Закон регламентирующий государственные пенсии по возрасту

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая, 22 августа 2004 г., 25 ноября, 21 декабря 2006 г., 9 апреля 2007 г., 22 июля 2008 г., 18, 24 июля, 25 декабря 2009 г., 21 июня, 27 июля, 28 декабря 2010 г., 28 марта, 3 мая, 1 июля 2011 г., 5 апреля, 2 июля 2013 г., 21 июля 2014 г., 28 ноября, 29 декабря 2015 г., 23 мая, 3 июля 2016 г., 1, 18 июля 2017 г., 7 марта, 3 октября, 12 ноября, 27 декабря 2018 г., 1 октября 2019 г.

Принят Государственной Думой 30 ноября 2001 года

Одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 года

ГАРАНТ:

Согласно Федеральному закону от 22 ноября 2016 г. N 385-ФЗ гражданам, постоянно проживающим на территории РФ и являющимся по состоянию на 31 декабря 2016 г. получателями пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом, в январе 2017 г. осуществляется единовременная денежная выплата в размере 5 тысяч рублей

Об особенностях пенсионного обеспечения граждан РФ, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, см. Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 208-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон устанавливает в соответствии с Конституцией Российской Федерации основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

15 декабря 2001 г.

Устанавливаются основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения. Определяется круг лиц, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. Право на пенсию имеют граждане РФ, а также иностранные граждане и лица без гражданства. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению могут быть различных видов в зависимости от категории граждан, которым они назначаются. Назначаются следующие виды пенсий: за выслугу лет, по старости, по инвалидности и социальная пенсия. Определяются условия одновременного получения двух пенсий.

Устанавливаются условия назначения пенсий различным категориям граждан, их размеры, порядок подсчета стажа, перерасчета пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, индексации, выплаты и доставки.

Определяется порядок установления до 1 января 2004 года пенсий гражданам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности. Ранее назначенные пенсии пересчитываются по новым нормам. Если размер ранее назначенной пенсии превышает размер пенсии, исчисленной по новым нормам, то продолжает выплачиваться пенсия в прежнем размере. Лица, получавшие социальную пенсию, предусмотренную Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), имеют право на получение ранее назначенной пенсии в сохраненном размере и в прежнем порядке.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 года.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Парламентской газете" от 20 декабря 2001 г. N 238-239, в "Российской газете" от 20 декабря 2001 г. N 247, в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 51 ст. 4831

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 536-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 12 ноября 2018 г. N 409-ФЗ

Изменения вступают в силу с 12 ноября 2018 г.

Федеральный закон от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 7 марта 2018 г. N 56-ФЗ

Изменения вступают в силу с 7 марта 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 162-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 148-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 мая 2016 г. N 143-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 385-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Действие абзацев четвертого и шестого статьи 25 настоящего Федерального закона было приостановлено до 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 216-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 57-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 51-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 3 мая 2011 г. N 94-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 марта 2011 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 января 2011 г.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 21 июня 2010 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N 341-ФЗ)

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 187-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном статьей 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу в порядке, установленном пунктом 2, 3 статьи 4 названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 апреля 2007 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2008 г.

Федеральный закон от 21 декабря 2006 г. N 239-ФЗ

Федеральный закон от 25 ноября 2006 г. N 196-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 8 мая 2004 г. N 34-ФЗ

Изменения вступают в силу в соответствии со статьей 2 названного Федерального закона

Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ

С 1 января 2019 г. вступил в силу ФЗ № 350 от 3 октября 2018 г. Согласно этому документу, пенсионный текущий возраст увеличили только тем лицам, которые еще не являются пенсионерами.

Ниже разобраны все основные изменения пенсионной реформы, которые подробно прописаны в Федеральном законе № 350-ФЗ.

Основные нововведения


Согласно основным положениям Федерального закона № 350-ФЗ, с 2019 г. введены в действие такие правила:

  • мужчинам пенсию по старости теперь начисляют после достижения 65, а не 60 лет. Работающим женщинам такие деньги дают не в 55, а в 60 лет. Исключением являются госслужащие женского пола, которые теперь могут стать пенсионерками на 8 лет позже;
  • пособие по старости теперь назначают на 2 года позже. Такие выплаты положены при наличии конкретного стажа работы, который теперь равен 42 (ранее 40 годам) для работников-мужчин и 37(ранее 35 годам) — для работающих женщин;
  • пенсионные пособия назначают матерям с несколькими детьми — с 56 лет (с 4 несовершеннолетними или взрослыми детьми и если каждому из них уже есть 8 лет), с 57 лет — матери 3 детей, которым как минимум 8 лет. В обоих случаях страховой стаж равен 15 годам как минимум.

Согласно последней редакции ФЗ № 1032-11 от 19 апреля 1991 года, теперь граждан относят к лицам предпенсионного возраста на протяжении 5 лет до наступления предельного возраста для выплат. Раньше этот срок был равен 2 годам.

Текст закона — документа

Пенсионный закон № 350 был одобрен Госдумой в 2018 г. и вступил в юридическую силу в январе 2019 г.

Какие изменения произошли в законодательстве РФ


В тексте закона о повышении пенсионного текущего возраста есть несколько поправок, которые касаются таких граждан РФ:

  • деятелей культуры, врачей и учителей;
  • северян;
  • госслужащих;
  • нетрудоспособных лиц.

С 2019 г. был введен переходный продолжительный период, на протяжении которого работающим гражданам РФ будут ежегодно прибавлять несколько месяцев (лет) к пенсионному текущему возрасту. Такое правило будет действовать до 2028 г. для рабочих мужского пола и до 2034 г. — для трудящихся женщин.

Понятие трудовой пенсии и при каких условиях она выплачивается


Согласно ст. 2 ФЗ № 173 от 17 декабря 2001 г., трудовой пенсией считают ежемесячное пособие, которое выплачивают после получения группы инвалидности или по достижению конкретного возраста (по старости). В этом законе указано 3 вида трудовых пенсий:

  1. Страховая выплата по старости;
  2. Пособие по состоянию своего здоровья (инвалидам 1,2 или 3 группы);
  3. Выплата при потере кормильца.

Согласно ст. 8 ФЗ № 400 от 28 декабря 2013 года, лицам, которые до 31 декабря 2020 года доработают до 60 лет (работающие мужчины) или до 55 лет (трудящиеся женщины), пенсию назначат на полгода раньше периода, указанного в Федеральном законе № 350 о повышении пенсионного текущего возраста. Такие деньги выплатят тем гражданам РФ, которые проработали как минимум 15 лет.

Основные сроки

С января 2019 г. трудящимся гражданам РФ начали увеличивать пенсионный текущий возраст. Причем это делают поэтапно. Таким образом государство ежегодно повышает трудовой стаж не сразу на 5 лет, а на 1 год — до 2028 или до 2034 г. (для работающих граждан РФ мужского пола и трудящихся женщин соответственно).

Такое решение президента РФ смягчает последствия быстрого перехода на скорректированную пенсионную систему РФ. Ниже в отдельной таблице указаны новые сроки получения положенных от государства денег.

Срок выхода на пенсию по прежним правилам (в возрасте 55/60 лет)Возраст выхода с 01.01.2019Наступление пенсионного возраста по ФЗ № 350 от 3 октября 2018 г.
МужчиныЖенщины
1 полугодие 201960 + 0,555 + 0,52 полугодие 2019
2 полугодие 201960 + 0,555 + 0,51 полугодие 2020
1 полугодие 202060 + 1,555 + 1,52 полугодие 2021
2 полугодие 202060 + 1,555 + 1,51 полугодие 2022
202160 + 355 + 32024
202260 + 455 + 42026
2023 и следующие года60 + 555 + 52028 и следующие года

Когда по новым правилам назначают пенсию по старости

Пенсию по старости считают ежемесячной распространенной выплатой, которую платят всем работающим гражданам после отработки конкретного страхового стажа. Согласно пенсионному закону № 350, теперь мужчины становятся пенсионерами в 65 лет, а женщины — в 60 лет. До 2019 г. такой предельный возраст выхода был равен 60 и 55 годам соответственно.

Новые сроки назначения и получения социальных выплат


Социальную пенсию считают материальной государственной помощью тем гражданам РФ, которые долгое время или вообще не работали. С 2019 г., по Федеральному закону № 350 о пенсионной реформе, сроки получения такой выплаты существенно увеличены.

До 1 января 2019 г. безработные получали подобные деньги от государства в 65 лет (женщины) и в 70 лет (представители мужского пола). Теперь эти нормативы увеличили — до 70 и 75 лет соответственно. Такие положения ФЗ № 350 заработают в 2020 г.

В 2028 г. безработные мужчины, которым исполнится 70 лет, а также нигде не работающие женщины 65 лет, получат такую выплату.

Льготы для медработников, педагогов и работников культуры


Педагоги, врачи, артисты балета, гимнасты цирка, оперные певцы получают различные льготы. Так, согласно пенсионному закону № 350, для этих граждан России страховой минимальный стаж остался прежним — 25-30 лет.

Что изменилось для северян


Для граждан РФ, которые живут и трудятся на Крайнем Севере, по ФЗ № 350 также изменили пенсионный текущий возраст. С 2019 г. ежегодно этот срок увеличивают на 1 год.

В итоге, в 2028 г. северяне станут пенсионерами на 5 лет позже (работники мужского пола — в 60 лет, а трудящиеся женщины — в 55 лет).

Однако, такая реформа не затронула таких северян, у которых уже есть минимальный трудовой стаж:

  • рыбаков;
  • оленеводов;
  • женщин с 2 и более детьми (если работали на территории Крайнего Севера);
  • охотников и др.

Срок получения денег госслужащими


В Федеральном законе о пенсиях № 350-ФЗ есть пункт о том, что до 31 декабря 2020 г. пенсионный текущий возраст для госслужащих повышают на 6 мес. на протяжении 1 года. С 2021 г. такой срок возрастного увеличения будет равен 1 году.

В итоге, работники мужского пола к 2028 г. официально станут пенсионерами в 65 лет. С 2034 г. трудящимся женщинам будут давать пенсию в 60-летнем возрасте.

В 2019 г., согласно Федеральному закону № 350-ФЗ, пенсию госслужащим назначали следующим образом: женщинам — с 56 лет и их коллегам мужского пола — с 61 года. Выплату за выслугу лет с 2019 года назначают при наличии 16,5 лет стажа работы.

Кого не коснулось изменение пенсионного возраста


Новый пенсионный закон не затрагивает всех российских пенсионеров. Эти граждане РФ продолжат получать все положенные им деньги.

Также, по закону о пенсиях № 350, трудовой стаж остается прежним у таких трудящихся:

  • работников, которую ежедневно трудятся в опасных окружающих условиях (инженеры самолетов, трактористы, пилоты и др.);
  • физлиц, которые получили группу инвалидности (дети-инвалиды, участники ВОВ и др.);
  • граждан, которые получили различные увечья и травмы 26 апреля 1986 года при ликвидации катастрофы на АЭС г. Чернобыль, 29 сентября 1957 года — на химическом комбинате «Маяк» и на иных аналогичных объектах.

Определение размера выплат


В начале 2019 года многим пенсионерам уже выплатили ощутимую прибавку. Периодичность такого повышения, как и прежде, равна 1 разу в 1 год.

Согласно положениям Федерального закона № 350 о введении в России пенсионного нового возраста, современным пенсионерам будут повышать пенсии вплоть до 2024 г. На ближайшие несколько лет разработаны такие планы индексации:

  • 2020 г. — 6,6%;
  • 2021 г. — 6,3%.

При среднем размере трудовой пенсии, равном 14151 руб. (по данным ПФР за 2018 г.), доплата к ней в 2019 г. составила 997,64 руб. Такую прибавку уже дали многим пенсионерам в январе этого года.

Порядок назначения и время выплаты


Согласно ст. 24 ФЗ № 166 от 15 декабря 2001 года, назначение и начисление пенсии производят в Пенсионном фонде России (ПФР), по месту прописки работника, который обратился за такой выплатой. Для получения этих денег граждане составляют и подают заявление и в МФЦ, если между этим органом и местным ПФР заключено соглашение о взаимодействии.

Согласно положениям Федерального закона № 350, после истечения переходного срока работающие мужчины смогут подать заявку о начислении им пенсии с 65 лет, а трудящиеся женского пола — с 60 лет. В этом документе введен льготный порядок, по которому рабочий становится пенсионером на 6 мес. раньше.

Ничего не изменилось для таких лиц:

  • нынешних пенсионеров;
  • горняков;
  • спасателей;
  • женщин, которые трудятся на текстильной фабрике или занимаются лесозаготовкой;
  • летчиков-испытателей и др.

Досрочное начисление


Согласно новому пенсионному закону Российской Федерации № 350, с 1 января 2019 года досрочно получают пенсию такие лица:

  • работающие женщины и работники мужского пола, которые уже отработали трудовой конкретный стаж (37 лет и 42 года соответственно);
  • многодетные матери, которые имеют более 3 детей;
  • отец или мать 1 или нескольких детей-инвалидов;
  • граждане с 1 группой инвалидности, инвалиды по зрению и войны.

Заключение

Вступивший в силу ФЗ № 350 от 8 октября 2018 года полностью изменяет пенсионную систему РФ. Однако по мнению профессиональных экспертов, данный документ нужно отправить на доработку. С этим согласно и большинство граждан РФ.

В России предусмотрено большое количество различных видов пенсионных начислений: для военнослужащих, по старости, по инвалидности и т.д. В настоящей статье мы перечислим законы, которые регулируют вопросы, связанные с пенсионным обеспечением, после чего рассмотрим подробно положения закона о пенсии по старости. Социальная выплата по старости назначается гражданам по достижении ими определенного возраста и регламентируется федеральным законом N 166-ФЗ. Этот закон разъясняет условия, необходимые для получения выплат по старости, порядок их назначения, начисления и др.

Список законов о пенсиях в РФ

На данный момент в РФ действует ряд основных законов, затрагивающих сферу пенсионных начислений. В комплексе такие меры социальной поддержки охватывают практически все категории граждан. Ниже приведен перечень законов о пенсиях в РФ с активными ссылками на соответствующие статьи нашего сайта:

  • Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (посл. ред. от 18.07.2017)
    «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
    См. также статью Порядок назначения пенсии за выслугу лет согласно 166 ФЗ;
  • Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (с изм. от 19.11.2015)
    «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (в редакции от 28.12.2017)
    «О страховых пенсиях». См. также статью О выплате пенсии по потере кормильца;
  • Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 20.12.2017) — закон о пенсионном обеспечении бывших военных, служащих МВД, МЧС, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Нацгвардии РФ в отставке, а также членов их семей;
  • Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О накопительной пенсии»;
  • Федеральный закон от 06.03.2001 N 21-ФЗ «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией»;
  • Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Общие положения закона о пенсии по старости в РФ

Существует два вида пенсий по старости:

  • Страховая пенсия по старости;
  • Социальные выплаты.

Социальная пенсия по старости предназначена для никогда не работавших граждан, либо для тех, чей страховой стаж не превышает установленного минимума, позволяющего получить страховую пенсию. На данный момент указанный минимум составляет 9 лет, в будущем планируется его постепенное увеличение до 15 лет.

Вам будет интересно: ФЗ о занятости населения в последней редакции. подробности по ссылке:

Для назначения социальных выплат необходимо достичь возраста, в котором человек считается нетрудоспособным: 65 лет у мужчин и 60 лет у женщин. Указанный возраст на 5 лет превышает возраст, с которого государство начинает выплачивать гражданам страховую пенсию. Обязательное условие: человек не должен работать по найму, иметь иные источники дохода, а также должен прожить на территории Российской Федерации не меньше 15 лет. Все основные положения о социальных начислениях по старости регламентируются Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии со ст. 23 этого нормативного документа, социальное пенсионное пособие по старости назначается бессрочно.

Если гражданин имеет достаточный трудовой стаж, он может претендовать на трудовую пенсию. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» N 173-ФЗ, принятый в ноябре 2001 года, регулирует такие аспекты данной сферы, как:

  • Условия, необходимые для получения трудовых выплат;
  • Страховой стаж;
  • Размеры трудовых выплат;
  • Назначение, перерасчет и выдача трудовых пенсий.

Как начисляется пенсия в РФ?

После проведения новой пенсионной реформы в 2015 году, в силу вступил законодательный акт «О страховых пенсиях». Согласно ст. 15 закона, размер страховых выплат по старости определяется по формуле:

СПст = ИПК x СПК, где

  • СПст — размер страховой пенсии по старости;
  • ИПК — индивидуальный пенсионный коэффициент;
  • СПК — стоимость одного пенсионного коэффициента на момент, когда назначается страховая пенсия по старости.

Согласно ст. 16 закона, к страховой пенсии прибавляется также фиксированная выплата. На 2018 год она составляет 4 982 рубля 90 копеек, индексируется государством ежегодно. Таким образом, формула для расчета приобретает вид:

СПст = ИПК x СПК + ФВ

Социальная выплата по старости является фиксированной и составляет на сегодня 5034,25 рублей, но может быть повышена за счет регионального коэффициента.

Учитывается ли трудовой стаж?

Закон о социальных выплатах по старости не предусматривает необходимого минимума трудового стажа. Другими словами, при назначении данного вида выплат, трудовой стаж не учитывается.

Однако для получения страховых выплат по старости существует необходимый порог. В расчет страхового стажа включаются периоды работы гражданина, во время которых производились взносы в пенсионный фонд России (ПФР). Возможно включение в стаж иных периодов жизни, предусмотренных законодательством. Но при соблюдении обязательного условия: до и после таких периодов присутствовала рабочая деятельность, во время которой производились страховые начисления в ПФР.

Иногда возникают ситуации, когда гражданин не может подтвердить свой трудовой стаж. Причиной могут служить утеря трудовой книжки, неточности, исправления в ней, неполнота данных. В таком случае подтверждением наличия трудового стажа, или, как еще говорят, средствами «восстановления» трудового стажа, могут служить:

  • Выписки из приказов;
  • Лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы;
  • Удостоверения;
  • Трудовые договоры и соглашения с отметками об их исполнении;
  • Иные документы, содержащие сведения о периодах работы.

Если работодатель до сих пор ведет деятельность, можно за короткое время получить справки о стаже и заработке. Если же учреждение или предприятие к настоящему моменту ликвидировано, необходимо подавать заявление на получение справки в местный архив.

Последние изменения, внесенные в законы о пенсионерах

Мы рассмотрим основные изменения в сфере пенсионного обеспечения в России, произошедшие в последнее время.

15 декабря 2017 года Госдумой РФ был принят закон, согласно которому перерасчет пенсий в дальнейшем будет проводиться не с 1 февраля, как было раньше, а с первого дня января. Индексация затрагивает интересы получателей практически всех видов пенсий: по старости, инвалидности, потере кормильца и др. Не затронет, как и прежде, трудоустроенных пенсионеров.

  • С первого января 2018 года страховые пенсии неработающих пенсионеров были увеличены почти на 4 процента. Для сравнения, по данным Пенсионного фонда РФ, в 2017 году, в соответствии с прогнозом уровня инфляции, планировалось увеличение всего на 2,6 %. Лицам, которые продолжают трудовую деятельность, перерасчета выплат стоит ждать только к концу лета. Однако небольшую прибавку они начнут получать уже сейчас — за счет увеличения количества начисляемых пенсионных баллов (максимум +3 балла), которые также «подорожали». Размер надбавки таким образом составит не более 245 руб.
  • Возросла на 3 рубля стоимость пенсионного балла, ее размер составляет 81,5 руб. Величина пенсионного обеспечения гражданина рассчитывается путем умножения обновленной «цены» коэффициента на количество начисленных пенсионных баллов.
  • Фиксированная выплата, которая также является показателем, значительно влияющим на доход пенсионера, возросла. После индексации ее величина составила почти 4983 руб. По данным ПФР, усредненный показатель размера пенсии по стране на 2018 год вырос до значения 14 075 рублей.

Согласно положениям Федерального закона от 18 июля 2017 г. N 162-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», с 2018 года дети, оба родителя которых неизвестны, будут получать от государства социальные пенсии. Речь идет о младенцах, найденных на улице, а также об «отказниках» и «подкидышах», если при их регистрации сведения о родителях не были указаны. Вплоть до достижения несовершеннолетия, таким детям будет начисляться пенсия в размере более 10 тыс. рублей в месяц. Для поступивших в ВУЗ на очное отделение начисления продлятся до 23 лет.

Вопросы пенсионного обеспечения в российском обществе остаются актуальными всегда. Государством ежегодно принимаются меры по повышению размера пенсионных начислений. Однако недовольных своим материальным положением и соотношением пенсия/цены по-прежнему остается множество пенсионеров. В 2018 году рост пенсий наконец превысил уровень инфляции.

Чтобы ознакомиться с последними изменениями, внесенными в пенсионное законодательство, предлагаем вам скачать Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» в актуальной редакции.

Расчет пенсии зависит и от законодательства, действовавшего в период, когда граждане осуществляли трудовую деятельность. Сегодня актуально говорить о трех пенсионных законах, устанавливающих различный порядок расчета пенсии. В данной статье Вы узнаете основные моменты расчета пенсии по разным правилам, что позволит проверить ранее назначенную пенсию.

В статье приводится порядок индексирования пенсии, назначенной 01.01.2002. Содержание статьи полезно для пенсионеров, которые сомневаются в том, правильно ли им назначена и проиндексирована пенсия.

Содержание статьи:

Порядок расчета пенсии по Закону РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».


Достаточно часто при расчете пенсии мне задают вопрос о возможности применения ранее действовавшего пенсионного законодательства.

Первым пенсионным законом Российской Федерации, по которому возможно производить расчет пенсии вплоть до 31.12.2001 года, является Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Возможность применения данного закона в современных условиях подтверждается позицией Конституционного суда РФ, который проверил положения ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». На рассмотрение был поставлен вопрос о нарушении пенсионных прав граждан в связи с введением нового порядка расчета пенсии, предусматривающего оценку пенсионных прав застрахованных лиц, согласно которому общий трудовой стаж определялся как суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, учитываемой в календарном порядке.

Согласно данному нормативному акту право на пенсии по старости на общих основаниях устанавливалось ст. 10 Закона – мужчинам при достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам – по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.

Однако, как правило, данный порядок менее выгоден, чем установленный более поздним пенсионным законом, федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», о котором речь пойдет ниже. Поскольку законодатель ограничил максимальный размер пенсии.

Так, согласно ст. 18 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» максимальный размер пенсии при общем трудовом стаже, равном требуемому для назначения полной пенсии (25 для мужчин, 20 для женщин), устанавливается на уровне трех минимальных размеров пенсии. Размер пенсии повышается на один процент за каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемого для назначения пенсии, но не более чем на 20 процентов.

Согласно телетайпограмме Минтруда РФ от 24.07.2001 N 5489-ВЯ, ПФ РФ от 25.07.2001 № ЛЧ-06-32/6084 «О перерасчете пенсий и расчете компенсационных выплат» минимальный размер пенсии с 01.08.2001 составляет 185,32 руб.

Таким образом, максимально возможный размер пенсии составляет 185,32 х 3 х 1,2= 667,15 руб.

Установленный рассматриваемым законом порядок выгодно применять при подсчете трудового стажа, поскольку только этим нормативным актов разрешается включать следующие периоды помимо работы:

— службу в составе Вооруженных Сил бывшего СССР (ст. 90 Закона). Более того, при подсчете трудового стажа для назначения пенсии по старости на общих основаниях военная служба по призыву включалась в двойном размере;

— обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре включается в общий трудовой стаж наравне с работой (ст. 91 Закона);

— проживание жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, вместе с мужьями (женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства (ст. 92 Закона);

— выплаты пособия по безработице, участия в оплачиваемых общественных работах и переезда по направлению службы занятости в другую местность и трудоустройства (ст. 92 Закона);

— и другие периоды.

Расчет пенсии по федеральному закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».


В период с 01.01.2002 по 31.12.2014 действовал иной пенсионный порядок, установленный федеральным законом № 173-ФЗ.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательным условием является наличии не менее пяти лет страхового стажа (учитываемая при определении трудовой пенсии суммарная продолжительность периодов работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы, а также иных периодов, засчитываемых в трудовой стаж).

В основе установленной пенсионной формулы основным показателем становится расчетный размер пенсии (РП). Он зависит от:

1) коэффициента среднемесячной заработной платы, ограниченного максимумом 1,2. Данные коэффициент определяется как частное от деления Вашего среднемесячного заработка (ЗР) к заработной плате в РФ за тот же период (ЗП). Проблемы возникают в том случае, когда не удается документально подтвердить размер заработка в течение пяти лет до 2002 года либо в период с 01.01.2000 по 31.12.2001 годы;

2) от стажевого коэффициента, равного 0,55 и повышается на 0,01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0,20.

При этом при расчете размера пенсии учитывается среднемесячная заработная плата в РФ за третий квартал 2001 г. для исчисления и увеличения размеров пенсий, утвержденной Правительством РФ (СЗП = 1671 руб.). Ее размер не меняется и един для все будущих пенсионеров.

С учетом изложенного, максимальный размер пенсии на 01.01.2002 составляет:

РП = 1671 х 1,2 х 0,75 = 1503 руб.

Согласно Закону, пенсия включает две части:

1) базовая часть – 450 руб.;

2) страховая часть – 1053 руб.

В дальнейшем высчитывается пенсионный капитал, который зависит от страховых взносов за период с 01.01.2002 по 31.12.2014.

Если их не было, происходит индексирование базовой и страховой частей пенсии. Если страховые взносы начислялись, их также индексируют как страховую часть пенсии.

Далее учитываем так называемую валоризацию, применяемую с 01.01.2010.

Ее размер устанавливается в соответствии со статьей 30.1 пункта 1 Федерального закона 173-ФЗ: 10 процентов величины расчетного пенсионного капитала, исчисленного в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона (до 1.01.2002 г.) и, сверх того, 1 процент величины расчетного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года.

Так, мужчина может уйти на пенсию с 60 лет. С учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года максимальный размер валоризации составит 41%.

Другими словами, увеличение рассчитывается как произведение страховой части пенсии на процент валоризации. При этом следует учитывать, что в страховую часть не входят страховые взносы.

Проведем индексацию и увеличение пенсии в соответствии с законом, без начисления страховых взносов.

Размер пенсии на 01.01.2002 1503 руб.

Страховая часть – 1053 руб., базовая часть – 450 руб.

Валоризация 41%. Увеличение = 3873,38 х 0,41 = 1588,09

Таким образом, в случае, если пенсионер официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года общего трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 31.12.2014 года составит 12246,12 руб.

Если в указанный период страховые взносы начислялись, размер пенсии будет увеличен в установленном законом порядке.

Рассчитываем пенсию по федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»


С 01.01.2015 вновь кардинально изменилось пенсионное законодательство. Пенсионная система включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и негосударственное (добровольное) пенсионное обеспечение.

Здесь речь пойдет только об обязательном пенсионном обеспечении, которое представляет собой отложенную часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая, включая достижение пенсионного возраста. Именно поэтому Пенсионный Фонд России пропагандирует идею, согласно которой, чем больше средств направлено на будущую пенсию в течение трудовой деятельности, тем выше пенсия. Но не все так очевидно.

Пенсия по старости сегодня называется страховой пенсией – ежемесячная денежная в целях компенсации лицам заработной платы и иных выплат, утраченных с наступлением нетрудоспособности по старости.

Если ранее пенсия включала в себя страховую часть и базовую часть, то согласно новому закону страховая пенсия по старости состоит из страховой части и фиксированной выплаты.

С 01.01.2015 размер пенсии напрямую зависит от официальной заработной платы работника. Поскольку именно от нее зависит, какие сведения предоставит работодатель о застрахованном лице в Пенсионный Фонд России и какие он перечисляет страховые взносы.

Общий тариф страхового взноса составляет 22% от годового фонда оплаты труда работника в пределах законодательно установленной суммы (в 2018 – 991 000 руб.). С величины, превышающей данный размер работодатель уплачивает взносы по тарифу 10%. При этом нужно учитывать:

1) на формирование страховой пенсии идет только 16%, а 6% направляется на формирование фиксированной выплаты. Однако в тех случаях, когда гражданин воспользовался правом выбора тарифа страхового взноса на накопительную часть трудовой пенсии, 10% направляются на страховую часть, 6% — на накопительную часть; 6% на фиксированные выплаты;

2) в 2014-2019 годах все средства страховых взносов (16%) направляются на формирование только страховой пенсии независимо от ранее выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.

Основания получения страховой пенсии по старости закреплены в ст. 8 Федерального закона: право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. При этом обязательными условиями являются наличии не менее 15 лет страхового стажа и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В связи с тем, что пенсионная реформа реализуется поэтапно, при выходе на пенсию в 2018 году необходимо, помимо достижения пенсионного возраста, иметь страховой стаж 9 лет и 13,8 пенсионных баллов (величина индивидуального пенсионного коэффициента).

Расчет пенсии по новому закону следует разделить на две части.

1. Перевод ранее начисленного размера пенсии.

С учетом положений ч. 1 ст. 34 Федерального закона величина индивидуального пенсионного коэффициента (пенсионные баллы) до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части пенсии, деленной на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015, указанную в ч. 10 ст. 15 Федерального закона, т.е. 64,10 руб.

В соответствии с нашим примером, по состоянию на 31.12.2014 года пенсия составляла 12246,12 руб., включая страховую часть – 8335,78 руб.

Если в пенсионных баллах, то 130,04 (8335,78 / 64,1 = 130,04).

В тех случаях, когда идет речь о пенсионере, то размер пенсии продолжает индексироваться.

Размер пенсии на 31.12.2014 – 12246,12 руб.

Страховая часть – 8335,78 руб., базовая часть – 3910,34 руб.

Таким образом, для пенсионера, который официально после 31.12.2001 не работал (работодатель не производил отчислений страховых взносов за своего работника), с учетом начала трудовой деятельности в 18 лет, периода работы с 01.01.1991 по 31.12.2001, а также 31 года трудового стажа до 1 января 1991 года, размер пенсии по состоянию на 01.01.2018 года составит 15578,64 руб.

2. Расчет пенсии, формируемой с 01.01.2015.

Страховая пенсия по старости формируется по формуле:

Пенсионные баллы х Стоимость пенсионного балла + Фиксированная выплата

Оценить преимущества либо недостатки нового пенсионного законодательства можно на простых примерах.

При зарплате в 2017 году 10 000 руб. (годовой заработок 120 000 руб.) на страховую пенсию направляется 19 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 1,37 ((19200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 107,65 руб. (1,37 х 78,58 = 107,65; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 8212,4 (107,65 х 30 + 4982,9 = 8212,4; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 15 000 руб. (годовой заработок 180 000 руб.) на страховую пенсию направляется 28 800 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 2,05 ((28800 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 161,09 руб. (2,05 х 78,58 = 161,09; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 9815,6 (161,09 х 30 + 4982,9 = 9815,6; страховая часть плюс фиксированная выплата). В такой ситуации размер пенсии не дотягивает даже до величины прожиточного минимума пенсионера в Воронежской области 8 620 руб. В этом случае государство сравняет пенсию с прожиточным минимумом региона пенсионера путем производства социальных доплат к пенсии на основании ст. 12.1 федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».

При зарплате в 2017 году 35 000 руб. (годовой заработок 420 000 руб.) на страховую пенсию направляется 67 200 руб. Для перевода страховых взносов в пенсионные баллы указанная сумма делится на размер страховых взносов от максимально установленной законом суммы (876 000 х 16% = 140 160 руб.) и умножается на 10. Следовательно, размер пенсионных баллов составит 4,79 ((67200 / 140160) х 10). Это означает, что к ежемесячному размеру пенсии прибавится 376,4 руб. (4,79 х 78,58 = 376,4; количество пенсионных баллов умножается на стоимость пенсионного балла в 2017 г.).

Так, за 30 лет работы пенсия составит по действующему законодательству 16274,9 (376,4 х 30 + 4982,9 = 8000,3; страховая часть плюс фиксированная выплата).

При этом законодатель установил максимальное количество пенсионных баллов, которые можно начислить за год – 10 (но поэтапно, так в 2018 году – 8,7). Это означает, что в 2018 году доходы свыше 862 170 руб. (71 847,5 руб. ежемесячно) не повлекут увеличения страховой пенсии по старости.

Выводы

Изменения пенсионного законодательства направлены не только на защиту интересов пенсионеров, но и государственных интересов. Сегодня для ухода на пенсию по старости необходимо не только работать официально, но и получать определенную зарплату, чтобы иметь необходимый страховой стаж и индивидуальный пенсионный коэффициент. В противном случае, граждане после достижения пенсионного возраста не смогут рассчитывать на страховую пенсию, а для получения социальной пенсии нужно будет ждать еще 5 лет.

Читайте также: