Внебюджетные пенсионные фонды право социального обеспечения
Пенсионный фонд – это целевой внебюджетный фонд, который осуществляет выплаты пенсий по старости, социальных пенсий по инвалидности или пенсий при потере кормильца.
Пенсионные фонды делятся на государственные пенсионные фонды и негосударственные пенсионные фонды в зависимости от того, какая компания осуществляет управление пенсионным фондом.
Государственный пенсионный фонд РФ
Пенсионный фонд РФ - целевой внебюджетный фонд, образованный как самостоятельная финансово - кредитная организация, осуществляющая государственное управление финансами обязательного пенсионного страхования и выполняющая отдельные банковские операции.
Денежные средства фонда являются государственной собственностью, не входят в состав бюджетов и изъятию не подлежат.
Основным принципом работы государственного Пенсионного фонда является принцип солидарности поколений. То есть взносы пенсии, которые выплачиваются сейчас гражданам, осуществляются за счет страховых взносов с заработной платы трудоспособного населения. Условно механизм данного обеспечения можно сформулировать так: текущее поколение трудоспособных граждан работает, получает материальные блага. Часть из них передаётся современным пенсионерам, которые получают содержание от государства за свои былые труды.
Когда поколение трудоспособного возраста станет старше, и на его место придет повзрослевшая молодежь, то эта схема будет действовать, как и ранее, только уже с другими участниками.
И тем, кто раньше наполнял Пенсионный фонд России, будут выплачивать обеспечение. Это циклическая смена.
Источники формирования средств пенсионного фонда РФ
Источниками формирования средств пенсионного фонда РФ являются:
- страховые взносы работодателей и граждан. В этом случае средства пенсионного фонда РФ образуются за счет страховых взносов следующих страхователей:
1) из числа лиц, производящих выплаты физическим лицам (в том числе - организаций; индивидуальных предпринимателей; физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями);
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты;
3) физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (они приравниваются к страхователям);
- средства из федерального бюджета РФ;
Задачи пенсионного фонда РФ
Основными задачами пенсионного фонда РФ являются:
обеспечение совместно с налоговыми органами целевого сбора и аккумуляция страховых взносов;
капитализация собственных средств, привлечение дополнительных источников финансирования, инвесторов;
организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования;
работа по взысканию с граждан и работодателей пенсионных средств в целях обеспечения выплат по инвалидности в результате получения увечий на производстве;
осуществление совместно с налоговыми органами контроля за полнотой поступающих страховых взносов со стороны работодателей и правильностью их расходования и др.
Функции пенсионного фонда РФ
К социально-значимым функциям пенсионного фонда РФ можно отнести:
Назначение и выплата пенсий;
Ведение учета средств, поступающих на счета;
Назначение и реализация социальных выплат определенным категориям граждан: инвалидам, Героям Советского Союза, Героям РФ, ветеранам и т.д.
Взаимодействие со страхователями и работодателями;
Взыскание недоимок по пенсионным отчислениям;
Оформление и выдача материнских сертификатов;
Выплата средств материнского капитала;
Управление накопленными в системе деньгами с помощью государственной управляющей компании;
Установление федеральных социальных доплат, чтобы довести совокупный доход до размера прожиточного минимума;
Реализация государственных программ по совместному финансированию пенсий для населения.
Личный кабинет и государственный пенсионный фонд России
На сайте Пенсионного фонда России есть личный кабинет, который может создать любой гражданин.
Для этого необходимо пройти регистрацию на сайте ПФР. Для регистрации требуется паспорт и СНИЛС.
Личный кабинет позволяет, на удаленном доступе, совершать следующие действия:
Получить информацию о комплекте документов, которые необходимы для получения пенсии.
Подать заявление на получение пенсии.
Выбрать способ получения пенсии.
Получить информацию по материнскому капиталу или подать заявку на получение материнского капитала.
Перевести имеющиеся денежные накопления в негосударственный пенсионный фонд.
Оформить справку для предоставления в организации.
Негосударственный пенсионный фонд
Задача негосударственного пенсионного фонда (НПФ) - накопить денежные средства на счету налогоплательщика.
Негосударственные пенсионные фонды – это частные пенсионные фонды. Негосударственные пенсионные фонды являются собственниками средств, которые могут быть мобилизованы и действуют по принципу инвестиционных фондов: граждане дают им деньги, управляющие организации решают, куда им вложить их, и с полученных процентов выплачивают пенсии для граждан.
Денежные накопления могут вноситься работодателем ежемесячно или самим человеком с выбранной периодичностью. Негосударственные пенсионные фонды индивидуально подходят к каждому клиенту и предлагают дополнительные программы по накоплению пенсий.
При закрытии негосударственного пенсионного фонда накопленные денежные средства можно перевести на счет другого негосударственного фонда.
Базой для формирования накоплений является официальная заработная плата. При этом не вся перечисляемая сумма идет на счет налогоплательщика. Часть взносов направляется фондом на обеспечение пенсией тем гражданам, которые получает ее сейчас.
Распоряжаться накопленными денежными средствами можно только после выхода на пенсию.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на форуме "Зарплата и кадры".
Внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Денежные средства фондов находятся в государственной собственности, но не входят в состав бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ и административно-территориальных образований, изъятию не подлежат. Средства фондов формируются за счет:
a) страховых взносов работодателей;
b) ассигнований из государственного бюджета;
c) доходов от инвестиций;
d) добровольных взносов юридических и физических лиц;
e) прочих доходов.
Размер тарифа страхового взноса в конкретные фонды обязательного социального страхования (Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования и др.) устанавливается федеральным законом (как правило, ежегодно) дифференцированно по каждому фонду. Дифференциация тарифов страхового взноса на обязательное социальное страхование осуществляется с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможностей исполнения страховых обязательств. Анализ развития законодательства о страховых тарифах за последние годы показывает ярко выраженные две тенденции -- увеличение налогооблагаемой базы и увеличение размера страхового тарифа. Такие тенденции объясняются, прежде всего, недостатком финансовых ресурсов, аккумулируемых в социальных фондах (особенно это касается Пенсионного фонда РФ) Право социального обеспечения: учебник / под ред. КН Гусова. - М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. -- 328с..
Денежные средства обязательного социального страхования хранятся на счетах Центрального банка Российской Федерации, а также на счетах иных банков, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Плата за банковские услуги по операциям со средствами обязательного социального страхования не взимается. Одним из принципов осуществления обязательного социального страхования является устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования Там же.. Государственными гарантиями устойчивости финансовой системы является предоставление дотаций и обязательства Правительства РФ. Статьей 24 Федерального закона от 16 июля 1999г. «Об основах обязательного социального страхования» прямо предусматривается, что в случае нехватки в финансовой системе обязательного социального страхования денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, оплаты медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных установленных федеральными законами расходов, Правительство РФ при разработке проекта на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе обязательного социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить установленные федеральными законами выплаты по обязательному социальному страхованию.
Так, в соответствии с Законом РФ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 года и Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17декабря 2001 года, Пенсионный фонд РФ (ПФР) производит:
a) целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов;
b) финансирование расходов на все виды пенсии и некоторые другие выплаты;
c) организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
d) капитализацию средств, а также привлечение добровольных взносов физических и юридических лиц.
Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов, других фондов и не подлежат изъятию. Средства ПФР предназначены для выплаты всех видов государственных пенсий, в том числе лицам, выезжающим за пределы РФ на постоянное жительство, и другие мероприятия, связанные с деятельность фонда
Средства Пенсионного фонда формируются за счет:
a) страховых взносов работодателей (в размере соответствующей процентной доли единого социального налога);
b) страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
c) ассигнований из федерального бюджета;
d) средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований;
e) добровольных взносов физических и юридических лиц;
f) доходов от капитализации средств Пенсионного фонда и других поступлений, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Наибольшей проблемой Пенсионного фонда РФ в настоящее время является недостаточность денежных средств при достаточно высоком тарифе страховых взносов. Дефицит бюджета ПФР обусловлен целым рядом причин: задолженность предприятий и организаций по уплате страховых взносов1, задолженность федерального бюджета по возмещению Пенсионному фонду РФ затрат на выплату пенсий и пособий военнослужащим и другим категориям граждан. Именно недостаточность денежных средств не позволяет своевременно повышать минимальный размер пенсии по старости, своевременно индексировать установленные размеры пенсий, обеспечивать своевременную их выплату Право социального обеспечения: учебник / под ред. КН Гусова. - М.: ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. -- 328с..
В Конституции Российской Федерации предусмотрено: «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека».4
Социальный характер современной политики России выражается в социальных гарантиях гражданам в сфере трудовой деятельности, образования, здравоохранения, культуры и социальной защиты на основе формирования социально ориентированной рыночной экономики. Значительную роль в системе социального обеспечения населения играют государственные внебюджетные фонды.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального дохода государством в пользу отдельных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают две важнейшие задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направленность использования денежных поступлений.
Внебюджетные фонды, являясь составной частью финансовой системы Российской Федерации, обладают рядом особенностей:
- · запланированы органами власти и управления;
- · имеют строгую целевую направленность;
- · используются для финансирования государственных расходов, не включенных в бюджет;
- · формируются, в основном, за счёт обязательных отчислений юридических и физических лиц;
- · имеют налоговую природу: тарифы взносов устанавливаются государством и являются обязательными. На отношения, связанные с исчислением, уплатой и взысканием взносов в фонды, распространено большинство норм и положений Налогового кодекса Российской Федерации;
- · не входят в состав бюджетов, а также других фондов и не подлежат изъятию на какие-либо цели, прямо не предусмотренные законом. Денежные ресурсы фонда находятся в государственной собственности;
- · расходуются средства из фондов по распоряжению Правительства Российской Федерации или специально уполномоченного на то органа.
В Российской Федерации внебюджетные фонды были созданы в соответствии с Законом РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 17 октября 1991 г.
С помощью внебюджетных фондов государство решает следующие важные социальные задачи:
- · социальная защита населения;
- · повышение жизненного уровня населения;
- · сохранение и улучшение здоровья населения;
- · оказание социальных услуг населению.
Государственные внебюджетные фонды относятся к федеральной собственности, имеют социальную, экономическую, благотворительную и другую направленность.
В состав государственных внебюджетных фондов в нашей стране входят:
- · пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ);
- · фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ);
- · федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС).
Пенсионный фонд России (ПФР) был создан на основании Постановления Верховного Совета РСФСР от 22.12.1990 г. и введен в действие с 1.01.1992 г.
Цель его создания - обеспечение формирования и распределения финансовых ресурсов в целях пенсионного обеспечения граждан нашей страны.
К основным задачам фонда относятся:
- · целевой сбор и аккумуляция единого социального налога (ЕСН) и страховых взносов, а также финансирование расходов в соответствии с назначением фонда;
- · организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или потери кормильца;
- · капитализация средств фонда, привлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц;
- · контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением страховых взносов, правильным и рациональным расходованием средств фонда;
- · организация и ведение индивидуального - персонифицированного учета застрахованных лиц;
- · участие в разработке и реализации межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
- · проведение научно- исследовательских работ в области государственного пенсионного страхования.
Расходы бюджета ПФР обеспечивают:
- · выплату трудовых и государственных пенсий, в том числе, гражданам, выезжающим за пределы Российской Федерации;
- · выплату пособий на погребение и оказание социальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам;
- · финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности фонда и его органов;
- · финансирование других статей в соответствии с законом.
Источниками доходов бюджета фонда выступают:
- · ЕСН из федерального бюджета;
- · страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на выплату страховой части трудовой пенсии;
- · страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, на выплату накопительной части трудовой пенсии;
- · недоимки, пени, финансовые санкции;
- · средства федерального бюджета;
- · средства федерального бюджета, передаваемые в фонд Министерством труда и социального развития РФ на выплату досрочных пенсий безработным, пособий на погребение и т.п.;
- · средства из фонда Министерства РФ по атомной энергии;
- · страховые взносы по дополнительным тарифам для организаций гражданской авиации;
- · доходы от размещения временно свободных денежных средств;
- · доходы от временного размещения страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии;
- · прочие доходы.
Фонд социального страхования РФ создан в нашей стране на основании Указа Президента РФ от 7.08.1992г. для финансового обеспечения государственных гарантий социального страхования. ФСС РФ является бюджетным учреждением, имеющим региональные отделения. Имущество фонда находится в его оперативном управлении и является федеральной собственностью. Бюджет фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением фонда утверждаются председателем фонда.
Основные задачи фонда социального страхования Российской Федерации:
- · обеспечение гарантированных государственных пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком до полутора лет, пособий и компенсаций пострадавшим и ликвидаторам ядерных катастроф (Чернобыльская АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий), санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- · участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- · осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость фонда;
- · разработка совместно с Министерством труда и социального развития РФ, Министерством финансов РФ предложений о размерах тарифа страховых взносов;
- · международное сотрудничество по вопросам социального страхования;
- · другие задачи.
Источниками доходов фонда социального страхования выступают:
- · ЕСН от организаций - работодателей;
- · ассигнования из федерального бюджета;
- · доходы от инвестирования части временно свободных средств фонда;
- · добровольные взносы граждан и юридических лиц;
- · другие доходы.
Использование средств фонда предусматривается на следующие направления:
- · выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет и других;
- · частичное содержание находящихся на балансе страхователей санаториев-профилакториев;
- · частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря и содержание детских юношеских спортивных школ;
- · создание резерва для обеспечения финансовой устойчивости фонда, содержание аппарата управления;
- · финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда;
- · проведение научно-исследовательских работ по охране труда и социального страхования;
- · финансирование программ международного сотрудничества по вопросам социального страхования;
- · другие мероприятия в соответствии с задачами фонда.
Современное состояние социальной сферы и комплекс мер по ее реформированию требуют адекватного совершенствования социального страхования, направленного на сокращение непроизводительных финансовых расходов фонда путем отказа от субсидирования санаторно-курортных мероприятий; перевода страховых случаев, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности и вновь назначенных пособий по трудовой инвалидности в рамки индивидуального социального страхования. Это позволит снизить ставку обязательных взносов на социальное страхование, производимых предприятиями и организациями.
В настоящее время наметилась тенденция создания рынка обязательного социального страхования на альтернативной основе с расширением сети страховых организаций, привлекаемых для оказания социальной помощи и социальных услуг населению. При этом, помимо гарантированной социальной помощи, будет расширен комплекс оказываемых социальных услуг.
Фонд обязательного медицинского страхования РФ создан Постановлением Верховного Совета РФ от 24.02.1993г. для финансового обеспечения закона РФ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Были сформированы Федеральный и Территориальные фонды медицинского страхования.
Фонды обязательного медицинского страхования - централизованные источники финансовых ресурсов для целей медицинского страхования как формы социальной защиты населения. Фонды обеспечивают аккумулирование денежных средств на обязательное медицинское страхование, финансирование государственной системы обязательного медицинского страхования.
Задачи медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и проводить профилактические мероприятия. Медицинское страхование осуществляется в обязательной и добровольной форме. Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств фонда в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Добровольное медицинское страхование осуществляется на основе соответствующих программ и обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских и других услуг сверх установленных государственным фондом.
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -государственное некоммерческое учреждение. Его основными задачами являются:
- · финансовое обеспечение установленных законодательством прав граждан на медицинскую помощь за счет средств обязательного медицинского страхования;
- · обеспечение финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования и создания условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой гражданам на всей территории Российской Федерации в рамках базовой компании обязательного медицинского страхования;
- · аккумулирование финансовых средств фонда для обеспечения финансовой стабильности системы.
Доходы фонда складываются за счет:
- · единого социального налога;
- · ассигнований из федерального бюджета на выполнение федеральных целевых программ и территориальных - за неработающее население;
- · добровольных взносов юридических и физических лиц;
- · доходов от использования временно свободных денежных средств;
- · нормированного страхового запаса фонда;
- · поступлений из других источников.
Основные направления расходов фонда обязательного медицинского страхования связаны с целями его создания:
- · финансирование деятельности учреждений здравоохранения;
- · финансирование медицинской науки;
- · содержание аппарата фонда;
- · другие расходы.
Насколько важна роль и значение ЕСН в современных российских условиях может оценить каждый человек. Само название налога и направленность использования средств говорит о том, что с его помощью решаются насущные проблемы каждого человека. От того, как будут аккумулироваться эти средства, точнее сколько будет этих средств в консолидированном бюджете, во многом зависит достижение основных целей проводимых в стране реформ и смягчение возникающих острых проблем социального характера, в том числе таких как: обеспечение достойной пенсии, стимулирование эффективной демографической политики, включая рост продолжительности нации за счёт проведения своевременной медицинской помощи, создание условий для нормального трудового процесса и отдыха.
Единый социальный налог зачисляется в Федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации и Фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации. Порядок исчисления и уплаты единого социального налога регламентируется Главой 24 Налогового кодекса РФ.
Внебюджетные фонды - это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья, медицинскую помощь, а также для удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета
Считается, что внебюджетные фонды возникли раньше бюджета и в какой-то мере послужили его основой.
Объясняется это тем, что в процессе становления современной системы государственной власти происходило выделение отдельных функций государства и закрепление за ними специальных финансовых ресурсов. Как правило, это были специальные виды правительственной деятельности, для которых была нежелательна огласка. Покрывались они специальными доходами. Количество специальных фондов и счетов не было постоянным. Одни счета открывались, другие закрывались.
Необходимость государственных внебюджетных фондов
Целевые бюджетные фонды стали создаваться в России в период перехода страны на новые экономические отношения. Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» от 10 октября 1991г. впервые предоставил возможность органам власти образовывать целевые бюджетные фонды, обладающие правом самостоятельного юридического лица и независимые от бюджетов соответствующих органов власти.
Внебюджетные фонды позволяют преодолеть остаточный принцип финансирования социальных и других расходов. Они позволяют также разгрузить бюджет, беря на себя часть его расходов, разрешая тем самым проблему финансирования бюджета.
Имея строго целевое направление использования средств, внебюджетные фонды дают возможность увеличить ресурсы, мобилизуемые государством
Главной причиной их создания была необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов. Ведущую роль среди них заняли социальные внебюджетные фонды .
Таким образом, главная причина создания внебюджетных фондов - необходимость выделения чрезвычайно важных для общества расходов и обеспечение их самостоятельными источниками доходов.
Социальные внебюджетные фонды РФ
Государственное обязательное социальное страхование - это часть государственной системы социальной защиты населения, осуществляемой в форме страхования работающих граждан от возможного изменения материального и социального положения, в том числе и по не зависящим от них обстоятельствам.
Создание государственных социальных внебюджетных фондов обусловлено, прежде всего, необходимостью страхования социальных рисков, которые неизбежны в условиях рыночной экономики.
К числу основных социальных рисков относятся:
1) риски утраты трудоспособности с возрастом;
2) риски утраты трудоспособности по инвалидности;
3) риски временной нетрудоспособности в связи с болезнью или по другим причинам (беременность, роды, болезнь детей и т.п.);
4) риски потери работы в связи с закрытием, реконструкцией предприятий, изменением структуры производства и т.п.;
5) риски заболеваний и ухудшения здоровья.
Все эти риски могут возникнуть независимо от желания работника.
Для предотвращения этих исков создаются социальные внебюджетные фонды.
В социальные внебюджетные фонды входят:
1) Пенсионный фонд Российской Федерации;
2) Фонд социального страхования Российской Федерации;
3) Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В экономические внебюджетные фонды входят:
· Российский Фонд технологического развития
· отраслевые внебюджетные Фонды НИОКР
Они создаются в федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти, а также в корпорациях, концернах и ассоциациях, осуществляющих координацию деятельности по разработке, финансированию и реализации комплексных и целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (услуг)
Внебюджетные фонды образуются:
•Министерством промышленности, науки и технологий РФ — Российский фонд технологического развития;
•федеральными министерствами — внебюджетные фонды министерства;
•иными федеральными органами исполнительной власти – внебюджетные фонды ведомств;
•корпорациями, концернами и ассоциациями (далее объединениями) — внебюджетные фонды объединений.
Внебюджетные фонды министерств, ведомств и объединений создаются по согласованию с Министерством промышленности, науки и технологий РФ. Внебюджетные фонды не наделяются правами юридических лиц и действуют от имени федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти и объединений, в которых они образованы.
Внебюджетные фонды формируются за счет ежеквартальных добровольных отчислений предприятий и организаций независимо от форм собственности в размере 1,5% себестоимости реализуемой продукции (работ, услуг), а суммы отчисляемых средств включаются предприятиями и организациями в себестоимость продукции
ПФ РФ
Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФ РФ) был образован Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990г. Реально фонд начал функционировать лишь с 1 января 1992г.
Закон «О государственных пенсиях в РСФСР» заложил основы страховой системы пенсионного обеспечения.
Пенсионный Фонд является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, подотчетным Правительству РФ и осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Основным документом, регламентирующим его деятельность, является Положение о Пенсионном фонде России.
Пенсионный Фонд является самым крупным из социальных внебюджетных фондов. На его долю приходится 75% средств внебюджетных социальных фондов.
Средства ПФ РФ формируются за счет:
За счет средств Пенсионного Фонда осуществляются:
1) выплата трудовых пенсий, в том числе гражданам, выезжающим за пределы России;
2) выплата социальных пенсий и пособий
Социальные пенсии - это пенсии людям, не имеющим заработка (например, инвалиды с детства), трудовой книжки; пенсии при потере кормильца. Пособия на детей военнослужащих срочной службы; пособия на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; пособия на детей одиноким матерям; пособия на детей, инфицированных ВИЧ; а также компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим на Чернобыльской АЭС, и др.;
3) выплата пенсий военнослужащим и других государственных пенсий (МВД, ФСБ), которые финансируются из госбюджета
4) содержание аппарата Пенсионного Фонда
5) расходы по доставке пенсий
6) выплата пособий на погребение
Пенсионный Фонд финансирует различные программы по социальной поддержке инвалидов, пенсионеров и детей.
ФСС
ФСС был образован Постановлением Совета Министров от 25.12.1990 года. Основная цель создания – управление средствами государственного социального обеспечения.
Основные задачи фонда:
| обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
| участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
| организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
| сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Источники формирования фонда:
· страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
· страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
· страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд;
· доходов от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады. Помещение этих средств Фонда в банковские вклады производится в пределах средств, предусмотренных в бюджете Фонда на соответствующий период;
· добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступления иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
· ассигнований из федерального бюджета на покрытие расходов, связанных с предоставлением льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или военного назначения и их последствий, а также в других установленных законом случаях.
ФОМС
Фонд обязательного медицинского страхования был образован в 1991 году в соответствии с законом «Об ОМС». В настоящее время медицинское страхование осуществляется в России в двух формах: обязательном (ОМС) и добровольном (ДМС). ОМС является всеобщим и реализуется по единым правилам и программам ОМС. Программы включают «гарантируемый» объем и условия оказания медицинской и лекарственной помощи гражданам. ДМС обеспечивает гражданам получение дополнительных медицинских услуг сверх установленных программами ОМС. ДМС может быть коллективным и индивидуальным.
В качестве участников медицинского страхования выступают:
1) застрахованные - все граждане РФ как потребители медицинских услуг;
2) страхователи - юридические и физические лица; для работающих -- предприятия, учреждения, организации, для неработающих -- органы исполнительной власти;
3) страховая медицинская организация (СМО), которая обязана заключать договора с медицинскими учреждениями на оказание медицинской помощи застрахованным и оплачивать оказанную услугу в случае наступления страхового случая;
4) медицинское учреждение, которое лечит застрахованного и получает денежные средства от СМО;
5) Федеральный и территориальный фонды ОМС[6].
Страхователями при ОМС являются: для неработающего населения (пенсионеры, дети, студенты, инвалиды, безработные) - органы государственной власти всех уровней; для работающего населения -- работодатели (предприятия, учреждения, организации, лица, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью). Страхователями при ДМС выступают сами граждане (индивидуальное страхование) или работодатели, представляющие интересы своих работников. При этом работодатели могут финансировать ДМС только при наличии прибыли, так как лишь она может быть источником средств на ДМС. ДМС осуществляется разнообразными страховыми организациями, имеющими на это лицензию.
Документом, гарантирующим человеку предоставление медицинской помощи в рамках ОМС или ДМС, является страховой полис.
Для сбора обязательных страховых взносов в системе ОМС созданы Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования -- ФФОМС и ТФОМС. Финансовые средства ФФОМС являются государственной собственностью. Страхователи передают взносы в ФФОМС и ТФОМС. ТФОМС передает средства в руки страховых медицинских организаций (СМО). СМО - это организации, имеющие государственное разрешение (лицензию) на право заниматься медицинским страхованием. СМО выплачивают медицинским учреждениям деньги за лечение граждан.
Финансовые средства Федерального и территориального фонда ОМС образуются за счет:
1) страховых взносов предприятий и иных хозяйствующих субъектов на ОМС, устанавливаемых законодательством РФ
2) взносов территориальных фондов на реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
3) ассигнований из федерального бюджета на выполнение программ ОМС;
4) добровольных взносов;
5) доходов от использования временно свободных финансовых средств;
6) средств, предусматриваемых органами исполнительной власти в соответствующих бюджетах на ОМС неработающего населения
Здравоохранение на данный момент больше заинтересована в больных, чем в здоровых гражданах. От этого страдает качество медицинских услуг, поэтому было принято решение объединить ОМС и ДМС и сформировать единую систему ОМСС.
Важно всегда было и будет только то, что нужно для блага не одного человека, но всех людей.
Лев Толстой
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
- • экономическое содержание и назначение внебюджетных фондов социального характера;
- • место внебюджетных фондов в финансовой национальной системе;
- • принципы формирования доходов фондов социального характера;
- • направления расходования средств внебюджетных фондов;
уметь
- • выявить особенности функционирования негосударственных пенсионных фондов;
- • разбираться в логике функционирования накопительной и распределительной пенсионной системы;
- • ориентироваться в структуре источников финансирования медицинского обеспечения;
- • обосновать постулаты реформирования пенсионирования и социального обеспечения;
владеть
- • комплексом понятий, применяемых при анализе и планировании внебюджетных фондов;
- • методическими подходами к расчету страховых взносов в зависимости от статуса плательщика;
- • навыками расчетов пенсий по новым правилам, сформулированным в ходе пенсионной реформы;
- • методикой расчета доходности инвестиционных накоплений.
Ключевые термины: внебюджетный фонд; социальные внебюджетные фонды; Пенсионный фонд РФ; государственное обязательное страхование; государственное дополнительное пенсионное страхование; негосударственное пенсионное обеспечение; государственное софинансирование пенсии; страховые тарифы; трудовые пенсии; социальные пенсии; страховая часть трудовой пенсии; базовая часть трудовой пенсии; дифференцированная часть трудовой пенсии; накопительная часть трудовой пенсии; индивидуальный пенсионный коэффициент; пенсионный капитал; валоризация прав; социальные доплаты и компенсации; межбюджетные трансферты внебюджетным фондам; негосударственные пенсионные фонды; пенсионные резервы НПФ; пенсионные накопления НПФ; инвестирование пенсионных накоплений; инвестиционные декларации; инвестиционные портфели; выплатной резерв; коэффициент замещения; пенсионная реформа; распределительная пенсионная модель; накопительная модель пенсионирования; трехуровневая страховая модель; социальное страхование; страховой полис обязательного медицинского страхования; дифференцированные подушевые нормативы финансовой обеспеченности; территориальные программы обязательного медицинского страхования; субвенции Федерального фонда обязательного медицинского страхования; одноканальное финансирование медицинского обеспечения.
Пенсионный фонд РФ и негосударственные пенсионные фонды
Внебюджетные фонды (ВБФ) – это государственные фонды денежных средств, образованные вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Тем не менее вместе с собственно бюджетными фондами они составляют часть так называемого расширенного бюджета. Бюджет и внебюджетные фонды роднит их общая экономическая природа и фундаментальное предназначение – предоставление общественных благ. Однако особое значение социальных внебюджетных фондов состоит в том, что с их помощью реализуются конституционные права граждан на удовлетворение базовых социальных потребностей. Статья 7 Конституции РФ гласит: "В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты". Это пенсионное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей; социальное обеспечение в случае безработицы; охрана здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Высокая социально-политическая значимость указанных потребностей обусловила выделение фондов, удовлетворяющих эти потребности, в обособленную систему, функционирующую в относительно автономном режиме. Их выделение из бюджета и функционирование на основе собственных доходных источников позволяет более ответственно реализовать функции поддержания и развития самого ценного капитала общества – человеческого.
Одновременно внебюджетные фонды институционально включены в расширенный бюджет и тесно связаны с бюджетами разных уровней. При недостатке финансирования они получают трансферты из федерального бюджета. Это обеспечивает необходимую стабильность финансовой базы покрытия потребностей разных категорий граждан в социальных услугах.
В экономической и социально-политической структуре общества внебюджетные фонды занимают важное место. Их значение увеличивается в связи с естественным старением населения, успехами медицины, ростом продолжительности жизни. Во всем мире расширенные бюджеты испытывают серьезную нагрузку по линии социальных расходов – на пенсионное обслуживание, здравоохранение, другие долгосрочные социальные расходы. По оценке Standard & Poor's, в среднем по развивающимся странам они составляют 6% к ВВП, а по всему миру – более 8%.
Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями. Они управляются непосредственно республиканскими, а иногда и местными властями. Особенностью внебюджетных социальных фондов является четкое закрепление за ними доходных источников и строго целевое использование средств. По основным видам деятельности внебюджетные фонды имеют существенные льготы: они освобождены от уплаты налогов, государственных сборов и таможенных пошлин.
В России функционируют следующие социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд социального страхования РФ (ФСС), Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС). Их макроэкономические масштабы представлены в табл. 6.1.
Таблица 6.1. Прогноз основных параметров государственных внебюджетных фондов, % ВВП
Показатели
2013 г.
2014 г.
2016 г.
2020 г.
2025 г.
2030 г.
Источниками доходов государственных внебюджетных фондов служат обязательные платежи, установленные законодательством РФ, а также добровольные взносы физических и юридических лиц.
До 2010 г. обязательные платежи имели вид Единого социального налога (ЕСН). В настоящее время действуют страховые взносы платежей по тарифам напрямую во внебюджетные фонды. Основными принципы тарифной политики являются:
- • обязательность уплаты страховых взносов, размер которых влияет на приобретаемые пенсионные права;
- • установление единых тарифов страховых взносов в отношении всех категорий страхователей.
Страховые взносы на обязательное страхование [1] уплачиваются в следующие фонды:
- • Пенсионный фонд РФ – на обязательное пенсионное страхование;
- • Фонд социального страхования РФ – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Плательщиками страховых взносов являются следующие страхователи:
- 1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
- • организации;
- • индивидуальные предприниматели;
- • физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями;
- 2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Объектом обложения страховыми взносами являются:
- • выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц по трудовым договорам (заработная плата, отпускные, премии);
- • выплаты и вознаграждения по договорам подряда, оказания услуг, агентским договорам и т.п.;
- • выплаты по договорам авторского заказа, издательским лицензионным договорам и пр.
Базой для начисления страховых взносов являются суммы указанных выплат. База рассчитывается отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом. База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица на 2013 г. установлена в сумме, не превышающей 568 тыс. руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода [2] .
Некоторые выплаты не подлежат обложению страховыми взносами. В их числе государственные пособия (пособия по беременности и родам, больничные, пособия по безработице и др.), компенсации при увольнении, командировочные расходы, единовременная материальная помощь при рождении ребенка, выплачиваемая в течение первого года после рождения, но не более 50 000 руб. на каждого ребенка, материальная помощь работникам не выше 4000 руб. на одного работника, возмещение работодателем процентов по жилищным займам (кредитам) и другие выплаты.
Уровень страховых тарифов для работодателей и лиц, производящих выплаты по гражданско-правовым договорам в пользу физических лиц, определяется в соответствии с государственной финансовой политикой на федеральном уровне. Тарифы страховых взносов устанавливаются в процентах к базе начисления. С 2013 г. ст. 58.2 Федерального закона 212-ФЗ от 24 июля 2009 г. установлены следующие размеры страховых взносов для плательщиков общего режима налогообложения (ОСНО), УСН (упрощенной системы налогообложения) и ЕНВД (единого налога на вмененный доход) (табл. 6.2).
Таблица 6.2. Тарифы страховых взносов, % к базе
База для начисления страховых взносов
Пенсионный фонд РФ
Фонд
социального
страхования
РФ
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования
Читайте также: