Закон туркменистана о государственном пенсионном страховании

ЗАКОН ТУРКМЕНИСТАНА

от 31 марта 2012 года №287-IV

О государственном пенсионном страховании

(В редакции Законов Туркменистана от 18.12.2013 г. №461-IV, 16.08.2014 г. №113-V, 18.08.2015 г. №280-V, 04.11.2017 г. №636-V, 25.11.2017 г. №660-V, 09.06.2018 г., 01.12.2018 г., 22.08.2020 г.)

Настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы создания и функционирования системы государственного пенсионного страхования в Туркменистане.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) государственное пенсионное страхование – система правовых, экономических и организационных мер, направленных на социальную защиту граждан по достижении ими пенсионного возраста, в случае наступления инвалидности, потери кормильца;

2) самозанятые лица-лица, самостоятельно, с одним или несколькими деловыми партнёрами занимающиеся деятельностью, приносящей доход, без найма работников на постоянной основе. В этом случае все деловые партнёры являются самозанятыми лицами. Деловые партнёры могут являться и не являться членами одной семьи или одного домашнего хозяйства;

3) пенсионные взносы-взносы, уплачиваемые на обязательное пенсионное страхование, обязательное профессиональное пенсионное страхование и добровольное пенсионное страхование;

4) бюджет Пенсионного фонда Туркменистана-форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций Пенсионного фонда Туркменистана.

2. В настоящем Законе иные понятия используются в значениях, определённых гражданским и иным законодательством Туркменистана, а также соответствующими статьями настоящего Закона.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законами Туркменистана от 18.08.2015 г., 01.12.2018 г.)
(см. предыдущую редакцию)

Статья 2. Законодательство Туркменистана о государственном пенсионном страховании

1. Законодательство Туркменистана о государственном пенсионном страховании основывается на Конституции Туркменистана и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Туркменистана, регулирующих вопросы государственного пенсионного страхования.

2. Если международным договором Туркменистана установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, то применяются правила международного договора.

Глава II. Участники правоотношений по государственному пенсионному страхованию

Статья 3. Виды государственного пенсионного страхования

Государственное пенсионное страхование включает в себя обязательное пенсионное страхование, обязательное профессиональное пенсионное страхование, а также добровольное пенсионное страхование на основе договора добровольного пенсионного страхования, заключённого между физическим лицом и Пенсионным фондом Туркменистана:

1) обязательное пенсионное страхование-система правовых, экономических и организационных мер государства, направленных на пенсионное обеспечение застрахованных лиц при наступлении страхового случая за счёт пенсионных взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных страхователями в Пенсионный фонд Туркменистана в соответствии с настоящим Законом;

2) обязательное профессиональное пенсионное страхование-система правовых, экономических и организационных мер государства, направленных на пенсионное обеспечение застрахованных лиц при наступлении страхового случая-достижения пенсионного возраста за выслугу лет или работу с особыми (вредными, особо тяжёлыми) условиями труда, за счёт пенсионных взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное профессиональное пенсионное страхование, уплаченных страхователями в бюджет Пенсионного фонда Туркменистана в соответствии с настоящим Законом;

3) добровольное пенсионное страхование-система правовых, экономических и организационных мер государства, направленных на дополнительное пенсионное обеспечение застрахованных лиц за счёт пенсионных взносов, уплачиваемых ими по договору добровольного пенсионного страхования.

Статья 4. Субъекты государственного пенсионного страхования

Субъектами государственного пенсионного страхования являются уполномоченные государственные органы по государственному пенсионному страхованию, страховщик, страхователь и застрахованное лицо.

Статья 5. Страховщик

Страховщиком в системе государственного пенсионного страхования является Пенсионный фонд Туркменистана и его местные органы, исполняющие перед застрахованными лицами обязательства, предусмотренные законодательством Туркменистана о государственном пенсионном страховании.

Статья 6. Страхователь

1. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются:

1) юридические лица, созданные в Туркменистане в соответствии с законодательством Туркменистана, в том числе государственный орган, уполномоченный Кабинетом Министров Туркменистана, а также представительства и филиалы юридических лиц иностранных государств, зарегистрированные в Туркменистане;

2) дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств, представительства международных организаций, расположенные в Туркменистане, если у них работают граждане Туркменистана, постоянно проживающие в Туркменистане иностранные граждане и лица без гражданства;

3) физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, -индивидуальные предприниматели, физические лица, осуществляющие деятельность по оказанию профессиональных услуг.

Профессиональные услуги включают в себя независимые виды профессиональных услуг, установленные налоговым законодательством Туркменистана;

4) физические лица-работодатели, использующие наёмный труд или труд домашних работников, а также лица, производящие сельскохозяйственную продукцию на основе внутрихозяйственного арендного договора с дайханскими объединениями (далее - арендаторы), в том числе использующие наёмный труд при производстве сельскохозяйственной продукции;

5) самозанятые лица, имеющие доход.

2. Нижеуказанные страхователи по обязательному пенсионному страхованию одновременно являются страхователями по обязательному профессиональному пенсионному страхованию:

1) органы Вооружённых Сил Туркменистана, других войск, военные органы и органы внутренних дел;

2) юридические лица, имеющие в своём ведении подразделения государственной и (или) гражданской авиации;

3) юридические лица, имеющие рабочие места с особыми (вредными, особо тяжёлыми) условиями труда.

3. Пенсионный фонд Туркменистана является страхователем для лиц, указанных в пунктах 7-10 части второй статьи 7 настоящего Закона, в отдельные периоды.

4. Государственный орган, уполномоченный Кабинетом Министров Туркменистана, является страхователем для лиц, работающих в общественных организациях лиц с инвалидностью, их предприятиях и учреждениях, за исключением получающих пенсию (государственное пособие) по инвалидности.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом Туркменистана от 01.12.2018 г.)
(см. предыдущую редакцию)

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

I. Внести в Закон Туркменистана «О государственном пенсионном страховании», принятый 31 марта 2012 года (Ведомости Меджлиса Туркменистана, 2012 г., № 1, ст. 38; 2013 г., № 4, ст. 91; 2014 г., № 3, ст. 113; 2015 г., № 3, ст. 114; 2017 г., № 4, ст.ст. 147 и 170; 2018 г., № 2, ст. 43, № 4, ст.109), следующие изменения и дополнения:
1) часть пятую статьи 7 изложить в следующей редакции:
«5. Лица, указанные в пунктах 3-6 части второй настоящей статьи, прекращают участие в обязательном пенсионном страховании в случаях назначения им:
1) пенсии по возрасту;
2) пенсии по выслуге лет;
3) профессиональной пенсии;
4) пенсии или государственного пособия по инвалидности, если они признаны лицами с инвалидностью бессрочно;
5) государственного социального пособия.»;
2) часть первую статьи 9 изложить в следующей редакции:
«1. Постановке на учёт в органе Пенсионного фонда Туркменистана в качестве плательщиков пенсионных взносов подлежат страхователи, указанные в пунктах 1-4 части первой статьи 6 настоящего Закона – по месту постановки на учёт в налоговом органе, страхователи, указанные в пункте 5 части первой статьи 6 настоящего Закона – по месту их прописки.»;
3) в части второй статьи 15:
в пункте 1 слова «в органе Пенсионного фонда Туркменистана по месту своего нахождения» заменить словами «в местном органе Пенсионного фонда Туркменистана»;
в пункте 3 слова «в орган Пенсионного фонда Туркменистана по месту нахождения» заменить словами «в местный орган Пенсионного фонда Туркменистана по месту постановки на учёт»;
в абзаце первом пункта 6 слово «нахождения» заменить словами «постановки на учёт»;
4) в пункте 1 части первой статьи 19:
в абзаце первом после слов «заработная плата» дополнить словом «, стипендия» и слова «и лицензионным договорам» заменить словами «, лицензионным договорам и вступившим в трудовые отношения»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«- заработная плата за работу по совместительству;»;
5) пункт 2 части первой статьи 20 изложить в следующей редакции:
«2) для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица-индивидуальных предпринимателей, физических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию профессиональных услуг – на себя, со дня постановки на учёт и до дня снятия с учёта в качестве застрахованного лица, независимо от дохода в размере не менее 10 процентов от минимальной заработной платы по Туркменистану, установленной законодательством Туркменистана, за каждый месяц отчётного периода;»;
6) в статье 26:
в названии после слова «взносам» дополнить словами «, финансовым санкциям и пени»; часть шестую изложить в следующей редакции:
«6. Задолженность на себя по пенсионным взносам, финансовым санкциям и пени умершего физического лицаработодателя признаётся безнадёжной задолженностью на основании свидетельства о смерти физического лицаработодателя.»;
дополнить частями следующего содержания:
«7. В случае смерти физического лица-работодателя задолженность на работников по финансовым санкциям
и пени признаётся безнадёжной задолженностью на основании свидетельства о смерти физического лица-работодателя.
8. При отсутствии наследника (наследников) или отказа наследника (наследников) умершего физического
лица-работодателя принять его наследство, одновременно в случае отсутствия имущества физического лица-работодателя его задолженность на работников по пенсионным взносам признаётся безнадёжной задолженностью на основании свидетельства о смерти физического лица-работодателя.»;
7) в названии главы VI, названии и абзаце первом части первой статьи 29 слова «обязанности по уплате пенсионных взносов» заменить словами «обязанностей по пенсионному страхованию»;
8) содержание статьи 30 изложить в следующей редакции:
«если страхователь не уплачивает в установленные сроки пенсионные взносы, финансовые санкции и пени,
подлежащие уплате, взимание пенсионных взносов, финансовых санкций и пени осуществляется посредством выставления безакцептных платёжных требований в банк.
Платёжные требования выставляются местным органом Пенсионного фонда Туркменистана в банк, где открыты счета страхователя, после истечения установленных сроков исполнения обязанности по уплате пенсионных взносов, финансовых санкций и пени.»;
9) в части четвёртой статьи 31 слова «безусловному исполнению с момента получения банком» заменить словами «исполнению банком не позднее дня, следующего за днём вручения»;
10) в статье 34:
после абзаца первого части первой дополнить абзацем следующего содержания:
«Пени применяются за период, составляющий не более пяти лет, предшествующих году, в котором возникло требование об их наложении.»;
часть четвёртую признать утратившей силу;
в абзаце последнем части шестой слово «взносов» заменить словами «взносов и финансовых санкций»;
11) содержание статьи 38 изложить в следующей редакции:
«Правила настоящей главы применяются в отношении страхователей, указанных в пункте 1 части первой статьи 6 настоящего Закона, физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица-индивидуальных предпринимателей, и банков.»;
12) в статье 40:
часть вторую изложить в следующей редакции:
«2. Занижение суммы пенсионных взносов считается со дня, следующего за последним днём срока, установленного для представления декларации по пенсионным взносам.»;
часть третью исключить.
II. Настоящий Закон вводится в действие со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 1 и 5 части I настоящего Закона.

Пункты 1 и 5 части I настоящего Закона применяются за период с 1 июля 2020 года.

Президент Туркменистана
Гурбангулы Бердымухамедов.

г. Ашхабад, 22 августа 2020 года.
Перевод с государственного языка Туркменистана.

На «горячую линию», (8 495.987 09 19), Главного управления Пенсионного фонда №5 , обслуживающего жителей, проживающих на территории САО г. Москвы и подмосковных городов Химки и Долгопрудный, в последнее время поступает много вопросов о праве на пенсию бывших граждан СНГ, живущих в России. На этот непростой вопрос отвечает начальник ГУ ПФР №5 Александр Акименко.



Он сообщил, что механизм пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств бывшего СССР, подробно прописан в соответствующих международных договорах:

- Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины) http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/sng.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/moldova.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/gruzia.doc ;

- Соглашение между Правительством РФ и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/litva.doc ;

- Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/belarus.doc ;

- Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/latviya.doc ;

- Договор между Российской Федерации и Эстонской Республикой в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года http://www.pfrf.ru/files/id/pensioneram/iz_sssr/dogrosest.pdf.



При этом он особо отметил, что для применения международных соглашений необходимым условием для назначения пенсии на территории РФ является постоянное проживание на территории России, которое подтверждается:

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства, видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе с отметкой о регистрации по месту жительства

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

- паспортом гражданина РФ с отметкой о регистрации по месту жительства; свидетельством о регистрации по месту пребывания;

Для применения международных договоров необходимым условием для назначения пенсии на территории России является законное проживание на территории России, которое подтверждается:

- видом на жительство для иностранного гражданина либо лица без гражданства, в том числе и с отметкой о регистрации по месту жительства

Александр Акименко, также разъяснил и какие периоды работы или иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дают право на страховую пенсию по старости.

- Страховой стаж засчитывается, прежде всего, гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, -говорит Александр Акименко.- Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Он также пояснил права граждан прибывшим из разных стран СНГ, при этом, трудовой стаж, заработанный в той или иной стране имеет свою специфику. Так, к примеру, гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Гражданам, прибывшим из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter








Сейчас в России действует 20 международных соглашений или договоров о выплате пенсий за рубежом, говорится на сайте Пенсионного фонда России (ПФР). Они заключены с 24 странами.

Действительными остаются несколько соглашений, которые были подписаны еще СССР. Они касаются сотрудничества в области социального обеспечения, в том числе выплаты пенсий, с Чехословацкой Республикой (подписано 2 декабря 1959 года, утратило силу в отношении Чешской Республики), Румынской Народной Республикой (24 декабря 1960 г.), Венгерской Народной Республикой (20 декабря 1962 г.) и Монгольской Народной Республикой (6 апреля 1981 года).

Остальные международные соглашения и договоры были подписаны уже Россией. Часть из них основана на принципе территориальности, часть — на принципе пропорциональности.

Какие соглашения основаны на принципе территориальности и что это значит для пенсионера?

Принцип территориальности означает, что пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого проживает гражданин. Расчет делается по нормам его национального законодательства. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории и страны проживания и страны, гражданином которой является человек.

Если пенсионер-россиянин переезжает на территорию страны, с которой есть подобный международный договор (и наоборот), но при этом по законодательству данного государства ему не положена пенсия, выплаты продолжит делать Россия, пока он не приобретет право на пенсию на новом месте жительства.


Подобные соглашения действуют с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной («Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения», 13 марта 1992 г.), а также Молдавией (10 февраля 1995 г.), Грузией (16 мая 1997 г.), Литвой (29 июня 1999 г.). Отдельное соглашение с Казахстаном, подписанное 27 апреля 1996 года, гарантирует пенсионные права жителям города Байконура.

Какие договоры и соглашения основаны на принципе пропорциональности?

Принцип пропорциональности означает, что расходы на выплату пенсии распределяются между двумя странами: каждая делает выплаты только за стаж, выработанный на ее территории. Такие международные договоры действуют с Испанией (11 апреля 1994 г.), Болгарией (27 февраля 2009 г.), Эстонией (14 июля 2011 г.), Израилем (6 июня 2016 г.), Республикой Сербия (19 декабря 2017 г.).

Договоры с Белоруссией (24 января 2006 г.) и Латвией (18 декабря 2007 г.) тоже основаны на принципе пропорциональности, но отличаются тем, что за стаж, приобретенный во время их нахождения в составе СССР, пенсию назначает государство-преемник союзной республики, на территории которой проживал пенсионер. Подобное условие содержит договор с Чехией (8 декабря 2011 г.): стаж не менее 1 года, приобретенный до 31 декабря 2008 года, учитывается по законодательству страны, на территории которой в это время постоянно проживал пенсионер.

Кроме того, 15 января 1993 года Россия подписала с Украиной временное соглашение о пенсионных правах граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно документу, эти люди имеют право на досрочную пенсию по старости независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств. В целом система пенсионного обеспечения таких граждан основана на принципе пропорциональности.

Какие еще международные договоры о выплате пенсий подписала Россия?

По двум международным соглашениям пенсионное обеспечение осуществляется особым образом. Соглашения с Республикой Абхазия (14 апреля 2014 г.) и Южной Осетией (25 ноября 2016 г.) касаются пенсионного обеспечения россиян, постоянно проживающих в этих странах. Пенсия им назначается и выплачивается в соответствии с российским законодательством. При этом данным гражданам положена доплата к пенсии до среднего уровня в Северо-Кавказском федеральном округе. Однако за стаж, выработанный на территории Республики Абхазия или в Южной Осетии после 1 января 2002 года, выплаты делают эти страны в соответствии с их законодательством.


Как выплачиваю пенсии в странах, с которыми нет пенсионного соглашения?

Если пенсионер проживает на территории страны, с которой РФ не имеет соглашения или договора, ее выплачивает ПФР в соответствии с российским законодательством. Россиянам, проживающим за границей, положены страховые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за исключением социальных), доплаты к пенсиям летчикам, шахтерам, ядерщикам, за особые заслуги, ежемесячные выплаты ветеранам ВОВ.

Чтобы назначить пенсию за границей или восстановить ее (если человек успел выйти на нее в России), нужно подать заявление в ПФР лично или через законного представителя. Деньги будут перечисляться на карточку пенсионера либо выдаваться его доверенному лицу.

Пенсионеры, которые живут за границей и получают пенсию по российскому законодательству, должны ежегодно подтверждать факт нахождения в живых. Для этого они могут обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, а также в любое отделение ПФР на территории России.


Бесплатная горячая линия юридической помощи

Бесплатная консультация
Навигация
Федеральное законодательство
  • Конституция
  • Кодексы
  • Законы

Действия



СОГЛАШЕНИЕ стран СНГ от 15.05.92 "О ПОРЯДКЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ СЕМЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ"

Государства - участники настоящего Соглашения, именуемые в дальнейшем "государства - участники",

основываясь на Соглашении между государствами - участниками Содружества Независимых Государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных в военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года и на Соглашениях о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года,

выражая желание сотрудничать в области социального обеспечения военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и их семей, согласились о нижеследующем:

Пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств - участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в Вооруженных Силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых военнослужащие проходили службы.

Размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств - участников, на территории которых проживают военнослужащие или их семьи.

Расходы по пенсионному обеспечению военнослужащих и их семей и обязательному государственному страхованию военнослужащих осуществляются государствами - участниками за счет их бюджетов без взаимных расчетов между государствами.

Государства - участники берут на себя обязательство информировать друг друга о действующих в их государствах нормативных документах, принятых на основе взаимосогласованных законодательных актов о пенсионном обеспечении военнослужащих и их семей и обязательном государственном страховании военнослужащих, последующих их изменениях, а также осуществлять постоянное сотрудничество при выяснении обстоятельств, имеющих значение для своевременного и правильного решения вопросов пенсионного обеспечения и обязательного государственного страхования.

Вопросы, связанные с применением настоящего Соглашения, при необходимости будут рассматриваться Советом министров обороны государств - участников, а также министерствами обороны (комитетами по обороне) государств - участников Содружества на двусторонней и многосторонней основе.

Соглашение вступает в силу с момента его подписания.

Совершено в городе Ташкенте 15 мая 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Настоящим уведомляется, что Туркменистан присоединяется к Соглашению о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств, подписанному на заседании Совета глав правительств государств-участников Содружества Независимых Государств в г. Ташкенте 15 мая 1992 года.

Совершено в г. Ашгабате 5 сентября 1994 года.

Президент Туркменистана
С.А.НИЯЗОВ

На сайте «Zakonbase» представлен СОГЛАШЕНИЕ стран СНГ от 15.05.92 "О ПОРЯДКЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ СЕМЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ" в самой последней редакции. Соблюдать все требования законодательства просто, если ознакомиться с соответствующими разделами, главами и статьями этого документа за 2014 год. Для поиска нужных законодательных актов на интересующую тему стоит воспользоваться удобной навигацией или расширенным поиском.

На сайте «Zakonbase» вы найдете СОГЛАШЕНИЕ стран СНГ от 15.05.92 "О ПОРЯДКЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ СЕМЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ" в свежей и полной версии, в которой внесены все изменения и поправки. Это гарантирует актуальность и достоверность информации.

При этом скачать СОГЛАШЕНИЕ стран СНГ от 15.05.92 "О ПОРЯДКЕ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ СЕМЕЙ И ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ" можно совершенно бесплатно, как полностью, так и отдельными главами.


Минимальный размер пенсии в Туркменистане составляет 29 долларов. О том, что многие туркмены лишены пенсий, на просторах Центральной Азии не говорят. Между тем это стало миной замедленного действия.

ХОТЕЛИ КАК В ЧИЛИ

В марте 2007 года в Туркменистане был принят новый кодекс «О социальном обеспечении». Можно было бы и не заметить очередного рядового события туркменского масштаба по совершенствованию пенсионного законодательства. Но ряд положений данного кодекса требует особого внимания.

Во-первых, с его принятием утратил силу закон Туркменистана «О пенсиях» от 2006 года. Далее, наряду с накопительной пенсионной системой, основу пенсионного обеспечения в Туркменистане составят также распределительная и условно-накопительная системы, которые начнут действовать с 2012 года. И наконец, образовывается пенсионный фонд Туркменистана с правом инвестирования пенсионных накоплений граждан.

Накопительная пенсионная система, наряду со страховой, профессиональной и другими формами пенсионного обеспечения, действует во многих странах мира и служит одним из дополнительных источников повышения пенсий. Благодаря этому во многих экономически развитых странах средняя пенсия по отношению к средней заработной плате составляет 60–70 процентов. Это позволяет пенсионерам вести активный образ жизни, посещать театры, ходить в кино и рестораны, ежегодно выезжать на отдых за рубеж и даже помогать своим детям.

Впервые в мире накопительная пенсионная система была введена в Чили во время правления Пиночета. Основанием для ее введения послужил высокий экономический рост чилийской экономики, сохранившийся до настоящего времени.

Следует сказать, что по уровню конкурентоспособности и экономической эффективности Чили постоянно находится во второй десятке в мире. Темпы роста чилийской экономики ежегодно составляют 7 процентов, уровень безработицы колеблется от 5 до 8 процентов. В июле 2009 года, согласно сообщениям правительства Чили, в стране зафиксирована самая низкая в странах Латинской Америки инфляция - 1,2 процента.

За более чем 25-летний период действия накопительной системы в негосударственных фондах Чили были накоплены огромные финансовые средства. Между тем средняя пенсия мужчин не превышала 39 процентов от зарплаты, у женщин - 14 процентов, к тому же многие чилийцы не смогли накопить себе даже минимальную пенсию.

В этих условиях чилийское правительство вынуждено было провести новую пенсионную реформу. Наряду с накопительной пенсионной системой с 1 июля 2008 года была ведена система государственных солидарных пенсий.

НИЯЗОВ ЛИШИЛ НАРОД ПЕНСИЙ

Однако вернемся к туркменским пенсионерам. Миру был известен ряд экстравагантных замашек бывшего диктатора Сапармурата


Ниязова. Среди них - закон Туркменистана «О пенсиях», принятый в апреле 2006 года, который лишил некоторую часть туркменских граждан пенсий, а другой части она была значительно урезана, хотя в третьей статье закона было указано, что «граждане Туркменистана не могут быть ограничены в праве на государственное пенсионное обеспечение».

К тому же, «заботясь» о повышении благосостояния граждан, диктатор повысил пенсионный возраст мужчин до 62 лет, женщин – до 57 лет. Данный возрастной ценз оставлен и в новом кодексе. При этом власти до сих пор упорно скрывают статистику средней продолжительности жизни граждан.

Что касается туркменской накопительной системы, то она являлась основой пенсионного обеспечения с августа 1998 года до принятия в марте 2007 года нового кодекса «О социальном обеспечении». Как и в Чили, но намного быстрее, данная система показала свою полную несостоятельность в Туркменистане.

Причем, в отличие от Чили, туркменские власти собирались решить вопрос обеспечения населения пенсиями исключительно за счет накоплений граждан, отказав будущим туркменским пенсионерам в гарантированной государственной пенсии.

Лишь имея трудовой стаж в 25 лет, гражданин Туркменистана мог рассчитывать на пенсию. При этом Сапармурат Ниязов вовсе не учитывал огромную армию безработных, лишенных не в последнюю очередь по вине властей эпохи «Золотого века» возможности трудоустроиться.

ЗАКРЫВАЮТ ГЛАЗА НА АРМИЮ БЕЗРАБОТНЫХ

В феврале 2007 года Гурбангулы Бердымухамедов стал президентом страны, а уже в марте был принят новый кодекс. Недовольство


граждан ниязовской пенсионной системой заставило Бердымухамедова вернуться к распределительной системе пенсионного обеспечения и выплачивать пенсии гражданам, не имеющим достаточный стаж работы и даже вообще его не имеющим.

Вместе с тем по смыслу новый кодекс мало чем отличался от старого закона. Скорее всего, кодекс писался наспех, с учетом предвыборных обещаний нового туркменского лидера Гурбангулы Бердымухамедова вернуть гражданам пенсии.

Хотя кодекс и носит название «О социальном обеспечении», однако, как и старый закон, он не охватывает огромную часть безработного населения. Власти попросту не замечают данную категорию людей, не берут на учет, не выплачивают пособий, не обеспечивают бесплатным медицинским обслуживанием и так далее, то есть проблема социального обеспечения этих граждан отсутствует.

По информации Туркменской редакции Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода», население ждет от правительства повышения пенсии до уровня прожиточного минимума. Сегодня минимальный размер пенсии в Туркменистане составляет 84 маната, что равно 29 долларам США. Понятия «прожиточный минимум» и «безработица» пока не входят в лексикон официальных туркменских чиновников.

Население надеется и на снижение пенсионного возрастного ценза. Официальная же статистика умалчивает о средней продолжительности жизни, но, по мнению многих туркменов, она не превышает показателя советского периода.

Ряд специалистов высказывает мнение, что накопительная и условно-накопительная системы в Туркменистане не найдут своего дальнейшего развития, поскольку туркменская экономика не имеет тех преимуществ, как например, чилийская. Она все еще остается закрытой, рыночно неразвитой и находится в жестких тисках административно-командной системы управления.

В Туркменистане рыночные отношения только начинают пробивать ростки, но пока напрочь отсутствует фондовый рынок, высок и уровень безработицы. Сокрытие информации об уровне инфляции в стране вызывает недоверие у населения к целесообразности


накапливать финансовые средства. Граждане боятся, что инфляция обесценит их накопления через 25 лет.

В подобных условиях главной проблемой пенсионного фонда будет найти достаточно хорошие инвестиционные проекты в производственной сфере, в особенности в перспективных отраслях экономики, и/или в высокодоходные ценные бумаги иностранных компаний.

Положительный опыт пенсионного обеспечения можно перенять у стран, где он успешно действует, можно также обратить внимание и на неудачную попытку внедрения накопительной системы, хотя бы в других центральноазиатских странах.

Да и у президента Гурбангулы Бердымухамедова уже есть свой горький опыт: в его бытность министром здравоохранения в стране была введена добровольная система медицинского страхования, которая всего за пару лет с треском провалилась. Не постигнет ли и нынешнее туркменское пенсионное преобразование участь добровольной системы медицинского страхования? Это во многом будет зависеть от действий туркменских властей.


Дерья АТАБАЕВ

Дерья Атабаев - экономический обозреватель Азаттыка.

Читайте также: