Закон о федеральном бюджетепрожиточный минимум пенсионера


Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.


Программа разработана совместно с АО "Сбербанк-АСТ". Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.


Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 30 июля 2019 г. N 975 “Об утверждении Правил определения величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии”

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила определения величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 30 июля 2019 г. N 975

Правила
определения величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии

1. Настоящие Правила устанавливают порядок определения величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления на очередной финансовый год социальной доплаты к пенсии, предусмотренной статьей 12.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" (далее - величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии).

2. Величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии на очередной финансовый год ( ) рассчитывается по формуле:

, - величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации за I и II кварталы текущего года, устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации";

, - величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации за I и II кварталы текущего года, устанавливаемые в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации";

- величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации на очередной финансовый год, соответствующая базовому варианту проекта прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период.

3. В случае если величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, рассчитанная в соответствии с пунктом 2 настоящих Правил, ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной на текущий финансовый год, величина прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии на очередной финансовый год устанавливается в размере, установленном законом субъекта Российской Федерации на текущий финансовый год.

4. Министерство экономического развития Российской Федерации в соответствии с пунктом 52 Правил разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2015 г. N 1234 "О порядке разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", ежегодно, не позднее 25 августа текущего финансового года, направляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проект прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный период, включающий информацию о величине прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации на очередной финансовый год.

5. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации в 3-дневный срок после поступления информации, указанной в пункте 4 настоящих Правил, доводит ее до уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Обзор документа

Правительство разработало единые правила, по которым субъекты Федерации будут устанавливать величину регионального прожиточного минимума пенсионера на очередной финансовый год. От нее будет зависеть размер социальной доплаты к пенсии. В формуле расчета учтена ситуация в конкретном регионе и прожиточный минимум пенсионера в стране в целом - в первых двух кварталах текущего года.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О прожиточном минимуме в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 10 октября 1997 года

Одобрен Советом Федерации 15 октября 1997 года

(В редакции федеральных законов от 27.05.2000 № 75-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 30.11.2011 № 363-ФЗ, от 03.12.2012 № 233-ФЗ, от 28.12.2017 № 421-ФЗ, от 29.07.2018 № 272-ФЗ, от 01.04.2019 № 49-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

потребительская корзина - необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания; (В редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 233-ФЗ)

прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;

семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство;

основные социально-демографические группы населения - трудоспособное население, пенсионеры, дети;

среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи. (Абзац введен - Федеральный закон от 27.05.2000 № 75-ФЗ)

Статья 2. Назначение прожиточного минимума

1. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

формирования федерального бюджета;

других установленных федеральным законом целей. (Абзац введен - Федеральный закон от 30.11.2011 № 363-ФЗ)

2. Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов Российской Федерации;

других установленных федеральным законом целей. (Абзац введен - Федеральный закон от 30.11.2011 № 363-ФЗ)

Статья 3. Определение потребительской корзины, порядок ее установления

1. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет. (В редакции Федерального закона от 03.12.2012 № 233-ФЗ)

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации разрабатывается с участием Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в субъектах Российской Федерации - с участием комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации. (Абзац введен - Федеральный закон от 03.12.2012 № 233-ФЗ)

2. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 03.12.2012 № 233-ФЗ)

3. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом.

Одновременно с проектом федерального закона о потребительской корзине в целом по Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации вносится методика определения потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, на основе которой разрабатывается потребительская корзина в целом по Российской Федерации. (Абзац введен - Федеральный закон от 03.12.2012 № 233-ФЗ)

4. В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

5. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации. (Пункт введен - Федеральный закон от 03.12.2012 № 233-ФЗ)

Статья 4. Величина прожиточного минимума, периодичность ее исчисления и порядок установления

1. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. (В редакции Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 03.12.2012 № 233-ФЗ; от 29.07.2018 № 272-ФЗ)

Порядок исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации. (Абзац введен - Федеральный закон от 03.12.2012 № 233-ФЗ)

2. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи) устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи) - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 28.12.2017 № 421-ФЗ)

3. Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи"), устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на основании потребительской корзины пенсионера и индекса потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации. (Пункт введен - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.04.2019 № 49-ФЗ)

4. Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", устанавливается на соответствующий финансовый год законом субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами определения величины прожиточного минимума пенсионера, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 15 сентября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.. (Пункт введен - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ) (В редакции Федерального закона от 01.04.2019 № 49-ФЗ)

Статья 5. (Утратила силу - Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

Статья 6. Учет величины прожиточного минимума при оказании социальной поддержки гражданам в субъектах Российской Федерации

(Наименование в редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

1. Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

2. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ)

3. Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом. (Пункт введен - Федеральный закон от 27.05.2000 № 75-ФЗ)

Статья 7. Публикация сведений о величине прожиточного минимума

Сведения о величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации подлежат ежеквартальному официальному опубликованию, а также размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". (В редакции Федеральных законов от 28.12.2017 № 421-ФЗ; от 29.07.2018 № 272-ФЗ)

Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1998 года.

Это следует из проекта, внесенного в Госдуму вместе с бюджетом

Законопроект о новых правилах расчета прожиточного минимума и МРОТ внесен в Госдуму. На уровне жизни бедных россиян в 2021 году эти правила скажутся незначительно: МРОТ вырастет на 482 рубля, а минимальная выплачиваемая пенсия на 711 рублей. Цена вопроса - около 122 млрд.рублей для бюджетов всех уровней и работодателей-частников.


Фото: Наталья Мущинкина

С 1 января 2021 года из российского законодательства исчезнет понятие потребительской корзины как минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимого для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека. А ведь именно эта корзина в деньгах (плюс обязательные платежи и сборы) была равна прожиточному минимуму - важному показателю, служащему для определения уровня бедности в стране! Россияне с доходами ниже прожиточного минимума, как известно, имеют право на разного рода федеральные и региональные меры социальной поддержки, а минимальная зарплата была равна прожиточному минимуму трудоспособного человека за второй квартал предыдущего года, и т.д., и т.п.

Что взамен? Подготовленный Минтруда законопроект, «исходя из анализа международного опыта», предлагает другое определение прожиточного минимума: «минимально необходимая для обеспечения жизнедеятельности сумма доходов». На федеральном уровне эта сумма будет ежегодно устанавливаться правительством в процентах от медианного среднедушевого дохода за прошлый год (это такой доход, который отделяет 50% населения, имеющих меньше, от 50% населения, имеющих больше). Расчетом медианного дохода займется Росстат. В результате «прожиточный минимум будет зависеть от уровня доходов большинства граждан и повышаться по мере того, как растут доходы населения страны», утверждает пояснительная записка.

Возникает резонный вопрос: а если медианный доход в каком-то году окажется ниже, чем в предыдущем? В этом случае, гласит законопроект, прожиточный минимум должен устанавливаться на уровне ни ниже прошлогоднего.

На ближайшие пять лет (2021-2025 годы) уровнем бедности по стране в целом предлагается считать доход ниже 44,2% от медианного. В 2021 году, если считать так, получится 11653 рубля в месяц. Для сравнения: во втором квартале 2020 года федеральный прожиточный минимум равнялся 11468 рублям в месяц, данных по третьему кварталу пока нет.

Кстати, если сейчас правительство определяет уровень прожиточного минимума раз в квартал, то впредь это будет делаться только раз в год - так написано в законопроекте.

Прожиточный минимум трудоспособного россиянина со следующего года должен равняться 109% от среднего, прожиточный минимум пенсионера - 86% от среднего, а прожиточный минимум ребенка - 97% от среднего.

Посмотрим, чего ждать от нововведений пенсионерам. Пенсия неработающего пенсионера в России должна быть не ниже федерального прожиточного минимума пенсионера, установленного на данный год. На 2021 год, как следует из проекта бюджета Пенсионного фонда, этот минимум определен в 10 022 рубля в месяц (те самые 86% от 11653 рублей). В 2020 году федеральный прожиточный минимум пенсионера составлял 9311 рублей в месяц, и, если у кого-то начисленная пенсия меньше - федеральный бюджет доплачивает до нового уровня. Этого правила никто не отменяет, и никаких оговорок на сей счет внесенный законопроект не делает.

А что с МРОТ? Он отвязывается от прожиточного минимума и будет определяться в процентах от медианный зарплаты (ниже и выше которой получают по 50% населения) за предыдущий год. 42% от медианной зарплаты - такое процентное соотношение хочет установить правительство на ближайшие пять лет. В 2021 году исчисленный таким образом МРОТ составит 12 792 рубля. Это на 482 рубля и 5,5% больше, чем МРОТ 2021 года (12310 рублей в месяц).

Небольшая прибавка, но если бы действовало старые правила определения МРОТ, всё было бы ещё печальнее: прожиточный минимум трудоспособного россиянина во втором квартале 2020 года составил 12 392 рубля в месяц.

Зарплата, как следует из финансово-экономического обоснования, чуть вырастет у примерно 3,9 млн. человек по стране.

Новый способ определения прожиточного минимума и МРОТ обойдется в 2021 году бюджетам всех уровней и частникам в 122,1 млрд.дополнительных расходов.

Первый замруководителя фракции «ЕР» в Госдуме Андрей Исаев в разговоре с «МК» назвал новые правила «прогрессивным шагом», но выразил надежду, что установленные пропорции удастся пересмотрят в сторону увеличения быстрее, чем в 2026 году.

Глава думского Комитета по труду и социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) сообщил «МК», что реализация законопроекта уже учтена в проекте бюджета на 2021-23 годы. Первое чтение может состояться примерно через месяц.

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 21 марта 2019 года

Одобрен Советом Федерации 27 марта 2019 года

Статья 1

Внести в статью 12 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 29, ст. 3699; 2009, N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6417; 2014, N 11, ст. 1098; N 30, ст. 4217; 2016, N 52, ст. 7502, 7503; 2017, N 27, ст. 3951; 2018, N 1, ст. 4; N 53, ст. 8462) следующие изменения:

1) в части 8 в первом предложении слова ", индексации, увеличении" исключить, третье предложение после слов "величины прожиточного минимума пенсионера" дополнить словами "в соответствующем субъекте Российской Федерации", в четвертом предложении слова "1, 1 1 , 2 и 3" заменить словами "1 1 и 2", в шестом предложении слова "При изменении, индексации, увеличении" заменить словами "При изменении", после слов "и их семей")," дополнить словами "которое не связано с их индексацией (корректировкой),", слова "о произведенных изменении, индексации, увеличении" заменить словами "о произведенном изменении", дополнить предложением следующего содержания: "Размер социальной доплаты к пенсии не подлежит пересмотру в связи с индексацией (корректировкой) размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи.";

2) дополнить частью 8 1 следующего содержания:

"8 1 . Размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 - 4 части 2 и в части 3 настоящей статьи.";

3) дополнить частью 8 2 следующего содержания:

"8 2 . При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры указанных выплат без учета индексации (корректировки), произведенной в текущем году.";

4) дополнить частью 8 3 следующего содержания:

"8 3 . При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением с 1 января текущего года величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, с учетом их индексации (корректировки), произведенной в предыдущем году.";

5) дополнить частью 8 4 следующего содержания:

"8 4 . В период с 1 января текущего года до месяца проведения в текущем году индексации (корректировки) денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, пенсионеру выплачиваются денежные суммы, соответствующие размеру произведенной в предыдущем году индексации (корректировки) указанных денежных выплат.";

6) в части 13 слова ", индексациях, увеличениях" исключить.

Статья 2

Внести в статью 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4904; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 30, ст. 3739; 2012, N 50, ст. 6956; 2018, N 1, ст. 5; N 31, ст. 4861) следующие изменения:

1) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи"), устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на основании потребительской корзины пенсионера и индекса потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.";

2) пункт 4 изложить в следующей редакции:

"4. Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", устанавливается на соответствующий финансовый год законом субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами определения величины прожиточного минимума пенсионера, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 15 сентября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.".

Статья 3

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Действие положений статьи 12 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2019 года.

3. Положения статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении федерального бюджета, начиная с федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.

4. Суммы денежной выплаты, причитающейся пенсионерам с 1 января 2019 года, рассчитанной в соответствии с частью 8 2 статьи 12 1 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", выплачиваются территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации или уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июля 2019 года.

Президент Российской Федерации В. Путин

О ПРОЖИТОЧНОМ МИНИМУМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 1997 года

15 октября 1997 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан Российской Федерации.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

потребительская корзина - необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания;

прожиточный минимум - стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы;

семья - лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство;

основные социально-демографические группы населения - трудоспособное население, пенсионеры, дети;

среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) - совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.

Статья 2. Назначение прожиточного минимума

1. Прожиточный минимум в целом по Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, а также для определения устанавливаемых на федеральном уровне размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

формирования федерального бюджета;

других установленных федеральным законом целей.

2. Прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации предназначается для:

оценки уровня жизни населения соответствующего субъекта Российской Федерации при разработке и реализации региональных социальных программ;

оказания необходимой государственной социальной помощи малоимущим гражданам;

формирования бюджетов субъектов Российской Федерации;

других установленных федеральным законом целей.

Статья 3. Определение потребительской корзины, порядок ее установления

1. Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет.

Потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации разрабатывается с участием Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в субъектах Российской Федерации - с участием комиссий по регулированию социально-трудовых отношений субъектов Российской Федерации.

2. Утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 03.12.2012 N 233-ФЗ.

3. Потребительская корзина в целом по Российской Федерации устанавливается федеральным законом.

Одновременно с проектом федерального закона о потребительской корзине в целом по Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации вносится методика определения потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в целом по Российской Федерации, на основе которой разрабатывается потребительская корзина в целом по Российской Федерации.

4. В субъектах Российской Федерации потребительская корзина устанавливается законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.

5. Методические рекомендации по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Величина прожиточного минимума, периодичность ее исчисления и порядок установления

1. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи) определяется ежеквартально на основании потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, об уровне потребительских цен на продукты питания и индексах потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам.

Порядок исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи) устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи) - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.

3. Величина прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон "О государственной социальной помощи"), устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период на основании потребительской корзины пенсионера и индекса потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

4. Величина прожиточного минимума пенсионера в каждом субъекте Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", устанавливается на соответствующий финансовый год законом субъекта Российской Федерации в соответствии с правилами определения величины прожиточного минимума пенсионера, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 15 сентября года, предшествующего наступлению финансового года, на который она установлена.

Статья 5. Утратила силу. - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

Статья 6. Учет величины прожиточного минимума при оказании социальной поддержки гражданам в субъектах Российской Федерации

1. Семья (одиноко проживающий гражданин), среднедушевой доход которой (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, считается малоимущей (малоимущим) и имеет право на получение социальной поддержки.

2. Условия и порядок предоставления социальной поддержки малоимущим семьям (гражданам) устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.

3. Порядок исчисления среднедушевого дохода семьи (одиноко проживающего гражданина) устанавливается федеральным законом.

Статья 7. Публикация сведений о величине прожиточного минимума

Сведения о величине прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации подлежат ежеквартальному официальному опубликованию, а также размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Статья 8. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1998 года.

В ходе дистанционного пленарного заседания Московской городской Думы принят Закон города Москвы «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии на 2021 год».


Первый заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы, статс-секретарь Ольга Грачева :

«В Москве большое внимание уделяется социальной поддержке граждан старшего поколения. Самой значимой мерой для более чем 2 млн неработающих столичных пенсионеров является региональная социальная доплата (РСД) к пенсии до городского социального стандарта, который в настоящее время составляет 12 578 рублей. Расходы на выплату РСД составляют 657,4 млрд рублей – это самая большая статья расходов программы социальной защиты населения города Москвы.

Федеральное законодательство обязывает субъекты Российской Федерации обеспечить для всех неработающих пенсионеров, в том числе и проживающих в субъекте временно, уровень дохода не ниже прожиточного минимума пенсионера, величина которого устанавливается ежегодно на законодательном уровне.

С момента введения РСД в Москве наблюдается постоянный рост получателей. Если в 2010 году их число составляло чуть более трех тысяч человек, в настоящее время их более 71 тысячи. По произведенным расчетам численность получателей РСД до прожиточного минимума продолжит расти и достигнет в 2021 году 85 тысяч москвичей.

Сегодня представлен документ, которым вводится величина прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии на 2021 год в размере 12 809 рублей, а также изменение редактора, которым данная сумма увеличивается до 13 496 рублей.

Позвольте пояснить, почему данное изменение редактора появилась. Прогнозная величина прожиточного минимума пенсионера по Российской Федерации на 2021 год по первоначальному прогнозу составляла 9 512 рублей. Из этой величины рассчитывалась цифра в 12 809 рублей.

12 октября Министерство труда и социальной защиты населения Российской Федерации изменило прогноз и установило новую величину прожиточного минимума - 10 022 рублей.

Величина 13 496 рублей появилась в результате применения федеральной методики, которая установлена постановлением Правительства РФ от 30 июля 2019 года № 975. Методика с 2020 года является обязательной для всех субъектов РФ. Средства на выплаты пенсионерам предусмотрены в полном объеме в проекте закона о бюджете города Москвы. Заложено 158,5 млрд рублей, из которых 4,5 млрд рублей пойдет на реализацию положений данного законопроекта в 2021 году».

Председатель комиссии МГД по экономической и социальной политике Людмила Гусева , фракция партии «Единая Россия»:

«Хотелось бы сразу акцентировать ваше внимание на том, что мы говорим только об определенной группе граждан, получающих пенсию в городе Москве и зарегистрированных по месту пребывания или по месту жительства менее 10 лет, таковых в настоящее время порядка 71 тысячи человек.

Суть рассматриваемого документа заключается в том, что ни один неработающий пенсионер, зарегистрированный на территории соответствующего региона, не может получать меньше определенной установленной суммы. Если его доход ниже, тогда ему положена региональная социальная доплата к пенсии до той величины, которая заложена в представленном законопроекте.

Границы полномочий региона в данном вопросе жестко регламентированы федеральным законодательством: Федеральный закон № 178 «О государственной социальной помощи»; Закон № 134 «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», по которому каждый субъект, и Москва в том числе, должен принимать свой закон об установлении величины прожиточного минимума пенсионера на очередной финансовый год. Есть четкие правила определения величины прожиточного минимума, утвержденные Правительством Российской Федерации, учитывающие прогноз социально-экономического развития страны на среднесрочный период, динамику цен на товары и услуги, ряд других объективных факторов.

Мы ежегодно принимаем соответствующий нормативный акт и ежегодно слышим от некоторых коллег одни и те же высказывания о недостаточности установленных значений. При этом критикующие совершенно не учитывают реальное положение вещей, в частности, возможности региона влиять на данный показатель.

На текущий год прожиточный минимум составляет 12 578 рублей, законопроектом предлагается увеличить его до 13 496 рублей в расчете на среднегодовую прогнозную численность на 2021 год - 85 тысяч человек.

Конечно, хотелось бы, чтобы прирост показателя был более значительным, но считаю необходимым обратить внимание на следующие обстоятельства. Во-первых, несмотря на экономические последствия коронавирусной инфекции, город нашел силы полностью выполнять все свои обязательства перед москвичами-пенсионерами, и второе - максимально использовал свои возможности как субъекта Российской Федерации для пусть и незначительного, но все же увеличения прожиточного минимума, что принципиально важно в текущих условиях».

Руководитель фракции партии «Справедливая Россия» в Мосгордуме Магомет Яндиев :

«Методика расчета прожиточного минимума заложена на федеральном уровне и при всем нашем желании выйти за пределы той цифры, которая рассчитана Департаментом труда и социальной защиты населения города Москвы, невозможно. Цифра небольшая. Но по Москве расчет произведен по максимуму.

В ряде регионов после расчета в силу нехватки денег местные власти занижают цифры. Какой бы цифра ни была, методика, по которой ее рассчитывают, - компетенция федерального уровня. Запомним необходимость обращения к коллегам об актуализации методики».

Заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель фракции партии «Единая Россия» в Мосгордуме Степан Орлов :

«Мы видим, в том числе и общаясь с нашими избирателями, что в Москве существует и хорошо функционирует мощная и эффективная система социальной защиты людей старшего возраста, инвалидов, ветеранов ВОВ, труда, многодетных семей. В эту систему входят различные доплаты к пенсиям, льготы в натуральном виде, бесплатный проезд на общественном городском транспорте, льготы по оплате капитального ремонта и так далее. Это сложная, серьезная система. Для того чтобы она работала и в следующем году, нам необходимо, согласно нашему законодательству, установить величину прожиточного минимума пенсионера в городе Москве на 2021 год. Фракция партии «Единая Россия» будет голосовать «за».

Руководитель постоянного депутатского объединения «Моя Москва» в Мосгордуме Елена Николаева :

«Депутатское объединение «Моя Москва» будет поддерживать данный законопроект. Он абсолютно выдержан в методиках, прописанных на федеральном уровне.

Это означает, что внесенные цифры уточняют позицию Правительства Москвы и увеличивают прожиточный минимум пенсионера в 2021 году. Цифра недостаточная, давайте будем обращаться на федеральный уровень».

Руководитель фракции КПРФ в Мосгордуме Николай Зубрилин :

«Все пенсионеры и малоимущие граждане города Москвы находятся в прямой зависимости от решений исполнительных и представительных органов государственной власти. Нужно более серьезно относиться к данным категориям москвичей. Мы за них несем ответственность.

Предлагаем добавить еще две тысячи рублей к той сумме, которая сегодня обсуждается. У нас в бюджете есть статьи расходов, которые можно «поджать», давайте на них обратим внимание. Фракция КПРФ будет предлагать поправки в данный законопроект».

Депутат Московской городской Думы Сергей Митрохин , фракция партии «Яблоко»:

«Исправить ситуацию с прожиточным минимумом пенсионера можно только внеся изменения в законодательство. И у меня будут поправки к рассматриваемому сегодня законопроекту.

Полагаю, что необходимо установить единый порог социальных доплат пенсионерам на следующий год. В Москве уже действует городской социальный стандарт пенсионера, он регулируется другими нормативно-правовыми актами. Сумма доплат для пенсионеров, проживающих в городе 10 и более лет, составляет 19,5 тыс. рублей. Она больше, хотя и недостаточна. Буду предлагать именно в этом проекте закона зафиксировать сумму в 21 тыс. рублей. Кроме того, нужно отменить ценз оседлости в 10 лет для пенсионеров. Считаю это дискриминацией».

Председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников , фракция партии «Единая Россия»:

«В соответствии с федеральным законодательством величина прожиточного минимума пенсионера ежегодно устанавливается субъектом РФ. Этот параметр очень важен, так как от него рассчитывается региональная социальная доплата. В данном случае речь идет только о неработающих пенсионерах, проживающих в Москве менее десяти лет. В 2020 году такой доплатой воспользовались около 71 тысячи человек. По прогнозу, в следующем году получать ее будут порядка 85 тысяч пенсионеров. В 2021 году прожиточный минимум пенсионера в Москве составит 13 496 рублей. С учетом этих изменений на выплату региональной социальной доплаты для данной категории населения город направит порядка 4,5 млрд рублей.

Отмечу, что для пенсионеров, проживших в городе более десяти лет, действует иная система определения региональной социальной доплаты. В соответствии с постановлением Правительства Москвы для москвичей с 10-летним «стажем» регистрации установлен городской социальный стандарт, который сегодня составляет 19 500 рублей. Доплату до данного стандарта получают более 2 млн столичных пенсионеров».

После принятия проекта закона в первом чтении к нему было подано три поправки депутата Сергея Митрохина и одна поправка от фракции КПРФ в Московской городской Думе. Редактор законопроекта поправки отклонил, депутаты аргументированную позицию редактора поддержали.

Закон города Москвы «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в городе Москве в целях определения региональной социальной доплаты к пенсии на 2021 год» был принять большинством голосов.

Читайте также: