Закон о пенсионном обеспечении в казахстане 1998

После окончания трудовой деятельности граждане рассчитывают на помощь государства. Качество заботы о пенсионерах зависит от правильного планирования бюджета страны. При этом каждому человеку важно знать права, которые прописаны в документе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Давайте подробнее рассмотрим суть закона и его важные составляющие.


Фото: ur.kz: Original

Закон РК «О пенсионном обеспечении»: общая информация

Документ «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» включает вопросы, касающиеся пенсионных выплат, и задачи государственных органов по их назначению и начислению. Действующая редакция вступила в силу 21 июня 2013 года.

Интересно, кто имеет право получать пенсию от государства в РК? В первую очередь это граждане Казахстана. Также к этой категории относят иностранцев или лиц без гражданства, которые постоянно проживают на территории государства.


Пенсия в Казахстане: основные изменения 2019 года

Законы РК включают определенные гарантии получения выплат, которые распространяются на граждан, вышедших на пенсию до 1 января 1998 года. Кроме того, основная помощь полагается при:

  1. Достижении пенсионного возраста, с выплатами, назначенными до 1 июля 2018 года.
  2. Выслуге лет (пенсия назначена до 1 января 2016 года).
  3. Наличии десятилетнего стажа участия в пенсионной системе.

Что входит в стаж? Основные выплаты базируются на таких пунктах:

  • трудовом стаже, полученном до 1 января 1998 года;
  • времени, в течение которого средства отчислялись в пенсионный фонд;
  • декретном отпуске до 3-х лет или уходе за ребенком-инвалидом до 16 лет;
  • времени службы в армии или военных подразделениях;
  • времени проживания (не более 10 лет) супругов военнослужащих, дипломатов на территории, где нет возможности работать по специальности.


Пенсионные отчисления: новые правила

Помощь выдается из бюджетных средств. Пенсионный возраст в Казахстане не распространяется на людей, которые по долгу службы находятся на пожизненном обеспечении государства: судьи, военные, сотрудники правоохранительных органов.

Для всех, кто трудом зарабатывал будущую пенсию, остро стоит вопрос о сохранности активов. Для этого в Законе «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» прописаны отдельные пункты, которые указывают на регуляцию деятельности накопительных фондов. В сферу действия правительства Казахстана входит:

  • организация и разработка политики пенсионных выплат;
  • начисление и перевод пенсионных взносов;
  • утверждение правил работы с накоплениями;
  • ликвидация или создание фонда пенсионных накоплений.

Новый закон о пенсии в Казахстане: проведение пенсионных выплат

Давайте разберемся, кому же положена пенсия. Выше уже описано предоставление базовых выплат, но отчисления также проводятся с оглядкой на пенсионный возраст РК. Интересно, что в 2001 году мужчины могли рассчитывать на выплаты с 63 лет, а женщины — с 58 лет. Сегодняшние реалии таковы, что в 2020 году женщины будут получать пенсию с 59,5 лет, а уже к 2027 году эта планка поднимется до 63 лет.


Повышение пенсии в Казахстане в 2019 году: расчеты


Фото: pixabay.com: UGC

Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» с изменениями и дополнениями имеет исключения для людей, проживающих (более пяти лет) в местах радиационного риска. В таком случае мужчины могут рассчитывать на выплаты с 50 лет, а женщины — с 45 лет. Если гражданка — многодетная мать (от 5 детей), тогда уходит на пенсию в 53 года.

В полном объеме пенсионное обеспечение РК предоставляется:

  • мужчинам с 25-летним трудовым стажем на 1 января 1998 года;
  • женщинам с 20-летним стажем на 1 января 1998 года.

А вот неполные выплаты, которые являются долей от полной пенсии, начисляются пропорционально трудовому стажу. Ее могут получать те, чье время работы начинается от шести месяцев. Подтвердит наличие стажа трудовая книжка или архивные выписки из отдела кадров предприятия с указанием периода работы. Назначение выплат проводится так:


Начисление пенсий женщинам в Казахстане: размер, правила расчета

  1. Необходимо написать заявление и приложить документы (услугу предоставляет сайт электронного правительства).
  2. Пенсионные выплаты назначат не позднее, чем через восемь дней, после принятия заявления.

Закон РК предусматривает пункты, регламентирующие выплаты пенсии. Каждый обязан знать свои права и успешно их использовать. Нужно понимать, что базовая и выплата по возрасту приходит за текущий месяц. Работающий пенсионер имеет те же права на получение средств, что и все остальные.

Чтобы получать выплаты, нужно заключить пенсионный договор. Если пенсию вам назначили, но вы ее не получали какое-то время, то средства выплатят. О днако сумму составят выплаты за последние три года. А если вы не получали пенсию по вине организации, назначающей выплаты, тогда вам обязаны вернуть всю сумму за просроченное время.


Базовая пенсия в Казахстане: подробности реформы

Закон «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»: выплаты и финансы

За годы официальной работы каждый гражданин делает отчисления в единые и добровольные накопительные фонды. В первом случае суммы выделяются за счет обязательных отчислений в фонд согласно договору. Подобные пенсионные отчисления РК могут получать граждане, хранившие накопления в этих фондах, а также которые:

  1. Накопили достаточно, чтобы получать сумму не меньше минимальной пенсии.
  2. Выехали из страны, но предоставили документы о факте выезда.

Если гражданин умер, тогда его накопления переходят в качестве наследства в соответствии с законом.

Получать средства из профессиональных или добровольных пенсионных фондов могут граждане, которые:


Пенсионная реформа в Казахстане

  1. Достигли 50-ти лет и делали взносы не менее 16-ти месяцев.
  2. Имеют инвалидность 1 и 2 группы.
  3. Уехали из страны, предоставив соответствующие документы.

Если вы хотите получать выплаты по страховке или думаете, соглашаться ли на условия страховой компании, необходимо знать особенности закона. Чтобы получать доход, нужно не только заключать договор с пенсионным фондом, но и со страховой фирмой. Выплаты по страховке можно получать все время, если имеете достаточно пенсионных накоплений.


Фото: pixabay.com: UGC

Закон о пенсии в Казахстане: выплаты отдельным категориям граждан

Пенсионная реформа в Казахстане не обходит граждан, которые верой и правдой служили государству. Поэтому выплаты за выслугу лет полагаются:

  • военнослужащим, работникам правоохранительных органов с выслугой на службе;
  • работникам с 20-летним трудовым стажем, 12 из которых посвящены государственной службе.


Пенсионные накопления в Казахстане: как оформить и получить

Суммы выплат формируются в размере 50% от содержания и могут увеличиваться каждый год в зависимости от трудового стажа. Вот как происходит начисление и выплата средств:

  1. Пенсия начисляется со дня увольнения или после приема заявления.
  2. Средства поступают за текущий месяц до конца жизни или выезда из страны.

Всем, кто находится на государственном обеспечении, выплаты производятся в размере 30% от общей суммы. Пособия по инвалидности поступают из бюджета и не могут быть меньше минимальной пенсии.

Теперь вы в курсе особенностей закона и можете использовать его в свою пользу.


Фото с сайта qamshy.kz

В 1998-м казахстанцы узнали новое имя столицы, начали копить деньги на старость и отмечать 7 мая – День защитника Отечества. Чем ещё запомнился тот год?

Акмола переименована в Астану

6 мая столица Казахстана обрела своё сегодняшнее название. "Над вопросом переименования столицы я думал, что называется, неустанно, – рассказывал Нурсултан Назарбаев в своей книге "В сердце Евразии". – Однажды ночью, точнее в два часа ночи, меня словно осенило – Астана! Столица – она и есть столица! На казахском звучит очень красиво. Броско, ярко и очень звучно. Так же звучит и на русском, и на английском. В этом названии есть какой-то оттенок решительности, твёрдости и чёткости – Астана! Словно какой-то броский и краткий лозунг, отражающий наши общие настроения и ожидания от переноса столицы".


10 июня прошла международная презентация новой столицы Казахстана уже под новым именем.

Введена накопительная пенсионная система

Модернизация пенсионной системы страны, начавшаяся годом ранее, продолжилась в 1998-м. После выхода Закона "О пенсионном обеспечении в РК" в стране стала внедряться накопительная пенсионная система. Если раньше пенсия выплачивалась исключительно государством за счёт бюджета, то теперь казахстанцы должны копить на свою старость, а именно: в обязательном порядке отчислять 10% от заработной платы в пенсионный фонд. Кроме того, пенсионный возраст повышен с 55 и 60 до 58 и 63 для женщин и мужчин, соответственно.


В пенсионной реформе Казахстан перенял чилийский опыт. В 1980 году министр труда Чили Хосе Пиньер предложил систему, согласно которой каждому работнику предоставлялись право и обязанность самостоятельно заботиться о своём будущем. Работающим гражданам была предоставлена возможность добровольно перейти в новую систему, тогда как к поступающим на работу впервые она применялась автоматически.

"Сейчас, когда я вспоминаю о проведённой реформе, я иногда просто говорю себе: "Хорошо, что мы смогли сделать это!" Наши люди могут сами накапливать деньги, обеспечивая, тем самым, свою нормальную старость, – отмечал в книге "Казахстанский путь" Нурсултан Назарбаев. – Теперь пенсия складывается из трёх составляющих: государство + работодатель + сам гражданин. Постепенно государство будет отходить из этих составляющих. Поэтому каждый казахстанец должен стать участником накопительного пенсионного фонда, если он хочет обеспечить себе достойную старость. И помимо этого деньги, которые накапливаются в пенсионных фондах, могут работать на экономику".

Внесены изменения в Конституцию

В 1998 году Конституция Казахстана впервые подверглась изменениям. Позже изменения будут вноситься ещё в 2007 и 2011 годах. В 1998-м были отредактированы 19 статей, в частности, касающиеся сроков и полномочий президента. Максимальный срок президентства увеличен с пяти до семи лет. Минимальный возраст для баллотирования на пост главы государства теперь составил 40, а не 35 лет, статья о верхнем возрастном пределе была исключена. Кроме того, возраст государственного служащего теперь мог превышать 60 лет – раньше в 33-й статье был прописан возрастной ценз для чиновников.


Одновременно на 1999 год были назначены внеочередные выборы президента республики. Официальной причиной стал кризис в России и последовавший 17 августа технический дефолт – власти Казахстана опасались ухудшения экономической и политической ситуации в стране.

Утверждены профессиональные праздники

В 1998 году казахстанцы получили официальный список профессиональных праздников. 31 мая стало Днём памяти жертв политических репрессий, 28 июня – Днём печати, 13 августа – Днём спорта, 22 сентября – Днём языков народов Республики Казахстана, 15 ноября – Днём национальной валюты.


День знаний теперь официально 1 сентября, а День защитника Отечества перенесён с 23 февраля на 7 мая (в этот день в 1992 году созданы Вооружённые силы РК).

Началась борьба с коррупцией

9 июля был опубликован Закон "О борьбе с коррупцией", с тех пор он многократно изменялся и дополнялся, но действует до сих пор. Причём Казахстан стал первой страной в СНГ, разработавшей подобный документ.


Спустя пять месяцев указом Президента утверждена Государственная программа борьбы с коррупцией на 1999-2000 годы. Главный её принцип заключался в том, что антикоррупционная деятельность не должна сводиться только к борьбе с результатами этого явления, которая велась до сих пор.

В государстве, согласно документу, должно вестись совершенствование правовой базы, должны проводиться предупредительно-профилактические мероприятия, внедряться практические меры борьбы с коррупцией и, наконец, вестись работа по повышению эффективности деятельности правоохранительных органов и судебной системы. В то же время было создано Агентство по делам госслужбы, что должно было способствовать борьбе с коррупционными проявлениями.

Талгат Мусабаев совершил второй полёт

Спустя четыре года после первого вояжа в космос 29 января 1998-го Талгат Мусабаев вновь отправился на орбиту. На этот раз в качестве командира "Союза ТМ-27" вместе с экипажем в составе Николая Бударина (Россия), Леопольда Эйартца (Франция) и Энди Томаса (США).


Во время пребывания на международной космической станции "Мир" Талгат Мусабаев совершил пять выходов в открытый космос, которые продлились в совокупности около 30 часов. 25 августа 1998-го казахстанец вернулся на Землю, проведя в космосе 207 суток.

Следите за самыми актуальными новостями в нашем Telegram-канале и на странице в Facebook

Если вы нашли ошибку в тексте, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

1. Настоящий Закон вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования, за исключением:

1) пункта 1 статьи 34, который вводится в действие с даты создания единого накопительного пенсионного фонда;

2) норм настоящего Закона, определяющих правовые и социальные основы пенсионного обеспечения граждан в Республике Казахстан за счет обязательных профессиональных пенсионных взносов, которые вводятся в действие с 1 января 2014 года.

2. Приостановить действие пункта 4 статьи 28 до 1 января 2014 года. В период приостановления указанный пункт действует в следующей редакции:

"4. По распоряжению органов государственных доходов в случае, если агент не представил списки вкладчиков единого накопительного пенсионного фонда, в пользу которых взыскивается задолженность по обязательным пенсионным взносам, и при наличии задолженности по обязательным пенсионным взносам, банки и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, обязаны приостановить все расходные операции на банковских счетах агентов и исполнять указания, касающиеся перечисления обязательных пенсионных взносов, социальных отчислений и налоговой задолженности, в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.

Распоряжение органа государственных доходов о приостановлении расходных операций по банковским счетам отменяется налоговым органом, вынесшим распоряжение о приостановлении расходных операций, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем устранения причин приостановления расходных операций по банковским счетам.".

2-1. Установить, что до 1 января 2023 года заголовок статьи 39 настоящего Закона действует в следующей редакции:

"Статья 39. Права и обязанности вкладчиков, физических лиц, за которых внесены обязательные пенсионные взносы, перечислены обязательные профессиональные пенсионные взносы, и агентов".

2-2. Приостановить действие пункта 4-1 статьи 25 с 1 июня 2020 года до 1 января 2021 года. В период приостановления указанный пункт действует в следующей редакции:

"4-1. Для физических лиц, получающих доходы по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), за исключением случая, предусмотренного подпунктом 5) пункта 2 статьи 24 настоящего Закона, обязательные пенсионные взносы, подлежащие уплате в единый накопительный пенсионный фонд, устанавливаются в размере 5 процентов от получаемого дохода, но не выше 5 процентов 50-кратного минимального размера заработной платы, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.".

3. Признать утратившим силу Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 12, ст. 186; 1998 г., № 24, ст. 437; 1999 г., № 8, ст. 237; № 23, ст. 925; 2001 г., № 17-18, ст. 245; № 20, ст. 257; 2002 г., № 1, ст. 1; № 23-24, ст. 198; 2003 г., № 1-2, ст. 9; № 11, ст. 56; № 15, ст. 139; № 21-22, ст. 160; 2004 г., № 11-12, ст. 66; № 23, ст. 140, 142; 2005 г., № 7-8, ст. 19; № 11, ст. 39; № 14, ст. 55, 58; № 23, ст. 104; 2006 г., № 3, ст. 22; № 8, ст. 45; № 12, ст. 69; № 23, ст. 141; 2007 г., № 2, ст. 18; № 3, ст. 20; № 4, ст. 28, 30; № 9, ст. 67; № 10, ст. 69; № 24, ст. 178; 2008 г., № 17-18, ст. 72; № 20, ст. 88; № 23, ст. 114, 123; 2009 г., № 17, ст. 81; № 19, ст. 88; № 23, ст. 111; 2010 г., № 5, ст. 23; № 7, ст. 28; № 15, ст. 71; № 24, ст. 140; 2011 г., № 1, ст. 3; № 6, ст. 49; № 11, ст. 102; № 14, ст. 117; № 24, ст. 196; 2012 г., № 2, ст. 14, 15; № 3, ст. 26; № 4, ст. 32; № 10, ст. 77; № 13, ст. 91; № 14, ст. 95; № 21-22, ст. 124; № 23-24, ст. 125; 2013 г., № 1, ст. 3; № 3, ст. 15; Закон Республики Казахстан от 15 апреля 2013 года "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственных услуг", опубликованный в газетах "Егемен Қазақстан" и "Казахстанская правда" 20 апреля 2013 г.), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 статьи 73 настоящего Закона.

Сноска. Статья 74 с изменениями, внесенными законами РК от 07.11.2014 № 248-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования); от 20.06.2017 № 76-VI (вводится в действие с 01.07.2017); от 26.12.2019 № 287-VI (вводится в действие с 01.01.2020); от 03.07.2020 № 359-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).


Всех граждан нашей республики в том или ином возрасте интересуют вопросы пенсионного обеспечения от государства: как выйти на пенсию, как подсчитать размер полагаемых пенсионных выплат и, в целом, какая государственная поддержка реализуется для граждан, уже вышедших на пенсию? Более подробную информацию по всем вопросам о пенсионном обеспечении в Республике Казахстан вы сможете найти, прочитав данную статью.

В соответствии со статьей 28 Конституции Республики Казахстан гражданину Республики Казахстан гарантируется минимальный размер заработной платы и пенсии, социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, по случаю потери кормильца и по иным законным основаниям.

Пенсионное обеспечение в республике осуществляется в соответствии с Законом Республики Казахстан от 21 июня 2013 года «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» (далее – Закон).

Пенсия – это совокупность государственной базовой пенсионной выплаты и (или) пенсионных выплат по возрасту и (или) пенсионных выплат за выслугу лет и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда.

Право на пенсионные выплаты имеют граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами.

Виды пенсии

В настоящее время в Казахстане функционирует многоуровневая пенсионная система, состоящая из базового, обязательного и добровольного уровней.

первый уровень (базовый) – государственная базовая пенсионная выплата (республиканский бюджет);

второй уровень (обязательный) – пенсии из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов;

третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

На базовом уровне предусмотрена государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается гражданам, а также лицам, постоянно проживающим на территории республики, при достижении пенсионного возраста и осуществляется независимо от получения солидарной и/или накопительной пенсии.

Получателями государственной базовой пенсионной выплаты являются более 2 млн. чел.

В реализацию Послания с 1 июля 2018 года изменена методика ее назначения. Размер ее зависит от стажа участия в пенсионной системе.

Новый механизм назначения базовой пенсии заключается в следующем:

Ее размер при стаже участия в пенсионной системе 10 и менее лет либо его отсутствии равен 54% от величины прожиточного минимума (ПМ).

За каждый год, отработанный сверх 10 лет, базовая пенсия будет увеличивается на 2%. Например, стаж 20 лет – базовая пенсия 74% от ПМ, работал 30 лет – базовая пенсия – 94% от ПМ, при стаже 33 и более лет размер базовой пенсии составит 100% ПМ.

При этом в стаж участия в пенсионной системе включаются:

- трудовой стаж, выработанный до 1 января 1998 года,

- накопительный стаж (фактический стаж уплаты пенсионных взносов) после 1 января 1998 года;

- иные социально-значимые периоды (уход за ребенком до 3 лет – (в пределах 12-ти лет) периоды ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим восьмидесятилетнего возраста, инвалидом с детства до 16 лет, время проживания супруг военнослужащих, сотрудников специальных государственных органов, дипломатических работников и др.).

Новая методика назначения базовой пенсии соответствует принципу социальной справедливости, так как не только улучшает материальное положение пенсионеров, но и служит усилению трудовой мотивации и формализации трудовых отношений граждан. То есть, чем дольше человек работает – тем больше у него пенсия (как накопительная, так и базовая).

Второй уровень (обязательный) – это:

1) солидарные пенсии, выплачиваемые за счет республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года;

2) выплаты из единого накопительного пенсионного фонда (далее – ЕНПФ) за счёт пенсионных накоплений работников.

При назначении солидарной пенсии по возрасту трудовой стаж учитывается только до 1 января 1998 года, так как с этой даты начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в единый накопительный пенсионный фонд всеми работающими.

За трудовой стаж после 1 января 1998 года осуществляются пенсионные выплаты из ЕНПФ исходя из индивидуальных пенсионных накоплений, сформированных за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

В соответствии с Законом исчисление размера пенсионных выплат по возрасту осуществляется исходя из среднемесячного дохода за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1995 года. При этом размер среднемесячного дохода за период с 1 января 1998 года устанавливается соответственно доходу, с которого осуществлялись обязательные 10-процентные пенсионные взносы в ЕНПФ.

Законом предусмотрен предельный размер среднемесячного дохода (СМД), принимаемого для исчисления солидарной пенсии (учитывается в пределах 46-кратного месячного расчетного показателя), устанавливаемого ежегодно законом о республиканском бюджете), а также ограничение максимального размера пенсионной выплаты (75 % от СМД).

В соответствии с Концепцией дальнейшей модернизации пенсионной системы Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 18 июня 2014 года № 841, для поддержания размеров солидарных пенсий на приемлемом уровне их размеры ежегодно индексируются с опережением уровня инфляции на два процента.

Пенсии из накопительной пенсионной системы

С переходом к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов всеми работающими, при этом каждый работодатель обязан осуществлять регулярное перечисление ОПВ в размере 10% от ежемесячного дохода работника (не более 50-кратного размера минимальной заработной платы) на индивидуальный пенсионный счет работника, открытый в ЕНПФ.

В соответствии со статьей 31 Закона право на пенсионные выплаты имеют лица, имеющие пенсионные накопления в ЕНПФ:

1) при достижении пенсионного возраста – 59 лет для женщин / 63 года для мужчин;

2) при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии, мужчины по достижении 55 лет и женщины – 51 года путем заключения договора пенсионного аннуитета;

3) инвалиды первой и второй групп, если инвалидность установлена бессрочно;

4) выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан иностранцы и лица без гражданства, представившие документы, подтверждающие факт выезда.

Пенсионные выплаты из ЕНПФ с 1 января 2018 года осуществляются по графику ежемесячно и определяется как одна двенадцатая годовой суммы пенсионных выплат, исчисленной в соответствии с Методикой осуществления расчета размера пенсионных выплат, а также установления минимального размера ежемесячной пенсионной выплаты из ЕНПФ не менее 54 процентов от прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Право изъять «единовременно», то есть получить пенсионную выплату из ЕНПФ разово смогут только те лица, у которых общая сумма пенсионных накоплений не превышает 12-кратного размера минимальной пенсии (в 2020 г. – 463 632 тенге).

В случае, если остаток пенсионных накоплений на индивидуальном пенсионном счете после осуществления очередной ежемесячной выплаты составляет сумму менее 54 процентов от прожиточного минимума, данный остаток выплачивается вместе с суммой очередной выплаты.

Введенные с 1 января 2018 года в порядок осуществления пенсионных выплат из ЕНПФ изменения способствуют как увеличению размера совокупных ежемесячных пенсионных выплат за счет бюджетных средств и за счет накопительной пенсии из ЕНПФ, так и продолжительности ежемесячных выплат из ЕНПФ.

Пенсионные накопления, сформированные за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов наследуются и на них распространяется гарантия по сохранности обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции.

C октября 2018 года упрощен порядок оформления пенсионных выплат.

Назначение 3-х видов выплат (солидарная, базовая и накопительная пенсии) оказываются на основании одного заявления и одного пакета документов (так называемая композитная услуга), а выплата госгарантии производится в беззаявительном порядке (проактивном формате).

Третий уровень (добровольный) – выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

Добровольные пенсионные взносы – деньги, вносимые вкладчиками по своей инициативе в ЕНПФ и (или) добровольный накопительный пенсионный фонд за себя или третьими лицами. Их ставка, период уплаты определяются договором о пенсионном обеспечении за счет добровольных пенсионных взносов.

Вкладчиками добровольных пенсионных взносов является физическое или юридическое лицо, осуществляющее за счет своих собственных средств добровольные пенсионные взносы.

В целом, добровольный уровень пенсионного обеспечения стимулирует личную ответственность граждан за пенсионное обеспечение.

Таким образом, действующая модель пенсионного обеспечения ориентирована на персональную ответственность каждого гражданина за свое будущее пенсионное обеспечение.

Многоуровневая модель социальной защиты в Республике Казахстан

В Республике Казахстан социальная защита лиц, утративших трудоспособность либо потерявших кормильца, является многоуровневой и состоит из следующих выплат:

первый уровень (базовый) – государственные социальные пособия по инвалидности или потере кормильца из государственного бюджета.

Размеры государственных социальных пособий зависят от величины прожиточного минимума, поэтому пересматриваются в связи с изменением этой величины.

В рамках оптимизации социальных выплат с 1 января 2018 года два вида ежемесячных пособий, получаемых инвалидами, объединены в одно (размеры государственных социальных пособий по инвалидности повышены на размер упраздняемого специального государственного пособия). Кроме того, пересмотрена структура прожиточного минимума. С учетом пересмотра структуры прожиточного минимума с 1 января 2018 года размеры указанных пособий повышены до 16 процентов.

С начала 2020 года размеры указанных государственных социальных пособий были повышены еще на 5%.

второй уровень (обязательный) – социальные выплаты из Государственного фонда социального страхования, если за пострадавшего работника работодатель уплачивал социальные отчисления в Государственный фонд социального страхования (введены с 2005 года).

Система обязательного социального страхования направлена на создание дополнительной формы социальной защиты работников формального сектора при наступлении социальных рисков на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца.

Размеры социальных выплат напрямую зависят от дохода работника, степени утраты общей трудоспособности, количества иждивенцев умершего кормильца и продолжительности отчислений в систему обязательного социального страхования.

С 1 января 2020 года размеры социальных выплат на случаи утраты трудоспособности и потери кормильца были повышены на 30%.

третий уровень (дополнительный) – предусматривает страховые выплаты из страховой организации, если утрата трудоспособности связана с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, и если в пользу пострадавшего работника был заключен договор обязательного страхования работника от несчастных случаев. Размер указанных выплат зависит от заработной платы, получаемой до увечья и степени утраты профессиональной трудоспособности.

Таким образом, если несчастный случай произошел с работником при исполнении им трудовых (служебных) обязанностей, то этот работник, а в случае его гибели иждивенцы, в дополнение к государственным социальным пособиям по инвалидности или потери кормильца имеет право на дополнительные виды выплат, предусмотренные законодательством об обязательном социальном страховании и страховании работника от несчастных случаев.

Право на назначение государственного специального пособия по Списку №1, №2 регулируется Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 года №414 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда».

Так, граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины – по достижении 48 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Граждане, имевшие по состоянию на 1 января 1998 года стаж работы по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утверждаемому Правительством Республики Казахстан, имеют право на назначение пособия:

мужчины – по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины – по достижении 53 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Размер пособия зависит от месячного расчетного показателя, утверждаемого республиканским бюджетом на соответствующий финансовый год.

С 1 января 2020 года размеры государственных специальных пособий по Спискам № 1 и № 2 с учетом повышения составили 24 973 тенге и 22 216 тенге соответственно.

Пенсионный возраст в РК

Пенсионный возраст для мужчин составляет в 63 года, для женщин – 59 лет (в 2019 году). В соответствии с ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» пенсионный возраст для женщин повышается ежегодно по 6 месяцев в течение 10 лет до 2027 года.

Поэтапное повышение пенсионного возраста женщин:

  • с 1 января 2018 года - по достижении 58,5 лет;
  • с 1 января 2019 года - по достижении 59 лет;
  • с 1 января 2020 года - по достижении 59,5 лет;
  • с 1 января 2021 года - по достижении 60 лет;
  • с 1 января 2022 года - по достижении 60,5 лет;
  • с 1 января 2023 года - по достижении 61 года;
  • с 1 января 2024 года - по достижении 61,5 года;
  • с 1 января 2025 года - по достижении 62 лет;
  • с 1 января 2026 года - по достижении 62,5 лет;
  • с 1 января 2027 года - по достижении 63 лет.

Таким образом, это касается женщин, родившиеся с 1960-1964 г.г.

В более раннем возрасте выход предусмотрен для:

1) граждан, проживавших с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года (не менее 5 лет) в зонах экологического риска, пострадавших вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском ядерном полигоне;

  • мужчины – по достижении 50 лет;
  • женщины – по достижении 45 лет.

2) женщин, родивших либо усыновивших 5 и более детей и воспитавших их до 8 летнего возраста, при достижении 53 лет.

Для участниц накопительной пенсионной системы при достаточности пенсионных накоплений сохранено право назначения пенсионных выплат из накопительной пенсионной системы в 51 год в случае приобретения пенсионного аннуитета.

Порядок налогообложения пенсионных выплат

В соответствии с положениями статьи 326 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (далее – Налоговый Кодекс), пенсионные выплаты, осуществляемые АО «ЕНПФ» (далее – ЕНПФ), относятся к доходу, облагаемому у источника выплаты индивидуальным подоходным налогом (далее – ИПН).

Согласно пункту 1 статьи 320 Налогового Кодекса доходы получателя в виде пенсионных выплат из ЕНПФ облагаются ИПН по ставке 10 (десять) процентов.

Удержание ИПН производится от суммы выплат совокупно по всем договорам вкладчика (получателя) за счет обязательных пенсионных взносов (далее – ОПВ), обязательных профессиональных пенсионных взносов (далее – ОППВ), добровольных пенсионных взносов (далее – ДПВ).

Лицами, имеющими право на налоговый вычет из дохода в виде пенсионных выплат из ЕНПФ в соответствии со статьей 345 Налогового кодекса, являются:

1) получатели пенсионных выплат из пенсионных накоплений, сформированных за счет ОПВ и ОППВ, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, за счет ДПВ в соответствии с условиями договора о пенсионном обеспечении за счет ДПВ – в размере одного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, и действующего на дату начисления дохода в виде пенсионной выплаты, за каждый месяц, за который осуществляется пенсионная выплата;

2) получатели пенсионных выплат – физические лица-резиденты Республики Казахстан, достигшие пенсионного возраста и выехавшие на постоянное место жительства за пределы Республики Казахстан – в размере двенадцатикратного минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете, и действующего на дату начисления дохода в виде пенсионной выплаты.

Согласно пункту 1 статьи 343 Налогового кодекса налоговый вычет в размерах, определенных пунктом 1 статьи 345 Налогового кодекса, применяется на основании заявления физического лица о применении налогового вычета и копий подтверждающих документов.

Пенсионные выплаты, осуществляемые ЕНПФ физическим лицам, являющимся нерезидентами Республики Казахстан, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 655 Налогового кодекса облагаются ИПН путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 320 Налогового кодекса (10 (десять) процентов), без осуществления налоговых вычетов.

Доход физических лиц в виде пенсионных накоплений, унаследованных в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, облагается ИПН по ставке 10 (десять) процентов без осуществления налоговых вычетов.

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Пенсионная реформа в Республике Казахстан.

Закон Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» вступил в действие 1 января 1998 года. В обществе отношение к нему было неоднозначное. С одной стороны, рыночники - приветствовали введение нового Закона, с другой стороны постепенная передача важнейшей социальной функции в частные руки, в бывшей коммунистической стране, породило непримиримых противников. Действительно, впервые в странах бывшего СССР и восточного блока, в девятой по площади территории страны в мире, и в самой большой стране Центральной Азии произошел переход от старой солидарной к новой обязательной системе пенсионного обеспечения. С 1 января 1998 года все официально работающие граждане Казахстана стали отчислять 10% от доходов в накопительные пенсионные фонды, получив также возможность осуществлять добровольные пенсионные взносы.

Каковы же основные особенности пенсионной реформы в Казахстане?

1. Произошло поэтапное увеличение возраста выхода на пенсию. Если в постсоветском Казахстане до 1998 года пенсионный возраст был 55 и 60 лет у женщин и мужчин соответственно, то с 1 января 1998 года он повысился до 58 и 63 лет соответственно у женщин и мужчин. Сегодня этот возраст составляет соответственно 57 и 62 года.

С 1 января были ликвидированы льготные пенсии, сохранявшиеся еще с советских времен.

Все граждане, достигшие пенсионного возраста до 1 января 1998 года, будут получать пенсию по старым условиям из солидарной системы. Граждане, которые достигнут пенсионного возраста после 1 января 1998 года, будут получать две пенсии: одну по солидарной системе, но не в полном размере, а в размере пропорциональном трудовому стажу на дату 1 января 1998 года и вторую из накопительного пенсионного фонда адекватную пенсионным накоплениям. Граждане, которые начали трудовую деятельность после 1 января 1998 года полностью попадают под новый пенсионный закон, и будут получать пенсию только из накопительных пенсионных фондов.

4. В соответствии с новым пенсионным законом был создан государственный накопительный пенсионный фонд (ГНПФ) и разрешено создание негосударственных накопительных пенсионных фондов. При этом гражданин Казахстана может стать вкладчиком любого пенсионного фонда по своему добровольному выбору и может менять фонд, но не более 2 раз в год. Негосударственные пенсионные фонды создаются в виде закрытых акционерных обществ и могут быть 2 типов:

а). Открытые Пенсионные Фонды - вкладчиком открытого пенсионного фонда может стать любой гражданин Казахстана. Размер минимального уставного капитала равен 180 миллионов тенге (на 1 апреля 2000 это составляет примерно 1,35 миллиона долларов США).

б). Корпоративные Пенсионные Фонды – вкладчиком этого фонда могут быть только работники предприятий - учредителей фонда. Минимальный уставный капитал -50 миллионов тенге или 350 тысяч $ США

Это показатели нового размера уставного капитала, который был увеличен на 100% для открытых и на 150% для корпоративных пенсионных фондов. Сформировать новый уставный капитал необходимо до 1 августа 2000 года.

5. Пенсионные фонды не могут сами инвестировать пенсионные активы. Они передают это право компаниям по управлению пенсионными активами (КУПА), юридическим лицам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, созданным в форме закрытых акционерных обществ. Уставный капитал компании по управлению пенсионными активами составляет 150 миллионов тенге (около 1,1 миллиона долларов США).

Компании по управлению пенсионными активами могут инвестировать пенсионные активы в следующие инвестиционные инструменты:

1. Государственные ценные бумаги -не менее 50 %

2. Муниципальные ценные бумаги -не более 5 %

3. Ценные бумаги, выпущенные международными банками -не более 10 %

4. Корпоративные акции

(входящие в листинг «А» фондовой биржи) -не более 30 %

5. Корпоративные облигации -не более 5 %

6. Банковские депозиты -не более 10 %

7. Иностранные корпоративные ценные бумаги - не более 5 %

Доходы пенсионных фондов формируются за счет комиссионных вознаграждений за свою деятельность, но не выше предельной величины, устанавливаемой Комитетом по регулированию деятельности накопительных пенсионных фондов Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан. Комитет является новым, специально созданным государственным органом для контроля и регулирования накопительных пенсионных фондов. Размер комиссионных вознаграждений пенсионных фондов составляет 1% от пенсионных взносов и 10% от инвестиционного дохода. Из этих средств пенсионный фонд выплачивает комиссионное вознаграждение компании по управлению пенсионными активами. Доход от инвестирования собственных средств пенсионного фонда полностью принадлежит самому фонду.

Пенсионные активы Накопительных Пенсионных Фондов хранятся в банках – кастодианах, в соответствии с кастодиальным договором в режиме кастодиального счета. Кастодиан может обслуживать несколько пенсионных фондов. Пенсионный фонд, компания по управлению пенсионными активами и банк кастодиан заключают между собой тройственный договор. Уже имеются факты, когда именно пенсионные фонды меняли себе партнеров по тройственному договору.

На конец марта мы имеем следующую картину.

Число накопительных пенсионных фондов – 16, из них 1 – государственный (Государственный Накопительный Пенсионный Фонд).

7 компаний по управлению пенсионными активами, при этом ГНПФ сам управляет пенсионными активами.

9 банков имеют кастодиальную лицензию.

Суммарные пенсионные активы всех фондов составляют более 70 миллиардов тенге (это немного более 500 миллионов долларов США), следует признать, что 50, 2 % - пенсионные активы государственного пенсионного фонда и это одна из наших проблем. Количество вкладчиков всех пенсионных фондов составляет около 3 100 000 человек (это около 50 % работоспособного населения страны), из них 56 % - вкладчики государственного фонда, по добровольным пенсионным взносам открыто около 11000 индивидуальных пенсионных счетов. Инвестировано активов на сумму 57 миллиардов тенге (немного более 400 000 долларов), из них около 94 % в государственные ценные бумаги (из которых 80% размещены в евробонды) и это тоже серьезная проблема пенсионной системы Казахстана. Оставшиеся 6,4 % разделены следующим образом:

2,2 % - корпоративные акции и облигации,

2,3 % - банковские депозиты,

0,5 % - муниципальные ценные бумаги,

0,4 % - акции иностранных эмитентов.

Пенсионные фонды осуществляют пенсионные выплаты, но пока это небольшие суммы и составляют всего несколько десятков миллионов долларов.

Ассоциация пенсионных фондов была создана в конце 1997 года перед началом пенсионной реформы. Сегодня Ассоциация ПФ является полноправным участником пенсионной системы Казахстана, в нее входит 11 из 15 негосударственных пенсионных фондов, 3 из 7 компаний по управлению пенсионными активами. Главной задачей Ассоциации из всех стоящих перед ней является защита, лоббирование и продвижение интересов негосударственных пенсионных фондов. Особенно это актуально в условиях нестабильной экономики и несовершенной, часто меняющейся законодательной базы. Имеется прецедент, когда государство хотело законодательно уменьшить размер комиссионного вознаграждения, а именно отменить 1% комиссии от пенсионных взносов. Ассоциация пенсионных фондов выступила по этому вопросу в Парламенте Казахстана и в средствах массовой информации. К вопросу было привлечено внимание всех участников пенсионной системы, и в результате нам удалось отстоять свою точку зрения и Парламент отклонил предложение Правительства.

Большое значение в своей работе мы уделяем налаживанию связей с зарубежными организациями, изучению зарубежного опыта. К сожалению, в этом вопросе мы испытываем серьезный дефицит. Поэтому особенно ценным для нас оказался визит в Чили в 1996 году, где мы получили много информации и реальную возможность познакомиться с работой пенсионных фондов. Мы благодарны господину Педро Короне, Президенту ФИАП за гостеприимство и внимание, которое он оказал нашей делегации во время визита. В июне прошлого года Ассоциация пенсионных фондов Казахстана инициировала, организовала и провела в г. Алматы Первую Казахстанскую Международную конференцию на которой присутствовали гости из 15 государств, в том числе из Чили, Перу, Сальвадора, США, Финляндии и 8 государств бывшего СССР.

Сегодня в новой накопительной пенсионной системе Казахстана имеются проблемы, которые необходимо решать, и в то же время, можно сказать, что пенсионная реформа в Казахстане состоялась. У нас появился собственный опыт перехода от солидарной системы к накопительной пенсионной системе, и мы готовы пригласить в Казахстан заинтересованные стороны и более подробно рассказать и показать работу наших пенсионных фондов и Ассоциации пенсионных фондов и ответить на любые вопросы.

В то же время нас очень интересует опыт других стран, в которых функционируют пенсионные фонды и наша делегация, в которой также присутствует Президент пенсионного фонда «Казахмыс» – член Ассоциации пенсионных фондов, один из лидеров в нашей стране - господин Т. Абылканов, искренне благодарна господам Педро Короне – Президенту ФИАП и Мариано Рабадану – Президенту ИНВЕРКО и другим организаторам Ассамблеи, за предоставленную возможность общения с коллегами, изучения опыта других стран и установления перспективных контактов и знакомств.

Председатель Совета Ассоциации

пенсионных фондов Казахстана Айдар Алибаев

480091, г. Алматы, ул. Толе би, 55/57

тел. (3272) 63-36-75, тел./факс (3272) 63-55-80

Читайте также: