Защита прав граждан на пенсию

У пенсионеров в России имеется различная поддержка. Она заключается не только в гарантированной пенсии, но других мерах, закреплённых в законодательстве. К сожалению, не все граждане осведомлены о своих правах.

В данной статья я постарался собрать наиболее распространённые меры поддержки пенсионеров и лиц, предпенсионного возраста.

Права пенсионеров и лиц предпенсионного возраста в России.

1. Право на пенсию.

Самая распространённая мера поддержки со стороны государства - выплата пенсии, лицам достигшим определённого возраста.

Выплачиваемых государством денег не хватает для полноценного проживания, существуют также иные меры поддержки. Размер пенсии у граждан различается, зависит от трудового стажа, накопленных балов и возраста выхода на пенсию.

2. Право работать и получать пенсию.

Уволить гражданина достигшего определённого возраста никто не имеет права. Право на труд одно из основополагающих прав человека и гражданина.

Пенсионер вправе решить, продолжать ли ему трудиться или нет.

В данном случае, гражданин может выбрать: продолжить работать и получать пенсию; уволиться и получать пенсию; продолжить работать и отложить выход на пенсию.

Пенсия за работником сохраняется. Единственное, что теряет пенсионер, право на индексацию пенсии. С января 2020 года индексация - 6,6%.

Многие граждане, чтобы получить индексацию, уволились в 2019 году, затем в 2020 году снова выйдут на работу.

Но нужно помнить, что некоторые льготы положены только не работающим пенсионерам. Следует поставить в известность ПФР, что вы работаете, иначе может наступить ответственность.

3. Право на алименты.

Трудоспособные дети обязаны содержать и заботиться о своих родителях. Данная норма предусмотрена Семейным Кодексом РФ, статьёй 87.

Это касается также лиц достигших предпенсионного возраста, 60 лет мужчины, 55 лет женщины.

Алименты можно получить в твёрдой денежной форме, в виде ежемесячной выплаты. Если дети отказываются поддерживать родителей, то родители вправе обратиться в суд, для присуждения алиментов в судебном порядке.

Помимо детей, поддерживать пенсионеров обязаны также: супруги, в том числе бывшие; братья и сёстры, если нет детей и супругов; внуки, если нет детей и супругов; пасынки и падчерицы.

4. Право брать выходной для ежегодной диспансеризации.

Пенсионер может ежегодно брать за счёт работодателя два дня для прохождения диспансеризации.

Работодатель не может отказать пенсионеру в данном праве.

Следует взять соответсвующие справки в поликлиники и предупредить работодателя заранее, чтобы не было прогула.

5. Право уволиться без отработки.

Работник может прекратить трудовые отношения с работодателем, уведомив его за четырнадцать дней. Но пенсионеры вправе прекратить работу сразу при направлении уведомления, без отработки положенного времени.

Важный момент, пенсионер может неоднократно пользоваться данным правом, если он снова начинает свою трудовую деятельность. Увольнение всегда будет без отработки.

6. Право на надбавки к пенсии.

Дополнительная денежная поддержка со стороны государства выражается в предоставлении надбавки к пенсии отдельным категориям граждан. У данных лиц пенсия будет выше.

Право на надбавку имеют: лица старше 80 лет; сельские жители; инвалиды; лица с определённым непрерывным трудовым стажем; жители Крайнего Севера; пенсионеры с иждивенцем.

В некоторых случаях страховая часть пенсии увеличивается в два раза.

7. Право докупить пенсионный стаж и баллы.

Неприятность может случиться тогда, когда работодатель не платил пенсионных отчислений в бюджет. Также это касается тех, кто работал не официально или кому не хватает пенсионного стажа и баллов.

В этом случае можно сделать взнос для покупки стажа и баллов. В 2020 году платёж составит порядка 32 тыс. рублей. Необходимо заключить договор по добровольному пенсионному страхованию. Приобретается не более половины требуемого стажа и баллов.

8. Право на социальную пенсию.

Если трудового стажа и баллов не хватает, то можно рассчитывать на социальную пенсию. Она положена всем гражданам, достигшим пенсионного возраста. Её выплачивают на 5 лет позже, чем страховую пенсию. Размер такой пенсии составляет не более 10 тыс. рублей.

9. Право на обязательную долю в наследстве.

Данным правом обладают также лица достигшие предпенсионного возраста. Гражданским Кодексом РФ, статьёй 1149, предусмотрена обязательная доля в наследстве, это не менее половины доли, которая причиталась бы при наследовании по закону. Право сохраняется, даже если есть завещание.

10. Право платить меньше налогов.

Законодатель освободил пенсионеров от уплаты налога на доход в виде получения пенсии (социальной, страховой, накопительной).

Также пенсионеры имеют льготы по уплате земельного налога и транспортного.

Освобождаются от уплаты налога на имущество, в отношении одного объекта каждого вида: участок меньше 6 соток, квартиры, гаража, дома и его части, комнаты, творческой мастерской, хозяйственной постройки.

11. Право выхода в отпуск, без права на отказ работодателем.

Брать отпуск на четырнадцать дней можно в любое время, достаточно просто уведомить работодателя об этом. Всем остальным требуется согласие, а пенсионеру отказать не вправе. Для получения отпуска необходимо написать заявление.

12. Получать пенсию находясь за границей.

Получать выплату можно не только на карту "Мир" в данном случае. Однако необходимо ежегодно подтверждать Пенсионному Фонду России, что вы живы. Сделать это можно лично обратившись в ПФР, или направив в ПФР удостоверенное нотариусом уведомление.

13. Право на налоговый вычет при покупке жилья.

Пенсионерам предоставляется три года, за которые они могут получить налоговый вычет. При покупке квартиры, жилого дома или земельного участка, можно вернуть выплаченный государству НДФЛ за три года (у всех остальных граждан срок меньше). Но не более 13 % от 2 млн. рублей (стоимости приобретённой недвижимости).

14. Льготы по оплате проезда и услуг ЖКХ.

Пенсионеры имеют право на получение субсидий на оплату коммунальных услуг, льготы по оплате взносов на капитальный ремонт, компенсацию жителям Крайнего Севера по проезду в места отдыха.

Также многие регионы предоставляют пенсионерам право бесплатного проезда в транспорте. Для некоторых проездов предоставляется скидка.

В органах социальной защиты в месте вашего проживания можно узнать о всех предоставляемых льготах и правах.

Многие пенсионеры имеют право на бесплатную путёвку в санаторий или гостиницу, для осуществления ежегодного отдыха и лечения.

Реализуя свое право на пенсию, граждане зачастую сталкиваются с нарушениями, допускаемыми органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, что приводит к возникновению споров.

Под пенсионным спором следует понимать разногласие между сторонами материальных и тесно связанных с ними отношений процедурно-процессуального характера по вопросам: а) применения закрепленных в законе условий и норм пенсионного обеспечения; б) соблюдения порядка реализации права на пенсионное обеспечение; в) установления юридических фактов, необходимых для возникновения этих отношений; г) принятого органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, решения, которое обжалуется гражданином в орган, в компетенцию которого входит рассмотрение в установленном законом порядке данного обращения.

К спорам, вытекающим из пенсионных отношений, относятся споры между гражданином и органом:

- осуществляющим пенсионное обеспечение, по вопросам перерасчета пенсии в связи с увеличением пенсионного капитала и продолжением работы после назначения пенсии, перевода пенсии с одного вида на другой, об удержании излишне выплаченной пенсии и т.п.

- осуществляющим выплату и доставку пенсии, по вопросу изменения способа доставки пенсии и т.п.

В случае возникновения спора, вытекающего из процедурных отношений, можно выделить споры между гражданином и:

- органом медико-социальной экспертизы по вопросу установления инвалидности, признания лица, нуждающимся в постоянном постороннем уходе;

- работодателем (страхователем) по поводу подтверждения стажа работы, оплаты труда, оформления и выдачи документов, необходимых для назначения пенсии, уплаты страховых взносов в предусмотренном законом размере и в установленные сроки;

- органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, по поводу рассмотрения заявления о назначении пенсии.

В целях восстановления нарушенных пенсионных прав граждане вправе использовать все способы защиты, предусмотренные законодательством.

Защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в том числе защита права на пенсионное обеспечение, осуществляется всеми государственными органами (часть 1 статья 45 Конституции Российской Федерации).

К таким органам относятся не только собственно государственные органы и их должностные лица, но и органы местного самоуправления, которые организационно не входят в систему государственной власти.

Среди органов, осуществляющих государственную защиту, следует назвать следующие:

- Президент Российской Федерации, который согласно Конституции как глава государства является гарантом прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ч. 1 и 2 ст. 80 Конституции РФ);

- органы представительной (законодательной) власти РФ и ее субъектов призванные нормативно регулировать отношения, связанные с признанием, обеспечением и защитой прав и свобод российских граждан;

- Правительство РФ (подконтрольные ему федеральные министерства и иные федеральные органы, а также их территориальные органы) осуществляющее меры исполнительного характера, направленные на обеспечение и защиту прав и свобод на территории всей страны;

- судебная власть, которую осуществляют три федеральных органа судебной власти Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, Верховный Суд РФ – высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции (ст. 126 Конституции РФ), Высший Арбитражный Суд РФ – высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами (ст.127 Конституции РФ).

- Прокуратура Российской Федерации, функцией которой является надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

- Уполномоченный по правам человека в РФ и в ее субъектах, призванный обеспечивать в стране гарантии государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами;

- Общественная палата РФ.

Государственная защита права граждан на пенсионное обеспечение является единственным способом защиты, в отличие от тех, достаточно широких возможностей, которые установлены нормами трудового (статья 352 ТК РФ) и гражданского (статья 12 ГК РФ) права, предусматривающих самозащиту, защиту профессиональными союзами, государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства, судебную защиту; признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, взыскание неустойки, убытков и т.п.

Пенсионное законодательство содержит нормы, прямо предусматривающие возможность защиты нарушенного права гражданина путем обращения в вышестоящий компетентный орган с жалобой на его решения либо в суд.

Так, согласно Закону о трудовых пенсиях, решения об установлении или отказе в установлении трудовой пенсии, о ее выплате, об удержаниях из нее и о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии могут быть обжалованы в вышестоящий пенсионный орган и (или) в суд (п.7 ст. 18). Статья 65 Закона от 12 февраля 1993 г. предусматривает, что споры по вопросам назначения и выплаты пенсий, взыскания излишне выплаченных сумм пенсий и пособий, разрешаются вышестоящими органами в порядке подчиненности пенсионных органов Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или Федеральной службы безопасности РФ либо в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, выделяются административный и судебный способы защиты, используя которые граждане могут восстановить свое нарушенное право на пенсию. Причем, обращение гражданина с жалобой в административном порядке не препятствует последующей передаче спора в суд. Гражданин может также сразу прибегнуть к средствам судебной защиты.

Порядок рассмотрения обращений граждан в административном порядке закреплен в соответствующих административных регламентах. Рассмотрение в суде общей юрисдикции споров, связанных с защитой права гражданина на пенсию, осуществляется в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судебный способ защиты наиболее полно и эффективно позволяет восстановить нарушенное право на пенсию, поскольку исключительно суду при разрешении споров и восстановлении прав граждан на пенсионное обеспечение приходится восполнять пробелы, имеющиеся в пенсионном законодательстве, и тем самым формировать единообразную правоприменительную практику. Это доказывает, что при нынешнем состоянии пенсионного законодательства судебная защита выступает одной из действенных гарантий защиты нарушенного права.

Гражданин, считающий, что решениями, действиями или бездействием государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, общественных объединений и должностных лиц, государственных служащих нарушены его пенсионные права, может обратиться за защитой своих прав в суд общей юрисдикции, а также в предусмотренных законом случаях в Конституционный Суд РФ и Европейский Суд по правам человека.

Контрольные вопросы

1. Какие органы осуществляют пенсионное обеспечение?

2. Каковы общие правила назначения пенсии?

3. С какого срока назначается пенсия? Что понимается под днем обращения за пенсией?

4. Какие документы необходимы для назначения пенсии?

5. В каких случаях производится приостановление и возобновление выплаты трудовой пенсии?

6. Какие основания предусмотрены законодательством для прекращения выплаты пенсии?

7. Допускается ли удержание из пенсии?

8. Какие органы уполномочены осуществлять защиту права граждан на пенсионное обеспечение?

9. Назовите правовые способы защиты, используя которые граждане могут восстановить свое нарушенное право на пенсию?

Как было отмечено ранее, основными способами защиты нарушенных пенсионных прав являются:

  1. судебная защита;
  2. административный порядок защиты, который преимущественно проявляется через защиту прав и законных интересов в процессе обжалования действия (бездействия) органов социальной защиты в вышестоящие органы;
  3. защита социальных прав граждан уполномоченным по правам человека.

Рассмотрим подробнее каждый способ.

Судебная защита нарушенных пенсионных прав

Судебная защита нарушенных прав гарантирована ст. 46 Конституции Российской Федерации. Анализ судебной практики показывает, что, несмотря на ряд решений Верховного и Конституционного суда РФ, Пенсионный фонд продолжает допускать в своей работе «ошибки», которые умаляют права граждан на заслуженный отдых, гарантированные Конституцией РФ.

Для обращения в суд за защитой нарушенного права необходимо написать исковое заявление в соответствии с требования ст. 131, 132 Гражданского процессуального кодекса РФ. Гражданин вправе лично или через своего представителя подать исковое заявление, при этом представитель должен иметь надлежащим образом оформленную доверенность. В связи с тем, что гражданин, чье пенсионное право нарушено не обладает (в большинстве случаев) специальными знаниями, лучше обратиться к профессионалу. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации в ст. 94 содержит указания на возмещение судебных издержек в связи с привлечением в дело представителя.

В силу статьи 28 ГПК РФ заявление гражданина по спору, связанному с реализацией им пенсионного права, подается в суд по месту нахождения соответствующего пенсионного органа (отказавшего в назначении пенсии или выплачивающего пенсию).

При желании гражданин, решившийся отстаивать свои пенсионные права в суде, может привлечь к этому процессу прокуратуру. Статья 45 Гражданского процессуального кодекса РФ наделяет прокурора правом на обращение в суд на основании заявлений граждан о нарушении их прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, социальной защиты, включая социальное обеспечение.

От уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются:

  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы, участники и инвалиды Великой Отечественной войны;
  • истцы – инвалиды I и II группы (цена иска при этом не должна превышать 1 млн. руб.);
  • истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, по искам к Пенсионному фонду РФ (цена иска при этом не должна превышать 1 млн. руб.).

При удовлетворении исковых требований пенсионера или лица, претендующего на назначение пенсии, в судебном решении должно быть четко указано, с какого времени пенсионный орган обязан назначить пенсию. В этом вопросе имеющаяся судебная практика исходит из того, что если в ходе судебного разбирательства установлено, что на момент первоначального обращения за трудовой пенсией в гражданин имел право на указанную пенсию, однако не располагал необходимыми сведениями и (или) документами, подтверждающими право на пенсию, и не смог представить их в установленный трехмесячный срок по независящим от него причинам или ему по каким-либо другим причинам было необоснованно отказано в назначении пенсии, то суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня первоначального обращения за ней (но во всех случаях не ранее дня возникновения права на нее).

Наиболее спорными вопросами при обращении в суд граждан, достигших возраста 60 лет, является назначение пенсии по случаю потери кормильца, т. к. необходимо доказывать факт иждивения.

В территориальное отделение Пенсионного фонда России (г. Курган) обратилась женщина по поводу назначения пенсии по случаю потери кормильца – мужа 1934 года рождения. Сама женщина – 1942 года рождения, инвалид 2 группы. На момент обращения (30.01.2014) ее пенсия составляла 6 000 рублей, а пенсия умершего мужа –12 000. В назначении пенсии по случаю потери кормильца отказали, т. к. уже выплачиваемая пенсия женщины соответствует прожиточному минимуму.

В данной ситуации необходимо отметить следующее:

Во-первых, прожиточный уровень нетрудоспособных пенсионеров в РФ составляет 6023 рубля в месяц. Во-вторых, в соответствии со статьей 9 ФЗ «О трудовых пенсиях», право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Применительно к данной ситуации к нетрудоспособным членам семьи относятся родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, имеющими ограничение способности к трудовой деятельности.

Члены семьи умершего кормильца признаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Таким образом, необходимо доказывать факт соответствия данным условиям, чтобы суд удовлетворил право на получение пенсии по потере кормильца.

Я пенсионерка, награждена Почётной грамотой Минздрава РФ, но в отчестве была допущена ошибка. Из-за этого не могу подать документы на присвоение звания

В данном случае правопринадлежность документов устанавливает суд. Необходимо обратиться в суд со всеми документами, в которых указаны имя, отчество и фамилия. Решение суда обязательно для исполнения соответствующими органами.

Административный порядок защиты пенсионных прав

Государственные пенсии устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых, социальных пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.

Таким образом, в случае, если гражданину становится известно о том, что его права нарушаются, либо решение Пенсионного Фонда противоречит интересам данного гражданина, он вправе обжаловать действие, например, Управления ПФР в Автозаводском районе г. Н. Новгорода в вышестоящем пенсионном органе – Отделении Пенсионного Фонда РФ по Нижегородской области.

Вдова военнослужащего, умершего вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, в ноябре 1994 г. обратилась в Управление ПФР в Шемуршинском районе по Чувашской республике с заявлением о выплате ежемесячныхденежных выплат. Однако получила отказ в связи с тем, что она трудоспособна, не инвалид, не пенсионер, и ребенок, которому больше 23-х лет, проживает с ней.

Женщина обратилась в вышестоящий пенсионный орган – Отделение ПФР по Чувашской республики – с соответствующей жалобой, где обосновала свою позицию Определением Конституционного суда РФ №331-О-П от 4.04.2007. Согласно данному Определению, вдовы военнослужащих, которые погибли или их смерть наступила до 16 января 1995 года (т. е. до вступления в силу Закона «О ветеранах»), имеют право на ЕДВ в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны, т. к. Закон СССР «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» от 1 августа 1989 года приравнял членов семей военных, погибших (умерших) при исполнении служебных обязанностей, к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. Пенсионный Фонд России назначил в итоге ЕДВ по категории «Родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте» в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.

Защита социальных прав граждан уполномоченным по правам человека

В Докладе уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 г. отмечается, что доля жалоб, связанных с нарушением прав на пенсионное обеспечение различных категорий граждан, получением пособий, льгот для инвалидов и других категорий граждан, нуждающихся в социальной защите, составляет 32% от всего объема поступивших жалоб, число которых составило 27522 штуки. Еще к этим цифрам следует добавить статистику Верховного Суда РФ, которая свидетельствует о значительной доле социальных споров в структуре рассмотренных судами гражданских дел – до 48,5%.

Как отмечают уполномоченные по правам человека в различных субъектах РФ, среди наиболее актуальных вопросов в сфере пенсионного обеспечения можно назвать несогласие с расчетом размеров пенсий, трудности в получении архивных документов и доказательстве стажа работы в том или ином учреждении. Бывает, что необходимо срочно решить или выяснить важный вопрос, но попасть на личный прием к руководителям территориальных управлений Пенсионного фонда РФ трудно. Жалуются заявители и на то, что в отдельных управлениях Пенсионного Фонда их письма остаются без ответа.

Жительница Можайского района Московской области сообщила о бездействии и равнодушии сотрудников территориального пенсионного управления. Несколько лет она не могла самостоятельно получить справки для перерасчета пенсии, доказывающие работу по совместительству в отделении Сбербанка. В пенсионном управлении ее просьбы игнорировались. Она обратилась к уполномоченному по правам человека Можайского района Московской области, в результате вмешательства которого необходимые документы были найдены, и пенсия пересчитана в сторону увеличения.

Гражданка С. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Ворошиловском районе г. Волгограда с заявлением о назначении пенсии. Решением от 10 июня 2009 года ей в назначении пенсии отказали по мотиву отсутствия пятилетнего страхового стажа. В качестве причины принятого решения было указано на сомнение в подлинности трудовой книжки, основанное на том, что записи о работе в медицинском учреждении на территории Армении не были подтверждены документально, а также на непоступлении ко времени принятия решения актов проверок остальных периодов трудовой деятельности, отраженных в книжке. Таким образом, в пенсии отказано до окончания проверки пенсионных прав заявителя и установления всех обстоятельств дела. Гражданка С. расценила это, как нарушение ее прав, и вынуждена была обратиться за защитой к уполномоченному по правам человека в Волгоградской области.


Конституция и законодательство РФ гарантирует каждому гражданину право на пенсию, понятие пенсии тесно связано с социальным обеспечением по возрасту, болезни, потери кормильца и в др. случаях.

Пенсионное законодательство представляет собой свод законов РФ, принятых в разные периоды функционирования нашего государства. Здесь же и подзаконные акты и даже правовые акты СССР.

Основание права на пенсию содержит статья 39 Конституции РФ. Это право каждого на социальное обеспечение. В то же время право на пенсию возникает при наличии определенных условий. И именно они определяют виды и размеры пенсии.

Право на пенсию, понятие пенсии в законе

Большинство населения воспринимает пенсию как ежемесячную выплату в связи с достижением определенного возраста. На самом деле, это и другая утрата возможности работать. Это и состояние здоровья, потеря кормильца.

Сам термин «пенсия» произошел от латинского слова pensiо. Что означает – платеж. С учетом законодательства РФ пенсию можно определить как ежемесячную выплату в денежной форме, назначаемую гражданам России и иностранцам, проживающим в России постоянно, в случаях, установленных законодательством, направленную на обеспечение средств к существованию таких лиц.

Таким образом, пенсия:

  • выплачивается ежемесячно;
  • закрепляется исключительно в денежной форме;
  • является основным источником средств к существованию;
  • право на пенсию зависит от наличия определенных условий, установленных в законе.

Доплаты к пенсии могут устанавливаться в натуральной форме. В виде набора социальных услуг.

Пенсионное законодательство Российской Федерации претерпевало и продолжает претерпевать изменения. Это не только законы, посвященные непосредственно пенсии. Речь идет о Законе от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». И Законе от 12.02.1993 № 4468- 1 (военная и иная служба), Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении». Вопросов назначения пенсий касается и Закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ (обязательное пенсионное страхование) и др.

Отдельным видам пенсии (военная пенсия, пенсия МВД, пенсия ФСИН) посвящены также специальные ведомственные нормативные правовые акты.

Кто имеет право на пенсию

По общему правилу право на назначение пенсии имеют граждане РФ. Гражданство определяется в соответствии с правилами соответствующего Закона. Не имеет значение основание приобретения гражданства – по рождению, приобретенное и т.п., только сам факт правовой связи с Российской Федерацией.

При выезде гражданина РФ для постоянного местожительства в другую страну, он все равно сохраняет право на пенсию. Для этого он обращается или в Пенсионный фонд России (если регистрация в России есть), либо в консульский отдел МИД России в стране проживания.

Иностранные граждане имеют право на получение пенсий в случае их постоянного проживания. Подтверждает это обстоятельство специальный документ – вид на жительство. Лица без гражданства, которым выдан удостоверяющий их личность документ Российской Федерации, также имеют право на пенсию при условии постоянного проживания в России.

Право на пенсию связано с достижением определенного возраста (социальная, трудовая пенсия по старости) или работой в особых условиях (военная пенсия за выслугу лет и др.).

Пенсионный возраст в 2019 г. изменился. Долгое время законопроект о пенсионном возрасте оттачивался, обсуждался. Итогом стал новый закон о пенсиях 2019 года. Повышение возраста будет происходить постепенно. Начиная с 2019 г.

Право на пенсию имеют также лица:

  • инвалидность которых установили медики по медико-социальной экспертизе. Инвалидность может быть приобретенной, врожденной, связанной с профессиональной деятельностью и др.
  • нетрудоспособные. В силу возраста или состояния здоровья. Сюда же относятся иждивенцы лица, который умер. Или признан умершим, безвестно отсутствующим.

Есть и социальная пенсия. Для тех граждан, которые не смогли обеспечить условия для назначения пенсии по старости.

Уполномоченным на взаимодействие с гражданами по пенсионным вопросам органом является Пенсионный фонд. При возникновении спора, заявитель вправе обратиться в суд с исковым заявлением о назначении пенсии, которое рассматривается в порядке гражданского судопроизводства. И поскольку право на пенсию, понятие пенсии – неотъемлемая часть естественных прав человека, такие споры часто суд рассматривает в пользу граждан.

Уточняющие вопросы по теме

Мне 56 лет, 23 года работала в Армении, сейчас гражданин России. 01.11. я подалa заявление на пенсию. Когда должны оформить пенсию?

Решение о назначении пенсии принимается в течение 10 дней со дня приема документов. О принятом решении вас должны были известить. Обратитесь в Пенсионный фонд за разъяснениями.

Отношения ПФР и гражданина (застрахованного лица) кроме пенсионного законодательства могут регулироваться нормами Гражданского Кодекса РФ ?

Если отсутствуют специальные нормы, установленные пенсионным законодательством, то к таким правоотношениям применяются нормы гражданского законодательства.

С какого времени гражданин может воспользоваться правом на пенсию?

Гражданин имеет воспользоватся правом на пенсию с момента, когда у него возникнут основания на ее назначение.

мне 60 лет стаж работы 40лет стоял в центре занятости отказали что дальше?

Ищите работу. Дорабатывайте до установленного возраста.

Я пенсионер министерства обороны и получаю пенсию с 1 по 3 каждый месяц Заиюнь пенсия не начислена, обратился в военкомот они отправляют в банк где я получаю пенсию.С банка отправляют в ПФР .Спенсионного фонда отправляют в военкомат, замкнутый круг.Где искать свою пенсию?

Если речь про военную пенсию, то обращаться необходимо в военкомат, можно к военному комиссару субъекта РФ.


Из этой статьи вы узнаете:

Какие права есть у пожилых людей

Почему права пожилых людей зачастую ущемляют

Какими законами регулируются права пожилых людей

Какими правами обладают лица, достигшие пенсионного возраста

На какую социальную помощь и поддержку со стороны государства могут рассчитывать пожилые люди

Как можно организовать занятость людей предпенсионного и пенсионного возраста

В современном обществе пожилые люди часто оказываются беззащитными перед целым рядом экономических, социальных, юридических проблем. Порой старикам не хватает необходимых знаний. В силу своих возрастных особенностей и состояния здоровья они являются наиболее уязвимой категорией населения. Старики часто становятся жертвами мошенников, не владеют достаточной информацией о своих правах, не знают, как можно истолковать тот или иной закон. О пожилых людях и защите их прав мы поговорим в этой статье.

Определение прав пожилых людей

Пенсионеры – это граждане, отошедшие от активной трудовой деятельности. Они не являются однородной группой и по-разному переходят на новый этап. Дискриминацию по возрасту как общественную проблему необходимо рассматривать с нескольких сторон. Несмотря на закон, пожилые люди часто испытывают негативное, предвзятое или несправедливое отношение к себе, а иногда даже подвергаются насилию и лишению определенных прав. К основным причинам дискриминации можно отнести инвалидность, экономическое положение, социальный статус, уровень образования, место проживания.

Нередко старикам отказывают в трудоустройстве, для них недоступны некоторые услуги. Человек преклонного возраста может подвергнуться различным формам насилия: словесному, сексуальному, психологическому, финансовому, а иногда и физическому. Больные пенсионеры зачастую лишены возможности получать необходимую медицинскую или социальную помощь. Финансовое положение стариков оставляет желать лучшего, многие из них находятся за чертой бедности. В России принят свод законов о пожилых людях. Они направлены на улучшение качества жизни лиц преклонного возраста и не содержат каких-либо ограничений, влияющих на эту категорию граждан.

Иногда наниматели отказывают людям старше 55–60 лет в приеме на работу, ссылаясь на их нетрудоспособность. Подобный аргумент является нарушением прав стариков. Закон о труде – Трудовой кодекс Российской Федерации, регулирующий трудовые отношения, – запрещает дискриминацию пенсионеров. Любой пожилой человек имеет право на занятость. Нередки ситуации, когда граждане преклонного возраста не знают законов, охраняющих их, не всегда могут правильно интерпретировать законодательную базу РФ и остаются один на один с возникшими проблемами. В молодом возрасте люди часто не задумываются о важности тех или иных нормативных правовых актов и только с годами начинают понимать актуальность законов о защите прав пожилых людей.

Законы, охраняющие права пожилых людей

Пенсионное обеспечение пожилых людей

Рекомендуемые к прочтению статьи:

Для пожилых людей, достигших возраста 80 лет, предусмотрено повышение размера фиксированной страховой части трудовой пенсии.

Социальная поддержка пенсионеров

Социальное обслуживание пожилых людей

Закон о пожилых людях и инвалидах гарантирует предоставление социальной помощи гражданам РФ в следующих формах:

Нестационарная – старикам оказывается помощь на дому, без проживания в социальном учреждении;

Полустационарная – услуги предоставляются социальным центром дневного пребывания (организация горячего питания, культурного досуга, медицинского обслуживания);

Стационарная – пожилые люди круглосуточно проживают в специальном социальном учреждении (срок пребывания определяется в индивидуальном порядке).

В России насчитывается около 4 000 предприятий социального обслуживания и 2 220 социально-культурных центров, которые предоставляют услуги в нестационарной и полустационарной формах.

Согласно закону о защите пожилых людей, более 15 миллионов граждан старшего возраста состоят в социальных учреждениях различного профиля. Специалисты служб при организации работы с пожилыми людьми учитывают все основные потребности этой категории населения. Социально активные пенсионеры нередко испытывают потребность в новых знаниях. В центрах социального обслуживания создаются университеты «третьего возраста» с различными факультетами. Обучение происходит по следующим направлениям: «Правовые основы», «Охрана здоровья», «Политические знания», «Экономическая грамотность», «Психология», «Агротехника», «Культура».

В университете «третьего возраста» пожилые люди получают:

правовые знания по вопросам собственности, наследования, дарения, завещания, имущественных отношений;

основы медицинских знаний и ЗОЖ;

психологические знания об изменениях в привычном образе жизни после выхода на пенсию, адаптации в процессе индивидуального старения, построении взаимоотношений с детьми, родственниками и сверстниками и др.


Обучение пожилых граждан в университетах «третьего возраста» способствует формированию активной гражданской позиции, повышению социальной активности пенсионеров. Новые законы о стариках в РФ разрабатываются с учетом всех современных потребностей старшего поколения. Особое внимание обращается на культурные и образовательные интересы данной категории лиц. Для этого на базе социально-культурных центров открываются курсы «Компьютерная грамотность», «Правовед», «Экономическая компетентность». Для пожилых людей, испытывающих потребность в психологической поддержке, работают телефоны доверия и горячая линия.

Одним из наиболее востребованных и экономически обоснованных направлений в деятельности центров социальной помощи является организация обслуживания стариков на дому. Такая социальная поддержка направлена на удовлетворение бытовых, медицинских, психологических и других потребностей лиц преклонного возраста.

В различных регионах действует единая модель нестационарного социального обслуживания.

Пенсионерам предоставляется комплекс услуг, предусмотренный законом об уходе за пожилыми людьми:

Доставка на дом продуктов питания, лекарственных препаратов, необходимых товаров и др.;

Предоставление хозяйственных, бытовых, гигиенических, санитарных, личных услуг;

Помощь в поддержании социальных связей пенсионера с прежним местом работы;

Предоставление медицинских услуг и лечебно-профилактической помощи в специализированных центрах здоровья или поликлиниках;

Оказание транспортных услуг;

Организация досуга по интересам.

Сегодня основной проблемой является недостаточное обеспечение социальными и медицинскими услугами стариков сельской местности, малонаселенных и отдаленных сёл и деревень.

Законом о защите пожилых людей предусмотрено внедрение новых моделей мобильной социальной службы: медицинские бригады, выездная помощь специалистов разного профиля.
Основная задача мобильных бригад – обеспечение пенсионеров доступной медицинской, социальной, психологической, юридической помощью. Благодаря этому каждый пожилой житель отдаленного села или деревни может пройти медицинский осмотр, получить консультацию юриста, представителя Пенсионного фонда РФ.

Занятость пожилых людей

Чтобы получить подробную информацию по всем
интересующим вопросам, Вы можете оставить свой телефон или
позвонить по номеру: +7-495-021-85-54

Пенсионное законодательство, особенно в части исчисления размера полагающейся гражданину пенсии, достаточно сложное для восприятия даже специалистами, не говоря уже о простых пенсионерах. У них могут возникать сомнения, полностью ли соблюдены их пенсионные права. Порой пенсионер случайно узнает, что его пенсионные права нарушаются (например, при наличии нескольких вариантов расчета пенсии пенсионный орган не применил наиболее выгодный или им была допущена ошибка при исчислении показателей, влияющих на размер пенсии, и т.п.).

Для исключения таких ситуаций граждане могут обращаться (устно или в письменной форме) в органы Пенсионного фонда за получением исчерпывающих объяснений по интересующим вопросам, касающимся их пенсионных прав, в том числе за обоснованием размера начисленной им пенсии.

Полномочия Пенсионного фонда по проведению разъяснительной работы среди населения закреплены в Положении о Пенсионном фонде РФ (утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года № 2122-1 ) и в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Согласно последнему (ст. 13) пенсионные органы обязаны:

- бесплатно консультировать застрахованных лиц (пенсионеров) по пенсионным вопросам и информировать их о нормативных правовых актах;

- организовывать через свои территориальные органы бесплатные консультации застрахованным лицам (пенсионерам) по пенсионным вопросам.

Помимо этого застрахованные лица (работники и пенсионеры) имеют право на информацию о состоянии своего индивидуального лицевого счета в системе индивидуального (персонифицированного) учета в Пенсионном фонде.

В соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», все граждане , подлежащие обязательному пенсионному страхованию, должны быть зарегистрированы в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда РФ и на них должны предоставляться необходимые для пенсионного обеспечения сведения. Данный Закон вступил в силу с 1 января 1996 года на территории отдельных субъектов РФ, а с 1 января 1997 года – на всей территории России. Однако, его поэтапная реализации в регионах растянулась на несколько лет, что объясняет различие в датах регистрации застрахованных в органах ПФР.

На индивидуальном лицевом счете в системе индивидуального (персонифицированного) учета содержатся сведения о заработке, стаже (в том числе, приобретенном до регистрации гражданина в системе персонифицированного учета), сумме поступивших от работодателя страховых взносов (из которых рассчитываются страховая и накопительная части трудовой пенсии) и дополнительных поступлениях на накопительную часть пенсии, сведения о расчетном пенсионном капитале и его индексации, сведения о доходе от инвестирования средств пенсионных накоплений, о назначенной трудовой пенсии и индексации ее размера.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и п. 44 Постановления Правительства РФ от 15 марта 1997 г. № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования» работодатели должны были в период с 1 августа 2003 г. до 1 июля 2004 г. в сроки, согласованные с территориальными органами Пенсионного фонда, представить сведения о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом в первоочередном порядке сведения о трудовом (страховом) стаже должны были представить организации, имеющие должности (профессии), работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, и организации, находящиеся в стадии ликвидации, банкротства (Порядок представления страхователями сведений о включаемых в трудовой (страховой) стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у них застрахованными лицами до их регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, утв. Постановлением Правления ПФР от 01.10.2003 № 139п).

Информация с лицевого пенсионного счета не только дает представление о том, исходя из каких параметров рассчитана пенсия конкретному пенсионеру, но и позволяет лицам, еще не вышедшим на пенсию, проконтролировать правильность учета и отражения их пенсионных прав для принятия превентивных мер по устранению ошибок, которые могут негативно отразиться на размере его будущей пенсии, а также удостовериться в добросовестности своего работодателя, прежде всего, в части своевременного и в полном объеме перечисления взносов за работника.

В Постановлении Минтруда РФ № 17, ПФ РФ № 19пб от 27.02.2002 «Об утверждении Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии» в п. 19 акцентировано внимание, что «гражданин, обращающийся за пенсией, имеет право заблаговременно знакомиться со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

В случае несогласия со сведениями, содержащимися в индивидуальном лицевом счете, гражданин вправе обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда РФ, либо в суд.

Гражданин может также обратиться в орган ПФР по вопросу уточнения (исправления) содержащихся в его индивидуальном лицевом счете сведений о стаже, приобретенном до 1 января 2002.

Реализовать свое право на ознакомление с пенсионными правами, отраженными на лицевом счете, работники и пенсионеры могут, обратившись к работодателю за информацией о сведениях, представленных за него в Пенсионный фонд РФ (ст. 14 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»), и о начисленных за него страховых взносах (ст. 15 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).

Согласно п. 4 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» работодатель должен передавать работнику копию сведений индивидуального (персонифицированного) учета одновременно с передачей этих сведений в Пенсионный фонд. Увольняющимся работникам сведения персучета передаются в день увольнения (работодатель должен получить письменное подтверждение об этом). Работнику, подавшему заявление о выходе на трудовую пенсию, указанные сведения передаются в течение 10 календарных дней со дня подачи заявления.

Получить информацию, содержащуюся в индивидуальном лицевом счете, можно также непосредственно в органах Пенсионного фонда по месту жительства или работы (бесплатно такая информация предоставляется один раз в год в течение 10 дней со дня обращения гражданина).

ü Указанная информация направляется застрахованному лицу способом, указанным им при обращении (в т.ч. в форме электронного документа, черезединый портал государственных и муниципальных услуг, почтовым отправлением).

ü Граждане, формирующие накопительную часть своей трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде, по всем вопросам относительно пенсионных накоплений могут обращаться в соответствующий негосударственный пенсионный фонд.

Негосударственный пенсионный фонд, которому переданы пенсионные накопления, заводит на каждое застрахованное лицо пенсионный счет [2] (аналог специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица в Пенсионном фонде, где отражается информация о пенсионных накоплениях).

В соответствии с Типовыми страховыми правилами негосударственного пенсионного фонда, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 731н, будущий пенсионер имеет право запрашивать у негосударственного пенсионного фонда интересующие его документы - устав, страховые правила, полный текст зарегистрированных изменений и дополнений в них, бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках, заключения аудиторов и актуариев и т.д. Негосударственный пенсионный фонд обязан бесплатно консультировать застрахованных лиц по всем вопросам обязательного пенсионного страхования.

В случае несогласия с имеющейся у негосударственного фонда информацией о пенсионных накоплениях, можно требовать их исправить, в том числе в судебном порядке.

ü Ранее на органах Пенсионного фонда (а если по выбору гражданина пенсионными накоплениями в рамках обязательного пенсионного страхования управляет негосударственный пенсионный фонд, то – в части информирования о пенсионных накоплениях - на соответствующем негосударственном пенсионном фонде) лежала обязанность бесплатно направлять один раз в год застрахованным лицам сведения, содержащиеся в их индивидуальных лицевых счетах (так называемые «письма счастья»). С 2013 года эта обязанность отменена. Теперь получить сведения о состоянии своих пенсионных счетов можно только в заявительном порядке.

Помочь гражданам получить информацию от Пенсионного фонда призван и открывшийся 15 декабря 2009 г. - в рамках внедрения Федеральной целевой программы «Электронная Россия» - Единый портал государственных услуг. По интернет-адресу http://www.gosuslugi.ru можно найти сведения о государственных услугах (к ним относится и информация, предоставляемая пенсионными органами [3] ) и возможностях их получения. В карточке услуги можно ознакомиться с ее описанием, узнать сроки ее исполнения, изучить бланки заявлений, которые следует заполнить для обращения за услугой, ознакомиться с перечнем документов, необходимых для получения услуги. Зарегистрировавшись в «Личном кабинете», можно в электронной форме заполнить и отправить заявление на получение услуги, а затем отследить прохождение своего обращения. Из «Личного кабинета», можно, например, отправить запрос на получение информации о состоянии своего индивидуального лицевого счета. Предполагается, что к 2014 году все госуслуги можно будет получать в электронной форме по универсальной электронной карте.

ü Пояснения по поводу пенсионных услуг, доступных в электронном виде, можно получить на сайте ПФР - http://www.pfrf.ru/elvid/) и на сайте проекта «электронное Правительство» - http://www.gosuslugi.ru/pgu/stateStructure/10000002796.html).

[1] См. Порядок корректировки сведений индивидуального (персонифицированного) учета и уточнения индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц в части трудового (страхового) стажа, приобретенного до 1 января 2002 года (утв. Постановлением Правления ПФР от 14.12.2005 № 246п).

[2] Статья 36.19 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

Читайте также: