Закон о пенсии в украине выход на пенсию по сокращению


Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

Плюс 75 тысяч нищих и более


Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

Коллапс государственного Пенсионного фонда

Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

Частные пенсионные фонды с признаками аферы

В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

«После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

«Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


«Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

«Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.

Как можно уволить работника пенсионера, который достиг пенсионного возраста и добровольно увольняться не хочет?

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Достижение пенсионного возраста сотрудниками
  2. В каких случаях может быть расторгнут трудовой договор
  3. Трудовой договор в Украине

Порядок приема и увольнения наемных работников предпринимателями регулируется нормами Конституции Украины, Кодекса законов о труде Украины (далее – КЗоТ) и другими подзаконными актами. Статьей 43 Конституции Украины предусмотрено, что каждый имеет право на труд, что включает возможность зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно избирает или на который свободно соглашается. Государство создает условия для полного осуществления гражданином права на труд, гарантирует равные возможности в выборе профессии и рода трудовой деятельности, а также гарантирует защиту от незаконного увольнения.

Достижение пенсионного возраста сотрудниками

Если работник предпринимателя достиг пенсионного возраста, то это совсем не означает, что с ним должен быть разорван трудовой договор. Проанализируем нормы КЗоТ, которыми регулируются основания для прекращения трудового договора применительно к нашему вопросу.

В ст. 36 КЗоТ предусмотрены такие основания, как:

  • соглашение сторон – к нашему вопросу данное основание не подходит, поскольку работодатель с работником-пенсионером не могут прийти к такому соглашению;
  • окончание срока договора – данный пункт также не применим, поскольку с работником заключен бессрочный трудовой договор;
  • призыв или поступление на воинскую службу, направление на альтернативную (невоинскую) службу – не применим, поскольку женщины не являются военнообязанными, а мужчины могут призываться до 45 лет;
  • разрыв трудового договора по инициативе работника – а он этого не хочет – или по инициативе собственника – к этому мы вернемся чуть позже;
  • перевод работника по его согласию на другое предприятие или переход на выборную работу – ни того ни другого в нашем вопросе нет;
  • отказ работника на перевод на работу в другую местность вместе с предприятием, а также отказ от продолжения работы в связи с изменением условий труда – у предпринимателя не меняется ни то ни другое;
  • вступление в законную силу решения суда, которым работник осужден к лишению свободы или другому наказанию, которое не предусматривает продолжения данной работы – этот пункт также не применим, поскольку нарушений работник не допустил;
  • основания, предусмотренные контрактом, – контракт может быть заключен только с отдельными работниками, перечень которых устанавливается законодательством. Наемные работники предпринимателя в этот перечень не попадают.

Статья 37 КЗоТ также не применима, поскольку она регулирует вопросы прекращения трудового договора с работником, направленным по решению суда на принудительное лечение, а в нашем вопросе работник просто достиг пенсионного возраста. Статья 38 КЗоТ предусматривает расторжение бессрочного трудового договора по инициативе работника, а работник не хочет расторгать договор, поэтому данная статья в нашем случае не может быть применима.

Статью 39 КЗоТ также нельзя применить, поскольку она регулирует порядок расторжения срочного трудового договора по инициативе работника, а в нашем случае с работником заключен бессрочный трудовой договор.

Статья 40 КЗоТ предусматривает основания для расторжения договора по инициативе работодателя – это как раз та статья, которую внимательно необходимо изучить предпринимателю. И если в ней не будет оснований для расторжения договора с работником-пенсионером, то придется ждать, когда работник на это решится сам.

В каких случаях может быть расторгнут трудовой договор

Итак, трудовой договор бессрочный или срочный, но до срока его окончания может быть расторгнут по инициативе предпринимателя в следующих случаях:

  • при изменениях в организации производства и труда, ликвидации, банкротстве или сокращении численности работников – только если предусмотрено сокращение численности работников, предприниматель может уволить пенсионера, но в этом случае он обязан письменно известить его о том, что работник попадает под сокращение, и при увольнении выплатить ему выходное пособие;
  • при выявлении несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации или состояния здоровья, что мешает продолжению данной работы, – просто так уволить работника на этих основаниях нельзя, для этого необходимы документы, подтверждающие этот факт;
  • при систематическом невыполнении работником без уважительных причин обязанностей, возложенных на него трудовым договором или правилами внутреннего трудового распорядка, если к работнику ранее применялись меры дисциплинарного взыскания, – воспользоваться данным пунктом можно только при наличии докладных, подтверждающих, что работник не выполняет свои обязанности, а также уже имеются распоряжения, которыми ему объявлен выговор;
  • при прогуле (в том числе отсутствии на работе больше трех часов на протяжении рабочего дня) без уважительных причин – прогул должен быть задокументирован – объяснительная работника об отсутствии на рабочем месте, докладная руководителя подразделения или другого работника; без наличия этих документов уволить работника нельзя;
  • отсутствие на работе на протяжении более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности – основанием для увольнения по данному пункту может служить продолжительная болезнь, которая должна быть подтверждена листками временной нетрудоспособности;
  • восстановление на работе работника, который ранее выполнял эту работу, – по данному основанию работник подлежит увольнению, если решением суда восстановлен незаконно уволенный работник, ранее работавший в этой должности – к нашему вопросу это основание также неприменимо;
  • при появлении на работе в нетрезвом виде или в состоянии наркотического или токсичного опьянения – для увольнения по данному пункту необходимо иметь соответствующие медицинские заключения, а также объяснительную записку работника;
  • совершение на рабочем месте кражи (в том числе мелкой) имущества собственника, установленного решением суда, вступившего в законную силу, или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания, – как видно из формулировки данного пункта, для того чтобы уволить работника по этому основанию, необходим не только сам факт кражи, но и обязательно решение суда, доказывающее, что работник виноват.

Мы рассмотрели главные статьи, в которых предусмотрены основания для расторжения трудового договора. Если есть какое-то основание, которое является законным и предприниматель может им воспользоваться, то именно тот подпункт конкретной статьи он и должен указать в трудовом договоре как основание для его расторжения. В противном случае предприниматель не может на законных основаниях уволить работника только потому, что тот достиг пенсионного возраста.

Более того, ч. 2 ст. 11 Закона Украины от 16.12.93 г. № 3721-XII “Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пенсионного возраста в Украине”, указывает на то, что запрещено увольнять работника по причине достижения им пенсионного возраста.
Таким образом, предприниматель не может уволить работника пенсионера только на том основании, что он достиг пенсионного возраста.

Согласно международным нормам регулирования труда увольнение по возрастному признаку считается дис¬криминацией в сфере труда.

Данная точка зрения высказана и в письме Министерства труда и социальной политики Украины от 17.06.2008 г. №165/06/186-08.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

13.03.2019 30279 0 1

В виду сложной ситуации в экономике последних лет Украинский очень просто потерять работу. А вот найти новую, да еще и с достойными условиями труда и зарплатой - задача не из легких. Особенно это касается людей предпенсионного возраста. Потому что, к сожалению, еще довольно распространен среди отечественных работодателей стереотип: что чем старше работник, тем меньше с него пользы при одинаковой заработной платы с молодыми. При этом на их профессионализм и опыт почему-то обычно не обращают внимания. Как и на то, что после потери рабочего места именно в таком возрасте найти новое очень сложно, а порой и вовсе невозможно.

Сейчас в центрах занятости по всей Украине людей так называемой квотной категории, которым до пенсии осталось 10 и менее лет, на учете состоит более 96 000, из них более 45 000 - женщины. Показательно, что 45 000 из них люди в возрасте 55 - 60 лет. Из них женщин старше 53 лет - более 30 000, а мужчин старше 58 лет, - более 13 000. Поэтому специалисты службы занятости всячески помогают им с трудоустройством прежде всего по специальности. Если работодатель берет в штат такого человека, то Государственная служба занятости возмещает ему ЕСВ за трудоустройство. Или этим людям предлагают быстро и качественно переучиться на новую специальность, востребованную именно сейчас на рынке труда.

Как известно, основным законодательным актом Украины, регулирующим вопросы защиты трудовых прав граждан, является КЗоТ. В ст. 42 приведен перечень категорий работников, которым предоставляется преимущественное право оставленными на работе после сокращения численности или штата работников в связи с изменениями в организации производства и труда. В частности при равных условиях производительности труда и квалификации предпочтение отдается:

  • семейным работникам - при наличии двух и более иждивенцев;
  • лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
  • работников с длительным непрерывным стажем работы на данном предприятии, в учреждении, организации;
  • работникам, обучающимся в высших и средних специальных учебных заведениях без отрыва от производства;
  • участникам боевых действий, инвалидам войны и лицам, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»;
  • авторам изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и рационализаторских предложений;
  • работникам, подвергшимся на этом предприятии, в учреждении, организации трудового увечья или заболели профессиональное заболевание;
  • лицам из числа депортированных из Украины в течение пяти лет со времени возвращения на постоянное место жительства в Украине;
  • работникам из числа бывших военнослужащих срочной службы, военной службы по призыву по мобилизации, на особый период, которые проходили альтернативной (невоенной) службе, - в течение двух лет со дня увольнения их со службы.

Как видим, в этот перечень внесены, например, работников с длительным и непрерывным стажем работы на одном предприятии.

А еще КЗоТ категорически запрещает дискриминацию работников по возрасту: ст. 21 вступила в силу 26 ноября 2015 г.

И все же это не оказывает прямых преимуществ для сохранения занятости пожилым работникам, ведь фактор стажа вторичный по сравнению с квалификацией и производительностью труда.

На помощь и защиту именно этой категории работников принят Закон от 06.04.2017 г. №2005-VIII « О внесении изменения в ст. 42 Кодекса законов о труде Украины по защите трудовых прав работников». Согласно ему перечень, приведенный выше, был дополнен п. 10. Согласно ему, в перечень категорий работающих, которым предоставляется преимущественное право на оставление на работе, добавляется категория работников, которым осталось менее трех лет до наступления пенсионного возраста. Следовательно, они получают дополнительные гарантии защиты своих трудовых прав.

Закон защищает тех, кому после освобождения или сокращения будет труднее или вовсе невозможно по ряду причин найти новое место работы. И люди, которым до выхода на заслуженный отдых осталось несколько лет, конечно, подпадают под эту категорию.

Пенсионная система в Украине предполагает обязательное пенсионное страхование и досрочные варианты выхода на пенсию. Современный пенсионер часто продолжает работать при наличии уже активного права выйти на заслуженный отдых или делает это раньше по необходимости. У гражданина Украины есть такие права, которыми он может воспользоваться, соблюдая нюансы. Предлагаю разобраться кто, когда и при каких обстоятельствах может осуществить досрочный выход на пенсию.

Можно ли уйти на пенсию раньше срока в Украине?

Есть определенные категории лиц, имеющие право выйти на заслуженный отдых раньше срока и могут им воспользоваться при достижении определенного трудового стажа или выполняя определенные виды работ. Законодательство нашей страны определяет их права и возможности в ряде законодательных актов, регулирующих возрастной диапазон, размер обеспечения, категории лиц, что могут воспользоваться правом. Есть исключающие правила варианты.

Существует много нормативно-правовых актов, которые регулируют этот вопрос, но настолько глубокое изучение не понадобиться для решения поставленной нами проблемы – досрочного выхода на пенсию.

Досрочный выход на пенсию в Украине в 2019 году может быть использован гражданами ряда категорий:

  1. При достижении определенного возраста

Категории работающих граждан, которые имеют возможность досрочно оформить страховые выплаты, не дожидаясь определенного возраста – работающие на вредных, особо тяжелых работах, подземные рабочие и другие виды работающих с полным рабочим днем с тяжелыми условиями труда. Определить отношение профессии к перечню работ просто. Список утвержден Кабинетом Министров Украины по аттестационным результатам производств. Условиями труда часто становятся причиной приобретения некоторых болезней или увечий. Это сподвигло законодателя определить работников производственных сфер в отдельную категорию. Так, досрочный выход на пенсию в 55 лет получают мужчины со стажем не менее 25 лет, занятые на работах полный рабочий день с особо тяжелыми условиями труда. Пенсионное право женщина с такими же условиями труда, но с 50 летнего возраста.

Отдельными категориями работающих можно считать третью группу, занятую на производствах менее вредных, прошедших соответствующую аттестацию. Аттестационные списки определены Кабинетом Министров.

  1. Инвалиды

Сюда входит категория инвалидов по зрению. Граждане лишенные зрения с рождения полностью или I категории, имеют право при достижении страхового стажа 15 и 10 лет получить пенсионное страхование. Мужчины могут воспользоваться правом в 50 лет со стажем в 15 лет, женщины в 40 лет со стажем в 10 лет.

  1. Матери, имеющие 5 и более родных детей на попечительстве

Многодетные матери, родившие и воспитавшие до 6 лет количество детей от 5 и более имеют право на досрочный отдых при трудовом стаже не менее 15 лет после достижения возраста в 50 лет. Сюда же относятся многодетные матери, воспитавшие детей-инвалидов.

  1. Военнослужащие

Лица, отдавшие долг родине, продолжающие развивать работу этой сферы, на протяжении многих лет работающих военными. В ходе прохождения службы получили увечья, контузии, ранения, а также получившие группу инвалидности имеют право на досрочный выход на пенсию в соотношении стажа работы и достижения возраста – женщины 20/50 лет, мужчинам 25/55 лет.

  1. По выслуге лет

Государственные служащие, прокуроры, судьи, депутаты, работники сферы здравоохранения и других государственных органов уходят на досрочный отдых при наличии страхового стажа в 25 лет. Другими словами, им дается возможность после получения необходимого количества страхового стажа выйти на специализированную пенсию, независимо от достижения общепринятого пенсионного возраста.

  1. Работники, ставшие жертвами реорганизации или сокращения штата

Категории работающих, уволенные в ходе реорганизации, при ликвидации должности в штате или всей организации. Единственным условием использования таких привилегий есть уход с организации или производства, где предусмотрены подобные права.

Досрочный выход на пенсию безработного

Абсолютно неработающий человек всю свою жизнь не сможет досрочно выйти на досрочный отдых никогда. Когда мы говорим о подобном прецеденте для безработных, имеются в виду граждане, ставшие жертвами реорганизации, ликвидации или признания банкротом организации или предпринимательства. После такого поворота в жизни любого человека, каждый гражданин имеет право получать помощь по безработице и стоять на учете в соответствующих органах. За ним может сохраняться стаж.

Еще в 2015 году Кабинет Министров нашей страны полностью исключил возможность не работающих стоять на регистрации, перерегистрации неработающих граждан, которые состоят в поиске работы, выходить на заслуженный отдых досрочно. В нормах закона остались только некоторые исключения для тех, кто не достиг пенсионного возраста минимальный срок. В расчет будет включаться минимальный страховой стаж.

Досрочный выход на пенсию при сокращении в Украине

Существует также определенная категория граждан, которые просто не успели доработать до пенсии и в связи реорганизацией, ликвидацией или признания банкротом предприятия вынуждены были остаться без работы. Что делать если не доработал до пенсии совсем мало? Устраиваться на другую работу не всегда можно по состоянию здоровья, да и работодатель, скорее всего, не захочет оформлять сотрудника, который планирует уйти в кратчайшие сроки. Речь идет о временном диапазоне от полутора до двух лет. Существует социальная защита подобной категории граждан.

Закон Украины “Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине” предполагает возможность досрочного выхода на пенсию, если такие лишились работы не по своей вине, вследствие определенных обстоятельств за полтора года до наступления пенсионного возраста. В этом случае гражданин в течение 7 дней после официального увольнения должен подать соответствующие документы. Таким образом, сокращение перед пенсией дает гарантии человеку преклонного возраста не остаться “за бортом”. Все эти нюансы спокойно работали до 22 мая 2018 года, пока 49 депутатов не подали некоторые пункты ЗУ “Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине” для рассмотрения в Конституционный Суд Украины на соответствие этих норм с Конституцией.

Сокращение за 2 года до пенсии в Украине в 2019 году существенно изменилось после вступления в силу Решения Конституционного Суда, которым судьи признали пункты, определяющие возможность досрочного выхода на пенсию лиц, оставшихся без работы не по своей вине за полтора года до наступления пенсионного возраста, как неконституционную. Подобные изменения определенной для некоторых граждан нашей страны, которые попадают под определенную ст.21 ЗУ “Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста в Украине", были лишены таких выплат. Подтверждение тому Решение Конституционного Суда Украины № 5-р/2018 от 22.05.2018 года, которым ст. 21 вышеуказанного закона признана такой, что противоречит Конституции Украины.

В Решении Конституционного Суда было изложено, что досрочный выход на заслуженный отдых при сокращении был гарантирован только тем лицам, трудовой договор которых, был разорван по обстоятельствам, что не зависели от самого работника, а наступившими последствиями стало их увольнение. Таким образом, законодательство нашей страны страхует граждан, которые оказались в сложной жизненной ситуации в возрасте, что по-сути, уже не определяет человека полноценно трудоспособным и делает невозможным устроиться на другую работу. Социальный пакет гарантировал достойные условия жизни и безбедную старость.

Еще одной причиной, на которую посылается Конституционный Суд – это непредсказуемые или слишком частые изменения в законодательстве. По мнению судей, подобные изменения могут причинять дискомфорт лицам подпадающим под его действие. Они не могут быстро адаптироваться к изменениям и в силу временных рамок подстроиться к ним. В восприятии категорий населения суд обосновывает это как подрыв уважения и доверия к органам, выполняющих руководство государством и нормативно-правовым актам принятым ними.

В связи с тем, что п.1 ст. 8 Конституции Украины гарантирует в государстве принцип верховенства права, а Конституция имеет наивысшую юридическую силу, то нормы прописанные в законах низшего уровня, которые ней не соответствуют, могут быть обжалованы и исключены в порядке, что предусматривает законодательство. Принцип верховенства права означает, что источником прав в стране есть народ. Права не должны ущемляться или быть ниже любого Закона и законодательных актов низшего уровня.

Юрисдикция Конституционного Суда Украины и все Решения, являются обязательными к выполнению и обжалованию не подлежат. Принятые Решения вступают в законную силу с момента их официальной публикации, а критикуемые нормы теряют свою силу.

В заключение

Обозначим, что досрочный выход на пенсию возможен в государстве Украина, определен ее основными Законами, подзаконными нормативно-правовыми актами. Огромная часть граждан, которые действительно нуждаются в социальной защите, в том числе и денежного характера, защищены законодательством страны и могут получить привилегии. Если вы являетесь одним из носителей такого права для ее реализации лучше обратиться к специалистам. Они четко разъяснят все возможности, права и правильное направление их реализации. Вы сможете полноценно воспользоваться своим правом.


В Украине растут требования к стажу для того, чтобы выйти на пенсию вовремя

С 2021-го вырастут требования и перестанут назначать материальную помощь

Через несколько лет половина украинцев будет работать до 63-65 лет


В Украине с 2021-го перестанут назначать "социальные пенсии". Те украинцы, которые не смогут выполнить требования по стажу, вынуждены будут работать дольше. И таких с каждым годом будет все больше и больше.

О том, как изменятся пенсионные правила через месяц и кого это коснетсячитайте в материале OBOZREVATEL.

В Украине со следующего года нужно будет иметь как минимум 28 лет стажа для того, чтобы выйти на заслуженный отдых вовремя. Всем остальным придется работать до 63-х (есть от 18 до 28 лет стажа), или 65-ти (есть от 15 до 18 лет).

Но если раньше и без официальной пенсии можно было получить выплату, с 1 января 2021-го ее отменят. Дело в том, что до конца 2020-го всем, кто не имел достаточно стажа, государство платило материальную помощь до момента, пока они не достигнут нужного возраста. К примеру, если вы выходите на пенсию в этом году, у вас есть 24 года стажа, но вам нужно 27, полную пенсию вам не назначат.

В таком случае можно выйти на пенсию в 63 года, но до 63 получать материальную выплату. Ее размер: разница между фактическим доходом и минимальной пенсией. Если не было никакого дохода, то можно было получать минимальную пенсию.

Но такие правила действуют только 31 декабря 2021-го. "Новые выплаты не будут назначать, а тем, кому она уже назначена, она будет выплачиваться до 63 или 65 лет", – рассказывает OBOZREVATEL старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследования Лидия Ткаченко. Ученая вместе со своими коллегами профессионально изучает пенсионную систему Украины.

Кстати, еще несколько месяцев назад советник министра соцполитики Николай Шамбир озвучил новость о том, что в Украине перестанут назначать социальную пенсию. Потом в комментарии OBOZREVATEL эту информацию опроверг. Мол, ее и так не назначают с 2005-го.

"Мною такие слова не были сказаны. Сейчас понятие "социальной пенсии" изживает себя. Нельзя сказать, что ее нет, но с 2005-го она не назначается. А те, кому ее уже назначили, доживают свое время", – рассказал советник министра.

И это правда. Выплата, которую сейчас назначают тем, кто не имеет нужного стажа, не называется социальной пенсией. Но по факту ее являются: ее платят тем, кто достиг нетрудоспособного возраста, но не заработал на полноценную выплату.

И что делать, если не хватает стажа?

Во-первых, самый важный шаг – заранее посчитать свой стаж. Если вам кажется, что до пенсии еще много лет и вообще ее "могут отменить пока мне будет 60", это не значит, что не нужно думать о своей пенсии.

Требования по стажу растут ежегодно, пока в 2027-м не составят 35 лет. Так, если 60 лет вам исполнится в 2027-м или позже, нужно к этому моменту уже иметь максимальный стаж, если в 2026-и – 34 года и так далее. Посчитайте, сколько лет вам осталось до пенсии, сколько стажа примерно вы сможете заработать, и посмотрите на таблице ниже – хватит ли вам для того, чтобы выйти на пенсию вовремя.


Важно работать официально. И, судя по статистике, количество украинцев, которые не смогут вовремя выйти на пенсию, будет расти. Всего за год, с июля прошлого года по июль 2020-го, количество сотрудников, которые платят взнос в Пенсионный фонд, сократилось на 565 тыс. человек. И демографическая ситуация здесь ни при чем. Коронавирус, кризис, увеличение количества физлиц-предпринимателей и смягчение штрафов.


Но есть и демографические проблемы. Согласно данным ООН (цифры озвучены в пояснительной записке к законопроекту о запуске накопительной пенсионной системы):

Украина входит в топ-15 стран мира с самыми быстрыми темпами сокращения населения. Причем в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить почти исключительно за счет населения трудоспособного возраста.

При условии сохранения текущих показателей рождаемости, смертности и миграции ООН прогнозирует уменьшение численности населения Украины к 2050-му на 28%, а доля лиц в возрасте 60 лет и старше возрастет до 32%.

Населения сократится на 18%, а уровень старения возрастет до 34%. Соотношение между численностью населения пенсионного и трудоспособного возраста возрастет почти вдвое.

"Мы делали расчеты еще в 2017-м. Понятно, что это моделирование, у нас получалось, что при требовании по стажу в 30-32 года, ситуация изменится", – рассказывают в Институте демографии и социсследований.

И чем вы моложе, тем сложнее получить стаж. Вот почему: с 2004-го в стаж не считают декрет, образование. Учитываются только те года, когда вы платили взносы в Пенсионный фонд.

Что можно получить вместо пенсии?

Если на пенсию не заработали и купить стаж не можете (об этом позже), то можно оформить выплату как малоимущий. Она оформляется по примеру субсидии: если не делали покупку на сумму от 50 тысяч, если нет дополнительного дохода, если нет членов семьи, которые могут помогать и т.д.

"Многие отказываются от такой выплаты, так как нужно заполнять декларацию, доказывать, что нет дополнительных источников дохода. И это не пенсия. Это выплаты для малообеспеченных", – отмечает Ткаченко.

Второй вариант – докупить стаж. Если вам уже 60, то стоимость стажа будет считаться по формуле: 22% от минимальной зарплаты умножить на два. Сейчас это 2 640 грн за каждый месяц. Если вам нет 60-ти, стаж можно покупать постепенно, тогда его стоимость будет в два раза ниже.

По данным ПФУ, средний стаж 60-летнего украинца – 32 года. Большинство пока еще выполняют требования и выходят на заслуженный отдых вовремя. Но уже через несколько лет ситуация обострится и в результате 45% украинцев в возрасте 60 лет будут работать дополнительно 3-5 лет. Если вы рассчитываете выйти на пенсию вовремя, нужно уже сейчас позаботиться о своем стаже.

Читайте также: