Постановление совета министров рсфср о пенсиях на льготных условиях по старости

Всем наверняка известно, что в при наличии определенного стажа можно выйти на пенсию не как все – в 60 или 55 лет (мужчины и женщины соответственно) – а намного раньше.

Несмотря на то, что периодически в Минтруде «заикаются» об отмене досрочных пенсий и обосновывают соответствующие программы, пока никаких законопроектов в Госдуму на этот счет не поступало, а следовательно, система досрочных пенсий по-прежнему действует.

Чтобы выйти на досрочную пенсию, самое главное, что должно подтверждаться, – это выработка установленной законом продолжительности льготного стажа на дату обращения за пенсией.

А при том, что условия для зачета льготного стажа все более усложняются, работать приходится все больше и больше.

В итоге многие из тех, кто только сейчас устраивается на должности, дающие право на досрочную пенсию, вырабатывая нужный стаж, могут раньше выйти на обычную пенсию в 60 или 55 лет, чем заработать право на досрочную пенсию.

А вот те, кто начали работать еще в советское время, находятся в более выгодном положении, поскольку к ним применяются старые правила зачета льготного стажа, которые были гораздо лояльнее, нежели современные.

Дело в том, что в действующем законе о страховых пенсиях содержится пункт, отсутствовавший в прежних законах: позволяется исчислять стаж по правилам законодательства, которое действовало в период работы гражданина, в т.ч. с применением льготного порядка его исчисления, если таковой в то время предусматривался.

Право выбора законодательства, по которому рассчитывать стаж, остается за гражданином (п. 8 ст. 13 Закона о страховых пенсиях).

В период с 1972 по 1991 годы действовало Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. № 590, которое содержит ряд очень выгодных правил исчисления льготного стажа для досрочной пенсии.

Согласно этому Положению в стаж для досрочной пенсии можно было включать не только работу на льготных должностях, но и:

- службу в армии, в партизанских отрядах, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции.

Эти периоды приравниваются к льготной работе, которая либо предшествовала, либо следовала за указанной службой, и включаются в стаж для досрочной пенсии по Спискам №1, №2 или в связи с работой в текстильной промышленности;

- работу в комсомоле, партийных структурах (в т.ч. в политуправлениях и политотделах) на выборных и других ответственных должностях – при условии, что партийная работа следовала или предшествовала льготной работе и перерыв между ними не превышал 3-х месяцев в общей сложности.

Эти периоды включаются в льготный стаж для досрочной пенсии по любому основанию.

Работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с указанным Положением засчитывалась в двойном размере, если проходила до 1 марта 1960 года, и в 1,5-ном размере – если была с 1 марта 1960 года до 1 января 1992 года.

В отношении педагогических и медицинских работников в период с 17 декабря 1959 года по 1 октября 1993 года применялось Постановление Совета Министров СССР №1307, которое позволяло включать им в льготный стаж в том числе:

- работу на выборных должностях в комсомольских, партийных организациях, советских учреждениях, профсоюзных органах,

- работу в должности председателя и заместителя председателя колхоза (если было официальное направление на эту работу с должностей, дающих право на выслугу лет),

- службу в армии, в войсках ВЧК, ОГПУ, НКВД, КГБ, МВД и в органах милиции,

- методическую работу в учебных заведениях,

- педагогическую работу на курсах повышения квалификации, преподавательскую и научно-исследовательскую работу в вузах и НИИ,

- периоды учебы на курсах повышения квалификации.

Кроме того, отдельно учителям в льготный стаж можно было включать:

- педагогическую работу в училищах, техникумах, на рабфаках, детских комнатах и внешкольных детских учреждениях,

- работу в качестве пионервожатых,

- время учебы в педагогическом вузе, если ей предшествовала или за ней следовала работа по специальности.

Врачам дополнительно в льготный стаж включалась работа:

- в пионерских лагерях, домах отдыха, пансионатах, в учреждениях врачебной экспертизы,

- на руководящих должностях инструктора, инспектора в органах и учреждениях системы здравоохранения.

Единственное условие предусматривалось для включения всех указанных периодов в стаж учителям и врачам: их продолжительность не должна превышать 1/3 от всего их льготного стажа.

Таким образом, все перечисленные периоды могут быть теперь зачтены в льготный стаж, если они охватываются сроком действия указанных нормативных актов. Это позволяет существенно увеличить свой льготный стаж и ускорить выход на пенсию.

Федеральным законом от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусмотрены случаи, когда работникам трудовая пенсия по старости назначается в районе возраста, определенного данным Законом для трудовых пенсий.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по старости на льготных условиях, утверждаются постановлением Правительства от 18.07.2002 г. № 537 (в редакции Постановления от 24.04.2004 г.) «О списках производств, работ, профессий, должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Законодательно закреплен данный перечень, установлен список должностей и работ, однако на практике работнику, обратившемуся в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, как правило, отказывают в таковом. Причины тому самые разнообразные.

Наиболее частые из них:

- ненадлежащее оформление трудовой книжки — 36%

- в предоставленных работодателями сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды отсутствуют указания на особые условия труда — 52%;

- отсутствие штатного расписания — 2%;

- в числе страхователей, имеющих рабочие места, дающие право на досрочное назначение трудовых пенсий по старости, работодатель не значится — 2%;

- отсутствие правовых актов, закрепляющих основания для досрочного назначения пенсии — 5%;

- отсутствие иных документов, подтверждающих факт работы в спорный период — 3 %.

Приведем несколько примеров из судебной практики.

Решением Новгородского районного суда Новгородской области от 25 апреля 2013 г. удовлетворено исковое заявление Ж. к ГУ — Управление Пенсионного фонда РФ в г. Великом Новгороде Новгородской области (межрайонное) о понуждении зачесть периоды работы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, и назначить досрочно трудовую пенсию по старости. В судебном заседании установлено, что Ж. обратилась в ГУ УПФРФ за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, однако решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФР ей было отказано по подп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в связи с отсутствием необходимого специального стажа, поскольку в него не зачтены периоды отпусков по уходу за ребенком и курсов повышения квалификации. При удовлетворении исковых требований суд исходил из того, что список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с которым время работы в должности учителя и воспитателя в школах и детских садах всех наименований засчитывается в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781

В силу п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Согласно ст. 167 КЗоТ РСФСР (действующего на период спорных правоотношений) период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком включался в специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях.

Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 22.01.1981 г. «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей» были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы до достижения им возраста полутора лет.

В соответствии с п. 2 Постановления Совмина СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей» с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.

Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей, оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет было предусмотрено Законом СССР от 22.05.1990 г. № 1501-1 «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства», которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; ст. 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.

С принятием Закона РФ от 25.09.1992 г. № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР (вступил в силу 6.10.1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом ст. 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.

Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со ст. 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму закона, то есть до 6.10.1992 г.

Учитывая, что отпуск по уходу за ребенком в целом (до достижения ребенком возраста полутора лет и до достижения им возраста трех лет) начался в период действия вышеуказанных нормативных актов, с учетом положений ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. ст. 18, 19 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то спорный период подлежал включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию.

Н., обратился в ГУ УПФР с заявлением и со всеми необходимыми документами о досрочном назначении трудовой пенсии по старости по тем основаниям, что стаж его работы с тяжелыми условиями труда составил более лет, он достиг возраста 55 лет и имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого специального стажа и недостаточной продолжительности страхового стажа, при этом Управлением в специальный трудовой стаж не были включены периоды его работы, поскольку в предоставленных работодателями сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды отсутствуют указания на особые условия труда, а также не включены в страховой стаж периоды его работы в связи с допущенными нарушениями правил оформления трудовой книжки (нечитаемая печать, отсутствие даты приказа об увольнении). При удовлетворении исковых требований Окуловский районный суд Новгородской области исходил из того, что согласно подп. «б» п. 1 Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 (в редакции Постановления от 24.04.2004 г.) «О списках производств, работ, профессий, должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, работниками, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, — Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. № 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абз. 1 настоящего подпункта.

Исходя из раздела XXXII «Общие профессии» Списка № 2 от 22.08.1956 г. право на назначение пенсии на льготных условиях имеют газосварщики и их подручные, электросварщики и их подручные.

Согласно разделу XXXIII «Общие профессии» (позиция 23200000-19756) Списка № 2 от 26.01.1991 г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют газоэлектросварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3-го класса опасности; позицией 23200000-11620 указанного раздела XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия «газосварщики», позицией 23200000-19906 указанного раздела XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия «электросварщики ручной сварки».

Таким образом, Список № 2 от 22.08.1956 г. не предусматривал деление сварщиков по типу работ: на электросварщиков (газосварщиков) ручной сварки и на электросварщиков (газосварщиков) на автоматических и полуавтоматических машинах. Такое деление было установлено только в Списке № 2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.

Квалификационные характеристики работ электрогазосварщика, приведенные в разделе «Сварочные работы» Выпуска 2 ЕТКС, предусматривают выполнение работ электросварщика и газосварщика, то есть электрогазосварщик (газоэлектросварщик) совмещает работу по двум профессиям.

Как следует из информационного письма Министерства труда и социального развития РФ № 3073-17, Пенсионного фонда РФ № 06-27/7017 от 02.08.2000 г., «электрогазосварщик» и «газоэлектросварщик» — это разные наименования одной профессии.

Вместе с тем из представленной истцом архивной справки видно, что в документах архивного фонда Государственного унитарного предприятия имеются сведения о трудовом стаже Н., согласно которым истец был принят на работу учеником такелажника на участок, затем электросварщиком на заводе, далее учеником такелажника на заводе и уволен приказом от года.

При вынесении решения суд также руководствовался п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. № 516, согласно которым в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также п. 5 Разъяснения № 5 от 22.05.1996 г. Министерства труда РФ «О порядке применения списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право в соответствии со статьями 12, 78 и 78-1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», устанавливающего, что право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22.05.1996 г. № 29, имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Кроме того, в судебном заседании были допрошены несколько свидетелей.

Таким образом, работник вынужден доказывать свое право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по причинам ненадлежащего исполнения работодателем своих обязанностей, а также отсутствия упорядоченной нормативной базы по данному вопросу. Процесс доказывания по таким делам является весьма трудоемким по времени и возможностям в силу возраста, ликвидации учреждений, в которых они когда-то осуществляли трудовую деятельность, необходимости запроса архивных данных, привлечения свидетелей.

Личный трудовой опыт позволяет выделить основные проблемные моменты таких дел:

  • всегда требуют временных затрат;
  • обжалуются УПФР во всех случаях. При этом без получения решения с отметкой о вступлении в законную силу с приложенной копией апелляционного определения никто исполнять решение суда не станет;
  • всегда энергозатратны. Поскольку обязанность по доказыванию всегда возлагается в данных делах на истцов, то они вынуждены «добывать» доказательства, обращаясь в архивы, к прежним работодателям, лично носить запросы суда в необходимые инстанции, лично добиваться явки свидетелей в суд.
Рассмотренная практика показала, что решения по данным вопросам однотипны, что и позволило выделить мотивы, по которым лицо вынуждено обращаться в суд. Однако это, по неизвестным причинам, не является для законодателя основанием для приведения нормативно-правовой базы в соответствие. Учитывая, что в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом, обязанность по доказыванию принадлежащих по закону прав всегда лежит в таких спорах на истце. И принимая во внимание, что законом предусмотрен месячный срок для вступления решения суда в законную силу, а также тот факт, что эти категории дел обжалуются УПФР во всех случаях, добиться своего права претенденту на досрочную пенсию весьма сложно.

08.72 г. В частности п.109. Мне не хватает стажа на льготную пенсию.



В чем конкретно заключается Ваш вопрос?


Чтобы получить консультацию Вам надо подробнее описать в чем проблема.

Можете к любому юристу обратиться в личные сообщения (ст. 779 ГК РФ)


Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 (ред. от 30.01.1988) "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий"

Утратило силу

Уточните вопрос или обратитесь к выбранному юристу на сайте для получения консультации ст.779 ГК.


Постановление Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 (ред. от 30.01.1988) "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" уже не действует. Уточните вопрос или обратитесь к любому юристу в личку, ст.779 ГК РФ,

Так, например, через суд можно добиться, если учеба выпадает на 70,80-е годы. Т.к. на тот период действовало это постановление и оно обязывало учебы включать, если до нее была рАбота.

109. Кроме рАботы в качестве рАбочего или служащего в общий стаж рАботы засчитывается также:

и) обучение в высших учебных заведениях, средних специальных учебных заведениях (техникумах, педагогических и медицинских училищах и т.д.), партийных школах, совпартшколах, школах профдвижения, на рАбфаках; пребывание в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре.

Вот немного судебной практики:

судья Плюхина О.А. Дело № 33 - 7972

Докладчик Овчаренко О.А.

24 августа 2012 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в

председательствующего Овчаренко О.А.,

судей Курас И.С., Казачкова В.В.,

при секретаре Левицкой С.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Овчаренко О.А.

гражданское дело по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного Фонда РФ (ГУ) в ФИО 9 на РЕШЕНИЕ Междуреченского городского суда Кемеровской области от 31 мая 2012 года

по делу по исковому заявлению ФИО 1 к УПФР в о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, взыскании судебных расходов,

ФИО 1 обратился в суд с иском к УПФР в о признании незаконным решения Пенсионного фонда от ДД.ММ.ГГ№ об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости по п.п, 11 п. 1 ст. 27 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173 - ФЗ, включении в специальный стаж периода прохождения действительной военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, досрочном назначении трудовой пенсии по старости с даты обращения с заявлением о ее назначении — ДД.ММ.ГГ

Требования мотивированы тем, что РЕШЕНИЕ Пенсионного фонда принято без учета положений п. 109 Постановления Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590, позволяющего засчитывать период службы в Советской Армии в специальный стаж при условии выполнения соответствующей рАботы, как предшествовавшей периоду службы в Армии, так и следовавшей за окончанием этого периода. По мнению истца, наличие требуемого 25 летнего стажа на подземных рАботах в неведущих профессиях на дату обращения в Пенсионный фонд, с учетом спорного периода, является основанием для реализации права на досрочное пенсионное обеспечение.

Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 31 мая 2012 года постановлено:

Признать незаконным РЕШЕНИЕ УПФР в от ДД.ММ.ГГ№.

Обязать УПФР в зачесть в специальный стаж ФИО 1 период прохождения действительной военной службы в рядах Советской армии с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и назначить ему досрочно трудовую пенсию по старости по п.п. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ с ДД.ММ.ГГ

Взыскать с УПФР в в пользу ФИО 1 судебные расходы в размере 200 рублей, затраченные на уплату государственной пошлины.

В апелляционной жалобе начальник УПФР (ГУ) в ФИО 9 просит РЕШЕНИЕ суда отменить полностью.

Считает, что при вынесении решения судом были неправильно определены юридически значимые обстоятельства, неправильно применены нормативные правовые акты, а поэтому РЕШЕНИЕ суда как не соответствующее закону подлежит отмене.

Полагает, что период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГг. - прохождение службы в составе вооруженных сил в подсчет специального стажа в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» включить нельзя т. к. данной статьей предусмотрено назначение пенсии лицам, непосредственно занятым полный рАбочий день на подземных и открытых горных рАботах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они рАботали на указанных рАботах не менее 25 лет, а рАботникам ведущих профессий - горнорАбочим очистного зАбоя, проходчикам, зАбойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они прорАботали на таких рАботах не менее 20 лет.

Согласно Разъяснению Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N 5, утвержденному Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют рАботники, постоянно занятые выполнением рАбот, предусмотренных Списками, в течение полного рАбочего дня. Под полным рАбочим днем понимается выполнение рАботы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рАбочего времени.

Считает, что невозможность включения спорного периода в трудовой стаж подтверждается Определением Конституционного суда РФ от 17 октября 2006 г. N 380-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Беликова Ю. В. на нарушение его конституционных прав п. 3 ст. 4, п. 1 ст. 19, Аб. 3 п. 1 ст. 20, п. 2 и 5 ст. 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и ст. 18 закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», а также справкой Кемеровского областного суда от 24 февраля 2010 г. N 01-26/151 о практике рассмотрения судами Кемеровской области гражданских дел в 2009 г.

Полагает, что ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совета Министров СССР от 03 августа 1972 г. N 590 фактически утратило свою силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 N 340-1 0 государственных пенсиях в Российской Федерации. Федеральным законом «О государственных пенсиях в РФ» № 340-1 в соответствии со ст. 90 служба в армии включалась только в общий трудовой стаж.

Указывает, что согласно п. 109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 N 590 Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рАбочим и служащим, рАботавшим на подземных рАботах, нарАботках с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других рАботах с тяжелыми условиями труда (подпункты а и б пункта 16) приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к рАботе, которая предшествовала данному периоду, либо к рАботе, которая следовала за окончанием этого периода.

При этом суд не учел, что подпункты а и б включают в себя рАботы предусмотренные Списками N 1 и № 2 производств, цехов, профессий и должностей на подземных рАботах, на рАботах с вредными условиями труда и в горячих цехах, рАбота в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173.

Право на назначение пенсии на льготных условиях рАбочим и служащим, занятым на подземных рАботах предусмотренных п. 9 «А» Закона от 14.07.1956 г. и п. 16 «А» Положения от 03.08.1972 г. № 590 по достижении мужчинам 50 лет сохранено в п. 1 пп. 1 ст. 27 Закона от ДД.ММ.ГГ и может быть реализовано по достижении соответствующего возраста.

Относительно доводов апелляционной жалобы ФИО 1 были принесены возражения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и принесенных в отношении нее возражений, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы и возражений, в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста (60 лет), установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, непосредственно занятым полный рАбочий день на подземных рАботах по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых, независимо от возраста, если они рАботали на указанных рАботах не менее 25 лет.

На основании ст. 19 ФЗ № 173 - трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий от 24.07.2002 № 555, утвержденным Постановлением Правительства РФ - основным документом, подтверждающим периоды рАботы по трудовому договору, является трудовая книжка. Списком рАбот и профессий, дающих право на пенсию независимо от возраста при занятости на этих рАботах не менее 25 лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 г. № 481, предусмотрена профессия «электрослесари подземные».В соответствии с п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590 при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рАбочим и служащим, рАботавшим на подземных рАботах, на рАботах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других рАботах с тяжелыми условиями труда (подпункты а и б пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости рАботницам предприятий текстильной промышленности (подпункт в пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» (служба в составе Вооруженных Сил СССР) приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к рАботе, которая предшествовала данному периоду, либо к рАботе, которая следовала за окончанием этого периода. Как видно из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГФИО 1 обратился в Пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Решением УПФР в от ДД.ММ.ГГ№ истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого 25 летнего стажа на соответствующих рАботах, поскольку на дату обращения за пенсией специальный стаж истца составил 23 года 11 мес. 10 дней рАботника неведущих профессий, при подсчете которого ответчиком из данного стажа был исключен период прохождения истцом действительной военной службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. Согласно протоколу заседания комиссии УПФР № от ДД.ММ.ГГ, включение периода прохождения действительной военной службы в стаж не предусмотрено п.п. 11 п.1 ст. 27 ФЗ № 173, п.4 Постановления Совета Министров РФ от 11.07.2002 г. № 516, кроме того, ранее действовавшее законодательство - ст. 78 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» № 340-1 от 20.11.1990 г. не предусматривало возможность зачтения данного периода в специальный стаж (л.д. 8-10). Согласно записям, содержащимся в копиях трудовой книжки (л.д. 11-14), военного билета (л.д. 15-17), истец в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ проходил службу в рядах Советской Армии, рАботая до призыва на шахте «Им. Ленина» подземным электрослесарем 3 разряда с полным рАбочим днем под землей и после демобилизации на шахте «им. Ленина» в качестве подземного электрослесаря 3 разряда с полным рАбочим днем под землей. Удовлетворяя исковые требования, суд правомерно исходил из того, что ранее действовавшим законодательством – пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 года № 590 и Списком № 481 от 13.09.1991 г., действующих до 01.01.2002 г., предусматривалось включение спорного периода службы истца в армии в его специальный стаж электрослесаря подземного при условии рАботы в данной должности до службы в рядах Советской Армии, либо после окончания этого периода, Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о необходимости включения периода прохождения истцом службы в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в его специальный стаж, необходимый для назначения досрочной пенсии по старости. При этом суд правильно руководствовался правовой позицией Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 г. № 2-П, правовой позицией Верховного суда РФ, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГ№, в соответствии с которыми, недопустимо ухудшение условий реализации права на пенсионное обеспечение застрахованного лица, включая размер пенсии, на которые оно рассчитывало до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, вырАботан им общий или специальный трудовой стаж, полностью или частично). Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Учитывая, что на момент обращения ФИО 1 в пенсионные органы служба в рядах Советской Армии подлежала включению в специальный трудовой стаж, который на момент обращения составлял более 25 лет, Суд первой инстанции пришел к верному выводу об удовлетворении его исковых требований в полном объеме.

Доводы жалобы о том, что период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГг. - прохождение службы в составе вооруженных сил в подсчет специального стажа в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» включить нельзя, так как данной статьей предусмотрено назначение пенсии лицам, непосредственно занятым полный рАбочий день на подземных и открытых горных рАботах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они рАботали на указанных рАботах не менее 25 лет, а рАботникам ведущих профессий - горнорАбочим очистного зАбоя, проходчикам, зАбойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они прорАботали на таких рАботах не менее 20 лет в силу вышеуказанных обстоятельств и правовой позиции, высказанной Конституционным судом Российской Федерации, не служат основанием для отмены решения суда.

Доводы апелляционной жалобы о том, что ПОСТАНОВЛЕНИЕ Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590 утратило свою силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20.11.1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в РФ», в соответствии со ст. 90 которого служба в армии включается только в общий трудовой стаж, также не могут служить основаниями для отмены решения суда, поскольку указанный закон вступил в силу с 01.01.1992 г., то есть после спорного периода службы истца в армии с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ

При таких данных оснований к отмене решения суда не имеется.

Суд первой инстанции полно и правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, устранил имеющиеся противоречия, дал надлежащую оценку всем доказательствам сторон в совокупности, в порядке ст. 67 ГПК РФ, разрешил спор в соответствии с нормами материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

РЕШЕНИЕ Междуреченского городского суда Кемеровской области от 31 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника УПФР (ГУ) в г. МеждуреченскеФИО 9 - без удовлетворения.

Приказ Минтруда РСФСР N 3, Минсоцзащиты РСФСР N 235 от 08.01.1992

"Об утверждении разъяснения "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517"

В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 "О пенсиях на льготных условиях по старости (по возрасту) и за выслугу лет" приказываем:

Утвердить прилагаемое разъяснение "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517".

Приложение к Приказу Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 3/235

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РСФСР И МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РСФСР РАЗЪЯСНЕНИЕ от 8 января 1992 г. N 1 О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР СПИСКОВ N 1 И 2 ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КОТОРЫЕ ДАЮТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ПО ВОЗРАСТУ (ПО СТАРОСТИ) НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 26 ЯНВАРЯ 1991 Г. N 10 И ВВЕДЕННЫХ В ДЕЙСТВИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР С 1 ЯНВАРЯ 1992 Г. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР ОТ 2 ОКТЯБРЯ 1991 Г. N 517 В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517 Министерство труда и занятости населения РСФСР и Министерство социальной защиты населения РСФСР разъясняют:

1. Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях , должны применяться независимо от ведомственного подчинения, используемых форм собственности и хозяйствования на предприятиях и в организациях, а также в колхозах и других кооперативных организациях .

В дальнейшем - "Списки".

В дальнейшем - "предприятия и организации".

В таком же порядке применяются Списки в опытных производствах научно-исследовательских, конструкторских организаций и учебных заведений.

Работники научно-исследовательских учреждений, отделов и лабораторий пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение только в тех производствах, где они прямо предусмотрены Списками.

2. Право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.

Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.

3. Пенсии при занятости работников на работах, в профессиях и должностях (с учетом п. 2) рабочим и служащим, занятым в производствах, профессиях и должностях, предусмотренных в Списках N 1 и 2, следует назначать:

а) по Списку N 2 - если выполняемые работы, профессии и должности предусмотрены в Списке N 1 и в Списке N 2;

б) на общих основаниях - если одна из выполняемых работ, профессий и должностей предусмотрена в Списке N 1 или в Списке N 2, а другая не предусмотрена Списками.

4. Работникам специализированных предприятий, организаций, цехов, участков и других структурных подразделений (ремонтных, ремонтно-строительных, монтажных и др.), занятым полный рабочий день непосредственно в производственных цехах, отделениях и на участках, на работах, в профессиях и должностях, предусмотренных Списками для данного производства, льготные пенсии следует назначать по соответствующим разделам Списков N 1 и 2, как и работникам производственных структурных подразделений.

В этих случаях стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, исчисляется по общим правилам, если работники специализированных предприятий, организаций, цехов и других структурных подразделений постоянно заняты на работах, дающих право на эту льготу (п. 3 настоящего разъяснения). Если же указанные работники постоянно на этих работах не заняты, специальный (льготный) стаж исчисляется по фактически отработанному времени при условии их выполнения в течение полного рабочего дня.

5. При переводе работника, пользующегося правом на льготное пенсионное обеспечение, на другую работу по производственной необходимости или для оказания шефской помощи в проведении сельскохозяйственных, строительных и ремонтных работ в колхозах и на других сельскохозяйственных предприятиях время такой работы, не превышающее одного месяца в течение года, приравнивается к предшествовавшей работе.

6. При временном переводе женщины с работы, предусмотренной Списками N 1 и 2, на другую работу в связи с беременностью или кормлением ребенка грудью время такой работы приравнивается к предшествовавшей работе.

В таком же порядке засчитывается в стаж, дающий право на льготную пенсию, время, когда женщина в связи с беременностью или кормлением ребенка грудью не работала до решения вопроса о ее рациональном трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением.

7. Отменен. - Постановление Минтруда РФ и Минсоцзащиты РФ от 10.02.93 N 21/1-14-У

8. В стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, включается время оплачиваемого вынужденного прогула при неправильном увольнении или переводе с работы, дающей право на указанную пенсию, и последующем восстановлении на этой работе.

9. Гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности, репрессированным и впоследствии реабилитированным, время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и ссылке приравнивается к работе, которая предшествовала аресту, в том числе к работе, предусмотренной Списками N 1 и 2.

Засчитывается в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, и время работы реабилитированных граждан в период отбывания наказания в местах лишения свободы на работах, предусмотренных Списками N 1 и 2. Этот стаж исчисляется в соответствии со ст. 94 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Время отбывания исправительных работ без лишения свободы по месту работы на рабочем месте, предусмотренном Списками N 1 и 2, засчитывается в стаж работы, дающий право на пенсию на льготных условиях, если судом принято решение о зачете времени отбывания исправительных работ в трудовой стаж.

10. Если в Списках N 1 и 2 указаны производства без перечисления профессий и должностей, правом на пенсию на льготных условиях пользуются все работники этих производств независимо от наименования профессий или занимаемых должностей.

Например, в Список N 1, раздел X включены рабочие, руководители и специалисты, занятые полный рабочий день в производстве технического углерода. Следовательно, правом на пенсию на льготных условиях пользуются все работники, занятые в этом производстве, независимо от наименований профессии и занимаемой должности.

11. В случаях, когда в Списках N 1 и 2 предусмотрены рабочие, выполняющие определенные работы, правом на пенсию на льготных условиях пользуются все рабочие независимо от наименования их профессий, выполняющие эти работы, в том числе и ученики рабочих при индивидуально-бригадной форме обучения.

Например, в Список N 2 раздел XXXIII включены рабочие, постоянно занятые механической обработкой изделий из асбоцемента и асбоселита.

В этом случае право на пенсию на льготных условиях имеют все рабочие, занятые на таких работах, независимо от наименований их профессий, в том числе и ученики индивидуально-бригадного ученичества.

Вместе с тем период индивидуально-бригадного обучения рабочих по профессиям, прямо предусмотренных Списками, в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, не засчитывается.

Например, в Список N 2 раздел XXXIII включены вулканизаторщики. В этом случае ученики вулканизаторщиков правом на пенсию на льготных условиях не пользуются.

12. Если в Списки включены профессии рабочих под общим наименованием, то право на льготное пенсионное обеспечение имеют рабочие всех наименований этих профессий, в том числе главные, старшие, их помощники.

Например, разделом XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 предусмотрены аккумуляторщики. Право на льготное пенсионное обеспечение в этом случае имеют старшие аккумуляторщики, аккумуляторщики, помощники аккумуляторщиков.

13. Разделы Списков "Общие профессии", а также подраздел 5 раздела XI Списка N 1 и подраздел 12 раздела XIV Списка N 2 "Прочие профессии металлообработки" применяются независимо от того, на каких предприятиях и в организациях производятся работы, предусмотренные в этих разделах и подразделах.

Например, электросварщики ручной сварки и газосварщики, указанные в Списке N 2, разделе XXXIII имеют право на пенсию на льготных условиях независимо от того, где они работают: на машиностроительном заводе, железнодорожном транспорте, текстильной фабрике, металлургическом заводе и т. п.

14. Если в Списках N 1 и 2 предусмотрены слесари, электрослесари и электромонтеры без указания характера выполняемой ими работы, то рабочие этих профессий пользуются правом на льготную пенсию независимо от того, заняты они ремонтом или текущим обслуживанием оборудования в данном производстве.

Слесари по контрольно-измерительным приборам и автоматике, электрослесари и электромонтеры, занятые на ремонте и обслуживании контрольно-измерительных приборов и автоматики, имеют право на пенсию на льготных условиях только в тех производствах, в которых они прямо предусмотрены Списками N 1 и 2.

15. Специалисты, должности которых предусмотрены Списками N 1 и 2, пользуются правом на пенсию на льготных условиях независимо от образования и квалификации.

Например, в Список N 1, раздел I, подраздел 1, пункты "г" и "д" включены нормировщики горных шахт и рудников и нормировщики участковые горные. Правом на пенсию на льготных условиях в этом случае пользуются также инженеры-нормировщики горных шахт и рудников, техники-нормировщики шахт и рудников, инженеры-нормировщики участковые горные и техники-нормировщики участковые горные.

16. Бригадиры пользуются правом на льготную пенсию по Спискам N 1 и 2 как рабочие:

а) когда они прямо предусмотрены по своей профессии в Списках.

Например, бригадиры разливочных машин в доменном производстве (Список N 1, раздел III, подраздел 1); бригадиры (освобожденные) предприятий железнодорожного транспорта, занятые на промывочно-пропарочных станциях (поездах, пунктах), - Список N 2, раздел XXVIII, подраздел 1 и т. д.;

б) когда они руководят рабочими, предусмотренными Списками, и полностью выполняют все работы, установленные для этих рабочих, т.е. неосвобожденные бригадиры, например, бригадиры проходчиков, бригадиры формовщиков.

17. Мастера по ремонту оборудования, мастера контрольные и работники лабораторий пользуются правом на пенсию на льготных условиях только в тех производствах, в которых они прямо предусмотрены в Списках N 1 и 2.

18. Если в Списках N 1 и 2 предусмотрены заместители руководителя без указания характера выполняемой ими работы, то они пользуются правом на льготную пенсию, как руководители, если заняты в технологическом процессе производства или на ремонте и обслуживании оборудования.

Помощники и заместители руководителей всех наименований, кроме помощников мастеров, пользуются правом на льготное пенсионное обеспечение только в тех случаях, если они прямо предусмотрены в Списках N 1 и 2.

Помощники мастеров пользуются тем же правом на льготное пенсионное обеспечение, что и мастера.

19. В тех случаях, когда в Списках N 1 и 2, предусмотрены не только наименования профессии и должности, но и показатели по условиям труда, связанные с применением или наличием в воздухе рабочей зоны вредных веществ определенных классов опасности, то при определении права работника на льготное пенсионное обеспечение следует руководствоваться Государственным стандартом Системы стандартов безопасности труда 12.1.005-88 "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны". В этом ГОСТе дан перечень и установлены предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочей зоны, которые в зависимости от особенностей их действия на организм человека делятся на четыре класса опасности: вещества чрезвычайно опасные (1 класс), вещества высокоопасные (2 класс), вещества умеренно опасные (3 класс), вещества мало опасные (4 класс).

20. Работникам, профессии и должности которых включены дополнительно при формировании Списков N 1 и 2 в специальный трудовой стаж, дающий право на льготное пенсионное обеспечение, засчитывается весь период их занятости ранее в этих профессиях и должностях.

При исчислении указанного стажа следует руководствоваться разъяснением Минтруда СССР от 16 апреля 1991 г. N 1 "О порядке применения Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10".

21. В разделах "Химическое производство" и "Производство медикаментов, медицинских и биологических препаратов и материалов" Списков N 1 и 2 для компактности изложения наименования многочисленных химических производств даны в унифицированном (объединенном) виде.

Например, подразделом "А" раздела VIII Списка N 1 предусмотрены работники, занятые в производстве аминов, их соединений.

Поэтому в соответствии с прилагаемым перечнем наименований производств, входящих в состав унифицированных производств, правом на льготное пенсионное обеспечение пользуются работники, занятые в производствах гексаметилендиамина, его солей, этаноламинов, гидроксиламинов, этилированных и метилированных аминов, диэтаноланилина.

По разделам "Химическое производство" Списков N 1 и 2 право на льготное пенсионное обеспечение предоставляется работникам, занятым в производствах, продукция которых в соответствии с общесоюзным классификатором промышленной и сельскохозяйственной продукции относится к следующим разделам: продукция неорганической химии, органического синтеза, нефтехимическая, резино-техническая и асбестовая; удобрения; полимеры; пластические массы; каучуки; материалы лакокрасочной, фототехнической, бытовой химии; синтетические красители; химические реактивы и высокочистые вещества. При этом назначение льготных пенсий производится вне зависимости от ведомственной принадлежности производства.

Разделы "Химическое производство" Списков N 1 и 2 состоят из двух подразделов "А" и "Б". К подразделу "А" отнесены предприятия химической и нефтехимической отраслей промышленности, к подразделу "Б" - отдельные цехи, участки, отделения, установки, действующие в составе предприятий других отраслей промышленности и народного хозяйства.

Отнесение предприятий к химической и нефтехимической отраслям промышленности осуществляется в соответствии с общесоюзным классификатором отраслей народного хозяйства в зависимости от характера основного вида их деятельности.

Например, если в отрасли "Машиностроение и металлообработка" имеются предприятия, занятые только изготовлением изделий из пластических масс, то такое предприятие должно быть отнесено к химической и нефтехимической отраслям промышленности и его работники могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с подразделом "А" раздела "Химическое производство". В том случае, если в составе предприятия, отнесенного к машиностроительной и металлообрабатывающей отраслям промышленности, имеется цех (участок, отделение), работники которого заняты изготовлением изделий из пластических масс, то им льготное пенсионное обеспечение должно назначаться по подразделу "Б" раздела "Химическое производство".

Вопрос о льготном пенсионном обеспечении работников производств, входящих в состав предприятий, отнесенных в соответствии с классификатором отраслей народного хозяйства к химической и нефтехимической отраслям, наименования которых не предусмотрены подразделом "А" раздела "Химическое производство" Списков N 1 и 2, следует решать в соответствии с подразделом "Б" этого раздела Списков N 1 и 2.

Приложение к разъяснению Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР N 1 от 8 января 1992 г.

ПЕРЕЧЕНЬ НАИМЕНОВАНИЙ ПРОИЗВОДСТВ, ВХОДЯЩИХ В СОСТАВ ОБЪЕДИНЕННЫХ ПРОИЗВОДСТВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ РАЗДЕЛАМИ VIII "ХИМИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО", XVIII "ПРОИЗВОДСТВО МЕДИКАМЕНТОВ, МЕДИЦИНСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ И МАТЕРИАЛОВ" СПИСКА N 1 И XXIII "ПРОИЗВОДСТВО МЕДИКАМЕНТОВ, МЕДИЦИНСКИХ И БИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ И МАТЕРИАЛОВ" СПИСКА N 2 ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ, ДАЮЩИХ ПРАВО НА ЛЬГОТНОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, УТВЕРЖДЕННЫХ ПОСТАНОВЛЕНИЕМ КАБИНЕТА МИНИСТРОВ СССР ОТ 26 ЯНВАРЯ 1991 Г. N 10 (ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР С 1 ЯНВАРЯ 1992 Г. ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВЕТА МИНИСТРОВ РСФСР ОТ 2 ОКТЯБРЯ 1991 Г. N 517)

Читайте также: