Закон о компенсации пенсий военным пенсионерам

Информация об изменениях:

Наименование изменено с 1 января 2020 г. - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I
"О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

С изменениями и дополнениями от:

28 ноября, 27 декабря 1995 г., 19 декабря 1997 г., 21 июля 1998 г., 1 июня 1999 г., 6 декабря 2000 г., 17 апреля, 30 декабря 2001 г., 10 января, 4 марта, 29 мая, 12, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 2 февраля, 21, 30 декабря 2006 г., 1, 3 декабря 2007 г., 13 февраля, 8 мая, 22 июля 2008 г., 28 апреля, 24 июля, 9 ноября 2009 г., 21 июня, 10 декабря 2010 г., 1 июля, 8 ноября 2011 г., 12 ноября 2012 г., 7 июня, 2 июля, 28 декабря 2013 г., 4 июня, 21 июля, 4 ноября, 1 декабря 2014 г., 14 декабря 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 22 февраля, 3 апреля, 1 мая, 1 июля, 20 декабря 2017 г., 30 апреля, 1 октября, 2 декабря 2019 г., 20 июля 2020 г.

ГАРАНТ:

Об особенностях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 398-ФЗ

ГАРАНТ:

В соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ размеры пенсий, назначенных гражданам до 1 января 2012 г. в соответствии с настоящим Законом подлежат пересмотру с 1 января 2012 г. в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) и названного Федерального закона

ГАРАНТ:

Пенсии гражданам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и таможенных органах РФ и увольняемым в 2012 г. с военной службы (службы), и членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном настоящим Законом (в редакции Федерального закона от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ)

ГАРАНТ:

См. комментарии к настоящему Закону

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России

12 февраля 1993 года

Определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей.

Предусматриваются пенсии за за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Пенсии исчисляются из денежного довольствия с учетом месячной стоимости продовольственного пайка, денежной продовольственной компенсации.

Минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям повышаются при увеличении минимального размера пенсии по старости.

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей"

Настоящий Закон вводится в действие с 1 февраля 1993 г.

См. постановление ВС РФ от 12 февраля 1993 года N 4469-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей"

Текст Закона опубликован в "Российской газете" от 26 февраля 1993 г., в Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ от 4 марта 1993 г., N 9, ст. 328

Постановлением Конституционного Суда РФ от 28 января 2020 г. N 5-П часть четвертая статьи 7 во взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она характеризуется неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июля 2016 г. N 16-П взаимосвязанные положения частей первой и третьей статьи 7 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой эти положения в системе действующего правового регулирования при назначении пенсии по случаю потери кормильца родителям двух (или более) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении обязанностей военной службы, службы в органах внутренних дел, не позволяют учитывать для определения размера их пенсионного обеспечения факт гибели двух (или более) детей

Постановлением Конституционного Суда РФ от 14 января 2016 г. N 1-П часть первая статьи 13 настоящего Закона признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой она в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 24 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", предполагает безусловное прекращение выплаты гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел, пенсии за выслугу лет, назначенной ему ошибочно в результате неправильного подсчета уполномоченным государством органом необходимого для возникновения права на данную пенсию стажа службы (выслуги лет), притом что сам гражданин при приобретении статуса получателя пенсии за выслугу лет действовал добросовестно, - без учета продолжительности периода, прошедшего с момента ее назначения, продолжительности периода, недостаточного до достижения установленной законом выслуги лет, значимости для этого гражданина пенсии в качестве источника дохода и иных заслуживающих внимания обстоятельств - и тем самым не обеспечивает при исправлении допущенной ошибки соблюдение конституционных принципов правовой определенности, справедливости и соразмерности (пропорциональности), поддержания доверия граждан к действиям государства, а также баланса конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов

Постановлением Конституционного Суда РФ от 2 июня 2011 г. N 11-П положения статьи 56 настоящего Закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той части, в какой они предусматривают выплату бывшим военнослужащим пенсий, по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории РФ, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 20 июля 2020 г. N 238-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2020 г.

Федеральный закон от 2 декабря 2019 г. N 381-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2019 г. N 66-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 20 декабря 2017 г. N 401-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г. и 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 95-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 апреля 2017 г. N 63-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 20-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 430-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 5 апреля 2016 г.

Федеральный закон от 14 декабря 2015 г. N 367-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Действие части второй статьи 43 настоящего Закона было приостановлено с 1 января 2015 г. до 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 342-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Действие положений пункта "б" статьи 22, пунктов "а" и "б" статьи 36 настоящего Закона (в редакции названного Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 4 июня 2014 г. N 145-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 397-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 10 декабря 2010 г. N 354-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 253-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. N 70-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 8 мая 2008 г. N 64-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 13 февраля 2008 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2007 г. N 319-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 311-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 декабря 2007 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 272-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 20-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 2-ФЗ

Изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2002 г. N 78-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 68-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 29 мая 2002 г. N 60-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 4 марта 2002 г. N 22-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 3-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2003 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ

Действие статьи 43 настоящего Закона в части включения в денежное довольствие для исчисления пенсий, назначаемых лицам, проходившим службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, месячной стоимости выдаваемого им продовольственного пайка приостановлено на 2002 г.

Федеральный закон от 17 апреля 2001 г. N 47-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2002 г.

Федеральный закон от 6 декабря 2000 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 1 июня 1999 г. N 110-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2000 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 19 декабря 1997 г. N 153-ФЗ

Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 211-ФЗ

Федеральный закон от 28 ноября 1995 г. N 186-ФЗ

Военнослужащие Вооруженных сил Российской Федерации и приравненные к ним категории граждан имеют льготное право на пенсионное обеспечение до наступления общеустановленного в стране возраста. Более того, выплата содержания вышедшим на пенсию военнослужащим по одному из предусмотренных законом оснований осуществляется на основании отдельного закона.

В соответствии с данным нормативным документом осуществляется расчет размера пенсионных выплат, определяется право на их назначение, а также возможность комбинирования их с другими видами выплат от государства и государственного пенсионного фонда. Обо всех этих значимых аспектах пенсионного обеспечения продолжающих трудовую или служебную деятельность военных пенсионеров мы и поговори в данной статье.

Бесплатно по России

На какие виды выплат может рассчитывать работающий военный пенсионер

Законом от 12.02.1993 № 4468-1 в ст. 5 предусмотрены такие виды пенсионного обеспечения бывших военнослужащих на пенсии, как содержание за выслугу лет и в связи с приобретением инвалидности.

В первом случае бывшие представители Вооруженных Сил могут беспрепятственно продолжить оплачиваемую деятельность, в случае признания инвалидом делать можно только тогда, когда это допускается заключением медико-социальной экспертизы.

Право на одновременное получение военной пенсии по старости или инвалидности и страхового обеспечения (при соблюдении условий) закреплено в ст. 7 закона 4468-1. Это означает, что в теории гражданин может получать военное содержание, общегражданское обеспечение и заработную плату или доход от предпринимательской деятельности, если продолжил трудиться после выхода на заслуженный отдых по старости.

Помимо этого Закон от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в п. 4 ст. 23 предусматривает право получения оклада по воинскому званию в течение 1 года после увольнения из рядом армии. Однако данным правом обладают только те военнослужащие, которые отслужили не менее 20 лет, а уволены были в связи с наступлением предельного возраста службы, состоянием здоровья или сокращением.

Расчет пенсии

Размер обеспечения бывшего военного, если он отправился на заслуженный отдых по выслуге лет, исчисляется в процентном отношении к размеру денежного довольствия военнослужащего по его воинскому званию и занимаемой воинской должности. При выслуге 20 лет полагается пособие в размере 50%, за каждый дополнительный год – еще + 3%, но в общей сложности не более 85.

Также не стоит забывать, что размер обеспечения не может быть менее минимально установленного, хотя сейчас такое на практике фактически и невозможно встретить (пенсия военного всегда больше минимальной). Также при расчете обеспечения применяется понижающий коэффициент, который с 01.10.2019 составляет 73,68%, а впоследствии должен быть доведен до 100% (ч. 2 ст. 43 закона № 4468-1).


Есть ли надбавки для данной категории

Конкретно для работающих военных пенсионеров никаких отдельных надбавок к пенсии законом не предусмотрено. Однако ст. 17 закона № 4468-1 все же устанавливает ряд надбавок, которые в равной мере применимы к бывшим служащим Вооруженных сил России и СССР, а также приравненных к ним категорий граждан.

К таким надбавкам, рассчитываемым в процентном отношении к расчетному размеру, равному социальной пенсии по старости, относятся:

  • 100% для инвалидов 1 группы, достигших 80-летнего возраста;
  • 32% для неработающих пенсионеров при наличии 1 иждивенца;
  • 64 %, если иждивенцев 2;
  • 100% при наличии не менее 3 иждивенцев;
  • 64% в отношении некоторых категорий участников Великой Отечественной войны.

Очевидно, что для работающих пенсионеров применима лишь та надбавка, которая обозначена первой. Кроме того, ст. 16 обозначенного нормативного документа предусматривает доплаты к военной пенсии по инвалидности.

Индексируются ли выплаты для работающих военных пенсионеров

Право на индексацию пенсионного обеспечения бывшего военнослужащего, продолжающего трудовую деятельность, зависит от его вида.

Так, страховая пенсия, как известно, не подлежит ежегодному увеличению в том случае, если лицо осуществляет деятельность, от доходов с которой должны уплачиваться страховые отчисления в Пенсионный фонд РФ. Следовательно, ни работник, ни индивидуальный предприниматель до окончания своей деятельности увеличения пенсионного обеспечения не получат.

В отношении же военной пенсии такого ограничения законодателем не предусматривается. А значит, обеспечение бывшего военнослужащего по закону № 4468-1, подлежит установленной законом индексации независимо от того, работает ли он после завершения службы или нет. Сам же размер индексации зависит от размера увеличения денежного довольствия военнослужащих (в процентном отношении от которого высчитывается пенсия) и повышения так называемого понижающего коэффициента.

Дополнительная информация об индексации в видео:

Могут ли отменить военную пенсию бывшим военнослужащим, если они работают

Как таковая отмена пенсионного обеспечения бывшего военнослужащего законодательством не предусмотрена. И даже лишение воинского звания по приговору суда уже после назначения соответствующего вида пенсии не влечет отмену последнего.

Можно лишь предполагать такую возможность при наличии представления подложных документов или недостоверных сведений при оформлении обеспечения. Однако данный факт может быть установлен только по решению суда, и на его же основании выплаты могут быть отменены.

Приостановление выплат допускается в тех ситуациях, когда военный пенсионер вновь поступил на службу в Вооруженные силы или приравненные к ним силовые ведомства или правоохранительные органы. Но подобная ограничительная мера действует лишь на период такой службы, после ее прекращения выплаты вновь возобновляются в прежнем (а если проводились индексации – повышенном) размере.

Таким образом, работающие по трудовому или гражданско-правовому договору бывшие военнослужащие, а равно и индивидуальные предприниматели из их числа, не утрачивают право на получение военной пенсии.

Она может быть приостановлена лишь тогда, когда гражданин продолжает службу в военном или приравненных ведомствах уже после ее назначения, и исключительно на период такой службы. При этом все предусмотренные законом индексации данного содержания также осуществляются в период трудовой деятельности, в отличие от страховой пенсии.


Вопрос индексации выплат военным пенсионерам не получил должного внимания среди депутатов Госдумы в уходящем 2020 году. Создалось впечатление что этот вопрос просто игнорируется, что вызвало возмущение среди получателей. Министерство финансов тоже молчит и пока не собирается поддерживать требования военных пенсионеров о повышении.

Некоторые эксперты-экономисты считают, что такое положение вещей возникло из-за реальных финансовых проблем, возникших из-за спада экономики вызванной эпидемией коронавируса в России.

Путин подписал закон о заморозке военных пенсий, а точнее – о не индексации денежного довольствия военнослужащих в 2020 году. Кроме того, в очередной раз наложен мораторий на индексацию денежного обеспечения (пенсии). Принятый федеральный закон ФЗ-381 от 02.12.2019 распространяет свое действие на лиц, указанных в ст. 1 Закона РФ №4468-I «О военных пенсиях» от 12.02.1998г., проходящих военную службу в:

  • Вооруженных силах;
  • объединенных ВС СНГ;
  • пограничной службе;
  • нацгвардии;
  • внутренних и железнодорожных войсках;
  • органах ФСБ;
  • войсках гражданской обороны;
  • военизированных подразделениях СК РФ;
  • иных воинских формированиях, подразделениях.

Но он не распространяется на сотрудников:

  • МЧС РФ;
  • ФСИН России;
  • МВД Российской Федерации.

Исключение составляют подразделения, отнесенные к военизированным, например, такие есть в МВД по внутренних войсках, в МЧС РФ, но их нет во ФСИН. Таким образом индексация денежного довольствия сотрудников полиции производится на иных основаниях.

Будет ли увеличена военная пенсия с 1 января 2021 года


В 2020 году премьер-министр России М. В. Мишустин получил письмо от главы АСИ Чупшевой с предложением поднять военную пенсию. Информационное агентство ТАСС обнародовало содержание документа:

«Чтобы поднять пенсии и зарплаты госслужащим до указанного уровня, а также категориям граждан, попадающим под указы главы государства, потребуется 0,5 млрд. рублей. Эти меры позволят улучшить оптовую и розничную торговлю».

Инициативу поддержал только 1 член профильного комитета Совета Федерации. Поэтому пока рано говорить каким категориям предусмотрены выплаты.

Какая прибавка положена работающим военным пенсионерам в Москве и других регионах России

В российской Конституции закреплён закон об обязательной индексации пенсий. Во время работы над поправками, глава рабочей группы рассказала о планах ввести прибавку работающим пенсионерам. Ещё в 2019 году Владимир Путин назвал это наиболее приоритетным направлением.

Сейчас идёт юридический спор по поводу индексации. Соответствующую статью в Конституции могут скорректировать. Пока нет информации, индексация пенсии будет производиться для всех пенсионеров или отдельных категорий.

Кто в России может получать военную пенсию


На территории Российской Федерации на военные пенсионные выплаты могут претендовать данные категории населения:

  • бывшие военные, с необходимой выслугой лет;
  • люди, которые работали в МВД;
  • бывшие работники Государственной противопожарной службы;
  • сотрудники уголовной исполнительной системы.

На ежемесячную выплату на пенсии могут претендовать на все, а только те, кто трудился в данных структурах не менее 20 лет. Кроме того, можно выйти на досрочную пенсию по состоянию здоровья.

Военный может отправиться на заслуженный отдых в том случае, если он имеет общего стажа не менее 25 лет, но при этом, хотя бы половину этого времени он должен проработать в органах.

Стоит отметить, что после увольнения многие военные еще продолжают работать, но только не на военной службе. В это время работодатели за них платят налог для обязательного пенсионного страхования. Если соблюсти некоторые условия, военные имеют еще право получить выплату по линии Пенсионного фонда.

Почти нулевые шансы на увеличение пенсионных выплат бывшим военным с 1 января 2021 года


Представители Министерства финансов осторожничают при составлении планов федерального бюджета, так как им мешают многочисленные экономические последствия карантина на фоне увеличения заболевших коронавирусом. В связи с этим индексацию пенсий для бывших военных, которая должна составить 2%, предложено было проигнорировать.

Основой для военных пенсий выступает денежное довольствие, которое сокращенно называют ДДВ. Показатель военного довольствия напрямую зависит от того, в каком звании гражданин покидал службу.

Согласно действующему пенсионному законодательству, сумма не представляет собой фиксированную часть на протяжении всего периода выплат. Ежегодно правительство пересматривает этот показатель, чтобы увеличить. Прирост равняется на коэффициент инфляции, который просчитывается заранее и закладывается в бюджет.

На практике существующий алгоритм позволяет каждый год гарантировать пенсионеру повышение с оглядкой на то, как растет оклад все еще официально служащих в военных рядах россиян.

Отдельно существует коэффициент выслуги, который напрямую зависит от стажа, накопленного во время службы. За 20 лет показатель составляет 50%, а за каждый последующий год повышение приравнивается 3%. Максимальная граница для этого показателя – 85%, что равно к службе длительностью 32 года.

В 2021 году военных пенсионеров и бывших работников МВД, Росгвардии, ФСИН, МЧС и прочих «силовых» ведомств ждет увеличение пенсий. Требуемые для поднятия военных пенсий деньги заложены в проект федерального бюджета, разработанный и внесенный на рассмотрение в Государственную Думу 30 сентября 2020 г. В соответствии с текстом проекта закона, прибавление пенсионеры получат после индексации с 1 октября 2021 г. суммы денежного довольствия военнослужащих.

Кроме того, в январе 2021 г. запланирована индексация второй пенсии для военных пенсионеров (страховой по старости) и увеличение социальных доплат с 1 апреля.

Причем в федеральный бюджет не закладываются деньги, требуемые для дополнительного увеличения военных пенсий на 2%, как это определено Указом Президента № 604 от 7 мая 2012 г. Еще не станут пересматривать размер понижающего коэффициента. Он все еще равняется 0,7368, а в данном значении он был определен с 1 октября 2019.

Индексация пенсий военным пенсионерам с 1 октября 2021 года

В 2021 году планируется увеличение пенсий для военнослужащих и пенсионеров, служивших в Росгвардии, МВД, ФСИН и прочих «силовых» ведомствах. Из текста проекта закона о федеральном бюджете (№ 1027743-7) следует, что увеличение выплат проведут посредством индексации денежного довольствия военнослужащих, учитывая которое и рассчитывают военную пенсию.

Довольствие будет увеличено на прогнозируемый показатель инфляции, который по расчетам Правительства будет равняться 3,7% в 2021 году. На поднятие размеров пенсионного обеспечения в федеральный бюджет закладывается дополнительно 9,3 млрд рублей.

Причем по существующему законодательству каждый год должны производиться также следующие виды увеличения:

  • посредством дополнительной индексации на 2% сверх уровня роста цен;
  • и после корректировки размера понижающего коэффициента, используемого при начислении пенсии, не менее чем на 2%.

Но ни одна из данных прибавок на 2021 год не запланирована, и деньги на данные цели в федеральный бюджет не заложены.

Следует заметить, что проект закона о федеральном бюджете пока что не одобрен. Очень может быть, что его содержание будет изменено в процессе рассмотрения в Государственной Думе.

Индексация на 2% сверх уровня инфляции

Указ Президента РФ № 604 от 7 мая 2012 года установил, что пенсии граждан, уволенных с военной службы, должны каждый год индексироваться на 2% сверх уровня инфляции. Но данная норма отнюдь не всегда исполняется.

  • К примеру, в 2021 году увеличение военных пенсий проведут исключительно по инфляции — на 3,7% с 1 октября. Причем дополнительного поднятия на 2% не планируется.
  • Точно такая же ситуация имела место и в 2020 году, когда пенсионное обеспечение было поднято лишь в соответствии с уровнем инфляции — на 3%, а индексация на 2% произведена не была.

Увеличение военных пенсий на 2% сверх инфляции было сделано в 2019 году. Однако тогда подобная прибавка была обеспечена посредством корректировки размера понижающего коэффициента — с 0.7223 до 0.7368, хотя оба данных увеличения должны происходить вне зависимости друг от друга. Так или иначе, даже в данном виде дополнительное увеличение выплат в 2021 году производить не планируется. В проекте федерального бюджета предусмотрены деньги только для одного вида увеличения — посредством увеличения окладов по военным должностям и званиям.

Понижающий коэффициент военным пенсионерам в 2021 году

По нормам существующего законодательства военным пенсионерам платится не полная пенсия, а лишь ее часть. Это случается по причине использования при начислении выплат понижающего коэффициента к размеру денежного довольствия. В первый раз он был введен в 2012 году и составлял 0.54 с условием обязательного ежегодного роста не менее чем на 2%. Но в последний раз его размер пересматривался 1 октября 2019 г. — с 0.7223 до 0.7368.

Далее законом № 381-ФЗ от 02.12.2019 г. использование понижающего коэффициента 0.7368 было распространено на весь 2020 год.

А сейчас планируется использовать его при расчете военной пенсии и в 2021 году. Законопроект о понижающем коэффициенте в 2021 году уже внесен на рассмотрение в Государственную Думу и планируется одобрить его во время осенней сессии.

Для военных пенсионеров это значит, что прибавки посредством изменения размера понижающего коэффициента на 2% в 2021 году не случится. Им все так же продолжат выплачивать лишь 73,68% от полного размера военной пенсии.

Следующее изменение коэффициента случится не раньше 1 января 2022 г., если вновь не будет введен мораторий на его корректировку.

Надбавки к военной пенсии

Военным пенсионерам назначаются всевозможные социальные надбавки к пенсии — за назначенную группу инвалидности, участие в боевых действиях, наличие иждивенцев и прочее. Их величина назначается в процентах от расчетного размера пенсии (РРП). По законодательству, РРП — это сумма социальной пенсии по старости, величина которой определяется Правительством. А из-за пересмотра данной суммы пересчитываются также надбавки военным. Это случается каждый год 1 апреля.

К примеру, с 1 апреля 2021 года величина социальной пенсии по старости должна увеличиться на 2,6% — с 5606,17 до 5751,93 руб. Таким образом, доплаты для военных тоже будут рассчитываться с учетом размера РРП — 5751,93 руб.

  • За нетрудоспособного члена семьи военному пенсионеру доплачивается 32% РРП. То есть с 1 апреля 2021 г. данная доплата составит 1840,62 руб.
  • При достижении возраста 80 лет доплата должна составлять 100% РРП. Значит, с 1 апреля 2021 г. прибавка должна составлять 5751,93 руб.

Пересмотр величин доплат происходит автоматически. Обращаться лично за перерасчетом нет необходимости.

Вторая пенсия для военных пенсионеров в 2021 году

Граждане, уволенные с военной либо приравненной к ней службы, вправе получать выплаты второй пенсии, оформленной по линии Пенсионного фонда России. Это страховая пенсия по старости, назначаемая гражданам, имеющим стаж работы по гражданской профессии и достигшим «обычного» пенсионного возраста.

В соответствии с таблицей пенсионного возраста, в 2021 году начать получать вторую выплату смогут женщины, рожденные в первом полугодии 1965 года, и мужчины, рожденные в первом полугодии 1960 года Для чего им понадобится иметь не менее 12 лет трудового стажа «на гражданке».

  • Величину второй пенсии для военного пенсионера рассчитывают, исходя из числа пенсионных баллов, сформированных на его лицевом счете в Пенсионном фонде. А формируются они посредством уплаты работодателем страховых взносов за своего сотрудника.
  • Таким образом, чем больше перечислено страховых взносов в Пенсионный фонд, тем большее накоплено количество пенсионных баллов и больше страховая пенсия по старости.

Причем величина страхового пенсионного обеспечения каждый год индексируется. Например, с 1 января 2021 года данные выплаты должны подняться на 6,3%, однако исключительно для неработающих пенсионеров. Если гражданин трудоустроен, его вторая пенсия в январе 2021 года поднята не будет.

Краткое содержание:


индексация военных пенсий в 2021 году самые свежие новости. Решение Совета Федерации.

Сегодня последние новости сообщают, что в 2021 году военные пенсии будут повышены двумя путями: за счет индексации денежного довольствия в подразделениях (служившие по контракту в армии 20 и более лет получают право на 50 % суммы, соответствующей должности и званию) и прибавкой 1 % за смешанный стаж (выслуга – 12,5 лет и общий, в сумме – не менее 25 лет).

В 2020 году премьер-министру страны было направлено письмо от директора Агентства стратегических инициатив С. Чупшевой, в котором были высказаны рекомендации по увеличению пенсий. Речь шла о мере, которая улучшит положение госслужащих, оптимизирует рынок оптовой, розничной торговли и оказания услуг населению.

Изначально планировалось увеличение пенсий военнослужащим от 3,8 до 4,3%.

Однако затем запланированные показатели индексации были снижены до 3 % под предлогом, что уровень инфляции составил более низкие показатели, чем это ожидалось (согласно данным, приведенным Росстатом).

Финансовые аналитики отметили, что такое решение противоречит требованиям законодательства об индексации, превышающей уровень официальной инфляции минимум на 2 %. Ожидавшаяся отмена понижающего коэффициента обернулась в 2020-м заморозкой на уже установленном уровне.

Прогнозы относительно повышения

Последние новости из Госдумы о величине военных пенсий в 2021 году на сегодня противоречивы и заставляют предполагать два вероятных сценария:

их оставят на запланированном уровне;

На заметку! Будет ли дефолт в России в 2021 году

Правда, шансов на второй вариант развития событий немного. Причин несколько:

Из-за пандемии коронавируса и вынужденного карантина произошло недополучение Пенсионным фондом значительной суммы.

Вполне вероятно, что потребуются дополнительные транши из федерального бюджета или Резервного фонда.

Даже при планировании бюджета в благополучном 2019-м, срок индексации был отодвинут на начало IV квартала, и заморожена инициатива думского Комитета по обороне о частичной отмене понижающего коэффициента.

Большая часть депутатов при голосовании проигнорировала доводы о том, что проведение индексации в конце 2020 года будет съедено возросшим за 9 месяцев уровнем инфляции.

Поскольку выплата индексации пенсий военным пенсионерам в 2021 году снова запланирована на IV квартал, а не на начало года, последние новости на сегодня не исключают возможного пересмотра заложенных показателей, и не в сторону увеличения.

Достаточно просто пролонгировать постановление о заморозке понижающего коэффициента, действие которого предусмотрено до января 2021 года. Так что эксперты не ожидают никаких дополнительных мер по росту пенсий отставным военным, кроме анонсированных в 3-летнем плане экономического развития.

Что ожидается в ближайшее время

Последние новости из Думы сообщают, что отодвинутое и небольшое (4 %) повышение военных пенсий в 2021 году будет компенсироваться социальными льготами и ростом гражданских пенсий. Трудоспособные люди, ушедшие в отставку по возрасту, смогут получать прибавку ко второй пенсии на законных основаниях.

Увеличение благосостояния военных на пенсии пойдет по нескольким направлениям:

Путем дальнейшего предоставления льгот – транспортных, налоговых и социальных. К ним относят скидки на услуги ЖКХ, бесплатный проезд в транспорте, бесплатные путевки в санатории ведомства и даже помощь при переезде на новое место жительства. Однако такие прерогативы и бонусы зависят не только от индивидуальных показателей (должности, выслуги лет и места прохождения службы), но и от региона проживания, трудоспособности и некоторых других обстоятельств.

Индексация в 2021 году составит 4 %, и вместе с показателем на 2020 год в целом будет равна 11 %. Однако финансовые эксперты акцентируют внимание на том, что из средств военных пенсионеров выпало несколько этапов, пока индексация составной части пенсионных выплат была заморожена у госслужащих.

Возможно уменьшение понижающего коэффициента на 2 %, тогда военные в отставке получат повышение сразу на 6%. Но особенно рассчитывать на это не стоит — из-за сложностей с бюджетом, возникших вследствие недополучения страховых взносов, вызванных пандемией коронавируса.

Последние новости сегодня о военных пенсиях в 2021 году позволяют логично предположить увеличение общего дохода благодаря уже закрепленной законодательно инициативе Президента В. Путина – о возможности зарабатывать вторую, гражданскую пенсию. Она будет ежегодно увеличиваться не только на количество процентов, определенных для страховых пенсий, но и на стоимость заработанных индивидуальных баллов.

На что могут рассчитывать военные пенсионеры

С 1 января в 2021 году планируется увеличение военных пенсий, некоторые из них касаются и ветеранов боевых действий:

увеличение базовой суммы (стартовой цифры для расчета пенсии), то есть, денежного довольствия по званию и должности (точнее, 50 % от нее, которые положены при выслуге в 20 лет), ежегодно на 3 %;

рост на 1 %, если армейская выслуга составляет 12,5 лет;

запланированная индексация и перенесение срока увеличенных благодаря этому выплат;

отмена понижающего коэффициента;

расширение программы предоставляемых льгот (за инвалидность и потерю кормильца)

Бывшим военным и семьям погибших могут полагаться надбавки, предусмотренные новыми законами, недавно принятыми Госдумой. Например, в первом чтении прошел законопроект о повышениях пенсий по утрате кормильца, возможно перенесение срока индексации с октября 2021 года на более раннее время.

Совет! Нужно внимательно следить за предоставляемыми льготами – некоторые из них доступны только после подачи заявления.

Пенсия ветеранов боевых действий формируется на основании типа пенсионного статуса, инвалидности, трудового стажа, звания, величины произведенных страховых выплат и дополнительных льгот. Все льготы полагаются только на основании оформленного удостоверения, которое является официальным документом, подтверждающим статус.

Федеральные законы предполагают рост пенсий ветеранов боевых действий при изменении показателей, определяющих состав и размер назначенной пенсии. Кроме бесплатного жилья, скидки на услуги ЖКХ, налоговых вычетов и предоставления надбавок и компенсаций, предусмотренных федеральными законами, могут быть и дополнительные льготы, предоставляемые региональными властями.

Итоги

Из-за тяжелого финансового положения, сложившегося в стране в последние годы, был уменьшен размер пенсий, выплачиваемых военным и сотрудникам силовых структур. В 2021 году планируется провести индексацию денежного довольствия действующим военным и пенсионерам на 4%. Возможно изменение понижающего коэффициента на 2 %. Будут расширены льготы на федеральном и региональном уровне. Для расчета полагающейся пенсии необходим учет индивидуальных показателей.

Читайте также: