Закон про пидвищення пенсий


В Украине растут требования к стажу для того, чтобы выйти на пенсию вовремя

С 2021-го вырастут требования и перестанут назначать материальную помощь

Через несколько лет половина украинцев будет работать до 63-65 лет


В Украине с 2021-го перестанут назначать "социальные пенсии". Те украинцы, которые не смогут выполнить требования по стажу, вынуждены будут работать дольше. И таких с каждым годом будет все больше и больше.

О том, как изменятся пенсионные правила через месяц и кого это коснетсячитайте в материале OBOZREVATEL.

В Украине со следующего года нужно будет иметь как минимум 28 лет стажа для того, чтобы выйти на заслуженный отдых вовремя. Всем остальным придется работать до 63-х (есть от 18 до 28 лет стажа), или 65-ти (есть от 15 до 18 лет).

Но если раньше и без официальной пенсии можно было получить выплату, с 1 января 2021-го ее отменят. Дело в том, что до конца 2020-го всем, кто не имел достаточно стажа, государство платило материальную помощь до момента, пока они не достигнут нужного возраста. К примеру, если вы выходите на пенсию в этом году, у вас есть 24 года стажа, но вам нужно 27, полную пенсию вам не назначат.

В таком случае можно выйти на пенсию в 63 года, но до 63 получать материальную выплату. Ее размер: разница между фактическим доходом и минимальной пенсией. Если не было никакого дохода, то можно было получать минимальную пенсию.

Но такие правила действуют только 31 декабря 2021-го. "Новые выплаты не будут назначать, а тем, кому она уже назначена, она будет выплачиваться до 63 или 65 лет", – рассказывает OBOZREVATEL старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследования Лидия Ткаченко. Ученая вместе со своими коллегами профессионально изучает пенсионную систему Украины.

Кстати, еще несколько месяцев назад советник министра соцполитики Николай Шамбир озвучил новость о том, что в Украине перестанут назначать социальную пенсию. Потом в комментарии OBOZREVATEL эту информацию опроверг. Мол, ее и так не назначают с 2005-го.

"Мною такие слова не были сказаны. Сейчас понятие "социальной пенсии" изживает себя. Нельзя сказать, что ее нет, но с 2005-го она не назначается. А те, кому ее уже назначили, доживают свое время", – рассказал советник министра.

И это правда. Выплата, которую сейчас назначают тем, кто не имеет нужного стажа, не называется социальной пенсией. Но по факту ее являются: ее платят тем, кто достиг нетрудоспособного возраста, но не заработал на полноценную выплату.

И что делать, если не хватает стажа?

Во-первых, самый важный шаг – заранее посчитать свой стаж. Если вам кажется, что до пенсии еще много лет и вообще ее "могут отменить пока мне будет 60", это не значит, что не нужно думать о своей пенсии.

Требования по стажу растут ежегодно, пока в 2027-м не составят 35 лет. Так, если 60 лет вам исполнится в 2027-м или позже, нужно к этому моменту уже иметь максимальный стаж, если в 2026-и – 34 года и так далее. Посчитайте, сколько лет вам осталось до пенсии, сколько стажа примерно вы сможете заработать, и посмотрите на таблице ниже – хватит ли вам для того, чтобы выйти на пенсию вовремя.


Важно работать официально. И, судя по статистике, количество украинцев, которые не смогут вовремя выйти на пенсию, будет расти. Всего за год, с июля прошлого года по июль 2020-го, количество сотрудников, которые платят взнос в Пенсионный фонд, сократилось на 565 тыс. человек. И демографическая ситуация здесь ни при чем. Коронавирус, кризис, увеличение количества физлиц-предпринимателей и смягчение штрафов.


Но есть и демографические проблемы. Согласно данным ООН (цифры озвучены в пояснительной записке к законопроекту о запуске накопительной пенсионной системы):

Украина входит в топ-15 стран мира с самыми быстрыми темпами сокращения населения. Причем в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить почти исключительно за счет населения трудоспособного возраста.

При условии сохранения текущих показателей рождаемости, смертности и миграции ООН прогнозирует уменьшение численности населения Украины к 2050-му на 28%, а доля лиц в возрасте 60 лет и старше возрастет до 32%.

Населения сократится на 18%, а уровень старения возрастет до 34%. Соотношение между численностью населения пенсионного и трудоспособного возраста возрастет почти вдвое.

"Мы делали расчеты еще в 2017-м. Понятно, что это моделирование, у нас получалось, что при требовании по стажу в 30-32 года, ситуация изменится", – рассказывают в Институте демографии и социсследований.

И чем вы моложе, тем сложнее получить стаж. Вот почему: с 2004-го в стаж не считают декрет, образование. Учитываются только те года, когда вы платили взносы в Пенсионный фонд.

Что можно получить вместо пенсии?

Если на пенсию не заработали и купить стаж не можете (об этом позже), то можно оформить выплату как малоимущий. Она оформляется по примеру субсидии: если не делали покупку на сумму от 50 тысяч, если нет дополнительного дохода, если нет членов семьи, которые могут помогать и т.д.

"Многие отказываются от такой выплаты, так как нужно заполнять декларацию, доказывать, что нет дополнительных источников дохода. И это не пенсия. Это выплаты для малообеспеченных", – отмечает Ткаченко.

Второй вариант – докупить стаж. Если вам уже 60, то стоимость стажа будет считаться по формуле: 22% от минимальной зарплаты умножить на два. Сейчас это 2 640 грн за каждый месяц. Если вам нет 60-ти, стаж можно покупать постепенно, тогда его стоимость будет в два раза ниже.

По данным ПФУ, средний стаж 60-летнего украинца – 32 года. Большинство пока еще выполняют требования и выходят на заслуженный отдых вовремя. Но уже через несколько лет ситуация обострится и в результате 45% украинцев в возрасте 60 лет будут работать дополнительно 3-5 лет. Если вы рассчитываете выйти на пенсию вовремя, нужно уже сейчас позаботиться о своем стаже.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.


1 квітня на засіданні Кабінету Міністрів України ухвалено постанову «Деякі питання підвищення пенсійних виплат і надання соціальної підтримки окремим категоріям населення у 2020 році», якою визначається механізм проведення перерахунку пенсій, встановлення щомісячної компенсаційної виплати для пенсіонерів старше 80-річного віку та виплати одноразової грошової допомоги у сумі 1000 грн.

– За яких умов здійснено пенсійну виплату у розмірі 500 гривень особам, які досягли 80-річного віку?
– Рішенням Уряду передбачено, що з 1 квітня 2020 року пенсіонерам, які досягли віку 80 років і старше, до пенсій встановлено щомісячну компенсаційну виплату у розмірі до 500 гривень. Компенсаційну виплату отримуватимуть пенсіонери, у яких пенсія не перевищує 9205 гривень. Водночас, після встановлення такої виплати пенсія не може бути більше зазначеного розміру.
Крім того, для громадян старше 80 років, які отримують пенсію, призначену відповідно до Закону України «Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування» та мають страховий стаж не менше 25 років чоловіки та 20 років жінки, мінімальна пенсійна виплата не може бути меншою, ніж 2600 гривень.
Щомісячна компенсаційна виплата особам, які отримують пенсію та досягли 80-річного віку після 1 квітня 2020 року, встановлюється і виплачується з дати досягнення зазначеного віку.
Виплати пенсій даній категорії громадян розпочались з 7 квітня поточного року.
– Хто та коли зможе отримати одноразову грошову допомогу у сумі 1000 гривень?
– 23 квітня 2020 року Головним управління Пенсійного фонду України в Миколаївській області профінансовано виплату одноразової грошової допомоги в розмірі 1000 гривень пенсіонерам, розмір пенсійної виплати яких менше 5000 гривень.
Вказану доплату отримають 278 617 пенсіонерів області, в тому числі 12937 військових пенсіонерів.
Громадяни, які обслуговуються у банківських установах, станом на 24 квітня, уже отримали свої кошти. А пенсіонерам, котрі отримують пенсії через пошту, листоноші мають доставити одноразову допомогу додому протягом 5 календарних днів з дня надходження коштів. У разі неможливості виплати одноразової грошової допомоги в зазначені 5 днів, її мають виплатити не пізніше 25 червня поточного року, щоб кожен з пенсіонерів, які мають право на таку виплату, отримав належні кошти.
– Коли відбудеться індексація пенсій, та які пенсійні виплати під неї підпадають?
– Дата проведення індексації пенсій у 2020 році визначена: це – 1 травня. Перерахунок пенсій проводитиметься із застосуванням коефіцієнта збільшення показника середньої заробітної плати (доходу) в Україні, з якої сплачено страхові внески, та який враховується для обчислення пенсії, у розмірі 1,11.
У разі, коли розмір підвищення в результаті перерахунку пенсії менше 100 гривень, буде встановлено доплату до пенсії у сумі, що не вистачає до зазначеного розміру.
Перерахунку підлягають пенсії, обчислені:
– відповідно до Закону України «Про загальнообов’язкове державне пенсійне страхування»;
– відповідно до статті 54 Закону України «Про статус і соціальний захист громадян, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи» у розмірі відшкодування фактичних збитків;
– з урахуванням заробітку (грошового забезпечення), який визначено відповідно до частини першої статті 43 Закону України «Про пенсійне забезпечення осіб, звільнених з військової служби, та деяких інших осіб».
– Чи потрібно звертатися до органів Пенсійного фонду з питань перерахунків та нарахувань?
– Перерахунки проводяться автоматизованим способом, тому звертатися до органів Пенсійного фонду не потрібно. Розмір доплат розраховується індивідуально для кожного пенсіонера за документами, які містяться в пенсійній справі. Виплата перерахованих пенсій, компенсацій, грошової допомоги буде проведена в установленому порядку через уповноважені банки або доставлена додому листоношами АТ «Укрпошта».
Головне управління Пенсійного фонду України в Миколаївській області рекомендує людям літнього віку в умовах розповсюдження коронавірусної інфекції мінімізувати соціальні контакти!
Отримати відповіді на нагальні питання щодо призначення, перерахунків та виплати пенсій можна не виходячи з дому, наприклад, через вебпортал електронних послуг Пенсійного фонду України за посиланням: https://portal.pfu.gov.ua.
Залишайтесь вдома! Не ризикуйте своїм здоров’ям та життям!
Бережіть себе – збережете Україну!
Головне управління Пенсійного фонду України в Миколаївській області.

Related Articles


Ветераны и жертвы нацистских преследований получат от 570 до 4120 гривен

Кабинет министров Украины утвердил размер денежной помощи, которую получат ветераны Второй мировой войны и жертвы нацистских преследований. Об этом сообщает «РБК-Украина» со ссылкой на Telegram премьер-министра Алексея Гончарука. По его словам, более одного миллиона ветеранов и жертв нацистских […]


В Минсоцполитики разъяснили важный нюанс о пенсиях по инвалидности

О пенсиях и иных вариантах социальных выплат для людей с инвалидностью рассказал заместитель министра социальной политики Виталий Музыченко, передает «Соцпортал». Соответствующий комментарий прозвучал в эфире телеканала «Украина 24», где замминистра отвечал на вопрос зрителя о том, […]


Рада запретила банкам начислять штрафы за неуплату кредита во время карантина

Верховна Рада приняла во втором чтении законопроект № 3297 «О внесении изменений в Хозяйственный кодекс Украины (относительно недопущения начисления штрафных санкций по кредитам в период действия карантина, установленного с целью предотвращения распространения на территории Украины […]

Про пенсійне забезпечення в останній чинній редакції від 25 липня 2018 року.

Нові не набрали чинності редакції закону відсутні.

Ви можете порівняти редакції даного закону, вибравши дати вступу редакцій в силу і натиснути на кнопку "Порівняти". Всі останні зміни та доповнення відкриються перед Вами як на долоні.

Юрист-UA.Net постійно стежить за актуалізацією кодексів та законів.

Так, наприклад, Про пенсійне забезпечення не має на даний момент ніяких нових запланованих редакційий.

Шансів знайти новішу чинну редакцію - немає.

Коментарі до закону

Розділ I. Загальні положення

  • Стаття 1. Право громадян України на державне пенсійне забезпечення
  • Стаття 2. Види державних пенсій
  • Стаття 3. Особи, які мають право на трудову пенсію
  • Стаття 4. Пенсійне забезпечення військовослужбовців та їх сімей
  • Стаття 5. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
  • Стаття 6. Право вибору пенсії
  • Стаття 7. Звернення за призначенням пенсії
  • Стаття 8. Кошти на виплату пенсій. Звільнення пенсій від податків
  • Стаття 9. Добровільне страхування додаткової пенсії
  • Стаття 10. Органи, що здійснюють пенсійне забезпечення
  • Стаття 11. Питання, що належать до відання Кабінету Міністрів України
  • Розділ II. Трудові пенсії. Пенсії за віком

    • Стаття 12. Умови призначення пенсій за віком
    • Стаття 13. Пенсії за віком на пільгових умовах
    • Стаття 14. Особливості пенсійного забезпечення працівників, зайнятих на підземних і відкритих гірничих роботах та в металургії
    • Стаття 15. Пенсії громадянам, які постраждали від Чорнобильської катастрофи
    • Стаття 16. Пенсії за віком інвалідам, учасникам війни, сім’ям загиблих (померлих) військовослужбовців, осіб начальницького і рядового складу органів внутрішніх справ та поліцейських
    • Стаття 17. Пенсії за віком багатодітним матерям і матерям інвалідів з дитинства
    • Стаття 18. Пенсії за віком окремим категоріям громадян
    • Стаття 19. Розміри пенсій за віком
    • Стаття 20. Пенсії за віком при неповному стажі роботи
    • Стаття 21. Надбавки до пенсії за віком
    • Стаття 22. Період, на який призначаються пенсії за віком

    Пенсії по інвалідності

    • Стаття 23. Умови призначення пенсій по інвалідності
    • Стаття 24. Групи інвалідності
    • Стаття 25. Стаж роботи, який дає право на пенсію по інвалідності
      • Стаття 26. Інвалідність внаслідок трудового каліцтва або професійного захворювання
      • Стаття 27. Пенсії по інвалідності громадянам України - переселенцям з інших держав
      • Стаття 28. Пенсії по інвалідності особам, які навчаються
      • Стаття 29. Розміри пенсій по інвалідності
      • Стаття 30. Пенсії по інвалідності при неповному стажі роботи
      • Стаття 31. Розміри пенсій по інвалідності особам, які навчаються
      • Стаття 32. Розміри пенсій особам, які стали інвалідами при виконанні громадянського обов’язку
      • Стаття 33. Надбавки до пенсії по інвалідності
      • Стаття 34. Період, на який призначається пенсія по інвалідності
      • Стаття 35. Строк виплати пенсії при зміні групи інвалідності або відновленні здоров’я
      • Стаття 36. Умови поновлення виплати пенсії при перервах в інвалідності
  • Пенсії в разі втрати годувальника

    • Стаття 37. Члени сім’ї, які мають право на пенсію в разі втрати годувальника
    • Стаття 38. Члени сім’ї, які вважаються утриманцями
    • Стаття 39. Виплата пенсії в разі втрати годувальника дітям, які перебувають на повному державному утриманні
    • Стаття 40. Право на пенсію в разі втрати годувальника усиновителів і усиновлених
    • Стаття 41. Право на пенсію в разі втрати годувальника вітчима і мачухи, пасинка і падчірки
    • Стаття 42. Збереження пенсії в разі втрати годувальника при новому одруженні
    • Стаття 43. Стаж роботи годувальника, який дає право на пенсію
    • Стаття 44. Розміри пенсій в разі втрати годувальника
    • Стаття 45. Пенсії в разі втрати годувальника при неповному стажі роботи
    • Стаття 46. Право на звернення за призначенням пенсії в разі втрати годувальника без обмеження строком
    • Стаття 47. Період, на який призначається пенсія в разі втрати годувальника. Зміна розміру пенсії
    • Стаття 48. Призначення однієї пенсії в разі втрати годувальника на всіх членів сім’ї. Виділення частки пенсії
    • Стаття 49. Розмір пенсії в разі втрати годувальника при зміні кількості членів сім’ї
    • Стаття 50. Порядок і строки встановлення інвалідності членам сім’ї

    Пенсія за вислугу років. Загальні умови

    • Стаття 51. Підстави пенсійного забезпечення за вислугу років
    • Стаття 52. Працівники, які мають право на пенсію за вислугу років
    • Стаття 53. Розміри пенсій за вислугу років
    • Стаття 54. Окремі категорії працівників авіації і льотно-випробного складу, які мають право на пенсію за вислугу років
    • Стаття 55. Окремі категорії працівників інших галузей народного господарства, які мають право на пенсію за вислугу років

    Обчислення стажу роботи для призначення трудових пенсій

    • Стаття 56. Види трудової діяльності, що зараховується до стажу роботи, який дає право на трудову пенсію
    • Стаття 57. Пільги по обчисленню стажу за час перебування на фронті
    • Стаття 58. Пільги по обчисленню стажу роботи реабілітованим громадянам
    • Стаття 59. Пільги по обчисленню стажу за період Другої світової війни
    • Стаття 60. Пільги по обчисленню стажу за роботу в деяких медичних закладах
    • Стаття 61. Порядок включення в стаж роботи окремих видів робіт
    • Стаття 62. Порядок підтвердження стажу роботи
    • Стаття 63. Умови зарахування до стажу роботи іноземним громадянам часу роботи за межами України
  • Обчислення пенсій

    • Стаття 64. Обчислення пенсій у процентах до середньомісячного заробітку
    • Стаття 65. Загальний порядок визначення середньомісячного заробітку для обчислення пенсій
    • Стаття 66. Види оплати праці, що враховуються при обчисленні пенсій
    • Стаття 67. Обчислення пенсій членам творчих спілок
    • Стаття 68. Обчислення пенсій при неповному стажі роботи
    • Стаття 69. Перерахунок пенсій з більш високого заробітку
    • Стаття 70. Перерахунок пенсій при неповному стажі роботи
    • Стаття 71. Обчислення пенсій особам, які навчаються
    • Стаття 72. Обчислення заробітку за період роботи за межами України
    • Стаття 73. Обчислення пенсій громадянам України - переселенцям з інших держав
    • Стаття 74. Обчислення пенсій сім’ям пенсіонерів
    • Стаття 75. Виключена на підставі Закону № 307/97-ВР від 04.06.97
    • Стаття 76. Члени сім’ї, на яких нараховуються надбавки до пенсій
    • Стаття 77. Підвищення пенсій деяким категоріям громадян
    • Стаття 78. Перерахунок пенсії у зв’язку із зміною в сімейному стані, влаштуванням на роботу або її припиненням
    • Стаття 79. Визначення суми заробітку та розміру пенсії

    Призначення пенсій

    • Стаття 80. Порядок звернення за призначенням пенсії
    • Стаття 81. Органи, що призначають пенсії
    • Стаття 82. Строки розгляду документів про призначення пенсій
    • Стаття 83. Строки призначення пенсій
    • Стаття 84. Строки перерахунку призначеної пенсії

    Виплата пенсій

    • Стаття 85. Виплата пенсій
    • Стаття 86. Виплата пенсій за довіреністю
    • Стаття 87. Виплата пенсій за минулий час
    • Стаття 88. Виплата пенсій особам, які проживають у будинках-інтернатах (пансіонатах), стаціонарних відділеннях територіальних центрів соціального обслуговування пенсіонерів та одиноких непрацездатних громадян і дитячих будинках-інтернатах
    • Стаття 89. Виплата пенсії за час позбавлення волі
    • Стаття 90. Відрахування з пенсій
    • Стаття 91. Виплата недоодержаної пенсії у зв’язку із смертю пенсіонера і виплата допомоги на поховання
    • Стаття 92. Виплата пенсій громадянам, які виїхали за кордон
  • Розділ III. Соціальні пенсії

    • Стаття 93. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
    • Стаття 94. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
    • Стаття 95. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
    • Стаття 96. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
  • Розділ IV. Порядок і умови перерахунку пенсій

    • Стаття 97. Підвищення пенсій у зв’язку з індексацією грошових доходів населення
    • Стаття 98. Перерахунок раніше призначених пенсій
    • Стаття 99. Заробіток, який враховується при перерахунку пенсій
    • Стаття 100. Порядок призначення пільгових пенсій особам, які мали право на пенсію на пільгових умовах до введення в дію цього Закону
  • Розділ V. Відповідальність підприємств та організацій і громадян. Розв’язання спорів з пенсійних питань

    • Стаття 101. Відповідальність за достовірність даних і документів, виданих для оформлення пенсії
    • Стаття 102. Обов’язок пенсіонерів повідомляти органи, що призначають пенсії про зміну умов, що впливають на виплату пенсій
    • Стаття 103. Стягнення сум пенсії, над міру виплачених пенсіонерові внаслідок зловживань з його боку
    • Стаття 104. Оскарження рішень органу, який призначає пенсії

  • Швидкий перехід до статті

    Запам'ятай: Юрист-UA
    — це юристи, кодекси та бланки


    Оновлення кодеків

    • 12.10.2018 Земельний кодекс України (ЗКУ)
    • 12.10.2018 Про охорону навколишнього природного середовища
    • 01.10.2018 Про банки і банківську діяльність
    • 28.08.2018 Сімейний кодекс України (СКУ)
    • 28.08.2018 Кримінальний кодекс України (ККУ)
    • 28.08.2018 Кодекс України про адміністративні правопорушення (КУпАП.
    • 15.08.2018 Податковий кодекс України (ПКУ)
    • 15.08.2018 Про фермерське господарство
    • 05.08.2018 Кримінальний процесуальний кодекс України (КПКУ)
    • 05.08.2018 Про Національну поліцію


    Ответы юристов

    • 06.12.2020 ООО Право на Якість По консульскому можно по регистрации нет
    • 06.12.2020 Клеменко Катерина Вікторівна Доброго дня. Так, Олена, маєте. Питання надання відпуст.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість Если заезжаете в 20 году и хватает дней то не надо е.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість я думаю это не реально даже если купленная инвалидно.
    • 05.12.2020 Nikjlay Kasyanov Ні, не мають. До речі, де ви в рашке Українську мову.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість нет нужно разрешение
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість карта поязду (karta pojazdu), если она была выдана (.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість Відповідно до підпункту 2681.2.1 пункту 2681.2 статт.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість «Про статус ветеранів ві.
    • 05.12.2020 Vladislav Kotigora Юлія, на час проходження військової служби за контракто.


    Кодекси України

    • Кодекси України
    • Закони України


    Активні юристи






    Кращі юристи






    Бланки договорів

    Інформацiя

    • Каталог юристів
    • Адреси юридичних компаній Ураїни
    • Про нашу компанію
    • Судова практика
    • Корисна інформація

    Документи

    • Типові документи
    • Зразки договорів
    • Пошук договорів
    • Коментарі до документів
    • Список державнiх законів
    • Блоги юристів

    Про розділ «Про пенсійне забезпечення»

    Розділ присвячений кодексам і законам України. База Юрист-UA.Net щодня перевіряється і оновлюється. Тут ви можете знайти найостанніші чинні редакції кодексів та законів України. Коментарі до статей ви можете отримати, натиснувши кнопку «Задати питання». За будь-якої статті кодексу вам буде дано найдокладніший персональний коментар з урахуванням вашої ситуації. Живе онлайн обговорення норм законів - це найкращий спосіб розібратися в хитросплетіннях українського законодавства.

    На сайті передбачений зручний пошук статей, наприклад «ст. 99 Про пенсійне забезпечення», вам відразу буде надано стаття законодавчого документа, судова практика і коментарі до нього.

    Будь-консультант на сайті готовий прийняти ваші заявки, проте відповідь не гарантується.

    ©2012 - 2019 Юрист-UA - актуальні зразки договорів України та юридична допомога за українським законодавством


    Такой неприглядный сценарий был заложен еще в 2017 году в рамках пенсионной реформы, предполагавшей повышение пенсионного возраста и трудового стажа, необходимого для выхода на заслуженный отдых.

    В постановлении правительства Украины № 1098 говорится, что в 60 лет в 2020 году выйти на пенсию могут те, кто имеет не менее 27 лет стажа. Если есть от 17 до 27 лет стажа, придется работать до 63 лет, а от 15 до 17 лет — 65 лет.

    Плюс 75 тысяч нищих и более


    Однако в постановлении правительства и эта норма была прописана как временная мера, действующая до 1 января 2021 года. Следовательно, более 75 тысяч украинцев, получавших социальную пенсию в текущем году, лишатся и этого мизерного источника средств к существованию. Многие из них, стоит отметить, ранее усердно работали, но либо без официального оформления, либо за границей, так как вследствие деиндустриализации и закрытия предприятий нормальной официальной работы на родине найти не могли.

    И количество таких людей будет нарастать с каждым годом, как снежный ком. Если сейчас на пенсию выходят люди еще советского поколения, у которых был какой-нибудь стаж до 1990-х годов, то следующее поколение не имеет, как правило, и его.

    Как говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин, сейчас из 22 миллионов трудоспособного населения Украины Единый социальный взнос (ЕСВ), то есть отчисления в Пенсионный фонд, платят лишь 11 миллионов. Остальные же трудоустроены либо неофициально, либо за пределами Украины. И большую часть из них ожидает такая же судьба, особенно учитывая, что требуемый трудовой стаж будет повышаться. К 2028-му году он должен составлять уже 35 лет.

    Как прогнозирует Пендзин, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены жить под мостами и побираться на свалках — если нет родственников, которые смогут кормить.

    Коллапс государственного Пенсионного фонда

    Возможно, более светлое будущее ожидает тех украинцев, которые все-таки нашли официальную работу на родине и смогут к 2028 году накопить 35 лет стажа? Однако и здесь, увы, все не так радужно. На данный момент дефицит в Пенсионном фонде составляет более 200 миллиардов гривен. «Дыру» в фонде закрывают из госбюджета, у которого в приоритете стоят выплаты международным кредиторам.


    Его слова можно считать своеобразным «ободряющим» посылом тем украинцам, кто все-таки работает официально в надежде заработать себе 35-летний стаж в будущем.

    В то же время заместитель Федерации профсоюзов Украины Александр Шубин считает премьер-министра большим оптимистом относительно сроков, так как, по его подсчетам, уже через пять лет Украина не сможет платить пенсии. Такой печальный сценарий является не только следствием демографии, но и естественным результатом майдана, шестую годовщину которого как раз отмечают в эти дни.

    Пресловутый «безвиз» наряду с массовым закрытием предприятий отправил за пределы страны миллионы трудоспособных украинцев. И теперь около 8 миллионов граждан Украины работают, а их работодатели делают отчисления в Пенсионный фонд, но не Украины, а Польши или Италии.

    Однако, даже если Украина вообще не сможет платить пенсии, это не будет означать отмену пенсионных отчислений ныне работающих украинцев. Это означало бы увольнение тысяч чиновников, которые «без пропитания не могут», а Государственный пенсионный фонд, в принципе, может работать и сугубо на себя. Поэтому он в любом случае останется, как и обязательные отчисления в него.

    Частные пенсионные фонды с признаками аферы

    В качестве дополнительной альтернативы ныне действующей пенсионной системе в Кабмине продвигают концепцию накопительной трехуровневой пенсионной системы. Соответствующий законопроект, по словам депутата от «Евросолидарности» Алексея Гончаренко, на днях согласовал Кабмин. Правительство предлагает Верховной Раде ввести три профессиональных пенсионных программы для молодых работников, которым сейчас менее 35 лет:

    1. Право на получение пенсионных выплат после 50 лет при наличии страхового стажа от 25 лет — работодателям придется дополнительно к 22% ЕСВ платить еще 15%;

    2. Право на получение пенсии после 55 лет и наличия страхового стажа от 30 лет — 7% отчислений дополнительно к ЕСВ для работодателей;

    3. Возможность вступить в негосударственный пенсионный фонд с получением пенсионных выплат по достижении 55 лет. При этом дополнительные отчисления, помимо ЕСВ, — от 3% по согласованию с работниками.

    Таким образом, согласно плану, на Украине должна будет заработать трехуровневая пенсионная система (для тех, кто младше 35 лет):

    1-й уровень — государственная солидарная система (действует и сейчас);

    2-й уровень — государственная накопительная система (попытаются запустить);

    3-й уровень — частные пенсионные фонды (уже существуют на Украине, но не пользуются особой популярностью из-за недоверия граждан).


    Резко критикует Украину за пассивность в этом вопросе и USAID.

    «После 14 лет существования системы негосударственного пенсионного обеспечения в Украине (3-й уровень) оказалось, что это неудачный эксперимент. Неудачный с точки зрения охвата физических лиц, общей суммы накопленных активов, расходов и реальных показателей деятельности, а также, самое главное, результатов», — резюмировали в USAID в апреле этого года.

    Возможно, запугивание граждан вероятной отменой государственных пенсий вызвано и этим фактором. Народный депутат из фракции «Слуга народа» Галина Янченко в эфире «Украины 24» недавно говорила, что нынешние 30-летние украинцы могут даже не надеяться, что после достижения пенсионного возраста будут получать пенсии, поэтому им пора задуматься о накопительной системе.

    «Мне 32 года, и я думаю, что моему поколению пенсия, на которую можно выжить, уже не светит», — заявила депутат, призвав аудиторию взглянуть на пенсионеров стран Западной Европы, которые живут хорошо, и всё благодаря накопительной пенсионной системе.

    В данном контексте можно вспомнить, что картинки со счастливыми немецкими пенсионерами распространялись еще шесть лет назад на майдане, который через год почти в три раза сократил реальные пенсии за счет девальвации.

    По сути, частные пенсионные фонды — это частные банки, предлагающие долгосрочные вклады с выплатой через 20-30 лет. И то, что граждане Украины не спешат нести в них свои сбережения, вызвано осознанием нестабильности политической и экономической ситуации в стране.

    Многие к тому же регулярно видят пикеты обманутых вкладчиков и подозревают очередную аферу и в системе частных пенсионных фондов. Все-таки украинские банкиры-аферисты нередко успевают ограбить вкладчиков и за год-два существования банка, что уж говорить о периоде в 20-30 лет, когда истечет даже срок давности. Достаточно представить себе такого вкладчика, который вложил бы свои средства в частный пенсионный фонд в 1996 году, когда средняя зарплата была 126 гривен, в надежде получить в 2020-м «огромную пенсию» в 150 гривен с учетом процентов и той малой вероятности, что эта контора до сих пор бы сохранилась.


    «Должны быть инструменты для инвестиций. У нас в стране их нет. У нас фондового рынка как такого нет. Единственное, куда можно вкладывать деньги сегодня, — это, наверное, ОВГЗ», — говорит Александр Паращий, аналитик инвестиционной компании Concorde Capital, рассказывая о приоритетных инвестициях украинских частных пенсионных фондов.

    На Украине уже есть свежие прецеденты обмана вкладчиков таких фондов. В 2007 году Нацбанк Украины сформировал для своих сотрудников отдельный пенсионный фонд, в который они переводили 3% своих зарплат, чтобы получить дополнительную пенсию со временем. Эти средства НБУ вкладывал в «прибыльные предприятия». В итоге вложенные средства испарились вскоре после победы Евромайдана — в 2015 году.

    Пропало в общей сложности около миллиарда гривен. И пропали они потому, что экономические «гении» государственного Нацбанка вкладывали эти средства исключительно в убыточные предприятия (как правило, неликвидные частные банки). В целом же в этой схеме просматриваются все признаки аферы, в результате которой пострадали около 13 тысяч рядовых сотрудников НБУ.

    Накопительная система и частные пенсионные фонды, возможно, актуальны в стабильных странах с низким уровнем коррупции, не испытывавших экономических и политических потрясений десятилетиями, но не в Афганистане, Ливии, Украине или Молдавии. В условиях этих стран любые финансовые обязательства с отсрочкой в 20-30 лет напоминают сказку о том, как Ходжа Насреддин взял у шаха деньги, обязуясь через 20 лет научить осла говорить по-человечески.

    «Всё равно за эти 20 лет либо шах умрет, либо осел, либо я», — решил Насреддин, подсказав тем самым принцип действий и для многих аферистов из частных пенсионных фондов в нестабильных коррумпированных странах.

    Читайте также: