Закон республики абхазия о пенсионном обеспечении инвалидов

О пенсионном обеспечении инвалидов, семей погибших и семей умерших инвалидов Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 гг.

Настоящий Закон определяет правовые основы пенсионного обеспечения инвалидов, семей погибших, семей умерших инвалидов Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 гг., регламентирует участие государственных органов Республики Абхазия в реализации конституционного права граждан на социальное обеспечение.

Глава 1. Общие положения

Законодательство о пенсионном обеспечении инвалидов, семей погибших и семей умерших инвалидов Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 гг. (далее – Отечественная война) основывается на Конституции Республики Абхазия, настоящем Законе, иных законах, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актах.

1. Действие настоящего Закона распространяется на инвалидов, семьи погибших и семьи умерших инвалидов Отечественной войны.

2. Действие настоящего Закона распространяется на семьи погибших добровольцев, инвалидов и семьи умерших инвалидов из числа добровольцев.

1. Лицам, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии (за исключением лиц, указанных в части 2 настоящей статьи), назначается одна пенсия по их выбору.

2. В случае, если один из родителей погибшего в Отечественной войне является инвалидом Отечественной войны, ему назначаются пенсии по обеим категориям.

Глава 2. Статус инвалида, семьи погибшего, семьи инвалида Отечественной войны

1. Семья погибшего (пропавшего без вести) при исполнении обязанностей военной службы в Отечественной войне имеет право на пенсию на каждого нетрудоспособного члена семьи.

2. При определении права на пенсию нетрудоспособными членами семьи погибшего (пропавшего без вести) следует считать:

1) детей, не достигших 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими 18 лет, а также учащихся средних, среднетехнических и высших учебных заведений, независимо от формы обучения;

2) отца, мать, супругу (супруга), если они достигли возраста: женщины – 50 лет, мужчины – 55 лет, либо являются инвалидами;

3) деда и бабушку – при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством обязаны их содержать;

4) матерей, воспитавших детей погибших в Отечественной войне, факт отцовства которых подтвержден органами загса, без регистрации брака, по достижении ими возраста 50 лет.

1. Инвалидами Отечественной войны признаются:

1) лица из состава действовавших Вооруженных сил Республики Абхазия, ставшие инвалидами в период Отечественной войны вследствие ранения, контузии, увечья либо заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы;

2) лица из числа ополчения, ставшие инвалидами в период Отечественной войны вследствие ранения, контузии, увечья либо заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы;

3) служащие тыла, обслуживавшие действующий воинский контингент и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья либо заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в Отечественной войне;

4) работники госпиталей и медучреждений, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период исполнения служебных обязанностей в Отечественной войне.

2. Порядок определения лиц, предусмотренных пунктами 2-4 части 1 настоящей статьи, устанавливается Кабинетом Министров Республики Абхазия.

1. Нетрудоспособными членами семьи инвалида Отечественной войны, обладающими правами на пенсионное обеспечение, следует считать:

1) детей, не достигших 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими 18 лет, а также учащихся средних, среднетехнических и высших учебных заведений независимо от формы обучения;

2) отца, мать, супругу (супруга), если они достигли возраста: женщины – 50 лет, мужчины – 55 лет, либо являются инвалидами;

3) деда и бабушку – при отсутствии лиц, которые по закону обязаны их содержать.

Для целей настоящего Закона статус инвалида Отечественной войны устанавливается уполномоченным центральным органом государственного управления Республики Абхазия в сфере социального развития по результатам медико-социальной экспертизы и подтверждения факта причинно-следственной связи инвалидности, определенной в соответствии со статьей 5 настоящего Закона.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы утверждается Кабинетом Министров Республики Абхазия.

Основанием для предоставления права на пенсионное обеспечение инвалида Отечественной войны является решение уполномоченного центрального органа государственного управления Республики Абхазия в сфере социального развития в соответствии со статьей 7 настоящего Закона.

Глава 3. Назначение и выплата пенсий и пособий

1. Заявление о назначении пенсии подается в структурное подразделение местного органа государственного управления в сфере социального обеспечения по месту прописки заявителя.

2. Структурное подразделение местного органа государственного управления в сфере социальной защиты населения в обязательном порядке дает разъяснения по вопросам назначения пенсий и содействует заявителю в получении необходимых документов.

Пенсии назначаются структурными подразделениями местных органов государственного управления в сфере социальной защиты населения по месту прописки.

1. Документы о назначении пенсии рассматриваются структурными подразделениями местных органов государственного управления в сфере социальной защиты населения в течение 20 рабочих дней со дня их поступления.

2. В случае отказа в назначении пенсии структурные подразделения местных органов государственного управления в сфере социальной защиты населения не позднее 5 дней уведомляют заявителя и одновременно возвращают все документы с приложением письменного обоснования отказа в назначении пенсии.

Решения об установлении или отказе в установлении пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии могут быть обжалованы в центральном органе государственного управления в сфере социального развития и (или) в суде.

1. Пенсии по категории «семья погибшего в Отечественной войне народа Абхазии 1992-93 гг.» и «семья умершего инвалида Отечественной войны народа Абхазии 1992-93 гг.» назначаются со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев перед обращением.

2. Пенсия инвалида Отечественной войны назначается со дня установления инвалидности, если обращение за пенсией последовало не позднее 6 месяцев со дня ее установления. В случае обращения за пенсией позже указанного срока пенсия назначается со дня подачи заявления.

3. Пенсия инвалида Отечественной войны назначается независимо от продолжительности трудового стажа и устанавливается на тот срок, на который определена инвалидность.

1. Выплата пенсий, предусмотренных настоящим Законом, производится в размере, установленном законодательством Республики Абхазия, и производится по месту прописки пенсионера центральным органом государственного управления в сфере социального развития.

2. По желанию пенсионера пенсия может выплачиваться по нотариально заверенной доверенности, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Республики Абхазия. Выплата указанной пенсии по нотариально заверенной доверенности, срок действия которой превышает один год, производится в течение всего срока действия нотариально заверенной доверенности при условии ежегодной перерегистрации пенсионера по месту получения пенсии.

1. Начисленные суммы пенсий, не востребованные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время без ограничений. Неначисленные суммы пенсий выплачиваются за прошлое время, но не более чем за 3 года перед обращением за получением.

2. Суммы пенсии, не полученные своевременно по вине центрального органа государственного управления Республики Абхазия в сфере социального защиты и (или) структурных подразделений местных органов государственного управления в сфере социальной защиты населения, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

1. Удержания из пенсии могут производиться:

1) на основании судебных актов;

2) на основании решений структурных подразделений местных органов государственного управления в сфере социальной защиты населения для взыскания сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру вследствие злоупотреблений с его стороны (в результате представления документов с заведомо ложными сведениями).

1. Суммы пенсии, причитавшиеся пенсионеру и оставшиеся недополученными в связи с его смертью, не включаются в состав наследства и выплачиваются тем членам его семьи, которые относятся к кругу лиц, обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца.

Члены семьи, проживающие совместно с пенсионером на день его смерти, имеют право на получение этих сумм и в том случае, если они не входят в круг обеспечиваемых пенсией по случаю потери кормильца.

При обращении нескольких членов семьи причитающаяся им сумма пенсий делится между ними поровну.

2. Указанные суммы выплачиваются, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев после смерти пенсионера.

3. В случае смерти пенсионера его семье выплачивается пособие на погребение в размере двухмесячной пенсии.

Если похороны пенсионера осуществляются лицами, не являющимися членами семьи, то пособие выплачивается этим лицам в сумме не свыше фактически понесенных расходов на погребение в пределах указанного размера пособия.

Порядок выплаты пособия по случаю смерти пенсионера утверждается Кабинетом Министров Республики Абхазия.

Глава 4. Пенсии и пособия

1. В случае смерти инвалида Отечественной войны (независимо от причины смерти) на каждого нетрудоспособного члена семьи умершего инвалида производится выплата пенсии в размере суммы, установленной пунктом 18 части 1 статьи 1 Закона Республики Абхазия от 15 июня 2011 года, № 2938-c-IV«O повышении размера пенсии отдельным категориям пенсионеров в Республике Абхазия».

2. Положения части 1 настоящей статьи не направлены на ухудшение положения тех получателей пенсии, которым она была назначена на основе прежде действовавшего законодательства.

1. Супруга (супруг) умершего инвалида войны имеет право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими возраста: женщины – 50 лет, мужчины – 55 лет. Жены-инвалиды имеют право на пенсию вне зависимости от достижения пенсионного возраста.

2. В случае, если супруга (супруг) умершего инвалида войны имеет детей, не достигших 16 лет, и занята (занят) уходом за ними, то ей выплачивается пенсия по случаю потери кормильца независимо от возраста при условии, что она (он) не вступила (вступил) в повторный брак. 3. Учащимся и студентам средних, средне-специальных и высших учебных заведений пенсии по случаю потери кормильца выплачиваются до окончания учебного заведения, но не более чем до достижения ими 25-летнего возраста.

Детям инвалидов Отечественной войны I и II групп выплачивается пенсия в размере пенсии, установленной в абзаце 1 пункта 8 статьи 1 Закона Республики Абхазия от 15 июня 2011 года, №2938-c-IV «О повышении размера пенсии отдельным категориям пенсионеров в Республике Абхазия» ежемесячно до совершеннолетия.

Глава 5. Заключительные положения

Пенсионное обеспечение инвалидов, семей погибших и семей умерших инвалидов осуществляется за счет средств Пенсионного фонда.

1. Настоящий Закон вступает в силу с момента официального опубликования, за исключением статьи 20.

2. Установить, что статья 20 настоящего Закона вступает в силу с 1 июня 2015 года.

3. Признать утратившим силу с момента вступления в силу настоящего Закона статьи 1-9 и 26 Закона Республики Абхазия от 6 сентября 1993 года «О мерах по социальной защите инвалидов Отечественной войны народа Абхазии и семей погибших».

Принят Народным Собранием – Парламентом Республики Абхазия 9 июля 2014 года

В.БГАНБА, исполняющий обязанности Президента Республики Абхазия

Пенсии в Абхазии получают граждане по 32 категориям. Размер их очень разный, но не больше 10 000 рублей. Еще 10 категорий получают в Абхазии пособия, но максимальные размеры также не превышают 10 000. Есть также немногочисленное количество граждан, которые получают персональные пособия от государства, максимальный размер этих выплат — 25 000 рублей.


Абхазия

Абхазия, непризнанная большей частью мира, расположена в Причерноморье, в северо-западной части Кавказа. Граничит с Россией и Грузией, которая считает Абхазию своей территорией, так как до 1991 года этот регион входил на правах автономии в состав Грузинской ССР.

После конфликта 1992–1993 гг. между грузинами и абхазцами регион провозгласил свою независимость от Грузии, чего последняя до настоящего времени не приемлет и считает эту территорию своей частью.

Результатом грузино-осетинского конфликта стало то, что Абхазию и Южную Осетию РФ признало независимыми. Подавляющая часть жителей Абхазии имеет российские паспорта. Они могут претендовать на российское пенсионное обеспечение, потому что являются гражданами России.


Абхазия и страны-соседи на карте

Как устроено в Абхазии пенсионное обеспечение?

Система пенсий в стране складывалась постепенно и прошла через несколько фаз своего развития:

  • В 1993 году принят закон, обеспечивающий социальную защиту инвалидов и семей погибших в конфликте 1992–1993 гг.
  • Закон 1998 года увеличил размер пенсии 11 категориям получателей.
  • В течение 1999–2001 пенсионные выплаты увеличивались еще для целого ряда категорий граждан.

В дальнейшем из года в год пенсии увеличиваются по разным категориям, но размер их оставался настолько незначительным, что пенсионное обеспечение не слишком влияло на улучшение жизни тех людей, которые не могут полноценным трудом зарабатывать себе на жизнь.

Это хорошо видно из представленных таблиц, где показана минимальная и максимальная пенсия в Абхазии, в том числе за выслугу и по старости.

Категория Пенсия (в месяц)
По выслуге 200 р. + доплата 1000 р. с 2014 г.
По старости 500 р. + доплата 1000 р. с 2014 г.
Пенсионеры, обладающие званием заслуженного работника в какой-либо отрасли Выплата 1500 р.
Шахтеры Платят этой категории 1500 р.
Люди, которым 100 и больше лет Доплачивается пособие в 5000 р.

Тем, кто участвовал в войнах, выплаты составляют:

Категория Пенсия и пособие
Обладатели медали «Герой Абхазии» 6500 р.
Кавалеры ордена Леона 5500 р.
Награжденные медалью «За отвагу» 5000 р.
Добровольцы, получившие медаль «За отвагу» 5500 р.
Участники ВОВ 5000

Семейные пенсии и пособия на 2020 год составляют:


Размер пособия в Абхазии

Выплаты по инвалидности:

Выплаты другим категориям:

Категория Пенсия или пособие
Ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС и прибывшие на станцию в 1988–1990 гг. 1500–2000
Инвалиды-ликвидаторы 2000–3500
Депутаты Народного Собрания, если стаж работы в Парламенте составляет не менее пяти лет 4000–5500

Как видно из приведенных таблиц, пенсионная система Абхазии довольно разветвленная. И только на первый взгляд имеет слишком малую базу для материального обеспечения нуждающихся в пенсиях и пособиях. Учитывая, что население страны составляет более 240 тысяч человек, из которых более 50 тысяч имеет право на пенсию и пособия.

Рекомендуем посмотреть видео про пенсию в Абхазии:

Очевидно, что большое внимание уделяется семьям, участникам и инвалидам войны 1992–1993 гг., в том числе и родителям, потерявшим своих детей, а также инвалидам, участникам Великой Отечественной войны и войны в Афганистане. Можно сделать вывод, что пенсионная система Абхазии ориентирована на защиту наиболее социально уязвимых граждан. Человек может получать пенсию по старости и в то же время пособие как участник боевых действий, а также потерявший сына или дочь на войне.

Соглашение с Россией

В Абхазии нелегко россиянину получить гражданство, здесь одна из самых сложных процедур в мире. Нужно прожить 10 лет безвыездно, чтобы получить такое право, и при этом еще платить все страховые взносы. Причем обладание паспортом не создает никаких преимуществ, а вот проблемы вполне могут возникнуть. Вплоть до уголовной ответственности при желании посетить Грузию.

Впрочем, и гражданину Абхазии не так просто получить гражданство России, так как после 2008 года, когда была признана независимость, жители страны стали для Российской Федерации иностранцами.

  1. Надо получить РВП (разрешение на временное проживание). Это возможно, если есть в каком-то регионе России свободная квота.
  2. Получив РВП, надо прожить в месте его получения 180 дней.
  3. После этого следует подать заявление на ВНЖ (вид на жительство), подождать шесть месяцев и, возможно, получить его.
  4. По ВНЖ надо прожить в России один год, и сдав экзамен на знание русского языка, получить гражданство, при этом отказавшись от абхазского паспорта. Процедура все же более быстрая, хотя и хлопотная, чем получение абхазского гражданства.


Политика российского правительства по поддержанию абхазской государственности до 2008 года была направлена на то, чтобы как можно больше жителей Абхазии получили российское гражданство.

В период с 2002 по 2008 год его обрели 140 000 абхазцев, т. е. больше половины населения. При этом русское меньшинство (а это 21 000 человек), как правило, не имеет никакого гражданства в Абхазии.

Абхазия заключила соглашение с РФ, чтобы живущие в ней граждане России получали пенсии, равные тем, что имеют остальные россияне. Для этого в 2015 году было заключено специальное соглашение между двумя странами, предусматривающее следующее:

  1. Общая сумма пенсии должна составлять 10 180 рублей.
  2. Тем, кто постоянно проживает в Абхазии, выплачивается эта пенсия.
  3. Производится выплата пенсии из федерального бюджета Российской Федерации.
  4. Это соглашение заключено сроком на 10 лет, по истечении которых оно продлевается на пять лет. Но одна из сторон может отказаться от продления, и тогда выплаты прекратятся.

Рекомендуем посмотреть видео про цены в Абхазии:

Деньги на реализацию этого соглашения со стороны России поступили только в 2016 году, и пенсия была проиндексирована. Доплата производилась тем, у кого пенсионная выплата не превышала 10 180 рублей, таковых оказалось более 27 000 человек. В среднем размер доплаты составил 1300 рублей. В 2017 году Абхазское правительство заявило, что доплаты будет производить из собственного бюджета.


В настоящее время в Абхазии получают различные пенсии 24 категории пенсионеров. «Впервые о пенсионном обеспечении в современной Абхазии было заявлено в законе «О мерах по социальной защите инвалидов Отечественной войны в Абхазии и семей погибших», принятом Верховным Советом Республики Абхазия 6 сентября 1993 года в Гудауте», - сообщил сегодня на пресс-конференции, посвященной вопросам пенсионного обеспечения, т.н. первый вице-премьер Леонид Лакербая. (отметим, что принятое ВС Абхазии 6 сентября 1993 года в Гудауте любой документ является незаконным, так как в то время в Сухуми действовал легитимный Верховный Совет- ред.)

"3 апреля 1998 года был принят закон «О повышении размера пенсии отдельным категориям пенсионеров в Республике Абхазия», предусматривавший увеличение пенсий 11 категориям пенсионеров: по возрасту; по выслуге лет; социальные пенсии; инвалидам труда; лицам, получающим пенсию по случаю смерти кормильца; круглым сиротам; инвалидам с детства; инвалидам Великой Отечественной войны; инвалидам войны против государственности Грузии; семьям погибших в Великой Отечественной войне; семьям погибших в войне против государственности Грузии. Всего на 1 января 1998 года получателями пенсии были 47217 человек", - сообщает "Апсныпресс".

4 января 1999 года в этот закон были внесены изменения и дополнения, при этом категории получателей остались прежними. По 5 категориям получателей пенсии размеры пенсии были увеличены. По данным на 1 января 1999 года число пенсионеров составило 47331 человек.

Очередные изменения и дополнения, внесенные в закон 14 марта 2000 года, позволили увеличить категории получателей пенсии за счет работавших на подземных работах (шахтеров) и участников Великой Отечественной войны.

«Таким образом, число категорий получателей пенсии стало 13, а по 10 категориям было произведено повышение размера пенсии. На 1 января 2000 года получателями пенсии стало 47729 человек», - сообщил Лакербая.

В 2001 года были введены еще две категории: пенсионеры, имеющие звание «заслуженный», «народный»; инвалиды по зрению. Всего получателями пенсий в .2001 года было 47637 человек.

31 мая 2002 года в закон «О повышении размера пенсии отдельным категориям пенсионеров в Республике Абхазия» были введены следующие категории: пенсионеры, имеющие звание «Герой Абхазии»; пенсионеры, награжденные орденом Леона; пенсионеры, награжденные медалью «За отвагу». Таким образом, стало 18 категорий пенсионеров. Категория «Пенсионеры, получающие социальные пенсии», была конкретизирована: а) пенсии по возрасту; б) пенсии по инвалидности; в) пенсии детям, потерявшим кормильцев.

Повышение размера пенсии коснулось 11 категорий с охватом 38265 человек. На 1 января 2002 года общее число получателей пенсии составило 48073 человека.

6 октября 2003 года число категорий не увеличилось, но пенсии были повышены по всем 18 категориям, т. е. пенсии были повышены всем 49231 получателям пенсии.

29 декабря 2004 года были внесены очередные изменения в закон. Остались те же 18 категорий получателей пенсии, но в 3 категориях пенсии были повышены, а это - 5071 человек из 50582 пенсионеров.

В 2005 г. число пенсионеров составило 53038 человек.

29 декабря 2006 года из 18 категорий повышение размера пенсии было произведено по 13 категориям с охватом 15350 человек из 53482 пенсионеров.

В 2007 году было наибольшее число пенсионеров за все послевоенные годы - 53697 человек.

В соответствии с изменениями, внесенными в закон 2 ноября 2007 года, стали выплачивать пенсии инвалидам боевых действий в Афганистане в период с декабря 1979г. по декабрь 1989г. и семьям погибших в боевых действиях в Афганистане.

19 декабря 2007 года был принят закон «О социальной защите граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», в котором было выделен три категории получателей пенсии: по возрасту, по инвалидности и по случаю потери кормильца.

«Категорий всего стало 23. Размеры пенсии вновь, как и в предыдущее изменение, были повышены по 13 категориям с охватом около 10 тысяч человек», - уточнил вице-премьер.

По словам Лакербая, в 2007 году были приняты решительные меры по наведению должного учета в пенсионном обеспечении. «Перерегистрация пенсионеров, проведенная на уровне контроля министра труда и социального обеспечения, позволила выявить граждан, либо не подходящих под критерии, либо умерших. Как итог - на 1 января 2008 г. число получателей пенсии сократилось по сравнению с данными на 1 января 2007г. на 5775 человек, т. е. более чем на 10%», - уточнил Лакербая.

2 июня 2008 года были повышены размеры пенсии были повышены 4 категориям самых незащищенных получателей, что в количественном выражении составило 37114 человек.

3 июля 2008 года пенсии были повышены еще 10 категориям. В преддверии 15-летия захвата и отторжения грузинской территории были значительно увеличены пенсии инвалидам войны против государственности Грузии 1992-1993 гг., орденоносцам войны, семьям погибших с охватом 5266 человек.

Таким образом, в 2008 году размер пенсии был увеличен у 42380 из 47922 пенсионеров.

С января 2008 года впервые была начата выплата пенсии по случаю потери кормильца семьям добровольцев из стран ближнего и дальнего зарубежья, погибших в войне против государственности Грузии 1992-1993гг.

В 2009 г. число получателей пенсии составило 48526 человек.

С января 2009 года впервые начата выплата пенсии добровольцам из стран ближнего и дальнего зарубежья, участвовавшим в войне против государственности Грузии 1992-1993 гг. достигшим пенсионного возраста и награжденным медалью «Герой Абхазии», либо орденом Леона, либо медалью «За отвагу».

29 мая 2009 года была установлена новая категория получателей пенсии - семьи добровольцев, погибших в ходе войны за развал государственности Грузии в период с октября 1993 года по декабрь 1994 года. 24 июля и 4 августа 2009г повысили размеры пенсии 13 категориям пенсионеров с общим охватом 44031 человек, а базовая пенсия (по возрасту) возросла до 500 рублей.

В числе основных задач 2010 г. в сфере пенсионного обеспечения Лакербая повышение пенсий инвалидам Отечественной войны народа Абхазии, персональным пенсионерам, инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, пенсионерам - орденоносцам Отечественной войны народа Абхазии, а также увеличение размера минимальных пенсий.

В 2010 г. предстоит подготовка законов «О пенсионном обеспечении участников Отечественной войны народа Абхазии 1992–93гг.» и «О пенсионном обеспечении многодетных (имеющих 5 и более детей) матерей».

С 1 января этого года вступил в действие закон «О внесении изменений в Закон Республики Абхазия «О социальной защите граждан, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС», согласно которому пенсии по возрасту увеличены с 1500 до 2000 рублей; пенсии инвалидам I группы - с 2500 до 3500 рублей; инвалидам II группы - с 2000 до 2500 рублей; инвалидам III группы - с 1500 до 2000 рублей, а пенсия по потере кормильца - с 700 до 2000 рублей.

На данный момент в сепаратистский парламент направлены проекты законов, предусматривающие с 1 марта 2010г. увеличение размеров пенсий следующим категориям граждан:

• инвалидам войны против государственности Грузии I группы - с 4000 до 5000 руб., II группы - с 2500 до 3500 руб., III группы - с 1500 до 2500 руб.;
• пенсионерам, имеющим звание «Герой Абхазии» - с 3000 до 4000 руб.;
• пенсионерам, награжденным орденом Леона - с 2500 до 3500 руб.;
• пенсионерам, награжденным медалью «За отвагу» - с 2000 до 3000 руб.
• персональных пенсий - с 4000 до 5000 руб.

«Сумма пенсионных выплат в январе 2010 года составила 35,8 млн.руб., что на 66,5% больше чем в январе 2009 года (21,5 млн.руб. – АП)», - сообщил Л. Лакербая.

Статистика по законопроектам формируется с использованием системы
АИС "Законопроект" по данным деятельности Государственной Думы РФ

Законопроект 843569-6 О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия

О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия

у Президента РФ
29.12.2015

Номер законопроекта:843569-6
Дата внесения законопроекта в ГД:21.07.2015
Адрес страницы законопроекта в АСОЗД:http://sozd.parlament.gov.ru/bill/843569-6
Ответственный комитет:Комитет ГД по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
Профильный комитет:Комитет ГД по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками
Соисполнительный комитет:Комитет ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов
Дата изменения статуса/фазы:29.12.2015
Статус законопроекта:Прохождение закона у Президента Российской Федерации
Фаза статуса законопроекта:Рассмотрение закона Президентом Российской Федерации
Принятое решение (формулировка):закон подписан
Тип документа решения:Федеральный закон
Наименование документа решения:387-ФЗ
Тип законопроекта:Федеральный закон
Субьект законодательной инициативы:Правительство РФ

Стенограмма к законопроекту №843569-6 О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия

Дата заседания 22.12.2015, номер заседания 271, строк в стенограмме 9740

О проекте федерального закона № 843569-6 "О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия".

Стадия рассмотрения: Рассмотрение законопроекта в первом чтении

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

1783 3-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между

1784 Российской Федерацией и Республикой Абхазия о пенсионном обеспечении граждан

1785 Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия".

1786 Докладывает Андрей Николаевич Пудов, статс-секретарь - заместитель министра

1787 труда и социальной защиты.

1789 ПУДОВ А. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации,

1790 статс-секретарь - заместитель министра труда и социальной защиты Российской

1791 Федерации.

1794 рассмотрение представляется проект федерального закона "О ратификации

1795 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о пенсионном

1796 обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике

1797 Абхазия". Заключение соглашения прямо предусмотрено статьёй 15 Договора между

1798 Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом

1799 партнёрстве, подписанного главами двух государств в ноябре 2014 года. Само

1800 Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о пенсионном

1801 обеспечении граждан Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике

1802 Абхазия, было подписано в апреле текущего года, его нормы распространяются на

1803 граждан России, постоянно проживающих на территории Республики Абхазия и

1804 получающих страховые пенсии и пенсии по государственному пенсионному

1805 обеспечению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1806 Соглашение предусматривает, что в случае, если размер общей суммы пенсионного

1807 обеспечения гражданина не достигает среднего уровня пенсионного обеспечения в

1808 Южном федеральном округе Российской Федерации, а это сейчас составляет 10

1809 тысяч 179 рублей, то в дополнение к общей сумме пенсионного обеспечения

1810 такого гражданина устанавливается ежемесячная доплата поэтапно в течение трёх

1811 лет: с 1 января 2015 года - в размере 20 процентов назначенной суммы общего

1812 пенсионного обеспечения, с 1 апреля 2016 года - 40 процентов, с 1 апреля 2017

1813 года - в размере 62 процентов.

1815 Данное соглашение позволит обеспечить повышение уровня пенсионного

1816 обеспечения более чем 32 тысячам граждан Российской Федерации, средний размер

1817 пенсий которых в 2015 году составлял 6 тысяч 262 рубля, - подчёркиваю, это

1818 для тех, кто проживал на территории Республики Абхазия. Соответственно,

1819 средний размер доплаты к пенсии для вышеуказанных категорий граждан в 2015

1820 году составит около 600 рублей, в 2016 году - 765 рублей и в 2017 году -

1821 более 1 тысячи 500 рублей.

1823 Реализация данного соглашения повлечёт финансовые затраты на выплату доплаты

1824 к пенсии, которые будут осуществлены за счёт ассигнований федерального

1825 бюджета, передаваемых в бюджет Пенсионного фонда России, и составят в целом в

1826 2015 году 230 миллионов рублей, в 2016 году - 294 миллиона и в 2017 году -

1827 584 миллиона рублей. Необходимые бюджетные ассигнования на выплату доплаты к

1828 пенсии предусмотрены в бюджете Пенсионного фонда России. Хочу отметить, что

1829 выплата доплаты к пенсии в соответствии с данным соглашением должна

1830 производиться с 1 января 2015 года, то есть Пенсионный фонд обеспечит выплату

1831 данной доплаты за весь прошедший 2015 год. Также хотел бы подтвердить

1832 готовность Пенсионного фонда России к реализации данного соглашения.

1834 Прошу поддержать данный закон.

1836 Спасибо.

1838 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Николаевич.

1840 С содокладом выступает Василий Николаевич Лихачёв.

1842 ЛИХАЧЁВ В. Н., фракция КПРФ.

1845 этот законопроект и предлагает его принять. Он решает очень важную социальную

1846 проблему, отвечает интересам Российской Федерации в Республике Абхазия и

1847 соответствует основным принципам международного права. Просьба поддержать.

1849 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Василий Николаевич.

1851 Есть ли вопросы, коллеги? Есть.

1853 Включите режим записи на вопросы.

1855 Покажите список.

1857 Сикорский Анатолий Сергеевич.

1859 СИКОРСКИЙ А. С., фракция ЛДПР.

1861 Иван Иванович, у меня вопрос к Андрею Николаевичу.

1863 Андрей Николаевич, мы прекрасно понимаем, что это близкая нам республика,

1864 которую мы действительно уважаем, это наши соседи по Южному федеральному

1865 округу. Один вопрос: несёт ли какую-либо субсидиарную ответственность

1866 Пенсионный фонд Абхазии в этой ситуации и за счёт чего он формируется, или

1867 полностью все эти издержки ложатся на бюджет Российской Федерации?

1869 ПУДОВ А. Н. Спасибо, Анатолий Сергеевич, за вопрос.

1871 Эти доплаты в соответствии с нормами, о которых я сказал и которые закреплены

1872 в соглашении, полностью финансируются за счёт средств федерального бюджета. А

1873 что касается того, как исполняет свою функцию Пенсионный фонд Абхазии, могу

1874 сказать, что он также собирает страховые взносы и также платит страховые

1875 пенсии на территории Республики Абхазия. Мы не связываем выплату пенсий,

1876 которые обеспечиваются за счёт средств Пенсионного фонда Абхазии, с этими

1877 доплатами, то есть мы эти суммы не выравниваем, это выплата гражданам

1878 Российской Федерации, постоянно проживающим на той территории.

1880 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.

1882 Будут ли желающие выступить? Да.

1884 Включите режим записи на выступления.

1886 Покажите список.

1888 Сергей Павлович Кузин.

1890 КУЗИН С. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".

1893 внимательно рассмотрела и Соглашение между Российской Федерацией и

1894 Республикой Абхазия о пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации,

1895 постоянно проживающих в Республике Абхазия, и проект представленного к

1896 рассмотрению законопроекта о ратификации этого соглашения. Особенно хочу

1897 обратить ваше внимание на то обстоятельство, что речь идёт о доведении

1898 пенсионного обеспечения граждан России, проживающих на территории Республики

1899 Абхазия, имеющих регистрацию на территории Республики Абхазия, до уровня

1900 среднего пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на

1901 территории Южного федерального округа.

1903 Фракция поддержала этот законопроект, будет голосовать за ратификацию

1904 соглашения по пенсионному обеспечению граждан Российской Федерации,

1905 проживающих на территории Республики Абхазия, и обращается ко всем депутатам

1906 с просьбой поддержать ратификацию данного соглашения.

1908 ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Павлович.

1910 Выносим законопроект на "час голосования".

(в каждой строке указан номер строки из стенограммы к законопроекту)

7354 3-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между

7355 Российской Федерацией и Республикой Абхазия о пенсионном обеспечении граждан

7356 Российской Федерации, постоянно проживающих в Республике Абхазия".

7358 Включите режим голосования.

7360 Покажите результаты.

7362 РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 23 сек.)

7363 Проголосовало за 434 чел.96,4 %

7364 Проголосовало против 0 чел.0,0 %


Министерство труда, занятости и социального обеспечения Республики Абхазия разработало Концепцию совершенствования пенсионного обеспечения. Об этом на пресс-конференции в Сухуме рассказали глава ведомства Руслан Аджба, заместители министра Карине Паршина и Амиран Какалия.

На данный момент концепция находится в процессе согласования с рядом министерств. Если документ будет принят, ожидается улучшение ситуации и увеличение пенсий.

Сегодня пенсия по старости составляет 500 рублей. Министр отметил, что данная сумма является слишком низкой и недостаточной для обеспечения элементарных потребностей пенсионеров.

«Мы все понимаем, что 500 рублей — это пенсия недостойная. Те лица, которые сегодня получают пенсию, они в свое время отработали ее», — цитирует министра «Нужная газета».

Аджба подчеркнул, что пенсия напрямую зависит от доходов и заработной платы не только самого пенсионера, но и людей, занятых на рынке труда в данный момент.

По данным Министерства труда, занятости и социального обеспечения, сегодня в республике работает 42 тысячи человек. По словам Руслана Аджба, эти данные не отражают реальной картины, так как «много лиц работают в тени», то есть не регистрируются, не заключают договор с работодателем и, соответственно, не платят налоги.

Та же проблема, отмечает министр, с сельскими жителями, которые помимо того, что не регистрируют свое место работы и не выплачивают налоги, также не формируют свои пенсионные права.

По данным на 2018 год, в Абхазии пенсия выплачивается 50 тысячам граждан, из них 36 тысячам — по возрасту. Общая ежемесячная выплата пенсий составляет примерно 85 миллионов рублей, а годовой бюджет пенсионного фонда 1 миллиард 100 миллионов рублей.

Депутатскую пенсию 14 200 рублей сегодня получают 53 человека.

Что касается пенсии, которая выплачивается гражданам России, постоянно проживающим в Абхазии, стаж работы для этой пенсии берется до 1991 года. Сегодня многим гражданам уже отказывают в назначении пенсии из-за отсутствия необходимого стажа.

«Проблема такая существует, и, конечно, мы это должны взять на себя, и должны подумать о том, как повысить размеры своей внутренней пенсии», — заключил министр.

Как рассказал заместитель министра, председатель Фонда социального страхования Амиран Какалия, доходная часть Фонда, формируемая за счет страховых взносов, в 2017 году составила 96 миллионов рублей, расходная часть — 94 миллиона рублей.

На данный момент, для работающих родителей выплачивается дородовое и послеродовое пособие: при рождении 13 тысяч рублей, по уходу за ребенком до 1,5 лет — 3 тысячи рублей. Какалия отметил, что данная выплата увеличена в сравнении с 2015 годом, когда она составляла 1000 рублей.

Выплата по беременности и родам у работающих родителей зависит от средней заработной платы и стажа работы.

Неработающим людям единовременное пособие составило 10 300 рублей.

В 2017 году Фонд выплатил 7 тысяч пособий на общую сумму 94 миллиона рублей.

Что касается статистики бедности, ее, как таковой в республике не существует. На сегодняшний день пособие получает 949 человек — это те люди, которые лично обратились в министерство. По мнению замминистра Карине Паршиной, это цифра больше, так как не все население республики знает о данном пособии.

Пособие выплачивается тем гражданам, ежемесячный доход которых составляет менее двух тысяч рублей. Им начисляется пособие в размере одной тысячи рублей в месяц. В зависимости от трудности положения в семье, пособие начисляется одному или нескольким ее членам.

Сложная ситуация в республике и с трудоустройством. Сейчас при министерстве работает государственная инспекция по труду в составе пяти штатных единиц, по факту сегодня заняты только три из них.

По словам Аджба, два инспектора слишком мало, чтобы охватить всю Абхазию. Самые частые нарушения, которые выявляются инспекторами — отсутствие трудового договора и трудовых книжек, отсутствие должностных инструкций.

Работодателю дается время на исправление нарушений, между тем, сегодня нет закона, по которому нарушитель облагается штрафами.

Паршина отметила, что работает служба занятости, но зачастую, работодатели не информируют министерство о вакантных должностях. Она выразила надежду, что ситуация изменится в скором времени с появлением сайта министерства, благодаря которому будет легче информировать население о вакантных рабочих местах.

Министерство труда, занятости и социального обеспечения осуществляет ряд программ, в том числе программу помощи на дому одиноким пожилым людям, предоставляя социальные услуги, юридические и психологические консультации. На сегодняшний день у министерства 163 подопечных.

С октября 2017 года работают три детских центра развития в Галском, Ткуарчалском и Очамчырском районах. Они направлены на образование и социализацию детей из проблемных семей, а также детей с ограниченными возможностями.

В Абхазии работает дом-интернат для престарелых и инвалидов, в котором на сегодняшний день находится 50 человек.

Совместно с ЮНИСЕФ уже полтора года осуществляется программа социальной поддержки детей и семей в Гудаутском, Сухумском и Галском районах.

Читайте также: