Закон о социальном обслуживании инвалидов и пенсионеров
Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ
"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
С изменениями и дополнениями от:
10 января 2003 г., 22 августа 2004 г., 21 ноября 2011 г., 25 ноября 2013 г.
Принят Государственной Думой 17 мая 1995 года
Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года
ГАРАНТ:
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2015 г.
См. сравнительный анализ настоящего Федерального закона и Федеральных законов от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" и от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" (подготовлен экспертами компании "Гарант")
О социальной защите инвалидов в РФ см. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.
ГАРАНТ:
См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона
Президент Российской Федерации
2 августа 1995 года
Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Закреплен комплекс прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания. Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан. Отдельное внимание уделено вопросам профессиональной деятельности граждан пожилого возраста и инвалидов.
Определены формы социального обслуживания: социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования); срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь.
Регламентирована организация социального обслуживания, порядок осуществления контроля за деятельностью по социальному обслуживанию. Система социального обслуживания состоит из государственного, муниципального и негосударственного секторов социального обслуживания.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.
Федеральный закон от 2 августа 1995 г. N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 4 августа 1995 г. N 150, в Собрании законодательства Российской Федерации от 7 августа 1995 г. N 32 ст. 3198
Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ настоящий Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2015 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 326-ФЗ
Изменения вступают в силу с 15 января 2012 г.
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ
Утратил силу - Федеральный закон от 28.12.2013 г. N 442-ФЗ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Принят Государственной Думой 17 мая 1995 года Одобрен Советом Федерации 21 июля 1995 года (В редакции федеральных законов от 10.01.2003 г. N 15-ФЗ; от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ; от 21.11.2011 г. N 326-ФЗ; от 25.11.2013 г. N 317-ФЗ) Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе. Глава I. Общие положения Статья 1. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Статья 2. Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов Законодательство Российской Федерации о социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Если международным договором (соглашением) Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора (соглашения). Статья 3. Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах: соблюдения прав человека и гражданина; предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственности всех видов социального обслуживания; ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Статья 4. Гарантии соблюдения прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалидам возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в перечни гарантированных государством социальных услуг. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Перечень гарантированных государством социальных услуг утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом потребностей населения, проживающего на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) (Часть четвертая утратила силу - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Глава II. Права граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания Статья 5. Право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание Граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности. Статья 6. Права иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе беженцев, в сфере социального обслуживания Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе беженцы, пользуются теми же права и в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Статья 7. Права граждан пожилого возраста и инвалидов при получении социальных услуг При получении социальных услуг граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право на: уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания; выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг; согласие на социальное обслуживание; отказ от социального обслуживания; конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг; защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке. Статья 8. Право граждан пожилого возраста и инвалидов на информацию в сфере социального обслуживания Граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право получать информацию о видах и формах социального обслуживания, показаниях на получение социальных услуг и об условиях их оплаты, а также о других условиях их предоставления. Информация о социальных услугах предоставляется социальными работниками непосредственно гражданам пожилого возраста и инвалидам, а в отношении лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - их законным представителям. Граждане пожилого возраста и инвалиды, направляемые в стационарные или полустационарные учреждения социального обслуживания, а также их законные представители должны быть предварительно ознакомлены с условиями проживания или пребывания в указанных учреждениях и видами услуг, предоставляемых ими. Статья 9. Согласие на социальное обслуживание Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия граждан пожилого возраста и инвалидов на получение социальных услуг, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Согласие на социальное обслуживание лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, дается их законными представителями после получения сведений, предусмотренных в части первой статьи 8 настоящего Федерального закона. При временном отсутствии законных представителей решение о согласии принимается органами опеки и попечительства. Помещение в стационарное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов производится на основании их личного письменного заявления и подтверждается их подписью, а лиц, не достигших 14 лет, и лиц, признанных в установленном законом порядке недееспособными, - на основании письменного заявления их законных представителей. Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей допускается на основаниях и в порядке, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона, а также Законом Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". Помещение граждан пожилого возраста и инвалидов в специальные стационарные учреждения социального обслуживания осуществляется на условиях, указанных в статье 20 настоящего Федерального закона. Статья 10. Отказ от социального обслуживания Граждане пожилого возраста и инвалиды, а также их законные представители имеют право отказаться от социального обслуживания, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона. В случае отказа от социального обслуживания гражданам пожилого возраста и инвалидам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения. Отказ граждан пожилого возраста и инвалидов от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния их здоровья или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением граждан пожилого возраста и инвалидов или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях отказа. Статья 11. Конфиденциальность информации Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники учреждений социального обслуживания, виновные в разглашении профессиональной тайны, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 12. Права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания 1. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, пользуются правами, предусмотренными статьей 7 настоящего Федерального закона, а также имеют право на: 1) обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям; 2) уход, первичную медико-санитарную помощь, в том числе при стоматологических заболеваниях, предоставляемые в стационарном учреждении социального обслуживания; (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 г. N 317-ФЗ) 3)(Утратил силу - Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) 4) социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию; 5) добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья, интересов, желаний в соответствии с медицинским заключением и трудовыми рекомендациями; 6) медико-социальную экспертизу, проводимую по медицинским показаниям, для установления или изменения группы инвалидности; 7) свободное посещение их адвокатом, нотариусом, законными представителями, представителями общественных объединений и священнослужителем, а также родственниками и другими лицами; 8) бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации"; (В редакции Федерального закона от 21.11.2011 г. N 326-ФЗ) 9) предоставление им помещения для отправления религиозных обрядов, создание для этого соответствующих условий, не противоречащих правилам внутреннего распорядка, с учетом интересов верующих различных конфессий; 10) сохранение занимаемых ими по договору найма или аренды жилых помещений в домах государственного, муниципального и общественного жилищных фондов в течение шести месяцев с момента поступления в стационарное учреждение социального обслуживания, а в случаях, если в жилых помещениях остались проживать члены их семей, - в течение всего времени пребывания в этом учреждении. В случае отказа от услуг стационарного учреждения социального обслуживания по истечении указанного срока граждане пожилого возраста и инвалиды, освободившие жилые помещения в связи с их помещением в эти учреждения, имеют право на внеочередное обеспечение жилым помещением, если им не может быть возвращено ранее занимаемое ими жилое помещение. Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, являющиеся сиротами или лишенные попечительства родителей, по достижении 18 лет подлежат обеспечению жилыми помещениями вне очереди органами местного самоуправления по месту нахождения данных учреждений либо по месту их прежнего жительства по их выбору, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни; 11) участие в общественных комиссиях по защите прав граждан пожилого возраста и инвалидов, создаваемых в том числе в учреждениях социального обслуживания. 2. Дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном действующим законодательством. 3. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в государственных учреждениях социального обслуживания и нуждающиеся в специализированной медицинской помощи, направляются на обследование и лечение в медицинские организации государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения. Оплата оказания медицинской помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам в указанных медицинских организациях осуществляется в установленном порядке за счет соответствующих бюджетных ассигнований и средств медицинского страхования. (В редакции федеральных законов от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ; от 25.11.2013 г. N 317-ФЗ) 4. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, имеют право на свободу от наказаний. Не допускаются в целях наказания граждан пожилого возраста и инвалидов, или создания удобств для персонала указанных учреждений использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция граждан пожилого возраста и инвалидов. Лица, виновные в нарушении указанной нормы, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Статья 13. Трудовая деятельность граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут приниматься на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, работающим на условиях трудового договора, предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней. Граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, могут участвовать в лечебно-трудовой деятельности в соответствии с медицинскими рекомендациями. (В редакции Федерального закона от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ) Принуждение граждан пожилого возраста или инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, к лечебно-трудовой деятельности не допускается. Статья 14. Отказ от услуг стационарного учреждения социального обслуживания Граждане пожилого возраста и инвалиды, находящиеся в стационарных учреждениях социального обслуживания и не относящиеся к категории граждан, указанных в части первой статьи 15 настоящего Федерального закона, имеют право отказаться от услуг указанных учреждений. Статья 15. Ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг Ограничения прав граждан пожилого возраста и инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и могут выражаться в помещении этих граждан без их согласия в учреждения социального обслуживания в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными. Вопрос о помещении граждан пожилого возраста и инвалидов в стационарные учреждения социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей по основаниям, предусмотренным в части первой настоящей статьи, решается судом по представлению органов социальной защиты населения. Отказ от услуг стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, утративших способность удовлетворять свои основные жизненные потребности или признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания. Гражданам пожилого возраста и инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих оказания специализированной медицинской помощи в медицинских организациях, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 г. N 317-ФЗ)
Из этой статьи вы узнаете:
Какие права есть у пожилых людей
Почему права пожилых людей зачастую ущемляют
Какими законами регулируются права пожилых людей
Какими правами обладают лица, достигшие пенсионного возраста
На какую социальную помощь и поддержку со стороны государства могут рассчитывать пожилые люди
Как можно организовать занятость людей предпенсионного и пенсионного возраста
В современном обществе пожилые люди часто оказываются беззащитными перед целым рядом экономических, социальных, юридических проблем. Порой старикам не хватает необходимых знаний. В силу своих возрастных особенностей и состояния здоровья они являются наиболее уязвимой категорией населения. Старики часто становятся жертвами мошенников, не владеют достаточной информацией о своих правах, не знают, как можно истолковать тот или иной закон. О пожилых людях и защите их прав мы поговорим в этой статье.
Определение прав пожилых людей
Пенсионеры – это граждане, отошедшие от активной трудовой деятельности. Они не являются однородной группой и по-разному переходят на новый этап. Дискриминацию по возрасту как общественную проблему необходимо рассматривать с нескольких сторон. Несмотря на закон, пожилые люди часто испытывают негативное, предвзятое или несправедливое отношение к себе, а иногда даже подвергаются насилию и лишению определенных прав. К основным причинам дискриминации можно отнести инвалидность, экономическое положение, социальный статус, уровень образования, место проживания.
Нередко старикам отказывают в трудоустройстве, для них недоступны некоторые услуги. Человек преклонного возраста может подвергнуться различным формам насилия: словесному, сексуальному, психологическому, финансовому, а иногда и физическому. Больные пенсионеры зачастую лишены возможности получать необходимую медицинскую или социальную помощь. Финансовое положение стариков оставляет желать лучшего, многие из них находятся за чертой бедности. В России принят свод законов о пожилых людях. Они направлены на улучшение качества жизни лиц преклонного возраста и не содержат каких-либо ограничений, влияющих на эту категорию граждан.
Иногда наниматели отказывают людям старше 55–60 лет в приеме на работу, ссылаясь на их нетрудоспособность. Подобный аргумент является нарушением прав стариков. Закон о труде – Трудовой кодекс Российской Федерации, регулирующий трудовые отношения, – запрещает дискриминацию пенсионеров. Любой пожилой человек имеет право на занятость. Нередки ситуации, когда граждане преклонного возраста не знают законов, охраняющих их, не всегда могут правильно интерпретировать законодательную базу РФ и остаются один на один с возникшими проблемами. В молодом возрасте люди часто не задумываются о важности тех или иных нормативных правовых актов и только с годами начинают понимать актуальность законов о защите прав пожилых людей.
Законы, охраняющие права пожилых людей
Пенсионное обеспечение пожилых людей
Рекомендуемые к прочтению статьи:
Для пожилых людей, достигших возраста 80 лет, предусмотрено повышение размера фиксированной страховой части трудовой пенсии.
Социальная поддержка пенсионеров
Социальное обслуживание пожилых людей
Закон о пожилых людях и инвалидах гарантирует предоставление социальной помощи гражданам РФ в следующих формах:
Нестационарная – старикам оказывается помощь на дому, без проживания в социальном учреждении;
Полустационарная – услуги предоставляются социальным центром дневного пребывания (организация горячего питания, культурного досуга, медицинского обслуживания);
Стационарная – пожилые люди круглосуточно проживают в специальном социальном учреждении (срок пребывания определяется в индивидуальном порядке).
В России насчитывается около 4 000 предприятий социального обслуживания и 2 220 социально-культурных центров, которые предоставляют услуги в нестационарной и полустационарной формах.
Согласно закону о защите пожилых людей, более 15 миллионов граждан старшего возраста состоят в социальных учреждениях различного профиля. Специалисты служб при организации работы с пожилыми людьми учитывают все основные потребности этой категории населения. Социально активные пенсионеры нередко испытывают потребность в новых знаниях. В центрах социального обслуживания создаются университеты «третьего возраста» с различными факультетами. Обучение происходит по следующим направлениям: «Правовые основы», «Охрана здоровья», «Политические знания», «Экономическая грамотность», «Психология», «Агротехника», «Культура».
В университете «третьего возраста» пожилые люди получают:
правовые знания по вопросам собственности, наследования, дарения, завещания, имущественных отношений;
основы медицинских знаний и ЗОЖ;
психологические знания об изменениях в привычном образе жизни после выхода на пенсию, адаптации в процессе индивидуального старения, построении взаимоотношений с детьми, родственниками и сверстниками и др.
Обучение пожилых граждан в университетах «третьего возраста» способствует формированию активной гражданской позиции, повышению социальной активности пенсионеров. Новые законы о стариках в РФ разрабатываются с учетом всех современных потребностей старшего поколения. Особое внимание обращается на культурные и образовательные интересы данной категории лиц. Для этого на базе социально-культурных центров открываются курсы «Компьютерная грамотность», «Правовед», «Экономическая компетентность». Для пожилых людей, испытывающих потребность в психологической поддержке, работают телефоны доверия и горячая линия.
Одним из наиболее востребованных и экономически обоснованных направлений в деятельности центров социальной помощи является организация обслуживания стариков на дому. Такая социальная поддержка направлена на удовлетворение бытовых, медицинских, психологических и других потребностей лиц преклонного возраста.
В различных регионах действует единая модель нестационарного социального обслуживания.
Пенсионерам предоставляется комплекс услуг, предусмотренный законом об уходе за пожилыми людьми:
Доставка на дом продуктов питания, лекарственных препаратов, необходимых товаров и др.;
Предоставление хозяйственных, бытовых, гигиенических, санитарных, личных услуг;
Помощь в поддержании социальных связей пенсионера с прежним местом работы;
Предоставление медицинских услуг и лечебно-профилактической помощи в специализированных центрах здоровья или поликлиниках;
Оказание транспортных услуг;
Организация досуга по интересам.
Сегодня основной проблемой является недостаточное обеспечение социальными и медицинскими услугами стариков сельской местности, малонаселенных и отдаленных сёл и деревень.
Законом о защите пожилых людей предусмотрено внедрение новых моделей мобильной социальной службы: медицинские бригады, выездная помощь специалистов разного профиля.
Основная задача мобильных бригад – обеспечение пенсионеров доступной медицинской, социальной, психологической, юридической помощью. Благодаря этому каждый пожилой житель отдаленного села или деревни может пройти медицинский осмотр, получить консультацию юриста, представителя Пенсионного фонда РФ.
Занятость пожилых людей
Чтобы получить подробную информацию по всем
интересующим вопросам, Вы можете оставить свой телефон или
позвонить по номеру: +7-495-021-85-54
В настоящее время вопрос социального обслуживания на дому пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями регулируется не Федеральным законом от 02.08.1995 № 122-ФЗ (данный законодательный акт устарел), а Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ. Предлагаем разобраться, по каким правилам производится социальное обслуживание инвалидов и пожилых граждан в 2020 году, и какие изменения вступили в силу.
- Недостатки системы социального обслуживания, над которыми работает Правительство
- Принципы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России
- Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: права получателей услуг
- Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: обязанности получателей услуг
- Обязанности поставщиков социальных услуг в отношении потребителей услуг
- Про вправе претендовать на социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому
- Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: виды социальных услуг
- Стоимость социального обслуживания пожилых и инвалидов на дому
- Как оформляется социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому
- По каким причинам могут отказать в социальном обслуживании
- Распространенные ошибки по теме “Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому”
- Ответы на часто задаваемые вопросы по теме “Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому”
Недостатки системы социального обслуживания, над которыми работает Правительство
Каждый год Правительство реформирует сферу социального обслуживания людей с ограниченными возможностями и пенсионеров, поскольку данная область нуждается в улучшении, а социальная политика на протяжении многих лет является одним из стратегических направлений развития России.
Важно! В связи с несовершенством российской системы социального обслуживания, помимо государственных структур в этом направлении работают также негосударственные организации.
В настоящее время наблюдается 4 основных проблемы в системе социального обслуживания, над которыми работают власти:
С целью решения перечисленных проблем в 2020 году в приоритет были поставлены следующие 4 направления изменений:
● поддержку семейного ухода (оказание финансовой помощи членам семьи, готовым отказаться от трудоустройства ради ухода за нуждающимся в присмотре родственником);
● оказание медпомощи на дому (в различных формах);
● с одной стороны – недостаток информации (людям сложно отыскать интересующие их сведения);
● с другой стороны – информации становится все больше, и ее необходимо структурировать с целью обеспечения быстрого поиска требуемых в данный момент данных.
● унифицировать и усовершенствовать систему информирования людей;
● ускорить и сделать проще процесс предоставления/получения услуг;
● расширить состав цифровых сервисов;
● максимально уменьшить список запрашиваемых для оформления услуг документов.
Предпринятые в данном направлении действия:
В связи с недостатком средств в бюджете существенных прибавок к зарплате соцработников не планируется, однако, будет проведена индексация выплат на фоне официального уровня инфляции (от 4 до 5,5%).
Запущена с целью прекращения использования ветхих зданий соцобслуживания, предоставления соцуслуг большему числу сельских жителей (39,8% → 45,41%).
● строительство новых зданий соцобслуживания, реконструкция ветхих построек;
● модернизация технологического оборудования;
● увеличение степени мобильности предоставления услуг;
Целью проведения всех программ является модернизация системы соцобслуживания. Требуется, в частности:
● формирование перечня единых требований по взаимодействию с гражданами при обращении ими в КЦСОН;
● развитие информационных сервисов/систем;
● оптимизация процедур предоставления соц. услуг;
“Мы планируем и дальше задействовать ресурс некоммерческих организаций – такой опыт работы оказался весьма успешным. Доля НКО на рынке услуг социального обслуживания составила 14%, и необходимо увеличить этот показатель до 23%. А чтобы деньги шли за конкретной услугой, регионам следует дифференцированно подойти к установлению тарифов на услуги”.
Максим Топилин, Министр труда и социальной защиты России
Принципы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России
Согласно ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ, социальное обслуживание производится сотрудниками социальных служб с соблюдением следующих принципов:
- Уважение прав гражданина, достоинства личности, недопущение унижений.
- Конфиденциальность.
- Добровольный характер.
- Сбережение привычной благоприятной среды проживания.
- Адресное предоставление помощи.
- Равный и свободный доступ лиц к социальному обслуживанию без принятия во внимание религиозных убеждений, пола, возраста, расы, языка, национальности и т.д.
- Достаточное количество социальных работников (находящихся в регионе проживания получателя услуг), информационных ресурсов, финансовых и материально-технических ресурсов.
Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: права получателей услуг
Согласно ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ, получатели услуг по социальному обслуживанию имеют право на:
- Выбор поставщика (-ов) социальных услуг без какого-либо принуждения.
- Бесплатные сведения, касающиеся видов доступных социальных услуг, условий их предоставления, прав и обязанностей при их получении, перечня поставщиков, тарифов (и возможности бесплатного пользования услугами).
- Принятие участия в составлении индивидуальной программы.
- Получение надлежащего ухода в социальных учреждениях, пребывание в приемлемых (соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям) условиях.
- Гуманное и уважительное отношение к себе со стороны социальных работников.
- Защиту прав и интересов.
- Приглашение посетителей в социальное учреждение в дневное/вечернее время (членов семьи, адвокатов, нотариусов, священников, представителей организаций).
- Отказ от предоставления социальных услуг в любое время.
Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: обязанности получателей услуг
Помимо прав, получатели социальных услуг обязаны соблюдать ряд требований законодательства (которые представлены в статье 10 упомянутого выше закона):
- Не нарушать условия договора с поставщиком социальных услуг, вовремя производит оплату услуг (полную или частичную – в зависимости от условий соглашения).
- Своевременно сообщать поставщику услуг любую значимую информацию, касающуюся предоставления услуг.
- Предоставлять документы/сведения, необходимые для оказания социальных услуг.
Обязанности поставщиков социальных услуг в отношении потребителей услуг
В таблице ниже представлены обязанности поставщиков услуг, о которых им вправе напоминать получатели услуг, заключившие с ними официальные договора на обслуживание:
Про вправе претендовать на социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому
Важно! В зависимости от того, к какой категории льготников относятся потребители социальных услуг на дому, обслуживание может быть предоставлено на безвозмездной основе, платно или на условиях частичной оплаты.
Социальных работников ежегодно становится все меньше, причина тому – отсутствие престижа профессии и низкие зарплаты. А потому претендовать на социальное обслуживание на дому может ограниченный круг лиц:
№ п/п. | Получатели услуг по социальному обслуживанию | Подробные сведения |
1 | Временно нетрудоспособные лица | При условии, если с человеком не проживает кто-либо, способный оказать поддержку |
2 | Пенсионеры | В 2020 году – женщины и мужчины в возрасте 56 и 61 года соответственно, в 2020 году – 57 и 62 лет, …, в 2024 году – 60 и 65 лет. |
3 | Лица с ограниченными возможностями здоровья | Инвалиды 1, 2, 3 группы |
4 | Люди, оказавшиеся в тяжелом положении | Алкоголизм, наркомания (зависимость у члена семьи гражданина) |
5 | Другие граждане, относящиеся к льготным категориям лиц | Например, сироты и дети без попечения родителей, оказавшиеся без жилья |
Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: виды социальных услуг
Лица, обладающие правами на получение социальных услуг на дому, могут рассчитывать на следующие разновидности помощи:
№ п/п. | Общий перечень социальных услуг | Дополнительные услуги лицам, не имеющим возможности обслуживать себя самостоятельно |
1 | Приготовление пищи, покупка продуктов по поручению пользователя услуг, уборка в квартире/доме, организация досуга. | Помощь в проведении гигиенических процедур, медицинских манипуляций. |
2 | Доставка питьевой/технической воды, обеспечение дровами для растопки печи при наличии печного отопления. | Сопровождение до лечебных учреждений, бюро медико-социальной экспертизы |
3 | Стирка белья, обустройство жилого помещения, организация быта. | Психологическая поддержка, оказание помощи в заполнении документов, помощь в получении специализированной юридической помощи. |
4 | Помощь в расчете коммунальных платежей и в оплате ЖКУ | Содействие в оформлении пребывания в стационаре, санатории |
5 | Сопровождение до больницы, органов социальной защиты населения, Пенсионного Фонда, магазина, места прогулки, санаторно-курортного учреждения и т.д. | Содействие в получении среднего/высшего образования (инвалидам) |
Стоимость социального обслуживания пожилых и инвалидов на дому
Социальное обслуживание на дому может быть предоставлено на условиях 100% оплаты, частичной оплаты или бесплатно:
● Герои социалистического труда;
● Герои Советского Союза и Российской Федерации;
● жители блокадного Ленинграда;
● бывшие узники концлагерей фашистов;
● инвалиды Великой Отечественной Войны;
Как оформляется социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому
Ведомством, отвечающим за предоставление социальной помощи на дому, являются органы социальной защиты населения – обращаться нужно в региональные отделения по месту регистрации. Алгоритм действий будет следующим:
- Гражданин лично или через представителя (должен иметь при себе паспорт РФ и нотариально заверенную доверенность на представление интересов заинтересованного лица) обращается в органы социальной защиты населения.
- Специалисты СЗН осуществляют проверку документов на достоверность указанных в них сведения, делают запросы в другие органы власти по каналам межведомственного взаимодействия. Документы нужны будут следующие:
- заявление;
- паспорт РФ;
- пенсионное удостоверение (при наличии);
- заключение из бюро медико-социальной экспертизы + индивидуальная программа реабилитации (для инвалидов);
- справка о составе семьи (во многих регионах сведения запрашиваются самостоятельно специалистами СЗН по каналам межведомственного взаимодействия);
- справка об отсутствии заболеваний, которые могут стать препятствием к получению услуг по социальному обслуживанию;
- справка о величине доходов.
- Проводится комплексная проверка на предмет наличия противопоказаний к получению социальной помощи:
- наличие у заявителя тяжелых психических заболеваний и болезней, требующих особого специализированного лечения;
- открытая форма туберкулеза;
- наличие тяжелых инфекций, карантинных болезней;
- прием заявителем психотропных препаратов;
- наркотическая или алкогольная зависимость.
- Эксперты проверяют степень нуждаемости человека в получении оформляемых услуг (социальные работники будут назначены тем заявителям, кому помощь требуется более всего).
- Сотрудники СЗН приходят домой к заявителю с целью проверки условий проживания.
По каким причинам могут отказать в социальном обслуживании
Существует 5 причин, по которым в оказании социальных услуг на дому может быть отказано. К таковым относятся:
- наличие заразных и психических заболеваний, зависимостей;
- заявитель не имеет определенного места жительства;
- отсутствие социальных работников на данный момент;
- подача документов в СЗН в нетрезвом виде, в неадекватном состоянии;
- недостоверные сведения в документах, подложные документы.
Распространенные ошибки по теме “Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому”
Ошибка: Пенсионер, не относящийся к федеральным льготникам и получающий пенсию, размер которой превышает 1,5 размера прожиточных минимумов по региону, пытается оформить услугу социального обслуживания на дому на безвозмездной основе.
На бесплатное социальное обслуживание на дому могут рассчитывать исключительно федеральные льготники и пенсионеры, чей ежемесячный доход оказывается меньше 1,5 размеров прожиточного минимума в регионе.
Ошибка: Инвалид 3 группы, самостоятельно обслуживающий себя и не имеющий трудностей в быту, претендует на помощь социального работника на дому.
Специалисты органов социальной защиты населения тщательно изучают ситуацию с целью выяснения степени нуждаемости заявителей в помощи социальных работников. Если выясняется, что заявитель самостоятельно ухаживает за собой, выполняет работу по дому и не испытывает трудностей с посещением организаций, магазинов и поликлиник, ему будет отказано в социальной помощи на дому, т.к. социальных работников мало, а претендентов на соц. обслуживание – много.
Ответы на часто задаваемые вопросы по теме “Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому”
Вопрос: Я являюсь инвалидом 1 группы и остро нуждаюсь в социальном обслуживании на дому. Мне отказывают на том основании, что в регионе недостаточно социальных работников. Является ли такой отказ обоснованным?
Ответ: Да. К сожалению, в настоящее время существует острая необходимость в социальных работниках, и их действительно не хватает. Социальное обслуживание на дому предоставляется только тем, кто особо нуждается в нем, но и при этом условии соцработников оказывается недостаточно.
Вопрос: Я инвалид 2 группы, мой доход меньше 1,5 размеров регионального прожиточного минимума. Я проживаю вдвоем с трудоспособной дочерью. Могут ли мне отказать в социальном обслуживании на дому?
Ответ: Скорее всего Вам откажут, поскольку за Вами может ухаживать дочь. В первую очередь социальная помощь на дому оказывается тем, кто проживает одиноко.
Читайте также: