Закон о пфр консультант

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2019 год

Принят Государственной Думой 23 сентября 2020 года

Одобрен Советом Федерации 7 октября 2020 года

1. Утвердить отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) за 2019 год:

1) общий объем доходов бюджета Фонда в сумме 8 780 997 005,2 тыс. рублей, из них 8 720 193 222,5 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета в сумме 3 308 710 623,1 тыс. рублей и бюджетов субъектов Российской Федерации в сумме 3 322 817,8 тыс. рублей;

2) общий объем расходов бюджета Фонда в сумме 8 627 131 752,7 тыс. рублей, из них 8 564 312 635,6 тыс. рублей в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии;

3) объем профицита бюджета Фонда в сумме 153 865 252,5 тыс. рублей, сложившегося исходя из профицита бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 155 880 586,9 тыс. рублей и дефицита бюджета Фонда в части, связанной с формированием средств для финансирования накопительной пенсии, в сумме 2 015 334,4 тыс. рублей.

2. Утвердить следующие показатели исполнения бюджета Фонда:

1) доходы бюджета Фонда по кодам классификации доходов бюджетов за 2019 год согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону;

2) структура расходов бюджета Фонда за 2019 год согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону;

3) источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда по кодам классификации источников финансирования дефицитов бюджетов за 2019 год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.

Президент Российской Федерации В.Путин

15 октября 2020 года

Приложение 1к Федеральному закону"Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2019 год"

Доходы бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по кодам классификации доходов бюджетов за 2019 год

Кассовое исполнение

Налоговые и неналоговые доходы

0001 00 00000 00 0000 000

Страховые взносы на обязательное социальное страхование

0001 02 00000 00 0000 000 0001 02 02000 00 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии

1821 02 02010 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии

1 02 02020 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно)

1821 02 02030 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периодыс 2002 года по 2009 год включительно)

1821 02 02031 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды с 2002 года по 2009 год включительно)

1821 02 02032 06 0000 160

Взносы организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии

1821 02 02080 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года)

1821 02 02100 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2013 года)

1821 02 02110 06 0000 160

Взносы, уплачиваемые организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии

1821 02 02120 06 0000 160

Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального законаот 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии

1821 02 02130 06 0000 160

Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 части 1 статьи 30 Федерального законаот 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии

182 1 02 02131 06 0000 160

Страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального законаот 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии

1821 02 02132 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии

1821 02 02140 06 0000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии

1821 02 02150 06 0000 160

Дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию и взносы работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации

3921 02 02041 06 0000 160

Страховые взносы, уплачиваемые лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, зачисляемые в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату страховой пенсии

3921 02 02042 06 0000 160

Налоги на совокупный доход

0001 05 00000 00 0000 000

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

0001 05 01000 00 0000 110

Минимальный налог, зачисляемый в бюджеты государственных внебюджетных фондов (уплаченный (взысканный) за налоговые периоды, истекшие до 1 января 2011 года)

1821 05 01030 01 0000 110

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам

0001 09 00000 00 0000 000

Недоимка, пени и штрафы по страховым взносам

0001 09 08000 00 0000 140

Недоимка, пени и штрафы по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации

1821 09 08020 06 0000 140

Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года)

1821 09 10000 06 0000 160

Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии(по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года)

1821 09 10010 06 0000 160

Страховые взносы в виде фиксированного платежа, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату накопительной пенсии (по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года)

1821 09 10020 06 0000 160

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

0001 11 00000 00 0000 000

Доходы от размещения средств бюджетов

0001 11 02000 00 0000 120

Доходы от размещения средств Пенсионного фонда Российской Федерации, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную пенсию

3921 11 02050 06 0000 120

Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации

3921 11 02051 06 0000 120

Доходы от временного размещения Пенсионным фондом Российской Федерации средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную пенсию, а также доходы от реализации (погашения) активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений

3921 11 02052 06 0000 120

Доходы от временного размещения Пенсионным фондом Российской Федерации средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию и взносов работодателя в пользу застрахованных лиц, уплачивающих дополнительные страховые взносы на накопительную пенсию

3921 11 02053 06 0000 120

Доходы Пенсионного фонда Российской Федерации от инвестирования средств резерва по обязательному пенсионному страхованию

3921 11 02200 06 0000 120

Доходы от инвестирования средств резерва Пенсионного фонда Российской Федерации по обязательному пенсионному страхованию

3921 11 02210 06 0000 120

Доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственногои муниципального имущества(за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)

0001 11 05000 00 0000 120

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и созданных ими учреждений (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений)

0001 11 05030 00 0000 120

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации

3921 11 05036 06 0000 120

Прочие доходы от использования имущества и прав, находящихся в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)

0001 11 09000 00 0000 120

Прочие поступления от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (за исключением имущества бюджетных и автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)

0001 11 09040 00 0000 120

Прочие поступления от использования имущества, находящегося в оперативном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации

3921 11 09046 06 0000 120

Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства

0001 13 00000 00 0000 000

Доходы от компенсации затрат государства

0001 13 02000 00 0000 130

Доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией имущества

0001 13 02060 00 0000 130

Доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за Пенсионным фондом Российской Федерации

3921 13 02066 06 0000 130

Прочие доходы от компенсации затрат государства

0001 13 02990 00 0000 130

Прочие доходы от компенсации затрат бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации

3921 13 02996 06 0000 130

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

0001 14 00000 00 0000 000

Доходы от реализации имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности(за исключением движимого имущества бюджетных и автономных учреждений,а также имущества государственныхи муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных)

0001 14 02000 00 0000 000

Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (в части реализации основных средств по указанному имуществу)

3921 14 02060 06 0000 410

Доходы от реализации имущества, находящегося в оперативном управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)

3921 14 02060 06 0000 440

Средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства (в части реализации основных средств по указанному имуществу)

000114 03000 00 0000 410

Средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, обращенного в доход государства (в части реализации основных средств по указанному имуществу)

1671 14 03060 06 0000 410

Средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, обращенного в доход государства (в части реализации основных средств по указанному имуществу)

1801 14 03060 06 0000 410

Средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, обращенного в доход государства (в части реализации основных средств по указанному имуществу)

1881 14 03060 06 0000 410

Средства от распоряжения и реализации конфискованного и иного имущества, обращенного в доход государства (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)

0001 14 03000 00 0000 440

Средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, обращенного в доход государства (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)

1671 14 03060 06 0000 440

Средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, обращенного в доход государства (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)

1801 14 03060 06 0000 440

Средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений, обращенного в доход государства (в части реализации материальных запасов по указанному имуществу)

1881 14 03060 06 0000 440

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

0001 16 00000 00 0000 000

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджетов государственных внебюджетных фондов)

0001 16 20000 00 0000 140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации)

1001 16 20010 06 0000 140

Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах и о конкретных видах обязательного социального страхования, бюджетного законодательства (в части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации)

3921 16 20010 06 0000 140

Денежные взыскания (штрафы), налагаемые Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в соответствии со статьями

48 - 51 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования"

3921 16 20050 01 0000 140

Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений, и в возмещение ущерба имуществу

0001 16 21000 00 0000 140

Денежные взыскания (штрафы) и иные суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении

Я уже писал ранее что Кировский суд г. Иркутска принял решение о зачислении в мой страховой стаж периода службы в рядах СА по призыву 1976-1978 гг. в двойном размере . Как прореагировал ПФ на мое требование привести судебное решение к исполнению.

В процессе публикации текста мною (автором) выполнены примечания после абзацев для того что бы раскрыть всю степень лукавства, манипуляций и передергивания правовых норм проделанных работниками ПФ с целью запутать нас и манипулировать нашим пониманием вопроса.

ПЕНСИОННЫЙ ФОНД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-УПРАВЛЕНИЕ
ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В ИРКУТСКОМ РАЙОНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ (МЕЖРАЙОННОЕ)

На № от 19.12.2019 Уважаемый Константин Афонасьевич!

На Ваше обращение, поступившее в Управление 19.12.2019г., сообщаем.

При определении права на страховую пенсию по старости в стаж Вам учтены все периоды, указанные в. трудовой книжке, в том числе и служба в армии по призыву (в двойном размере) с учетом решения суда. Стаж с учетов 340-ФЗ составляет 23 года 4 месяца 26 днем.

  • Примечание автора: В данном абзаце ПФ пытается ввести нас в заблуждение тем что утверждает будто бы в соответствии с «Законом РФ от 20.11.1990г. №340-1 "О государственных пенсиях в РФ» армия включается в стаж лишь для определения прав на пенсию. Однако в статье 94 говорится об исчислении периодов засчитываемых в трудовой стаж.

Считаем необходимым разъяснить, что в пенсионном законодательстве существуют такие понятия как «страховой стаж» и «общий трудовой стаж».

  • Примечание автора: Да существуют, но «общий трудовой стаж» это не что иное как составная часть (до 31.12.2001г. ) «страхового стаж» который стал так называться после принятия закона №400-ФЗ .

Страховой стаж - это суммарная продолжительность периодов работы застрахованного лица и иных, приравненных к работе периодов, учитываемая при определении права па страховую пенсию. Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке.

  • Примечание автора: В данном абзаце так же мы видим попытку сослаться на то что страховой стаж якобы служит лишь для определении права па страховую пенсию. Но в пункт 2 статья 3 № 400-ФЗ конкретно написано ". и при определении права на страховую пенсию, и при исчислении ее размера страховой пенсии . "

Общий трудового стаж - это суммарная продолжительность периодов работы застрахованного лица и иных, приравненных к работе периодов, учитываемая по состоянию на 1 января 2002 года.

  • Примечание автора: По существу все верно.

Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях» (далее Закон 173-ФЗ ), либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи.

  • Примечание автора: и в этом абзаце необходимо обратить внимание что речь идет непосредственно о расчете размера трудовой (страховой) пенсии . И данные правила не касаютсярасчета трудового (страхового) стажа .
  • То есть применяются правовые нормы касающиеся расчета размера пенсии

В случае выбора оценки пенсионных прав по п. 3 статьи 30 Закона 173-ФЗ страховой стаж рассчитывается календарно , в том числе и служба в армии по призыву

  • Примечание автора: Необходимо отметить что стаж рассчитывается не календарно (очередное лукавство работников ПФ) а в календарном порядке и это уже правовая норма (одинаково прописано и с п. 3 и с п. 4 статьи 30 Закона 173-ФЗ). Но самое главное что п равовая норма"календарный порядок" ни каким образом не влияет, непосредственно, на подсчет величины периодов трудовой или иной деятельности.
  • При помощи данной нормы происходит исчислениепродолжительности этих периодов. Что означает правовая норма"календарный порядок" я уже описывал, более подробно, в соответствующей статье на моем канале.

При определении размера пенсионного капитала по п. 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ возможно применение нормы ранее действующего законодательства ( Закон РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ» ), согласно которое продолжительность некоторых периодов работы и (или) иной деятельности, включаемых в общий трудовой стаж, исчисляется в особом порядке, в частности, периоды военной по службы по призыву включаются в общий трудовой стаж в двойном размере.

  • Примечание автора: очередной подлог ПФ: в п. 4 статьи 30 Закона № 173-ФЗ, правила исчисления периодов в особом (льготном) порядке прописаны самостоятельно, без отсыло к к Закону РФ от 20.11.1990 года № 340-1.
  • Примечание автора: Но главное состоит в том что согласно пункта 3 статьи 36 №400-ФЗ Пенсионный Фонд не имеет право применять правовые нормы из п. 3 и п. 4 ст. 30 №173-ФЗ в целях исчислении продолжительности трудового - страхового стажа .
  • ПФ может лишь применять правовые нормы регулирующие исчисление размера трудовых пенсий(формулы непосредственно расчета пенсии)в целях определения размеров страховых пенсий(не страхового стажа а самой пенсии) .

При расчете размера Вашей страховой пенсии по старости оценка пенсионных прав, осуществлена в соответствии с п. 3 ст. 30 Закона 173-ФЗ , как наиболее выгодный. Применение для оценки пенсионных прав п.4 ст. 30 Закона 173-ФЗ влечет уменьшение размера пенсии.

В случае, если Вы настаиваете на включении армии в стаж в двойном размере, Что приведет к снижению размера Вашей страховой пенсии по старости, Вы вправе обратиться с соответствующим заявлением.

  • Примечание автора: В последних абзацах ПФ пытается с одной стороны напугать меня тем что если я буду настаивать на двойном размере за службу в СА , то пенсия моя будет меньше .
  • А с другой стороны Работники ПФ хотят прикрыть свои задницы, призывая меня написать заявление.
  • У ПФ появится возможность утверждать будто бы они выполнили решение суда (ведь в рушении записано: включить службу по призыву в двойном размере, но не написано каким образом) и в тоже время скроют факт обмана, относительно двойного стажа.

ФЗ об обязательном пенсионном страховании в РФ – это основной документ в сфере страхования людей, достигших пенсионного возраста. Он устанавливает порядок выплаты страховых денежных средств и пенсии. Согласно ему, урегулируются взаимоотношения между участниками ОПС . В нем содержатся правовые основы уплаты страховых взносов и другие важные моменты, о которых нужно знать пенсионерам.

Общие положения

Данный закон издан 15 декабря 2001 года. За время существования в него вносились изменения, последнее датировано 11 декабря 2018 года.

Закон начинается с общих положений. Это вступительная часть, в которой даются определения основным понятиям, рассказывается о том, что регулирует документ, какие его правовые основы.

Данным законом предусмотрено:

  • регулирование ОПС и правоотношений между субъектами;
  • права и обязанности сторон, их ответственность.

Законодательство ОПС учитывает положения, изложенные в Конституции РФ и других законах, касающихся пенсионного страхования. Изменения в этих документах могут касаться и ФЗ, поэтому за правками нужно следить.

Участники ОПС

В ней перечислены участники страхования, рассказывается о страховом случае, рисках, взносах, обязательном страховом обеспечении (ОСО), а также о процедуре снятия с учета работодателей, нотариусов и других страхователей.

Согласно закону, субъектами ОПС можно считать троих:

  • страховщика – это орган, который и выплачивает пенсии, им является ПФ РФ;
  • страхователя – это работодатели (физические лица, ИП, организации), адвокаты, нотариусы;
  • застрахованного – это человек, который непосредственно страхуется (это не только гражданин РФ, но и иностранец).

Застрахованный нуждается в ОПС при наступлении страхового случая (СС). Согласно закону с изменениями – это выход на пенсию по достижению пенсионного возраста, инвалидность или утрата единственного кормильца. В этих случаях назначается страховая пенсия (СП).

К ОСО также принадлежат:

  • дополнительные выплаты к СП фиксированного размера;
  • одноразовая или срочная пенсионная выплата;
  • выдача накопленных пенсионных средств умершего;
  • пособие на похороны, при утрате нетрудоспособности или во время родов.

Все деньги выделяются ПФ. Они поступают на счет застрахованного.

ФЗ также дает расшифровку понятию «страховой риск». Это утрата заработка или постоянного дохода при наступлении СС. ПО факту, речь идет о достижении пенсионного возраста или же инвалидности, тогда человек нуждается в страховом обеспечении.

Права и обязанности

Рассмотрим права и обязанности каждого субъекта. Согласно ФЗ, страховщик обязан:

  • контролировать достоверность информации от остальных участников;
  • подсчитывать тариф страховых взносов;
  • насчитывать и выплачивать все виды пенсий, предусмотренных законом;
  • пересчитывать сумму ОПС при подаче льготных документов;
  • составлять бюджет ПФ;
  • проводить информационную поддержку;
  • контролировать использование бюджетных средств, вести их учет и подавать отчетность;
  • ставить и снимать с учета страхователей и др.

Страховщики могут проверять поданную страхователями информацию, требовать от руководителей устранение выявленных нарушений, обмениваться информацией с государственными органами, распоряжаться денежными средствами, имеют доступ к данным о налогоплательщиках и другое.

У страхователей прав меньше. Это бесплатная информационная поддержка в сфере ОПС, защита своих прав в суде и уплата взносов на счет застрахованных лиц.

Не менее важны и обязанности. От их выполнения зависит благосостояние застрахованных лиц. Список:

  • не ущемлять права застрахованных;
  • уплачивать страховые взносы в ПФ;
  • своевременно предоставлять отчеты, а также документы для перерасчета и выплаты ОСО;
  • реагировать на нарушения, выявленные территориальными органами.

Согласно ФЗ об ОПС, застрахованные должны предоставлять достоверную информацию для назначения ОСО, своевременно сообщать обо всех изменениях, а также соблюдать все условия.

  • участвовать в усовершенствовании ОПС;
  • узнавать размер денежных средств, начисленных работодателем, знать о исчислениях и удержаниях;
  • без задержек получать ОСО;
  • уплачивать платежи за счет собственных средств и другое.

Более полная информация изложена в ФЗ об обязательном пенсионном страховании. Из него можно узнать, как не нарушать законодательство РФ и действовать в рамках закона.

Финансовая система

Это четвертая глава, в которой идется речь о том, откуда берутся деньги, как формируется бюджет, куда расходуются средства. Рассказываете о резерве, процедуре формирования накопительной пенсии и других нюансах, касающихся финансирования.

В законе говорится, что бюджет составляется страховщиком. Деньги являются собственностью ПФ и не могут использоваться в других целях. Нецелевое использование чревато уголовной ответственностью.

Федеральный закон об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации предусматривает средства, из которых формируется бюджет. Это обязательные платежи, добровольные взносы, деньги, накопленные пенсионерами и другие средства. Более подробно можно узнать из электронной версии документа.

Бывает такое, что расходы на ОПС превышают поступления. Тогда они компенсируются за счет бюджетных ассигнований. Для финансовой устойчивости обязательно создается резерв бюджета.

Использование бюджетных средств находится под контролем контролирующих органов.

Особенности уплаты платежей на ОПС

Эта глава будет одной из самых интересных к рассмотрению, поскольку фактически застрахованный может понять, какая у него будет пенсия.

В этом разделе федерального закона об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации приведен размер тарифа, указана информация, как он рассчитывается и от чего зависит. Согласно ФЗ, ставка исчисляется в зависимости от года рождения. Для лиц, родившихся до 1966 года, тариф составляет 22%, для застрахованных более молодого возраста – 16%.

Примечание! Для иностранцев, временно проживающих на территории РФ, тариф рассчитывается независимо от года рождения. Для иностранных граждан, которые постоянно живут в России, возраст имеет значение.

Что касается суммы, которую сплачивают страхователи, то она рассчитываются в соответствии с законодательной базой РФ.

Все изменения в федеральном законе 167 "об обязательном пенсионном страховании" выкладываются на сайте Госдумы России и ПФ. Любой желающий может ознакомиться с основными его положениями, чтобы быть в курсе всех событий, знать свои права и обязанности, своевременно обращаться в контролирующие органы, если их ущемляют.

МОСКВА, 2 декабря. /ТАСС/. Совет Федерации на заседании в среду одобрил законы о бюджетах Фонда социального страхования (ФСС), Пенсионного фонда России (ПФР) и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) на 2021-2023 годы.

Доходы бюджета ФСС прогнозируются на 2021 год в сумме 815,663 млрд рублей, в том числе по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 608,25 млрд рублей. В 2022 году доходы фонда составят 922,46 млрд рублей, в том числе по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 703,69 млрд рублей, в 2023 году - 984,31 млрд рублей (в том числе по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 753,05 млрд рублей).

Расходы бюджета фонда предусмотрены на 2021 год в сумме 833,29 млрд рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 663,25 млрд рублей (79,6% от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 111,29 млрд рублей (13,4% от общих расходов).

Расходы на 2022 год предусмотрены в размере 863,09 млрд рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 688,41 млрд рублей (79,8% от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 115,94 млрд рублей (13,4% от общих расходов). На 2023 год - в сумме 893,23 млрд рублей, из них по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 713,92 млрд рублей (79,9% от общих расходов), по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 120,79 млрд рублей (13,5% от общих расходов).

Расходы фонда на выплату пособия по временной нетрудоспособности запланированы в сумме 330,19 млрд рублей в 2021 году, 347,69 млрд рублей - в 2022 году и 368,9 млрд рублей в 2023 году.

Бюджет ПФР

Прогнозируемый общий объем доходов бюджета ПФР в 2021 году составит 9,28 трлн рублей. Общий объем расходов бюджета запланирован в сумме 9,57 трлн рублей. Дефицит бюджета составит 295 млрд рублей. Трансферт из федерального бюджета в 2021 году предусмотрен в размере 3,5 трлн руб. и сформирует 38% всех доходов фонда. Часть дефицита бюджета фонд покроет переходящими остатками 2020 года.

В документе предусмотрена индексация материнского капитала исходя из прогнозного уровня инфляции 2021 года в 3,7%, индексация страховых пенсий неработающим пенсионерам на уровне 6,3%, социальных пенсий - на уровне 2,6%. Средства бюджета ПФР будут направлены на выплату пенсий в размере 8,4 трлн рублей, на материнский капитал - 443,3 млрд рублей, на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсии, компенсаций, пособий на погребение - 632,7 млрд рублей.

В расходной части проекта бюджета ПФР также предусмотрены расходы на осуществление срочной пенсионной выплаты в 2021 году - 1 млрд рублей, в 2022 году - 1,3 млрд рублей, в 2023 году - 1,5 млрд рублей с учетом расходов на доставку. Планируемый средний размер срочной пенсионной выплаты в 2021 году составит 2 тыс. 101,36 рубля, в 2022 году - 2 тыс. 305,69 рубля, в 2023 году - 2 тыс. 510,02 рубля.

Расходы на осуществление единовременной выплаты средств пенсионных накоплений запланированы в размере 12,5 млрд рублей, 24,2 млрд рублей и 23,8 млрд рублей на период с 2021 по 2023 годы с учетом расходов на доставку. Планируемый средний размер единовременной выплаты в 2021 году составит 15,5 тыс. рублей, в 2022 году - 31,9 тыс. рублей, в 2023 году - 32,6 тыс. рублей.

Среднегодовой размер страховой пенсии по старости неработающих пенсионеров в 2021 году составит 17,443 тыс. рублей. Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом индексации на 6,3% устанавливается с 1 января 2021 года в сумме 6,044 тыс. рублей 48 копеек.

Бюджет ФОМС

Общий объем доходов бюджета ФОМС в 2021 году составит 2,533 трлн рублей, в 2022 году - 2,656 трлн рублей, в 2023 году - 2,798 трлн рублей. Основным источником доходов являются страховые взносы на обязательное медицинское страхование, на долю которых приходится в 2021 году 88,3%, в 2022 году - 88,8%, в 2023 году - 89,3%. Размер страховых взносов на ОМС запланирован на 2021 год в сумме 2,237 трлн рублей, на 2022 год - 2,359 трлн рублей, на 2023 год - 2,499 трлн рублей.

Расчет показателей бюджета фонда произведен на численность граждан, застрахованных по ОМС, по состоянию на 1 января 2020 года в количестве 145,5 млн человек, в том числе работающего населения - 65,1 млн человек, неработающего населения - 80,4 млн человек.

В бюджете фонда предусматриваются межбюджетные трансферты из федерального бюджета на 2021 год в размере 293,1 млрд рублей, на 2022 год - 293,5 млрд рублей, на 2023 год - 295,5 млрд рублей. В бюджет фонда предоставляются традиционные виды трансфертов: на компенсацию выпадающих доходов в связи с пониженными тарифами страховых взносов, на финансовое обеспечение оказания медицинской помощи по профилю "Онкология", на высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, на оплату родового сертификата.

Планирование расходов бюджета ФОМС осуществляется в рамках реализации отдельных мероприятий государственной программы "Развитие здравоохранения". Оценка расходов бюджета фонда произведена с учетом планируемых доходов на трехлетний период и прогнозируется на 2021 год в сумме 2,545 трлн рублей, на 2022 год - 2,658 трлн рублей, на 2023 год - 2,798 трлн рублей.

Правительству придется выбирать, кто ответит за материальное положение пожилых

В следующем году в Госдуму могут внести законопроект, который предлагает в корне изменить пенсионную систему и вернуться к выплатам напрямую из бюджета. Концепция сводится к тому, что пенсия – это бюджетное обязательство государства, а не страховка от потери работы, как настаивают в правительстве. О подготовке такого законопроекта рассказал «НГ» руководитель фракции партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов. У этого предложения есть критики. Хотя эксперты при Минфине ранее и сами уверяли, что на Пенсионном фонде через 55 лет можно будет повесить амбарный замок. Правда, их доводы кардинально отличались от тех, которые приводят депутаты.

Сергей Миронов сообщил «НГ» о подготовке фракцией законопроекта, «который будет содержать базовые принципы солидарной системы пенсионного обеспечения». «Мы предлагаем коренным образом изменить существующую пенсионную систему и считаем необходимым вернуться к солидарной системе пенсионного обеспечения, когда пенсии выплачиваются из госбюджета на основе трех критериев: трудового стажа, заработной платы и особых условий труда», – пояснил он. «Как это происходило в советские годы», – добавил депутат. Концепция законопроекта сводится к тому, что пенсия – это не страховка от потери работы, а бюджетное обязательство государства.

По словам депутата, схема выплат предлагается приблизительно следующая: «Нынешние взносы в Пенсионный фонд России (ПФР) переводятся напрямую в бюджет. Большая часть операций по контролю и начислению пенсий переводится в автоматический цифровой формат». Ссылаясь на обсуждения экспертов, депутат уточнил, что функции ПФР могла бы взять на себя Федеральная налоговая служба, расширив возможности личного кабинета налогоплательщика; другой вариант – цифровая платформа Госуслуги.

Критерии для назначения трудовых пенсий по старости предлагаются те же, что были до повышения пенсионного возраста: мужчины выходят на пенсию в 60 лет, женщины – в 55. «Особые категории работников (военные, работники вредных производств и т.д.) выходят раньше», – добавил Миронов.

Возникает, однако, вопрос источников финансирования. Судя по комментарию Миронова, во-первых, «происходит прямая экономия на затратах на содержание… ПФР». Во-вторых, предлагается «отменить сегодняшние льготы по сокращению пенсионного налога для богатых»: «Льгота на пенсионные взносы с доходов выше 1,292 млн руб. в год отменяется». Пусть те, кто получает сверх этого дохода, «также платят 22%», призывает депутат.

«Говорить о конкретных сроках внесения законопроекта пока рано. Надеюсь, он будет готов к весне следующего года», – уточнил «НГ» Миронов.

Пенсия как страховка от утраченного заработка или пенсия как бюджетное обязательство государства – это по факту два разных подхода, даже если в Основном законе и прописано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, что в стране формируется система пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений, что индексация пенсий осуществляется не реже одного раза в год. Как раз на примере отмененной индексации пенсий работающим пенсионерам и можно продемонстрировать ключевое отличие подходов.

Как ранее пояснял Максим Топилин, занимая еще должность министра труда (теперь – глава ПФР), правительство исходит из того, «что пенсия – это компенсация утраченного заработка». А раз человек продолжает работать и получать зарплату, то компенсировать ему нечего (см. «НГ» от 22.08.17). Аналогичный тезис снова и снова повторяли в Минфине. «Пенсия – это компенсация за утраченный заработок», – разъяснял министр финансов Антон Силуанов (см. «НГ» от 01.11.20).

Есть федеральный закон о пенсионном страховании, в котором указано, что страховым риском признается утрата гражданином заработка, а страховым случаем – достижение им пенсионного возраста.

И как показала практика, главное противоречие возникает тогда, когда пенсионный возраст гражданином достигнут, но заработок не утрачен, потому что пенсионер по той или иной причине продолжает работать.


Работающие пенсионеры на своем примере
ощутили противоречия страхового принципа.
Фото PhotoXPress.ru
Озвученные депутатами предложения вызывают споры. «Механизм государственного пенсионного страхования нельзя превратить в механизм социальной пенсии, которая и сейчас выплачивается из средств бюджета, – сказала «НГ» председатель Комиссии Общественной палаты по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов Наталья Починок. – Страховой механизм позволяет накопить в течение трудовой деятельности соразмерно взносам гражданина в пенсионную систему. Ведущие зарубежные страны не отказываются от государственного страхового компонента, дополнительно развивая индивидуальные негосударственные пенсионные программы».

При этом, как отметила эксперт, принцип солидарности присутствует и в действующей сейчас в России системе. «Интересно, что инициаторы предложения считают, что надо брать в расчет и стаж, и размер заработной платы, это характерно отчасти как раз для страхового принципа. Однако они считают, что государственная казна сможет обеспечить необходимую детализацию пенсионных накоплений и выплат», – отметила Починок и указала на свои сомнения в целесообразности предложенных преобразований.

«Из 53 стран мира, обзор пенсионных систем которых несколько лет назад осуществил Всемирный банк, только две страны не имели страховых систем: Ирландия и Новая Зеландия. Там пенсионные выплаты носят фиксированный характер», – сообщила «НГ» профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Юлия Финогенова. Отсутствие страховой системы там объясняется «довольно благоприятной демографической обстановкой, относительно малочисленным населением, отсутствием коррупции и наличием стабильно работающей экономики наряду с развитыми финансовыми рынками».

«Страховой принцип формирования пенсий в России работает, хотя и с учетом некоторых отечественных нюансов. Так, в нашей стране распространена нелегальная занятость, при которой деньги в пенсионную систему вовсе не поступают, не до конца проработаны вопросы с самозанятым населением», – пояснила эксперт.

«Пенсионная система – это производная от общего состояния экономики. Если уровень доходов российских граждан невелик, то невелики и пенсионные взносы и, как результат, пенсии», – продолжила она и предупредила о риске, что «отказ от страховой системы будет означать всеобщий переход к своеобразной уравниловке». При этом индексация тоже будет не гарантирована: например, ее может отложить нефтяной шок.

«Страховой принцип позволяет снизить нагрузку на бюджет, перекладывая ее на ПФР и организации. Прямые выплаты приведут к замене пенсий на пособия по старости, – полагает независимый пенсионный консультант Сергей Звенигородский. – К сожалению, нестраховой принцип приведет к банкротству бюджета по социальным обязательствам в течение следующих 10–15 лет».

По словам Финогеновой, некорректно поднимать вопрос об эффективности работы страховой системы как единственно возможной. «Вопрос должен подниматься относительно того, как обеспечить несколько источников пенсионного дохода», – считает она.

Резюмируя, вскоре государство, похоже, окажется перед выбором, на кого перекладывать ответственность за финансовое обеспечение пожилых. Первый вариант – полностью на бюджет, это то, что предлагается депутатами.

Второй вариант – переносить груз ответственности все больше на самого гражданина, который уже в молодости должен заботиться о своей старости, используя различные финансовые инструменты. Опрошенные «НГ» эксперты описали мягкий сценарий: совершенствование пенсионной накопительной системы при сохранении определенных обязательств государства. Но можно вспомнить, что пять лет назад эксперты при Минфине уже доводили эту логику до предела. «Пенсионная система будет постепенно сжиматься, а ее функции будут забирать на себя страхование от бедности, здравоохранение, образование, рынок труда, финансовые рынки и семья», – пояснял в 2015 году в своей статье директор Научно-исследовательского финансового института при Минфине Владимир Назаров (см. «НГ» от 07.09.15).

«Совсем молодым людям можно уже советовать забыть о пенсионной системе», – уточнял экономист. Их перспектива – самостоятельно копить на старость и работать всю жизнь, что для постиндустриального общества вполне нормально, следовало из статьи. «Сколько еще протянет эта (существующая. – «НГ») пенсионная система? Если государство будет проводить ответственную политику и не допустит коллапса, придется с этой системой жить примерно два поколения, то есть в районе 50 лет, – прогнозировал Назаров. – После этого, где-то в 2075 году, на Пенсионном фонде РФ можно повесить большой амбарный замок».

Читайте также: