Отделение социального обслуживания на дому пенсионеров и инвалидов

7 минут Светлана Поздникова 5247


  • Кто может получить данный вид поддержки
  • Надомный вид обслуживания
  • Социально-медицинское сопровождение
  • Полустационарный вид помощи
  • Стационарное обслуживание
  • Срочное обслуживание
  • Социально-консультативный вид помощи
  • Другие услуги
  • Видео по теме

Социальное обслуживание граждан пенсионного возраста и инвалидов относится к основной форме защиты населения. Целью данной программы является позволить гражданам, которые нуждаются в социальной адаптации, как можно дольше пребывать в привычной среде, защита их интересов и прав.

Кто может получить данный вид поддержки

Соцобслуживание положено гражданам престарелого возраста и людям, с официально признанной инвалидностью. Исходя из законодательства, к первой категории относится лицо, достигшее определенного возраста, после выхода на пенсию. Подтверждением данного факта считается паспорт. Факт признания инвалидности подтверждается документально на медико-социальную экспертизу (МСЭК), исходя из следующих принципов:

  • При наличии стойкого нарушения здоровья, которое обусловлено травмами, дефектами.
  • Имеется частичная или полная утрата самообслуживания, передвижения, самоконтроля, общения, обучения, занятия трудовой деятельностью.
  • Имеется потребность в соцзащите, реабилитационных мерах.

Социальное обслуживание инвалидов и лиц пожилого возраста имеет несколько форм. Они предусматриваются Федеральным Законом.

Надомный вид обслуживания

Обслуживание социальным работником на дому относится к традиционной форме, которая направлена на продление проживания в привычных условиях с поддержанием статуса людей, защиты их интересов, законных прав.

Надомное обслуживание заключается в:

  • организации процесса питания, одновременно с доставкой продуктов домой;
  • помощи в покупке лекарственных средств, промышленных товаров, продовольствия;
  • помощи в приготовлении пищи;
  • сдачи белья в химчистку;
  • сопровождении в лечебное учреждение, помощи в получении медицинского обслуживания;
  • поддерживании дома в необходимом гигиеническом уровне;
  • помощи в получении услуг юриста;
  • помощи в организации похорон.


Если человек проживает в помещении, не имеющем центрального водоснабжения, отопления, то ФЗ предусмотрено включение в перечень надомных услуг, предоставляемых отделом социальной защиты, помощь по обеспечении водой, топливом. Кроме того, предусмотрено право пожилых и инвалидов на получение дополнительных услуг, которые могут быть полностью или частично оплачены.

К ним относятся:

  • нахождение в учреждении, направленном на социальное обслуживание. Оно предполагает дневное и ночное пребывание;
  • срочное сопровождение;
  • нахождение граждан в пансионате, доме-интернате;
  • круглосуточное наблюдение за здоровьем;
  • оказание первой медицинской помощи;
  • кормление ослабленного больного;
  • выполнение медицинской процедуры;
  • консультативное сопровождение.

Социально-бытовое обслуживание престарелых и нетрудоспособных людей может производиться на временной или постоянной основе. Гражданам, имеющим заболевания психики, находящимся на стадии обострения, страдающим хроническим алкоголизмом, венерическими заболеваниями, активным туберкулезом, являющимся бактерионосителями, данное обслуживание не проводится. Поскольку для них требуется лечение в специальном учреждении.

Социально-медицинское сопровождение

Социальное-медицинское сопровождение в домашних условиях направлено на решение актуальных проблем людей престарелого возраста, страдающих от психических заболеваний, находящихся на длительной ремиссии, от онкологии на поздней стадии. Правовое регулирование данных вопросов проводится органами исполнительской власти региона. К сведению, инвалиды могут получить временное жилое помещение в домах жилищного фонда для социальных нужд.

Полустационарный вид помощи

Данная система обслуживания позволяет решать следующие вопросы:

  • социально-бытового характера;
  • культурного сервиса;
  • медицинского наблюдения;
  • организацию питательного процесса;
  • обеспечения активности человека.

Полустационарные услуги полагаются престарелым лицам, людям с инвалидностью, сохранившим способность к движению, самостоятельному обслуживанию, не имеющим противопоказаний медицины для зачисления в данное учреждение. Решение о получении права на вид услуг полустационарного типа принимается руководителем учреждения после письменно оформленного заявления и справки о состоянии здоровья заявителя.


Человеку могут предоставить следующие услуги: получение одноразового питания, ночлега, доврачебной помощи, направление на лечение, оформление в дом для престарелых или инвалидов, санитарную обработку, содействие в оформлении или перерасчете пенсии, помощь при трудоустройстве, содействие в оформлении документов, страхового полиса.

Полустационарное обслуживание может быть отказано носителям бактерий, вирусов, гражданам, которые являются хроническими алкоголиками, с активной формой туберкулеза, при наличии тяжелых расстройств психики, венерологических заболеваний, требующих лечения в специализированном заведении.

Данная помощь оказывается следующим слоям населения:

  • гражданам России, иностранцам, имеющим вид на жительство;
  • людям, зарегистрированным по месту жительства или имеющим регистрацию по месту пребывания;
  • инвалидам;
  • лицам пожилого возраста.

1. Кто имеет право на социальное обслуживание на дому?

Организации социального обслуживания, как государственные, так и негосударственные, включенные в Реестр поставщиков социальных услуг города Москвы, предоставляют социальные услуги на дому гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию.

Услуги предоставляются бесплатно , за частичную или полную плату .

В любом случае, чтобы воспользоваться этими услугами, нужно быть признанным нуждающимся в социальном обслуживании и иметь индивидуальную программу предоставления социальных услуг (ИППСУ).

2. Как получить индивидуальную программу предоставления социальных услуг?

Чтобы получить индивидуальную программу предоставления социальных услуг, необходимо подготовить перечень документов:

  • заявление гражданина (его законного представителя) о предоставлении социальных услуг;
  • паспорт или иной документ, удостоверяющий личность гражданина, в том числе свидетельство о рождении в отношении несовершеннолетнего гражданина, не достигшего 14-летнего возраста, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве, а в случае отсутствия в указанном документе такой информации — помимо документа, удостоверяющего личность гражданина, иной документ, содержащий сведения о месте жительства в городе Москве;
  • документ, содержащий сведения об обстоятельствах, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности гражданина (ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», если необходимо социальное обслуживание в полустационарной форме, а также если социальное обслуживание необходимо несовершеннолетнему);
  • справка федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающая факт установления инвалидности (в случае обращения гражданина, являющегося инвалидом, — о предоставлении социального обслуживания, если необходимо социальное обслуживание в полустационарной форме, а также если социальное обслуживание необходимо несовершеннолетнему);
  • сведения о доходах гражданина и членов его семьи за последние 12 календарных месяцев, предшествующих обращению о предоставлении социального обслуживания (за исключением сведений о размерах пенсий по инвалидности и (или) по старости, которые выплачиваются отделением Пенсионного фонда по городу Москве и Московской области);
  • при необходимости — дополнительные документы .

Документы представляются в подлинниках или копиях, удостоверенных в установленном порядке, либо копиях с предъявлением подлинников документов.

С подготовленным пакетом документов необходимо обратиться:

  • в отдел социальной защиты населения Москвы по месту постоянного жительства заявителя — если необходимо социальное обслуживание в полустационарной форме, а также если социальное обслуживание в стационарной форме необходимо несовершеннолетнему гражданину;
  • в любой из центров госуслуг «Мои документы» — если необходимо социальное обслуживание в стационарной форме.

После того как заявление о признании нуждающимся в социальном обслуживании на дому или в стационарной форме зарегистрируют, в течение четырех рабочих дней социальный инспектор проведен функциональную диагностику с выходом на дом, после этого в течение четырех рабочих дней специалисты проверят представленные сведения и установят размер вашего среднедушевого дохода. Не позднее чем на следующий рабочий день управление социальной защиты населения административного округа (в отношении социального обслуживания на дому) по месту вашего фактического проживания либо Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы (в отношении социального обслуживания в стационарной форме) примет решение. Если будет принято положительное решение, то в этот же день будет утверждена индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В этой программе будут указаны состав, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, мероприятия по социальному сопровождению.

После того как заявление о признании нуждающимся в социальном обслуживании в полустационарной форме или поданное в отношении несовершеннолетних зарегистрируют, в течение трех рабочих дней специалисты проверят сведения, указанные в обращении. Затем будет организовано обследование материально-бытовых и социальных условий проживания - с выездом на дом к заявителю. По результатам обследования составляется акт и устанавливается размер вашего среднедушевого дохода.

Не позднее чем через два рабочих дня после этого управление социальной защиты населения города Москвы по вашему месту жительства примет решение. Если будет принято положительное решение, в течение трех рабочих дней в зависимости от потребности заявителя будет составлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В этой программе будут указаны состав, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, мероприятия по социальному сопровождению.

В настоящее время вопрос социального обслуживания на дому пожилых граждан и людей с ограниченными возможностями регулируется не Федеральным законом от 02.08.1995 № 122-ФЗ (данный законодательный акт устарел), а Федеральным законом от 28.12.2013 № 442-ФЗ. Предлагаем разобраться, по каким правилам производится социальное обслуживание инвалидов и пожилых граждан в 2020 году, и какие изменения вступили в силу.

  1. Недостатки системы социального обслуживания, над которыми работает Правительство
  2. Принципы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России
  3. Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: права получателей услуг
  4. Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: обязанности получателей услуг
  5. Обязанности поставщиков социальных услуг в отношении потребителей услуг
  6. Про вправе претендовать на социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому
  7. Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: виды социальных услуг
  8. Стоимость социального обслуживания пожилых и инвалидов на дому
  9. Как оформляется социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому
  10. По каким причинам могут отказать в социальном обслуживании
  11. Распространенные ошибки по теме “Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому”
  12. Ответы на часто задаваемые вопросы по теме “Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому”

Недостатки системы социального обслуживания, над которыми работает Правительство

Каждый год Правительство реформирует сферу социального обслуживания людей с ограниченными возможностями и пенсионеров, поскольку данная область нуждается в улучшении, а социальная политика на протяжении многих лет является одним из стратегических направлений развития России.

Важно! В связи с несовершенством российской системы социального обслуживания, помимо государственных структур в этом направлении работают также негосударственные организации.

В настоящее время наблюдается 4 основных проблемы в системе социального обслуживания, над которыми работают власти:

С целью решения перечисленных проблем в 2020 году в приоритет были поставлены следующие 4 направления изменений:

● поддержку семейного ухода (оказание финансовой помощи членам семьи, готовым отказаться от трудоустройства ради ухода за нуждающимся в присмотре родственником);

● оказание медпомощи на дому (в различных формах);

● с одной стороны – недостаток информации (людям сложно отыскать интересующие их сведения);

● с другой стороны – информации становится все больше, и ее необходимо структурировать с целью обеспечения быстрого поиска требуемых в данный момент данных.

● унифицировать и усовершенствовать систему информирования людей;

● ускорить и сделать проще процесс предоставления/получения услуг;

● расширить состав цифровых сервисов;

● максимально уменьшить список запрашиваемых для оформления услуг документов.

Предпринятые в данном направлении действия:

В связи с недостатком средств в бюджете существенных прибавок к зарплате соцработников не планируется, однако, будет проведена индексация выплат на фоне официального уровня инфляции (от 4 до 5,5%).

Запущена с целью прекращения использования ветхих зданий соцобслуживания, предоставления соцуслуг большему числу сельских жителей (39,8% → 45,41%).

● строительство новых зданий соцобслуживания, реконструкция ветхих построек;

● модернизация технологического оборудования;

● увеличение степени мобильности предоставления услуг;

Целью проведения всех программ является модернизация системы соцобслуживания. Требуется, в частности:

● формирование перечня единых требований по взаимодействию с гражданами при обращении ими в КЦСОН;

● развитие информационных сервисов/систем;

● оптимизация процедур предоставления соц. услуг;

“Мы планируем и дальше задействовать ресурс некоммерческих организаций – такой опыт работы оказался весьма успешным. Доля НКО на рынке услуг социального обслуживания составила 14%, и необходимо увеличить этот показатель до 23%. А чтобы деньги шли за конкретной услугой, регионам следует дифференцированно подойти к установлению тарифов на услуги”.

Максим Топилин, Министр труда и социальной защиты России

Принципы социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в России

Согласно ст. 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ, социальное обслуживание производится сотрудниками социальных служб с соблюдением следующих принципов:

  1. Уважение прав гражданина, достоинства личности, недопущение унижений.
  2. Конфиденциальность.
  3. Добровольный характер.
  4. Сбережение привычной благоприятной среды проживания.
  5. Адресное предоставление помощи.
  6. Равный и свободный доступ лиц к социальному обслуживанию без принятия во внимание религиозных убеждений, пола, возраста, расы, языка, национальности и т.д.
  7. Достаточное количество социальных работников (находящихся в регионе проживания получателя услуг), информационных ресурсов, финансовых и материально-технических ресурсов.

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: права получателей услуг

Согласно ст. 9 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ, получатели услуг по социальному обслуживанию имеют право на:

  1. Выбор поставщика (-ов) социальных услуг без какого-либо принуждения.
  2. Бесплатные сведения, касающиеся видов доступных социальных услуг, условий их предоставления, прав и обязанностей при их получении, перечня поставщиков, тарифов (и возможности бесплатного пользования услугами).
  3. Принятие участия в составлении индивидуальной программы.
  4. Получение надлежащего ухода в социальных учреждениях, пребывание в приемлемых (соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям) условиях.
  5. Гуманное и уважительное отношение к себе со стороны социальных работников.
  6. Защиту прав и интересов.
  7. Приглашение посетителей в социальное учреждение в дневное/вечернее время (членов семьи, адвокатов, нотариусов, священников, представителей организаций).
  8. Отказ от предоставления социальных услуг в любое время.

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: обязанности получателей услуг

Помимо прав, получатели социальных услуг обязаны соблюдать ряд требований законодательства (которые представлены в статье 10 упомянутого выше закона):

  1. Не нарушать условия договора с поставщиком социальных услуг, вовремя производит оплату услуг (полную или частичную – в зависимости от условий соглашения).
  2. Своевременно сообщать поставщику услуг любую значимую информацию, касающуюся предоставления услуг.
  3. Предоставлять документы/сведения, необходимые для оказания социальных услуг.

Обязанности поставщиков социальных услуг в отношении потребителей услуг

В таблице ниже представлены обязанности поставщиков услуг, о которых им вправе напоминать получатели услуг, заключившие с ними официальные договора на обслуживание:

Про вправе претендовать на социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому

Важно! В зависимости от того, к какой категории льготников относятся потребители социальных услуг на дому, обслуживание может быть предоставлено на безвозмездной основе, платно или на условиях частичной оплаты.

Социальных работников ежегодно становится все меньше, причина тому – отсутствие престижа профессии и низкие зарплаты. А потому претендовать на социальное обслуживание на дому может ограниченный круг лиц:

№ п/п. Получатели услуг по социальному обслуживанию Подробные сведения
1 Временно нетрудоспособные лица При условии, если с человеком не проживает кто-либо, способный оказать поддержку
2 Пенсионеры В 2020 году – женщины и мужчины в возрасте 56 и 61 года соответственно, в 2020 году – 57 и 62 лет, …, в 2024 году – 60 и 65 лет.
3 Лица с ограниченными возможностями здоровья Инвалиды 1, 2, 3 группы
4 Люди, оказавшиеся в тяжелом положении Алкоголизм, наркомания (зависимость у члена семьи гражданина)
5 Другие граждане, относящиеся к льготным категориям лиц Например, сироты и дети без попечения родителей, оказавшиеся без жилья

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому: виды социальных услуг

Лица, обладающие правами на получение социальных услуг на дому, могут рассчитывать на следующие разновидности помощи:

№ п/п. Общий перечень социальных услуг Дополнительные услуги лицам, не имеющим возможности обслуживать себя самостоятельно
1 Приготовление пищи, покупка продуктов по поручению пользователя услуг, уборка в квартире/доме, организация досуга. Помощь в проведении гигиенических процедур, медицинских манипуляций.
2 Доставка питьевой/технической воды, обеспечение дровами для растопки печи при наличии печного отопления. Сопровождение до лечебных учреждений, бюро медико-социальной экспертизы
3 Стирка белья, обустройство жилого помещения, организация быта. Психологическая поддержка, оказание помощи в заполнении документов, помощь в получении специализированной юридической помощи.
4 Помощь в расчете коммунальных платежей и в оплате ЖКУ Содействие в оформлении пребывания в стационаре, санатории
5 Сопровождение до больницы, органов социальной защиты населения, Пенсионного Фонда, магазина, места прогулки, санаторно-курортного учреждения и т.д. Содействие в получении среднего/высшего образования (инвалидам)

Стоимость социального обслуживания пожилых и инвалидов на дому

Социальное обслуживание на дому может быть предоставлено на условиях 100% оплаты, частичной оплаты или бесплатно:

● Герои социалистического труда;

● Герои Советского Союза и Российской Федерации;

● жители блокадного Ленинграда;

● бывшие узники концлагерей фашистов;

● инвалиды Великой Отечественной Войны;

Как оформляется социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому

Ведомством, отвечающим за предоставление социальной помощи на дому, являются органы социальной защиты населения – обращаться нужно в региональные отделения по месту регистрации. Алгоритм действий будет следующим:

  1. Гражданин лично или через представителя (должен иметь при себе паспорт РФ и нотариально заверенную доверенность на представление интересов заинтересованного лица) обращается в органы социальной защиты населения.
  2. Специалисты СЗН осуществляют проверку документов на достоверность указанных в них сведения, делают запросы в другие органы власти по каналам межведомственного взаимодействия. Документы нужны будут следующие:
  • заявление;
  • паспорт РФ;
  • пенсионное удостоверение (при наличии);
  • заключение из бюро медико-социальной экспертизы + индивидуальная программа реабилитации (для инвалидов);
  • справка о составе семьи (во многих регионах сведения запрашиваются самостоятельно специалистами СЗН по каналам межведомственного взаимодействия);
  • справка об отсутствии заболеваний, которые могут стать препятствием к получению услуг по социальному обслуживанию;
  • справка о величине доходов.
  1. Проводится комплексная проверка на предмет наличия противопоказаний к получению социальной помощи:
  • наличие у заявителя тяжелых психических заболеваний и болезней, требующих особого специализированного лечения;
  • открытая форма туберкулеза;
  • наличие тяжелых инфекций, карантинных болезней;
  • прием заявителем психотропных препаратов;
  • наркотическая или алкогольная зависимость.
  1. Эксперты проверяют степень нуждаемости человека в получении оформляемых услуг (социальные работники будут назначены тем заявителям, кому помощь требуется более всего).
  2. Сотрудники СЗН приходят домой к заявителю с целью проверки условий проживания.

По каким причинам могут отказать в социальном обслуживании

Существует 5 причин, по которым в оказании социальных услуг на дому может быть отказано. К таковым относятся:

  • наличие заразных и психических заболеваний, зависимостей;
  • заявитель не имеет определенного места жительства;
  • отсутствие социальных работников на данный момент;
  • подача документов в СЗН в нетрезвом виде, в неадекватном состоянии;
  • недостоверные сведения в документах, подложные документы.

Распространенные ошибки по теме “Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому”

Ошибка: Пенсионер, не относящийся к федеральным льготникам и получающий пенсию, размер которой превышает 1,5 размера прожиточных минимумов по региону, пытается оформить услугу социального обслуживания на дому на безвозмездной основе.

На бесплатное социальное обслуживание на дому могут рассчитывать исключительно федеральные льготники и пенсионеры, чей ежемесячный доход оказывается меньше 1,5 размеров прожиточного минимума в регионе.

Ошибка: Инвалид 3 группы, самостоятельно обслуживающий себя и не имеющий трудностей в быту, претендует на помощь социального работника на дому.

Специалисты органов социальной защиты населения тщательно изучают ситуацию с целью выяснения степени нуждаемости заявителей в помощи социальных работников. Если выясняется, что заявитель самостоятельно ухаживает за собой, выполняет работу по дому и не испытывает трудностей с посещением организаций, магазинов и поликлиник, ему будет отказано в социальной помощи на дому, т.к. социальных работников мало, а претендентов на соц. обслуживание – много.

Ответы на часто задаваемые вопросы по теме “Социальное обслуживание пожилых и инвалидов на дому”

Вопрос: Я являюсь инвалидом 1 группы и остро нуждаюсь в социальном обслуживании на дому. Мне отказывают на том основании, что в регионе недостаточно социальных работников. Является ли такой отказ обоснованным?

Ответ: Да. К сожалению, в настоящее время существует острая необходимость в социальных работниках, и их действительно не хватает. Социальное обслуживание на дому предоставляется только тем, кто особо нуждается в нем, но и при этом условии соцработников оказывается недостаточно.

Вопрос: Я инвалид 2 группы, мой доход меньше 1,5 размеров регионального прожиточного минимума. Я проживаю вдвоем с трудоспособной дочерью. Могут ли мне отказать в социальном обслуживании на дому?

Ответ: Скорее всего Вам откажут, поскольку за Вами может ухаживать дочь. В первую очередь социальная помощь на дому оказывается тем, кто проживает одиноко.

Краткое содержание:


Пожилые люди постепенно утрачивают свою дееспособность, им все чаще нужна помощь, порой даже для осуществления повседневных бытовых манипуляций. Но не всегда рядом с бабушками и дедушками находятся их выросшие дети и внуки. Одинокие старики – не редкость в нашей стране. Государство стоит на страже интересов этой незащищенной и самой уязвимой категории граждан. И речь идет не только о финансовой поддержке, но и о реальной физической помощи, так необходимой пожилым людям. Соцработники становятся хорошим подспорьем для людей преклонных лет, которые уже не могут самостоятельно обслуживать себя и справляться с повседневными делами.

Какие функции выполняет социальный работник

Соцработник – это сотрудник специализированного центра занятости населения. В его должностные обязанности входит оказание помощи недееспособным категориям граждан (прежде всего, пенсионерам и инвалидам). Поддержка эта носит самый разный характер: правовая, моральная, физическая, бытовая.

Действия социальных работников регламентированы соответствующими законами:

  • Закон «Об основах соцобслуживания граждан РФ» № 442-ФЗ от 28.12.2013;
  • Приказ Минтруда «Об утверждении профстандарта «Соцработник» от 18.11.2013.

Сотрудники центров занятости осуществляют комплекс мер, призванных улучшить качество жизни пожилых людей и инвалидов:

  • Выявляют круг лиц, нуждающихся в особой поддержке и заботе;
  • Предпринимают попытки повысить уровень качества их бытовых условий;
  • Обеспечивают защиту социально-правового характера таких слоев населения.

Социальные работники занимаются консультированием по телефону. Также в их обязанности входит личный выезд к пенсионерам для оказания помощи. Среди функций, составляющих компетенцию соцработников, можно выделить:

  • Приобретение за счет обратившегося за помощью продуктов, медикаментов, хозтоваров и других необходимых вещей, включая доставку их до дома пенсионера;
  • Для сотрудников, трудящихся в сельской местности – растопка печей, доставка топлива;
  • Передача вещей пенсионера в учреждение, где они стираются или проходят химчистку, а затем доставка их обратно;
  • Уборка жилого помещения (иногда с привлечением специальных служб);
  • Вызов сотрудников, в компетенции которых – исправление определённых бытовых недостатков и дефектов (сантехники, «газовики», электрики и т.д.), а также заключение с ними договоров, контроль за их действиями и приемка работ;
  • Содействие в процедурах оплаты услуг ЖКХ (заполнение квитанций, проведение электронных платежей, фиксация показаний счетчиков и т.д.);
  • Отправка за недееспособного человека почтовой корреспонденции;
  • Содействие в посещение мероприятий культурно-развлекательного характера: выставок, музеев, концертов и т.д.;
  • Помощь в оформлении самых разных документов (в том числе, необходимых для получения каких-либо пособий или льгот);
  • Помощь (при необходимости) в вопросе проведения личной гигиены.

Со временем популярность и востребованность этой профессии будет только расти.

Кто может претендовать на помощь соцработника на дому

Помощь соцработника положена лицам, которые не способны осуществлять самообслуживание и нуждаются в поддержке и присутствии третьих лиц для решения повседневных бытовых проблем. В нашей стране к этой категории граждан причислены инвалиды вне зависимости от их возраста. А также соцработник по закону положен пенсионерам:

Женщинам старше 55-ти лет;

Мужчинам старше 60-ти лет.

Самостоятельно представители соцслужб не занимаются поиском нуждающихся в поддержке граждан. Человек, которому необходима помощь, должен сам обратиться в центр соцобслуживания населения с соответствующей просьбой.

Срок рассмотрения заявления и проверки документов небольшой – решение об оформлении соцработника принимается в течение 10-ти дней.

Оказание помощи соцработником

Перечень работ, составляющих помощь пожилому человеку, закреплен законодательно. По данным Министерства соцразвития наиболее популярными сейчас являются следующие услуги:

  • Покупка и доставка продуктов, воды, медикаментов;
  • Содействие в оплате услуг ЖКХ и телефонной связи;
  • Поддержка психологического характера;
  • Помощь в приготовлении пищи и уборке жилого помещения;
  • Содействие в осуществлении санитарно-гигиенических процедур.

Частота визитов соц. работника зависит от имеющегося фронта работ. Максимальная регулярность посещений – раз в день, исключая субботы и воскресенья.

Большей частью услуги соцработников финансируются из средств госбюджета. Частично их оплачивают и сами пенсионеры – в среднем это 250 рублей в месяц.

Благодарю за внимание! Читайте, оценивайте, комментируйте!


Пожилые люди относятся к одним из самых незащищенных слоев населения. Они часто подвержены болезням и жизненным невзгодам. Одинокие пожилые люди уязвимы, не всегда могут самостоятельно справиться с возникшими проблемами, порой избегают их, думая, что ситуацию уже ничем не исправить. На самом деле это не так. Государство защищает права и интересы таких граждан, осуществляет помощь и всестороннюю поддержку. Люди, достигшие пенсионного возраста, должны это знать и пользоваться своими правами, если помощь им действительно необходима. Что же входит в это понятие — «социальная помощь пожилым людям на дому»? С чего начать оформление, какова цена? Наша статья посвящена всем вопросам по данной теме.

Социальная помощь пожилым людям и ее виды

С возрастом физические возможности людей угасают. Снижение многих функций происходит из-за болезней, да и просто в силу физиологических причин. Именно поэтому на данном этапе жизни многим людям требуется помощь государства.

В Гражданском Кодексе Российской Федерации прописаны виды соцпомощи пожилым людям, в частности:

  • социальная помощь престарелых людей на дому;
  • оказание помощи в стационарах, а также интернатах и приравненных к ним организациях (пансионатах и т.п.);
  • полустационарная помощь для пребывания в светлое время суток;
  • срочная социальная помощь и поддержка — разовая;
  • оперативная помощь в виде консультаций для инвалидов.

Для лучшей адаптации пожилых людей в обществе работают специализированные территориальные центры. Они созданы непосредственно для оказания всесторонней социальной помощи пенсионерам и инвалидам. В их обязанности входит постановка престарелых людей на учет и контроль за тем, чтобы остро нуждающиеся своевременно получали помощь от государства. Территориальные центры оказывают услуги исходя из условий проживания пожилых, их насущных проблем, которые решаются в индивидуальном порядке.

Какие законы приняты в отношении пожилых людей и оказания им социальной помощи на дому

В настоящее время действует целый ряд законодательных актов, регулирующих социальную помощь престарелых граждан и инвалидов.

  • Федеральный закон РФ «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (последняя редакция).
  • Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по улучшению условий проживания престарелых граждан и инвалидов в государственных и муниципальных стационарных и полустационарных учреждениях социального обслуживания населения» от 25.12.2000 г. № 2063.

Что из себя представляет соцпомощь на дому?

Следуя Гражданскому Кодексу Российской Федерации, социальная поддержка граждан престарелого возраста может осуществляться с целью:

  • улучшения качества жизни и отдыха пожилых людей;
  • приобретения продуктов питания, медикаментов, товаров первой необходимости и т.п.;
  • предоставления разного рода услуг и помощи по дому (к примеру, доставки питьевой воды, розжига печи (при отсутствии центрального отопления и водопровода);
  • приведении в порядок жилья, включая посильный ремонт помещений в квартире или частном доме;
  • помощи в оплате коммунальных услуг, сопровождении к участковому врачу, на прогулке, в поездке в санаторий или профилакторий;
  • вызова специалиста узкой медицинской специальности на дом в случае необходимости.

Многие пенсионеры, будучи на инвалидности, не могут себя полноценно обслуживать, даже простейшие гигиенические процедуры для них сложны и становятся непосильной задачей. Обязанность социальных работников — помочь таким людям, максимально сделать их жизнь комфортной. Для этого специалист из службы соцпомощи на дому обязан:

  • предложить свои услуги, чтобы вызвать врача;
  • выполнить все необходимые гигиенические процедуры, которые требуются подопечному;
  • оказать содействие в прохождении медосмотра и медико-социальной экспертизы;
  • сопроводить больного пожилого человека в лечебное учреждение для получения профессиональной медицинской помощи.
  • Кроме всего прочего, к социальным работникам нередко обращаются за помощью в вопросах юридического характера, сборе справок, получении бумаг, восстановлении документов и пр.

    Для кого именно предусмотрена социальная помощь на дому

    Сотрудники социальной службы берут под свою опеку:

    • людей, получающих на пенсию по возрасту - женщин от 55 лет; - мужчин от 60 лет;
    • инвалидов без каких-либо возрастных ограничений.

    Специалисты должны безоговорочно выполнять свои обязанности в отношении пожилых людей, действительно нуждающихся в помощи со стороны. Социальная помощь на дому предназначена для граждан, которые не могут за собой ухаживать.

    Заключение о предоставлении пенсионерам такой помощи выдается на основании обследования специальной комиссии. Комиссия при рассмотрении дела может вынести вердикт «отказать» в получении социальной помощи на дому. Отказ может прозвучать на основании:

    • психического заболевания, которое представляет собой опасность для жизни социального служащего;
    • злоупотребления алкогольсодержащими напитками;
    • употребления наркотических веществ;
    • заболеваний, относящихся к карантинным, а также венерических;
    • диагноза «туберкулез» и подобных, которые лечатся в учреждениях закрытого типа.

    Нередко социальные службы не могут вовремя оказать помощь из-за большой загруженности своих работников или вследствие того, что обратившийся пенсионер не имеет определенного места жительства. В судебном порядке решается вопрос об определении пожилого гражданина в специальные учреждения, где ему окажут помощь в лечении или предоставлении постоянного места жительства. Такие вопросы решаются и без привлечения судебных органов — если человек одинокий или по согласованию с родственниками. Также этим правом могут воспользоваться инвалиды с нарушением двигательных функций и ограничением самообслуживания.

    Особенности оформления соцпомощи на дому

    Для подачи и оформления документов пожилой гражданин (или его доверенное лицо), нуждающийся в поддержке со стороны государства, должен обратиться в Центр социального обслуживания населения по месту жительства. Данная организация обязана принять заявление от пожилого пенсионера и предоставить ему список документов, которые ему нужно собрать для постановки на учет.

    Какие документы требуются

    В центре необходимо заполнить стандартное заявление по установленному образцу. При необходимости работник соцслужбы помогает в этом. Затем обратившийся за помощью престарелый человек должен принести следующие документы:

    • паспорт (оригинал и копия);
    • выписку о прописке (выдает паспортный стол по месту жительства);
    • удостоверение об инвалидности либо другой документ, подтверждающий право на соц. помощь;
    • медсправку о состоянии здоровья (заверяется главврачом лечебного учреждения) и программу о реабилитации, если есть такая;
    • доверенность на того человека, который занимается оформлением соцпомощи в случае, если сам нуждающийся не в состоянии это сделать;
    • справку о доходах, которые облагаются налогами (если пенсионер таковые имеет дополнительно к пенсии).

    Собрать все документы — вроде просто, но на практике не всегда получается быстро оформить социальную помощь на дому. Кроме того, в территориальных центрах — постоянная нехватка кадров, рассмотрение заявлений задерживается или не всегда рассматривается по существу вопроса А инвалиды и пожилые граждане не могут ждать, поэтому нередко они (или их родственники) обращаются в пансионат в Одинцовском районе для пожилых с круглосуточным наблюдением и индивидуальным уходом за престарелыми людьми. Как правило, в таких учреждениях на высоком уровне организована работа с пожилыми людьми, созданы все условия для комфортного проживания; есть свой штат медицинских работников, присматривающих за пожилыми пациентами.

    Порядок оформления бумаг

    После сдачи престарелым лицом всех документов в службу соцзащиты его заявление рассматривается на комиссии в 10-дневный срок после подачи. Если комиссия приняла положительное решение, создается индивидуальная программа помощи, рассчитанная для конкретного пенсионера, к которому прикрепляется свой социальный работник. После одобрительного заключения комиссии оформляется договор. В нем прописываются все виды социальной помощи, которую планируется оказывать подопечному пожилому гражданину. Договор на получение социальной помощи — основной документ, регулирующий права и обязанности сторон. А именно — престарелого человека (или его доверенного лица) и социальной службы. Действует весь текущий год, вступая в силу со дня подписания. На следующий год действие договора продлевается автоматически: не оформляется заново. Визиты к своему подопечному социальный работник совершает ежедневно или несколько раз в неделю — в зависимости от состояния здоровья пожилого человека. Частота определяется по фактическому самочувствию инвалида.

    Стоимость услуг

    Пожилые люди получают социальную помощь на дому абсолютно бесплатно либо частично оплачивают. Право бесплатной социальной помощи имеют прежде всего граждане, у которых ежемесячный доход составляет ниже прожиточного минимума. Это определено законом, который действует с января 2015 года. Прожиточный минимум определяют органы муниципалитета. Далее, правом на бесплатную поддержку от государства на дому пользуются инвалиды и участники Великой Отечественной войны. Для всех остальных категорий граждан установлена ежемесячная оплата — не более 250 рублей — за оказание социальной помощи на дому. Эта сумма не зависит от объема оказываемых услуг.

    Требуется круглосуточный квалифицированный уход?
    Оставьте заявку на подбор пансионата.

    Читайте также: