Законы по защите людей пенсионного возраста

2020 год стал новым витком повышения пенсионного возраста в России. С этого года на пенсию уходят женщины, которым исполнилось 56 с половиной лет и мужчины с 61 с половиной лет. Следующий этап повышения будет во втором полугодии 2021 года. На сегодняшний день актуальным вопросом является и предпенсионный возраст. Льготы предпенсионерам и возможности для досрочного выхода на пенсию тоже претерпели изменения.

Для организации мягкого повышения возраста ограничения трудоспособности были введены дополнительные меры социальной поддержки для тех, кто уже готовился к заслуженному отдыху, но не получил его.

Сейчас к предпенсионерам относят тех граждан, кому до официального получения права на пенсию осталось 60 месяцев и меньше.

То есть, в 2020 году это:

Женщины, родившиеся в период с 1965 по 1968 годы (возрастом от 52,5 лет);

Мужчины, родившиеся в период с 1960 по 1963 годы (возрастом от 57,5 лет).

Не всё так однозначно и со льготами для этих категорий граждан. Часть льгот установлены на федеральном уровне, а часть регулируются местными региональными законодательными актами. Однако, даже это – больше, чем было до начала пенсионной реформы. Раньше и для женщин, и для мужчин предпенсионным считался возраст за 24 месяца до пенсии, и единственная возможность для них была – досрочно выйти в ранг нетрудоспособных при наличии определённых обстоятельств.

Но новому закону система работает по-другому, учитываются иные факторы и предоставляются новые возможности.

Как быть льготным категориям граждан?

К льготникам, имеющим право выйти на пенсию раньше, применяется тот же принцип, что и до пенсионной реформы. Право досрочного выхода было закреплено за следующими категориями:

Матери, имеющие трёх и более детей (родных и официально усыновлённых);

Работники бюджетной сферы (педагоги, врачи);

Лица, работавшие на вредных производствах (у которых был так называемый «горячий стаж»);

Лица, работавшие на крайнем севере и на территориях, которые относятся к крайнему северу.

Они могли получить нетрудоспособность на несколько лет раньше. Срок их выхода на пенсию так же постепенно сдвигается, как и предпенсионный возраст. Например, наступление нетрудоспособности для многодетной матери ожидается в 50 лет, значит, предпенсионный возраст у неё начнётся в 45.

Льгота 1: возможность доработать до пенсии

Эта мера поддержки похожа на социальную защиту беременных, которых по закону запрещено увольнять на любом сроке по причине беременности.

По новому закону запрещено:

Отказывать в рабочем месте предпенсионеру по причине возраста и без иных адекватных причин;

Увольнять предпенсионера по причине возраста.

Закреплено это правило не где-нибудь, а в Уголовном кодексе. Нарушителю грозит ответственность в виде штрафа или исправительных работ.

Государство осуществляет поддержку лиц в этом возрасте и обеспечивает действие закона следующими методами:

Налажены «горячие линии», куда могут обратиться предпенсионеры, ущемлённые в правах, за консультацией по дальнейшим действиям;

Применяются особые условия для работодателей, в штате которых есть люди предпенсионного возраста;

Существует электронный сервис по защите прав предпенсионеров.

Сложно сказать, будет ли работать эта льгота для предпенсионеров.

Чтобы работодателя привлечь к ответственности, нужно предоставить неоспоримые доказательства его вины:

Переписка, в которой работодатель ссылается на возраст соискателя;

Видеоматериалы, доказывающие эту позицию работодателя.

Существует огромное количество путей обхода этого закона: ведь отказать можно не только из-за возраста. Однако, дискриминации по возрастному признаку государству удалось избежать. Это была главная причина волнений и выступлений против пенсионной реформы. Раньше работодатели стремились избавиться от людей предпенсионного возраста, а теперь они будут вынуждены терпеть их на 5 лет больше.

Однако, в будущем, скорее всего, изменится как отношение работодателей, так и самих предпенсионеров по отношению к себе. Работать дольше станет нормой. Особенно, учитывая тот факт, что лица, вышедшие на пенсию, остаются активными и нередко продолжают трудовой стаж.

Льгота 2: возможность проверить здоровье

Диспансеризация – комплекс мероприятий и обследований, которые обязан проходить каждый трудоспособный гражданин раз в 3 года. На это по закону у каждого есть возможность взять 1 день без потерь для стажа и зарплаты.

Предпенсионерам по новому закону можно брать 2 дня и делать это каждый год. Чтобы воспользоваться льготой, нужно в общем порядке предупредить работодателя письменным заявлением за несколько дней для согласования.

Работодатель не может отказать предпенсионеру, склонить его взять эти дни без содержания или в счёт отпуска.

В свою очередь, желающий пройти ежегодную диспансеризацию, обязан в течение этих двух дней посетить медицинскую организацию (обычно – свою поликлинику) и произвести все необходимые процедуры. После прохождения комиссии работающему предпенсионеру выдаётся лист, подтверждающий пройденную диспансеризацию. Его нужно предъявить по месту работы.


Вопросов и претензий возникнуть не должно, если работодатель и работник предпенсионного возраста сделают всё по закону.

Льгота 3: налоги

Налоговое бремя для пенсионеров отличается от норм для работающих граждан. Однако, те, кто вступил в предпенсионный возраст, приравниваются к налогоплательщикам-пенсионерам. В 2020 году это:

Женщины с 52,5 лет;

Мужчины с 57,5 лет.

Налоговые льготы положеные предпенсинерам:

Снятие налогового бремени на объекты недвижимости по одному из каждой категории (жилое помещение, дом, гараж, помещение для бизнеса или творчества, небольшие хозпостройки). Для примера: предпенсионер, имеющий две квартиры и гараж, обязан платить налог только за одну из квартир;

Льгота по земельному налогу: сокращение уплаты налогов на кадастровую стоимость шести соток земли. Если у предпенсионера есть участок размером 6 соток, он освобождается от уплаты налогов за него. Если его участок, например, 9 соток, платить ему нужно только за три;

Льгота по транспортному налогу, которая устанавливается на региональном уровне. В одних субъектах предпенсионеры полностью освобождаются от уплаты налога на машину, в других налог сокращается вполовину.

Чтобы воспользоваться правом предпенсионера сократить налоговые траты, нужно ежегодно до 1 ноября подавать заявление в ИФНС. Для сокращения земельного налога подать заявление достаточно один раз.

Льгота 4: поддержка безработных

Социальная гарантия для тех, кто по каким-либо причинам всё же лишился работы и не может возобновить трудовой стаж, выражается в повышенном пособии по безработице. Максимальный размер для предпенсионеров равен МРОТ. Расчёт такой же, как для обычных граждан:

75% от среднего дохода за последние три месяца работы – в течение трёх месяцев;

60% — в последующие 4 месяца;

45% — в оставшийся период.

Это правило действует для тех, кто на последнем месте работы провёл не менее 26 недель.

Для остальных размер пособия устанавливается на минимальном значении.

Получать его можно будет следующим образом:

В течение 12 месяцев пособие есть;

Затем в течение 6 месяцев пособия нет;

Снова пособие есть в течение 12 месяцев.

Это правило распространяется на тех, чей стаж меньше установленного законом (для женщин 20 лет и для мужчин 25).

Тех, кто уже успел достичь нужного трудового стажа, ждёт другая схема выплат пособия по безработице:

В течение 24 пособие есть;

Затем в течение 12 месяцев его нет;

Затем снова есть пособие до достижения пенсионного возраста.

Льгота 5: возможность обучения и переобучения

У предпенсионеров есть возможность бесплатно получить образование по выбранной профессии. Причём, неважно, трудоустроен он или нет. Как и для трудоспособных граждан, организовывает курсы Центр занятости. Предпенсионеры могут рассчитывать даже на стипендию, так как обучение в течение всего периода (до 3 месяцев) будет очным.

Что можно узнать на обучении:

Получить дополнительные навыки к основной профессии;

Получить навыки преподавания знаний в своей сфере деятельности.

Предполагается, что не все смогут пройти обучение: бюджетных мест и возможностей будет меньше, чем желающих. Кроме того, не каждая специальность предполагает шанс добрать знаний. Однако, если такая возможность есть, предпенсионер будет обязан ею воспользоваться.

Льгота 6: возможность начать получать пенсию

Накопительную часть пенсии можно оформить уже в предпенсионном возрасте, это закреплено законом.

Предпенсионер может выбрать один из вариантов выплаты:

Разовая выплата всего накопленного (при условии, что размер этой части меньше 5% от будущей страховой пенсии);

Назначение пенсии из накопленных средств – сумму накоплений делят на 252 месяца (21 год эта часть будет выплачиваться);

Срочная выплата – накопления делятся на 120 (выплаты будут рассчитаны на 10 лет).

Льгота 7: право оформить алиментное содержание

Эта льгота пока на обсуждении и ещё не принята. Но в будущем, возможно, у предпенсионеров появится право в законном порядке потребовать выплаты от детей на своё содержание.

На сегодняшний день такое право есть у пенсионеров при наличии определённых обстоятельств:

Они заботились о детях в течение их периода взросления;

Они имеют низкий доход или не имеют дохода совсем;

Они не лишены родительских прав.

Если дети не поддерживают родителей, те в свою очередь могут через суд потребовать назначения алиментов на своё содержание. При наличии обстоятельств суд назначит выплату и распределит её между всеми детьми по закону. Обычно алименты на содержание престарелых родителей назначаются в фиксированной сумме.

Льгота 8: особое право на наследство

По законодательству, которое было до пенсионной реформы, обязательной долей в наследстве наделялись родители, дети, супруги и иждивенцы умершего (в том числе, пенсионеры). Сейчас в этот список внесены лица предпенсионного возраста. Это значит, что даже если умерший оставил завещание, в котором расписал всё своё имущество, предпенсионеру будет положена часть из общего имущества.

На 2020 год практически во всех регионах за предпенсионерами закреплены те же льготы, что распространялись на пенсионеров до нового закона. В каждом регионе это свой набор социальных гарантий. В него могут входить право на бесплатное или льготное лечение (в том числе, стоматологическое), лекарства, субсидии по оплате коммуналки, бесплатный или льготный проезд и тд. Узнать о льготах в своём регионе может каждый предпенсионер, обратившись в районную соцзащиту.

Изменения пенсионного законодательства, связанные с Пенсионной реформой 2019 года в части повышения пенсионного возраста:

  • дополняются комплексом других мер, призванных обеспечить успешную реализацию и воплощение в жизнь установленных Федеральным законом № 350-ФЗ перемен.

Дополнительные меры социальной защиты безработных лиц предпенсионного возраста в виде увеличения предпенсионного периода

В частности, в Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» внесены изменения:

расширяющие статус «лица предпенсионного возраста»;

если до Пенсионной реформой 2019 года лицом предпенсионного возраста признавалось лицо «за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно»,

то с 1 января 2019 года предпенсионный период увеличивается до 5 лет.

Соответственно, расширяется и сфера социальной защиты и реализации государственной политики в сфере занятости, предусмотренная статьей 5 и другими статьями Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1.

Статья 5 «Государственная политика в области содействия занятости населения» Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 03.07.2018) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.10.2018)

Законом № 1032-1 о занятости населения предусматривается:

решение случаев с безработными лицами предпенсионного возраста;

для них предназначен досрочный выход на пенсию в соответствии с новой редакцией статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1, которая с 1 января 2019 года называется «Условия досрочного выхода на пенсию».

С 01.01.2019 г. по предложению органов службы занятости:

при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам предпенсионного возраста:

не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно

либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,

уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем,

сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя,

с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно,

но не ранее чем за 2 года до наступления соответствующего возраста.

Такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Статья 30 «Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии» Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ (ред. от 12.11.2018) "О страховых пенсиях"

Дополнительные меры социальной защиты безработных лиц предпенсионного возраста в виде увеличенных сроков выплаты и размера пособия по безработице

Дополнительные меры социальной защиты безработных лиц предпенсионного возраста в виде увеличенных сроков выплаты и размера пособия по безработице предусматриваются:

  • новой редакцией статьи 34.2 «Дополнительные гарантии социальной поддержки граждан предпенсионного возраста» Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

Кроме того, нередко возникают конфликты, связанные с увольнением лиц предпенсионного возраста.

Не секрет, что многие работодатели:

стараются избежать приема на работу работников, которые через год или два могут уйти на пенсию или наоборот

стараются уволить возрастных работников перед их выходом на пенсию.

Часто это связано с условиями индивидуальных контрактов и трудовых договоров, предусмотренными там дополнительными выплатами или бонусами. О частоте таких случаев говорит судебная практика по трудовым делам. Повышение пенсионного возраста по Пенсионной реформе 2019 года существенно расширяет потенциальную базу таких конфликтов.

Защита интересов лиц предпенсионного возраста уголовным законодательством

Государство обязано противодействовать возможным негативным последствиям принятого Федерального закона № 350-ФЗ о повышении пенсионного возраста для граждан предпенсионного возраста.

Поэтому Пенсионная реформа 2019 года подкреплена соответствующими изменениями в уголовном законодательстве:

в частности, в Уголовный кодекс РФ внесена новая статья 144.1, признающая преступлением следующие действия:

«Необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам — наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок до 360 часов.

Примечание. Для целей настоящей статьи под предпенсионным возрастом понимается возрастной период продолжительностью до 5 лет, предшествующий назначению лицу страховой пенсии по старости в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации».

Статья 144.1 «Необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица, достигшего предпенсионного возраста» Уголовного кодекса РФ (ред. от 12.11.2018)

Таким образом, в связи с повышением пенсионного возраста по Пенсионной реформе 2019 года государством приняты дополнительные меры по защите лиц предпенсионного возраста, включая и меры уголовного принуждения.

Социальная поддержка нетрудоспособных граждан по Пенсионной реформе 2019 года

Изменилось и понятие «нетрудоспособные граждане» (по возрасту):

до Пенсионной реформы 2019 года, то есть до конца 2018 года, в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», нетрудоспособными гражданами признавались мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет;

с 01.01.2019 года нетрудоспособными будут считаться мужчины, достигшие возраста 70 лет, и женщины, достигшие возраста 65 лет.

Соответственно изменяются условия предоставления льгот и субсидий нетрудоспособным гражданам в зависимости от установленного для них норматива по возрасту (статьи 7.1, 11, 18, 22, 23 Федерального закона № 166-Ф).

Резюме

Для граждан предпенсионного возраста сохраняется возможность выйти на пенсию раньше установленного пенсионного возраста при отсутствии возможности трудоустройства. Пенсия в таких случаях устанавливается на 2 года раньше с учетом переходного периода.

Помимо этого, для граждан предпенсионного возраста с 1 января 2019 года увеличивается максимальный размер пособия по безработице с 4 900 рублей до 11 280 рублей - период такой выплаты устанавливается в один год.

Более подробно читайте в последующих материалах данного раздела.

С 1 января 2019 г. вступил в силу ФЗ № 350 от 3 октября 2018 г. Согласно этому документу, пенсионный текущий возраст увеличили только тем лицам, которые еще не являются пенсионерами.

Ниже разобраны все основные изменения пенсионной реформы, которые подробно прописаны в Федеральном законе № 350-ФЗ.

Основные нововведения


Согласно основным положениям Федерального закона № 350-ФЗ, с 2019 г. введены в действие такие правила:

  • мужчинам пенсию по старости теперь начисляют после достижения 65, а не 60 лет. Работающим женщинам такие деньги дают не в 55, а в 60 лет. Исключением являются госслужащие женского пола, которые теперь могут стать пенсионерками на 8 лет позже;
  • пособие по старости теперь назначают на 2 года позже. Такие выплаты положены при наличии конкретного стажа работы, который теперь равен 42 (ранее 40 годам) для работников-мужчин и 37(ранее 35 годам) — для работающих женщин;
  • пенсионные пособия назначают матерям с несколькими детьми — с 56 лет (с 4 несовершеннолетними или взрослыми детьми и если каждому из них уже есть 8 лет), с 57 лет — матери 3 детей, которым как минимум 8 лет. В обоих случаях страховой стаж равен 15 годам как минимум.

Согласно последней редакции ФЗ № 1032-11 от 19 апреля 1991 года, теперь граждан относят к лицам предпенсионного возраста на протяжении 5 лет до наступления предельного возраста для выплат. Раньше этот срок был равен 2 годам.

Текст закона — документа

Пенсионный закон № 350 был одобрен Госдумой в 2018 г. и вступил в юридическую силу в январе 2019 г.

Какие изменения произошли в законодательстве РФ


В тексте закона о повышении пенсионного текущего возраста есть несколько поправок, которые касаются таких граждан РФ:

  • деятелей культуры, врачей и учителей;
  • северян;
  • госслужащих;
  • нетрудоспособных лиц.

С 2019 г. был введен переходный продолжительный период, на протяжении которого работающим гражданам РФ будут ежегодно прибавлять несколько месяцев (лет) к пенсионному текущему возрасту. Такое правило будет действовать до 2028 г. для рабочих мужского пола и до 2034 г. — для трудящихся женщин.

Понятие трудовой пенсии и при каких условиях она выплачивается


Согласно ст. 2 ФЗ № 173 от 17 декабря 2001 г., трудовой пенсией считают ежемесячное пособие, которое выплачивают после получения группы инвалидности или по достижению конкретного возраста (по старости). В этом законе указано 3 вида трудовых пенсий:

  1. Страховая выплата по старости;
  2. Пособие по состоянию своего здоровья (инвалидам 1,2 или 3 группы);
  3. Выплата при потере кормильца.

Согласно ст. 8 ФЗ № 400 от 28 декабря 2013 года, лицам, которые до 31 декабря 2020 года доработают до 60 лет (работающие мужчины) или до 55 лет (трудящиеся женщины), пенсию назначат на полгода раньше периода, указанного в Федеральном законе № 350 о повышении пенсионного текущего возраста. Такие деньги выплатят тем гражданам РФ, которые проработали как минимум 15 лет.

Основные сроки

С января 2019 г. трудящимся гражданам РФ начали увеличивать пенсионный текущий возраст. Причем это делают поэтапно. Таким образом государство ежегодно повышает трудовой стаж не сразу на 5 лет, а на 1 год — до 2028 или до 2034 г. (для работающих граждан РФ мужского пола и трудящихся женщин соответственно).

Такое решение президента РФ смягчает последствия быстрого перехода на скорректированную пенсионную систему РФ. Ниже в отдельной таблице указаны новые сроки получения положенных от государства денег.

Срок выхода на пенсию по прежним правилам (в возрасте 55/60 лет)Возраст выхода с 01.01.2019Наступление пенсионного возраста по ФЗ № 350 от 3 октября 2018 г.
МужчиныЖенщины
1 полугодие 201960 + 0,555 + 0,52 полугодие 2019
2 полугодие 201960 + 0,555 + 0,51 полугодие 2020
1 полугодие 202060 + 1,555 + 1,52 полугодие 2021
2 полугодие 202060 + 1,555 + 1,51 полугодие 2022
202160 + 355 + 32024
202260 + 455 + 42026
2023 и следующие года60 + 555 + 52028 и следующие года

Когда по новым правилам назначают пенсию по старости

Пенсию по старости считают ежемесячной распространенной выплатой, которую платят всем работающим гражданам после отработки конкретного страхового стажа. Согласно пенсионному закону № 350, теперь мужчины становятся пенсионерами в 65 лет, а женщины — в 60 лет. До 2019 г. такой предельный возраст выхода был равен 60 и 55 годам соответственно.

Новые сроки назначения и получения социальных выплат


Социальную пенсию считают материальной государственной помощью тем гражданам РФ, которые долгое время или вообще не работали. С 2019 г., по Федеральному закону № 350 о пенсионной реформе, сроки получения такой выплаты существенно увеличены.

До 1 января 2019 г. безработные получали подобные деньги от государства в 65 лет (женщины) и в 70 лет (представители мужского пола). Теперь эти нормативы увеличили — до 70 и 75 лет соответственно. Такие положения ФЗ № 350 заработают в 2020 г.

В 2028 г. безработные мужчины, которым исполнится 70 лет, а также нигде не работающие женщины 65 лет, получат такую выплату.

Льготы для медработников, педагогов и работников культуры


Педагоги, врачи, артисты балета, гимнасты цирка, оперные певцы получают различные льготы. Так, согласно пенсионному закону № 350, для этих граждан России страховой минимальный стаж остался прежним — 25-30 лет.

Что изменилось для северян


Для граждан РФ, которые живут и трудятся на Крайнем Севере, по ФЗ № 350 также изменили пенсионный текущий возраст. С 2019 г. ежегодно этот срок увеличивают на 1 год.

В итоге, в 2028 г. северяне станут пенсионерами на 5 лет позже (работники мужского пола — в 60 лет, а трудящиеся женщины — в 55 лет).

Однако, такая реформа не затронула таких северян, у которых уже есть минимальный трудовой стаж:

  • рыбаков;
  • оленеводов;
  • женщин с 2 и более детьми (если работали на территории Крайнего Севера);
  • охотников и др.

Срок получения денег госслужащими


В Федеральном законе о пенсиях № 350-ФЗ есть пункт о том, что до 31 декабря 2020 г. пенсионный текущий возраст для госслужащих повышают на 6 мес. на протяжении 1 года. С 2021 г. такой срок возрастного увеличения будет равен 1 году.

В итоге, работники мужского пола к 2028 г. официально станут пенсионерами в 65 лет. С 2034 г. трудящимся женщинам будут давать пенсию в 60-летнем возрасте.

В 2019 г., согласно Федеральному закону № 350-ФЗ, пенсию госслужащим назначали следующим образом: женщинам — с 56 лет и их коллегам мужского пола — с 61 года. Выплату за выслугу лет с 2019 года назначают при наличии 16,5 лет стажа работы.

Кого не коснулось изменение пенсионного возраста


Новый пенсионный закон не затрагивает всех российских пенсионеров. Эти граждане РФ продолжат получать все положенные им деньги.

Также, по закону о пенсиях № 350, трудовой стаж остается прежним у таких трудящихся:

  • работников, которую ежедневно трудятся в опасных окружающих условиях (инженеры самолетов, трактористы, пилоты и др.);
  • физлиц, которые получили группу инвалидности (дети-инвалиды, участники ВОВ и др.);
  • граждан, которые получили различные увечья и травмы 26 апреля 1986 года при ликвидации катастрофы на АЭС г. Чернобыль, 29 сентября 1957 года — на химическом комбинате «Маяк» и на иных аналогичных объектах.

Определение размера выплат


В начале 2019 года многим пенсионерам уже выплатили ощутимую прибавку. Периодичность такого повышения, как и прежде, равна 1 разу в 1 год.

Согласно положениям Федерального закона № 350 о введении в России пенсионного нового возраста, современным пенсионерам будут повышать пенсии вплоть до 2024 г. На ближайшие несколько лет разработаны такие планы индексации:

  • 2020 г. — 6,6%;
  • 2021 г. — 6,3%.

При среднем размере трудовой пенсии, равном 14151 руб. (по данным ПФР за 2018 г.), доплата к ней в 2019 г. составила 997,64 руб. Такую прибавку уже дали многим пенсионерам в январе этого года.

Порядок назначения и время выплаты


Согласно ст. 24 ФЗ № 166 от 15 декабря 2001 года, назначение и начисление пенсии производят в Пенсионном фонде России (ПФР), по месту прописки работника, который обратился за такой выплатой. Для получения этих денег граждане составляют и подают заявление и в МФЦ, если между этим органом и местным ПФР заключено соглашение о взаимодействии.

Согласно положениям Федерального закона № 350, после истечения переходного срока работающие мужчины смогут подать заявку о начислении им пенсии с 65 лет, а трудящиеся женского пола — с 60 лет. В этом документе введен льготный порядок, по которому рабочий становится пенсионером на 6 мес. раньше.

Ничего не изменилось для таких лиц:

  • нынешних пенсионеров;
  • горняков;
  • спасателей;
  • женщин, которые трудятся на текстильной фабрике или занимаются лесозаготовкой;
  • летчиков-испытателей и др.

Досрочное начисление


Согласно новому пенсионному закону Российской Федерации № 350, с 1 января 2019 года досрочно получают пенсию такие лица:

  • работающие женщины и работники мужского пола, которые уже отработали трудовой конкретный стаж (37 лет и 42 года соответственно);
  • многодетные матери, которые имеют более 3 детей;
  • отец или мать 1 или нескольких детей-инвалидов;
  • граждане с 1 группой инвалидности, инвалиды по зрению и войны.

Заключение

Вступивший в силу ФЗ № 350 от 8 октября 2018 года полностью изменяет пенсионную систему РФ. Однако по мнению профессиональных экспертов, данный документ нужно отправить на доработку. С этим согласно и большинство граждан РФ.


Из этой статьи вы узнаете:

Какие права есть у пожилых людей

Почему права пожилых людей зачастую ущемляют

Какими законами регулируются права пожилых людей

Какими правами обладают лица, достигшие пенсионного возраста

На какую социальную помощь и поддержку со стороны государства могут рассчитывать пожилые люди

Как можно организовать занятость людей предпенсионного и пенсионного возраста

В современном обществе пожилые люди часто оказываются беззащитными перед целым рядом экономических, социальных, юридических проблем. Порой старикам не хватает необходимых знаний. В силу своих возрастных особенностей и состояния здоровья они являются наиболее уязвимой категорией населения. Старики часто становятся жертвами мошенников, не владеют достаточной информацией о своих правах, не знают, как можно истолковать тот или иной закон. О пожилых людях и защите их прав мы поговорим в этой статье.

Определение прав пожилых людей

Пенсионеры – это граждане, отошедшие от активной трудовой деятельности. Они не являются однородной группой и по-разному переходят на новый этап. Дискриминацию по возрасту как общественную проблему необходимо рассматривать с нескольких сторон. Несмотря на закон, пожилые люди часто испытывают негативное, предвзятое или несправедливое отношение к себе, а иногда даже подвергаются насилию и лишению определенных прав. К основным причинам дискриминации можно отнести инвалидность, экономическое положение, социальный статус, уровень образования, место проживания.

Нередко старикам отказывают в трудоустройстве, для них недоступны некоторые услуги. Человек преклонного возраста может подвергнуться различным формам насилия: словесному, сексуальному, психологическому, финансовому, а иногда и физическому. Больные пенсионеры зачастую лишены возможности получать необходимую медицинскую или социальную помощь. Финансовое положение стариков оставляет желать лучшего, многие из них находятся за чертой бедности. В России принят свод законов о пожилых людях. Они направлены на улучшение качества жизни лиц преклонного возраста и не содержат каких-либо ограничений, влияющих на эту категорию граждан.

Иногда наниматели отказывают людям старше 55–60 лет в приеме на работу, ссылаясь на их нетрудоспособность. Подобный аргумент является нарушением прав стариков. Закон о труде – Трудовой кодекс Российской Федерации, регулирующий трудовые отношения, – запрещает дискриминацию пенсионеров. Любой пожилой человек имеет право на занятость. Нередки ситуации, когда граждане преклонного возраста не знают законов, охраняющих их, не всегда могут правильно интерпретировать законодательную базу РФ и остаются один на один с возникшими проблемами. В молодом возрасте люди часто не задумываются о важности тех или иных нормативных правовых актов и только с годами начинают понимать актуальность законов о защите прав пожилых людей.

Законы, охраняющие права пожилых людей

Пенсионное обеспечение пожилых людей

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Для пожилых людей, достигших возраста 80 лет, предусмотрено повышение размера фиксированной страховой части трудовой пенсии.

Социальная поддержка пенсионеров

Социальное обслуживание пожилых людей

Закон о пожилых людях и инвалидах гарантирует предоставление социальной помощи гражданам РФ в следующих формах:

Нестационарная – старикам оказывается помощь на дому, без проживания в социальном учреждении;

Полустационарная – услуги предоставляются социальным центром дневного пребывания (организация горячего питания, культурного досуга, медицинского обслуживания);

Стационарная – пожилые люди круглосуточно проживают в специальном социальном учреждении (срок пребывания определяется в индивидуальном порядке).

В России насчитывается около 4 000 предприятий социального обслуживания и 2 220 социально-культурных центров, которые предоставляют услуги в нестационарной и полустационарной формах.

Согласно закону о защите пожилых людей, более 15 миллионов граждан старшего возраста состоят в социальных учреждениях различного профиля. Специалисты служб при организации работы с пожилыми людьми учитывают все основные потребности этой категории населения. Социально активные пенсионеры нередко испытывают потребность в новых знаниях. В центрах социального обслуживания создаются университеты «третьего возраста» с различными факультетами. Обучение происходит по следующим направлениям: «Правовые основы», «Охрана здоровья», «Политические знания», «Экономическая грамотность», «Психология», «Агротехника», «Культура».

В университете «третьего возраста» пожилые люди получают:

правовые знания по вопросам собственности, наследования, дарения, завещания, имущественных отношений;

основы медицинских знаний и ЗОЖ;

психологические знания об изменениях в привычном образе жизни после выхода на пенсию, адаптации в процессе индивидуального старения, построении взаимоотношений с детьми, родственниками и сверстниками и др.


Обучение пожилых граждан в университетах «третьего возраста» способствует формированию активной гражданской позиции, повышению социальной активности пенсионеров. Новые законы о стариках в РФ разрабатываются с учетом всех современных потребностей старшего поколения. Особое внимание обращается на культурные и образовательные интересы данной категории лиц. Для этого на базе социально-культурных центров открываются курсы «Компьютерная грамотность», «Правовед», «Экономическая компетентность». Для пожилых людей, испытывающих потребность в психологической поддержке, работают телефоны доверия и горячая линия.

Одним из наиболее востребованных и экономически обоснованных направлений в деятельности центров социальной помощи является организация обслуживания стариков на дому. Такая социальная поддержка направлена на удовлетворение бытовых, медицинских, психологических и других потребностей лиц преклонного возраста.

В различных регионах действует единая модель нестационарного социального обслуживания.

Пенсионерам предоставляется комплекс услуг, предусмотренный законом об уходе за пожилыми людьми:

Доставка на дом продуктов питания, лекарственных препаратов, необходимых товаров и др.;

Предоставление хозяйственных, бытовых, гигиенических, санитарных, личных услуг;

Помощь в поддержании социальных связей пенсионера с прежним местом работы;

Предоставление медицинских услуг и лечебно-профилактической помощи в специализированных центрах здоровья или поликлиниках;

Оказание транспортных услуг;

Организация досуга по интересам.

Сегодня основной проблемой является недостаточное обеспечение социальными и медицинскими услугами стариков сельской местности, малонаселенных и отдаленных сёл и деревень.

Законом о защите пожилых людей предусмотрено внедрение новых моделей мобильной социальной службы: медицинские бригады, выездная помощь специалистов разного профиля.
Основная задача мобильных бригад – обеспечение пенсионеров доступной медицинской, социальной, психологической, юридической помощью. Благодаря этому каждый пожилой житель отдаленного села или деревни может пройти медицинский осмотр, получить консультацию юриста, представителя Пенсионного фонда РФ.

Занятость пожилых людей

Чтобы получить подробную информацию по всем
интересующим вопросам, Вы можете оставить свой телефон или
позвонить по номеру: +7-495-021-85-54


  • 1. Что написано в Конституции
    • 1.1 Можно ли изменить Конституцию
  • 2. Мнения юристов
  • 3. Итог: нарушены ли права народа

Что написано в Конституции

Конституция РФ 2018 г. пенсионный возраст изменять не запрещает. Рассмотрим конкретные статьи. Конституция РФ, статья 55, пенсионный возраст и другие права регламентирует так: «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина». Конституция РФ, статья 7, пенсионный возраст ставит под охрану: «В России труд и здоровье народа под охраной. РФ признана государством, заботящемся о своем народе». Следовательно, нововведения законодательства ущемляют права россиян по выходу на пенсию мужчинам в 60 лет, а женщинам в 55 лет. Это противоречит статье 55 ч. 2 Конституции, где прописан запрет на нарушение прав народа, и ч. 1 ст. 19 Конституции.

По новшествам законотворцев те, кто уйдет на пенсию в будущем, не равны в правах сегодняшним пенсионерам — это противоречит положению Конституции о равенстве всех перед императивом. Права народа, утвержденные в ст. 2, нарушены. Прежде чем внедрять нововведения, надо изменить основной закон государства. По ст. 135 Конституции члены парламента не вправе изменять содержание статей в гл. №1 и №2 Конституции, для этого требуется созыв Конституционного собрания. Правительство при одобрении закона об изменении возрастных рамок идет в обход Конституции.


Можно ли изменить Конституцию

Конституция — главный документ в демократической стране. Длительный срок обходиться без изменения Конституция не может. Периодически требуется вносить изменения, соответствующие развитию общества.

Конституция РФ пенсионный возраст регламентирует по законодательству. Как вносят корректировки в Конституцию? Существуют правила подачи корректировок. Не все главы можно изменить одинаково. Проще всего внести изменения в ст. 65, в которой приведен список субъектов федерации. Для корректировок Конституции требуется одобрение Федерального собрания, которое издает закон по поводу изменений, после его подписывает президент. Это называют внесение поправок.

Основную часть Конституции изменять сложнее. Для этого создают Конституционное собрание, которое предлагает издать обновленную редакцию. Принять изменения Конституции самостоятельно собрание не вправе. Обновленную редакцию одобряют на референдуме, где народ выражает свое мнение. Порядок изменений закреплен для глав 1, 2 и 9.

Несмотря на сложные процедуры, текст Конституции иногда редактируют. В 2008 году изменяли срок полномочий президента с 4 до 6 лет. Меняли главный документ страны в связи с присоединением Крыма.

Мнения юристов

Специалисты не задумывались, что нововведения нарушают Конституцию. Она не регламентирует возрастные рамки начисления пенсии. В ст. 39 2 ч. Конституции зафиксировано: пенсии формируются на основе императива о пенсиях. В законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» закреплено: пенсию по старости предоставляют 60-летним мужчинам и 55-летним женщинам. Законотворцы планируют поменять эту норму, заручившись поддержкой президента, который уверял, что пенсионный возраст в России не повысят. Эксперты утверждают, что меры по изменению возрастных рамок для пенсии следует принять, заверяют о выгоде для пенсионеров. Обещают рост пенсий на 1000 рублей ежегодно. Лиц, планировавших уйти на отдых в 2019 году и позднее, вынудили ожидать пенсий дольше. 108 000 рублей ежегодно — потери тех, кто выйдет на пенсию позднее по нововведению. Следовательно, благосостояние их снизится. В ст. 55 части 2 Конституции прописано, что принимать императивы, ущемляющие и нарушающие права народа, нельзя. Подъем возрастных рамок по выходу на пенсию на 8 лет для женщин и на 5 лет для мужчин ущемляет права по выходу на отдых.

Условия для будущих пенсионеров ухудшаются, а значит, нарушается ст. 55 часть 2 Конституции, и чиновники знают об этом. Ст. 19 Конституции закрепляет равные права народа пред императивом. Чем отличается женщина 1963 года рождения, вышедшая на отдых в 2018 году, от женщины 1964 года рождения, лишенная права выхода на пенсию в 2019 году? Нарушается единство закона для граждан. Следовательно, Конституцию надо менять. У Госдумы нет полномочий на корректировку главного закона.


Когда появилась информация об изменении пенсионных рамок, интернет запестрил высказываниями, что правительственные нововведения нарушают Конституцию. Попробуем выяснить, соответствует ли это действительности.

В интернете выложено мнение эксперта юридической практики В. М. Митина о противоречии нововведений ст. 55 ч. 2 Конституции, где прописан запрет на издание законов, нарушающих права и свободы граждан. Внедрение новшеств повлечет снижение покупательной способности народа и застой в экономике. В кризисные периоды экономики проблемы пенсионной схемы решать абсурдно. Повышать возвратные рамки для выхода на пенсию опасно: это приведет к снижению рождаемости из-за того, что лица преклонных лет не смогут помогать молодым семьям ухаживать за малолетними детьми. Возрастет безработица в стране, так как рабочих мест для тех, кого обяжут работать дольше, не хватит. От нововведений пострадают молодые кадры, потому что работодателей вынудят не увольнять лиц преклонных лет — молодежь трудоустраивать будут неохотно.

Росстат заявляет об увеличении длительности жизни в России, но медицинские источники свидетельствует, что длительность жизни выросла не за счет того, что старики живут больше, а из-зи снижения младенческой смертности. Во времена застоя СССР входил в пятерку государств по продолжительности жизни, сегодня нас включают в сотню.

Правительство пропагандирует миф, что на одного трудящегося приходится много пенсионеров, но это неверная информация. Эксперты по статистическому учету указывают, что анализировать следует не возраст, а народ, который работает, и иждивенцев на его попечении. Если обработать эти данные, то выясняется, что количество работающих пенсионеров растет и восполняет сокращение лиц рабочего возраста. Следовательно, количество работников не уменьшается, и доводы членов правительства по этому поводу не обоснованы. Таким образом, власти пытаются залатать дыры в бюджете, не выплачивая пенсии гражданам.

Профессор ВШЭ В. Мазаев отмечает, что подъем возрастных рамок не уменьшает и не отменяет конституционных прав, а законотворцы действуют согласно полномочиям. Но при внедрении нововведений требуется оценка состояния экономики. Мазаев говорит, что в Конституции определен институт государственных пенсий и порядок их оформления без указания сроков предоставления пенсии, размера, правил расчета и т. д. — ст. 39 ч. 2 Конституции.

Закон не противоречит Конституции, потому что она не закрепляет возрастные рамки оформления пенсии, следовательно, возраст позволительно утвердить любой. Права пенсионеров не нарушаются, пенсии назначаются.

Итог: нарушены ли права народа

По ст. 55 ч. 3 Конституции права лиц подвергаются ограничению:

  • законодательно;
  • при защите положений Конституции;
  • при охране безопасности страны.

Права народа по начислению пенсий относят к социальным правам, они подвергаются ущемлению. Выполнение обязательств политики в интересах народа зависит от экономической ситуации в стране.

Владимир Мазаев: Если экономика не позволяет выполнить нормы законодательства о сроках выхода на пенсию, следует изменить правовую схему.

Возникает ряд вопросов при внедрении реформы: почему бюджет имеет профицит? Какие выгоды будущим пенсионерам от нововведений, если пропорции величины пенсий к уровню оплаты труда не изменятся? Кто и каким образом предоставит рабочие места людям, если здоровье не позволит качественно трудиться на старом рабочем месте?

В Конституции определено положение не внедрять императивы, нарушающие права или ограничивающие свободу народа. Внедрение новшеств право на назначение пенсии не отменяет и не нарушает. Изменены правила применения: увеличен срок выхода на пенсию при росте размеров пенсионного обеспечения. При изменении возрастных рамок оформления пенсии не нарушено равноправие народа для начисления пенсии.

Читайте также: