Законы о социальной пенсии в украине

Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег. 1 января 2021 года заканчивается переходный период пенсионной реформы, при котором лицам, не имеющим нужного объема стажа, выплачивалась так называемая социальная пенсия. Со следующего года все эти выплаты отменяются. При этом в Украине сейчас социальные пенсии получают порядка 75,3 тыс. человек, передает «Страна.UA».

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию – в 63 года, если 15-17 лет – в 65 лет.

Согласно постановлению КМУ от 27.12.2017№1098, до 1 января 2021 года установили переходный период. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или позже (если стаж был меньше).

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1 712 грн в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1 769 грн).

«Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается 1000 грн в месяц, то пенсия – 712 грн. Если дохода вообще нет, человек получает 1 712 грн. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет, ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет, начинают платить ту пенсию, которую человек заработал», – поясняет руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

Но с начала 2021 года схема меняется – человек будет получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

«То есть, если человек с 15-ю годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то 5 лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления», — пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

«В теории можно докупить стаж – 22 тыс. грн за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не 10. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия», – считает Пендзин.

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – оно прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

«Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин.

Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь. Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу. Но сумма такой помощи будет мизерной.

«Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 грн в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить», – отмечает Шубин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически «отменяя» пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей. Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

«Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан», – считает Кущ.

Подпишись на наш Telegram и Facebook и следи за самым важным!


Минимальный страховой стаж в 15 лет дает право каждому гражданину рассчитывать на государственную пенсию по достижении установленного законодательством возраста.

Каков будет размер такой пенсии уже второй вопрос. Но что делать тем, кто даже такого стажа не имеет, иностранцам и лицам без гражданства, проживающим в Украине? Неужели они не получат даже минимального пособия от государства? Оказывается, получат. Законом Украины "О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию, и инвалидам" предусмотрена выплата социальной помощи или, как ее еще называют, социальной пенсии таким лицам. Кто имеет право на социальную пенсию в Украине, в каком размере, и что нужно для ее оформления узнавал Prostopravo.com.ua.

Кто имеет право на социальную пенсию в Украине

Порядок назначения и выплаты государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию, и инвалидам, а также государственной социальной помощи по уходу (далее - Порядок) утвержден Постановлением Кабинета Министров Украины от 2 апреля 2005 г. №261.

В соответствии с Порядком право на государственную социальную помощь имеют:

  • 58 лет - родившиеся до 30 сентября 1953 включительно;
  • 58 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 октября 1953 по 31 марта 1954 года;
  • 59 лет - родившиеся с 1 апреля 1954 по 30 сентября 1954 года;
  • 59 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 октября 1954 по 31 марта 1955 года;
  • 60 лет - родившиеся с 1 апреля 1955 по 30 сентября 1955 года;
  • 60 лет 6 месяцев - родившиеся с 1 октября 1955 по 31 марта 1956 года;
  • 61 год - родившиеся с 1 апреля 1956 по 30 сентября 1956 года;
  • 61 год 6 месяцев - родившиеся с 1 октября 1956 года по 31 марта 1957;
  • 62 года - родившиеся с 1 апреля 1957 года по 30 сентября 1957;
  • 62 года 6 месяцев - родившиеся с 1 октября 1957 по 31 марта 1958 года;
  • 63 года - родившиеся с 1 апреля 1958 по 31 декабря 1958 года;

К малообеспеченным относятся лица, среднемесячный совокупный доход которых за последние 6 календарных месяцев или два квартала, предшествующие месяцу обращения за пенсией, не превышает прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, т.е. 844 гривны по состоянию на 19 июля 2012 года.

Право перейти на выплату социальной пенсии имеют лица, получающие пенсию по инвалидности и государственное пособие инвалидам с детства.

Государственная социальная помощь выплачивается как гражданам Украины, так и лицам без гражданства, иностранцам, постоянно проживающим в Украине, и беженцам.

Размер социальной пенсии

Социальная помощь устанавливается исходя из размера прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность, в следующем размере:

  • 100 процентов - инвалидам I группы, женщинам, которым присвоено звание "Мать-героиня";
  • 80 процентов - инвалидам II группы;
  • 60 процентов - инвалидам III группы;
  • 50 процентов - священнослужителям, церковнослужителям и лицам, которые в течение не менее десяти лет до введения в действие Закона Украины "О свободе совести и религиозных организациях" занимали выборные или по назначению должности в религиозных организациях, официально признанных в Украине и легализованные согласно законодательству Украины, при наличии архивных документов соответствующих государственных органов и религиозных организаций или показаний свидетелей, подтверждающих факт такой работы;
  • 30 процентов — всем остальным.

Для определения размера социальной помощи применяется прожиточный минимум для лиц, утративших трудоспособность, установленный на дату обращения за помощью законом на соответствующий год. В случае увеличения прожиточного минимума перерасчет социальной помощи осуществляется с даты, с которой установлен новый размер прожиточного минимума.

Порядок обращения и назначения социальной помощи

Социальная помощь назначается управлениями труда и социальной защиты населения районных, районных в гг. Киеве и Севастополе государственных администраций, структурными подразделениями по вопросам труда и социальной защиты населения исполнительных органов городских, районных в городах советов (проще говоря- органами труда и социальной защиты населения).

Для назначения социальной помощи необходимо обратиться в органы труда и социальной защиты по месту проживания и предоставить следующие документы:

  • заявление по форме, утвержденной приказом Минтруда;
  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • справку о присвоении ИНН;
  • декларацию о доходах и имуществе (заполняется на основании справок о доходах каждого члена семьи) за последние шесть календарных месяцев или два квартала, предшествующих месяцу обращения за назначением пособия, по форме, утвержденной приказом Минтруда от 22 июля 2003 г. № 204;
  • копию решения об установлении опеки (в случае признания лица недееспособным);
  • копию удостоверения беженца или временного вида на жительство;
  • справку о составе семьи, выданную уполномоченным органом по месту жительства, в том числе органом местного самоуправления.

Бездомные лица вместо справки о составе семьи подают справку о месте жительства или месте пребывания, которое выдается центром учета бездомных, где они состоят на учете, или учреждением социальной защиты для бездомных, где им предоставляется временный приют.

Органы труда и социальной защиты населения в случае необходимости добавляют к заявлению выписку из акта осмотра, полученную ими от медико-социальной экспертной комиссии ( МСЭК).

В случае обращения за назначением социальной помощи вместо пенсии по инвалидности органы труда и социальной защиты населения прилагают к заявлению истребуемую от органов, которые назначают пенсию, справку - аттестат о прекращении выплаты ранее назначенной пенсии по инвалидности и выписку из акта осмотра МСЭК .

Заявление о назначении социальной пенсии должно быть рассмотрено не позднее 10 дней со дня его поступления со всеми необходимыми документами.

Социальная помощь назначается со дня обращения за помощью. Если заявление о назначении соответствующей помощи со всеми необходимыми документами направляется по почте, днем ​​обращения считается дата на почтовом штемпеле с места отправления заявления. Документом, подтверждающим факт назначения помощи, является удостоверение, которое выдается органом, который эту помощь назначил.

В случае если обращение за социальной помощью состоялось не позднее трех месяцев со дня достижения возраста, необходимого для назначения помощи, пособие назначается со дня достижения этого возраста, или со дня признания МСЭК обратившегося лица инвалидом.

Если же к заявлению о назначении социальной помощи приложены не все необходимые документы, заявителю сообщается, какие документы необходимо добавить. В случае представления остальных документов не позднее трех месяцев со дня отправки уведомления о необходимости их представления, днем ​​обращения считается день принятия или отправления заявления о назначении социальной помощи.

Социальная помощь назначается пожизненно лицам, достигшим установленного возраста, а инвалидам - ​​на все время инвалидности, установленной МСЭК. В случае изменения группы инвалидности социальная помощь в новом размере назначается со дня изменения группы инвалидности, если такое изменение приводит к увеличению ее размера, и с месяца, следующего за тем, в котором установлена ​​новая группа инвалидности, - в случае уменьшения размера пособия. Перерасчет размера социальной помощи в связи с изменением группы инвалидности органы труда и социальной защиты населения осуществляют на основании выписки из акта освидетельствования в МСЭК без подачи заявления получателем. В таком же порядке производится перерасчет социальной помощи в случае признания лица инвалидом в период ее получения.

Украинским законодательством установлено несколько вариантов социальной пенсии, которые различаются основаниями для ее начисления:

  • по состоянию здоровья: инвалидам с детства, детям-инвалидам, инвалидам всех групп, без единого дня трудового стажа;
  • по потере кормильца: несовершеннолетним лицам и студентам дневного отделения ВУЗа до достижения 23-летнего возраста, которые остались без одного/обоих родителей;
  • по старости: женщинам и мужчинам, которые не имеют достаточно трудового стажа или пенсионных баллов для оформления страховой пенсии (при неофициальном трудоустройстве или по иным причинам).

Основные понятия

Минимальный страховой стаж в 15 лет (до пенсионной реформы было всего 5 лет) дает в Украине право каждому человеку рассчитывать на пенсию по возрасту.

При 35 годах стажа для мужчин и 30 годах для женщин пенсия не может быть меньше, чем минимальная пенсия, то есть минимальный прожиточный уровень для нетрудоспособных лиц.

Важно! Если же у мужчины стаж меньше, чем 35 лет, а у женщины — 30 лет, то пенсия может быть и ниже минимальной — пропорционально имеющемуся стажу.

Закон Украины «О государственной социальной помощи лицам, которые не имеют права на пенсию, и инвалидам» предусматривает выплату таким людям социальной помощи или, как ее еще называют, социальной пенсии.


Социальная пенсия — это ежемесячная выплата материальной помощи нетрудоспособным гражданам, у которых отсутствует страховой стаж. Целью данного пенсионного обеспечения является материальная помощь лицам, у которых нет иных источников доходов.

Выделяют следующие виды пенсий:

  • по старости;
  • по инвалидности;
  • по потере кормильца.


Следует также отметить, что все указанные виды выплат назначаются на разный срок. Так пенсионное обеспечение по старости устанавливается до конца жизни.

Пенсия у инвалидов устанавливается на срок, в течении которого лицо признано инвалидом, хотя возможны случаи бессрочного установления выплаты. Материальные перечисления по случаю потери кормильца устанавливается до достижения ребенком совершеннолетия (или до достижения 23 лет при очном обучении в образовательных учреждениях).

Получите совет юриста за 15 минут!

Есть вопрос к юристу?

Кто имеет право

Согласно указанному Закону и Постановлению КМУ от 02.04.2005 г. № 261 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам и государственной социальной помощи на уход», право на государственную социальную помощь лицам, не имеющим права на пенсию, и инвалидам (далее — социальная помощь) имеют лица, которые отвечают следующим условиям:

  • лица, достигшие возраста 63 лет и, которые не имеют права на пенсию в соответствии с законодательством или признаны инвалидами в установленном порядке;
  • не получают пенсию или социальные выплаты, назначаемые для возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья на производстве, в соответствии с Законом Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности», и помощь, которая назначается в соответствии с Законом Украины «О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам»;
  • являются малообеспеченными лицами (кроме инвалидов I группы);
  • являются инвалидами I группы, среднемесячный совокупный доход которых за последние шесть календарных месяцев или два квартала, предшествующих месяцу обращения за назначением пособия, не превышает 115 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность;

  • государственная социальная помощь на уход.

Лица, которые получают пенсию по инвалидности или государственную социальную помощь инвалидам с детства (или имеют право на их назначение), по желанию, вместо указанных выплат, могут получать социальную помощь.


Размер

Сумма государственной помощи лицам, достигшим пенсионного возраста, но не имеющим права на пенсионные выплаты, составляет разницу между прожиточным минимумом для лиц, утративших трудоспособность, и среднемесячным совокупным доходом семьи в расчете на одно лицо за предыдущие 6 месяцев, но не более 100% ПМ для нетрудоспособных граждан

Перерасчет размера денежных выплат производится каждые полгода с учетом изменений имущественного положения и среднемесячного совокупного дохода получателя пособия.


Обращаться в УТиСЗН для изменения суммы ранее назначенного временного пособия из-за утверждения нового размера прожиточного минимума нет необходимости. Сотрудники собеса самостоятельно проведут перерасчет с месяца установления новых государственных соцстандартов.

А вот уведомить управление соцзащиты населения об изменении обстоятельств, которые могут повлиять на размер или порядок получения пособия, необходимо не позднее чем через 10 дней с момента произошедших перемен.

Порядок назначения

Для назначения социальной помощи необходимо обратиться в органы труда и социальной защиты по месту проживания и предоставить следующие документы:

  • заявление;
  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • справку о присвоении ИНН;
  • декларацию о доходах и имуществе за последние полгода;
  • копию решения об установлении опеки (в случае признания лица недееспособным);
  • копию удостоверения беженца или временного вида на жительство;
  • справку о составе семьи, выданную уполномоченным органом по месту жительства, в том числе органом местного самоуправления.

Заявление о назначении социальной пенсии должно быть рассмотрено не позднее 10 дней со дня его поступления со всеми необходимыми документами. Социальная помощь назначается со дня обращения за помощью. Документом, подтверждающим факт назначения помощи, является удостоверение, которое выдается органом, который эту помощь назначил.

В случае если обращение за социальной помощью состоялось не позднее трех месяцев со дня достижения возраста, необходимого для назначения помощи, пособие назначается со дня достижения этого возраста, или со дня признания МСЭК обратившегося лица инвалидом.

Получите совет юриста за 15 минут!

Есть вопрос к юристу?

Временная помощь

В соответствии с частью первой статьи 26 ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» гражданин Украины приобретает право на пенсию по достижении 60-летнего возраста и при наличии страхового стажа не менее 15 лет до 31 декабря 2017 года. Начиная с 1 января 2018 года, страховой стаж, необходимый для приобретения права на пенсию, будет постоянно увеличиваться и до 1 января 2028 года достигнет 35 лет.

Украинцу, который достиг пенсионного возраста, но не имеет права на пенсию в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, может выплачиваться временное пособие. На сегодняшний день существует механизм выплаты такого пособия в период с 1 января 2018 по 31 декабря 2020 года.

Для назначения пособия нужно подать органу социальной защиты населения по зарегистрированному месту жительства или месту фактического проживания следующие документы:

  • заявление;
  • документ, удостоверяющий личность;
  • информацию об адресе зарегистрированного места жительства (адрес места фактического проживания)
  • документ о присвоении регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов;
  • справку об имеющемся страховом стаже, выданную органами Пенсионного фонда Украины;
  • декларацию о доходах и имущественном состоянии (заполняется на основании справок о доходах каждого члена семьи) за последние шесть календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения за назначением пособий;
  • копию решения о назначении опекуна (для лица, признанного недееспособным).

Информация о составе семьи лица, обратившегося за назначением пособий, отмечается в декларации о доходах и имущественном состоянии.

Временная помощь не назначается в случае, если:

  • среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев превышает 100 процентов прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность;
  • лицо получает пенсию или государственную социальную помощь, которая назначается в соответствии с Законами Украины “О государственной социальной помощи инвалидам с детства и детям-инвалидам” или “О государственной социальной помощи лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью”;
  • лицо или члены его семьи в течение 12 месяцев перед обращением за предоставлением временной помощи осуществили покупку земельного участка, квартиры (дома), автомобиля, другого транспортного средства (механизма), строительных материалов, других товаров долгосрочного потребления или оплатили услуги (единоразово) по строительству , ремонту квартиры (дома) или автомобиля, другого транспортного средства (механизма), телефонной (в том числе мобильной) связи, кроме жилищно-коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилья и социальных нормативов пользования жилищно-коммунальными услугами и медицинских услуг, связанных с обеспечением жизнедеятельности, на сумму, которая на дату покупки (оплаты) превышает 50 тыс. гривен;
  • лицо работает, ведет другую деятельность, связанную с получением дохода;
  • по результатам выборочного обследования материально-бытовых условий семьи обнаружено, что лицо имеет дополнительные источники для существования, не указанные в декларации о доходах и имуществе (сдача внаем или в аренду жилого помещения (дома) или его части, один или несколько членов семьи работают без оформления трудовых отношений в установленном порядке; возможность получения дохода от содержания скота, птицы, других животных, доход от народных промыслов, использования имеющейся сельскохозяйственной техники, грузовых машин, микроавтобусов и т.п.);
  • в собственности лица или членов его семьи есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает 21 кв. метр на одного члена семьи и дополнительно 10,5 кв. метра на семью, или более одного автомобиля, другого транспортного средства.

При наличии обстоятельств, перечисленных в четвертом – шестом пункте, временная помощь может быть назначена органом социальной защиты населения на основании решений образованных ими комиссий, если в составе семьи есть человек с инвалидностью.

Кому не положено

В соответствии с законодательством Украины не все пенсионеры, которым не хватает трудового стажа для оформления пенсии, имеют право на получение временной финансовой помощи от государства. Так, в соответствии с п. 12 Постановления Кабмина № 1098 «Про Порядок назначения временной государственной социальной помощи неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату» от 27декабря 2017 года, соцпособие пенсионерам не назначается в случае, если:

  • лицо получает пенсию (в т.ч. социальную), работает или ведет другую деятельность, связанную с получением дохода
  • кто-либо из членов семьи в течение года перед обращением за временной помощью осуществил покупку (оплату услуг) на сумму свыше 50 тыс. гривен
  • среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одно лицо за предыдущие полгода превышает 100% прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц
  • в результате выборочной проверки выявлены дополнительные источники для существования, не указанные в декларации о доходах и имуществе (сдача в аренду жилого помещения (дома), заработок членов семьи не трудоустроенных и т.п.)
  • в собственности лица или членов его семьи есть вторая квартира (дом) при условии, что общая площадь жилья превышает 21 кв. м на 1 члена семьи и дополнительно 10,5 кв. метра на семью, или более одного автомобиля (другого ТС, механизма)

Однако, как и с оформлением субсидии, временная финансовая помощь пенсионерам, не имеющим достаточного пенсионного стажа, может назначаться вопреки некоторым вышеуказанным ограничениям по заключению комиссии, если в составе семьи есть человек с инвалидностью. Решение принимается после обследования материально-бытовых условий лица, обратившегося за назначением такой помощи.

Обжаловать решение соцзащиты можно в органе исполнительной власти высшего уровня или в суде.

Выплату временной денежной помощи также могут отменить:

  • если были скрыты сведения или намеренно предоставлены недостоверные данные о доходах и имущественном состоянии – с месяца, следующего за тем, в котором обнаружены указанные факты;
  • в случае трудоустройства или занятия предпринимательской деятельностью – с месяца оформления на работу или регистрации предпринимателем;
  • при выезде на постоянное место жительства за границу – с первого числа месяца, следующего за месяцем выезда;
  • в связи со смертью получателя помощи – с месяца, следующего за тем, в котором человек умер;
  • по факту оформления пенсии – с даты ее назначения.


Пенсионеров с небольшим трудовым стажем уже со следующего года могут оставить вообще без денег.

На этапе запуска пенсионной реформы в 2017 году были обновлены нормы стажа для выхода на пенсию. Так, чтобы выйти на заслуженный отдых в 60 лет, нужно иметь не менее 27 лет стажа. Если вы можете подтвердить стаж в 17-27 лет, то время выхода на пенсию — в 63 года, если 15-17 лет - в 65 лет.

Но тогда же установили переходной период до 1 января 2021 года. Если стажа не хватало до выхода на заслуженный отдых в 60 лет, назначалась так называемая социальная пенсия. Ее человек получал до достижения 65 лет (если было хотя бы 15 лет стажа) или дольше (если стаж был меньше).

Со следующего года все эти выплаты отменяются.

"Человек, который за всю жизнь не заработал нужного стажа, рискует вообще остаться без денег и жить на улице, без средств к существованию", – говорит руководитель Экономического дискуссионного клуба Олег Пендзин.

В Украине, по состоянию на 2020 год, социальные пенсии получают порядка 75,3 тысячи человек. То есть речь идет о десятках тысяч стариков, которые уже с нового года могут остаться без копейки.

"Но это только вершина айсберга. Многие украинцы сейчас работают без оформления, многие – за заработках за границей. Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ платят только 11 млн, то есть половина. Это значит, что в будущем уже миллионы граждан не будут получать пенсий", – отмечает Пендзин.

В целом же это тревожный звонок о грядущих проблемах с выплатами пенсий. Впервые в истории Украины люди остаются без права на выплаты на старости лет. Весьма многозначительное событие с учетом заявления Шмыгаля о том, что в будущем на пенсии денег не будет.

"Страна" разбиралась, почему в Украине появится армия пенсионеров без пенсий.

Как будут отменять социальную пенсию

В постановлении Кабмина №1098, принятом еще в 2017 году, когда запускалась пенсионная реформа, были изменены нормы страхового стажа для выхода на пенсию, а также прописано, что делать с гражданами, не имеющими нужного стажа.

Для них предусматривалась временная социальная пенсия.

Размеры таких пенсий – разные. Они привязаны к прожиточному минимуму для нетрудоспособных лиц (на сегодня – 1712 гривен в месяц, а с 1 декабря 2020 года будет 1769 гривен).

"Размер выплаты определяется следующим образом: берется средний доход семьи на человека и, если он меньше прожиточного минимума, то оплачивается разница. Скажем, если получается тысяча гривен в месяц, то пенсия - 712 гривен. Если дохода вообще нет, человек получает 1712 гривен. Эту сумму платят до тех пор, пока пенсионер не выйдет на "заработанную пенсию". К примеру, если есть стаж 15 лет, и человек ушел на заслуженный отдых в 60 лет (хотя, согласно нормам по стажу, имеет право выйти на пенсию лишь в 65 лет), ему платят социальную пенсию 5 лет. А при достижении им 65 лет начинают платить ту пенсию, которую человек заработал", – пояснил Пендзин.

Если человек не имеет стажа даже в 15 лет, он продолжает получать социальную пенсию.

При этом есть ограничения. Помощь не выплачивается, если средний доход семьи превышает прожиточный минимум на каждого, человек в течение 12 месяцев до обращения за выплатами приобрел земельный участок, квартиру, дом, авто, строительные материалы или оплатил услуги более чем на 50 тысяч гривен.

Не дают денег также, если пенсионер продолжает работать или по результатам "выборочного обследования" материально-технических условий обнаружилось, что он имеет дополнительные источники дохода, скажем сдает жилье, выращивает и продает скот или сельскохозяйственную продукцию и прочее.

Но это сейчас. С начала 2021 года схема меняется – вы будете получать лишь свою, заработанную и подтвержденную стажем пенсию.

"То есть, если человек с 15 годами стажа выйдет на пенсию в 60 лет, хотя имеет право на выплаты лишь с 65 лет, то пять лет ему ничего не будут платить. И только с 65 лет пойдут начисления", – пояснил Пендзин.

А если нет даже 15 лет стажа, то рассчитывать на пенсию вообще не приходится.

"В теории можно докупить стаж – 22 тысячи гривен за год. Но, во-первых, докупить реально год-два, а не десять. Во-вторых, если у вас есть такие деньги, зачем вообще пенсия", – отмечает Пендзин.

600 гривен в месяц или ничего

По словам заместителя главы Федерации профсоюзов Украины Александра Шубина, проблема заложена даже не в самом постановлении Кабмина №1098 – он прописывает лишь порядок начисления и выплаты временной помощи.

"Проблема – в законе о пенсионном обеспечении. Именно в нем обозначен переходной период до 31 декабря 2020 года. Чтобы решить этот вопрос, нужно либо еще продлевать переходной период, либо переписывать пенсионное законодательство, но на это власти вряд ли пойдут», – говорит Шубин. Он считает, что профсоюзы уже давно пытаются привлечь внимание властей к этой проблеме, и в правительстве обещали продлить переходной период. Но пока этого не сделали. "Мы понимаем, что до даты "Ч" осталось немногим больше месяца. Так что проблема, когда тысячи пенсионеров останутся без средств к существованию, вполне реальна", – отмечает Шубин.

В Минсоцполитики утверждают: люди без денег не останутся. Советник министра Николай Шамбир пояснял: социальные пенсии отменят, но вместо них тем, у кого нет необходимого минимального стажа, станут выплачивать государственную помощь.

Начисления будут проходить не через Пенсионный фонд, а через соцслужбу.

Но сумма такой помощи будет мизерной.

"Тем, кто старше 65 лет, предложат 30% от прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц, на сегодня это меньше 600 гривен в месяц. Прожить на такие деньги попросту нереально. Хуже всего придется пенсионерам до 65 лет – им вообще ничего не будут платить", – отмечает Шубин.

Пенсионеры без пенсий

На сегодняшний день социальные пенсии получают больше 75 тысяч украинцев. То есть вообще без средств к существованию могут остаться десятки тысяч граждан.

И с каждым годом проблема будет обостряться.

Во-первых, планируется повышение необходимого для пенсии страхового стажа. Если сейчас это 27 лет, то к 2028 году будет уже 35 лет. Заработать их, даже если всю жизнь честно трудиться, не так просто.

Во-вторых, многие украинцы работают без оформления – на родине или за границей. Следовательно, ЕСВ не отчисляют и стаж им не набегает.

"Из 22 млн трудоспособного населения ЕСВ перечисляют только 11 млн. Что будет с пенсиями остальных 11 млн человек – вопрос открытый", – говорит Пенздин.

"Те, кто сейчас работает неофициально, на пенсии вообще могут не рассчитывать", – полагает Шубин.

По его словам, в такой ситуации люди, чтобы выжить, будут вынуждены работать до последних дней жизни. "Или жить под мостами и побираться на свалках, если нет родственников, которые могут докормить", – добавил Пендзин.

По словам экономиста Алексея Куща, фактически "отменяя" пенсии для части населения, власти преследуют сразу несколько целей.

Во-первых, снять нагрузку с и без того дефицитного Пенсионного фонда. Во-вторых, примирить общество с тотальной фискализацией.

"Уже сейчас власти озвучивают идеи обложить налогом деньги заробитчан и ввести нулевые декларации для всех, чтобы люди заполняли декларации и платили налоги, если их реальные доходы не совпадают с официальными. Но пока все это вызывает резкий негатив среди украинцев. Если пенсии "десоциализируют", и мы увидим стариков, которые попросту окажутся на улице без средств к существованию, государство может вернуть социальные пенсии, и этим аргументировать жесткую фискализацию для всех остальных граждан", – считает Кущ.


В Украине растут требования к стажу для того, чтобы выйти на пенсию вовремя

С 2021-го вырастут требования и перестанут назначать материальную помощь

Через несколько лет половина украинцев будет работать до 63-65 лет


В Украине с 2021-го перестанут назначать "социальные пенсии". Те украинцы, которые не смогут выполнить требования по стажу, вынуждены будут работать дольше. И таких с каждым годом будет все больше и больше.

О том, как изменятся пенсионные правила через месяц и кого это коснетсячитайте в материале OBOZREVATEL.

В Украине со следующего года нужно будет иметь как минимум 28 лет стажа для того, чтобы выйти на заслуженный отдых вовремя. Всем остальным придется работать до 63-х (есть от 18 до 28 лет стажа), или 65-ти (есть от 15 до 18 лет).

Но если раньше и без официальной пенсии можно было получить выплату, с 1 января 2021-го ее отменят. Дело в том, что до конца 2020-го всем, кто не имел достаточно стажа, государство платило материальную помощь до момента, пока они не достигнут нужного возраста. К примеру, если вы выходите на пенсию в этом году, у вас есть 24 года стажа, но вам нужно 27, полную пенсию вам не назначат.

В таком случае можно выйти на пенсию в 63 года, но до 63 получать материальную выплату. Ее размер: разница между фактическим доходом и минимальной пенсией. Если не было никакого дохода, то можно было получать минимальную пенсию.

Но такие правила действуют только 31 декабря 2021-го. "Новые выплаты не будут назначать, а тем, кому она уже назначена, она будет выплачиваться до 63 или 65 лет", – рассказывает OBOZREVATEL старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследования Лидия Ткаченко. Ученая вместе со своими коллегами профессионально изучает пенсионную систему Украины.

Кстати, еще несколько месяцев назад советник министра соцполитики Николай Шамбир озвучил новость о том, что в Украине перестанут назначать социальную пенсию. Потом в комментарии OBOZREVATEL эту информацию опроверг. Мол, ее и так не назначают с 2005-го.

"Мною такие слова не были сказаны. Сейчас понятие "социальной пенсии" изживает себя. Нельзя сказать, что ее нет, но с 2005-го она не назначается. А те, кому ее уже назначили, доживают свое время", – рассказал советник министра.

И это правда. Выплата, которую сейчас назначают тем, кто не имеет нужного стажа, не называется социальной пенсией. Но по факту ее являются: ее платят тем, кто достиг нетрудоспособного возраста, но не заработал на полноценную выплату.

И что делать, если не хватает стажа?

Во-первых, самый важный шаг – заранее посчитать свой стаж. Если вам кажется, что до пенсии еще много лет и вообще ее "могут отменить пока мне будет 60", это не значит, что не нужно думать о своей пенсии.

Требования по стажу растут ежегодно, пока в 2027-м не составят 35 лет. Так, если 60 лет вам исполнится в 2027-м или позже, нужно к этому моменту уже иметь максимальный стаж, если в 2026-и – 34 года и так далее. Посчитайте, сколько лет вам осталось до пенсии, сколько стажа примерно вы сможете заработать, и посмотрите на таблице ниже – хватит ли вам для того, чтобы выйти на пенсию вовремя.


Важно работать официально. И, судя по статистике, количество украинцев, которые не смогут вовремя выйти на пенсию, будет расти. Всего за год, с июля прошлого года по июль 2020-го, количество сотрудников, которые платят взнос в Пенсионный фонд, сократилось на 565 тыс. человек. И демографическая ситуация здесь ни при чем. Коронавирус, кризис, увеличение количества физлиц-предпринимателей и смягчение штрафов.


Но есть и демографические проблемы. Согласно данным ООН (цифры озвучены в пояснительной записке к законопроекту о запуске накопительной пенсионной системы):

Украина входит в топ-15 стран мира с самыми быстрыми темпами сокращения населения. Причем в ближайшие десятилетия сокращение населения будет происходить почти исключительно за счет населения трудоспособного возраста.

При условии сохранения текущих показателей рождаемости, смертности и миграции ООН прогнозирует уменьшение численности населения Украины к 2050-му на 28%, а доля лиц в возрасте 60 лет и старше возрастет до 32%.

Населения сократится на 18%, а уровень старения возрастет до 34%. Соотношение между численностью населения пенсионного и трудоспособного возраста возрастет почти вдвое.

"Мы делали расчеты еще в 2017-м. Понятно, что это моделирование, у нас получалось, что при требовании по стажу в 30-32 года, ситуация изменится", – рассказывают в Институте демографии и социсследований.

И чем вы моложе, тем сложнее получить стаж. Вот почему: с 2004-го в стаж не считают декрет, образование. Учитываются только те года, когда вы платили взносы в Пенсионный фонд.

Что можно получить вместо пенсии?

Если на пенсию не заработали и купить стаж не можете (об этом позже), то можно оформить выплату как малоимущий. Она оформляется по примеру субсидии: если не делали покупку на сумму от 50 тысяч, если нет дополнительного дохода, если нет членов семьи, которые могут помогать и т.д.

"Многие отказываются от такой выплаты, так как нужно заполнять декларацию, доказывать, что нет дополнительных источников дохода. И это не пенсия. Это выплаты для малообеспеченных", – отмечает Ткаченко.

Второй вариант – докупить стаж. Если вам уже 60, то стоимость стажа будет считаться по формуле: 22% от минимальной зарплаты умножить на два. Сейчас это 2 640 грн за каждый месяц. Если вам нет 60-ти, стаж можно покупать постепенно, тогда его стоимость будет в два раза ниже.

По данным ПФУ, средний стаж 60-летнего украинца – 32 года. Большинство пока еще выполняют требования и выходят на заслуженный отдых вовремя. Но уже через несколько лет ситуация обострится и в результате 45% украинцев в возрасте 60 лет будут работать дополнительно 3-5 лет. Если вы рассчитываете выйти на пенсию вовремя, нужно уже сейчас позаботиться о своем стаже.

Читайте также: