Закон кабмина украины про идентификацию пенсионера


В Украине пенсионерам из числа внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) — держателям электронного пенсионного удостоверения (ЭПУ) и получателям социальной помощи — теперь необходимо будет проходить физическую идентификацию каждые 6 месяцев со дня предварительной идентификации.

Об этом сообщает пресс-служба «Ощадбанка».

«Информируем о том, что постановлением Кабинета министров Украины № 548 от 11.07.2018 внесены изменения в постановление КМУ № 637 от 05.11.2014 в части внедрения новых сроков прохождения физической идентификации», — сказано в сообщении.

В связи с тем, что для некоторых пенсионеров-держателей ЭПУ уже наступил срок прохождения идентификации 12 месяцев (на выполнение требований предыдущей редакции постановления КМУ №637 от 05.11.2014 ), и с целью заблаговременного предупреждения об изменении срока происхождения идентификации с 12 на 6 месяцев банком обеспечено поочередное направление предупредительных SMS-сообщений таким клиентам. При этом, учитывая имеющиеся технологические возможности, определенным клиентам из числа пенсионеров-держателей ЭПУ придется повторно пройти идентификацию в течение двух ближайших месяцев с момента получения соответствующего предупредительного SMS-сообщения.

«Поскольку данная процедура будет способствовать избежанию блокировки расходных операций по счету, просим вас отнестись с пониманием и осуществить своевременную идентификацию в любом отделении АО «Ощадбанк» по общепринятой процедуре», — рассказывают в Ощадбанке.

Отмечается, что процедура прохождения физической идентификации ВПЛ, которая состоит из трех этапов, остается без изменений, а именно:

  1. Личное обращение пенсионера или получателя социальной выплаты в любое учреждение АО «Ощадбанк». При себе необходимо иметь паспорт или другой документ, удостоверяющий личность, и основную платежную карточку или основное ЭПУ.
  2. Предъявление работнику АО «Ощадбанк» одновременно основной платежной карточки или основного ЭПУ и паспорта или другого документа, удостоверяющего личность.
  3. Проведение пенсионером или получателем социальной помощи операции получения наличных или просмотра остатка через кассовый POS-терминал (то есть выполнение операции, предусматривающей введение ПИН-кода) или установка/изменения ПИН-кода с использованием основной платежной карточки или основного ЭПУ.

Также в пресс-службе напоминают, что для пенсионеров, которые не получили ЭПУ, действует требование о прохождении физической идентификации каждые 3 месяца со дня предварительной идентификации.

«Для увеличения сроков прохождения идентификации рекомендуем обратиться в Пенсионный фонд Украины для оформления электронного пенсионного удостоверения», — подытожили в учреждении.


Ощадбанк продлит срок банковских карт пенсионерам Луганска и Донецка еще на три месяца

Когда пенсионеры ВЛП смогут ими воспользоваться пока не ясно.


В «Ощадбанке» объяснили, когда можно изменить отделение доставки карты для получения пенсии

Речь идет о стандартной банковской карте, а не об электронном пенсионном удостоверении..


В Кабмине рассказали как будут пересекать КПВВ жители Луганска после снятия карантина

После снятия в Украине карантина по коронавирусной инфекции для жителей неподконтрольных территорий Донбасса будет создана специальная электронная очередь для пересечения.


Проверки переселенцев после окончания карантина ослабят, отменят, или ужесточат?

Как сделать, чтобы и далее меры в отношении переселенцев и жителей неподконтрольного Донбасса сохранились более лояльными.


Можно ли находится пенсионерам-переселенцам более 60 дней на неподконтрольной территории

Правозащитники рассказали о существующих правилах.


Новая причина по которой Пенсионный фонд Украины блокирует пенсии переселенцам

Пенсионный фонд Украины делает все, чтобы не платить пенсии переселенцам.


Идентификация пенсионеров-переселенцев в "Ощадбанке" зачастую связана с трудностями. Недавние изменения процедуры в интервью "Черноморке" прокомментировала юрист Винницкой правозащитной группы в Кировоградской области Юлия Блажевич.

"Речь идет об идентификации получателей пенсий, которые являются внутренне перемещенными лицами, согласно п. 1 Постановления КМУ от 5 ноября 2014 № 637.

Поясню ситуацию с самого начала, и как она развивается. Так, пунктом 1 Постановления КМУ от 5 ноября 2014 № 637 предусмотрена обязанность пенсионеров-переселенцев проходить периодическую идентификацию в "Ощадбанке". В случае непрохождения физической идентификации получателям социальных выплат банк останавливает выдающиеся операции по текущему счету. Частью 2 ст. 5 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" установлено, что исключительно этим Законом определяются, в частности, порядок осуществления пенсионных выплат по общеобязательному государственному пенсионному страхованию, и организация и порядок осуществления управления в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования (т.е. не постановлением Кабмина, а именно Законом). Далее, статьей 49 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» установлен перечень оснований для приостановления и возобновления выплаты пенсии, и в этом перечне нет оснований остановки выплаты пенсии по причине того, что пенсионер не явился для идентификации в "Ощадбанк", - отметила Блажевич.

По ее словам, статьей 14 Закона Украины «"Об обеспечении прав и свобод внутренне перемещенных лиц" запрещена дискриминация переселенцев, и установлено, что внутри страны перемещенные лица пользуются теми же правами и свободами в соответствии с Конституцией, законами и международными договорами Украины, что и другие граждане Украины, которые постоянно проживают в стране. Запрещается их дискриминация при осуществлении ими любых прав и свобод на основании того, что они являю внутренне перемещенными лицами.

Блажевич добавила, что большинство пенсионеров-переселенцев – это пожилые люди, которым иногда даже в силу возраста проблематично прийти в "Ощадбанк", однако Постановлением № 637 исключение предусмотрено только для лиц с инвалидностью I группы и лиц, которые по заключению врачебно-консультативной комиссии не способны к самообслуживанию и нуждаются в постоянной посторонней помощи, получают социальные выплаты путем доставки через "Укрпочту". То есть, если человеку, например, 80 лет, и ему трудно ходить, он все равно должен проходить идентификацию.

"Замечу, что есть Постановление Верховного суда от 20 декабря 2018 года, которым оставлено без изменений постановление Окружного административного суда города Киева от 29 июня 2017 года и постановление Киевского апелляционного административного суда от 4 июля 2018 года. Так, постановлением суда первой инстанции признаны недействительными пункты 7, 8, 9, 13 Порядка назначения (восстановления) социальных выплат внутренне перемещенным лицам и Порядок осуществления контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания / пребывания, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 8 июня 2016 №365, и абзац десятый пункта 1 постановления Кабинета Министров Украины «Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам» от 5 ноября 2014 №637", - сказала Юлия Блажевич.

По ее словам, такие решение имеют большое значение, поскольку признаны недействительными следующие положения постановления 365.

– для назначения (восстановления) социальных выплат структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения по собственной инициативе или по обращению органов, осуществляющих социальные выплаты, в течение 15 рабочих дней со дня получения соответствующего заявления внутренне перемещенного лица или со дня поступления обращения от органов, осуществляющих социальные выплаты, проводит проверку достоверности указанной в заявлении информации о фактическом месте проживания / пребывания внутренне перемещенного лица.

Такая проверка не проводится в отношении переселенцев, работающих в государственных органах и органах местного самоуправления, и предоставивших справку с места работы, в которой указано, что они находятся в трудовых отношениях с соответствующими органами, а также то, что условия их работы предусматривают постоянное пребывание на территории населенных пунктов, где органы государственной власти осуществляют свои полномочия в полном объеме (кроме командировок за границу).

Для назначения (восстановления) социальных выплат лицу, находящемуся на обслуживании в территориальном центре социального обслуживания (предоставление социальных услуг) или получающему образование определенного уровня в дошкольных, школьных, профессионально-технических и высших учебных заведениях (студенты дневной формы обучения), структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения направляет в соответствующий орган (учреждение) запрос о предоставлении в течение 15 дней подтверждения пребывания / учебы внутренне перемещенного лица в таком органе (учреждении). В случае неподтверждения факта нахождения / учебы переселенца, о чем соответствующий орган (учреждение) информирует письменно, структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения проводит проверку достоверности указанной в заявлении информации о фактическом месте проживания / пребывания переселенца.

Заведение, в котором ВПЛ получает образование определенного уровня, в случае длительного (более 60 дней) непосещения им учреждения обязано сообщать об этом структурному подразделению по вопросам соцзащиты населения.

– По результатам проведения проверки структурным подразделением по вопросам социальной защиты населения составляется акт обследования материально-бытовых условий семьи по форме, установленной Минсоцполитики, который подписывается всеми совершеннолетними ВПЛ, и в определенных законодательством случаях – их законными представителями, а также представителями структурного подразделения по вопросам соцзащиты.

– Во время обследования материально-бытовых условий семьи представитель структурного подразделения по вопросам соцзащиты информирует переселенцев об их обязанности в десятидневный срок письменно сообщать об изменении фактического места жительства / пребывания структурному подразделению по вопросам соцзащиты населения по новому фактическим месту жительства / пребывания, а также о последствиях невыполнения этой обязанности.

– Комиссия, кроме оснований отказа в назначении (возобновлении) социальной выплаты, предусмотренные законодательством, может отказать заявителю в назначении (возобновлении) такой выплаты в случае его отсутствия по фактическому месту жительства / пребывания, указанным в заявлении о назначении (восстановление) социальной выплаты.

Кроме того, Порядок осуществления контроля за проведением социальных выплат внутренне перемещенным лицам по месту их фактического проживания / пребывания, утвержденный Постановлением Кабмина от 8 июня 2016 №365, признан недействительным в целом.

Подпишитесь на "Трибун" в вашем Telegram , Facebook и Youtube . Оперативно и лаконично о самом важном

Кабинет министров Украины 21 августа 2019 года принял Постановление № 788 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета министров Украины», которым был усовершенствован порядок назначения, восстановления и продления пенсионных выплат внутренне перемещенным лицам (ВПЛ).

О том, какие именно изменения предусматривает новое постановление и что теперь ожидает переселенцев, рассказали специалисты общественной организации «Донбасс SOS».

«21 августа 2019 года, за неделю до окончания своей работы, действующий Кабинет министров Украины принял постановление № 788, которым наглядно продемонстрировал свое отношение к самым уязвимым категориям граждан своей страны, пострадавшим от конфликта и к статье 1 Конституции Украины, где написано, что, среди прочего, Украина является социальным государством», – говорится в сообщении организации.

Так, согласно новому порядку, постановление Кабмина № 365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат внутренне перемещенным лицам» от 8 июня 2016 года больше не распространяется на пенсионные выплаты.

Таким образом, подчеркнули в организации, судебный процесс по признанию незаконным и отмене Постановления № 335, которым устанавливается необходимость особого порядка выплаты пенсионной задолженности, теряет значение, поскольку в решении суда первой инстанции введение особого порядка было признано незаконным и отменено именно в части пенсионных выплат.

При этом, положение о том, что задолженность по пенсиям до момента ее возобновления выплачивается на условиях особого несуществующего порядка, сохраняется. Просто теперь оно перенесено в последний абзац п. 1 постановления Кабмина № 637 «Об осуществлении социальных выплат внутренне перемещенным лицам» от 5 ноября 2014 года.

Кроме того, всем, кто переместился с неподконтрольной украинским властям территории, в том числе тем, кто отказался от справки переселенца, пенсионные выплаты будут осуществляться в порядке, который распространяется на ВПЛ, вне зависимости, стоят они на учете в данный момент как ВПЛ, или нет. Теперь эта норма специально прописана в постановлении № 637.

«Таким образом, государство не позволит вам перестать быть переселенцем, даже если вы этого захотите. Этот статус навсегда останется с вами», – отметили юристы организации.

Помимо этого, в постановлении № 637 прописан теперь тот порядок проверок пенсионеров, который раньше регулировался постановлением № 365 (проверки по спискам «Аркан»).

Согласно нововведению, круг тех, от кого Пенсионный фонд может получить информацию о том, что пенсионер отсутствует по месту проживания, теперь до некоторой степени регламентирован, хотя и не ограничен. Это либо государственные органы (Государственная пограничная служба Украины, Министерство внутренних дел, Служба безопасности Украины, Национальная полиция, Государственная миграционная служба, Минфин и др.), либо органы местного самоуправления.

«Приостановка пенсии невозможна без официальной информации от любого из этих органов, пусть даже она будет получена в виде данных из электронных реестров. При этом, в любой из этих органов ПФУ имеет право обратиться по собственной инициативе в любой момент», – уточнили специалисты.

Также, согласно еще одному нововведению, в порядок выплаты пенсионных задолженностей по решению суда (где, в частности, написано, что специальная комиссия ПФУ решает, исполнять эти решения или нет) включены еще «прочие выплаты, связанные с пенсиями», а также отдельно — выплаты судьям в отставке.

Тем не менее, подчеркнули юристы, на выплату наследникам сумм недополученной пенсии умершего этот порядок все равно не распространяется.

Кроме этих изменений, вводится новая норма.

«И наконец, пожалуй, самое худшее. В п. 1 постановления 637 вводится новая норма: "При обращении внутренне перемещенного лица с заявлением о назначении, восстановлении или продлении выплаты пенсии и документом, удостоверяющим личность, территориальные органы Пенсионного фонда Украины идентифицируют личность заявителя, фиксируют место и время ее обращения, сравнивают полученные данные с данными, которые обрабатываются в базах данных Пенсионного фонда Украины, с учетом данных Единой информационной базы данных о внутренне перемещенных лицах в порядке, который утверждается Пенсионным фондом Украины по согласованию с Минсоцполитики". Как мы понимаем, этого порядка нет, и в ближайшее время по чисто техническим причинам (в связи со сменой Кабинета министров) разработан он не будет», – говорится в сообщении.

Таким образом, подчеркнули юристы, можно ожидать, что теперь абсолютно все пенсионеры-переселенцы при обращении в Пенсионный фонд могут получить отказ на основании того, что порядок их идентификации еще не разработан.

Что теперь делать переселенцам

Специалисты организации напомнили, что, как и раньше, речь идет не о законах, а о подзаконных актах, которые не должны противоречить законам и Конституции Украины. Поэтому, в любой конфликтной ситуации юристы рекомендуют брать письменный отказ у начальника отделения Пенсионного фонда, обязательно с указанием оснований отказа.

Если выплаты приостановлены по инициативе Пенсионного фонда, сотрудники обязаны предоставить переселенцу соответствующий документ (из СБУ, ГПСУ, МВД и т.д).







КАБІНЕТ МІНІСТРІВ УКРАЇНИ
ПОСТАНОВА

від 5 листопада 2014 р. № 637
Київ

Про здійснення соціальних виплат внутрішньо переміщеним особам

Кабінет Міністрів України постановляє :

1. Установити, що:

призначення та продовження виплати довічних державних стипендій, усіх видів соціальної допомоги та компенсацій, матеріального забезпечення, надання соціальних послуг, субсидій та пільг за рахунок коштів державного бюджету та фондів загальнообов’язкового державного соціального страхування внутрішньо переміщеним особам здійснюються за місцем перебування таких осіб на обліку, що підтверджується довідкою, виданою згідно з Порядком оформлення і видачі довідки про взяття на облік внутрішньо переміщеної особи, затвердженим постановою Кабінету Міністрів України від 1 жовтня 2014 р. № 509 (Офіційний вісник України, 2014 р., № 81, ст. 2296; 2015 р., № 70, ст. 2312). Призначення, відновлення та продовження виплати пенсій (щомісячного довічного грошового утримання) (далі - пенсії) внутрішньо переміщеним особам, у тому числі особам, які відмовились відповідно до пункту 1 частини першої статті 12 Закону України “Про забезпечення прав і свобод внутрішньо переміщених осіб” від довідки про взяття на облік внутрішньо переміщеної особи і зареєстрували місце проживання та постійно проживають на території, де органи державної влади здійснюють свої повноваження (далі - внутрішньо переміщені особи), здійснюються територіальними органами Пенсійного фонду України на підставі відомостей, що містяться в Єдиній інформаційній базі даних про внутрішньо переміщених осіб. Виплата (продовження виплати) довічних державних стипендій, усіх видів соціальної допомоги та компенсацій, матеріального забезпечення (далі - соціальні виплати) та пенсій, що призначені зазначеним особам, здійснюється через рахунки та мережу установ і пристроїв акціонерного товариства “Державний ощадний банк України” з можливістю отримання готівкових коштів і проведення безготівкових операцій через мережу установ і пристроїв будь-яких банків тільки на території населених пунктів, де органи державної влади здійснюють свої повноваження в повному обсязі. Виплата пенсій та соціальні виплати особам з інвалідністю I групи та іншим особам, які за висновком лікарсько-консультативної комісії не здатні до самообслуговування і потребують постійної сторонньої допомоги, за їх письмовою заявою можуть здійснюватись акціонерним товариством “Укрпошта” з доставкою за фактичним місцем проживання/перебування таких осіб;

для ідентифікації одержувачів пенсій, які є внутрішньо переміщеними особами, та забезпечення виплати пенсій таким особам проводиться емісія платіжних карток, які водночас є пенсійними посвідченнями, із зазначенням на них графічної та електронної інформації про власника та його електронного цифрового підпису.

Під час звернення внутрішньо переміщеної особи із заявою про призначення, відновлення чи продовження виплати пенсії та документом, що посвідчує особу, територіальні органи Пенсійного фонду України ідентифікують особу заявника, фіксують місце і час її звернення, порівнюють отримані дані з даними, що обробляються в базах даних Пенсійного фонду України, з урахуванням даних Єдиної інформаційної бази даних про внутрішньо переміщених осіб у порядку, який затверджується Пенсійним фондом України за погодженням з Мінсоцполітики.

Під час формування списків на зарахування пенсій та грошової допомоги на поточні рахунки відповідно до Порядку виплати пенсій та грошової допомоги через поточні рахунки в банках, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 30 серпня 1999 р. № 1596 (Офіційний вісник України, 1999 р., № 35, ст. 1803; 2016 р., № 79, ст. 2636), зазначаються відомості про отримувачів пенсій та грошової допомоги, які є внутрішньо переміщеними особами.

Дія платіжних карток установлюється на строк до трьох років за умови проходження фізичної ідентифікації клієнта в установах акціонерного товариства “Державний ощадний банк України” кожні шість місяців. Ця умова не застосовується на період дії карантину або обмежувальних заходів, пов’язаних з поширенням гострої респіраторної хвороби COVID-19, спричиненої коронавірусом SARS-CoV-2 (далі - коронавірусна хвороба (COVID-19), та протягом 30 днів з дня відміни карантину. Після завершення строку дії картка перевипускається за рахунок акціонерного товариства “Державний ощадний банк України”.

Фізична ідентифікація клієнта, якому відкрито поточний рахунок в установі акціонерного товариства “Державний ощадний банк України”, проводиться:

для отримання пенсії до отримання ним в установленому порядку платіжної картки, яка водночас є пенсійним посвідченням, - кожні три місяці з дня відкриття рахунка або з дня попередньої ідентифікації;

для отримання інших соціальних виплат - кожні шість місяців із дня відкриття рахунка або з дня попередньої ідентифікації.

Перебіг строків, передбачених абзацами восьмим і дев’ятим цього пункту, зупиняється на період дії карантину або обмежувальних заходів, пов’язаних з поширенням коронавірусної хвороби (COVID-19), та протягом 30 днів з дня відміни карантину.

Фізична ідентифікація осіб з інвалідністю I групи та осіб, які, за висновком лікарсько-консультативної комісії, не здатні до самообслуговування і потребують постійної сторонньої допомоги, що отримують соціальні виплати шляхом доставки через акціонерне товариство “Укрпошта”, в установах акціонерного товариства “Державний ощадний банк України” не проводиться.

Інформація про одержувачів соціальних виплат, які пройшли фізичну ідентифікацію, та дату її проведення щотижня подається в електронній формі з використанням електронного цифрового підпису через захищені канали зв’язку акціонерним товариством “Державний ощадний банк України” Міністерству соціальної політики для внесення відповідної інформації до Єдиної інформаційної бази даних про внутрішньо переміщених осіб.

У разі непроходження фізичної ідентифікації одержувачем соціальних виплат акціонерне товариство “Державний ощадний банк України” зупиняє видаткові операції за поточним рахунком та інформує протягом одного тижня з дня їх зупинення в електронній формі з використанням електронного цифрового підпису через захищені канали зв’язку про таке зупинення Міністерство соціальної політики та Міністерство фінансів. На період дії карантину або обмежувальних заходів, пов’язаних з поширенням коронавірусної хвороби (COVID-19), та протягом 30 днів з дня відміни карантину забороняється зупинення акціонерним товариством “Державний ощадний банк України” видаткових операцій за поточним рахунком у разі непроходження фізичної ідентифікації одержувачем соціальних виплат.

Міністерство соціальної політики подає зазначену інформацію:

щодо одержувачів пенсій - до Пенсійного фонду України;

щодо одержувачів інших соціальних виплат - до структурних підрозділів з питань соціального захисту населення районних, районних у м. Києві державних адміністрацій, виконавчих органів міських, районних у містах (у разі їх утворення) рад.

Відновлення видаткових операцій проводиться акціонерним товариством “Державний ощадний банк України” з дня, що настає за днем проведення фізичної ідентифікації в установах акціонерного товариства “Державний ощадний банк України”.

Припинення або відновлення соціальних виплат проводиться структурними підрозділами з питань соціального захисту населення районних, районних у м. Києві державних адміністрацій, виконавчих органів міських, районних у містах (у разі їх утворення) рад або територіальними органами Пенсійного фонду України згідно з Порядком здійснення контролю за проведенням соціальних виплат внутрішньо переміщеним особам за місцем їх фактичного проживання/перебування, затвердженим постановою Кабінету Міністрів України від 8 червня 2016 р. № 365 “Деякі питання здійснення соціальних виплат внутрішньо переміщеним особам” (Офіційний вісник України, 2016 р., № 47, ст. 1702).

У разі надходження до Пенсійного фонду України або до його територіальних органів інформації від Адміністрації Державної прикордонної служби, Міністерства внутрішніх справ, Служби безпеки, Національної поліції, Державної міграційної служби, Міністерства фінансів, інших органів виконавчої влади та органів місцевого самоврядування, яка дає обґрунтовані підстави вважати, що особа повернулась до покинутого місця постійного проживання, або особою подано документи, що містять недостовірні відомості для призначення (відновлення, продовження виплати) пенсії, виплата пенсії продовжується після особистого звернення особи, проходження ідентифікації у порядку, визначеному в абзаці четвертому цього пункту, з урахуванням даних Єдиної інформаційної бази даних про внутрішньо переміщених осіб та за відсутності підстав, передбачених пунктами 2-5 частини першої статті 12 Закону України “Про забезпечення прав і свобод внутрішньо переміщених осіб”.

Пенсійний фонд України та його територіальні органи мають право звертатися до Адміністрації Державної прикордонної служби, Міністерства внутрішніх справ, Служби безпеки, Національної поліції, Державної міграційної служби, Міністерства фінансів, інших органів виконавчої влади та органів місцевого самоврядування з метою підтвердження чи спростування інформації про повернення особи до покинутого місця постійного проживання або поданих нею для призначення (відновлення, продовження виплати) пенсії документів, зокрема з використанням системи електронної взаємодії державних електронних інформаційних ресурсів.

<Щодо визнання протиправним та нечинним абзацу 21 пункту 1 див. Рішення Окружного адміністративного суду міста Києва № 640/11258/20 від 07.10.2020 > Суми пенсій, які не виплачено за період до місяця їх відновлення, обліковуються в органі, що здійснює пенсійні виплати, та виплачуються на умовах окремого порядку, визначеного Кабінетом Міністрів України.

2. Міністерству соціальної політики, обласним, Київській міській державним адміністраціям вжити заходів до інформування осіб, які переміщуються з тимчасово окупованої території України та районів проведення антитерористичної операції, про порядок взяття їх на облік та видачі відповідної довідки.

4. Пенсійному фонду України до 15 квітня 2016 р. розробити та погодити з Міністерством соціальної політики і акціонерним товариством “Державний ощадний банк України” порядок емісії платіжних карток, які одночасно є пенсійним посвідченням, із зазначенням на них графічної та електронної інформації про власника та його електронного цифрового підпису та порядок обміну інформацією між Пенсійним фондом України та акціонерним товариством “Державний ощадний банк України”, необхідні для відкриття рахунків одержувачам пенсій.

5. Акціонерному товариству “Державний ощадний банк України”:

забезпечити до 1 липня 2016 р. відкриття поточних рахунків та видачу платіжних карток за зверненням відповідно до абзацу другого пункту 1 цієї постанови внутрішньо переміщених осіб, які не обслуговуються в акціонерному товаристві “Державний ощадний банк України”;

не пізніше ніж з 1 серпня 2016 р. розпочати за зверненням клієнтів за власний рахунок виготовлення та обмін існуючих платіжних карток на платіжні картки, які одночасно є пенсійним посвідченням, із зазначенням графічної та електронної інформації про власника та його електронного цифрового підпису.

6. Контроль за цільовим та ефективним витрачанням бюджетних коштів на соціальні виплати здійснюється в установленому законодавством порядку.

7. У разі встановлення контролюючими органами факту незаконного одержання бюджетних коштів, який не оскаржений у судовому порядку, кошти у сумі, що незаконно отримана, повертаються до державного бюджету.

Сейчас в Украине выплата пенсий внутренне перемещенным лицам (ВПЛ) и жителям неподконтрольной украинской власти части Донбасса регулируется не законодательством, а подзаконными актами (постановлениями) Кабинета министров. И пока не будет принят советующий закон, проблема с выплатами пенсий сохранится. Такое мнение высказала правовой аналитик БФ «Право на защиту» («Право на захист») Анастасия Одинцова.

Она напомнила, что гражданам Украины, в том числе проживающим на неподконтрольном Донбассе, должна выплачиваться надлежащая им пенсия. Это право регулируется статьей 46 Конституции Украины. Однако, уже в течение многих лет вопрос выплаты пенсий внутренне перемещенным лицам и жителям неподконтрольного Донбасса остается самым проблемным и дискуссионным.

«Сейчас этот вопрос находится в подвешенном состоянии, поскольку все пенсионные выплаты для переселенцев регулируются подзаконными актами. Это по сути является нарушением Конституции Украины, согласно которой пенсии должны регулироваться исключительно на законодательном уровне. Другой вопрос – выплата пенсий лицам, проживающим на временно оккупированных территориях. Он вообще остается не урегулированным. Всех пенсионеров с оккупированных территорий заставляют брать справки ВПЛ, что по сути является своеобразным обманом. Все понимают, что эти граждане не являются внутренне перемещенными лицами, так как фактически проживают на временно оккупированной территории. Но в конце концов они имеют полное право получать свою пенсию», – говорит Одинцова.

Данная проблема с пенсиями тянется с 2014 года. « По сути мы понимаем, что в начале конфликта возможно и нужно было урегулировать вопрос пенсий подзаконными нормативными актами для быстрого реагирования и защиты граждан, которые переместились. Но сегодня мы видим, что это явление не временное и регулировать его и дальше подзаконными актами нет смысла. Все должно быть урегулировано на законодательном уровне», – подчеркивает аналитик.

Одинцова напомнила, что для этого правозащитники уже давно подготовили законопроект № 6692 (в частности, законопроект предусматривает открепить выплату пенсий от справки ВПЛ). «Но два года он просто пролежал в Верховной Раде и так и не рассматривался депутатами. А после того, как Верховная Рада была распущена и состоялись выборы (в 2019 году, – ред.), этот законопроект был перерегистрирован под номером 2083-Д и доработан Комитетом по вопросам социальной политики и защиты прав ветеранов. Новый законопроект был рассмотрен Верховной Радой в первом чтении, но в связи с появлением замечаний Министерства финансов Украины он был возвращен на доработку для дальнейшего повторного рассмотрения», – рассказала она.

Правозащитница подчеркнула – если вопрос выплаты пенсий будет урегулирован на законодательном уровне, это поможет ситуации сдвинуть с места. «Только на основании внесения изменений в законы мы можем менять профильные подзаконные нормативные акты, регулирующие выплату пенсий по состоянию на сегодня. Эти акты по сути должны изменяться на основании и во исполнение законов Украины. Подмена понятий и передача исключительно в руки Кабинета Министров вопрос урегулирования выплаты пенсий – это неправильно. Государственный бюджет утверждает Верховная Рада и, соответственно, она и должна решать, как и по каким правилам должна выплачиваться пенсия. Поскольку под эти пенсии и под это законодательство должно закладываться соответствующий бюджет», – уверена Одинцова.

Она отметила, что в законопроекте № 2083-Д разделяются вопросы выплаты пенсии переселенцам и жителям неподконтрольного Донбасса.

«Во-первых, пенсии для внутренне перемещенных лиц, которые уже интегрировались в местных громадах. Эти граждане имеют полное право получать пенсии в общем порядке, как другие жители громады. Однако, им до сих пор все равно нужно проходить постоянную физическую идентификацию в "Ощадбанке" и оформлять пенсии исключительно в этом банке. Это по сути является дискриминационной условием для получения пенсионных выплат», – сказала правозащитница.

«Во-вторых, это пенсии для граждан, проживающих на временно оккупированных территориях. Здесь вопрос широкий и дискуссионный. Для этих граждан действительно нужна идентификация, поскольку у нас нет точной статистической информации сколько людей, например, умерло там. Однако, надо уже просто сказать: да, у нас есть граждане, которые проживают на оккупированной территории, и мы обязаны выплачивать заработанную ими пенсию без получения справки ВПЛ. Ведь это вообще искажает данные о количестве внутренне перемещенных лиц и понимание потребностей, которые необходимо удовлетворить. Сегодня государство, когда закрывает глаза на эти моменты, то создает долг перед своими гражданами и этот долг с каждым годом растет», – продолжила Одинцова.

По ее словам, сейчас законопроект рассмотрен профильных комитетом Верховной Рады, идет согласование его рекомендаций.

Напомним, 26 ноября 2019 года в Верховной Раде Украины зарегистрировали законопроект 2083-д «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно реализации права на пенсию». Он должен решить вопрос выплаты пенсии гражданам, проживающим на временно неподконтрольных украинской власти территориях.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!


Переселенцы, которые хотят получать социальные выплаты и/или пенсию, сталкиваются с проверкой места жительства, физической идентификацией в «Ощадбанке», верификацией Минфина, проверкой на пребывание на неподконтрольной территории более 60 дней, проверкой СБУ (т. н. «списки»). Какая законодательная база этих проверок, в чем их суть и какие права внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) при этом нарушаются — юристы организации «Право на защиту» систематизировали информацию.

Проверка места проживания

Законодательная база: Постановление Кабинета министров Украины № 365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат ВПЛ» от 08.06.2016.

Как долго существует: с момента вступления в силу постановления — 14.06.2016.

Суть проверки: проверку должно проходить каждое ВПЛ, которое получает пенсию или другие виды социальных выплат (социальную помощь, ежемесячную адресную помощь и т. д.).

Проверка проводится раз в 6 месяцев представителями органов социальной защиты. При наличии дополнительного основания представителями органов социальной защиты или рабочими группами, которые состоят из представителей разных органов власти (МВД, ГМС, СБУ, Национальной полиции, Госфининспекции, Госаудитслужбы и Пенсионного фонда Украины) могут быть проведены дополнительные проверки. По результатам обычной или дополнительной проверки, а также наличии других данных о пребывании ВПЛ, специально созданная комиссия по вопросам назначения (восстановления) социальных выплат ВПЛ имеет право прекратить социальные выплаты ВПЛ.

  • проверки совершаются с опозданием, что приводит к задержкам назначения социальных выплат ВПЛ;
  • ВПЛ постоянно должны находиться по месту проживания;
  • отсутствие ВПЛ во время проверки может привести к остановке всех социальных выплат, если такое ВПЛ вовремя не появится в органе социальной защиты;
  • возобновление выплат нередко занимает несколько месяцев;
  • из-за проверок в арендованных помещениях ВПЛ иногда отказывают в дальнейшей аренде жилья.

Нарушение прав:

  • на частную и семейную жизнь;
  • на свободу передвижения;
  • на неприкосновенность жилья.

Физическая идентификация в «Ощадбанке»

Законодательная база: Постановление КМУ № 637 «Об осуществлении социальных выплат ВПЛ» от 05.11.2014.

Как долго существует: с начала эмиссии электронный пенсионных удостоверений (ЭПУ) — 01.08.2016; с 04.01.2017 вступили в силу правила о физической идентификации ВПЛ пенсионеров, которые еще не получили ЭПУ.

Суть проверки: Физическую идентификацию (ФИ) в «Ощадбанке» должны проходить все ВПЛ, которые получают пенсию на карточные счета: обычные карточки или ЭПУ. ВПЛ, которые еще не получили ЭПУ, должны проходить ФИ каждые 3 месяца до получения ими ЭПУ. После получении ЭПУ первые два раза ФИ проводится каждые 6 месяцев, а в дальнейшем — раз в год.

Для прохождения ФИ ВПЛ должно лично обратиться в «Ощадбанк», предъявить работнику банка платежную карточку или ЭПУ и паспорт или другой документ, подтверждающий личность, и провести операцию получения наличных или просмотра остатка через ПОС-терминал с использованием самой платежной карты или ЭПУ. В случае непрохождения ФИ в определенные сроки расходные операции по карточному счету автоматически останавливаются, о чем «Ощадбанк» направляет ВПЛ соответствующее СМС-сообщение. До прохождения пенсионером ФИ снятие средств со счета невозможно.

Проблемы для ВПЛ:

  • очереди в отделениях «Ощадбанка»;
  • необходимость ехать в другой населенный пункт (если в населенном пункте проживания нет отделения «Ощадбанка»);
  • навязывание платных операций/услуг;
  • блокирование карты в случае несвоевременно прохождения ФИ;
  • сложность прохождения ФИ лицам с ограниченной мобильностью в случае отсутствия мобильных терминалов или неосведомленности, или нежелания работников «Ощадбанка» осуществлять визиты по месту проживания;
  • длительное ожидание на ФИ на дому.
  • Нарушение прав: собственности, дискриминация по признаку принадлежности к определенной социальной группе (ВПЛ могут получать пенсию только в «Ощадбанке», только ВПЛ-пенсионеры должны регулярно проходить указанную ФИ).

Верификация Министерства финансов Украины

Законодательная база: Постановление правительства № 136 «Об утверждении Порядка осуществления верификации и мониторинга достоверности информации, поданной физическими лицами для начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, пенсий, заработной платы, других выплат, которые осуществляются за счет средств государственного и местных бюджетов, средств Пенсионного фонда Украины, фондов общеобязательного государственного социального страхования» от 18.02.2016.

Как долго существует: со дня вступления в силу постановления — 04.03.2016.

Суть проверки: Это — верификация и мониторинг достоверности информации, поданной физическими лицами для начисления и получения выплат, указанных в постановлении. Верификацию осуществляет Министерство финансов Украины путем сбора информации от компетентных органов власти.

Проблемы для ВПЛ:

  • вследствие несовершенства порядка назначении ежемесячной адресной помощи ВПЛ,
  • правомерность назначения переселенцам ежемесячной адресной помощи нередко обжалуется с требованием вернуть выплаты, например, если ВПЛ имеет мизерную часть недвижимости на подконтрольной территории или имеет средства на депозитном счету, сумма которых превышает 10-кратный размер прожиточного минимума для работоспособных лиц (по состоянию на август — 16 840 грн). И то, и другое расценивается как подача перемещенным лицом недостоверной информации.

Нарушение прав:

  • Формально эта верификация не нарушает права ВПЛ.

Проверка на пребывание на неподконтрольной украинской власти территории (НКТ) больше 60 дней*

Законодательная база: ст. 12 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод ВПЛ», постановление КМУ № 365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат ВПЛ» от 08.06.2016.

Как долго существует: БФ «Право на защиту» фиксирует такую практику с конца 2016 года.

Суть проверки: органы социальной защиты населения готовят запрос в Государственную пограничную службу Украины (ГПСУ) относительно ВПЛ, которые отсутствовали во время проверки места проживания. В ответ на указанные запросы ГПСУ предоставляет информацию о пребывании ВПЛ на неподконтрольной территории. В случае пребывания ВПЛ на неподконтрольной территории больше 60 дней, считается, что ВПЛ вернулось туда на постоянное место проживания, и орган социальной защиты населения отменяет его справку ВПЛ.

Проблемы для ВПЛ:

  • Вследствие отмены справки ВПЛ прекращаются все социальные выплаты и помощь ВПЛ.
  • Восстановить их можно только через 6 месяцев в соответствии с требованиями постановления № 365.

Юристы отмечают, что не единожды получали информацию об отмене справок ВПЛ лицам, которые вообще не выезжали на НКТ.

Нарушение прав:

  • на социальную защиту,
  • на пенсионное обеспечение,
  • права собственности.

Проверки Службы безопасности Украины (списки)*

Законодательная база: письмо Министерства социальной политики Украины № 672/0/10-16/081 от 16.02.2016 «Об усилении контроля относительно учета ВПЛ»; в дальнейшем п. 7-1 постановления КМУ № 509 «Об учете ВПЛ» от 01.10.2014; п. 12 Порядка осуществления контроля за проведением социальных выплат ВПЛ по месту их фактического проживания/пребывания, утвержденного постановлением КМУ № 365 «Некоторые вопросы осуществления социальных выплат ВПЛ» от 08.06.2016; ст. 12 Закона Украины «Об обеспечении прав и свобод ВПЛ».

Как долго существует: с февраля 2016 года.

Суть проверки: В УТСЗН поступают списки переселенцев, составленные будто бы СБУ и ГПСУ, которые содержат информацию о лицах, будто бы проживающих на НКТ. Существование таких списков весной 2016 года подтвердил министр социальной политики Украины.

На основании этих списков происходит незаконная, как отмечают юристы, отмена справок ВПЛ и/или прекращение социальных выплат ВПЛ. Сейчас в соответствии с действующими подзаконными актами, которые не соответствуют действующим законам Украины, СБУ может передавать информацию о местонахождении лиц органам социальной защиты.

Проблемы для ВПЛ:

  • Вследствие отмены справки ВПЛ прекращаются все социальные выплаты и помощь ВПЛ.
  • Восстановить их можно только через 6 месяцев в соответствии с требованиями постановления № 365. Возобновление выплат (в случае, когда справка ВПЛ не отменена) нередко занимает несколько месяцев.

Юристы отмечают, что не единожды получали информацию об отмене справок ВПЛ лицам, которые вообще не выезжали на НКТ, но попали в списки СБУ.

Нарушение прав:

  • на социальную защиту,
  • на пенсионное обеспечение,
  • права собственности.
Источник

Читайте также: