Закон республики таджикистан о страховых и государственных пенсиях

В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.
Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.
Для получения полного доступа к документам необходимо Оплатить доступ.

  • Поиск документов
  • Описание базы данных
  • Помощь
  • Оплатить доступ
  • Вопросы и ответы
  • Контакты
  • О законодательстве стран СНГ

Дата обновления БД:

05.12.2020

29 / 182

Всего документов в БД:

104445

  • Соглашение об использовании сайта
  • Соглашение о конфиденциальности
  • Лицензионное соглашение
  • Описание тарифных планов
  • Все документы базы данных

14 января 2010 года №9

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 12 января 2010 года №595

О страховых и государственных пенсиях

(В редакции Законов Республики Таджикистан от 25.03.2011 г. №708, 01.08.2012 г. №894, 28.12.2012 г. №909, 18.03.2015 г. №1200, 04.07.2020 г. №1705)

Настоящий Закон определяет организационно - правовые основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования граждан Республики Таджикистан, права и обязанности государственных органов, физических и юридических лиц, порядок назначения и выплат страховых и государственных пенсий, а также источники их финансирования.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящей Законе используются следующие основные понятия:

- пенсионер - лицо, которому назначается и выплачивается пенсия;

- базовая пенсия - показатель для исчисления пенсий и надбавок к пенсии, предусмотренных настоящим Законом;

- страховая пенсия - денежная выплата, назначаемая лицу, застрахованному в системе государственного пенсионного страхования;

- исключен в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 18.03.2015 г. №1200

- социальная пенсия - ежемесячная государственная выплата, назначаемая в соответствии с настоящим Законом, в целях социального обеспечения и материальной поддержки определённых групп населения, не имеющих права на страховую пенсию;

- обязательное пенсионное страхование - форма государственного регулирования пенсионных отношений, основанная на организации учета уплачиваемых пенсионных взносов;

- персонифицированный учет - метод сбора, обработки и хранения сведений, необходимых для назначения пенсии в системе пенсионного страхования;

- потеря кормильца - случай потери источника дохода, связанного со смертью кормильца, на чьем иждивении находились нетрудоспособные члены его семьи;

- профессиональное пенсионное обеспечение - форма пенсионного обеспечения наемных работников за счет средств работодателя, обусловленная особыми условиями труда, приводящими к постепенной утрате трудоспособности до достижения пенсионного возраста;

- надбавка к пенсии - денежная сумма, назначаемая в дополнение к установленному размеру пенсии в случаях, предусмотренных настоящим Законом;

- исключен в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 18.03.2015 г. №1200

- индексация - изменение размера назначенных пенсий и условного пенсионного капитала, обусловленное изменением показателей уровня жизни;

- индивидуальные пенсионные накопления - денежные средства, находящиеся на специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица гражданина в системе государственного пенсионного страхования или в негосударственном пенсионном фонде;

- исключен в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 18.03.2015 г. №1200

- инвалидность - стойкое нарушение здоровья человека, выражающееся в расстройстве функций организма и приводящее к частичной или полной утрате трудоспособности;

- страховой стаж - периоды, в течение которых гражданином или работодателем в установленном порядке вносились страховые взносы, которые учитывались в системе обязательного пенсионного страхования и дают право на назначение и выплату пенсии;

- условный пенсионный капитал - общая сумма страховых взносов, внесенных на обязательное пенсионное страхование в государственный уполномоченный орган за застрахованное лицо или самим застрахованным лицом.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Таджикистан от 28.12.2012 г. №909, 18.03.2015 г. №1200)

Статья 2. Законодательство Республики Таджикистан о страховых и государственных пенсиях

Законодательство Республики Таджикистан о страховых и государственных пенсиях основывается на Конституции Республики Таджикистан, состоит из настоящего Закона, других нормативных правовых актов Республики Таджикистан и международных актов, признанных Таджикистаном.

Статья 3. Задачи и сфера действия настоящего Закона

1. Задачами настоящего Закона являются:

- поэтапное построение многоуровневой пенсионной системы, обеспечивающей гарантированный государством уровень доходов граждан, имеющих право на пенсию;

- установление страховых и государственных пенсий и определение порядка их выплаты;

- исключен в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 18.03.2015 г. №1200

- исключен в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 18.03.2015 г. №1200

- определение источников финансирования по видам обеспечения и категориям пенсионеров;

- создание условий для участия граждан в формировании пенсионных активов и общественном управлении системой пенсионного обеспечения.

2. Действие настоящего Закона распространяется на граждан Республики Таджикистан, иностранных граждан и лиц без гражданства, осуществляющих трудовую деятельность на территории Республики Таджикистан и подлежащих обязательному пенсионному страхованию.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Таджикистан от 28.12.2012 г. №909, 18.03.2015 г. №1200)

Статья 4. Принципы страхового и государственного пенсионного обеспечения

Система страхового и государственного пенсионного обеспечения основывается на следующих принципах:

- государственное регулирование размеров страхуемого дохода и последующих страховых выплат гражданам;

- соответствие размеров назначаемых страховых пенсий накопленным застрахованным лицом пенсионным правам и объемам застрахованного дохода в системе обязательного пенсионного страхования;

- равная ответственность государства, работодателя и гражданина за пенсионное обеспечение гражданина в старости, при инвалидности и других случаях, предусмотренных настоящим Законом;

- сочетание механизмов социального партнерства и прямого государственного регулирования в управлении системой страхового и государственного пенсионного обеспечения;

- гарантированное государством пенсионное обеспечение в случаях, определенных настоящим Законом;

- многоканальность источников финансирования и стимулирование участия негосударственного сектора в социальном и пенсионном обеспечении граждан;

- перераспределения средств между категориями застрахованных лиц.

(В статью 4 внесены изменения в соответствии с Законами Республики Таджикистан от 28.12.2012 г. №909, 18.03.2015 г. №1200)

Статья 5. Вовлечение граждан к управлению системой пенсионного обеспечения

Вовлечение граждан в процесс разработки и реализации государственной пенсионной политики в Таджикистане регулируется в соответствие с нормами Трудового кодекса Республики Таджикистан и другими нормативными правовыми актами.

(В статью внесены изменения в соответствии с Законом Республики Таджикистан от 04.07.2020 №1705)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 6. Система пенсионного обеспечения

В Республике Таджикистан формируется единая система пенсионного обеспечения состоящая из:

- страхового пенсионного обеспечения;

- государственного пенсионного обеспечения.

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.


ДУШАНБЕ, 06.04.2020 /НИАТ «Ховар»/. В ближайшем будущем в Закон Республики Таджикистан «О страховых и государственных пенсиях» будут внесены изменения и дополнения. Этот вопрос был сегодня обсуждён в ходе заседания Совета Маджлиси намояндагон под руководством Председателя Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан Махмадтоира Зокирзода.

Как сообщает НИАТ «Ховар» со ссылкой на пресс-центр Маджлиси намояндагон, на заседании был рассмотрен проект Закона Республики Таджикистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Таджикистан «О страховых и государственных пенсиях». Основной целью проекта закона является приведение его в соответствие с нормами Конституции Республики Таджикистан, законами Республики Таджикистан «О нормативных правовых актах», «О государственном языке Республики Таджикистан» и международными актами Республики Таджикистан, направленными на защиту интересов инвалидов первой группы и детей-инвалидов до 18 лет, а также на уход за одинокими престарелыми людьми, достигшими 80 лет.

Председатель комитета Маджлиси намояндагон по социальным вопросам, семье и охране здоровья Сумангул Тагойзода в ходе обсуждения вопроса подчеркнула, что предусмотренный законопроект подготовлен в связи с Посланием Основателя мира и национального единства – Лидера нации, Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона Маджлиси Оли Республики Таджикистан по укреплению уровня социальной защиты населения.

На заседании Совета также был обсужден проект Закона Республики Таджикистан «О внесении изменений в Закон Республики Таджикистан «О государственной пошлине» и проект Закона Республики Таджикистан «О внесении изменений в Закон Республики Таджикистан «О залоге движимого имущества и регистрации обеспеченных обязательств».

Рассмотрев указанные вопросы с членами Совета, Председатель комитета Маджлиси намояндагон по вопросам экономики и финансов Хоким Холикзода отметил, что в соответствии с пунктами 9, 10 и 11 части 6 статьи 4 Закона Республики Таджикистан «О государственной пошлине» для государственной регистрации залоговых сообщений движимого имущества установлена государственная пошлина в размере 5 процентов от показателя для расчетов, за выдачу выписок из реестра залогового имущества — в размере 50 процентов показателя для расчетов, за государственную регистрацию залоговых сообщений движимого имущества – в размере 5 процентов от показателя для расчетов.

Этот вид государственной пошлины также мало используется в связи с незначительной регистрацией сообщений о залоге движимого имущества.

Прежде всего, создание благоприятных условий направлено на развитие малого и среднего предпринимательства и обеспечение гарантии возврата кредитов банковских организаций, нецелесообразно получение доходов в качестве государственной пошлины от этой деятельности, за исключением минимальных расходов, направленных на поддержание соответствующей информационной системы Единого государственного реестра долговременных обязательств.

Хоким Холикзода также в ходе обсуждения проекта Закона Республики Таджикистан «О внесении изменений в Закон Республики Таджикистан «О залоге движимого имущества и регистрации обеспеченных обязательств» подчеркнул, что в соответствии с выполнением пункта 20 плана мероприятий, согласно указаниям и поручениям Лидера нации, Президента Республики Таджикистан уважаемого Эмомали Рахмона, которые были изложены на встрече с предпринимателями и инвесторами 14 октября 2017 года, в рамках проекта «Повышение конкурентоспособности частного сектора» Всемирного банка в октябре 2018 года была сдана в эксплуатацию информационная система Единого государственного реестра залоговых обязательств и разработана с целью совершенствования правовой базы банковской деятельности.

Создание благоприятных условий для регистрации залогов в соответствии с законодательством и международной практикой является одной из задач государства, способствующей развитию малого и среднего предпринимательства и обеспечению гарантии возврата кредитов банковскими организациями.

Таким образом, по другим обсуждаемым вопросам были приняты соответствующие решения Совета Маджлиси намояндагон.

  • 90 секунд
  • 5 минут
  • 10 минут
  • 20 минут


Уже более года в Таджикистане действует Закон «О страховых и государственных пенсиях». Вместе с тем в конце прошлого года функции в сфере пенсионного и социального страхования были возложены на Государственное агентство социального страхования и пенсий при Правительстве РТ.

Что изменилось в связи с переходом от солидарной (распределительной) пенсионной схемы к условно-накопительной?

О порядке формирования пенсионных прав граждан и реорганизации структуры управления пенсионной системой «АП» попросила рассказать заместителя директора этого ведомства Назокат Одинаеву.

- Как вы определяете приоритетность проблем и задач, стоящих перед ведомством?

- В целях совершенствования управления государственными органами в ноябре 2013 года было образовано Агентство социального страхования и пенсий при Правительстве РТ как новая самостоятельная структура с полномочиями законодательной инициативы.

Главная задача пенсионной системы - это предотвращение бедности среди пенсионеров и возмещение заработка, утраченного в связи с наступлением страховых случаев, определенных законодательством: достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца.

Дальнейшее развитие пенсионной системы Таджикистана должно быть направлено на усиление страховых принципов в пенсионной системе, установление тесной связи между размером пенсии и прошлыми заработками пенсионеров, а также величиной страховых взносов, уплаченных за них в систему.

Кроме того, остается достаточно острой проблема бедности пожилого населения.

Для решения этих задач мы должны добиться сбалансированности поступивших страховых взносов и приобретенных пенсионных прав граждан.

В настоящее время пенсионная система Таджикистана имеет единственную схему финансирования, далекую от страховых принципов. Для обеспечения долгосрочной устойчивости необходимо заново пересмотреть и определить источники финансирования пенсий, пределы их финансирования. Сюда можно отнести и актуальную задачу получения нормальной доходности пенсионных накоплений, без чего теряет смысл дальнейшее развитие накопительной части системы.

Компенсация потерь, понесенных старшими поколениями в результате пенсионной реформы, связана с другими стоящими перед нами задачами, поскольку в проигрыше от реформы остаются отдельные категории пенсионеров, у которых коэффициент замещения достигает критического минимума.

- В чем видите решение этих задач?

- Переход на обязательное пенсионное страхование требует пересмотреть понятие социального налога и выделить из его структуры страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. На мой взгляд, для этого необходимо принять закон о страховых взносах. Также требуется четко разграничить бюджеты системы обязательного пенсионного страхования и государственного, чтобы исключить так называемый конфликт межведомственных интересов.

- Что значит разграничить бюджеты?

- В статье расходов бюджета Агентства предусмотрены выплаты государственных пенсий, которые не относятся к страховым пенсиям и должны возмещаться республиканским бюджетом. Для этого необходимо внести соответствующие изменения в закон о государственных финансах и принять бюджетный кодекс, который устанавливал бы правила формирования и разграничения бюджетов: республиканского, местного, фондов социального и пенсионного страхования.

Даже неполный обзор долгосрочных проблем пенсионной системы показывает, насколько они масштабны. Учитывая это, нельзя надеяться на значительное улучшение ситуации в пенсионной сфере за счет какой-то одной, даже самой серьезной, меры. Заметный прогресс возможен только в том случае, если совершенствование пенсионной системы будет идти сразу по всем направлениям.

Реформ не бывает без «шишек»

- С момента введения в действие Закона Республики Таджикистан «О страховых и государственных пенсиях» в новой редакции прошло чуть больше года. Расскажите о реализации норм данного закона. Какие результаты были достигнуты?

- С 1 января 2013 года вступил в силу Закон РТ «О страховых и государственных пенсиях». Этот год выдался для Агентства очень напряженным. К большому сожалению, мы оказались не полностью готовы к этому. За это время было подано гражданами 7642 заявления, 4214 из которых уже рассмотрены. Эта работа продолжается и в ближайшее время будет завершена.

Не скрою, имеются недостатки и проблемы организационного, технического характера, подбора и расстановки кадров, которые мы будем решать поэтапно по мере своих полномочий и возможностей.

- С 2013 года Законом «О страховых и государственных пенсиях» предусматривается право на страховую пенсию по случаю потери кормильца, размер пенсии для данной категории лиц в сравнении с нормами, предусмотренными ранее действующим законодательством, намного снизился. Как Вы считаете, не лучше ли применять в данном случае принцип солидарности?

- Да. На самом деле размер пенсии для данной категории лиц снизился. Во многом это объясняется исчислением размера пенсии. Если по старому закону пенсии по случаю потери кормильца назначались на каждого члена семьи в размере 50% заработка, но не менее 50% минимальной пенсии по возрасту, то в соответствии с новым законом на каждого члена семьи исчисляется в равной доле от страховой пенсии, на которую имел бы право умерший кормилец.

Что касается принципа солидарности, то он соблюдается, члены семьи, бывает, получают пенсию дольше, чем, скажем, кормилец осуществлял уплату социального налога.

- Данная категория лиц остается в проигрыше…

- Поймите, проблема в другом. По новому закону для трех видов страховых пенсий используется одна пенсионная формула, без учета специфики страховых случаев. Мы же считаем, что невозможно применять одни и те же параметры при исчислении страховой пенсии по возрасту и страховой пенсии по случаю потери кормильца. Наши специалисты сейчас работают над этой проблемой. Думаю, в профильный комитет парламента будут сделаны предложения для принятия поправок в закон…

Право выбора и уравниловка

- С 1 января 2017 года трудовая пенсия будет начисляться согласно нормам Закона «О страховых и государственных пенсиях». В чем отличие новых и ранее действовавших норм?

- Вы имеете в виду назначение трудовой пенсии по возрасту? Дело в том, что трудовая пенсия по старости с 1 января 2017 года назначаться не будет. По новому закону этот вид пенсии называется страховая пенсия по возрасту.

Гражданам, достигшим пенсионного возраста и при других условиях, установленных законодательством, будет назначаться страховая пенсия по возрасту. К тому же такой вид пенсии назначается уже сегодня. В соответствии с п.4 ст. 59 Закона РТ «О страховых и государственных пенсиях» мужчинам, родившимся до 1 января 1954 года, и женщинам, родившимся до 1 января 1959 года, назначаются пенсии по старости по их выбору, т.е. по нормам старого или нового закона о пенсиях.

Самое главное отличие: размер будущей пенсии напрямую зависит от суммы уплаченного социального налога, который должен учитываться на индивидуальном лицевом счете к моменту возникновения права выхода на пенсию. Страховая и накопительная части пенсии зависят от уровня зарплаты и продолжительности работы гражданина. То есть чем дольше вы работаете и чем выше была ваша зарплата – тем больше будет размер страховой пенсии.

Другими словами, условия приобретения права на пенсию: льготы и надбавки, нормативный стаж, главное отличие - пенсионная формула исчисления размера пенсии и коэффициент страхового стажа.

- А как определяется размер пенсии?

- Страховая часть пенсии определяется путем умножения коэффициента страхового стажа на сумму условного пенсионного капитала застрахованного лица, обратившегося за пенсией, и деления на количество предполагаемых месяцев выплаты (120 месяцев). Коэффициент страхового стажа определяется посредством деления страхового стажа застраховавшегося лица на нормативный страховой стаж, который составляет для мужчин 300 месяцев и для женщин 240 месяцев. Повторю, что накопительная же часть страховых пенсий рассчитывается за счет совокупной накопительной суммы, составленной 1%-ными начислениями, вносимыми непосредственно работником. Сложенный размер страховой и накопительной части и составляет размер страховой пенсии.

- Согласно нормам ранее действовавшего законодательства, с учетом трудового стажа начислялось 75% (для госслужащих 90%) от суммы средней заработной платы. Какой размер пенсии будет начисляться в процентном соотношении к заработной плате в 2017 году?

- Повторяю, страховые пенсии назначаются уже с 2013 года. Размер страховой пенсии по возрасту будет составлять не менее 40% от заработной платы при условии уплаты социального налога в течение нормативного стажа, т.е. для мужчин 25 лет, а для женщин 20 лет.

- На каждого работника работодатель отчисляет 25% от суммы заработка в виде социального налога. Ранее 4% из этой суммы предполагались на расходы по оплате временной нетрудоспособности (больничный лист), погребение и прочее. Соответственно, 21% этих отчислений составляла накопительная пенсия. Что делается Агентством социального страхования и пенсий для получения населением достойной пенсии и исключения «уравнивания» всех работавших и не работавших среди лиц пенсионного возраста?

- Да, работодатели отчисляют 25% от фонда оплаты труда. Но на выплату социальных пособий направляются не 4%.

В соответствии со ст. 23 Закона «О государственном социальном страховании» только 2% направляются на выплату социальных пособий и 22,5% - на пенсионное страхование, но фактически расходы на социальные пособия составляют 5,3%, пенсионное страхование - 19,2%, пособие по безработице - 0,5%. Недостающие средства возмещаются республиканским бюджетом в качестве субсидий. Так, за период 2007–2014 гг. республиканским бюджетом возмещено 188,0 млн сомони.

Хочу заметить, что средства, поступающие от работодателя, не составляют накопительную часть страховой пенсии.

Так вот эти 22,5% и составляют страховую часть, или, как еще ее называют, распределительную, а страховые взносы в размере 1%, удерживаемые непосредственно из заработной платы наемных работников, составляют накопительную часть страховой пенсии.

Что касается «уравнивания» всех работавших и не работавших граждан. Система страхового и государственного пенсионного обеспечения основывается на принципе соответствия назначаемых страховых пенсий накопленным гражданином пенсионным правам, страховому стажу и объемам застрахованного в системе пенсионного страхования дохода.

В этих целях Агентством внедряется система персонифицированного учета застрахованных лиц. В соответствии с Законом «О персонифицированном учете» мы обязаны вести индивидуальный учет сведений, необходимых для определения пенсионных прав, о каждом гражданине, осуществляющем трудовую деятельность.

Уравнивание пенсий работавших и не работавших происходит только при назначении минимальной пенсии.

- Бывший Минтруда и социальной защиты населения в ходе разработки законопроекта «О страховых и государственных пенсиях» предлагал ввести три источника страховых пенсий. Первая часть - отчисления в размере 25% от дохода работника за счет предприятий и организаций, вторая – накопительная, по 1% с зарплаты, взимаемому непосредственно с работника, и третья - базовая (за счет государственного бюджета). Тогда Минфин настоял на исключении третьей составной части, т.е. базового формирования страховых пенсий за счет госбюджета. Что Вы думаете об этом?

- Действительно, в настоящее время базовая пенсия является показателем для исчисления пенсий и надбавок к ним, выплачивается только тем лицам, страховая часть пенсии которых меньше установленной базовой пенсии, т.е. 130 сомони. За счет государственного бюджета покрывается только эта разница

Вопросы на засыпку

- Таджикистан входит в Международную ассоциацию пенсионных и социальных фондов. С какими государствами сотрудничает ваше ведомство?

- Международная ассоциация пенсионных и социальных фондов создана в 1992 году как неправительственная организация, которая объединяет пенсионные и социальные фонды стран СНГ. Таджикистан в 1992 году стал ее членом. Мы тесно сотрудничаем с пенсионными и социальными фондами Азербайджана, Армении, Беларуси, Грузии, Кыргызстана, Молдовы, России, Украины, Казахстана, Узбекистана, Латвии, Литвы и Эстонии.

- По имеющейся у нас информации, в прошлом году по инициативе тогда еще Государственного агентства социального страхования и пенсий Министерства труда и социальной защиты населения РТ и Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов была проведена конференция на тему «Обсуждение проблем социального страхования трудовых мигрантов». Какая работа сейчас проводится в этом направлении?

- Выбор темы международной конференции был неслучайным. В Таджикистане более 1 млн экономически активного населения выезжает на заработки в страны СНГ, и вопрос защиты трудовых мигрантов стоит очень остро. По этому вопросу специально выезжала группа специалистов в Пенсионный фонд России. Тогда нами были озвучены проблемы, однако руководство Пенсионного фонда РФ, мягко говоря, оставило нам только надежду. Сегодня ситуация изменилась в лучшую сторону.

Так, 24 января этого года состоялась 12-е заседание Межправкомиссии по экономическому сотрудничеству между РТ и РФ.

В данный момент наше Агентство совместно с Минтруда, миграции и занятости населения и другими государственными органами разрабатывает проект соглашения о социальном страховании и пенсионном обеспечении между правительствами РТ и РФ.

- В последнее время растет число предприятий и организаций, перешедших в частную собственность. Как будут производиться социальные выплаты лицам, работающим в особых условиях труда?

В соответствии со ст. 53 Закона «О страховых и государственных пенсиях» и Законом «Об обязательном профессиональном пенсионном страховании» гражданам, занятым полный рабочий день на подземных работах, работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, работодатели обязаны обеспечить оплату страховых взносов. Условия и порядок профессионального пенсионного страхования определяется Законом РТ «Об обязательном профессиональном пенсионном страховании».

До 1 января 2017 года назначение и выплата этого вида пенсии будет производиться по нормам Закона РТ «О пенсионном обеспечении граждан».

- Как исполняется Постановление №117 от 3 марта 2011 года «Правила назначения и выплаты социальных пособий индивидуальным предпринимателям»? В чем причины невыплаты социальных пособий предпринимателям?

- Основная причина в недостаточно проработанных механизмах выплат.

Повторюсь, что механизмы остаются не до конца проработанными, хотя на основании пункта 29 названных Вами правил разработаны и приняты «Инструкция расчета пособия по временной нетрудоспособности и пособия по беременности и родам», «Инструкция о порядке обращения, финансирования и уплаты социальных пособий индивидуальным предпринимателям и членам дехканских хозяйств». А в целях регулирования порядка предоставления отчета этими группами населения принята «Инструкция о порядке предоставления отчета со стороны индивидуальных предпринимателей и дехканских хозяйств».

Агентство принимает меры по назначению и выплате социальных пособий индивидуальным предпринимателям, выплачивающим социальные налоги, в случае их обращения. В настоящее время индивидуальным предпринимателям выплачиваются два вида пособий: пособие по временной нетрудоспособности и семейные пособия.

Следите за нашими новостями на Facebook , Twitter и Telegram


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

Читайте также: