Закон 165 фз об обязательном пенсионном страховании

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ
"Об основах обязательного социального страхования"

С изменениями и дополнениями от:

31 декабря 2002 г., 23 декабря 2003 г., 5 марта 2004 г., 14 июля 2008 г., 24 июля 2009 г., 29 ноября 2010 г., 11 июля 2011 г., 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 21 июля, 1 декабря 2014 г., 3 июля 2016 г., 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 9 июня 1999 года

Одобрен Советом Федерации 2 июля 1999 года

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

16 июля 1999 года

Установлены виды социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи; временная нетрудоспособность; трудовое увечье и профессиональное заболевание; материнство; инвалидность; наступление старости; потеря кормильца; признание безработным; смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении. Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения. Страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования являются: оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; пособие по временной нетрудоспособности; пособие в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием; пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособие по безработице; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; пособие на санаторно-курортное лечение; социальное пособие на погребение; оплата путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей. Закон также устанавливает права и обязанности застрахованных лиц, страховщиков и страхователей в области социального страхования.

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 21 июля 1999 г. N 139, в Собрании законодательства Российской Федерации от 19 июля 1999 г. N 29 ст. 3686

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 306-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 407-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 313-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 117-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2004 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 190-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

ФЗ об обязательном пенсионном страховании в РФ – это основной документ в сфере страхования людей, достигших пенсионного возраста. Он устанавливает порядок выплаты страховых денежных средств и пенсии. Согласно ему, урегулируются взаимоотношения между участниками ОПС . В нем содержатся правовые основы уплаты страховых взносов и другие важные моменты, о которых нужно знать пенсионерам.

Общие положения

Данный закон издан 15 декабря 2001 года. За время существования в него вносились изменения, последнее датировано 11 декабря 2018 года.

Закон начинается с общих положений. Это вступительная часть, в которой даются определения основным понятиям, рассказывается о том, что регулирует документ, какие его правовые основы.

Данным законом предусмотрено:

  • регулирование ОПС и правоотношений между субъектами;
  • права и обязанности сторон, их ответственность.

Законодательство ОПС учитывает положения, изложенные в Конституции РФ и других законах, касающихся пенсионного страхования. Изменения в этих документах могут касаться и ФЗ, поэтому за правками нужно следить.

Участники ОПС

В ней перечислены участники страхования, рассказывается о страховом случае, рисках, взносах, обязательном страховом обеспечении (ОСО), а также о процедуре снятия с учета работодателей, нотариусов и других страхователей.

Согласно закону, субъектами ОПС можно считать троих:

  • страховщика – это орган, который и выплачивает пенсии, им является ПФ РФ;
  • страхователя – это работодатели (физические лица, ИП, организации), адвокаты, нотариусы;
  • застрахованного – это человек, который непосредственно страхуется (это не только гражданин РФ, но и иностранец).

Застрахованный нуждается в ОПС при наступлении страхового случая (СС). Согласно закону с изменениями – это выход на пенсию по достижению пенсионного возраста, инвалидность или утрата единственного кормильца. В этих случаях назначается страховая пенсия (СП).

К ОСО также принадлежат:

  • дополнительные выплаты к СП фиксированного размера;
  • одноразовая или срочная пенсионная выплата;
  • выдача накопленных пенсионных средств умершего;
  • пособие на похороны, при утрате нетрудоспособности или во время родов.

Все деньги выделяются ПФ. Они поступают на счет застрахованного.

ФЗ также дает расшифровку понятию «страховой риск». Это утрата заработка или постоянного дохода при наступлении СС. ПО факту, речь идет о достижении пенсионного возраста или же инвалидности, тогда человек нуждается в страховом обеспечении.

Права и обязанности

Рассмотрим права и обязанности каждого субъекта. Согласно ФЗ, страховщик обязан:

  • контролировать достоверность информации от остальных участников;
  • подсчитывать тариф страховых взносов;
  • насчитывать и выплачивать все виды пенсий, предусмотренных законом;
  • пересчитывать сумму ОПС при подаче льготных документов;
  • составлять бюджет ПФ;
  • проводить информационную поддержку;
  • контролировать использование бюджетных средств, вести их учет и подавать отчетность;
  • ставить и снимать с учета страхователей и др.

Страховщики могут проверять поданную страхователями информацию, требовать от руководителей устранение выявленных нарушений, обмениваться информацией с государственными органами, распоряжаться денежными средствами, имеют доступ к данным о налогоплательщиках и другое.

У страхователей прав меньше. Это бесплатная информационная поддержка в сфере ОПС, защита своих прав в суде и уплата взносов на счет застрахованных лиц.

Не менее важны и обязанности. От их выполнения зависит благосостояние застрахованных лиц. Список:

  • не ущемлять права застрахованных;
  • уплачивать страховые взносы в ПФ;
  • своевременно предоставлять отчеты, а также документы для перерасчета и выплаты ОСО;
  • реагировать на нарушения, выявленные территориальными органами.

Согласно ФЗ об ОПС, застрахованные должны предоставлять достоверную информацию для назначения ОСО, своевременно сообщать обо всех изменениях, а также соблюдать все условия.

  • участвовать в усовершенствовании ОПС;
  • узнавать размер денежных средств, начисленных работодателем, знать о исчислениях и удержаниях;
  • без задержек получать ОСО;
  • уплачивать платежи за счет собственных средств и другое.

Более полная информация изложена в ФЗ об обязательном пенсионном страховании. Из него можно узнать, как не нарушать законодательство РФ и действовать в рамках закона.

Финансовая система

Это четвертая глава, в которой идется речь о том, откуда берутся деньги, как формируется бюджет, куда расходуются средства. Рассказываете о резерве, процедуре формирования накопительной пенсии и других нюансах, касающихся финансирования.

В законе говорится, что бюджет составляется страховщиком. Деньги являются собственностью ПФ и не могут использоваться в других целях. Нецелевое использование чревато уголовной ответственностью.

Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации предусматривает средства, из которых формируется бюджет. Это обязательные платежи, добровольные взносы, деньги, накопленные пенсионерами и другие средства. Более подробно можно узнать из электронной версии документа.

Бывает такое, что расходы на ОПС превышают поступления. Тогда они компенсируются за счет бюджетных ассигнований. Для финансовой устойчивости обязательно создается резерв бюджета.

Использование бюджетных средств находится под контролем контролирующих органов.

Особенности уплаты платежей на ОПС

Эта глава будет одной из самых интересных к рассмотрению, поскольку фактически застрахованный может понять, какая у него будет пенсия.

В этом разделе федерального закона об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации приведен размер тарифа, указана информация, как он рассчитывается и от чего зависит. Согласно ФЗ, ставка исчисляется в зависимости от года рождения. Для лиц, родившихся до 1966 года, тариф составляет 22%, для застрахованных более молодого возраста – 16%.

Примечание! Для иностранцев, временно проживающих на территории РФ, тариф рассчитывается независимо от года рождения. Для иностранных граждан, которые постоянно живут в России, возраст имеет значение.

Что касается суммы, которую сплачивают страхователи, то она рассчитываются в соответствии с законодательной базой РФ.

Все изменения в федеральном законе 167 "об обязательном пенсионном страховании" выкладываются на сайте Госдумы России и ПФ. Любой желающий может ознакомиться с основными его положениями, чтобы быть в курсе всех событий, знать свои права и обязанности, своевременно обращаться в контролирующие органы, если их ущемляют.

Каждое государство должно быть заинтересовано в обеспечении необходимым уровнем жизни своих граждан. Для этих целей предусмотрено несколько видов страхования в России. К одному из них относится социальное страхование, которое является обязательным в РФ. В данной статье подробно рассмотрен закон об основах социального страхования на обязательной основе №165 ФЗ.

Общие положения Федерального закона (ФЗ)

Данная сфера страховых отношений регулируется 165 федеральным законом о страховании. Он устанавливает порядок отношений между субъектами, их права и обязанности, а также ответственность сторон.

Социальное страхование является частью государственной социальной поддержки граждан. Суть его заключается в страховании работающих граждан от возможного изменения социального или материального их положения в обществе при определенных обстоятельствах.

Государством разработан полный комплекс мер для компенсации человеку его утерянного дохода и минимизации последствий от произошедших изменений. Данный закон распространяется на работающих граждан, а также некоторых других категорий людей, обозначенных законодательством.


Как и в любом страховании, здесь предусмотрена уплата страховых взносов в пользу страховщика для формирования его резервного фонда, из которого осуществляются выплаты застрахованным лицам. Расчет суммы страхового взноса происходит на основе устанавливаемых тарифов.

В зависимости от времени, в течении которого уплачивались страховые взносы за застрахованное лицо, происходит расчет размера социальной компенсации. Этот период времени называется страховым стажем.

Данное социальное страхование предусматривает страхование граждан от социальных рисков под которыми понимаются возможные события, при наступлении которых наступает обязанность в выплате социальных компенсаций.

Под страховым случаем понимается уже свершившееся событие, когда наступает обязанность страховщика или в некоторых ситуациях страхователя осуществлять обеспечение гражданина.

Социальным обеспечением называется исполнение страховщиком, а иногда и страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом. Оно производится из резервного фонда страховщика, куда входят денежные средства и другие материальные ценности.

Основные принципы социального страхования

В статье 3 настоящего закона перечислены основные принципы социального страхования, установленные законодательством:

  1. Система финансовой устойчивости обеспечивается за счет эквивалентности страхового обеспечения полученным взносам.
  2. Обязательный характер и всеобщее распространение на всех граждан.
  3. Гарантия государства за соблюдение прав всех участников.
  4. Регулирование государством и осуществления контроля над данной системой.
  5. Обязательное участие представителей каждого субъекта РФ в организации социальной системы.
  6. Обязательность уплаты взносов для всех страхователей.
  7. Ответственность по целевому использованию средств страховщиком.
  8. Независимость системы страхования.
  9. Контроль и надзор за данной системой не только государством, но и обществом.

Федеральные органы власти имеют определенные полномочия для организации полного цикла социального страхования. Они должны разрабатывать законодательные акты, которые будут полностью регулировать все правоотношения между участниками страховых отношений.

Субъекты данных отношений определены статьей 6 настоящего закона. Ими являются следующие участники:

  • страховщик;
  • страхователь (работодатель);
  • застрахованные лица;
  • иные лица и организации, которые определены законодательством РФ.


Страхователями могут выступать юридические лица независимо от их организационно-правовой формы, но и физические лица в определенных ситуациях, обязанные страховать и иногда самостоятельно выплачивать компенсацию гражданам.

Страховщиками могут выступать только юридические лица, коммерческой или государственной направленности, созданные специально для оказания социального страхования и действующие на основании российского законодательства.

Само страхование распространяется на застрахованные лица, которыми могут выступать следующие категории людей:

  • официально трудоустроенные лица, независимо от их гражданства и его наличия, находящиеся и работающие на законных основаниях на территории РФ;
  • лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой;
  • иные категории граждан, которые подлежат обязательному социальному страхованию.

Законодательством исключается возможность оказания посреднической деятельности в этой сфере.

В 7 статье данного закона прописаны определенные страховые риски, в целях защиты от которых разработана данная система страхования. К ним относятся:

  1. Необходимость в получении медицинской помощи.
  2. Утрата заработка или любого другого вида дохода в связи с наступлением страхового случая.
  3. Вынужденные дополнительные расходы, которые уже понесло семейство застрахованного лица, либо будет вынуждено понести в ближайшее время по причине наступления данного случая.


Страховыми случаями в этой же статье законы определены следующие жизненные ситуации:

  1. Потеря кормильца.
  2. Достижение пенсионного возраста застрахованным лицом.
  3. Травма или заболевание.
  4. Установление инвалидности по состоянию здоровья.
  5. Несчастный случай на работе или заболевание, связанное с профессиональным исполнением обязанностей.
  6. Роды и период беременности, а также дальнейший уход за младенцем.
  7. Иные установленные законодательством случаи.


Виды государственного соц обеспечения

В связи с различием страховых случаев существуют и различные виды обеспечения:

  • в виде компенсации расходов, затраченных на медицинскую помощь и лечение;
  • социальная пенсии по инвалидности, старости, по потере кормильца;
  • пособие по временной нетрудоспособности;
  • страховые выплаты при наступлении несчастного случая или профессионального заболевания;
  • оплата расходов на реабилитацию (курортную, социальную, лечебную или профессиональную);
  • пособия по беременности, родам, при рождении младенца, уходу за новорожденным до полутора лет, а также женщинам, которые встали на учет в гинекологию на ранних сроках;
  • пособие на погребение.

Все отношения, возникающие между участниками социального страхования, имеют определенные сроки, с которых они начинают свое действие. Установлены следующие сроки:

  • для страхователей с момента подписания трудового договора с трудоустроенным лицом;
  • у страховщика с момента регистрации страхователя в его учете;
  • если страхователь не является работодателем для других лиц, то отношения возникают с момента его регистрации у страховщика;
  • для застрахованных лиц с момента заключения трудового договора с работодателем;
  • для лиц, которые сами себя обеспечивают работой, отношения начинаются с момента уплаты взносов.


Порядок регистрации страхователей в системе учета установлен законодательством для определенных лиц. В случае игнорирования этого требования для них предусмотрена ответственность за нарушение законодательства.

Права и обязанности субъектов страхования на территории Российской Федерации (РФ)

В любых договорных отношениях каждая сторона сделки имеет определенные права и обязанности, которые закреплены за ней договором страхования или законодательством. Статья 10 настоящего закона закрепляет за застрахованными лицами следующие права:

  1. Своевременно получать в установленном порядке положенное страховое обеспечение.
  2. Защищать свои права самостоятельно, через представителя или профсоюз, в том числе и в судебных инстанциях.
  3. Получать информацию о страхователях и страховщиках.
  4. Участвовать в обязательном социальном страховании.
  5. На внесение предложений о тарифах страховых взносов.


Кроме прав застрахованные лица имеют также обязанности. К ним относится следующее:

  1. Своевременно представлять страховщику необходимые документы, подтверждающие достоверные сведения, являющимися основанием для назначения и организации выплат.
  2. Уплачивать самостоятельно взносы тем категориям граждан, для которых эта обязанность прямо предусмотрена законом.

Эта же статья предусматривает следующие права страховщиков:

  1. Могут назначать и проводить экспертизу для проверки правдоподобности предоставленных застрахованным лицом сведений.
  2. Не учитывать расходы на страхование, которые были произведены с нарушениями.
  3. Организовывать проверку предоставленных документов, подтверждающих факт оплаты страховых взносов, а также бумаги, связанные со страховыми выплатами.
  4. Взыскивать недоплату по обязательным страховым взносам со страхователей, а также накладывать на них штрафы.
  5. Предоставлять возможность рассрочки на уплату страховых взносов в определенных законодательством ситуациях.
  6. Обращаться в суд для защиты своих прав, а также с целью компенсации причиненного ущерба.
  7. Осуществлять страхование лицам, которые самостоятельно обеспечивают себя работой.

К обязанностям страховщиков относятся:

  1. Обосновывать страхователям и застрахованным лицам установленные тарифы.
  2. Обеспечивать прием страховых взносов и производить дальнейший их учет.
  3. Обеспечивать положенную выплату страхового обеспечения.
  4. Информировать всех участников страховых отношений, а также другие заинтересованные государственные органы о своем финансовом состоянии.
  5. Принимать меры по обеспечению своего стабильного финансового состояния.
  6. Контролировать правильное начисление и расчет взносов, а также своевременность их уплаты.
  7. Контролировать расчет и назначение страхового обеспечения.
  8. Регистрировать и ставить на учет страхователей в установленном порядке.
  9. Вести учет всех застрахованных лиц, а также страхователей.
  10. Бесплатно предоставлять информацию о своей деятельности всем участникам страховых отношений.
  11. Бесплатно информировать и проводить консультации страхователей и застрахованных лиц о порядке страхования и иным вопросам, связанных с данной темой.


Статья 12 настоящего закона определяет права и обязанности страхователей, которые выступают посредниками между застрахованными лицами и страховщиками. Для них предусмотрены следующие права:

  1. Они могут участвовать в управлении страхованием через своих представителей, а также вносить предложения о тарифах для страховых взносов.
  2. Получать бесплатно информацию о порядке страхования, размерах страхового обеспечения и получать ответы на иные возникающие вопросы.
  3. Участвовать с помощью своих представителей в контроле и расчете тарифов страховых взносов.
  4. Просить отсрочки платежа по уплате страховых взносов.
  5. Защищать в суде свои интересы.

В обязанности страхователя входит следующее:

  1. Регистрироваться в качестве страхователя и вставать своевременно на учет, а также сниматься с него.
  2. Предоставлять страховщику, налоговым органам и иным государственным учреждениям необходимую информацию для ведения учета уплаченных взносов.
  3. Вести учет уплаченных взносов, а также всех застрахованных лиц.
  4. Производить оплату страховых взносов в определенные законодательством сроки и в установленном порядке.
  5. Вести учет и предоставлять отчет налоговому органу документы, подтверждающие перечисление страховых взносов, а также основания для расходования бюджетных средств.
  6. Выплачивать в определенных случаях обеспечение застрахованным лицам.

С помощью установленных прав и обязанностей каждый участник страховых правоотношений действует в установленных рамках, за счет чего достигается регулирование данной системы.

Управление системой

Система социального страхования управляется правительством РФ на основании законодательных актов. Страхование осуществляют страховщики в соответствии с установленным законодательством. Бюджет, из которого осуществляются выплаты, принадлежит государству.

Страховщики должны соответствовать установленным требованиям к ним и могут быть только юридическими лицами. А профсоюзы и подобные партнеры имеют приоритетное право представлять интересы застрахованных лиц.

Также профсоюзы имеют право на осуществление контроля над соблюдением законодательства страховщиками и страхователями.

Финансовая система

Бюджеты фондов, обеспечивающих данный вид страхования, устанавливаются правительством ежегодно. Данные бюджеты не являются частью общего федерального бюджета. Источниками денежных средств могут быть:

  • непосредственно сами взносы;
  • страховые штрафы и пени за несвоевременную или неполноценную уплату взносов;
  • межбюджетные трансферты из федерального бюджета;
  • денежные средства, полученные от предъявления регрессных требований к виновникам наступления страхового случая;
  • доходы от временного инвестирования средств;
  • иные разрешенные законодательством источники дохода.


Тарифы, на основании которых рассчитываются страховые взносы устанавливаются правительством РФ.

Расходование средств бюджета страховых фондов возможно только на определенные законодательством цели. За нецелевое расходование ответственные лица будут привлечены к ответственности. Ежегодно отчеты о доходах и расходах из бюджета фондов отправляются на проверку в правительство РФ.

В случае нехватки средств для выполнения обязательств страхового фонда, помощь оказывается с помощью межбюджетных трансфертов из государственного бюджета страны. Таким образом государство выступает гарантом исполнения обязательств по социальному страхованию.

Порядок получения страховой выплаты устанавливается законодательством. Для этого нужно предъявить документальное подтверждение о том, что произошел страховой случай. Денежные средства перечисляются с помощью банков. Комиссия за данные переводы не взимается.

Рекомендуем вам прочитать про виды обязательного социального страхования в данном материале.

Видео

Заключительные и переходные положения

Споры между участниками данных отношений должны разрешаться в течение 10 дней с момента подачи заявления к страховщику. Если одна из сторон не согласна с полученным решением, она может обратиться в суд для рассмотрения этого вопроса.

Данное законодательство вступило в силу в середине 1999 года и действует до сих пор с учетом внесения в него поправок и изменений. Более подробно с законом о социальном страховании можно ознакомиться по ссылке.


ФЗ об обязательном пенсионном страховании в РФ: федеральный закон 167 ФЗ в 2018


ФЗ о пенсионном страховании: закон об обязательном в РФ


ФЗ об обязательном медицинском страховании (ОМС) – закон 326


Система обязательного социального страхования: из каких подсистем состоит, функции, виды ОСС

19-го июля 1999-го года был впервые официально опубликован и в тот же день вступил в законно-юридическую силу 165-ФЗ, гласящий об основах социального страхования. С тех пор в нашей стране стала действовать государственная система социального страхования граждан, с незначительными поправками применяющаяся и по настоящий момент.

О законе


Некоторые факты о рассматриваемом законе об основах:

  • ФЗ № 165 был принят Нижней Палатой Федерального Собрания 9-го июня 1999-го, а одобрен Верхней Палатой – 2-го июля того же года;
  • состоит из 5 Глав и 29 статей;
  • официальное опубликование в первоначальной редакции состоялось в “Собрании законодательства РФ”
  • за все время в федеральный закон, гласящий об основах обязательного социального страхования, были внесены поправки 13-ю ФЗ;
  • скачать текст ФЗ № 165 и ознакомиться с ним всегда можно на нашем сайте.

Общие положения

Основные нормы, регламентирующие социальное страхование в нашей стране, представлены в Главе 1 ФЗ № 165, состоящей из 9-ти статей.

Тезисно о главных положениях:

  • под социальным страхованием понимается государственная система, направленная на уменьшение последствий снижения уровня финансовой обеспеченности граждан нашей страны (путем выплаты государством различных единовременных или ежемесячных пособий) в случае наступления неблагоприятных событий, таких как старость, болезнь, инвалидность и др.;
  • действие норм ФЗ № 165 не распространяется на обязательное госстрахование, которое применяется в отношении граждан, работающих на отдельных государственных должностях (следователи, судьи, полицейские и др.) – вместо ФЗ № 165, регулирование осуществляется соответствующим специальным законодательством (см., например, 45-ФЗ от 20-го апреля 1995-го года);
  • социальное страхование базируется на установленных в стат. 4 ФЗ № 165 основах, таких как всеобщность, обязательность данного вида страхования, устойчивость системы в целом, ее неподверженность влиянию внешних экономических факторов, жесткий государственный контроль и др.;
  • в сфере социального страхования не разрешается наличие посреднической деятельности.

Какие риски покрывает соцстрахование

В стат. 7 ФЗ № 165, гласящего об основах общеобязательного российского социального страхования, сказано, что существует всего 3 риска, покрываемых рассматриваемой государственной системой:

  • необходимость обращения гражданина в медицинскую организацию в целях получения медицинской помощи;
  • потеря гражданином дохода или иного заработка в связи с тем, что наступил страховой случай (например, инвалидность);
  • необходимость несения гражданином дополнительных денежных расходов, связанных со страховым случаем.

Важно! Риском признается предполагаемое событие, имеющее вероятностный характер наступления. Соответственно, не предполагаемое, а уже свершившееся событие, будет являться страховым случаем.

Полный перечень страховых случаев также указан в ст. 7 ФЗ № 165:

  • общеустановленный пенсионный возраст – «по старости»;
  • признание лица инвалидом;
  • утрата кормильца в семье;
  • временная нетрудоспособность (больничный);
  • производственное травмирование;
  • профзаболевание;
  • беременность, появление на свет детей;
  • присмотр за ребенком, не достигшим возраста 1,5 лет;
  • иные страховые случаи, которые установлены правовыми актами об основах отдельных разновидностей социального страхования (например, ФЗ № 125 от 24-го июля 1998-го года).

Участники социального страхования

В ст. 6 ФЗ № 165, регламентирующего основы социального страхования в нашем государстве, указано, что субъектами соцстрахования являются участники правоотношений в этой сфере, а именно:

  • страховщики;
  • страхователи;
  • застрахованные физлица;
  • иные органы, физические и юридические лица, названные в качестве субъектов (участников) в законах, регулирующих основы отдельных разновидностей соцстрахования.

Застрахованные

В аб. 4 ч. 2 стат. 6 ФЗ № 165 сказано, кто такие застрахованные лица – это российские, иностранные граждане, а также те, у кого вообще нет гражданства какой-либо страны:

  • осуществляющие трудовую деятельность по договорам, заключенным в соответствии с Главой 11 ТК РФ;
  • или обеспечивающие сами себя работой (ИП, нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие, патентные поверенные, медиаторы, самозанятые граждане, уплачивающие “Налог на профдоход”, и др.).

Внимание! Также к застрахованным относятся прочие категории лиц, указанные в ФЗ об основах конкретных разновидностей соцстрахования (члены КФХ или вообще неработающие граждане – см., например, стат. 10 ФЗ № 326 от 29-го ноября 2010-го года).

Правомочия и обязанности данных граждан определены в стат. 10 ФЗ № 165.

Застрахованные имеют следующие права:

  • своевременно и в полном размере получать страховое возмещение (пособие);
  • защищать свои интересы в профсоюзе или через суд;
  • получать открытые сведения о функционировании системы страхования и страховщиках;
  • вносить пожелания о тарифах страховых взносов через профсоюзы во внебюджетные фонды или непосредственно в Правительство.

  • предоставлять документацию по страховому случаю в соответствии с законами;
  • уплачивать взносы со своего заработка.

Страхователи

Страхователями, согласно аб. 2 ч. 2 стат. 6 ФЗ № 165, признаются физические или юридические лица, на которых соответствующими ФЗ об основах конкретных разновидностей социального страхования возложена обязанность:

  • по удержанию и перечислению в бюджет страховых взносов за застрахованных лиц;
  • а в отдельных случаях – еще и по выплате единовременных или ежемесячных пособий в связи со страховым случаем (например, пособий по временной нетрудоспособности).

Как правило, страхователями являются ИП или организации, выплачивающие заработную плату или иное вознаграждение для физических лиц. Но в отдельных случаях страхователями могут быть также органы исполнительной или местной власти (например, в отношении неработающих граждан по ОМС).

Правомочия и обязанности страхователей определены в ст. 12 ФЗ № 165.

Страхователи имеют следующие права:

  • на судебную защиту своих интересов;
  • на участие в управлении системой ОСС;
  • на внесение пожеланий об изменении тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды или в Правительство;
  • на бесплатное информирование страховщиком о нормативно-правовой базе, регулирующей ОСС.

  • вставать на учет в ПФР, ФСС, ФОМС;
  • представлять отчетность в ПФР, ФСС и ФОМС о застрахованных;
  • удерживать страховые взносы с заработной платы работников;
  • выплачивать страховые компенсации в случаях, если обязанность по их выплате возложена ФЗ об основах конкретной разновидности социального страхования именно на страхователя, а не на ПФР, ФСС или ФОМС.

Страховщики

Согласно аб. 3 ч. 2 ст. 6 ФЗ № 165, страховщиками в сфере социального страхования признаются организации – как коммерческие, так и некоммерческие – созданные с целью обеспечить права застрахованных на получение единовременных или периодических выплат в связи со страховыми случаями.

Обычно страховщиками являются:

  • ФСС;
  • ФОМС;
  • ПФР.

Правомочия и обязательства страховщиков указаны в ст. 11 ФЗ № 165.

У внебюджетных фондов существуют следующие права:

  • обращаться в суды с регрессными исками к причинителям ущерба;
  • осуществлять постановку на учет лиц, добровольно решивших вступить в отношения по ОСС;
  • взыскивать пени за просрочку уплаты страховых взносов;
  • проверять документацию по страховому случаю и проводить экспертизы в целях проверки факта его наступления.

  • бесплатно оповещать страхователей о последних изменениях в законодательной базе ОСС;
  • осуществлять надзор за правильностью выплат страховых возмещений;
  • регистрировать страхователей, если такая регистрация обязательна по закону, и вести их учет;
  • обеспечивать сбор взносов, контролировать их правильное начисление;
  • публиковать информацию о своей деятельности и финансовом состоянии.

Система социального страхования в России


ФЗ № 165 создал успешно функционирующую систему, которая работает по достаточно простому механизму:

  • граждане устраиваются на работу;
  • работодатели встают на учет в территориальных внебюджетных фондах в качестве страхователей;
  • каждый месяц работодатели уплачивают за свой персонал страховые взносы в порядке и на условиях, указанных в Главе 34 НК РФ и иных законах;
  • указанные взносы вместе с иными источниками формируют бюджет соответствующего внебюджетного фонда;
  • работник, у которого произошел страховой случай (роды, беременность, профессиональная травма и др.), обращается к своему работодателю или непосредственно в фонд, подает заявление и документы, подтверждающие соответствующие обстоятельства, и получает денежную выплату из средств бюджета внебюджетного фонда.

Из вышеуказанного становится ясно, что система ОСС функционирует по схожему алгоритму по сравнению с частными страховыми системами, то есть имеет место быть:

  • наличие у всех застрахованных лиц страхового риска, имеющего вероятность наступления менее 100 %;
  • перераспределение средств участников системы в пространстве и во времени;
  • 100 % гарантия получения выплаты при страховом случае.

Фонды соцстрахования

Вопросы формирования бюджетов социального страхования регулируются:

  • общими положениями, представленными в Главе 4 ФЗ № 165;
  • специальными нормами, указанными в ФЗ о соответствующем виде социального страхования (см., например, ст. 4.6. ФЗ № 255).

В ФЗ № 165 указаны следующие тезисы относительно формирования фондов денежных средств в сфере соцстрахования:

  • правовая основа для формирования бюджета фонда – специальный федеральный закон;
  • соответствующий ФЗ принимается за 1-2 месяца до наступления очередного финансового года (например, в декабре 2020-го года – на 2021-й год);
  • в соответствующем ФЗ содержатся сведения о бюджете не только на очередной финансовый год, но и на 2 следующих за ним плановых периода;
  • внесение законопроекта о бюджете производится на основе норм БК РФ;
  • средства бюджетов ФСС, ПФР и ФОМС никогда не изымаются принудительно и не являются составной частью иных бюджетов (местных, региональных или федеральных), что гарантирует их стабильность и независимость.

Откуда в фонд поступают деньги

В ст. 17 ФЗ № 165 указано, что фонд формируется из средств, поступающих из установленного перечня источников.

Основой бюджета являются страховые взносы. Дополнительными источниками признаются:

  • прибыль от инвестирования, полученная в результате размещения свободных средств фондов социального страхования в различных доходных инструментах;
  • деньги, которые получают внебюджетные фонды в результате предъявленных ими регрессных требований к причинителю ущерба, по вине которого и наступил страховой случай;
  • штрафы и пени, назначаемые за несвоевременную уплату страховых взносов;
  • межбюджетные трансферты, направленные на покрытие дефицита бюджета внебюджетного фонда;
  • иные источники, которые не являются запрещенными согласно российскому законодательству.

Как назначается и выплачивается возмещение

В ст. 22 ФЗ № 165 сказано, что назначение единовременного или периодически выплачиваемого страхового возмещения осуществляется при наличии факта наступления страхового случая, подтвержденного в документальном порядке.

В этой же статье сказано, что порядок назначения пособий и выплат определяется ФЗ о соответствующем виде соцстрахования. Например, основы порядка назначения больничного пособия и по беременности и родам описаны в ст. 13 ФЗ № 255.

В некоторых случаях, выплата страховых возмещений осуществляется в силу законов, перечисленных в ФЗ об основах конкретного типа социального страхования. Примером может служить ст. 9 ФЗ № 167, где сделана отсылка на:


Кто устанавливает тарифы


Что касается того, как дифференцируются размеры выплачиваемого страхового возмещения, то конкретные суммы зависят от:

  • вида произошедшего страхового случая (старость, инвалидность, временная нетрудоспособность и др.);
  • выполнения или невыполнения условий, указанных в ФЗ об основах конкретных видов соцстрахования.

  • размер пенсии по старости определяется исходя из ИПК, а ИПК, в свою очередь, зависит от размера уплаченных за жизнь страховых взносов на ОПС;
  • размер больничного пособия зависит от суммы среднего заработка застрахованного лица и от его страхового стажа на момент обращения;
  • размер пособия по родам и беременности зависит от того, работает ли женщина или нет – если работает, то зависит от среднего заработка, если не работает, то пособие зависит от категории (студентка вуза, военнослужащая, безработная) этой женщины и устанавливается лицам одной и той же категории в твердой сумме.

Важно! Иногда размеры пособий не зависят ни от чего и выплачиваются одинаково для всех (например, пособие на погребение).

Контроль над системой

Контроль и надзор за основами системы ОСС управомочены осуществлять:

  • в общей части – Правительство Российской Федерации на основании Конституции и иных правовых актов, регулирующих сферу ОСС;
  • Центральный Банк РФ – в части контроля за финансовой деятельностью внебюджетных фондов (ч. 1 ст. 14 ФЗ № 165, ч. 3 ст. 30 Закона РФ № 4015-1 от 27-го ноября 1992-го года);
  • профсоюзы – в части профсоюзного надзора за использованием средств ОСС (ч. 2 ст. 14 ФЗ № 165, ч. 3 ст. 15 ФЗ № 10 от 12-го января 1996-го года);
  • ФНС – в части нормативно-правового регулирования и выработки государственной политики по администрированию страховых взносов по соцстрахованию на ОПС, ОМС и ВНиМ.

Куда обращаться, если нарушаются права граждан

В ст. 27 ФЗ № 165 сказано, куда необходимо обращаться страхователю или застрахованному гражданину в случае нарушения их законных прав.

Внимание! Сначала по любому вопросу необходимо обращаться в местный отдел страховщика с письменным заявлением – устные претензии никакого действия не имеют. В период до 10 рабочих дней обращение должно быть рассмотрено фондом, еще в течение 5 рабочих дней о принятом решении должны сообщить.

Если гражданин не согласен с решением территориального фонда, то можно идти дальше в вышестоящие инстанции по выбору заявителя:

  • в Центральном Аппарате фонда;
  • или в судебном органе по подведомственности и подсудности.

Как государство гарантирует работоспособность системы

Государством гарантируется полная работоспособность основ системы ОСС вне зависимости от каких-либо внешних экономических, политических, социальных или прочих факторов.

В целях обеспечения функционирования системы ОСС и ее стабильности, законодательством об основах государственного обязательного социального страхования предусматриваются следующие меры:

  • издание в установленном порядке разъяснений, адресованных государственным, муниципальным органам, гражданам и организациям, в целях единообразного применения норм ФЗ № 165 и иных законодательных актов в сфере ОСС на территории РФ;
  • четкое разграничение полномочий, прав и обязанностей субъектов ОСС;
  • регламентация принципов, обязательных к соблюдению всеми участниками системы;
  • установление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предусматриваемых в проекте ФЗ о бюджете конкретного внебюджетного фонда на очередной год и плановый период (при нехватке денежных средств на выплату страхового обеспечения) (ст. 24 ФЗ № 165);
  • недопущение нецелевого использования средств, а в случае выявления такого факта – привлечение соответствующих должностных лиц к ответственности (ч. 2 ст. 19 ФЗ № 165).

Итак, в РФ действует система социального страхования, основы которой представлены в ФЗ № 165 и в смежных нормативно-правовых актах. Прочли статью, но остались вопросы? Решение всегда найдет наш юрист – спросить его можно, написав в чат.

Поблагодарить нас за полезную информацию просто – достаточно поставить лайк, сделать репост или прочитать наш другой полезный материал – например, про сущность медицинского страхования.

Читайте также: