Закон об обязательном пенсионном страховании днр

З А К О Н

ОБ ОСНОВАХ ОБЩЕОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ

Принят 30 апреля 2015 года (Постановление №I-167П-НС) Опубликован 03.06.2015

Статья 3. Право граждан на обеспечение по общеобязательному социальному страхованию

Право на обеспечение по общеобязательному социальному страхованию в соответствии с настоящим Законом имеют застрахованные граждане- резиденты Донецкой Народной Республики и члены их семей, которые проживают в Донецкой Народной Республике, если иное не предусмотрено законодательством Донецкой Народной Республики, а также международным договором Донецкой Народной Республики, согласие на обязательность которого предоставлено Народным Советом Донецкой Народной Республики.

Статья 4. Виды общеобязательного социального страхования

1. В зависимости от страхового случая предусматриваются такие виды общеобязательного социального страхования:

-страхования по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

-страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности;

-другие виды страхования, предусмотренные законами Донецкой Народной Республики.

2. Отношения, возникающие по указанным в части первой настоящей статьи видам общеобязательного социального страхования, регулируются отдельными законами, принятыми в соответствии с настоящим Законом.

Статья 25. Виды социальных услуг и материального обеспечения по общеобязательному социальному страхованию

1. По общеобязательному социальному страхованию предоставляются следующие виды социальных услуг и материального обеспечения:

1) пенсионное страхование: пенсии по возрасту, по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства); пенсия по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; пенсии в связи с потерей кормильца, кроме пенсии в связи с потерей кормильца, который умер вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; пенсии в связи с потерей кормильца, который умер вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания; помощь на погребение пенсионеров;

2) На случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством: помощь по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком); пособие по беременности и родам; пособие на рождение ребенка; пособие на погребение (кроме погребения пенсионеров, безработных и лиц, умерших от несчастного случая на производстве);

3) страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания: профилактические мероприятия по предотвращению несчастных случаев на: - производстве и профессиональных заболеваний; - восстановление здоровья и трудоспособности потерпевшего; - пособие по временной нетрудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профессиональных заболеваний; - возмещение ущерба, причиненного работнику увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им своих трудовых обязанностей; - пособие на погребение лиц, которые умерли в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

2. В случае принятия законов о новых видах общеобязательного социального страхования или внесения изменений в законы Донецкой Народной Республики об отдельных видах общеобязательного социального страхования одновременно вносятся изменения в настоящий Закон.

3. Дополнение перечня материального обеспечения и социальных услуг, которые предоставляются лицам в рамках общеобязательного государственного социального страхования, может осуществляться законами Донецкой Народной Республики об отдельных видах общеобязательного государственного социального страхования.

4. Назначение материального обеспечения и предоставление социальных услуг осуществляется на основании сведений, содержащихся в системе персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного социального страхования Донецкой Народной Республики, а до внедрения такой системы - в порядке и на условиях, определяемых Советом Министров Донецкой Народной Республики

Раздел 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие общеобязательного социального страхования

Общеобязательное социальное страхование – это система прав, обязанностей и гарантий, которая предусматривает предоставление социальной защиты, включающей материальное обеспечение граждан в случае болезни, полной, частичной или временной потери трудоспособности, потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в старости и в других случаях, предусмотренных законом, за счет денежных фондов, которые формируются путем уплаты страховых взносов собственником или уполномоченным им органом (далее – работодатель), гражданами, а также бюджетных и других источников, предусмотренных законом в государственные или негосударственные страховые фонды.

Статья 2. Законодательство Донецкой Народной Республики об общеобязательном социальном страховании и его задачи

1. Законодательство Донецкой Народной Республики об общеобязательном социальном страховании состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним законов, других нормативно правовых актов, регулирующих отношения в сфере общеобязательного социального страхования.

2. Задачей законодательства об общеобязательном социальном страховании является установление гарантий по защите прав и интересов граждан, которые имеют право на страховые выплаты при выходе на пенсию, а также на другие виды страховых выплат, в случае:

- постоянной или временной потере трудоспособности;

- безработицы по независящим от них обстоятельствам.

Статья 3. Право граждан на обеспечение по общеобязательному социальному страхованию

Право на обеспечение по общеобязательному социальному страхованию в соответствии с настоящим Законом имеют застрахованные граждане-резиденты Донецкой Народной Республики и члены их семей, которые проживают в Донецкой Народной Республике, если иное не предусмотрено законодательством Донецкой Народной Республики, а также международным договором Донецкой Народной Республики, согласие на обязательность которого предоставлено Народным Советом Донецкой Народной Республики.

Статья 4. Виды общеобязательного социального страхования

1. В зависимости от страхового случая предусматриваются такие виды общеобязательного социального страхования:

- страхования по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности;

- другие виды страхования, предусмотренные законами Донецкой Народной Республики.

2. Отношения, возникающие по указанным в части первой настоящей статьи видам общеобязательного социального страхования, регулируются отдельными законами, принятыми в соответствии с настоящим Законом.

Статья 5. Принципы общеобязательного социального страхования

1. Принципами осуществления общеобязательного социального страхования граждан Донецкой Народной Республики являются:

1) законодательное определение условий и порядка осуществления общеобязательного социального страхования;

2) обязательность страхования лиц, работающих на условиях трудового договора (контракта) и других основаниях, предусмотренных законодательством о труде Донецкой Народной Республики, а также лиц, которые обеспечивают себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, которые не являются членами творческих союзов), граждан – субъектов предпринимательской деятельности;

3) предоставление права получения выплат по общеобязательному социальному страхованию лицам, занятым предпринимательской, творческой деятельностью и т.п.;

4) обязательности финансирования страховыми фондами расходов, связанных со страховыми выплатами, в объемах, предусмотренных законами по отдельным видам общеобязательного социального страхования;

5) солидарность, паритетность и субсидирование;

6) государственные гарантии реализации застрахованными гражданами своих прав;

7) целевое использование страховыми фондами средств общеобязательного социального страхования.

Статья 6. Субъекты и объекты общеобязательного социального страхования

1. Субъектами общеобязательного социального страхования являются застрахованные граждане, а в отдельных случаях – члены их семей и другие лица, страхователи и страховщики.

2. Застрахованным является физическое лицо, в пользу которого осуществляется общеобязательное социальное страхование.

3. Круг лиц, которые могут быть застрахованными по общеобязательному социальному страхованию, определяется настоящим Законом, другими законами, принятыми в соответствии с ними.

4. Страхователями по общеобязательному социальному страхованию являются работодатели и застрахованные лица, если иное не предусмотрено законами Донецкой Народной Республики.

5. Страховщиками являются государственные внебюджетные целевые страховые фонды, а также негосударственные целевые страховые фонды, действующие на основании соответствующего законодательства Донецкой Народной Республики.

6. Страховые фонды берут на себя обязательства по сбору страховых взносов и выплате страховых взносов при наступлении страховых случаев.

7. Объектом общеобязательного социального страхования является страховой случай, с наступлением которого у застрахованного лица (члена его семьи, другого лица) возникает право на получение страховых выплат.

Статья 7. Лица, которые подлежат общеобязательному социальному страхованию

1. Общеобязательному социальному страхованию подлежат:

1) лица, работающие на условиях трудового договора (контракта):

а) на предприятиях, в организациях, учреждениях независимо от их форм собственности и хозяйствования;

б) у физических лиц;

2) лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов), граждане – субъекты предпринимательской деятельности.

2. Определение перечня, дополнение и уточнение круга лиц, подлежащих общеобязательному социальному страхованию, а также конкретных видов общеобязательного социального страхования, к которым относятся данные лица, определяются законами Донецкой Народной Республики по отдельным видам общеобязательного социального страхования.

3. Граждане Донецкой Народной Республики которые работают за пределами территории Донецкой Народной Республики и не застрахованы в системе социального страхования страны, в которой они находятся, имеют право на обеспечение по общеобязательному социальному страхования в Донецкой Народной Республике при условии уплаты страховых взносов, если иное не предусмотрено международными договорами Донецкой Народной Республики, согласие на обязательность которых предоставлена Народным Советом Донецкой Народной Республики.

Статья 8. Свидетельство об общеобязательном социальном страховании

1. Лица, которые подлежат общеобязательному социальному страхованию, получают свидетельство об общеобязательном социальном страховании, которое является единым для всех видов страхования и документом строгой отчетности.

2. Порядок выдачи и образец свидетельства об общеобязательном социальном страховании утверждается Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Статья 9. Страховой стаж

1. Страховой стаж – это период (срок), в течение которого лицо подлежит общеобязательному социальному страхованию и уплачиваются взносы (им, работодателем) на страхование, если иное не предусмотрено законодательством Донецкой Народной Республики. Особенности исчисления страхового стажа по отдельным видам общеобязательного социального страхования устанавливаются соответствующими законами Донецкой Народной Республики.

2. Период, в течение которого лицо является застрахованным по отдельным видам общеобязательного социального страхования, определяется соответствующими законами Донецкой Народной Республики.

3. Страховой стаж исчисляется по данным, содержащимся в системе персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Государственного реестра общеобязательного социального страхования Донецкой Народной Республики, а до введения системы персонифицированного учета сведений о застрахованных лицах Донецкой Народной Республики – в порядке и на условиях определяемых и устанавливаемых Советом Министров Донецкой Народной Республики.

Статья 10. Работодатель

Работодателем в соответствии с настоящим Законом считается:

собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган независимо от форм собственности, вида деятельности и хозяйствования и физические лица-предприниматели, использующие наемный труд;

владельцы расположенных в Донецкой Народной Республике иностранных предприятий, учреждений и организаций (в том числе международных), филиалов и представительств, которые используют труд наемных работников, если иное не предусмотрено международными договорами Донецкой Народной Республики, согласие на обязательность которых предоставлено Народным Советом Донецкой Народной Республики.

Статья 11. Страховой риск и страховой случай

1. Страховой риск – это обстоятельства, в результате которых граждане и/или члены их семей могут утратить временно или навсегда средства к существованию и будут нуждаться в страховых выплатах по общеобязательному социальному страхованию.

2. Страховой случай – событие, с наступлением которого возникает право застрахованного лица на получение страховых выплат, предусмотренных законами Донецкой Народной Республики по отдельным видам общеобязательного социального страхования.

Статья 12. Разрешение споров

Споры, возникающие из правоотношений по общеобязательному социальному страхованию, разрешаются в судебном порядке, если законодательством Донецкой Народной Республики не установлен досудебный или иной порядок их рассмотрения.

Статья 13. Информация об общеобязательном социальном страховании

1. Информация в сфере общеобязательного социального страхования используется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики об информации.

2. Запрещается разглашать без согласия застрахованного лица сведения о страховом стаже, страховых случаях, результатах медицинских обследований, суммах получаемых выплат.

3. Страховщики через средства массовой информации обязаны разъяснять населению права и обязанности, предусмотренные законодательством об общеобязательном социальном страховании.

4. Страховщики предоставляют страхователям и застрахованным лицам консультации по вопросам общеобязательного социального страхования на безвозмездной основе.

Официальный сайт администрации города





Законом Донецкой Народной Республики «Об основах общеобязательного социального страхования» № 37- IHC (принят Народным Советом Донецкой Народной Республики 30 апреля 2015 года, далее - Закон), установлено право граждан на обеспечение по общеобязательному социальному страхованию.

В соответствии с настоящим Законом, данное право имеют застрахованные граждане-резиденты Донецкой Народной Республики и члены их семей, которые проживают в Донецкой Народной Республике, если иное не предусмотрено законодательством Донецкой Народной Республики.

Общеобязательному социальному страхованию подлежат:

1) лица, работающие на условиях трудового договора (контракта):

а) на предприятиях, в организациях, учреждениях независимо от их форм собственности и хозяйствования;

б) у физических лиц;

2) лица, которые обеспечивают себя работой самостоятельно (члены творческих союзов, творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов), граждане - субъекты предпринимательской деятельности.

Граждане Донецкой Народной Республики, которые работают за пределами территории Донецкой Народной Республики и не застрахованы в системе социального страхования страны, в которой они находятся, имеют право на обеспечение по общеобязательному социальному страхования в Донецкой Народной Республике при условии уплаты страховых взносов.

В соответствии со ст. 25 Закона, гражданам предоставляются следующие виды социальных услуг и материального обеспечения:

1) пенсионное страхование:

пенсии по возрасту, по инвалидности вследствие общего заболевания (в том числе увечья, не связанного с работой, инвалидности с детства);

пенсия по инвалидности вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

пенсии в связи с потерей кормильца, кроме пенсии в связи с потерей кормильца, который умер вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

пенсии в связи с потерей кормильца, который умер вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

помощь на погребение пенсионеров;

2) На случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

помощь по временной нетрудоспособности (включая уход за больным ребенком);

пособие по беременности и родам;

пособие на рождение ребенка;

пособие на погребение (кроме погребения пенсионеров, безработных и лиц, умерших от несчастного случая на производстве);

3) страхование от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания:

профилактические мероприятия по предотвращению несчастных случаев на:

- производстве и профессиональных заболеваний;

- восстановление здоровья и трудоспособности потерпевшего;

- пособие по временной нетрудоспособности вследствие несчастного случая на производстве или профессиональных заболеваний;

- возмещение ущерба, причиненного работнику увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с исполнением им своих трудовых обязанностей;

- пособие на погребение лиц, которые умерли в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания

К страховым случаям, с наступлением которых предоставляются страховые выплаты, относятся (ст.26 Закона):

1) временная нетрудоспособность;

2) беременность и роды, уход за малолетним ребенком;

5) достижение пенсионного возраста;

6) смерть кормильца;

7) несчастный случай на производстве;

8) профессиональное заболевание.

Наряду с этим, Законом предусмотрены основания для прекращения страховых выплат, а именно:

1) если выплаты назначены на основании документов, содержащих ложные сведения;

2) если страховой случай произошел вследствие действия лица, за которое наступает уголовная ответственность;

3) если страховой случай произошел вследствие умышленных действий лица;

4) вследствие неисполнения застрахованным лицом своих обязанностей относительно общеобязательного социального страхования;

5) в других случаях, предусмотренных законодательством Донецкой Народной Республики.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

О применении судами общей юрисдикции

Донецкой Народной Республики

пенсионного законодательства при рассмотрении

отдельных категорий гражданских дел

По итогам заседания круглого стола, проведенного Верховным Судом Донецкой Народной Республики совместно с Управлением Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики, и в целях обеспечения правильности и единообразного разрешения вопросов применения судами общей юрисдикции Донецкой Народной Республики положений пенсионного законодательства при рассмотрении отдельных категорий гражданских дел считаю необходимым дать судам следующие разъяснения.

1. При разрешении вопросов по делам искового производства, связанным с правом на получение сумм пенсии, которые принадлежали наследодателю в порядке ст. 1227 ГК Украины, судам следует учитывать, что в соответствии со ст. 60 Конституции Донецкой Народной Республики Глава Донецкой Народной Республики на основании и во исполнение настоящей Конституции и законов Донецкой Народной Республики издаёт указы (постановления) и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории Донецкой Народной Республики.

Согласно п. 2 ст. 2 Закона Донецкой Народной Республики «О системе органов исполнительной власти Донецкой Народной Республики» от 24.04.2015 Глава Донецкой Народной Республики является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти Донецкой Народной Республики. На высшие органы исполнительной власти возложены функции нормативно-правового регулирования.

Согласно п. 2 Постановления № 9-1 от 02.06.2014 «О применении Законов на территории ДНР в переходный период», с изменениями от 10.01.2015, законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Донецкой Народной Республики до вступления в силу Конституции Донецкой Народной Республики, применяются в части, не противоречащей Конституции Донецкой Народной Республики.

Таким образом, принятые нормативно-правовые акты Донецкой Народной Республики являются приоритетными по отношению к нормативно-правовым актам Украины.

Так, Указом Главы Донецкой Народной Республики № 119 от 25.03.2015 «О назначении и выплате пенсий на территории Донецкой Народной Республики» утверждён «Порядок выплаты и доставки пенсий», с изменениями согласно Указам № 158 от 24.04.2015, № 278 от 08.07.2015 (далее по тексту - Порядок).

Во исполнение данных указов с апреля 2015 года начата регулярная выплата пенсий на территории Донецкой Народной Республики.

Пункт 4.1. Порядка предусматривает, что доставка пенсий производится при предъявлении пенсионером документа, удостоверяющего личность. Факт получения пенсионером денег удостоверяется его подписью в выплатном документе.

Таким образом, выплата пенсии осуществляется лично пенсионеру, а в предусмотренных п. 1.5. указанного Порядка случаях пенсия выплачивается пенсионеру лично либо его представителю, действующему по доверенности.

Статьей 32 Конституции Донецкой Народной Республики закреплено право граждан на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и иных случаях, установленных законом.

Способность лица иметь права (гражданская правоспособность) является неотъемлемой от него, она прекращается в связи с его смертью в соответствии с положениями ч. 4 ст. 25 Гражданского кодекса Украины.

Кроме того, указанным Порядком выплаты и доставки пенсии, недополученной в связи со смертью, родственникам умершего пенсионера также не предусмотрена.

Следовательно, судам необходимо учитывать, что у органов Пенсионного фонда отсутствуют основания для выплаты наследникам недополученной пенсии пенсионера в связи с его смертью, поскольку Указ Главы Донецкой Народной Республики № 119 от 25.03.2015 имеет приоритет по отношению к иным нормативным правовым актам Украины.

Аналогичная ситуация складывается и по выплате помощи на погребение пенсионера, предусмотренной ст. 53 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», поскольку Порядок не предусматривает выплату наследникам недополученной пенсии пенсионера в связи с его смертью и выплату помощи на погребение пенсионера.

Таким образом, к данным правоотношениям ст.1227 ГК Украины и ст. 53 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» не применяются.

2. О практике применения судами Донецкой Народной Республики п. 7-2 Раздела XV Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Так, в соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров Донецкой Народной Республики от 10.01.2015 №1-12 «О некоторых вопросах назначения пенсии в ДНР в переходный период» (далее – Постановление Совета Министров ДНР № 1-12) в переходный период необходимо руководствоваться Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 №1058.

С момента вступления в силу Постановления Совета Министров ДНР №1-12 право на назначение пенсии по возрасту имеют женщины, достигшие 55 лет, согласно ст. 26 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Согласно же ч. 2 ст. 45 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» пенсия назначается пожизненно или на период, в течение которого пенсионер имеет право на выплату пенсии в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании».

Следует отметить, что в соответствии с п.7-2 Заключительных положений Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» право досрочного выхода на пенсию по возрасту имеют женщины, которым исполнилось 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 30 лет и при условии увольнения с работы.

Таким образом, в случае, когда женщина, которой досрочно назначена пенсия, до достижения возраста, предусмотренного статьей 26 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», трудоустроилась, выплата досрочной пенсии на время работы прекращается.

Кроме того, статьей 45 Закона Донецкой Народной Республики «О нормативных правовых актах» от 24.08.2015 установлено, что нормативный правовой акт не распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу, то есть не имеет обратной силы во времени за исключением случаев, когда в самом акте или в утверждающем его нормативном правовом акте предусматривается, что он распространяется на отношения, возникшие до его вступления в силу.

Постановлением Совета Министров ДНР №1-12 не предусмотрен пересмотр ранее назначенных женщинам пенсий с учётом изменений в части пенсионного возраста.

С учётом изложенного при постановке на учёт на территории Донецкой Народной Республики либо при продолжении выплаты пенсии в соответствии с Указом Главы Донецкой Народной Республики от 25.03.2015 №119 указанной категории лиц пенсия исчисляется и выплачивается согласно нормам Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», с изменениями, которые действовали на момент назначения пенсии.

В данном случае территориальными органами Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики рассматривается вопрос о возобновлении выплаты ранее назначенной пенсии, а не об определении права на новое назначение пенсии.

Следовательно, судам при рассмотрении дел об определении размера пенсии женщинам на территории Донецкой Народной Республики с учётом пенсионного возраста – 55 лет – необходимо принимать во внимание, что на момент обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики пенсия назначена либо Пенсионным фондом Украины, либо территориальными органами Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики. При этом судам необходимо обращать внимание на отметку в трудовой книжке о назначении пенсии.

3. Об отдельных вопросах применения судами Донецкой Народной Республики Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц».

Одним из условий пенсионного обеспечения военнослужащих является определение видов денежного обеспечения, которые учитываются при исчислении пенсий. Согласно части третьей ст. 43 Закона «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц» пенсии лицам офицерского состава, прапорщикам и мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и военной службы по контракту, лицам, имеющим право на пенсию по Закону, и членам их семей исчисляются из размера денежного обеспечения с учётом в том числе ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения (надбавок, доплат, повышений) и премий, в размерах, установленных законодательством.

Положениями ч. 3 ст. 63 Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц» предусмотрены основания для перерасчёта пенсий и перечень ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения, которые учитываются для их пересчёта. Так, все назначенные по Закону пенсии подлежат перерасчёту, в том числе в связи с введением для соответствующих категорий военнослужащих, лиц, имеющих право на пенсию по Закону, новых ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения (надбавок, доплат, повышений) и премий в размерах, установленных законодательством.

Исходя из анализа положений ч. 3 ст. 43 и ч. 3 ст. 63 Закона Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с воинской службы, и некоторых других лиц», ежемесячными дополнительными видами денежного обеспечения военнослужащих являются надбавки, доплаты, повышения. Перечень ежемесячных дополнительных видов денежного обеспечения является исчерпывающим.

При этом выплаты должны носить ежемесячный характер и наименование соответствующей выплаты должно содержаться в указанном перечне дополнительных видов денежного обеспечения.

Однако судам при рассмотрении дел о перерасчёте пенсий военнослужащим необходимо учитывать, что основания для пересмотра ранее назначенной пенсии у Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики отсутствуют в соответствии с Указом Главы Республики № 119 от 25.03.2015 «О назначении и выплате пенсий на территории Донецкой Народной Республики».

4 . При разрешении споров, связанных с назначением и выплатой пенсии лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, судам необходимо учитывать, что в соответствии с Указом Главы Донецкой Народной Республики №119 от 25 марта 2015 года «О назначении и выплате пенсий на территории Донецкой Народной Республики» с апреля 2015 года Пенсионный фонд Донецкой Народной Республики выплачивает пенсии в ранее назначенных размерах.

Размеры пенсий лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, Пенсионным фондом Донецкой Народной Республики установлены в соответствии с Порядком исчисления пенсий лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, который утверждён постановлением Кабинета Министров Украины от 23 ноября 2011 года № 1210 «О повышении уровня социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» и Законом Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».

В соответствии со статьей 63 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счёт государственного бюджета.

Ежегодно в государственном бюджете Украины закреплялись суммы расходов на реализацию указанных законодательных актов, в том числе и суммы расходов, которые перечислялись Пенсионному фонду Украины для выплаты пенсий лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы.

Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» от 14 июня 2011 года установлено, что в 2011 году нормы и положения статей 39, 50-54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины исходя из имеющегося финансового ресурса бюджета Пенсионного фонда Украины на 2011 год.

Решением Конституционного Суда Украины от 26 декабря 2011 года был признан соответствующим Конституции Украины (конституционным) пункт 4 раздела VII «Заключительные положения» Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» от 23 декабря 2010 года с последующими изменениями.

Решением Конституционного Суда Украины от 25 января 2012 установлено, что Кабинет Министров Украины регулирует порядок и размеры социальных выплат, финансируемых за счёт средств Государственного бюджета Украины.

В 2012 году в соответствии с пунктом 3 раздела «Заключительные положения» Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» нормы и положения статей 20, 21, 22, 23, 30, 31, 37, 39, 48, 50, 51, 52, 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» применяются в порядке и размерах, установленных Кабинетом Министров Украины исходя из имеющихся финансовых ресурсов Государственного бюджета Украины и бюджета Пенсионного фонда Украины на 2012 год.

Таким образом, с 1 января 2012 года размеры пенсий устанавливаются постановлением Кабинета Министров Украины от 23 ноября 2011 № 1210 «О повышении уровня социальной защиты граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».

Также в соответствии с абзацем первым части 1 статьи 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» минимальный размер пенсии по возрасту при наличии у мужчин 25, а у женщин – 20 лет страхового стажа устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, определенного законом.

При этом частью третьей статьи 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» предусмотрено, что минимальный размер пенсии по возрасту, установленный абзацем первым части 1, применяется исключительно для определения размеров пенсий, назначенных согласно данному закону.

Исходя из анализа положений ст. 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», ст. ст. 50, 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы», указанные нормы не регулируют показатель минимального размера пенсии для определения размера пенсий.

Иными законами Украины минимальные размеры пенсий не установлены.

Порядок же исчисления пенсии по инвалидности, наступившей вследствие увечья или заболевания, и пенсии в связи с потерей кормильца вследствие Чернобыльской катастрофы определяется Кабинетом Министров Украины, что соответствует ч. 5 статьи 54 Закона Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы».

Однако Указ Главы Донецкой Народной Республики № 119 от 25 марта 2015 года «О назначении и выплате пенсий на территории Донецкой Народной Республики» имеет приоритетное значение по отношению к законам Украины.

А поэтому судам общей юрисдикции Донецкой Народной Республики при рассмотрении данной категории дел необходимо применять вышеназванный Указ Главы Донецкой Народной Республики, положения которого не предусматривают основания для пересмотра ранее назначенных пенсий.

5. При разрешении судами Донецкой Народной Республики вопросов об исполнении на территории Донецкой Народной Республики судебных решений по гражданским делам по пенсионным вопросам следует принять во внимание следующие разъяснения.

Согласно распоряжению Высшего специализированного суда Украины от 02.09.2014 №27/0/38-14, во исполнение ч. 1 ЗУ «Об осуществлении правосудия и уголовного производства в связи с проведением антитеррористической операции» от 12.08.2014, определена территориальная подсудность судебных дел, подсудных размещённым в районе проведения антитеррористической операции местным общим и апелляционным судам. С 3 сентября 2014 года запрещена деятельность судов Украины на территории Донецкой Народной Республики.

Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики №40-1 от 22.10.2014 «О создании судебной системы» запрещена на территории Донецкой Народной Республики деятельность судебных органов (судов) Украины и территориального управления государственной судебной администрации Украины в Донецкой области с 22 октября 2014 года.

Таким образом, решения судов Украины, постановленные до 2 сентября 2014 года включительно, подлежат исполнению на территории Донецкой Народной Республики при условии, если они вступили в законную силу без процедуры, предусмотренной Порядком разрешения судами Донецкой Народной Республики вопросов, связанных с ознакомлением с материалами дел, которые находились в производстве судов Украины, выдачей копий судебных решений Украины и исполнением судебных решений на территории Донецкой Народной Республики, утверждённым приказом Председателя Верховного Суда № 195 од от 26.11.2015, и заключительных и переходных положений, изложенных во Временном порядке об исполнительном производстве, утверждённом Постановлением Совета Министров Донецкой Народной Республики от 09.04.2015 № 5-25.

Суды общей юрисдикции Донецкой Народной Республики обязаны привести свою судебную практику в соответствие с рекомендациями, изложенными в настоящем письме.

Председатель Верховного Суда Э.Н. Якубовский

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Синицына К.И.

Рассмотрена взаимосвязь между законодательными актами системы высшего профессионального образования и общеобязательного государственного пенсионного страхования в Украине. Выявлена несогласованность законодательства Донецкой Народной Республики в сфере пенсионного обеспечения граждан (в частности выплата пособия по потере кормильца), которая вызвана применением законодательства Украины и разработкой собственных нормативных актов . Предложены варианты урегулирования данного несоответствия.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Синицына К.И.

On resolving the inconsistencies of the legislation on the citizens’ pension security of the Donetsk People’s Republic

The paper investigates the relationship between the legislative enactments of the higher vocational education system and the statutory pension insurance in Ukraine. The inconsistency of the legislation in the Donetsk People's Republic in the sphere of pension system (including, payments of the survivor's benefit) has been revealed, which is caused by applying Ukrainian legislation and developing own statutory regulations . The options for adjusting these inconsistencies have been suggested.

Текст научной работы на тему «Об урегулировании несоответствия законодательства Донецкой Народной Республики в сфере пенсионного обеспечения граждан»

УДК 336.57: 35.078.51

К.И. СИНИЦЫНА, экономист, e-mail: SinitsinaK@mail.ru

ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР

ОБ УРЕГУЛИРОВАНИИ НЕСООТВЕТСТВИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ В СФЕРЕ ПЕНСИОННОГО

Рассмотрена взаимосвязь между законодательными актами системы высшего профессионального образования и общеобязательного государственного пенсионного страхования в Украине. Выявлена несогласованность законодательства Донецкой Народной Республики в сфере пенсионного обеспечения граждан (в частности - выплата пособия по потере кормильца), которая вызвана применением законодательства Украины и разработкой собственных нормативных актов. Предложены варианты урегулирования данного несоответствия.

Ключевые слова: высшее профессиональное образование, законодательство, нормативные акты, пенсионное страхование.

Sinitsyna K.I. On resolving the inconsistencies of the legislation on the citizens' pension security of the Donetsk People's Republic.

The paper investigates the relationship between the legislative enactments of the higher vocational education system and the statutory pension insurance in Ukraine. The inconsistency of the legislation in the Donetsk People's Republic in the sphere of pension system (including, payments of the survivor's benefit) has been revealed, which is

caused by applying Ukrainian legislation and developing own statutory regulations. The options for adjusting these inconsistencies have been suggested.

Keywords: higher vocational education, legislation, regulations, pension insurance.

Как любой системе законодательству присущи несогласованности, вызываемые как внешними, так и внутренними факторами. Одной из главнейших задач современного государства, которое обязано создать надлежащие условия, при которых отечественная законодательная система приобретает состояние согласованности и отсутствие каких-либо противоречий нормативно-правовых актов, становится обеспечение организационного единства и нивелирования противоречия в законодательных актах [1, c. 176].

Проведенный анализ показал, что в период становления государственности Донецкой Народной Республики (ДНР) и разработки собственных законодательных документов возникло несоответствие между законодательными актами, регулирующими деятельность в системе высшего профессионального образования и общеобязательном государственном пенсионном страховании граждан.

© К.И. Синицына, 2018

Многие аспекты проблематики законотворческой деятельности, а именно непротиворечивости законодательных актов, нашли свое отражение в научных трудах В.Ф. Левина [1], Т.Н. Карасевой [2], А.А. Головко [3], Е.Ю. Егоровой [4], М.Ю. Спирина [5] и др. Вопросы нормативного регулирования сферы социального обеспечения граждан отражены в публикациях Ю.Ю. Митрошкина [6], С.В. Потаповой [7], С.С. Собянина [8] и др. Изучением проблем, связанных с обеспечением населения государственными социальными гарантиями, занимались такие ученые, как Н.А. Волгин [9], М.Е. Ли-банова [10], Э.Б. Аткинсон [11], Д.И. Рам-занов [12], B.D. Meyer [13] и др. Вместе с тем необходимость дальнейшего исследования несоответствий нормативно-законодательных актов и исключение коллизий имеет важное значение, особенно в области построения законодательной системы молодых республик.

Целью статьи является разработка предложений для урегулирования несоответствия законодательных актов ДНР в сфере пенсионного обеспечения граждан.

В настоящее время в связи с изменениями в системе высшего профессионального образования возникла необходимость приведения законодательства, регулирующего социальную поддержку незащищенных слоев населения, в соответствие с существующими реалиями. Согласно ст. 32 Конституции ДНР и постановлению Совета Министров ДНР от 02.06.2014 г. № 9-1 во время переходного периода на территории ДНР применяется законодательство Украины в части, не противоречащей Декларации о суверенитете и Конституции ДНР [14]. Пенсионное обеспечение граждан ДНР регулируется Законом Украины от 09.07.2003 г. № 1058 «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» [15].

В ст. 36 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058 пенсия по случаю потери кормильца назначается детям умершего кормильца, не достигшим 18 лет и обучающимся на дневной форме обучения в общеобразовательных учебных заведениях системы общего среднего образования, а также профессионально-технических, высших учебных заведениях, - до окончания такими детьми учебных заведений, но не более, чем до достижения ими 23 лет.

Данный возраст по законодательству Украины обоснован согласно системе образования: пункт 3 ст. 36 Закона Украины № 100-96 - ВР «О внесении изменений и дополнений к Закону Украинской ССР «Об образовании» от 23.03.1996 г., обучение в средней общеобразовательной школе начинается с шести - или семилетнего возраста [16]; пункт 1 ст. 12 Закона Украины № 651^^ «Об общем среднем образовании» от 06.07.2010 г., срок обучения для получения полного среднего образования в общеобразовательных начальных учреждениях 1-Ш уровней составляет 11 лет [17]; пункты 4-5 ст. 5 Закона Украины № 76-VII «О высшем образовании» от 28.12.2014 г., бакалавр1 - это образовательная степень, получаемая на первом уровне высшего образования и присуждается высшим учебным заведением в ре-

1 Согласно Государственному классификатору профессий Украины ДК 003-95 [19], утвержденного приказом Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 27 июля 1995 г. № 257 для профессий, связанных с выполнением работ высокой квалификации, требуется квалификация специалиста, магистра, а в некоторых случаях и степени кандидата или доктора наук.

зультате успешного выполнения соискателем высшего образования образовательно-профессиональной программы, объем которой составляет 180-240 кредитов1 ЕКТС2 (срок обучения: 1 учебный год = 60 кредитам ЕКТС) [18]. Магистр -это образовательная степень, получаемая на втором уровне высшего образования и присуждается высшим учебным заведением в результате успешного выполнения соискателем высшего образования соответствующей образовательной программы. Степень магистра присваивается по образовательно-профессиональной или образовательно-научной программе. Объем образовательно-профессиональной программы подготовки магистра составляет 60-903 кредитов ЕКТС.

Следовательно, начиная обучение для получения полного среднего образования в общеобразовательных начальных учреждениях в семь лет, которые гражданин оканчивал в 17-18 лет, а затем следовали 5-5,5 лет обучения в высшем учебном заведении для получения полного высшего образования, что, в общем, составляет 22-23,5 лет. Данный срок получения полного высшего образования учтен в Законе Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058.

Рассмотрим, как согласовываются законодательные акты в ДНР. В пункте 1 ст. 65 Закона Народного Совета ДНР «Об образовании» (с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 г. № 111-ИС) указано, что получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по

160 кредитов ЕКТС соответствуют

учебной нагрузке полного года формального

обучения (учебного года). Следовательно, 3-4 учебных года = 180-240 кредитам ЕКТС.

состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет (в среднем по достижению семи лет) [20].

В пункте 4 ст. 9 «Государственные образовательные стандарты и государственные требования» Закона Народного Совета ДНР «Об образовании» (с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 г. № 111-ШС) отмечено, что государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Согласно пункту 2 ст. 66 Закона Народного Совета ДНР «Об образовании» (с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 г. № 111-1НС) к освоению программ бакалавриата допускаются лица, имеющие среднее общее образование, а также среднее профессиональное образование. Среднее общее образование составляет 11 классов.

Государственные образовательные стандарты, которые утверждены Министерством образования и науки ДНР [21], устанавливают срок получения образования по программе бакалавриата в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, 4 года. Срок освоения программы магистратуры по очной форме, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 2 года.

2Европейская кредитно-трансфертная система.

31-1,5 учебных года = 60-90 кредитам ЕКТС.

Из этого следует, что, начиная получать начальное общее образование в образовательных организациях в семилетнем возрасте, человек, проживающий на территории ДНР, получает общее образование в 18 лет. Поступает в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования для получения степени бакалавр еще на 4 года, а получит данную степень в 22 года. Потом поступает в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования для получения степени магистр на 2 года и оканчивает государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования со степенью магистр в 24 года. А Законом Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058 получение пенсии по случаю потери кормильца на территории ДНР предусмотрен возраст до 23 лет.

Трудоустроиться со степенью бакалавр затруднительно, т.к. согласно закону «Об образовании» в ДНР степень бакалавр считается высшим образованием, а по справочнику профессий бакалавр не относится к высшему образованию, он классифицируется на одном уровне с образованием, получаемом в техникуме. На это и обращают внимание работодатели при приеме на работу работника.

Таким образом, финансово обеспечить свои потребности данная категория населения (студенты) в ДНР по достижению 23 лет и до 24 (до получения полного высшего образования) должна только в размере обычной стипендии 1440 р., что является затруднительным.

Для того, чтобы привести законодательство в соответствие с существующими реалиями и согласовать между собой, разработаны следующие варианты урегулирования несоответствия законодательных актов:

внести дополнение, согласно которому пенсионное обеспечение граждан ДНР, которое регулируется ст. 36 Законом Украины от 09.07.2003 г. № 1058 «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», применять в следующей редакции: «Пенсия по случаю потери кормильца назначается детям умершего кормильца, не достигшим 18 лет, и обучающимся на дневной форме обучения в общеобразовательных учебных заведениях системы общего среднего образования, а также профессионально-технических, государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, - до окончания такими детьми учебных заведений, но не более чем до достижения ими 24 лет»;

внести изменения в пункт 1 ст. 65 Закона Народного Совета ДНР «Об образовании» (с изменениями, внесенными Законом от 04.03.2016 г. № 111-ЩС), применять в следующей редакции: «Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет»;

установление стипендии на места, финансируемые за счет бюджетных ассигнований бюджета ДНР, в размере прожиточного минимума трудоспособного населения, благодаря чему гражданин будет иметь достаточное количество денежных средств для проживания и потребность в применении пособия по потери кормильца будет нивелирована;

внести изменения в справочник профессий - не приравнивать степень бакалавра с образованием, получаемом в техникуме.

В работе выявлена несогласованность законодательства Донецкой Народной Республики в сфере пенсионного обеспечения граждан, в частности, между законодательными актами системы

высшего профессионального образования и общеобязательного государственного пенсионного страхования. Предложены варианты урегулирования данного несоответствия.

Список используемой литературы

1. Левин, В.Ф. Перспективы развития альтернативных форм разрешения правовых споров и конфликтов /

B.Ф. Левин, А.А. Брыжинский, Т.В. Ху-дойкина // Вестник Мордовского университета. - 2006. - Т. 16. - № 1. -

2. Карасева, Т.Н. Принцип обеспечения единства системы конституционного законодательства в Российской Федерации / Т.Н. Карасева // Бизнес в законе. - 2011. - № 3. - С. 1-29.

3. Головко, А.А. Законность - универсальное явление в жизни человека / А.А. Головко // Право и демократия: сб. науч. тр. - Минск: БГУ, 2001. - № 11. -С. 17-29.

4. Егорова, Е.Ю. Соблюдать законность при принятии нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации / Е.Ю. Егорова // Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации. - 2002. - № 4. - С. 5-10.

5. Спирин, М.Ю. Теоретические проблемы законотворческой деятельности в Российской Федерации: дис. . канд. юрид. наук: 12.00.01 / Спирин Михаил Юрьевич. - М.: РГБ, 2003. - 162 с.

6. Митрошкина, Ю.Ю. Вопросы нормативного закрепления принципов регулирования сферы социального обеспечения в законодательстве субъектов РФ / Ю.Ю. Митрошкина // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2014. - № 6. - С. 249-253.

7. Потапова, С.В. Проблемы формирования социального законодательства

субъектов России как комплексного структурного образования в условиях глобализации / С.В. Потапова // Вестник Мордовского госуниверситета. - 2006. -№ 1. - С. 109-117.

8. Собянин, С.С. Тенденции развития законодательства субъектов РФ в социально-экономической сфере / С.С. Собянин // Журнал российского права. -2007. - № 1. - С. 36-45.

9. Волгин, Н.А. Повышение минимальных гарантий по оплате труда - реальная задача / Н.А. Волгин, В.Н. Бобков, Е.И. Курильченко // Уровень жизни населения регионов России. - 2014. -№ 2 (192). - С. 29-35.

10. Людський розвиток в Укрш'ш. Модершзащя сощально! пол^ики: регю-нальний аспект: монографiя / за ред. Е.М. Лiбановоi; 1н-т демографп та сощальних дослщжень iм. М.В. Птухи НАН Украни. - К., 2015. - 356 с.

11. Аткинсон, Э.Б. Что такое «неравенство», и можем ли мы его преодолеть? / Э.Б. Аткинсон // Экономическая социология. - 2017. - Т. 18. - № 2. -С. 41-73.

12. Рамазанов, Д.И. Инфляция и доходы: динамика взаимодействия, анализ номинальных и реальных показателей / Д.И. Рамазанов // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2016. - № 4 (48). - С. 58-62.

13. Meyer, B.D. Winning the War: Poverty from the Great Society to the Great Recession / B.D. Meyer, J.X. Sullivan // Brookings Papers on Economic Activity (Fall). - 2012. - P. 133-200.

14. О применении Законов на территории ДНР в переходный период: Постановление Совета Министров ДНР от 02.06.2014 г. № 9-1 [Электронный ресурс]. - URL: http://doc.dnr-online.ru/doc/ dokumenty-soveta-ministrov/ postanovlenie-

9-1 -ot-02-06-2014g-o-primenenii -zakonov-na-territorii-dnr-v-p erexodnyj -period/

Читайте также: