Закон о спец пенсиях

Во время расчета пенсионных отчислений учитываются разные факторы, к которым относится и место трудоустройства гражданина. Некоторые лица, трудящиеся в специфических условиях, получают не обычный трудовой, а специальный страховой стаж. Это позволяет им выйти на заслуженный отдых намного раньше положенного срока.

Что это такое

Бесплатно по России

Официальное определение специального стажа для назначения пенсии приводится в ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях». Он начисляется при работе во вредных условиях, которые негативно влияют на состояние здоровья наемного специалиста. Дополнительно сюда входит труд с интенсивными нагрузками. Чтобы человек смог рассчитывать на досрочную пенсию на основании специального стажа, должны удовлетворяться некоторые условия.

К ним относится:

  • конкретная продолжительность работы в сложных условиях;
  • наличие документов, которые подтверждают, что гражданин трудился при нужных условиях.

Особенностью специального стажа является то, что он относится к периодам труда при особых условиях. При этом не учитывается, какое количество страховых взносов уплачивалось работодателем за наемного работника.


Правила расчета отработанных лет

Для определения длительности специального стажа рассчитывается общее число дней выработки. Для получения ранней пенсии необходимо трудиться на Крайнем Севере или при опасных условиях.

Если при таких условиях трудится женщина и у нее обнаруживается беременность, то она переводится на безопасный труд, но при этом весь период засчитывается в качестве специального стажа.

Чтобы правильно выполнить расчет, учитываются специальные списки, утвержденные Правительством РФ, а также имеющиеся в положениях ФЗ №400.

Во время расчета учитываются правила:

  • пенсионный возраст снижается на период от 5 до 10 лет;
  • обычно для женщин предлагаются более лояльные условия;
  • для некоторых должностей предусматриваются особые правила влияния спецстажа на снижение пенсионного возраста;
  • чтобы подтвердить вредность труда, необходимо ориентироваться на результаты специальной оценки, которая проводится ежегодно после 2012 года;
  • огромное влияние на стаж оказывает работа, которая осуществляется на Крайнем Севере или иных районах, приравниваемых к северным условиям.

До принятия ФЗ №400 в 2013 году применялись немного другие правила расчета спецстажа, которые по-прежнему используются при определении актуального пенсионного возраста.

Когда пенсия назначается по спецстажу

В ФЗ №400 приводятся основные виды деятельности, при которых начисляется специальный стаж.

К ним относится работа:

  • в горячих цехах;
  • под землей;
  • в тяжелых условиях;
  • на лесозаготовке или лесосплавах;
  • на судах дальнего плавания;
  • на грузовых автомобилях или железной дороге;
  • в противопожарных службах и др.

Включаются в спецстаж следующие периоды:

  • временной нетрудоспособности;
  • декретный отпуск;
  • простоя по вине работодателя.

Если человек трудился при сельских и городских условиях, то формируется смешанный стаж. Если работа осуществляется в селе, то за 1 год труда начисляется стаж 1 год и 3 месяца. Для медицинских сотрудников во время расчета применяется особый поправочный коэффициент.

Например, для хирургов, травматологов и офтальмологов, работающих в хирургических отделениях, один год приравнивается к 1 году и 6 месяцев. Такие же условия предлагаются лицам, трудящимся в реанимации. Во время подсчета стажа медицинских сотрудников, учитываются положения многочисленных нормативных актов, которые могут быть не только федеральными, но и региональными.

Общие условия

На общих основаниях спецстаж начисляется, если гражданин работает по определенной профессии или должности, которая включена в список ФЗ №400. При этом к каждому специалисту предъявляются определенные требования, которые должны подтверждаться официальными документами.

Работа на Севере

Люди, которые для работы выбирают северные субъекты РФ, трудятся при сложных условиях, поэтому могут рассчитывать на разные преференции от государства. К ним относится и ранняя .

С 2008 года увеличилось количество областей и городов, которые считаются приравненными к Крайнему Северу. Если человек работал в этих субъектах до 2008 года, то полученный стаж не будет считаться специальным, а уже после 2008 года применяются новые правила расчета.

Последние корректировки внесены нормативными актами 2012 года, поэтому перед началом расчета рекомендуется изучить актуальные данные.

По выслуге лет

Благодаря спецстажу у граждан появляется право воспользоваться выслугой лет, чтобы раньше положенного срока уйти на заслуженный отдых. При этом учитывается не возраст человека, а нужное число лет стажа.

Данное положение важно для военных, так как во время несения службы за них не перечисляются средства в ПФ, но их стаж учитывается для расчета будущей пенсии, а также предлагается льгота по выслуге. На такие послабления могут рассчитывать не только военнослужащие, но и государственные служащие, горняки или лица, чья работа приравнивается к военной деятельности.

Требуется получить стаж от 25 лет, а для госслужащих, относящихся к федеральному уровню, данный период снижается до 15 лет. Местными нормативными актами применяются во время расчета поправочные коэффициенты.

Другие ситуации

Иногда в стаж включаются не только периоды непосредственной работы, когда за человека работодатель перечислял средства в ПФ, но и другие периоды. К ним относится получение образования в области медицины или педагогики. Дополнительно сюда входит период военной службы.

Когда нужно оформлять

Сказать точно, когда человек сможет оформить пенсию, невозможно, так как он может начать работу при сложных условиях в разном возрасте. При этом учитываются списки профессий, которые регулярно изменяются и дополняются федеральными нормативными актами.

Поэтому учитываются следующие правила:

  • если женщина работала при особо тяжелых и опасных условиях, то она сможет уйти на отдых в 45 лет, но для этого нужен стаж от 15 лет, причем из этих 15 лет не меньше 7,5 нужно проработать на опасном производстве;
  • если при таких условиях работает мужчина, то для него выход на пенсию возможен с 50 лет при стаже от 20 лет, причем 10 лет требуется специального стажа;
  • если работа осуществляется в просто опасных условиях, то женщины уходят на пенсию в 50 лет со стажем от 20 лет, а мужчины в 55 лет, причем стаж для них должен составлять 25 лет.

Полный список профессий и условий можно изучить на сайте Правительства РФ, причем регулярно вносятся изменения и дополнения.

Для каждой профессии устанавливаются собственные нюансы. Например, медицинские работники, которые трудятся в селе, могут рассчитывать на пенсионную выплату от государства через 25 лет после трудоустройства. Если же работа осуществляется в городе, то требуется стаж от 30 лет. При этом для хирургов и некоторых других врачей предлагаются специальные коэффициенты.

Если претендует на раннюю пенсию педагог, то учитывается не только работа по профессии, но и обучение в аспирантуре, а также занятие других должностей в образовательной сфере.

Документы для подтверждения

При оформлении досрочной пенсии необходимо подготовить доказательства наличия специального стажа.

Для этого используются следующие виды документов:

  • трудовая книжка, предназначенная для фиксации всех мест трудоустройства гражданина;
  • счета на перевод зарплаты, которые могут заменяться платежными ведомостями;
  • трудовые соглашения, составляемые и подписываемые с работодателями;
  • выписки, сделанные из приказов руководства разных организаций;
  • справки из учреждений, которые содержат сведения о сроках работы, занимаемой должности и иные актуальные данные.

Необходимость получения справок и других документов возникает, если у сотрудников ПФ по разным причинам отсутствует сведения обо всех местах трудоустройства гражданина, претендующего на раннюю пенсию. Поэтому если предварительно гражданин получает отказ в назначении выплаты, то ему придется в течение 5 дней собрать нужную документацию.

Если организации, в которых работал гражданин, уже закрыты, то придется пользоваться услугами архива. Справки должны содержать сведения не только о периодах работы и наименовании организаций, но и о занимаемой должности, а также об опасных или тяжелых условиях, при которых исполнялись трудовые обязанности. С помощью этих документов подтверждается, что работа действительно была опасной и тяжелой. Для этого могут использоваться должностные инструкции и трудовые соглашения.

Если компания, где трудился гражданин, не было официальным предприятием, на котором фиксировались особые условия, то такой стаж не считается специальным. При этом не учитываются даже свидетельские показания других работников.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть видео по теме статьи:

Заключение

Специальный стаж позволяет гражданам заранее выходить на заслуженный отдых. Для этого нужно работать в сложных или опасных условиях. Стаж доказывается с помощью официальных справок или другой документации. У необходимого периода работы есть зависимость от занимаемой должности и специфических воздействий на организм наемного специалиста.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г., 22 июля 2008 г., 18, 24 июля, 25 декабря 2009 г., 21 июня, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 28 марта, 3 мая, 1 июля 2011 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 21 июля 2014 г., 28 ноября, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля 2016 г., 1, 18 июля 2017 г., 7 марта, 3 октября, 12 ноября, 27 декабря 2018 г., 1 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ гражданам, постоянно проживающим на территории РФ и являющимся по состоянию на 31 декабря 2016 г. получателями пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом, в январе 2017 г. осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей

Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

15 декабря 2001 г.

Устанавливаются основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. Определяется круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Право на пенсию имеют граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению могут быть различных видов в зависимости от категории граждан, которым они назначаются. Назначаются следующие виды пенсий: за выслугу лет, по старости, по инвалидности и социальная пенсия. Определяются условия одновременного получения двух пенсий.

Устанавливаются условия назначения пенсий различным категориям граждан, их размеры, порядок подсчета стажа, перерасчета пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, индексации, выплаты и доставки.

Определяется порядок установления до 1 января 2004 года пенсий гражданам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности. Ранее назначенные пенсии пересчитываются по новым нормам. Если размер ранее назначенной пенсии превышает размер пенсии, исчисленной по новым нормам, то продолжает выплачиваться пенсия в прежнем размере. Лица, получавшие социальную пенсию, предусмотренную Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), имеют право на получение ранее назначенной пенсии в сохраненном размере и в прежнем порядке.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в "Российской газете" от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие абзацев четвертого и шестого статьи 25 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 3 мая 2011 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 2011 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N 341-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном пунктом 2, 3 статьи 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 196-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 8 мая 2004 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

Пенсионная система Российской Федерации в настоящее время регулируется Федеральным законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Перечень льготных категорий регулируется статьей 30 («Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии»).

Определенные условия труда имеют большое значение при начислении пенсии. Несмотря на реформирование системы социального обеспечения, они по-прежнему создают предпосылки для начисления льгот.

Специальный трудовой стаж накапливается за время работы на определенных должностях или в особых условиях. Какие дополнительные права обеспечивает специальный стаж и как его правильно рассчитать.

Законодательство:

Законов, регулирующих Специальный трудовой стаж в 2019, довольно много.

Основной это ФЗ № 400 от 28.12.2013 г.

Также разобраться в тонкостях определения и исчисления специального стажа помогут:

✅ФЗ № 173 от 17.12.2001.

✅ФЗ № 166-ФЗ от 15.12.2001.

✅Пост. СовМина №1029 от 03.01.1983.

✅Пост. Правительства №665 от 16.07.2014.

✅Пост. Правительства РФ №781 от 29.10.2002.

✅Пост. Правительства № 516 от 11.07.2002.

По некоторым видам деятельности изданы отдельные нормативные акты:

✅ФЗ №76 от 27.05.1998, ФЗ №4468-1 от 12.02.1993, ФЗ №306-Ф 3 от 07.07.2011 – касаются военнослужащих.

✅ФЗ №384 от 05.07.1991 – сотрудников авиаслужб.

✅ФЗ № 197 от 19.07.2018 г. – сотрудников уголовно-исполнительной системы.

✅ФЗ №141 от 23.05.2016 – сотрудников противопожарной службы.

Определение: Специальный трудовой стаж – это суммарная продолжительность трудовой деятельности в определенных отраслях, профессиях, должностях и в определенных местностях. Специальный трудовой стаж может равняться общему (всей продолжительности трудовой деятельности) или занимать только его часть.

Виды специального трудового стажа:

Виды специального трудового стажа связаны с условиями труда:

-опасными или вредными. (п. 4 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда")

-климатическими сложными и территориально опасными. (Постановлении Совмина СССР от 03.01.1983 № 12 (ред. от 27 февраля 2018 г.).

Граждане, отработавшие установленное количество лет в таких условиях, имеют право выйти на пенсию намного раньше по сравнению с обычными трудящимися и на другие льготы, призванные компенсировать физические и моральные затраты.

Российское законодательство определяет возраст выхода на пенсию для мужчин в 65 лет, а для женщин – в 60 лет. При этом в течение 5 лет пенсионная система будет постепенно переходить к этим цифрам, увеличивая пенсионный возраст на 1 год за каждый год.

Специальный (профессиональный) стаж: Продолжительность трудовой деятельности в особо сложных условиях. Списки профессий утверждены постановлением Правительства № 665 от 16.07.2014, существуют также малые списки, закрепленные в других нормативных актах.

По закону работники этих профессий могут сократить время своей трудовой деятельности и получить пенсию в льготные сроки. Но есть и ограничения:

Возраст: По списку 1 мужчина может выйти на досрочную пенсию не ранее 50 лет, а женщина – 45 лет. По списку 2 эти величины увеличиваются до 55 и 50 лет соответственно.

Полный страховой стаж: Список 1: мужчина должен отработать 20 лет, а женщина – 15 лет. Список 2 – 25 и 20 лет.

Профессиональный стаж: Список 1: мужчина – 10 лет, женщина – 7,5 лет. Список 2 – 12,5 и 10 лет.

Специальный трудовой стаж по выслуге лет 2019-2020.

Выслугу лет можно отнести к отдельному виду СТС. Она не зависит ни от возраста труженика, ни от его общего стажа. Достаточно отработать по одной из профессий установленный законом срок, чтобы получить пенсионное обеспечение, не дожидаясь обычных 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

К таким профессиям относятся:

✅педагоги. (п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

-медработники. (п.п.20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

✅федеральные государственные служащие. (приложение к указу Президента № 1141 от 20.09.2010).

✅военнослужащие. (Закон № 4468-1 от 12.02.1993).

✅летчики-испытатели. (право на пенсию по выслуге в 25 лет у мужчин и 20 лет у женщин. При этом 2/3 рабочего времени у них должны занимать испытательные полеты. Если человеку пришлось уволиться со службы по причине пошатнувшего здоровья, срок снижается до 20 и 15 лет.)

✅сотрудники ОВД, работники, налоговой, таможенной, прокурорской служб. (Для сотрудников ОВД выслуга составляет 20 лет. Если же человек имеет смешанный стаж, то ему для получения льготной пенсии придется отработать в органах 12,5 лет, при общем стаже в 25 лет и достижении возраста 45 лет).

Порядок исчисления специального трудового стажа.

Каждому работнику, трудящемуся в особых условиях или на особых должностях, хотелось бы понимать, как происходит исчисление их специального трудового стажа в 2019. Этот порядок прописан в постановлении Правительства № 516 от 11.07.2002. Нюансов очень много, причем по каждой конкретной должности и по отдельному человеку. Во всех случаях проводится индивидуальный расчет, но по общим правилам в специальный стаж входит:

✅испытательный срок (даже если человек не прошел испытание).

✅время непосредственной работы.

✅время между сменного отдыха.

✅периоды, когда беременная сотрудница переводилась с вредной работы на обычную.

✅повышение квалификации, в т.ч. с отрывом от производства.

✅вынужденные прогулы при неправомерном увольнении и последующем восстановлении

Непрерывности стажа значение не придается, у человека могут быть пропуски или переходы на обычную работу. В итоге все «вредные» дни суммируются, несмотря на разрывы. Однако, из стажа

могут вычесть дни, в которые служащего отстраняли от работы по его вине: не прошел медосмотр, не прошел аттестацию, явился на работу нетрезвым, по просьбе государственных органов.

Отдельный вопрос – исчисление специального стажа у людей, трудящихся на воде и под землей. Первым (капитаны и экипажи водного транспорта) навигационный период засчитывается за полный год. Вторым (горнорабочие) год работы идет за 1 год и 3 месяца стажа.

Специальный трудовой стаж — это стаж работы в определенных условиях, который при оговоренной продолжительности позволяет досрочно выйти на пенсию. Рассмотрим, что относится к такому стажу.

Понятие специального трудового стажа

Специальный трудовой стаж или стаж работы в особых условиях труда, оказывающих вредное влияние на здоровье работника либо требующих более интенсивных нагрузок, существовал всегда и всегда имел значение для досрочного оформления пенсии тем лицам, которые работали в подобных условиях.

Для применения в целях снижения пенсионного возраста к специальному трудовому стажу предъявляются требования:

  • определенной продолжительности;
  • документального подтверждения условий и характера работы — при отсутствии документов иные свидетельства об этом во внимание не принимаются (п. 5 постановления Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015).

Специальный страховой стаж

Понятие «специальный трудовой стаж» было заменено на понятие «специальный страховой стаж» с введением на территории России нового пенсионного законодательства. Это:

  • закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ, вступивший в силу с 2002 года;
  • закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, введенный в действие с 2015 года.

Основной особенностью общего страхового и, соответственно, специального страхового стажа стала увязка его с уплатой страховых взносов в ПФР. Хотя сущность от этого не изменилась: специальный страховой стаж по-прежнему связан с периодами труда и справедливо может называться специальным трудовым стажем.

Действующее пенсионное законодательство не содержит терминов «специальный трудовой стаж» или «специальный страховой стаж». По отношению к смысловой нагрузке этих понятий в обоих вышеупомянутых законах выделены статьи, посвященные сохраняющемуся праву на досрочное назначение пенсии. Перечни видов особых условий труда в этих законах совпадают, но более поздний документ дополнен вопросами применения права на досрочную пенсию при учете периодов специального трудового стажа, сформировавшихся до вступления закона в силу.

Виды специальных условий работы

К специальному трудовому стажу относятся периоды работы (ст. 30 и 31 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ):

  • под землей, во вредных условиях, в горячих цехах;

О том, какие условия работы следует считать вредными, читайте в материале «Что относится к вредным условиям труда (нюансы)?».

  • в тяжелых условиях;
  • женщин — машинистов специальной (строительной, дорожной и погрузочно-разгрузочной) техники;
  • женщин — работниц текстильной промышленности с тяжелым и интенсивным трудом;
  • по непосредственному выполнению перевозок по железной дороге, в метрополитене, а также на грузовом транспорте, применяемом для вывоза полезных ископаемых с мест их добычи;
  • на полевых геологоразведочных, изыскательских, лесоустроительных и других подобных работах;
  • на лесозаготовке и лесосплаве;
  • механизаторов на погрузо-разгрузочных работах в портах;
  • плавсостава судов дальнего плавания;
  • водителей городского пассажирского транспорта;
  • по подземной и открытой добыче полезных ископаемых и строительству шахт и рудников;
  • по добыче и обработке продуктов моря на судах флота рыбного промысла;
  • в летном составе судов гражданской авиации;
  • по непосредственному управлению полетами судов гражданской авиации;
  • обслуживающего персонала судов гражданской авиации;
  • спасателей профессионально функционирующих аварийно-спасательных служб, реально принимавших участие в ликвидации ситуаций чрезвычайного характера;
  • с осужденными, отбывающими наказание в местах лишения свободы;
  • в противопожарных службах;
  • педагогов детских учреждений;
  • в учреждениях здравоохранения;
  • творческого характера в театрах и иных организациях зрелищной направленности;
  • летчиков-испытателей всех видов воздушной техники.

Особенности применения специального стажа

По отношению к каждому из вышеприведенных видов специального трудового стажа должен выполняться свой набор условий, составными частями которого наряду с обязательностью присутствия минимального количества пенсионных баллов являются:

  • возраст претендента на досрочный выход на пенсию;
  • величина общего страхового стажа;
  • продолжительность работы в особых условиях труда.

При этом также следует ориентироваться на утверждаемые Правительством РФ (п. 2 и п. 5 ст. 30, п. 2 ст. 31 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ):

  • списки соответствующих должностей, работ и организаций, порядок установления соответствия наименований при их изменении;
  • правила определения продолжительности необходимых периодов работы;
  • порядок назначения пенсии с учетом особых условий труда.

Таким образом, приведенные в описании каждого вида работ цифровые показатели условий применения специального стажа должны быть сформированы по правилам, утвержденным Правительством РФ. Общий подход к ним, согласно тексту закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, характеризуется следующим:

  • Пенсионный возраст чаще всего может быть снижен на 5 лет, реже на 10 лет.
  • Имеющаяся обычно разница в необходимом общем страховом стаже для мужчин и женщин составляет 5 лет, принимая меньшее значение для женщин, что обусловлено установлением для них более раннего возраста выхода на пенсию. Но для некоторых видов работ указаны одинаковые цифры стажа.
  • Для некоторых разновидностей работы предусмотрены особые алгоритмы влияния специального стажа на снижение возраста выхода на пенсию.
  • Вредность труда, осуществлявшегося после 2012 года, должна подтверждаться результатами специальной оценки его условий (п. 6 ст. 30 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
  • Определенное влияние на величину специального трудового стажа может оказать его формирование в условиях Крайнего Севера и приравниваемых к нему районов (ст. 33 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Специальный стаж, сформировавшийся до вступления в силу закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, можно учесть для досрочного назначения пенсии только в том случае, если он и в периоды своего формирования давал такое же право. Причем сделать это можно по правилам того периода (п. 4 ст. 30 закона РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

О правилах заполнения документа, являющегося основным источником сведений о стаже, читайте в материале «Инструкция по заполнению трудовых книжек».

Итоги

Специальный трудовой стаж приобретает особенное значение для людей, работавших в особых условиях. Такой труд дает им возможность досрочного выхода на пенсию. При подсчете продолжительности необходимого специального стажа надо соблюсти ряд законодательно установленных правил.

В каждом государстве создана своя пенсионная система, которая призвана помогать тем гражданам, которые лишились трудоспособности. В Российской Федерации принципы, по которым функционирует пенсионное обеспечение военнослужащих, имеет существенные отличия от общей. Выплата пенсий гражданам, которые относятся к данной категории, и членам их семей регулируется отдельным законодательным актом и выплачивается не через Пенсионный фонд, а через другие уполномоченные органы – силовые ведомства. В связи с этим данная тема требует отдельного рассмотрения.


Установленные законодательством правила, регламентирующие пенсионное обеспечение военнослужащих

Пенсионное обеспечение военных пенсионеров регламентируется рядом законов, основным из которых является Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (последние изменения, внесенные в него, датируются 20 декабря 2017 г.).

Закон устанавливает перечень категорий граждан, которые могут претендовать на получение военной пенсии. В законе можно найти ответы на все интересующие вопросы, вплоть до алгоритма действий в том случае, если гражданин имеет право претендовать на различные пенсии. Им также регламентируется способ исчисления пенсий, а также порядок ее назначения и выплаты. Так, пенсионное обеспечение военнослужащих и членов их семей предполагает выплату пенсии, размер которой зависит от ряда факторов. В их числе такие, как причина потери трудоспособности (это может быть как наличие достаточной выслуги лет, военной или смешанной, так и инвалидность, вызванная различными обстоятельствами). Пенсия по потере кормильца составляет 40% или 30% (если гибель не связана с участием в боевых действиях) от имеющегося заработка военнослужащего. В остальных случаях процент выше.


Пенсионная реформа, которая проводится в стране с 2014 года, их также затронула. Тем не менее, внесенные изменения можно оценить скорее как положительные. Среди них такие, как:

  • новая формула расчета, которая предполагает ввод стандартов двойной пенсии и исчисления стажа;
  • увеличение надбавок определенным категориям сотрудников, которые проявляли активность и инициативность в работе;
  • повышение потолка пенсионного возраста;
  • наличие права получать пенсию в повышенном размере при выходе на пенсию позже установленного срока.

При этом все льготы, которые полагаются военным пенсионерам, сохранены.


Особую актуальность имеет вопрос о проведении индексации военных пенсий. Принятая несколько лет назад правительством программа устанавливает, что пенсия должна пересчитываться ежегодно для перекрытия инфляционных процессов. Однако сложившаяся непростая экономическая ситуация в стране вызывает определенные трудности при реализации такой меры. Так, за 2018 год имело место повышение пенсии всего на 4%. При этом обещанная индексация, проведение которой планировалось в октябре, по факту затронула только узкое число пенсионеров.

Индексация военных пенсий: с 1 октября 2020 года пенсии военнослужащих будут увеличены на 3%.


Виды военных пенсий

Действующий в настоящее время закон о пенсионном обеспечении военнослужащих выделяет три вида пенсий, которые полагаются военнослужащим, вышедшим в отставку, или членам их семей.

  • Во-первых, пенсия выплачивается за выслугу лет. Она полагается тем гражданам, которые имеют определенный стаж работы на военной службе, в органах внутренних дел и ряде других. На сегодняшний день нижняя граница требуемого стажа составляет двадцать лет. В том случае, если гражданин пришел в военную структуру не сразу, а установленный возраст выхода на пенсию достигнут на службе, общий трудовой стаж должен составлять не менее двадцати пяти лет. Во включенную в пенсионное обеспечение военнослужащих выслугу лет включается не только время службы, но и определенные льготные периоды (в частности, служба в так называемых «горячих точках»). Следует отметить, что пенсионный возраст существенно различается в зависимости от того, какую должность занимает военнослужащий. Если для рядового состава он составляет 50 лет, то высший командный состав должен служить до 65 лет. Что касается женщин, то они выходят на пенсию не позже 45 лет.
  • Во-вторых, пенсия может быть по инвалидности в том случае, если вред здоровью был нанесен при несении службы при условиях, которые прописаны в соответствующем законодательном акте.
  • В-третьих, если военнослужащий погиб при определенных законом обстоятельствах, члены его семьи получают право на пенсию по потере кормильца.

О ПЕНСИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЦ,

ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ

ДЕЛ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЕ, ОРГАНАХ

ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОБОРОТОМ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ

И ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ, УЧРЕЖДЕНИЯХ И ОРГАНАХ

УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ, ВОЙСКАХ НАЦИОНАЛЬНОЙ

ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО

ИСПОЛНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ИХ СЕМЕЙ

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются:

а) на следующие категории лиц:

лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации, органах государственной охраны, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);

лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, во внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);

лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в пункте "б" настоящей статьи, и их семей);

лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения в соответствии с законодательством государства, на территории которого они проживают;

б) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, во внутренних и железнодорожных войсках, в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, а также на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Государственной противопожарной службе и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках Союза ССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.

Статья 2. Назначение пенсий лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семьям на основаниях, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

На условиях и по нормам, установленным Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", могут назначаться пенсии проживающим в Российской Федерации лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и семьям этих лиц по их желанию.

На основаниях, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях", назначаются также пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, лишенным в установленном законодательством порядке воинских или специальных званий, и их семьям при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным законом.

Лицам, которые в период Великой Отечественной войны занимали в советских партизанских отрядах и соединениях командные должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, и их семьям назначаются пенсии на основаниях, предусмотренных настоящим Законом для лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, и их семей. На таких же основаниях назначаются пенсии бывшим военнослужащим срочной службы, которые в период Великой Отечественной войны занимали в воинских частях, штабах и учреждениях действующей армии должности, соответствующие должностям, замещаемым офицерами, и их семьям.

Лицам, состоявшим на сверхсрочной военной службе (бывшим военнослужащим сверхсрочной службы), женщинам, проходившим в добровольном порядке действительную военную службу на должностях солдат, матросов, сержантов и старшин (бывшим военнослужащим женского пола), и их семьям пенсии назначаются на основаниях, предусмотренных настоящим Законом для лиц, проходивших военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, и их семей.

Пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, приобретают право на пенсии:

а) за выслугу лет, если они имеют предусмотренную настоящим Законом выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации;

б) по инвалидности, если они стали инвалидами при условиях, предусмотренных настоящим Законом.

В случае гибели или смерти лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, их семьи при наличии условий, предусмотренных настоящим Законом, приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.

Семьи умерших пенсионеров из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца на общих основаниях с семьями лиц, умерших в период прохождения службы.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах), войска национальной гвардии Российской Федерации, органы принудительного исполнения Российской Федерации выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").

Супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Родители лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших (погибших) вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).

Лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Лицам, указанным в частях второй и третьей настоящей статьи, потерявшим вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, двух и более кормильцев (супруга и (или) детей) из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, устанавливается в связи со смертью (гибелью) одного из указанных кормильцев по выбору этих лиц.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, уволенным со службы, пенсионерам - инвалидам из числа этих лиц и членам семей умерших пенсионеров выплачиваются пособия в порядке и размерах, определяемых законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации.

Выплата пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.

Выплата пенсий, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях" и Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" для военнослужащих, лиц, приравненных по пенсионному обеспечению к военнослужащим, и их семей, осуществляется в соответствии с указанными Федеральными законами.

Пенсионное обеспечение лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется:

а) Министерством обороны Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" настоящей статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 настоящего Закона, а также их семей;

б) Министерством внутренних дел Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск, войск национальной гвардии Российской Федерации и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войск национальной гвардии Российской Федерации, а также их семей;

в) Федеральной службой безопасности Российской Федерации - в отношении военнослужащих, уволенных из органов федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войск, органов внешней разведки, органов государственной охраны, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, федеральных органов правительственной связи и информации, федерального органа специальной связи и информации, из Главного управления охраны Российской Федерации, Службы безопасности Президента Российской Федерации и Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации, а также их семей;

г) Федеральная служба исполнения наказаний - в отношении сотрудников, уволенных из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также членов их семей;

д) утратил силу. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ;

е) Генеральной прокуратурой Российской Федерации - в отношении лиц, уволенных с военной службы в органах военной прокуратуры после 1 января 2017 года, а также членов их семей;

ж) Следственным комитетом Российской Федерации - в отношении лиц, уволенных с военной службы в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации после 1 января 2017 года, а также членов их семей;

з) Федеральной службой судебных приставов - в отношении сотрудников, уволенных из органов принудительного исполнения Российской Федерации, а также членов их семей.

Пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы бывшего Союза ССР, других государств и их семей, указанных в абзацах третьем и пятом пункта "а" и пункте "б" статьи 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью, предусмотренной настоящей статьей.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут устанавливать за счет средств собственных бюджетов дополнительные социальные гарантии для пенсионеров из числа лиц, указанных в пункте "а" статьи 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающих на территории Российской Федерации.

Читайте также: