Жалобы инвалида на пенсию

Гражданин вправе подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) ПФР, территориальных органов ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее – жалоба).


В досудебном (внесудебном) порядке гражданин имеет право обратиться с жалобой в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме в ПФР, территориальный орган ПФР:

  • в ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя территориального органа ПФР;
  • в вышестоящий территориальный орган ПФР – на решение и действие (бездействие) руководителя и (или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР;
  • к руководителю территориального органа ПФР – на решение и действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР.


Жалоба должна содержать:

  • наименование территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, должностного лица, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства гражданина (представителя), а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ гражданину (представителю);
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) ПФР, территориального органа ПФР, их должностных лиц при предоставлении государственной услуги;
  • доводы, на основании которых гражданин не согласен с решением и действием (бездействием) должностных лиц при предоставлении государственной услуги. Гражданином (представителем) могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы гражданина, либо их копии.

В случае если жалоба подается через представителя гражданина, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени гражданина.

Прием жалоб в письменной форме осуществляется ПФР, территориальными органами ПФР (в месте, где гражданин подавал заявление (извещение), либо в месте, где гражданином получен результат предоставления государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме гражданин представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


В электронном виде жалоба может быть подана гражданином посредством:

Жалоба рассматривается территориальным органом ПФР, предоставляющим государственную услугу, порядок предоставления которой был нарушен вследствие решений и действий (бездействия) данного органа, его должностного лица. В случае если обжалуются решения руководителя территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, жалоба подается в вышестоящий орган ПФР (в порядке подчиненности) и рассматривается им в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

В случае если жалоба подана гражданином в ПФР и (или) территориальный орган ПФР, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение 3 рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует гражданина о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба может быть подана гражданином через многофункциональный центр. При поступлении жалобы многофункциональный центр обеспечивает ее передачу в территориальный орган ПФР, предоставляющий государственную услугу, в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и территориальным органом ПФР, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в территориальном органе ПФР, предоставляющем государственную услугу.


Гражданин может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации заявления;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у гражданина документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, представление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • затребование с гражданина при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностных лиц в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.


В территориальных органах ПФР определяются уполномоченные на рассмотрение жалоб должностные лица, которые обеспечивают:

  • прием и рассмотрение жалоб;
  • направление жалоб в уполномоченный на их рассмотрение орган.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления все имеющиеся материалы направляются в органы прокуратуры.


Территориальные органы ПФР, предоставляющие государственные услуги, обеспечивают:

  • оснащение мест приема жалоб;
  • информирование граждан о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, их должностных лиц посредством размещения информации на стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, на Едином портале;
  • консультирование граждан о порядке обжалования решений и действий (бездействия) ПФР и территориальных органов ПФР, предоставляющих государственные услуги, их должностных лиц, в том числе по телефону, электронной почте, при личном приеме;
  • заключение соглашений о взаимодействии между многофункциональными центрами и территориальными органами ПФР в части осуществления многофункциональными центрами приема жалоб и выдачи гражданам результатов рассмотрения жалоб;
  • формирование и представление ежеквартально в вышестоящий орган отчетности о полученных и рассмотренных жалобах (в том числе о количестве удовлетворенных и неудовлетворенных жалоб).

Жалоба, поступившая в ПФР или территориальный орган ПФР, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба рассматривается в течение 15 рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены ПФР или территориальным органом ПФР.

В случае обжалования гражданином отказа территориального органа ПФР, предоставляющего государственную услугу, его должностного лица в приеме документов у гражданина, либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение 5 рабочих дней со дня ее регистрации.

Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.

По результатам рассмотрения жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает решение об удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении (далее – решение). Решение принимается в форме акта ПФР или территориального органа ПФР.

При удовлетворении жалобы ПФР или территориальный орган ПФР принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче гражданину результата государственной услуги, не позднее 5 рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Информирование заявителя о результатах рассмотрения жалобы осуществляется путем направления гражданину соответствующего ответа.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется гражданину не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме или по желанию гражданина в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью.

В случае если жалоба была направлена через систему досудебного обжалования, ответ заявителю направляется посредством системы досудебного обжалования.


В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование территориального органа ПФР, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя, принявшего решение;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина;
  • основания для принятия решения;
  • принятое решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной – сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается руководителем ПФР или территориального органа ПФР.

По желанию гражданина ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа.


ПФР, территориальный орган ПФР отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения, принятого ранее в отношении того же гражданина и по тому же предмету жалобы.

ПФР, территориальный орган ПФР вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую-либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес гражданина, указанные в жалобе.

Решение, принятое по жалобе, может быть обжаловано в вышестоящем территориальном органе ПФР, в ПФР или в судебном порядке.

Граждане имеют право обратиться в ПФР, в территориальный орган ПФР за получением информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы, в письменной форме, в том числе при личном приеме гражданина, или в электронном виде.

Информацию о порядке подачи и рассмотрения жалобы граждане могут получить на информационных стендах в местах предоставления государственных услуг, на сайте ПФР, Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

      • Информирование застрахованных лиц о состоянии их индивидуальных лицевых счетов в системе обязательного пенсионного страхования согласно федеральным законам «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации»
      • Бесплатное информирование плательщиков страховых взносов о законодательстве Российской Федерации о страховых взносах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков страховых взносов, полномочиях Пенсионного фонда Российской Федерации, территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации и их должностных лиц, а также предоставление форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и разъяснение порядка их заполнения
      • Информирование граждан о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг
      • Прием от застрахованных лиц заявлений о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»
      • Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
      • Выплата страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению
      • Установление страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению гражданам, выехавшим на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
      • Установление и выплата дополнительного социального обеспечения членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации и ежемесячной доплаты к пенсии отдельным категориям работников организаций угольной промышленности
      • Выплата пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации
      • Выдача государственного сертификата на материнский (семейный) капитал
      • Рассмотрение заявления о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала
      • Предоставление компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
      • Установление ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации
      • Установление федеральной социальной доплаты к пенсии
      • Прием, рассмотрение и принятие решений по заявлениям (уведомлению) застрахованных лиц в целях реализации ими прав при формировании и инвестировании средств пенсионных накоплений
      • Прием от плательщиков страховых взносов расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование
      • «Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства»

Прием от страхователей реестров застрахованных лиц о перечислении дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»«Прием от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе прием от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства»

[7] Положение о федеральной государственной информационной системе, обеспечивающей процесс досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия), совершенных при предоставлении государственных и муниципальных услуг, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2012 г. № 1198.

Нет. Такое удержание совершенно не редкость в наше время. Пристав накладывает арест на все банковские счета должника по поступлении исполнительного листа, но если такое произошло, нужно незамедлительно писать жалобу старшему судебному приставу и требовать отменить постановление о наложении ареста на счет, на который поступают выплаты по инвалидности и возвратить незаконно удержанные денежные средства.

В случае отказа в удовлетворении такой жалобы, следует обращаться с соответствующим административным иском в суд общей юрисдикции.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно высказывал правовую позицию, согласно которой: если пенсия является для должника-гражданина единственным источником существования, необходимость обеспечения баланса интересов кредитора и должника-гражданина требует защиты прав последнего путём сохранения для него и лиц, находящихся на его иждивении, необходимого уровня существования, с тем чтобы не оставить их за пределами социальной жизни.

По смыслу частей 2 и 4 статьи 99 Закона об исполнительном производстве конкретный размер удержания из заработной платы и иных доходов должника при исполнении исполнительного документа подлежит исчислению с учётом всех обстоятельств дела, при неукоснительном соблюдении таких принципов исполнительного производства, как уважение чести и достоинства гражданина и неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи (постановление от 12 июля 2007 г. N 10-П и определения от 13 октября 2009 г. N 1325-О-О, от 15 июля 2010 г. N 1064-О-О, от 22 марта 2011 г. N 350-О-О, от 17 января 2012 г. N 14-О-О и от 24 июня 2014 г. N 1560-О).

Таким образом, при определении размера удержания из пенсии должника-гражданина, являющейся для него единственным источником существования, судебному приставу-исполнителю надлежит учитывать в числе прочего размер этой пенсии, чтобы обеспечить должнику и лицам, находящимся на его иждивении, условия, необходимые для их нормального существования.

Это дает возможность не только инвалидам, но и обычным пенсионерам оспаривать размеры удержаний из пенсии.

Но, пенсия по инвалидности вообще таковой не является.

Если Вы закажете справку в Пенсионном фонде о размере пенсии по инвалидности, то увидите, что получателем пенсии инвалид на самом деле не является, а получает ежемесячную денежную выплату по категории «инвалид 1, 2 или 3 группы» с на основании части 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Вышеуказанный федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, которая представляет собой систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Денежные выплаты, предусмотренные статьёй 28.1 этого закона, включаются в материальное обеспечение инвалидов и пенсией не являются несмотря на то, что ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Порядок обращения взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина регламентирован главой 11 Закона об исполнительном производстве, включая статью 101, устанавливающую 17 видов доходов, на которые взыскание не может быть обращено, в том числе на ежемесячные денежные выплаты, начисляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации отдельным категориям граждан (пункт 6 части 1).

Таким образом, федеральным законодателем установлен прямой запрет на обращение взыскания на социальные выплаты, следовательно, у судебного пристава-исполнителя отсутствуют правовые основания для принятия постановления о наложении ареста и удержаний на расчетный счет, на который поступают выплаты по инвалидности.

Кроме того, если этот расчетный счет является единственным у должника, Вы также можете смело требовать от судебного пристава -исполнителя на основании части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве,

прекратить исполнительное производство в связи с отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.

Берегите себя и своих близких, Ваш адвокат Хромых Л.Г.


При серьезных нарушениях здоровья у граждан, врачебная комиссия определяет и назначает группу инвалидности. Пенсионеры тоже могут оформить подобный статус и получать дополнительную материальную поддержку с различными видами преференций. Процедура сложная, поэтому возникают сомнения – стоит ли оформлять инвалидность пенсионеру.

Общие сведения как все происходит

Проявление серьезных и длительных болезней заставляет больного:

  1. Обращаться в государственную или частную поликлинику.
  2. Выполнять лечебные процедуры амбулаторным порядком или в палате больницы.

Если лечение не приводит к положительным результатам, это доказывает стойкую патологию, лечащий врач должен сам предложить направление на МЭС.

Конкретных сроков в получении статуса инвалида с назначением группы нет. Период признания зависит от следующих критериев:

  1. Состояния здоровья пациента.
  2. Длительности проведения обследования, изучения анализов.
  3. Возможности излечения.
  4. Наличия специалистов в составе медицинской комиссии.


Процесс состоит из этапов:

  1. Больной обращается в поликлинику.
  2. Терапевт дает направление к профильным врачам.
  3. Пациент сдает анализы, проходит тщательное обследование.

По направлению лечащего врача, собирается местный врачебный консилиум, где решают возможность получения инвалидности, когда нет полного излечения болезни. После чего подается заявление на рассмотрение случая врачебной комиссией в главном бюро МСЭ (медицинско-социальная экспертиза). Посетить МЭС нужно в определенное назначенное время, приложив к заявке документальный комплект.

Плюсы от получения пенсионером инвалидности

Пенсионер кроме страховой пенсии получит дополнительную, существенную добавку в пределах от 2023 руб. до 3539 руб. в зависимости от группы инвалидности. Кроме наличных денег предусмотрены различные льготы:

  • Выдача бесплатных или со скидками лекарств.
  • Получение санаторно-курортного лечения.
  • Бесплатная парковка на специально отведенных местах.
  • Предоставление социального такси.
  • Монетизация соцпакета.
  • Снижение оплаты ЖКХ услуг.
  • Проезд в общественном транспорте.
  • Протезирование зубов.
  • Безвозмездное техническое снаряжение в виде памперсов, колясок, матрацев.

Инвалидам предусмотрены специальные государственные программы для ежегодного обследования, предоставление мест в государственных лечебницах.


Минусы оформления инвалидности

Даже с явными дефектами в организме нужно предоставить много справок об отсутствии конечностей или органов. А если невидимые проблемы, сразу начнутся со стороны врачей уговоры, чтобы пенсионер отказался от инвалидности, мотивируя тем, что эксперты все равно откажут в такой привилегии. В законе нет положения фиксировать отказы в письменном виде. Основные минусы оформления:

  • Бюрократия. Особыми организаторскими способностями должен обладать больной и немощный человек, чтобы преодолеть различные препоны.
  • Есть разные положения относительно посещения врачей на дому, создание выездных комиссий, но практика показывает только негативные факты. В основном пациентам самостоятельно приходится перемещаться по кабинетам с палками и костылями для получения очередной справки, а они не всегда расположены на одном этаже. В некоторых регионах поликлиники не снабжены лифтами.
  • Даже добравшись до нужного врача предстоит ждать приема в огромной очереди. В сельских лечебницах еще нет удобных электронных сервисов. Когда в регистратуре выдают талончик на конкретное время, врачи не успевают всех обслужить к назначенному часу, их катастрофически не хватает. Многие должности сокращены по неизвестным никому причинам. Талантливые медики ушли в частные больницы на достойную оплату своего труда.
  • Когда пройден весь путь по сбору справок и обследованиям, предстоит посетить терапевта, чтобы он выдал направление на местный консилиум, где направят в областную или краевую поликлинику. Но прежде нужно выслушать все отрицательные моменты о невозможности назначения группы с данным видом заболевания, пусть даже ампутированы пальцы конечностей или выявлен туберкулез.

В области весь круг обследования начинается сначала. Вышестоящая врачебная коллегия не верит своим коллегам из глухого региона. Для того, чтобы получить направление в МЭС необходимо вновь:

  1. Сдать все положенные анализы.
  2. Посетить профильных лекарей.
  3. Пройти ЭКГ, рентген.
  4. Дождаться решения по общему обследованию.

Усиленная выдержка не всегда есть даже у здоровых людей, что говорить о слабых здоровьем.

Вывод рекомендательного характера

Если человек решил оформить инвалидность нужно быть:

  1. Уверенным в правах, которые предоставила Конституция РФ.
  2. Твердым, чтобы пройти весь путь по сбору подтверждений о нарушении здоровья.
  3. Решительным, добиться ежемесячного и пожизненного пособия.
  4. Настойчивым, когда врач отказывает в направлении.
  5. Требовательным для получения бумаг.

Когда пациент сам требует выдать ему направление, врач может принять одно решение: выдать бумагу или отказать. Не стоит забывать о своих правах, государство не просто так предлагает дополнительную материальную помощь. Затраты на лекарства настолько велики, что не каждый сможет их преодолеть, поэтому не нужно отказываться от привилегий и добиваться справедливости. При несогласии с отказом на выдачу направления по форме 088/у-06, при любых возражениях нужно запросить, предоставление аргументов в письменном виде.

Рассмотрение жалобы тянется месяц, после чего должен быть получен письменный ответ. При отказе в удовлетворении просьбы, весь комплект с отказами передается в прокуратуру. Когда наконец получена подобная бумага, можно самостоятельно обращаться в МЭС.

Все проведенные в последние время реформы пенсионного обеспечения возлагавшихся на них задач не решили, а сама идея накопительной системы оказалась только концептуально необоснованной – но и плохо рассчитанной.

Концептуально ее порочность была в том, что само право на достойную пенсию, записанное в Конституции из ПРАВА, то есть обязанности обществ и государева обеспечить достойный завершающий этап жизни человеку, достойно проведшему свою трудовую жизнь – превратилось в его обязанность копить самому себе средства на то время, когда ему окажется трудно работать.

Сама по себе эта идея – по сути лицемерна: потому что права копить деньги – и так отнять достаточно сложно. Процент же, который в пенсионной системе человек может получить от накопления – по исходным правилам меньше, чем процент, который он может получить от тех же накоплений, помещенных в банк. С той разницей, что каким бы ни был его «белый доход» и сколько бы его фонд накопления не составил – он не может получать пенсию больше заранее определенной суммы – на сегодняшний день около 12 000 рублей. То есть, в советском измерении – примерно 60 рублей того времени, примерно два раза меньше, чем мог получить пенсионер 70-80-х гг.

При этом, как признался Медведев, оказалось, что человек, попавший по году своего рождения в накопительную систему – получает пенсию меньше, чем в нее не попавший. А Пенсионный фонд живет с нарастающим дефицитом. На сегодня речь идет о масштабе последнего примерно в один триллион рублей.

С точки зрения нормальной логики, субъект, которому не хватает средств для выполнения своих финансовых обязательств – ищет пути их заработать. То есть – что-то произвести и реализовать, обеспечив возрастание стоимости. Люди, осуществляющие экономическую власть в России – в принципе категориями «произвести» не мыслят. Они мыслят категориями: «распродать», «занять», отобрать» и «поделить». И особенно категорией «сократить расходы».

Но официальная государственная политика требует социальные выплаты, в том числе пенсии – повышать.

Тогда, при существующей ущербной логике экономических властей. Нужно либо больше денег у кого либо собрать, либо выплаты на одного человека – повысить, но число тех, кому их нужно выплачивать – сокращать. Отсюда, в частности – идея повышения пенсионного возраста: платить меньшему количеству людей и в течении на практике меньшего периода времени, и кроме того – пока они будут работать – с них собирать налоги.

Пока – это сделать не удается. Но сокращать расходы – хочется. Встает вопрос, как официально ничего не пересматривая – сократить число тех. кому нужно платить. Сократить число пенсионеров по возрасту – не удается. Но есть категория пенсионеров по инвалидности. В Москве, например, таких по имеющимся данным – 1 200 тысяч человек. Москва - это десять процентов населения страны. Тогда по стране порядка 12 миллионов.

При пенсии, условно скажем, в 10 000, это уже составляет сумму в 120 миллиардов. Кроме того инвалид имеет право на бесплатные лекарства, бесплатный проезд в транспорте, санаторное обеспечение, льготы по коммунальным платежам. Вместе это дает сумму, сопоставимую с суммой самой пенсии.

Уменьшение числа инвалидов хотя бы на 10 % - это уже под 20 миллиардов рублей в год. Еще на 10 % - еще на 20 миллиардов.

Лишить человека пенсии по возрасту – невозможно. Лишить человека пенсии по инвалидности – можно, если объявить его здоровым.

Четких критериев предоставления инвалидности – нет. Формально их три: ограничения способности выполнять трудовую деятельность, ограничения способности к передвижению, ограничения способности самообслуживания.

Есть у человека объективно такие ограничения в результате его заболевания или нет - решают Бюро медико-социальной экспертизы. Формально система трехуровневая: местное Бюро, Главное Бюро по субъекту федерации, федеральное бюро.

В бюро работают эксперты, формально считающиеся врачами. Но сегодня это не врачи, профессионально связанные с лечением и обладающие компетенцией оценки здоровья. Большая часть из них не связана с медицинской практикой, и они вообще сейчас не имеют отношения к здравоохранению и самому министерству здравоохранения – это чиновники Министерства труда, профессионально – и навыками. И бюрократической дисциплиной связанные с процессом «определения трудоспособности»: в ситуации когда нет однозначных критериев ее определения – возможно, они и не могут существовать – решать должен врач, понимающий каково состояние здоровья пациента и как данная болезнь может сказываться на ограничениях его жизнедеятельности.

Но в Бюро не может быть полсотни экспертов. В результате, человек, защитивший диссертацию на тему «Социально-гигиенические и клинико-функциональные основы решения проблем инвалидности, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов с последствиями переломов нижних конечностей» - оценивает степени трудоспособности кардиологического больного. А человек, защитивший диссертацию, скажем по теме «К механизму изменения содержания катехоламинов в слизистой оболочке пищевода и желудка при удалении главных слюнных желез и стрессе» – принимает решение о предоставлении инвалидности перенесшему инсульт.

Врачебных обязательств перед больными и лечащим учреждением они не имеют. Но они имеют служебные обязательства перед начальством. Состояние больного их не волнует потому. что если врач отвечает за результаты лечения – они за него не отвечают. Станет хуже больному после их заключения или нет. Погибнет он в результате их заключения – скажем, будучи вынужден после двух инсультов уйти водителем большегрузной машины в дальний рейс или просто упадет на рельсы в метро, добираясь на работу, произойдет с ним гипертонический криз во время лекции если он преподаватель – они не несут за это ответственности в принципе.

Зато они могут произнести замечательную фразу: заболевания у Вас есть. И их несколько. И они тяжелые – но ограничений трудоспособности мы у Вас не находим».

Потому что это их право: решить, есть она или нет – просто на основании их экспертного мнения. И вполне естественно, что более честные из них – могут принять благоприятное решение, менее честные – выполнят требования идущие от начальства. А поскольку задача их начальства – экономить средства. Указания начальства, которые официально не оформляются, и наличия которых никто не подтвердит, но о которых все знают – экономить. То есть – по возможности новых инвалидов инвалидами не признавать, у старых инвалидность либо снимать вообще, либо снижать группу инвалидности – что тоже несколько экономит средства бюджета и пенсионного фонда.

В Москве, скажем, этот процесс контролирует главный эксперт Главного Бюро по городу Москве – Лапшина Галина Васильевна, за данный вид деятельности даже заслужившая звание заслуженного врача РФ.

В низовых Бюро – которые в городе нумеруются трехзначными номерами как минимум до Бюро номер 196 – другие назначенцы. Почему-то последнее время среди них стали появляться выходцы из Тюмени. Имя при этом может быть вполне славянским – скажем. Вероника Матвеева – но внешность не напоминающая ни славянскую, ни кавказскую.

При этом освидетельствование низовых бюро вообще проходит своеобразно. Человек, обратившийся за освидетельствованием – приходит в назначенный ему день, перед этим пройдя осмотр врачей своей поликлиники, и представив заключение стационара, если он проходил в нем лечение.

На этом этапе его смотрят именно профильные для его заболеваний специалисты, дающие заключения, касающиеся его здоровья. Но окончательное решение о предоставлении или подтверждении инвалидности – ее нужно подтверждать каждый год в течении пяти лет после первого предоставления – окончательное решение принимает данное Бюро МСЭ.

Формально оно состоит из нескольких человек, которые должны вместе произвести осмотр, ознакомиться с имеющимися заключениями лечебных учреждений и вынести свое решение.

На самом деле все иначе. Первое – осмотр они могут и не производить, если произвести – то ничего не значащий. Человек придет после операции ан почке – у него померяют давление. Но если оно окажется повышенным – скажет: «Ничего, переволновались».

Второе – никакой комиссии может и не быть – освидетельствование проведет председатель Бюро, который позже подпишет свой акт у не присутствовавших на осмотре членов комиссии.

Третье – все принесенные заключения лечебных учреждений – вообще не будут играть особой роли: чтобы там не было написано: инсульт, инфаркт, почечная недостаточность – «эксперт» с усмешкой имеет право заявить: Я ограничений в жизнедеятельности не нахожу. А лечащие врачи устанавливать ее некомпетентны».

Можно вынести за скобки, то, что перед освидетельствованием один из работников бюро отведет вас расположенное по соседству подсобное помещение, закроется и будет вести длительный выжидательный разговор на странные темы – например, предложит купить у него котенка – можно и не говорить. Но когда вы на предложение о котенке не отреагируете – вас выпустят и вы - получите отказ в предоставлении инвалидности

Формально имеется право обжаловать его решение – вам тут же по вашему желанию выдадут бланк и в течение трех дней дело вместе с апелляцией будет передано в Главное Бюро по той же Москве.

Но здесь начинается работа Главного Бюро и его руководителя Г.В.Лапшиной – их профессиональная задача, соблюдая все необходимые процедуры - постараться подтвердить заключение низового Бюро, и оправдать его председателя.

И здесь все будет пристойнее: в отличие от низового Бюро откровенно хамить никто не будет. Осмотр действительно проведут несколько врачей. Хотя кончено, сделают все, чтобы обелить своих низовых коллег.

Если вы уже пользуетесь тростью – постараются добиться от вас слов о том, что на улице скользко и удовлетворенно заявят что вы ей пользуетесь только потому, что скользко. Если вы скажете, какая у вас была операция – постараются выжать из вас слова, что теперь вам лучше – то есть вы вылечены. Если вы пожалуетесь на одышку и головокружение при ходьбе – примирительно заявят, что это вполне естественно – у всех, кто испытывает нагрузки бывает одышка и учащение сердцебиения, - и так далее.

Одна деталь: при работе экспертов в белых халатах будет присутствовать молодой человек в штатском. Который, если спросить – представится юристом, - но который будет сдержанно, но начальственно обрывать экспертов, если они попытаются признать, что все же с трудоспособностью у пациента есть проблемы. Он, конечно, не будет напоминать сотрудника МВД – скорее фининспектора, контролирующего расход средств.

Здесь тоже можно обжаловать решение – тут же выдадут бланк и сами отвезут в три дня дело в Федеральное Бюро МСЭ… Но система понятна – экономия будет обеспечена.

Правительство требует сократить число поручающих социальные выплаты – Бюро исполняют требования власти.

И в любом случае самое замечательное это то. что инвалид человек или нет – определяют не те, кто его лечат и несет перед ним ответственность – а сотрудники абсолютно иного ведомства – те. чья задача не лечить – а экономить. Апеллировать к их совести или врачебной этике – значит, их просто смешить. Можно на них подать в суд. Но в современной России суды никогда не защищают человека, если правительство требует другого.

Только потом все будут удивляться, почему вдруг однажды в такое гуманное заведение, как Бюро медико-социальной экспертизы придет доведенный до истерики очередной «русский Брейвик».

С медико-социальной экспертизой человек сталкивается, когда его жизнедеятельность ограничивается вследствие отклонений в физическом или психическом состоянии. Причём эти отклонения настолько серьёзны, что гражданин нуждается в применении к нему мер социальной поддержки.

Специалисты бюро МСЭ проводят обследование лица, получившего специальное направление, и большинством голосов решают вопрос о его инвалидности. Решение, принятое в результате обследования, может быть воспринято пациентом как некорректное, нарушающее его права.

В таком случае, как указано в пункте 42 главы VI Постановления Правительства РФ N 95 от 20 февраля 2006 ему предоставлено право обжаловать результат.

Критерии присуждения инвалидности

По результатам освидетельствования в бюро МСЭ человек получает справку, в которой содержится подтверждение признания его инвалидом какой-либо степени.

В случае непризнания гражданина инвалидом справка содержит сведения о результатах проведённой с ним работы. В обоих случаях содержание полученного документа может не удовлетворить пациента. Тогда закономерно встаёт вопрос об обжаловании медицинского заключения.

Принимая решение опротестовать результаты МСЭ, пациенту необходимо представлять, какими условиями, установленными законодателем, руководствуются сегодня при присуждении инвалидности той или иной группы.

В 2015 году Министерство труда и социальной защиты утвердило приказ, согласно ему сотрудники бюро при проведении МСЭ обязаны выносить решения по результатам освидетельствования граждан с учётом специальных классификации и критериев. В документе перечислены:

  • виды расстройств здоровья длительного характера;
  • категории человеческой жизнедеятельности.

Указываются здесь и возможные степени таких расстройств и степени ограничения жизнедеятельности в указанных категориях.

Инвалидность назначается в зависимости от степени, с которой выражаются функциональные ограничения организма, вызванные длительным заболеванием.

Группа инвалидности определяется в соответствии со степенью ограничения каких-либо категорий жизнедеятельности.

Результатом такого подхода стало то, что признание человека нуждающимся в мерах социальной поддержки вследствие инвалидности, зависит не от наличия заболевания или дефекта организма. Главным условием является то, в какой мере они мешают человеку вести нормальный образ жизни:

  • обслуживать себя самостоятельно;
  • получать образование;
  • исполнять трудовую деятельность;
  • вести контроль за своим поведением;
  • общаться с окружающими;
  • свободно передвигаться без оказания ему сторонней помощи;
  • ориентироваться в пространстве и окружающей действительности.

Очевидно, именно поэтому экспертиза получила название медико-социальной. Её задача – установить не только наличие дефекта, но и социальное значение его для человека.

Кроме этого, условием для отнесения гражданина к группе инвалидов является также необходимость поддержки социального характера, главным образом необходимость проведения реабилитации.

Оценивая состояние пациента, специалисты МСЭ должны учитывать возможные улучшения его состояния в результате реабилитации. Например, насколько предполагаемое протезирование сможет снизить степень выраженности ограничения одной или нескольких категорий жизнедеятельности.

Когда необходимо обжалование?

Сложившаяся система оценки состояния здоровья человека не всегда позволяет пациенту пройти МСЭ с желаемым результатом. Тогда ему приходится проходить переосвидетельствование, доказывая не наличие у него дефекта организма, а невозможность при том или ином заболевании вести образ жизни, который признан нормальным в обществе.

В заявлении гражданина с требованием пересмотреть результаты проведённого членами МСЭ обследования или провести повторное освидетельствование необходимо максимально точно и корректно указать те основания, которые определяют необходимость удовлетворения такого заявления.

Учитывая критерии признания инвалидом, установленные Российским законодателем, такими основаниями являются:

  1. Неучтённое комиссией специалистов наличие у пациента расстройства здоровья, являющегося длительным и стойким в умеренной степени, выраженной или ярко выраженной.
  2. Присутствие у пациента таких последствий от перенесённой болезни, которые ограничивают его годность для выполнения трудовой деятельности или обслуживания собственных нужд.
  3. Наличие группы последствий, которые привели к нарушению нормального существования человека в социуме.
  4. Невозможность в силу расстройства психики полноценно общаться с окружающими людьми и выполнять социальные функции.
  5. Отсутствие конечностей и невозможность по каким-либо причинам заменить их протезами.
Заявление на проведение МСЭ

Перечисленные основания для обжалования заключения о признании/непризнании инвалидности вытекают из классификации нарушений здоровья и ущемления возможностей жизнедеятельности и степени выраженности этих категорий.

Присутствие какого-либо из перечисленных факторов, проигнорированных специалистами бюро МСЭ, даёт пациенту возможность оспорить:

  • отказ в признании наличия у гражданина достаточных оснований для назначения инвалидности;
  • назначение не соответствующей ситуации группы инвалидности;
  • ненадлежащее оформление работниками бюро необходимой пациенту документации.

Подобные нарушения подлежат обязательному устранению, поскольку их результатом является ущемление конституционных прав граждан.

В качестве требований пациентом указываются:

  • признание недействительным решения комиссии;
  • проведение нового освидетельствования;
  • назначение инвалидности соответствующей сложившейся ситуации группы.

Добиться пересмотра результатов в соответствии с действующим законодательством не так сложно. Значительно труднее доказать, что вывода комиссии некорректны и нарушают права гражданина, гарантированные ему государством.

Жалоба

Определив действительное наличие оснований для обжалования заключение МСЭ, признанных законом достаточными, можно приступать к самой процедуре. Она может проходить в двух направлениях:

  • административном (обращаемся в вышестоящие инстанции);
  • судебном (обращаемся в суд).

Многие юристы советуют своим клиентам сначала пойти по первому пути. Связано это с тем, что в противном случае суд всё равно назначит переосвидетельствование.

Получив неудовлетворительный результат проведённого обследования, можно обратиться за восстановлением справедливости в сам орган, проводившей экспертизу.

Бюро по проведению медицинско-социального освидетельствования имеет три ступени:

  1. Бюро МСЭ городов и районов.
  2. Главное бюро МСЭ, действующее в отдельно взятом субъекте РФ.
  3. Федеральное бюро, решение которого актуально для всех уголков страны.

Первоначальной ступенью обжалования может быть обращение с претензией к начальнику городского/районного бюро либо сразу в главное бюро. Если и там не удаётся добиться желаемого результата необходимо подать жалобу в Федеральное бюро МСЭ.

Образец заявления на обжалование решения МСЭ

На каждом этапе срок, когда может быть подана жалоба, составляет один месяц со дня вынесения решения комиссией.

В заявлении, направляемом в бюро МСЭ , в обязательном порядке должно быть указано:

  • кому направлено заявление;
  • кто его автор (ФИО, паспортные данные с пропиской и указанием проживания, номер телефона и электронный адрес (при наличии);
  • тема (заявление об обжаловании действий МСЭ);
  • когда проводилось обследование;
  • что считается автором не соответствующим действительности;
  • основание для обжалования;
  • требования пациента;
  • число и подпись.

Образец такого заявления выглядит следующим образом:

Пример заявления на обжалование решения МСЭ

В Приложении перечисляются документы, которые прикрепляются к заявлению:

  1. Копии паспортов, свидетельства о рождении.
  2. Справка, выдана МСЭ по результатам обследования.
  3. Документы, подтверждающие перечисленные в заявления доводы и основания.

Рассмотрение такой жалобы происходит в течение одного месяца. В результате выдаётся выписка, в которой указано мотивированное решение относительно заявления. Это может быть отказ в исполнении требований или их удовлетворение. В зависимости от результата можно действовать дальше.

Обращение в суд

Когда все возможные варианты исчерпаны, а результат остаётся неудовлетворительным имеет смысл обратиться в судебные инстанции. Важно предоставить суду доказательства того, что истцом были приняты меры по досудебному урегулированию вопроса.

Подаче заявления предшествует уплата государственной пошлины в размере трёхсот рублей. Освобождены от неё лица, перечисленные в 333.36 статье Налогового кодекса.

Обжалование решения МСЭ в судебном порядке

Подсудность таких дел относится к районному суду. Как и большинство исков, данный документ подаётся в суд по месту нахождения ответчика, то есть бюро, проводившего медико-социальную экспертизу. Составляется заявление в суд в традиционной для исков форме. В нём указывается:

  1. Наименование суда.
  2. Данные истца.
  3. Данные ответчика.
  4. Наименование заявления.
  5. Описание сложившейся ситуации с указанием дат и выходных данных упоминаемых документов.
  6. Требования.
  7. Число и подпись.
  8. Приложение с перечислением всех документов, предоставляемых вместе с заявлением.

Составляя иск, важно упоминать те примеры, которые можно доказать документами. Вполне возможно участие свидетелей, которые смогут подтвердить, излагаемые факты.

Пакет документов соответствует тому, который предоставляется при обжаловании в бюро. Дополнительно предоставляется копия заявления. Все документы необходимо передать суду в том количестве, которое соответствует количеству участвующих в деле лиц.

Рассмотрение таких дел происходит в период одного — двух месяцев.

Для составления искового заявления можно воспользоваться следующим образцом.

Образец искового заявления

Решение судьи по данному исковому заявлению принимает законную силу через месяц после его вынесения судом. Оно также может быть обжаловано в вышестоящие инстанции.

Нюансы действий МСЭ

Не всегда решения по изменению статуса инвалида, вынесенные специалистами проведения МСЭ, являются неправомерными, хотя могут показаться таковыми на первый взгляд.

Существует ряд случаев, когда бюро МСЭ обязано вынести иное решение в отношении человека. Тогда оформление группы инвалидности происходит в зависимости от появления новых критериев.

Происходит это в следующих ситуациях:

  • Переход инвалида из группы детей в группу совершеннолетних.
  • Первоначальное заболевание перестаёт доминировать, но на первый план выходит новое.
  • При первичном освидетельствовании не была до конца выяснена причина тяжёлого состояния здоровья, а на переосвидетельствовании картина прояснилась.

Наличие этих критериев делает вынесение нового заключения необходимым с правовой точки зрения.

Такие действия также могут быть обжалованы пациентами или их представителями, если есть подозрения, что они выполнены с нарушением закона.

Обжалование решения МСЭ

Как показывает практика, обращение граждан с жалобой в Федеральное бюро МСЭ нередко имеют положительную тенденцию для пациентов. Особенно это важно, когда встаёт вопрос, как оформить инвалидность ребёнку, если на местном уровне врачи постоянно выдают отказ.

Работников учреждения благодарят:

  • за гуманное и чуткое отношение к пациентам;
  • за оказание высококвалифицированной помощи;
  • за внимательное отношение;
  • за нелёгкий труд.
Проблемы и трудности у граждан, возникающие при обжаловании решения МСЭ

Подробнее с мнением пациентов можно познакомиться здесь. Люди, столкнувшиеся со сложной ситуацией, судя по отзывам, находят помощь.

Получить инвалидность в России сегодня – задача не самая лёгкая. Очевидно, что разработка программы помощи таким людям нуждается в совершенствовании, а пока пациенты самостоятельно обжалуют неправомерные действия медицинских комиссий и добиваются необходимых результатов.


Статья проверена экспертом: Нефедовой Анной.

Читайте также: