Законом украины о мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы

ЗАКОН УКРАИНЫ

от 8 июля 2011 года №3668-VI

О мероприятиях по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы

(В редакции Законов Украины от 02.03.2015 г. №213-VIII, 24.12.2015 г. №911-VIII, 06.12.2016 г. №1774-VIII)

Раздел I Общие положения

Статья 1. Вопросы формирования накопительной системы пенсионного страхования

1. Перечисление страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд вводится начиная с года, в котором будет обеспечена бездефицитность бюджета Пенсионного фонда Украины.

2. Участниками накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования являются лица, подлежащие общеобязательному государственному пенсионному страхованию по закону Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", которым на дату внедрения перечисления страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд исполнилось не более 35 лет и которые платят взносы/за которых платятся взносы в накопительную систему пенсионного страхования.

3. Страховые взносы в Накопительный пенсионный фонд являются составной частью единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, оплаченного участниками накопительной системы пенсионного страхования, и подлежат направлению в Накопительный пенсионный фонд в таких размерах: в год введения перечисления - 2 процента базы начисления единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, установленного для таких участников, каждый следующий год - в размере, увеличенном на 1 процент, до достижения 7 процентов и последующей уплаты в указанном размере.

4. Страховые взносы в Накопительный пенсионный фонд для лиц, принимающих добровольное участие в системе общеобязательного государственного пенсионного страхования, насчитываются на сумму, предусмотренную договором о добровольном участии.

5. Пенсионный фонд Украины направляет страховые взносы в Накопительный пенсионный фонд на соответствующие счета на основании сведений, поданных плательщиками единого взноса в Государственный реестр общеобязательного государственного социального страхования.

Статья 2. Максимальный размер пенсии или ежемесячного пожизненного денежного содержания

1. Максимальный размер пенсии (кроме пенсионных выплат, которые осуществляются из Накопительного пенсионного фонда) или ежемесячного пожизненного денежного содержания (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевого пособия, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной), назначенных (перечисленных) в соответствии с Таможенным кодексом Украины, законами Украины "О государственной службе", "О прокуратуре", "О статусе народного депутата Украины", "О Национальном банке Украины", "О Кабинете Министров Украины", "О дипломатической службе", "О службе в органах местного самоуправления", "О судебной экспертизе", "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы", "О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов", "О научной и научно-технической деятельности", "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц", "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", "О пенсионном обеспечении", "О судоустройстве и статусе судей", Постановлением Верховной Рады Украины от 13 октября 1995 года "Об утверждении Положения о помощнике-консультанте народного депутата Украины", не может превышать десять прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность. Временно, по 31 декабря 2017 года, максимальный размер пенсии (кроме пенсионных выплат, осуществляемых из Накопительного пенсионного фонда) или ежемесячного пожизненного денежного содержания (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной), назначенных (пересчитанных) в соответствии с Налоговым кодексом Украины, Таможенным кодексом Украины, законами Украины "О государственной службе", "О прокуратуре", "О статусе народного депутата Украины", "О Национальном банке Украины", "О Кабинете Министров Украины", "О дипломатической службе", "О службе в органах местного самоуправления", "О судебной экспертизе", "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы", "О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов", "О научной и научно-технической деятельности", "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц", "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", "О пенсионном обеспечении", "О судоустройстве и статусе судей", Постановлением Верховной Рады Украины от 13 октября 1995 года "Об утверждении Положения о помощнике-консультанте народного депутата Украины", не может превышать 10740 гривен.

(В статью 2 внесены изменения в соответствии с Законами Украины от 24.12.2015 г. №911-VIII, 06.12.2016 г. №1774-VIII)

Раздел II Заключительные и переходные положения

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 октября 2011 года, кроме абзаца одиннадцатого подпункта 11 и абзаца сто тридцать восьмого подпункта 17 пункта 6 раздела II настоящего Закона, вступающих в силу с 1 января 2012 года.

2. Ограничение пенсии (ежемесячного пожизненного денежного содержания) максимальным размером, установленным настоящим Законом, не распространяется на пенсионеров, которым пенсия (ежемесячное пожизненное денежное содержание) назначена до вступления в силу настоящего Закона.

Пенсионерам, которым пенсия (ежемесячное пожизненное денежное содержание) назначена до вступления в силу настоящего Закона и у которых размер пенсии (ежемесячного пожизненного денежного содержания) (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевого пособия, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной) превышает максимальный размер пенсии (ежемесячного пожизненного денежного содержания), установленный настоящим Законом, выплата пенсии (ежемесячного пожизненного денежного содержания) (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевого пособия, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющих особые заслуги перед Родиной) осуществляется без индексации, без применения положений частей второй и третьей статьи 42 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании" и проведение другого перерасчета, предусмотренного законодательством, до той поры, когда размер пенсии (ежемесячного пожизненного денежного содержания) (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевого пособия, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) будет соответствовать максимальному размеру пенсии (ежемесячного пожизненного денежного содержания), установленному настоящим Законом.

Порядок выплаты пенсии (ежемесячного пожизненного денежного содержания) работающим пенсионерам устанавливается законодательством независимо от даты назначения пенсии (ежемесячного пожизненного денежного содержания).

Если в результате принятия настоящего Закона размер пенсии уменьшается, пенсия выплачивается в ранее установленном размере.

(В пункт 2 внесены изменения в соответствии с Законом Украины от 02.03.2015 г. №213-VIII)
(см. предыдущую редакцию)

3. Установить, что мужчины, достигшие предельного возраста пребывания на государственной службе, дипломатической службе, службе в органах местного самоуправления - 62 лет, которые на день вступления в силу настоящего Закона состоят соответственно на государственной, дипломатической службе или на службе в органах местного самоуправления на основании принятого в установленном законом порядке решения о продлении срока их пребывания на службе, могут состоять соответственно на государственной, дипломатической службе или на службе в органах местного самоуправления до окончания срока такого продления.

4. Действие положений, предусмотренных абзацами восемьдесят первым - восемьдесят третьим подпункта 17 пункта 6 раздела II настоящего Закона, распространяется на пенсионеров, которым после вступления в силу настоящего Закона пенсия будет назначаться, а также перечисляться с учетом заработной платы за периоды страхового стажа после назначения (предыдущего перерасчета) пенсии.

Действие положений, предусмотренных абзацами восемьдесят четвертым, - восемьдесят девятым подпункта 17 пункта 6 раздела II настоящего Закона распространяется на лиц, достигших возраста (мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет), до вступления в силу настоящего Закона, и которым пенсия по возрасту будет назначаться после вступления в силу настоящего Закона.

5. С целью недопущения уменьшения заработной платы наемных работников в связи с перечислением страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности и физические лица, использующие наемный труд, осуществляют:

увеличение суммы фактических расходов на оплату труда, определенных Законом Украины "О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование", за счет уменьшения начислений на указанные суммы для работодателей;

повышение в течение поэтапного увеличения размера страховых взносов в Накопительный пенсионный фонд заработной платы всех работников таким образом и в таких размерах, чтобы после отчисления страховых взносов на общеобязательное государственное социальное страхование и налога с доходов физических лиц заработная плата, подлежащая выплате, не была ниже фактически выплаченной заработной платы за год, предшествующий году увеличения размера страхового взноса в Накопительный пенсионный фонд.

6. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:

1) в статью 165-1 Кодекса Украины об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета УССР, 1984 г., приложение к №51, ст. 1122):

в абзаце первом части первой слова "вычисления и сроков уплаты" и "и Накопительного фонда" исключить;

абзац первый частей третьей и четвертой после слов "несвоевременная уплата" дополнить словами "единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование";

дополнить частями шестой и седьмой следующего содержания:

"Нарушение установленного порядка использования и осуществления операций со средствами накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования

влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц от трехсот до тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан.

Действия, предусмотренные частью шестой этой статьи, совершенные лицом, которое на протяжении года было подвергнуто административному взысканию за такие же нарушения,

влекут за собой наложение штрафа на должностных лиц от одной тысячи до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан";

2) пункт 9 части первой статьи 87 Бюджетного кодекса Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2010 г., №50-51, ст. 572) дополнить подпунктом "ж" такого содержания:

"ж) компенсацию дефицита средств Пенсионного фонда Украины для финансирования выплаты пенсий в солидарной системе общеобязательного государственного пенсионного страхования в связи с перечислением страховых взносов в накопительную систему общеобязательного государственного пенсионного страхования";

3) фактически утратил силу в соответствии с Законом Украины от 05.07.2012 г. №5067-VI

4) фактически утратил силу в соответствии с Законом Украины от 14.10.2014 г. №1697-VII;

5) в Законе Украины "О пенсионном обеспечении" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №3, ст. 10; 2008 г., N№5-8, ст. 78):

в пункте "б" части третьей статьи 37 и части первой статьи 47 слова и цифры "достигли: мужчины - 60 лет, женщины - 55 лет" заменить словами и цифрами "достигли пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании";

часть третью статьи 85 изложить в следующей редакции:

"Максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевого пособия, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) не может превышать десять прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность";

6) в Законе Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №13, ст. 178, №37, ст. 543; 1996 г., №35, ст. 162; 2006 г., №49, ст. 485; 2008 г., N№5-8, ст. 78):

в абзаце первом части первой слова "для получения государственных пенсий" заменить словами и цифрами "статьей 26 Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании";

часть вторую дополнить предложением такого содержания: "При этом соответствующее снижение пенсионного возраста, предусмотренное этой статьей, применяется также до завершения периода увеличения возраста выхода на пенсию до 1 января 2022 года";

часть третью статьи 67 изложить в следующей редакции:

"Максимальный размер пенсии (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевого пособия, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной) не может превышать десять прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность";

7) в пункте 2 статьи 15 Закона Украины "О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей" (Ведомости Верховной Рады Украины, 1992 г., №15, ст. 190; 1997 г., №12, ст. 103; 2006 г., №37, ст. 318, №51, ст. 519):

абзац первый изложить в следующей редакции:

Полный текст доступен после регистрации и оплаты доступа.

Вступления в силу Закона Украины "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы" (далее — Закон 3668 — IV) мы ждали почти все лето. И, наконец, это свершилось.

Закон вступил в силу 1 октября этого года. Пришло время разложить все "по полочкам" и выяснить, какие изменения ждут пенсионную систему Украины и, самое главное, как это отразится на рядовых гражданах. Это и попытался выяснить prostopravo.com.ua

Накопительная система

Это то, ради чего все собственно затевалось. Ее внедрение позволит гражданам накапливать средства на свою собственную пенсию, а не просто вносить средства в «общую копилку». Однако такого счастья нам еще придется подождать, поскольку перечисление страховых взносов в накопительную систему пенсионного страхования начнется лишь с года, в котором будет устранен дефицит Пенсионного фонда. Кроме того, участниками накопительной системы смогут стать лишь те, кому на день ее внедрения исполнится не более 35 лет.

Страховые взносы в Накопительный пенсионный фонд будут оплачиваться в составе единого социального взноса и составлять: в первый год - 2% базы начисления ЕСВ, в дальнейшем каждый год размер будет увеличиваться на 1% и так до 7%.

При этом, размер «чистой» заработной платы, после оплаты подоходного налога и сборов, не должен уменьшаться. Таким образом, после внедрения накопительной системы дополнительная финансовая нагрузка ляжет на работодателей.

Пенсионный возраст

Вокруг этого вопроса, как известно, разгорелись самые большие страсти. Закон 3668 — IV устанавливает единый возраст — 60 лет, как для мужчин, так и для женщин, по достижении которого и наличии страхового стажа не менее 15 лет можно претендовать на получении пенсии по возрасту.

До достижения этого возраста имеют право на пенсию по возрасту женщины 1961 года рождения и старше:

Возраст для выхода на пенсию

Дата рождения

до 30 сентября 1956 г.

55 лет и 6 месяцев

с 1 октября 1956 г. по 31 марта 1957 г.

с 1 апреля 1957 г. по 30 сентября 1957 г.

56 лет и 6 месяцев

с 1 октября 1957 г. по 31 марта 1958 г.

с 1 апреля 1958 г. по 30 сентября 1958 г.

57 лет и 6 месяцев

с 1 октября 1958 г. по 31 марта 1959

с 1 апреля 1959 г. по 30 сентября 1959 г.

58 лет и 6 месяцев

с 1 октября 1959 г. по 31 марта 1960 г.

с 1 апреля 1960 г. по 30 сентября 1960 г.

59 лет и 6 месяцев

с 1 октября 1960 г. по 31 марта 1961 г.

с 1 апреля 1961 г. по 31 декабря 1961 г.

Если же женщина, родившаяся до 31 декабря 1961 года, все же решит выйти на пенсию позже, ей будет положена прибавка в размере 2,5% за каждые 6 месяцев более позднего выхода на пенсию, начиная с 55 и до 60 лет.

До 1 января 2015 года женщины, которым исполнилось 55 лет, при наличии страхового стажа не менее 30 лет и при условии увольнения с работы, имеют право досрочного выхода на пенсию. В этом случае ее размер уменьшается на 0,5 % за каждый месяц досрочного выхода на пенсию.

Предположим, женщина родилась 1 октября 1958 года. Если она выйдет на пенсию досрочно, в 55 лет, то есть на 3 года раньше, она потеряет 18% своей пенсии. Если же продолжит работать до 60 лет, то, напротив, получит 10% прибавки.

Кроме того, всем, кто после достижения пенсионного возраста решил продолжать работать и получать пенсию с более позднего возраста пенсия будет назначена с учетом страхового стажа на день обращения и с повышением ее размера на:
0,5 % - за каждый полный месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста в случае отсрочки выхода на пенсию на срок до 60 месяцев;
0,75 % - за каждый полный месяц страхового стажа после достижения пенсионного возраста в случае отсрочки выхода на пенсию на срок более 60 месяцев.

Страховой стаж

Минимальный страховой стаж, необходимый для назначения пенсии по возрасту составляет 15 лет. Если страховой стаж меньше, претендовать на получение пенсии по возрасту Вы не сможете, остается рассчитывать на другие виды государственной социальной помощи.

Для получения пенсии по инвалидности страховой стаж установлен в зависимости от группы инвалидности и возраста в котором инвалид обратился за пенсией. Например, инвалиду 1 группы в возрасте до 25 лет достаточно иметь страховой стаж до 1 года. Если же у человека 3 группа инвалидности и ему исполнилось 56 лет, для назначения пенсии по инвалидности необходимо наличие страхового стажа не менее 14 лет. Если же инвалидность наступила уже после достижения пенсионного возраста, для получения пенсии по инвалидности необходимо иметь страховой стаж не менее 15 лет.

Изменилась и продолжительность специального страхового стажа, дающего право на пенсию по выслуге лет для некоторых категорий пенсионеров. Например, для военнослужащих предусмотрено постепенное увеличение выслуги с 20 до 25 лет, которое будет проходить до 2020 года.

Расчет пенсии

Для расчета пенсии отныне учитывается лишь заработная плата за весь период страхового стажа с 1 июля 2000 года.

По желанию пенсионера и при условии подтверждения справки о заработной плате первичными документами в период до 1 января 2016 года, а также, если страховой стаж после 1 июля 2000 года составляет менее 60 месяцев, для начисления пенсии берется заработная плата за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 года независимо от перерывов.

Из этого периода, по желанию пенсионера, может быть исключен период (или периоды) продолжительностью до 60 календарных месяцев, при условии, что их сумма не превышает 10% продолжительности страхового стажа.

Дополнительно могут быть исключены периоды:

  • срочной военной службы;
  • обучения;
  • ухода за инвалидом 1 группы или ребенком-инвалидом до 16 лет;
  • ухода за пенсионером;
  • ухода за ребенком до достижения им 3 лет;
  • период с 1 июля 2000 года по 1 января 2005 года.

Одним из самых спорных новшеств является то, что теперь для расчета пенсии берется средняя заработная плата по Украине не за один, а за три последних года перед выходом на пенсию.

Посмотрим, как это повлияет на размер пенсии.

Напомним формулу расчета пенсии:

где:
Зс — средняя заработная плата по Украине;
Ск — сумма коэффициентов заработной платы за каждый месяц;
К — количество месяцев;
Кс — коэффициент страхового стажа.

Показатель средней заработной платы в Украине для назначения пенсий в 2010 году составил 1982,63 грн. В то время как в 2009 году этот показатель составлял 1650,43 грн., а в 2008 г. - 1573,99 грн. Соответственно средний показатель за 3 года равен: (1982, 63 грн. + 1650, 43 грн. + 1573, 99 грн.)/3 = 1735, 68 грн. Как видим, показатель за последние 3 года, хоть и не значительно, но ниже прошлогоднего, соответственно и пенсия будет меньше.

В то же время, кроме индексации предусмотрено повышение пенсии в связи с увеличением среднемесячной заработной платы штатного работника в Украине на коэффициент, соответствующий не менее 20% темпов такого возрастания.

Перерасчет пенсий работающим пенсионерам будет проводиться с учетом не менее 24 месяцев страхового стажа после назначения (или предыдущего перерасчета) пенсии независимо от перерывов в работе. Для перерасчета берется заработная плата, исходя из которой начислена пенсия.

Максимальный размер пенсии отныне ограничен 10 прожиточными минимумами для лиц, утративших трудоспособность. Это ограничение не касается пенсионеров, которым пенсия была назначена до 1 октября 2011 года, однако индексация и другие виды перерасчетов им проводиться не будут.

И напоследок, хочется отметить, что порядок выплаты пенсии работающим пенсионерам, установленный Законом 3668 — IV, не распространяется на тех пенсионеров, которым назначена пенсия и которые устроились на работу до вступления его в силу.

Также, если вследствие принятия этого Закона размер пенсии уменьшается, пенсия выплачивается в ранее установленном размере.

13 сентября в газете «Голос Украины» был обнародован Закон Украины «О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы» №3668-VI.

Документом предусматривается внесение ряда изменений в 22 законодательных акта, в том числе Законов Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», «О пенсионном обеспечении», «О негосударственном пенсионном обеспечении», «О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам», «О прокуратуре», «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц»,«О государственной службе», «О научной и научно-технической деятельности», «О службе в органах местного самоуправления», «О статусе народного депутата Украины», «О судоустройстве и статусе судей».

Закон о пенсионной реформе был принят Верховной Радой 8 июля этого года по инициативе Кабинета Министров и подписан Президентом Украины Виктором Януковичем в пятницу, 9 сентября. Документ вступает в силу 1 октября 2011 года.

ЗАКОН УКРАЇНИ

Про заходи щодо законодавчого забезпечення реформування пенсійної системи

Розділ I

ЗАГАЛЬНІ ПОЛОЖЕННЯ

Стаття 1. Питання формування накопичувальної системи пенсійного страхування

1. Перерахування страхових внесків до Накопичувального пенсійного фонду запроваджується починаючи з року, в якому буде забезпечено бездефіцитність бюджету Пенсійного фонду України.

2. Учасниками накопичувальної системи загальнообов'язкового державного пенсійного страхування є особи, які підлягають загальнообов'язковому державному пенсійному страхуванню згідно із Законом України "Про загальнообов'язкове державне пенсійне страхування", яким на дату запровадження перерахування страхових внесків до Накопичувального пенсійного фонду виповнилося не більш як 35 років та які сплачують внески/за яких сплачуються внески до накопичувальної системи пенсійного страхування.

3. Страхові внески до Накопичувального пенсійного фонду є складовою частиною єдиного внеску на загальнообов'язкове державне соціальне страхування, сплаченого учасниками накопичувальної системи пенсійного страхування, і підлягають спрямуванню до Накопичувального пенсійного фонду в таких розмірах: у рік запровадження перерахування - 2 відсотки бази нарахування єдиного внеску на загальнообов'язкове державне соціальне страхування, встановленого для таких учасників, кожного наступного року - у розмірі, збільшеному на 1 відсоток, до досягнення 7 відсотків і подальшої сплати у зазначеному розмірі.

4. Страхові внески до Накопичувального пенсійного фонду для осіб, які беруть добровільну участь у системі загальнообов'язкового державного пенсійного страхування, нараховуються на суму, передбачену договором про добровільну участь.

5. Пенсійний фонд України спрямовує страхові внески до Накопичувального пенсійного фонду на відповідні рахунки на підставі відомостей, поданих платниками єдиного внеску до Державного реєстру загальнообов'язкового державного соціального страхування.

Стаття 2. Максимальний розмір пенсії або щомісячного довічного грошового утримання

1. Максимальний розмір пенсії (крім пенсійних виплат, що здійснюються з Накопичувального пенсійного фонду) або щомісячного довічного грошового утримання (з урахуванням надбавок, підвищень, додаткової пенсії, цільової грошової допомоги, пенсії за особливі заслуги перед Україною, індексації та інших доплат до пенсії, встановлених законодавством, крім доплати до надбавок окремим категоріям осіб, які мають особливі заслуги перед Батьківщиною), призначених (перерахованих) відповідно до Митного кодексу України, законів України "Про державну службу", "Про прокуратуру", "Про статус народного депутата України", "Про Національний банк України", "Про Кабінет Міністрів України", "Про дипломатичну службу", "Про службу в органах місцевого самоврядування", "Про судову експертизу", "Про статус і соціальний захист громадян, які постраждали внаслідок Чорнобильської катастрофи", "Про державну підтримку засобів масової інформації та соціальний захист журналістів", "Про наукову і науково-технічну діяльність", "Про пенсійне забезпечення осіб, звільнених з військової служби, та деяких інших осіб", "Про загальнообов'язкове державне пенсійне страхування", "Про пенсійне забезпечення", "Про судоустрій і статус суддів", Постанови Верховної Ради України від 13 жовтня 1995 року "Про затвердження Положення про помічника-консультанта народного депутата України", не може перевищувати десяти прожиткових мінімумів, установлених для осіб, які втратили працездатність.

Розділ II

ПРИКІНЦЕВІ ТА ПЕРЕХІДНІ ПОЛОЖЕННЯ

1. Цей Закон набирає чинності з 1 жовтня 2011 року, крім абзацу одинадцятого підпункту 11 та абзацу сто тридцять восьмого підпункту 17 пункту 6 розділу II цього Закону, які набирають чинності з 1 січня 2012 року.

Полный текст Закона № 3668–VI можно скачать здесь.


Кликните на картинку, чтобы загрузить полный текст Закона №3668–VI


В Украине сегодня, 1 октября, вступает в силу закон "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы", подписанный Президентом Украины Виктором Януковичем 9 сентября 2011 г. Текст закона опубликован на сайте Верховной Рады Украины.

Так, данный закон предполагает, в частности, поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет. Кроме того, документ предусматривает увеличение сроков выхода на пенсию для мужчин-госслужащих с 60 до 62 лет.

Законом, в частности, установлено, что максимальный размер пенсии (кроме пенсионных выплат, осуществляемых из Накопительного пенсионного фонда) или ежемесячного пожизненного денежного содержания (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной), назначенных (пересчитанных) в соответствии с действующим законодательством, не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность.

Напомним, 9 сентября с.г. Президент Украины Виктор Янукович подписал закон Украины "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы". Закон вступит в силу с 1 октября 2011 г.

Закон Украины "О мерах по законодательному обеспечению реформирования пенсионной системы" был принят Верховной Радой Украины 8 июля этого года по инициативе Кабинета министров Украины. За принятие данного закона проголосовали 248 народных депутатов Украины.

Законом предусматривается внесение ряда изменений до 22 законодательных актов, в том числе законов Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании", "О пенсионном обеспечении", "О негосударственном пенсионном обеспечении", "О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам", "О прокуратуре", "О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц", "О государственной службе", "О научной и научно-технической деятельности", "О службе в органах местного самоуправления", "О статусе народного депутата Украины", "О судоустройстве и статусе судей".

8 сентября, вице-премьер-министр, министр социальной политики Сергей Тигипко заявил, что принятие пенсионной реформы позволит сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда.

Так, данный закон предполагает, в частности, поэтапное повышение пенсионного возраста для женщин с 55 до 60 лет. Кроме того, документ предусматривает увеличение сроков выхода на пенсию для мужчин-госслужащих с 60 до 62 лет.

Согласно документу, право на пенсию по возрасту имеют государственные служащие - мужчины 1955 г.р. и старше после достижения такого возраста: 60 лет - если они родились по 31 декабря 1952 г.; 60 лет 6 месяцев - если они родились с 1 января 1953 г. по 31 декабря 1953 г.; 61 год - родились с 1 января 1954 г. по 31 декабря 1954 г.; 61 год 6 месяцев - родились с 1 января 1955 г. по 31 декабря 1955 г.

Законом определяется, что пенсия государственным служащим назначается в размере 80% суммы их заработной платы, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 1 января 2011 г. - страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование. Лицам, которые на время обращения за назначением пенсии не являются государственными служащими, - в размере 80% заработной платы работающего государственного служащего соответствующей должности и ранга по последнему месту работы на государственной службе, с которой был уплачен единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, а до 1 января 2011 г. - страховые взносы на общеобязательное государственное пенсионное страхование.

Законом, в частности, установлено, что максимальный размер пенсии (кроме пенсионных выплат, осуществляемых из Накопительного пенсионного фонда) или ежемесячного пожизненного денежного содержания (с учетом надбавок, повышений, дополнительной пенсии, целевой денежной помощи, пенсии за особые заслуги перед Украиной, индексации и других доплат к пенсии, установленных законодательством, кроме доплаты к надбавкам отдельным категориям лиц, имеющим особые заслуги перед Родиной), назначенных (пересчитанных) в соответствии с действующим законодательством, не может превышать десяти прожиточных минимумов, установленных для лиц, утративших трудоспособность.

Принятие пенсионной реформы является одним из требований МВФ для продолжения реализации программы stand by на сумму около 16 млрд долл., которая была одобрена 29 июля 2010 г. Из-за того, что Украина ничего не сделала для ее проведения нашей страной в марте-апреле 2011 г. не был получен третий транш кредита в размере 1,5 млрд долл.

Вместе с тем, второй этап пенсионной реформы в Украине начнется не ранее 2013 г. из-за наличия существенного дефицита бюджета Пенсионного фонда.

"Второй уровень пенсионной реформы будет проводиться в том случае, если бюджет Пенсионного фонда будет не убыточным. в 2009 г. дефицит (бюджета Пенсионного фонда) был 30 млрд грн. в 2010 - 34 млрд грн, в 2011 - около 21 млрд, но, думаю, мы все сделаем, чтобы выйти на 17,8 млрд грн, а на следующий год - 2 млрд 200 млн грн. То есть, в следующем году мы еще не можем ввести второй уровень пенсионной реформы", - подчеркнул вице-премьер-министр, министр труда и социальной политики Сергей Тигипко.

Кроме того, с 1 октября в связи с очередным повышением размера прожиточного минимума, установленного законом Украины "О государственном бюджете Украины на 2011 год", повышаются размеры пенсионных выплат. Так, прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность, с 1 октября увеличивается с 764 грн до 784 грн.

В связи с этим будет проведен очередной перерасчет пенсий и надбавок и повышений к пенсии, размер которых зависит от прожиточного минимума. В частности, минимальный размер пенсии по возрасту, пенсии по случаю потери кормильца на одного иждивенца с 1 октября составит 784 грн, минимальная пенсия по случаю потери кормильца на двух иждивенцев - 940,80 грн, на трех и более - 1 тыс. 176 грн, шахтеры, на которых распространяется действие закона Украины "О повышении престижности шахтерского труда", в октябре получат пенсию в размере не менее 2 тыс. 352 грн.

Про пенсійне забезпечення в останній чинній редакції від 25 липня 2018 року.

Нові не набрали чинності редакції закону відсутні.

Ви можете порівняти редакції даного закону, вибравши дати вступу редакцій в силу і натиснути на кнопку "Порівняти". Всі останні зміни та доповнення відкриються перед Вами як на долоні.

Юрист-UA.Net постійно стежить за актуалізацією кодексів та законів.

Так, наприклад, Про пенсійне забезпечення не має на даний момент ніяких нових запланованих редакційий.

Шансів знайти новішу чинну редакцію - немає.

Коментарі до закону

Розділ I. Загальні положення

  • Стаття 1. Право громадян України на державне пенсійне забезпечення
  • Стаття 2. Види державних пенсій
  • Стаття 3. Особи, які мають право на трудову пенсію
  • Стаття 4. Пенсійне забезпечення військовослужбовців та їх сімей
  • Стаття 5. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
  • Стаття 6. Право вибору пенсії
  • Стаття 7. Звернення за призначенням пенсії
  • Стаття 8. Кошти на виплату пенсій. Звільнення пенсій від податків
  • Стаття 9. Добровільне страхування додаткової пенсії
  • Стаття 10. Органи, що здійснюють пенсійне забезпечення
  • Стаття 11. Питання, що належать до відання Кабінету Міністрів України
  • Розділ II. Трудові пенсії. Пенсії за віком

    • Стаття 12. Умови призначення пенсій за віком
    • Стаття 13. Пенсії за віком на пільгових умовах
    • Стаття 14. Особливості пенсійного забезпечення працівників, зайнятих на підземних і відкритих гірничих роботах та в металургії
    • Стаття 15. Пенсії громадянам, які постраждали від Чорнобильської катастрофи
    • Стаття 16. Пенсії за віком інвалідам, учасникам війни, сім’ям загиблих (померлих) військовослужбовців, осіб начальницького і рядового складу органів внутрішніх справ та поліцейських
    • Стаття 17. Пенсії за віком багатодітним матерям і матерям інвалідів з дитинства
    • Стаття 18. Пенсії за віком окремим категоріям громадян
    • Стаття 19. Розміри пенсій за віком
    • Стаття 20. Пенсії за віком при неповному стажі роботи
    • Стаття 21. Надбавки до пенсії за віком
    • Стаття 22. Період, на який призначаються пенсії за віком

    Пенсії по інвалідності

    • Стаття 23. Умови призначення пенсій по інвалідності
    • Стаття 24. Групи інвалідності
    • Стаття 25. Стаж роботи, який дає право на пенсію по інвалідності
      • Стаття 26. Інвалідність внаслідок трудового каліцтва або професійного захворювання
      • Стаття 27. Пенсії по інвалідності громадянам України - переселенцям з інших держав
      • Стаття 28. Пенсії по інвалідності особам, які навчаються
      • Стаття 29. Розміри пенсій по інвалідності
      • Стаття 30. Пенсії по інвалідності при неповному стажі роботи
      • Стаття 31. Розміри пенсій по інвалідності особам, які навчаються
      • Стаття 32. Розміри пенсій особам, які стали інвалідами при виконанні громадянського обов’язку
      • Стаття 33. Надбавки до пенсії по інвалідності
      • Стаття 34. Період, на який призначається пенсія по інвалідності
      • Стаття 35. Строк виплати пенсії при зміні групи інвалідності або відновленні здоров’я
      • Стаття 36. Умови поновлення виплати пенсії при перервах в інвалідності
  • Пенсії в разі втрати годувальника

    • Стаття 37. Члени сім’ї, які мають право на пенсію в разі втрати годувальника
    • Стаття 38. Члени сім’ї, які вважаються утриманцями
    • Стаття 39. Виплата пенсії в разі втрати годувальника дітям, які перебувають на повному державному утриманні
    • Стаття 40. Право на пенсію в разі втрати годувальника усиновителів і усиновлених
    • Стаття 41. Право на пенсію в разі втрати годувальника вітчима і мачухи, пасинка і падчірки
    • Стаття 42. Збереження пенсії в разі втрати годувальника при новому одруженні
    • Стаття 43. Стаж роботи годувальника, який дає право на пенсію
    • Стаття 44. Розміри пенсій в разі втрати годувальника
    • Стаття 45. Пенсії в разі втрати годувальника при неповному стажі роботи
    • Стаття 46. Право на звернення за призначенням пенсії в разі втрати годувальника без обмеження строком
    • Стаття 47. Період, на який призначається пенсія в разі втрати годувальника. Зміна розміру пенсії
    • Стаття 48. Призначення однієї пенсії в разі втрати годувальника на всіх членів сім’ї. Виділення частки пенсії
    • Стаття 49. Розмір пенсії в разі втрати годувальника при зміні кількості членів сім’ї
    • Стаття 50. Порядок і строки встановлення інвалідності членам сім’ї

    Пенсія за вислугу років. Загальні умови

    • Стаття 51. Підстави пенсійного забезпечення за вислугу років
    • Стаття 52. Працівники, які мають право на пенсію за вислугу років
    • Стаття 53. Розміри пенсій за вислугу років
    • Стаття 54. Окремі категорії працівників авіації і льотно-випробного складу, які мають право на пенсію за вислугу років
    • Стаття 55. Окремі категорії працівників інших галузей народного господарства, які мають право на пенсію за вислугу років

    Обчислення стажу роботи для призначення трудових пенсій

    • Стаття 56. Види трудової діяльності, що зараховується до стажу роботи, який дає право на трудову пенсію
    • Стаття 57. Пільги по обчисленню стажу за час перебування на фронті
    • Стаття 58. Пільги по обчисленню стажу роботи реабілітованим громадянам
    • Стаття 59. Пільги по обчисленню стажу за період Другої світової війни
    • Стаття 60. Пільги по обчисленню стажу за роботу в деяких медичних закладах
    • Стаття 61. Порядок включення в стаж роботи окремих видів робіт
    • Стаття 62. Порядок підтвердження стажу роботи
    • Стаття 63. Умови зарахування до стажу роботи іноземним громадянам часу роботи за межами України
  • Обчислення пенсій

    • Стаття 64. Обчислення пенсій у процентах до середньомісячного заробітку
    • Стаття 65. Загальний порядок визначення середньомісячного заробітку для обчислення пенсій
    • Стаття 66. Види оплати праці, що враховуються при обчисленні пенсій
    • Стаття 67. Обчислення пенсій членам творчих спілок
    • Стаття 68. Обчислення пенсій при неповному стажі роботи
    • Стаття 69. Перерахунок пенсій з більш високого заробітку
    • Стаття 70. Перерахунок пенсій при неповному стажі роботи
    • Стаття 71. Обчислення пенсій особам, які навчаються
    • Стаття 72. Обчислення заробітку за період роботи за межами України
    • Стаття 73. Обчислення пенсій громадянам України - переселенцям з інших держав
    • Стаття 74. Обчислення пенсій сім’ям пенсіонерів
    • Стаття 75. Виключена на підставі Закону № 307/97-ВР від 04.06.97
    • Стаття 76. Члени сім’ї, на яких нараховуються надбавки до пенсій
    • Стаття 77. Підвищення пенсій деяким категоріям громадян
    • Стаття 78. Перерахунок пенсії у зв’язку із зміною в сімейному стані, влаштуванням на роботу або її припиненням
    • Стаття 79. Визначення суми заробітку та розміру пенсії

    Призначення пенсій

    • Стаття 80. Порядок звернення за призначенням пенсії
    • Стаття 81. Органи, що призначають пенсії
    • Стаття 82. Строки розгляду документів про призначення пенсій
    • Стаття 83. Строки призначення пенсій
    • Стаття 84. Строки перерахунку призначеної пенсії

    Виплата пенсій

    • Стаття 85. Виплата пенсій
    • Стаття 86. Виплата пенсій за довіреністю
    • Стаття 87. Виплата пенсій за минулий час
    • Стаття 88. Виплата пенсій особам, які проживають у будинках-інтернатах (пансіонатах), стаціонарних відділеннях територіальних центрів соціального обслуговування пенсіонерів та одиноких непрацездатних громадян і дитячих будинках-інтернатах
    • Стаття 89. Виплата пенсії за час позбавлення волі
    • Стаття 90. Відрахування з пенсій
    • Стаття 91. Виплата недоодержаної пенсії у зв’язку із смертю пенсіонера і виплата допомоги на поховання
    • Стаття 92. Виплата пенсій громадянам, які виїхали за кордон
  • Розділ III. Соціальні пенсії

    • Стаття 93. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
    • Стаття 94. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
    • Стаття 95. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
    • Стаття 96. Виключена у частині призначення соціальних пенсій на підставі Закону № 2603-IV від 31.05.2005
  • Розділ IV. Порядок і умови перерахунку пенсій

    • Стаття 97. Підвищення пенсій у зв’язку з індексацією грошових доходів населення
    • Стаття 98. Перерахунок раніше призначених пенсій
    • Стаття 99. Заробіток, який враховується при перерахунку пенсій
    • Стаття 100. Порядок призначення пільгових пенсій особам, які мали право на пенсію на пільгових умовах до введення в дію цього Закону
  • Розділ V. Відповідальність підприємств та організацій і громадян. Розв’язання спорів з пенсійних питань

    • Стаття 101. Відповідальність за достовірність даних і документів, виданих для оформлення пенсії
    • Стаття 102. Обов’язок пенсіонерів повідомляти органи, що призначають пенсії про зміну умов, що впливають на виплату пенсій
    • Стаття 103. Стягнення сум пенсії, над міру виплачених пенсіонерові внаслідок зловживань з його боку
    • Стаття 104. Оскарження рішень органу, який призначає пенсії

  • Швидкий перехід до статті

    Запам'ятай: Юрист-UA
    — це юристи, кодекси та бланки


    Оновлення кодеків

    • 12.10.2018 Земельний кодекс України (ЗКУ)
    • 12.10.2018 Про охорону навколишнього природного середовища
    • 01.10.2018 Про банки і банківську діяльність
    • 28.08.2018 Сімейний кодекс України (СКУ)
    • 28.08.2018 Кримінальний кодекс України (ККУ)
    • 28.08.2018 Кодекс України про адміністративні правопорушення (КУпАП.
    • 15.08.2018 Податковий кодекс України (ПКУ)
    • 15.08.2018 Про фермерське господарство
    • 05.08.2018 Кримінальний процесуальний кодекс України (КПКУ)
    • 05.08.2018 Про Національну поліцію


    Ответы юристов

    • 06.12.2020 ООО Право на Якість По консульскому можно по регистрации нет
    • 06.12.2020 Клеменко Катерина Вікторівна Доброго дня. Так, Олена, маєте. Питання надання відпуст.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість Если заезжаете в 20 году и хватает дней то не надо е.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість я думаю это не реально даже если купленная инвалидно.
    • 05.12.2020 Nikjlay Kasyanov Ні, не мають. До речі, де ви в рашке Українську мову.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість нет нужно разрешение
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість карта поязду (karta pojazdu), если она была выдана (.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість Відповідно до підпункту 2681.2.1 пункту 2681.2 статт.
    • 05.12.2020 ООО Право на Якість «Про статус ветеранів ві.
    • 05.12.2020 Vladislav Kotigora Юлія, на час проходження військової служби за контракто.


    Кодекси України

    • Кодекси України
    • Закони України


    Активні юристи






    Кращі юристи






    Бланки договорів

    Інформацiя

    • Каталог юристів
    • Адреси юридичних компаній Ураїни
    • Про нашу компанію
    • Судова практика
    • Корисна інформація

    Документи

    • Типові документи
    • Зразки договорів
    • Пошук договорів
    • Коментарі до документів
    • Список державнiх законів
    • Блоги юристів

    Про розділ «Про пенсійне забезпечення»

    Розділ присвячений кодексам і законам України. База Юрист-UA.Net щодня перевіряється і оновлюється. Тут ви можете знайти найостанніші чинні редакції кодексів та законів України. Коментарі до статей ви можете отримати, натиснувши кнопку «Задати питання». За будь-якої статті кодексу вам буде дано найдокладніший персональний коментар з урахуванням вашої ситуації. Живе онлайн обговорення норм законів - це найкращий спосіб розібратися в хитросплетіннях українського законодавства.

    На сайті передбачений зручний пошук статей, наприклад «ст. 7 Про пенсійне забезпечення», вам відразу буде надано стаття законодавчого документа, судова практика і коментарі до нього.

    Будь-консультант на сайті готовий прийняти ваші заявки, проте відповідь не гарантується.

    ©2012 - 2019 Юрист-UA - актуальні зразки договорів України та юридична допомога за українським законодавством

    Читайте также: