Закон особенностях увеличения страховой пенсии

Статья 17. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии

1. Лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

2. Лицам, являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

3. Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

4. Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.

5. Лицам, проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 30 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 30 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.

6. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

7. При установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.

8. Детям, указанным в пункте 1 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, потерявшим обоих родителей, или детям умершей одинокой матери устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по случаю потери кормильца в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

9. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).

10. При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливается с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства. При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированная выплата к страховой пенсии и повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии устанавливаются в соответствии с частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частями 1 - 3, 8 и 14 настоящей статьи.

11. Порядок установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 9, 10, 14 и 15 настоящей статьи, определяется Правительством Российской Федерации.

12. Повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренное частями 4 и 5 настоящей статьи, устанавливается независимо от места жительства застрахованного лица.

13. Лицам, имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии на соответствующий районный коэффициент в соответствии с частью 9 настоящей статьи и одновременно на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 4 или 5 настоящей статьи, устанавливается одно повышение фиксированной выплаты по выбору застрахованного лица.

14. Лицам, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона, на весь период их проживания в сельской местности.

15. При выезде граждан, указанных в части 14 настоящей статьи, на новое место жительства за пределы сельской местности повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренное частью 14 настоящей статьи, не устанавливается.

16. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 настоящей статьи, правила исчисления периодов соответствующей работы (деятельности) утверждаются Правительством Российской Федерации.

Выплата страховой пенсии работающим пенсионерам регламентируется:

с 2016 года статьей 26.1 «Выплата страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности», введенной в Федеральный закон № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Федеральным законом от 29.12.2015 № 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий",

в редакции Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий".

Исчисление размера выплаты страховой пенсии работающим пенсионерам

В соответствии со статьей 26.1 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 января 2019 года:

работающим пенсионерам, осуществляющим работу и/или иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации",

суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 «Определение, перерасчет размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размеров страховых пенсий» Федерального закона № 400-ФЗ,

выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ, без учета:

индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ и

корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ, имеющих место в период осуществления работы.

Работающим пенсионерам, осуществляющим работу, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию:

при возникновении права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии

такое повышение выплачивается исходя из выплачиваемой на день его установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Исчисление размера выплаты страховой пенсии работающим пенсионерам после увольнения

Работающим пенсионерам после увольнения с работы, в период которой они подлежали обязательному пенсионному:

суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии),

в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 «Определение, перерасчет размеров страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировка размеров страховых пенсий» Федерального закона № 400-ФЗ,

выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с Федеральным законом № 400-ФЗ, с учетом:

индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ и

корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ,

имевших место в период осуществления работы, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы.

Установление факта осуществления/прекращения пенсионером работы для выплаты страховой пенсии

Установление факта осуществления/прекращения пенсионерами работы, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию:

в целях реализации указанных выше положений о выплате страховой пенсии производится

органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (Пенсионным фондом РФ),

Пенсионеры вправе:

представить в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, заявление о факте осуществления/прекращения работы

в порядке, предусмотренном частями 2 и 4 статьи 21 «Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии» Федерального закона № 400-ФЗ.

Порядок выплаты сумм страховой пенсии после установления факта осуществления/прекращения пенсионером работы

Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в вышеизложенном порядке:

выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (Пенсионным фондом РФ), получены сведения, представленные страхователем (работодателем)

в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 «Представление сведений о страховых взносах и страховом стаже» Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (ред. от 01.04.2019).

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в вышеизложенном порядке:

  • выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение Пенсионным фондом о выплате сумм страховой пенсии.

В случае возобновления работы пенсионером после:

осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и

корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ

Ежегодно с 1 апреля Правительство РФ вправе принять решение о дополнительном увеличении размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда РФ. Коэффициент индексации (дополнительного увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии определяется Правительством РФ (п.7. статьи 16 «Фиксированная выплата к страховой пенсии» Федерального закона № 400-ФЗ)

страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы.

При выявлении обстоятельств, влекущих увеличение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии):

подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем (работодателем) в установленный срок либо

представлением им неполных и/или недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 «Представление сведений о страховых взносах и страховом стаже» Федерального закона № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования",

решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии)

пересматривается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение (Пенсионным фондом РФ), в том числе за прошлое время, с учетом положения части 7 статьи 26.1 «Выплата страховой пенсии в период осуществления работы и (или) иной деятельности» Федерального закона № 400-ФЗ.

Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

  • страховой номер индивидуального лицевого счета;
  • фамилию, имя и отчество;
  • идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии):

подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем (работодателем) в установленный срок либо

представлением им неполных и/или недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 «Представление сведений о страховых взносах и страховом стаже» Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования",

решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение (Пенсионного фонда РФ), пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Работающие пенсионеры, осуществляющие работу и (или) иную деятельность за пределами территории РФ:

в период которой они не подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации",

для выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в рассмотренном выше порядке,

обязаны представлять в органы, осуществляющие пенсионное обеспечение (Пенсионный фонд РФ), документ, подтверждающий факт осуществления/прекращения работы и выданный компетентными органами (должностными лицами) иностранного государства.

Неожиданные изменения в индексации пенсий работающим пенсионерам произошли за счет введения новых механизмов расчета для различных категорий граждан еще несколько лет назад. Именно тогда Закон №385-ФЗ впервые внес изменения в привычные для нас правила выплаты и частично приостановил повышение выплат для некоторых граждан.

До того момента повышение пенсий, проводилось ежегодно ПФР для всех, независимо от их категории. В 2020 году индексация, производится исходя из устанавливаемого Правительством РФ индекса роста потребительских цен и лишь для определенной категории.

Каждый год такое увеличение варьируется в пределах 5-7 процентов и действительно до недавних пор каждый пенсионер имел на нее право.

Какие виды пенсии не индексируют

Новые правила затрагивают не все виды пенсий . Ограничение действует только для страховой и фиксированной выплаты к ней. И к тому же только для категории работающих, т.е. индексации не будет для тех, кто продолжает трудовую деятельность, выйдя на заслуженный отдых. Поэтому все работающие пенсионеры сегодня не могут претендовать на ежегодное увеличение выплат.

С 2015 года Постановлением Правительства РФ ежегодно утверждается коэффициент увеличения размера фиксированной выплаты.

Но это не означает, что пенсионер не сможет теперь получить полагающиеся суммы и потеряет прошедшие индексации навсегда. После увольнения уволился с работы он имеет право на выплаты с учетом всех пропущенных ежегодных коэффициентов повышения выплат.

Другое дело, что такое восстановление произойдет не сразу , и даже не со следующего месяца после увольнения. Выплаты после увольнения с учетом новых индексированных сумм предусмотрены Законом только через три месяца после увольнения с работы .

Далее рассмотрим, почему так долго происходит перерасчет после прекращения работы. Но для начала нужно знать, кто считается работающим пенсионером и на сколько индексируются пенсии в 2020 году.

Индексация фиксированной выплаты и корректировка страховой пенсии

Для удобства приводим полную таблицу индексации пенсий с учетом новых утвержденных индексов на несколько лет вперед.

Размер фиксированной выплаты с января 2020 года увеличится до 5686,25 рублей. Так же Федеральным законом №350-ФЗ утверждена стоимость одного пенсионного коэффициента в размере 93 рубля для страховых пенсий.

В качестве сравнения выплаты с учетом работы и без ее учета рассмотрим на примере. В первой таблице пример где рассчитана индексация по годам для неработающего пенсионера после увольнения. Для расчета мы взяли 120 пенсионных баллов.

Таблица индексации пенсии

как проходит индексация пенсии

Как видно из примера размер пенсии каждый год индексируется на утвержденный процент, ведь этот пенсионер не работает. Для пенсионера с таким баллом прибавка к пенсии с января 2020 года составит около 1000 рублей. Далее, ежегодная доплата также останется в пределах одной тысячи рублей.

По расчетам видно, что к 2024 году для продолжающего работать пенсионера пенсия будет почти в 2 раза ниже возможной.

Как определить, является ли пенсионер работающим

Если рассматриваемый период времени засчитывается в страховой стаж пенсионера, то он является работающим. То есть официально трудоустроенные лица, индивидуальные предприниматели, адвокаты, священнослужители и т.д.

Другими словами это застрахованные лица, за которых уплачиваются страховые взносы, и подается отчетность по установленным формам.
Застрахованные лица:
-работающие по трудовому договору, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
– самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями);
– являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;
– работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов;
– являющиеся членами семейных (родовых) общин малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;
– священнослужители.

(Закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ)

Правила и сроки индексации страховых пенсий после увольнения

После увольнения с работы Пенсионный фонд произведет перерасчет выплат с учетом пропущенных индексов за время его работы. Восстановление выплаты полной (индексированной) пенсии с учетом пропущенных индексаций произойдет не сразу, а только спустя три месяца после увольнения пенсионера.

Достаточно продолжительный срок отведен законодателями для подтверждения и обработки данных о факте работы по упрощенным формам СЗВ-М от страхователей, с последующим вынесением соответствующих решений о выплате Пенсионным фондом. И здесь не обойтись без примера.

Рассмотрим увольнение и индексацию работающего пенсионера 3 апреля 2020 года:
1. Страхователь ежемесячно подает сведения по форме СЗВ-М (Постановление Правления ПФР от 01.02.2016 № 83п).
Не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице, с которыми в отчетном периоде заключены, продолжают действовать или прекращены договоры (трудовые, гражданско-правовые, авторские и т.д.)

В нашей ситуации пенсионер в апреле считается работающим, несмотря на то, что уволен был еще в начале месяца. И за него работодатель до 15 мая всё ещё обязан представить сведения о работе. А неработающим для Пенсионного фонда он будет считаться с мая .

2. Согласно ч.6 ст.26.1 Закона №400-ФЗ решение о выплате индексированных сумм выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом ПФР получены данные о работе.

В июле месяце (следующем за июнем, в котором поступят сведения о факте работы за май) Пенсионный фонд обязан рассчитать и вынести решение о выплате сумм с учетом причитающегося повышения.

3. Рассчитанные суммы страховой пенсии будут выплачиваться с месяца, следующего за месяцем, в котором принято решение (часть 7 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ).

Таким образом, только с августа 2020 года человек, уволившийся в апреле, сможет получить полную выплату пенсии с учетом восстановленных индексов .
Если после восстановления индексируемых выплат уволившийся пенсионер вновь устроится на работу, то его размер уменьшен не будет ( часть 8 статьи 26.1 №400-ФЗ ).

Доплата пенсионеру за прошлое время после увольнения с работы

Индексация пенсий работающим пенсионерам в 2020 году по прежнему не будет проводиться. Но вступили в силу поправки для работающих. Статью 26.1 Федерального закона №400-ФЗ дополнили новыми положениями для уволившихся. Можно ознакомится с подробностями в этой статье.

В соответствии с Законом № 134-ФЗ при прекращении работы пенсионер получит полную выплату с учетом индексации фиксированной выплаты и корректировки страховой пенсии, а также разницу между прежними и новыми суммами за период с первого числа следующего месяца после прекращения работы.

Сроки восстановления нового размера остаются прежними, спустя 3 месяца после увольнения. Но уже с учетом доплаты. Таким образом, выплатят так же и доплату с момента увольнения за эти 3 месяца. Напомним, что ранее такая прибавка за прошлое время не выплачивалась. Советуем ознакомится подробнее с данными правилами на примерах в видео .

Когда выгодно уволится пенсионеру

Давайте теперь на примерах разберем, когда выгодно пенсионеру уволиться, чтобы с 2020 года попасть под действие нового Закона с доплатой за прошлое время. Для начала вспомним о том почему же все таки новые суммы выплачиваются спустя 3 месяца после увольнения.

В соответствии с частью 6 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ решение о выплате полной пенсии, выносится ПФР в месяце, следующем за месяцем, в котором получены (или не получены) сведения о факте работы.

Если пенсионер, например, увольняется в сентябре 2019, то неработающим полный месяц он будет считаться только с октября (1-й месяц после прекращения работы). Соответственно, в ноябре (2-й месяц после прекращения работы) в ПФР не поступят сведения о его работе за октябрь (сведения по форме СЗВ-М подаются только на работающих пенсионеров).

В декабре (3-й месяц после прекращения работы) пенсионный фонд принимает решение о том, что с января 2020 ему будет выплачиваться индексированная фиксированная выплата и страховая пенсия с учетом актуальной стоимости пенсионного балла.

В рассмотренном примере пенсионер получит новые суммы с января. Также он получит и доплату с ноября (месяца, с которого он считается неработающим).

На практике это означает, что наиболее выгодный месяц для увольнения работающего пенсионера считается сентябрь . Ведь повышение баллов теперь предусмотрено с января 2020 года. Но даже, если Вы опоздали с увольнением и ушли с работы только в октябре, то пенсию также проиндексируют, но на месяц позже.

Почему не индексируется пенсия после увольнения?

Если после истечения срока, определенного для вынесения решения об индексации размер не увеличился, то одной из основных возможных причин может быть несвоевременная подача работодателем ежемесячной отчетности о факте работы. Конечно же, пенсионер не виноват в данном случае, и закон полностью на его стороне.

В случае непредставления работодателем в срок сведений о факте работы, или представления недостоверных сведений, которые влияют на увеличение пенсии , размер пересматривается Пенсионным фондом и за прошлое время (ч.9 ст.26.1 №400-ФЗ). Это означает, что в случае ошибки в отчетности, при которой не были выплачены увеличенные суммы, положена доплата и за прошедшее время с момента права.

Может произойти ситуация когда неверно поданные сведения о работе влияют на увеличение пенсии . Работодатель не подавал (или не вовремя подал) за работающего пенсионера сведения факте его работы и ПФР на основании этих данных проиндексировал работнику пенсию, считая его неработающим. В данном случае Закон на стороне пенсионера, и в случае выявления ошибки размер будет приведен в соответствие со следующего месяца после обнаружения ошибки и вся ответственность в этой ситуации лежит только на работодателе.

Ответственность за переплаченные суммы пенсии в этом случае будет нести страхователь, в т.ч. с учетом штрафных санкций в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Увеличение пенсии работающим пенсионерам в августе 2020 года

Для работающих пенсионеров будет проведен очередной перерасчет с августа 2020 года. Прибавка к страховой пенсии будет рассчитана исходя из неучтенных баллов за 2019 год, которые формируются на индивидуальном лицевом счете из средств, отчисляемых страхователем за своих работников. Такой перерасчет является беззаявительным и для его осуществления не нужно подавать заявление в Пенсионный фонд.

Если прошло уже несколько месяцев, но увеличение сумм с августа так и не произошло, то можно позвонить по телефонам горячей линии в ПФР по месту жительства и узнать о Вашем праве на данный вид перерасчета. Возможно, Ваш работодатель и не отчислял страховые взносы. Но если право на такое увеличение подтвердится, то увеличенная индексированная страховая пенсия будет выплачена с учетом доплаты за прошедшие с августа месяцы.

Итоги

Новый алгоритм индексации пенсий после увольнения достаточно запутанный. Обобщив все правила можно сказать, что в 2020 году:

  • Работающим пенсионерам индексированные суммы пенсии по-прежнему не будут выплачиваться;
  • Новые суммы будут выплачиваются только спустя три месяца после увольнения;
  • Теперь пенсионер получит доплату за “потерянные” месяцы обработки отчетности, которые раньше не оплачивались;
  • Общая сумма выплаты при увольнении будет проиндексирована на столько индексов, сколько их было пропущено за время работы.

Фиксированная выплата является минимальной гарантией государства на пенсионное обеспечение граждан, но назначается только в том случае, если гражданин получает право на страховую пенсию. В соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ данная выплата подлежит перерасчету в сторону увеличения в нескольких случаях.

Как может быть повышена фиксированная выплата? Какие категории граждан могут претендовать на повышение? На эти вопросы постараемся ответить в данной статье.

Способы повышения выплат

Исходя из величины индекса инфляции за прошедший год должна происходить индексация фиксированной выплаты страховой пенсии в текущем году. 1 февраля 2017 года такая индексация составила 5,4%, что соответствует индексу потребительских цен за 2016 год (по данным Росстата). Данная мера была осуществлена в соответствии с Постановлением Правительства №36 от 19.01.2017 года. Таким образом была увеличена и стоимость пенсионного балла, которая после индексации составила 78,28 рублей.

Кроме того, Правительство России 1 апреля 2017 года провело еще одну индексацию пенсий на 0,38%. Данное решение было принято с учетом роста доходов Пенсионного фонда. Таким образом, стоимость пенсионного балла составила 78,58 рублей (78,28*0,38%). С учетов двух индексаций в 2017 году размер фиксированной выплаты страховой пенсии стал равен 4823,36 рублей (4558,93*5,4%*0,38%).

Важно! Пенсионные выплаты работающих пенсионеров перестали индексировать в 2016 году. Министр финансов РФ А.Г. Силуанов заявил, что это была антикризисная мера, предпринятая с целью оптимизации расходов. Вопрос об индексации пенсий работающим пенсионерам чиновник пообещал рассмотреть не раньше 2020 года.


Категория лиц, для которых сумма страховых выплат может увеличиваться

Отдельные случаи повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии указаны в 16 - 17 статьях Федерального закона «О страховых пенсиях». Правила, закрепленные законодательством, действуют:

  • для лиц, проживающих в условиях Крайнего Севера или в районах, приравненных к нему. Выплата повышается путем умножения на районный коэффициент, установленный в данной местности, на период проживания застрахованного лица на оговоренной территории;
  • для лиц, занимавшихся трудовой деятельностью в сельской местности и работавших в сельском хозяйстве не менее 30 лет. Выплата повышается на 25% от суммы фиксированной выплаты уже назначенной страховой пенсии, на период проживания на оговоренной территории;
  • для лиц, получивших право на страховую пенсию, но не воспользовавшихся этим правом. Выплата повышается путем применения «премиального» коэффициента, который рассчитывается исходя из числа месяцев, прошедших со дня наступления пенсионного возраста застрахованного лица (но не ранее чем с 1 января 2015 года).

Соответствие числа полных месяцев и размера коэффициента повышения отражено в таблице ниже.

Число полных месяцев
Повышающий коэффициент для страховой пенсии
Повышающий коэффициент для досрочной пенсии
12
1,056
1,036
24
1,12
1,07
36
1,19
1,12
48
1,27
1,16
60
1,36
1,21
72
1,46
1,26
84
1,58
1,32
96
1,73
1,38
108
1,9
1,45
120
2,11
1,53

Страховая пенсия по старости может увеличиться, если пенсионер, являвшийся инвалидом 2 группы, приобретает инвалидность 1 группы; если в семье увеличится количество иждивенцев; если застрахованное лицо получит необходимый стаж за работу на Крайнем Севере или территориях, приравненных к нему.

Основные случаи увеличения размера пенсионных выплат отражены в таблице ниже.

Категория пенсионера и размер фиксированной выплаты с 01.04.2017
Основание для увеличения
Коэффициент увеличения
Итоговый размер
Застрахованное лицо / 4823,37 руб.
Трудовая деятельность 15 и более лет в условиях Крайнего Севера или в районах, приравненных к нему
50%
7235,05 руб.
Застрахованное лицо / 4823,37 руб.
Трудовая деятельность в районах с суровыми климатическими условиями, приближенными к Крайнему Северу, не менее 20 лет
30%
6270,38 руб.
Застрахованное лицо / 4823,37 руб.
Достижение 80 летнего возраста
Максимальный размер (100%)
9646,74 руб.
Застрахованное лицо / 4823,37 руб.
Приобретение инвалидности 1 группы
Максимальный размер (100%)
9646,74 руб.
Застрахованное лицо - инвалид 2 группы / 4823,37 руб.
Приобретение инвалидности 1 группы
100%
9646,74 руб.
Застрахованное лицо / 4823,37 руб.
Увеличение количества иждивенцев
Увеличение базовой суммы в размере 1/3 части пенсии для каждого
+1607,79 руб. для каждого иждивенца, (но не более трех)

Размеры фиксированной выплаты за 2017 год для всех категорий граждан можно найти в статьях:

Заключение

Увеличение пенсионный выплат путем индексации происходит ежегодно 1 февраля по решению Правительства России. Кроме того, некоторые категории граждан могут рассчитывать на увеличение своих пенсий в нескольких случаях, например, при проживании на Крайнем Севере или в сельской местности, или при выходе на пенсию после наступления права на нее.

Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта

Это быстро и бесплатно! Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — позвоните нам по телефону. Это быстро и бесплатно!

В соответствии с действующим законодательством граждане Российской Федерации, которые по той или иной причине утратили трудоспособность, вправе рассчитывать на получение пенсии, выражающейся в ежемесячной денежной выплате. Пенсионная система в РФ довольно сложна и запутана, поскольку за все время функционирования подверглась неоднократным кардинальным реформам и изменениям.

В этой связи вопросы, связанные с пенсионными выплатами, имеют строгое нормативное регулирование. Существует большое количество видов материального обеспечения и поэтому порядок начисления каждого из них регулируется отдельными нормативными актами.

Бесплатно по России

В рамках данной статьи рассматриваются вопросы, связанные особенностями установления и выплаты страховой пенсии. Они регулируются Федеральным законом «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ, правовой анализ и обзор которого будет приведен ниже.

Роль ФЗ 400 в формировании разных категорий страховых пенсий

Рассматриваемый нормативный акт имеет большое и основополагающее значение для всей системы социального обеспечения в стране. Так, в первую очередь, нормы данного федерального закона устанавливают основания возникновения пенсионных прав граждан. Кроме этого, ими же определяются механизмы и порядок их реализации на практике.

Закон 400 устанавливает, что пенсионная система в Российской Федерации строится на страховых принципах в форме обязательного пенсионного страхования. В статье 1 документа также прописана прямая связь между объемом соответствующих прав и степенью значимости и общественной полезности того или иного вида трудовой деятельности.

Федеральный закон выделяет три типа страхового обеспечения:

  • по достижению возраста выхода на пенсию;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.

Рассматриваемый в статье нормативный акт является исчерпывающим по вопросам регулирования назначения и порядка выплаты страховых пенсий. Его положения полностью заменили нормы ФЗ «О трудовых пенсиях» с момента его вступления в силу, что и произошло первого января 2015 года. Однако часть вопросов не нашли отражения в ФЗ «О страховых пенсиях». Они регулируются предыдущим законом по аналогии.

Что регламентирует ФЗ 400

Рассматриваемый документ структурно состоит 36 статей, объединенных в 7 глав, которые по отдельности регламентируют те или иные вопросы, связанные с порядком начисления и выплат страховой пенсии. Разберем их подробнее.

  1. Первая глава. Содержит в себе общие положения, вводит основную терминологию и дает определение таким понятиям, как «пенсия», «стаж», «ИПК» и так далее. Кроме этого, в данном разделе устанавливается полный перечень лиц, которые вправе претендовать на соответствующие выплаты.
  2. Вторая глава. Нормы, содержащиеся в этой части рассматриваемого федерального закона, определяют условия, при которых назначается страховая пенсия.
  3. Третья глава. Дается развернутое определение понятия «страховой стаж». Указывается, какие периоды в него могут входить, а также регламентируется порядок его правильного подсчета.
  4. Четвертая глава. В данном разделе устанавливаются составные части страховой пенсии, а также представлены формулы, по которым производится исчисление рассматриваемых выплат.
  5. Пятая глава. Регламентируется порядок осуществления выплат, в том числе механизмы, способы и сроки. Кроме этого, отдельные нормы регулируют вопросы, связанные с прекращением и приостановлением пенсионного обеспечения.
  6. Шестая глава. Здесь рассматриваются особенности назначения пенсии досрочно, а также выделены категории граждан, которые имеют на то соответствующее право (ст 30,32).
  7. Седьмая глава. Содержит в себе отдельные заключительные и переходные положения, которые непосредственно связаны с тонкостями вступления в силу данного нормативного документа.

Условия предоставления пенсий

Условия, которые должны быть выполнены застрахованным в системе обязательного пенсионного страхования гражданином для получения соответствующих выплат, устанавливаются ст. 8 данного нормативного акта.


Так, среди них следует выделить достижение определенного возраста, наличие страхового стажа и такой параметр как ИПК. Следует разобрать это подробнее.

Возраст

В соответствии с законодательством на пенсию страхового типа в Российской Федерации могут рассчитывать лица, которые достигли 60 лет (женщины) и 65 лет (мужчины). Однако такое требование в полном объеме будет предъявляться лишь после 2023 года, когда будет реализована большая часть положений пенсионной реформы. В переходный период возраст выхода на пенсию будет меняться постепенно, как следует из Приложения 6 к федеральному закону.

Для тех категорий работников, которые вправе претендовать на досрочную пенсию, данная льгота сохранится, однако фактически выходить на отдых они будут также на 5 лет позже, за исключением тех, кто трудится в опасных для жизни и здоровья условиях.

Страховой стаж

Указанная выше норма закона устанавливает, что для получения выплат необходимо иметь не менее 15 лет стажа. Однако продолжительность его в переходный период ниже и зависит от года выхода на отдых. В Приложении 3 к закону имеется таблица, где эти параметры прописаны в полном объеме. Так, в 2019 году требуется 10 лет стажа.

Параметр ИПК не должен составлять менее 30. В переходный же период требования не настолько жесткие и зависят от года выхода на пенсию. Так, в статье 35 федерального закона указано, что с 1 января 2015 года данный параметр составляет 6,6, при этом ежегодно его значение повышается на 2,4 до того момента, пока не достигнет 30. Таким образом, в 2019 году необходимый минимум ИПК – 16,2 балла.


Страховая пенсия инвалидам

Основания и порядок назначения страховой пенсии инвалидам регламентируются статьей 9 нормативного документа. Так, претендовать на выплату вправе граждане, которые решением МСЭ признаны нетрудоспособными. При этом не имеет значения, какая у гражданина группа инвалидности и что стало ее причиной.

Пенсию по потере кормильца

Статья 10 данного ФЗ содержит в себе довольно внушительный перечень лиц, которые вправе претендовать на пенсию по потере кормильца.

По общему правилу к ним следует отнести иждивенцев умершего гражданина, которые к моменту назначения выплаты не обладают трудоспособностью.

Среди прочих в их число входят:

  • несовершеннолетние (дети, внуки, племянники, сестры и братья);
  • родители, супруг, бабушка или дедушка;
  • иные родственники, осуществляющие уход за ребенком умершего.

Если получатель пенсии достигает совершеннолетия, но при этом является студентом учебного заведения по очной форме обучения, то право на нее у него сохраняется до окончания учебы или до 23 лет.

От чего зависит размер пенсии

Статья 15 ФЗ определяет порядок расчета выплат по утрате кормильца. В частности, п. 3 ст. 15 устанавливает соответствующую формулу:

ИПК*СПК = СПпк, где:

ИПК = пенсионный коэффициент.

Таким образом, размер пенсии непосредственно зависит от количества накопленных страховых баллов и их стоимости на момент назначения пенсии.

Закон о стаже

В законе о страховых пенсиях понятие «стаж» является ключевым при определении как размера пенсии, так и возможности ее назначения. В этой связи статья 11 ФЗ устанавливает, что в стаж входят все периоды, когда гражданин осуществлял трудовую деятельность при условии, что за него производились отчисления взносов в ПФР.

Статья 12 содержит перечень периодов, которые хоть и не связаны с трудовой деятельностью, однако также включаются в стаж на общих основаниях.

Среди прочего, к ним относятся:

  • временная нетрудоспособность;
  • отпуск, в том числе ежегодный и дополнительный;
  • отпуск по БиР, а также по уходу за малолетним до 1,5 лет;
  • нахождение на учете в центре занятости в качестве безработного.

Данный перечень не является исчерпывающим.

Фиксированная выплата

Понятие «фиксированная выплата» впервые вводится в российское законодательство вместе со вступлением в силу данного нормативного акта. Статьей 16 определено, что она устанавливается в полном объеме пенсионерам по старости, а также инвалидам II группы.

Лицам, которые имеют инвалидность III группы, а также получателям выплат по утрате кормильца, ФВ выплачивается в размере ½ от ее установленного размера. Ст. 17 главы 4 регулирует процессы повышения фиксированных выплат, а ст 18 определяет перерасчет и корректировки страховых выплат.

Фиксированная выплата устанавливается единовременно вместе со страховой частью пенсии и подлежит ежегодной индексации.

Список документов и регламент оформления по ФЗ 400

Статья 21 ФЗ определяет порядок оформления и куда граждане могут обратиться за назначением страховой пенсии. Это может быть ПФР или МФЦ. Также предусмотрена подача электронного заявления.

Перечень документов в самом законе не прописан, однако имеется ссылка на соответствующий подзаконный нормативный акт. Статья 28 описывает ответственность за достоверность поданных сведений в ПФР, которые запрашиваются для назначения страховой пенсии.

Сроки назначения и перерасчета страховой пенсии прописаны в ст.ст. 22, 23.

Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ ввел понятие «страховая пенсия». Нормами закона определены основания и порядок назначения данного вида материального обеспечения, а также отрегулирован ряд сопутствующих вопросов.

Читайте также: