Выступление медведева о пенсионной реформе

МОСКВА, 14 июня. /ТАСС/. Правительство РФ предлагает поэтапно повысить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин, переходный период начнется в 2019 году и продлится до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин. Об этом заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании кабмина, где рассматривается соответствующий законопроект.

"Предлагается ввести достаточно длительный переходный период - начать его предлагается с 2019 года, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году и в 63 года для женщин в 2034 году", - сказал Медведев, говоря о планирующемся повышении пенсионного возраста. По его словам, "это позволит нам направить дополнительные средства на увеличение пенсий сверх уровня инфляции".

Он заверил, что "изменения будут плавными, повышение пройдет постепенно". По словам Медведева, "это позволит нам направить дополнительные средства на увеличение пенсий сверх уровня инфляции". Премьер-министр заверил, что нынешних пенсионеров никак не затронет повышение пенсионного возраста, а пенсии ежегодно будут расти примерно на 1 тыс. рублей в год.

Схема повышения

Первыми повышение пенсионного возраста затронет мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения: они получат право выйти на пенсию в 2020 году в возрасте соответственно 61 года и 56 лет. Мужчины 1960 г. р. и женщины 1965 г. р. выйдут на пенсию в 2022 году в возрасте соответственно 62 лет и 57 лет. Мужчины 1961 г. р. и женщины 1966 г. р. - в 2024 году в возрасте 63 лет и 58 лет; мужчины 1962 г. р. и женщины 1967 г. р. - в 2026 году в 64 года и 59 лет; мужчины 1963 г. р. и женщины 1968 г. р. смогут выйти на пенсию в 2028 году в возрасте соответственно 65 и 60 лет.

На этом, достигнув 65 лет, переходный период увеличения пенсионного возраста для мужчин закончится. Женщины 1969 года рождения получат право выхода на пенсию в 2030 году в возрасте 61 года; женщины 1970 г. р. - в 2032 году в возрасте 62 лет; женщины 1971 г. р. - в 2034 году в возрасте 63 лет.

Увеличение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров - это около 46,5 млн человек.

Льготы по возрасту

Премьер-министр предложил сохранить льготы по возрасту для выхода на пенсию. "Предлагается сохранить существующие льготы на досрочные пенсии для ряда категорий", - отметил он. В частности, это право сохранится за теми, кто работает на вредном и опасном производстве, за женщинами с пятью и более детьми, рядом категорий инвалидов, "чернобыльцами" и некоторыми другими.

  • Кудрин заявил, что пенсионная реформа выгодна для граждан
  • Эксперты: пенсионную реформу нужно запускать как можно скорее
  • Минфин предлагает сделать НРД администратором в новой пенсионной системе

"Требования к стажу педагогов, медицинских и творческих работников также предлагается оставить прежними: сейчас данным категориям работников необходимо выработаться специальный стаж от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории работника", - добавил глава кабмина. По его словам, возраст выхода на пенсию этих работников будет исчисляться исходя из общих подходов к повышению пенсионного возраста.

Что касается работников с Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, то там для мужчин возраст выхода на пенсию будет установлен на уровне 60 лет, для женщин - 58 лет.

Медведев также заявил, что пенсионная реформа позволит работникам с большим стажем выходить на пенсию на два года раньше положенного срока.

"В качестве компенсационной меры мы предлагаем предусмотреть возможность для всех лиц, которые имеют большой стаж - 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин - выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста в условиях его повышения", - подчеркнул глава кабмина.

Устранение ограничений при приеме на работу пенсионеров

Медведев заявил, что не должно быть препятствий для работы людей пенсионного возраста. "У нас уже сейчас рекордно низкая безработица, в среднесрочной перспективе мы и вовсе можем столкнуться с ситуацией, когда нам будет не хватать трудовых ресурсов. Да, что скрывать, в ряде регионов их уже не хватает", - констатировал он. Поэтому, по словам Медведева, "старшее поколение - люди с огромным опытом, зачастую уникальной квалификации, которые умеют работать, еще многое смогут сделать". "Мы должны предпринять все усилия, чтобы устранить любые ограничения при приеме на работу людей, уже достигших определенного возраста, чего люди наши уже давно требуют", - указал премьер.

"Я поручаю Роструду особенно внимательно следить за этими процессами, если граждане хотят работать, они должны работать, тем более, что доход от такой работы всегда выше пенсии и нам необходимо обеспечить людям в нашей стране такую возможность", - заявил Медведев. По его словам, "это понимание должно быть не только у государства, но и у работодателей, они должны в полной мере обеспечить работой людей старшего поколения".

Непростые решения

Премьер-министр отметил, что правительство понимает непростой характер этих решений, а также решений по изменениям в налоговой системе, которые тоже рассматриваются в четверг.

"Поэтому мы шли к ним длительное время, у нас были острые дискуссии, мы прорабатывали самые разные варианты, взвешивали все "за" и "против". Но точно также мы с вами понимаем, что эти изменения назрели, они необходимы. И назрели давно: без этих решений мы не можем двигаться вперед ни в повышении уровня жизни людей, ни в социальной сфере, ни в развитии экономики", - подчеркнул глава кабмина.

Медведев напомнил, что ключевая задача, поставленная президентом РФ Владимиром Путиным - повысить пенсии, увеличивая их темпами выше инфляции вне зависимости от внешних и внутренних обстоятельств. Однако, продолжил глава правительства, демографическая ситуация такова, что доля работающих людей становится все меньше, а пенсионеров - все больше, и с каждым годом этот дисбаланс продолжит расти, а следовательно будет расти и нагрузка на работающих граждан.

"Все это, если не принимать решений, может привести к разбалансировке пенсионной системы вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства. Для того, чтобы это не произошло, мы должны принять дополнительные меры, только так мы сможем обеспечить нормальный уровень жизни пенсионерам, причем на долгосрочный период", - сказал глава правительства.

Исторический контекст

Премьер отметил, что нынешние сроки выхода на пенсию в РФ были установлены в середине прошлого века и оставались на том же уровне, несмотря на рост продолжительности жизни и изменение условий быта и труда. "Их [сроки выхода на пенсию] давно пора пересмотреть", - заключил глава кабмина. "Мы долго готовились к увеличению пенсионного возраста и подошли к этому только сейчас, в том числе и потому, что созданы условия для решения задачи по увеличению продолжительности жизни в рамках программы "80+", - сказал Медведев.

Он обратил внимание, что сейчас люди не просто живут дольше, но и дольше остаются активными: "Человек пенсионного возраста, скажем, лет 30 назад и сегодня - это просто разные люди. Многие в этом возрасте полны сил и желания работать, у многих еще дети даже не выросли". Медведев обратил внимание, что число работающих пенсионеров в среднем за год составляет около 12,5 млн человек, "и с каждым годом такая тенденция будет только усиливаться".

Глава правительства также обратил внимание, что на сегодняшний день практически все страны уже повысили пенсионный возраст, в том числе - на постсоветском пространстве.

Почему борьба с бедностью в РФ приводит к росту числа неимущих



17 апреля премьер Дмитрий Медведев выступил в Госдуме с ежегодным отчетом о работе кабмина. Часть отчета он посвятил борьбе с бедностью. «Некоторые просто выживают. Почти 19 миллионов человек бедны — это означает, что люди живут так, как жить не должны», — сказал премьер.

Со стороны это могло бы выглядеть, как честная оценка ситуации. Но — не выглядело.

Во-первых, перед этим, в первой части выступления, Медведев просто соловьем разливался, рассказывая об успехах правительства.

К ним он отнес строительство перинатальных центров, развитие сети амбулаторной помощи, выделение денег на борьбу с онкологическими заболеваниями, строительство спортивных объектов, рост инвестиций, выход на профицитный бюджет, сокращение внешнего долга более чем на 60 миллиардов долларов.

Про пенсии премьер высказался предельно аккуратно. «Не будем никого обманывать: достойная и интересная жизнь — это еще и вопрос денег. Повышение уровня жизни пожилых людей — это наша национальная цель. Такие люди особенно уязвимы перед бедностью».

Но ладно бы Медведев. Позорным стало молчание депутатов, слушавших выступление премьера. Накануне «Ведомости», сославшись на источники в Думе, сообщили, что народные избранники не будут задавать «лишних вопросов» о повышении пенсионного возраста — так в итоге и вышло.

Завершил Медведев выступление мажорным аккордом. Перечислив достоинства национальных проектов, которые в теории должны решить проблему бедности, премьер привел параллель: «Одним из самых ярких событий 2018 года стало открытие Крымского моста. Национальные проекты — это тоже мост. Он связывает Россию сегодняшнюю с Россией будущего, с Россией, в которой мы будем жить уже через пять лет».

Возможно, в радужном мире Медведева перспективы преодоления бедности так и выглядят. Но к реальности эта картинка не имеет никакого отношения.

По оценке Всемирного банка, чтобы снизить уровень бедности в России вдвое к 2024 году — такую задачу Путин поставил в марте 2018-го — ВВП должен каждый год увеличиваться на 4,4%. Для нашей экономики — это недостижимый показатель.

И надо понимать: бедных в России меньше не становится, несмотря на бодрые реляции премьера. 14 февраля вице-премьер Татьяна Голикова заявила, что самым бедным регионом России является Республика Тыва, где за чертой бедности 41,5% жителей. Она назвала такой уровень бедности беспрецедентным. «Это так называемая детская бедность, потому что численность детей в регионе — порядка 35% в структуре населения, занятости почти никакой, и семьи живут на пособие», — объяснила вице-премьер.

Это и есть настоящая перспектива России при нынешнем правительстве, и настоящий позор.

— Ситуация с бедностью приводит в состояние тихого ужаса, — отмечает депутат Госдумы третьего и четвертого созывов, полковник в отставке Виктор Алкснис. — Тем более, что 100 лет назад Россия была первой в мире страной, которое начала строить социальное государство. Именно этот направление стало трендом в XX и XXI веке — на глобальные изменения в социальной политике развитые страны пошли по примеру Советской России. Все, казалось, поняли: государство должно не только собирать налоги, но и обеспечивать социальную справедливость для своих граждан — следить за тем, чтобы не было запредельного разрыва между богатыми и бедными.

Но в самой России после 1991 года, и особенно после прихода к власти Владимира Путина, начался активный демонтаж основ социального государства. Замечу, даже Борис Ельцин и его окружение не решались на это, хотя с бюджетом была напряженка, и ситуация с финансами была очень сложная.

Этот демонтаж идет по сей день, и будет продолжен в будущем.

«СП»: — Почему вы так считаете?

— Это видно по истории с повышением пенсионного возраста. Или по неожиданным результатам режима санкций, введенного Западом. Вводя санкции, Запад в первую очередь рассчитывал лишить сверхдоходов российских олигархов — чтобы сформировать из них оппозиционеров Путину.

Но в итоге выяснилось, что в условиях санкций благосостояние олигархов только возросло. Причем не за счет эффективной экономической политики олигархов, а потому что президент и правительство РФ приняли решение бросить бюджет на поддержку сверхбогатых.

Так было сделано, поскольку олигархи, с точки зрения Кремля, являются становым хребтом России. Интересы олигархов — приоритет для нынешней власти, а вовсе не бедные и пенсионеры.

«СП»: — Почему все-таки депутаты не спросили Медведева о пенсионной реформе?

— Потому что Дума давно утратила качества настоящего парламента. Она по сути превратилась в отдел по голосованию при администрации президента — даже несмотря на присутствие там представителей оппозиции.

Все думские оппозиционеры вынуждены сегодня играть по правилам, которые им администрация президента установила. Да, депутатам разрешается иногда критиковать отдельных министров — мы это видели на примере доклада в Думе главы Минэкономразвития Максима Орешкина, которого спикер нижней палаты Вячеслав Володин прервал в связи с его «неподготовленностью». Парламентариям также разрешается слегка критиковать деятельность кабмина в целом.

Но есть люди неприкасаемые — это президент Путин и председатель правительства Медведев. Их нельзя критиковать, им нельзя задавать «неудобные» вопросы. Они по сути являются небожителями.

Между тем, положение в России ухудшается. В начале этого года «Левада-центр» опубликовал результаты опроса о конкретных претензиях россиян к правительству. На первом месте (57%) был рост цен и падение доходов населения, на втором (46%) — неспособность обеспечить людей работой, на третьем (43%) — недостаток заботы о социальной защите граждан.

Независимые эксперты твердят, что экономического роста в РФ нет, и происходит обнищание населения. На деле, число бедных в России только увеличивается, и одновременно увеличиваются доходы сверхбогатых.

«СП»: — К чему ведет такая ситуация?

— Я пессимист, и считаю, что впереди нас неизбежно ожидают великие потрясения. А для Российского государства такие потрясения, как показывает история, ничем хорошим не заканчивались.

И надо понимать: виноваты в грядущих потрясениях вовсе не те люди, которые сегодня высказывают недовольство существующим курсом. Виноваты Кремль и персонально Путин, Медведев, министры российского правительства и представители власти в регионах.

Власть пребывает в убеждении, что существует «глубинный народ» (определение помощника президента Владислава Суркова, данное в статье «Долгое государство Путина», — «СП»), и никуда он с путинских «галер» не денется. Но это далеко не так.

Проблема в том, что мы это уже проходили. Проходил император Николай II и его окружение, проходил Михаил Горбачев и партийное руководство страны в 1980—1990-е годы. Все они тоже рассчитывали, что у них хватит рычагов власти, чтобы удержать ситуацию от сползания под откос. Чем это закончилось — общеизвестно.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

По мнению экономиста, россиянам не стоит даже мечтать о выплатах в 40 тысяч рублей

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%



"Мы понимаем, что эти изменения назрели", - заявил премьер-министр Дмитрий Медведев, открывая заседание правительства, на котором рассматривались соответствующие поправки в законодательство. Решения эти непростые, признал он, но дискуссии начались не вчера и прорабатывались самые разные варианты. Самое главное - без этих решений государство не может двигаться вперед ни в повышении уровня жизни людей, ни в социальной сфере, ни в развитии экономики.

Пенсионный возраст поднимут не в один момент. "Предлагается ввести достаточно длительный переходный период. Начать его с 2019 года, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году и в 63 года для женщин в 2034, - рассказал глава кабинета министров. - Это позволит нам направить дополнительные средства на увеличение пенсий сверх уровня инфляций".

Для тех, кто готовился к выходу на пенсию в ближайшей перспективе, изменения будут плавными. Так, мужчины, родившиеся в 1959 году, и женщины 1964 года рождения смогут выйти на пенсию в 2020 году в возрасте 61 года и 56 лет соответственно, а мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения получат право выхода на пенсию в 2022 году в возрасте 62 и 57 лет.

Граждане, успевшие наработать большой трудовой стаж, - 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин - смогут выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста в условиях его повышения.

Правительство намерено сохранить существующие льготы на досрочные пенсии для ряда категорий. Это относится к работникам на вредных и опасных производствах, к женщинам, которые имеют пять и более детей, к одному из родителей-опекунов инвалидов с детства, к чернобыльцам и некоторым другим.



Останутся прежними требования к стажу педагогов, медицинских и творческих работников. Сейчас для получения права на досрочную пенсию им необходимо выработать специальный стаж от 15 до 30 лет в зависимости от конкретной категории. При этом возраст выхода на пенсию будет исчисляться с учетом общих подходов к темпам повышения пенсионного возраста.

Пенсионный возраст граждан, работавших в особых климатических условиях, будут пошагово увеличивать до 60 лет для мужчин и 58 для женщин.

Действующих пенсионеров, заверил Дмитрий Медведев, изменения никак не затронут. "Благодаря программе увеличения трудоспособного возраста их пенсии будут расти ориентировочно на 1 тысячу рублей в год. Кроме того, они, как и раньше, будут получать все положенные им иные социальные выплаты", - заявил премьер.

Таким образом правительство рассчитывает решать поставленную президентом задачу повысить пенсии. "Мы должны их увеличивать темпами выше инфляции вне зависимости от внешних обстоятельств и внутренних проблем", - напомнил глава кабинета министров. Но текущая демографическая ситуация складывается так, что работающих людей становится все меньше, а пенсионеров больше. С каждым годом дисбаланс продолжал бы расти, увеличивалась бы и нагрузка на работающих граждан. В результате без повышения пенсионного возраста могла бы произойти разбалансировка всей пенсионной системы, государство просто не смогло бы исполнять свои социальные обязательства.



Оценивать изменения в пенсионной системе Дмитрий Медведев предлагает, отталкиваясь от трех факторов. Во-первых, текущий пенсионный возраст был зафиксирован в середине прошлого столетия. С тех пор изменились условия жизни, ее продолжительность. "А сроки выхода на пенсию остались прежними. Их поэтому давно пора пересмотреть", - подчеркнул он.

Во-вторых, продолжительность жизни в последние годы выросла и приблизилась к 73 годам. Это стало результатом реализации государственных программ. "Цель была одна - чтобы в зрелом возрасте люди жили дольше и лучше. В этой логике мы будем действовать и дальше", - пообещал он.

Наконец, премьер сослался на опыт остального мира, в том числе стран бывшего Советского Союза, которые в своем большинстве уже повысили пенсионный возраст. Последними оставались Россия и Узбекистан.

Пенсии будут на треть больше. на рынке труда проблем не возникнет

По словам первого вице-премьера и министра финансов Антона Силуанова, повышение пенсионного возраста - вынужденная мера, необходимая для роста пенсий. Если не сделать этот шаг, то к 2024 году пенсии будут на треть ниже, чем ожидаются теперь.

В 1970 году на одного пенсионера в России приходилось 3,7 работающих, в 2019 году это соотношение составит 1,8, отметила вице-премьер Татьяна Голикова. Таким образом, сокращаются возможности для наполнения Пенсионного фонда РФ страховыми платежами.



В долгосрочной перспективе повышение возраста выхода на пенсию позволит решить проблему несбалансированности пенсионной системы, которая была спроектирована в прошлом веке и уже не справляется с реалиями: низкой рождаемостью, увеличением продолжительности жизни, старением населения. Если ничего не менять, то при растущем дефиците Пенсионного фонда РФ придется увеличивать налоговую нагрузку на работающих граждан либо продолжать наращивать трансферты в ПФР из бюджета, что будет означать сокращение финансирования государством других важных расходов, считает директор Института "Центр развития" НИУ "Высшая школа экономики" Наталья Акиндинова. "При всей болезненности этого решения постепенное повышение пенсионного возраста - оправданный шаг, - говорит она. - Мы сможем избежать ухудшения положения пенсионеров, уйти от ситуации, когда пенсии растут медленнее, чем зарплаты, и все меньше могут заместить человеку те доходы, которые он имел до того, как ушел на заслуженный отдых".


На рынке труда также не должно возникнуть проблем из-за повышения пенсионного возраста. Об этом сказал журналистам министр труда и социальной защиты Максим Топилин.

Ставка страховых взносов на обязательное пенсионное страхование будет бессрочно зафиксирована на уровне 22 процентов - ее не будут повышать с 2021 года до 26 процентов, сказал Силуанов.

Одновременно правительство одобрило повышение налога на добавленную стоимость (НДС) с начала следующего года с 18 до 20 процентов. По оценке Силуанова, это даст бюджету прибавку в 600 миллиардов рублей в год. "Эти средства вместе с дополнительными доходами от завершения нефтегазового маневра (обнуление экспортных пошлин, равноценное повышение НДПИ и введение обратного акциза для НПЗ. - Прим. ред.) будут основными источниками для финансирования национальных целей развития, поставленных в указе президента от мая текущего года", - сказал первый вице-премьер. По его оценке, вклад повышения НДС в инфляцию составит 1,5 процента, то есть темпы роста цен в следующем году останутся в пределах, близких к цели Банка России (4 процента). Льготную 10-процентную ставку НДС для социально чувствительных товаров (лекарства, основные продукты питания и детские товары) решено оставить в неизменном виде.


Мы понимаем, насколько все эти решения непростые, поэтому мы шли к ним длительное время. У нас были острые дискуссии, мы прорабатывали самые разные варианты, взвешивали все за и против. Но точно так же мы с вами понимаем, что эти изменения назрели, и назрели давно, они необходимы. Без этих решений мы не можем двигаться вперёд ни в повышении уровня жизни людей, ни в социальной сфере, ни в развитии экономики.

Сначала – о пенсионной системе. Ключевая задача, которая поставлена Президентом, – повысить пенсии. Мы должны их увеличивать темпами выше инфляции, вне зависимости от внешних обстоятельств и внутренних проблем. Но демографическая ситуация такова, что доля работающих людей становится всё меньше, пенсионеров, соответственно, всё больше. С каждым годом этот дисбаланс будет только расти – и, следовательно, нагрузка на тех, кто работает. Всё это, если не принимать решений, может привести к разбалансировке пенсионной системы, вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства. Чтобы этого не произошло, мы должны принять дополнительные меры. Только так мы сможем обеспечить нормальный уровень жизни пенсионерам, причём на долгосрочный период.

Принимая эти решения, мы должны руководствоваться несколькими факторами. Во-первых, нынешний порог окончания трудовой деятельности был установлен для части категорий в 1930-е годы, а окончательно был утверждён в 1956 году для рабочих и служащих, в 1964 – для членов сельскохозяйственных предприятий. С тех пор продолжительность жизни выросла более чем на 30 лет, кроме того, изменились и бытовые условия, и условия труда. А сроки выхода не пенсию остались прежними. Их поэтому давно пора пересмотреть.

Во-вторых, в последние годы нам удалось добиться существенного увеличения продолжительности жизни – она достигла почти 73 лет. Это результат системной работы, которую мы ведём последние 20 лет по всем направлениям социально-экономической политики. Базовый принцип – инвестиции в человека. Это и материнский капитал, и различные выплаты семьям с детьми, и общее развитие системы образования и здравоохранения. Цель была одна – чтобы в зрелом возрасте люди жили дольше и лучше. В этой логике мы будем действовать и дальше.

Мы долго готовились к увеличению пенсионного возраста и подошли к этому только сейчас, в том числе и потому, что созданы условия для решения задачи по увеличению продолжительности жизни в рамках программы «80+». Но сейчас люди не просто живут дольше – дольше остаются активными. Человек пенсионного возраста лет 30 назад и сегодня – это просто разные люди. Многие в этом возрасте полны сил и желания работать, у многих ещё дети даже не выросли. Число работающих пенсионеров в среднем за год составляет около 12 миллионов человек. Они не хотят выходить на пенсию, они продолжают трудиться. И с каждым годом такая тенденция будет только усиливаться.

В-третьих, на сегодняшний день практически все страны уже повысили пенсионный возраст. Причём начали это делать ещё в 80-е годы прошлого века. В нашей стране возраст выхода на пенсию один из самых низких – и по сравнению с нашими партнёрами по СНГ, и с европейскими странами. Скажем, после распада СССР пенсионный возраст был увеличен во всех странах ЕАЭС, в других странах СНГ, кроме России и Узбекистана. Белоруссия сделала это некоторое время назад, а Казахстан и Молдавия – ещё 20 лет назад. Более того, наши коллеги в разных государствах из Евразийского союза сейчас делают уже следующий шаг в повышении границ пенсионного возраста. И мы тоже в общем и целом приступили к этой проблеме – к повышению пенсионного возраста, но пока это коснулось только гражданских и муниципальных госслужащих, а также депутатов. Там, как известно, в действующем законодательстве предусмотрена граница в 65 лет для мужчин и 63 года для женщин.

Не буду говорить общеизвестные вещи. В Европе люди завершают работу ещё позже – и в 67, и в 70 лет. Иными словами, по этому пути идут все страны. Тем не менее, несмотря на поздний старт по этому вопросу, предлагается ввести достаточно длительный переходный период. Начать его предлагается с 2019 года, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году, и в 63 года для женщин в 2034 году. Это позволит нам направить дополнительные средства на увеличение пенсии сверх уровня инфляции. И в целом переходный период даст возможность синхронизировать изменение пенсионного возраста и дальнейшее, более активное развитие социальной сферы.

Для большинства людей, которые готовились выходить на пенсию в ближайшее время, изменения будут плавными, повышение пройдёт постепенно. Например, мужчины, родившиеся в 1959 году, и женщины 1964 года рождения смогут выйти на пенсию в 2020 году – соответственно в возрасте 61 года и 56 лет. Мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения получат право выхода на пенсию в 2022 году – соответственно в возрасте 62 и 57 лет. А у молодого поколения впереди ещё достаточно времени для адаптации к новым границам.

В качестве компенсационной меры мы предлагаем предусмотреть возможность для всех лиц, которые имеют большой стаж (40 лет – для женщин, 45 лет – для мужчин), выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста в условиях его повышения. При этом предлагается сохранить существующие льготы на досрочные пенсии для ряда категорий. Это право останется у тех, кто работает на вредном и опасном производстве (так называемые списки); у женщин, которые имеют пять и более детей; у инвалидов по зрению I группы и военной травмы; у одного из родителей или опекунов инвалидов с детства; у чернобыльцев; у некоторых других категорий, которые имеют такие льготы по социальным мотивам.

Требования к стажу педагогов, медицинских и творческих работников также предлагается оставить прежними. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж от 15 до 30 лет, в зависимости от конкретной категории работника по льготам. Эти правила останутся без изменений в настоящий период. При этом возраст выхода на пенсию этих работников будет исчисляться с учётом общих подходов к темпам повышения пенсионного возраста. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовывать это право и назначать досрочную пенсию можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учётом увеличения трудоспособного возраста и тех переходных положений, которые предусмотрены. Для тех, кто проработал в особых климатических условиях, в районах Крайнего Севера, приравненных местностях, пошагово выход на пенсию будет осуществляться для мужчин – в 60 лет, для женщин – в 58 лет.

Ещё один важный момент, который я хочу особо подчеркнуть. Он касается нынешних пенсионеров. Во-первых, в отношении них никакие правила, естественно, не меняются. Во-вторых, благодаря программе увеличения трудоспособного возраста их пенсии будут расти ориентировочно на тысячу рублей в год. Кроме того, они, как и раньше, будут получать все положенные им иные социальные выплаты.

Хотел бы в этом контексте обратиться к профессиональным союзам, работодателям, с тем чтобы они оперативно организовали проведение необходимых процедур, рабочую группу. И чтобы мы в кратчайшие сроки провели заседание Российской трёхсторонней комиссии.

Также сегодня мы рассмотрим ратификацию 102-й Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения. Её положения позволят привести к международным стандартам законодательное регулирование пенсионной сферы. Это назревший вопрос. Конвенция достаточно долго обсуждалась, пора её ратифицировать. Она устанавливает чёткое соотношение между средним размером пенсии и средним заработком.

Наши социальные партнёры по объединению независимых профсоюзов обращались в Правительство с предложением о ратификации этой конвенции. Давайте это сделаем.

Коллеги, принимаемые меры позволят не только повысить пенсии, они дадут возможность дополнительно сбалансировать рынок труда. У нас уже сейчас рекордно низкая безработица. В среднесрочной перспективе мы и вовсе можем столкнуться с ситуацией, когда нам будет не хватать трудовых ресурсов. Что скрывать, в ряде регионов их уже не хватает. Поэтому старшее поколение, а это люди с огромным опытом, зачастую уникальной квалификацией, которые умеют работать, ещё многое смогут сделать.

Мы должны предпринять все усилия, чтобы устранить любые ограничения при приёме на работу людей, уже достигших определённого возраста, чего наши люди давно требуют. Поэтому я поручаю Роструду особенно внимательно следить за этими процессами. Если граждане хотят работать, они должны работать, тем более что доход от такой работы всегда выше пенсии. И нам необходимо обеспечить людям в нашей стране такую возможность. Это понимание должно быть не только у государства (почему я на этом акцентирую внимание), но и у работодателей – они должны в полной мере обеспечить работой людей старшего поколения.

Теперь о налогах. Говоря об этом в контексте совершенствования пенсионного законодательства, я имею в виду, что свою часть экономической нагрузки за повышение уровня жизни пенсионеров должен нести бизнес. Предложений было много. Напомню, мы обсуждали и введение налога с продаж, и переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц, и просто повышение ставки этого налога, вплоть до отмены всех налоговых льгот, включая льготы по НДС на авиаперевозки, на продукты, на детские товары. Но мы отказались от таких неоправданно тяжёлых для людей шагов и остановились на следующих решениях, которые предлагаются к рассмотрению.

Первое. Будет изменена ставка налога на добавленную стоимость. Сейчас базовая ставка НДС – 18%. Предлагается сделать её 20%. Чтобы эта нагрузка не падала на людей, все льготы по налогу на добавленную стоимость на основные социально значимые товары, на основные услуги будут сохранены. Это пониженные ставки в отношении продовольствия, детских товаров, медицинских товаров и нулевые ставки на внутренние межрегиональные воздушные перевозки.

Второе. Мы приступили к завершающему этапу налогового манёвра в нефтегазовой отрасли. Речь идёт об отказе от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и о параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых, нефти и газового конденсата. Этот процесс будет завершён постепенно, начиная с 2019 года и в течение шести лет. Проводя налоговый манёвр, мы, конечно, не можем не учитывать рисков повышения внутренних цен на бензин и дизельное топливо. Выводы из ситуации с ростом цен на топливо сделаны, и, чтобы не допустить этого в будущем, предлагается ряд серьёзных новаций и соответствующих механизмов.

Мы приняли решение временно с 1 июня снизить акцизы на бензин и дизельное топливо. А для того, чтобы компенсировать регионам выпадающие доходы, мы изменим структуру распределения акцизов между федеральным и региональными бюджетами.

Напомню, что деньги, полученные за счёт акцизов, можно использовать только на ремонт и содержание автодорог. Теперь та часть этих поступлений, которая пойдёт в региональные дорожные фонды, вырастет. И соответственно, уменьшится часть, которая раньше шла в федеральный бюджет.

Соответствующие законодательные инициативы находятся в высокой степени готовности. Поручаю оперативно согласовать оставшиеся позиции с участием всех заинтересованных сторон и на следующем заседании Правительства рассмотреть доработанные документы по вопросам налогового манёвра.

Инициативы, которые мы сегодня рассматриваем, предполагают и ряд существенных налоговых послаблений.

Во-первых, предлагается закрепить наконец на постоянной основе применяемые сейчас в качестве льготных тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (в Пенсионный фонд, в фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования) на уровне 30%. То есть зафиксировать эту величину уже окончательно.

Во-вторых, мы приняли решение отказаться в будущем от использования такого института, как консолидированные группы налогоплательщиков, в связи с тем, что мы отменяем требование о контроле за трансфертными ценами внутри страны.

Проблема так называемых консолидированных групп не новая. Мы её не раз обсуждали с коллегами из Государственной Думы, Совета Федерации и с главами регионов.

У этого механизма есть существенные недостатки. Прежде всего речь идёт о выпадающих доходах региональных бюджетов. Поэтому начиная с 2016 года, напомню, мы приостановили создание новых групп и запретили расширение уже действующих, ввели ряд ограничительных мер. А с 2023 года этот институт на федеральном уровне вообще будет ликвидирован. Принимая это решение заранее, мы должны сделать так, чтобы и у налогоплательщиков, и у региональных властей было время подготовиться к изменению налоговых правил в части консолидированных групп налогоплательщиков.

Налоговые меры, которые мы собираемся принять, позволят, во-первых, обеспечить выполнение майского указа Президента по достижению целей развития и, во-вторых, поддержать экономический рост, будут стимулировать технологическое обновление, развитие малого бизнеса, индивидуального предпринимательства. Эти инициативы в части налогов также необходимо рассмотреть на Российской трёхсторонней комиссии.

Считаю правильным в случае, если эти инициативы будут приняты, если они вступят в силу, зафиксировать новую налоговую конфигурацию на ближайшие шесть лет. Мы придерживались такого подхода в предыдущий период, и, скажем прямо, в целом он себя оправдал.

Наряду с этими мерами предлагается сохранить первичный дефицит бюджета на уровне 0,5% валового внутреннего продукта и зачислять эти средства в специально создаваемый фонд развития, чтобы осуществлять инвестиционные расходы на выполнение нового майского указа Президента.

Уважаемые коллеги, все законопроекты, все сопроводительные документы должны быть направлены в Государственную Думу в самое ближайшее время, чтобы наши коллеги-депутаты могли до конца весенней сессии рассмотреть их в первом чтении. Поэтому прошу всех профильных министров, заместителей Председателя Правительства, Аппарат Правительства заняться этим в приоритетном порядке, плотно и конструктивно работать с парламентом.

Отдельно хочу обратиться к коллегам из Государственной Думы и Совета Федерации – прежде всего к коллегам из фракции «Единая Россия», но и к другим тоже: рассчитываю, что парламент эти инициативы поддержит, рассчитываю, что «Единая Россия» также предпримет все усилия для поддержки этих законопроектов.

И ещё один важный момент. Я уверен, вы все понимаете (мы с вами об этом говорили совсем недавно): времени для дальнейших теоретических дискуссий нет, нам необходимо заниматься практической работой по выполнению национальных целей развития. Это единственно возможный путь к успеху. Это принципиальная позиция Правительства, это принципиальная позиция Президента.


Стенограмма выступления премьер-министра, опубликованная на сайте Правительства РФ.

Мы понимаем, насколько все эти решения непростые, поэтому мы шли к ним длительное время. У нас были острые дискуссии, мы прорабатывали самые разные варианты, взвешивали все за и против. Но точно так же мы с вами понимаем, что эти изменения назрели, и назрели давно, они необходимы. Без этих решений мы не можем двигаться вперёд ни в повышении уровня жизни людей, ни в социальной сфере, ни в развитии экономики.

Сначала – о пенсионной системе. Ключевая задача, которая поставлена Президентом, – повысить пенсии. Мы должны их увеличивать темпами выше инфляции, вне зависимости от внешних обстоятельств и внутренних проблем. Но демографическая ситуация такова, что доля работающих людей становится всё меньше, пенсионеров, соответственно, всё больше. С каждым годом этот дисбаланс будет только расти – и, следовательно, нагрузка на тех, кто работает. Всё это, если не принимать решений, может привести к разбалансировке пенсионной системы, вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства. Чтобы этого не произошло, мы должны принять дополнительные меры. Только так мы сможем обеспечить нормальный уровень жизни пенсионерам, причём на долгосрочный период.

Тайшет24 в WhatsApp

Принимая эти решения, мы должны руководствоваться несколькими факторами. Во-первых, нынешний порог окончания трудовой деятельности был установлен для части категорий в 1930-е годы, а окончательно был утверждён в 1956 году для рабочих и служащих, в 1964 – для членов сельскохозяйственных предприятий. С тех пор продолжительность жизни выросла более чем на 30 лет, кроме того, изменились и бытовые условия, и условия труда. А сроки выхода не пенсию остались прежними. Их поэтому давно пора пересмотреть.

Во-вторых, в последние годы нам удалось добиться существенного увеличения продолжительности жизни – она достигла почти 73 лет. Это результат системной работы, которую мы ведём последние 20 лет по всем направлениям социально-экономической политики. Базовый принцип – инвестиции в человека. Это и материнский капитал, и различные выплаты семьям с детьми, и общее развитие системы образования и здравоохранения. Цель была одна – чтобы в зрелом возрасте люди жили дольше и лучше. В этой логике мы будем действовать и дальше.

Мы долго готовились к увеличению пенсионного возраста и подошли к этому только сейчас, в том числе и потому, что созданы условия для решения задачи по увеличению продолжительности жизни в рамках программы «80+». Но сейчас люди не просто живут дольше – дольше остаются активными. Человек пенсионного возраста лет 30 назад и сегодня – это просто разные люди. Многие в этом возрасте полны сил и желания работать, у многих ещё дети даже не выросли. Число работающих пенсионеров в среднем за год составляет около 12 миллионов человек. Они не хотят выходить на пенсию, они продолжают трудиться. И с каждым годом такая тенденция будет только усиливаться.

В-третьих, на сегодняшний день практически все страны уже повысили пенсионный возраст. Причём начали это делать ещё в 80-е годы прошлого века. В нашей стране возраст выхода на пенсию один из самых низких – и по сравнению с нашими партнёрами по СНГ, и с европейскими странами. Скажем, после распада СССР пенсионный возраст был увеличен во всех странах ЕАЭС, в других странах СНГ, кроме России и Узбекистана. Белоруссия сделала это некоторое время назад, а Казахстан и Молдавия – ещё 20 лет назад. Более того, наши коллеги в разных государствах из Евразийского союза сейчас делают уже следующий шаг в повышении границ пенсионного возраста. И мы тоже в общем и целом приступили к этой проблеме – к повышению пенсионного возраста, но пока это коснулось только гражданских и муниципальных госслужащих, а также депутатов. Там, как известно, в действующем законодательстве предусмотрена граница в 65 лет для мужчин и 63 года для женщин.

Не буду говорить общеизвестные вещи. В Европе люди завершают работу ещё позже – и в 67, и в 70 лет. Иными словами, по этому пути идут все страны. Тем не менее, несмотря на поздний старт по этому вопросу, предлагается ввести достаточно длительный переходный период. Начать его предлагается с 2019 года, чтобы пошагово достичь выхода на пенсию в 65 лет для мужчин в 2028 году, и в 63 года для женщин в 2034 году. Это позволит нам направить дополнительные средства на увеличение пенсии сверх уровня инфляции. И в целом переходный период даст возможность синхронизировать изменение пенсионного возраста и дальнейшее, более активное развитие социальной сферы.

Для большинства людей, которые готовились выходить на пенсию в ближайшее время, изменения будут плавными, повышение пройдёт постепенно. Например, мужчины, родившиеся в 1959 году, и женщины 1964 года рождения смогут выйти на пенсию в 2020 году – соответственно в возрасте 61 года и 56 лет. Мужчины 1960 года рождения и женщины 1965 года рождения получат право выхода на пенсию в 2022 году – соответственно в возрасте 62 и 57 лет. А у молодого поколения впереди ещё достаточно времени для адаптации к новым границам.

В качестве компенсационной меры мы предлагаем предусмотреть возможность для всех лиц, которые имеют большой стаж (40 лет – для женщин, 45 лет – для мужчин), выйти на пенсию на два года раньше общеустановленного пенсионного возраста в условиях его повышения. При этом предлагается сохранить существующие льготы на досрочные пенсии для ряда категорий. Это право останется у тех, кто работает на вредном и опасном производстве (так называемые списки); у женщин, которые имеют пять и более детей; у инвалидов по зрению I группы и военной травмы; у одного из родителей или опекунов инвалидов с детства; у чернобыльцев; у некоторых других категорий, которые имеют такие льготы по социальным мотивам.

Требования к стажу педагогов, медицинских и творческих работников также предлагается оставить прежними. Сейчас данным категориям работников необходимо выработать специальный стаж от 15 до 30 лет, в зависимости от конкретной категории работника по льготам. Эти правила останутся без изменений в настоящий период. При этом возраст выхода на пенсию этих работников будет исчисляться с учётом общих подходов к темпам повышения пенсионного возраста. Таким образом, возраст, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж и приобретают право на досрочную пенсию, фиксируется, а реализовывать это право и назначать досрочную пенсию можно будет в период с 2019 по 2034 год и далее с учётом увеличения трудоспособного возраста и тех переходных положений, которые предусмотрены. Для тех, кто проработал в особых климатических условиях, в районах Крайнего Севера, приравненных местностях, пошагово выход на пенсию будет осуществляться для мужчин – в 60 лет, для женщин – в 58 лет.

Ещё один важный момент, который я хочу особо подчеркнуть. Он касается нынешних пенсионеров. Во-первых, в отношении них никакие правила, естественно, не меняются. Во-вторых, благодаря программе увеличения трудоспособного возраста их пенсии будут расти ориентировочно на тысячу рублей в год. Кроме того, они, как и раньше, будут получать все положенные им иные социальные выплаты.

Хотел бы в этом контексте обратиться к профессиональным союзам, работодателям, с тем чтобы они оперативно организовали проведение необходимых процедур, рабочую группу. И чтобы мы в кратчайшие сроки провели заседание Российской трёхсторонней комиссии.

Также сегодня мы рассмотрим ратификацию 102-й Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения. Её положения позволят привести к международным стандартам законодательное регулирование пенсионной сферы. Это назревший вопрос. Конвенция достаточно долго обсуждалась, пора её ратифицировать. Она устанавливает чёткое соотношение между средним размером пенсии и средним заработком.

Наши социальные партнёры по объединению независимых профсоюзов обращались в Правительство с предложением о ратификации этой конвенции. Давайте это сделаем.

Коллеги, принимаемые меры позволят не только повысить пенсии, они дадут возможность дополнительно сбалансировать рынок труда. У нас уже сейчас рекордно низкая безработица. В среднесрочной перспективе мы и вовсе можем столкнуться с ситуацией, когда нам будет не хватать трудовых ресурсов. Что скрывать, в ряде регионов их уже не хватает. Поэтому старшее поколение, а это люди с огромным опытом, зачастую уникальной квалификацией, которые умеют работать, ещё многое смогут сделать.

Мы должны предпринять все усилия, чтобы устранить любые ограничения при приёме на работу людей, уже достигших определённого возраста, чего наши люди давно требуют. Поэтому я поручаю Роструду особенно внимательно следить за этими процессами. Если граждане хотят работать, они должны работать, тем более что доход от такой работы всегда выше пенсии. И нам необходимо обеспечить людям в нашей стране такую возможность. Это понимание должно быть не только у государства (почему я на этом акцентирую внимание), но и у работодателей – они должны в полной мере обеспечить работой людей старшего поколения.

Теперь о налогах. Говоря об этом в контексте совершенствования пенсионного законодательства, я имею в виду, что свою часть экономической нагрузки за повышение уровня жизни пенсионеров должен нести бизнес. Предложений было много. Напомню, мы обсуждали и введение налога с продаж, и переход к прогрессивной шкале налога на доходы физических лиц, и просто повышение ставки этого налога, вплоть до отмены всех налоговых льгот, включая льготы по НДС на авиаперевозки, на продукты, на детские товары. Но мы отказались от таких неоправданно тяжёлых для людей шагов и остановились на следующих решениях, которые предлагаются к рассмотрению.

Первое. Будет изменена ставка налога на добавленную стоимость. Сейчас базовая ставка НДС – 18%. Предлагается сделать её 20%. Чтобы эта нагрузка не падала на людей, все льготы по налогу на добавленную стоимость на основные социально значимые товары, на основные услуги будут сохранены. Это пониженные ставки в отношении продовольствия, детских товаров, медицинских товаров и нулевые ставки на внутренние межрегиональные воздушные перевозки.

Второе. Мы приступили к завершающему этапу налогового манёвра в нефтегазовой отрасли. Речь идёт об отказе от экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты и о параллельном повышении налога на добычу полезных ископаемых, нефти и газового конденсата. Этот процесс будет завершён постепенно, начиная с 2019 года и в течение шести лет. Проводя налоговый манёвр, мы, конечно, не можем не учитывать рисков повышения внутренних цен на бензин и дизельное топливо. Выводы из ситуации с ростом цен на топливо сделаны, и, чтобы не допустить этого в будущем, предлагается ряд серьёзных новаций и соответствующих механизмов.

Мы приняли решение временно с 1 июня снизить акцизы на бензин и дизельное топливо. А для того, чтобы компенсировать регионам выпадающие доходы, мы изменим структуру распределения акцизов между федеральным и региональными бюджетами.

Напомню, что деньги, полученные за счёт акцизов, можно использовать только на ремонт и содержание автодорог. Теперь та часть этих поступлений, которая пойдёт в региональные дорожные фонды, вырастет. И соответственно, уменьшится часть, которая раньше шла в федеральный бюджет.

Соответствующие законодательные инициативы находятся в высокой степени готовности. Поручаю оперативно согласовать оставшиеся позиции с участием всех заинтересованных сторон и на следующем заседании Правительства рассмотреть доработанные документы по вопросам налогового манёвра.

Инициативы, которые мы сегодня рассматриваем, предполагают и ряд существенных налоговых послаблений.

Во-первых, предлагается закрепить наконец на постоянной основе применяемые сейчас в качестве льготных тарифы страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (в Пенсионный фонд, в фонды социального страхования и обязательного медицинского страхования) на уровне 30%. То есть зафиксировать эту величину уже окончательно.

Во-вторых, мы приняли решение отказаться в будущем от использования такого института, как консолидированные группы налогоплательщиков, в связи с тем, что мы отменяем требование о контроле за трансфертными ценами внутри страны.

Проблема так называемых консолидированных групп не новая. Мы её не раз обсуждали с коллегами из Государственной Думы, Совета Федерации и с главами регионов.

У этого механизма есть существенные недостатки. Прежде всего речь идёт о выпадающих доходах региональных бюджетов. Поэтому начиная с 2016 года, напомню, мы приостановили создание новых групп и запретили расширение уже действующих, ввели ряд ограничительных мер. А с 2023 года этот институт на федеральном уровне вообще будет ликвидирован. Принимая это решение заранее, мы должны сделать так, чтобы и у налогоплательщиков, и у региональных властей было время подготовиться к изменению налоговых правил в части консолидированных групп налогоплательщиков.

Налоговые меры, которые мы собираемся принять, позволят, во-первых, обеспечить выполнение майского указа Президента по достижению целей развития и, во-вторых, поддержать экономический рост, будут стимулировать технологическое обновление, развитие малого бизнеса, индивидуального предпринимательства. Эти инициативы в части налогов также необходимо рассмотреть на Российской трёхсторонней комиссии.

Считаю правильным в случае, если эти инициативы будут приняты, если они вступят в силу, зафиксировать новую налоговую конфигурацию на ближайшие шесть лет. Мы придерживались такого подхода в предыдущий период, и, скажем прямо, в целом он себя оправдал.

Наряду с этими мерами предлагается сохранить первичный дефицит бюджета на уровне 0,5% валового внутреннего продукта и зачислять эти средства в специально создаваемый фонд развития, чтобы осуществлять инвестиционные расходы на выполнение нового майского указа Президента.

Уважаемые коллеги, все законопроекты, все сопроводительные документы должны быть направлены в Государственную Думу в самое ближайшее время, чтобы наши коллеги-депутаты могли до конца весенней сессии рассмотреть их в первом чтении. Поэтому прошу всех профильных министров, заместителей Председателя Правительства, Аппарат Правительства заняться этим в приоритетном порядке, плотно и конструктивно работать с парламентом.

Отдельно хочу обратиться к коллегам из Государственной Думы и Совета Федерации – прежде всего к коллегам из фракции «Единая Россия», но и к другим тоже: рассчитываю, что парламент эти инициативы поддержит, рассчитываю, что «Единая Россия» также предпримет все усилия для поддержки этих законопроектов.

И ещё один важный момент. Я уверен, вы все понимаете (мы с вами об этом говорили совсем недавно): времени для дальнейших теоретических дискуссий нет, нам необходимо заниматься практической работой по выполнению национальных целей развития. Это единственно возможный путь к успеху. Это принципиальная позиция Правительства, это принципиальная позиция Президента.

Читайте также: