Закон от 20 марта года пфр

Что предложил Президент

25 марта 2020 года состоялось обращение Владимира Путина к народу и бизнесу в связи с коронавирусом и его влиянием на экономику. Среди прочего, касательно страховых взносов он отметил:

«Компаниям малого и среднего бизнеса считаю необходимым предоставить отсрочку по всем налогам, за исключением НДС, на ближайшие 6 месяцев. А для микропредприятий, кроме такой отсрочки по налогам, дать ещё и отсрочку по страховым взносам в социальные фонды.

Сейчас мы обязаны сделать всё, чтобы поддержать доходы граждан, прежде всего занятых на малых и средних предприятиях.

Чтобы у таких предприятий появились для этого дополнительные ресурсы, предлагаю в два раза – с 30 до 15% – снизить для них размер страховых взносов. Такая пониженная ставка будет распространяться на сумму зарплаты, превышающую МРОТ – минимальный размер оплаты труда. Если же зарплата будет на уровне МРОТ или почему-то даже ниже, то ставка останется прежней, 30%.

Обращаю внимание: пониженная ставка вводится не на несколько месяцев, не только в качестве антикризисной меры, а что называется вдолгую, на перспективу. И таким образом мы создаём долгосрочный стимул для работодателей повышать зарплаты своим сотрудникам.»

В итоге, был принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 102-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты РФ» (далее – Закон № 102-ФЗ). Рассмотрим его положения относительно страховых взносов.

Новые права Правительства РФ

Согласно изменениям в ст. 4 Налогового кодекса (новыми пп. 3-5), Правительство наделено полномочиями издавать в 2020 году нормативные правовые акты, предусматривающие в период с 01.01.2020 до 31 12.2020:

  • продление сроков уплаты страховых взносов;
  • продление сроков представления расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и/или иных документов;
  • продление сроков направления и исполнения требований об уплате страховых взносов, пеней, штрафов, процентов;
  • продление сроков принятия решений о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов;
  • дополнительные основания предоставления в 2020 году отсрочки (рассрочки) по уплате страховых взносов, изменение порядка и условий ее предоставления;
  • основания и условия неприменения способов обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов;
  • основания и условия неприменения ответственности за несдачу (несвоевременную сдачу) расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и/или иных документов (сведений).

Корреспондирующие изменения по вопросам порядка уплаты страховых взносов внесены в статьи 6, 45, 57, 61, 62, 64 и 70 НК РФ, а также Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний».

Установлено, что указанные нормативные могут предусматривать их применение к правоотношениям, возникшим только с 1 января 2020 года по 31 декабря 2020 года включительно.

Снижение страховых взносов из-за коронавируса

Так, новые размеры страховых взносов для МСП следующие:

  • на ОПС – 22,0% (если выплата меньше МРОТ), в пределах базы и свыше – 10,0%;
  • на случаи временной нетрудоспособности и материнства – 0%;
  • на ОМС – 5,0% (до 01.04.2020 – 5,1%).

Таким образом, как и обещал Президент в своём обращении к нации 25.03.2020, размер страховых взносов снижен в два раза – с 30 до 15% (10% в ПФР + 5% на ОМС).

Далее в таблице более детально поясним изменения в Закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», касающиеся снижения страховых взносов для малого и среднего бизнеса.

Малый и средний бизнес также освобождены от уплаты страховых взносов в ФСС на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Эти пониженные тарифы распространяются на доходы, начисленные с 1 апреля 2020 года, и действуют бессрочно (в Законе № 102-ФЗ с изменениями в НК РФ пониженные тарифы устанавливают две статьи: одна – с 01.04.2020, другая – с 01.01.2021). При этом с выплат за март 2020 года начислять и платить взносы нужно как обычно.

При этом в период с 1 апреля 2020 года до 31 декабря 2020 года тариф взносов на ОПС в рамках предельной величины базы не 22,0%, а 10,0%.


До 01.04.2020 работодатель должен был платить за сотрудника страховые взносы по ставке 30% от зарплаты. Из них:

  • 22% – в ПФР;
  • 5,1% – в ФФОМС;
  • 2,9% – в ФСС.

Если зарплата больше 1,29 млн руб. с начала года, то ставка пенсионных взносов снижается до 10%. Взносы на социальное страхование обнуляются при зарплате от 990 000 руб. в год накопленным итогом.

Отсрочка по уплате

• начисленных с выплат и иных вознаграждений физлицам за март-май 2020 года – на 6 месяцев;
• с выплат за июнь-июль 2020 – на 4 месяца.

Далее в таблице показаны все новые сроки уплаты страховых взносов 2020 с учётом указанного постановления Правительства РФ и всех нюансов.


Далее на картинке показаны старые и новые сроки уплаты страховых взносов для микропредприятий малого и среднего бизнеса из пострадавших от коронавируса отраслей.


Списание взносов за 2 кв. 2020

Также Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ для пострадавших от коронавируса организаций и ИП отменил (обнулил) страховые взносы за 2 квартал 2020 – с выплат физлицам, начисленные за апрель, май и июнь 2020 года.

Когда сдавать отчётность

Расчет по страховым взносам (РСВ) за 1 квартал 2020 года нужно сдать в налоговую до 15 мая 2020 года включительно (это пятница). В этот же срок нужно успеть подать форму 4-ФСС.

Вывод

Таким образом, страховые взносы с зарплат для малого и среднего бизнеса снижены с 30 до 15%. Кроме того, с апреля и до конца 2020 года действует ещё более льготный период.

Если выплаты в пользу работника с начала 2020 года превысят предельную базу (1 292 000 руб. – постановление Правительства РФ от 06.11.2019 № 1407), ставка пенсионных взносов с разницы составит прежние 10%.


Новые пониженные тарифы применяют только к той части выплат в пользу каждого физлица, которая превышает федеральный МРОТ (12 130 руб.). Сравнивать выплаты с МРОТ нужно по итогам каждого календарного месяца.

Если, например, по итогам апреля 2020 сумма выплат сотруднику составит 19 130 рублей, пониженные взносы применяют только к сумме 7000 рублей (19 130 руб. – 12 130 руб.).

В итоге, снижение тарифов страховых взносов распространено не только на компании и ИП из наиболее пострадавших от коронавируса отраслей и сфер деятельности, но и в целом на всех субъектов МСП.

Другие меры по страховым взносам

На основании п. 1 приказа ФНС России от 20.03.2020 № ЕД-7-2/181 «О принятии в рамках осуществления контроля и надзора неотложных мер в целях предупреждения возникновения и распространения коронавирусной инфекции» до 1 мая 2020 года в отношении плательщиков страховых взносов приостановлены выездные проверки, а также вынесение решений об их проведении.

По компаниям и ИП из Реестра МСП также отсрочили принятие решений о взыскании страховых взносов – не ранее 1 мая 2020 года. До этой же даты приостановлено применение мер взыскания, а также принятие решений о приостановлении операций по счетам для обеспечения исполнения таких решений (письмо ФНС от 25.03.2020 № ЕД-20-8/32).

Кроме того, микропредприятиям из правительственного Перечня пострадавших отраслей продлили на 6 месяцев срок уплаты страховых взносов.

Вдобавок, до 01.05.2020 для МСП действует отсрочка по уплате страховых взносов в рамках налоговых каникул.

ПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 20 марта 2018 г. N 134р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА

ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА 2018 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 - 2020 ГОДОВ

В соответствии с пунктом 25 Правил подготовки планов информатизации государственными органами и отчетов об их исполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов":

1. Утвердить прилагаемый План информатизации Пенсионного фонда Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 - 2020 годов.

2. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правления ПФР Иванова А.М.

распоряжением Правления ПФР

от 20 марта 2018 г. N 134р

ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НА 2018 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2019 - 2020 ГОДОВ

Полное наименование государственного органа

Пенсионный фонд Российской Федерации

Единица измерения: тыс. рублей

Вид плана ("предварительный", "итоговый", "изменения в утвержденный план информатизации")

изменения в утвержденный план информатизации

Уникальный номер мероприятия

Тип мероприятия по информатизации

Наименование объекта учета

Номер приоритетного направления

Финансирование за счет средств федерального бюджета (тыс. рублей)

Целевые показатели по приоритетным направлениям, которые будут обеспечены в результате реализации мероприятия по информатизации

Основания реализации мероприятия по информатизации (наименование, дата, номер, пункты, статьи)

Базовое (текущее) значение

Ожидаемые (плановые) значения

Очередной финансовый год

1 год планового периода

2 год планового периода

1 год планового периода

2 год планового периода

Прикладное программное обеспечение автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - ППО АИС ПФР) по основным направлениям деятельности

1.1. Количество государственных услуг, переведенных в электронный вид в соответствии с установленными требованиями и оказываемых посредством информационной системы

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)";

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи";

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации";

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации";

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации";

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей";

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений";

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг";

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений";

распоряжение Правления ПФР от 20 сентября 2010 г. N 275р "О приемке программно-технического комплекса "Администрирование страховых взносов" (ПТК АСВ);

распоряжение Правления ПФР от 19 ноября 2015 г. N 554р "Об открытых данных Пенсионного фонда Российской Федерации"

1.2. Количество государственных функций, выполняемых государственным органом посредством информационной системы

4.1. Наличие мероприятий по защите информации в соответствии с требованиями

ППО АИС ПФР по основным направлениям деятельности

4.1. Наличие мероприятий по защите информации в соответствии с требованиями

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)";

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования";

постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 1119 "Об утверждении требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных";

распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 октября 2009 г. N 1555-р "О плане перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде федеральными органами исполнительной власти";

распоряжение Правления ПФР от 29 ноября 2005 г. N 209р "О приеме в эксплуатацию системы ведения общегосударственной базы данных о социальном положении ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий";

распоряжение Правления ПФР от 13 декабря 2007 г. N 251р "О вводе в эксплуатацию программного комплекса ведения федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, в части ввода и обработки заявления, принятия решения о выдаче (об отказе в выдаче) сертификата на материнский (семейный) капитал, печати сертификата на материнский (семейный) капитал";

распоряжение Правления ПФР от 19 декабря 2007 г. N 260р "О промышленной эксплуатации программно-технического комплекса "Резервная система ПТК СПУ";

распоряжение Правления ПФР от 11 марта 2010 г. N 65р "О приемке в промышленную эксплуатацию портала и подсистемы информирования застрахованных лиц в электронной форме";

распоряжение Правления ПФР от 09 апреля 2010 г. N 91р "О внедрении в промышленную эксплуатацию программно-технических комплексов "Клиентская служба ПФР" (ПТК КС) и "Управление пенсионной документацией" (ПТК УПД);

распоряжение Правления ПФР от 25 июня 2010 г. N 172р "Об организации работы по внедрению в промышленную эксплуатацию программно-технического комплекса "Назначение и выплата пенсий" (ПТК НВП) на базе Отделения ПФР по Тверской области";

распоряжение Правления ПФР от 20 сентября 2010 г. N 275р "О приемке программно-технического комплекса "Администрирование страховых взносов" (ПТК АСВ);

распоряжение Правления ПФР от 01 февраля 2013 г. N 34р "Об организации работы по внедрению в эксплуатацию программно-технического комплекса (ПТК) по назначению (установлению) и выплате пенсий, ЕДВ, ДМО, ДЕМО и ФСД, "Обмен данными с ОГБД "Ветераны";

распоряжение Правления ПФР от 11 апреля 2014 г. N 143р "О передаче в постоянную эксплуатацию программно-технического комплекса "Контроль инвестиционных процессов";

распоряжение Правления ПФР от 20 ноября 2014 г. N 518р "О вводе в постоянную эксплуатацию программного комплекса "Электронный архив документов, образующихся в деятельности территориальных органов ПФР при осуществлении оценки пенсионных прав застрахованных лиц в целях долгосрочного назначения трудовых пенсий";

распоряжение Правления ПФР от 31 июля 2015 г. N 346р "Об утверждении архитектуры автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации нового поколения (АИС ПФР-2)";

распоряжение Правления ПФР от 19 ноября 2015 г. N 554р "Об открытых данных Пенсионного фонда Российской Федерации";

распоряжение Правления ПФР от 01 декабря 2016 г. N 661р "О вводе в постоянную эксплуатацию автоматизированной информационной системы Пенсионного фонда Российской Федерации нового поколения (АИС ПФР-2)"

Федеральный реестр инвалидов (далее - ФГИС ФРИ)


Страховые взносы для малых и средних предприятий снизили. Изменения в Налоговый кодекс внесены Федеральным законом от 01.04.2020 № 102-ФЗ.

С 1 апреля организации и ИП, внесенные в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (это условие обязательно!) могут применять пониженные ставки. Но снижение касается только выплат физлицам, превышающим минимальный размер оплаты труда, определяемым по итогам каждого календарного месяца.

База для начисления страховых взносов Ставка взносов в ПФР, в пределах лимита Ставка взносов в ФСС Ставка взносов в ФОМС
Выплаты в пользу физлиц, не превышающие МРОТ определяемые по итогам каждого календарного месяца 22 процента 2,9 процента 5,1 процента
Выплаты в пользу физлиц, превышающие МРОТ определяемые по итогам каждого календарного месяца 10 процентов - 5 процентов

Поясняем, как будет считаться:

Работнику начислена заработная плата за апрель 2020 года в размере 25 000 рублей. МРОТ на 1 января 2020 года составляет 12 130 рублей.

Взносы в ПФР, по ставке 22%: 12 130×22% = 2668,6 руб., по ставке 10%: (25 000 -12 130) х 10% = 1 287 руб. Всего взносы в ПФР составят 3 955,6 руб.

Взносы в ФСС 12 130×2,9% = 351,77 руб.

Взносы в ФОМС, по ставке 5,1%: 12 130×5,1% = 618,63 руб., по ставке 5% (25 000 - 12 130) х 5% = 643,5 руб. Всего взносы в ФОМС составят 1 262,13 руб

Сколько же получится сэкономить? Если применяются обычные ставки, то взносов надо было бы уплатить 25 000×30% = 7500 руб. А из-за того, что с части выплат взносы меньше, уплатить надо будет 3 955,6 + 351,77 + 1 262,13 = 5569,5 руб. Экономия составит 1930,5 руб.

Информации по новым ставкам пока очень мало, но вопросы уже вовсю задают. Ответим на некоторые из них.

Считать именно по месяцам? Не нарастающим итогом?

Да, считать надо каждый месяц по отдельности. Нельзя сложить выплаты, например, за апрель и май и разделить на два.

Какой МРОТ брать, региональный или федеральный?

МРОТ, согласно Трудовому кодексу, на всю страну один. В 2020 году он равен 12 130 рублям. В регионах устанавливают минимальную заработную плату в соответствии со статьей 133.1 ТК РФ.

Если МРОТ в течение года изменят, то что-то изменится?

Нет, ничего не изменится. МРОТ берется на 1 января расчетного года.

Надо ли увеличивать МРОТ на районный коэффициент или другие надбавки?

Для расчета используется только сам МРОТ. Т.е. условия применения пониженных ставок одинаковы для всех регионов.

Почему вы пишете про то, что пониженные ставки взносов применяются с 1 апреля, ведь судя по закону они только с 1 января 2021 года?

Дело в том, что в законе есть две статьи, которыми устанавливаются пониженные ставки. Положения одной из них (пункты в статье 2) действительно вступают в силу с 1 января 2021 года. Но есть и статья 5, в которой отдельно прописано о применении пониженных ставок с 1 апреля по 31 декабря 2020 года.

Касается ли снижение ставок фиксированных взносов ИП?

Нет, не касается, увы.

Некоммерческие организации могут применять новые ставки?

Некоммерческие организации не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, поэтому в реестре МСП их нет. А значит нет и права применять новые ставки.

А микропредприятия забыли?

Микропредприятия это разновидность малых, они есть в реестре МСП, поэтому применять пониженные ставки они могут.

А как считать совместитетелей? Делить МРОТ на 50%?

Из текста закона следует, что не важно, основное место работы или нет и на какую часть ставки оформлен работник. Речь идет именно о выплате в календарный месяц.

Если отработан не полный месяц, работник был в отпуске или уволился. МРОТ считать по отработанным дням?

Судя по тексту закона считаются выплаты в адрес конкретного физлица в календарый месяц. И не важно, сколько дней он отработал, все равно от выплат ему надо отнимать один МРОТ.

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 5 марта 2020 года

Одобрен Советом Федерации 11 марта 2020 года

Статья 1

Внести в статью 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 19, ст. 2071; 2003, N 2, ст. 166; 2013, N 52, ст. 6975) следующие изменения:

1) в части первой слова "пенсионные основания, установленные на момент заключения указанных договоров законодательством Российской Федерации" заменить словами "основания приобретения участником права на получение негосударственной пенсии, установленные указанными договорами в соответствии с настоящим Федеральным законом";

2) дополнить новыми частями второй - четвертой и частью пятой следующего содержания:

"Право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам приобретают мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, если иной возраст и (или) иные основания, дающие право на получение негосударственной пенсии, не установлены пенсионными договорами в соответствии с частями третьей - пятой настоящей статьи.

Пенсионными договорами может быть установлен возраст, дающий право на получение негосударственной пенсии, превышающий возраст, установленный частью второй настоящей статьи, но не свыше возраста, установленного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по достижении которого участники приобретают право на страховую пенсию по старости.

Право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам ранее достижения возраста, предусмотренного частями второй и третьей настоящей статьи, приобретают участники из числа лиц, указанных в части 1 статьи 30, статье 31, части 1 статьи 32, части 2 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", по достижении возраста или при наступлении срока, определяемых в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и при соблюдении условий, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (наличие необходимого страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ и установленной величины индивидуального пенсионного коэффициента).

Право на получение негосударственной пенсии по пенсионным договорам ранее достижения возраста, указанного в частях второй и третьей настоящей статьи, приобретают участники из числа лиц, для которых частью 1 статьи 9, статьей 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" либо Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" предусмотрено право на получение страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца либо пенсии по государственному пенсионному обеспечению до достижения возраста, установленного частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при соблюдении условий, дающих право на назначение страховой пенсии по инвалидности, страховой пенсии по случаю потери кормильца либо пенсии по государственному пенсионному обеспечению, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на момент заключения пенсионного договора.";

3) часть вторую считать частью шестой;

4) дополнить частью седьмой следующего содержания:

"Негосударственная пенсия назначается участнику при наличии средств, учтенных на пенсионном счете негосударственного пенсионного обеспечения, со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на получение указанной пенсии.";

5) части третью и четвертую считать соответственно частями восьмой и девятой.

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Действие положений статьи 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие из договоров негосударственного пенсионного обеспечения, заключенных в период с 1 января 2019 года до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. В случае, если указанные договоры не будут приведены сторонами в соответствие с требованиями статьи 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в редакции настоящего Федерального закона), к отношениям сторон указанных договоров с момента их заключения применяются положения, установленные статьей 10 Федерального закона от 7 мая 1998 года N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" (в редакции настоящего Федерального закона).

Президент Российской Федерации В. Путин

Далее размещаю заявление-ответ на предыдущее письмо.

Возможно кому нибудь пригодится или натолкнет на другие умные мысли в нашей совместной борьбе с беспределом ПФ.

Мною, К.А. Б___________, 18.01.2020г. был получен от вас ответ №ТБ-1102/132 от 16.01.2020г. На вопросы, поднятые в данном письме имею сообщить следующее.

Да, вы правы, «страховой стаж» также, как и «общий трудовой стаж» – это суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, но учитываемая не только при определении права на страховую пенсию, но и при исчислении ее размера ( пункт 2 статья 3 № 400-ФЗ ). А из этого следует, что «общий трудовой стаж»- это лишь часть «страхового стажа», учитываемая за период до 01.01.2002г.

Кроме этого, хотелось бы отметить, что правовой акт, в соответствии с которым, по вашим словам, вы включили в страховой стаж период службы в Советской Армии по призыву с 01.11.1976г. до 01.11.1978г . в двойном размере, гласит буквально следующее:

Статья 94. Льготное исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж.

Абзац 8: военная служба по призыву - в двойном размере .

(абзац введен Федеральным законом от 27.01.1995 N 10-ФЗ)», к тому же, закон от 27.01.1995 N 10-ФЗ является действующим и на сегодняшний день.

Обращаю ваше внимание на то, что « исчисление размера страхового стажа» - это самостоятельная правовая норма и « исчисление размера трудовой пенсии (оценка пенсионных прав застрахованных лиц путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал)» - это также самостоятельная правовая норма . Правовое применение каждой из этих норм регулируется в законах самостоятельно .

По этому поводу должен отметить, что пункт 3 статьи 36 №400-ФЗ от 28.12.2013г. гласит:

«3. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм , регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.»

Из содержания п. 3 ст. 36 №400-ФЗ однозначно видно, что подлежат применению лишь правовые нормы (а не какие-нибудь статьи или пункты №173-ФЗ) для исчисления размера трудовых пенсий и в п. 3 ст. 36 №400-ФЗ ни слова не говорится об исчислении трудового страхового стажа .

В связи с этим, считаю неправомерным ссылаться на пункт 3 или пункт 4 статьи 30 закона №173-ФЗ , в части определения размера страхового стажа .

Так же рекомендовал бы Вам дать задание юристам вашего управления как следует разобраться с правилами подсчета страхового стажа при исчислении продолжительности периодов трудовой и иной деятельности «в календарном порядке» .

Порядок исполнения правовой нормы: «календарный порядокисчисления» подробно описан в Правилах подсчета страхового стажа, утвержденных Постановлением правительства РФ от 12.10.2014г. №1015 пункте 47, а именно:

«47. Исчисление продолжительности периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности и иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней периодов работы и (или) иной деятельности и иных периодов переводятся в месяцы , а каждые 12 месяцев этих периодов переводятся в полные годы .

Подсчет продолжительности каждого периода, включаемого (засчитываемого) в страховой стаж, производится путем вычитания из даты окончания соответствующего периода даты начала этого периода с прибавлением одного дня .».

Другими словами, исчисление периодов деятельности «в календарном порядке» ни каким образом не отменяет факт льготного (особого порядка) исчисления страхового стажа, если таковой предусмотрен в соответствии с законом. Так как сначала производится определение периодов трудовой и иной деятельности, в том числе и льготном (особом порядке), а затем производится исчисление продолжительности данных периодов в календарном порядке (в соответствии с пунктом 47 №1015 от 12.10.2014г.). Ваше же толкование формулировки исчисления страхового стажа в календарном порядке полностью искажает смысл правовой нормы «календарный порядок», прописанной в законе .

Так как, суд принял решение о включении в страховой стаж К.А. Б______ 03.08.1958 года рождения, СНИЛС 193______ 58, в том числе, периода службы в Советской Армии по призыву в двойном размере , а решение суда является обязательным к исполнению, не зависимо от моего или вашего желания, то рассуждения о том, настаиваю я или не настаиваю на выполнении решения суда, не имеют смысла.

Уже в третий раз обращаюсь к вам с просьбой о предоставлении мне полного и подробного расчета размера страхового стажа в соответствии с Правилами подсчета от 12.10.2014г. №1015 пункта 47 и Инструкцией по заполнению ПФ РФ №2п от 11.01.2017г .:

1) прошу указать каждый период, включенный в страховой стаж;

-с указанием продолжительности периодов ;

-с указанием кода вида трудовой или иной деятельности периодов;

- исчисления периодов трудового-страхового стажа в календарном порядке;

2) подробно распишите, каким образом выполнены арифметические действия при расчете суммарной продолжительности всех периодов, учтенных в трудовом страховом стаже, в том числе и в календарном порядке исчисления;

3) отдельно поясните основание и порядок учета периодов трудовой и иной деятельности, в соответствии с какими законодательными актами, указанные в трудовой книжке периоды, учтены (если нет, то на основании каких норм пенсионного права и в соответствии с какими положениями закона).

4) Особо прошу обратить внимание на учет периода службы в Советской Армии по призыву 1976-1978 гг. в двойном размере.

- укажите, в соответствии с каким законодательным актом данный период включен в страховой стаж;

- в соответствии с какой правовой нормой произведены исчисления продолжительности данного периода;

- в каком размере (из расчета полных лет полных месяцев и дней) данный период включен в мой страховой стаж;

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О средствах федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца отдельным категориям граждан (В редакции федеральных законов от 22.07.2008 г. N 146-ФЗ; от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ) Принят Государственной Думой 4 марта 2005 года Одобрен Советом Федерации 11 марта 2005 года (В редакции федеральных законов от 22.07.2008 г. N 146-ФЗ; от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ; от 28.12.2013 г. N 427-ФЗ) (Преамбула утратила силу - Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 146-ФЗ) Статья 1 1. Настоящий Федеральный закон в целях реализации статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" определяет порядок выделения Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж указанных в подпунктах 1, 3, 6-8 пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периода прохождения военной службы по призыву, периода ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, периода ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, периода проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, периода проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации (далее - нестраховые периоды), и порядок расчета объема этих средств. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ) 2. Выделение Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов производится за следующие нестраховые периоды: (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ) 1) период прохождения военной службы по призыву; 2) период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более четырех с половиной лет в общей сложности; (В редакции Федерального закона от 28.12.2013 г. N 427-ФЗ) 3) период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет; 4) период проживания супругов военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с супругами в местностях, где они не могли трудиться в связи с отсутствием возможности трудоустройства, но не более пяти лет в общей сложности; 5) период проживания за границей супругов работников, направленных в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, постоянные представительства Российской Федерации при международных организациях, торговые представительства Российской Федерации в иностранных государствах, представительства федеральных органов исполнительной власти, государственных органов при федеральных органах исполнительной власти либо в качестве представителей этих органов за рубежом, а также в представительства государственных учреждений Российской Федерации (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, но не более пяти лет в общей сложности. 3. При подсчете продолжительности нестраховых периодов, за которые предусматривается выделение Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, не учитываются периоды, включенные при оценке пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ) 4. При выделении Пенсионному фонду Российской Федерации средств федерального бюджета на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов суммарная продолжительность нестраховых периодов, имевших место до 1 января 2002 года, с учетом продолжительности других периодов, включенных в общий трудовой стаж в целях оценки пенсионных прав застрахованного лица, не должна превышать продолжительность общего трудового стажа, дающего право на применение предельного стажевого коэффициента, с учетом которого определяется расчетный размер трудовой пенсии в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ) (Статья в редакции Федерального закона от 22.07.2008 г. N 146-ФЗ) Статья 2 1. Сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, определяется путем умножения действующей на день установления страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца стоимости страхового года на продолжительность нестраховых периодов, учитываемую в соответствии со статьей 1 настоящего Федерального закона. При этом период продолжительностью один месяц считается как одна двенадцатая года, а период продолжительностью один день считается как одна тридцатая месяца. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ) 2. Стоимость страхового года ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации. (Статья в редакции Федерального закона от 22.07.2008 г. N 146-ФЗ) Статья 3 Сумма средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, включается в расчетный пенсионный капитал застрахованного лица, исходя из которого ему исчисляется страховая часть трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ) (Статья в редакции Федерального закона от 22.07.2008 г. N 146-ФЗ) Статья 4 1. Ежемесячный объем средств федерального бюджета, подлежащий выделению Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов за каждое застрахованное лицо, определяется путем деления суммы средств федерального бюджета, выделяемых на возмещение Пенсионному фонду Российской Федерации за это лицо, на ожидаемую продолжительность периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункты 1 и 21 статьи 14, пункт 1 статьи 15, пункт 1 статьи 16 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") на день установления страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца. (В редакции федеральных законов от 22.07.2008 г. N 146-ФЗ; от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ) 2. Годовой объем средств федерального бюджета, выделяемых Пенсионному фонду Российской Федерации на возмещение расходов по выплате страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, включая расходы на доставку трудовых пенсий, утверждается федеральными законами о федеральном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год. (В редакции федеральных законов от 22.07.2008 г. N 146-ФЗ; от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ) Статья 5 1. Установить, что в 2005 году финансирование расходов на реализацию настоящего Федерального закона, в том числе в связи с пересчетом размеров ранее установленных трудовых пенсий, осуществляется за счет средств резерва бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации с последующим возмещением за счет средств федерального бюджета. 2. Финансирование расходов, связанных с выплатой страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов, возмещаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, при установлении трудовых пенсий предусматривается федеральными законами о федеральном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на очередной финансовый год и на плановый период. (В редакции федеральных законов от 22.07.2008 г. N 146-ФЗ; от 24.07.2009 г. N 213-ФЗ) Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 21 марта 2005 года N 18-ФЗ

Читайте также: