Закон о выплате неполученной пенсии

ПРЕЗИДИУМ КЕМЕРОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

от 13 марта 2017 г. N 44г-15

История рассмотрения дела

Мировой судья Некрасова М.А.

Судья Катусенко С.И.

Президиум Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего Кирюшина А.Н.,

членов президиума: Захарова В.И., Ордынского А.В., Лазаревой О.Н., Кузнецовой О.П., Карасевой Т.Д., Фроловой Т.В., Шагаровой Т.В.,

при секретаре А.

заслушав доклад судьи Черной Е.А.,

по кассационной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области Б. на решение мирового судьи судебного участка N 1 Заводского судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 20.05.2016 и апелляционное определение Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 22.08.2016 по делу по иску Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области о взыскании недополученной пенсии,

переданной определением судьи Кемеровского областного суда от 21.02.2017 с делом для рассмотрения в судебном заседании президиума Кемеровского областного суда,

Н. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области (далее - УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области) о взыскании недополученной пенсии.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ, а не пункт 1.2 статьи 27.1.

Требования мотивировал тем, что ДД.ММ.ГГГГ ему была назначена трудовая пенсия по старости согласно Списку N 2 ( п. 1.2 ст. 27.1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") в размере

Совместно с заявлением о назначении пенсии в Пенсионный фонд им были представлены все необходимые документы, а именно: паспорт, трудовая книжка, справка о периодах работы (выписка из приказа), справки из военкомата, справка, уточняющая характер работы, страховое свидетельство. При этом никакие дополнительные документы у него не потребовали.

Однако, при назначении пенсии УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области не был учтен период его работы в условиях Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ он вынужден был обратиться в УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области, для устранения допущенной ошибки, с заявлением о перерасчете размера пенсии.

УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области его заявление удовлетворило, произвело перерасчет с учетом повышений и установило сумму пенсионных назначений в размере рублей с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

Прибавка к пенсии за северный стаж составила руб.

Однако, единовременную выплату, за допущенную ошибку за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ответчик не произвел.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области с заявлением, в котором просил в добровольном порядке выплатить ему недополученную часть пенсии, в чем ему было отказано.

Ссылаясь на положения Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановление Минтруда РФ N 17, Пенсионного фонда РФ N 19пб от 27.02.2002 об утверждении "Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", действовавшими на дату его обращения в УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области, считает отказ УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области незаконным, так как сотрудниками УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области не был указан перечень недостающих документов, а именно справка о заработной плате за 60 месяцев подряд за период с 1980 по 1985 годы.

С учетом уточнения исковых требований, просил взыскать с ответчика в его пользу убытки, в виде недополученной пенсии, в размере рублей.

Решением мирового судьи судебного участка N 1 Заводского судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 20.05.2016, оставленным без изменения апелляционным определением Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 22.08.2016, постановлено:

исковые требования Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области о взыскании недополученной пенсии, удовлетворить.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области в пользу Н. сумму убытков, в виде недополученной пенсии, в размере

В кассационной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области Б., просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления как незаконные.

В судебное заседание не явился представитель Управления Пенсионного фонда, в связи с чем президиум полагает возможным на основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав Н., возражавшего против доводов кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, президиум суда кассационной инстанции находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке состоявшихся судебных постановлений.

В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Президиум приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела мировым судьей и судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм права, выразившиеся в следующем.

Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, Н. с ДД.ММ.ГГГГ является получателем трудовой пенсии по старости, установленной ему в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", как лицу проработавшему на работах с тяжелыми условиями труда (по Списку N 2) не менее 12 лет 6 месяцев, имеющему страховой стаж не менее 25 лет с уменьшением общеустановленного возраста на пять лет.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился в УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области с заявлением о перерасчете размера пенсии.

УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области его заявление удовлетворило, произвело перерасчет с учетом повышений и установило сумму пенсионных назначений в размере рублей с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно.

Удовлетворяя заявленные Н. исковые требования, мировой судья, с которым согласился районный суд, пришел к выводу о том, что у территориального органа УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области было право и обязанность дать оценку содержащимся в пенсионном деле и заявлении Н. сведениям об его заработной плате и пенсионный орган имел право и возможность предложить Н. представить необходимые уточнения, дополнения, что им сделано не было, что явилось причиной возникновения у истца убытков в виде получения им пенсии за период с момента первоначального обращения до ДД.ММ.ГГГГ в меньшем размере.

Президиум Кемеровского областного суда находит, что указанные выводы мирового судьи и суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

Согласно пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон, утратил силу с 1 января 2015 года) трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи , но всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии).

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления и необходимых документов, представленных заявителем с учетом положений пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона ( пункт 2 статьи 19 указанного Закона).

Пунктом 3 статьи 18 Федерального закона определено, что необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.

Согласно пункту 3 статьи 19 Федерального закона, в случае, если к заявлению приложены не все необходимые документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости), разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.

Согласно пункту 1 статьи 30 Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01.01.2002 путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 30 Федерального закона, расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи , либо в порядке, установленном п. 4 настоящей статьи , либо в порядке, установленном п. 6 настоящей статьи .

В абзацах первом , седьмом пункта 3 статьи 30 Федерального закона установлено, что расчетный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по формуле, составной частью которой является коэффициент ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

Согласно пункта 17 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (действовавших на момент первоначального обращения истца в пенсионный орган с соответствующим заявлением), утвержденных постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002, в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы, гражданин вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.

Список недостающих для назначения пенсии документов определяется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и отмечается в расписке-уведомлении, указанной в пункте 16 настоящих Правил.

На основании п. 11 Правил при приеме заявления об установлении пенсии и необходимых документов территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в числе прочего регистрирует заявления граждан и выдает расписку-уведомление, в которой указывается дата приема заявления, перечень недостающих документов и сроки их представления.

В соответствии с п. 23 Правил по результатам рассмотрения заявления гражданина, обратившегося за назначением пенсии, переводом с одной пенсии на другую, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.

Согласно п. 28 Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных Законом от 17.12.2001 и Законом от 15.12.2001, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации (кроме случаев, предусмотренных в пункте 29 настоящих Правил).

В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" перерасчет размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 данной статьи , производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения.

На основании пункта 2 названной нормы заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что предоставление застрахованным в системе пенсионного страхования сведений о его заработке за любые 60 месяцев работы подряд необходимо для назначения пенсии только в том случае, если сведения о его заработке за 2000 - 2001 годы отсутствуют в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и только в этом случае территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации обязан истребовать от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии и дать гражданину соответствующие разъяснения. Сведения о среднемесячном заработке застрахованного за любые 60 месяцев работы подряд вправе представить заявитель по собственной инициативе.

Однако, как следует из материалов дела и установлено судами, при первоначальном обращении за назначением пенсии, представленный истцом пакет документов был достаточным для реализации права на назначение пенсии, недостающие документы для назначении пенсии отсутствовали, в связи с чем в расписке-уведомлении в графе "Недостающие документы" никаких отметок не проставлено. На основании представленных истцом документов и имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, с ДД.ММ.ГГГГ ему назначена досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Размер пенсии Н. был рассчитан исходя из среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, так как справку о среднем заработке за любые 60 месяцев работы подряд, при обращении за назначением пенсии заявитель не представил.

Н. с заявлением о перерасчете размера пенсии с приложением документов об его заработной плате за 60 месяцев работы подряд, включая спорные периоды работы в условиях Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, обратился в УПФР в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области только ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем перерасчет размера пенсии произведен с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения, что соответствует вышеприведенным положениям Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных постановлением Минтруда РФ N 17, ПФ РФ N 19пб от 27.02.2002.

Таким образом, судебными инстанциями при рассмотрении настоящего дела неправильно применены к возникшим отношениям вышеуказанные положения Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", что привело к неправомерному возложению на пенсионный орган обязанности выплатить Н. недополученную пенсию с момента его первоначального обращения за ней, то есть с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме рублей.

Президиум находит, что допущенные судом первой и второй инстанции нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно ст. 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.

Принимая во внимание, что судами допущено нарушение норм материального права, а все значимые обстоятельства установлены при разрешении спора, то имеются основания, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 387 , 388 , 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

решение мирового судьи судебного участка N 1 Заводского судебного района г. Новокузнецка Кемеровской области от 20.05.2016 и апелляционное определение Заводского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области от 22.08.2016 по делу по иску Н. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области о взыскании недополученной пенсии, отменить.

Принять по делу новое решение, которым Н., отказать в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заводском районе г. Новокузнецка Кемеровской области о взыскании убытков в виде недополученной пенсии.

– Недавно прочитала, что если я не буду тратить свою пенсию в течение 6 месяцев, то мне прекратят ее выплачивать. Это правда? Неужели я должна постоянно снимать и тратить свою пенсию? Это совсем не входит в мои планы.

– Действительно, недавно в СМИ появилась шокирующая информация о том, что если человек не снимает пенсию в течение 6 месяцев, то выплаты приостанавливаются. Эту новость распространили ведущие российские издания, поэтому она создала панику среди пенсионеров. В скором времени Пенсионный фонд опровергнул информацию и заявил, что пенсионер может не снимать средства с карты в течение полугода и прекращениями выплат это не грозит. Пенсионеры могут хранить деньги на карте сколько угодно. Разберемся подробней.

  • ❗ Случаи, когда выплату пенсии действительно могут приостановить
  • 💰 Как ПФР узнает, получает пенсионер деньги или нет
  • 💸 ПФР приостановил выплаты, а оснований на самом деле не было. Как возобновить
  • 💳 Можно ли хранить пенсию на карте больше 6 месяцев
  • ❓ Часто задаваемые вопросы

❗ Случаи, когда выплату пенсии действительно могут приостановить

ПФР на своем официальном сайте действительно указывает на возможность временной приостановки выплаты пенсии, если пенсионер не получает положенной ему пенсии в течение полугода. Выплата приостанавливается с 1 числа месяца, следующего за месяцем, когда истек указанный срок (на основании ч. 1 ст. 24 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Но данная мера вводится по той причине, что у Пенсионного фонда возникают сомнения в том, жив ли данный человек или умер. Если в течение 6 месяцев после приостановки лицо так и не объявится, то ему вовсе прекратят все выплаты (на основании ст. 25 №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

В перечне оснований для приостановки выплат страховой пенсии также значатся:

  1. Неявка инвалида в назначенные сроки на переосвидетельствование. Выплата пенсии по инвалидности будет приостановлена на три месяца начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем, когда истек указанный срок.
  2. Достижение лицом, получающим пенсию по потере кормильца, возраста 18 лет и отсутствие документов, подтверждающих очное обучение.
  3. Истечение срока действия документа, который выдан иностранному гражданину, в подтверждение его права на постоянное проживание в РФ.
  4. Выезд пенсионера на ПМЖ за пределы российской территории в иностранное государство, если со страной подписан международный договор, согласно которому, пенсионное обеспечение является обязанностью государства, в котором живет пенсионер.
  5. При поступлении документов о выезде пенсионера за пределы РФ и отсутствии заявления от пенсионера о данном выезде.

Выплату пенсии так же приостановят, если гражданин не подтвердил факт регистрации по месту получения денег. Это правило распространяется на тех россиян, за которых деньги по доверенности получает другой гражданин. Для них установлено правило: раз в год подтверждать регистрацию по месту получения пенсионных выплат. Это правило введено для исключения случаев мошенничества, когда доверенное лицо продолжает получать пенсию даже после смерти пенсионера.

При этом в законодательстве нет таких причин для приостановки выплаты, как:

  1. Выезд за пределы РФ.
  2. Наличие накоплений и отсутствие потребности в пенсии.
  3. Помощь со стороны детей и близких.
  4. Наличие иных источников доходов.

💰 Как ПФР узнает, получает пенсионер деньги или нет

Помимо перечисления денег на банковскую карточку, существуют альтернативные способы получения пенсии:

  1. Через почтовое отделение.
  2. Курьером на дом.

В случае получения выплат на почте пенсионер должен приходить за деньгами в определенные даты. Если он не приходит за пенсией, то они перенаправляются почтой в Пенсионный фонд.

В случаях когда пенсия доставляется на дом, при отсутствии пенсионера дома курьер указывает причину неполучения: например, пенсионера просто не было дома или он был в больнице. Получается, что для ПФР информация о том, получает ли пенсионер деньги или нет, остается прозрачной.

Но даже при длительном перерыве в получении денег пенсионеру возобновят выплаты пенсии после проведения проверки. Так, если ПФР выяснит, что пенсионер не умер, а просто временно уехал в гости или сменил место жительства, то выплаты возобновят.

Отношения между банками и Пенсионным фондом регулируется Приказом Минтруда №881н «Об утверждении типовых форм договоров о доставке пенсий. ». В нем есть упоминание о том, что банк обязан передавать сведения за прошлый календарный год об отсутствии операций по счету у гражданина-получателя пенсии до 1 февраля. Но выполняется ли данный приказ в действительности, неясно.

У ПФР нет реальных механизмов отследить, тратит ли пенсионер средства или копит их. Узнать о движениях по счетам в рамках проводимой проверки вправе налоговая инспекция, но ПФР подобными полномочиями не располагает.

Таким образом, Пенсионный фонд никогда не следит за тем, как распоряжаются пенсионеры деньгами, и не запрещает дальнейшую выплату пенсии при ее невостребованности.

С 1 июня пенсии неприкосновенны — такое правило предусмотрено поправками в закон об исполнительном производстве. Правда, не все пенсионеры смогут воспользоваться изменениями, у некоторых долги продолжат взыскивать.

Какие изменения в процедуре взыскания появились с 1 июня 2020 года

Полтора года назад подписан закон от 21.02.2019 №12-ФЗ, который меняет процедуру взыскания задолженности с доходов граждан, в том числе пенсионеров. Некоторые специалисты заявили, что это закон о неприкосновенности пенсии с июня 2020 года, и обрадовали пенсионеров: хоть теперь останутся деньги на жизнь. Но документ о другом. Он требует с 1 июня 2020 «маркировать» денежные средства, перечисляемые на счета физических лиц, специальными кодами, чтобы в банках понимали предназначение денег.

К примеру, в платежном поручении на выплату заработной платы бухгалтер обязан поставить код «1». По этому коду в банке поймут, что физическому лицу (пенсионеру) перечислены деньги, с которых разрешено взыскивать задолженность по исполнительным документам с учетом требований ст. 99 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ об исполнительном производстве. Если в банк придет платежка с кодом «2», банкирам понятно, что с перечисленной суммы взыскивать долги нельзя, поскольку это неприкосновенные доходы, с которых на основании ст. 101 Федерального закона №229-ФЗ запрещено удерживать какие-либо суммы.

Но почему нельзя было просто ввести неприкосновенность пенсии с 1 июня 2020 года, обойдя все эти коды? Такие поправки не нужны: в законодательстве уже указано, какие виды доходов неприкосновенные. Но раньше банкиры не могли определить, что за деньги пришли на счет должника, поэтому блокировали все операции до тех пор, пока не взыщут всю сумму задолженности. Тем временем сам должник оставался без средств к существованию. Сейчас ситуация изменится.

Действительно ли пенсии стали неприкосновенными

Теперь попробуем разобраться, сделают ли пенсии неприкосновенными с 1 июня 2020 года и кого коснется это изменение. Чтобы не платить долги из пенсионных выплат, необходим законодательный запрет на взыскание долгов. Полный список видов неприкосновенных доходов, с которых не взыщут задолженности, перечислен в ст. 101 Федерального закона №229-ФЗ.


Если смотреть на пенсионные выплаты, то взыскание с пенсии с июня 2020 года не касается только одного вида — по случаю потери кормильца. Со всех остальных разрешается взыскивать долги, и новый закон никак на эту ситуацию не повлиял.

Что делать, если незаконно списали пенсию

Если вы являетесь получателем пенсии по потере кормильца или иного вида неприкосновенного для кредиторов дохода, определите, кто занимается исполнительным производством. Для этого зайдите на сайт Федеральной службы судебных приставов (ФССП), введите персональные данные и уточните, кто из приставов ведет ваше дело. Затем пишите заявление о незаконности списания денег и требуйте их возврата.

Юристы рекомендуют еще один способ быстрее решить вашу проблему, если закон о неприкосновенности пенсии с 1 июня на вас распространяется: напишите жалобу на действия пристава и банка в прокуратуру, руководству Службы приставов, Центральный банк. Когда вопрос поднимется выше, проблема решится оперативнее.

Что делать, если долг погашен, но его продолжают списывать

Алгоритм действий такой же. Находите пристава, который занимается этим делом, пишете заявление о незаконном взыскании, требуете возврата. Дополнительно напишите жалобу.

Если заставляют платить за однофамильца

Такая ситуация встречается нечасто, поскольку приставы проверяют не только фамилию, имя и отчество должника, но и дату его рождения, СНИЛС, ИНН. Если все-таки ошибка закралась, и отмена вычетов из пенсии с 1 июня почему-то не сработала, рекомендуем обратиться к приставам. И не бойтесь жаловаться на бездействие госслужащих.

Государственная дума РФ дополнительно защитила права должников, получающих социальную помощь от государства. Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступит в силу. Законодатели с одной стороны расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой – обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать, как это часто происходит сегодня.

Расскажем, как на самом деле будет работать запрет взыскания долгов с пенсий и социальных выплат по новому закону, вступающему в силу 1 июня 2020 года, какие новые нормы он устанавливает и что реально изменится для должников.

21 февраля 2019 года был принят закон ФЗ-12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ-229 «Об исполнительном производстве». Согласно статье 2 данного нормативного акта, он вступит в силу с 01.06.2020 года. Таким образом, упомянутый выше закон о введении запрета на взыскание с части социальных выплат — это поправки к ФЗ-229, который содержит основные нормы о принудительном взыскании Службой судебных приставов.

Что означает для должника статья 46 ч. 1 п. 3 и 4 в ФЗ-229 — нужно ли платить, пустят ли за границу?

Основной посыл новостей о принятии данного ФЗ заключается в следующем: Президент РФ Путин подписал закон о запрете списания долгов с пенсии по потере кормильца и социальных выплат, перечисленных в ст. 101. В данном утверждении содержится противоречие, так как статья 101 и ранее содержала запрет на взыскание с данных видов доходов.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 101, неприкосновенными являются средства, выплачиваемые в связи со смертью кормильца.

В п. 10 ч.1 той же статьи упомянута и сама пенсия по утрате кормильца.

Таким образом, данное положение нововведением не является, многие выплаты социального характера были защищены и раньше.

По сути, ФЗ-14 отменил взыскание по исполнительному листу только с выплат, производимых гражданам, пострадавшим в результате катастроф, иных форс-мажорных обстоятельств. В таких ситуациях выплаты производятся в качестве единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества или причинением вреда здоровью, а также членам семей граждан, погибших в результате ЧС.

Фактически новшество состоит в том, что освобождаются от взыскания выплаты при наличии следующих условий:

субъект выплаты: граждане, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях или члены семей погибших;

цель осуществления: компенсация утраты имущества первой необходимости или здоровья на определенный период;

выплата носит единовременный характер.

Запрет взыскания долгов с пенсий и социальных выплат по исполнительному листу – что важно знать?

Основное содержание изменений

Смысл поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны будут при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода.

Основной смысл закона — в установлении нового порядка перечисления взысканных с должников денег, с указанием кодов вида дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания.

Обзор статьи 101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» – как избежать ареста социальных выплат?

Облагается ли взысканиями пенсия банкрота?

В соответствии со ст. 101 ФЗ-229, имеет значение вид пенсии. С пенсии по старости и по инвалидности взыскание осуществляется в общем порядке, с пенсии по потере кормильца ни при каких условиях долг не удерживают.

Действительно ли президент подписал недавно закон, который вводит неприкосновенность соцподдержки россиян?

Федеральный закон №14-ФЗ от 21.02.2019 г. вносит некоторые важные поправки в действующий ФЗ «Об исполнительном производстве». Они касаются порядка осуществления перечисления денежных средств, удержанных с заработка и иных доходов (вводится необходимость указания кода в платежных документах в целях идентификации платежей).

В ст. 101 ФЗ-229 и раньше были перечислены соцвыплаты, защищенные от взыскания. Президент запретил по сути в этом законе обращение взыскания только на один вид выплат — на компенсации в связи с наступлением чрезвычайных ситуаций (при соблюдении некоторых условий).

Каким образом осуществляется взыскание долгов с пенсионеров, если пенсия становится неприкосновенной?

Принятым в феврале 2019 года федеральным законом № 12-ФЗ взыскание долга с пенсии по старости не запрещается. В п. 9 ч.1 ст. 101 ФЗ-229 отдельно указано, что взыскание не осуществляется со страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости и инвалидности.

Кроме того, судебными приставами может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу ниже прожиточного минимума?

В ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» ничего не сказано про такую ситуацию. Согласно ст. 99 этого закона, сумма удержания может составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %.

Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды (последний в определении №45-КГ 16-27 от 12.01.2017 г., например) неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставами и судом.

«Черный» список должников судебных приставов – как проверить долг по фамилии?

Запрет на взыскание с пенсий

В декабре 2019 года стало известно об еще одной инициативе Правительства РФ. Минэкономразвитяи разработало законопроект, в соответствии с которым запрещается взыскивать долги со следующих выплат:

со страховой части пенсии россиян;

со страховой пенсии по инвалидности;

с накопительной пенсии;

с пенсии по государственному пенсионному обеспечению;

с пенсионного обеспечения военнослужащих и правоохранительных органов;

с пособий по временной нетрудоспособности.

Пока новый проект закона о запрете взыскания долгов с пенсий не опубликован, документ направлен в комиссию правительства РФ по законопроектной деятельности.

1. Выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, производится за текущий месяц.

2. Начисленные суммы трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

3. Начисленные суммы трудовой пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, не включаются в состав наследства и выплачиваются тем членам его семьи, которые относятся к лицам, указанным в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, и проживали совместно с данным пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами указанной пенсии последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера. При обращении нескольких членов семьи за указанными суммами трудовой пенсии причитающиеся им суммы трудовой пенсии делятся между ними поровну.

4. Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.

Комментарий к Ст. 23 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. В пункте 1 комментируемой статьи определены сроки выплаты и доставки трудовой пенсии. Сами же выплата и доставка трудовой пенсии регламентированы нормами п. п. 4 и 5 ст. 18 комментируемого Закона.

В соответствии с п. 1 комментируемой статьи выплата трудовой пенсии, включая ее доставку, должна производиться за текущий месяц. Исключение из данного правила предусмотрено нормой п. 1 ст. 24 комментируемого Закона в отношении выплаты трудовой пенсии лицам, выезжающим на постоянное жительство за пределы территории РФ: такому лицу перед отъездом по его желанию выплачивается сумма назначенной ему в соответствии с данным Законом трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) в рублях за шесть месяцев вперед.

В пункте 1 комментируемой статьи идет речь о текущем календарном месяце. Соответственно, в п. 6 Правил 2004 г. выплаты пенсии трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению прямо указано, что выплата начисленных сумм пенсии производится за текущий календарный месяц. Календарный месяц представляет собой период с 1-е по 30-е или 31-е число соответствующего месяца (в году всего 4 месяца, включающих 30 дней, - это апрель, июнь, сентябрь и ноябрь), а для февраля - по 28-е или 29-е число.

В рамках регламентации порядка доставки пенсии через организации почтовой связи в разд. IV названных Правил (здесь и далее в ред. Приказа Минздравсоцразвития России и ПФР от 28 апреля 2010 г. N 302н/109п) указано на следующие сроки доставки пенсии:

период, в течение которого ежемесячно производится доставка пенсии (далее - период доставки пенсии) на территории субъекта РФ, определяется организацией почтовой связи по согласованию с территориальным органом ПФР. В пределах периода доставки пенсии каждому пенсионеру устанавливается дата получения пенсии. Доставка пенсий за выходные или праздничные дни может быть произведена досрочно в пределах текущего месяца и не ранее чем за три дня до наступления даты получения пенсии, установленной по графику. В том случае, если пенсионер не получил пенсию согласно графику, ее выдача может быть произведена после этой даты в течение периода доставки пенсии либо в другое время с соблюдением условий, определенных комментируемой статьей (п. 29);

доставочные документы представляются территориальным органом ПФР в организацию почтовой связи не позднее чем за три дня до наступления даты доставки пенсии, установленной по графику. Первая доставка пенсии осуществляется не позднее дня, следующего за днем поступления доставочного документа в указанную организацию (п. 30).

В рамках же регламентации порядка доставки пенсии через кредитные организации в разд. V названных Правил указано на следующие сроки доставки пенсии:

кредитная организация доставляет пенсию на банковский счет, счет по вкладу, счет банковской карты или другой вид счета (далее - счет) на условиях, предусмотренных законодательством РФ. Доставка пенсии за текущий месяц на счет производится кредитной организацией в день поступления средств от территориального органа ПФР, но не позднее следующего операционного дня после получения соответствующего платежного документа (п. 33);

территориальный орган ПФР ежемесячно получает от кредитной организации подтверждение факта доставки пенсии, информацию о счетах пенсионеров, закрытых в связи с их смертью или по другим причинам, а также доставке пенсии по доверенности, срок действия которой превышает один год. Одновременно кредитная организация может сообщать в территориальный орган ПФР об обстоятельствах, влекущих приостановление или прекращение выплаты пенсии в соответствии с комментируемым Законом и Законом 2001 г. о государственном пенсионном обеспечении, если это предусмотрено соответствующим договором кредитной организации с ПФР (п. 34).

2. Пункт 2 комментируемой статьи определяет периоды, за которые пенсионеру могут быть выплачены суммы трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости):

в отношении тех начисленных сумм трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, этот период ограничен тремя годами, предшествующими моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Как представляется, указание на трехгодичный срок предопределено нормой ст. 196 части первой ГК РФ, в соответствии с которой общий срок исковой давности устанавливается в три года;

в отношении трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), которая не получена пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, установлено, что этот период не имеет ограничений.

3. В соответствии с п. 3 комментируемой статьи определяется юридическая судьба начисленных сумм трудовой пенсии, причитавшихся пенсионеру в текущем месяце и оставшихся неполученными в связи с его смертью в указанном месяце:

указанные суммы трудовой пенсии не включаются в состав наследства и выплачиваются тем членам его семьи, которые относятся к лицам, указанным в п. 2 ст. 9 комментируемого Закона О трудовых пенсиях РФ (т.е. к нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца), и проживали совместно с данным пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами указанной пенсии последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера;

при обращении нескольких членов семьи за указанными суммами трудовой пенсии причитающиеся им суммы трудовой пенсии делятся между ними поровну.

В то же время в ст. 1183 части третьей ГК РФ в рамках регламентации наследования невыплаченных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, предусмотрено несколько иное регулирование:

право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали (п. 1);

требования о выплате сумм на основании п. 1 данной статьи должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства (п. 2);

при отсутствии лиц, имеющих на основании п. 1 данной статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных данным Кодексом (п. 3).

В этой связи необходимо иметь в виду следующие разъяснения, данные в п. 8 Постановления Пленума ВС России от 20 декабря 2005 г. N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии":

при разрешении споров, связанных со взысканием начисленных сумм трудовой пенсии, причитавшихся пенсионеру в текущем месяце (в том числе и за прошедшее время) и оставшихся неполученными в связи с его смертью, необходимо руководствоваться положениями, закрепленными в п. 3 комментируемой статьи, поскольку комментируемый Закон является специальным и был принят Государственной Думой 30 ноября 2001 г., т.е. позже, чем часть третья ГК РФ, которая была принята 1 ноября 2001 г. (статья 2 Федерального закона "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания");

при отсутствии лиц, перечисленных в п. 3 комментируемой статьи, право на получение вышеназванных сумм трудовой пенсии может быть признано за иными лицами, указанными в ст. 1183 ГК РФ.

В письме Минтруда России от 26 февраля 2002 г. N 1076-ЮЛ, направленном письмом ПФР от 19 марта 2002 г. N ЛЧ-06-27/2446 ) по вопросу выплаты неполученных сумм пенсий в связи со смертью пенсионера в соответствии с комментируемым Законом сообщалось следующее:
--------------------------------
СПС.

право на не полученные пенсионером суммы трудовой пенсии (части пенсии) в связи с его смертью имеют только те члены семьи, которые перечислены в п. 2 ст. 9 данного Закона, при соблюдении условий, предусмотренных пунктом комментируемой статьи. Отсылка к п. 2 ст. 9 данного Закона, имеющаяся в п. 3 комментируемой статьи, не содержит указания на то, что эти лица должны иметь право на пенсию по случаю потери кормильца. Это означает, что отсылку к п. 2 ст. 9 данного Закона следует рассматривать только как определяющую перечень лиц, имеющих право на получение начисленных сумм трудовой пенсии, причитавшихся пенсионеру в текущем месяце и оставшихся неполученными в связи с его смертью, но не условия выплаты этих сумм указанным лицам;

право на пенсию по случаю потери кормильца лиц, указанных в п. 2 ст. 9 данного Закона, возникает только при наличии всех условий, предусмотренных ст. 9 данного Закона;

для получения суммы трудовой пенсии (части пенсии), начисленной пенсионеру и недополученной им в связи со смертью, член семьи должен представить следующие документы: заявление о выплате начисленной и недополученной пенсионером суммы трудовой пенсии (части пенсии); копию свидетельства о смерти пенсионера, удостоверенную в установленном порядке; документ о совместном проживании с умершим; документ о родственных отношениях с умершим;

в качестве документов, подтверждающих совместное проживание члена семьи с умершим пенсионером на день его смерти, принимаются: выписка из паспорта; копия свидетельства о регистрации по месту жительства или по месту пребывания, удостоверенная в установленном порядке; справки жилищных органов или органов местного самоуправления, содержащие данные о регистрации по месту жительства по тому же адресу, что и умерший пенсионер, с указанием оснований выдачи;

в качестве документов, подтверждающих родственные отношения, могут быть приняты: копии первичных документов о родстве - свидетельства о рождении, свидетельства о браке (при подтверждении родовой фамилии) и паспорта обратившегося, удостоверенные в установленном порядке. Кроме того, в подтверждение данного факта могут приниматься справки жилищных органов или органов местного самоуправления о составе семьи, которые, как правило, заполняются на основании данных паспортно-визовой службы органов внутренних дел. В установленных случаях в качестве документа, подтверждающего родственные отношения, представляется решение суда об установлении соответствующего юридического факта в порядке особого производства.

В письме ПФР от 20 июня 2003 г. N ЛЧ-25-31/6388 "О выдаче справок о суммах пенсии, оставшихся не полученными пенсионером в связи со смертью" отмечалось, что территориальные органы ПФР вправе осуществлять выдачу, в том числе в пределах установленного п. 3 комментируемой статьи срока, наследникам умерших пенсионеров справок о размере сумм пенсии, причитавшихся пенсионерам и оставшихся неполученными в связи с их смертью. В пункте 16 Правил 2004 г. выплаты пенсии трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению предусмотрено, что территориальный орган ПФР вправе выдать справку о суммах пенсии, не выплаченных при жизни пенсионеру, возможным наследникам умершего пенсионера до истечения шестимесячного срока на основании их заявления и запроса нотариуса.
--------------------------------
СПС.

4. В пункте 4 комментируемой статьи закреплена обязанность пенсионера безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты. Последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения данной обязанности предусмотрены в п. 2 ст. 25 комментируемого Закона: в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных п. 4 комментируемой ст. 23, повлекло за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, то виновные лица возмещают ПФР причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ (см. комментарий к указанной статье).

Читайте также: