Законы о пенсионном вложении

Программа массового формирования накопительных пенсий за счёт части от взносов работодателей действовала в РФ до 2014 года. Сейчас эта система работает только за счёт добровольных перечислений. Но граждане до сих пор не понимают, как правильно оформить документы и заявления, чтобы с ними рассчитались по накоплениям. И как можно решить вопрос с минимальными затратами.

Основные понятия ФЗ 168 о накопительной части пенсии

Бесплатно по России

Отчисление на свои лицевые счета для формирования пенсионного обеспечения в будущем – право, которым наделён каждый гражданин.

Источники формирования таких поступлений:

  1. Работодатели.
  2. Личные взносы.
  3. Государственное финансирование.

Доступно сразу несколько вариантов:

  • Негосударственные пенсионные фонды.
  • Государственные.
  • Управляющая компания.

Право менять страхователя даётся максимум 1 раз каждые пять лет. От индивидуальных особенностей ведения счёта и сотрудничества зависит то, как будут происходить отчисления. В отделении ПФР и в Личном Кабинете Госуслуг можно получать любую необходимую информацию.

Оформление выплат предполагает подачу соответствующего заявления, которое подкреплено другими доказательствами в письменной форме. Дополнительные требования предъявляются к тем, кто обращается за такими выплатами раньше назначенного срока.

Кто имеет право на накопительную пенсию согласно статье 4

В ст.4 говорит, что граждане РФ и иностранцы получают право на выплаты, если соответствуют следующим условиям:

  1. Наличие пенсионной страховки. Или участие в системе, которая обозначалась как ОПС ПФР.
  2. Наличие пенсионных сбережений. Они массово формировались гражданами 1967 года рождения и более старшими. Ещё один период учёта – 2002-2005 года. Есть те, кто формировал свои накопления на добровольной основе помимо этого времени, при участии в специальных программах.
  3. При достижении пенсионного возраста, установленного общими правилами.
  4. Соответствие другим требованиям, которые установлены действующим законодательством.

За счёт сбережений пенсионера всегда дают возможность получать следующие виды выплат:

  • Бессрочные накопительные пенсии. Обычно это приоритетная форма использования действующих сбережений.
  • Единоразовые выплаты.
  • Срочные накопительные выплаты. Их продолжительность определяет пенсионер. Но редко устанавливают время больше десяти лет.

Обеспечение выплат накопительной пенсии

Разделение пенсионных накоплений на две части произошло ещё около двадцати лет назад. Раньше основным источником становились отчисления с зарплат. После 2002 года стали использовать личные накопительные счета, принадлежавшие гражданам. На страховую часть пенсии у работодателя с каждой выплаты идёт по 16%. 6% нужно для формирования накопительной части.

Условия назначения накопительной пенсии

Застрахованные лица могут получить накопления при выполнении целого ряда условий:

  1. Появление прав на выход на пенсию, в том числе – досрочный.
  2. Наличие отчислений на индивидуальном лицевом счету.
  3. По сравнению со страховой пенсией накопительная составила 5% и более от общей суммы.

Если размер меньше 5% — значит, средства можно получить в виде единовременных перечислений, одной суммой.

Назначения по другим видам обеспечения не влияют на накопительную часть. Если какие-либо изменения появляются – они основаны на корректировках Федерального закона, никак иначе.

Как федеральный закон определяет размер накопительной пенсии

Размер выплат определяют по состоянию на день, когда гражданин обратился за получением денег. Учитывают всю сумму, которая образовалась на накопительном счёте. Специальная часть индивидуального лицевого счёта тоже внимательно изучается при наличии.

В состав пенсионных накоплений также включают:

  • Результаты инвестирования.
  • Материнский капитал, часть которого расходовалась в этом направлении.
  • Взносы на софинансирование.
  • Взносы со стороны работодателя в пользу застрахованного лица.
  • Дополнительные страховые взносы.

Для определения размеров используют такую формулу:

НП обозначает саму накопительную пенсию.

ПН – пенсионные накопления, рассчитанные из всех показателей, которые упомянуты ранее. Т – количество месяцев, на протяжении которых будут получены деньги. Ожидаемый период могут сократить на полный год, если клиент обратился за деньгами позднее.

Как происходит корректировка согласно ФЗ

Корректировку выплат производят каждый год 1 августа, но обычно при наличии таких условий:

  1. Если есть накопления, которые не учтены ранее.
  2. Страховые взносы увеличились благодаря инвестиционной деятельности.
  3. Поступили новые страховые взносы, включая дополнительные.

Порядок установки и выплаты накопительной пенсии

Гражданин не должен столкнуться с какими-либо проблемами при назначении выплат. Достаточно обратиться вместе с заявлением и другими документами к компании, в которой он в настоящее время обслуживается. Можно воспользоваться помощью сотрудников ПФРФ или МФЦ, чтобы узнать о том, где именно находятся средства к моменту обращения за выплатами.

Заявки разрешается передавать по почте или через другого гражданина, который стал законным представителем интересов. Например – когда передвижения затруднительны из-за текущего состояния здоровья.

Оформление накопительной части пенсии предполагает наличие таких документов:

  • СНИЛС.
  • Заявление согласно существующему образцу.
  • Гражданское удостоверение того, кто вышел на пенсию.

При одновременном оформлении страховых и накопительных частей нужны дополнительно:

  1. Трудовая книжка и другие документы для подтверждения стажа.
  2. Заявление на получение выплат по старости.

Сроки назначения

Они зависят от того, какие именно выплаты выбраны в том или ином случае. Есть, к примеру, единовременный вариант – когда перечисляют всё сразу. При других решениях обычно деньги приходят каждый месяц. Их получают до тех пор, пока вся имеющаяся сумма не будет исчерпана.

Может ли быть приостановлена и потом возобновлена согласно закону

Перечисление ежемесячных страховых сумм может быть приостановлено, если присутствуют такие обстоятельства:

  • Пенсионер выехал за границу для постоянного проживания.
  • При завершении сроков обучения, отсутствии справок в случае с потерей кормильца.
  • Иностранец просрочил время, когда надо было обратиться за продлением основного документа.
  • На почте или со счёта в банке перестали получать начисления.

Если реакция со стороны гражданина отсутствует – контролирующие органы вправе отказаться совсем от выплат каких-либо компенсаций.

Возобновить перечисления тоже можно. Например – когда подают соответствующее заявление, а также передают документы, которые доказывают позицию составителя. После этого гражданину должны выплатить все суммы, которые раньше им не были получены.

В каких случаях прекращается выплата

Причины всегда остаются одинаковыми, их большая часть уже описана выше. Чаще всего проблемы связаны с тем, что сам гражданин пропустил сроки для каких-либо обращений. Трудоустройство и его отсутствие не должны влиять на решение вопроса.

Как закон регулирует выплату накоп. Пенсии тем, кто уезжает из РФ

При выезде за границу человека не лишают самого права на получение пенсии. Но велика вероятность появления разных проблем технического характера. Лучше заранее узнать о правилах, по которым в таких случаях идут накопления.

Пенсию выплачивают и тем, кто переехал для постоянного места жительства.

Но и тут не обходится без ряда условий:

  1. Ежегодное подтверждение, что гражданин остаётся в живых.
  2. Извещение Пенсионного Фонда о новом месте жительства.
  3. Отсутствие индексации.
  4. Отказ от региональных надбавок.
  5. Представление справок о наличии официальной работы, либо её отсутствии.
  6. Справки о постоянном месте проживания за территорией России.
  7. Подача заявлений о выезде.

Чаще всего при нахождении за границей деньги сразу переводят на банковские счета.

Другие значимые моменты закона

Пенсионные накопления выплачивают правопреемникам, если смерть гражданина наступает до назначения общей суммы или до корректировки. Исключение из правил делают только в случае с материнским капиталом и результатами от его инвестирования.

Возраст и состояние трудоспособности не влияют на право граждан получать компенсацию. Это касается детей и самых близких родственников в очереди.

При отсутствии родственников деньги вообще никому не выплачивают. Их учитывают в составе резерва по отношению к текущему пенсионному страхованию.

Гражданин сам имеет право в любой момент обратиться с заявлением, где указывает лиц, которым можно перечислить пенсию в случае смерти. При отсутствии заявления средства распределяют в равных долях между родственниками, относящимися к одной очереди. Допускается использование электронных порталов для подачи заявлений относительно определение круга ответственных лиц.

Обязательно надо указать, в каких долях распределяются деньги. Если правопреемник пропустил сроки обращения за выплатой, но на то была серьёзная причина – он тоже может составить заявление, чтобы это время было восстановлено.

До конца 2015 года граждан обязали сделать выбор в пользу накопительной части пенсии, если желание принимать участие в этой системе было. Установили отдельный период, до окончания которого работающие граждане должны были обратиться с соответствующими заявлениями. Если заявление отсутствовало, то автоматически формировали только страховую часть.

При этом за гражданином в любом случае сохраняют право написать отказ от участия в формировании своих накоплений. После этого все деньги направляют только на страховую часть. Но даже после указанного шага пополнять накопительный счёт можно, просто самостоятельно. Все собранные средства выбранная компания инвестирует в тех или иных направлениях. Выплаты происходят по общему порядку.

Находясь за границей, гражданин может получать сразу несколько разновидностей выплат:

  • Дополнительное ежемесячное обеспечение для ветеранов ВОВ.
  • Доплаты за трудовые заслуги.
  • Государственные пенсии, за исключением социальной.
  • Страховые пенсии.

Такие выплаты без проблем можно оформить, даже не возвращаясь в Россию. Достаточно отправить контролирующему органу заявление и другие документы в доказательство своей позиции. Не стоит рассчитывать на одобрение с первого раза.

Заключение

В зависимости от вида выплаты, гражданин должен написать то или иное заявление, когда за ней обращается. Лучше заранее уточнить необходимую информацию при обращении в органы социальной защиты или сам ПФР. Там предоставят образец заявлений и требования к другим документам, которые собираются как доказательства.

Любая заявка рассматривается максимум на протяжении 10 рабочих дней, процесс редко затягивается. Но нельзя подавать документы раньше, чем возникает право на выплаты. На протяжении следующих двух месяцев переведут единовременное пособие, другие деньги назначат с 1 месяца после обращения.

Краткое содержание:


В 2020 году лица, достигшие пожилого возраста, имеют право получать средства из накопительной пенсии. Сбор финансов осуществляется на индивидуальных счетах пожилых людей в НПФ или ПФР.

Виды накоплений

Законодательством предусмотрены следующие виды выплат пенсионных накоплений:

- Единовременная — вкладчик может забрать все заработки за один раз.

- Срочная — начисления выплачиваются каждый месяц на протяжении определенного срока (минимум 10 лет).

- Накопительная — пожилой человек получает финансы ежемесячно до конца жизни.

- Пособие правопреемникам — деньги могут снять со счета наследники пожилого человека.

Обратите внимание! Выплата правопреемникам подразумевает наследование сбережений в случае смерти вкладчика.

Что следует понимать под единовременным пособием

Единовременной материальной поддержкой называют определенную денежную сумму, которая выплачивается из отчислений для пожилых отчислений. Такие накопления образуются в каждого работающего гражданина.

Увеличения размера сбережений происходит за счет перечислений компенсаций в ПФ.

Переводить деньги может:

- сам пожилой человек;

Важно! Снимать накопленные финансы можно только после завершения трудовой деятельности или в случае наступления нетрудоспособности.

Кто может рассчитывать на накопительную пенсию

Вкладчиков интересует, когда получают накопительную часть пенсии. Они должны знать, что на предоставление финансов могут рассчитывать:

- Лица, деньги которым выплачиваются по причине инвалидности.

- Лица, для которых финансы предоставляются в качестве помощи при потере кормильца.

- Лица, которым не вышло оформить пенсию по старости с учетом рабочего стажа и возраста.

- Лица, которым величина материальной поддержки будет достигать 5 и меньше процентов по страховым начислениям, при условии, что это лица, которые в 2002-2004 гг. переводили начисления на счет.

- Лицо, участвовавшее в государственной программе софинансирования формирования накоплений. Стать участником программы можно было до конца 2014 года.

- Лица, которым величина материальной поддержки накопительной формы будет достигать 5 и меньше процентов от возможных страховых начислений.

Обратите внимание! Срок выплаты накопительной пенсии в 2020 году позволяет получить деньги лишь раз в 5 лет. Раньше граждане могли сделать это каждый год.

Условия получения накоплений инвалидам

Одноразовая материальная поддержка полагается также пенсионерам-инвалидам.

Но для этого они должны соответствовать следующим требованиям:

- достигнуть возраста, когда завершают трудовую деятельность;

- получать обеспечение или по старости, или по достижению пожилого возраста;

- проработать хотя бы 5 лет (период этой трудовой деятельности должен входить в рабочий стаж);

- написать соответствующее заявление в территориальном органе ПФ.

Важно! Написание заявления — это важный этап в получении финансов. Без него процедура оформления не будет продвигаться дальше.

Где оформлять

Просить выплатить единоразовую сумму необходимо в том учреждении, в котором осуществлялось формирование такого обеспечения. Таким органом является:

- ПФ государственного типа.

- ПФ частного типа.

Обратиться с просьбой в государственный ПФ разрешается:

- в самом учреждении;

- через почтовое отделение;

- в Многофункциональном центре;

- через электронный сервис Государственных услуг.

Но для получения денег нужно предъявить также определенный пакет документов.

Необходимый пакет документации

Право получить одноразовую помощь может каждое застрахованное лицо, которое обратится в Пенсионный фонд с соответствующим обращением и пакетом документации.

Кроме письменного обращения, заявителю нужно предъявить:

- документы, которые подтверждают право получать государственное или страховое начисление по старости.

Когда пакет документов предъявляется доверенным лицом, то он также обязан предоставить:

- доверенность на осуществление подобных действий.

В некоторых случаях сотрудники ПФ могут потребовать дополнительные документы, которые могут подтвердить определенные жизненные обстоятельства человека. Дополнительная документация потребуется в случае, когда заявитель получает помощь по старости, инвалидности или потере кормильца.

Требования к заявлению

Законодательством также предъявляются определенные требования к написанию заявления:

- Название территориального органа Пенсионного фонда.

- Информация о заявителе:

место и дата рождения;

- Информация о пенсии.

- Способ получения, а также реквизиты счета, на который будут зачисляться финансы.

- Дата составления документа.

Обратите внимание! В обращении должен быть указан номер пенсионного счета. Вписать его — это обязанность сотрудника ПФ.

Если заявление подается доверенным лицом, то в нем нужно указать сведения о представителе — ФИО, адрес проживания, паспортные данные, номер телефона.

Принятие решения

После предоставления всей документации территориальный орган Пенсионного фонда обязан рассмотреть просьбу пожилого человека и сообщить о принятом решении.

Важно! Ответ о принятом решении предоставляется в письменной форме.
Если будет принято решение об уплате накопленной части, на протяжении 60 дней с момента вынесения решения на счет заявителя поступят денежные средства.

Когда и как выплачиваются финансы

В случае когда заявитель предъявил все необходимые документы, ПФ назначает одноразовую материальную помощь. Начисление осуществляется со дня, когда поступило заявление о перечислении денег.

Получать деньги заявитель может:

- в почтовом отделении;

- в организации, которая занимается доставкой денежных средств;

- на банковский счет или кассу в банке.

Перечисление финансов осуществляется на протяжении 2-х месяцев после поступления соответствующего заявления.

Обратите внимание! После предоставления денег пенсионер имеет право обратиться за новой единовременной выплатой спустя 5 лет.

Могут ли воспользоваться этой возможностью не пенсионеры

Хотя законодательство позволяет использовать накопленные средства лицам, которые уже достигли пенсионного возраста, предусмотрены некоторые случаи, когда получить деньги могут не пенсионеры:- Правопреемники. Когда вкладчик скончается, снимать финансы имеют право его наследники. Но это возможно, если в правопреемника имеется доверенность. Этот документ составляется пенсионером и заверяется у нотариуса.- Доверенное лицо. Если вкладчик еще жив, но самостоятельно не может оформить одноразовое перечисление, он предоставляет доверенность доверенному лицу на получение денежных средств.Воспользоваться возможностью на получение денег могут работники МВД.Важно! Например, начисления доступны сотрудникам, которые протрудились в органах свыше 25 лет или стоят в очереди на получение квадратных метров.Получить финансы можно в случае, когда были соблюдены следующие условия:- пожилой человек обязан иметь все права на распоряжение накоплениями;- такое лицо должен быть пенсионного возраста или иметь законное право на предоставление денежных средств.При соблюдении вышеперечисленных требований работники ПФ обязаны удовлетворить обращение не только пенсионера, но также его преемника. Вкладчик или преемник сам решает, как потратить полученные финансы. Например, эти деньги могут стать хорошей надбавкой к страховому пособию.Как формируются начисления

После того как была проведена реформа, процедура формирования пособия немного изменилась. В текущем году отчисления осуществляются по желанию человека. К примеру, лица, которые появились на свет после 1967 года и являются моложе 2016 года, должны решить сохранять или отказываться от собранных финансов.

Существует несколько вариантов использования денежных перечислений:

- Взносы используются на перечисление начислений для тех лиц, которые уже завершили трудовую деятельность.

- Средства передаются на счета компаний, которые занимаются доставкой финансов, или частных ПФ, а те инвестируют их на финансовых рынках.

В 2020 взносы уплачиваются в размере 22%, из которых:

- 6% расходуется на фиксированные перечисления;

- остальные средства расходуются в зависимости от того, отказался или сохранил накопительное пособие гражданин.

При сохранении пособия все 16% формируют страховую пенсию. Если лицо отказалось от данной выплаты, накопительная пенсия составляет 6%, а страховое пособие — 10%.

Спасибо за внимание! Прошу поделиться данной статьей в соцсетях если она была Вам полезна.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ наименование настоящего Федерального закона изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ
"Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"

С изменениями и дополнениями от:

31 декабря 2002 г., 10 ноября 2003 г., 28 июля, 28 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 2 февраля 2006 г., 30 апреля, 23 июля 2008 г., 18 июля, 27 декабря 2009 г., 27 июля 2010 г., 11 июля, 21, 30 ноября 2011 г., 3 декабря 2012 г., 23 июля, 4, 28 декабря 2013 г., 21 июля, 1 декабря 2014 г., 29 июня, 30 декабря 2015 г., 28 декабря 2016 г., 18 июля 2017 г., 23 апреля, 29 июля, 3 августа 2018 г.

Принят Государственной Думой 26 июня 2002 года

Одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года

ГАРАНТ:

О накопительной пенсии см. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 424-ФЗ

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

ГАРАНТ:

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной пенсии, определяет особенности правового положения, права, обязанности и ответственность субъектов и участников отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также устанавливает основы государственного регулирования контроля и надзора в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Москва, Кремль
24 июля 2002 г.
N 111-ФЗ

Закон устанавливает правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.

Определены особенности правового статуса субъектов и участников этих отношений (в том числе Пенсионного фонда РФ, специализированных депозитариев, управляющих компаний, застрахованных лиц и страхователей, брокеров, кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов).

Согласно закону, средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации, они не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней, не могут являться предметом залога или иного обеспечения обязательств собственника указанных средств и субъектов отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также других участников процесса инвестирования средств пенсионных накоплений.

Закреплены функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти по регулированию, контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений.

Установлены правовые основы общественного контроля за формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений.

На период 2003 - 2009 годов установлены следующие максимальные ограничения доли средств в инвестиционном портфеле, размещаемых в ценные бумаги иностранных эмитентов:

в 2003 году - 0 процентов;

в 2004 - 2005 годах - 5 процентов;

в 2006 - 2007 годах - 10 процентов;

в 2008 - 2009 годах - 15 процентов

За исключением отдельных положений, Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации"

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования

Пункт 4 статьи 28 настоящего Федерального закона вводится в действие с 1 января 2010 г. Пункты 3 и 4 статьи 32 настоящего Федерального закона вводятся в действие с 1 января 2004 г.

Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 30 июля 2002 г. N 138-139, в "Парламентской газете" от 30 июля 2002 г. N 142-143, в Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. N 30 ст. 3028

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 269-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.
Пункт 3 статьи 3 изменений вступает в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 мая 2018 г.

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 176-ФЗ

Изменения вступают в силу с 19 июля 2017 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 511-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 427-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 210-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 403-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением положений, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 410-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 21 июля 2014 г. N 218-ФЗ и от 1 декабря 2014 г. N 410 )

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г., за исключением положений, вступающих в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 4 декабря 2013 г. N 351-Ф3

Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 211-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в подпункты 13, 17 пункта 2 статьи 10 и в пункт 3 статьи 32, вступающих в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 362-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 359-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2012 г.

Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г., за исключением изменений в пункт 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 378-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2010 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 182-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. N 55-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 октября 2008 г.

Пункты 1 - 6 и 8 статьи 7 изменений вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 2 февраля 2006 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 48-ФЗ

Федеральный закон от 28 декабря 2004 г. N 183-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 28 июля 2004 г. N 81-ФЗ

Федеральный закон от 10 ноября 2003 г. N 135-ФЗ

Федеральный закон от 31 декабря 2002 г. N 198-ФЗ

Законы и нормативные акты, касающиеся назначения пенсий после 01.01.2015

  • № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - Федеральный закон о страховых пенсиях от 28.12.2013 г. - устанавливает порядок, условия назначения, структуру и методику расчета страховых пенсий и их выплат после 01.01.2015 г.
  • № 385-ФЗ Об отмене индексации пенсий работающим пенсионерам .
  • № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (О повышении пенсионного возраста)
  • № 424-ФЗ "О накопительной пенсии " - Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. "О накопительной пенсии" - устанавливает основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию.
  • № 422-ФЗ О гарантировании прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений - Федеральный закон об обеспечении прав и законных интересов застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений, установлении и осуществлении выплат за счет средств пенсионных накоплений.
  • № 166-ФЗ О государственном пенсионном обеспечении в Российской федерации - устанавливает основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения.
  • Постановление Правительства № 1015 от 02.10.2014 - Об утверждении правил подсчета и подтверждениястрахового стажа для установления страховых пенсий.
  • Постановление Правительства№ 665от 16.07. 2014- О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых производится досрочное назначение страховых пенсий по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
  • Постановление Правления Пенсионного фонда Росии № 374п от 17.09.2014 - О составе сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, представляемых посредством информационной системы "личный кабинет застрахованного лица".
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 884нг. Москва "Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
  • Приказ Минтруда РФ от 28 ноября 2014 г. N 958н "Об утверждении перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению".
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 г. N 885н г. Москва "Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии".
  • Правила установления и выплаты повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - Постановление Правительства N 249г от 18 марта 2015 г.

Законы и нормативные акты, касающиеся назначения пенсий до 01.01.2015

  • № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" - устанавливал порядок, условия назначения, структуру и расчет страховых пенсий и порядок их выплат до 01.01.2015 г.
  • Закон РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации"- устанавливал порядок, условия назначения, структуру и расчет пенсий, а также порядок их выплат до 01.01.2002 г.
  • Закон о государственных пенсиях в СССР от 14 июля 1956 г. - закон, устанавливавший порядок и размер пенсий в СССР.

Что тормозит принятие закона о достойной старости

Совет Федерации ожидаемо вслед за Госдумой принял решение продлить «заморозку» пенсионных накоплений россиян до конца 2023 года. При этом до сих пор непонятно, какой механизм пенсионных накоплений правительство предложит работающим гражданам. Разработка закона о гарантированном пенсионном плане серьезно затянулась. Чиновники ломают головы над тем, как бы замотивировать граждан отчислять часть зарплаты в счет будущей пенсии, не нарушив при этом принцип добровольности таких взносов. Почему до сих не получается разработать инструмент для пенсионных накоплений, в чем суть будущей системы и что принятие нового закона даст работающим россиянам, «МК» рассказал первый замглавы социального комитета Совета Федерации Валерий РЯЗАНСКИЙ.


-До конца 2023 года продлевается срок «заморозки» накопительной части пенсии россиян. Многие недовольны тем, что власти лишают их шанса накопить на достойную старость. Разделяете ли вы их позицию?

-Нет, не разделяю. Копить на достойную старость можно по-разному. Для этого абсолютно не обязательно пользоваться только одним инструментарием. И вообще, что значит «заморозка»? С такой формулировкой надо быть очень осторожным. Ввести элемент накопительной пенсии — правильное решение. Изначально это делалось для того, чтобы сделать нашу пенсионную систему более устойчивой с точки зрения экономических и социальных параметров, а также чтобы люди сами могли страховую пенсию дополнить накопительной. Часть накопительной пенсии во многом зависит от самого человека, от того как он сам будет ей распоряжаться и в какие инвестиционные инструменты он будет ее вкладывать. Можно сказать, что это рождение нового для нашей страны принципа привлечения людей к формированию своей будущей пенсионной истории. Задумка очень хорошая, но она, к сожалению, была реализована в неполной мере.

-Что помешало?

-Все из-за некоторых принципов, которые были заложены в накопительной системе. Речь, в частности, о добровольности. В результате, отчисления в пенсионный фонд просто разделили на две части: накопительную и страховую. Против такой фрагментации выступали профсоюзы, да и многие работники: если часть пенсионных взносов переводить в другую форму накоплений, уменьшается страховая пенсия. Чтобы этого не получилось, нужно взять из государственного бюджета компенсацию - то есть, те деньги, которые люди недополучили и отложили в накопление на будущую старость. На текущие расходы пенсионной системы придется брать средства именно из бюджета. В целом идея правильная, но так как в свое время с бюджетом страны были трудности, это добавило сложности в пенсионном обеспечении граждан. Что такое «заморозка»? Речь о том, что мы просто перестали откладывать средства в размере 6% от зарплаты на будущий накопительный компонент. Все 22% стали отчисляться на формирование страховой пенсии. Иначе говоря, средства пошли на текущие пенсионные расходы наших граждан. «Заморозка» означает только одно — дополнительные средства, которые раньше отдавались на накопительный компонент, из текущей платежной пенсионной системы ушли, но сами деньги, которые к тому моменту уже были отложены в пенсионной накопительной системе, они есть, они работают и расписаны по каждому будущему пенсионеру персонально.

- Что это значит для конкретных людей, успевших сделать свои накопления?

- Абсолютно все пенсионные истории адресные. Те граждане, которые на момент действия законодательства, принятому по накопительному компоненту, участвовали в накоплениях, имеют полное право ими воспользоваться. С согласия работника работодатель перечислял средства либо во госкорпорацию ВЭБ, либо в управляющие компании, негосударственные пенсионные фонды. Таких пенсионных историй очень много, а средств, которые заложены в накопительную компоненту, больше 5 трлн рублей. Все эти деньги работают и находятся под контролем государства. Есть специальный закон, который определил меры по обеспечению сохранности этих средств и по тому инструментарию, каким должны пользоваться негосударственные пенсионные фонды с тем, чтобы эти взносы работали и умножались. У тех работников, которые вышли на пенсию, но накопительный компонент получился маленький, в силу того, что люди были на предельных возрастах, уже начались первые выплаты. Взносы были небольшие, поэтому и накопительная пенсия небольшая. Она является одноразовой и её выплачивают сразу, с момента наступления пенсионного возраста. Если накопленные пенсионные сбережения побольше - их выплачивают на протяжении определенного времени, например, 10 лет. Эти деньги работают и получить их можно ежемесячно, добавляя к страховой пенсии.

-То есть, термин «заморозка» к ситуации с накопительной пенсией не подходит?

-Дело не в терминах. Главное, что необходимо понять — накопления никуда не делись. Они работают и по ним уже сейчас идут выплаты. Никакой заморозки нет. Если гражданин считает, что он должен продолжать накапливать себе на пенсию, да, сейчас таким инструментом он воспользоваться не может. Но существуют другие инструменты накопления: банковские депозиты, управляющие компании, которые сплошь и рядом предлагают разные услуги. Если у человека есть «лишний» заработок и он готов откладывать и накапливать, это реально.

-Сейчас с новой силой звучат предложения в принципе отказаться в России от накопительной пенсии, оставив одну страховую. Каково ваше мнение на этот счет?

-Не надо противопоставлять накопительную и страховую системы. Они должны дополнять друг друга, поскольку каждая имеет свои плюсы. Накопительная система является наиболее справедливой к человеку: как правило, она управляется самим работником. Было бы хорошо, чтобы ему еще помогала компания, в которой он трудится, доплачивая, например, за «обет верности» этому предприятию. Таким социальным ходом фирма сможет, грубо говоря, «привязать» к себе сотрудника и докладывать деньги в его пенсионную историю. Есть еще одна причина, позволяющая назвать накопительную пенсию справедливой — все, что человек накопил, будет его. Эти деньги никто не заберет.

В действующей страховой системе есть свои недостатки и свои преимущества. Плюсы заключаются в том, что по отношению к страховым пенсионным системам ответственность государства прописана более жестко. Также есть гарантии тех инструментов, которые заложены внутри самого пенсионного законодательства, например, льготные категории граждан. Недостатки сводятся к тому, что высокооплачиваемые категории граждан, а также те, у кого большой трудовой стаж, в некотором смысле ущемлены в усреднительных коэффициентах. Поскольку все страховые средства находятся в «общем котле». Эта страховая система в большей степени справедлива к низкооплачиваемым категориям граждан, которые не работали на высоких зарплатах: работникам сельского хозяйства, библиотекарям на селе, нянечкам в детсадах. Поэтому, когда на пенсию уходит, допустим, бывшая медсестра, ей выплачивают пенсию, которая по отношению к зарплате значительно больше, чем те 22%, которые сейчас перечисляют в счет будущей пенсии. В этом сила страховой системы. Она перемешивает все взносы и в большей степени «не обижает» тех, кто получал немного, но работал долго.

-Вернемся к накоплениям. По какой причине до сих пор не получилось внести в Госдуму законопроект о гарантированном пенсионном плане? Что тормозит работу?

-Работа продолжается. Думаю, она закончится успешно и появится новый закон. В новой системе надо ответить на несколько главных вопросов. Во-первых, надо разобраться с принципом добровольности. Дело в том, что те, кто хотел бы работать с этими накоплениями, прекрасно понимают — чем дешевле будет ресурс, тем выгоднее будет с ним работать и государству, и частным инвестиционным компаниям. Действительно, это является хорошим инвестиционным ресурсом для государства. Это недорогие деньги, которые можно использовать для того, чтобы, к примеру, строить платные дороги, которые со временем окупятся, или коммерческое жилье, которое гарантированно продается, или вкладывать их в коммерческие проекты, которые заведомо дадут выгоду и государству, и компаниям. Такова мировая практика. Но, тем не менее, принцип вложения средств в пенсионную систему со стороны гражданина должен быть добровольным. Сложно человека убедить? Да, сложно. Нужна ему мотивация? Конечно, нужна. Поэтому разработать документ с учетом условий, при которых гражданин захочет вложить часть своей зарплаты в накопления, не так просто. Такой закон появится, возможно, в следующем году. 2020-й — очень тяжелый и его надо успешно закончить, а в 2021 можно смело возвращаться к этой работе.

- Проблема только в том, чтобы убедить граждан в выгодности пенсионных накоплений?

- Не только. Надо решить и другие вопросы: каким образом те накопления, которые были в старой пенсионной накопительной системе, будут учтены в новом формате, а также какие будут преимущества, ограничения и гарантии грядущих накоплений. Это сложный инструмент. Здесь нужны обсуждения специалистов и выверенные решения. Но такой закон нужен и я уверен, что он появится. Молодое поколение, те, кто только сейчас вступают в трудовые отношения, должно гарантировано использовать несколько моделей, позволяющих накопить на достойную старость. Документ требует спокойной, вдумчивой и серьезной работы. В следующем году мы ждем появления таких вариантов закона, которые уже можно будет предметно обсуждать в Госдуме и Совфеде.

Читайте также: