Письмо минтруда о льготной пенсии


Медицинским работникам независимо от возраста может быть назначена досрочная пенсия при выработке необходимого трудового стажа в сфере здравоохранения. Если такие работники имеют требуемые стаж работы во вредных или тяжелых условиях труда и страховой стаж, пенсия им назначается по достижении определенного возраста, но ранее общеустановленного.

Как правило, назначение страховой пенсии по старости до достижения лицом общеустановленного пенсионного возраста (далее - досрочной пенсии) обусловлено выполнением им определенной работы или принадлежностью к определенным социальным категориям граждан. В частности, право на досрочную пенсию имеют медицинские работники, однако условия ее назначения могут различаться, о чем пойдет речь далее. В любом случае для назначения пенсии необходимо наличие установленного размера индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК), величина которого в 2019 г. должна быть не ниже 16,2 (ст. ст. 30 - 32, ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ "О страховых пенсиях").

Условия назначения медицинским работникам досрочной пенсии

Для назначения медицинским работникам досрочной пенсии продолжительность их лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения должна составлять (п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ):

-не менее 25 лет - в сельской местности и поселках городского типа или

-не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах.

Вместе с тем с 01.01.2019 досрочная пенсия медицинским работникам может быть назначена не ранее чем через определенный период времени после выработки необходимого стажа. Данный период составляет в 2019 г. 12 месяцев и далее ежегодно увеличивается на 12 месяцев до достижения в 2023 г. 60 месяцев. Однако, если такие лица приобретут стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии, в переходный период с 01.01.2019 по 31.12.2020, пенсия им может быть назначена на полгода раньше. Возраст медицинского работника для назначения пенсии значения не имеет (ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; Приложение № 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ; ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий").

Например, врач, стаж которого в первой половине 2019 г. достигнет 25 лет (30 лет), сможет выйти на пенсию через шесть месяцев, то есть уже во второй половине 2019 г. Если необходимый стаж будет выработан в 2021 г., право на пенсию возникнет через три года, то есть не ранее 2024 г. (Информация ПФР "Что нужно знать об изменениях в пенсионной системе").

Условия назначения досрочной пенсии медицинским работникам, работающим во вредных и тяжелых условиях труда

Медицинским работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, досрочная пенсия назначается на особых условиях. К таким условиям относятся достижение определенного возраста (для мужчин - 50 лет, для женщин - 45 лет), наличие выработки на вредных работах (соответственно не менее 10 лет и 7,5 лет) и страхового стажа (соответственно не менее 20 лет и 15 лет). В случае отработки на вредных работах не менее половины указанного срока и наличия требуемого страхового стажа страховая пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста, установленного по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждый полный год такой работы (п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

К медицинским работникам, которые досрочно могут выйти на пенсию по данному основанию, относятся, в частности, врачи-рентгенологи, а также врачи, постоянно занятые в рентгенооперационных и ангиографических кабинетах (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; пп. "а" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665; разд. XIX Списка № 1, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение").

Кроме того, возможность досрочно выйти на пенсию есть у медицинских работников, имеющих стаж работы с тяжелыми условиями труда. Для этого они должны достичь возраста 55 лет и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), проработать на таких работах соответственно не менее 12,5 лет и 10 лет и иметь страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае отработки на тяжелых работах не менее половины указанного срока и наличия требуемого страхового стажа страховая пенсия назначается с уменьшением пенсионного возраста, установленного по состоянию на 31.12.2018, на один год за каждые два с половиной года такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам (п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

К работникам, которые могут выйти на пенсию досрочно по данному основанию, относятся, в частности, работники, непосредственно обслуживающие больных в туберкулезных и инфекционных учреждениях, отделениях и кабинетах.

Также работа младшего и среднего медицинского персонала в психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждениях (в том числе в интернатах) относится к работе с тяжелыми условиями труда, дающей право на досрочную пенсию по старости. Такое же право предоставлено медицинскому персоналу психиатрических, психосоматических, соматопсихиатрических отделений и кабинетов многопрофильных лечебных и лечебно-профилактических медицинских учреждений (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ; пп. "б" п. 1 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665; пп. "а", "в" разд. XXIV Списка № 2, утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10; Письмо Минтруда России от 28.09.1992 № 1910-РБ "О льготном пенсионном обеспечении").

Отметим также, что изложенные условия назначения досрочной пенсии применяются, если условия труда медицинских работников подтверждены действительными результатами аттестации рабочих мест (до 31.12.2018) либо соответствовали вредному или опасному классу условий труда согласно результатам специальной оценки условий труда (ч. 6 ст. 30, ч. 8 ст. 35 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

По материалам ("Электронный журнал "Азбука права", 2019)

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 13 октября 2015 года № 17-3/В-502

Департамент развития социального страхования рассмотрел обращение по вопросу применения дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленных статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), и сообщает свое мнение.

Исходя из положений частей 1, 2, 2.1 статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР, предусмотренные данной статьей для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяются ими в отношении выплат в пользу тех лиц, которые заняты на видах работ, указанных в пунктах 1-18части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ).

При этом страховые взносы в ПФР по дополнительным тарифам начисляются в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу упомянутых работников, признаваемые объектом обложения в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ, за исключением сумм, поименованных в статье 9 Федерального закона № 212-ФЗ, к которым относятся, в частности, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.

Законодательством Российской Федерации о страховых взносах и пенсионным законодательством Российской Федерации не увязывается формирование базы для начисления страховых взносов в ПФР по дополнительным тарифам с включением периодов, за которые производятся выплаты, облагаемые страховыми взносами в ПФР по дополнительным тарифам, в стаж для досрочного назначения пенсии.

Таким образом, выплаты в пользу работника, который числится занятым на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, поименованных в пунктах 1-18 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ, за период учебного отпуска работника и отпуска без содержания подлежат обложению страховыми взносами в ПФР по дополнительным тарифам.

Что касается формирования стажа работы для досрочного назначения пенсии, то в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее -Правила № 516).

В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды работы, которая выполняется постоянно в течение полного рабочего дня, за которые уплачиваются страховые взносы в ПФР. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Таким образом, в стаж для досрочного назначения пенсии засчитываются периоды фактической работы в профессиях, должностях, производствах и учреждениях, занятость в которых дает право на досрочное пенсионное обеспечение.

Иные периоды, не связанные с выполнением соответствующей работы, включаются в стаж, если прямо предусмотрены Правилами № 516.

Периоды, не связанные с выполнением соответствующей работы (отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, учебный отпуск, выполнение государственных обязанностей и др.) Правилами № 516 не предусмотрены.

Учитывая изложенное, правовых оснований для включения указанных периодов в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ не имеется.

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

25 декабря 2018 08:33

Интервью c заместителем управляющего Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области О.В. Шубиной о досрочном пенсионном обеспечении педагогических, медицинских и творческих работников в связи с изменением с 01.01.2019 пенсионного законодательства.

Ольга Васильевна, коснутся ли изменения, внесённые в пенсионное законодательство, условий назначения досрочных пенсий педагогическим, медицинским и творческим работникам?

Федеральный закон от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»[1] не внёс изменений в условия назначения пенсий таким работникам в части требований к продолжительности льготного стажа и возраста выхода на пенсию, за исключением тех из них, кому и ранее досрочные пенсии назначались в зависимости от возраста. Также не изменится порядок определения и исчисления стажа на соответствующих видах работ.

Для педагогических, медицинских и творческих работников, право на досрочную пенсию которых определяется независимо от возраста, увеличивается срок реализации права на досрочное назначение на 60 мес. (5 лет) в зависимости от года возникновения права на такую пенсию, то есть по 12 мес. за каждый год, начиная с 2019 года.

Например, врач центральной городской больницы выработает требуемые 30 лет «выслуги» 25.09.2024. Право на досрочную пенсию может быть реализовано не ранее 26.09.2029 (26.09.2024 + 60 мес.).

Педагог выработает 25 лет педагогического стажа, дающего право на досрочную пенсию, 10.03.2021. Право на досрочную пенсию может быть реализовано не ранее 11.03.2024 (10.03.2021 + 36 мес.).

Что нового внёс законодатель в отношении тех творческих работников, у которых право на досрочную пенсию зависит не только от продолжительности стажа на соответствующих видах работ, но и от возраста?

Действительно, 3 категории творческих работников реализуют право на досрочную пенсию с учётом достижения определённого возраста:

  1. Артистки драматических театров, достигшие 50-летнего возраста.
  2. Артисты драматических театров, достигшие 55-летнего возраста.
  3. Борцы, занятые в цирке и концертных организациях, достигшие 50-летнего возраста.

Для этих категорий, как для лиц, которым назначаются пенсии по старости, возраст выхода на пенсию будет постепенно увеличен на 60 мес. (5 лет), то есть на 1 год за каждый год начиная с 2019 года.

Например, артистка драматического театра, имеющая стаж творческой деятельности 25 лет, достигнет требуемого возраста 50 лет 06.07.2021. Право на досрочную пенсию может быть реализовано не ранее 06.07.2024 (06.07.2021 + 36 мес.).

Предусмотрены ли какие-либо дополнительные льготы для педагогических, медицинских и творческих работников, которые рассчитывали реализовать своё право на досрочную пенсию в ближайшие годы (2019-2020)?

Действительно, в целях адаптации граждан к изменениям условий пенсионного обеспечения Федеральным законом № 350-ФЗ предусмотрена льгота для граждан, которым в ближайшие два года предстояло выходить на пенсию по «старому» законодательству. В контексте рассматриваемой категории застрахованные лица, которые в период с 1 января 2019 по 31 декабря 2020 приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, либо достигнут возраста, дающего право на досрочное назначение пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения сроков либо ранее возраста, но не более чем за 6 месяцев до наступления таких сроков либо достижения такого возраста.

Ольга Васильевна, приведите, пожалуйста, примеры реализации этой льготы.

Учитель в общеобразовательной школе выработает «педагогический» стаж 03.09.2019. Право на пенсионную льготу будет определено с учётом пункта 3 статьи 10 Федерального закона № 350-ФЗ и может быть реализовано не ранее 04.03.2020 (04.09.2019 + 12 месяцев – 6 месяцев).

Врач-терапевт городской больницы выработает требуемый 30-летний стаж лечебной деятельности 25.11.2020 году. Право на досрочную пенсию может быть реализовано не ранее 26.05.2022 (25.11.2020 + 24 месяцев – 6 месяцев).

Возможно ли назначить досрочную пенсию работникам рассматриваемых категорий, которые по каким-либо причинам не реализовали в 2018 году право на досрочную пенсию?

В целях сохранения пенсионных прав граждан частью 2 статьи 10 Федерального закона № 350-ФЗ предусмотрено, что за гражданами, достигшими до 01.01.2019 возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение), но не обратившимися за её назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения пенсии, сохраняется право на пенсию (в том числе на её досрочное назначение) без учёта изменений, внесённых Федеральным законом № 350-ФЗ и предусматривающих повышение возраста выхода на пенсию.

Например, артистка драматического театра возраста 50 лет достигнет 31.12.2018, требуемый «творческий» стаж выработан 19.02.2019.

С учётом того, что 50-летнего возраста женщина достигла до 01.01.2019, право на досрочную пенсию может быть реализовано не ранее даты, на которую будут соблюдены все условия назначения досрочной пенсии (20.02.2019).

Если педагог выработал требуемый льготный стаж 25 лет на 25.12.2018, но обратился за назначением пенсии в 2019 году, пенсия ему будет назначена с даты обращения, без увеличения срока выхода на пенсию на 6 месяцев.

[1] Далее – Федеральный закон № 350-ФЗ.

Автор : Виктор БЕЛЯКИН, начальник отдела льготного пенсионного обеспечения департамента по вопросам пенсионного обеспечения

Отдельные нормы Закона РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" вызвали у значительного числа граждан вполне справедливое недоумение. Например, было не совсем ясно, что делать людям, имеющим по старому пенсионному законодательству полностью выработанный специальный и общий трудовой стаж, дающий право для назначения пенсии на льготных основаниях. Могут ли они выйти на пенсию по достижении установленного возраста? Ведь по условиям нового закона принцип подсчета специального трудового стажа совершенно иной.

Именем Конституции

5 ноября 2002 года Конституционный суд РФ вынес определение по жалобе гражданина Спесивцева о нарушении его конституционных прав при назначении трудовой пенсии.

Спесивцев Ю.И. семь лет и четыре месяца проработал с особо вредными условиями труда (в производстве высокотоксичных и радиоактивных веществ). В соответствии с действовавшими в тот период нормативными актами он имел право уйти на пенсию на льготных основаниях - по достижении 50 лет. При этом постановлением Совета Министров СССР от 17.04.59 № 416-90 было установлено, что рабочим и служащим, непосредственно занятым в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ, пенсии по старости на льготных основаниях назначаются при наличии шестилетнего (у мужчин) стажа работы в этих производствах. Однако, когда Спесивцев пришел в отдел кадров с заявлением о назначении пенсии по старости, ему отказали, ссылаясь на недостаток специального стажа. Администрация заявила, что с 1 января 1992 года (именно тогда вступили в действие новые списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 № 10 (Списки № 1 и 2) в соответствии с пунктом "а" части первой статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" для таких работников установлен более длительный специальный стаж - не менее 10 лет.

Конституционный суд РФ по этой жалобе установил следующее. Положение пункта "а" части первой статьи 12 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которое устанавливает требование о наличии минимального 10-летнего стажа подземной работы, работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, в данном случае не подлежит применению. Гражданин Спесивцев и другие работники, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на такую пенсию, поскольку имели стаж работы в производстве высокотоксичных и особо вредных радиоактивных веществ не менее шести лет и общий трудовой стаж не менее 20 лет, имеют право на льготную пенсию.

По разным правилам подсчета

Министерство труда и социального развития РФ выступило с разъяснением позиции Конституционного суда РФ относительно применения отдельных норм пенсионного законодательства. Постановление Минтруда России, изданное по этому поводу, называется так: "О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"" (утверждено постановлением Минтруда России от 17.10.03 № 70). Этот документ разъясняет порядок применения ранее действовавшего законодательства при установлении досрочной трудовой пенсии по старости тем работникам, которые выработали специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение по нормам и условиям.

Минтруд России разъяснил следующее. При исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ для определения права на трудовую пенсию по старости (в том числе досрочную), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности). Правила подсчета стажа определяются также на основании ранее действующего законодательства.

Указанный порядок применяется, если с его учетом гражданин (независимо от возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий трудовой стаж и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. Ведь имея специальный и общий стаж, работник может оставить или поменять работу и просто ждать достижения возраста, при котором назначается пенсия на льготных условиях. После возникновения права на пенсию он может обратиться за ней в любое время независимо от характера выполняемой работы на момент обращения. При этом будут применяться именно те правила исчисления стажа и периодов работы (иной деятельности), которые действовали на момент выполнения работ, дающих право на эту пенсию.

Если же на день отмены соответствующей нормы гражданин не выработал необходимого стажа, его исчисление производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочной.

Поясним на примере. Ранее действовавшее Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утвержденное постановлением Совмина СССР от 03.08.72) наряду с периодами работы предусматривало включение в специальный трудовой стаж и иных периодов деятельности работника. Это же относилось и к правилам назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах по Спискам № 1 и 2 от 1956 года, а также при назначении пенсии на этих основаниях женщинам-текстильщицам.

Так, в стаж работы, дающей право на льготное пенсионное обеспечение, включалась служба в составе Вооруженных сил СССР и пребывание в партизанских отрядах, служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик. При назначении пенсии на льготных условиях и в льготных размерах служба в перечисленных органах приравнивалась по выбору пенсионера к работе, которая предшествовала службе либо следовала за нею.

Как дела обстоят сейчас? Представим, что гражданин А. имеет 35 лет страхового стажа, в том числе за период до 1 января 1992 года - 20 лет общего трудового стажа, из которых шесть лет приходится на работы в профессии, предусмотренной Списком № 1. Непосредственно перед работой по Списку № 1 он отслужил четыре года в Вооруженных силах СССР. Эта служба также будет включаться в трудовой стаж, хотя вышеуказанное постановление Совмина сейчас уже не действует. В данном случае с учетом службы у гражданина А. имеется 10 лет льготного стажа, что при наличии 20 лет общего трудового стажа достаточно для назначения льготной пенсии по Списку № 1. Руководствуясь постановлением Минтруда России от 17.10.03 № 70, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, имеют право досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости в соответствии со Списком № 1 (так как необходимый стаж полностью выработан до момента принятия нового закона о трудовых пенсиях).

Общий стаж - не проблема

Теперь допустим такой вариант. Работник по нормам ранее действовавшего законодательства выработал специальный трудовой стаж, необходимый для назначения ему пенсии на льготных условиях (в том числе для назначения пенсии по старости со снижением возраста пропорционально отработанному специальному трудовому стажу), хотя и не имел к этому моменту необходимого общего стажа. В настоящее время он может приобрести недостающий общий стаж и при достижении необходимого возраста претендовать на заслуженную пенсию.

Из разъяснения Минтруда России следует, что в случае, когда гражданин не имеет общего трудового стажа в достаточном количестве и продолжает работать в период действия нового законодательства, исчисление его страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на момент обращения за пенсией.

Представляется, что официальные разъяснения, данные Министерством труда и социального развития РФ, окончательно снимут все неясности и разночтения в применении отдельных норм пенсионного законодательства.

Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрены случаи, когда работникам трудовая пенсия по старости назначается в районе возраста, определенного данным Законом для трудовых пенсий.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утверждаются постановлением Правительства от 18.07.2002 г. № 537 (в редакции Постановления от 24.04.2004 г.) «О списках производств, работ, профессий, должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Законодательно закреплен данный перечень, установлен список должностей и работ, однако на практике работнику, обратившемуся в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, как правило, отказывают в таковом. Причины тому самые разнообразные.

Наиболее частые из них:

- ненадлежащее оформление трудовой книжки — 36%

- в предоставленных работодателями сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды отсутствуют указания на особые условия труда — 52%;

- отсутствие штатного расписания — 2%;

- в числе страхователей, имеющих рабочие места, дающие право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости, работодатель не значится — 2%;

- отсутствие правовых актов, закрепляющих основания для досрочного назначения пенсии — 5%;

- отсутствие иных документов, подтверждающих факт работы в спорный период — 3 %.

Приведем несколько примеров из судебной практики.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 25 апреля 2013 г. удовлетворено исковое заявление Ж. к ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) о понуждении зачесть периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и назначить досрочно трудовую пенсию по старости. В судебном заседании установлено, что Ж. обратилась в ГУ УПФРФ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР ей было отказано по подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием необходимого специального стажа, поскольку в него не зачтены периоды отпусков по уходу за ребенком и курсов повышения квалификации. При удовлетворении исковых требований суд исходил из того, что список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с которым время работы в должности учителя и воспитателя в школах и детских садах всех наименований засчитывается в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781

В силу п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (действующего на период спорных правоотношений) период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком включался в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР (вступил в силу 6.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6.10.1992 г.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался в период действия вышеуказанных нормативных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то спорный период подлежал включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Н., обратился в ГУ УПФР с заявлением и со всеми необходимыми документами о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что стаж его работы с тяжелыми условиями труда составил более лет, он достиг возраста 55 лет и имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа и недостаточной продолжительности страхового стажа, при этом Управлением в специальный трудовой стаж не были включены периоды его работы, поскольку в предоставленных работодателями сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды отсутствуют указания на особые условия труда, а также не включены в страховой стаж периоды его работы в связи с допущенными нарушениями правил оформления трудовой книжки (нечитаемая печать, отсутствие даты приказа об увольнении). При удовлетворении исковых требований Окуловский районный суд Новгородской области исходил из того, что согласно подп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 (в редакции Постановления от 24.04.2004 г.) «О списках производств, работ, профессий, должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, работниками, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, — Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абз. 1 настоящего подпункта.

Исходя из раздела XXXII «Общие профессии» Списка № 2 от 22.08.1956 г. право на назначение пенсии на льготных условиях имеют газосварщики и их подручные, электросварщики и их подручные.

Согласно разделу XXXIII «Общие профессии» (позиция 23200000-19756) Списка № 2 от 26.01.1991 г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют газоэлектросварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3-го класса опасности; позицией 23200000-11620 указанного раздела XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия «газосварщики», позицией 23200000-19906 указанного раздела XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия «электросварщики ручной сварки».

Таким образом, Список № 2 от 22.08.1956 г. не предусматривал деление сварщиков по типу работ: на электросварщиков (газосварщиков) ручной сварки и на электросварщиков (газосварщиков) на автоматических и полуавтоматических машинах. Такое деление было установлено только в Списке № 2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.

Квалификационные характеристики работ электрогазосварщика, приведенные в разделе «Сварочные работы» Выпуска 2 ЕТКС, предусматривают выполнение работ электросварщика и газосварщика, то есть электрогазосварщик (газоэлектросварщик) совмещает работу по двум профессиям.

Как следует из информационного письма Министерства труда и социального развития РФ № 3073-17, Пенсионного фонда РФ № 06-27/7017 от 02.08.2000 г., «электрогазосварщик» и «газоэлектросварщик» — это разные наименования одной профессии.

Вместе с тем из представленной истцом архивной справки видно, что в документах архивного фонда Государственного унитарного предприятия имеются сведения о трудовом стаже Н., согласно которым истец был принят на работу учеником такелажника на участок, затем электросварщиком на заводе, далее учеником такелажника на заводе и уволен приказом от года.

При вынесении решения суд также руководствовался п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, согласно которым в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также п. 5 Разъяснения № 5 от 22.05.1996 г. Министерства труда РФ «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», устанавливающего, что право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 29, имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Кроме того, в судебном заседании были допрошены несколько свидетелей.

Таким образом, работник вынужден доказывать свое право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по причинам ненадлежащего исполнения работодателем своих обязанностей, а также отсутствия упорядоченной нормативной базы по данному вопросу. Процесс доказывания по таким делам является весьма трудоемким по времени и возможностям в силу возраста, ликвидации учреждений, в которых они когда-то осуществляли трудовую деятельность, необходимости запроса архивных данных, привлечения свидетелей.

Личный трудовой опыт позволяет выделить основные проблемные моменты таких дел:

  • всегда требуют временных затрат;
  • обжалуются УПФР во всех случаях. При этом без получения решения с отметкой о вступлении в законную силу с приложенной копией апелляционного определения никто исполнять решение суда не станет;
  • всегда энергозатратны. Поскольку обязанность по доказыванию всегда возлагается в данных делах на истцов, то они вынуждены «добывать» доказательства, обращаясь в архивы, к прежним работодателям, лично носить запросы суда в необходимые инстанции, лично добиваться явки свидетелей в суд.
Рассмотренная практика показала, что решения по данным вопросам однотипны, что и позволило выделить мотивы, по которым лицо вынуждено обращаться в суд. Однако это, по неизвестным причинам, не является для законодателя основанием для приведения нормативно-правовой базы в соответствие. Учитывая, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, обязанность по доказыванию принадлежащих по закону прав всегда лежит в таких спорах на истце. И принимая во внимание, что законом предусмотрен месячный срок для вступления решения суда в законную силу, а также тот факт, что эти категории дел обжалуются УПФР во всех случаях, добиться своего права претенденту на досрочную пенсию весьма сложно.

Похожие публикации


О порядке расследования случаев заражения Covid-19 и обжалования результатов


О порядке расследования случаев заболевания медицинских работников коронавирусной инфекцией COVID-19


Порядок действий при выявлении заболевания у медицинского работника коронавирусной инфекции

  • Facebook
  • Twitter
  • Google+
  • VKontakte

В последние время увеличилось число обращений среднего и младшего медицинского персонала – членов профсоюза в областную организацию профсоюза по защите своих прав по предоставлению льготного пенсионного обеспечения по Спискам № 1 и № 2 для работников, занятых на работах с особо вредными и тяжелыми условиями труда. В основном это средний и младший медицинский персонал противотуберкулезных учреждений (кабинетов), рентгеновских отделений (кабинетов), средний и младший медицинский персонал психиатрических кабинетов лечебно-профилактических учреждений. Их права приходится отстаивать в судебном порядке.

Основными причинами отказа по назначению досрочной страховой пенсии Пенсионным фондом РФ является то, что не учитываются в стаж отдельные периоды работы, администрацией учреждений здравоохранения в пенсионный фонд предоставляется не полный перечень должностей (профессий) работников, отнесенных по условиям труда к Спискам № 1 и № 2 и др.

Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10 утверждены списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, дающих право на льготное пенсионное обеспечение.

Списки № 1 и № 2 применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12. 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 года № 665.

Списки № 1 и № 2 применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17.12. 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 года № 537.

Льготное пенсионное обеспечение предусмотрено на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда согласно Списку № 1. Мужчины получают пенсию по достижению 50 лет при общем стаже работы 20 лет, если они проработали в особо вредных, особо тяжелых условиях труда не менее 10 лет; женщины по достижении 45 лет при общем стаже работы 15 лет, если они проработали в особо вредных, особо тяжелых условиях труда не менее 7,5 лет.

Стаж на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (по Списку № 1) Право на пенсию с уменьшением возраста наступает:
Мужчины Женщины
Не менее 3 лет 9 мес. 52 года
4 года 51 год
5 лет 55 лет 50 лет
6 лет 54 года 49 лет
7 лет 53 года 48 лет
7 лет 6 мес. 45 лет
8 лет 52 года
9 лет 51 год
10 лет 50 лет

Занятость на работе с вредными и тяжелыми условиями дает право работникам на льготную пенсию по Списку № 2. В этом случае мужчины имеют право на пенсию по достижению 55 лет при общем стаже 25 лет, если они проработали во вредных и тяжелых условиях труда не менее 12,5 лет; женщины по достижению 50 лет при общем стаже работы 20 лет, если они проработали во вредных и тяжелых условиях труда не менее 10 лет.

Стаж на работах с тяжелыми условиями труда (Список №2) Право на пенсию с уменьшением возраста наступает:
мужчины женщины
Не менее 5 лет 53 года
6 лет 52 года
Не менее 6 лет 3 мес. 58 лет 52 года
Не менее 7 лет 6 мес. 57 лет 52 года
8 лет 57 лет 51 год
9 лет 57 лет 51 год
Не менее 10 лет 56 лет 50 лет
11 лет 56 лет
12 лет 56 лет
Не менее 12 лет 6 мес. 55 лет

Право на пенсию на льготных условиях имеют работники, занятые выполнением работ, предусмотренных в Списках № 1 и № 2 в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работником своих служебных обязанностей в условиях, предусмотренных списками, в течение не менее 80% рабочего времени.

В Списке № 2 предусмотрены врачи, средний и младший медицинский персонал, работающий в отделениях и кабинетах химиотерапии онкологических учреждений (подразделений).

Отдельным письмом Минздрава России от 30.10.1992 года № 24-04/5-29 после утверждения Списка № 2 был решен положительно вопрос о врачах, среднем и младшем медицинском персонале гематологических учреждений (подразделений), постоянно занятых лечением химиопрепаратами опухолей системы крови.

Право на пенсию по Списку № 2 имеют средний и младший медицинский персонал психиатрических (психоневрологических) лечебно-профилактических учреждений. В настоящее время в многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях появились отделения и кабинеты, где лечатся психически больные. Поэтому было дано разъяснение, что среднему и младшему медицинскому персоналу, непосредственно обслуживающему больных в психиатрических, соматопсихиатрических отделениях и кабинетах многопрофильных лечебно-профилактических учреждений, льготные пенсии следует назначать также по Списку № 2 (письмо МЗ РФ от 20.10.1992 года № 02-15/32-15).

Трудным в решении остается вопрос о том, кому из числа среднего и младшего медицинского персонала, работающего в инфекционных, туберкулезных, психиатрических (психоневрологических) учреждениях (подразделениях), следует назначать пенсию по Списку № 2.

Чтобы ответить на него, были определены и доведены до учреждений здравоохранения письмом МЗ РФ от 23.08.1993 года № 05-16/30-16 виды деятельности и примерный перечень должностей среднего и младшего медицинского персонала, относящиеся к непосредственному обслуживанию больных в лечебно-профилактических учреждениях, отделениях, кабинетах. При этом следует иметь в виду, что перечень должностей работников является примерным.

В Списке № 2 на льготное пенсионное обеспечение предусмотрены врачи, средний и младший медицинский персонал, работающий в ожоговых и гнойных отделениях. Следует учесть, что медицинский персонал гнойных отделений независимо от их наименования (гнойная хирургия, гнойная хирургическая инфекция, антисептическое и т.д.) имеют право на льготную пенсию, т. к. он занят обслуживанием гнойных больных.

Персонал, работающий в рентгенодиагностических кабинетах, включен в Списки № 1 и №2. Поскольку рентгеновские компьютерные томографы являются специализированными рентгеновскими аппаратами, работники, занятые на них, должны пользоваться правом на льготную пенсию по Спискам № 1 и № 2.

В Списке № 2 предусмотрены младшие медицинские сестры по уходу за больными, занятые в рентгеновских отделениях (кабинетах). В связи с этим возник вопрос о назначении льготной пенсии санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов). Министерство труда и занятости населения РФ письмом от 27.05. 1992 года № 1062-РБ дало разъяснение, что санитаркам рентгеновских отделений (кабинетов) льготные пенсии следует назначать, как младшим медицинским сестрам по уходу за больными, занятыми в рентгеновских отделениях (кабинетах), т.е. по Списку № 2 (подтверждено письмом Минтруд РФ от 26.06.2003 года).

Работники учреждений здравоохранения, постоянно и непосредственно работающие с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия -226 или эквивалентного по радиотоксичности количества веществ, имеют право на льготную пенсию по Списку № 1.

В связи с указанной записью возник вопрос о праве на льготную пенсию медицинского персонала, обслуживающего «заряженных» больных. Согласно нормам радиационной безопасности, радиоактивное вещество (или установка), испускающее или способное испускать ионизирующее излучение, является источником излучения. При введении радиоактивного вещества больному он сам становится источником ионизирующего излучения той же активности. В связи с этим обслуживание «заряженных» больных следует рассматривать как работу с радиоактивными веществами. Активность на рабочем месте определяется в помещениях постоянного пребывания персонала для выполнения производственных функций с радиоактивными веществами. Расчет активности на рабочем месте производится исходя из общей активности используемых радиоактивных веществ. Следовательно, обслуживание «заряженных» больных и работу с радиоактивными веществами с активностью на рабочем месте свыше 10 милликюри радия-226 или эквивалентного по радиотоксичности количества радиоактивных веществ, следует рассматривать как работу, предусмотренную Списком № 1.

Основными документами, в которых должно быть зафиксировано право работника на льготное пенсионное обеспечение по Спискам № 1 и № 2 являются:

  1. Трудовой договор, в котором указаны гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также характеристика условий труда.
  2. Должностная инструкция, в которой указано, что работник в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени), выполняет работу по «непосредственному обслуживанию больных».
  3. Приказ по учреждению, согласованный с отделением ПФ РФ, утверждающий перечень рабочих мест, профессий и должностей по Спискам № 1 и № 2.
  4. Приложение к коллективному договору – перечень рабочих мест, профессий и должностей, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение по Спискам № 1 и № 2.
  5. Материалы спецоценки условий труда, подтверждающие право работника на льготное пенсионное обеспечение по Спискам № 1 и № 2.
  6. Начисление и уплата страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам.

Следует особо отметить, что окончательное решение по определению перечня рабочих мест и должностей, по которым работники имеют право на льготное пенсионное обеспечение, остается за администрацией учреждения здравоохранения, которая подтверждает характер работы результатами аттестации рабочих мест (спецоценки) и доводит до сведения работников (письмо МЗ СССР от 29.04.1991 года № 04-14/12-14; письмо МЗ РФ от 23.08. 1993 года № 05-16/30-16).

NB! Обращаем внимание на установление доплат за выполнение обязанностей по другой должности, не входящей в Список №1 и №2. Эта работа в пределах основной должности может повлечь отказ в назначении досрочной пенсии, так как работник работает часть времени в другом месте по специальности не относящейся к вредным для начисления льготной пенсии.

Читайте также: