Военный пенсионер какой закон

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 9 ноября 2009 г., 21 июня, 10 декабря 2010 г., 1 июля, 8 ноября 2011 г., 12 ноября 2012 г., 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 4 ноября, 1 декабря 2014 г., 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 22 февраля, 3 апреля, 1 мая, 1 июля, 20 декабря 2017 г., 30 апреля, 1 октября, 2 декабря 2019 г., 20 июля 2020 г.

ГАРАНТ:

Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 398-ФЗ

ГАРАНТ:

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с настоящим Законом подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) и названного Федерального закона

ГАРАНТ:

Пенсии гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и таможенных органах РФ и увольняемым в 2012 г. с военной службы (службы), и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ)

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

12 февраля 1993 года

Определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Предусматриваются пенсии за за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсии исчисляются из денежного довольствия с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, денежной продовольственной компенсации.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям повышаются при увеличении минимального размера пенсии по старости.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

Настоящий Закон вводится в действие с 1 февраля 1993 г.

См. постановление ВС РФ от 12 февраля 1993 года N 4469-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 26 февраля 1993 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 4 марта 1993 г., N 9, ст. 328

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть четвертая статьи 7 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 16-П взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П часть первая статьи 13 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств - и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 июня 2011 г. N 11-П положения статьи 56 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории РФ, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 381-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2019 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. и 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 95-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 430-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 367-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона было приостановлено с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений пункта "б" статьи 22, пунктов "а" и "б" статьи 36 настоящего Закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 8 мая 2008 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 февраля 2008 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 272-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 2-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие статьи 43 настоящего Закона в части включения в денежное довольствие для исчисления пенсий, назначаемых лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, месячной стоимости выдаваемого им продовольственного пайка приостановлено на 2002 г.

Федеральный закон от 17 апреля 2001 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2000 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 1 июня 1999 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 1997 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Федеральный закон от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ

Краткое содержание:


Военные пенсии и реформа ВС РФ 2021: последние новости

Массовое обсуждение новой реформы по сокращению вооруженных сил Российской Федерации на 10% (примерно 100 тысяч человек) и оптимизации расходов МВД России 2020-2021 привлекло внимание Президента РФ В.В. Путина. Никаких решений о сокращении финансирования министерства обороны и других силовых структур пока не принималось, заявил президент РФ Владимир Путин. О том, что сказал Президент РФ В.В.Путин касательно реформирования и оптимизации силовых ведомств Российской Федерации, зарплатах и поощрениях сотрудников органов правопорядка и безопасности в 2020-2021 году — читайте на портале «ДЕЖУРКА».

Напомним, что Минобороны России посчитало неприемлемым предложение Минфина России по сокращению численности Вооруженных сил страны. Об этом сообщает газета «Известия» со ссылкой на официальное заявление военного ведомства от 20 октября 2020 года. «В Минобороны России внимательно проанализировали содержание предложений, подготовленных Минфином России, по сокращению численности Вооруженных сил и изменению отдельных положений системы социальных гарантий военнослужащих. В Совет безопасности Российской Федерации направлена мотивированная позиция о неприемлемости данных предложений и отсутствии их поддержки со стороны руководства военного ведомства», — заявили «Известиям» в Минобороны.

Военные пенсии и реформа ВС РФ 2021: последние новости на декабрь 2020 года.

Отмечается, что на текущий момент численность и структура ВС страны установлены президентом и определены исходя из всего комплекса задач в области эффективного обеспечения безопасности государства. По мнению Минобороны, предложение Минфина России по сокращению должностей приведет к нулевому экономическому эффекту, так как средства на выплату денежного довольствия военнослужащим выделяются на реальную численность.

Напомним, что Минфин России в октябре 2020 года направил в Совет безопасности проект реформы по сокращению военнослужащих в 2021 году, основанный на оптимизации бюджета, сообщает газета «Известия» со ссылкой на копию документа. Как сообщили источники издания в Министерстве обороны, военное ведомство действительно получало предложения Минфина. В первую очередь, в нововведениях предлагается сократить штатную численность военнослужащих на 10 процентов. Как пишет «Лента. Ру», исходя из того, что в указе Президента РФ В.В.Путина от 2018 года численность войск установлена в размере чуть более 1 млн человек, Министерство финансов РФ подразумевает сокращение 100 тысяч должностей. О последних новостях реформы и кого коснется сокращение — читайте НИЖЕ.

Урезать штат Вооруженных сил, согласно планам Минфина, следует за счет свободных вакансий и перевода на гражданскую службу лиц, не связанных с выполнением боевых задач, то есть медиков, кадровиков, юристов, финансистов, преподавателей, служащих тыла.

Другой способ экономии, предложенный Минфином, — увеличение сроков использования вещевого имущества или его замена денежной компенсацией. Более того, как пишет издание, в случае досрочного расторжения контракта военнослужащему придется возместить стоимость военной формы «пропорционально сроку носки».

Реформирование может отразиться и на питании военнослужащих. Минфин предлагает обеспечивать им контрактников только в полевых выходах и на боевом дежурстве.

Еще один пункт реформирования — предложение исключить ежегодную индексацию военной пенсии на 2% сверх уровня инфляции. Кроме того, предлагается увеличить срок выслуги, необходимой для ее получения, с 20 до 25 лет. Причем Минфин хочет убрать из этого срока учебу в военном вузе, которая сейчас входит в него. Ввиду таких изменений период, нужный офицерам для пенсии, может увеличиться в общей сложности на десять лет.

Как сказал в беседе с «Известиями» учредитель ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев, предложение не включать годы учебы в военном вузе в срок выслуги противоречит законам «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе».

«Курсанты приступают к учебе после принятия присяги. Во время обучения их привлекают для решения задач военной службы, они заступают в караулы, патрули, охраняют гарнизонные гауптвахты. На них распространяются ограничения, как и на других военнослужащих. В отличие от студентов, у них всего один месяц отпуска летом», — обратил внимание эксперт.

Помимо этого, в Минфине России предложили увеличить срок службы, который нужен для получения военного ипотечного счета: ежемесячно на него перечисляются средства, которые служащий через несколько лет может использовать как первоначальный взнос по ипотеке.

Сейчас он открывается для офицеров сразу по окончании вуза, а для контрактников — через три года. Финансисты собираются увеличить эти сроки до пяти лет для офицеров после окончания вуза и до восьми лет для контрактников.

Накануне стало известно, что похожие предложения со стороны Минфина поступили и в Федеральную службу войск национальной гвардии. Копия документа также была в распоряжении «Известий». Эти предложения дословно повторяют текст, направленный в военное ведомство, но адресованный главе Росгвардии Виктору Золотову.

Как писал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, Министерство финансов предложило оптимизировать расходы на правоохранительный блок. Впоследствии из Совета безопасности в несколько силовых ведомств направили запрос, в котором просили сформулировать свое видение по этому вопросу. О полученном запросе РБК сообщил источник в центральном аппарате МВД.

Отмечается, что министерство «фактически предлагает провести масштабную реформу силового блока». Оно предложило сократить на 10% и численность сотрудников органов внутренних дел. Минфин также отметил, что это должно произойти за счет перевода в разряд гражданских служащих сотрудников подразделений, которые не участвуют в правоохранительной деятельности. Кроме того, в ведомстве предложили передать часть функций полиции в Минтруд России и Минздрав России.

Речь идет о координации программы переселения россиян из-за рубежа, регулировании трудовой миграции, а также контрольно-разрешительном регулировании в области легального оборота наркотических средств.

Минфин также предложил рассмотреть возможность создания единого правоохранительного органа на основе МВД, которому могут передать функции Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), Государственной фельдъегерской службы (ГФС) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП) при условии одновременного сокращения штатов. «При этом Министерство финансов считает необходимым рассмотреть возможность создания единой системы материально-технического (тылового) обеспечения силового блока», — указали в материале.

Что касается пенсионного обеспечения военнослужащих, то как сообщает «Российская газета» Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении законопроект о повышениях пенсий по утере кормильца нетрудоспособным членам семей погибших военных. Согласно поправкам Правительства РФ, всем нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих будут сделаны прибавки к такой пенсии. Документ затрагивает также семьи погибших сотрудников силовых структур. Около 1,8 млрд рублей в год потребуется для реализации мер, прописанных в законопроекте о повышении пенсий, сообщила а пленарном заседании в Госдуме заместитель министра обороны РФ Татьяна Шевцова.

При отсутствии подобного закона семьи имеют право только на пенсии по потере кормильца и получают доплаты к пенсии только через суд. Документ предложено принять в целях снятия социальной напряженности среди членов семей погибших (умерших) военнослужащих исходя из судебной практики. Кроме того, Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит обеспечивать жильем нуждающихся членов семей погибших военнослужащих, не являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы. Авторами законопроекта выступили первый зампред комитета ГД по обороне Андрей Красов и зампред комитета Юрий Швыткин.

Бюджет Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 год учитывает повышение на уровень инфляции денежного довольствия военнослужащих и ряда других категорий. Это 3% с 1 октября 2020 года. Следствием будет рост пенсий военным пенсионерам на ту же величину. Данная индексация станет третьей за последние восемь лет для военных пенсионеров. А в ближайшие два года их пенсии будут индексироваться на четыре процента. В целом по плану до 2022 года военные пенсии увеличатся на 11 процентов.

Вплоть до 1 октября пенсии военным будут начисляться в прежнем объёме.

Глава комитета по обороне Владимир Шаманов выступил с предложением перенести срок индексации на более раннюю дату, чтобы инфляция не опережала рост выплат. Однако официально это предложение не было внесено в Госдуму. В 2021 году пенсии военных снова вырастут. На этот раз индексация составит 4%. Также в текущем году для них повысятся гражданские пенсии по старости. Для тех военных, которые достигли возраста завершения трудовой деятельности, страховая часть выплат вырастет на 6,6%, информирует портал live24.ru

Еще не так давно действовал закон о том, что военные пенсии подлежат пересмотру одновременно с увеличением денежного довольствия соответствующих категорий военнослужащих и сотрудников. Рост был запланировал в 2% — ежегодно, начиная с 1 января 2013 года. Однако в 2015 году действие этой нормы было приостановлено. Депутаты решили продлить «заморозку» до 1 января 2021 года. До этой даты сохраняется размер денежного довольствия, учитываемого для исчисления пенсии, — 73,68%.

Как работает система социальных гарантий в армии

Военнослужащие, как ещё говорят «армейские» – это категория особая, живущая по другим, нежели у других категорий граждан, правилам. Достаточно строгим и обязывающим при постоянной готовности к любым неожиданностям. В похожем режиме привыкли жить и семьи военнослужащих. Именно поэтому их социальное обеспечение, его уровень во многом определяет не только моральное и психологическое состояние каждого воина и члена его семьи, личного состава подразделений, но, в конечном итоге серьезно влияет на уровень обороноспособности страны.

Не случайно, особенно в последнее время, такое пристальное внимание государства к проблеме социальных гарантий военнослужащих. Национальные интересы заставляют постоянно совершенствовать всю систему обеспечения материальным довольствие и, конечно, жильем тех, кто стоит на страже Отечества, порой, рискуя своей жизнью и благополучием. Постоянной стала также оценка качества, эффективности принимаемых Законов и постановлений, решений и конкретных шагов, предпринимаемых по инициативе Президента России и Правительства.

Федеральный закон РФ «О статусе военнослужащих» предусматривает такие основные направления социальной защиты, как:

реализация в полной мере всех прав и существующих гарантий (в том числе и финансовых), а также компенсаций военнослужащим;

постоянное совершенствование специально созданных для этой цели государственных институтов и механизмов защиты;

охрану здоровья и самой жизни военнослужащих;

иные эффективные меры, которые учитывают специфику военной службы и конкретные ситуации во время прохождения службы.

Повышение зарплат и пенсий

Если говорить в целом, то на социальное обеспечение военнослужащих государство направит в течение 3 лет немалую сумму в размере 113 миллиардов рублей. При этом уже предусмотрена ежегодная индексация денежного довольствия, которая в текущем 2020-ом году (это произойдёт с 1 октября) будет равна трем процентам, а в последующие два года зарплаты вырастут дважды на 4%..

Благодаря этому заработная плата военных вырастет больше, чем на 10%. Вырастут и пенсии. Так с 1 октября текущего года средний размер военной пенсии увеличится и станет равен 26 968 рублям.

А что с призывниками? Их оклад повысят до 2 тысяч рублей в месяц (напомним, что они в принципе в это время находятся на полном армейском довольствии). И здесь есть свои нюансы. Если раньше оклад срочника полностью зависел от должности (к примеру, старшина батальона имел 1800 рублей, а пулемётчик чуть больше тысячи, то теперь установлен единый оклад для всех призывников вне зависимости от занимаемой должности. Такое решение стало итого семилетнего эксперимента Министерства обороны России.

Готовится и ещё одно решение, которое предусматривает определенные надбавки для военнослужащих по призыву. Так выполнение задач, связанных с риском для жизни и здоровья (если речь идёт о мирном времени, к примеру, обезвреживание бомб, спасательные и водолазные работы), предусматривают надбавку в 50%.

Есть одно новшество и для контрактников рядового состава – им теперь будут платить «подъёмные» точно также, как офицерам и прапорщикам.

Медицинское обеспечение

С начала года Минобороны получило право самостоятельно регистрировать лекарства для Вооруженных сил России. Понятно, чем это продиктовано: военнослужащие, выполняющие определённые задания, подвергаются специфическому воздействию – на них оказывают влияние химические, радиационные, биологические и иные неблагоприятные факторы. И для лечения и профилактики здесь потребуются уже иные лекарства и средства.

Еще одна новость – Министерство обороны завершит создание до 2025 года целой системы военных госпиталей. Всего их будет 155. Это будут самые современные медицинские учреждения. Министр обороны С. Шойгу подчеркнул, что госпитали будут обслуживать кроме военнослужащих членов их семей и военных пенсионеров.

Жильё и ипотека

Сразу стоит отметить, что за последние восемь лет, в результате реализации целевых правительственных решений, создания специальной накопительно-ипотечной системы (НИС) и такой организации, как «Росвоенипотека» очередь на постоянное жилье среди военнослужащих сократилась более чем в два раза.

Новая редакция закона о военной ипотеке позволяет государству единым платежом и досрочно погасить ипотечный кредит военнослужащего, погибшего при исполнении служебного долга.

Появились и новые подходы в решении такой проблемы, как обеспечение своим жильем увольняющихся в запас, но остающихся жить в закрытых военных городках.

Профессия военного постоянно связанна с повышенной психической и физической нагрузкой, которая в последствии оказывает негативное влияние на здоровье. Вполне обоснованно что государство поддерживает военнослужащих не только во время службы, но и даже после их выхода на пенсию. Помощь государства выражается в предоставлении лицам разнообразных социальных гарантий и льгот.

Статус военного пенсионера

Лица, которые имеют право на социальные гарантии и льготы перечисляются в Федеральном законе от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и в Законе РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении. " .

К таким лицам относятся:

  • военнослужащие, которые служили в армии СССР или РФ;
  • военнослужащие, которые проходили службу в содружестве войск;
  • солдаты, служившие на контрактной основе;
  • солдаты, прошедшие службу в пограничных войсках;
  • военнослужащие железнодорожных войск и правительственной связи;
  • военнослужащие национальной гвардии РФ;
  • солдаты, которые были членами подразделений ФСБ, разведки, государственной охраны;
  • работники органов МВД;
  • работники противопожарной службы;
  • служащие государственного наркотического контроля;
  • служащие уголовно-исполнительной системы.

Какие льготы положены

Для бывших военнослужащих предусмотрен широкий перечень гарантий и льгот, который охватывает практически все сферы жизни.

Налоговые льготы

  • Подоходный налог. К обложению налога на доходы физических лиц не подлежат пенсионные выплаты, подарки стоимостью до 10 тысяч рублей, страховки и компенсации.
  • Земельный налог. Полное освобождение от уплаты земельного налога или уменьшение уплаты налога на определенную сумму.
  • Имущественный налог. Военные пенсионеры освобождаются от имущественного налогообложения на один объект недвижимости, находящийся у них в собственности.
  • Транспортный налог. Регулируется региональными властями. В некоторых регионах такие льготы не предусмотрены.
  • Уплата государственной пошлины. Пенсионеры не уплачивают государственную пошлину при подаче исковых заявлений.

Субсидии ЖКХ

Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг устанавливаются на региональном уровне и обычно эти льготы предоставляются в одинаковом объеме. Как правило, гражданам предоставляется 50% скидка на оплату коммунальных услуг . Дополнительные бонусы могут устанавливаться отдельно в различных регионах.

Проезд на транспорте

Льготы на транспорт отличаются в каждом регионе. Может быть установлен бесплатный проезд, частичная оплата проезда, также могут предоставляться льготные проездные билеты и т.д.

В соответствии с приказом Министра обороны РФ от 27 декабря 2017 г. № 815 «Об определении Порядка, случаев и особенностей…» военным пенсионерам могут быть предоставлены бесплатные билеты до санитарно-курортных учреждений.

Повышенная пенсия

Право на получение военной пенсии возникает у граждан, которые имеют 20 и более лет стажа военной службы , рассчитанный в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке начисления выслуги лет…».

При начислении пенсии учитываются различные обстоятельства: годы службы, проведенные на особо опасной территории, наличие наград, звание и др.

Размер военной пенсии для неработающих пенсионеров составляет: 50% от среднего заработка военнослужащего + 3% за каждый ненормированный год службы.

Размер военной пенсии для работающих пенсионеров составляет: 50% от средней заработной платы + 1% за каждый сверхурочный год.

Размер пенсии для военных инвалидов составляет: 85% от средней заработной платы при условии наличия 1 или 2 группы инвалидности.

На сегодняшний день военная пенсия в России в среднем составляет 21300 рублей.

Медицинское обеспечение

Военные пенсионеры могут воспользоваться следующими медицинскими льготами:

  • бесплатное получение медицинской помощи;
  • бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами;
  • бесплатные процедуры связанные с лечением зубов;
  • ежегодное медицинское обследование;
  • бесплатные путевки в санаторий;
  • полностью бесплатное или частично бесплатное санитарно-курортное лечение.

Как оформить льготы

Автоматическое предоставление льгот законодательством не предусмотрено. Предполагается заявительный порядок, т.е. для получения любых льгот и выплат необходимо подать заявление.

Условия назначения

Законодательно закреплено, что право на льготы и поддержку государства имеют граждане, которые отвечают таким требованиям:

  • имеют стаж военной службы 20 и более лет;
  • достигли 45-летнего возраста;
  • получили инвалидность.

Для получения предусмотренных законом гарантий и льгот, пенсионеру присваивается статус ветерана военной службы, который оформляется в индивидуальном порядке.

Список документов

Гражданину необходимо предоставить следующие документы:

  • заявление о получении определенного вида льготы;
  • удостоверение личности;
  • трудовую книжку;
  • военный билет;
  • копии приказов о начале и окончании военной службы;
  • бумаги, подтверждающие получение воинских званий, наград (если такие имеются).

Для получения отдельных видов льгот могут понадобится также:

  • выписка из домовой книги;
  • справка о доходах каждого члена семьи;
  • документы о заключении/расторжении брака.

Куда обращаться

Военному пенсионеру необходимо подать заявление в соответствующий уполномоченный орган. Уполномоченным органом будет тот, к компетенции которого относится предоставление определенных видов льгот (например, для оформления налоговых льгот обратиться в Федеральную налоговую службу по месту жительства, для льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг — в органы социальной защиты и т.п.).

После выхода на пенсию военные могут пользоваться широким перечнем льгот. Эти льготы охватывают все основные сферы жизни граждан. Обязательное условие для получения таких льгот — подача заявления в соответствующие органы.

Не нашли ответ на свой вопрос в статье или есть дополнительный вопрос? Задайте его юристу на сайте и получите развернутую консультацию уже через 15 минут

Военная служба относится к той категории деятельности, которая предполагает повышенные психоэмоциональные нагрузки и раннюю утрату трудоспособности. Учитывая данный фактор, а также то, что защита государства имеет особое значение, в России военнослужащие имеют целый ряд льгот и преференций. Одной из них является относительно ранний выход на пенсию.

При этом лица, уволенные с военной службы, имеют особый статус и связанные с этим льготы. Однако не все военные пенсионеры знают об их наличии и возможности их использования на практике.

Бесплатно по России

О том, какие именно льготы и преференции положены военным пенсионерам, подробно изложено в данной статье далее.

Законодательная база

Порядок и характер предоставления льгот гражданам, проходившим военную службу по контракту, в том числе и офицеров, имеет нормативное закрепление. Так, основным законодательным актом, на который следует обратить внимание в первую очередь, является Федеральный закон от 27. 05. 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Кроме этого, вопросы, связанные с пенсионным обеспечением граждан, проходивших военную службу, рассматриваются в нормах Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…». Он устанавливает, что право на социальное обеспечение имеют военнослужащие, имеющие офицерское звание, а также солдаты и матросы, проходившие службу по контракту.

Порядок предоставления льгот устанавливается ведомственными документами Министерства обороны и иных структур.

Следует отметить, что социальные льготы, предоставляемые военным пенсионерам, можно разделить на две большие группы:

  1. Федеральные. На них могут рассчитывать бывшие военнослужащие на всей территории страны. Источником их финансирования выступает федеральный бюджет.
  2. Региональные. Льготы для армейских пенсионеров на своей территории вправе предоставлять регионы, установив основания и порядок их получения в соответствующих нормативных актах субъекта РФ.

Кому и какие льготы положены

Законодательно установлено, что на социальные льготы в полном объеме могут претендовать лица из числа военных пенсионеров, которые имеют выслугу не менее 25 лет.

При этом тот же объем прав имеют и военные, прослужившие в войсках или на флоте не менее 20 лет, но уволенные по следующим основаниям:

  • неудовлетворительное состояние здоровья;
  • достижения возраста, когда дальнейшее пребывание на военной службе становится невозможным в силу закона;
  • организационно-штатные мероприятия, не зависящие от воли самого военнослужащего.

Предельный возраст пребывания на службе зависит от должности и звания солдата или офицера.

Кроме этого, среди военных пенсионеров имеются лица, обладающие особым статусом. Речь идет о ветеранах военных действий, то есть гражданах, участвовавших в боевых конфликтах. Представители этой категории льготников вправе рассчитывать на дополнительную социальную поддержку.

Медицинские

К льготам медицинского характера, предоставляемым на всей территории страны, следует отнести:

  1. Бесплатное предоставление лекарственных препаратов. Лекарства предоставляются военным пенсионерам и ветеранам труда в бесплатном порядке только на основании рецепта лечащего врача. Кроме этого, бывшие военнослужащие имеют льготы, связанные с зубопротезированием (изготовление протезов), а также получением изделий медицинского назначения (по назначению лечащего врача).
  2. Бесплатное обследование и лечение в государственных учреждениях здравоохранения. Бывшие военнослужащие имеют право на лечение в рамках ОМС во всех государственных и муниципальных больницах и поликлиниках. Кроме этого, для прохождения лечения они могут быть направлены в ведомственные учреждения здравоохранения.
  3. Льготное приобретение путевок в санатории. Военнослужащие запаса из числа бывших офицеров и солдат-контрактников вправе один раз в год проходить восстановительное лечение в санаториях, относящихся к ведению Министерства обороны страны. При этом они оплачивают лишь 25% от стоимости путевки.

Инвалиды военной службы, кроме перечисленного, имеют право на бесплатное получение реабилитационных и протезно-ортопедических изделий и приборов.

В образовательной сфере

Бывшие военные имеют ряд преференций при поступлении в учебные заведения различного уровня.

Так, уволенные военнослужащие могут претендовать на внеконкурсное поступление в учебные учреждения профессионального образования в зависимости от их подготовки и квалификации. К примеру, бывшие офицеры, имеющие высшее военное образование, вправе поступить без конкурса на 1 курс институтов и университетов, ведущих подготовку по программам высшего профессионального образования.

Кроме этого, военные пенсионеры вправе проходить курсы профессиональной подготовки или повышения квалификации на льготной основе.

По уплате налогов

Федеральным законодательством установлено, что лица из числа военных пенсионеров имеют налоговые льготы. Они заключаются в том, что с гражданина не взимается налог на имущество. Однако это касается только одного объекта налогообложения. Если у пенсионера их несколько, то за остальные придется платить.

Освобождение от уплаты земельного и транспортного налога возможно при условии наличия соответствующих норм регионального законодательства.

Следует отметить, что налоговые льготы предоставляются гражданину только на основании его заявления. В случае пропуска срока его подачи бывший военный вправе затребовать налоговый вычет по излишне уплаченным платежам.

Льготы на проезд

Военные пенсионеры имеют право на льготный проезд до места прохождения лечения в санаториях в полном объеме. Кроме этого, ветераны боевых действий располагают возможностью приобретения билетов во внеочередном порядке. Что касается льготного проезда на городском транспорте, то порядок предоставления данной льготы устанавливается законодательством субъектов РФ.

На оплату услуг ЖКХ

Военные пенсионеры на федеральном уровне вправе рассчитывать на получение субсидий по оплате ЖКУ в размере 50%. Региональным законодательством могут быть предоставлены дополнительные льготы.

Поддержка семей погибших военных

Законодательно предусмотрен комплекс мер поддержки для семей погибших военнослужащих.

Так, нетрудоспособные члены семьи вправе рассчитывать на государственное обеспечение по потере кормильца. Кроме этого, за ними сохраняется право на получение субсидий по оплате ЖКУ в размере 50% от их стоимости.

Льготы женам офицеров

Жены погибшим офицерам ВС и приравненных к ним структур положены следующие льготы:

  • получение государственного пособия на детей;
  • получение путевки в ведомственный санаторий единожды в год;
  • оплата проезда до места погребения погибшего супруга;
  • получение путевки в санаторий на ребенка.

Планируются ли изменения в части преференций в 2020 году

Внесение значимых изменений в федеральное законодательство, касаемо предоставления льгот военным пенсионерам и членам их семей, не планируется.

При этом в следующем году бывшие военные могут ожидать изменение уровня пенсионного обеспечения в форме его индексации. Это касается и государственных пенсий по утрате кормильца.

Военные пенсионеры в Российской Федерации в силу их статуса, помимо материального обеспечения, имеют право на целый ряд льгот и преференций. Они касаются освобождения от ряда налоговых платежей, предоставления субсидий по оплате ЖКУ, права на первоочередное медицинское обслуживание, получение образования и льготных путевок в ведомственные санатории.

При этом закон учитывает права не только самих военных, но и членов их семей. Так, лица, находившиеся на иждивении у умершего военнослужащего, получают пенсии по потере кормильца, а также пользуются частью их льгот.

Полезное видео

Что изменилось в назначении льгот военным в 2019 году? Смотрите в видео:

Читайте также: