Закон по выбору пенсионного фонда

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

22 марта 2016 11:00


В соответствии с частью 1 статьи 33.3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» 31 декабря 2015 года истек срок для принятия решения гражданами о выборе варианта пенсионного обеспечения, предусматривающего направление на финансирование накопительной пенсии 6,0 процента индивидуальной части тарифа страхового взноса.

В связи с этим застрахованными лицами, формирующими средства пенсионных накоплений в ПФР, которые ранее не осуществляли выбор инвестиционного портфеля (управляющей компании) и не меняли страховщика по обязательному пенсионному страхованию, а также застрахованными лицами, ранее отказавшимися от формирования накопительной пенсии, выбор тарифа на финансирование накопительной пенсии («6» или «0») не может быть произведен. У таких граждан далее за счет поступающих страховых взносов будут формироваться пенсионные права только на страховую пенсию. Если у данных лиц на индивидуальном лицевом счете уже есть пенсионные накопления, то они продолжат инвестироваться и будут выплачены застрахованному лицу после его выхода на пенсию.

Исключение составляют граждане 1967 года рождения и моложе, в отношении которых с 1 января 2014 года впервые начисляются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые вправе осуществить выбор варианта пенсионного обеспечения до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, при подаче заявления о переходе (досрочном переходе) в негосударственный пенсионный фонд либо заявления о выборе инвестиционного портфеля управляющей компании, расширенного инвестиционного портфеля государственной управляющей компании или инвестиционного портфеля государственных ценных бумаг государственной управляющей компании.

В случае если указанные лица по истечении пятилетнего периода с момента первого начисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование не достигли возраста 23 лет, период выбора варианта пенсионного обеспечения продлевается до 31 декабря года, в котором гражданин достигнет возраста 23 лет (включительно).

О первом расчете средств пенсионных накоплений подлежащих, отражению на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, по истечении пяти лет с года начала формирования накоплений у текущего страховщика (ПФР)

В соответствии с нормами статьи 10.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации» и статьи 36.2-1 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» текущий страховщик (ПФР) отражает (фиксирует) в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица средства пенсионных накоплений по состоянию на 31 декабря года, в котором истекает пятилетний срок с года начала формирования накоплений у текущего страховщика . Отражению (фиксации) подлежит фактически сформированные средства пенсионных накоплений, а при наличии отрицательного результата инвестирования в пятилетнем периоде, страховщиком производится восполнение на его покрытие до гарантируемой суммы – суммы фактически уплаченных страховых взносов, дополнительных страховых взносов, взносов на софинансирование, средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на накопительную пенсию.

Первый расчет размера средств пенсионных накоплений для указанных целей (первая пятилетняя фиксация) осуществляется в соответствии с нормами частей 8, 12 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в следующие сроки:

Год, с которого страховщик (ПФР) стал текущим страховщиком для застрахованного лица

Сроки выполнения ПФР расчета первой пятилетней фиксации средств пенсионных накоплений

по состоянию на 31 декабря 2015 года

по состоянию на 31 декабря 2016 года

по состоянию на 31 декабря 2017 года

по состоянию на 31 декабря 2018 года

по состоянию на 31 декабря 2019 года

Аналогичный расчет средств пенсионных накоплений подлежащих, отражению на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, осуществляется текущим страховщиком (ПФР) каждые последующие пять лет.

О способах формирования средств пенсионных накоплений застрахованными лицами

В соответствии со статьями 36.7, 36.8 и 36.11 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» застрахованное лицо до обращения за установлением накопительной пенсии, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений может воспользоваться правом на переход не чаще одного раза в год из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации, из негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд либо из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, подав заявление о переходе либо заявление о досрочном переходе.

Отличие заявления о переходе от заявления о досрочном переходе заключается не только в различных сроках рассмотрения таких заявлений, сроках фактического перехода к новому страховщику и сроках перевода средств пенсионных накоплений, но и в различном порядке расчета средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче при таких переходах.

Определение размера средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче Пенсионным фондом Российской Федерации при переходе (досрочном переходе) застрахованного лица в негосударственный пенсионный фонд производится в соответствии со статьей 34.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».

Определение размера средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче при переходе (досрочном переходе) застрахованного лица из негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд или в Пенсионный фонд Российской Федерации производится в соответствии со статьей 36.6-1 Федерального закона от 7 мая 1998 года «О негосударственных пенсионных фондах».

О порядке расчета средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче в 2016 году по заявлениям застрахованных лиц о досрочном переходе, поданным в 2015 году

Заявления о досрочном переходе из негосударственного пенсионного фонда в Пенсионный фонд Российской Федерации, из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд и из одного негосударственного пенсионного фонда в другой негосударственный пенсионный фонд, поданные застрахованными лицами в 2015 году были рассмотрены Пенсионным фондом Российской Федерации до 1 марта 2016 года. При этом расчет подлежащих передаче выбранному страховщику средств пенсионных накоплений следующий:

  1. Застрахованным лицам, начавшим формировать пенсионные накопления у текущего страховщика (ПФР) в 2011 году и ранее, в 2015 году по состоянию на 31 декабря 2015 года отражена сумма первой пятилетней фиксации средств пенсионных накоплений.

При досрочном переходе указанной группы застрахованных лиц новому страховщику в 2016 году будут переданы:

- в случае положительного результата инвестирования в 2015 году – сумма средства пенсионных накоплений, отраженная в год первой пятилетней фиксации, включая инвестиционный доход 2015 года;

- в случае отрицательного результата инвестирования в 2015 году – фактически сформированные средства пенсионных накоплений с учетом гарантийного восполнения инвестиционного убытка.

  1. В отношении застрахованных лиц, начавших формировать пенсионные накопления у текущего страховщика (ПФР) в 2012 – 2015 годах, новому страховщику в 2016 году будут переданы:

- в случае положительного результата инвестирования в 2015 году – фактически сформированные средств пенсионных накоплений без инвестиционного дохода за 2015 год;

- в случае отрицательного результата инвестирования в 2015 году – фактически сформированные средства пенсионных накоплений без восполнения инвестиционного убытка.

Внимание! Менять страховщика, переводя свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд чаще одного раза в пять лет, невыгодно. Такой переход повлечет за собой уменьшение суммы пенсионных накоплений гражданина, кроме досрочного перехода в год пятилетней фиксации.

О порядке расчета средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче в 2017 году по заявлениям застрахованных лиц о досрочном переходе, поданным в 2016 году

Заявления о досрочном переходе из НПФ в ПФР, из ПФР в НПФ и из НПФ в НПФ, поданные застрахованными лицами в 2016 году, рассматриваются Пенсионным фондом Российской Федерации до 1 марта 2017 года. При этом расчет подлежащих передаче выбранному страховщику средств пенсионных накоплений следующий:

  1. Застрахованным лицам, начавшим формировать пенсионные накопления у текущего страховщика (ПФР) в 2011 году и ранее, в 2015 году по состоянию на 31 декабря 2015 года отражена сумма первой пятилетней фиксации средств пенсионных накоплений.

При досрочном переходе указанной группы застрахованных лиц новому страховщику в 2017 году будут переданы:

- в случае положительного результата инвестирования в 2016 году - сумма средств пенсионных накоплений, отраженная в год первой пятилетней фиксации, средства пенсионных накоплений, поступившие в 2016 году без инвестиционного дохода 2016 года;

- в случае отрицательного результата инвестирования в 2016 году – сумма средств пенсионных накоплений, отраженная в год первой пятилетней фиксации, средства пенсионных накоплений, поступившие в 2016 году с учетом полученного в 2016 году убытка от инвестирования без гарантийного восполнения инвестиционного убытка.

Внимание! Менять страховщика, переводя свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд чаще одного раза в пять лет, невыгодно. Такой переход повлечет за собой уменьшение суммы пенсионных накоплений гражданина, кроме досрочного перехода в год пятилетней фиксации.

  1. Застрахованным лицам, начавшим формировать пенсионные накопления у текущего страховщика (ПФР) в 2012 году, в 2016 году по состоянию на 31 декабря 2016 года будет отражена сумма первой пятилетней фиксации средств пенсионных накоплений.

При досрочном переходе указанной группы застрахованных лиц новому страховщику в 2017 году будут переданы:

- в случае положительного результата инвестирования в 2015 - 2016 годах - сумма средств пенсионных накоплений, отраженная в год первой пятилетней фиксации, включающая фактически сформированные средства пенсионных накоплений и инвестиционный доход;

- в случае отрицательного результата инвестирования в 2015 - 2016 годах – фактически сформированная сумма средств пенсионных накоплений с учетом гарантийного восполнения инвестиционного убытка.

  1. В отношении застрахованных лиц, начавших формировать пенсионные

накопления у текущего страховщика (ПФР) в 2013, 2014, 2015 годах, новому страховщику в 2017 году будут переданы:

- в случае положительного результата инвестирования в 2015 - 2016 годах - фактически сформированные средства пенсионных накоплений без инвестиционного дохода 2015 - 2016 годов;

- в случае отрицательного результата инвестирования в 2015 - 2016 годах - фактически сформированные средства пенсионных накоплений с учетом отрицательного результата инвестирования в 2015 – 2016 годах.

Внимание! Менять страховщика, переводя свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд чаще одного раза в пять лет, невыгодно. Такой переход повлечет за собой уменьшение суммы пенсионных накоплений гражданина, кроме досрочного перехода в год пятилетней фиксации.

  1. В отношении застрахованных лиц, начавших формировать пенсионные накопления у текущего страховщика (ПФР) в 2016 году, выбранному страховщику в 2017 году будут переданы:

- в случае положительного результата инвестирования в 2016 году – фактически сформированные средства пенсионных накоплений без инвестиционного дохода за 2016 год;

- в случае отрицательного результата инвестирования в 2016 году – фактически сформированные средства пенсионных накоплений с учетом отрицательного результата инвестирования в 2016 году.

Внимание! Менять страховщика, переводя свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд чаще одного раза в пять лет, невыгодно. Такой переход повлечет за собой уменьшение суммы пенсионных накоплений гражданина, кроме досрочного перехода в год пятилетней фиксации.


О порядке расчета средств пенсионных накоплений, подлежащих передаче в 2020 (2021) году по заявлениям застрахованных лиц о переходе, поданным в 2015 (2016) году

При подаче застрахованным лицом заявления, предусматривающего переход к выбранному страховщику с года, следующего за годом, в котором истекает пятилетний срок, исчисляющийся начиная с года подачи заявления о выборе (переход через 5 лет) в 2015 (2016) году, текущим страховщиком (ПФР) выбранному страховщику в 2020 (2021) году передаются средства пенсионных накоплений, отраженные в специальной части индивидуального лицевого счета, включая полученный инвестиционный доход, или гарантийное восполнение в случае отрицательного инвестиционного результата.

Внимание! Если гражданин принимает решение о смене страховщика, то есть о переводе средств пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд, чтобы избежать потери инвестиционного дохода или убытков от инвестирования пенсионных накоплений, рекомендуется подавать заявление о переходе к новому страховщику через пять лет. Менять страховщика, переводя свои пенсионные накопления из Пенсионного фонда Российской Федерации в негосударственный пенсионный фонд чаще одного раза в пять лет, невыгодно. Такой переход повлечет за собой уменьшение суммы пенсионных накоплений гражданина, кроме досрочного перехода в год пятилетней фиксации.

На минувшей неделе Президент РФ подписал закон, направленный на реализацию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. В частности, Федеральный закон № 351 уточняет размеры тарифов взносов на обязательное пенсионное страхование, по которым страхователи будут производить уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование начиная с 1 января 2014 года. Упрощается и сам порядок уплаты страхователями страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, которая будет осуществляться единым платежным документом по общему тарифу.

Центральным же элементом закона являются нормы, предусматривающие распределение тарифа страхового взноса на финансирование накопительной и страховой частей трудовой пенсии с учетом выбранного застрахованным лицом варианта пенсионного обеспечения.

Напомним, до настоящего времени гражданам 1967 года рождения и моложе предоставлялось право направить 6,0 процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Также они могли отказаться от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направить указанные 6 процентов на финансирование страховой части трудовой пенсии. Не рискуя при этом ничем, поскольку отдавали свои средства государству, которое брало на себя обязательство выплачивать пенсию в полном объеме.

Для тех же граждан, кто не выбрал вариант пенсионного обеспечения, государством планировалось направление 6 процентов индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой части трудовой пенсии. По действующему закону выбор между пенсионными системами застрахованные лица должны были реализовать до 31 декабря 2013 года. То есть с нового года все, кто не выбрал конкретный вариант пенсионного обеспечения, автоматически переводились бы в государственную систему пенсионного обеспечения.

Кстати, сейчас ПФР продолжает принимать заявления на выбор 2 или 6% тарифа страховых взносов на формирование накопительной части пенсии. В фонде отмечаю, что при выборе соотношения процентов формирования страховой и накопительной части пенсии следует помнить о том, что страховая часть гарантированно увеличивается государством за счет ежегодной индексации по уровню инфляции и с учетом индекса роста доходов ПФР в расчете на одного пенсионера. Средства же накопительной части пенсии инвестирует на финансовом рынке выбранный гражданином негосударственный пенсионный фонд или управляющая компания.

Подписанным же законом период реализации вышеуказанного права выбора продлевается до 31 декабря 2015 года. Согласно закону, застрахованные лица, в пользу которых страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию начнут начисляться работодателем впервые после 1 января 2014 года, смогут выбрать вариант своего пенсионного обеспечения в течение пяти лет с момента первого начисления страховых взносов. Если же застрахованное лицо не достигло возраста 23 лет, указанный период увеличивается до окончания года, в котором ему исполняется 23 года.

Закон гласит, что если застрахованный гражданин так и не осуществит выбор своего пенсионного обеспечения, все 6 процентов индивидуальной части тарифа страховых взносов будут направлены на финансирование страховой части трудовой пенсии. При этом все ранее сформированные пенсионные накопления граждан будут по-прежнему инвестироваться и выплачены в полном объеме, с учетом инвестиционного дохода, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением.

Причем с 2015 года 6 процентов индивидуальной части тарифа страховых взносов будут направляться на финансирование накопительной части трудовой пенсии только в отношении тех застрахованных лиц, которые в установленный срок заявили о желании инвестировать средства пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд.

Одновременно застрахованному лицу предоставляется право в любое время отказаться от финансирования накопительной части трудовой пенсии и направить указанные 6 процентов на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Предусматривает закон и ряд правовых гарантий для граждан, чьи накопления отчисляются в негосударственные фонды. По новым правилам если негосударственный пенсионный фонд не будут соответствовать новым требованиям законодательства , то индивидуальная часть тарифа страховых взносов в 2014 году будет в полном объеме направляться на финансирование только страховой части пенсии. Данная часть будет направляться с одновременным учетом на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица соответствующих сумм взносов.

В качестве другой гарантии сохранности пенсионных накоплений закон устанавливает запрет на их передачу в доверительное управление управляющим компаниям и в негосударственные пенсионные фонды. В соответствии с новыми правилами поступившие в 2013 году суммы страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступившие в Пенсионный фонд РФ, но не переданные в доверительное управление, а также поступившие в 2014 году дополнительные страховые взносы, не передаются в доверительное управление управляющим компаниям, а инвестируются самим Пенсионным фондом.

То же самое касается и поступивших сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, сумм взносов работодателя в пользу застрахованного лица, средств материнского капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии. Последующая передача указанных средств в негосударственные пенсионные фонды и управляющие компании сможет осуществляться лишь при условии соответствия НПФ и УК законным требованиям.

В целях прозрачного администрирования и размещения накоплений Пенсионный фонд обязывается распределять страховые взносы, поступающих на обязательное пенсионное страхование, в зависимости от выбранного застрахованным лицом варианта пенсионного обеспечения, а также определять порядок этого распределения.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

(В редакции федеральных законов от 29.05.2002 № 57-ФЗ, от 31.12.2002 № 187-ФЗ, от 31.12.2002 № 198-ФЗ, от 23.12.2003 № 185-ФЗ, от 29.06.2004 № 58-ФЗ, от 20.07.2004 № 70-ФЗ, от 02.12.2004 № 155-ФЗ, от 02.12.2004 № 157-ФЗ, от 28.12.2004 № 183-ФЗ, от 04.11.2005 № 137-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ, от 27.07.2006 № 137-ФЗ, от 19.07.2007 № 140-ФЗ, от 30.04.2008 № 55-ФЗ, от 14.07.2008 № 117-ФЗ, от 22.07.2008 № 146-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 304-ФЗ, от 18.07.2009 № 185-ФЗ, от 24.07.2009 № 213-ФЗ, от 27.12.2009 № 378-ФЗ, от 27.07.2010 № 227-ФЗ, от 28.09.2010 № 243-ФЗ, от 16.10.2010 № 272-ФЗ, от 08.12.2010 № 339-ФЗ, от 28.12.2010 № 428-ФЗ, от 28.12.2010 № 432-ФЗ, от 03.06.2011 № 118-ФЗ, от 01.07.2011 № 169-ФЗ, от 11.07.2011 № 200-ФЗ, от 07.11.2011 № 305-ФЗ, от 30.11.2011 № 359-ФЗ, от 30.11.2011 № 365-ФЗ, от 03.12.2011 № 379-ФЗ, от 25.06.2012 № 94-ФЗ, от 28.07.2012 № 133-ФЗ, от 03.12.2012 № 242-ФЗ, от 03.12.2012 № 243-ФЗ, от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 211-ФЗ, от 23.07.2013 № 237-ФЗ, от 04.12.2013 № 351-ФЗ, от 28.12.2013 № 421-ФЗ, от 12.03.2014 № 33-ФЗ, от 02.04.2014 № 59-ФЗ, от 28.06.2014 № 188-ФЗ, от 21.07.2014 № 216-ФЗ, от 29.11.2014 № 378-ФЗ, от 01.12.2014 № 406-ФЗ, от 01.12.2014 № 410-ФЗ, от 31.12.2014 № 519-ФЗ, от 13.07.2015 № 213-ФЗ, от 28.11.2015 № 347-ФЗ, от 14.12.2015 № 373-ФЗ, от 03.07.2016 № 250-ФЗ, от 19.12.2016 № 437-ФЗ, от 19.12.2016 № 438-ФЗ, от 19.12.2016 № 447-ФЗ, от 19.12.2016 № 456-ФЗ, от 07.06.2017 № 114-ФЗ, от 29.07.2017 № 216-ФЗ, от 05.12.2017 № 393-ФЗ, от 20.12.2017 № 413-ФЗ, от 28.12.2017 № 428-ФЗ, от 28.12.2017 № 436-ФЗ, от 23.04.2018 № 104-ФЗ, от 27.06.2018 № 164-ФЗ, от 03.08.2018 № 306-ФЗ, от 03.10.2018 № 350-ФЗ, от 27.11.2018 № 425-ФЗ, от 28.11.2018 № 441-ФЗ, от 11.12.2018 № 462-ФЗ, от 16.12.2019 № 435-ФЗ, от 01.04.2020 № 86-ФЗ, от 01.04.2020 № 102-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет правового регулирования

Настоящий Федеральный закон устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании

Законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 года № 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии" и Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, регулируются законодательством Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ)

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения;

обязательное страховое обеспечение - исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии, накопительной пенсии, социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; (В редакции федеральных законов от 24.07.2009 № 213-ФЗ; от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

средства обязательного пенсионного страхования - денежные средства, которые находятся в управлении страховщика по обязательному пенсионному страхованию;

бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - форма образования и расходования денежных средств на цели обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

обязательные платежи - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений; (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

(Абзац утратил силу - Федеральный закон от 03.10.2018 № 350-ФЗ)

солидарная часть тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования в соответствии с федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации денежных средств в целях осуществления фиксированной выплаты к страховой пенсии, выплаты социального пособия на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и в иных целях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, не связанных с формированием средств, предназначенных для выплаты накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации; (Абзац введен - Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ; в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

индивидуальная часть тарифа страховых взносов - часть страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, предназначенная для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, учитываемая на его индивидуальном лицевом счете, в том числе в целях определения размеров страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к страховой пенсии), накопительной пенсии и других выплат за счет средств пенсионных накоплений, установленных законодательством Российской Федерации. (Абзац введен - Федеральный закон от 03.12.2011 № 379-ФЗ; в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

Статья 31. Полномочия федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации

К полномочиям федеральных органов государственной власти по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации относятся:

установление порядка составления, рассмотрения и утверждения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка его исполнения;

установление порядка составления, внешней проверки и утверждения порядка рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности Пенсионного фонда Российской Федерации;

определение порядка и условий формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений;

определение порядка хранения средств обязательного пенсионного страхования;

управление системой обязательного пенсионного страхования;

обеспечение финансовой устойчивости и сбалансированности системы обязательного пенсионного страхования, в том числе путем обеспечения поступления обязательных платежей в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;

определение порядка использования временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;

осуществление государственного надзора и контроля за реализацией прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.

(Статья введена - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

ГЛАВА II. УЧАСТНИКИ ПРАВООТНОШЕНИЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ ПЕНСИОННОМУ СТРАХОВАНИЮ

Статья 4. Субъекты обязательного пенсионного страхования

Субъектами обязательного пенсионного страхования являются страхователи, страховщик и застрахованные лица. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 5. Страховщик

Обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации (государственное учреждение) и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы действуют на основании настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации создаются по решению правления Пенсионного фонда Российской Федерации и являются юридическими лицами. (В редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Страховщиками по обязательному пенсионному страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации могут являться негосударственные пенсионные фонды в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом. Порядок формирования в негосударственных пенсионных фондах средств пенсионных накоплений и инвестирования ими указанных средств, порядок передачи пенсионных накоплений из Пенсионного фонда Российской Федерации и уплаты страховых взносов в негосударственные пенсионные фонды, а также пределы осуществления негосударственными пенсионными фондами полномочий страховщика устанавливаются федеральным законом.

Статья 6. Страхователи

1. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе:

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой. (В редакции федеральных законов от 27.07.2006 № 137-ФЗ; от 28.06.2014 № 188-ФЗ)

Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.

В целях настоящего Федерального закона иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям. (В редакции федеральных законов от 27.07.2006 № 137-ФЗ; от 19.07.2007 № 140-ФЗ; от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

2. В целях настоящего Федерального закона к страхователям приравниваются физические лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с подпунктами 1, 2, 5 и 6 пункта 1 статьи 29 настоящего Федерального закона. (В редакции федеральных законов от 30.04.2008 № 55-ФЗ; от 27.11.2018 № 425-ФЗ)

Статья 7. Застрахованные лица

1. Застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории Российской Федерации: (В редакции федеральных законов от 20.07.2004 № 70-ФЗ; от 03.12.2011 № 379-ФЗ; от 03.12.2012 № 243-ФЗ; от 28.06.2014 № 188-ФЗ)

работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"); (В редакции федеральных законов от 27.11.2018 № 425-ФЗ, от 01.04.2020 № 86-ФЗ)

самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями), за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход"; (В редакции федеральных законов от 28.06.2014 № 188-ФЗ; от 27.11.2018 № 425-ФЗ)

являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

применяющие специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" в случае уплаты страховых взносов в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона; (Абзац введен - Федеральный закон от 27.11.2018 № 425-ФЗ)

являющиеся членами семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность; (В редакции Федерального закона от 27.06.2018 № 164-ФЗ)

священнослужители; (Абзац введен - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Статья 8. Страховой риск и страховой случай

Страховым риском для целей настоящего Федерального закона признается утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховым случаем для целей настоящего Федерального закона признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Статья 9. Обязательное страховое обеспечение

1. Обязательным страховым обеспечением по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) страховая пенсия по старости;

2) страховая пенсия по инвалидности;

3) страховая пенсия по случаю потери кормильца;

4) фиксированная выплата к страховой пенсии;

5) накопительная пенсия;

6) единовременная выплата средств пенсионных накоплений;

7) срочная пенсионная выплата;

8) выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица;

9) социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти.

(Пункт в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

2. Установление и выплата обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены Федеральным законом от 12 января 1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Федеральным законом от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах", Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О накопительной пенсии" и Федеральным законом от 30 ноября 2011 года № 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений". (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

3. Финансовое обеспечение обязательного страхового обеспечения, указанного в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а в части накопительной пенсии и других видов обязательного страхового обеспечения, указанных в подпунктах 6 - 8 пункта 1 настоящей статьи, выплачиваемых негосударственными пенсионными фондами, за счет средств пенсионных накоплений, формируемых в негосударственных пенсионных фондах. (В редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

4. (Пункт утратил силу - Федеральный закон от 21.07.2014 № 216-ФЗ)

(Статья в редакции Федерального закона от 30.11.2011 № 359-ФЗ)

Статья 10. Страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации

1. Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". (В редакции Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ)

2. Объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, порядо

В связи с последними событиями, связанными с реформированием текущей пенсионной системы в Российской Федерации, многие граждане начали большее внимание уделять вопросам, связанным с их выплатами в будущем.

В большей степени это касается лиц старшего возраста, которым осталось до выхода на заслуженный отдых не так много времени. Однако и для граждан относительно молодых пенсионная тематика стала представлять значительный интерес.

Бесплатно по России

Людей, в первую очередь, беспокоит размер будущей пенсии и то, смогут ли они поддерживать в старости привычный для себя уровень жизни, связанный с их нынешней финансовой обеспеченностью. Ведь ни для кого не секрет, что пенсионные выплаты в России довольно низкие, а их средний уровень значительно ниже, чем размер усредненной заработной платы.

Однако законом предусмотрены механизмы того, как их можно увеличить. Одним из них является перевод накопительной части пенсии в негосударственный пенсионный фонд (НПФ).

Что такое НПФ

Пенсионная система в нашей стране основана на принципах обязательного страхования. На практике это выражается в том, что за каждого работающего гражданина в адрес Пенсионного фонда России, являющегося, по сути, основным страховщиком по ОПС, периодично вносятся денежные взносы. Обязанность по их перечислению лежит на работодателе.

Сумма взносов зависит от размера официальной заработной платы, составляя 22% от нее. Следует учесть, что эта сумма направляется на формирование пенсии работника не вся целиком. Так, 6% идет на текущие нужды ПФР. Это солидарный тариф.

Остальные 16% и направляются на пенсию. При этом большая часть работающего населения вправе выбрать то, каким образом она будет формироваться. Так, гражданин может решить, что все 16% пойдут в счет страховой пенсии.

А может выбрать вариант, что наравне со страховой (10%) будет формироваться и накопительная (6%). Он предусмотрен не для всех граждан, а только для тех, которые приняли решение об этом. Кроме этого, формирование накопительной пенсии за счет страховых взносов невозможно для лиц, которые были рождены до 1967 года.

О том, каким образом распорядиться накопительной частью, работающий гражданин также принимает решение самостоятельно, однако в рамках предложенных законом альтернатив. Так, он может оставить ее в ПФР или перевести в негосударственный фонд. Под последним следует понимать частную структуру, которая осуществляет деятельность по обязательному пенсионному страхованию граждан на договорных основах.

НПФ, в который переводятся денежные средства на накопительную часть, аккумулирует их и вкладывает в различные проекты, то есть осуществляет инвертирование. Полученный с этого доход позволяет значительно увеличить размер пенсии в дальнейшем.

Накопительная пенсия может формироваться не только из страховых взносов, но и за счет добровольных перечислений граждан, суммы материнского капитала, направленного на эти цели, а также в рамках программы софинансирования, которая на данный момент заморожена.


Сегодня на этом рынке представлено большое количество НПФ, выбрать среди которых наиболее надежный и выгодный – довольно непростая задача.

Перечень НПФ в России

Ниже мы рассмотрим 10 наиболее надежных негосударственных пенсионных фондов по версии РА. Он актуален на период с 2018 по начало 2019 года.

НПФ «Сбербанка»

Этот фонд один из старейших в России, он был основан еще в 1995 году. Учредителем, как и следует из его названия, является «Сбербанк России». Согласно открытым источникам клиентами НПФ Сбербанка являются чуть менее 8 млн. человек, а объем активов почти 480 млрд. рублей. Кроме этого, фонд показывает наилучшую доходность. За предыдущие периоды она составила более 10%.

«ВТБ Пенсионный фонд»

«ГАЗФОНД пенсионные накопления»

Данный фонд был образован совсем недавно, только в 2017 году. Произошло это в результате выделения его из НПФ «ГАЗФОНД», который расположился ниже в перечне. В 2019 году его капитализация составила более 500 млрд. рублей, что придает ему статус одного из крупнейших в стране.

«ГАЗФОНД»

Является также одним из старейших фондов в стране, основанным в 1994 году. Акционерами НПФ является многие структуры, формирующие газовую отрасль, в том числе госкорпорация «Газпром». По объему активов являлся крупнейшим в стране.

АО «НПФ НЕФТЕГАРАНТ»

Основным владельцем фонда выступает госкорпорация «Роснефть». НПФ известен тем, что является правопреемником по обязательствам другого крупного фонда – «Согласие», который был присоединен к нему в конце 2018 года. На данный момент более 1,6 миллиона человек хранят здесь свою накопительную пенсию.

НПФ «Атомгарант»

Фонд присутствует на рынке пенсионного страхования более двух десятилетий. Основным акционером выступает АО «Концерн Росэнергоатом».

«Национальный» НПФ

Был создан в 1997 году для обеспечения пенсиями работников «Татнефти». «Национальный НПФ» — один из крупнейших фондов, среди образованных в регионах. Акционерами выступают крупнейшие татарстанские промышленные и финансовые организации, однако на данный момент головной офис находится в Москве.

«Альянс»

Данный НПФ был создан в 2004 году. Основным акционером является ПАО «Ростелеком», участие государства в котором составляет более 53%. Надежность фонда подтверждена многочисленными экспертными оценками.

«Алмазная осень»

Один из самых первых фондов, который был создан в 1995 году. Крупнейший акционер – ПАО «АК Алроса», являющееся мировым лидером по добыче природных алмазов. НПФ располагает активами в почти 30 млрд. рублей со среднегодовой доходностью за последние три года в 9,69%.

АО «НПФ Сургутнефтегаз»

Был создан в 1995 году для нужд работников ОАО «Сургутнефтегаз», остающимся основным акционером фонда и поныне. НПФ обладает активами в 26 млрд. рублей и входит в число крупнейших организаций, оказывающих услуги в сфере негосударственного пенсионного страхования.

Какой НПФ лучше выбрать

Выбирая негосударственный пенсионный фонд, не следует торопиться или сразу поддаваться на уговоры агентов. Важно провести тщательный анализ организации, которой следует доверить будущую пенсию. Выбор же можно осуществить по критериям, указанным далее.


Когда был создан

Очевидно, что чем раньше НПФ был организован, тем больше у его руководства практического опыта управления пенсионными накоплениями. Кроме этого, высокую оценку по этому критерию заслуживают организации, образованные в 90-е годы. Это свидетельствует о том, что, несмотря на экономическую турбулентность тех лет, фонд смог сохраниться, имея на данный момент опыт работы в кризисных условиях.

Учредители фонда

Предпочтение следует отдавать НПФ, которые в качестве учредителей имеют крупные компании, в том числе финансовые и ресурсные, что в российских условиях является актуальным. Таким образом, надежность фонда обеспечивается за счет многомиллиардных активов головных компаний.

Доходность

Собственно, именно получение инвестиционного дохода и является причиной того, что граждане размещают накопительную пенсию в НПФ. Ознакомиться с этим показателем можно из данных ЦБ, размещаемых на сайте регулятора.

Уровень надежности

Рейтинговые агентства анализируют показатели деятельности НПФ по нескольким критериям, где, кроме надежности, рассматриваются:

  • капитализация;
  • количество клиентов;
  • объем текущих пенсионных выплат.

Прозрачность деятельности

В соответствии с действующим законодательством негосударственные фонды обязаны публиковать информацию о текущей деятельности на своих официальных сайтах. Кроме этого, многие НПФ предлагают зарегистрировать личный кабинет, где клиент может ознакомиться с состоянием своих накоплений и иной конфиденциальной информацией.

НПФ или ПФР

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Здесь следует отметить, что рисков, связанных с потерей пенсионных накоплений при ликвидации или банкротстве фонда, нет. Если НПФ прекращает свое существование, то все средства, которые там находятся, переходят в ведение ПФР.

В то же время следует понимать, что деятельность негосударственного фонда связана с риском. НПФ не может гарантировать доходность как таковую, тогда как в ПФР накопления периодически индексируются. В то же время размер прибавки крайне мал и не покрывает даже показатель реальной инфляции. В этой связи выгоднее размещать накопительную пенсию в НПФ, который имеет высокий уровень надежности и хорошие показатели доходности.


Выбирая негосударственный пенсионный фонд, граждане могут не бояться за свои накопления, поскольку они застрахованы. Однако следует внимательно отнестись к выбору фонда. Этих организаций довольно много, поэтому остановиться следует на том НПФ, который является наиболее надежным и имеет продуманную инвестиционную политику, обеспечивающую высокую доходность.

Полезное видео

На что обращать внимание при выборе НПФ смотрите в видео-сюжете:

Читайте также: