилам п. 3 ст. 30 расчетный размер пенсии определяется с применением формулы, установленной при исчислении стажа работы в календарном исчислении и без учета периода учебы. В то время как по п. 4 ст. 30 предусматривается возможность исчисления периодов работы (деятельности) в льготном порядке и включения периода обучения.

Смешение порядков расчета размера пенсии не допускается. Расчет пенсии производится наиболее выгодному варианту.

Если Вам нужен расчет Вашей пенсии, обращайтесь к адвокату!

Вы можете оставить свой отзыв или просто слова благодарности на Яндексе — мы будем знать, что наша работа приносит пользу.

Читайте также: