Закон о средней зарплате пенсия

Краткое содержание:


Главная проблема, с которой сталкиваются многие пенсионеры при расчете коэффициента по заработку до 2002 года, — это его ограничение.

Закон установил жесткий порог: 1,2 — это максимальное отношение вашего заработка к среднему по стране, по которому начисляется пенсия.

Иными словами, если ваш коэффициент составил, к примеру, 0,9 — его зачтут в пенсию полностью. Но если он равен 1,5 или 2,0, например, то пенсию все равно посчитают по коэффициенту 1,2.

В результате образуется эффект «уравниловки»: т.е. те, у кого в советское время был высокий заработок, получают пенсию на уровне большинства «середнячков». И возникают вопросы…

Почему зарплата была большая, а пенсия — маленькая

Ведь пенсионеры уверены, что раз они много лет работали «в белую» и получали высокую зарплату, то заработали себе большую пенсию, и полученный размер ее становится для многих неприятным сюрпризом.

Обратившись к специалистам ПФ за разъяснением, они узнают, что был применен ограничительный коэффициент 1,2. Почему именно такой?

Да потому что его размер установлен законодательно нормами закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» №173-ФЗ, в котором было прямо прописано:

Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не выше 1,2.

Это означает, что какую бы вы зарплату ни получали, фактически в пенсии учитывается лишь та ее часть, что не превышает среднестатистическую зарплату на 20%.

Это и является главной проблемой низких пенсий.

После введения в действие ФЗ №400 о страховых пенсиях, который действует с 2015 года, подобных ограничений нет. Многие думали, что возможен перерасчет с учетом отмены ограничительного коэффициента 1,2. Однако этого не произошло, и по-прежнему в формуле расчета пенсии, действующей до 2014 года, такое ограничение существует.

Что это значит?

Для примера: Иванов И.И. имел в 2000—2001 годах самый большой заработок в своей трудовой деятельности – 7000 рублей в месяц. Средняя зарплата по стране в то время составила 1671 рубля. Таким образом, коэффициент соотношения заработков у него составляет 7000/1671 = 4,2. Однако, согласно действующим правилам, применят к нему лишь 1,2.

Т.е. если бы Иванов И.И. зарабатывал, к примеру, 2000 рублей, то размер пенсии у него никак бы не изменился. В этом и заключается главная несправедливость, которая привела к тому, что у подавляющего большинства пенсионеров низкие пенсии.

Чем чиновники мотивируют такую арифметику

Очень интересным выглядит пояснение чиновников по этому поводу. В 2010 году в Министерстве здравоохранения и социального развития сказали, что в СССР зарабатывали практически все одинаково, а разница в зарплате не превышала 1,2 раза.

Большинство пенсионеров получали зарплату в СССР не более чем в 1,2 раза больше средней зарплаты по стране на тот момент.

Фактически, правительство решило уравнять тех, кто получал свою зарплату официально и, как положено, платил взносы, и тех, кому платили зарплату «в конверте». Вот такое оправдание у чиновников.

Размер пенсии при отсутствии ограничения коэффициента 1,2

Теперь предположим, что такого ограничения нет. Рассмотрим, как бы это сказалось на размерах пенсии.

До 2014 года расчет пенсии состоял из страховой части, которая рассчитывалось еще до изменений, где как раз и ограничили коэффициент соотношения заработка, а также перерасчет с учетом советского стажа (валоризация), после чего проводили индексацию по установленным индексам.

Далее считается период работы после 2002 года по другим правилам, после чего две части пенсии складываются с базовой частью.

Таким образом, Иванов И.И. с зарплатой в 2000—2001 годах 7000 рублей, имея стаж более 25 лет, получит около 7000 рублей, поскольку при расчете будет применен коэффициент 1,2.

Но если убрать данное ограничение и применить реальный коэффициент, то пенсия увеличилась бы примерно до 10 000 рублей, причем по состоянию на 2010 год, т.е. в настоящее время разница была бы еще больше. Вот так государство сэкономило на пенсиях.

У кого коэффициент больше 1,2 и как его можно получить

И все же есть ряд исключений, когда закон разрешает включать в расчет пенсии коэффициент отношения заработков больше, чем 1,2. Вот эти случаи:

1) Повышенный коэффициент разрешен тем, кто проживал в северных регионах по состоянию на 1 января 2002 года (при этом не имеет значения продолжительность «северного» стажа).

Величина коэффициента для них устанавливается в зависимости от того, какой районный коэффициент действовал в регионе их проживания (учитывается коэффициент к заработной плате, установленный для рабочих и служащих непроизводственных отраслей).

Если его значение до 1,4, то максимальный коэффициент для пенсии также повышается до 1,4. При районном коэффициенте от 1,5 до 1,8 предельная величина отношения заработков для пенсии — 1,7.

Самый высокий коэффициент по заработку, который только может быть, составляет 1,9 — он полагается лицам, проживавшим в регионах с районным коэффициентом от 1,8 и выше.

2) Повышенный коэффициент также получают пенсионеры, у которых не менее 15 лет работы в районах Крайнего Севера или 20 лет в местностях, приравненных к Крайнему Северу.

Право на повышенный коэффициент у них возникает независимо от места жительства (в отличие от первой категории). При этом правила увеличения коэффициента — те же, что и в предыдущем случае.

Перспектива отмены ограничений

После того как было объявлено о пенсионной реформе, пошли разговоры об отмене ограничения коэффициента соотношения заработков, соответственно, пенсии должны подлежать перерасчету, исходя из реальных коэффициентов. Однако пока такая информация лишь на уровне слухов.

Официальных решений по этому поводу не принималось, хотя в Думу неоднократно вносился законопроект, направленный на отмену ограничения или хотя бы повышение коэффициента с 1,2 до 2.

Но его отклоняли уже в ходе первого чтения, всякий раз ссылаясь на дефицит бюджета Пенсионного фонда. К доводу о том, что этот дефицит можно преодолеть за счет выгодного гражданам изменения налоговых схем, думское большинство не прислушивается.

Да и наши аналитики считают, что отмена ограничительного коэффициента 1,2 при назначении пенсии может привести в дестабилизации пенсионной системы. Ведь, отменив коэффициент, необходимо будет индивидуально пересчитать пенсию каждому пенсионеру, размеры которой будут обусловлены величиной его реальной заработной платы того времени.

Более того, учитывая рост пенсий из-за отмены коэффициента, бюджет Пенсионного фонда не сможет обеспечить всех пенсионеров… а ведь это позволило бы многим пожилым гражданам, работающим в то время, получить приличную надбавку к существующему размеру пенсии, увеличив ее, как во многих странах, до 40–70% от получаемого заработка и значительно улучшив благосостояние многих семей…

Думаю, даже если и произойдет когда-нибудь отмена коэффициента, то будет введена новая система «уравниловки», которая, как всегда, будет ориентирована на прожиточный минимум регионов…

Или решение об отмене будет приниматься так медленно, что число пенсионеров, которым необходимо будет сделать перерасчет, успеет значительно уменьшиться…

Выплаты пенсионерам в России формируются за счет взносов работодателя. По закону на получение пожизненной выплаты может рассчитывать каждый гражданин России, проживающий не только на территории страны, но и в других странах. Таким образом, Пенсионный фонд России (ПФР) выплачивает пенсии более 290 тысячам граждан в 127 странах мира. В 2017 году насчитывается более 35,5 миллиона граждан, получающих пенсию по старости. Количество инвалидов составляет 2,3 миллиона человек, еще 1,4 миллиона получают пенсию по потере кормильца.

Из чего формируются выплаты пенсионерам?

Каждый гражданин России, в соответствии с законодательством, может рассчитывать на получение пожизненной выплаты – пенсии. Она формируется за счет страховых взносов работодателей. Сегодня это 22 процента от зарплаты работника, из которых 6 процентов пойдут на формирование пенсионных накоплений, а 16 процентов – на страховую пенсию. Однако по желанию гражданина все 22 процента отчислений могут пойти на формирование страховой пенсии.

Формирование накопительной пенсии у граждан 1966 года рождения и старше происходит только за счет добровольных взносов в рамках "Программы государственного софинансирования пенсионных накоплений". Госпрограмма подразумевает, что если гражданин перечисляете на накопительную пенсию в размере от двух тысяч рублей в год, но не более 12 тысяч рублей в год, то государство удваивает эту сумму. Однако если перечисляется менее двух тысяч рублей в год, софинансирование пенсии государством не осуществляется.

Граждане России, которые родились в 1967 году и позднее, до 31 декабря 2015 года им предоставлялась возможность выбрать собственный вариант пенсионного обеспечения: сформировать только страховую пенсию или страховую и накопительную пенсии одновременно.

Страховая пенсия считается базовой, она формируется из взносов, которые регулярно выплачивает работодатель. Эти средства поступают на пенсионный счет работника. Однако по факту страховая пенсия не лежит на счете гражданина, а полностью идет на текущую выплату пенсий нынешним пенсионерам. Такая система называется распределительной. На страховую пенсионную выплату имеют право мужчины, достигшие 60-летнего возраста и женщины – от 55 лет.

Накопительная пенсия – это накопления, которые перечисляются на счет сотрудника работодателем. Однако этот вид пенсий не тратится на текущие выплаты пенсионерам, а накапливается на личном счете, который может приносить доход.

Накопительная пенсия рассчитывается из ожидаемого периода выплаты – 20 лет. Для расчета ежемесячного размера выплаты, необходимо общую сумму накоплений (с индивидуального лицевого счета застрахованного лица, по состоянию на день с которого назначается выплата) разделить на 240 месяцев (20 лет). Полученная сумма будет выплачиваться гражданину пожизненно.

Распорядиться накопительной пенсией можно несколькими способами:

Получить как прибавку к трудовой зарплате;

Поставить определенный срок выплат (сумма накоплений будет выплачена в течение времени, выбранного гражданином);

Получить накопительную пенсию единовременно (такая выплата выгодна тем гражданам, у которых накопительная часть пенсии мала, эту сумму могут получить правоприеемники).

Выплаты пенсионерам осуществляются из взносов работодателей в ПФР, а также взносов по программе государственного софинансирования. Выплаты также могут финансироваться из госбюджета. К этим выплатам относятся социальные пенсии, которые получают ветераны войн, бывшие работники МВД.

Какие виды выплат положены пенсионерам в 2017 году?

Каждый гражданин Российской Федерации, помимо пенсии, может также рассчитывать на единовременные выплаты пенсионерам, которые делятся на:

Срочная пенсионная выплата;

Единовременная выплата пенсионерам;

Выплата из пенсионных накоплений;

Выплата средств застрахованного пенсионера его правопреемникам по случаю смерти.

Как оформить страховую выплату пенсии пенсионерам в 2017 году?

Для назначения страховой пенсии по старости в ПФР необходимо подать следующие документы:

Заявление о назначении страховой пенсии;

СНИЛС (свидетельство обязательного пенсионного страхования);

Документы, подтверждающие трудовой стаж (трудовая книжка);

Cправка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности.

В случае, если у гражданина, претендующего на страховую пенсию, будут собраны не все документы, сотрудники ПФР разъяснят? каких именно бумаг не хватает и где можно получить недостающую справку.

Расчет страховой пенсии по старости

Страховую пенсию по старости можно рассчитать по следующей формуле:

Основанием для начисления пенсии до 2015 года были стаж и возраст. Однако в настоящее время этого недостаточно. Для получения пенсионных начислений необходимо быть обладателем нужного количества пенсионных баллов (индивидуальный пенсионный коэффициент – ИПК). К 2025 году их количество у гражданина должно составлять не меньше 30.

Посчитать количество пенсионных баллов можно по формуле:

Чем выше эти показатели, тем выше будет ИПК. Стоит отметить, что то время, которое человек фактически не работал, по закону включается в страховой стаж.

РАБОТА "В БЕЛУЮ" – ЗАЛОГ ПЕНСИОННЫХ ВЫПЛАТ В СТАРОСТИ

Как отметил проректор по развитию Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов в беседе с m24.ru, главная проблема для системы пенсий – отстающая экономика и упадок рынка труда.

Кроме того, эксперт добавил, что в России от 10 до 15 миллионов человек работают без официального трудоустройства. Именно это является причиной того, что около 15 процентов населения не будут получать пенсионные выплаты в старости.

"Поскольку, в связи с законодательством, люди должны работать в "белую" и минимальный стаж по ТК (трудовой книжке) должен составлять 8,5 года, что в будущем увеличится до 15 лет. Многие не выполняют этого и относятся халатно. Например, сейчас в России от 10 до 15 миллионов человек работают без официального трудоустройства. Это нужно разъяснять населению. И роликов от ПФР не достаточно. Должны быть привлечены власти. Нужно, чтобы люди реально понимали: что им нужно предпринять для того, чтобы получать пенсию", – пояснил Сафонов.

Стоит отметить, что в 2016 году базовая выплата пенсионерам равнялась 4558,93 рубля. Также из-за низкой индексации в прошлом году, пенсионерам единовременно выплатили пять тысяч рублей.

Средний показатель пенсионных выплат по страхованию составил:

Пенсия по старости – 13 200 рубля;

Пенсия инвалидам – 8 200 рубля;

Пенсия по утере кормильца – 8 300 рубля.

"НУЖНО ПОВЫШАТЬ ФИНАНСОВУЮ ГРАМОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ"

В мае 2017 года сотрудники научно-исследовательского финансового института (НИФИ) при Минфине опубликовали документ, согласно которому, отношение средней пенсии к зарплате может сократиться с составляющих на сегодняшний день 33,7 процента до 23 процентов к 2030 году.

Эксперты рассказали m24.ru, что население в России не имеет представления о пенсионной системе в стране и крайне необходимо повышать финансовую грамотность в стране.

К такому выводу пришел российский финансовый омбудсмен Павел Медведев. Он отметил, что россияне полностью не информированы о состоянии пенсионной системы.

"Никто не знает, что происходит с пенсионной системой. Даже Пенсионной фонд России не знает. Нам нужно повышать финансовую грамотность населения. Всякие комиссии, которые хотят повышать экономическую грамотность, уверены, что граждан надо учить работать на рынке, но я этим гражданам демонстрирую "голубые фишки" (акции – m24.ru). Но и в этой сфере, нельзя купить и держать акции до пенсии – из-за инфляции они превратятся в кучу ненужных бумажек", – рассказал экономист в беседе с m24.ru.

Подробнее читайте в материале m24.ru.

Как отметил независимый эксперт по социальной политике, доктор экономических наук Андрей Гудков, в 2017 году индексацию пенсионных выплат обещали только неработающим пенсионерам. Для работающих пенсия останется на прежнем уровне.

"Продолжается политика по ограничению социальных выплат. Вообще, самая высокая инфляция была в 2015 году (около 13 процентов), а в 2016 пенсии проиндексировали на 4 процента. То есть на 11 процентов понизили качество жизни пенсионеров. В том же 2016 году, не спросив у населения и самих пенсионеров, сделали единовременную выплату в размере пяти тысяч рублей, что не устраивает ни работающих, ни неработающих пенсионеров. Потому что эта выплата нигде не учитывается, она не входит в базу, где будут учитываться дальнейшие индексации. Эти 11 процентов будут потеряны навсегда", – сказал доктор экономических наук в беседе с m24.ru.

Он добавил, что в соответствии с международной Конвенцией о минимальных стандартах социального обеспечения 1952 года, средняя пенсия в стране должна составлять 40 процентов от среднего заработка.

"Это называется коэффициент замещения, и сейчас он снижен в России. Ссылки на то, что бюджет дефицитен – это уловка Минфина. Дефицита огромного нет. Минфин должен не угадывать, а точно прогнозировать. Поэтому самое время подписать эту конвенцию и выполнять этот норматив. Пенсия должна равнять 40 процентам от средней зарплаты, которая сейчас составляет 39 тысяч, соответственно минимальная пенсия – 15 600 тысяч рублей", – заключил эксперт.

В результате индексации с 1 апреля 2017 года пенсии составляют:

Страховая пенсия по старости – 13 714 рублей;

Страховая пенсия по инвалидности – 8 465 рублей;

Страховая пенсия по случаю потери кормильца – 8 619 руб;

Социальная пенсия – 8 774 рублей;

Социальная пенсия детям-инвалидам – 13 026 рублей;

Пенсии инвалидам после военной травмы и участников Великой Отечественной войны составили 30,3 тысячи рублей и 34,2 тысячи рублей соответственно.

Фото © ТАСС / Рогулин Дмитрий

" src="https://static.life.ru/publications/2020/10/5/811933982248.4059.jpg" loading="lazy" style="width:100%;height:100%;object-fit:cover"/>

9 ноября истекает срок предоставления поправок в законопроект о бюджете Пенсионного фонда. В конце месяца Госдума рассмотрит документ во втором чтении. Какое увеличение пенсий предусматривает законопроект, какие ещё новшества ждут пожилых людей и кому положены повышенные выплаты уже сейчас?

Бюджет ПФР предусматривает индексацию выплат неработающим пенсионерам. В 2021 году — на 6,3%, в 2022-м — на 5,9%, в 2023-м — на 5,6%. Это выше прогнозируемого уровня инфляции. Соответствующий законопроект уже был принят Госдумой в первом чтении. Второе назначено на 24 ноября. Эксперты сходятся во мнении, что именно такое повышение пенсий в конечном счёте и утвердят.

— Предполагаемое повышение размера пенсий стоит ожидать на протяжении последующих четырёх лет. В итоге выплаты каждый год будут повышаться примерно на одну тысячу рублей. Если пенсионеры получают меньше пятнадцати тысяч, то и повышение будет меньше. Например, если пенсия была в районе десяти тысяч рублей, то в новом году она увеличится на шестьсот рублей. Для граждан, которые планируют выходить на пенсию в этом году, выплаты будут уже с соответствующими индексациями, — пояснила старший преподаватель департамента правовых дисциплин университета "Синергия" Наталия Пшеничникова.

Пенсии в России индексируются ежегодно. Страховые — с 1 января, а социальные — с 1 апреля. Также ежегодно на федеральном и региональном уровнях утверждается величина прожиточного минимума пенсионера.

Курс валют устремился на дно. До каких отметок подорожает доллар и где сейчас не стоит хранить сбережения

— Это необходимо для определения социальной доплаты. Её получают неработающие пенсионеры, чьи доходы ниже прожиточного минимума, — рассказала ведущий юрист Европейской юридической службы Оксана Красовская.

В 2020 году величина прожиточного минимума пенсионера в целом по России составляла 9311 рублей. Закон, который устанавливает её на 2021 год, ещё не принят. При этом размер прожиточного минимума во многих областях уже установили на региональном уровне. Где-то он увеличен, а где-то остался прежним.

— К примеру, в Москве прожиточный минимум с 12 578 рублей повысился до 13 496, в Московской области — с 9908 до 10 107, в Крыму — с 8912 до 9060, в Оренбургской области — с 8252 до 8561, в Челябинской области — с 8691 до 9282, в Хабаровском крае — с 11 799 до 12 653. В Севастополе остался на прежнем уровне — 9597 рублей, в Республике Мордовия тоже — 8522 рубля. Таким образом, люди, которые получают пенсии в минимальных размерах, в каких-то регионах в 2021 году получат прибавки, а в каких-то нет. Правда, есть ещё вариант, что их пенсия станет немного больше с учётом федеральной индексации, — пояснила Оксана Красовская.

В ночь на 2 ноября у клиентов "Альфа-банка" пропали деньги. Как их вернуть и почему эта история может повториться

Есть ряд новшеств и для представителей отдельных профессий. Так, в ПФР обращают внимание, что для медицинских работников есть особые условия выхода на пенсию. Но в период пандемии устанавливается особый порядок. Для медицинских работников, которые с 1 января по 30 сентября работали с больными коронавирусом, один день стажа будет считаться за два. Это будет учитываться в том числе и при получении права на досрочную страховую пенсию.

К тому же с 1 ноября во многих регионах повысились доплаты к пенсиям лётчикам и шахтёрам. Размер прибавки разный — обычно порядка тысячи рублей, но может сильно колебаться в обе стороны. Суммы зависят от продолжительности "льготного" стажа работы и размера среднемесячной зарплаты. Также учитывается отношение суммы страховых взносов к количеству получателей доплаты в регионе. Соответственно, размер доплаты индивидуален. В разных регионах у лётчиков он может составлять порядка 5–8 тыс. рублей в месяц, у шахтёров — 2–4 тыс.

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

Формулировка красивая, но обольщаться не стоит

Госдума готова ратифицировать 102-ю Конвенцию Международной организации труда, которая требует обеспечить гражданину на заслуженном отдыхе пенсию не меньше 40% от его заработка. Но не стоит обольщаться: к росту выплат это автоматически не приведёт даже в перспективе. Ведь правительство утверждает, что на выполнение Конвенции не потребуется ни дополнительных расходов, ни внесения изменений в действующие законы.


Фото: Алексей Меринов

Проект закона о ратификации Конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения» был внесён в Госдуму 16 июня, вместе с проектом закона о повышении пенсионного возраста, и явно был призван «подсластить пилюлю».

В ходе обсуждения вопроса о ратификации на заседании думского Комитета по труду и социальной политике официальный представитель правительства - замглавы Минтруда Андрей Пудов напомнил, этот международный документ вступил в силу в 1955 году, его ратифицировали 55 государств (большинство стран Европы, Израиль, Япония, Мексика, Бразилия и другие развивающиеся страны).

О ратификации Конвенции, закрепляющей принципы социального обеспечения в условиях рыночной экономики, заговорили в России еще в 90-х годах. Это было одним из постоянных требований профсоюзов. Но власти «созрели» лишь сейчас.

Конвенция написана так, чтобы к ней могли присоединиться и бедные государства вроде Нигера или Сенегала, к тому же она содержит множество оговорок и позволяет брать на себя обязательства выборочно. Россия этим правом воспользовалась, и документ ратифицирует не полностью, с изъятием разделов, где говорится о пособиях по безработице и семейных пособиях.

Но под разделами, где говорится о социальной поддержке материнства, инвалидов, о пособиях по случаю потери кормильца, потери трудоспособности из-за производственной травмы, о медицинском обслуживании и «обеспечении по старости» РФ подписывается - видимо, потому, что уже в значительной степени соответствует их требованиям.

По понятным причинам особое внимание членов комитета привлёк раздел о пенсионном обеспечении. Безусловный «хит» - требование Конвенции поддерживать коэффициент замещения пенсии каждого человека на уровне не менее 40% от его индивидуального заработка при страховом стаже не менее 30 лет.

Но эти прекрасные слова не значат пока почти ничего.

Во-первых, из слов г-на Пудова следовало, что у очень многих россиян «коэффициент замещения» и сейчас ого-го, не меньше 50% - потому что зарплата их была очень маленькой. Те, кто получал МРОТ (с 1 мая - 11 163 рубля), например, выйдя на пенсию, гарантированно получит пенсию в размере прожиточного минимума пенсионера (в среднем по стране в 2018 году - 8703 рубля).

Во-вторых, речь идет не о соотношении пенсии с выдававшейся на руки зарплатой, а о зарплате, с которой работодателем уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд. Если официально вы получаете МРОТ, с него платятся взносы, а ещё тысяч 100-200 - в конверте, выйдя на пенсию, вы попадёте в число «счастливчиков», в отношении которых Конвенция МОТ в России прекрасно исполняется, потому что… см.выше.


Фото: Алексей Меринов

В Минтруда признают: относительно высокооплачиваемых категорий работников соотношение «пенсия не ниже 40% заработка» не выполняется. Но будет выполняться, заверил представитель правительства!

Но заветное соотношение станут рассчитывать исходя из зарплаты, с которой уплачивались взносы, а законом установлен потолок: 22% в ПФ платится с заработка, не превышающего 1 млн.рублей в год с небольшим (около 80 тысяч рублей в месяц).

Всё, что выше - на размер пенсии никак не влияет. Люди, имеющие легальный заработок в таких пределах, смогут рассчитывать на пенсии около 34 тысяч рублей в месяц, следовало из слов чиновника.

Сделанное им важное уточнение заметили не все: чтобы иметь шанс на такую пенсию при такой зарплате, надо, чтобы взносы платились именно с такой зарплаты в течение всей трудовой жизни. Но у нас так получается мало у кого, да и облагаемая страховыми взносами база постоянно пересматривается - вот и выходит, что даже высокооплачиваемые работники в России выходят на пенсию, если и составляющую 40%, то от средней по стране зарплаты, то есть от примерно 35-36 тысяч рублей в месяц.

К тому же обязательство государства обеспечить пенсии не меньше 40% от заработка касается только будущих пенсионеров - ведь Россия берёт его на себя лишь с момента присоединения к Конвенции…

В Комитете по труду и социальной политике сомневаются в том, что для соответствия требованиям МОТ не надо переписывать действующее пенсионное законодательство, как уверяет правительство.

Например, Конвенция гарантирует пенсии в 40% от заработка тем, кто имеет 30-летний стаж уплаты страховых взносов, а тем, кто платил взносы от 10 до 15 лет - пенсии в сокращенном размере. В России же тем, кто не выработал необходимый страховой стаж (не менее 15 лет), страховые пенсии не предусмотрены.

В ходе заседания депутаты интересовались также, не приведет ли ратификация Конвенции к лишению пенсий работающих пенсионеров: в документе допускается временное приостановление или сокращение выплат по старости человеку, который продолжает трудиться. «Ратификация не предполагает, что мы будем ухудшать действующее положение», - заверил представитель правительства. С 2016 года, напомним, пенсия работающим пенсионерам вплоть до увольнения в России не индексируется.

Законопроект о ратификации Конвенции Госдума рассмотрит в первом чтении 19 июля - в пакете с законопроектом о повышении пенсионного возраста.

Читайте также: