Закон о неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения

Закон СССР от 1 августа 1989 г. № 313-I О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения

Закон СССР от 1 августа 1989 г. № 313-I
О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения

Настоящий Закон практически прекратил действие на территории Российской Федерации – законами: Федеральный закон Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ О ветеранах и Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ

Во исполнение решений Съезда народных депутатов СССР о неотложных мерах по повышению пенсионного обеспечения ветеранов войны и труда, инвалидов, семей погибших военнослужащих, введению единых условий пенсионного обеспечения рабочих, служащих и членов колхозов, а также по улучшению социального обслуживания этих категорий граждан Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановляет:

Статья 1. Повысить минимальные размеры пенсий, установленные Законами СССР "О государственных пенсиях" и "О пенсиях и пособиях членам колхозов":

по старости - до 70 рублей в месяц;

по инвалидности I группы - до 85 рублей, II группы - до 70 рублей в месяц;

по случаю потери кормильца родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, - до 60 рублей в месяц.

Статья 2. До введения в действие нового Закона СССР о пенсионном обеспечении трудящихся назначать и выплачивать пенсии членам колхозов и их семьям в порядке и на условиях, установленных Законом СССР "О государственных пенсиях" для рабочих, служащих и их семей. При этом заработок членов колхозов для исчисления им размеров пенсий определять по действующим для них правилам.

Время работы в колхозах до введения в действие настоящего Закона засчитывать в трудовой стаж, дающий право на пенсию по Закону СССР "О государственных пенсиях".

Статья 3. Установить, что инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, пенсии по старости повышаются на 15 рублей в месяц без ограничения установленными максимальными размерами пенсии по старости.

Статья 4. Выплачивать пенсии по старости пенсионерам, работающим в качестве рабочих и мастеров, а также пенсии по инвалидности работающим инвалидам в полном размере без учета получаемого заработка (дохода).

Статья 5. Установить, что участникам Великой Отечественной войны лекарства по рецептам врачей отпускаются бесплатно.

Статья 6. Предоставить участникам Великой Отечественной войны, а также лицам, награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, право бесплатного "проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) в сельской местности (в пределах административного района по месту жительства) в порядке, определяемом Советами Министров союзных республик.

Статья 7. Распространить на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Статья 8. Повысить размеры ежемесячных государственных пособий инвалидам с детства: инвалидам I группы - до 70 рублей, II группы - до 50 рублей, детям-инвалидам в возрасте до 16 лет - до 70 рублей в месяц.

Статья 9. Для финансирования расходов, связанных с принятием настоящего Закона, повысить дифференцированно на величину до 30 процентов тарифы взносов на государственное социальное страхование, уплачиваемых предприятиями, учреждениями и организациями, кроме общественных организаций инвалидов и пенсионеров, их предприятий, учреждений, объединений и учебных заведений.

Увеличить с 300 до 600 рублей в год плату за трудовые ресурсы, касающуюся работников аппарата управления, и ввести эту плату для кооперативов и предприятий иных общественных организаций, кроме общественных организаций инвалидов и пенсионеров, их предприятий, учреждений, объединений и учебных заведений.

Повышение тарифов взносов на государственное социальное страхование и размеров платы за трудовые ресурсы осуществить с 1 января 1990 года без изменения установленных на текущую пятилетку предприятиям, объединениям и организациям экономических нормативов.

Статья 10. Ввести мероприятия, предусмотренные статьями 1 - 3, 5 - 7 настоящего Закона, с 1 октября 1989 года, а статьями 4 и 8, - с 1 января 1990 года.

Статья 11. Поручить Совету Министров СССР в трехмесячный срок представить в Верховный Совет СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений и дополнений, вытекающих из настоящего Закона.

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР

от 25 сентября 1989 г. N 1-123-И

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ

ЗАКОНА СССР "О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПЕНСИОННОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ"

ОТ 1 АВГУСТА 1989 Г.

Министерство направляет для сведения и использования в практической работе ответы на вопросы, возникающие при применении Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" от 1 августа 1989 г.

НА ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНА СССР

"О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ" ОТ 1 АВГУСТА 1989 г.

I. Повышение минимальных пенсий

1. Вопрос: Подлежат ли перерасчету с 1 октября 1989 г. пенсии за выслугу лет, назначенные артистам театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 28 декабря 1967 г. N 1169 в размере менее 70 рублей в месяц.

Ответ: Да. Указанным пенсионерам пенсии повышаются до 70 рублей в месяц.

2. Вопрос: Следует ли с 1 октября 1989 г. повышать пособия переселенцам из Турции - инвалидам I и II групп, престарелым (мужчинам, достигшим 60 лет, женщинам - 55 лет), а также членам семей, потерявшим кормильца, на 1 и 2 нетрудоспособных членов семьи, установленные распоряжением Совета Министров РСФСР от 9 августа 1965 г. N 3003-р (Приказ по Министерству социального обеспечения РСФСР от 16 августа 1965 г. N 82).

Ответ: С 1 октября 1989 г. указанные пособия должны быть повышены, поскольку они назначаются в размерах, равных минимальным размерам пенсий, предусмотренных для колхозников и членов их семей.

3. Вопрос: Подлежат ли повышению с 1 октября 1989 г. пенсии лицам из числа бывших членов колхозов, земли которых переданы совхозам и другим предприятиям и организациям, получавшим ежемесячные пособия, которые в соответствии с пунктом 4 разъяснения Госкомтруда от 25 мая 1965 г. N 16 (инструктивное письмо Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 мая 1965 г. N 1-236-9) были переведены в колхозные пенсии в минимальных размерах.

Ответ: Да, повышаются без истребования документов о трудовом стаже.

II. Включение времени работы в качестве члена колхоза

в стаж, дающий право на пенсию по Закону СССР

"О государственных пенсиях"

4. Вопрос: Включается ли в общий и непрерывный стаж, дающий право на 10- и 20-процентную надбавку, период работы в колхозе на основании протокола совета социального обеспечения колхозников в случаях, когда запись в трудовые книжки колхозников не внесена.

Ответ: В соответствии с письмом Управления социального обеспечения Госкомтруда СССР от 7 августа 1989 г. N 1817-13 стаж работы члена колхоза, установленный по свидетельским показаниям, не учитывается при начислении надбавок за общий и непрерывный стаж работы.

В изъятие из этого правила по сложившейся практике в РСФСР период работы, внесенный в трудовую книжку члена колхоза, в соответствии с рекомендацией Российского Совета социального обеспечения колхозников, Минсельхоза РСФСР и ЦК профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства рассматривается как подтвержденный документами и принимается во внимание при начислении надбавок за общий и непрерывный стаж.

В тех случаях, когда записи в трудовые книжки не внесены, а в подтверждение стажа представляются отдельные протоколы (или они имеются в пенсионных делах), этот стаж не учитывается для надбавок как установленный по свидетельским показаниям.

5. Вопрос: Будет ли считаться стаж, подтвержденный документами, если запись в трудовую книжку о работе до 1965 года внесена общим итогом на основании протокола совета социального обеспечения колхозников лицам, которым она своевременно не была внесена.

Ответ. Да, если запись в трудовую книжку была внесена с соблюдением указанной выше рекомендации тем же колхозом, где впоследствии протекала работа.

6. Вопрос: Можно ли засчитать в общий стаж время работы в колхозе в годах, где колхозником не выработан минимум трудового участия без уважительных причин.

Ответ: Можно, поскольку стаж исчисляется в порядке, применяемом для рабочих и служащих. При этом в зависимости от конкретных обстоятель ств ст аж может учитываться по фактической продолжительности. Годы, когда не было ни одного выхода на работу, исключаются из подсчета.

7. Вопрос: Прерывают ли стаж для начисления 10- и 20-процентной надбавки к пенсии годы, в которых колхозник не имел выходов на работу.

Ответ: В этих случаях во внимание принимается непрерывный стаж, установленный правлением колхоза. Если колхозник выбыл из колхоза либо колхоз не существует, то вопрос о непрерывности стажа решается в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела Комиссией по назначению пенсий. Если Комиссия придет к выводу, что длительность перерывов в работе обусловлена причинами, при которых непрерывный стаж у рабочих и служащих не сохраняется, оснований для начисления надбавок не имеется.

8. Вопрос: В каком порядке засчитывается колхозный стаж, установленный по свидетельским показаниям, при назначении пенсий с 1 октября 1989 г.

Ответ: Если стаж установлен по свидетельским показаниям до 1 октября 1989 г. по правилам Положения о порядке назначения и выплаты пенсий членам колхозов, то он учитывается полностью без истребования у свидетелей документов о совместной работе и независимо от того, что составляет более половины требуемого стажа, а также независимо от даты назначения пенсии (в том числе и после 1 октября 1989 г.).

9. Вопрос: Засчитывается ли в стаж, дающий право на льготную пенсию по Спискам N 1 и N 2, время работы в качестве члена колхоза.

Ответ: Время работы в качестве члена колхоза в производствах, цехах, профессиях и должностях, предусмотренных Списками N 1 и N 2, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, включается в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение.

10. Вопрос: Какие документы могут служить доказательством для назначения члену колхоза льготной пенсии по Списку N 1 или по Списку N 2.

Ответ: Доказательством льготного стажа работы по Спискам N 1 и N 2 могут служить трудовые книжки колхозников и справки, выданные правлениями колхозов на основании имеющихся документов, а также справки архивных учреждений.

Основным документом для назначения льготной пенсии членам колхозов, занятых на работах, предусмотренных Списками N 1 и N 2, является трудовая книжка колхозника.

Если по трудовой книжке работник именуется, например, кузнец, газосварщик, электросварщик, то нет необходимости подтверждать характер выполняемой им работы.

В необходимых случаях в дополнение к трудовой книжке правление колхоза должно выдавать уточняющую справку, содержащую данные, по какому подразделу, разделу Списка N 1 или N 2 представляется к назначению льготной пенсии трудящийся.

Уточнение характера работы свидетельскими показаниями не допускается.

Лица, подписавшие льготную справку, несут персональную ответственность за правильность выдачи.

11. Вопрос: Засчитываются ли в льготный стаж члену колхоза периоды иной деятельности.

Ответ: В льготный стаж по Списку N 1 и N 2 члену колхоза засчитываются периоды иной деятельности при определенных условиях и в порядке, предусмотренном пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, как для рабочих и служащих.

12. Вопрос: Можно ли засчитывать в непрерывный стаж для 10- и 20-процентной надбавки время работы в колхозе, записанное общим итогом в трудовой книжке колхозника в связи с реорганизацией колхоза в совхоз на основании решения Комиссии по установлению стажа.

Ответ: Можно, поскольку Комиссией засчитывается время непрерывной работы в колхозе.

III. Исчисление пенсий

13. Вопрос: Можно ли исчислять пенсию из смешанного заработка в тех случаях, когда гражданин претендует на исчисление пенсии из заработка за 5 лет, в течение которых он работал в качестве рабочего или служащего и члена колхоза.

Ответ: Да. При этом заработок за каждый период учитывается по правилам, установленным соответственно для рабочих и служащих и членов колхозов.

В соответствии с письмом Управления социального обеспечения Госкомтруда СССР от 8 сентября 1989 г. N 2194-13 следует дополнить пункт 4.2.1 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 августа 1989 г. N 1-97-И абзацами следующего содержания:

"В тех случаях, когда гражданин претендует на исчисление пенсии из заработка за 5 лет, в течение которых он работал в качестве рабочего или служащего и члена колхоза, его пенсия исчисляется из смешанного заработка. При этом заработок за каждый период учитывается по правилам, установленным соответственно для рабочих и служащих и членов колхозов.

Пример. Тов. Петров с 15 июня 1982 г. по 1 сентября 1984 г. работал на заводе, а с 1 декабря 1984 г. по 15 июля 1988 г. - в качестве члена колхоза и просит исчислить пенсию из заработка за 5 лет (с 1 июля 1982 г. по 1 октября 1987 г.). Пенсия может быть исчислена из суммарного заработка за этот период путем деления его на 60.

14. Вопрос: В каком порядке производится перерасчет пенсий по пункту 125 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий.

Ответ: В соответствии с письмом Управления социального обеспечения Госкомтруда СССР от 8 сентября 1989 г. N 2191-13 перерасчет пенсий из смешанного заработка не производится.

Пример. 1. Члену колхоза назначена пенсия по старости 15 января 1986 г. С 15 июля 1988 г. по 30 июля 1990 г. он работал в качестве члена колхоза.

По заявлению пенсионера ему может быть произведен перерасчет пенсии из повышенного заработка, определяемого путем деления заработка за период, в частности, с 15 июля 1988 г. по 15 июля 1990 г., деленного на 24.

Пример 2. Члену колхоза назначена пенсия по старости 15 января 1986 г.

С 15 июля 1988 г. по 3 августа 1989 г. работал в качестве члена колхоза, а с 6 августа 1989 г. по 15 декабря 1990 г. - рабочим на заводе.

По заявлению пенсионера может быть произведен перерасчет пенсии либо из заработка за работу в качестве члена колхоза за период работы с 15 июля 1988 г. по 5 августа 1989 г., деленного на 24, либо из суммы заработка за полные месяцы работы в качестве рабочего, деленного на число полных месяцев.

15. Вопрос: Сохраняется ли после 1 октября 1989 г. правило, установленное Постановлением Совета Министров СССР от 20 июля 1964 г. N 622, об исчислении пенсии из суммарного заработка (рабочего, служащего и колхозника).

Ответ: Да, сохраняется. Поскольку Постановление Совета Министров СССР от 20 июля 1964 г. N 622 не отменено.

IV. Распространение на членов колхозов порядка и условий

назначения и выплаты пенсий, установленных для рабочих

и служащих Законом СССР "О государственных пенсиях"

16. Вопрос: Распространяется ли с 1 октября 1989 г. на членов колхозов пенсионное обеспечение за выслугу лет работников просвещения здравоохранения.

Ответ: Да, распространяется.

17. Вопрос: В каком порядке необходимо производить выплату сумм пенсий, своевременно не востребованных колхозником.

Ответ: После 1 октября 1989 г. выплата невостребованных сумм пенсий должна производиться колхознику за 3 года, т.е. на условиях, установленных для рабочих и служащих.

V. Выплата пенсий

18. Вопрос: Распространяется ли с 1 января 1990 г. порядок выплаты пенсий, предусмотренный ст. 4 Закона СССР от 1 августа 1989 г., на персональные пенсии, на пенсии работникам науки, а также на пенсии по инвалидности работникам суда и прокуратуры.

Ответ: Да, распространяется.

Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.

Примеры наших ссылок и кнопок "ТЕХНОРМА.RU" для установки в блоге, на форуме или сайте.


Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия



ЗАКОН СССР от 01.08.89 N 313-1 "О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ"

1 августа 1989 г. N 313-1

Статья 1. Повысить минимальные размеры пенсий, установленные Законами СССР "О государственных пенсиях" и "О пенсиях и пособиях членам колхозов":

по старости - до 70 рублей в месяц;

по инвалидности I группы - до 85 рублей, II группы - до 70 рублей в месяц;

по случаю потери кормильца родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте,- до 60 рублей в месяц.

Статья 2. До введения в действие нового Закона СССР о пенсионном обеспечении трудящихся назначать и выплачивать пенсии членам колхозов и их семьям в порядке и на условиях, установленных Законом СССР "О государственных пенсиях" для рабочих, служащих и их семей. При этом заработок членов колхозов для исчисления им размеров пенсий определять по действующим для них правилам.

Время работы в колхозах до введения в действие настоящего Закона засчитывать в трудовой стаж, дающий право на пенсию по Закону СССР "О государственных пенсиях".

Статья 3. Установить, что инвалидам из числа военнослужащих, ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, пенсии по старости повышаются на 15 рублей в месяц без ограничения установленными максимальными размерами пенсии по старости.

Статья 4. Выплачивать пенсии по старости пенсионерам, работающим в качестве рабочих и мастеров, а также пенсии по инвалидности работающим инвалидам в полном размере без учета получаемого заработка (дохода).

Статья 5. Установить, что участникам Великой Отечественной войны лекарства по рецептам врачей отпускаются бесплатно.

Статья 6. Предоставить участникам великой Отечественной войны, а также лицам, награжденным орденами и медалями СССР за самоотверженный труд и безупречную военную службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (за исключением такси) и на автомобильном транспорте общего пользования (за исключением такси) в сельской местности (в пределах административного района по месту жительства) в порядке, определяемом Советами Министров союзных республик.

Статья 7. Распространить на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Статья 8. Повысить размеры ежемесячных государственных пособий инвалидам, с детства: инвалидам I группы - до 70 рублей, II группы - до 50 рублей, детям инвалидам в возрасте до 16 лет- до 70 рублей в месяц.

Статья 9. Для финансирования расходов, связанных с принятием настоящего Закона, повысить дифференцированно на величину до 30 процентов тарифы взносов на государственное социальное страхование, уплачиваемых предприятиями, учреждениями и организациями, кроме общественных организаций инвалидов и пенсионеров, их предприятий, учреждений, объединений и учебных заведений.

Увеличить с 300 до 600 рублей в год плату за трудовые ресурсы, касающуюся работников аппарата управления, и ввести эту плату для кооперативов и предприятий иных общественных организаций, кроме общественных организаций инвалидов и пенсионеров, их предприятий, учреждений, объединений и учебных заведений.

Повышение тарифов взносов на государственное социальное страхование и размеров платы за трудовые ресурсы осуществить с 1 января 1990 года без изменения установленных на текущую пятилетку предприятиям, объединениям и организациям экономических нормативов.

Статья 10. Ввести мероприятия, предусмотренные статьями 1-3, 5-7 настоящего Закона, с 1 октября 1989 года, а статьями 4 и 8 - с 1 января 1990 года.

Статья 11. Поручить Совету Министров СССР в трехмесячный срок представить в Верховный Совет СССР предложения о внесении в действующее законодательство изменений и дополнений, вытекающих из настоящего Закона.

На сайте «Zakonbase» представлен ЗАКОН СССР от 01.08.89 N 313-1 "О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете ЗАКОН СССР от 01.08.89 N 313-1 "О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать ЗАКОН СССР от 01.08.89 N 313-1 "О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РСФСР

от 25 сентября 1989 г. N 1-123-И

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ

ЗАКОНА СССР "О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПЕНСИОННОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ"

ОТ 1 АВГУСТА 1989 Г.

Министерство направляет для сведения и использования в практической работе ответы на вопросы, возникающие при применении Закона СССР "О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" от 1 августа 1989 г.

НА ВОПРОСЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНА СССР

"О НЕОТЛОЖНЫХ МЕРАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

И СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ" ОТ 1 АВГУСТА 1989 г.

I. Повышение минимальных пенсий

1. Вопрос: Подлежат ли перерасчету с 1 октября 1989 г. пенсии за выслугу лет, назначенные артистам театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 28 декабря 1967 г. N 1169 в размере менее 70 рублей в месяц.

Ответ: Да. Указанным пенсионерам пенсии повышаются до 70 рублей в месяц.

2. Вопрос: Следует ли с 1 октября 1989 г. повышать пособия переселенцам из Турции - инвалидам I и II групп, престарелым (мужчинам, достигшим 60 лет, женщинам - 55 лет), а также членам семей, потерявшим кормильца, на 1 и 2 нетрудоспособных членов семьи, установленные распоряжением Совета Министров РСФСР от 9 августа 1965 г. N 3003-р (Приказ по Министерству социального обеспечения РСФСР от 16 августа 1965 г. N 82).

Ответ: С 1 октября 1989 г. указанные пособия должны быть повышены, поскольку они назначаются в размерах, равных минимальным размерам пенсий, предусмотренных для колхозников и членов их семей.

3. Вопрос: Подлежат ли повышению с 1 октября 1989 г. пенсии лицам из числа бывших членов колхозов, земли которых переданы совхозам и другим предприятиям и организациям, получавшим ежемесячные пособия, которые в соответствии с пунктом 4 разъяснения Госкомтруда от 25 мая 1965 г. N 16 (инструктивное письмо Министерства социального обеспечения РСФСР от 27 мая 1965 г. N 1-236-9) были переведены в колхозные пенсии в минимальных размерах.

Ответ: Да, повышаются без истребования документов о трудовом стаже.

II. Включение времени работы в качестве члена колхоза

в стаж, дающий право на пенсию по Закону СССР

"О государственных пенсиях"

4. Вопрос: Включается ли в общий и непрерывный стаж, дающий право на 10- и 20-процентную надбавку, период работы в колхозе на основании протокола совета социального обеспечения колхозников в случаях, когда запись в трудовые книжки колхозников не внесена.

Ответ: В соответствии с письмом Управления социального обеспечения Госкомтруда СССР от 7 августа 1989 г. N 1817-13 стаж работы члена колхоза, установленный по свидетельским показаниям, не учитывается при начислении надбавок за общий и непрерывный стаж работы.

В изъятие из этого правила по сложившейся практике в РСФСР период работы, внесенный в трудовую книжку члена колхоза, в соответствии с рекомендацией Российского Совета социального обеспечения колхозников, Минсельхоза РСФСР и ЦК профсоюза рабочих и служащих сельского хозяйства рассматривается как подтвержденный документами и принимается во внимание при начислении надбавок за общий и непрерывный стаж.

В тех случаях, когда записи в трудовые книжки не внесены, а в подтверждение стажа представляются отдельные протоколы (или они имеются в пенсионных делах), этот стаж не учитывается для надбавок как установленный по свидетельским показаниям.

5. Вопрос: Будет ли считаться стаж, подтвержденный документами, если запись в трудовую книжку о работе до 1965 года внесена общим итогом на основании протокола совета социального обеспечения колхозников лицам, которым она своевременно не была внесена.

Ответ. Да, если запись в трудовую книжку была внесена с соблюдением указанной выше рекомендации тем же колхозом, где впоследствии протекала работа.

6. Вопрос: Можно ли засчитать в общий стаж время работы в колхозе в годах, где колхозником не выработан минимум трудового участия без уважительных причин.

Ответ: Можно, поскольку стаж исчисляется в порядке, применяемом для рабочих и служащих. При этом в зависимости от конкретных обстоятель ств ст аж может учитываться по фактической продолжительности. Годы, когда не было ни одного выхода на работу, исключаются из подсчета.

7. Вопрос: Прерывают ли стаж для начисления 10- и 20-процентной надбавки к пенсии годы, в которых колхозник не имел выходов на работу.

Ответ: В этих случаях во внимание принимается непрерывный стаж, установленный правлением колхоза. Если колхозник выбыл из колхоза либо колхоз не существует, то вопрос о непрерывности стажа решается в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела Комиссией по назначению пенсий. Если Комиссия придет к выводу, что длительность перерывов в работе обусловлена причинами, при которых непрерывный стаж у рабочих и служащих не сохраняется, оснований для начисления надбавок не имеется.

8. Вопрос: В каком порядке засчитывается колхозный стаж, установленный по свидетельским показаниям, при назначении пенсий с 1 октября 1989 г.

Ответ: Если стаж установлен по свидетельским показаниям до 1 октября 1989 г. по правилам Положения о порядке назначения и выплаты пенсий членам колхозов, то он учитывается полностью без истребования у свидетелей документов о совместной работе и независимо от того, что составляет более половины требуемого стажа, а также независимо от даты назначения пенсии (в том числе и после 1 октября 1989 г.).

9. Вопрос: Засчитывается ли в стаж, дающий право на льготную пенсию по Спискам N 1 и N 2, время работы в качестве члена колхоза.

Ответ: Время работы в качестве члена колхоза в производствах, цехах, профессиях и должностях, предусмотренных Списками N 1 и N 2, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, включается в стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение.

10. Вопрос: Какие документы могут служить доказательством для назначения члену колхоза льготной пенсии по Списку N 1 или по Списку N 2.

Ответ: Доказательством льготного стажа работы по Спискам N 1 и N 2 могут служить трудовые книжки колхозников и справки, выданные правлениями колхозов на основании имеющихся документов, а также справки архивных учреждений.

Основным документом для назначения льготной пенсии членам колхозов, занятых на работах, предусмотренных Списками N 1 и N 2, является трудовая книжка колхозника.

Если по трудовой книжке работник именуется, например, кузнец, газосварщик, электросварщик, то нет необходимости подтверждать характер выполняемой им работы.

В необходимых случаях в дополнение к трудовой книжке правление колхоза должно выдавать уточняющую справку, содержащую данные, по какому подразделу, разделу Списка N 1 или N 2 представляется к назначению льготной пенсии трудящийся.

Уточнение характера работы свидетельскими показаниями не допускается.

Лица, подписавшие льготную справку, несут персональную ответственность за правильность выдачи.

11. Вопрос: Засчитываются ли в льготный стаж члену колхоза периоды иной деятельности.

Ответ: В льготный стаж по Списку N 1 и N 2 члену колхоза засчитываются периоды иной деятельности при определенных условиях и в порядке, предусмотренном пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, как для рабочих и служащих.

12. Вопрос: Можно ли засчитывать в непрерывный стаж для 10- и 20-процентной надбавки время работы в колхозе, записанное общим итогом в трудовой книжке колхозника в связи с реорганизацией колхоза в совхоз на основании решения Комиссии по установлению стажа.

Ответ: Можно, поскольку Комиссией засчитывается время непрерывной работы в колхозе.

III. Исчисление пенсий

13. Вопрос: Можно ли исчислять пенсию из смешанного заработка в тех случаях, когда гражданин претендует на исчисление пенсии из заработка за 5 лет, в течение которых он работал в качестве рабочего или служащего и члена колхоза.

Ответ: Да. При этом заработок за каждый период учитывается по правилам, установленным соответственно для рабочих и служащих и членов колхозов.

В соответствии с письмом Управления социального обеспечения Госкомтруда СССР от 8 сентября 1989 г. N 2194-13 следует дополнить пункт 4.2.1 инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 августа 1989 г. N 1-97-И абзацами следующего содержания:

"В тех случаях, когда гражданин претендует на исчисление пенсии из заработка за 5 лет, в течение которых он работал в качестве рабочего или служащего и члена колхоза, его пенсия исчисляется из смешанного заработка. При этом заработок за каждый период учитывается по правилам, установленным соответственно для рабочих и служащих и членов колхозов.

Пример. Тов. Петров с 15 июня 1982 г. по 1 сентября 1984 г. работал на заводе, а с 1 декабря 1984 г. по 15 июля 1988 г. - в качестве члена колхоза и просит исчислить пенсию из заработка за 5 лет (с 1 июля 1982 г. по 1 октября 1987 г.). Пенсия может быть исчислена из суммарного заработка за этот период путем деления его на 60.

14. Вопрос: В каком порядке производится перерасчет пенсий по пункту 125 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий.

Ответ: В соответствии с письмом Управления социального обеспечения Госкомтруда СССР от 8 сентября 1989 г. N 2191-13 перерасчет пенсий из смешанного заработка не производится.

Пример. 1. Члену колхоза назначена пенсия по старости 15 января 1986 г. С 15 июля 1988 г. по 30 июля 1990 г. он работал в качестве члена колхоза.

По заявлению пенсионера ему может быть произведен перерасчет пенсии из повышенного заработка, определяемого путем деления заработка за период, в частности, с 15 июля 1988 г. по 15 июля 1990 г., деленного на 24.

Пример 2. Члену колхоза назначена пенсия по старости 15 января 1986 г.

С 15 июля 1988 г. по 3 августа 1989 г. работал в качестве члена колхоза, а с 6 августа 1989 г. по 15 декабря 1990 г. - рабочим на заводе.

По заявлению пенсионера может быть произведен перерасчет пенсии либо из заработка за работу в качестве члена колхоза за период работы с 15 июля 1988 г. по 5 августа 1989 г., деленного на 24, либо из суммы заработка за полные месяцы работы в качестве рабочего, деленного на число полных месяцев.

15. Вопрос: Сохраняется ли после 1 октября 1989 г. правило, установленное Постановлением Совета Министров СССР от 20 июля 1964 г. N 622, об исчислении пенсии из суммарного заработка (рабочего, служащего и колхозника).

Ответ: Да, сохраняется. Поскольку Постановление Совета Министров СССР от 20 июля 1964 г. N 622 не отменено.

IV. Распространение на членов колхозов порядка и условий

назначения и выплаты пенсий, установленных для рабочих

и служащих Законом СССР "О государственных пенсиях"

16. Вопрос: Распространяется ли с 1 октября 1989 г. на членов колхозов пенсионное обеспечение за выслугу лет работников просвещения здравоохранения.

Ответ: Да, распространяется.

17. Вопрос: В каком порядке необходимо производить выплату сумм пенсий, своевременно не востребованных колхозником.

Ответ: После 1 октября 1989 г. выплата невостребованных сумм пенсий должна производиться колхознику за 3 года, т.е. на условиях, установленных для рабочих и служащих.

V. Выплата пенсий

18. Вопрос: Распространяется ли с 1 января 1990 г. порядок выплаты пенсий, предусмотренный ст. 4 Закона СССР от 1 августа 1989 г., на персональные пенсии, на пенсии работникам науки, а также на пенсии по инвалидности работникам суда и прокуратуры.

Ответ: Да, распространяется.

Бесплатный круглосуточный доступ к любым документам системы.

При полном или частичном использовании любой информации активная гиперссылка на Tehnorma.RU обязательна.

Примеры наших ссылок и кнопок "ТЕХНОРМА.RU" для установки в блоге, на форуме или сайте.

  О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ИСЧИСЛЕНИЯ КООПЕРАТИВАМИ ПЛАТЕЖЕЙ В БЮДЖЕТ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ СССР 27.03.90 N ОЗ-02-73

В связи с поступающими запросами о порядке исчисления кооперативами
платежей в бюджет Министерство финансов СССР разъясняет следующее:

I. О налогообложении . доходов кооперативов

1. При налогообложении доходов кооперативов из выручки от реализации
продукции (работ, услуг) и других поступлений, наряду с затратами,
перечисленными в пункте 8 инструкции Минфина СССР от 11 мая 1989 г. N 62 (в
редакции письма от 25 октября 1989 г. N 118), исключаются:

а) суммы, выплаченные гражданам за выполненные по договору подряда работы,
на право занятия которыми они имеют патент или регудостоверение.

Указанные суммы следует отражать в учете как стоимость услуг сторонних
организаций. Основанием является договор, составленный по форме, согласно
приложению N 2 к рекомендациям о применении некоторых положений Закона СССР
"Об индивидуальной трудовой деятельности", доведенным до финансовых органов
письмом Минфина СССР от 23 апреля 1987 г. N 113;

б) сумма отчислений в ремонтный фонд в случае, когда создание и учет этого
фонда производится на условиях применительно к порядку, установленному для
государственных предприятий (письмо Госплана СССР и Минфина СССР от 9 марта
1988 г. N СА-6Д/24-5 "Об уточнении круга затрат, включаемых в себестоимость
продукции (работ, услуг)" и письмо Минфина СССР от 22 марта 1988 г. N 45 "О
порядке отражения в учете ремонтного фонда").

Если кооперативы не планируют и не учитывают ремонтный фонд в указанном
выше порядке, затраты на текущий ремонт из облагаемых доходов кооперативов
исключаются только в части материальных затрат.

2. В декларации кооператива (приложение 2 к письму Минфина СССР от 25
октября 1989 г. N 118) по строке 140 отражаются только сумма начислений к
внесению в бюджет платы за трудовые ресурсы и взносы на государственное
социальное страхование.

3. К расходам на благотворительные цели, наряду с отчислениями "в
благотворительные фонды и расходами на оказание помощи населению,
пострадавшему от стихийных бедствий или других неблагоприятных событий,
могут быть отнесены, по согласованию с исполкомами местных Советов народных
депутатов, выплаты малообеспеченным гражданам, а также расходы кооперативов
на строительство, ремонт и содержание школ, больниц, домов культуры и
других социально-культурных объектов.

4. В первые два года работы от уплаты подоходного налога полностью
освобождаются кооперативы по производству и переработке
сельскохозяйственной продукции (кроме колхозов), строительные кооперативы,
а также кооперативы по производству строительных материалов.

Многопрофильные кооперативы освобождаются от уплаты в бюджет подоходного
налога с доходов, полученных от выполнения строительных работ, производства
и переработки сельскохозяйственной продукции, производства строительных
материалов, при условии раздельного учета результатов деятельности по этим
видам.

5. Для предоставления льгот по налогообложению началом работы кооператива
следует считать первое число месяца, в котором он приступил к хозяйственной
деятельности.

6. В период освобождения кооператива от уплаты в бюджет подоходного налога
санкция за занижение (сокрытие) доходов, подлежащих налогообложению, не
применяется.

Если в результате занижения (сокрытия) доходов кооперативу, по решению
исполкома местного Совета народных депутатов, предоставлена льгота по
подоходному налогу, налоговым работникам необходимо поставить вопрос об
отмене этой льготы и применить санкцию за занижение (сокрытие) доходов.

7. В случае повышения кооперативу ставки налога за превышение численности
работающих в кооперативе по трудовому договору над численностью его членов
максимальный размер ставки, в соответствии с Указом Президиума Верховного
Совета СССР "О подоходном налоге с кооперативов", утвержденным Законом СССР
от 2 августа 1989 г., во всех случаях не может превышать 25% или 35%, в
зависимости от того, по каким ценам реализуется продукция (работы, услуги),
за исключением торгово-закупочных, общественного питания, посреднических,
зрелищных (кроме театральных и художественных) кооперативов.

II. О налогообложении в кооперативах прироста средств, направленных на
оплату труда

8. В соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 26 сентября
1989 г. "О мерах по регулированию прироста средств, направляемых на оплату
труда кооперативам в сферах производства и услуг, организациями арендаторов
и предприятиями других общественных организаций", налогообложение в
кооперативах может по решению местных Советов народных депутатов не
применяться в отношении прироста средств, направляемых на оплату труда,
вызванного увеличением производства и реализации товаров народного
потребления, а также услуг населению, независимо от осуществления
кооперативами, наряду с указанными, других видов деятельности.

В этих случаях кооперативы не уплачивают в бюджет налог с прироста средств,
направленных на оплату труда работников, непосредственно занятых
производством и реализацией товаров народного потребления и оказанием услуг
населению, включая с части прироста средств на оплату труда работников
аппарата управления, исчисленной пропорционально сумме льготируемого
прироста указанных выше средств к общей сумме прироста.

9. При определении кооперативами средств, направляемых на оплату труда,
суммы/ причитающиеся к выплате по итогам работы за год или окончании работ
длительного цикла, учитываются в том периоде, в кагором они начислены.

10. Для исчисления налога с прироста средств, направляемых на оплату труда,
при расчете среднесписочной численности учитываются лица, выполняющие в
кооперативе работы по договору подряда, кроме лиц, упомянутых в подпункте
"а" пункта 1.

Документами, подтверждающими списочную численность работающих в
кооперативе, наряду с наличием договора подряда, являются табель учета
рабочего времени и ведомости выдачи средств на оплату труда.

11. Сумма налога, исчисленная с прироста средств, направляемых на оплату
труда, связанного с увеличением производства и переработки
сельскохозяйственной продукции, производства стройматериалов, объемов
строительных работ, понижается на 30% кооперативам, принявшим на себя
исполнение государственных заказов и реализующим произведенные по этим
заказам продукцию, работы и услуги по ценам и расценкам ниже
государственных.

III. О плате за трудовые ресурсы

12. Законом СССР от 1 августа 1989 г. "О неотложных мерах по улучшению
пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения" предусмотрено
увеличить с 300 до 600 рублей в год плату за трудовые ресурсы, касающуюся
работников аппарата управления, и ввести эту плату для кооперативов.

Повышение размеров платы за трудовые ресурсы было предусмотрено осуществить
с 1 января т. г., и распространяется оно на предприятия, действующие в
соответствии с Законом СССР о государственном предприятии, которые вносили
эту плату в бюджет ранее, но в меньших размерах.

Что касается внесения в бюджет платы за трудовые ресурсы кооперативами, для
которых она вводится впервые, то срок ее введения Законом СССР установлен
не был, в связи с чем в этой части закон вступает в силу с даты его
принятия.

13. Кооперативы вносят в бюджет плату за трудовые ресурсы, касающуюся
управленческого персонала, включая совместителей и лиц с ограниченной
трудоспособностью.

Порядок, предусмотренный подпунктом "а" пункта 1, абзацем 2 пункта 4,
пунктом 10, пунктом 11, применяется начиная с расчетов за I квартал 1990
года.

Изложенное просим довести до финансовых органов.

Заместитель министра финансов СССР В. Н. СЕМЕНОВ
---

Читайте также: