Закон о пенсиях 319

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

Принят Государственной Думой 24 декабря 2008 года

Одобрен Советом Федерации 29 декабря 2008 года

Внести в Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 52, ст. 4920; 2003, № 1, ст. 13; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2005, № 8, ст. 605; 2006, № 23, ст. 2384; 2008, № 30, ст. 3612) следующие изменения:

а) пункт 1 дополнить подпунктами 16 - 21 следующего содержания:

"16) лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста;

17) мужчинам по достижении возраста 55 лет, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;

18) мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

19) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста;

20) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста;

21) лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15 - 30 лет и достигшим возраста 50 - 55 лет либо независимо от возраста.";

б) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.";

в) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. Условия назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, после дня вступления в силу федерального закона о профессиональных пенсионных системах применяются в том случае, если на день вступления указанного федерального закона в силу у застрахованного лица было выработано не менее половины стажа на соответствующих видах работ, необходимого для установления досрочной трудовой пенсии по старости. При соблюдении указанных условий застрахованным лицам устанавливается трудовая пенсия по старости в соответствии с настоящим Федеральным законом. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после дня вступления в силу указанного федерального закона, устанавливаются профессиональные пенсии, регулируемые соответствующим федеральным законом.";

а) подпункты 7 - 12 пункта 1 признать утратившими силу;

б) пункт 3 признать утратившим силу;

3) в статье 281 слова "с подпунктами 1 - 10 пункта 1 статьи 27 и подпунктами 7 - 9 пункта 1 статьи 28 настоящего Федерального закона" заменить словами "с подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона";

в абзацах первом и втором слова "и подпунктах 7 - 13 пункта 1 статьи 28" исключить;

абзац третий признать утратившим силу;

б) пункт 9 изложить в следующей редакции:

"9. Оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, в следующие сроки:

застрахованным лицам, занятым на соответствующих видах работ, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, - не позднее 1 января 2011 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом;

остальным застрахованным лицам - не позднее 1 января 2013 года, а в случае назначения этим лицам трудовой пенсии до указанной даты одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом.

При этом применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ (а в необходимых случаях заработка застрахованного лица), который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.".

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Положения подпунктов 19 - 21 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части исключения требования осуществления деятельности в государственных и муниципальных учреждениях распространяются на правоотношения, возникшие с 3 июня 2004 года.

3. Положение абзаца второго пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части установления тождественности профессиональной деятельности распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.

4. Сохраняются размеры страховой части трудовых пенсий, установленных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с применением абзаца третьего пункта 5 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Законодательное регулирование пенсионного обеспечения осуществляется рядом правовых актов. Основные моменты, касающиеся страховых пенсионных начислений, установлены в ФЗ «О страховых пенсиях ». Акт был принят в 2013 году с целью модификации пенсионной системы, устранения имеющихся проблем и увеличения размер выплат до уровня трёх прожиточных минимумов к 2030 году.

Федеральный закон о страховых пенсиях

Закон «О страховых пенсиях» N 400-ФЗ был введён в действие как часть пенсионной реформы. Правительство полагало, что без изменения ряда принципов невозможно обеспечить гражданам достойный уровень выплат.

Среди основных моментов, содержащихся в новом правовом акте, отмечают:

  • условия, при которых назначаются выплаты;
  • стаж, необходимый для назначения выплат;
  • размер отчислений;
  • порядок, в котором выплаты назначаются;
  • права граждан, касающиеся досрочного получения;

Правовой акт устанавливает, что в РФ имеется три основных вида отчислений данного типа: по старости, по инвалидности и по потере кормильца. При этом определяются условия, при которых каждый тип может быть начислен. Среди них наличие определённого стажа, возраст и так далее.

Порядок расчёта страхового стажа

Для определения страхового стажа, то есть срока, который учитывается в процессе назначения отчислений, необходимо выяснить, какая часть трудовой деятельности сопровождалась оплатой страховых взносов в ПФР.

Следующая деятельность приравнена к трудовой в плане расчёта стажа:

  • служба в вооружённых силах, а также иная приравненная к ней служба;
  • срок, в течение которого лицо не имело официальной работы и стояло на учёте для получения пособия;
  • период ухода родителя за своим ребёнком до достижения им возраста полутора лет. Общий срок не должен превышать шесть лет;
  • срок, когда лицо было временно нетрудоспособным;
  • срок отбывания наказания за совершение противоправных деяний, если впоследствии такое наказание признано незаконным;
  • период ухода за лицом, достигшим 80 лет или инвалидом первой группы;
  • срок, в течение которого супруги военных находятся без возможности трудоустройства, так как в определённой местности рабочие места отсутствуют. Общий срок не должен превышать пять лет;
  • период, когда супруги граждан трудились за пределами РФ по направлению дипломатии.

Данные временные отрезки могут быть зачислены в стаж только при условии, что лицо имело работу ранее или после, и его работодатель оплачивал взносы в ПФР. Также лицо могло заниматься предпринимательством.

Стаж рассчитывается путём сложения сроков трудовой деятельности. Если в один и тот же период имеется два места трудоустройства или ведения иной деятельности, засчитывается одно любое на выбор лица.

Определение размера выплат

Определить размер выплат можно в соответствии с формулой, представленной в статье 15 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Формула выглядит следующим образом:

Размер = коэффициент*стоимость коэффициента на день начала выплат.

Коэффициент рассчитывается по следующей формуле:

Коэффициент = (коэффициент за периоды до 2015 года + коэффициент за периоды после 1 января 2015 года) * коэффициент повышения, если он применяется.

Отдельно потребуется рассчитать коэффициент за периоды до 2015 года (ИПКс) и после (ИПКн). Так, в первом случае формула следующая:

ИПКс = размер страховой части / стоимость каждого коэффициента + сумма коэффициентов за каждый период.

При расчёте пенсий по потере кормильца или по инвалидности используются дополнительные коэффициенты.

Сроки осуществления выплат

Закон о страховых пенсиях в статье 22 определяет, что выплаты назначаются со дня обращения. При этом необходимо, чтобы гражданин имел право на начисление.

Под днём обращения понимается день, когда гражданин подал соответствующее заявление и все требуемые документы в ПФР. Если какие-то документы отсутствуют, то ПФР разъясняет этот момент заявителю и даёт трёхдневный срок для их донесения. В противном случае срок будет рассчитываться снова.

Пенсия может быть назначена ранее дня обращения в следующих случаях:

  • со дня увольнения с последнего места работы, если лицо обратилось в ПФР в тридцатидневный срок;
  • по инвалидности – с даты признания лица инвалидом, если он обратился за пенсией в срок, не превышающий календарный год;
  • по потере кормильца – с момента признания лица нуждающимся, если заявление подаётся в течение года.

Срок рассмотрения заявления составляет десять дней.

Досрочное начисление

В соответствии с ФЗ «О страховых пенсиях» в Российской Федерации пенсия может быть назначена досрочно, если лицо имеет коэффициент не менее 30, в следующих случаях:

  • при наличии стажа 10 и 7,5 лет (для мужчин и женщин соответственно), при подземных работах, а также при осуществлении трудовой деятельности в иных вредных условиях. При этом общий стаж должен быть не менее 20 и 15 лет;
  • выход на пенсию сокращается на 5 лет, если мужчины работали при тяжёлых условиях не менее 12,5 лет, а женщины – 10, при этом общий стаж должен быть 25 и 20 лет соответственно. Также условие распространяется при работе в локомотивных бригадах, в шахтах, на рудниках, в экспедициях и на полевых работах, при лесозаготовках, в портах на определённых должностях;
  • выход на пенсию для женщин сокращается на 5 лет, если они отработали по профессии тракторист-машинист или машинист при строительных работах от 15 лет, а общий стаж составляет от 20. Данная льгота распространяется на женщин при работе от 20 лет в текстильной промышленности.

Статья 30 закона о страховых пенсиях перечисляет полный перечень работ, по которым пенсия может быть назначена раньше.

Последние изменения и дополнения

В 2018 году пенсионная система в России претерпела существенные изменения, соответственно, не обошлось и без внесения правок и дополнений в текст правового акта.

Основные изменения следующие:

  • пенсионный возраст был увеличен до 65 лет для мужчин и до 60 – для женщин;
  • при наличии стажа в 42 года у мужчин и 37 у женщин пенсия может быть назначена на 2 года ранее;
  • устанавливается иной порядок индексации размера пенсионных выплат на основе индекса роста цен;
  • пенсия ранее установленного срока может быть назначена женщине, имеющей от 4 детей, если ей исполнилось 56 лет, и у неё имеется стаж от 15 лет, а при наличии трёх детей – с 57 лет.

Основным нововведением является повышение пенсионного возраста до 60 лет у женщин и до 65 лет — у мужчин.

Закон о страховых пенсиях с изменениями вступил в силу не сразу, а начиная с 2019 года.

Законодательное регулирование

Правовое регулирование пенсионной системы в России регулируется несколькими правовыми актами, важное значение среди которых занимает ФЗ «О страховых пенсиях». В 2018 году акт претерпел ряд изменений, существенно меняющих систему в целом. Изменились не общие принципы, а конкретные особенности, в первую очередь – возраст, в котором граждане получают право на начало начисления пенсий.

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
26 июля 2018 года

Одобрен
Советом Федерации
28 июля 2018 года

Внести в пункт 1 статьи 11 Семейного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16) следующие изменения:

1) абзац первый изложить в следующей редакции:

"1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи заявления в орган записи актов гражданского состояния в дату и во время, которые определены лицами, вступающими в брак, при подаче ими заявления о заключении брака.";

2) абзац второй изложить в следующей редакции:

"При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца со дня подачи заявления о заключении брака.".

Внести в Федеральный закон от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 47, ст. 5340; 2012, N 31, ст. 4322; N 47, ст. 6394; 2013, N 30, ст. 4075; 2015, N 1, ст. 70; 2016, N 26, ст. 3888; 2017, N 52, ст. 7918; 2018, N 1, ст. 56) следующие изменения:

1) в пункте 1 статьи 26:

а) дополнить новым абзацем седьмым следующего содержания:

"выбранные дата и время государственной регистрации заключения брака.";

б) абзацы седьмой - двенадцатый считать соответственно абзацами восьмым - тринадцатым;

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Заключение брака и государственная регистрация заключения брака производятся по истечении месяца и не позднее двенадцати месяцев со дня подачи совместного заявления о заключении брака в орган записи актов гражданского состояния.

Дата и время государственной регистрации заключения брака определяются лицами, вступающими в брак, при подаче ими совместного заявления о заключении брака в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона, посредством выбора доступных даты и времени из интервалов, определенных выбранным органом записи актов гражданского состояния в федеральной информационной системе.

Дата и время государственной регистрации заключения брака в дальнейшем не могут быть изменены, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи.";

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. По совместному заявлению лиц, вступающих в брак, заключение брака и государственная регистрация заключения брака могут быть произведены до истечения месяца со дня подачи заявления в орган записи актов гражданского состояния в соответствии с положениями пункта 1 статьи 11 Семейного кодекса Российской Федерации.

По совместному заявлению лиц, вступающих в брак, дата и (или) время государственной регистрации заключения брака, определенные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, могут быть изменены руководителем органа записи актов гражданского состояния.".

Внести в статью 1 Федерального закона от 20 декабря 2017 года N 395-ФЗ "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 52, ст. 7918) следующие изменения:

1) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3) абзацы седьмой и восьмой считать соответственно абзацами восьмым и девятым;";

2) в пункте 4 слово "восьмой" заменить словом "девятый", слово "девятым" заменить словом "десятым";

3) в пункте 5 слова "девятый - одиннадцатый" заменить словами "десятый - двенадцатый", слова "десятым - двенадцатым" заменить словами "одиннадцатым - тринадцатым";

4) в пункте 6 слово "двенадцатый" заменить словом "тринадцатый", слово "тринадцатым" заменить словом "четырнадцатым".

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 октября 2018 года.

Президент
Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль
3 августа 2018 года
N 319-ФЗ


3 октября 2018 года принят Федеральный закон от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", вступает в силу 1 января 2019 г., часть поправок 1 января 2025 г.

Возраст выхода на пенсию для мужчин будет увеличен до 65 лет, а для женщин — до 60 лет (то есть трудоспособный возраст повысится на 5 лет для обоих полов). Повышение будет происходить поэтапно — с шагом по году в год, однако в первые два года переходного периода (2019 и 2020 гг.) граждане, которые по старому законодательству должны были достичь пенсионного возраста в 2019-2020 гг., смогут оформить выплаты досрочно (на 6 месяцев раньше нового пенсионного возраста, см. таблицу).

  • Возможность досрочного выхода на пенсию для многодетных матерей. Женщины, у которых трое детей, смогут выйти на пенсию на три года раньше установленного срока, если четверо детей — раньше на четыре года, для женщин с пятью и более детьми сохранится возможность выхода на пенсию в 50 лет. (ст. 32 ФЗ № 400 от 28.12.2013 "О страховых пенсиях")
  • Льготы для граждан, которые по старому законодательству должны были выйти на пенсию в следующие два года, — право оформить пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста. (п.п. 6,7 ст. 30 ФЗ № 350)
  • Установление для работодателей административной или даже уголовной ответственности за увольнение сотрудников предпенсионного возраста или за отказ в приеме на работу таких граждан по причине их возраста.
  • Увеличение максимального размера пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста с 4900 рублей до 11280 рублей, начиная с 1 января 2019 года, период выплаты будет установлен в один год.
  • Оставить прежними действующие условия назначения пенсии для коренных малочисленных народов Севера.
  • Введение 25‑процентнойнадбавки к страховой пенсии для неработающих пенсионеров, проживающих вселе, стаж которых в сельском хозяйстве составляет не менее 30-ти лет. (ч. 14 ст. 17 ФЗ № 400 от 28.12.2013 "О страховых пенсиях")
  • Уменьшение трудового стажа, дающего право на досрочный выход на пенсию на три года, то есть для женщин он будет составлять 37 лет, а для мужчин — 42 года. (ч. 1.2 ст. 8 ФЗ № 400 от 28.12.2013 "О страховых пенсиях")
  • Сохранение всех федеральных льгот на недвижимость, а также налоговых льгот, действующих на 31 декабря 2018 года, в течение всего переходного периода.

Специальный стаж

Специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию, не меняется для граждан, работающих на Крайнем Севере и в приравненных районах. Общеустановленный пенсионный возраст будет поэтапно повышен на 5 лет для мужчин и женщин (до 60 и 55 лет соответственно).

Специальный стаж, дающий право на досрочную пенсию (составляет от 25 до 30 лет), не меняется для педагогических и медицинских работников. При этом будет постепенно переноситься срок обращения за пенсией.

Повышение пенсионного возраста для государственных служащих

С 2017 года возраст начал постепенно увеличиваться ежегодно по полгода до 65 лет для мужчин и до 63 лет для женщин.

С 1 января 2021 года увеличится шаг повышения пенсионного возраста государственным служащим – по году в год.

Социальные пенсии

Закон предусматривает изменения, связанные с возрастом выхода на социальную пенсию. Гражданам, которые не работали или не приобрели полноценного стажа, необходимого для получения страховой пенсии, социальную пенсию будут назначать не в 60 (женщинам) и 65 лет (мужчинам), а в 65 и 70 лет соответственно. Данные изменения также будут проводиться постепенно. У граждан, имеющих значительные нарушения жизнедеятельности, имеется право обратиться за установлением инвалидности и при положительном решении получать социальную пенсию по инвалидности (независимо от возраста). В полном объеме сохраняются пенсии по инвалидности. Лицам, потерявшим трудоспособность, эти пенсии назначаются независимо от возраста при установлении группы инвалидности.

Гарантии гражданам предпенсионного возраста

Для работодателей вводится административная и уголовная ответственность за увольнение работников предпенсионного возраста, а также за отказ в приеме на работу по причине их возраста. Помимо этого, за работодателем закрепляется обязанность ежегодно предоставлять работникам предпенсионного возраста 2 дня на бесплатную диспансеризацию с сохранением заработной платы.

С 1 января 2019 года увеличивается максимальный размер пособия по безработице с 4900 рублей до 11280 рублей - период такой выплаты устанавливается в один год.

Пенсионные баллы (коэффициенты)

Стоимость одного пенсионного коэффициента в 2019 году устанавливается в размере, равном 87 рублям 24 копейкам, в 2020 году - 93 рублям 00 копейкам, в 2021 году - 98 рублям 86 копейкам, в 2022 году - 104 рублям 69 копейкам, в 2023 году - 110 рублям 55 копейкам, в 2024 году - 116 рублям 63 копейкам. (п. 7 ст. 10 ФЗ № 350)

Формула расчета страховой пенсии по старости

СП = ИПК * СПК + (ФВ * КвФВ),

где СП - размер страховой пенсии по старости;

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент;

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости (СПК на 2018 год = 81,49 рублей), (СПК на 2019 год = 87,24 рублей);

ФВ - фиксированная выплата к страховой пенсии (ФВ на 2018 год = 4982,90 рублей), (ФВ на 2019 год = 5334,19 рублей) С 1 января 2019 года до 1 января 2025 года индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии производиться не будет (Федеральный закон от 03.10.2018 N 350-ФЗ)

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с 1 января 2019 года устанавливается в сумме, равной 5334 рублям 19 копейкам, с 1 января 2020 года - 5686 рублям 25 копейкам, с 1 января 2021 года - 6044 рублям 48 копейкам, с 1 января 2022 года - 6401 рублю 10 копейкам, с 1 января 2023 года - 6759 рублям 56 копейкам, с 1 января 2024 года - 7131 рублю 34 копейкам.;

КвФВ - коэффициент повышения ФВ, применяется при отсрочке обращения за назначением страховой пенсии.

ИПК определяется по формуле:

ИПК = (ИПКс + ИПКн) * КвСП,

где ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости;

ИПКс - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до 01.01.2015. (Величина ИПКс состоит из суммы, полученной при делении размера ежемесячной выплаты гражданину страховой части трудовой пенсии по состоянию на 31.12.2014 без учета фиксированного базового размера и накопительной части пенсии на стоимость одного пенсионного коэффициента (балла) (СПКк), а также суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных периодов, имевших место до 01.01.2015 (НПi), деленной на коэффициенты, для исчисления размера страховой пенсии по старости равных 1);

ИПКн - индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с 01.01.2015, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости. (Величина ИПКн состоит из суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов и суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов (НПi), деленной на коэффициенты, для исчисления размера страховой пенсии по старости равных 1);

КвСП - коэффициент повышения ИПК, применяется при отсрочке обращения за назначением страховой пенсии.

Коэффициенты иного засчитываемого в страховой стаж периода для расчета страховой пенсии по старости

Коэффициент за полный календарный год иного засчитываемого в страховой стаж периода

  • Период прохождения военной службы по призыву - 1,8
  • Период ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет - 1,8
  • Период ухода одного из родителей за вторым ребенком до достижения им возраста полутора лет - 3,6
  • Период ухода одного из родителей за третьим или четвертым ребенком до достижения каждым из них возраста полутора лет - 5,4
  • Период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет - 1,8
  • Период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности - 1,8
  • Период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, постоянные представительства РФ при международных организациях, торговые представительства РФ в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений РФ (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности - 1,8
  • Период, в течение которого лица, необоснованно привлеченные к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированные, были временно отстранены от должности (работы) в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации - 1,8
  • Период службы и (или) деятельности (работы), предусмотренный Федеральным законом от 04.06.2011 N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения для отдельных категорий граждан" - 1,8

В случае, если периоды ухода совпадают по времени, коэффициент за полный календарный год указанных периодов определяется как сумма коэффициентов.

В случае, если продолжительность иного периода составляет менее полного года, коэффициент определяется исходя из фактической продолжительности соответствующего иного периода. При этом один месяц иного периода составляет 1/12 часть коэффициента за полный календарный год, а один день - 1/360 часть коэффициента за полный календарный год.

Расчеты по иным категориям граждан и иным видам пенсий будут проведены позже.

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.

2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий", а другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3. Утратил силу с 1 января 2010 г.

4. При установлении до 1 января 2004 года трудовых пенсий, полагающихся в соответствии с настоящим Федеральным законом лицам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, применяются соответственно I, II и III группы инвалидности.

Комментарий к Ст. 31 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ законы подлежат официальному опубликованию; неопубликованные законы не применяются. Там же установлено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Порядок опубликования и вступления в силу федеральных законов установлен Федеральным законом от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" , согласно ст. 4 которого (в ред. Федерального закона от 22 октября 1999 г. N 185-ФЗ ) официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете" или Собрании законодательства Российской Федерации.
--------------------------------
СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801.

СЗ РФ. 1999. N 43. Ст. 5124.

Текст комментируемого Закона опубликован в "Парламентской газете" (N N 238 - 239 от 20 декабря 2001 г.), "Российской газете" (N 247 от 20 декабря 2001 г.) и в Собрании законодательства Российской Федерации (выпуск N 52 от 24 декабря 2001 г. (часть I), ст. 4920). Таким образом, днем официального опубликования комментируемого Закона является 20 декабря 2001 г.

Как предусмотрено в ст. 6 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Соответственно, в п. 1 комментируемой статьи и установлен такой "другой" порядок вступления в силу комментируемого Закона - данный Закон (все его нормы, без каких-либо исключений) вступил в силу с 1 января 2002 г.

С этой же даты вступил в силу и Закон 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении (дата определена непосредственно названным Законом). Закон 2001 г. об обязательном пенсионном страховании вступил в силу со дня его официального опубликования, т.е. с 20 декабря 2001 г.

В отношении изменений, внесенных в комментируемый Закон (см. введение), следует отметить, что эти изменения вступили в силу в следующем порядке:

внесенные Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ - с 30 июля 2002 г. (со дня официального опубликования Закона);
--------------------------------
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3033.

внесенные Федеральным законом от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ - с 31 декабря 2002 г. (со дня официального опубликования Закона);
--------------------------------
СЗ РФ. 2003. N 1. Ст. 13.

внесенные Федеральным законом от 29 ноября 2003 г. N 154-ФЗ - с 1 января 2004 г. (с даты, непосредственно указанной в Законе);
--------------------------------
СЗ РФ. 2003. N 48. Ст. 4587.

внесенные Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ - с 1 июля 2004 г. (со дня официального опубликования Закона);
--------------------------------
СЗ РФ. 2004. N 27.

внесенные Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ - с 1 января 2005 г. (с даты, непосредственно указанной в Законе);
--------------------------------
СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

внесенные Федеральным законом от 14 февраля 2005 г. N 3-ФЗ - с 1 марта 2005 г. (с даты, непосредственно указанной в Законе);
--------------------------------
СЗ РФ. 2005. N 8. Ст. 605.

внесенные Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 70-ФЗ - с 19 июня 2006 г. (по истечении 10 дней после дня официального опубликования Закона);
--------------------------------
СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2377.

внесенные Федеральным законом от 3 июня 2006 г. N 77-ФЗ - с 19 июня 2006 г. (по истечении 10 дней после дня официального опубликования Закона);
--------------------------------
СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2384.

внесенные Федеральным законом от 24 сентября 2007 г. N 223-ФЗ - с 1 октября 2007 г. (с даты, непосредственно указанной в Законе);
--------------------------------
СЗ РФ. 2007. N 40. Ст. 4711.

внесенные Федеральным законом от 1 ноября 2007 г. N 244-ФЗ - с 1 декабря 2007 г. (с даты, непосредственно указанной в Законе);
--------------------------------
СЗ РФ. 2007. N 45. Ст. 5421.

внесенные Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 312-ФЗ - с 1 января 2008 г. (с даты, непосредственно указанной в Законе);
--------------------------------
СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6073.

внесенные Федеральным законом от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ - с 1 января 2009 г. (с даты, непосредственно указанной в Законе);
--------------------------------
СЗ РФ. 2008. N 18. Ст. 1942.

внесенные Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 146-ФЗ - с 1 января 2009 г. (с даты, непосредственно указанной в Законе);
--------------------------------
СЗ РФ. 2008. N 30. Ч. I. Ст. 3602.

внесенные Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ - с 25 июля 2008 г. (со дня официального опубликования Закона);
--------------------------------
СЗ РФ. 2008. N 30. Ч. I. Ст. 3612.

внесенные Федеральным законом от 22 декабря 2008 г. N 269-ФЗ - с 1 марта 2009 г. (с даты, непосредственно указанной в Законе);
--------------------------------
СЗ РФ. 2008. N 52. Ч. I. Ст. 6224.

внесенные Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 319-ФЗ - с 31 декабря 2008 г. (со дня официального опубликования Закона);
--------------------------------
СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 27.

внесенные Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 72-ФЗ - с 1 декабря 2009 г. (с даты, непосредственно указанной в Законе);
--------------------------------
СЗ РФ. 2009. N 18. Ч. I. Ст. 2152.

внесенные Федеральным законом от 29 июня 2009 г. N 130-ФЗ - с 1 июля 2009 г. (со дня официального опубликования Закона);
--------------------------------
СЗ РФ. 2009. N 26. Ст. 3128.

внесенные Федеральным законом от 30 июня 2009 г. N 142-ФЗ - с 13 июля 2009 г. (по истечении 10 дней после дня официального опубликования Закона);
--------------------------------
СЗ РФ. 2009. N 27. Ст. 3265.

внесенные Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ - с 1 января 2010 г. и с 1 января 2015 г. (с дат, непосредственно указанных в Законе);
--------------------------------
СЗ РФ. 2009. N 30. Ст. 3739.

внесенные Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ - с 1 января 2010 г. (с даты, непосредственно указанной в Законе);
--------------------------------
СЗ РФ. 2009. N 52. Ч. I. Ст. 6454.

внесенные Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ - с 1 января 2011 г. и с 1 июля 2012 г. (с дат, непосредственно указанных в Законе).
--------------------------------
СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4196.

При этом учтено, что согласно правовой позиции КС России, изложенной в Постановлении от 24 октября 1996 г. N 17-П , день, которым датируется выпуск Собрания законодательства Российской Федерации с текстом федерального закона, не может считаться днем его обнародования; указанная дата, как свидетельствуют выходные данные, совпадает с датой подписания издания в печать, и, следовательно, с этого момента еще реально не обеспечивается получение информации о содержании закона его адресатами; днем официального опубликования федерального закона согласно позиции КС России должен быть признан день опубликования его полного текста в "Российской газете" (положение о том, что официальным опубликованием федерального закона также считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", включено в норму ст. 4 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 1999 г. N 185-ФЗ, т.е. после того, как КС России рассмотрел дело).
--------------------------------
СЗ РФ. 1996. N 45. Ст. 5202.

Необходимо также отметить, что обязательность повторного опубликования в официальных изданиях полного текста федерального закона, в который внесены изменения, Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" не предусматривает (в норме ч. 4 его ст. 9 говорится лишь о возможности повторного официального опубликования в полном объеме федерального закона, в который были внесены изменения или дополнения). Достаточно лишь официального опубликования федерального закона, которым внесены изменения в ранее изданный федеральный закон. В этой связи уместно упомянуть об Определении КС России от 20 декабря 2005 г. N 515-О , которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на норму ст. 4 названного Закона, допускающей действие закона без повторного опубликования его полного текста в официальных изданиях после внесения в него изменений и дополнений.
--------------------------------
СПС.

Соответственно, текст комментируемого Закона повторно (в связи с принятием федеральных законов, внесших в него изменения) официально не опубликовывался.

2. В пункте 2 комментируемой статьи установлено, что со дня вступления в силу комментируемого Закона, т.е. с 1 января 2002 г.:

во-первых, утрачивают силу Закон 1990 г. о государственных пенсиях и Федеральный закон "О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий";

во-вторых, другие федеральные законы, принятые до дня вступления в силу комментируемого Закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей комментируемому Закону.

Согласно данной норме упомянутым выше (см. комментарий к статье 1 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ») Постановлением Правительства РФ от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что нормативные правовые акты РФ, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу комментируемого Закона и Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении, применяются в части, не противоречащей названным Законам.

Постановлением Минтруда России от 25 марта 2002 г. N 21 утверждено разъяснение "О порядке применения п. 2 ст. 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" , согласованное с ПФР. В названном документе указано следующее:
--------------------------------
РГ. 2002. 29 мая. N 94.

с 1 января 2002 г. не подлежат применению установленные до этой даты условия и нормы пенсионного обеспечения, в отношении которых комментируемый Закон от 17 декабря 2001 г. предусматривает иное правовое решение;

условия и нормы пенсионного обеспечения, установленные до 1 января 2002 г., в отношении которых комментируемый Закон не предусматривает иного правового решения либо вообще не регулирует данную область пенсионных правоотношений, подлежат применению и после 1 января 2002 г. как не противоречащие данному Закону;

так, комментируемый Закон не определяет условия назначения досрочной пенсии безработным лицам, которая входит в число социальных гарантий для этой категории граждан, являющихся предметом правового регулирования Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (в соответствии с Федеральным законом от 20 апреля 1996 г. N 36-ФЗ изложен полностью в новой редакции) . В связи с этим п. п. 2 и 3 ст. 32 названного Закона от 19 апреля 1991 г. подлежат применению с 1 января 2002 г. как не противоречащие комментируемому Закону. При этом определение размера досрочной пенсии безработным и выплата этой пенсии осуществляются в соответствии с комментируемым Законом;
--------------------------------
Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 18. Ст. 565; СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1915.

комментируемый Закон не регулирует порядок предоставления социальных льгот, в том числе и по снижению пенсионного возраста для отдельных категорий граждан. В связи с этим нормы о снижении пенсионного возраста, предусмотренные преамбулой разд. IV и ст. ст. 30 - 37 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в соответствии с Законом РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-1 изложен полностью в новой редакции) и ст. 29 Закона 1993 г. о гарантиях и компенсациях в районах Крайнего Севера, подлежат применению с 1 января 2002 г. как не противоречащие комментируемому Закону (регулирование, содержавшееся в ст. 29 второго из названных Законов, вошло в ст. 28.1 комментируемого Закона, см. комментарий к указанной статье).

Как говорилось выше (см. комментарий к ст. 27 Закона), согласно Определению КС России от 6 марта 2003 г. N 107-О положения подп. 2 п. 1 и п. п. 2, 3 ст. 27 комментируемого Закона О трудовых пенсиях РФ, п. п. 1 и 2 комментируемой статьи подлежат применению в соответствии с их конституционно-правовым смыслом, выявленным в данном Определении. Выше также говорилось (см. комментарий к ст. 28 Закона), что Постановлением КС России от 3 июня 2004 г. N 11-П были признаны не соответствующими Конституции РФ взаимосвязанные нормативные положения подп. 10, 11, 12 п. 1 ст. 28 комментируемого Закона и п. п. 1 и 2 комментируемой статьи.

Следует также упомянуть, что в связи принятием комментируемого Закона и Закона 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении издан Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 109-ФЗ "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов в связи с принятием Федеральных законов "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" , которым признан утратившим силу целый ряд законодательных актов.
--------------------------------
СЗ РФ. 2003. N 28. Ст. 2878.

3. В первоначальной редакции п. 3 комментируемой статьи указывалось на то, что сохраняются действующие до дня вступления в силу комментируемого Закона условия и нормы установления пенсий космонавтам и летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. При этом устанавливалось, что указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав космонавтов и летно-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами данного Закона. Данный пункт утратил силу с 1 января 2010 г. в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ, которым внесен ряд изменений в комментируемый Закон, касающихся назначения трудовых пенсий гражданам из числа работников летно-испытательного состава и космонавтов, и в Закон 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении, касающихся назначения пенсий за выслугу лет указанным гражданам (см. комментарий к ст. 27.1 Закона О Пенсиях).

4. Согласно п. 4 комментируемой статьи при установлении до 1 января 2004 г. трудовых пенсий, полагающихся в соответствии с комментируемым Законом лицам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степеней, подлежали применению соответственно I, II и III группы инвалидности. Как говорилось выше, тем самым устанавливался двухлетний переходный период для применения нововведения п. 1 ст. 8 комментируемого Закона, согласно которому для назначения трудовой пенсии по инвалидности необходимо было не только наступление инвалидности, но и наличие ограничения способности к трудовой деятельности III, II или I степени, определяемой по медицинским показаниям (см. комментарий к указанной статье).

Необходимо упомянуть об Определении КС России от 21 декабря 2006 г. N 602-О , которым отказано в принятии к рассмотрению жалобы на положения данного пункта и п. 1 ст. 8, п. 1 ст. 15 комментируемого Закона. Заявитель указывал, что оспариваемые нормы нарушают его конституционные права, поскольку предусматривают с 1 января 2004 г. установление для инвалидов размера базовой части пенсий в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности, а не от группы инвалидности (как это было установлено ранее действовавшим законодательством) и распространяются не на всех инвалидов, а только на проходящих переосвидетельствование после этой даты.
--------------------------------
СПС.

В указанном же Определении КС России отметил следующее:

в комментируемом Законе федеральный законодатель изменил по сравнению с ранее действовавшим законодательством критерий определения размера базовой части трудовой пенсии. Изменение правового регулирования, как указывал КС России в своих решениях, само по себе не влечет нарушения конституционных прав граждан, если при этом не нарушаются конституционные принципы равенства, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающие правовую определенность, сохранение стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики в социальной сфере (Постановления от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 26 декабря 2002 г. N 17-П; Определение от 4 декабря 2003 г. N 415-О);

дифференциация размера базовой части пенсии по инвалидности в зависимости от степени ограничения способности к трудовой деятельности имеет целью установить более высокий уровень пенсионного обеспечения для лиц, полностью утративших способность к труду и, следовательно, к получению какого-либо заработка взамен утраченного. Вместе с тем гражданам, сохранившим в той или иной мере способность к трудовой деятельности, базовая часть пенсии устанавливается в более низком размере - с учетом возможности продолжения ими трудовой деятельности.

Читайте также: