Законодательном обеспечении реформирования пенсионной системы

С 1 января 2019 года на территории Российской Федерации начала действовать пенсионная реформа 2019-2024 годов. Цель нововведений: постепенное повышение уровня пенсионных выплат, чтобы к 2024 году её уровень превысил уровень инфляции. Такое решение вызвало широкий общественный резонанс, прошли массовые митинги по многим городам России, где люди выражали своё недовольство начавшейся реформой. Не все граждане понимают истинную суть изменений пенсионного законодательства. Попробуем разобраться в этом вопросе вместе.

Цель проводимой реформы и её этапы

Приоритетной причиной изменений законодательной базы послужила нехватка денежных средств в Пенсионном фонде. Восполнив возникший дефицит финансовых ресурсов, можно будет производить достойные выплаты пенсий, сопоставимых с размером заработной платы.

Основная цель, достижение которой выделил в своём обращении к Правительству Президент, это планомерное постепенное увеличение уровня гарантированных пенсионных выплат. Самым первым изменением, принятым на обсуждении в Государственной Думе, стал законопроект о возможности увеличения возрастного порога выхода на пенсию: мужское население - 65 лет, женское-60 лет.

Такое увеличение является начальным этапом всей проводимой реформы и остальные её планируемые корректировки довольно внушительны. Несколько из них уже были озвучены и начали частично реализовываться. Это:

  • Реверсирование порядка преждевременного назначения пенсии для определённых категорий работающих граждан льготных специальностей;
  • Редактирование условий индексирования пенсий;
  • Введение такого термина, как «лица предпенсионного возраста» и разработка законопроекта, исключающего дискриминацию людей, попавших в данную возрастную группу;
  • Упразднение части накопительной пенсии и замещение её добровольной накопительной пенсией (гарантированный пенсионный продукт).

Итоговое оформление заключительной редакции проводимой реорганизации в настоящее время ещё не сконструировано, т.к. периодически заносятся дополнения и диверсификации. В этот законопроект внёс существенную поправку и В.В.Путин, итогом которого стало уменьшение возраста выхода на заслуженный отдых женщинам с первоначальных 63 лет до 60. В дальнейшем по настоянию Президента были отредактированы алгоритмы индексирования пенсионных средств для малообеспеченных граждан страны, т.е. им стали производить доплату сверх установленного прожиточного минимума.

Тенденция реверсирования пенсионного возраста представлена следующим образом:

Рекомендации Президента России по смягчению вносимых перемен

В своём заявлении к жителям России в августе 2018 года Владимир Владимирович внёс предложения по ослаблению итоговых преобразований пенсионной реформы 2019-2024 годов:

  • Снизить предполагаемый возраст выхода женщин на заслуженный отдых. Он посоветовал сделать выбор на регламентной возрастной отметке 60 лет, а не 63, как было предложено ранее.
  • Ввести привилегированные пенсии матерям, воспитывающим трёх или четырёх ребятишек. Женщины, воспитывающие трёх детей, могут оформить документы на пенсию в 57 лет, а матери, имеющие четырех детей, соответственно, 56 лет.

Необходимо иметь в виду, что подобные изменения не относятся к женщинам, имеющих пятерых и более детей, т.к. они уже относятся к льготникам, выходящим на пенсию в возрасте 50 лет при условии не менее 15 лет страхового стажа трудовой деятельности. Это регламентируется Федеральным законом № 400-ФЗ от 28.12.2013 года. «О страховых пенсиях».

  • Для тех несостоявшихся пенсионеров, которые должны были регистрировать назначение пенсии в 2019-2020 годах по утратившему свою силу закону, дать разрешение на оформление документов на полгода раньше необходимого срока.
  • Предусмотреть вероятность довременного оформления пенсии при продолжительной трудовой деятельности. Женщины, заработавшие страховой стаж не менее 37 лет, а мужчины, заработавшие страховой стаж 42 года, имеют право выйти на пенсию на 2 года ранее прописанного в законе срока (вместо 40 и 45 предложенных ранее).
  • Ввести дополнительные меры, гарантирующие поддержку для граждан предпенсионного возраста( т.е. за 5 лет до предстоящего выхода на пенсию):
  • ответственность (вплоть до уголовной) работодателей за увольнение или отказ в приеме на работу по причине возраста;
  • программы поощрения работодателей на прием и сохранение на работе граждан, попадающих под эту категорию;
  • курсы по повышению квалификации, получению дополнительной специальности, профессиональной переподготовке;
  • увеличение наивысшего размера пособия потерявшим работу гражданам;
  • предоставление двух оплачиваемых дней в течение года для прохождения периодического медицинского осмотра;
  • предоставление всех федеральных льгот (в том числе по уплате имущественных налогов), а также льготы, установленные органами местного самоуправления при достижении женщинами и мужчинами возраста 55/60 лет.

Все названые предложения были представлены на рассмотрение в Государственную Думу в качестве поправок. На заседании в сентябре 2018 года депутаты единодушно приняли все рекомендованные Президентом меры по смягчению реорганизации пенсионного законодательства. В октябре этот закон подписан Президентом.

Льготный выход на пенсию отдельных категорий трудящихся

В 2019 году были вписаны корректировки в Закон № 350-ФЗ от 03.10.2018 года, которые видоизменяют условия для оформления пенсии льготным категориям граждан. Эти перемены касаются медицинских, педагогических категорий, работников творческих профессий. До декабря 2018 года пенсионные назначения перечисленным работникам производились при отработке определенного количества лет в данной профессии. С 2019 года обратиться за назначением пенсии можно по истечении периода отсрочки, который будет увеличиваться ежегодно. Следует заметить, что возрастные данные по профессиональному стажу остались без изменений. Кроме того, закон не дискриминирует и не ограничивает род трудовой деятельности в течение периода отсроченных действий. Человек может продолжить трудовую карьеру на прежнем месте, поменять сферу деятельности или уйти на заслуженный отдых.

Замена накопительных пенсионных начислений с 2020 года

Уже с 2020 года Правительство РФ планирует аннулировать накопительную долю трудовой пенсии, которая утратила свою эффективность, и сменить её добровольной накопительной составляющей пенсии, получившей название «гарантированный пенсионный продукт», которую разработало и предложило Министерство финансов. Он предусматривает непринудительные вспомогательные отчисления граждан, которыми они смогут воспользоваться при выходе на заслуженный отдых.

В общих чертах теория внедрения этого продукта заключается в следующем:

  • Человек добровольно подтверждает своё согласие на отчисление из своего дохода на гарантированный пенсионный продукт. Размер взносов будет варьироваться от 1 до 6% (здесь гражданин сам устанавливает приемлемую для себя ставку).
  • Государство со своей стороны обеспечивает целостность перечисленных средств, а также предоставляет возможность получения налоговых вычетов на сумму перечисленных взносов.
  • В исключительных случаях можно будет вывести свои пенсионные сбережения, не дожидаясь наступления пенсионного возраста (в случае тяжелого заболевания, получения инвалидности и т.п.).

Индексирование пенсии в 2019-2024 годах

По поручению Президента пенсии в России до 2024 года должны индексироваться со скоростью, превышающей индекс роста цен (т.е. инфляцию). По предварительным подсчётам Министерства экономразвития всё проходит именно так, как и было запланировано. В целях борьбы с неофициальными выплатами «серой» заработной платы несколько лет назад введены новые названия оценочного фактора - пенсионный коэффициент переименован в индивидуальный коэффициент (балл), размер которого установили фиксированным, вне зависимости от прогнозного уровня обесценивания. Поэтому очень важно в современных условиях иметь официальную «белую» зарплату, которая позволит при достижении определённого возраста получать достойную пенсию, а не довольствоваться минималкой. При расчёте суммы пенсии учитывается несколько основных параметров: достижение установленного возраста, необходимое количество балов, определенный стаж.

Последние новости и изменения в пенсионной реформе

Пенсионные реорганизационные мероприятия, запланированные на период 2019-2024 годов, не довольствуются только вышеупомянутыми реконструкциями. Структура развития пенсионной системы пополняется и корректируется. Уже в течение 2019 года было выдвинуто огромное количество разнообразных предложений, которые имеют право на существование в рамках осуществляемой реформы.

  • По поручению В. Путина была видоизменена схема индексирования пенсий, к которым может быть начислена социальная доплата до величины прожиточного минимума в регионе проживания пенсионера. Из-за наличия такой доплаты пенсионеры не получали никакой прибавки в результате ежегодных индексаций и фактически продолжали получать «минималку». Теперь эта проблема решена, а пенсии индексируются сверх ПМП.
  • Введена единая методика расчета ПМП — действовать она начнет уже с 1 января 2020 года. Теперь в субъектах страны не смогут необоснованно занижать значения прожиточного минимума — он должен будет расти с таким же темпом, как расчет федеральный.
  • Обсуждается вопрос разморозки индексации пенсий для работающих инвалидов. Оценить целесообразность такого изменения еще весной 2019 года поручил Минтруду глава Правительства Д. Медведев. Однако, никакого решения по этому вопросу еще не приняли.
  • Для негосударственных пенсий будет снижен пенсионный возраст (до 55 лет женщинам и 60 — мужчинам). Соответствующий законопроект уже разработали и планируют принять к концу 2019 года.
  • ПФР предложил изменить порядок выплаты пенсионных накоплений. По действующему законодательству право на единовременную выплату накоплений имеют граждане, у которых рассчитанная накопительная пенсия составляет менее 5% от общей суммы пенсии. ПФР предлагает изменить эту границу и установить ее равной 20% от прожиточного минимума пенсионера.

Положительные и отрицательные стороны проводимой реформы

Действующий до недавнего времени возрастной порог выхода на пенсию был внедрён в первой половине 20 века, поэтому соответствовал действительности того периода. В то время на каждого человека пенсионного возраста приходилось примерно четверо работоспособного возраста. За несколько десятилетий число пенсионеров увеличилось. И теперь на одного пенсионера приходится 2,3 трудоспособных гражданина, а в ближайшее время эта цифра грозит ещё более сократиться. С этим нужно было что-то делать, поэтому возникла необходимость в кардинальном пересмотре действующего законодательства, регламентирующего начисление пенсий. Принятие нововведения вызвало много разногласий даже среди депутатов, было много дискуссий, споров, альтернативных вариантов. Но, в конце концов, политики смогли прийти к согласованности и вынести на обсуждение принятый в последствии законодательный правовой документ.

Споры и разномыслия возникли и среди граждан России. Мнения разделились. Многие высказывались за принятие нового закона, приводили аргументированные доводы в правильности подобного решения. Другая часть возражала и приводила свои аргументы против реформы. И в адрес Президента страны было написано множество жалоб и претензий. И проанализировав все письма и обращения россиян, В.Путин счёл правильным и необходимым лично (пусть и с экранов телевизоров) объяснить людям причины столь противоречивого решения. Он смог доступно и объективно разъяснить причины принятого решения.

И всё-таки, несмотря на то, что такое нововведение вызвало огромный резонанс и негативный отклик со стороны более чем 90% населения, преимущества ее внедрения всё же есть:

  • Уменьшение дефицита пенсионного фонда страны. Как уже было сказано, принятию реформы способствовали демографические факторы. Увеличив пенсионный возраст, тем самым увеличив количество трудоспособного населения, поднимется пенсионный фонд России, который на данный момент находится в убыточном состоянии и пенсии финансируются из федерального бюджета.
  • Повышение уровня пенсий. Глава Счетной палаты гарантирует, что благодаря принятию нового закона, увеличение размера пенсионных выплат будет иметь тенденцию к увеличению порядка 30%.
  • Увеличение объёма средств федерального бюджета. Так как теперь меньше средств будут тратиться на пенсии, то соответственно в федеральной казне будет значительно больше располагаемых средств.

Преимущества касаются в основном государственных интересов, а вот недостатки реформы граждане ощутят на собственном опыте:

  • Проблемы с трудоустройством. Людям, возраст которых на несколько лет не дотягивает до пенсионного, будет тяжело трудоустроится, так как работодатели отдают предпочтение более молодым специалистам. И хотя государство разработало ряд мер против такой дискриминации, но как показывает практика, проблема трудоустройства все же есть. Конечно, работодатель не назовёт настоящую причину отказа в трудоустройстве, потому что это запрещено законом и можно понести за это ответственность.
  • Снижение доходов населения. На данный момент существует множество работающих пенсионеров, которые получают пенсионные выплаты и заработную плату. С введением законопроекта, работающих пенсионеров станет значительно меньше, что уменьшит уровень доходов их семей.

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Бесплатно по России

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.


Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.


Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).


Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Право на социальное обеспечение закреплено в статье 7 Конституции Российской Федерации от 12.12.1993 года, которая провозгласила, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Конкретизация этого положения содержится в статье 39 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Нормативная база новой пенсионной реформы включает в себя следующие Федеральные Законы:

- Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2002 года)

Настоящий закон регулирует условия и нормы предоставления

трудовых пенсий, право на которые возникает вследствие уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование; определяет понятие, виды, структуру трудовой пенсии, круг лиц, имеющих право на пенсию, ее размер и порядок индексации, а также порядок установления пенсии.

- Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2002).

Настоящий закон определяет условия, нормы и порядок назначения пенсий, выплачиваемых за счет средств федерального бюджета: военнослужащим, государственным служащим, лицам, пострадавшим от радиационных или техногенных катастроф, участникам Великой Отечественной войны и вдовам, а также гражданам, не приобретшим право на трудовую пенсию.

- Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 167-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2002).

Настоящий закон определяет право граждан и обязанности страхователей, застрахованных лиц и страховщиков, порядок уплаты взносов на обязательное пенсионное страхование и их ставки в зависимости от возраста застрахованного лица и вида деятельности.

  • - Федеральный закон «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» от 04.03.2002 № 21-ФЗ (вступил в силу с 01.01.2002). Настоящий закон определяет условия и порядок предоставления дополнительного (к пенсии или пожизненному содержанию) ежемесячного материального обеспечения за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, круг лиц, имеющих на него право, размеры, порядок назначения и выплаты.
  • - Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002 № 111-ФЗ. Настоящий закон определяет права и обязанности управляющих компаний, специализированных депозитариев и Пенсионного Фонда

Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, устанавливает правила инвестирования, а также порядок выбора застрахованным лицом инвестиционного портфеля (управляющей компании).

- Федеральный закон «Об обязательных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации» (принят Государственной Думой в первом чтении 26.06.2002). Настоящим Федеральным законом предусматривается установить условия и нормы предоставления профессиональных пенсий лицам, занятым в неблагоприятных условиях труда, а также порядок формирования накоплений на выплату этих пенсий за счет дополнительных страховых взносов работодателей, использующих труд указанных лиц, в рамках обязательных профессиональных пенсионных систем.

Направления движения по пути пенсионной реформы предлагаются каждым новым Правительством РФ. Поскольку частая смена Правительства в стране стала делом обычным, то и отношение общества к различным вариантам этих «направлений» далеко не однозначно: с одной стороны оно скептическое, а с другой - настороженное. Скептицизм связан с тем, что в условиях экономического кризиса вряд ли может быть радикально реформирована одна из главных распределительных систем - пенсионная, поскольку все ее острейшие проблемы - это проблемы, находящиеся вне этой системы, в связи, с чем они не могут быть решены в процессе пенсионной реформы. Настороженность объясняется неверием населения в социальную направленность такой реформы, поскольку государство (и прежнее - советское и нынешнее) столько раз не оправдало надежд людей на улучшение условий их жизни, а в постперестроечный период это еще и вполне конкретные, обоснованные опасения их дальнейшего ухудшения.

Одна из первых Концепций реформы системы пенсионного обеспечения в РФ была утверждена Правительством РФ еще 07 августа 1995г. В ней достаточно объективно оценивалась сложившаяся в сфере пенсионного обеспечения ситуация, обозначались цели реформирования пенсионной системы и формулировались принципы, на которых эта реформа должна основываться. По существу это было повторением целей реформы 1990 года с той лишь разницей, что через пять лет после ее начала уже стали очевидными те причины, в силу которых произошла девальвация пенсионной системы, закрепленной Законом РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 г. № 340-1. Однако причины декодификации пенсионного законодательства и десоциализации уровня пенсионного обеспечения в Концепции как раз и не были вскрыты.

С конца 1997 года начинается работа уже новым составом Правительства РФ над проектом еще одной Концепции пенсионной реформы. Ее общая направленность обусловлена поиском высшим органом исполнительной власти финансовых источников, которые могли бы быть использованы для инвестирования в экономику страны. Это главная, первичная цель. Решение проблем пенсионного обеспечения - это лишь «попутная задача». На рассмотрение Правительства выносится новый проект Концепции, в основе которой лежит идея полного отказа от принципов социального страхования и формирование накопительной пенсионной системы. Суть такой системы в том,

что государство обязывает каждого работающего накапливать на своем личном счете средства, которые потом будут ему выдаваться полностью либо частями по достижении соответствующего преклонного возраста или в случае наступления инвалидности (потери кормильца). В случае смерти накопленные средства получат наследники. Это система индивидуальной, а не коллективной (социальной) защиты. Такие системы не гарантируют защиты накопленных личных средств в связи с наступлением каких-либо форс-мажорных обстоятельств, которые могут привести к полной их потере в связи, например, с очередным крахом банковской системы, и поэтому не являются надежным средством защиты от бедности в старости или при наступлении инвалидности. Такое направление пенсионной реформы было однозначно отвергнуто обществом, как полностью исключающее солидарность и взаимопомощь людей, лежащих в основе систем социального страхования.

Позднее была представлена еще одна Концепция, которая в итоге одобрена прежним составом Правительства РФ и на основе которой утверждена Правительством Программа пенсионной реформы в РФ. Данная Программа - итоговый компромиссный документ сторонников как страховой, так и накопительной пенсионной системы. Он ориентирует реформу на формирование условно- накопительной системы, т.е. сочетающей в себе как элементы коллективной (социальной) защиты, так и личной ответственности за свое будущее благополучие. Однако последующие события, произошедшие в стране в августе 1998 года, по существу предопределили нереальность пенсионной реформы на современном этапе еще раз, доказав, что основные причины, обусловливающие ее объективную необходимость, коренятся не в

самой пенсионной системе, а в экономическом положении, в котором находится страна.

В период с 1998 года по 2001 год система пенсионного обеспечения практически не реформировалась. Изменения уровня пенсионного

обеспечения происходили в основном за счет индексации размера пенсии в связи с ростом цен.

Существенный разрыв в уровне жизни человека до перехода на пенсию и после него, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, «уравнительный» характер действующей системы пенсионного обеспечения предопределили необходимость создания новой правовой базы, более полно учитывающей изменившиеся экономические и социальные условия, в которых оказалось население Российской Федерации.

С 2002 года в Российской Федерации начался новый этап реформирования системы пенсионного обеспечения, в основе которого лежит принцип накопительного страхования.

При проведении пенсионной реформы, помимо подготовки перечисленных выше Федеральных Законов, предусматривалось внести необходимые изменения в действующее законодательство, а также отменить некоторые нормы, противоречащие новым законоположениям.

В частности, в связи с вступлением в силу Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ утратили силу Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» от 20.11.1990 года № 340-1 и Федеральный Закон «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» от 21.07.1997 № 113-ФЗ. Также в законодательном порядке было определено, что другие ранее принятые Федеральные Законы, предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей новым пенсионным законам.

Действующее пенсионное законодательство было принято в беспрецедентно короткий срок.

Лишь этим можно объяснить недоработки и «сырость» многих статей одного из центральных законов пенсионной реформы - Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ.

Даже в преамбуле, которая обычно определяет цели и наиболее общие идеи закона, отсутствует четко сформулированная цель принятия закона.

В ней лишь сказано, что «настоящим Законом устанавливаются основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии». В действительности Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ устанавливает не только основания возникновения права граждан на трудовые пенсии, но и их размеры, многие другие параметры пенсионного обеспечения.

Кроме того, нужно отметить, что в пункте 1 статьи 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 № 173-ФЗ упоминается лишь один законодательный акт, в соответствии с которым устанавливаются и выплачиваются трудовые пенсии, а именно, настоящий Федеральный закон.

Законодательная основа пенсионной реформы представлена законами:

  • · Федеральным законом от 01.04.1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования»
  • · Федеральным законом от 15.12.2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
  • · Федеральным законом от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
  • · Федеральным законом от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
  • · Федеральным законом от 24.07.2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
  • · Федеральным законом от 07.05.1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Впервые вопрос о необходимости разработки и принятия нового пенсионного закона на государственном уровне был поставлен в Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 августа 1995г. №790 « О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации».

Предполагалось в течение 1996-1997 годов подготовить проект федерального закона о пенсионном обеспечении, конкретизирующий основные положения указанной Концепции Воронин Ю. В. Опыт работы в условиях единой пенсионной службы. // Пенсия.- 1999.- №11 с. 18.. Отвечать за эту работу должна была Правительственная комиссия по реализации Концепции реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации, которой предоставлялось право создавать рабочие группы по подготовке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Вьюницкий В.В. О новациях в пенсионном законодательстве. // Пенсия 2004 - №5 - с. 67.. Однако деятельность Правительственной комиссии оказалась малоэффективной, какого-либо проекта нового пенсионного закона в установленные сроки подготовлено не было и постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 1997г. №652 «О координационных и консультативных органах, образованных Правительством Российской Федерации» она была упразднена.

Тем не менее, проблема, связанная с необходимостью разработки принципиального нового пенсионного законодательства, сохранились, и все более обострялась по мере развития системного кризиса в пенсионном обеспечении. Разумеется, основные причины этого кризиса заключаются не в действующем законодательстве, хотя и оно с юридической точки зрения является крайне несовершенным, а главным образом в существующих экономических отношениях.

Принятый в 1990 году и затем на протяжении более 10 лет, поддерживаемый перманентными поправками морально устаревший пенсионный закон изначально не мог нормально функционировать в кардинально изменившихся социально- экономических условиях, так как не содержал механизмов регулирования пенсионных отношений, давно отработанных и успешно применяющихся в странах с рыночной экономикой. Вторая попытка осуществить реформу пенсионного законодательства была предпринята в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 1998 г. №463 « О Программе пенсионной реформы в Российской Федерации», которым была утверждена не только Программа пенсионной реформы в Российской Федерации, но и План подготовки нормативных правовых актов и организационных мероприятий в рамках очередного этапа реформирования пенсионной системы в Российской Федерации на 1998- 1999гг.

В соответствии с этим Планом принципиальным образом был изменен сам подход к разработке нового пенсионного законодательства. Вместо одного федерального закона о пенсионном обеспечении, как это предполагалось ранее и предусматривалась подготовка «пенсионного пакета», включающего в себя федеральные законы:

  • · « О государственных пенсиях в Российской Федерации»;
  • · « О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации « О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей»;
  • · « Об условно- накопительных счетах в системе государственного пенсионного страхования»;
  • · « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон « Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования»;
  • · « Об обязательных дополнительных профессиональных пенсионных системах в Российской Федерации»;
  • · « Об именных накопительных счетах в системе государственного пенсионного страхования».

После финансового кризиса, произошедшего в стране в августе 1998 года, который самым непосредственным образом повлиял на замедление темпов реформирования пенсионной системы, особенно в части дополнения ее накопительным элементом, план соответствующих законопроектных работ был вновь пересмотрен как с точки зрения коррекции сроков, так и по содержанию « пенсионного пакета».

Согласно Плану подготовки нормативных правовых актов и проведения мероприятий по реформированию пенсионной системы в Российской Федерации на 1999- 2000гг., утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 1999г. № 1470-р, из « пенсионного пакета» исключены законопроекты: « О государственных пенсиях в Российской Федерации», « Об условно- накопительных счетах в системе пенсионного страхования», « Об именных накопительных счетах в системе государственного пенсионного страхования». Вместе с тем « пенсионный пакет» был дополнен новыми законопроектами:

  • · « О государственном пенсионном обеспечении»;
  • · « О пенсиях по государственному пенсионному страхованию»;
  • · « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон « О негосударственных пенсионных фондах».

Будущая пенсионная система представлялась как совокупность создаваемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии, и подразделяться на три самостоятельные части: государственное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, дополнительное пенсионное страхование и обеспечение Шафигуллин А. Р., Груничев А. С., Мишина Л. Н., Организационно- экономические основы пенсионной системы Российской Федерации. - Казань: Казанский государственный университет им. Ленина, 2004.-с.334..

В основу именно такого структурирования пенсионной системы положен принцип разграничения материальной ответственности государства, граждан, работодателей, работников и других субъектов пенсионных правоотношений в зависимости от условий формирования и источников финансовых ресурсов, обеспечивающих реализацию пенсионных прав. Исходя из этого основополагающего принципа государственное пенсионное обеспечение базируется на финансировании пенсий за счет федерального бюджета, обязательное пенсионное страхование - за счет страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а дополнительное пенсионное страхование и обеспечение - за счет средств, сформированных из добровольных или обязательных для отдельных профессиональных категорий страховых взносов работодателей и работников либо выплат из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также средств организаций (независимо от форм собственности и хозяйствования). Серьёзной правовой новеллой в новом законодательстве явилось снижение стажевого требования с 25 - 20 до 5 лет, таким образом, по существующим сегодня правилам для приобретения права на пенсию по старости достаточно иметь не менее 5 лет трудового стажа. Это позволяет застрахованному получить трудовую пенсию по старости до достижения возраста 60 лет (мужчинам) и 55 лет (женщинам). При отсутствии требуемой продолжительности трудового стажа можно рассчитывать лишь на социальную пенсию, которая устанавливается на 5 лет позже, т. е. в 65 лет (мужчинам) и 60 лет (женщинам).

Пенсионная система представляет собой сложный организм, объединяющий экономические и правовые институты, предназначенные для удовлетворения интересов различных слоев общества Шафигуллин А. Р., Груничев А. С., Мишина Л. Н., Организационно- экономические основы пенсионной системы Российской Федерации. - Казань: Казанский государственный университет им. Ленина, 2004.-с.451..

Понятие «институт» имеет латинское происхождение, что означает «учреждение», «установление». Заимствовано оно из юриспруденции. Сущностными характеристиками данной категории являются как юридические нормы, так и порядок установления взаимосвязи между ними. Это позволяет регламентировать отношения между субъектами права с целью придания им устойчивого характера, для чего создаются соответствующие организационные структуры. Устоявшимися и признанными в юридической науке считаются институты собственности, наследования прав, договорных отношений. К экономическим и социальным институтам также относят институты собственности и контрактных отношений (включая трудовые), заработной платы и социального обеспечения Зурабов М. Ю. О ходе реализации пенсионной реформы.// Пенсия. - 2003. №12 с. 44.. Их роль заключается в регулировании функций субъектов хозяйствования и трудовых отношений, связанных с организацией и управлением процессами жизнедеятельности, материального и социального воспроизводства. К числу важнейших функций, которые выполняют социальные институты, относят: создание условий для удовлетворения потребностей членов общества, обеспечение социальной интеграции, устойчивости общественной жизни. Эти функции в полной мере выполняет система пенсионного обеспечения. Конституционный и публично - правовой характер большинства ее институтов объясняет их специфику - с одной стороны, достаточную обособленность, с другой - тесную связь с другими институтами социальной и экономической сферы, такими как заработная плата, налоги. К основным институтам пенсионной системы относятся: социальное страхование, социальные пенсии, представляемые государством и муниципалитетами, частная страховая инициатива и корпоративные пенсии, финансируемые предприятиями. Неправомерно их противопоставление, поскольку в развитых рыночных экономиках каждый из этих четырех институтов пенсионной системы выполняет свою функцию и обеспечивает определенный уровень социальной защиты.

В международном праве вопросы социальной защиты рассматриваются в ряде межгосударственных соглашений, документов международных организаций и других глобальных и региональных форумов. В Уставе Организации Объединенных Наций, закрепившем принцип сотрудничества государств как основополагающий фактор мирового сотрудничества наряду с другими названо разрешение проблем социального характера. Это общеобязательное положение Устава имеет огромное значение для формирования мирового сообщества, в котором приоритетом является защита прав человека Вьюницкий В.В. О новациях в пенсионном законодательстве. // Пенсия 2004 - №8 с.45.. Социальное обеспечение представляет собой одно из таких прав, и его содержание раскрывается в ряде международно - правовых актов. Особую роль в осуществлении международного сотрудничества в данной области играет международная Организация Труда (МОТ).

Европейский кодекс социального обеспечения положил начало процессу унификации национальных норм в сфере пенсионной защиты в государствах, ратифицировавших этот акт, и оказал воздействие на формирование пенсионного законодательства в государствах, которые в то время еще не были членами Европейского Союза. Его принципы и основные положения были восприняты пересмотренным Европейским кодексом социального обеспечения 1990 года и другими европейскими актами, принятыми европейскими актами, принятыми в период между кодексами.

Относящаяся к ним Европейская конвенция о социальном обеспечении 1972 года сочетает в себе качества рамочной конвенции и модельного акта. В сферу ее применения входят среди прочих вопросы выплаты пособий по старости, но их решение зависит от последующих соглашений, которые, как предполагается, будут заключены между договаривающимися сторонами. В преамбуле конвенции утверждается общий принцип выплаты социальных пособий: предоставление на основе законодательства одной из договаривающихся сторон они должны сохраняться независимо от изменения места проживания лиц в пределах территорий всех договаривающихся сторон Батанов Г. Н. Беспечность - сегодня, убогая старость - завтра. // Финансовый контроль. 2004 - №6 с. 36..

Европейская социальная хартия 1996 года еще раз подтвердила право пожилых людей на социальную защиту и совпадение точек зрения между тремя влиятельными международными организациями: МОТ, Совет Европы, Европейское сообщество, Европейский союз.

Единые рекомендации по разработке национального законодательства в государствах - участниках СНГ изложены в Хартии пожилых людей, которая была принята на одиннадцатом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ 15 июня 1998 года. В своем документе Межпарламентская Ассамблея призывает парламенты и правительства независимых государств считать целью своей политики разработку национальных программ и принятие законодательных актов, достижение условий, при которых были бы установлены права пожилых людей на достойное существование, безопасность и практическую возможность полной реализации своего человеческого потенциала, в частности, право, иметь гарантированную пенсию, специальные пособия, другие источники доходов в совокупности не ниже прожиточного минимума, необходимые для ведения достойного образа жизни, получать защиту своих сбережений и доходов. Унификация нормативной базы пенсионного обеспечения, целью которой являются региональные соглашения, служит существенной гарантией перечисленных выше прав. Вместе с тем не утрачивают актуальности и двусторонние соглашения, в особенности с государствами, не связанными региональными актами.

15 и 17 декабря 2001 года были приняты федеральные законы, направленные на реформирование системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации: №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Суть пенсионной реформы - переход на страховые принципы и право на трудовую пенсию, ее размер теперь напрямую зависят от уплаты работодателем страховых взносов в ПФР за каждого конкретного человека.

Необходимо учитывать, что пенсионная система является составной частью сложнейшего социально - экономического механизма, в связи, с чем ее реформирование должно быть синхронизировано с изменениями, происходящими в других сферах. Все больше исследователей приходят к заключению, что перестроить пенсионную систему, не затрагивая всего круга фундаментальных составляющих общественной жизни невозможно Баскакова В. Н., Орлова А. С. Пенсионная реформа в России: оценка специалистов; сборник докладов. - М.: Инфра, 2002. с. 112.. Следовательно, основная задача правового обеспечения пенсионной модели: состыковать международные стандарты и типовые конструкции с национальным своеобразием всех взаимосвязанных элементов социально - экономической системы.

Читайте также: