Закон об изменении пенсионного обеспечения 213 viii

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"

С изменениями и дополнениями от:

25 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 6 октября, 21 ноября, 3 декабря 2011 г., 25 июня, 3 декабря 2012 г., 7 мая 2013 г., 21 июля, 29 декабря 2014 г., 9 марта, 3 июля, 30 ноября, 19 декабря 2016 г.

Принят Государственной Думой 17 июля 2009 года

Одобрен Советом Федерации 18 июля 2009 года

Президент Российской Федерации

24 июля 2009 года

В связи с принятием Федерального закона N 212-ФЗ, устанавливающего порядок исчисления и уплаты страховых взносов в ПФР (на обязательное пенсионное страхование), ФСС РФ (на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством), ФФОМС и ТФОМС (на обязательное медицинское страхование), вносятся изменения в законодательные акты РФ.

С 1 января 2010 г. утрачивают силу положения Налогового кодекса о едином социальном налоге, порядке его исчисления и уплаты. ЕСН заменяется страховыми взносами на конкретные виды социального страхования.

Федеральный закон N 213-ФЗ направлен на дальнейшее развитие системы обязательного социального страхования и повышение с 2010 г. уровня пенсионного обеспечения граждан.

В частности, предусмотрен новый механизм начисления различных социальных выплат и пенсий.

Вместо базовой части трудовой пенсии (1 950 руб. в месяц) вводится фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии. Так, для граждан, не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, он составит 2 562 руб. в месяц, а для граждан, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы, - 5 124 руб. в месяц.

В результате пересчета размера пенсионных прав, полученных до 2002 г. (начало пенсионной реформы), среднегодовая прибавка к пенсии в 2010 г. составит 2 340 руб. В итоге среднегодовой размер трудовой пенсии составит 7 946 руб., в том числе трудовой пенсии по старости - 8 602 руб.; трудовой пенсии по инвалидности (для новых назначений) - 6 974 руб.; трудовой пенсии по случаю потери кормильца (для новых назначений) - 7 123 руб.; трудовой пенсии для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, - 10 570 руб. Размер социальной пенсии достигнет 4 917 руб. Для сравнения, средний размер пенсии на 1 марта 2009 г. составлял 4 845 руб.

Следует отметить, что в любом случае доход пенсионера не будет ниже прожиточного минимума в регионе его проживания. Пенсия тех, кто вступил в систему пенсионного страхования после 2002 г. и проработает более 30 лет, составит 40% от заработка.

Начиная с 1 января 2010 г., при расчёте размера трудовых пенсий величина расчётного пенсионного капитала будет увеличиваться на 10% и сверх того на 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретённого до 1 января 1991 г.

При наличии у пенсионеров продолжительного трудового стажа (более 30 лет у мужчин и 25 лет у женщин) за каждый год сверх этого стажа фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии будет увеличен на 6%.

Увеличен максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности. Теперь он составит при страховом стаже до 5 лет 20 750 руб., при страховом стаже от 5 до 8 лет - 27 666 руб.; при страховом стаже 8 и более лет - 34 583 руб. (ранее максимальный размер этого пособия независимо от стажа равнялся 18 720 руб.). Максимальный размер пособия по беременности и родам за полный календарный месяц составит 34 583 руб. (прежде - 25 390 руб.).

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г., за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2010 г., за исключением положений, для которых статьей 41 настоящего Федерального закона установлены иные сроки вступления их в силу

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 29 июля 2009 г. N 138, в Собрании законодательства Российской Федерации от 27 июля 2009 г. N 30 ст. 3739

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 444-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2016 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 250-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 9 марта 2016 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 468-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 379-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 6 октября 2011 г. N 270-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2009 г. N 341-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 2 марта 2015 года №213-VIII

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения

(В редакции Закона Украины от 23.12.2015 г. №900-VIII)

Верховная Рада Украины постановляет:

I. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1. Часть пятнадцатую статьи 50-1 Закона Украины "О прокуратуре" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1991 г., №53, ст. 793 с последующими изменениями) заменить четырьмя частями следующего содержания:

"Временно, в период с 1 апреля 2015 года по 31 декабря 2015 года:

лицам, на которых распространяется действие этого Закона (кроме инвалидов I и II групп, инвалидов войны III группы и участников боевых действий, лиц, на которых распространяется действие пункта 1 статьи 10 Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты"), в период работы на должностях, дающих право на назначение пенсии/ежемесячного пожизненного денежного содержания в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом, законами Украины "О статусе народного депутата Украины", "О государственной службе", "О судоустройстве и статусе судей" пенсия, назначенная в соответствии с настоящей статьей, не выплачивается;

в период работы лица (кроме инвалидов I и II групп, инвалидов войны III группы и участников боевых действий, лиц, на которых распространяется действие пункта 1 статьи 10 Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты") на других должностях/работах пенсии, назначенные в соответствии с настоящей статьей, размер которых превышает 150 процентов прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность, выплачиваются в размере 85 процентов назначенного размера, но не менее 150 процентов прожиточного минимума, установленного для лиц, утративших трудоспособность.

С 1 января 2016 года пенсия, назначенная лицам в соответствии с настоящей статьей (кроме инвалидов I и II групп, инвалидов войны III группы и участников боевых действий, лиц, на которых распространяется действие пункта 1 статьи 10 Закона Украины "О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты"), в период работы на должностях, дающих право на назначение пенсии/ежемесячного пожизненного денежного содержания в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Законом, законами Украины "О статусе народного депутата Украины", "О государственной службе", "О судоустройстве и статусе судей", выплачивается в размере, вычисленном согласно Закону Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании".

После увольнения с работы выплата пенсии в соответствии с настоящим Законом возобновляется.

Максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность".

В связи с этим части шестнадцатую - двадцатую считать соответственно частями девятнадцатой - двадцать третьей.

2. В Законе Украины "О пенсионном обеспечении" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №3, ст. 10 с последующими заменами):

1) статью 13 изложить в следующей редакции:

"Статья 13. Пенсии по возрасту на льготных условиях

На льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы:

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, - по списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест - после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 25 лет у мужчин, из них не менее 10 лет на указанных работах, и не менее 20 лет у женщин, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

До достижения возраста, установленного абзацем первым этого пункта, право на пенсию по возрасту на льготных условиях имеют женщины 1975 года рождения и старше после достижения ими такого возраста:

45 лет - по 31 марта 1970 года включительно;

45 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1970 года по 30 сентября 1970 года;

46 лет - с 1 октября 1970 года по 31 марта 1971 года;

46 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1971 года по 30 сентября 1971 года;

47 лет - с 1 октября 1971 года по 31 марта 1972 года;

47 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1972 года по 30 сентября 1972 года;

48 лет - с 1 октября 1972 года по 31 марта 1973 года;

48 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1973 года по 30 сентября 1973 года;

49 лет - с 1 октября 1973 года по 31 марта 1974 года;

49 лет 6 месяцев - с 1 апреля 1974 года по 30 сентября 1974 года;

50 лет - с 1 октября 1974 года по 31 декабря 1975 года.

При отсутствии стажа работы, установленного абзацем первым этого пункта, в период до 1 апреля 2024 года пенсия по возрасту на льготных условиях назначается при наличии стажа работы:

с 1 апреля 2015 года по 31 марта 2016 года - не менее 20 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 15 лет 6 месяцев у женщин;

с 1 апреля 2016 года по 31 марта 2017 года - не менее 21 года у мужчин и не менее 16 лет у женщин;

с 1 апреля 2017 года по 31 марта 2018 года - не менее 21 года 6 месяцев у мужчин и не менее 16 лет 6 месяцев у женщин;

с 1 апреля 2018 года по 31 марта 2019 года - не менее 22 лет у мужчин и не менее 17 лет у женщин;

с 1 апреля 2019 года по 31 марта 2020 года - не менее 22 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 17 лет 6 месяцев у женщин;

с 1 апреля 2020 года по 31 марта 2021 года - не менее 23 лет у мужчин и не менее 18 лет у женщин;

с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года - не менее 23 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 18 лет 6 месяцев у женщин;

с 1 апреля 2022 года по 31 марта 2023 года - не менее 24 лет у мужчин и не менее 19 лет у женщин;

с 1 апреля 2023 года по 31 марта 2024 года - не менее 24 лет 6 месяцев у мужчин и не менее 19 лет 6 месяцев у женщин.

2 марта 2015г. народные депутаты Украины на пленарном заседании приняли закон № 213-VIII «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения», внесенный на рассмотрение правительством Украины.

Во время рассмотрения законопроекта в Верховной Раде Арсений Яценюк подчеркнул, что этот законодательный акт «непростой», поскольку предусматривает существенные изменения относительно пенсионного обеспечения, сообщает сайт Кабинета Министров Украины.

Он напомнил, что одним из ключевых требований иностранных кредиторов было повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет. Однако благодаря совместной позиции членов Правительства и народных депутатов, в частности Радикальной партии, «Самопомоoщи» и «Батькивщины», удалось снять это требование: «повышение пенсионного возраста с 60 до 65 лет не происходит».

Правительство совместно с Парламентом, по словам Премьер-министра, также добилось, чтобы не облагались налогом, в частности, пенсии украинских военнослужащих, а пенсии ниже 1500 гривен вообще не подпадают под налогообложение. Кроме того, не поднимается трудовой стаж для работников вредных производств.

Арсений Яценюк также отметил, что принято решение о применении этого закона только в течение 2015 года.

Президент Украины П. Порошенко подписал данный закон № 213-VIII, он опубликован в газете и на сайте "Голос Украины".

13 марта 2015г. на своем брифинге Председатель правления Пенсионного фонда Украины Алексей Зарудный остановился на особенностях внесенных изменений в пенсионное законодательство принятым законом № 213-VIII от 2 марта.

Он отметил, что изменения можно разделить на три основных блока.

Так, первый блок касается выплаты пенсий пенсионерам, которые работают на «специальных» должностях. В частности, это касается государственных служащих, прокуроров, судей, народных депутатов, некоторых других категорий работников. «Внесенные до 14 «пенсионных» законов изменения предусматривают, что в период работы на указанных должностях назначенные пенсии не выплачиваются до увольнения с работы. При этом не имеет значения вид пенсии и закон, в соответствии с которым она назначена», - подчеркнул Алексей Зарудный. При этом пенсионер имеет право выбора: продолжать работать на «спецдолжности» и получать заработную плату, или уволиться с должности и получать пенсию.

Указанная норма не распространяется на инвалидов I и II групп, инвалидов войны III группы, участников боевых действий, членов семей военнослужащих, участников АТО. Все они на любой работе будут получать назначенную пенсию в полном объеме.

Пенсионеры-ученые, которые работают на спецдолжностях, смогут получать 85% от положенной им пенсии, исчисленной по общим правилам.

«Указанные нововведения будут касаться почти 11 тыс. лиц, которые работают на спецдолжностях, - отметил Председатель правления Пенсионного фонда. - Эти изменения вступают в силу с 1 апреля. Они являются очередным шагом унификации пенсионного законодательства и введения единых принципов пенсионного обеспечения для всех категорий граждан».

Также предусмотрено, что Правительство до 1 мая текущего года подаст на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект, который должен окончательно устранить различные подходы в пенсионном обеспечении.

Второй блок изменений касается порядка выплаты пенсий другим категориям работающих пенсионеров. Для них предусмотрено, что в период работы выплачивается 85% назначенного размера пенсии. «Но эта норма касается только тех пенсионеров, у которых размер пенсии превышает 1,5 размера прожиточного минимума установленного для лиц, утративших трудоспособность, - 1423,5 грн. Пенсии, назначенные в размере менее 1423,5 грн., работающим пенсионерам выплачиваются в полном объеме», - подчеркнул Алексей Зарудный. Он добавил, что у работающих пенсионеров, у которых размер пенсии больше 1423,50 грн. и которым пенсия будет выплачиваться на уровне 85%, в любом случае размер пенсии к выплате составит не менее 1423,5 грн.

Указанная норма будет действовать до 1 января 2016 года и будет касаться 659 тыс. пенсионеров, или 5,45% их общей численности.

Сейчас на учете находится всего 2 666 242 работающих пенсионера, или 21,9% от общей численности пенсионеров. Средний размер пенсии работающих пенсионеров - 1759,26 грн.

Председатель правления Пенсионного фонда обратил внимание, что работающим пенсионерам из числа инвалидов I и II групп, инвалидов войны III группы, участникам боевых действий, членов семей военнослужащих и пенсионеров, пенсии которым назначены в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», пенсия выплачивается в полном объеме независимо от размера.

Во всех случаях после увольнения с работы, в том числе со спецдолжностей, выплата пенсии возобновляется в полном объеме.

Статус пенсионера - работающий или неработающий и, соответственно, размер пенсии для выплаты органы Пенсионного фонда Украины определят по материалам пенсионных дел и данным системы персонифицированного учета. Предоставлять органам Пенсионного фонда отдельно документы необходимо только тем пенсионерам, кто своевременно не выполнил предусмотренное законом обязательство в течение десяти дней проинформировать органы Фонда о трудоустройстве/увольнении с работы.

Если документы об увольнении с работы будет предоставлено после 1 апреля, то выплата пенсии будет произведена в полном объеме за весь период, когда пенсионер уже не работал.

Если документов о трудоустройстве, в том числе на спецдолжность, пенсионер не предоставит, факт работы все равно обязательно будет установлено позже по данным системы персонифицированного учета. В этом случае пенсионер должен вернуть излишне выплаченную сумму пенсии.

Третий блок касается изменения условий назначения пенсий на льготных условиях и за выслугу лет. По словам Алексея Зарудного, с 1 апреля 2015 года поэтапно меняется возраст женщин, необходимый для назначения пенсий на льготных условиях.

Алексей Зарудный подчеркнул, что этот процесс будет происходить постепенно, на протяжении 10 лет - ежегодно на 6 месяцев. Указанное изменение является необходимостью согласовать льготный пенсионный возраст женщин с общим пенсионным возрастом для женщин, который меняется поэтапно, начиная с 1 октября 2011 года.

Также поэтапно на 6 месяцев за год меняется общий стаж работы для назначения пенсий на льготных условиях. При этом требуемая продолжительность льготного стажа остается без изменений.

Законодательством предусмотрено, что возмещение средств на выплату и доставку льготных пенсий осуществляется Пенсионному фонду Украины за счет средств предприятий. Однако возмещается лишь 64,1% указанных затрат. По состоянию на 1 марта 2015 г. задолженность предприятий по возмещению расходов на выплату и доставку льготных пенсий составляет 7,7 млрд. грн. Это приводит к необходимости осуществлять выплату льготных пенсий фактически за счет всех остальных пенсионеров.

Кроме того, на 5 лет поэтапно в течение 10 лет на 6 месяцев за год меняется продолжительность общего стажа работы, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет, а для отдельных категорий работников - необходимой выслуги лет. Это касается, в частности, рабочих локомотивных бригад, работников на полевых геологоразведочных работах, рабочих на лесозаготовках и лесосплаве, плавсостава флота, работников образования и здравоохранения, артистов и др.

При этом условия назначения пенсий за выслугу лет в части продолжительности ранее приобретенного специального стажа остаются неизменным.

Например: учитель, врач, которые на 1 апреля 2015 года отработали по 25 лет, смогут в любое время после увольнения с работы воспользоваться своим правом и назначить пенсию за выслугу лет.

Изменения условий назначения льготных пенсий и пенсий за выслугу лет коснутся только новых пенсионеров, ориентировочно 27,9 тыс. человек, из которых 23,3 тыс. - женщины.

«Итак, вышеуказанные изменения пенсионного законодательства касаются максимум 700 тыс. лиц. Остальные 11,5 млн. пенсионеров будут получать свои пенсии, как и раньше, в полном объеме по установленному графику», - подчеркнул Алексей Зарудный.

Он также сообщил, что по состоянию на 13 марта 2015 года пенсионные выплаты марта профинансированы в сумме 10,8 млрд. грн., что составляет 51,6% месячной потребности. Финансирование происходит по установленному графику.

Конституционный Суд Украины признал неконституционными положения, предусматривающие поэтапное повышение пенсионного возраста для отдельных категорий лиц, информирует Юрлига.

Об этом идет речь в Решении № 1-р/2020 по делу № 1-5/2018(746/15) по конституционному представлению 49 народных депутатов Украины относительно соответствия Конституции (конституционности) отдельных положений раздела I, пункта 2 раздела ІІІ "Заключительные положения" Закона № 213-VIII "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно пенсионного обеспечения", которое приняла Большая палата КСУ.

Речь идет о поэтапном увеличении на 5 лет возраста для выхода на пенсию на льготных условиях с учетом соответствующего стажа работы и на пенсию по выслуге лет для работников, определенных в оспариваемых нормах Закона № 213.

Конституционный Суд исходил из того, что у работников, работавших во вредных условиях и соглашавшихся на такой труд из-за возможности получения отдельных льгот, были объективные ожидания, что у них есть право выхода на пенсию на условиях, определенных Законом № 1788-XII "О пенсионном обеспечении".

После внесения изменений Законом № 213 их право выхода на пенсию на определенных условиях сужено. Это КСУ расценил как ухудшение их юридического положения относительно права назначения пенсии.

Конституционный Суд решил, что применению подлежат статья 13, часть вторая статьи 14, пункты "б" - "г" статьи 54 Закона № 1788-XII в редакции до внесения изменений Законом № 213-VIII для лиц, работавших до 1 апреля 2015 года на должностях, определенных в указанных нормах.

В частности, на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы:

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, - по списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест:

мужчины - после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

женщины - после достижения 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет 6 месяцев на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 12 Закона о пенсионном обеспечении, на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и на 1 год 4 месяца - женщинам;

б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, - по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей и по результатам аттестации рабочих мест:

мужчины - после достижения 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах;

женщины - после достижения 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 12 Закона о пенсионном обеспечении, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы - женщинам;

в) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, - мужчины после достижения 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;

г) женщины, работающие трактористами-машинистами, машинистами строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, - после достижения 50 лет и при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 15 лет на указанной работе;

д) женщины, работающие доярками (операторами машинного доения), свинарками-операторами в колхозах, совхозах, других предприятиях сельского хозяйства, - после достижения 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания;

е) женщины, занятые в течение полного сезона на выращивании, сборе и послесборочной обработке табака - после достижения 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;

є) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, - по списку производств и профессий, утверждаемому в порядке, который определяется Кабинетом Министров, - после достижения 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;

ж) женщины, работающие в сельскохозяйственном производстве и воспитавшие пятеро и больше детей, - независимо от возраста и трудового стажа, в порядке, определяемом Кабинетом Министров;

з) водители городского пассажирского транспорта (автобусов, троллейбусов, трамваев) и крупнотоннажных автомобилей, занятых в технологическом процессе тяжелых и вредных производств:

мужчины - после достижения 55 лет и при стаже работы 25 лет, в том числе на указанной работе не менее 12 лет 6 месяцев;

женщины - после достижения 50 лет и при стаже работы 20 лет, в том числе на указанной работе не менее 10 лет.

Напомним, что нормы, признанные неконституционными, утрачивают действие со дня принятия решения КСУ (это ст. 13, ч. 2 ст. 14, пункты "б" - "г" ст. 54 Закона № 1788-XII с изменениями, внесенными Законом № 213-VIII).

Также КСУ также решил закрыть конституционное производство по делу в части, касающейся утверждений народных депутатов о неконституционности других оспариваемых положений в связи с их несоответствием требованиям Закона "О Конституционном Суде Украины".

Решение Конституционного Суда обязательное, окончательное и не может быть обжаловано.


МОСКВА, 27 сентября. /ТАСС/. Госдума приняла в четверг на пленарном заседании в третьем, окончательном чтении правительственный законопроект об изменении пенсионного законодательства, которым устанавливается увеличение пенсионного возраста на пять лет: с 60 до 65 лет - для мужчин, с 55 до 60 лет - для женщин. За документ проголосовали 332 депутата, против - 83, воздержавшихся нет.

Правительственный законопроект внесли в Госдуму в июне. К второму чтению его скорректировали в соответствии с поправками, внесенными президентом РФ Владимиром Путиным. В частности, он предложил установить возраст выхода на пенсию 60 лет для женщин, а не 63, как изначально предлагал кабмин. Также с изначально предложенного сокращается на три года стаж, дающий право на досрочный выход на пенсию: для мужчин с планировавшихся 45 до 42 лет, для женщин - с 40 до 37 лет.

Помимо этого, предоставляется право досрочно выходить на пенсию для многодетных матерей в зависимости от количества рожденных женщиной детей, а также сохраняются действующие нормы для получения накопительной пенсии: она будет выплачиваться женщинам по достижению ими 55 лет, мужчинам - 60, причем предусмотрена возможность единовременной выплаты. Эта норма была предложена депутатами и сенаторами от "Единой России".

Ход рассмотрения законопроекта

Первоначальная редакция внесенного правительством законопроекта была принята Госдумой в первом чтении 19 июля. Тогда в поддержку инициативы проголосовали только представители конституционного большинства. Все оппозиционные фракции (КПРФ, ЛДПР, "Справедливая Россия") выступили против.

29 августа в телеобращении к гражданам Путин озвучил ряд норм, призванных смягчить предложенный правительством законопроект. Соответствующий пакет поправок к пенсионному законопроекту правительства наряду с изменениями в Налоговый и Уголовный кодексы РФ президент внес в Госдуму 6 сентября. 25 сентября палата приняла по инициативе президента еще один важный закон в рамках пенсионного пакета, который вводит штрафы до 200 тыс. рублей за отказ в приеме на работу или увольнение лиц предпенсионного возраста. Под предпенсионным возрастом понимается "возрастной период продолжительностью до пяти лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости".

В среду, 26 сентября, Госдума рассмотрела основной законопроект о пенсионных изменениях во втором чтении. Поправки президента поддержали все думские фракции, включая КПРФ, которая признала, что эти коррективы улучшают правительственный вариант текста. По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, инициативы президента объединили депутатский корпус, так как "целью реформы должна стать реализация задачи по повышению уровня жизни пенсионеров". Тем не менее коммунисты выступили против принятия самого проекта закона. В поддержку документа в целом проголосовали 326 парламентариев из зарегистрировавшихся в начале пленарного заседания, 59 - против, один депутат воздержался.

Совершенствование пенсионного законодательства

Предложения по доработке правительственного законопроекта исходили не только от депутатов Госдумы, но и от их региональных коллег, представителей бизнеса, общественных организаций и профсоюзов. Всего в Думу поступило более 300 поправок. Их сведением занималась специально созданная в Госдуме рабочая группа по совершенствованию пенсионного законодательства. Как заявил Володин, группа продолжит работу после принятия пенсионного пакета законов и будет "изучать правоприменительную практику, получая обратную связь от граждан, чтобы законы работали эффективно на результат".

"Сегодня средняя пенсия порядка 14 тыс. [рублей]… И если только мы с вами не будем повышать пенсию темпами выше, чем инфляция, то 46,5 млн человек будут жить очень бедно", - предупредил спикер сразу после голосования по законопроекту. "У них зарплата намного меньше, чем зарплата депутатов Государственной думы, у них пенсия меньше, чем наша с вами пенсия", - напомнил он. "И наша с вами задача - сделать все для того, чтобы пенсия у наших пенсионеров росла, росла быстро, и эта как раз задача решена через принятие закона, который получил поддержку 332 депутатов", - подчеркнул Володин, обратив внимание, что количество поддержавших законопроект стало больше по сравнению с предыдущими чтениями.

Председатель Госдумы указал, что рост пенсий будет уже в этом году, в следующем он продолжится, в ближайшее время средний размер пенсий составит уже 20 тыс. рублей. "Мы с вами приняли Конвенцию 102 (Международной организации труда - прим. ТАСС), минимум уже будет 40% от той зарплаты, с которой человек уходит", - отметил он.

"Это крайне важное решение, которое люди ждали очень долго. Не надо нам сейчас вводить в заблуждение огромное количество людей. Сегодня решение коснулось 46,5 млн человек, и об этом надо говорить", - призвал политик, реагируя на критику в адрес закона со стороны оппозиции.

Ст. 213.1 НК РФ ч. 2 в последней действующей редакции от 30 июля 2015 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 213.1. Особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами

1. При определении налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами, не учитываются:

  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемые организациями и иными работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • накопительная пенсия;
  • суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в свою пользу;
  • суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, пенсионные взносы по которым до 1 января 2005 года были внесены работодателем в указанные фонды с удержанием и уплатой налога на доходы физических лиц;
  • суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами;
  • суммы пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц.

2. При определении налоговой базы учитываются:

  • суммы пенсий физическим лицам, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, за исключением сумм, указанных в абзаце пятом пункта 1 настоящей статьи;
  • суммы пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами в пользу других лиц;
  • денежные (выкупные) суммы за вычетом сумм платежей (взносов), внесенных физическим лицом в свою пользу, которые подлежат выплате в соответствии с пенсионными правилами и условиями договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключённых с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, в случае досрочного расторжения указанных договоров (за исключением случаев их досрочного расторжения по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода выкупной суммы в другой негосударственный пенсионный фонд), а также в случае изменения условий указанных договоров в отношении срока их действия.

Указанные в настоящем пункте суммы подлежат налогообложению у источника выплат.

Внесенные физическим лицом по договору негосударственного пенсионного обеспечения суммы платежей (взносов), в отношении которых физическому лицу был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, подлежат налогообложению при выплате денежной (выкупной) суммы (за исключением случаев досрочного расторжения указанного договора по причинам, не зависящим от воли сторон, или перевода денежной (выкупной) суммы в другой негосударственный пенсионный фонд).

При этом негосударственный пенсионный фонд при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм обязан удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме платежей (взносов), уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.

В случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, негосударственный пенсионный фонд соответственно не удерживает либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.

Читайте также: