Закон о кредитных историях и снилс


Россияне в последнее время стали чаще жаловаться на банки. Одной из причин, по которой граждане перестают доверять банковским компаниям, является требование о передаче данных СНИЛС.

Расскажем, законно ли требуют банки СНИЛС, для чего он им необходим, а также обозначим все преимущества и недостатки от предоставления СНИЛС банку. Из статьи вы узнаете о порядке действий при нарушении действующего законодательства РФ.

Содержание статьи:

Что банки могут узнать по СНИЛС?

Требование о предоставлении сведений из свидетельства СНИЛС со стороны банка может поступить к любому гражданину, который является клиентом какой-либо банковской организации. Так как, на сегодняшний день, почти у каждого россиянина есть банковская карта или открыт банковский счет - то, по сути, каждый может получить данное предложение.

Зачастую банковские работники просят подтвердить данные паспорта и СНИЛС соответствующими документами. Клиент, обратившийся в банк, предоставляет свой личный паспорт и свидетельство -однако, последний документ он может вообще не показывать, и это не будет считаться нарушением Законов РФ.

Банки могут потребовать СНИЛС, для того чтобы проверить кредитную историю клиента. Система такова, что кредит привязывается к паспортным данным, вся информация вносится в единую базу данных. Чтобы проверить историю, специалист банка будет вносить паспортные данные для ее проверки.

Но, заметьте - в базу данных не всегда вносятся новые паспортные данные, когда клиент меняет документ.

Получается, что старые сведения по кредитной истории будут не доступны ни клиенту, ни банку.

Чтобы упростить систему, некоторые банки решили просить у своих клиентов и сведения из СНИЛС. Так как счет не меняется, то кредитная история будет числиться в базе данных по единому номеру из СНИЛС.

На самом деле, сотрудники банка практически не принимают участия в проверке данных. Они только вносят данные в систему, которая сама, автоматически, проверяет все предоставленные заявителем данные.

То есть, они являются информационными посредниками.

Реальные причины запроса СНИЛС банком

Запросить данные СНИЛС у клиента банковский работник может по таким причинам:

  1. Если необходимо подтвердить личность гражданина. Например, при замене паспорта, инициалов. Заменить СНИЛС нельзя, а вот паспорт — запросто. Если ранее номер СНИЛС был введен в базу данных, то по нему можно определить все личные данные лица, обращающегося в банк.
  2. Если необходимо получить кредитную историю.
  3. Если нужно узнать официальное место работы клиента, уровень его заработка или другие данные.

Пока других причин у банков нет, чтобы требовать предоставления СНИЛС клиентами.

Законодательство о требованиях СНИЛС при кредитовании банком

В России с 2017 года действует норма закона федерального уровня «О кредитных историях». Она определяет порядок подачи запросов в Бюро кредитных историй банковскими организациями и их работниками.

В ней говорится о том, что банк имеет полное право потребовать от своих клиентов сведения СНИЛС, однако право отказа у гражданина имеется. Он может сам решить - предоставлять или нет в банк СНИЛС.

Таким образом, получается, что банки не нарушают законодательство РФ, когда просят своих клиентов предоставить при оформлении кредита паспорт и СНИЛС.

Но делать дальнейший запрос в Бюро кредитных историй с использованием номера СНИЛС они не могут, если на это не будет получено согласие клиента.

Без СНИЛС запрос в Бюро банковские работники могут формировать и направлять, но - в отношении не физических лиц, а в отношении заемщиков, чье пенсионное обеспечение осуществляется министерствами и ведомствами, а не Пенсионным фондом.

Преимущества новой системы оформления кредитов по СНИЛС

Последствия от предоставления номера СНИЛС в банковскую организацию не так страшны, как их представляют россияне.

Прежде всего, стоит понимать, что новая система оформления кредитов по СНИЛС будет выгодна, как клиентам, так и самому банку:

  1. Гражданин будет защищен от бесконтрольного просмотра личной информации специалистами Бюро кредитных историй. Невозможно будет получить персональную информацию о клиенте без его согласия и СНИЛС.
  2. А кредитор, то есть банк, получит полную, достоверную и подтвержденную информацию о гражданине, который пожелает сотрудничать с ним. Кроме того, по СНИЛС можно будет определить кредитную историю обратившегося, его финансовое благосостояние, способности возвращения займов на основании выплаченных кредитов.

Новая система уже работает с 2017 года, но не все банки перешли на нее.

Риски от предоставления СНИЛС работникам банка

Конечно же, есть и недостатки от предоставления СНИЛС банкам. Если рассматривать процесс кредитования, то он будет немного затянут, так как потребуется время для направления запроса из банка в Бюро кредитных историй. Получается, что получить кредит в кратчайшие сроки будет невозможно, но - не во всех банках.

Также некоторые эксперты говорят, что есть риск быть обманутым и втянутым в мошенническую схему. Недобросовестные организации, несмотря на жесткий контроль в банковской и пенсионной сфере, могут воспользоваться данными СНИЛС - и перевести часть пенсионных выплат в негосударственный пенсионный фонд из ПФР РФ.

Если банковская компания даст гарантии на сохранение средств, то финансы будут защищены. Если же вдруг появится такой мошенник, то разбираться с проблемой придется через правоохранительные органы.

Заметьте, что банковские сотрудники не имеют прав на распоряжение деньгами клиентов банка, поэтому их могут привлечь к уголовной ответственности за любые махинации, осуществленные с данными россиян.

Как обезопасить себя и не попасться на удочку мошенников по СНИЛС?

Для того чтобы обезопасить себя, свои данные, гражданин должен следовать простым рекомендациям.

Юристы советуют:

  1. Внимательно изучать любые документы, которые подписываются в банке или кредитной организации.
  2. Прочитывать мелкий шрифт, обозначенный в документации, особенно в кредитных договорах, соглашениях.
  3. Отказаться от передачи данных третьим лицам. Свое согласие на передачу не следует давать. Разрешено лишь согласие на обработку данных.
  4. Отказать в проведении такой процедуры — перевода части накопленных денег в другой пенсионный фонд. Конечно же, гражданин может согласиться на условия, предлагаемые сотрудником, если посчитает, что они более выгодные. Но, если вы сомневаетесь, то лучше не соглашаться на проведение данной операции.
  5. Обратиться в ПФР или НПФ, если данные о пенсионном фонде, который обслуживал ранее гражданина, не совпадает с нынешними. О том, какая организация обслуживает гражданина, может быть известно из письменного уведомления. Ежегодно уведомление направляют клиенту с информацией о всех его зачислениях на счет.

Если же гражданин уже столкнулся с проблемами, и часть его средств по СНИЛС переслали на другой счет в негосударственном пенсионном фонде, то не стоит паниковать. Можно обратиться в Прокуратуру с письменным заявлением, если перевод был сделан без согласия клиента.

Если же согласие было дано банку, то правоохранительные органы тут не помогут. Можно обратиться в НПФ - и вновь перевестись в ПФР.

Итак, мы рассмотрели важные нюансы при передачи СНИЛС банкам.

Помните, что основанием для заключения любого договора является паспорт, поэтому вы вправе не предоставять в банк данные СНИЛС.

Остались вопросы? Просто позвоните нам:

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ
"О кредитных историях"

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 2005 г., 24 июля 2007 г., 6 апреля, 1, 11 июля, 3 декабря 2011 г., 23 июля, 21 декабря 2013 г., 28 июня 2014 г., 29 июня, 30 декабря 2015 г., 23 июня, 3 июля 2016 г., 31 декабря 2017 г., 3 августа 2018 г., 1 мая, 2 августа 2019 г., 3 апреля, 8 июня, 31 июля 2020 г.

Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года

ГАРАНТ:

См. комментарий к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

30 декабря 2004 г.

Определяются понятие и состав кредитной истории, основания, порядок формирования, хранения и использования кредитных историй, регулируется связанная с этим деятельность бюро кредитных историй, устанавливаются особенности создания, ликвидации и реорганизации бюро кредитных историй, а также принципы их взаимодействия с источниками формирования кредитной истории, заемщиками, органами государственной власти, органами местного самоуправления и Банком России.

Устанавливаются правовые и организационные основы для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита), повышения защищенности кредиторов и заемщиков за счет общего снижения кредитных рисков, повышения эффективности работы кредитных организаций. Основная цель бюро кредитных историй состоит в накоплении определенного перечня информации, характеризующей платежную дисциплину заемщика по исполнению договоров займа (кредита) и в совокупности составляющей кредитные истории юридических и физических лиц.

Кредитные организации обязаны в течение девяти месяцев привести свою деятельность в соответствие с требованиями, предъявляемыми к кредитным организациям - источникам формирования кредитных историй. Источники формирования кредитных историй обязаны представлять в бюро кредитных историй информацию о ранее заключенных договорах займа (кредита) при наличии письменного указания (согласия) соответствующего субъекта кредитной истории на передачу указанной информации.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2005 года, за исключением положения об обязанности предоставления кредитными организациями предусмотренной Федеральным законом информации в отношении всех заемщиков, давших согласие на ее представление, хотя бы в одно бюро кредитных историй, включенное в государственный реестр бюро кредитных историй. Данное положение вступает в силу с 1 сентября 2005 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 июня 2005 года, за исключением части 3 статьи 5, которая вступает в силу с 1 сентября 2005 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 13 января 2005 г. N 2, в "Парламентской газете" от 18 января 2005 г. N 9, в Собрании законодательства Российской Федерации от 3 января 2005 г. N 1 (часть I) ст. 44

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 302-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2021 г. и с 1 января 2022 г.

См. будущие редакции настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 8 июня 2020 г. N 181-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июня 2020 г.

Федеральный закон от 3 апреля 2020 г. N 106-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 апреля 2020 г. и распространяются на правоотношения, возникшие из кредитных договоров (договоров займа), которые заключены с заемщиками, указанными в статьях 6 и 7 Федерального закона от 3 апреля 2020 г. N 106-ФЗ, до 3 апреля 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 77-ФЗ

Изменения вступают в силу с 29 октября 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 76-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 июля 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г. и с 31 января 2019 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 481-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 231-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2015 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 476-ФЗ

Данные изменения исключены Федеральным законом от 29 июня 2015 г. N 154-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 189-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г., за исключением изменений в часть 4.1 статьи 4, часть 9.1 статьи 6, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, и изменений в пункт 4 части 2 статьи 4, вступающих в силу с 1 января 2017 г.

Изменения в пункт 4 части 2 статьи 4 исключены Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 468-ФЗ

Федеральный закон от 21 декабря 2013 г. N 363-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 389-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. N 65-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 сентября 2007 г.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 110-ФЗ

Упорядочение деятельности аппарата чиновников и формализация рынка финансовых услуг происходят постоянно, даже если кто-то не замечает этих процессов. Что за документ СНИЛС, знает каждый. Но не все представляют, зачем он необходим при оформлении кредита и взаимодействии с различными учреждениями.

Причины запроса страхового свидетельства при оформлении кредита

Бесплатно по России

Есть несколько только официальных причин, зачем банку нужен СНИЛС:

  1. Подтверждение личности гражданина. Пример – когда произошли изменения по паспортным данным и инициалам. СНИЛС менять запрещают, зато при обращении с гражданскими удостоверениями проблем возникать не должно. По номеру СНИЛС легко определяют данные лица, которое обратилось за той или иной услугой.
  2. При необходимости ознакомиться с кредитной историей.
  3. Необходимость получить различные данные, включая размер заработка и другие подобные сведения.

Другие ситуации, когда требуют СНИЛС, недопустимы.

Имеют ли право запрашивать по закону

Норма федерального уровня «О кредитных историях» действует на территории России, начиная с 2017 года. В этом законе определён порядок, в котором сотрудники банковских и других финансовых учреждений могут отправлять запрос в Бюро кредитных историй.

В документе сообщается, что у сотрудников есть в принципе право предъявлять такое требование. Дополнительно пишется о том, что за физическим лицом сохраняют право отказаться от такого предложения. Каждый сам решает, предоставлять Банку сведения и СНИЛС или нет.

Требование предъявить паспорт и страховое свидетельство при оформлении кредитов не нарушает действующего на территории РФ законодательства. Но без согласия со стороны клиента запрос не может поступать никуда дальше.

Даёт ли какое-то зеленая карточка при оформлении кредита

Многие банки предпочитают иметь дело со справками по форме 2НДФЛ, оформленными клиентами. Но эта бумага тоже не относится к разряду обязательных, с ней далеко не всегда удобно работать. Внедрение зеленой карточки в любые дела с ссудами считается правильным решением. После этого многие заёмные продукты пересмотрели, появились масштабные предложения, которые требуют именно гражданское удостоверение с пенсионной картой.

Но существенных отличий и преимуществ у таких граждан перед другими не появляется.

Регулярно займы по двум документам предполагают всё большее количество заёмщиков. Это востребованный продукт в финансовом направлении рынка. Документ упрощает любые проверки в отношении клиента, позволяет получить достоверные сведения. И ответ относительно кредитования поступает в кратчайшие сроки.

Сотрудникам больше не нужно связываться с бухгалтерией предприятий и узнавать, какая сумма ежемесячного дохода выдаётся тому или иному сотруднику. Из заработной платы всех граждан поступают отчисления в пользу Пенсионного фонда, там содержатся все необходимые цифры.

Можно назвать лишь некоторые организации, которые работают с указанными сведениями:

  1. Восточный Экспресс.
  2. Совкомбанк.
  3. Хоум Кредит.
  4. Почта Банк.
  5. Ренессанс Кредит.

Риски клиента

Здесь главная опасность – быть втянутым в одну из мошеннических схем. В банковской и пенсионной сфере продолжает действовать жёсткий контроль, но всё равно продолжают вести свою незаконную деятельность мошеннические организации.

Чем опасно предоставление мошенникам таких документов? Ответов здесь существует несколько:

  • Получить сведения об ИНН. Но этот номер никакой особенной информации для мошенников не несёт. Потребуются дополнительные документы и сведения, которые в них содержатся.
  • Данные из гражданского удостоверения. Злоумышленники получают доступ ко множеству действий, если они получают только копию этого документа или другой бумаги, содержащей соответствующую информацию. Его чаще используют для получения займов у микрофинансовой организации или более крупного банка. Или от имени жертвы совершается регистрация в сервисах, занимающихся противоправной деятельностью. Даже фотография не имеет значения, действия могут совершаться практически любые.
  • СНИЛС. При получении номера страхователя легко написать заявление, чтобы начисления перевели из ПФР в любой негосударственный фонд. От работодателей за совершение таких действий часто приходят вознаграждения в размерах до 2 тысяч рублей, а иногда и больше. Хотя некоторые граждане и так подписывают документ, ничего не читая.

Есть несколько путей, которыми можно защититься от мошенников:

  • Договоры и соглашения надо подписывать только после того, как будет прочитан каждый из пунктов.
  • При любых агрессивных действиях вызывается полиция.
  • Надо всегда требовать удостоверение, если человек представляется работником каких-либо служб.
  • Третьим лицам вообще не рекомендуется передавать какие-либо данные, связанные с личностью.

Что будет, если не предоставить документ

По закону за клиентом сохраняют право отказаться от выполнения требований. Такое поведение не может служить достаточным доказательством для отказа выдавать кредит. Гражданин просто может защищать свои данные от недобросовестных действий, связанных с этими сведениями.

Что ещё надо учесть

СНИЛС относится к простым, но одновременно востребованным документам. Это специальная карточка, на которой указывается номер пенсионного счёта, принадлежащий гражданину. Такие сочетания цифр присваиваются каждому индивидуально. Но это не значит, что при любых просрочках кредиторы имеют право включиться в эту систему начислений, чтобы требовать перечисления долгов в свою пользу.

Документ представляется в качестве простой формальности, на основании которой проверяют личные данные заёмщика. Данная справка может играть роль дополнительного источника сведений для подтверждения личности.

Только личный выбор и участие гражданина допускают проведение каких-либо финансовых операций, в том числе – перевода части накоплений в пользу другой организации.

Дополнительные особенности страхового свидетельства

СНИЛС обязательно требуется, когда регистрируются права на любую недвижимость. Это связано с тем, что многие вносят корректировку в паспортные данные и сведения о месте проживания, а государственным органам сообщают далеко не всегда. СНИЛС остаётся одинаковым для гражданина на протяжении всей жизни.

Документ остаётся востребованным, если гражданин оформляет какие-либо услуги в электронной форме. Для этого в большинстве случаев достаточно зарегистрироваться на сайте Госуслуг. Контролирующие органы благодаря документу мгновенно получают сведения о любых действиях с недвижимостью и личными данными, в том числе – незаконных. Остаётся только сообщить о том, как человек будет на это реагировать.

СНИЛС упрощает наполнение сведениями различных электронных баз данных. Это упрощает межведомственное взаимодействие на разных уровнях. Поэтому сотруднику желательно сообщать сведения о СНИЛС при выполнении различных действий, когда берут кредит, оформляют собственность на недвижимость. Это нужно для получения всей информации относительно гражданина в кратчайшие сроки, не нужно будет направлять дополнительные запросы и тратить время.

Заключение

Со стороны заёмщика важно изучать любые соглашения и другие документы до того, как на них ставится подпись. Рекомендуется отказываться от сделки при наличии малейших подозрений. Не стоит соглашаться на передачу сведений третьим лицам.

И подобные согласия другим участникам сделки давать тоже не советуют. При появлении любых расхождений по ПФР или негосударственному фонду стоит обратиться в контролирующие органы по месту жительства. Клиент должен ежегодно получать уведомление, где описываются все зачисления на счёт.


Закон о кредитных историях 218 ФЗ был принят еще в конце 2004 года. Он четко определяет понятие истории кредитования, отражает все аспекты ее хранения, сбора информации и передачи ее финансовым организациям по их запросу. Это важный для кредитных компаний закон, благодаря которому они могут получать объективную информацию о потенциальном заемщике, видеть его репутацию.

Специалист Бробанк.ру изучил основы ФЗ о кредитных историях. Что собой представляет кредитное досье гражданина, как собирается и хранится информация, как она передается банкам. Ключевая информация для заемщиков.

Что такое кредитная история?

Это отчет, который содержит сведения об исполнении гражданином своих кредитных обязательств. 218 ФЗ о кредитных историях четко указывает, как должна выглядеть КИ гражданина, какая информация в ней отражается. В ней содержатся сведения обо всех выданных и погашенных кредитах гражданина. Кроме того, с недавнего времени в досье стали вносить и отказные банковские решения, а также факты запросов КИ.


Самое главное в законе — содержание кредитной истории. Где бы вы ни запросили досье, оно всегда будет иметь идентичный вид, который подробно описан в ФЗ. Досье состоит их 4-х основных частей:

  1. Титульная. В этой части отражается основная информация о гражданине. Это его ФИО, полные паспортные данные, номер ИНН и СНИЛС. То есть это идентификационные данные гражданина.
  2. Основная. Эта часть содержит ключевую информацию, которая и помогает кредиторам дать верную оценку клиенту. Если гражданин судом признан недееспособным или находится в стадии банкротства, это обязательно отражается в отчете. Далее дается полная расшифровка действующих и погашенных долговых обязательств с указанием сумм, сроков и процентов. Здесь же находятся данные о просрочках, о фактах обращения кредиторов в суд. Если ссуда оформлена с поручителем или залогом, это также указывается. В целом, это полное кредитное досье гражданина.
  3. Закрытая или дополнительная часть. Здесь содержится информация об источниках формирования истории кредитования, то есть о банках и иных кредитных организаций, которые передавали информацию в досье.
  4. Информационная. Федеральный Закон 218 ФЗ о кредитных историях был изменен в 2014 году. В досье появилась информационная часть, в которой указывается информация об отказных решениях по заявкам на получение ссуды. По каждому факту указывается запрашиваемая сумма и причина отказного решения. Здесь же пишется информация о факте пропуска двух и более платежей подряд в рамках одного договора.

В итоге кредитные организации получили полный расклад. Они могут делать запросы КИ потенциальных заемщиков и оценивать их более объективно. Информация наглядно описывает гражданина, позволяет провести его качественную оценку, определить все возможные риски.

Где хранится кредитная история?

Закон о кредитных историях определяет и орган, который несет ответственность за сбор и хранение сведений о гражданах. Этими полномочиями наделены Бюро Кредитных Историй или сокращенно БКИ. Это юридические лица, которые являются коммерческими структурами, но работают строго в рамках действующего законодательства.

За деятельностью БКИ следит государство в лице Банка России, это основной надзорный и контролирующий орган. ЦБ РФ по закону обязан вести реестр БКИ, проводить в них регулярные проверки, следить за деловой репутацией их участников.


Несмотря на то, что БКИ — коммерческие организации, информация о гражданах надежно защищена и является достоверной.

В России работает не одно бюро по сбору и хранению кредитных досье. Центральный Банк создал специальный реестр официальных БКИ, которые прошли все проверки и ведут полностью законную деятельность. На середину 2019 года в стране работает 13 бюро, но среди них можно выделить 4 основных, с которыми сотрудничают подавляющее количество банков, в них хранится основная масса историй (больше 95%):

  • НБКИ;
  • ОКБ;
  • Русский Стандарт;
  • Эквифакс.

Новые бюро появляются не так часто. Так, в 2016 году в реестр попало ООО СКБ. В 2017 году также в реестре оказалось только одно новое БКИ — Партнер.

Центральный каталог

В соответствии с законом 218 о кредитных историях Банком России был создан ЦККИ — Центральный Каталог Кредитных Историй. Это большая база данных, в которой содержится вся основная информация о каждом субъекте КИ. Основная задача ЦККИ — указание гражданам и банкам, в каком именно БКИ нужно искать требуемую кредитную историю.


То есть в ЦККИ нельзя найти полный кредитный отчет, в нем располагаются только титульные части всех существующих досье. То есть если гражданин хочет посмотреть свое досье, для начала он должен узнать, в каком именно БКИ находится информация. Он подает запрос в ЦККИ и получает эти сведения, далее можно обращаться в указанное бюро.

Закон о кредитных историях 2019 года

В начале 2019 году были внесены очередные изменения в закон о кредитных историях. В целом, все основы ФЗ 218 остались прежними, внесены только два изменения:

Передача банками информации в БКИ

Федеральный Закон о кредитных историях обязывает банки, МФО и кооперативы передавать информацию в БКИ обо всех выданных и отказанных кредитах. Финансовые компании могут заключать договора о сотрудничестве как с одним БКИ, так и с несколькими сразу.

Кредитные организации передают информацию в БКИ без согласия граждан, новый закон о кредитной истории не предусматривает его получение.


Бюро, с которыми заключил договор банк или МФО, также передают кредитору информацию о потенциальных заемщиках. Так как БКИ — коммерческие организации, то информация предоставляется на платной основе. Именно поэтому многие компании работают только с несколькими бюро, а не со всеми основными четырьмя.

Получение гражданами своих досье

Каждый гражданин РФ правомочен знать свою кредитную историю. Информация может предоставляться платно или бесплатно. Поправки в закон о кредитных историях от 2019 года говорят о том, что безвозмездно сведения предоставляются 2 раза в год. Для этого гражданин сначала обращается в ЦККИ и узнает, в каком БКИ хранятся данные, и после подает запрос в это бюро.

На платной основе сведения предоставляют все те же БКИ, если гражданин подал больше 2-х запросов за год, и различные коммерческие сервисы и банки. Клиент может обратиться к ним и оперативно получить информацию.


Ирина Русанова - высшее образование в Международном Восточно-Европейском Университете по направлению "Банковское дело". С отличием окончила Российский экономический институт имени Г.В. Плеханова по профилю "Финансы и кредит". Десятилетний опыт работы в ведущих банках России: Альфа-Банк, Ренессанс Кредит, Хоум Кредит Банк, Дельта Кредит, АТБ, Связной (закрылся). Является аналитиком и экспертом сервиса Бробанк по банковской деятельности и финансовой стабильности. rusanova@brobank.ru

Комментарии: 0

Если у вас есть вопросы по этой статье, вы можете сообщить нам. В нашей команде только опытные эксперты и специалисты с профильным образованием. В данной теме вам постараются помочь:



1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон № 468-ФЗ от 28.12.2016, который президент России Владимир Путин подписал перед новогодними праздниками.

Документ отменил обязательное требование о предоставлении заемщиком в банк СНИЛС при оформлении кредита. Банкиры получат необходимые им сведения непосредственно из базы Пенсионного фонда России.


По Вашему вопросу могу пояснить следующее: По закону снилс банк требовать не может, но у него как у коммерческой организации есть своя политика и свой регламент который он может менять в одностороннем порядке. Снилс нужен банку для того чтобы запросить информацию об Ваших накоплениях в ПФ РФ, и узнать от туда работаете ли Вы, и какая у Вас зарплата.

С уважением Сергей Анатольевич.

Всегда готов помочь простым и доступным языком!


Вы должны иметь СНИЛС, это в Ваших же интересах. Чтоб касается банков, то имея Ваш СНИЛС они будут знать о Ваших пенсионных накоплениях. А также получат информацию о месте работы и размере заработной платы - так важных для банков деталях, позволяющих принять в отношении Вас ответственное решение - давать Вам кредит или нет. У каждого банка при выдаче кредитов свои внутренние правила. Где-то это прописано, где-то нет, одни банки спрашивают, другие - нет.

Но законодательством отменено обязательное требование банками СНИЛС.

,Федеральный закон № 468-ФЗ от 28.12.2016, ст.1

ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 11 января 2017 г. N 2 п

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ ГРАЖДАН В СИСТЕМЕ

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПЕНСИОННОГО СТРАХОВАНИЯ, И ИНСТРУКЦИИ

ПО ИХ ЗАПОЛНЕНИЮ

В целях обеспечения ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в соответствии с пунктом 6 статьи 7 и статьей 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2016, N 27, ст. 4183) Правление Пенсионного фонда Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования согласно приложению 1:

"Анкета застрахованного лица (АДВ-1)";

"Страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (АДИ-1)";

"Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования (АДИ-7)";

"Заявление об обмене страхового свидетельства (АДВ-2)";

"Заявление о выдаче дубликата страхового свидетельства (АДВ-3)";

"Запрос об уточнении сведений (АДИ-2)";

"Опись документов, передаваемых страхователем в ПФР (АДВ-6-1)";

"Сопроводительная ведомость (АДИ-5)";

"Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования (СЗВ-К)".

2. Утвердить Инструкцию по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования согласно приложению 2.

3. Установить, что бланк документа "Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования" (АДИ-7) является защищенной полиграфической продукцией уровня "В".

4. Признать утратившими силу пункты 1 - 4 постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.06.2016 N 473 п "О формах документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и Инструкции по их заполнению" (зарегистрировано в Минюсте России 23 сентября 2016 г., регистрационный N 43797).


СНИЛС можно и не предоставлять.

Но ст. 421 ГК РФ позволяет банкам указывать любые требования к заёмщику.

Поэтому изучайте договор, и если не согласны с требованием СНИЛС, обращайтесь в суд.


Не обязаны иметь СНИЛС по закону. Но дело в том, что ​согласно Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О кредитных историях" банки смогут запрашивать у ЮБКИ данные по физ лицам, желающим получить кредит, только при наличии СНИЛС.

Т.е если сумма кредита небольшая и вас в бане так сказать знают, то кредит может быть одобрен и при отсутствии кредитной истории. Если не знают, и вы желаете получить крупную сумму, то без кредитной истории кредит вам вряд ли одобрят.


С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон № 468-ФЗ от 28.12.2016, который президент России Владимир Путин подписал перед новогодними праздниками. Документ отменил обязательное требование о предоставлении заемщиком в банк СНИЛС при оформлении кредита. Банкиры получат необходимые им сведения непосредственно из базы Пенсионного фонда России.


Есть ли закон, обязывающий гражданина иметь СНИЛС?



Вы спрашивали про Закон.

Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования"

Статья 7. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования

1. Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы выдают каждому застрахованному лицу страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, дату регистрации в качестве застрахованного лица и анкетные данные указанного лица в соответствии с подпунктами 1 - 5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.

2. Лицо, впервые поступившее на работу по трудовому договору или заключившее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, получает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, через страхователя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, получает страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования непосредственно в органе Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователя.

3. Страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования хранятся у застрахованных лиц.

4. При изменении у застрахованного лица сведений, указанных в подпунктах 2 - 5 пункта 2 статьи 6 настоящего Федерального закона, они отражаются в его индивидуальном лицевом счете в порядке, определенном статьями 8 - 10 настоящего Федерального закона, при этом соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации выдает застрахованному лицу новое (взамен выданного ранее) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования с тем же страховым номером индивидуального лицевого счета.

5. В случае утраты страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования:

застрахованное лицо, работающее по трудовому договору или заключившее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, обязано в течение месяца со дня утраты страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования обратиться к страхователю с заявлением о его восстановлении; страхователь должен передать это заявление в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации вместе с документом, подтверждающим страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица;

физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, обязано в течение одного месяца со дня утраты страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования обратиться в орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации в качестве страхователя с заявлением о его восстановлении;

застрахованное лицо, не работающее по трудовому договору или не заключившее договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, и не зарегистрированное в качестве страхователя, обязано в течение месяца со дня утраты страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования обратиться с заявлением о его восстановлении в орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства;

орган Пенсионного фонда Российской Федерации по заявлению застрахованного лица об утрате страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования в течение месяца со дня обращения на основании открытого на него индивидуального лицевого счета выдает ему дубликат указанного страхового свидетельства через страхователя или лично; для решения этого вопроса орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе потребовать от застрахованного лица дополнительную информацию, подтверждающую его личность и сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете.

6. Форма заявления застрахованного лица о выдаче ему нового (взамен утраченного) страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования определяется Пенсионным фондом Российской Федерации.

Читайте также: