Заключительные положения до пенсионного закона

Что нужно знать о нововведении, как, когда и для кого оно будет действовать.


В начале октября Владимир Путин подписал федеральный закон об изменениях в пенсионной системе. Изменения направлены на обеспечение сбалансированности и долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной системы. По новому закону возраст выхода на пенсию для мужчин составляет 65 лет, а для женщин – 60 лет. Но вступать в силу закон будет не сразу, а постепенно. О тонкостях переходного периода «Городским вестям» рассказали в Волгоградском отделении Пенсионного фонда России.

Как будет происходить повышение пенсионного возраста

Повышение пенсионного возраста начнется постепенно с 1 января 2019 года и продлится 10 лет – до 2028 года.

На первом этапе изменения затронут мужчин 1959 года рождения и женщин 1964 года рождения, то есть тех, кому в 2019 году исполнится 60 и 55 лет. С учетом переходных положений они получат право выйти на пенсию во второй половине 2019 года или в первой половине 2020 года в возрасте 60,5 и 55,5 года.





Далее с каждым годом пенсионный возраст будет прибавляться постепенно, пока в 2028 году на пенсию не начнут выходить мужчины 1963 года рождения и женщины 1968 года рождения.

Как отразится новый закон на нынешних пенсионерах

Повышение пенсионного возраста не затрагивает нынешних пенсионеров. Они продолжат получать положенные пенсионные и социальные выплаты. Более того, предусмотрено увеличение размера пенсий неработающих пенсионеров выше, чем уровень инфляции.

Так, с 1 января 2019 года пенсии будут проиндексированы не на 4%, а на 7,1%, то есть прибавка составит в среднем 1000 рублей.

Кто имеет право на досрочную пенсию

Так, досрочная пенсия теперь положена тем, кто имеет длительный трудовой стаж. Право уйти на пенсию на два года раньше будет предоставлено женщинам, имеющим стаж работы 37 лет, и мужчинам, имеющим стаж работы 42 года.

Также досрочная пенсия будет предоставляться женщине в 50 лет, если она родила 5 детей.


Закон впервые предусмотрел возможность выйти на пенсию раньше многодетным мамам. В 57 лет сможет уйти на пенсию мама, имеющая 3 детей и 15 лет стажа, а в 56 лет - мама, родившая 4 детей и имеющая 15 лет стажа.

Для кого сохранится досрочный выход на пенсию

Досрочные пенсии сохраняются для:

  • одного из родителей, а также опекунов инвалидов с детства;
  • женщин, родивших двух и более детей, проработавших в районах Крайнего Севера;
  • инвалидов вследствие военной травмы;
  • инвалидов по зрению I группы;
  • лиц, больных гипофизарным нанизмом (лилипутам) и диспропорциональным карликам.

Пенсии по инвалидности сохраняются в полном объеме. Лицам, потерявшим трудоспособность, пенсия назначается независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

Право досрочного выхода на пенсию сохраняется полностью:

  • для работников, занятых во вредных и опасных условиях труда;
  • пилотов гражданской авиации;
  • летчиков-испытателей;
  • людей, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф;
  • водителей общественного транспорта.

С полным перечнем можно ознакомиться здесь.

Изменения специального стажа для досрочного выхода на пенсию

Специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, не меняется для тех, кто работал на Крайнем Севере и в приравненных к нему районах. Пенсионный возраст будет для них повышен поэтапно на 5 лет для мужчин и женщин (до 60 и 55 лет соответственно).

Специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию (составляет от 25 до 30 лет), не меняется для педагогических и медицинских работников. Но срок обращения за пенсией будет переноситься.


Так, год, в котором эти работники вырабатывают специальный стаж, фиксируется, а назначить «досрочную» пенсию можно будет по истечении определенного срока. В течение переходного периода с 2019 по 2028 год срок обращения за пенсией будет переноситься на период от 1 до 5 лет. Те, кто выработает специальный стаж в 2028 году и далее, получат право обратиться за назначением страховой пенсии через 5 лет с даты выработки этого стажа.


Например, педагогическим работникам требуется 25 лет выслуги в учреждениях для детей независимо от возраста и пола. Если школьный учитель, например, в 2021 году выработает необходимый стаж, пенсия ему будет назначена через 3 года, то есть в 2024 году.

Как изменится возраст назначения социальной пенсии

Закон предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию.

Те, кто не работал и не имеет полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсии, социальную пенсию теперь будут назначать не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 65 и 70 лет соответственно.

Данные изменения также будут проводиться постепенно. У граждан, имеющих проблемы со здоровьем, есть возможность обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста).

Пенсии по инвалидности сохранятся в полном объеме, они будут, как и раньше, назначаться независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

Гарантии для граждан предпенсионного возраста

Изменения в пенсионном законодательстве предусматривают дополнительные гарантии, которые защитят интересы граждан предпенсионного возраста (он увеличится с 2 до 5 лет на время переходного периода) на рынке труда.

Так, для работодателей вводится административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу по причине их возраста.

Помимо этого за работодателем закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста 2 дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

С 1 января 2019 года увеличивается максимальный размер пособия по безработице с 4900 рублей до 11280 рублей – период такой выплаты устанавливается в один год.

Льготы предпенсионерам были предусмотрены законом и ранее, однако с началом действия глобальных изменений пенсионного законодательства в 2019 году изменено само понятие «лицо предпенсионного возраста», установлены различные льготы и дополнительные гарантии таким гражданам в сфере труда и занятости, налогообложения и социальной сфере. Рассмотрим, что необходимо сделать, чтобы приобрести статус предпенсионера, и какие преференции он дает.

Как получить статус предпенсионера для предоставления льгот

Понятие «лицо предпенсионного возраста» существовало в законодательстве и ранее. Под такими лицами закон подразумевал тех, кому до получения страховой пенсии по старости оставалось не более 2 лет.

Законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» от 03.10.2018 № 350-ФЗ были лишь внесены изменения в это определение. В частности, были скорректированы абз. 6 п. 2 ст. 5 закона «О занятости населения…» от 19.04.1991 № 1032-1 и ряд других норм. С 01.01.2019 предпенсионерами считаются граждане, которым до выхода на пенсию по старости осталось 5 и менее лет.

Таким образом, статус предпенсионера для предоставления льгот получается гражданами исключительно в связи с возрастом.

Порядок оформления

Как получить статус предпенсионера для предоставления льгот и в иных целях, определяют соответствующие положения ч. 12 ст. 10 закона № 350-ФЗ. На основании данной нормы предпенсионер имеет право обратиться в орган Пенсионного фонда РФ (на выбор):

  • по месту жительства;
  • по месту осуществления трудовой деятельности.

Подтверждается этот статус по следующим правилам:

1. Основанием служит обращение гражданина в ПФР.

2. Подтверждение осуществляется на безвозмездной основе (бесплатно).

3. Подтверждающий документ должен быть предоставлен заявителю указанным в заявлении способом.

Поскольку закон допускает возможность электронного подтверждения статуса предпенсионера, постановлением Правления ПФ РФ от 29.10.2018 № 464п утвержден порядок оформления электронного документа, содержащего сведения об отнесении гражданина к категории граждан предпенсионного возраста. В целях разъяснения данной процедуры Министерством труда и социальной защиты населения РФ также было издано письмо «О получении гражданами предпенсионного возраста в органах ПФР сведений об отнесении их к категории граждан предпенсионного возраста» от 26.12.2018 № 21-0/10/В-10543.

Ответ Пенсионного фонда об отнесении гражданина к указанной категории лиц служит подтверждением его статуса, а также основанием для получения положенных предпенсионерам льгот.

Гарантии и льготы для предпенсионеров в России в сфере труда

В сфере трудоустройства важными гарантиями выступают:

  • защита от необоснованного отказа в приеме на работу рассматриваемой категории лиц;
  • строгий запрет на необоснованное увольнение таких граждан.

Указанные гарантии распространяются на всех лиц и являются базовыми правами работников по трудовому законодательству. Более того, за необоснованное увольнение и отказ в приеме на работу предпенсионеров законодатель установил уголовную ответственность.

В УК РФ была введена ст. 144.1, предусматривающая наказание для виновных лиц в виде:

  • штрафа до 200 000 руб.;
  • штрафа в размере зарплаты или другого дохода за 1,5 года;
  • обязательных работ продолжительностью до 360 часов.

Дополнительная льгота предпенсионерам была введена в виде отдельной ст. 185.1 ТК РФ законом «О внесении изменения в Трудовой кодекс…» от 03.10.2018 № 353-ФЗ. В силу этой нормы лица в течение 5 лет до наступления возраста, позволяющего получать страховую пенсию по старости, имеют право получить по месту работы 2 дня для прохождения ими диспансеризации.

Такое право предоставляется этой категории работников 1 раз в год и предварительно согласовывается с работодателем. При этом за работником на это время сохраняется не только место работы, но и его средний заработок.

Налоговые льготы

Повышение пенсионного возраста без изменения налогового законодательства повлекло бы лишение мужчин и женщин, уходивших ранее на пенсию по старости в 60 и 55 лет соответственно, налоговых льгот, предоставляемых пенсионерам.

В связи с этим был принят закон «О внесении изменений в статьи 391 и 407 части второй Налогового кодекса…» от 30.10.2018 № 378-ФЗ, который определил, какие льготы у предпенсионеров с 2019 года возникнут в сфере налогообложения.

Действующая с 01.01.2019 редакция Налогового кодекса РФ предусматривает следующие преференции:

1. При расчете налоговый базы по налогу на землю лица предпенсионного возраста имеют право на ее уменьшение на сумму в размере кадастровой стоимости 600 кв. м земли (подп. 9 п. 5 ст. 391 НК).

2. На лиц рассматриваемой категории распространяется налоговая льгота по оплате налога на имущество физических лиц, которая принимается равной сумме налога по одному недвижимому объекту, не используемому этим гражданином в предпринимательской деятельности (подп. 10.1 п. 1 и п. 2 ст. 407 НК).

В целях разъяснения указанных положений и проведения кампании по информированию населения о нововведениях в налоговом законодательстве ФНС было издано письмо от 24.12.2018 № БС-4-21/25329@. В нем, в частности, указывается на необходимость обращения в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении налоговых льгот (разд. II приложения № 3). К заявлению необходимо приложить документ, выданный Пенсионным фондом в качестве подтверждения наличия у гражданина статуса лица предпенсионного возраста.

Социальная поддержка

В дополнение к указанным мерам поддержки законодатель принял также два важных изменения, касающихся выплаты предпенсионерам пособия по безработице (вступили в силу с 1 января 2019 года). Ранее пособие по безработице таким гражданам предоставлялось на общих основаниях.

Кроме того, законом № 350-ФЗ в закон № 1032-1 была внесена отдельная ст. 34.2, предоставляющая предпенсионерам такие гарантии, как:

  • возможность получения пособия по безработице до 12 месяцев и более, если страховой стаж мужчины или женщины составляет не менее 25 или 20 лет соответственно;
  • возможность получения 75 (1–3 месяцы), 60 (4–7 месяцы) и 45% (8–12 месяцы) от среднемесячного заработка при наличии 26-недельной продолжительности трудовых отношений, предшествовавших наступлению безработицы;
  • возможность получения пособия по безработице в минимальном размере. Такой размер устанавливается ежегодно Правительством РФ и в 2019 году составляет 1 500 руб. (постановление Правительства РФ «О размерах…» от 15.11.2018 № 1375) даже том в случае, если предпенсионер не работал в течение 26 недель до постановки на учет в службе занятости.

1. Статус лица предпенсионного возраста подтверждается документом, выдаваемым органом Пенсионного фонда на основании заявления гражданина.

2. Льготы предпенсионерам в 2019 году предусмотрены как в сфере труда и занятости, так и по налогам.

3. Практически во всех случаях предоставление льгот носит заявительный характер.

Еще больше материалов по теме в рубрике «Льготы пенсионерам» .

Больше важной информации, изложенной доступным языком, можно найти на сайте https://nsovetnik.ru/ .

Если материал был полезен, поставьте, пожалуйста, лайк. А если вы поделитесь им в социальных сетях, мы будем безгранично благодарны. Спасибо!

Каждый гражданин Российской Федерации, который на протяжении определенного времени осуществлял трудовую деятельность на территории страны, имеет право на получение материального обеспечения в старости в форме пенсии.

При этом следует отметить, что понятие «пенсия» необходимо толковать значительно более расширительно, поскольку к ней относятся не только выплаты денежных средств по факту достижения преклонного возраста, но и по некоторым иным основаниям. В их число входят инвалидность и потеря кормильца.

Бесплатно по России

Вопросы, связанные с особенностями назначения и выплатами средств пенсионного обеспечения, имеют нормативно-правовое регулирование. Так, на протяжении почти 14 лет пенсии в России выплачивались по правилам, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях» № 173-ФЗ. В 2015 году на смену ему пришел новый нормативный акт – Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, положения которого в большей степени отражают современные реалии.

Несмотря на это, правовая конструкция ФЗ № 400 во многом построена на положениях предшествующего закона, в этой связи анализ последнего имеет важное значение для понимания эволюции пенсионной системы страны в целом.

Основные понятия и общие положения 173 ФЗ

Сфера применения рассматриваемого федерального закона была ограничена отношениями, возникающими по поводу трудовых пенсий, под которой, согласно ст. 2 данного документа, следует понимать ежемесячную денежную выплату компенсаторного характера, выплачиваемую гражданам при достижении определенного возраста.

Тут же следует отметить, что трудовая пенсия непосредственно связана с особенностями профессиональной деятельности гражданина. Иными словами, размер пенсии и основания для ее назначения зависят от того, имел ли гражданин стаж трудовой детальности.

Ст. 1 ФЗ о трудовых пенсиях указывает на то, что выплаты государственных и военных пенсий не входят в сферу регулирования данного нормативного акта.

Статья 2 данного закона вносит понятие «страховой стаж», под которым следует понимать те периоды, когда за работника производились отчисления страховых взносов в систему ОПС. Страховой стаж станет основополагающим параметром, используемым при начислении пенсии по 400-ФЗ в последующем.

Кроме этого, отдельно следует выделить понятие «пенсионные накопления», которое выражало объем пенсионных прав граждан в целом. В новом законе пенсионные накопления, которые формируют страховую часть пенсии, выражены в баллах.

Кто имеет право на трудовые пенсии

В соответствии с рассматриваемым законом правом на получение трудовых выплат могут воспользоваться граждане РФ, которые имеют на то основания. Под последними следует понимать, в первую очередь, утрату трудоспособности по различным причинам, как то: достижение возраста выхода на отдых, заболевание или травма, не позволяющая осуществлять трудовую деятельность.

Кроме этого, отдельно следует выделить лиц, находившихся на иждивении умерших, но ранее трудившихся граждан. Они могли рассчитывать на выплаты им трудовой пенсии по утрате кормильца.

Закон предусматривал, что право на получение данного вида материального обеспечения может возникнуть не только у лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, но и у иностранцев, а также апатридов, но при соблюдении ряда условий.

Категории лиц, имеющих право на трудовые пенсионные выплаты, установлены статьей 3 данного ФЗ.

В общем, схожие положения действуют и в современном законе «О страховых пенсиях».

Право на выбор пенсии по закону

На практике часто возникают случаи, когда у гражданина возникает право на получение выплат сразу по нескольким основаниям. Здесь следует отметить, что статья 4 рассматриваемого ФЗ предусматривала возможность выбора того или иного вида обеспечения.

Дело в том, что пенсии по различным основаниям могут иметь разный размер, в этой связи граждане, как правило, выбирали тот вид выплат, который по факту был наибольшим в материальном выражении.

Какие виды трудовых пенсий прописаны в ФЗ № 173

Статья 5 рассматриваемого федерального закона содержала в себе перечень видов выплат. Их три:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Ст.ст. 7-9 устанавливали основания, по которым производятся данные выплаты. Разберем их подробнее.


По старости

В соответствии со статьей 7 ФЗ право на выплаты по старости имеют мужчины, которые достигли возраста 60 лет, и женщины, которым исполнилось 55 лет. Кроме этого, она выплачивалась при наличии стажа работы не менее 5 лет.

Современный Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ в значительной мере ужесточил требования к претендентам на получение денег. Так, в ходе пенсионной реформы увеличился пенсионный возраст на 5 лет, а также значительно возросли требования к страховому стажу. Кроме этого, основанием для назначения пенсии также является такой параметр, как ИПК, значение которого влияет и на размер выплат.

В целом же переходный период продлится в той или иной форме до 2028 года. На время его действия требования для получения обеспечения будут возрастать поэтапно.

По инвалидности

Согласно статье 8 ФЗ № 173 выплаты по инвалидности могут получать лица, которые в установленном порядке (по итогам экспертизы) признаны инвалидами той или иной группы. При этом важным обстоятельством при назначении материального обеспечения данного типа выступает то, что нетрудоспособное лицо должно иметь хотя бы минимальный трудовой стаж.

По потере кормильца

Статья 9 рассматриваемого ФЗ гласит, что правом на ее получение могут воспользоваться лица, которые находились на иждивении умершего, ранее работавшего гражданина. При этом они не должны быть трудоспособными. Как правило, к их числу относят: детей, супругов, родителей, иных родственников погибшего кормильца.

Выбор выплаты

Гражданин, у которого возникло право сразу на несколько видов выплат в рамках действующего на тот момент закона, вправе выбрать любую из них, исходя из собственных интересов.

Финансирование

Вопросы, связанные с источником средств для выплат, рассматривались в статье 6 данного федерального закона. Так, п. 1 ст. 6 гласил, что порядок финансирования частей трудовой пенсии прописывается в нормах Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Кроме этого, отдельно был вынесен порядок установления накопительной части. Законом была установлена специальная часть индивидуального лицевого счета, на которой аккумулировались денежные средства в счет формирования накопительной части. Выплата же данной части пенсии могла быть произведена только при наличии на счете денежных средств (п. 3, ст. 6).

Система финансирования не была в достаточной мере эффективной, что, в конечном итоге, и привело к принятию нового закона, где эти вопросы решены в несколько ином ключе.

Что говорится в статье 7 ФЗ 173

Статья 7 рассматриваемого федерального закона устанавливала показатель пенсионного возраста в стране. Согласно этой норме правом на пенсию могли воспользоваться граждане, достигшие возраста 55 (жен.) и 60 (муж.) лет.

Кроме этого, существовало обязательное требование о наличии страхового стажа, составляющего не менее 5 лет.

Стаж и периоды, которые засчитываются

Как было указано выше, для того, чтобы рассчитывать на трудовую пенсию по старости, необходимо было иметь не менее 5 лет страхового стажа. В то же время минимальный стаж нужен был для назначения обеспечения инвалидам и лицам, находившимся на иждивении у умершего кормильца.

В соответствии со статьей 10 данного нормативного акта в страховой стаж входят периоды, когда трудящийся был занят непосредственно исполнением своих трудовых обязанностей, в рамках установленной трудовым договором продолжительности рабочего времени и графика работы. При этом важным условием являлось то, что работодатель осуществлял взносы в пенсионный фонд на цели ОПС.

В целом, данное положение актуально и на сегодняшний момент.

В статье 11 содержится перечень периодов, которые также входят в стаж при условии, что работник не был непосредственно занят исполнением своих прямых обязанностей.

К ним, кроме прочего относится:

  • военная и приравненная к ней служба;
  • отпуск по БиР и по уходу за ребенком;
  • периоды временной нетрудоспособности;
  • отпуска основные и дополнительные.

Следует отметить, что перечень нестраховых периодов в современном законе № 400-ФЗ значительно сокращен и урезан. К примеру, это касается военной службы по призыву.


Досрочная трудовая пенсия

Нормы рассматриваемого федерального закона устанавливали, что некоторые работники вправе выйти на отдых значительно раньше установленного возраста. Перечень льготников, содержащийся в статье 27 данного федерального закона, довольно обширен.

Здесь же приведем часть льготных категорий:

  • работники вредных производств;
  • лица, трудившиеся в тяжелых северных климатических условиях;
  • педагоги;
  • медработники;
  • представители творческих профессий.

Новый закон также предусматривает подобного рода льготы, однако, в большинстве случаев, по факту работники будут все же выходить на отдых на 5 лет позже, чем раньше.

Важные моменты 30 статьи

Статья 30 рассматриваемого правового документа устанавливала методику конвертации пенсионных прав граждан, которые осуществляли трудовую деятельность до 2002 года, в расчетный пенсионный капитал, параметр которого можно использовать в целях данного закона.

Последний же подлежал процедуре валоризации, то есть некоторой переоценке с учетом новых реалий, в которых оказалась экономика и социальная сфера страны. Подробно о валоризации и соответствующих методиках расчета прописано в ст. ст. 30.1 – 30.3 данного закона.

Расчет трудовых пенсий по закону

Формулы и методики расчета трудовых выплат разных типов приводились в ст. ст. 14-17.2.

Так, статья 14 устанавливала порядок расчета трудовой пенсии по старости при помощи формулы:

СЧтп = ПК/Т+Б, где:

ПК – расчетный пенсионный капитал (некий аналог современного ИПК).

Т – примерный срок выплаты пенсии (срок дожития), составляющий, по общему правилу, 228 месяцев.

Б – базовый размер пенсии, устанавливаемый государством.

Важно! Расчет иных видов пенсии производится по аналогичной методике, однако с другими переменными.

Что положено лицам, выезжающим на ПМЖ в другое государство

Статья 24 устанавливает формы реализации пенсионных прав граждан, которые убывают на ПМЖ заграницу. Так, они могут получать свою пенсию и там.

При этом существует несколько возможностей для этого:

  • получение третьим лицом по доверенности в РФ;
  • перевод денег на счет банка в РФ;
  • перевод денег на счет иностранного банка с конвертацией в валюту зарубежного государства по соответствующему курсу.

Какие изменения произошли в 2015 году

В 2015 году произошла очередная реформа системы пенсионного обеспечения, в рамках которой произведена масса изменений, связанных с порядком назначения, расчета и выплат пенсий. Понятие «трудовая пенсия» было заменено на «страховая пенсия». Общий трудовой стаж практически перестал учитываться при назначении того или иного вида материального обеспечения.

С 1 января 2015 года Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ прекратил свое действие. Вместо него были приняты положения Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ.

Нормы рассматриваемого законопроекта прекратили свое действие за исключением тех, которые регулируют порядок исчисления размера трудовой пенсии, что может быть необходимо для расчета пенсии страховой. К таким нормам следует отнести отдельные пункты и подпункты ст.ст. 14-17.2.

Федеральный закон о трудовых пенсиях действовал в нашей стране порядка 14 лет. За это время сформировались основные положения и конструкция пенсионной системы. Однако в целях укрепления стабильности последней с 2015 года порядок формирования, начисления и выплат пенсий был изменен, в связи с чем данный нормативный акт был признан утратившим силу.

1. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.

2. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

3. С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

4. В период с 2015 по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный в части 19 статьи 15 настоящего Федерального закона, определяется согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону.

5. Размеры страховых пенсий лиц, которым до дня вступления в силу настоящего Федерального закона установлены трудовые пенсии, в том числе доля страховой части трудовой пенсии, с 1 января 2015 года подлежат уточнению по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования на основании сведений о сумме страховых взносов, которые не были учтены при определении величины суммы расчетного пенсионного капитала для исчисления размеров указанных трудовых пенсий, в том числе доли страховой части трудовой пенсии, по состоянию на 31 декабря 2014 года в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Указанное уточнение производится до 1 августа 2015 года.

6. В 2015 году стоимость одного пенсионного коэффициента:

1) с 1 февраля увеличивается на индекс роста потребительских цен за 2014 год, размер которого устанавливается Правительством Российской Федерации;

2) с 1 апреля устанавливается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной год и плановый период исходя из разницы между годовым индексом роста среднемесячной заработной платы в Российской Федерации и коэффициентом произведенной корректировки на индекс роста потребительских цен. При этом указанный коэффициент не может превышать индекс роста доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера, направляемых на выплату страховых пенсий.

7. Индексация определенного по состоянию на 1 января 2014 года расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц, которым страховая пенсия устанавливается начиная с 1 апреля 2015 года, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", с учетом положений части 6 настоящей статьи.

8. Положения части 6 статьи 30 настоящего Федерального закона не препятствуют учету в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов занятости на рабочих местах на работах, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, до установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, могут засчитываться в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона "О специальной оценке условий труда".

9. Трудовые пенсии, назначенные в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и выплачиваемые лицам, проживающим за пределами территории Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, выплачиваются в прежнем порядке.

  • мужчинам по достижении 55 лет и наличии стажа деятельности в тяжелых условиях не менее 12 с половиной лет и общем страховом стаже не менее 25 лет;
  • для женщин показатели снижены: возраст – 50 лет, стаж работы в тяжелых условиях – не менее 10 лет, общий страховой стаж – не менее 20 лет.

Назначается пенсия согласно начала статьи только при достижении индивидуального пенсионного коэффициента – 30.

Какие условия считаются тяжелыми

1 ст. 30 Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» данного определения не содержит.

Перечень введен Постановлением Кабмина СССР №10, приятным еще в 1991 году. Приложения №1 и №2 к данному нормативному документу, именуемые в данном случае Списки перечень производств, работ и профессий, которые признаются в Российской Федерации «тяжелыми условиями».

И если в списке 1 речь идет только о подземных работах, то список 2 более разносторонний и включает в себя профессии и работы в следующих отраслях:

  • Социальная пенсия: кто имеет право, условия назначения
  • Выход на пенсию по новому закону в 2020 году: возраст для мужчин и женщин и минимальный трудовой стаж, таблица
  • Пенсия по инвалидности: условия и порядок назначения, размер выплат для инвалидов 1, 2 и 3 группы в 2020 году
  • Пенсия по старости: понятие, размер социальной пенсии, условия назначения
  • Пенсия детям инвалидам в 2020 году
  • Можно ли пенсионеру пересчитать пенсию после ее назначения
  • Можно ли перейти на пенсию умершего мужа
  • химическое производство;
  • добыча торфа;
  • пищевая и легкая промышленность;
  • полиграфическое производство;
  • металлургическое производство;
  • строительство;
  • транспорт;
  • связь и т.д.

Надо отменить, что в данное Постановление и утвержденные им списки изменения вносились крайне редко и еще во времена существования СССР.


Влияние пенсионной реформы

Федеральным законом №350 от 03.10.2018г. пенсионный возраст в России повышен как для мужчин, так и для женщин.

Закон вступил в силу с первого дня 2019 года. В ст.

7 указанного закона утверждено, что вносятся изменения в ст. 8 ФЗ-400, и право на получение страхового возмещения в связи с наступлением определенного возраста (старости по терминологии закона) имеют граждане достигшие 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет.

Однако в обсуждаемый пункт внесены только изменения, уже ранее отмеченные, касающиеся процесса уменьшения пенсионного возраста для граждан, работающих в тяжелых условиях. Установлено, что уменьшается на год (при соблюдении определенных условий) пенсионный возраст, существовавший на 31.12.2018г., то есть, до момента вступления в силу ФЗ-350, то есть, 55 для женщин и 60 для мужчин.

Таким образом, на данную категорию граждан новый пенсионный возраст реформой 2018 года не был распространен.

Пояснения государственных органов

Пенсионный фонд в связи с поступлением многочисленных вопросов от граждан даже отдельно пояснил на официальном сайте //www.pfrf.ru/zakon/, что для большинства граждан, трудящихся в тяжелых условиях право на досрочный выход на пенсию сохранено в рамках закона о пенсионной реформе. К ним относятся, согласно пояснению ПФР РФ, лица при соблюдении следующих условий:

  • страховые отчисления работодателем производились по повышенному тарифу;
  • деятельность производилась в тяжелых условиях, в экспедициях, в локомотивных бригадах и т.д., полный список можно посмотреть на сайте ПФР.

Также Пенсионный фонд дал пояснения по поводу наступления предпенсионного возраста у трудящихся в тяжелых условиях. Пятилетний срок для них также актуален, но он отсчитывается с момента входа на пенсию на льготных условиях.

При этом Пенсионный фонд уточняет, что периоды работы в тяжелых условиях засчитываются в соответствующий стаж при отчислении страховых взносов по повышенным тарифам после проведения специальной оценки условий труда по правилам ФЗ-42 о СОУТ. При намерении оформить вход не пенсию в соответствии с п.2 ч.

1 ст. 30 ФЗ-400 рекомендуется заранее (не менее, чем за год) проконсультироваться со специалистами Пенсионного фонда РФ по поводу расчета необходимого стажа и его подтверждения.

В соответствии с действующим законодательством граждане Российской Федерации, которые по той или иной причине утратили трудоспособность, вправе рассчитывать на получение пенсии, выражающейся в ежемесячной денежной выплате. Пенсионная система в РФ довольно сложна и запутана, поскольку за все время функционирования подверглась неоднократным кардинальным реформам и изменениям.

В этой связи вопросы, связанные с пенсионными выплатами, имеют строгое нормативное регулирование. Существует большое количество видов материального обеспечения и поэтому порядок начисления каждого из них регулируется отдельными нормативными актами.

В рамках данной статьи рассматриваются вопросы, связанные особенностями установления и выплаты страховой пенсии. Они регулируются Федеральным законом «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, правовой анализ и обзор которого будет приведен ниже.

Роль ФЗ 400 в формировании разных категорий страховых пенсий

Рассматриваемый нормативный акт имеет большое и основополагающее значение для всей системы социального обеспечения в стране. Так, в первую очередь, нормы данного федерального закона устанавливают основания возникновения пенсионных прав граждан. Кроме этого, ими же определяются механизмы и порядок их реализации на практике.

Закон 400 устанавливает, что пенсионная система в Российской Федерации строится на страховых принципах в форме обязательного пенсионного страхования. В статье 1 документа также прописана прямая связь между объемом соответствующих прав и степенью значимости и общественной полезности того или иного вида трудовой деятельности.

Федеральный закон выделяет три типа страхового обеспечения:

  • по достижению возраста выхода на пенсию;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Рассматриваемый в статье нормативный акт является исчерпывающим по вопросам регулирования назначения и порядка выплаты страховых пенсий. Его положения полностью заменили нормы ФЗ «О трудовых пенсиях» с момента его вступления в силу, что и произошло первого января 2015 года.

Однако часть вопросов не нашли отражения в ФЗ «О страховых пенсиях». Они регулируются предыдущим законом по аналогии.

Далее размещаю заявление-ответ на предыдущее письмо.

Возможно кому нибудь пригодится или натолкнет на другие умные мысли в нашей совместной борьбе с беспределом ПФ.

Мною, К.А. Б___________, 18.01.2020г. был получен от вас ответ №ТБ-1102/132 от 16.01.2020г. На вопросы, поднятые в данном письме имею сообщить следующее.

Да, вы правы, «страховой стаж» также, как и «общий трудовой стаж» – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, но учитываемая не только при определении права на страховую пенсию, но и при исчислении ее размера ( пункт 2 статья 3 № 400-ФЗ ). А из этого следует, что «общий трудовой стаж»- это лишь часть «страхового стажа», учитываемая за период до 01.01.2002г.

Кроме этого, хотелось бы отметить, что правовой акт, в соответствии с которым, по вашим словам, вы включили в страховой стаж период службы в Советской Армии по призыву с 01.11.1976г. до 01.11.1978г . в двойном размере, гласит буквально следующее:

Статья 94. Льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж.

Абзац 8: военная служба по призыву - в двойном размере .

(абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)», к тому же, закон от 27.01.1995 N 10-ФЗ является действующим и на сегодняшний день.

Обращаю ваше внимание на то, что « исчисление размера страхового стажа» - это самостоятельная правовая норма и « исчисление размера трудовой пенсии (оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал)» - это также самостоятельная правовая норма . Правовое применение каждой из этих норм регулируется в законах самостоятельно .

По этому поводу должен отметить, что пункт 3 статьи 36 №400-ФЗ от 28.12.2013г. гласит:

«3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм , регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.»

Из содержания п. 3 ст. 36 №400-ФЗ однозначно видно, что подлежат применению лишь правовые нормы (а не какие-нибудь статьи или пункты №173-ФЗ) для исчисления размера трудовых пенсий и в п. 3 ст. 36 №400-ФЗ ни слова не говорится об исчислении трудового страхового стажа .

В связи с этим, считаю неправомерным ссылаться на пункт 3 или пункт 4 статьи 30 закона №173-ФЗ , в части определения размера страхового стажа .

Так же рекомендовал бы Вам дать задание юристам вашего управления как следует разобраться с правилами подсчета страхового стажа при исчислении продолжительности периодов трудовой и иной деятельности «в календарном порядке» .

Порядок исполнения правовой нормы: «календарный порядокисчисления» подробно описан в Правилах подсчета страхового стажа, утвержденных Постановлением правительства РФ от 12.10.2014г. №1015 пункте 47, а именно:

«47. Исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы , а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы .

Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня .».

Другими словами, исчисление периодов деятельности «в календарном порядке» ни каким образом не отменяет факт льготного (особого порядка) исчисления страхового стажа, если таковой предусмотрен в соответствии с законом. Так как сначала производится определение периодов трудовой и иной деятельности, в том числе и льготном (особом порядке), а затем производится исчисление продолжительности данных периодов в календарном порядке (в соответствии с пунктом 47 №1015 от 12.10.2014г.). Ваше же толкование формулировки исчисления страхового стажа в календарном порядке полностью искажает смысл правовой нормы «календарный порядок», прописанной в законе .

Так как, суд принял решение о включении в страховой стаж К.А. Б______ 03.08.1958 года рождения, СНИЛС 193______ 58, в том числе, периода службы в Советской Армии по призыву в двойном размере , а решение суда является обязательным к исполнению, не зависимо от моего или вашего желания, то рассуждения о том, настаиваю я или не настаиваю на выполнении решения суда, не имеют смысла.

Уже в третий раз обращаюсь к вам с просьбой о предоставлении мне полного и подробного расчета размера страхового стажа в соответствии с Правилами подсчета от 12.10.2014г. №1015 пункта 47 и Инструкцией по заполнению ПФ РФ №2п от 11.01.2017г .:

1) прошу указать каждый период, включенный в страховой стаж;

-с указанием продолжительности периодов ;

-с указанием кода вида трудовой или иной деятельности периодов;

- исчисления периодов трудового-страхового стажа в календарном порядке;

2) подробно распишите, каким образом выполнены арифметические действия при расчете суммарной продолжительности всех периодов, учтенных в трудовом страховом стаже, в том числе и в календарном порядке исчисления;

3) отдельно поясните основание и порядок учета периодов трудовой и иной деятельности, в соответствии с какими законодательными актами, указанные в трудовой книжке периоды, учтены (если нет, то на основании каких норм пенсионного права и в соответствии с какими положениями закона).

4) Особо прошу обратить внимание на учет периода службы в Советской Армии по призыву 1976-1978 гг. в двойном размере.

- укажите, в соответствии с каким законодательным актом данный период включен в страховой стаж;

- в соответствии с какой правовой нормой произведены исчисления продолжительности данного периода;

- в каком размере (из расчета полных лет полных месяцев и дней) данный период включен в мой страховой стаж;

Читайте также: