Проблемы пенсионного обеспечения по инвалидности

В соответствии с действующим законодательством пенсионеры по инвалидности подразделяются на следующие основные категории:

  • · вследствие общего заболевания;
  • · вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
  • · вследствие радиационных катастроф.

Следует отметить, что далеко не все инвалиды являются получателями пенсии по инвалидности (трудовой). Если говорить об инвалидах молодых возрастов, это связано с тем, что пенсию по инвалидности назначают только лицам трудоспособного возраста (независимо от продолжительности общего трудового стажа). Таким образом, теоретически пенсия по инвалидности может быть назначена человеку в возрасте 15 лет, а практически ее начинают выплачивать только после достижения инвалидом возраста 17 лет (Рис.2 и Рис.3). До достижения этого возраста инвалиды, как правило, получают социальную пенсию или пенсию по случаю потери кормильца. В трудоспособном возрасте большинство инвалидов получает пенсию по инвалидности, так как если инвалид с детства работал (по статистике инвалид начинает работать после достижения возраста 17 лет), то в рамках старой пенсионной системы ему было выгодно переоформить назначенную ранее социальную пенсию на пенсию по инвалидности. В случае наступления инвалидности в трудоспособном возрасте у человека просто не было и нет другой альтернативы, как оформить пенсию по инвалидности. Численность пенсионеров по инвалидности в этом возрасте определяется интенсивностью инвалидизации населения, которая хорошо аппроксимируется экспоненциальной кривой. Как было сказано выше, при достижении пенсионного возраста многие инвалиды переоформили пенсию по инвалидности на пенсию по старости, а при наступлении инвалидности уже в пенсионном возрасте пенсию по инвалидности, как правило, не оформляли. В этом возрасте большинство населения уже получало пенсию по старости и переоформлять ее на меньшую по размеру пенсию по инвалидности не имело экономического смысла. Исключение составляли участники Великой Отечественной войны, граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, и некоторые другие категории граждан, имеющие право на одновременное получение двух пенсий. Поэтому сегодня большинство инвалидов старших возрастов является получателями пенсии по старости.

Действующим пенсионным законодательством предусмотрено, что трудовая пенсия состоит из трех частей: базовой, страховой и накопительной.

Размер страховой и накопительной частей трудовой пенсии по старости и по инвалидности определяется практически одинаковым образом с учетом размера ПК (расчетного или фактического) и ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, а при определении размера пенсии по инвалидности учитывается дополнительный коэффициент K. По достижении пенсионного возраста пенсионер по инвалидности продолжит получать страховую часть трудовой пенсии, размер которой будет определяться, во-первых, начальной величиной страховой части трудовой пенсии, рассчитанной на дату начала ее выплаты; во-вторых, имевшей место индексацией страховой пенсии и, в-третьих, взносами на страховую часть трудовой пенсии (при их наличии), уплаченными в период получения пенсии по инвалидности. Таким образом, при возможном переоформлении пенсии по инвалидности на пенсию по старости размер страховой части трудовой пенсии измениться не должен. Следовательно, распространенный в прошлом переход из когорты пенсионеров по инвалидности в когорту пенсионеров по старости в будущем не будет иметь смысла, поэтому в новой системе не должно быть уменьшения численности получателей страховой части трудовой пенсии по инвалидности при достижении инвалидами пенсионного возраста.

Выплата накопительной части трудовой пенсии лицам, получающим трудовую пенсию по инвалидности, будет начинаться не ранее достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости. Поэтому количество пенсионеров по инвалидности, получающих накопительную часть трудовой пенсии, будет определяться количеством пенсионеров по инвалидности в данном возрасте и также в будущем не должно увеличиться.Писарева, И.В. Пенсионный процесс [Текст] // Пенсия. - 2009. № 1(148)

Еще одним фактором, влияющим на численность инвалидов, а следовательно, и на численность пенсионеров по инвалидности, является сверхсмертность инвалидов. Различие в смертности инвалидов и не инвалидов отмечали Т. М. Малева, С. А. Васин, О. Ю. Голодец и С. В. Бесфамильная. По их мнению, "эти различия сводятся к следующему:

  • · смертность инвалидов-получателей пенсии по инвалидности значительно выше смертности остального населения в возрасте до 60 лет;
  • · с возрастом различия убывают".

Последнее утверждение отражает стирание качественных различий между инвалидами и не инвалидами, свидетельствуя в пользу гипотезы о том, что "в пенсионных возрастах инвалидность носит принципиально иной, связанный с конъюнктурно-мотивационными факторами характер".

Самым узким местом социальной политики в отношении инвалидов остается ее разрозненность и отсутствие единой стратегии. Фактически мы имеем дело с отдельными социальными мерами, а не с комплексной системной концепцией. При этом утрачивается реальное представление об эффективности льгот, об их ориентированности на конкретные социальные задачи. Социальные меры часто дублируют друг друга по целям и финансированию. Например, в дореформенный период выплаты по возмещению вреда составляли разницу между утраченным заработком и пенсией по инвалидности. Теперь пенсии по инвалидности в расчет не принимаются и потерпевший получает возмещение вреда как восполнение утраченного заработка плюс пенсию по инвалидности. Отсутствие концепции ведет к тому, что у политики отсутствует реальная финансовая основа. Законы, обеспечивающие льготы, принимаются без учета возможности их реального финансового исполнения. Вообще говоря, эти законы противоречат основному финансовому закону страны - Закону о федеральном бюджете РФ. Законы по льготам исходят из обязательного выполнения обязательств федерального бюджета или бюджета субъекта федерации перед получателем. Между тем российский закон о федеральном бюджете устанавливает приоритеты выполнения различных статей бюджета и предусматривает возможность недофинансирования по отдельным статьям. Бюро экономического анализа (БЭА). Инвалиды в России: причины и динамика инвалидности, противоречия и перспективы социальной политики. Информационно-аналитический бюллетень №3, 2010

По своим провозглашенным целям социальная политика в отношении инвалидов должна носить активный характер. На практике провозглашенные цели подменяются мероприятиями по социальному обеспечению инвалидов. В общем объеме расходов на социальную защиту инвалидов (без учета трансфертов регионам) средства Пенсионного фонда (пенсии инвалидам с учетом компенсационных выплат) составляют 98,1%. При выплате пенсий и компенсационных льгот государство исходит из необходимости абсолютного удовлетворения всех потребностей инвалидов за счет государства без учета уровня доходов и других критериев, кроме заключения медико-социальной экспертизы.

Принципиального различия между пенсией по старости и пенсией по инвалидности для инвалида не существует. Инвалиду по достижении пенсионного возраста дано право выбирать вид пенсии, и, естественно, пенсионер останавливается на пенсии большего размера. Как следует из демографических и статистических оценок, инвалидов-получателей пенсий в России насчитывается 9,34 млн. чел. Эта численность близка к максимальным оценкам инвалидности и практически исключает вероятность того, что значимая группа инвалидов, которая по российским законам признается таковыми, не претендует на пенсии по инвалидности.

Несовершенство существующей системы финансового обеспечения политики в отношении инвалидов приводит к недофинансированию отдельных мероприятий этой политики, к задержкам по выплатам разных видов пособий и компенсаций, к реальной недоступности благ, гарантированных законом.

Решение сложившихся проблем в сфере пенсионного обеспечения инвалидов требует создания комплексной программы, которая затронет все проблемные зоны.

Анализ норм российского законодательства о социальной защите инвалидов показал, что под влиянием международных правовых актов постепенно формируется современная законодательная база, направленная на поддержку и социальную защиту граждан с ограниченными возможностями. Проблема инвалидности из проблемы сугубо медицинской, приобретает социальный аспект и рассматривается как проблема не только одного человека, но и всего общества в целом Российская Федерация 24 сентября 2008 года подписала Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106 «Конвенция о правах инвалидов» Конвенция о правах инвалидов. Утверждена Революцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106 // СЗ РФ. - 2013. - N 6. - Ст. 468.. Данный факт накладывает на Российскую Федерацию обязательство по дальнейшей ратификации Конвенции. На подготовительном этапе в России активизировалась работа, направленная на совершенствование законодательства в сфере социальной защиты инвалидов, в том числе и в направлении пенсионного обеспечения инвалидов. В частности, положительной оценки застуживают изменения, упразднившие с 1 января 2010 года степень ограничения способности к трудовой деятельности как основной критерий при назначении трудовых пенсий по инвалидности См.: Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страховании Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования». // СЗ РФ. - 2009 . - № 30. - Ст. 3739.. Однако последовательность в проводимой законодателем политике не всегда прослеживается. Н.А.Карпунина критически оценивает нормы пенсионного законодательства, одновременно вступившие в силу с 1 января 2010 года, предусматривающие «автоматическое» назначение пенсии и перевод с одного вида пенсии на другой, то есть без подачи гражданами соответствующего заявления. Прежде всего, это касается социальной пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), являвшимся получателями трудовой пенсии по инвалидности, выплата которой была прекращена в связи с достижением указанного возраста Карпунина Н. А. Юридические факты в пенсионном обеспечении Российской Федерации :автореф. дисс. - М.,2010. - 30 с..

Категория «инвалидность» является объектом изучения различных наук: философии, социологии, медицины, психологии, права и др. С учетом ее направленности и специфики изучаются разные стороны, признаки, свойства данного биосоциального явления. Именно поэтому в одних случаях, например, инвалидность имеет значение медицинского факта, в других социального факта, в-третьих, юридического факта.

С юридическим фактом-состоянием инвалидности пенсионное законодательство связывает субъективное право граждан на пенсию по инвалидности соответствующего вида и размера. Анализ норм пенсионного законодательства позволяет сделать вывод о том, что юридические фактические составы - основания возникновения пенсионных правоотношений по инвалидности для различных категорий граждан по своему составу значительно различаются. Связано это с тем, что помимо «ключевого факта» - инвалидности, двухсторонних юридических действий (волеизъявления гражданина и решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, о назначении пенсии по инвалидности), юридические фактические составы включают в себя дополнительные юридические факты. Например, это факт участия в Великой Отечественной войне, факт награждения знаком «Житель блокадного Ленинграда», факт постоянного проживания на территории Российской Федерации, факт работы в качестве застрахованного лица и др.

В науке права социального обеспечения определения инвалидности, традиционно основываются на понимании инвалидности, как сложной медико-социальной характеристики состояния здоровья человека, в том числе его способности к трудовой деятельности. При этом состояние здоровья человека (медицинский критерий) рассматривается в качестве причины инвалидности, а утрата трудоспособности как следствие состояния здоровья человека (социальный критерий). Нет правильных или неправильных определений инвалидности, они зависят, во-первых, от того, как в конкретном обществе определяется инвалидность, во-вторых, от цели того или иного государства, которое, по мнению диссертанта, всегда ответственно за принятие необходимых мер, способствующих улучшению условий жизни инвалидов.

Социальная составляющая содержания понятия инвалидности, заключается в ограничении жизнедеятельности инвалида по ряду категорий, которые в той или иной мере могут быть ограничены вследствие нарушения здоровья:

а) способность к самообслуживанию;

б) способность к самостоятельному передвижению;

в) способность к ориентации;

г) способность к общению;

д) способность контролировать свое поведение;

е) способность к обучению;

ж) способность к трудовой деятельности.

Ограничение жизнедеятельности может возникнуть на любом этапе жизни человека: в раннем детстве, в зрелом возрасте или в старости. К сожалению, в ряде случаев оно воздвигает барьеры для лиц с инвалидностью, препятствует доступу в различные инфраструктуры общества, создает трудности с трудоустройством, образованием, в целом приводит к определенным последствиям на социальном уровне. Однако ограничение тех или иных способностей человека в результате нарушения здоровья не должны ставить человека в худшее положение по сравнению с другими членами общества. Государство должно гарантировать такому человеку право на достойную жизнь, вне зависимости от его состояния здоровья, способностей выполнять трудовые функции, физических или психических недостатков. Следовательно, возникает необходимость социальной защиты прав и интересов лиц с ограниченными возможностями. При этом под социальной защитой лиц с ограниченными возможностями следует понимать систему медицинских и социально-экономических мероприятий, реализуемых государством в лице его различных органов и учреждений, направленных на обеспечение достойных условий жизни и равных возможностей, всестороннего развития, а также нейтрализации или компенсации ограничений жизнедеятельности указанной категории лиц.

Основные проблемы и противоречия пенсионного обеспечения инвалидов

? разрозненность социальной политики и отсутствие единой стратегии

? пенсионное обеспечение инвалидов в России не увязано с уровнем доходов инвалидов и с его занятостью (незанятостью) и также весьма слабо связано с реабилитацией инвалида.

? пенсии не относятся к льготам и компенсациям активной реабилитации

? законы, обеспечивающие льготы, принимаются без учета возможности их реального финансового исполнения.

Решение сложившихся проблем в сфере пенсионного обеспечения инвалидов требует создания комплексной программы, которая затронет все проблемные зоны.

Заключение

Пенсия по инвалидности - пенсия, устанавливаемая в связи с длительной или постоянной фактической утратой трудоспособности (инвалидности). Условия и нормы пенсионного обеспечения зависят от ряда обстоятельств - характера трудовых отношений или службы, иной деятельности, причин наступления инвалидности. Пенсия по инвалидности рабочим и служащим назначается при наступлении инвалидности I, II и III группы. Условия назначения пенсии различаются в зависимости от причины инвалидности: при наступлении и вследствие трудового увечья или профзаболевания пенсия назначается независимо от длительности трудового стажа: если инвалидность явилась следствием общего заболевания, то для назначения пенсия требуется, как правило, определенный общий трудовой стаж. Чем моложе рабочий или служащий, тем меньший требуется стаж.

Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Признание лица инвалидом производится территориальными бюро государственной службы медико-социальной экспертизы (БМСЭ) по месту жительства либо по месту прикрепления к государственному или муниципальному лечебно-профилактическому учреждению.

Приказом Министерства здравоохранения утверждены Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы, в соответствии с которыми устанавливаются степени ограничения способности к трудовой деятельности, группы и причины инвалидности.

Проблемы, связанные с инвалидностью (ее понятием, дифференциацией групп инвалидности и степеней ограничения способности к трудовой деятельности, приданием юридического значения такому обстоятельству, как причина инвалидности, и др.), не исчерпываются проблемами только пенсионного обеспечения. Это также проблемы занятости инвалидов в общественном производстве, уровня их жизни, социальной адаптации и др. Новые пенсионные законы, к сожалению, вернули страну в далекое прошлое по ряду из этих принципиальных вопросов. Ныне ясно одно: наличие в семье инвалида является одним из факторов, значительно усугубляющих бедность. Пенсионеры-инвалиды оказываются зачастую даже в более тяжелых материальных условиях по сравнению с пенсионерами по старости (уровень их бедности выше в полтора раза, а крайняя бедность встречается в два раза чаще).

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хомякова Е. С.

Актуальность темы обусловлена тенденцией увеличения числа инвалидов в Российской Федерации как незащищенной категории населения. Инвалидам сегодня требуется усиленный режим поддержки со стороны государства, поскольку данная группа населения наиболее уязвима в медико-социальном отношении. В статье рассматривается понятие пенсии , даны основные виды пенсионного обеспечения по инвалидности, изучены медико-социальные составляющие инвалидности. Также проанализированы основные формы и методы социальной защиты инвалидов и даны актуальные показатели пенсионного обеспечения инвалидов по группам инвалидности.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Хомякова Е. С.

PENSION AS A MEASURE OF SOCIAL SUPPORT FOR PEOPLE WITH DISABILITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The relevance of the topic is due to the trend of an increase in the number of persons with disabilities in the Russian Federation as an unprotected population. People with disabilities today need an enhanced regime of support from the state, since this group of the population is most vulnerable in medical and social terms. The article considers the concept of pension , gives the main types of disability pensions, examines the medical and social components of disability. It also analyzes the main forms and methods of social protection of persons with disabilities and provides relevant indicators of the pension provision for people with disabilities.

Текст научной работы на тему «Пенсия как мера социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации»

ПЕНСИЯ КАК МЕРА СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

*ФГБОУ ВО «Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва», Саранск, Россия

Актуальность темы обусловлена тенденцией увеличения числа инвалидов в Российской Федерации как незащищенной категории населения. Инвалидам сегодня требуется усиленный режим поддержки со стороны государства, поскольку данная группа населения наиболее уязвима в медико-социальном отношении. В статье рассматривается понятие пенсии, даны основные виды пенсионного обеспечения по инвалидности, изучены медико-социальные составляющие инвалидности. Также проанализированы основные формы и методы социальной защиты инвалидов и даны актуальные показатели пенсионного обеспечения инвалидов по группам инвалидности.

инвалид, пенсия, социальное обеспечение, виды пенсий, медико-социальная экспертиза, формы и методы социальной защиты.

Для цитирования: Хомякова Е.С. Пенсия как мера социальной поддержки инвалидов в Российской Федерации/ Е.С. Хомякова // Контентус. - 2020. - № 3. - С. 40 - 47.

На сегодняшний день, практически во всех развитых странах государство становится ответственным за проблемы, возникающие у граждан вследствие нетрудоспособности или же наступления пожилого и преклонного возраста. Все страны используют разнообразные формы и методы решения указанных проблем, обеспечивая построение эффективной пенсионной системы и пенсионного обеспечения в частности.

Данная тема довольно актуальна в наше время, поскольку в государство, позиционирующее себя как социальное, обязано обеспечить защи-

ту уязвимым слоям населения, в частности, инвалидам. Из этого следует цель исследования: дать общее представление о системе пенсионного обеспечения инвалидов в Российской Федерации.Задачами исследования стали:

- дать понятие пенсии в соответствии с действующим законодательством;

- рассмотреть виды пенсионного обеспечения инвалидов в РФ;

- определить медико-социальные составляющие инвалидности;

- ознакомиться с понятием реабилитации инвалидов.

Пенсионная система России является результатом исторического

развития страны и отражает совокупность юридических норм, специально созданных государственных, а также частных подсистем, призванных своевременно обеспечить нуждающихся граждан достойными пенсионными выплатами [1].

Согласно определению из экономического словаря Борисова А. Б., пенсией признается «денежное обеспечение, регулярные денежные выплаты, предоставляемые гражданам при достижении пенсионного возраста, в связи с инвалидностью, при потере кормильца и в других предусмотренных законом случаях» [2]. Пенсия может быть выплачена за счет пенсионного и страхового фондов, которые образуются как внебюджетные государственные фонды и страховые, частные пенсионные фонды предприятий.

Новый уклад по формированию пенсий в России сформировался в результате принятия современного Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В законе также отражены новые положения, затрагивающие пенсионные права граждан и расчет размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объеме будут формироваться у граждан, которые в 2015 году вступили в трудовую жизнь. Важно отметить, что в новой пенсионной формуле, помимо периодов трудовой деятельности, баллы также будут начисляться за социально значимые периоды жизни человека, такие как военная служба по призыву, отпуск по уходу за ребенком, период ухода за ребенком-инвалидом, гражданином старше 80 лет и др.

На современном этапе развития российского общества существует четыре разновидности пенсионного обеспечения. К ним относятся [3]:

- пенсия по государственному пенсионному обеспечению;

- пенсия по негосударственному пенсионному обеспечению.

До 2015 года существовало понятие трудовой пенсии по старости, теперь же она разделена на страховую и накопительную пенсии.

Страховая пенсия может назначаться по старости, по инвалидности, а также по случаю потери кормильца. Пенсия же по государственному пенсионному обеспечению дается за выслугу лет, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также назначаются социальные выплаты.

Таким образом, классификация пенсий показывает, что граждане, которые признаны в установленном порядке инвалидами, имеют право на один из видов пенсий [6]:

- на страховую пенсию по инвалидности;

- на пенсию по государственному пенсионному обеспечению по инвалидности;

- на социальную пенсию по инвалидности.

Инвалидом в Российской Федерации признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Регулирование порядка и размера пенсионного обеспечения реализуется посредством деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации [5].

Страховая пенсия по инвалидности устанавливается и выплачивается лицу, который признан инвалидом I, II, III группы и имеет хотя бы один день страхового стажа. При этом, не важна трудовая жизнь инвалида и причины, по которым назначается инвалидность. Для того, чтобы получить такой вид пенсии, необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда с необходимым пакетом документов [10].

Социальная пенсия по инвалидности полагается инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам и лицам, совершившим преднамеренное причинение вреда собственному здоровью, которое привело к инвалидности и в случае, если гражданин не имеет трудового стажа. Получить данный вид пенсии возможно. если гражданин постоянно проживает на территории Российской Федерации и у него в наличии имеется выписка из акта МСЭ, подтверждающая группу инвалидности на соответствующий срок [3].

Государственное пенсионное обеспечение по инвалидности имеют возможность получить военнослужащие, граждане, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, участники Великой

Отечественной войны и космонавты. При этом также не учитывается наличие трудовой деятельности у гражданина [3].

Для того, что гражданин был признан инвалидом соответствующей группы, ему необходимо пройти ряд процедур, которые осуществляются федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы [4]. Только после того, как Бюро МСЭ устанавливает и подтверждает факт наличия оснований для установления группы инвалидности, гражданину назначается размер пенсионного обеспечения.

Помимо основного вида пенсий инвалиду полагается ежемесячная денежная выплата (ЕДВ), а также пакет социальных гарантий, услуг, которые гражданин может использовать для оздоровления. Указанные суммы ежегодно проходят индексацию.

На 1 января 2019 года в Российской Федерации 11,9 млн. граждан, признанных инвалидами, из них: 1,4 млн. - инвалиды I группы, 5,4 млн. - II группы, 4,5 млн. - инвалиды III Группы и 670 тыс. - дети-инвалиды. Это означает, что на 1000 здоровых человек в среднем приходится 81 инвалид [8].

Данные о размере пенсионного обеспечения на 2019 год представлены в таблице 1 [6].

Таблица 1 - Размер пенсионного обеспечения инвалидов в 2019 году после индексации (2,9 %)

категория инвалидности размер пенсии, рублей

инвалиды III группы 4403

инвалиды II группы 5180

инвалиды I группы 10360

несовершеннолетние инвалиды 12430

инвалиды II группы, признанные таковыми с рождения 10359

инвалиды I группы, признанные таковыми с рождения 12432

страховая пенсия по инвалидности

инвалид III группы, не являющийся опекуном 2491

инвалид III группы, являющийся опекуном 1 ребенка 4152

инвалид III группы, являющийся опекуном 2 детей 5813

инвалид III группы, являющийся опекуном 3 и более детей 7474

инвалид II группы, не являющийся опекуном 4982

инвалид II группы, являющийся опекуном 1 ребенка 6643

инвалид II группы, являющийся опекуном 2 детей 8304

инвалид II группы, являющийся опекуном 3 и более детей 9965

инвалид I группы, не являющийся опекуном 9965

инвалид I группы, являющийся опекуном 1 ребенка 11626

инвалид I группы, являющийся опекуном 2 детей 13287

инвалид I группы, являющийся опекуном 3 и более детей 14948

Окончание таблицы 1

инвалиды II группы, получившие травму на войне 12950

инвалиды I группы, получившие травму на войне 31081

военнослужащий инвалид III группы, получивший заболевание на войне 6604

военнослужащий инвалид II группы, получивший заболевание на войне 10360

военнослужащий инвалид I группы, получивший заболевание на войне 25901

инвалид III группы, участвовавший в ликвидации последствий техногенного характера или пострадавший от природных катаклизмов 550411008

инвалид II группы, участвовавший в ликвидации последствий техногенного характера или пострадавший от природных катаклизмов 12950

инвалид I группы, участвовавший в ликвидации последствий техногенного характера или пострадавший от природных катаклизмов 25901

инвалид III группы, являющийся ветераном великой отечественной войны 6604

инвалид II группы, являющийся ветераном великой отечественной войны 10360

инвалид I группы, являющийся ветераном великой отечественной войны 25901

инвалид III группы, переживший ленинградскую блокаду 4403

инвалид II группы, переживший ленинградскую блокаду 7770

инвалид I группы, переживший ленинградскую блокаду 20721

Помимо денежного эквивалента, инвалиды как льготная категория граждан имеют возможность получить комплекс социального обеспечения. В него входят медикаменты и лекарства, необходимые по состоянию здоровья, санаторно-курортное лечение, а также стоимость проезда до лечения и обратно.

По личным соображениям, лицо может отказаться от набора социальных услуг полностью или частично. В этом случае оно имеет право на денежную компенсацию данных услуг, которая на сегодняшний момент составляет 1 048,97 р. в месяц. В случае полной или частичной замены набора социальных услуг гражданин должен до 1 октября текущего года подать заявление в территориальный орган Пенсионного фонда, и с 1 января следующего года он сможет получать выбранный пакет социальных услуг [3].

Стоит сказать, что сегодня особо остро стоит вопрос о социальной поддержке инвалидов и «включении» их в современное общество. Важнейшей категорией в этой сфере выступает реабилитация инвалидов. Исходя из ст. 9 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», реабилитация представляет собой «систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возмож-

но более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма» [9]. Конечным итогом реабилитации должны стать восстановление статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

Социальная адаптация инвалидов - очень сложный и многоплановый процесс. Современный социум должен направить свои усилия на то, чтобы инвалидам было комфортно существовать в обществе: ходить в магазины, ездить в общественном транспорте, посещать учреждения социального характера, культурной среды и т.п [7].

Таким образом, пенсионное обеспечение играет одну из основных ролей и является важнейшей формой социальной поддержки инвалидов. Закон о социальной защите инвалидов устанавливает систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. В комплексе защитных мер указанный закон выделяет и материальное обеспечение инвалидов, которое включает в себя денежные выплаты по различным основаниям, компенсации в случаях, установленных законодательством РФ. Но на практике, зачастую, этих мер оказывается недостаточно. Ведь пенсия по инвалидности является основным или одним из основных источником средств существования лиц с ограниченными возможностями. Именно поэтому, разработанные государством меры по поддержке инвалидов должны постоянно совершенствоваться, видоизменяться в соответствии с запросами общества и его развитием, чтобы каждая категория граждан ощущала себя важной частью данного общества. Проведенное исследование позволило ознакомиться с понятием пенсионного обеспечения в Российской Федерации, с его видами, особенностями медико-социальных составляющих инвалидности, а также реабилитации. Совершенно очевидно на сегодняшний день, что необходимо оказывать поддержку всем слоям населения, как социальную, так и материальную. Особенно в этом нуждаются люди с ограниченными возможностями.

Хомякова Е.С. Пенсия как мера социальной поддержки инвалидов в Российской . Список использованных источников

1 Аракчеев В.А. Пенсионное право в России / В. А. Аракчеев. - М.: Юридический центр, 2016. - 435 с.

2 Борисов А. Б. Большой экономический словарь / А. Б. Борисов. - М.: Книжный мир, 2003. 895 с.

3 Виды пенсий в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/branches/moscow/news

4 Колесникова Г. И. Медико-социальная экспертиза : учебное пособие для вузов / Г. И. Колесникова. - М.: Юрайт, 2019. □ 179 с.

5 Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации: открытые данные [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pfrf.ru/opendata/.

6 Пенсия по инвалидности в России в 2019 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vesbiz.ru/pensya/pensya-po-invalidnosti.html

7 Похвощев В. А. Методологические основы профессиональной реабилитации и содействия занятости людей с ограниченными возможностями здоровья / В. А. Похвощев. - М. : МИР, 2017. - Т. 8, № 2. - С. 330-336.

8 Федеральная служба государственной статистики РФ: положение инвалидов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.gks.ru/folder/13964

9 Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы « Консул ьта нтПлюс».

10 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» [Электронный ресурс]. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

PENSION AS A MEASURE OF SOCIAL SUPPORT FOR PEOPLE WITH DISABILITIES IN THE RUSSIAN FEDERATION

** National Research Mordovia State University, Saransk, Russia Abstract:

The relevance of the topic is due to the trend of an increase in the number of persons with disabilities in the Russian Federation as an unprotected population. People with disabilities today need an enhanced regime of support from the state, since this group of the population is most vulnerable in medical and social terms. The article considers the concept of pension, gives the main types of disability pensions, examines the medical and social components of disability. It also analyzes the main forms and methods of social protection of persons with disabilities and provides relevant indicators of the pension provision for people with disabilities.

disabled person, pension, social security, types of pensions, medical and social expertise, forms and methods of social protection.



Конституция Российской Федерации признает наше государство социальным. Социальное государство основывается на выполнении главных принципов, которое закрепляет право. Взаимная ответственность, всеобщая солидарность, а также социальное равенство относятся в ряд этих принципов [1].

Обозначить наше государство социальным не совсем верно. Российская Федерация только стремится к осуществлению всех потребностей общества. Она пытается каждому гражданину выделить свой прожиточный минимум.

Со времен СССР для инвалидов и лиц пожилого возраста стало больше доступных возможностей. Появились приборы для передвижения, пособия, пенсии по инвалидности, начисляемые гражданам. Процесс развития ускорился, но если гражданина признали инвалидом и он не может передвигаться без инвалидной коляски, то до сих пор сложно получить ее от государства. Это является одной из больших проблем в Российской Федерации по обеспечению инвалидов средствами для самообслуживания.

С 1995 г. статистика инвалидов значительно возрастает [3].


Среди общества не всегда можно встретить людей на инвалидных колясках или даже других людей со значимыми проблемами со здоровьем, у которых возникает трудность в передвижении. На самом деле наша страна с высокой численностью инвалидов и с каждым годом численность становится больше. Даже закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за все свое время действует с полной эффективностью [2].

Государство пытается обеспечить инвалидов транспортными средствами, но воспользоваться простой человек такой помощью не в силах. Цена колясок и транспортных средств должна быть минимальной, чтобы востребованный товар был доступен инвалидам на их средства для проживания.

Процесс реабилитации играет большую роль. Инвалидам должны дать шанс в восстановлении к обычной жизни. У людей с ограниченными способностями должна быть цель на путь восстановлению. В первую очередь они должны хотеть быть равноправными членами общества.

В 2016 году пособия и социальные выплаты увеличатся на 6,4%. С 1 апреля повысятся выплаты инвалидам, что будет составлять средний размер выплаты 2 400 рублей. По сравнению с выплатами за 2015 год, повышение хоть и не большое, но значимое для граждан [4].

С каждым годом государство стремится на осуществление всех требований установленных законом «О социальной защите инвалидов РФ» [2].

Государство, которое провозглашает себя социальным, или, по крайней мере, стремится таковым быть, одной из основных целей своей внутренней политики устанавливает социальную защиту и обеспечение инвалидов. Россия в данном случае не является исключением и одной из своих задач называет создание комфортных условий для жизни инвалидам в реалиях современного общества, ведь государство, в котором человек с ограниченными возможностями может существовать полноценно, является по-настоящему развитым и цивилизованным.

К сожалению, сегодня в России количество людей с ограниченными возможностями увеличивается с каждым годом, однако большая часть людей-инвалидов может осуществлять трудовую деятельность. Несмотря на то, что государство ежемесячно выплачивает каждому гражданину-инвалиду специализированное пособие, множество инвалидов стремятся работать наравне с остальным населением, чтобы максимально обеспечить себе должный уровень материального благосостояния. Тем не менее, главной проблемой в вопросах обеспечения инвалидов рабочими местами является отсутствие у потенциальных работодателей финансовых и иных ресурсов, с помощью которых работодатель смог бы создать комфортные условия труда для своих сотрудников-инвалидов.

В данном случае целесообразным решением проблемы стало бы государственное финансирование работодателей, готовых принимать на работу людей с ограниченными возможностями в рамках реализации федерального законодательства, посвященного социальной защите инвалидов в Российской Федерации. Например, сегодня Трудовым кодексом РФ установлено, что крупные компании и предприятия, количество сотрудников на которых составляет 100 и более человек, обязаны выделять в своем штате места для работников-инвалидов, причем численность таких мест должна быть не менее 2-х % от числа всего персонала организации. Чтобы максимально свести на нет возможную дискриминацию в отношении инвалидов при попытке трудоустройства, государству следует разрабатывать больше целевых программ федерального значения, которые стимулировали бы работодателей принимать на работу сотрудников с ограниченными возможностями.

Еще одной проблемой на сегодняшний день является получение инвалидами образования, причем проблема актуальна как для детей-инвалидов, так и для взрослого населения, обучающегося в учреждениях высшего образования. Законодательство России подразумевает бесплатное предоставление специальных технических и иных средств, необходимых для получения инвалидами полноценного образования, но далеко не каждый бюджет того или иного региона может позволить себе закупку оборудования для ведения учебного процесса учащихся-инвалидов. В результате получается, что инвалиды с ограничениями слуха, зрения или двигательных функций не в силах ввиду отсутствия необходимого оборудования получать образования наравне со здоровыми обучающимися.

К счастью, с каждым годом государство оказывает всё большее содействие образовательным учреждениям в вопросах технического оснащения для учеников-инвалидов. Так, государство регулярно финансирует образовательные учреждения по всем регионам в целях закупки оборудования для обучения инвалидов. Также нововведением государства в решении проблемы стало финансирование молодых учителей-выпускников педагогических институтов, которые готовы работать с учениками-инвалидами в специализированных ученических классах для учащихся с ограниченными возможностями.

Также основной проблемой в создании инвалидам комфортных условий проживания в обществе является недостаточная оснащенность общественного транспорта. Так, инвалиды, страдающие заболеваниями, затрудняющими движение, не могут полноценно передвигаться из одного пункта назначения в другой на общественном транспорте. Решением проблемы может стать оборудование общественного транспорта специальными пандусами, позволяющими инвалиду самостоятельно входить и выходить из транспортного средства.

В целом, можно сделать вывод, что сегодня в России в вопросах обеспечения инвалидам комфортного проживания есть некоторые проблемы, однако внутренняя политика государства по данному направлению совершенствуется с каждым годом, создавая всё больше возможностей для комфортного существования инвалидов в обществе.

Читайте также: