Закон пенсия материальный ущерб

Государственная дума РФ дополнительно защитила права должников, получающих социальную помощь от государства. Так называемый «новый закон о запрете взыскания с пенсий и социальных выплат» с 1 июня 2020 года вступит в силу. Законодатели с одной стороны расширили перечень доходов, которые защищены от взыскания по исполнительному листу, с другой – обязали банки маркировать защищенные от взыскания поступления специальным кодом, чтобы судебные приставы не могли их по ошибке арестовать, как это часто происходит сегодня.

Расскажем, как на самом деле будет работать запрет взыскания долгов с пенсий и социальных выплат по новому закону, вступающему в силу 1 июня 2020 года, какие новые нормы он устанавливает и что реально изменится для должников.

21 февраля 2019 года был принят закон ФЗ-12 о внесении изменений в некоторые статьи ФЗ-229 «Об исполнительном производстве». Согласно статье 2 данного нормативного акта, он вступит в силу с 01.06.2020 года. Таким образом, упомянутый выше закон о введении запрета на взыскание с части социальных выплат — это поправки к ФЗ-229, который содержит основные нормы о принудительном взыскании Службой судебных приставов.

Что означает для должника статья 46 ч. 1 п. 3 и 4 в ФЗ-229 — нужно ли платить, пустят ли за границу?

Основной посыл новостей о принятии данного ФЗ заключается в следующем: Президент РФ Путин подписал закон о запрете списания долгов с пенсии по потере кормильца и социальных выплат, перечисленных в ст. 101. В данном утверждении содержится противоречие, так как статья 101 и ранее содержала запрет на взыскание с данных видов доходов.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 101, неприкосновенными являются средства, выплачиваемые в связи со смертью кормильца.

В п. 10 ч.1 той же статьи упомянута и сама пенсия по утрате кормильца.

Таким образом, данное положение нововведением не является, многие выплаты социального характера были защищены и раньше.

По сути, ФЗ-14 отменил взыскание по исполнительному листу только с выплат, производимых гражданам, пострадавшим в результате катастроф, иных форс-мажорных обстоятельств. В таких ситуациях выплаты производятся в качестве единовременной материальной помощи в связи с утратой имущества или причинением вреда здоровью, а также членам семей граждан, погибших в результате ЧС.

Фактически новшество состоит в том, что освобождаются от взыскания выплаты при наличии следующих условий:

субъект выплаты: граждане, пострадавшие в чрезвычайных ситуациях или члены семей погибших;

цель осуществления: компенсация утраты имущества первой необходимости или здоровья на определенный период;

выплата носит единовременный характер.

Запрет взыскания долгов с пенсий и социальных выплат по исполнительному листу – что важно знать?

Основное содержание изменений

Смысл поправок заключается в том, что с 1 июня 2020 года работодатели и банки должны будут при перечислении удерживаемых с граждан средств указывать в платежных документах специальный код, при помощи которого можно будет определить вид дохода.

Основной смысл закона — в установлении нового порядка перечисления взысканных с должников денег, с указанием кодов вида дохода в целях обеспечения защиты средств, не учитываемых при осуществлении принудительного взыскания.

Обзор статьи 101 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» – как избежать ареста социальных выплат?

Облагается ли взысканиями пенсия банкрота?

В соответствии со ст. 101 ФЗ-229, имеет значение вид пенсии. С пенсии по старости и по инвалидности взыскание осуществляется в общем порядке, с пенсии по потере кормильца ни при каких условиях долг не удерживают.

Действительно ли президент подписал недавно закон, который вводит неприкосновенность соцподдержки россиян?

Федеральный закон №14-ФЗ от 21.02.2019 г. вносит некоторые важные поправки в действующий ФЗ «Об исполнительном производстве». Они касаются порядка осуществления перечисления денежных средств, удержанных с заработка и иных доходов (вводится необходимость указания кода в платежных документах в целях идентификации платежей).

В ст. 101 ФЗ-229 и раньше были перечислены соцвыплаты, защищенные от взыскания. Президент запретил по сути в этом законе обращение взыскания только на один вид выплат — на компенсации в связи с наступлением чрезвычайных ситуаций (при соблюдении некоторых условий).

Каким образом осуществляется взыскание долгов с пенсионеров, если пенсия становится неприкосновенной?

Принятым в феврале 2019 года федеральным законом № 12-ФЗ взыскание долга с пенсии по старости не запрещается. В п. 9 ч.1 ст. 101 ФЗ-229 отдельно указано, что взыскание не осуществляется со страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию, за исключением пенсии по старости и инвалидности.

Кроме того, судебными приставами может быть обращено взыскание на имущество, имеющееся в собственности у пенсионера. В этой части у данных граждан также нет никаких льгот. Кроме того, взыскание может быть обращено и на заработную плату работающих пенсионеров.

Могут ли приставы осуществлять взыскание с пенсии по исполнительному листу ниже прожиточного минимума?

В ФЗ-229 «Об исполнительном производстве» ничего не сказано про такую ситуацию. Согласно ст. 99 этого закона, сумма удержания может составлять до 50% дохода, в отдельных случаях — даже до 70 %.

Нужно иметь в виду, что Конституционный и Верховный суды (последний в определении №45-КГ 16-27 от 12.01.2017 г., например) неоднократно высказывали мнение, что при определении процента удержания с пенсии, являющейся основным источником дохода, необходимо учитывать интересы сторон, в том числе должника и его иждивенцев. Закон позволяет приставу при определении данного процента исходить из конкретных обстоятельств дела. Поэтому при возникновении такой ситуации можно ходатайствовать о снижении процента удержания перед приставами и судом.

«Черный» список должников судебных приставов – как проверить долг по фамилии?

Запрет на взыскание с пенсий

В декабре 2019 года стало известно об еще одной инициативе Правительства РФ. Минэкономразвитяи разработало законопроект, в соответствии с которым запрещается взыскивать долги со следующих выплат:

со страховой части пенсии россиян;

со страховой пенсии по инвалидности;

с накопительной пенсии;

с пенсии по государственному пенсионному обеспечению;

с пенсионного обеспечения военнослужащих и правоохранительных органов;

с пособий по временной нетрудоспособности.

Пока новый проект закона о запрете взыскания долгов с пенсий не опубликован, документ направлен в комиссию правительства РФ по законопроектной деятельности.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

29 мая 2019 09:27

В связи с обращениями граждан в территориальные органы ПФР, разъясняем предусмотренный пенсионным законодательством порядок удержаний из пенсий.

Удержания из пенсий могут производиться на основании:

- решений судов о взыскании сумм пенсионного обеспечения и фиксированных выплат вследствие злоупотребления со стороны гражданина;

- решений органов ПФР, которые осуществляют пенсионное обеспечение, о взыскании пенсии и фиксированной выплаты к ней, излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением ими законодательства.

На основании исполнительных документов производятся следующие взыскания:

- задолженности по кредитам, коммунальным платежам, административные штрафы, налоги и сборы;

- возмещение материального ущерба, причиненного юридическому либо физическому лицу;

- возмещение вреда, причиненному здоровью;

- возмещение ущерба, причиненного преступлением и другое.

Ежемесячный процент удержания в пределах установленного Законом размера указывает судебный пристав-исполнитель в постановлении об обращении взыскания на пенсию. В рамках открытого исполнительного производства пристав-исполнитель уведомляет пенсионера о размере взыскания и сроке для добровольного погашения долга. Если пенсионер не имеет возможности расплатиться по исполнительному листу одномоментно, документ передается в территориальный орган пенсионного фонда по месту регистрации должника для принудительного удержания долга из пенсии.

В соответствии с Законом может быть удержано не более 50 процентов, а в установленных случаях (удержание алиментов на несовершеннолетних детей, возмещение вреда, причиненного здоровью, возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца, и возмещение за ущерб, причиненный преступлением) – не более 70 процентов пенсии.

На основании решений органов ПФР производятся удержания излишне выплаченных сумм пенсий и социальных выплат, возникших по вине пенсионеров.

Есть категории граждан, у которых наиболее часто встречаются случаи образования задолженности:

1) Пенсионеры–студенты, которым выплачивается пенсия по утере кормильца или находятся на иждивении своих родителей, которые получают повышенную пенсию на иждивенца. При установлении данной пенсии или повышения одно из условий – обучение студента на дневном отделении. После отчисления из учебного заведения, переводе на заочное обучение либо призыва в армию эта категория пенсионеров теряет право на получение пенсии, однако забывает сообщить в ПФР о данном факте.

2) Граждане, которые осуществляют уход за детьми-инвалидами, инвалидами 1 группы, престарелыми лицами (старше 80 лет). Здесь надо напомнить, что получать данные выплаты могут трудоспособные неработающие граждане. В этой группе основная масса переплат происходит по причине того, что граждане, которые оформили уход за своими дедушками и бабушками, за соседями и т.д., через некоторое время могут забыть, что они не должны устраиваться на работу. Если выяснится, что ухаживающий работал либо сам вышел на пенсию, то переплату необходимо вернуть.

3) Граждане, которые получают минимальную пенсию (ниже прожиточного минимума пенсионера). В данном случае лицу устанавливается федеральная или региональная социальная доплата. Доплата назначается только неработающим пенсионерам. После выхода на работу выплата социальной доплаты прекращается, а излишне выплаченная сумма средств подлежит взысканию с пенсионера.

Все пенсионеры, которым установлены выплаты, связанные с обучением либо трудоустройством, при назначении пенсии, социальной доплаты и компенсации подписывают обязательство, четко определяющее ограничения и сроки, в которые им необходимо сообщить в ПФР обо всех изменениях. Если все-таки переплата произошла, гражданин должен возвратить все незаконно полученные средства в бюджет ПФР. При отказе от добровольного возмещения излишне выплаченных сумм, переплата взыскивается по решению суда.

В некоторых, предусмотренных законом, случаях удержания из пенсионного обеспечения могут производиться и без согласия пенсионера, по решению территориального органа ПФР. Сумма удержания в данном случае составляет не более 20% от размера пенсии. Копия вынесенного решения территориального органа доводится до заявителя.

Учитывая количество и комплектность документов, которые нужно предоставить в Пенсионный фонд РФ (далее — ПФ) или иной орган, уполномоченный принимать решение о выдаче пенсии, многочисленные требования таких органов по донесению/исправлению/замене предоставленных документов и фактические сроки рассмотрения вопроса по назначению пенсии (с момента предоставления документов до момента получения денег), желание получить пенсию вполне понятно. А учитывая длительные бюрократические процедуры, связанные с получением пенсии, назначение которых мало кому ясно, стремление избежать волокиты и оперативно получить пенсию (право на которую фактически имеется у большинства обращающихся за ней граждан) вынуждает некоторых граждан расставаться со значительными суммами.

Так, по данным ИТАР-ТАСС от 15.06.2014, в Северной Осетии была задержана сотрудница ПФ, подозреваемая в оформлении гражданам фиктивных пенсий. По данным следствия, не менее 300 граждан республики получили незаконные пенсии, их общая сумма составляет более 100 млн рублей. Возбуждено уголовное дело по статье «мошенничество». В ходе расследования установлено, что размер взятки за оформление фиктивной пенсии достигал 100 000 рублей.

Однако в качестве мошенничества суды расценивают не только такие громкие и многомиллионные дела, но также и сокрытие или непредоставление гражданами информации, влияющей на размер и выплату пенсии или иных государственных пособий. Большая часть действий, образующих состав мошенничества, совершается в связи с невнимательностью граждан и четким убеждением, что возложенная на них обязанность по информированию ПФ об изменении сведений, влияющих на размер и сам факт выплаты пенсии, исполняется по желанию получателя пенсии.

Так, осуждена по части 1 статьи 159 Уголовного Кодекса РФ (далее — УК) к 80 часам обязательных работ с возмещением причиненного ущерба Пенсионному фонду РФ отчисленная из вуза студентка, получавшая пенсию по потере кормильца и не сообщившая в ПФ о прекращении своей учебы в вузе.

«Суд первой инстанции правильно установил, что умысел ответчицы был направлен на хищение чужого имущества путем злоупотребления доверием из корыстных побуждений, она осознавала противоправный характер своих действий. С целью хищения денежных средств, принадлежащих отделу Пенсионного фонда РФ в Косинском районе, будучи отчисленной из института, не сообщила в пенсионный фонд о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение выплаты пенсии по случаю потери кормильца, продолжала получать пенсию с января 2011 года по июль 2011 года, распоряжалась денежными средствами по своему усмотрению, чем причинила ущерб на общую сумму 34 517 рублей».

Данные действия суд счел образующими состав мошенничества (кассационное определение Пермского краевого суда от 22.02.2012 по делу № 22-1069).

Осуждена по части 1 статьи 159 УК к лишению свободы сроком на шесть месяцев условно ответчица, не сообщившая в Центр занятости, куда обратилась за пособием по безработице о том, что она досрочно получает трудовую пенсию по старости. Суд установил, что «умышленное сокрытие такой информации и, соответственно, получение одновременно и пособия по безработице, и трудовой пенсии образуют состав преступления, предусмотренного частью 1 статьи 159 УК» (кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.01.2011 № 22-8222/119).

Однако довольно часто ответчиков не привлекают по статье «мошенничество», спор решается только взысканием с них неправомерно полученных сумм, несмотря на наличие состава мошенничества в действиях ответчиков, схожих с вышеописанными:

  • с ответчицы взысканы суммы переплат по трудовой пенсии по инвалидности и ежемесячным денежным выплатам в связи с отменой решения об инвалидности, о котором ответчица не сообщила в ПФ (апелляционное определение Московского городского суда от 20.11.2013 по делу № 11-37572);
  • с ответчика взысканы суммы ежемесячных доплат к пенсии в связи с тем, что данные доплаты причитаются неработающим гражданам, а ответчик в течение нескольких лет осуществлял трудовую деятельность, о чем не уведомлял ПФ (апелляционное определение Тюменского областного суда от 11.05.2012 по делу № 33-1928/2012);
  • с ответчицы взыскана полученная пенсия по потере кормильца. Ответчица получала данную пенсию как нетрудоспособный член семьи умершего, осуществляющий уход за ребенком, не достигшим 14-ти лет. Ответчица являлась бывшей женой умершего, однако свидетельство о разводе при обращении за пенсией не предоставила. Факт совместного проживания с бывшим супругом после развода, нахождение на его иждивении и воспитание его детей не были признаны судом в качестве доказательств, по которым ответчицу можно было бы отнести к «членам семьи», в связи с чем получение пенсии по потере кормильца было признано неправомерным (кассационное определение Верховного Суда Удмуртской Республики от 15.11.2010 по делу № 33-3726).
Помимо указанных выше неправомерных действий, совершаемых рядовыми гражданами, в последнее время очень популярным стал перевод пенсионных накоплений из государственного ПФ или выбранного гражданином негосударственного пенсионного фонда (НПФ) в другие НПФ без согласия гражданина.

Как правило, гражданин узнает о таком переводе из уведомлений ПФ, в которых сообщается о том, что на основании заявления гражданина, которое он лично не подписывал, его пенсионные накопления переведены в НПФ. НПФ по обыкновению ссылаются на неправомерные действия своих агентов, осуществлявших непосредственное заключение договоров. За 2010—2011 годы было возбуждено семь уголовных дел против агентов-мошенников, из них шестеро получили условные сроки за подделку подписи, а одного приговорили к лишению свободы. В том же 2011 году ПФ расторг трансферагентские соглашения с НПФ «Норильский никель», «Ренессанс жизнь и пенсии» и «Благосостояние». Поводом для расторжения указанных соглашений послужили многочисленные обращения граждан в ПФ с жалобами на незаконный перевод их накопительной части трудовой пенсии из ПФ в указанные выше НПФ.

Как показывает практика, неправомерность перехода в НПФ легко доказывается, договоры об обязательном пенсионном страховании с такими НПФ признаются незаключенными, суды обязывают НПФ вернуть накопления истцов в предыдущий фонд (апелляционное определение Ульяновского областного суда от 11.03.2014 по делу № 33-623/2014; апелляционное определение Волгоградского областного суда от 11.09.2013 по делу № 33-10114/2013; апелляционное определение Московского городского суда от 14.06.2012 по делу № 11-9775).

Моральный вред по вышеуказанным делам не взыскивается. При отказе в удовлетворении требований о взыскании морального вреда суды указывают (в том числе в судебных актах, указанных выше) на следующее:

«Принципы компенсации морального вреда сводятся к следующему: моральный вред компенсируется в случаях нарушения или посягательства на личные нематериальные блага (права) граждан; компенсация морального вреда по общему правилу допускается при наличии вины причинителя.

Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом (п. 2 ст. 1099 Гражданского Кодекса РФ).

Законодательство об обязательном пенсионном страховании не содержит указаний на возможность компенсации морального вреда, причиненного действиями НПФ по переводу накоплений гражданина».

В совершении неправомерных действий с пенсиями были замечены и сами органы, уполномоченные принимать решение о выдаче пенсий (ПФ, военный комиссариат и т.п.), например, по делам, связанным с переводом пенсий за границу уехавшим туда гражданам либо выплате их на территории РФ.

Так, военный комиссариат Астраханской области, сочтя уехавшего за границу истца умершим, прекратил выплату ему пенсии, а вся неполученная истцом пенсия, которую последний не снимал со своего счета в связи с тем, что копил денежные средства для покупки жилья, была с этого счета списана в федеральный бюджет в связи со смертью истца. В качестве подтверждений смерти истца комиссариат назвал следующие: истец не являлся на вызовы в военный комиссариат, по данным адресно-справочной службы выписан по месту жительства на основании решения суда, пенсию не получал с сентября 2002 года, сведения о его местонахождении отсутствовали. Кроме того, истец не представлял ежегодно сведения о нахождении в живых.

Суд отменил решение нижестоящего суда об отказе в удовлетворении требований истца, признав незаконными действия военного комиссариата. Суд указал на отсутствие доказательств в подтверждение сведений о смерти истца, а перечисленные комиссариатом факты не относящимися к обстоятельствам, подтверждающим обратное. Предоставление же сведений о нахождении в живых необходимо в случае перевода пенсии за пределы Российской Федерации, тогда как вопрос об этом истцом не ставился, заявлений о переводе пенсии за границу он не подавал.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что денежные средства, списанные со счета истца, были перечислены в федеральный бюджет. Представленная в материалы дела выписка из лицевого счета по вкладу подтверждает не перечисление денежных средств в федеральный бюджет, а перевод с одного расчетного счета на другой, что дает право истцу обратиться за судебной защитой с требованиями к банку о неосновательном обогащении (кассационное определение Астраханского областного суда от 28.12.2011 по делу № 33-4052/2011).

Со ссылкой на законодательство СССР, запрещающее выплаты пенсий гражданам СССР, уехавшим на постоянное место жительства за границу, суды отклоняют требования о выплате пенсий эмигрантам, чьи пенсии были назначены в соответствии с законодательством СССР. Однако ряду заявителей (далее — Заявители) суды первой инстанции присудили такие выплаты.

Впоследствии Пенсионный фонд в качестве лица, участвующего в деле, обратился в компетентные региональные суды с жалобами в порядке надзора на вступившие в силу решения в пользу Заявителей. Президиумы региональных судов удовлетворили жалобы, отменили решения и отклонили требования Заявителей. Президиумы сочли, что применимое законодательство СССР, на основании которого назначались пенсии, не предусматривало возможности продолжения их выплаты Заявителям, поскольку они покинули страну. В соответствии с их толкованием постановления Конституционного Суда от 15.06.1998 выплаты подлежали возобновлению лишь при условии, что пенсии были назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, а не СССР. Президиумы, соответственно, сочли, что в национальном законодательстве отсутствовала основа для присуждения заявителям выплат, рассчитанных по законодательству СССР. 29.11.2006 в определении № 85-В06-13 Верховный Суд Российской Федерации указал, что лица, получавшие пенсии в соответствии с законодательством СССР (кроме пенсии по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания и по случаю потери кормильца) и выехавшие на постоянное место жительства за пределы РФ, не имеют права на сохранение и получение ранее назначенной им пенсии.

Таким образом, в РФ установилась практика отказа уехавшим за границу заявителям, чьи пенсии были назначены в соответствии с законодательством СССР в выплате таких пенсий.

Упомянутые Заявители обратились Европейский суд по правам человека, который в своем постановлении от 09.07.2009 (дело «Тарнопольская и другие (Tarnopolskaya and others) против Российской Федерации») постановил следующее: установив, что в отношении всех Заявителей были вынесены судебные решения в их пользу, впоследствии отмененные в порядке надзора, Европейский Суд пришел к выводу о нарушении пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950, статьи 1 протокола № 1 к ней, поскольку решения суда в пользу Заявителей были отменены в надзорном порядке. Поскольку Заявители не получили денежные средства, которые они правомерно рассчитывали получить в соответствии с этими вступившими в силу решениями в период до их отмены, имеется причинная связь между установленными нарушениями и требованиями заявителей в отношении материального ущерба, в связи с чем в данной части требования Заявителей подлежат удовлетворению. Требования о выплате денежных сумм, на которые Заявители рассчитывали после отмены судебных решений, не удовлетворены.

Считая истца постоянно проживающим на территории Украины, военный комиссариат Омской области прекратил выплату пенсии последнему, рекомендовав обратиться за получением пенсии по новому месту жительства в иностранном государстве. Суд удовлетворил требования истца о выплате ему причитающихся сумм, указав на то, что согласно статье 1 Соглашения стран СНГ от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» пенсионное обеспечение граждан государств-участников данного соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Согласно статье 7 данного соглашения при переселении пенсионера в пределах государств-участников соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Истец же по вопросу смены гражданства и получением пенсии на Украине не обращался. При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец не переселился на постоянное место жительства на Украину, следовательно, решение военного комиссариата Омской области о прекращении выплаты пенсии истцу является незаконным. Сами по себе факты проживания истца на территории Украины и временного отсутствия по месту регистрации в России не могут свидетельствовать о перемене им постоянного места жительства и служить основанием для ограничения его права на получение назначенной пенсии (апелляционное определение Омского областного суда от 19.02.2014 по делу № 33-843/2014).

Таким образом, выплата пенсий при отъезде гражданина на длительное время за границу в большинстве случаев становится проблематичной. Государственные органы нередко отказывают в переводе пенсий за границу или перестают их выплачивать на территории РФ в связи с отъездом пенсионера, поскольку зачастую связывают право на получение пенсии с таким условием как постоянное проживание в России. Однако данный подход нарушает положения части 1 статьи 39 Конституции РФ, которые гарантируют социальное обеспечение по возрасту, инвалидности в соответствии с законом, т.е. нарушает право на получение трудовых пенсий гражданами России, в связи с чем при обжаловании таких решений требования заявителей-пенсионеров подлежат удовлетворению.

В суд подан иск на возмещение материального ущерба к органу местного самоуправления , по вине органа местного самоуправления была выдана архивная справка с недостоверными сведениями о заработной плате , в последующем , была запрошена снова справка, которая содержала иную информацию, документы были предоставлены в ПФ, для перерасчета пенсии , пенсия пересчитана с момента подачи заявления . На орган местного самоуправления подан иск на возмещение материального ущерба , за те годы , в которые была недополучена пенсия . Проблема в том , что истцу необходимо доказать размер причиненного ущерба, Пенсионный фонд может только предоставить размер фактически выплаченных сумм , а сам истец не в состоянии просчитать сколько недоплачено, так как размер пенсий все время индексировался и менялась сама система назначения пенсии . Причем Пенсионный фонд заявляет , что он не производит расчет ущерба. Как быть?

Рада, что стала пользоваться Вашим сервисом, ответы приходят быстро, можно обсудить спорные моменты , спасибо.

14 Августа 2017 05:26

Ответы юристов ( 3 )


Тут либо просить суд ходатайством о проведении судебно бухгалтерской экспертизы и поручить Ее наприме местному отделу ПФ РФ, либо рассчитывать самому.

Первый случай предпочтителен.

Рассмотрите такой вариант.

Расходы на экспертизу будут взысканы с проигравшей стороны

Здравствуйте, дело в том , что в определении к подготовке дела , судья предлагает предоставить доказательства правильности произведенного расчета

Здравствуйте, дело в том, что в определении к подготовке дела, судья предлагает предоставить доказательства правильности произведенного расчета

Это стандартные формулировки, не обращайте особого внимания.

1. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. В случае, если представление необходимых доказательств для этих лиц затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств.
2. В ходатайстве об истребовании доказательства должно быть обозначено доказательство, а также указано, какие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела, могут быть подтверждены или опровергнуты этим доказательством, указаны причины, препятствующие получению доказательства, и место нахождения доказательства. Суд выдает стороне запрос для получения доказательства или запрашивает доказательство непосредственно. Лицо, у которого находится истребуемое судом доказательство, направляет его в суд или передает на руки лицу, имеющему соответствующий запрос, для представления в суд.

Глава 14. ПОДГОТОВКА ДЕЛА К СУДЕБНОМУ РАЗБИРАТЕЛЬСТВУ

Статья 150. Действия судьи при подготовке дела к судебному разбирательству

1. При подготовке дела к судебному разбирательству судья:
1) разъясняет сторонам их процессуальные права и обязанности;
2) опрашивает истца или его представителя по существу заявленных требований и предлагает, если это необходимо, представить дополнительные доказательства в определенный срок;
3) опрашивает ответчика по обстоятельствам дела, выясняет, какие имеются возражения относительно иска и какими доказательствами эти возражения могут быть подтверждены;
4) разрешает вопрос о вступлении в дело соистцов, соответчиков и третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора, а также разрешает вопросы о замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении исковых требований;
5) принимает меры по заключению сторонами мирового соглашения, в том числе по результатам проведения в порядке, установленном федеральным законом, процедуры медиации, которую стороны вправе проводить на любой стадии судебного разбирательства, и разъясняет сторонам их право обратиться за разрешением спора в третейский суд и последствия таких действий;
(п. 5 в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 194-ФЗ)

5.1) разрешает вопрос о переходе к рассмотрению дела в порядке упрощенного производства;
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 02.03.2016 N 45-ФЗ)

6) извещает о времени и месте разбирательства дела заинтересованных в его исходе граждан или организации;
7) разрешает вопрос о вызове свидетелей;
8) назначает экспертизу и эксперта для ее проведения, а также разрешает вопрос о привлечении к участию в процессе специалиста, переводчика;
9) по ходатайству сторон, других лиц, участвующих в деле, их представителей истребует от организаций или граждан доказательства, которые стороны или их представители не могут получить самостоятельно;
10) в случаях, не терпящих отлагательства, проводит с извещением лиц, участвующих в деле, осмотр на месте письменных и вещественных доказательств;
11) направляет судебные поручения;
12) принимает меры по обеспечению иска;
13) в случаях, предусмотренных статьей 152 настоящего Кодекса, разрешает вопрос о проведении предварительного судебного заседания, его времени и месте;
14) совершает иные необходимые процессуальные действия.

К сожалению, жизнь непредсказуема, и иногда обеспеченный человек не может в срок оплатить свои кредиты. Кредитор (банк, физическое лицо, микрофинансовая организация) не всегда готов ждать улучшения ситуации и вправе обратиться в суд для принудительного взыскания долга через службу судебных приставов.


Судебные приставы обладают достаточно широким кругом полномочий в отличие от коллекторов, которых так боятся неплательщики кредитов. Коллекторы вправе лишь напоминать о наличии просроченной задолженности, уточнять сроки возврата и причины неоплаты в срок. Судебные приставы-исполнители вправе:

  • Запретить выезд заграницу должнику;
  • Наложить арест на имущество должника, включая единственное жилье;

Арест единственного жилья

Согласно действующему законодательству судебные приставы могут арестовать единственное жилье (запретить регистрационные действия – продажу, дарение), но не могут реализовывать его за долги.

Последняя мера принудительного взыскания, является наиболее эффективной. Но, к сожалению, судебные приставы не учитывают размер дохода и практически всегда используют предельный процент удержаний – 50% для должников по кредитам, займам. Как следствие, люди с невысоким доходом (пенсионеры, многодетные семьи) оказываются за чертой бедности: 50% оставшегося дохода становится меньше величины прожиточного минимума на должника и людей, находящихся на его иждивении (несовершеннолетние дети; совершеннолетние дети, находящиеся на очной форме обучения; престарелые родители, нуждающиеся в содержании).

Верховный суд закрепил право должника на прожиточный минимум в исполнительном производстве.


Просьбы уменьшить размер удержаний из пенсии и зарплаты за долги в рамках исполнительного производства до недавних пор оставались без удовлетворения судебными приставами и районными судами. Но 12 января 2017 года Верховный суд восстановил справедливость и конституционные права должников на достойную жизнь в своем кассационном определении №45-КГ16-27. В своем определении ВС подчеркнул о необходимости соблюдения таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи.

Несмотря на то, что речь в определении Верховного суда шла о пенсионерах, не имеющих иных источников дохода, сама суть его такова: размер денежных средств, которые ежемесячно остаются у должника после удержания судебными приставами, не должен быть меньше величины прожиточного минимума на должника и его иждивенцев.

Что делать если после удержаний приставами, от пенсии и зарплаты не остается даже прожиточного минимума?

В случае, если у Вас такая ситуация: от зарплаты и пенсии после удержаний судебными приставами у Вас остается меньше прожиточного минимума, Вам необходимо направить на имя старшего судебного пристава ходатайство об уменьшении размера удержаний в рамках исполнительного производства со ссылкой на постановление Верховного суда №45-КГ16-27, приложив справки о доходах, размере получаемой пенсии. Если же реакции на Ваше ходатайство не последовало, необходимо обращаться в суд с жалобой на бездействие судебных приставов.

Сколько времени приставы могут удерживать зарплату, пенсию?

Процент удержаний из пенсии и зарплаты, как Вы поняли, снизить теперь реально. Но вот срок удержаний не ограничен. Приставы будут удерживать денежные средства до тех пор, пока задолженность не будет погашена в полном объеме. Причем, если кредитный договор не был расторгнут по решению суда (что сейчас происходит крайне редко), кредитор вправе обратиться вновь в суд для того, чтобы взыскать проценты и неустойку, которые «накапали» за период исполнительного производства. Помимо долга и процентов кредитору Вам предстоит заплатить еще исполнительский сбор в доход государства в размере 7% от размера задолженности. Единственный способ всего этого избежать – провести процедуру банкротства физического лица. Банкротство физического лица – это реальный рабочий законный способ выбраться из долговой ямы. Тысячи людей уже списали свои непосильные долги, пройдя процедуру банкротства. Это не так уж и сложно, просто позвоните по телефону 8-800-333-89-13 и получите бесплатную консультацию по банкротству физических лиц.

Для многих граждан страны преклонного возраста пенсия является единственным источником получения средств для решения минимальных жизненных проблем – покупки еды, оплаты коммунальных и лечения. Но и этот источник может уменьшить удержание части пенсии приставами, которые занимаются взысканием долга по судебному производству и исполнительному листу.


И, в связи с этим вопрос о вычетах из пенсии является достаточно актуальным и болезненным, особенно для тех, чьи пенсионные выплаты представляют собой небольшую сумму.

Имеет ли право судебный пристав арестовывать пенсию, если других доходов у пожилого человека нет, ведь тем самым создается угроза нормальному существованию человека?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно рассмотреть законодательные акты, касающиеся открытия судебного производства, работы судебных приставов, требований к принудительному взысканию долгов. Пенсионеры, как и граждане других возрастных категорий, также берут кредиты в банках и иногда становятся кредитными должниками.

Для взыскания задолженности с такого заемщика могут применяться разные меры, в том числе и вычеты с пенсий. Но сколько могут удерживать из пенсии судебные приставы, какие существуют ограничения по законодательству?

Основания

Число должников кредитных организаций, банков постоянно возрастает, к сожалению. Кредиторы не могут оставить вопрос без решения, так как терпят серьезные убытки. Для того, чтобы вернуть задолженность, открывается по решению суда производство, в рамках которого судебные приставы могут, в том числе, и оформлять удержание с части дохода (зарплаты, пенсии).

Вычеты производятся для уплаты долга не только по кредиту, но и, например, по алиментам. Есть ряд начислений, на которые начисления не налагаются. Среди них – пенсия по утрате кормильца.

Также в это перечень входит:

  • материнский капитал;
  • детское пособие;
  • алименты;
  • компенсация за моральный ущерб или причинение вреда здоровью;
  • пособие для ухода за инвалидом.

Это необлагаемые налоги, они не могут ограничиваться со стороны государственных или частных структур, даже по делу, связанного с взысканием долга.

ВНИМАНИЕ! Пенсия по старости не включена в данный список, но это не значит, что приставы могут оставить пожилого человека без средств для существования. Установлен определенный размер удержания с пенсий, вычеты могут составлять только до 50%.

Судебный пристав определяет, какую часть можно удерживать с пенсии с учетом размера долга, размера пенсионной выплаты. Учитываются также и судебные издержки, государственная пошлина, которая уплачивается для проведения судебного разбирательства.

Снимать деньги с пенсии приставы, основываясь на судебном решении, в любом случае будет, независимо от того, согласен с этом должник пенсионного возраста или нет.

Когда судом назначено взыскание задолженности, пенсионер может добровольно, в установленный срок вернуть положенную сумму. В противном случае взыскивать долг будут судебные приставы на основании исполнительного листа из суда. Пристав является уполномоченным лицом, главная задача которого – выполнить судебное решение в деле о долге.

Взыскание долгов с пенсионеров судебными приставами осуществляется в рамках законодательства РФ, но может проходить разными способами. Если у должника нет имущества, которое можно арестовать, продать, чтобы отдать долг, деньги высчитывают из пенсии.

Истцом по делу о долге может выступать не только физическое лицо, но и Пенсионный фонд.

Как минимизировать удержания

Получение долга с пенсионера – это проблема, которую можно решить в суде. Суд рассматривает основания для взыскания и принимает решение. Можно вернуть деньги добровольно, после постановления суда, чтобы не ждать открытия судебного производства. Если пенсионер не спешит вернуть долг, приставы снимают часть денег ежемесячно, с пенсии, в счет погашения задолженности.

ВНИМАНИЕ! Если сумма взысканий слишком большая и оставляет пенсионера без средств для существования, он может обжаловать действия судебных приставов в суде.

Для обжалования следует подготовить документы, подтверждающие затрудненное материальное положение. Например, в семье возникли непредвиденные расходы из-за продолжительного лечения.

Причины

Порядок удержания части пенсии регулируется ФЗ под номером 400 от 28.12.2013 (пункт 1, статья 29). Согласно этому закону, приставы могут удерживать часть пенсии на основании:

  1. исполнительного листа;
  2. решения Пенсионного фонда (при излишне выплаченных сумма);
  3. решения суда.

Размер вычета

Гражданин пенсионного возраста не может быть лишен 100 источника дохода по исполнительному листу или судебному решению.


Государство разрешает удерживать с этого источника дохода только до 50%. Удержание производится с страховой пенсии. Если же взыскание производится по решению Пенсионного Фонда, перечислившего ранее на пенсию излишние суммы, удерживается не более пятой части пенсионных выплат.

Но с пенсии может удерживаться и 70%, если речь идет о долге, связанного с компенсацией за причинение вреда здоровью, с ущербом в результате уголовного правонарушения.

Закон

С учетом статьи 4 ФЗ «Об исполнительном производстве» обязательно при удержании части пенсии должен соблюдаться принцип неприкосновенности той минимальной суммы, которая необходима для существования должника, а также его семьи. Этот принцип обязательно соблюдается судебными приставами, которые занимаются делом о долге и назначают взыскание.

У службы судебных приставов есть право на удержание части пенсии, это принудительная мера исполнения судебного решения. По статье 68 указанного ФЗ с целью исполнения решения суда может осуществляться взыскание с доходов, полученных в силу трудовых или социальных отношений.

Если у должника нет средств или имущества, за счет которых можно погасить долг, он будет выплачивать его с зарплаты или пенсии, назначенной по старости.

ВАЖНО! Статья 99 (часть 2) ФЗ «Об исполнительном производстве» ограничивает взыскания с зарплаты и пенсии.

Они могут составлять не более 50%. Если долг связана с компенсацией за вред, причиненный здоровью или с ущербом в результате преступления, назначается взыскание в размере 70%, в том числе и с пенсий.

Если пенсионер не может отдавать 50% с пенсии

Если в силу определенных обстоятельств пенсионера не может отдавать назначенные проценты от своей пенсии, он может обратиться с соответствующим заявлением в суд. Такое право ему дает статья 434 Гражданско-процессуального кодекса.

Эта статья разрешает поставить вопрос об отсрочке или рассрочке исполнения постановления суда при наличии обстоятельств, из-за которых затрудняется выполнение судебного постановления. В суд подается заявление от самого должника или взыскателя, судебного пристава-исполнителя.

Суд, рассмотрев заявление и обстоятельства, имущественное положение ответчика, может задержать выплату долга или назначить выплату с рассрочкой.

Для принятия решения суд назначает заседание, на котором должны присутствовать участники этого дела. Но даже если одна из сторон не явится на заседание, решение по отсрочке может быть принято.

ВНИМАНИЕ! Для того, чтобы суд вынес решение о рассрочке исполнения, нужно приложить к заявлению документы, подтверждающие финансовые трудности.

Также должник обязан доказать, что удержание с пенсии 50% от суммы лишает его даже минимума, необходимого для проживания.

Что следует знать

  • Когда появляется долг по кредиту, рекомендуется погасить его до судебного разбирательства. В противном случае нужно будет заплатить еще судебные расходы, госпошлину.
  • Суд назначит в любом случае взыскание, даже если должник – человек пенсионного возраста и не имеет других доходов, помимо пенсии.
  • После принятия судебного решения должник может выплатить задолженность добровольно, в установленный срок.
  • Если этого не произошло, исполнительный лист попадет в службу судебных приставов, которые откроют дело по долгу.
  • При отсутствии других средств для уплаты долга у пенсионера, приставы примут решение о вычете части пенсионных выплат.
  • Размер вычета не должен превышать 50%. Если долг образовался по алиментам, по компенсации за причиненный здоровью вред, удержание может составлять и 70%.
  • Взыскание долга путем вычета из пенсии не должно лишать пенсионера минимума средств, необходимых для существования.
  • Если удержание оставляет слишком мизерную сумму для проживания, можно обратиться в суд и поставить вопрос о рассрочке выплат по долгу или об отсрочке.

Для суда нужно подготовить документы, которые подтвердят затрудненное финансовое положение и невозможность выполнения предписаний исполнительного листа.

Читайте также: