Закон о государственных пенсиях статья 110

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 31 января 1994 года N 1-1-У

О порядке повышения пенсий по п."ж" ст.110 Закона РСФСР
"О государственных пенсиях в РСФСР" гражданам, репрессированным по политическим
мотивам и впоследствии реабилитированным

____________________________________________________________________
Фактически не применяется в связи с признанием Федеральным законом
от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных
пенсиях в Российской Федерации" утратившим силу
____________________________________________________________________

В связи с поступающими запросами Министерство разъясняет:

1. Граждане, подвергшиеся репрессиям по политическим мотивам, в период отбывания необоснованного наказания привлекались в обязательном порядке к принудительному труду.

В связи с этим реабилитированные граждане из числа указанных лиц, период репрессии которых полностью или частично приходится на годы Великой Отечественной войны, имеют право на дополнительное повышение пенсии по п."ж" ст.110 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (в дальнейшем именуется Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г.). При этом не требуется представления доказательств времени работы в этот период.

2. С 1 января 1993 г. пенсии повышаются тем реабилитированным гражданам, которые в военные годы в возрасте 12 лет и старше в течение не менее 6 месяцев находились в местах лишения свободы, в ссылке, в местах высылки, спецпоселений и т.п.

С этой же даты имеют право на повышение пенсии реабилитированные граждане, период репрессии которых, приходящийся на годы войны, составляет менее 6 месяцев, при условии, если ему предшествовала или за ним следовала работа (служба) в тылу, которая в общей сложности с периодом репрессии составляет не менее 6 месяцев.

Пример 1. Гражданин Иванов 1926 г.рождения был репрессирован в феврале 1945 г. и до 1955 г. находился на спецпоселении. С 10 сентября 1944 г. по 20 февраля 1945 г. работал на заводе. В 1956 г. реабилитирован.

Поскольку работа в годы войны и время нахождения в местах спецпоселений с февраля по 9 мая 1945 г. превышает 6 месяцев, то гражданину Иванову наряду с повышением пенсии по п."и" ст.110 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. с 1 января 1993 г. следует установить повышение как труженику тыла.

Лицам, награжденным орденами и медалями СССР за самостоятельный труд в тылу в годы Великой Отечественной войны, повышение пенсии производится независимо от продолжительности периода репрессии, приходящегося на годы войны.

3. При определении права реабилитированных на повышение пенсии по п."ж" ст.110 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. период репрессии, приходящийся на военные годы, исчисляется календарно.

4. В тех случаях, когда указанный период составляет менее 6 месяцев и не имеется подтверждения работы (службы) в тылу, повышение пенсии может быть произведено с 1 января 1994 г. с соблюдением условия, установленного Указом Президента Российской Федерации от 10 декабря 1993 г. N 2123 "О повышении пенсии в соответствии с пунктом "ж" ст.110 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" гражданам, родившимся до 31 декабря 1931 г.".

Пример 2. Гражданин Арбатов 1925 г.рождения в марте 1945 г. был осужден к 10 годам лишения свободы по ст.58-10 УК РСФСР. До репрессии обучался в высшем учебном заведении. Документами или свидетельскими показаниями, подтверждающими работу в период учебы, не располагает.

В данном случае повышение как труженику тыла должно быть установлено с 1 января 1994 г.

Право на повышение пенсии с 1 января 1993 г. не имеется, т.к. период репрессии с марта по 9 мая 1945 г. составляет менее 6 месяцев.

5. Размеры пенсий реабилитированных граждан, имеющих право на повышение пенсии по п."ж" ст.110 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г., следует привести в соответствие с действующим законодательством с выплатой полагающейся разницы в пенсии за прошлое время с учетом изменявшегося размера минимальной пенсии по старости.

6. В связи с изложенным руководствоваться разъяснением, данным в п.63 Указания Минсоцзащиты России от 26 марта 1993 г. N 1-28-У "Ответы на вопросы по применению Закона РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР", не следует.

Зарегистрировано в Министерстве
юстиции Российской Федерации
14 февраля 1994г.
Регистрационный N 492

Размер пенсии, исчисленной в соответствии с настоящим Законом, повышается:
а) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, Героям Социалистического Труда и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней, - на 50 процентов, но не менее чем на 100 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона). При этом гражданам, неоднократно удостоенным звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или Героя Социалистического Труда, пенсия повышается в указанном порядке соответственно каждому полученному званию;
(пп. "а" в ред. Федерального закона от 09.12.95 N 194-ФЗ, в ред. Федерального закона от 17.03.97 N 53-ФЗ)
б) утратил силу. - Федеральный закон от 09.12.95 N 194-ФЗ;
б) чемпионам Олимпийских игр - на 50 процентов, но не менее чем на 100 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона);
(пп. "б" введен Федеральным законом от 29.01.97 N 23-ФЗ)
в) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней или орденом "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" трех степеней, - на 15 процентов;
г) участникам Великой Отечественной войны (подпункты "а" - "ж" пункта 1 части второй статьи 2 Федерального закона "О ветеранах") - на 100 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона);
(пп. "г" в ред. Федерального закона от 07.05.95 N 72-ФЗ)
д) гражданам - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, - на 100 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона);
е) гражданам, не менее шести месяцев находившимся на военной службе в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года (за исключением граждан, указанных в пункте "г" настоящей статьи), - на 50 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона);
ж) гражданам (кроме указанных в пункте "е" настоящей статьи), проработавшим не менее шести месяцев в годы Великой Отечественной войны (с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года), исключая время работы в районах, временно оккупированных неприятелем, или награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, - на 50 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона);
з) гражданам, награжденным медалью "За оборону Ленинграда" или знаком "Жителю блокадного Ленинграда" (за исключением граждан, указанных в пунктах "е", "ж" настоящей статьи), - на 100 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона);
(пп. "з" в ред. Федерального закона от 10.06.94 N 4-ФЗ)
и) гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным, - на 50 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона);
к) инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями, получающим пенсию по старости, по инвалидности или по случаю потери кормильца, - на 100 процентов минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона).
(пп. "к" введен Федеральным законом от 04.08.94 N 12-ФЗ)
Комментарий к статье 110
1. Федеральным законом от 9 декабря 1995 г. N 194-ФЗ "О внесении изменений в статью 110 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4871) была изменена редакция п. "а" комментируемой статьи в отношении повышения пенсии Героям Социалистического Труда. Теперь размер назначенной им пенсии повышается на 50%, но не менее чем на 100% минимального размера пенсии по старости, т.е. так же, как Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней. Пункт "б" ст. 110, которым для Героев Социалистического Труда предусматривался вдвое меньший уровень повышения пенсии, был признан утратившим силу. Это правило введено в действие с 1 января 1996 г.
2. Пункт "а" комментируемой статьи в редакции, действовавшей до 1 января 1997 г., не предусматривал возможность неоднократного повышения пенсии лицам, несколько раз удостоенным указанных в нем званий. Федеральным законом РФ от 17 марта 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 12. Ст. 1376) п. "а" комментируемой статьи дополнен положением о том, что гражданам, удостоенным звания Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или Героя Социалистического Труда неоднократно, пенсия повышается в указанном в этой правовой норме порядке соответственно каждому полученному званию. Закон вступил в силу с 1 января 1997 г. С этой даты производится соответствующий перерасчет пенсии при наличии в пенсионном деле необходимых документов.
Согласно буквальному тексту новой правовой нормы кратное повышение пенсии должно производиться лишь в том случае, если два раза или более присваивалось одно и то же из указанных званий (например, дважды Героям Советского Союза или дважды Героям Социалистического Труда). Однако по смыслу нововведения возможно, на наш взгляд, соответствующее повышение пенсии и гражданам, имеющим несколько разных из перечисленных званий (например, лицу, удостоенному звания Героя Социалистического Труда и Героя Советского Союза). В практике органов социальной защиты населения производится кратное повышение при наличии разных званий, а не только одноименных (см.: Пенсия. 1997. N 4(7). С. 7 - 8).
Указанным пенсионерам размер пенсии согласно п. "а" ст. 110 повышается на 50%, но не менее чем на 100% минимальной пенсии по старости. Следовательно, при наличии двух званий пенсия, исчисленная в соответствии с Законом 1990 г., повышается на 100%, но не менее чем на два минимума пенсии по старости; пенсия трижды удостоенных таких званий увеличивается на 150%, но не менее чем на три названных минимума и т.д.
При получении одним лицом двух пенсий в правоприменительной практике повышается лишь одна из них, большая по размеру (см.: Там же. С. 8).
3. Законом от 29 января 1997 г. комментируемая статья дополнена п. "б" о повышении пенсии чемпионам Олимпийских игр - на 50%, но не менее чем на 100% минимального размера пенсии по старости. Ранее для этой категории граждан повышения пенсии не предусматривалось. Закон вступил в силу с 1 января 1997 г., чемпионам нескольких Олимпийских игр пенсия повышается в таком же размере, как и однократным чемпионам, так как для данной категории пенсионеров кратность повышения пенсии не предусмотрена.
4. В первоначальной редакции комментируемой статьи речь шла о повышении пенсии участникам Великой Отечественной войны без расшифровки этого понятия. Повышение пенсии производилось лицам, участвовавшим в войне в период с 22 июня 1941 по 3 сентября 1945 г. В настоящее время понятие участника Великой Отечественной войны (п. "г" ст. 110) расширено за счет отнесения к таковым лиц, перечисленных в Законе о ветеранах (см. п. 4 комментария к ст. 5). Эта норма действует с 1 мая 1995 г.
5. С 1 января 1994 г. повышение пенсии по п. "ж" комментируемой статьи производится без истребования доказательств работы в годы Великой Отечественной войны тем гражданам, которые родились до 31 декабря 1931 г., т.е. достигли к указанной дате 13-летнего возраста (Указ Президента РФ от 10 декабря 1993 г. N 2123). При этом учитывается, что в годы войны дети - школьники в возрасте 12 лет и старше привлекались к труду и могли ко времени ее окончания отработать не менее 6 месяцев, подтверждение же этой работы из-за несохранности документов и свидетелей военного времени вызывало значительные трудности и для многих граждан было невозможным.
Повышение пенсии без подтверждения работы в годы войны гражданам указанного возраста не означает, что оно не может быть произведено лицам, родившимся позже 31 декабря 1931 г., если они располагают необходимыми доказательствами такой работы (см.: БВС РФ. 1996. N 11. С. 14 - 15). О позиции органов социальной защиты населения, принимающих во внимание периоды такой работы, подтвержденные свидетельскими показаниями, лишь при условии достижения заявителем к тому времени 15-летнего возраста см.: Пенсия. 1997. N 2(5). С. 26 - 28; N 4(7). С. 15.
6. Комментируемая статья не содержит ограничений по числу возможных повышений пенсии тем гражданам, у которых право на повышение имеется по нескольким основаниям, т.е. установлено разными пунктами данной статьи. Исключение составляют п. "е" и "ж", повышение по которым не может устанавливаться одновременно, а также сочетаться с повышением пенсии по п. "г".
Например, участник Великой Отечественной войны (п. "г" ст. 110) не менее 6 месяцев находился на военной службе в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. (п. "е" ст. 110) и работал в тылу не менее 6 месяцев в период с 22 июня 1941 г. по 9 мая 1945 г. (п. "ж" ст. 110). Ему может быть произведено лишь одно повышение пенсии, а именно по п. "г" как более высокое по размеру. При наличии иных, помимо названных, оснований для повышения пенсии, таковое производится по каждому из них.
7. Пунктами "а", "б" и "в" ст. 110 предусмотрено повышение пенсии, исчисленной в соответствии с комментируемым Законом, на определенную ее долю. При этом применяется положение ст. 111 данного Закона, согласно которой такое повышение производится до начисления надбавок. Иначе говоря, полагающиеся к пенсии надбавки не повышаются (не включаются в сумму пенсии при исчислении повышения).
Не повышаются по правилам, установленным перечисленными пунктами ст. 110, и компенсационные выплаты к пенсии, так как они не предусмотрены комментируемым Законом.

Далее размещаю заявление-ответ на предыдущее письмо.

Возможно кому нибудь пригодится или натолкнет на другие умные мысли в нашей совместной борьбе с беспределом ПФ.

Мною, К.А. Б___________, 18.01.2020г. был получен от вас ответ №ТБ-1102/132 от 16.01.2020г. На вопросы, поднятые в данном письме имею сообщить следующее.

Да, вы правы, «страховой стаж» также, как и «общий трудовой стаж» – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, но учитываемая не только при определении права на страховую пенсию, но и при исчислении ее размера ( пункт 2 статья 3 № 400-ФЗ ). А из этого следует, что «общий трудовой стаж»- это лишь часть «страхового стажа», учитываемая за период до 01.01.2002г.

Кроме этого, хотелось бы отметить, что правовой акт, в соответствии с которым, по вашим словам, вы включили в страховой стаж период службы в Советской Армии по призыву с 01.11.1976г. до 01.11.1978г . в двойном размере, гласит буквально следующее:

Статья 94. Льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж.

Абзац 8: военная служба по призыву - в двойном размере .

(абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)», к тому же, закон от 27.01.1995 N 10-ФЗ является действующим и на сегодняшний день.

Обращаю ваше внимание на то, что « исчисление размера страхового стажа» - это самостоятельная правовая норма и « исчисление размера трудовой пенсии (оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал)» - это также самостоятельная правовая норма . Правовое применение каждой из этих норм регулируется в законах самостоятельно .

По этому поводу должен отметить, что пункт 3 статьи 36 №400-ФЗ от 28.12.2013г. гласит:

«3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм , регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.»

Из содержания п. 3 ст. 36 №400-ФЗ однозначно видно, что подлежат применению лишь правовые нормы (а не какие-нибудь статьи или пункты №173-ФЗ) для исчисления размера трудовых пенсий и в п. 3 ст. 36 №400-ФЗ ни слова не говорится об исчислении трудового страхового стажа .

В связи с этим, считаю неправомерным ссылаться на пункт 3 или пункт 4 статьи 30 закона №173-ФЗ , в части определения размера страхового стажа .

Так же рекомендовал бы Вам дать задание юристам вашего управления как следует разобраться с правилами подсчета страхового стажа при исчислении продолжительности периодов трудовой и иной деятельности «в календарном порядке» .

Порядок исполнения правовой нормы: «календарный порядокисчисления» подробно описан в Правилах подсчета страхового стажа, утвержденных Постановлением правительства РФ от 12.10.2014г. №1015 пункте 47, а именно:

«47. Исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы , а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы .

Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня .».

Другими словами, исчисление периодов деятельности «в календарном порядке» ни каким образом не отменяет факт льготного (особого порядка) исчисления страхового стажа, если таковой предусмотрен в соответствии с законом. Так как сначала производится определение периодов трудовой и иной деятельности, в том числе и льготном (особом порядке), а затем производится исчисление продолжительности данных периодов в календарном порядке (в соответствии с пунктом 47 №1015 от 12.10.2014г.). Ваше же толкование формулировки исчисления страхового стажа в календарном порядке полностью искажает смысл правовой нормы «календарный порядок», прописанной в законе .

Так как, суд принял решение о включении в страховой стаж К.А. Б______ 03.08.1958 года рождения, СНИЛС 193______ 58, в том числе, периода службы в Советской Армии по призыву в двойном размере , а решение суда является обязательным к исполнению, не зависимо от моего или вашего желания, то рассуждения о том, настаиваю я или не настаиваю на выполнении решения суда, не имеют смысла.

Уже в третий раз обращаюсь к вам с просьбой о предоставлении мне полного и подробного расчета размера страхового стажа в соответствии с Правилами подсчета от 12.10.2014г. №1015 пункта 47 и Инструкцией по заполнению ПФ РФ №2п от 11.01.2017г .:

1) прошу указать каждый период, включенный в страховой стаж;

-с указанием продолжительности периодов ;

-с указанием кода вида трудовой или иной деятельности периодов;

- исчисления периодов трудового-страхового стажа в календарном порядке;

2) подробно распишите, каким образом выполнены арифметические действия при расчете суммарной продолжительности всех периодов, учтенных в трудовом страховом стаже, в том числе и в календарном порядке исчисления;

3) отдельно поясните основание и порядок учета периодов трудовой и иной деятельности, в соответствии с какими законодательными актами, указанные в трудовой книжке периоды, учтены (если нет, то на основании каких норм пенсионного права и в соответствии с какими положениями закона).

4) Особо прошу обратить внимание на учет периода службы в Советской Армии по призыву 1976-1978 гг. в двойном размере.

- укажите, в соответствии с каким законодательным актом данный период включен в страховой стаж;

- в соответствии с какой правовой нормой произведены исчисления продолжительности данного периода;

- в каком размере (из расчета полных лет полных месяцев и дней) данный период включен в мой страховой стаж;


Внести в Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 351; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 11, ст. 531; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 15, ст. 1680; 1995, N 19, ст. 1711; N 52, ст. 5114) следующие изменения и дополнения:

  • Добавить комментарий
  • 0
  • 1. Часть вторую статьи 5 дополнить пунктом "в" следующего содержания:
  • "в) родителям военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождения военной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военной службы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий).
    Им могут устанавливаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная) и пенсия по случаю потери кормильца (статья 58.1 Закона). При этом пенсия по случаю потери кормильца устанавливается каждому из родителей погибшего (умершего) военнослужащего.".

    "д) родители погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, если они достигли 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) (статья 58.1 Закона).".

    "Статья 58.1. Пенсия на основаниях, установленных для родителей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву

    Пенсия на основаниях, установленных для родителей погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, назначается, если гибель (смерть) наступила в период прохождения военной службы или после увольнения с военной службы вследствие военной травмы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила в результате их противоправных действий).".

    "Статья 62. Размер пенсии по случаю потери кормильца (кроме пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы и пенсии по случаю потери кормильца родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву)

    Пенсия по случаю потери кормильца (кроме пенсии по случаю потери кормильца вследствие военной травмы и пенсии по случаю потери кормильца родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву) устанавливается в размере 30 процентов заработка кормильца на каждого нетрудоспособного члена семьи, а на каждого ребенка, потерявшего обоих родителей, и умершей одинокой матери - в полуторном размере минимального размера пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона).".

    "Статья 68.1. Размер пенсии по случаю потери кормильца родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву

    Пенсия по случаю потери кормильца родителям погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (статья 58.1 Закона), устанавливается каждому из родителей в размере трех минимальных размеров пенсии по старости (часть первая статьи 17 Закона).".

    Внести в Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 9, ст. 328; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 49, ст. 4693; 1998, N 30, ст. 3613) следующие изменения и дополнения:

    • Добавить комментарий
    • 0
  • 1. В статье 7:
  • 1) в части первой слова "(с учетом исключения, установленного статьей 5 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР")" заменить словами "(с учетом исключений, установленных частями второй и третьей настоящей статьи)";
  • 2) дополнить статью частью третьей следующего содержания:
  • "Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право получать две пенсии. Им могут назначаться пенсия по старости (пенсия по инвалидности, за выслугу лет, социальная) в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и пенсия по случаю потери кормильца (статья 30 настоящего Закона).".

    "Статья 30. Право на пенсию на льготных условиях

    Жены лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 50-летнего возраста, а занятые из них уходом за детьми умерших, не достигшими 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет.
    Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) независимо от того, находились ли они на иждивении умерших (погибших). При этом пенсия устанавливается каждому из родителей в размере, предусмотренном настоящим Законом.".

    Согласно статистическим данным на начало 2019 года в России проживало чуть менее 44 миллионов лиц, которые имеют право на получение пенсионных выплат. Это весьма внушительная цифра относительно всего населения в стране. При этом данная статистика не учитывает получателей военных пенсий.

    Обобщенно под пенсионерами обычно воспринимаются граждане преклонного возраста, которые получают денежные выплаты по факту стажа работы. В данном случае речь идет о получателях страховой (ранее трудовой) пенсии по старости.

    Бесплатно по России

    Действительно, среди пенсионеров их подавляющее количество. Однако существуют и другие виды материального и денежного обеспечения, на которые могут рассчитывать отдельные категории граждан. В частности, сейчас речь пойдет об особенностях государственной пенсии, аспекты назначения которой регулируются соответствующим федеральным законом.

    Основные положения ФЗ 166 о государственном пенсионном обеспечении

    Под государственным обеспечением пенсией следует понимать форму материального обеспечения особых групп граждан и членов их семей, являющую собой компенсацию за утраченный заработок в силу достижения определенного возраста, утраты трудоспособности из-за болезни или травмы, а также по достижению достаточной выслуги лет.

    Вопросы, связанные с определением круга лиц, которые могут рассчитывать на гособеспечение, а также основанием и порядком его назначения, регулируются Федеральным законом от 15. 12. 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» № 166-ФЗ.

    Данный нормативный акт быть принят обеими палатами Парламента и подписан Президентом в конце 2001 года. Однако основные его положения вступили в силу с первого января 2002 года. На сегодняшний день закон является действующим, а его нормы подлежат применению на всей территории РФ.

    Структурно рассматриваемый нормативный акт состоит из 28 статей, которые, в свою очередь, объединены в 6 глав. Кроме этого, неотъемлемой частью документа являются приложения к нему.

    Разберем подробнее краткое содержание каждой из глав.

    Глава 1

    Содержит в себе основные положения, раскрывая суть данного нормативного акта. Отдельные статьи вводят специальную терминологию и понятия, которые используются в законе. Кроме этого, конкретизируются лица, имеющие право на данный тип обеспечения, устанавливаются виды государственных пенсий.

    Глава 2

    Нормы данной главы устанавливают основания для назначения рассматриваемого вида материального обеспечения по каждой категории лиц, которые имеют соответствующее право.

    Глава 3

    Глава 3 устанавливает размер пенсии для различных категорий граждан, которые в силу закона могут обращаться за получением выплат.

    Глава 4

    Нормы данной главы вводят такие понятия, как «трудовой стаж», «стаж государственной службы» и «среднемесячный заработок». Кроме этого, устанавливается порядок расчета стажа и заработка соответственно.

    Глава 5

    Нормами этой главы регулируется порядок установления материального обеспечения, выплат, организации доставки, индексации и перерасчета (в случае возникновения оснований для этого).

    Глава 6

    В данном разделе содержатся нормы, устанавливающие порядок введения в действие федерального закона и определяющие некоторые специальные положения.

    Приложение 1

    Содержит таблицу, в которой указывается возраст, когда граждане, занятые в сфере государственного управления, могут выйти на отдых.

    Приложение 2

    Данное приложение содержит таблицу стажа государственных служащих, при наличии которого данная категория граждан может рассчитывать на назначение денежного обеспечения.

    Условия назначения пенсии по закону 166

    Выплаты, рассматриваемые в рамках данной статьи, назначаются различным категориям граждан. Соответственно, основания и условия для назначения также будут являться разными, а соответствующие положения могут быть применимы только к конкретной группе получателей пенсий.

    Далее подробно разберем основания и условия назначения финансовых выплат различным категориям пенсионеров, руководствуясь ст. ст. 7-13 федерального закона.

    Федеральные гражданские служащие

    Госслужащие, трудящиеся в федеральных ведомствах, имеют право на получение материального обеспечения при наличии соответствующей выслуги. Следует отметить, что пенсионная реформа затронула и эту категорию лиц.

    В этой связи требования к выслуге гражданских служащих растут с каждым годом. Так, до 2017 года для получения денег было необходимо трудиться не менее 15 лет. В 2020 году количество лет выслуги должно быть не менее 17. Максимально жесткие требования к выслуге будут установлены после 2026 года, когда гражданские служащие начнут выходить на отдых при условии отработки не менее 20 лет.

    Космонавты и летчики-испытатели

    Космонавты вправе рассчитывать на получение государственной поддержки при наличии выслуги не менее 25 лет у лиц мужского пола и 20 лет у женщин. При этом также предъявляются требования к количеству лет, проведенных в составе авиационных подразделений (10 и 7,5 лет у мужчин и женщин соответственно).

    Аналогичные требования к выслуге предъявляются и к летчикам-испытателям, однако при оставлении данного вида деятельности из-за ухудшения здоровья они могут рассчитывать на оформление пенсионных выплат и при наличии меньшего количества лет выслуги (20 и 15 лет у мужчин и женщин соответственно).

    Военнослужащие

    Назначение пенсионных денег служащим армии и флота имеет определенную специфику. Порядок назначения государственных выплат военным, а также иным сотрудникам силовых структур устанавливается соответствующим федеральным законом, что прямо указано в п. 1 ст. 8 федерального закона.

    Ветераны ВОВ и «блокадники»

    Установлено, что право на особую материальную поддержку от государства имеют лица, являющиеся ветеранами ВОВ, а также граждане со статусом «житель блокадного Ленинграда», которым установлена инвалидность.

    Лица, пострадавшие от техногенных (в том числе радиационных) аварий

    По большей части, речь идет о так называемых «чернобыльцах» – гражданах, на жизнь и здоровье которых, так или иначе, отразилась авария на ЧАЭС.

    Так, лица, которые непосредственно заняты работой на АЭС или пострадали вследствие ликвидации катастрофы, выходят на отдых в 55 и 50 лет, если отработали не менее 5 лет. Граждане, получившие инвалидность, становятся пенсионерами в 50 и 45 лет при наличии аналогичного трудового стажа.

    Социальная пенсия

    На социальную пенсию могут рассчитывать лица в силу соответствующего статуса или при достижении определенного возраста, относящиеся к следующим категориям:

    • инвалиды (в том числе инвалиды детства и несовершеннолетние инвалиды);
    • представители малых северных народов, достигшие возраста 55 и 50 лет.

    Кроме этого, на социальную выплату могут рассчитывать граждане преклонного возраста, которые по тем или иным причинам не подпадают под критерии для назначения страховой пенсии. Социальная выплата назначается на 5 лет позже, чем страховая пенсия.

    Размеры пенсии

    Размер государственной пенсии может быть различным у разных категорий ее получателей.

    1. Гражданские служащие. Федеральные чиновники получают пенсию в размере 45% от среднемесячной зарплаты. Следует отметить, что если госслужащий имеет стаж более установленного для выхода на пенсию, то за каждый «лишний» год ему добавляется 3% от среднего заработка к пенсии.
    2. Военнослужащие. Армейская пенсия зависит от материального довольствия в последние годы службы, а также некоторых иных условий. Ст. 15 рассматриваемого нормативного акта также устанавливает размер матобеспечения военнослужащих, ставших нетрудоспособными, а также выплат членам семьи погибшего военного. Он непосредственно зависит от множества факторов, связанных с формой военной службы, характером и степенью выраженности причин, которые повлекли к невозможности дальнейшей службы в рядах ВС или гибели.
    3. Ветераны ВОВ и «блокадники». Так, для ветеранов ВОВ сумма составляет (в процентах от размера установленной социальной пенсии): I группа – 250%; II группа – 200%; III группа – 150%. Для граждан, бывших жителей блокадного Ленинграда: I группа — 200%; II группа – 150%; III группа – 100%.
    4. Лица, пострадавшие от радиационных и техногенных аварий. Размер выплат этим лицам также зависит от величины социальной пенсии. В подавляющем большинстве случаев она составляет 250% от нее. Это касается не только тех, кто имеет отношение к ЧАЭС, но и пострадавших при других форс-мажорных обстоятельствах такого порядка. Гражданам, живущим в загрязненной зоне, платят 200% от соцпенсии.
    5. Космонавты и летчики-испытатели. Космонавты при наличии достаточной выслуги получают пенсию в размере 55% от оклада. Летчики могут рассчитывать на пенсию в размере 1000% от социальной.
    6. Социальная пенсия. Базовая социальная пенсия в России на начало 2020 года составляет 5283,85 рубля. На такой же размер обеспечения могут рассчитывать и некоторые иные категории граждан.

    Выплаты и перерасчеты

    Выплаты государственных денег производятся один раз в месяц в национальной валюте РФ. Если при установлении выплат была допущена ошибка, то пенсия подлежит перерасчету с учетом требований законодательства.

    Кроме этого, государственная пенсия подлежит периодической ежегодной индексации.

    Виды пенсионных выплат по государственному обеспечению

    Статья 5 рассматриваемого нормативного акта выделяет следующие виды выплат:

    1. За выслугу лет.
    2. По инвалидности.
    3. По потере кормильца.
    4. По старости.
    5. Социальная выплата.

    Установлено, что государственные выплаты по причине отсутствия трудоспособности, старости и утере кормильца получают лица, которые не могут рассчитывать на получение пенсионных выплат страхового типа. Как правило, это связано с несоответствием критериям, предъявляемым к ИПК и страховому стажу граждан.

    Последние поправки к закону

    Федеральный закон от 25. 12. 2001 года № 166-ФЗ применяется уже в течение 18 лет, а за это время в него было внесено большое количество правок и изменений. Среди них наиболее значимыми были изменения, связанные с реализацией целей пенсионной реформы, направленной на увеличение возраста, когда граждане могут подавать заявления о назначении им выплат.

    Так, статья 4 Федерального закона от 03. 10. 2018 года № 350-ФЗ внесла следующие существенные корректировки в рассматриваемый в статье нормативный акт:

    • изменение возраста получения различных видов государственного денежного обеспечения в сторону его увеличения на 5 лет;
    • «Приложение 1» было изменено и изложено в иной редакции;
    • введено «Приложение 2», в котором отражены требования к выслуге федеральных чиновников в свете ужесточения к ее срокам.

    Федеральный закон, основные положения которого рассматривались по ходу данной статьи и были вкратце прокомментированы и проанализированы, является действующим нормативным актом, который регулирует вопросы установления и предоставления гражданам различных видов денежного государственного обеспечения.

    Объем правоотношений и количество лиц, которых затрагивает данный правовой документ, весьма значительно, в связи с чем любые его возможные изменения подвергаются тщательному анализу и общественному обсуждению. Последние значимые корректировки в закон были внесены в связи с проводимой в стране пенсионной реформой, суть которой – поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию.

    Краткое содержание:

    Советская эпоха осталась в прошлом. Но почти все, кто сейчас получают пенсию или вскоре собираются на нее выйти, жили и работали в СССР. А потому они могут и сейчас использовать возможности советского пенсионного законодательства.


    Приведу ряд законов СССР, которые в наши дни помогают повысить пенсию за счет включения дополнительного стажа.

    1. Закон СССР от 14 июля 1956 г. и Закон от 20 ноября 1990 г. №340-1 «О государственных пенсиях»

    Сейчас нередко встречаются отказы ПФР включить периоды работы в стаж из-за того, что не было отчислений страховых взносов. Но такое требование ввел Закон «О трудовых пенсиях» только с 2002 года.

    До этого поочередно действовали названные законы, где не содержалось условий о взносах в ПФР. Применяя правило п. 8 ст. 13 Закона «О страховых пенсиях» №400-ФЗ, стаж можно учитывать по нормам, действовавшим в то время, когда он вырабатывался.

    Поэтому в судах удается отменить отказы ПФР, связанные с исключением из стажа периодов до 2002 года, если по ним нет сведений о страховых взносах.

    Например, гражданину не зачли в стаж периоды работы с 1992 г. по 1998 г. в качестве директора коммерческой фирмы.

    Он обратился в суд — и там с ПФР не согласились, указав, что в период работы (с 1992 по 1998 гг.) пенсионное законодательство не предусматривало отчисление взносов в качестве обязательного условия для зачета работы в стаж (определение Краснодарского краевого суда, дело № 33-22355/17).

    2. Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590

    Этот документ действовал до 1992 г. — значит, он применим к периодам стажа за то же время. Положение позволяет зачесть:

    -службу в армии и приравненную к ней службу в органах внутренних дел в льготный стаж для досрочной пенсии по Списку № 1 или № 2 (если вслед за службой шла соответствующая работа, которая входит в льготный стаж);

    -также в льготный стаж по Спискам №1 или №2 засчитывается период обучения в училищах и других заведениях системы профессионально-технического образования — если сразу после учебы следовала работа с вредностью по Списку;

    -время обучения в средне-специальных и высших учебных заведениях Положение позволяло включать в стаж для назначения пенсии (если до учебы человек работал или служил в армии).

    Эти правила могут помочь увеличить стаж для назначения страховой пенсии (а его все чаще не хватает, из-за чего ПФР отказывает в пенсии даже по достижении пенсионного возраста).
    А также — добавить несколько лет к льготному стажу по Спискам №1 или №2, что позволяет получить пенсию досрочно, а при большом льготном стаже — повысить ее размер за счет перерасчета стажевого коэффициента по п. 3 ст. 30 Закона № 173-ФЗ.

    Однако следует отметить, что нормы Положения 1972 г. не позволяют увеличить стаж, который берется для расчета пенсии (это общий трудовой стаж до 2002 г.).

    Если сохранять для него те же правила, то и считать пенсию будут по советским формулам. А это приводит к снижению пенсии по сравнению с размером, рассчитанным по современным формулам.

    Это уже не раз было доказано на примерах из судебной практики (п. 28 Постановления Пленума ВС РФ от от 11 декабря 2012 г. № 30, Няганский р-й суд ХМАО-Югра, дело № М-343/2014).

    3. Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 г. № 181 «О зачете … времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам КС, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях»

    Это постановление позволяет включить в северный стаж службу до 1992 года в качестве солдата, матроса, сержанта, старшины и военного строителя — если в течение 3-х месяцев после увольнения со службы эти граждане поступили на работу в северном районе.

    Иными словами, это правило позволяет увеличить северный стаж на 2-3 года, проведенные в армии.

    А северный стаж не только позволяет выйти на пенсию раньше, но и получать надбавку к ней в виде районного коэффициента или повышенной фиксированной выплаты (50% за 15 лет работы в РКС или 30% за 20 лет работы в местностях, приравненных к РКС — ст. 17 Закона №400-ФЗ).

    Если статья была вам интересна, то предлагаю принять участие в обсуждении, поделиться в социальных сетях и оценить на свое усмотрение.

    Читайте также: