Законопроект 6614 пенсионная реформа


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.


На вчерашнем заседании депутаты ВР Украины приняли во втором чтениии законопроект №6614 (далее - Закон) «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий», сообщает сайт ВР Украины.

Ранее, 13 июля 2017г. депутаты приняли изменения в пенсионное законодательство Украины в первом чтении. За период августа-сентября 2017г. поправки к законопроекту 6614 обсуждались в Министерстве соцполитики, в обществе, с экспертами. Затем поправки к законопроекту обсуждались в профильном комитете ВР Украины.

При рассмотрениия законопроекта вчера председательствующий А. Парубий предоставил слово Председателю Комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Людмиле Денисовой, которая доложила о подготовке законопроекта ко второму чтению.

Л.Денисова сообщила, что комитет при подготовке законопроекта 6614 к рассмотрению во втором чтении обработал 2151 поправок, 447 из которых учтены в сравнительной таблицы, а 1704 предлагается отклонить. Л. Денисова рекомендовала принять закон с внесенными утвержденными поправками.

Далее при рассмотрении законопроекта 6614 высказались представители от фракций, рассматривались поправки к закону.

Перед голосованием Председатель Комитета по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Людмила Денисова под стенограмму зачитала согласованные предложения фракции Радикальной партии, которые были включены в законопроект №6614.

А. Парубий поставил законопроект №6614 на голосование и он был принят 288 голосами.

Законопроектом №6614 предусматривается усовершенствовать солидарную систему пенсионного страхования, освободить ее от несвойственных расходов; дифференцировать размеры пенсий в зависимости от приобретенного страхового стажа и полученного заработка; внедрить единые подходы к исчислению пенсий.

Законом «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий» предусмотрено:

- осовременить размеры пенсий, назначенных в прошлые годы с учетом показателя средней заработной платы за 2014, 2015, 2016 годы (3 764,40 грн.) и с применением величины оценки одного года страхового стажа в размере 1%;

- возобновить выплаты пенсии работающим пенсионерам в полном объеме;

- уменьшить величину оценки одного года страхового стажа с 1,35 до 1,0;

- ввести новый порядок выхода на пенсию в зависимости от имеющегося страхового стажа;

- изменить порядок определения минимального размера пенсии;

- изменить порядок индексации и перерасчета пенсий.

Согласно Закону, ежегодно будет проводиться перерасчет ранее назначенных пенсий путем увеличения показателя средней заработной платы, который учитывается для исчисления пенсии. Указанный показатель с 2021 увеличивается на коэффициент, соответствующий 50% показателя роста потребительских цен за предыдущий год и 50% показателя роста средней заработной платы за три календарных года, предшествующих году, в котором проводится увеличение (в период 2019-2020 годов - с учетом этих показателей за предыдущий год);

- провести с 1 октября 2017 пересчет пенсий, надбавок, повышений и других выплат с учетом прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, установленного на 1 декабря 2017 Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год», увеличенного на 79 гривен;

- ввести единые правила назначения пенсий;

- применить новый порядок определения права на назначение пенсий, исчисления размера и осуществления пенсионных выплат для отдельных категорий граждан и другие меры по совершенствованию и реформированию солидарной составляющей пенсионной системы.

Законом также вводится ряд мероприятий в сфере общеобязательного государственного социального страхования, в отношении сбора и учета единого взноса, социального страхования по временной потере трудоспособности, от несчастного случая на производстве и профессиональных заболеваний, на случай безработицы, а также в сфере занятости населения.

В Законе учтены предложения, одобренные постановлением Верховной Рады Украины по результатам рассмотрения законопроекта в первом чтении, относительно:

- изучение возможности изменения формулы исчисления размера пенсии по возрасту;

- сохранения льготных условий пенсионного обеспечения для женщин, работающих в сельскохозяйственном производстве и воспитали пять и более детей;

- предусмотреть в отдельном законодательном акте порядок получения сумм пенсий, на выплату которых пенсионер имел право, но не получил в связи с пребыванием на временно контролируемой государственной властью Украины территории.

Отдельно поручается Правительству до 1 ноября текущего года представить на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект о перерасчете пенсий военнослужащих с учетом обновленного денежного обеспечения.

От юристов ГУ ВР закон имел замечания по уменьшению коэффициэнта страхового стажа с 1,35 до 1,0, что по их мнению может привести к уменьшению размера пенсий, которые выплачиваются по нынешнему законодательству.

Также специалисты и эксперты считают, что предложенное в проекте поэтапное увеличение страхового стажа не обеспечивает в такой короткий период возможность приобретения гражданами предпенсионного возраста дополнительно до 10 лет страхового стажа. Многие, кто жил и работал в Украине с 1993г. до 2028г. не будут иметь 35 лет трудового стажа.

Я уже сообщал, что в изменениями в пенсионное законодательство предлагается сохранить право выхода на пенсию: в 60 лет для лиц, которые будут иметь 25 лет страхового стажа в 2018 году, который ежегодно увеличиваться на 12 месяцев до достижения страхового стажа 35 лет в 2028г.

Пенсия в 63 года для лиц, которые будут иметь от 15 до 25 лет страхового стажа.

Пенсия в 65 лет для лиц, которые будут иметь 15 лет страхового стажа, однако без 16 лет (требование для выхода в 63 года) в 2019 году и, соответственно в 2028 году будут 15 лет, однако без 25 лет (требование для выхода в 63 года).

Лицам, которые не будут иметь 15 лет страхового стажа будет назначаться государственная социальная помощь по достижении 65 лет.

Страховой стаж можно будет докупить, но речь идет не боле, чем о двух годах (в редакции после первого чтения речь шла о 5 годах). Стоимость одного года рассчитывается по формуле минимальный ЕСВ х 2, сейчас это 16 896 грн. При "покупке" двух лет соответствующий коэффициент будет ниже.

Введение накопительного уровня пенсионной системы для граждан депутаты отложили до 2019г.

Упразднены пенсионные льготы по "выслуге лет", оставлены только лишь для военнослужащих.

По заявлению премьера В. Гройсмана реформа увеличивает минимальную пенсию до 1452 грн уже с октября 2017г.

Эксперты сайта liga.net систематизировали претензии к принятым изменениям.


Информацию подготовил Андрей Зацепин. 4.10.2017г.

Дневник предпринимателя

Подпишитесь на рассылку "Дневник предпринимателя. Украина."
Вы будете получать 2-3 раза в месяц новости, налоговые консультации по изменению законодательства в сфере предпринимательства в Украине. Только важное и актуальное. Без СПАМ.


В повестку Верховной Рады включен законопроект № 6614 «О внесении изменений в некоторые законы Украины, касающихся повышения пенсий». За это 11 июля проголосовали депутаты ВР, так что есть вероятность, что до ухода народных избранников на каникулы пенсионная реформа будет принята.

Об изменениях в пенсионном законодательстве, предложенных правительством, на пресс-конференции рассказали директор департамента пенсионного обеспечения Министерства социальной политики Украины Валентина Кудин и директор финансово-экономического департамента Пенсионного фонда Украины Татьяна Король.

Почему нужна пенсионная реформа

В. Кудин аргументировала необходимость проведения реформы, поскольку нынешняя пенсионная система уже не справляется со своими задачами. В первую очередь, это объясняется сложившейся демографической ситуацией. В Украине проживает 26 млн. граждан трудоспособного возраста, но страховые пенсионные взносы платят лишь 10,5 млн. человек, еще за 1.5 млн. платит государство. Четверть занятого населения вообще не платят единый социальный взнос — они работают в теневой экономике. Количество же пенсионеров составляет 12 миллионов. Получается, что один работающий содержит одного пенсионера.

Что касается бюджета Пенсионного фонда, то при нынешней заработной плате (и, соответственно, размере пенсионных взносов) и страховом стаже собственных средств ПФ не хватает для выплат пенсионерам. Об этом свидетельствуют статистические данные: за 35 лет работы человек, получая минимальную зарплату, перечисляет в ПФ 127,3 тыс грн. За 18 лет пребывания на пенсии Пенсионный фонд выплачивает ему (причем минимальную пенсию) более 231,9 тыс. грн. Отсюда и дефицит пенсионного бюджета — в 2016 г. он составил 145 млрд. грн.

Из 12 миллионов пенсионеров восемь получают минимальную пенсию (с мая с. г. 1312 грн.), что составляет лишь около 50 процентов стоимости потребительской корзины (фактического прожиточного минимума для нетрудоспособных). При этом средний размер пенсии в Украине — 1828 грн., что составляет менее 30 процентов от средней заработной платы по стране. Другими словами, подавляющее большинство пенсионеров живут за чертой бедности.

Другие недостатки существующей пенсионной системы: пенсии выплачиваются по 22 «специальным» законам (госслужащим, научным работникам, прокурорам, судьям, депутатам и пр.), некоторые категории пенсионеров пользуются льготыми при более раннем сроке выхода на пенсию. Все это создает огромное финансовое давление на ПФ.

Кроме того, в нынешней пенсионной системе существует уравниловка — у большинства пенсия, невзирая на разный стаж и зарплату, одинакова. Значительная часть пенсионных выплат не относится к страховым пенсиям, поскольку является просто доплатой до уровня прожиточного минимума: так, 8 млн. лиц назначается доплата к минимальной пенсии.

Что же предлагает правительство для улучшения ситуации и стабилизации бюджета Пенсионного фонда?

«Осовременивание» пенсий

Если депутаты ВР проголосуют за пенсионную реформу, то с 1 октября с. г. будет произведено «осовременивание» пенсий, то есть перерасчет ранее назначенных выплат с использованием средней заработной платы за последние три года в размере 3764,4 грн. В первую очередь это коснется более 8 миллионов пенсионеров, чья пенсия была рассчитана по показателю средней зарплаты в Украине в 2007 г. — 1197 грн. За это время размер средней зарплаты вырос почти в три раза. Так что те, кто вышел на пенсию до 2007 года, получают «устаревшие» пенсии.

Всего же повышение пенсий коснется 9 млн. человек. Поскольку с 1 октября увеличивается прожиточный минимум, следовательно, станут больше и минимальные пенсии.

С 1 января 2018 г. вводятся новые правила расчета пенсий. Во-первых, будет учитываться только официальная заработная плата за весь период страхового стажа, начиная с 1 июля 2000 г., то есть заработок, с которого уплачивались страховые взносы (по данным персонифицированного учета ПФ). Меняется и стоимость одного года страхового стажа: он снижается с 1,35 проц. до 1 проц. Доплата за сверхнормативный стаж сохраняется.

Рассчитываться пенсия по возрасту будет по такой формуле: размер средней заработной платы по Украине за 3 года перед обращением за пенсией умножается на индивидуальный коэффициент зарплаты и на коэффициент страхового стажа (Сз х икз х Кс).

Пенсионный возраст не повышается, но вводится «гибкий коридор»

Пенсионная реформа не повышает пенсионный возраст, но Кабмин собирается ввести «гибкий коридор пенсионного возраста» — привязать возраст выхода на пенсию к трудовому стажу. Это значит, что выйти на пенсию в 60 лет смогут люди со страховым стажем минимум в 35 лет.

У кого стаж составит от 25 до 35 лет, сможет выйти на заслуженный отдых лишь в 63 года. А если страховой стаж составит от 15 до 25 лет, на пенсию можно будет выйти аж в 65 лет. А если стажа к 65 годам набирается меньше 15 лет, человек сможет претендовать лишь на получение государственной социальной помощи (ее размер зависит от совокупного дохода семьи), обратиться за которой нужно будет в собес.

Существенно сокращается перечень лиц, которые будут иметь право на досрочный выход на пенсию. Это работники по списку №1 и №2, трактористы-машинисты, работающие на сельхозпредприятиях, доярки, работники текстильного производства, водители городского пассажирского транспорта и большегрузных автомобилей на вредных производствах, матери, которые воспитали 5 детей или инвалидов детства, военные— участники боевых действий, чернобыльцы, лилипуты и диспропорциональные карлики.

Будут восстановлены пенсии женщинам, вышедшим на пенсию в 55 лет

Утешительная новость для женщин, которые вышли на пенсию в 55 лет и у которых размер пенсий был уменьшен в связи с повышением пенсионного возраста. Законопроектом предлагается приостановить уменьшение их пенсий после достижения возраста, предусмотренного законом для соответствующей возрастной категории. После достижения пенсионного возраста, предусмотренного законом, пенсии предлагается пересмотреть без применения снижающего коэффициента.

Например, женщина, родившаяся 30 августа 1959 г., имеющая 30 лет стажа, вышла на пенсию в 55 лет с соответствующим уменьшением размера пенсии. По закону, пенсионный возраст для нее установлен в 58 лет, его она достигнет 30 августа 2017 г. По законопроекту пенсия ей должна быть рассчитана в полном размере, без уменьшения, начиная с 1 сентября. Поскольку закон, если его примут депутаты, вступит в силу с 1 октября 2017 г., возобновление пенсии в полном размере состоится с 1 октября.

Ежегодная индексация и отмена пенсионного налога для работающих пенсионеров

Законопроектом предусмотрена ежегодная индексация пенсий. Она будет производиться, начиная с 2021 г., путем увеличения средней заработной платы, с которой исчислялась пенсия, на 50 проц. роста средней заработной платы за три предыдущих года и на 50 проц. роста индекса потребительских цен за предыдущий год. В 2019 и 2010 гг. индексация пенсий будет производиться по отдельным решениям Кабмина.

С 1 октября также возобновляется выплата пенсий работающим пенсионерам в полном размере.

Мы рассказали лишь о главных изменениях пенсионного законодательства. Разговор будет продолжен после того, как депутаты ВР примут законопроект № 6614.

03 октября 2017 года Верховная рада Украины проголосовала и приняла Пенсионную реформу по законопроекту №6614 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсии".


Карантин затягивается!

Предлагаем подборку быстрых кредитов на все случае жизни!

0% первый кредит. Акции и бонусы в подарок. Просто сфоткай паспорт и код!

03 октября 2017 года за данный законопроект проголосовало 288 депутата, основная доля голосов которых возлагается на "Блок Порошенка" - это было второе чтение и окончательное, которое и утвердило все нормы, которые прописаны в законопроекте №6614. Хотим напомнить, что первое чтение за данный законопроект было проведено 13 июня 2017 года, за которое проголосовало 282 депутата.

На утверждении законопроекта о Пенсионной реформе присутствовали глава Пенсионного фонда в лице Алексея Зарудного и глава кабинета министров в лице Владимира Гройсмана.

Хотим предоставить Вам видео о проведения голосования за законопроект №6614 и №6617 о Пенсионной реформе.

Хотим также сообщить, что во время данного заседания был также утвержден законопроект №6617, за который проголосовало большинство, а именно 255 депутата. Законопроект №6617 предусматривает дотирование Пенсионного фонда, что в результате увеличивает ответственность местных бюджетов в рамках выплаты социальных помощи лицам, которые не имеют право получать пенсию. Данное решение было утверждено, что в результате окончательно завершило процесс рассматривания законопроекта пенсионной реформы.

Что же изменила пенсионная реформа законопроектом №6614?


Что же было утверждено во втором чтении 03.10.2017 года? Оказалось, что депутатами было внесено в законопроект №6614 около 2000 правок, которые успешно были прокомментированы и за которые проголосовало большинство. Давайте же рассмотрим основные пункты законопроекта №6614 и чего ожидать от пенсионной реформы, начнем с самых главных.

Пенсионный стаж. Как такового резкого повышения пенсионного стажа не предусмотрено в законопроекте, но предусмотрено его постепенное повышение. Начиная с 2018 года для выхода на пенсию в 60 лет необходимо иметь не менее 25 лет трудового стажа. При этом имея стаж на уровне 15 - 25 лет Вы сможете выйти на пенсию лишь в 63 года и выйти на пенсию в 65 лет можно лишь при общем трудовом стаже, который составляет менее 15 лет. Граждане Украины, которые не заработали трудового стажа будут иметь право получать социальные помощи, начиная с 63 летнего возраста. Итогом статьи о стаже, будет факт того, что он будет расти каждый год на 12 месяцев - это все означает, что к 2028 году для того, чтобы выйти на пенсию нужно иметь не менее 35 лет официального трудового стажа.

Коэффициент расчета. При расчете уже выплачиваемой пенсии будет понижен коэффициент расчета с 1,35 до 1. При этом всем пенсии, которые уже выплачиваются, будут пересчитаны по новому, с учетом средней заработной платы, которую Пенсионный Фонд берет в расчет теперешних пенсий. Теперь уровень средней зарплаты на момент оформления предыдущих пенсии учитываться не будет.

Выслуга лет. Законопроект №6614 по пенсионной реформе отменяет доплаты по пенсиям за выслугу лет для государственных служащих и при этом вводит единую форму расчета, в которой самым весомым является обьем взносов в Пенсионный фонд за весь период трудового стажа.

Повышение пенсии. Конечно, самой ожидаемой статьей Пенсионной реформы явялеться повышение пенсии до уровня не менее 1452 грн - это так называемое усовершенствование пенсии, которое коснется 6 миллионов граждан Украины.

Что еще предусматривает утвержденная Пенсионная реформа?


Помимо основных статей законопроекта №6614 о Пенсионной реформе стоит рассмотреть и ряд таких моментов.

Накопительный счет. Начиная с 01 января 2019 года внедряется второй уровень пенсионной системы, который дает возможность открывать личные накопительные счета официально работающим гражданам возрастом менее 35 лет.

Трудовой стаж. Согласно утвержденному законопроекту, теперь будет возможность выходить на пенсию в любом возрасте, но при этом обязательным условием выхода на пенсию будет является трудовой стаж не менее 40 лет. Но все же этот норматив предлагают внедрить в действие лишь в 2028 году.

Предприниматели и студенты. Трудовой стаж теперь появился у Частных предпринимателей, которые работали в период с 1998 по 2000 год, так как тогда еще не было Единого реестра плательщиков страховых взносов. Все предприниматели могут подтвердить свой стаж за выше указанные периоды путем предоставления свидетельства о частном предпринимательстве. Неизменным также остается трудовой стаж у студентов ВУЗов, которые учатся на стационаре и на бюджетной основе.

Покупка стажа. В законопроекте также прописаны такая моменты, как возможность покупки до 2 лет отсутствующего трудового стажа.

Хотим также сообщить о том, что заместитель главы МВФ Уильям Мюррей сообщил, что утверждение новой пенсионной реформы ускоряет процесс перечисления очередного транша МВФ на сумму 1,9 миллиарда Долларов США, которого ожидали еще в середине августа 2017 года.

Новый кабмин в смысле решения проблем пенсий оказывается еще слабее предыдщего





«Пенсионная гильотина» — пугающая фраза, которую последние дни вынуждены разучивать пожилые люди. Сразу несколько экспертов и телеграм-каналах сообщили о готовящейся в недрах Пенсионного фонда России новом этапе реформы, которая призвана «почистить» списки персонифицированного учета.

Поводом для появления подобных слухов стал доклад Счетной палаты, которая выявила грубейшие нарушения в системе учета пенсионеров. Персонифицированные счета зачастую задваивались, и в то же время на разных людей открывался один СНИЛС.

Про «пенсионную гильотину» громко заговорили еще и потому, что новость о ней появилась вскоре после сообщений об очередной заморозке накопительной части пенсии до 2023 года.

Член общественного совета при Уполномоченном по правам ребенка при президенте России, юрист Вячеслав Егоров убежден, что правительство необдуманными пенсионными реформами лишь настраивает людей против власти.

— Сильно сомневаюсь, что продление заморозки накопительной пенсии устроит людей, так как граждане сами решали, как поступить со средствами для будущей пенсии. Они могли либо перечислять средства на страховую часть, либо одновременно со страховой частью перечислять деньги на накопительную.

После заморозки все взносы идут только в государственный пенсионный фонд, тем самым формируя лишь страховую часть пенсии. Накоплений, соответственно, нет. В связи с этим людям просто становится тревожно за свое будущее, они не знают, какая пенсия их ждет после выхода на покой.

И здесь возникает риск того, что граждане вместо государственного пенсионного фонда начнут выбирать различные негосударственные пенсионные фонды. А это, в свою очередь, тоже вызывает тревогу, поскольку негосударственные пенсионные фонды могут обанкротиться и граждане вообще потеряют все свои средства.

Продлив заморозку накопительной части, правительство лишь еще больше настраивает население против себя, нагнетает и без того тяжелое положение в стране. Не думаю, что это разумный шаг со стороны власти.

Независимый эксперт по финансовым рынкам Алексей Бушуев считает, что нынешняя пенсионная система в России в таком глубоком кризисе, что любая ее попытка реформирования будет неудачной.

«СП»: — Как вы думаете, почему сегодня тема пенсионной реформы приобрела такое особенно острое звучание? Выборы грядут?

— Знаете, для меня как для экономиста тема пенсий в финансах — это как теорема Ферма в математике. Над доказательством теоремы бьются с момента открытия, над темой пенсий страсти кипят с момента их возникновения.

Вспомнить того же капитана Копейкина из «Мертвых душ». «Решать проблему пенсий - это как идти по канату, держа на плечах двух дерущихся детей» — сказал когда-то уважаемый государственный финансист.

С одной стороны пенсионеры — это самая активная часть избирателей, с другой стороны дефицит пенсионного фонда из-за демографической ямы, эха войны и кризиса на столько серьезен, что просто махнуть рукой - «забирайте, государство не обеднеет» невозможно: цена приближается к триллиону рублей.

«СП»: — Но ведь в России за столько лет реформирования так и не выработана удовлетворяющая и граждан, и государства система пенсионного обеспечения. Почему?

— В 90-е прогрессивной идеей считалось, что пора отойти от системы, когда пенсия платится всем без сильной зависимости от того сколько человек зарабатывал. Кто как зарабатывал, тот так и будет получать. Звучали мысли отказаться от всеобщего пенсионного обеспечения и оставить пенсии только госслужащим. Но вовремя вспомнили кто регулярно ходит на выборы, да и инфляция была такая, что никакие накопительные программы не могли заинтересовать граждан.

Со стабилизацией денежной системы улеглась и инфляция. Тут можно спорить, но шторм начала девяностых когда инфляция измерялась сотнями процентов никак не сравним с текущей ситуацией. И возникла мысль — пора. Даже рекламу запускали — софинансирование накопительной части. Мол, вкладывайте дополнительно, государство удвоит ваш вклад.

Но население старело, плюс эхо войны и дефицит пенсионного фонда заставил лихорадочно искать выход. И он таки был найден — 6% от заработной платы, которые должны идти в страховую часть пенсии с 2014 направлялись, что называется в общий котел. Правительство за 5 лет должно было решить проблему. Ситуация такова, что отправленной весной финансовой части правительства, которая провалила эту задачу впору задавать вопрос — «Вы это все уже 6 лет наблюдали? Вы почему раньше вопрос не решали?».

«СП»: — Сначала очередная заморозка накопительной части пенсии, теперь слухи о «пенсионной гильотине», пусть и преувеличенные. Чего реально ждать рядовому россиянину — пенсионеру или тому, кто уже подумывает о будущей пенсии?

— Решение Госдумы продолжить замораживание накопительной части пенсии однозначно подрывает доверие к накопительной части. Но будем реалистами, а было ли оно? Данные опросов показывают, что вера в накопительную часть и была не великой и растворилась довольно быстро.

Тут важнее смотреть, как именно будет решаться вопрос с дефицитом Пенсионного фонда РФ и с пенсионной системой в целом.

Радикальные перемены назрели, и перезрели. Решение пенсионной проблемы будет ярким маркером, чтобы смотреть на то, как и какие действия в финансах и госуправлении будут приниматься в ближайшие время, стиль власти.

«СП»: — Правительство само себя загнало в тупик, когда вынуждено выбирать из двух зол: довести Пенсионный фонд до дефолта или пенсионеров — до смуты?

— Да уж, принятое решение нельзя назвать виртуозным или подготовленным. Это скорее выбор меньшего из двух зол перед лицом неизбежности. Но определенный оптимизм внушает то, что в погоне за популизмом не врубили печатный станок и финансовый блок хоть и очень неуклюже, но держать баланс. Не просто идти по канату, когда у тебя на плечах двое дерущихся детей. Но раз уж пошел — надо что-то предпринимать. Может перестать нервно дергаться, а попытаться успокоить детей?


В пенсионной системе России постоянно происходят изменения. Проведение кардинальных реформ – редкое явление, а вот небольшие корректировки – почти ежегодное. В правительстве и Госдуме готовят новые поправки в пенсионное законодательство.

Перечень изменений, которые произойдут с 1 января 2021 года

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки

С 1 января 2021 года российских пенсионеров ждут 4 изменения. Индексация пенсионных выплат – привычная мера, ожидаемая каждым гражданином, вышедшим на заслуженный отдых. Но помимо нее будет еще 3 новшества.


1 изменение – индексация пенсий

Неработающим российским пенсионерам с 1 января 2020 года сделают прибавку. Повышение пенсии – ежегодная мера: в следующем году индексация составит 6.3%. При этом прогнозируемый Центробанком уровень инфляции равен около 4%. Так, неработающие пенсионеры в среднем будут получать 17 444 рублей.

— Это почти в полтора раза превысит инфляцию — по прогнозам, в этом году она составит 3,7-4 процента. То есть, пенсия в среднем увеличится на тысячу рублей, — рассказала заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Бибикова.

Социальные пенсии увеличатся с 1 апреля. Правда, прибавка составит 2.6%.

— Социальная пенсия повышается также ежегодно — на величину прогнозного индекса роста прожиточного минимума пенсионера. Пока это 2,6 процента, но показатель ещё может быть скорректирован, — напомнила Елена Бибикова.

В 2021 году несколько рублей в августе добавят к пенсии работающим пенсионерам. Им будут частично зачтены новые трудовые права, страховые взносы, уплачиваемые их работодателями в течение 2020 года. Но прибавка может составить не более 296,58 рублей. Полная индексация пенсии проводится лишь в том случае, если пенсионер официально уволился.

Ветеранам боевых действий и инвалидам каждый месяц выплачивают пособия. В 2021 году они будут увеличены с 1 февраля. Размер прибавки рассчитают на основании ИПЦ (индекс потребительских цен) за прошлый год.

2 изменение – повышение возраста выхода на пенсию

В рамках пенсионной реформы запланирована такая мера в 2021 году. Продолжится действие льготного периода, когда россияне могут выходить на пенсию на 6 месяцев ранее нового срока. Воспользоваться правом смогут женщины 1965 г.р. и мужчины 1960 г.р.

Российским пенсионерам придется перейти на электронные трудовые книжки


3 изменение – трудовой стаж «оцифруют»

В 2021 году российских пенсионеров полностью переведут на ЭТК (электронная трудовая книжка). Новым работникам перестанут выдавать бумажные аналоги. Для уже работающих пенсионеров будут действовать и электронные, и бумажные трудовые книжки. В ЭТК внесут только новые записи, поэтому важно не потерять бумажные носители. В противном случае сложно будет доказать наличие стажа, придется навещать бывших работодателей, собирать справки.

Пенсионерам надо подать в Пенсионный фонд заявку, чтобы в ЭТК внести абсолютно все данные, — сообщил Михаил Мишустин.

4 изменение – корректировка системы накоплений

Реформа, давно ожидаемая экспертами. Система накоплений была заморожена еще 7 лет назад. Все эти годы россияне могут копить только виртуальные пенсионные баллы. Годом ранее Минфином и Центробанком была представлена новая концепция – гарантированный пенсионный план. Он подразумевает самостоятельное откладывание из заработной платы 1 – 6 процентов ежемесячно.

— Законопроект непростой. Было несколько вариантов концепции, в последнем это исключительно добровольный формат, — пояснял недавно Антон Дроздов, бывший глава ПФР, а ныне замминистра финансов.

Верховная Рада 13 июля проголосовала в первом чтении законопроект № 6614 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения пенсий” с поправками, предложенными парламентскими фракциями. Напомним, что в ходе заседания представители фракции “Самопомич” предложили правки, которые под стенограмму перед самым голосованием подтвердил министр социальной политики Андрей Рева.

"Я сказал о том, что предложения, которые выдвинула фракция "Самопомич" - о создании реестра получателей социальной помощи, о проведении аудита Пенсионного фонда, об отказе от увеличения ставки ЕСВ по вредным профессиям и сохранение старого механизма возмещения льготных пенсий, мы поддерживаем и просим включить в постановление", — заявил министр с трибуны Верховной Рады.

Теперь по порядку о том, что внесли поправками.

Предложение провести аудит Пенсионного фонда, создание реестра получателей социальной помощи - без сомнения, позитивные вещи и должны только приветствоваться.

Полученные в результате данные о количестве пенсионеров и получателей социальной помощи позволят провести качественные актуарные расчеты, необходимые для полноценного реформирования пенсионной системы.

Более подробно остановимся на отказе от смены механизма финансирования льготных пенсий. Речь идет о представителях профессий и должностей с вредными условиями труда, которым позволено досрочно выходить на пенсию. (так называемые списки 1,2).

В исходном тексте ЗП № 6614 предлагалось отменить действующий механизм компенсации предприятиями расходов Пенсионного фонда (ПФУ) на выплату и доставку льготных пенсий в полном размере, и вместо этого ввести новый механизм сборов дополнительных ставок Единого социального взноса (ЕСВ) за работников вредных профессий.

Отметим, что данное положение о смене механизма финансирования имеется также и в двух из пяти альтернативных к рассматриваемому законопроектах: ЗП № 6614-1 нардепа Каплина, который выступает со своей инициативой от имени Профсоюзов, Социал-демократической и Социалистической партии, а также в ЗП № 6614-2 Королевской, являющейся членом фракции Оппоблока.

Но это совсем не нововведение, оно уже присутствовало в правительственном законопроекте № 4608 от 06.05.2016 “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно введения накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и единых принципов начисления пенсий” который, к слову, все еще остается активным, его не отзывали, и он включен в повестку дня вместе с тремя альтернативными.

Такая же инициатива есть в еще одном включенном в повестку дня законопроекте № 2632 от 10.04.2015 авторства членов депутатской группы «Воля народа» Гиршфельда и Ивахова, который был поддержан комитетом социальной политики и пенсионного обеспечения 01.07.2015.

Более того, и при предыдущем созыве Верховной Рады нардеп Гиршфельд, который тогда был членом Партии Регионов, подавал аналогичный законопроект с соавтором Немилостивым № 2531а от 04.07.2013 «О внесении изменений в некоторые законы Украины (относительно льготного пенсионного обеспечения отдельных категорий лиц)».

Но все же впервые данная законодательная инициатива появилась в 2012 году, в законопроекте правительства Азарова № 1118 от 18.12.2012 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно пенсионного обеспечения отдельных категорий лиц».

Возникает вопрос. Почему же у представителей таких разных политических сил как БПП, Оппоблок, и даже Партия Регионов когда-то, наблюдается коллективный приступ телепатии? Или все-таки есть один инициатор всех этих законодательных инициатив?

И почему вдруг эта "азировская" идея воскресла уже в двух законопроектах Кабмина Гройсмана, и была в них запрятана среди других шагов, вполне позитивных, по реформированию пенсионной системы.

Для ответа на эти вопросы разберемся с ситуацией в системе профпенсий (льготных пенсий представителям вредных профессий), которая сложилась с момента прихода правительства Гройсмана.

Кабмин Гройсмана долгое время не имел последовательной политики в этом вопросе. В законопроекте № 4608 от 06.05.2016 они сначала внесли указанные выше предложения по смене механизма финансирования. Затем с целью снижения будущих обязательств по льготных пенсиям правительство приняло постановление о сокращении списков, что вызвало бурную реакцию всех задетых профсоюзов. Более того, проанализировав эти два шага, пришли к выводу, что при переходе к новому механизму уплаты повышенных ставок ЕСВ работодателями за каждого работающего, такое резкое сокращение списков приведет просто к мизерным сборам, никак на сравнимым с тем, что собирались по старому механизму, и еще меньшим по сравнению с суммарными выплатами на этот вид пенсионного обеспечения.

По некоторым оценкам, после сокращения списков количество мест, которые можно признать вредными, сократилось примерно с 400 тыс. до около 128 тыс., а при таком сокращении людей сборы ЕСВ вообще не будут покрывать расходы.

Для решения этого вопроса в марте этого года было подписано трехсторонее соглашение между министром социальной политики, главой Федерации профсоюзов Украины, и главой федерации работодателей, суть которой заключается в том, что с одной стороны расширяются списки, за что боролись профсоюзы, а с другой — отменяется старый механизм компенсации заработанных уже в прошлые годы льгот по пенсиям, т.е., списываются все обязательства с работодателей, и вводится новый механизм сбора повышенных ЕСВ за зарабатываемые в текущий период льготы. Уже 4 июля Федерация профсоюзов сообщила, что списки частично возобновлены.

Примечателен в связи с этим пост генерального директора Украинской федерации страхования Галины Третьяковой в Фейсбуке:

"За счет кого возобновили справедливость? Почему 3 стороны сговорились против четвертой – плательщиков налогов, и переложили списанные с работадателей обязательства на Госбюджет?".

Здесь нужно прояснить некоторые моменты. Уже упоминавшиеся выплаты профессиональных пенсий за 2017 год оцениваются на уровне 47 млрд. грн. Пенсионный фонд же на эти нужды получает только около 75% от этой суммы. При общей сумме выплат из Пенсионного фонда на уровне 285-290 млрд грн.

Почему так происходит? Прежде всего, напомним, что льготные пенсии начисляются в случае досрочного выхода на пенсию и выплачиваются только до достижения пенсионного возраста, после чего человеку начисляются стандартные пенсии. Однако, этот период должен оплачивать работодатель. Схематически это выглядит следующим образом: человек получает пенсию, как и все, из Пенсионного фонда, а работодатель ее должен компенсировать в ПФ.

Единственная претензия к данному механизму заключается в том, что предприятие может прекратить свое существование, что и является одной из причин такого большого разрыва. Более того, часто эти предприятия проводят фальшивую ликвидацию. По сути, ничего не меняется, собственники оформляют другую компанию, на нее перекидываются все активы предприятия, а все обязательства списываются. В такой ситуации государство, как гарант, обязано выполнять обязательства, а возмещать их некому.

Кроме того, многие предприятия ликвидируются по обьективным экономическим причинам. Часть из них оказались вообще вне юрисдикции Украины из-за конфликта на Донбассе и аннексии Крыма.

Однако, даже по самым оптимистичным оценкам, в ближайшие 25 лет такое уменьшение поступлений суммарно достигнет сотен миллиардов гривен, которые нужно будет оплачивать из Государственного бюджета Украины.

Отношение профсоюзов ко всему этому двоякое. Как только в 2016 году правительство сократило списки, они были очень недовольны и даже вышли на митинги, затем заключили соглашение, и сейчас радуются, что списки начали восстанавливать до прежних. Но этот тактический выигрыш может привести к стратегическому проигрышу, ведь если в итоге из-за недостатка средств эти программы начнут сокращать, то даже те, кому льгота положена, ее не получат в гарантированном размере.

Что касается Федерации работодателей то, им это выгодно, так как уменьшает их растраты.

С одной стороны, даже правительство в своей презентации на сайте говорит, что такое изменение механизма на ставки ЕСВ станет мотивацией для того, чтобы улучшать условия труда и тем самым платить меньше ставки ЕСВ. Но бизнес может не улучшать условия труда, а фиктивно произвести переаттестацию рабочих мест и снизить их количество.

Были ли сделаны актуарные расчеты того, какими будут последствия отмены старого механизма и ввода нового? Насколько долго сборы ЕСВ смогут собираться с учетом того, что сборы ЕСВ будут уменьшаться – легальным или же фиктивным способом?

Поэтому важно из законопроекта №6614 исключить эти положения – по отмене старого и ввода нового. А по хорошому говоря, проблематику професиональной пенсионной системы нужно выносить в отдельный законопроект, который должен быть срочно проработан. Тем более, что те изменения, которые предлагает правительство, не наводя порядок, а создавая дополнительную дыру в Пенсионном фонде, придется перекрывать из бюджета, то есть, из карманов простых украинцев.

Кроме того, нельзя допустить отмену старого механизма, тем самым списав с работодателей те обязательства, которые у них есть, и переложить их на бюджет и плательщиков налогов. Те же инициативы, которые направлены на сбор средств для работников вредных профессий, должны быть очень хорошо продуманы и концептуально и актуарно просчитаны.

Читайте также: