Закон украины и россии о пенсиях

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

30 апреля 2014 16:38

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из Украины на постоянное жительство, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения.*

В соответствии с указанным Соглашением пенсионное обеспечение данных граждан и членов их семей производится по законодательству Российской Федерации.**

В качестве документа, удостоверяющего личность и подтверждающего факт постоянного проживания на территории РФ гражданин Российской Федерации должен предъявить паспорт гражданина РФ, иностранный гражданин (гражданин Украины) - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.

Перечень документов, необходимых для назначения пенсии гражданам, прибывшим из стран СНГ, в том числе из Украины, аналогичен перечню, определенному для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, но существует необходимость предоставления нотариально заверенного перевода документов, выполненных на иностранном языке (в том числе штампов и печатей).

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе и на досрочную гражданам, прибывшим из Украины, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств-участников СНГ, а также на территории бывшего СССР (если иное не предусмотрено международными договорами с государствами – бывшими республиками СССР, не являющимися участниками СНГ). При этом, трудовой стаж, в том числе и стаж на соответствующих видах работ, имевший место в указанных государствах, приравнивается к страховому стажу.

Нормы Соглашения* позволяют включать в страховой стаж не только периоды работы, но также периоды иной деятельности (индивидуальной трудовой, предпринимательской, творческой деятельности, и т.д.).

Периоды работы после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая или иная деятельность. При этом, страховые взносы, уплаченные в соответствующие организации в государствах-участниках Соглашения,* в том числе в Пенсионный фонд Украины, при определении размера страховой части трудовой пенсии по Федеральному закону № 173-ФЗ** не учитываются, поскольку отсутствует механизм взаиморасчетов между указанными государствами.

Справка о заработной плате представляется за периоды, учтенные в трудовой стаж, т.е. за 60 месяцев подряд из всей трудовой деятельности до 1 января 2002 года, либо за 2000-2001года по данным персонифицированного учета только на территории РФ.

Исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. Если в государствах введена национальная валюта, размер заработка определяется из официально установленного курса к моменту назначения пенсии. Курс национальной валюты к рублю установлен Центробанком РФ по состоянию на 1 января 2002 года.

Справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке:

-до введения национальной валюты только в советских рублях, после дня введения национальной валюты – в национальной валюте;

-перевод национальной валюты осуществляется на 1 января 2002 года (на дату конвертации пенсионных прав) по курсу Центрального банка РФ, до 1 января 1998 года суммы заработка увеличиваются в 1000 раз. Период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, предшествующими или следующими за ним.

Например, в Украине существовали следующие денежные единицы: рубль СССР - купон (переходная) - карбованец-гривна. В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком РФ, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1/1. Поэтому заработная плата за период с 1 апреля 1992 года по 11 ноября.1992 года исключается из расчета заработка.

Со 2 сентября 1996 года введена гривна и обмен украинских карбованцев на гривну в соотношении 100000/1 - по информации Национального банка Украины об изменениях нарицательной стоимости национальной валюты.

Пенсия гражданам, переехавшим на постоянное жительство в Российскую Федерацию из Украины назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем. Данное правило практически рассчитано на лиц, которые в течение 6 месяцев после переселения обратились за назначением пенсии в российские компетентные органы.

Что касается случаев, когда между датой регистрации по месту жительства (по месту пребывания) и датой обращения за пенсией в Российской Федерации проходит более 6 месяцев, применяются сроки назначения пенсии, установленные законодательством РФ.

Это означает, что в случае, когда гражданин не обращался за пенсией в течение длительного времени (более 6 месяцев) срок назначения трудовой пенсии зависит от даты его обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации со всеми необходимыми документами, к числу которых, в частности, относится документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства на территории России.

*Соглашение стран СНГ от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения»

**Федеральный закон от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»


Жители Донецкой и Луганской областей Украины, получившие российское гражданство, имеют право на получение пенсии в РФ, если они переедут на место жительства в РФ.

Получение гражданства РФ жителями Донецкой и Луганской областей Украины

Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ (п. 1 Указа Президента РФ от 13.03.1997 № 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации"; п. 1 Положения, утв. постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации").

Определенные категории иностранных граждан и лиц без гражданства могут быть приняты в гражданство РФ в упрощенном порядке, который в отличие от общего порядка не содержит, в частности, требования о пятилетнем непрерывном проживании на территории РФ. Таким порядком могут воспользоваться, например, следующие лица (ч. 8 ст. 14, ч. 1.1 ст. 29 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации"; п. 1 Указа Президента РФ от 24.04.2019 № 183 "Об определении в гуманитарных целях категорий лиц, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке"; пп. "в" п. 1 Указа Президента РФ от 29.04.2019 № 187 "Об отдельных категориях иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке"):

• постоянно проживающие на территориях отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины;

• имеющие удостоверение беженца, вид на жительство в РФ или свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживавшие на территориях Донецкой и Луганской областей Украины по состоянию на 07.04.2014 и 27.04.2014 соответственно.

Общие правила назначения пенсии в странах - участницах СНГ

Украина и Российская Федерация являются участницами Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (заключено в г. Москве 13.03.1992) (далее - Соглашение от 13.03.1992), согласно которому пенсионное обеспечение, назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения осуществляется по законодательству того государства, на территории которого они проживают. То есть Соглашение основано на территориальном принципе (ст. 1, п. 1 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992).

Таким образом, лица, проживающие в Донецкой и Луганской областях Украины, в том числе получившие российское гражданство, не имеют права на назначение и выплату российской пенсии.

Вместе с тем при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства (ст. 7 Соглашения от 13.03.1992).

Условия назначения страховой пенсии по старости в РФ

По общему правилу в 2019 г. страховая пенсия по старости назначается при одновременном соблюдении следующих условий (ч. 1, 2, 3 ст. 8, ч. 2, 3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; Приложения 3, 6 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ):

• страховой стаж - не менее 10 лет;

• величина индивидуального пенсионного коэффициента (так называемые пенсионные баллы) - не ниже 16,2;

• достижение пенсионного возраста: 61 год для мужчин и 56 лет для женщин.

При этом в страховой стаж включаются периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись застрахованными гражданами РФ за пределами территории РФ, в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

При назначении пенсии гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР, за время до 13.03.1992 (п. 2 ст. 6 Соглашения от 13.03.1992).

Обратите внимание! Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории Украины, принимаются на территории РФ без легализации (ст. 11 Соглашения от 13.03.1992).

Поскольку государства - участники Соглашения обязаны, в частности, принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера, Пенсионный фонд России оказывает содействие для подтверждения стажа и заработка гражданина в том числе путем направления официального запроса в Пенсионный фонд Украины (ст. 10 Соглашения от 13.03.1992).

По материалам ("Электронный журнал "Азбука права", 2019)


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.

В современном мире Украинцы по самым разным причинам покидают свою страну и переезжают на ПМЖ в Россию. Переселенцев волнует важный вопрос: что будет с их пенсией? В этом тексте разберемся в вопросах пенсионного обеспечения украинцев при переезде в Россию, а также в той помощи юриста, которая им потребуется.

  1. Платят ли пенсию не россиянам в России?
  2. Какую пенсию оформят украинцу в России
  3. Как оформить пенсию

Платят ли пенсию не россиянам в России?

Начиная с 1992 года граждане СНГ могут претендовать на пенсионное обеспечение при перемещении из одной страны в другую. Сумма пенсии, конечно, исчисляется по законам государства проживания, но сам факт положительного решения на обращение многих уже радует.

Украинская пенсия в России будет действительна только в том случае, если лицо, обратившееся за назначением пенсии, имеет право на ее получение по законам России. В свете этого гражданам предпенсионного возраста, проживающим в Украине, следует обратить внимание на изменение пенсионного возраста в Российской Федерации в сторону увеличения на 5 лет. Следовательно, мужчинам с украинским гражданством, в возрасте 60 лет с 1 января 2019 года будет отказано в пенсионном обеспечении – на них будут распространяться ровно те же правила, которые действуют в России.

Анатолий В. обратился к адвокату с ситуацией: он собирается перевезти отца в возрасте 58 лет в Москву и оформить для него гражданство или вид на жительство. Сможет ли отец Анатолия оформить пенсию по достижению 60 лет.
Юрист объяснил, что с момента вступления в силу реформы пенсионного возраста оснований для досрочного (по российским законам) выхода на пенсию не будет. Обратиться за пенсионным обеспечением он сможет в возрасте 61,5 года при условии, если он будет являться гражданином России или получит вид на жительство (статус беженца).

Какую пенсию оформят украинцу в России

Пенсия в России для граждан Украины может быть оформлена как социальная, так и трудовая (страховая). В первом случае заявителю не потребуется подтверждать трудовой стаж и предоставлять иные бумаги. Однако воспользоваться правом на социальную пенсию возможно лишь при достижении возраста:

  • 65/60 (мужчины/женщины соответственно) в 2018 году;
  • 70/65 (мужчины/женщины соответственно) в 2024 году.

С 2019 по 2024 года пенсионный возраст в России плавно поднимается, что следует учитывать при обращении в ПФР в этот период.

Трудовая (страховая) пенсия оформляется в том же порядке, что и для россиян. Потребуется подтверждение трудового стажа. При этом становится абсолютно не важно, на какую именно компанию работал украинец. Главное, чтобы за него были произведены отчисления в пенсионный фонд Украины.

Кроме обычного пенсионного обеспечения украинцы в России могут претендовать на пенсии по:

  • инвалидности;
  • потере кормильца;
  • за иждивенцев.

Действительные украинские пенсионеры могут обратиться за назначением ежемесячного содержания в РФ. При этом перевод пенсии из Украины в Россию будет осуществлен на основании пенсионного дела, которое подается в числе прочих документов при обращении за пенсией.

Для определения объема пенсионного обеспечения специалисты ПФР используют предоставленные заявителем сведения. Если сумма окажется меньше прожиточного минимума пенсионера, то пенсионеру будут производиться доплаты.

Как оформить пенсию

Для оформления пенсионного обеспечения необходимо обратиться с заявлением в территориальный орган ПФР – в Москве это клиентская служба Пенсионного Фонда в Москве по месту регистрации (жительства). К заявлению необходимо приложить пакет документов, состав которого зависит от того, на какую именно пенсию претендует заявитель.

Дмитрий Ч. обратился к московскому юристу с вопросом: его матери-украинке отказали в назначении пенсии в России, несмотря на оформленный вид на жительство. В качестве причины для отказа указали отсутствие документов, подтверждающих стаж. В социальной пенсии тоже отказали, поскольку женщина не смогла подтвердить свое проживание на территории РФ в течение последних 15 лет.
Юрист пояснил, что матери Дмитрия необходимо запросить документы о стаже, справку о среднемесячном заработке за любые 5 лет (до 2002 года). Если же женщина претендует на соцпенсию, то ей придется получить статус беженца.

В большинстве случаев запрашиваются следующие документы:

  • паспорт, если оформлено гражданство РФ;
  • ВнЖ, если украинец проживает на территории РФ;
  • удостоверение беженца – если украинец покинул свою страну из-за обоснованного страха стать жертвой в своей стране;
  • о нетрудоспособных членах семьи, если подаются документы на доплату за иждивенца;
  • об установлении инвалидности, если заявитель претендует на пенсию по инвалидности;
  • о смерти кормильца, если лицо хочет получать пенсию по потере кормильца;
  • документы о трудовой деятельности – если стаж Украина, а пенсия в России и заявитель хочет получать страховую пенсию;
  • пенсионное дело – если заявитель является действительным пенсионером.

Пенсионеру также придется предоставить письменное подтверждение о прекращении выплаты пенсии на территории Республики Украина. Если же сведения отсутствуют, заявитель должен указать самостоятельно дату прекращения получения пенсии в Украине. Специалисты предложат человеку подписать обязательство выплатить переполученные суммы в ситуации, если ПФР выявит факты получения украинской пенсии заявителем после назначения российской пенсии.

Если речь идет о пенсии по инвалидности, то документы, устанавливающие инвалидность, должны быть выданы компетентными организациями:

  • России, если инвалидность устанавливается впервые или была установлена в Украине;
  • республик, входивших в состав СССР, если инвалидность была установлена еще до распада Советского Союза.

Если необходима пенсия по потере кормильца, придется доказывать родство с ним. Для этого используются документы из органов ЗАГС – всевозможные свидетельства по бракоразводным делам, перемене имени.

В связи с частым обновлением законодательства и юридической уникальностью каждой ситуации,
мы рекомендуем получить бесплатную телефонную консультацию юриста. Свой вопрос Вы
можете задать по номеру горячей линии 8 (800) 555-40-36 или написать его в форме ниже.

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из Украины

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших в Российскую Федерацию из Украины на постоянное жительство, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения.

В соответствии с указанным Соглашением пенсионное обеспечение данных граждан и членов их семей производится по законодательству Российской Федерации.

В качестве документа, удостоверяющего личность и подтверждающего факт постоянного проживания на территории РФ гражданин Российской Федерации должен предъявить паспорт гражданина РФ, иностранный гражданин (гражданин Украины) - вид на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.

Перечень документов, необходимых для назначения пенсии гражданам, прибывшим из стран СНГ, в том числе из Украины, аналогичен перечню, определенному для граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, но существует необходимость предоставления нотариально заверенного перевода документов, выполненных на иностранном языке (в том числе штампов и печатей).

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе и на досрочную гражданам, прибывшим из Украины, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из государств-участников СНГ, а также на территории бывшего СССР (если иное не предусмотрено международными договорами с государствами – бывшими республиками СССР, не являющимися участниками СНГ). При этом, трудовой стаж, в том числе и стаж на соответствующих видах работ, имевший место в указанных государствах, приравнивается к страховому стажу.

Нормы Соглашения* позволяют включать в страховой стаж не только периоды работы, но также периоды иной деятельности (индивидуальной трудовой, предпринимательской, творческой деятельности, и т.д.).

Периоды работы после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая или иная деятельность. При этом, страховые взносы, уплаченные в соответствующие организации в государствах-участниках Соглашения,* в том числе в Пенсионный фонд Украины, при определении размера страховой части трудовой пенсии по Федеральному закону № 173-ФЗ** не учитываются, поскольку отсутствует механизм взаиморасчетов между указанными государствами.

Справка о заработной плате представляется за периоды, учтенные в трудовой стаж, т.е. за 60 месяцев подряд из всей трудовой деятельности до 1 января 2002 года, либо за 2000-2001года по данным персонифицированного учета только на территории РФ.

Исчисление пенсии производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж. Если в государствах введена национальная валюта, размер заработка определяется из официально установленного курса к моменту назначения пенсии. Курс национальной валюты к рублю установлен Центробанком РФ по состоянию на 1 января 2002 года.

Справка о заработной плате предоставляется в следующем порядке:

-до введения национальной валюты только в советских рублях, после дня введения национальной валюты – в национальной валюте;
-перевод национальной валюты осуществляется на 1 января 2002 года (на дату конвертации пенсионных прав) по курсу Центрального банка РФ, до 1 января 1998 года суммы заработка увеличиваются в 1000 раз. Период выплаты заработной платы в переходной валюте заменяется другими месяцами, предшествующими или следующими за ним.

Например, в Украине существовали следующие денежные единицы: рубль СССР - купон (переходная) - карбованец-гривна. В декабре 1991 года в обороте Украины использовались рубли бывшего СССР. С 1 апреля 1992 года были введены купоны многоразового использования. Курс купона не установлен Центробанком РФ, это переходная денежная единица. С 12 ноября 1992 года единственным законным средством платежа стал украинский карбованец. Обмен советских рублей на украинский карбованец производился 1/1. Поэтому заработная плата за период с 1 апреля 1992 года по 11 ноября.1992 года исключается из расчета заработка.

Со 2 сентября 1996 года введена гривна и обмен украинских карбованцев на гривну в соотношении 100000/1 - по информации Национального банка Украины об изменениях нарицательной стоимости национальной валюты.

Пенсия гражданам, переехавшим на постоянное жительство в Российскую Федерацию из Украины назначается с месяца, следующего за месяцем прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства на территории России в установленном порядке или признания в установленном порядке беженцем либо вынужденным переселенцем. Данное правило практически рассчитано на лиц, которые в течение 6 месяцев после переселения обратились за назначением пенсии в российские компетентные органы.

Что касается случаев, когда между датой регистрации по месту жительства (по месту пребывания) и датой обращения за пенсией в Российской Федерации проходит более 6 месяцев, применяются сроки назначения пенсии, установленные законодательством РФ.

Это означает, что в случае, когда гражданин не обращался за пенсией в течение длительного времени (более 6 месяцев) срок назначения трудовой пенсии зависит от даты его обращения в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации со всеми необходимыми документами, к числу которых, в частности, относится документ, подтверждающий регистрацию заявителя по месту жительства на территории России.

Перевод пенсии с Украины в Россию – некорректное определение. Такого понятия нет в законе. Пенсия назначается бывшим гражданам Украины, переехавшим в Россию при условии соблюдения ряда требований.


РФ имеет механизмы социального страхования с несколькими странами СНГ, включая Украину, чтобы сделать процедуру проще для тех, кто переезжает на ПМЖ

Как переехать в Россию на ПМЖ можете узнать на нашем сайте.

Важно заранее проверить все положения и согласовать вопросы, связанные с процедурой, для чего лица пенсионного возраста должны сообщать о своем намерении в местные отделы социального обеспечения на Украине.

Условия для назначения пенсии

Существуют определенные ограничения и, возможно статус иностранных граждан, проживающих на территории РФ, не попадает под право на получение российской пенсии.

Только лица, достигшие пенсионного возраста, с видом на жительство или беженцы, имеющие соответствующее свидетельство, подтверждающее их статус, будут обеспечены выплатами. На иностранных граждан, имеющих временное убежище, данное право не распространяется.

Как перевести пенсию с Украины в Россию

Хотя для переселенцев из стран СНГ предусмотрена упрощенная схема получения гражданства, прежде чем решится вопрос с видом на жительство, разумнее оставлять украинскую прописку и продолжать получать пенсию на Украине. В противном случае, когда вопрос ещё в неопределенном состоянии, 100% вероятности того, что можно остаться вообще без выплат.

Между Российской Федерацией и Украиной есть договор о невозможности получения двойных пенсий, в рамках которого граждане не могут одновременно получать российскую и украинскую пенсии.

При необходимости оформляется международная банковская карта, на которую переводится украинская пенсия и без каких-либо ограничений суммы снимаются со счета в России.

Пересчет пенсий в РФ

Пересчет пенсии осуществляется соответственно российскому законодательству. РФ имеет соглашение о социальном и пенсионном обеспечении со странами – участниками СНГ от 1992 года. Именно данное соглашение, основанное на территориальных принципах, играет регулирующую роль в вопросе пенсионного обеспечения лиц, которые переселяются в Россию.

Территориальный договор определяет, что пересчет пенсии осуществляется по законодательству того государства, на территории которого лица проживают. При этом учитывается трудовой стаж, который приобретался в СССР до 1992 года, он приравнивается и к страховому стажу.

А также после этой даты засчитывается весь стаж, приобретенный на территории государства-участника соглашения, с которого исчисляют пенсию уже на территории РФ.

Необходимые документы для получения пенсии

Проще говоря, все страны несут взаимную ответственность за трудовой стаж. Но важно отметить, что украинские граждане, оказавшиеся на территории России при назначении им пенсии, были официально трудоустроены и, таким образом, страховые отчисления делались их работодателями в ПФ Украины.

За назначением пенсии лицам, прибывшим с Украины, нужно обратиться в отделение ПФ РФ по месту проживания, и представить пакет документов:

  1. ВНЖ или удостоверение, подтверждающее статус беженца.
  2. Сведения о трудовом стаже (среднемесячной заработной плате за 60 месяцев до 2002 года подряд в любой период времени).
  3. Сведения о прекращении пенсионных выплат на Украине (запрос о снятии с пенсионного учета на Украине).
  4. Документ о нетрудоспособных членах семьи.

Независимо от возраста лица, получившие ВНЖ или статус беженца, могут обращаться за назначением пенсии по инвалидности (медицинское освидетельствование проходит на территории РФ) и в случае потери кормильца.


Документ, подтверждающий получения вида на жительство в России

В силу тех или иных объективных причин не всем украинцам-переселенцам удается представить полный пакет документов на получение пенсии.

В этих случаях предусматриваются исключения.

  1. Лицам, обратившимся за назначением пенсии в РФ, но не имеющих сведений о прекращении выплаты таковой на Украине, необходимо оформить заявление. В нем указывается информация о сроках прекращения выплаты пенсии на территории Украины. Если будет установлен факт переплаты (при уплате российской пенсии), человек обязуется сумму выплатить.
  2. Социальная пенсия назначается лицам, не имеющих возможности представить документы, подтверждающих их трудовой стаж (или пенсионное дело из ПФ Украины).

Необходимо зарегистрироваться в системе пенсионного страхования и получить страховой номер, чтобы оформить права пенсионера уже по законам РФ.

Для этого лицо обращается в территориальный орган ПФ лично, представляя документ об удостоверении личности (по месту регистрации или по месту фактического проживания). В среднем оформление страхового свидетельства занимает около трех недель.


СНИЛС для иностранного гражданина в РФ

Льготы и военная пенсия

В лимитированных обстоятельствах досрочный выход на пенсию возможен для работников некоторых отраслей, в частности профессий с коротким сроком службы (вредные предприятия) или связанных с рисками. В таких условиях российская пенсия рассчитывается по льготной системе.

Перевод военной пенсии с Украины в Россию осуществляется по тем же стандартам. При назначении выплат засчитывается служба, включая и ту, что на льготных условиях, в воинских формированиях соответственно порядкам, установленным законодательствами государств-участников форума о социальном и пенсионном соглашении.

Обязательное условие – наличие ВНЖ (постоянное проживание в РФ). Для получения дополнительных документов рекомендуется обращаться в пенсионный отдел военкомата (по месту регистрации или фактического проживания). Например, граждане, которые являлись участниками боевых действий, получают льготы.








Сейчас в России действует 20 международных соглашений или договоров о выплате пенсий за рубежом, говорится на сайте Пенсионного фонда России (ПФР). Они заключены с 24 странами.

Действительными остаются несколько соглашений, которые были подписаны еще СССР. Они касаются сотрудничества в области социального обеспечения, в том числе выплаты пенсий, с Чехословацкой Республикой (подписано 2 декабря 1959 года, утратило силу в отношении Чешской Республики), Румынской Народной Республикой (24 декабря 1960 г.), Венгерской Народной Республикой (20 декабря 1962 г.) и Монгольской Народной Республикой (6 апреля 1981 года).

Остальные международные соглашения и договоры были подписаны уже Россией. Часть из них основана на принципе территориальности, часть — на принципе пропорциональности.

Какие соглашения основаны на принципе территориальности и что это значит для пенсионера?

Принцип территориальности означает, что пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого проживает гражданин. Расчет делается по нормам его национального законодательства. При этом учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории и страны проживания и страны, гражданином которой является человек.

Если пенсионер-россиянин переезжает на территорию страны, с которой есть подобный международный договор (и наоборот), но при этом по законодательству данного государства ему не положена пенсия, выплаты продолжит делать Россия, пока он не приобретет право на пенсию на новом месте жительства.


Подобные соглашения действуют с Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Туркменистаном, Узбекистаном и Украиной («Соглашение о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения», 13 марта 1992 г.), а также Молдавией (10 февраля 1995 г.), Грузией (16 мая 1997 г.), Литвой (29 июня 1999 г.). Отдельное соглашение с Казахстаном, подписанное 27 апреля 1996 года, гарантирует пенсионные права жителям города Байконура.

Какие договоры и соглашения основаны на принципе пропорциональности?

Принцип пропорциональности означает, что расходы на выплату пенсии распределяются между двумя странами: каждая делает выплаты только за стаж, выработанный на ее территории. Такие международные договоры действуют с Испанией (11 апреля 1994 г.), Болгарией (27 февраля 2009 г.), Эстонией (14 июля 2011 г.), Израилем (6 июня 2016 г.), Республикой Сербия (19 декабря 2017 г.).

Договоры с Белоруссией (24 января 2006 г.) и Латвией (18 декабря 2007 г.) тоже основаны на принципе пропорциональности, но отличаются тем, что за стаж, приобретенный во время их нахождения в составе СССР, пенсию назначает государство-преемник союзной республики, на территории которой проживал пенсионер. Подобное условие содержит договор с Чехией (8 декабря 2011 г.): стаж не менее 1 года, приобретенный до 31 декабря 2008 года, учитывается по законодательству страны, на территории которой в это время постоянно проживал пенсионер.

Кроме того, 15 января 1993 года Россия подписала с Украиной временное соглашение о пенсионных правах граждан, работавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Согласно документу, эти люди имеют право на досрочную пенсию по старости независимо от места их постоянного проживания на территории обоих государств. В целом система пенсионного обеспечения таких граждан основана на принципе пропорциональности.

Какие еще международные договоры о выплате пенсий подписала Россия?

По двум международным соглашениям пенсионное обеспечение осуществляется особым образом. Соглашения с Республикой Абхазия (14 апреля 2014 г.) и Южной Осетией (25 ноября 2016 г.) касаются пенсионного обеспечения россиян, постоянно проживающих в этих странах. Пенсия им назначается и выплачивается в соответствии с российским законодательством. При этом данным гражданам положена доплата к пенсии до среднего уровня в Северо-Кавказском федеральном округе. Однако за стаж, выработанный на территории Республики Абхазия или в Южной Осетии после 1 января 2002 года, выплаты делают эти страны в соответствии с их законодательством.


Как выплачиваю пенсии в странах, с которыми нет пенсионного соглашения?

Если пенсионер проживает на территории страны, с которой РФ не имеет соглашения или договора, ее выплачивает ПФР в соответствии с российским законодательством. Россиянам, проживающим за границей, положены страховые пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению (за исключением социальных), доплаты к пенсиям летчикам, шахтерам, ядерщикам, за особые заслуги, ежемесячные выплаты ветеранам ВОВ.

Чтобы назначить пенсию за границей или восстановить ее (если человек успел выйти на нее в России), нужно подать заявление в ПФР лично или через законного представителя. Деньги будут перечисляться на карточку пенсионера либо выдаваться его доверенному лицу.

Пенсионеры, которые живут за границей и получают пенсию по российскому законодательству, должны ежегодно подтверждать факт нахождения в живых. Для этого они могут обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение РФ, а также в любое отделение ПФР на территории России.

Читайте также: