Законом республики таджикистан о пенсионном обеспечении граждан республики таджикистан

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

от 25 июня 1993 года №796

О пенсионном обеспечении граждан Республики Таджикистан

(В редакции Законов Республики Таджикистан от 01.02.1996 г. №223, 22.05.1998 г. №622, 13.11.1998 г. №696, 14.05.1999 г. №748, 03.09.1999 г. №832, 11.12.1999 г. №911, 02.12.2002 г. №76, 02.12.2002 г. №84, 25.07.2005 г. №104, 30.07.2007 г. №333, 06.10.2008 г. №442, 05.10.2009 г. №554, 26.12.2011 г. №789, 16.04.2012 г. №823, 03.07.2012 г. №853, 18.03.2015 г. №1199)

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан гарантирует всем гражданам, проживающим в Республике Таджикистан, право на материальное обеспечение в старости и в других случаях путем предоставления трудовых и социальных пенсий, предусмотренных настоящим Законом.

Закон направлен на то, чтобы более полно учитывался труд как источник роста благосостояния народа и каждого гражданина республики, исключая уравнительный подход в пенсионном обеспечении. Он устанавливает единство условий и норм пенсионного обеспечения рабочих, служащих, членов колхозов и других категорий трудящихся.

Закон гарантирует социальную защищенность пенсионеров путем установления пенсий на уровне, ориентированном на прожиточный минимум, а также регулярного пересмотра их размеров в связи с увеличением или уменьшением размера минимального потребительского бюджета и повышением эффективности экономики республики.

Раздел I. Общие положения

Статья 1. Право граждан на пенсионное обеспечение

Граждане Республики Таджикистан имеют право на пенсионное обеспечение по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца и в иных случаях, предусмотренных законом.

Проживающие в Республике Таджикистан граждане других государств и лица без гражданства имеют право на пенсию наравне с гражданами Республики Таджикистан, если иное не предусмотрено законодательством Республики Таджикистан.

(В статью 1 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 16.04.2012 г. №823)

Статья 2. Виды пенсий

По настоящему Закону назначаются:

а) трудовые пенсии:

- по возрасту (по старости) (в дальнейшем именуются - пенсии по возрасту);

- по случаю потери кормильца;

б) социальные пенсии.

Статья 3. Лица, имеющие право на трудовую пенсию

Право на трудовую пенсию имеют лица, занятые общественно полезным трудом, при соблюдении других условий, предусмотренных Законом:

а) работающие на основании трудового договора (контракта) на предприятиях, в учреждениях, организациях, кооперативах, независимо от используемых форм собственности и хозяйствования, либо на основании членства в колхозах и других кооперативах (в дальнейшем именуются предприятия и организации, если оговорено иное) - при условии уплаты предприятиями и организациями страховых взносов в уполномоченный орган;

б) занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе на условиях индивидуальной (групповой) аренды или в личном дехканском (фермерском) хозяйстве, а также индивидуальной предпринимательской деятельностью на основании патента или свидетельства - при условии уплаты страховых взносов в уполномоченный орган;

в) члены творческих союзов, а также другие творческие работники, не являющиеся членами творческих союзов, - при условии уплаты страховых взносов в уполномоченный орган;

г) другие лица подлежащие государственному социальному страхованию;

д) работники военизированных формирований, не подлежащие государственному социальному страхованию, лица начальствующего и рядового состава Службы связи при Правительстве Республики Таджикистан;

е) учащиеся высших и средних специальных учебных заведений, училищ, школ и курсов по подготовке кадров, аспиранты и клинические ординаторы, докторанты;

ж) лица, ставшие инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей, либо в связи с выполнением долга гражданина Республики Таджикистан по спасению человеческой жизни, по охране государственной, коллективной собственности, собственности граждан и правопорядка;

з) лица, осуществляющие уход за инвалидами 1 группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшем 80-летнего возраста;

и) члены семей лиц, указанных в настоящей статье, и пенсионеры из числа этих лиц - в случае потери кормильца.

(В статью 3 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 16.04.2012 г. №823)

Статья 4. Пенсионное обеспечение военнослужащих и их семей

Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения военнослужащих и служащих военизированных формирований, не подлежащих в соответствии с законодательством Республики Таджикистан государственному социальному страхованию, и членов их семей, устанавливаются Законом Республики Таджикистан "О пенсионном обеспечении военнослужащих". Им также предоставляется право на получение пенсии в порядке, установленном настоящим Законом. В этом случае выплата пенсии, назначенной в соответствии с Законом Республики Таджикистан "О пенсионном обеспечении военнослужащих", прекращается.

(Текст статьи 4 изложен в новой редакции в соответствии с Законом РТ от 16.04.2012 г. №823)

Статья 4-1. Лица, имеющие право на досрочную пенсию

Право на досрочную пенсию за один год до наступления пенсионного возраста имеют граждане, которые по независящим от них причинам оказались безработными и имеют право на пособие по безработице в течение 52 календарных недель, мужчины - при стаже не менее 25 лет, женщины при стаже не менее 20 лет.

Государственным служащим, освобождённым от государственной должности при ликвидации, реорганизации и реструктуризации государственного органа, сокращении численности или штатных единиц государственных служащих, при наличии общего трудового стажа 25 лет для мужчин, 20 лет для женщин, из них не менее 10 лет стажа государственной службы, предоставляется право выхода на пенсию на два года раньше установленного законодательством Республики Таджикистан срока.

Пенсия, установленная досрочно для безработных, в случае поступления указанных пенсионеров на работу, не выплачивается. После достижения такими лицами пенсионного возраста, при котором они приобретают право на пенсию на общих основаниях, выплата им пенсии производится в соответствии со статьей 20 настоящего Закона.

(В статью 4-1 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 16.04.2012 г. №823)

Статья 4-2. Пенсионное обеспечение государственных служащих
Статья 5. Лица, имеющие право на социальную пенсию

Право на социальную пенсию имеют все нетрудоспособные граждане независимо от социальной принадлежности на условиях, определяемых настоящим Законом.

Статья 6. Право выбора пенсии

Лицам, имеющим одновременно право на различные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору.

(В статью 6 внесены изменения в соответствии с Законом РТ от 16.04.2012 г. №823)

Статья 7. Обращение за назначением пенсии

Обращение за назначением пенсии осуществляется в любое время после возникновения права на пенсию без ограничения каким-либо сроком.

При этом пенсии по возрасту и по инвалидности назначаются независимо от того, прекращена работа ко времени обращения за пенсией или продолжается. Пенсии за выслугу лет назначаются при оставлении работы, дающей право на эту пенсию.

Статья 8. Средства на выплату пенсий. Освобождение пенсий от налогов

Выплата пенсий осуществляется из уполномоченного органа.

Пенсии не подлежат обложению налогами.

Денежные средства уполномоченного органа включается в доходы и расходы государственного бюджета отдельным разделом бюджетной классификации используются по целевому назначению, изъятию не подлежат.

Статья 9. Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение

Пенсионное обеспечение по настоящему Закону производится органами социального обеспечения социальной защиты населения.

Управление уполномоченным органом и государственная экспертиза условий труда по вредности и тяжести осуществляется в порядке, определяемом Советом Министров Правительством Республики Таджикистан. Единообразное применение настоящего Закона определяется Верховным Советом Республики Таджикистан.

Статья 10. Вопросы, относящиеся к ведению Совета Министров Правительства Республики Таджикистан

К ведению Совета Министров Правительства Республики Таджикистан помимо вопросов, предусмотренных в настоящем Законе, относятся также вопросы, связанные с порядком назначения и выплаты пенсий, определением особенностей исчисления стажа отдельных категорий граждан, с соблюдением гарантий, предусмотренных настоящим Законом.

Раздел II. Трудовые пенсии. Пенсии по возрасту

Статья 11. Условия назначения пенсий

Право на пенсию по возрасту имеют:

с 1 июля 2001 года:

- мужчины - по достижении 61 года и при стаже работы не менее 25 лет;

- женщины - по достижении 56 лет и при стаже работы не менее 20 лет;

с 1 июля 2002 года:

- мужчины - по достижении 62 года и при стаже работы не менее 25 лет;

- женщины - по достижении 57 лет при стаже работы не менее 20 лет;

с 1 июля 2003 года:

- мужчины - по достижении 63 лет при стаже работы не менее 25-лет;

- женщины - по достижении 58 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Статья 12. Льготные пенсии, связанные с особыми условиями труда

На льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту независимо от места последней работы:

а) работники, занятые полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, - по списку №1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Советом Министров Правительством Республики Таджикистан, и по результатам аттестации рабочих мест:

- мужчины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах;

- женщины - по достижении 45 лет и при стаже работы не менее 15 лет, из них не менее 7 лет и 6 месяцев на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 11 настоящего Закона, на 1 год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам;

б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, - по списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Советом Министров Правительством Республики Таджикистан, и по результатам аттестации рабочих мест:

- мужчины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет и 6 месяцев на указанных работах;

- женщины - по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и особо тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного в статье 11 настоящего Закона, на 1 год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам;

в) трактористы-машинисты, непосредственно занятые в производстве сельскохозяйственной продукции в колхозах и совхозах, - мужчины по достижении 55 лет и при общем стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 20 лет на указанной работе;

г) женщины, работающие в качестве тракториста-машиниста, машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин, смонтированных на базе тракторов и экскаваторов, - по достижении 50 лет и при общем стаже работы не менее 15 лет на указанной работе;

д) женщины, работающие в качестве доярок (операторов машинного доения), свинарей-операторов в колхозах, совхозах, по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет при условии выполнения установленных норм обслуживания.

Нормы обслуживания для этих целей устанавливаются в порядке, определяемом Советом Министров Правительством Республики Таджикистан;

е) женщины, занятые в течение полного сезона на выращивании хлопчатника и сборе хлопка-сырца, и на выращивании, уборке и послеуборочной обработке табака, - по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет.

Мужчины, занятые в течение полного сезона на выращивании хлопчатника и сборе хлопка-сырца, имеют право на пенсию по возрасту по достижении 55 лет и при стаже указанной работы не менее 25 лет. При этом до достижения мужчинами пенсионного возраста, предусмотренного статьей 11 настоящего Закона, выплату пенсии производить за счет средств колхозов и совхозов;

ж) работницы текстильного производства, занятые на станках и машинах, - по списку производств и профессий, утверждаемому Советом Министров Правительством Республики Таджикистан, - по достижении 50 лет и при стаже указанной работы не менее 20 лет;

з) водители пассажирского и грузового транспорта по перечню, утверждаемому Советом Министров Правительством Республики Таджикистан:

- мужчины - по достижении 55 лет при общем стаже работы не менее 25 лет, из них 15 лет непосредственно на указанных работах;

- женщины - по достижении 50 лет при общем стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет непосредственно на указанных работах.

При этом до достижения ими пенсионного возраста, предусмотренного статьей 11 настоящего Закона, выплату пенсии производить за счет средств предприятий.

и) рабочие локомотивных бригад и отдельные категории работников, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте - по Спискам профессий и должностей, утверждаемым Правительством Республики Таджикистан;

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.


  • ДЕТИ, СЕМЬЯ
    • алименты
    • военная служба по призыву
    • детские пособия, уход до 3 лет
    • детский сад
    • материнский капитал
    • многодетная семья
    • ювенальщина
  • ЖИЛЬЁ, КОММУНАЛЬН. УСЛУГИ
    • жильё. капремонт МКД
    • жильё. приватизация
    • жильё. расселение
    • жильё. управление МКД
    • оплата коммунальных услуг
      • субсидии на коммунал. услуги
  • ЗДОРОВЬЕ
    • гос. здравоохранение
    • здоровье. диеты, фитнес
    • здоровье. опасные симптомы
    • здоровье. самолечение
  • ИНВЕСТИРОВАНИЕ
  • КРЕДИТЫ, ИПОТЕКА
  • ЛИЧНЫЙ ТРАНСПОРТ
  • НАЛОГИ
    • налог на имущество
    • налоговые вычеты
    • транспортный налог
  • НАСЛЕДСТВО
  • НЕДВИЖИМОСТЬ
    • заработать на недвижимости
    • земельные участки
    • нотариус
    • покупка недвижимости
    • продажа недвижимости
    • ремонт, перепланировка
    • сдача, аренда недвижимости
    • строительство долевое
  • ОБРАЗОВАНИЕ
  • ОБЩЕСТВО
  • ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
  • ОТПУСК, КАНИКУЛЫ, ТУРЫ
  • ПЕНСИЯ
    • баллы, фиксированная выплата
    • доплаты к пенсиям
    • жизненные ситуации пенсионера
    • новое в пенсионных законах
      • предпенсионеры
    • пенсия безработным
    • пенсия военнослужащим
    • пенсия врачу, учителю, артисту
    • пенсия для ИП и самозанятых
    • пенсия досрочно
    • пенсия досрочно северянам
    • пенсия досрочно, списки 1 и 2
    • пенсия иностранцам
    • пенсия матерям
    • пенсия накопительная, НПФ
    • пенсия осужденным
    • пенсия при потере кормильца
    • пенсия социальная, инвалидам
    • работающие пенсионеры
    • страховой стаж, суммирование
  • ПОСОБИЯ, ЛЬГОТЫ
    • пособие по уходу за больным
    • пособия безработным
    • пособия ветеранам
    • пособия инвалидам
    • пособия пенсионерам
    • пособия по беременности
    • пособия семьям
    • субсидии
  • РАБОТА, ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕН.
    • безработица
    • временная нетрудоспособность
    • зарплата, рабочее время
    • индивид. предприниматели
      • самозанятые
    • новое в труд. законодательстве
    • отпуск трудовой, учебный
    • труд во "вредных" условиях
    • трудовой стаж
    • трудовые споры
    • трудоустройство
    • увольнение
  • СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА
    • соцзащита безработных
    • соцзащита детей-сирот
    • соцзащита инвалидов
    • соцзащита семьи
  • ТЕХНИКА БЫТОВАЯ
  • ЮРИДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
    • покупка имущества
    • права пассажиров
    • раздел имущества
  • Применять налог НПД могут все граждане, не зависимо от их места регистрации
  • Для медработников установили премию за выявление онкологического заболевания
  • Самозанятым возвращают сумму уплаченного налога на профессиональный доход
  • Как пожаловаться в надзорный орган, чтобы ваша жалоба была рассмотрена
  • Если предприятие перешло на режим сокращенного рабочего времени
  • Получение российского гражданства для некоторых лиц упрощается
  • Государство расширило поддержку семей на период борьбы с корона-вирусом



Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.

Содержание статьи:

Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются .

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам

Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).

Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)

Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».

При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).

У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.

Стаж работы, имеющийся у граждан, прибывших в РФ после 01.01.2002 года , может быть включен в подсчет страхового стажа для получения российской пенсии только при условии, что за этот период были уплачены страховые взносы в пенсионный орган той станы, на территории которой выполнялась трудовая деятельность и между этой страной и Россией заключено дополнительное двустороннее соглашение о пенсионном обеспечении граждан. Такие периоды будут включены в страховой стаж при наличии справки об уплате страховых взносов из пенсионного фонда страны, где осуществлялась трудовая деятельность.

Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств , не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана

Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).

Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.

Пенсионное обеспечение граждан прибывших из Украины

О пенсионном обеспечении граждан прибывших из Украины подробно описано в статье .

Информация об изменениях:

Законом РФ от 21 июля 1993 г. N 5481-I настоящий Закон изложен в новой редакции

Закон РФ от 21 января 1993 г. N 4328-I
"О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах"

С изменениями и дополнениями от:

21 июля 1993 г., 19 ноября 1997 г., 7 августа 2000 г., 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 22 августа 2004 г., 8 ноября 2011 г., 2 июля 2013 г.

ГАРАНТ:

Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ действие настоящего Закона распространено на сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике

Федеральным законом от 16 мая 1995 г. N 75-ФЗ установлено, что действие настоящего Закона распространяется на военнослужащих, а также лиц рядового и начальствующего состава, курсантов и слушателей заведений Министерства внутренних дел Российской Федерации, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской республике

О социальных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных на территориях Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Киргизской Республики, а также лицам, работающим в этих формированиях см. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 284-ФЗ

Настоящий Закон устанавливает социально-правовые гарантии защиты военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

ГАРАНТ:

См. постановление Правительства РФ от 26 декабря 2001 г. N 896 "О зонах вооруженных конфликтов"

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

21 января 1993 года.

Лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, устанавливаются должностные оклады и оклады по воинским званиям в полуторном размере, а для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет 1 месяц военной службы за 1,5 месяца. Если они выполняют задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, то должностные оклады и оклады по воинским званиям устанавливаются в двойном размере.

Военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, во всех вышеуказанных случаях устанавливаются должностные оклады по 1 - 4 тарифным разрядам и ежемесячные дополнительные виды денежного содержания по нормам, предусмотренным для военнослужащих сверхсрочной службы, а при увольнении с военной службы им выплачивается единовременное пособие в размере двух должностных окладов. В выслугу лет (трудовой стаж) им засчитывается 1 месяц военной службы за 3 месяца.

В случае гибели военнослужащего в связи с исполнением им служебных обязанностей либо смерти (до истечения 1 года после увольнения с военной службы) вследствие травмы, контузии, заболевания, полученных в период прохождения военной службы, семье погибшего (умершего) и его иждивенцам выплачивается единовременное пособие в размере 10-летнего денежного содержания этого военнослужащего. На членов семей указанных военнослужащих распространяются гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в ВОВ. При получении военнослужащим в связи с исполнением им служебных обязанностей травмы, ранения, контузии, заболевания, исключающих возможность дальнейшего прохождения военной службы, этому военнослужащему выплачивается единовременное пособие в размере его 5-летнего денежного содержания. Эти положения распространяются и на военнослужащих, проходящих военную службу на территории Республики Молдова, и членов их семей.

Рассмотрены вопросы предоставления дополнительных отпусков, возмещения фактических расходов на наем (поднаем) жилья, оплаты стоимости проезда членов семей военнослужащих, бронирования жилой площади на время прохождения военной службы.

Органы исполнительной власти субъектов РФ предоставляют воинским частям и подразделениям жилые помещения для временного расквартирования личного состава, коммунальные услуги, линии и каналы связи, транспортные средства и ГСМ, а также дополнительное питание для личного состава (за счет средств федерального бюджета РФ).

Закон РФ от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах"

Настоящий Закон вводится в действие с момента его опубликования

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 11 февраля 1993 г., N 6, ст. 181, в "Российской газете" от 6 февраля 1993 г., N 25

Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 116-ФЗ действие настоящего Закона распространено на сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, выполняющих и выполнявших задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 26 апреля 2004 г. N 29-ФЗ

Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ

Действие абзаца пятого части второй статьи 5 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2004 г. в части выплаты денежной компенсации в случае непредоставления путевок

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 19 ноября 1997 г. N 146-ФЗ

О ГАРАНТИЯХ ПРАВ ГРАЖДАН ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ

СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ

(Москва, 13 марта 1992 года)

Правительства государств - участников настоящего Соглашения,

руководствуясь статьями 2, 4 этого Соглашения о создании Содружества Независимых Государств,

исходя из необходимости защиты прав граждан в области пенсионного обеспечения,

сознавая, что каждое государство - участник Содружества должно нести непосредственную ответственность за пенсионное обеспечение своих граждан,

признавая, что государства - участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения,

признавая необходимость неукоснительного соблюдения обязательств по международным соглашениям, заключенным СССР по вопросам пенсионного обеспечения,

согласились о нижеследующем:

Пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

До заключения специального Соглашения пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества осуществляется в соответствии с законодательством, действовавшим к моменту подписания государствами настоящего Соглашения.

Все расходы, связанные с осуществлением пенсионного обеспечения по настоящему Соглашению, несет государство, предоставляющее обеспечение. Взаимные расчеты не производятся, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями.

Государства - участники Соглашения проводят политику гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении.

Настоящее Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств - участников Соглашения.

1. Назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства.

2. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

3. Исчисление пенсий производится из заработка (дохода) за периоды работы, которые засчитываются в трудовой стаж.

В случае, если в государствах - участниках Соглашения введена национальная валюта, размер заработка (дохода) определяется исходя из официально установленного курса к моменту назначения пенсии.

При переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государства - участника Соглашения по новому месту жительства пенсионера с соблюдением условий, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 настоящего Соглашения.

Органы, осуществляющие пенсионное обеспечение в государствах - участниках Соглашения, сотрудничают друг с другом в порядке, определяемом по соглашению между их центральными органами.

Стороны уполномачивают свои компетентные органы заключить указанные соглашения в течение не более шести месяцев со дня подписания настоящего Соглашения.

Государства - участники Содружества рассматривают вопросы, не урегулированные настоящим Соглашением, а также связанные с его применением, путем переговоров.

Государства - участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

Необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации.

Настоящее Соглашение вступает в силу с момента подписания.

1. Каждый участник настоящего Соглашения может выйти из него, направив соответствующее письменное уведомление депозитарию. Действие Соглашения в отношении этого участника прекращается по истечении 6-ти месяцев со дня получения депозитарием такого уведомления.

2. Пенсионные права граждан государств - участников Содружества, возникшие в соответствии с положениями настоящего Соглашения, не теряют своей силы и в случае его выхода из Соглашения государства - участника, на территории которого они проживают.

Совершено в г. Москве 13 марта 1992 года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в Архиве Правительства Республики Беларусь, которое направит государствам, подписавшим настоящее Соглашение, его заверенную копию.

Соглашение подписано Правительством Республики Молдова с замечанием: "Эти вопросы регулируются двусторонними соглашениями".

Судебная практика и законодательство — "Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Заключено в г. Москве 13.03.1992)

Вопросы пенсионного обеспечения работников и членов их семей регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года или (и) двусторонними соглашениями.

В отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию из бывших республик СССР, которые являются участниками Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 либо с которыми заключены двусторонние соглашения в области пенсионного обеспечения (с Грузией, Молдовой, Литвой), необходимо отметить следующее.

продолжение работы по введению в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения и подписанию соглашений по вопросам социального обеспечения с теми государствами нового зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены;

Прокурор Нижегородской области в связи с жалобой Н.Д. Пирожкова на нарушение его пенсионных прав обратился в Нижегородский областной суд с заявлением о признании пунктов 9 и 10 статьи 7 Закона Нижегородской области "О пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим государственные должности Нижегородской области" недействующими как противоречащих требованиям федеральных законов и Соглашению государств - участников СНГ от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения". Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда решением от 18 октября 2005 года заявление прокурора Нижегородской области удовлетворила, однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определением от 22 февраля 2006 года данное решение отменила и вынесла новое решение, которым в удовлетворении требований прокурора Нижегородской области отказано.

24. Разработать меры по поддержке со стороны России социально незащищенных категорий соотечественников. Добиваться введения в действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения. Подготовить и подписать соглашения по вопросам социального обеспечения с теми государствами ближнего зарубежья, с которыми подобного рода соглашения не заключены.

Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины);

37. Пенсионные дела лиц, выехавших на жительство в государства - участники Соглашения от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (Бюллетень международных договоров, 1993, N 4) и в государства - участники двусторонних договоров о социальном (пенсионном) обеспечении, могут направляться органам, осуществляющим пенсионное обеспечение на территории соответствующего государства, в порядке, установленном договаривающимися сторонами.

основываясь на Соглашении о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года,

выражая желание сотрудничать в области социального обеспечения сотрудников органов внутренних дел, лиц, уволенных из органов внутренних дел, и их семей,

4. Лицам, обратившимся за назначением пенсии на территории России, представившим все необходимые документы, за исключением документа о сроках прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства, ее назначение производится с месяца регистрации по месту жительства на территории России либо признания беженцем или вынужденным переселенцем, если в соответствии со ст. 118 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" от 20.11.90 до истечения 3 месяцев со дня обращения за назначением пенсии соответствующий документ не поступил. Изложенный порядок применяется в отношении лиц, прибывших из государств - участников Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.92 .

Однако в соответствии с двусторонними межправительственными соглашениями о трудовой деятельности и социальной защите граждан между Российской Федерацией и Украиной и между Российской Федерацией и Белоруссией вопросы пенсионного обеспечения граждан Украины и Белоруссии, работающих на территории Российской Федерации, регулируются Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года.

Читайте также: