Проверка пенсионного фонда по льготным профессиям

В соответствии с письмом ФСС и ПФР, критерии отбора страхователей для проверок следующие: Таким образом, чем большему количеству критериев соответствует Ваша организация или ИП, тем вероятность проведения проверки выше. А теперь, как и обещала, я расскажу про свой опыт прохождения выездной проверки ФСС и ПФР (кстати, успешный) и дам практические советы.

Какие документы пенсионный фонд проверяет при проверке льготника

Кроме того, выявляются работники, которые работали в организации в течение проверяемого периода и на которых не представлены индивидуальные сведения по причине отсутствия страхового свидетельства или иным причинам. Составляются списки таких работников с указанием причины отсутствия страховых свидетельств или иной причины непредставления индивидуальных сведений. При этом информацию по тем работникам, на которых можно представить индивидуальные сведения, и по тем, на которых индивидуальные сведения не могут быть представлены по причине увольнения и отсутствия связи с указанными работниками, заносят в отдельные списки. Таким образом, определяется сумма страховых взносов, которые должны быть уплачены организацией за своих работников, и одновременно осуществляется контроль выполнения сроков и порядка анкетирования и регистрации в системе ПФР вновь принятых сотрудников.

Проверка работодателей органами пенсионного фонда

– Сейчас мы составляем регистр, куда заносим всех льготников, – говорит Валентина Романова. – Если кто-то по каким-то причинам не попадет в список, трагедии не будет. В этом случае человек должен обратиться в органы соцзащиты или в Пенсионный фонд, предоставить необходимые документы, и выплата ему будет произведена в полном объеме.

Пенсионный фонд будет проверять льготников

— с вознаграждения в пользу физических лиц — иностранных граждан и лиц без гражданства в связи с их деятельностью за пределами территории РФ по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Эти правила распространяют свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года (п. 5 ст. 4 Закона N 216-ФЗ*(4));

Проверяет Пенсионный Фонд

Решение об установлении пенсии выносится Пенсионным фондом в течение 10 дней на основании документов, имеющихся в его распоряжении на дату подачи заявления. Поэтому, очень важно, чтобы поданные документы максимально полно отражали всю трудовую деятельность.

Необходимые для пенсии документы нужно готовить заблаговременно

Осталось не ясным, как в таком случае следует понимать фразу из абз. 4 п. 12 ст. 30 Закона о трудовых пенсиях («…применяется порядок подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ…, который был установлен и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона»), учитывая, что действовавший до 01.01.2002 г. Закон РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» не запрещал использование показаний свидетелей для подтверждения характера работы (стажа на соответствующих видах работ). Можно ли, ссылаясь на абз. 4 п. 12 ст. 30, прибегать к показаниям свидетелей при доказывании в суде «льготного» пенсионного стажа, заработанного до 1 января 2002 года?

Какими документами доказать льготный стаж

Страхователь рискует попасть в план проверяемых (разд. II Методических рекомендаций), если:
— имеет задолженность по страховым взносам (свыше двух отчетных периодов подряд), нарушает сроки представления расчетов;
— по результатам камеральных проверок были выявлены следующие факты:
— уменьшение сумм начисленных страховых взносов (по сравнению с предыдущим периодом) при постоянном количестве работающих застрахованных лиц;
— наличие в расчете значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, по отношению к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физических лиц;
— резкое изменение численности работающих в организации в течение расчетного периода;
— применяет пониженные тарифы страховых взносов (в том числе наряду с использованием общего тарифа);
— неоднократно вносил изменения и корректировки в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
— от органов ФНС России поступила информация об участии организации в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.
Такая информация может быть также запрошена у налоговых органов в соответствии с Соглашением по взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации от 22.02.2011 N ММВ-27-2/5/АД-30-33/04сог (доведено Письмом ФНС России и ПФР от 22.02.2011 N ПА-4-2/2859@/ТМ-30-25/1769).
На основании критериев отбора плательщиков страховых взносов в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируется проводить выездные проверки, формируется ежегодный план-график их проведения. При этом страхователи, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, в план-график не включаются.
Следовательно, по указанным критериям в IV квартале текущего года будут отобраны страхователи, осуществляющие выплаты физическим лицам, для включения их в план-график проведения выездных проверок в 2012 г.
Выездная проверка страхователя в большинстве случаев проводится на его территории. Следовательно, плательщику страховых взносов надлежит предоставить пенсионщикам помещение для проведения выездной проверки. Если же у него отсутствует такая возможность, то выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального отделения фонда (п. 1 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Основанием для проведения выездной проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) территориального отделения ПФР по месту нахождения организации (обособленного подразделения). Решение оформляется по форме 9-ПФР (Приложение N 14 к Приказу Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н) в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается для ознакомления организации (ее уполномоченному представителю) на территории (в помещении) проверяемого страхователя или в помещении территориального отделения ПФР (в зависимости от места проведения проверки). В последнем случае уполномоченные представители организаций вызываются путем направления уведомления о вызове плательщика страховых взносов по форме 7 (Приложение N 11 к Приказу N 957н). Второй экземпляр решения приобщается к материалам выездной проверки (п. 3.5 Методических рекомендаций).
Проверяющие при первом появлении обязаны предъявить свои служебные удостоверения и решение руководителя (его заместителя) о проведении выездной проверки.
Выездные проверки обособленных подразделений организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (филиалов, представительств), могут проводиться как по инициативе территориального отделения ПФР по месту нахождения обособленного подразделения, так и в рамках выездной проверки всей организации (п. п. 3 и 12 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).
Основанием послужит решение о назначении проверки в первом случае — местным отделением фонда, во втором — отделением ПФР по месту нахождения головного подразделения.
При проверке организации, включая ее обособленные подразделения, акт по результатам проверки составляется с учетом фактов, установленных в ходе проверки обособленных подразделений. В этом случае территориальным отделениям ПФР, принимавшим участие в проверке обособленных подразделений, по месту их нахождения направляются копии акта выездной проверки плательщика-организации и решения, принятого по результатам рассмотрения материалов проверки.
В случае проведения самостоятельной проверки обособленного подразделения организации по аналогии копии акта выездной проверки подразделения и принятого решения направляются в территориальное отделение ПФР по месту нахождения головной организации (п. 6.3 Методических рекомендаций).
Одновременно с ознакомлением плательщика взносов с решением о проведении проверки должностное лицо, ее проводящее, вручает требование о представлении документов, необходимых для проведения проверки по форме 14 (Приложение N 21 к упомянутому Приказу N 957н, п. 3.7 Методических рекомендаций).
Представить документы страхователь должен в виде заверенных им копий. Истребование нотариальных копий не допускается. В случае необходимости проверяющие вправе ознакомиться и с подлинниками, но осуществить это они могут только на территории проверяемого лица (п. п. 2, 3, 4 ст. 37 Закона N 212-ФЗ). На сбор указанных документов ему отводится 10 рабочих дней. Все представленные хозяйствующим субъектом документы проверяющим рекомендуется принимать по описи, заверяемой с обеих сторон (п. 4.6 Методических рекомендаций).
Страхователю предоставляется возможность отсрочить указанную в требовании дату представления запрашиваемых документов. Соответствующее письменное обращение с указанием причин задержки и срока, в течение которого требование может быть исполнено, ему необходимо направить пенсионщикам в течение дня после получения запроса (п. 4.9 Методических рекомендаций). Свой вердикт по этому поводу руководство отделения ПФР должно вынести в двухдневный срок с этого момента (п. 6 ст. 37 Закона N 212-ФЗ). Принятое решение оформляется по форме 15 (Приложение N 22 к Приказу N 957н) (п. 4.10 Методических рекомендаций).
Непредставление или несвоевременное представление документов является основанием для привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ).
Как видим, требование о представлении документов, необходимых для проверки, страхователю вручается одновременно с ознакомлением его с решением о назначении выездной ревизии. Следовательно, инспекторы Пенсионного фонда РФ тщательно готовятся к посещению страхователей, еще до начала проверки определяют, какие документы им понадобятся.
На это указывает и п. 7.1 Методических рекомендаций. Он предписывает проверяющим проанализировать перед выходом на проверку всю имеющуюся в отделении ПФР информацию о страхователе, сформировать по нему реестр платежей страховых взносов, запросы в иные организации о представлении дополнительной информации и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты платежей во внебюджетные фонды.
Объем необходимых для проверки документов и информации о деятельности страхователя определяется инспекторами ПФР самостоятельно, в том числе исходя из состояния бухгалтерского учета проверяемого, степени вероятности обнаружения нарушений и пр. Отсюда вытекает неограниченность количества требований, выставляемых проверяющими в ходе выездной проверки (п. 4.2 Методических рекомендаций).

Проверяет Пенсионный фонд

Выкладывать апелляционные определения судов высших инстанций думаю нет смысла, так как ими решение суда первой инстанции было оставлено без изменения. Кому интересно – обращайтесь через контакты. Тоже самое и в отношении подтверждающих документов, одно перечисление наименований которых займет порядка 2 – 3 страниц.

Какие документы пенсионный фонд проверяет при проверке льготника?

Поиск документов, подтверждающих вредный стаж, требует много времени. Чем большего его прошло, тем труднее докопаться до истины. Работающим в советское время будет сложнее всего. Не стоит надолго откладывать обращение в Пенсионный фонд. Лучше начать подготовку к оформлению за 6 месяцев или один год до ее предполагаемого назначения.

Как оформить льготную пенсию

Если все документы у работодателя в наличии, это огромный плюс. Однако часто бывает так, что работодатель не проводит (не проводил) СОУТ или аттестацию, а некоторые работодатели даже не знает о такой необходимости. В этом случае, а также, если вы уже не работаете на «льготном» рабочем месте, но хотите узнать о сформированных у вас пенсионных правах, можно обратиться непосредственно в ПФР. Для этого существует несколько способов:

Все о льготной пенсии и правилах её оформления

Как правило, большинство организаций готовит и сдает документы в ПФР силами двух отделов: бухгалтерии или отдела кадров. При этом именно на кадровике лежит ответственность за предоставление индивидуальных сведений о страховом стаже и сбор информации для заполнения форм персонифицированной отчетности. Какие ошибки, допущенные кадровиком, может найти Пенсионный фонд во время различного рода проверок? Какие штрафы грозят организации?

Ошибки при сдаче отчетности в ПФР

Обязанность страхователей отчитываться по льготникам не установлена ни одним нормативным актом, не существует и какой-либо унифицированной формы для такой отчетности, это лишь требование Пенсионного фонда. Тем не менее, отчет в ПФР по льготным профессиям предоставляется в большинстве регионов ежеквартально – как правило, он сдается одновременно, или немного ранее, чем остальная «пенсионная» отчетность.

Отчет в ПФР по льготным профессиям

Для граждан, подвергшихся воздействию радиации, с 1 января 2005 года санаторно-курортное лечение предоставляется в составе набора социальных услуг согласно статье 6.7 Федерального закона от 17.07.99 № 178-ФЗ. За получением бесплатных путевок льготники должны обращаться в территориальное отделение Пенсионного фонда РФ (п. 3 Правил обращения лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненных к ним категорий граждан за предоставлением социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.12.2004 № 862). Соответственно работодатели к выдаче таких путевок отношения не имеют.

Что имеет право проверять пенсионный фонд, соцстрах, налоговая в отделе кадров и охране труда

Методические рекомендации утверждены распоряжением правления ПФР 3 февраля и в ближайшие дни будут опубликованы, сообщил источник, близкий к ПФР. Методичка заменила аналогичные временные рекомендации, принятые в мае 2010 г., и предназначена для сотрудников территориальных органов, говорит представитель ПФР, в первую очередь будут проверяться компании, с которыми были проблемы в 2010 г.: нерегулярность платежей, большая задолженность.

Какие документы пенсионный фонд проверяет при проверке льготника?

В связи с увеличением НДС с 18 до 20% со следующего года цена уже заключенных госконтрактов может быть пересмотрена. Речь идёт о тендерах муниципалитетов на срок от года стоимостью 500 млн руб., контрактов регионов на три года с ценой свыше 1 млрд руб. и закупок федерального центра также сроком на три года, но с ценой свыше 10 млрд руб.

УТВЕРЖДАЮ
Заместитель управляющего
ГУ - Отделением ПФР по г.Москве
и Московской области
И.А.Боева
20 апреля 2006 года

Методические рекомендации по проведению документальных (выездных) проверок достоверности сведений о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по спискам N 1 и 2*

________________
* Списки N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по старости на льготных условиях, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 и введенные в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года N 517 (с дополнениями и изменениями).


Списки N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (далее - Списки N 1 и 2), очень большие по объему информации, сложные по структуре построения, и поэтому в практике их применения возникают определенные трудности.

На конкретном предприятии или в организации (далее - организация) может быть только одно или несколько производств и видов работ, предусмотренных Списками N 1 и 2.

В связи с этим Правительство Российской Федерации (постановление Совета Министров РСФСР от 02.10.91 N 517) обязало всех руководителей организаций определять Перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых в соответствии со Списками N 1 и 2 установлено льготное (досрочное) пенсионное обеспечение (далее - Перечень. Рекомендуемая форма Перечня прилагается - приложение 1).

Страхователи используют эти Перечни при составлении поименных списков застрахованных лиц (рекомендуемая форма поименного списка прилагается - приложение 2), документов персонифицированного учета по форме СЗВ и представляют их в территориальные ГУ - Главные управления ПФР (г.Москва) и ГУ - Управления ПФР (Московская область) (далее - территориальные Управления).

Названные Перечни и поименные списки подшиваются в наблюдательные дела организаций и должны использоваться специалистами территориальных Управлений при подготовке к документальной (выездной) проверке сведений о специальном стаже работы застрахованных лиц.

Документальные (выездные) проверки проводятся специалистами территориальных Управлений на трех стадиях: 1. Персонифицированного учета (ежегодные плановые проверки). 2. Конвертации (проверка достоверности сведений, представленных страхователем по форме СЗВ-К за период до 01.01.2002; проверка по отдельным запросам других регионов). 3. Назначения пенсий (проверка по отдельным запросам как специалистов по назначению пенсий территориальных Управлений, так и поступившим из других регионов).

Проверка периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, до регистрации застрахованных лиц в системе обязательного пенсионного страхования проводится в том же порядке, который изложен в настоящих Рекомендациях. При этом должны учитываться особенности применения Списков N 1 и 2, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.08.56 N 1173.

Подготовка к документальной (выездной) проверке


Основные задачи подготовки:

1. Оформить решение (постановление) о проведении документальной (выездной) проверки по форме и содержанию согласно приложению 2 к постановлению Правления ПФР от 25.10.2000 N 126 и передать руководителю (уполномоченному представителю) проверяемой организации или направить заказным письмом с уведомлением (желательно за неделю перед выходом в организацию). Вместе с решением (постановлением) направляется перечень документов, которые должна представить организация для подтверждения сведений о специальном стаже работы.

2. Определить категории работников, у которых следует проверить трудовые книжки в целях исключения случаев неправильных наименований профессий (должностей) и их соответствия действующему ЕТКС (КСДС).

3. Наметить те категории работников, рабочие места которых требуется проверить с выходом на место.

4. Учесть, что наибольшие трудности возникают при доказательстве показателей (факторов) по условиям труда.

Основные этапы подготовительной работы в соответствии с изложенными задачами:

Установить производства, к которым относятся работы, содержащиеся в Перечне, т.е. определить разделы и подразделы Списков N 1 и 2, которыми следует руководствоваться при оценке пенсионных прав застрахованных лиц данной организации.

Проверить, соответствуют ли наименования профессий и должностей в Перечне и поименном списке наименованиям профессий и должностей, предусмотренных Списками N 1 и 2.

Чаще всего встречаются ошибки в наименованиях профессий. Все случаи неправильных или неполных наименований ("чистильщик металла" вместо "чистильщик металла, отливок, изделий и деталей"), сокращенных ("заварщик ЭВП" вместо "заварщик электровакуумных приборов") или вызывающих сомнения (в Перечне приведено старое наименование "травильщик пьезокварца" вместо "травильщик прецизионного травления" по действующему ЕТКС) необходимо отметить и в обязательном порядке запланировать проверку записей наименований профессий в трудовых книжках.

Необходимо особенно учитывать, что право на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам N 1 и 2 определяется не только наименованиями производств, работ, профессий и должностей, но и показателями о характере выполняемой работы и условиях труда.

Если сведения о наименовании производства можно зачастую получить уже из наименования предприятия, цеха или другого структурного подразделения (например: литейный цех, добычной участок шахты), о наименовании профессий (должностей) из приказов о приеме на работу и трудовых книжек, то сведения о характере выполняемой работы и условиях труда, т.е. о показателях, необходимо искать в других документах.

В определенной мере на это ориентируют прилагаемые Группы показателей (факторов), определяющих право на досрочное пенсионное обеспечение по Спискам N 1 и 2 (приложение 3) и Рекомендации по применению имеющихся в организациях документов для подтверждения права на досрочное пенсионное обеспечение по показателям (факторам) Списков N 1 и 2 (приложение 4).

Однако следует иметь в виду, что дать исчерпывающий перечень документов невозможно, так как нет единых правил их ведения. В каждой организации они могут быть различными (например: в одной организации - технологические процессы, в другой - технические условия, в третьей - технологические карты, хотя все они содержат технологию изготовления продукции). Да и показателей в Списках N 1 и 2 гораздо больше, чем приведены в приложении 1 к данным Рекомендациям. Только в Списке N 1 их более 80.

Следует выделить те профессии (должности), которые в зависимости от условий занятости могут относиться или к Списку N 1, или к Списку N 2 (например, в "Металлообработке": выбивальщики отливок, термисты, медники и др.).

Кроме этого определяется перечень законодательных актов и нормативных документов, с которыми необходимо ознакомиться перед выходом в организацию, и выбрать те из них, которые потребуются при проведении проверки.

Проведение документальной (выездной) проверки

1. Представление руководству организации.

Руководителю организации или его заместителю представляются все проверяющие, кратко излагается цель документальной проверки, после чего определяется порядок проведения проверки с учетом конкретных обстоятельств. При этом следует наметить не только структурные подразделения, подлежащие проверке, но и специалистов организации, которые примут участие в этой работе.

Рекомендуется обратиться к руководителю с просьбой предоставить проверяющим место для работы с документами, дать необходимые указания специалистам, выделить ответственного и решить другие организационные вопросы.

2. Работа с документами.

Документы, подтверждающие условия (показатели) занятости, должны носить официальный характер (подписаны и утверждены ответственными лицами); содержать необходимые сведения; отдельные журналы учета пронумерованы, прошиты и скреплены печатью. В ходе анализа этих документов определяется их достаточность (при необходимости согласовывается перечень недостающих или дополнительных документов), а также уточняется потребность выхода на рабочие места.

При выборочной проверке трудовых книжек следует прежде всего обращать внимание на правильность записей: о переименованиях организации, наименованиях структурных подразделений, профессий и должностей; о приеме, перемещении и увольнении работников за весь период их трудовой деятельности.

Необходимо проверить правильность и своевременность оформления приказов о временном переводе на другую работу, о совмещениях профессий и должностей, об отпусках без сохранения заработной платы и других периодах, не подлежащих включению в специальный стаж работы, о переводе организации или отдельных структурных подразделений на работу в режиме неполной рабочей недели с точки зрения проблем исчисления специального стажа работы.

На основе соответствующих документов (табели учета рабочего времени, лицевые счета и др.) необходимо определиться в вопросах постоянной в течение полного рабочего дня занятости на работах, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии. Требование о постоянной занятости было всегда, то есть и в отношении Списков N 1 и 2 1956 года. Однако если организация или ее конкретное подразделение (цех, участок и пр.) работали стабильно, без простоев, то нет необходимости проверять постоянную занятость работников, принятых на постоянную работу (практически за период до 1992 года стабильность работы в промышленности, строительстве и на транспорте соблюдалась).

При подтверждении постоянной занятости, отсутствии в Списках показателей характера работы и условий труда, наличии в трудовых книжках достаточных и достоверных сведений о производстве, профессии (должности) работника дополнительных документов, подтверждающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не требуется (например, электросварщику ручной сварки, аккумуляторщику, газосварщику и др.).

Рекомендуется использовать Перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых установлены пенсии в связи с особыми условиями труда, и извлечения из Списков N 1 и 2 1956 года, которые могут быть у страхователей за периоды до 1997 года. Однако к ним следует относиться критически, так как это мнение администрации, и их нужно использовать как вспомогательный материал.

Необходимо иметь в виду, что содержание проверки и объем подтверждающих документов зависят от цели ее проведения.

Например, при проверке сведений персонифицированного учета (форм СЗВ-1, СЗВ-3, СЗВ-4 и СЗВ-К) проверяются сведения о работе всех застрахованных лиц (первый случай), а при проверке по отдельным запросам - сведения о работе конкретных лиц (второй случай).

Если в первом случае нам необходимо установить наличие конкретных производств, наименования профессий и должностей, наличие показателей по характеру выполняемой работы, о стабильности работы производств, о постоянной занятости или исчислении специального стажа работы по фактической занятости (то есть так, как проверяем Перечни), то во втором случае проверяем стаж работы одного человека за определенный период. В этом случае мы проверяем не только вид производства, профессию или должность, но и его занятость в условиях труда, предусмотренных Списками N 1 и 2 (показателями), постоянно в течение полного рабочего дня, переводился ли он на другие работы, брал ли отпуска без сохранения заработной платы, имели ли место прогулы и т.п.

В первом случае мы этого не делаем, да и не в состоянии сделать (подсчитать дни у сотни или тысячи человек).

3. Выход на рабочие места.

Для рассмотрения проблемных вопросов, как правило, необходимо ознакомление с производственными процессами непосредственно на рабочих местах. Например, в металлообработке работы, относящиеся к термической обработке изделий, могут осуществляться различными способами, на разном оборудовании и, соответственно, характер труда занятых термообработкой рабочих будет неодинаков. Поэтому без выхода на рабочее место "термиста" невозможно определить правильность предоставления ему пенсионных льгот ("термисты" предусмотрены как в Списке N 1, так и в Списке N 2).

В то же время не всегда возникает необходимость выхода на рабочие места, например, на рабочие места электросварщиков ручной сварки, газорезчиков, газосварщиков и других рабочих, характер труда которых хорошо известен и не зависит от показателей занятости.

При посещении цехов или других структурных подразделений необходимо ставить в известность их руководителей о целях посещения, согласовывать время проверки и участие необходимых специалистов (мастеров, технологов, энергетиков, механиков, специалистов по технике безопасности и т.д.).

Оформление акта документальной проверки сведений о специальном трудовом стаже застрахованных лиц


Результаты проверки обобщаются и оформляются актом, который подписывается проверяющими со стороны территориального Управления, а также руководителем проверяемой организации (или его уполномоченным представителем) после ознакомления с актом и заверяется печатями территориального Управления и организации.

Рекомендуемая схема акта по результатам плановой (ежегодной) проверки с примером его заполнения - приложение 5а.

Рекомендуемая схема акта по результатам проверки на основе отдельного запроса - приложение 5б.

Рекомендуемая схема акта по результатам проверки сведений за период до 01.01.2002 по форме СЗВ-К - приложение 5в.

В случае одновременного проведения плановой проверки (сведения за 2002 и последующие годы) и проверки сведений по форме СЗВ-К результаты могут оформляться единым актом либо отдельными актами.

При оформлении единого акта за основу принимается рекомендуемая схема согласно приложению 5в с увеличением проверяемых периодов на год, подлежащий плановой проверке. При этом выводы, предложения и рекомендации должны выноситься отдельно в отношении результатов проверки сведений о специальном стаже работы застрахованных лиц до 01.01.2002 и в отношении прав застрахованных лиц на досрочное пенсионное обеспечение по сведениям за год, подлежащий плановой проверке.

Акт должен содержать краткие, но достаточно полные и аргументированные со ссылкой на представленные документы сведения, предложения и рекомендации, чтобы в дальнейшем (в том числе при назначении пенсии) ими можно было воспользоваться при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии либо обосновать причину отказа в ее назначении.

В отношении профессий (должностей), для которых в Списках N 1 и 2 не предусмотрены показатели, определяющие право на досрочное назначение трудовой пенсии, в акте делается запись примерно следующего характера: "Постоянная в течение полного рабочего дня занятость аккумуляторщиков, газорезчиков, газосварщиков подтверждена". Если указанные показатели присутствуют, то в отношении каждого из них должно быть отражено, на основании каких документов подтверждена соответствующая занятость, или необходимые документы не были представлены.

Сведения о реорганизации, о периодах временного прекращения выпуска продукции (простоях), о местоположении архивов, о ранее назначенных досрочных пенсиях могут оформляться приложениями к акту.

Предложения и рекомендации, данные страхователю по исправлению ошибок (в том числе по корректировке сведений в формах СЗВ) либо представлению дополнительных доказательств, должны содержать конкретные сроки, которые впоследствии следует проверять (то есть держать на контроле исполнения).

Акты по результатам плановой документальной проверки и проверки сведений по форме СЗВ-К оформляются в двух экземплярах: один экземпляр подшивается в наблюдательное дело страхователя; второй - остается у страхователя. Если в акте указана необходимость корректировки введенных в ПТК СПУ индивидуальных сведений, то акт оформляется в трех экземплярах, один из которых передается в отдел организации персонифицированного учета.

Акт по результатам проверки, проведенной в отношении конкретного застрахованного лица по запросу органа, назначающего пенсии, или запросу в отношении сведений по форме СЗВ-К, оформляется в трех экземплярах: один экземпляр подшивается в наблюдательное дело страхователя; второй - остается у страхователя; третий - направляется органу ПФР, от которого поступил запрос (при необходимости корректировки введенных в ПТК СПУ индивидуальных сведений - оформляется четвертый экземпляр для передачи в отдел организации персонифицированного учета).

Порядок проведения документальных (выездных) проверок достоверности сведений о периодах работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение с учетом "малых" списков

Управление организации назначения
и перерасчета пенсий ГУ - Отделения ПФР
по г.Москве и Московской области

Отчет в ПФР по льготным профессиям


Похожие публикации

Работодатели, чьи сотрудники выполняют работы, дающие право на досрочное получение пенсии, регулярно отчитываются о наличии таких рабочих мест в ПФР. Что это за отчетность, для чего она необходима и каким образом ее нужно сдавать в Пенсионный фонд, расскажем далее.

Для чего нужна отчетность по «льготникам»

Обязанность страхователей отчитываться по льготникам не установлена ни одним нормативным актом, не существует и какой-либо унифицированной формы для такой отчетности, это лишь требование Пенсионного фонда. Тем не менее, отчет в ПФР по льготным профессиям предоставляется в большинстве регионов ежеквартально – как правило, он сдается одновременно, или немного ранее, чем остальная «пенсионная» отчетность.

Профессии, дающие возможность получить пенсию раньше общеустановленного срока, перечислены в пп. 1-18 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ - это, так называемые, списки 1 и 2. Но для получения работником досрочной пенсии, одного присутствия его профессии в этих списках недостаточно, необходимо также достижение определенного возраста и наличие достаточного стажа работы, а работодатель в отношении таких работников обязан перечислять «пенсионные» взносы по специальному дополнительному тарифу. Для контроля за этими показателями и требуется предоставлять отчет в ПФР по льготным профессиям.

Состав отчета по льготным профессиям

В состав отчета работодателя входит Перечень льготных должностей и Поименный список работников, имеющих право на досрочную пенсию. На ]]> сайте ПФР ]]> для их заполнения можно скачать бесплатную программу «Перечень льготных профессий».

Перечень составляется по структурным подразделениям организации (отделам, цехам, службам и т.п.) и отражает, в частности, следующие показатели:

  • перечисляются названия льготных профессий, которые имеются у страхователя, также указывается их наименование по Общероссийскому классификатору;
  • указывается численность работников-льготников, согласно штатного расписания и фактически работавших в отчетном периоде;
  • указывается основание (код) пенсионной льготы, согласно Классификатора параметров для сведений персучета (приложение № 2 к Порядку заполнения расчета РСВ-1, утв. 16.01.2014 Постановлением ПФР № 2п); причем коды льгот следует отражать, только если за период работы в условиях, дающих право на досрочную пенсию, были начислены и уплачены «пенсионные» страховые взносы по доптарифу;
  • если профессия относится к спискам 1 и 2, то указывается ее код в списке;
  • если проводилась спецоценка условий труда, указывается дата ее проведения и присвоенный класс,
  • перечисляются документы, подтверждающие учет выполнения таких работ: штатное расписание, колдоговор, приказы, наряды на работу, используемое оборудование, сведения о режиме работы и т.п. Копии документов прикладываются к отчету, а если отчет сдается электронно, то прилагаются файлы документов в отсканированном виде.

Поименный список в составе отчета в ПФР по льготным профессиям содержит следующие персональные данные каждого работника-льготника и показатели в части его профессии:

  • страховой номер работника (СНИЛС), согласно страховому свидетельству;
  • фамилия, имя и отчество;
  • предполагаемая дата выхода работника на пенсию;
  • название профессии, должности, ее позиция по спискам 1 и 2, и присвоенный класс условий труда, если проводилась спецоценка;
  • указываются даты начала и окончания периода работы по льготной профессии, а также уровень занятости в течение рабочего дня (полная, частичная и т.д.)

Соответствие Отчета по льготным профессиям Расчету РСВ-1

Напомним, что отчет РСВ-1 за 2016 год сдается в ПФР в последний раз – не позднее 15 февраля на бумаге, и 20 февраля в электронном виде. По итогам отчетных периодов 2017 года отчет о страховых взносах будет представляться в налоговые органы уже по другой, новой форме. Региональные отделения ПФР сами устанавливают сроки для отчетности по льготным профессиям, обычно это 5-10 дней до окончания срока сдачи РСВ-1.

Отчет в ПФР по льготным профессиям также можно сдать в бумажном виде или по спецканалам связи через интернет, заверив электронной подписью.

Сведения, представленные в расчете РСВ-1 и Отчете по льготникам не должны расходиться. Для сверки показателей этих отчетов на сайте ПФР размещена специальная проверочная программа «Сверка ИС и Перечней».

Льготная пенсия предоставляется гражданам, еще не достигшим общеустановленного пенсионного возраста. Для этого необходимо наличие обозначенного законом стажа по определенной профессии. Список профессий также закреплен законодательно. Сама по себе методика расчета льготной пенсии мало отличается от принятой для расчета пенсии вообще. Вместе с тем каждая профессия, дающая право на досрочный выход на пенсию, и расчет пенсионных пособий по ней имеют нюансы, связанные прежде всего со стажем.

В общем случае право на досрочную страховую пенсию по старости возникает ранее достижения пенсионного возраста при определенных условиях, связанных с размером индивидуального пенсионного коэффициента, продолжительностью страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ.
Посмотреть подробнее

Кто имеет право на льготы

Действующее законодательство содержит в общей сложности более 1700 профессий, работники которых, имея соответствующий размер трудового стажа, могут претендовать на досрочное пенсионное обеспечение.

Прежде всего, это ФЗ №400 от 28/12/13 г. и его гл. 6 (ст. 30-32), содержащие обширный список «льготников» — от работников горячих цехов и вредных производств до водителей городских автобусов. Указан по каждой категории и стаж выхода на пенсию. При этом для женщин, как правило, число лет снижено на 5, по сравнению с «мужским» лимитом.

Существуют уточняющие списки льготных профессий, принятые еще кабинетом министров СССР, условно называемые «список 1» и «список 2» (приняты пост. №10 от 26/01/91 г.). В них включены особо тяжелые и вредные работы, такие как фармацевтическое производство, работы, связанные с горно-рудным обогащением, химическим и коксо-химическим производством, атомной промышленностью и рядом других.

При определении льгот используются и так называемые малые списки профессий: медицинские, педагогические, водительские профессии, всего 19 позиций. К примеру, правительственное Постановление №781 от 29/10/02 г. содержит информацию о педагогических и медицинских профессиях, дающих право на льготу.

Эту информацию в первую очередь необходимо изучить будущим «льготникам».

Что нужно знать для расчета пенсии

Отметим вначале, что, хотя процедура расчета достаточно сложна, составить представление о размере собственной пенсии все-таки возможно.

На первоначальном этапе следует определить, имеются ли основания для назначения определенному гражданину досрочной пенсии, и обратиться к ФЗ №400 от 28/12/13 г. (гл. 6 ст. 30-32), где содержатся списки профессий для «льготников», а также уточнить при необходимости информацию в т.н. списках 1 и 2, малых списках.

Попробуйте самостоятельно рассчитать льготные годы стажа, согласно пост. №516 от 11/07/02 г. Правительства РФ. Этот документ утверждает Правила для расчета стажа по досрочным пенсиям. Например, в стаж включается время нетрудоспособности, основных и дополнительных отпусков, вынужденных прогулов. При переводе на другую работу в той же организации на срок не более месяца этот перевод тоже засчитывается в «льготный» стаж. Свои особенности исчисления стажа существуют для беременных женщин, переведенных с «льготного» рабочего места на «обычное» по мед. показаниям.

При подсчете стажа следует обратить внимание на то, какие периоды льготного труда суммируются, а какие – нет.

Так, согласно Правилам, суммируются (по тексту п. 2, 3 Правил):

  • работы на вредных производствах (под землей, в горячих цехах) со сроком работы «ликвидаторов», работников «чернобыльской» зоны;
  • труд женщин на сельхозмашинах, тракторах, строительных машинах со сроком работы во вредных условиях, горячих цехах, в тяжелых условиях труда, в геологических экспедициях, в железнодорожной отрасли на определенных работах, например, связанных с безопасностью;
  • работа на судах, непосредственно выполняющих работы при выходе из порта, в море суммируется с работой на вредных производствах, подземных работах;
  • труд в условиях Крайнего Севера не исключает стажа работы водителем на городском маршруте, профессионального спасателя, стажа работы с осужденными в системе исполнения наказаний и т.д.

Перед обращением за назначением пенсии важно учесть такой фактор, как стаж.

Совет! Для определения стажа при расчете льготной пенсии в спорных случаях целесообразно обращаться в отделение ПФР. Специалисты смогут определить все нюансы той или иной ситуации, соотнести ее с нормами законодательства, произвести корректный расчет сроков и стажа.

С 2015 года размер пенсии напрямую зависит от количества т.н. пенсионных баллов, и если для получения льготной пенсии необходимы названные выше особые условия, то сама методика подсчета пенсионных накоплений едина для всех. Из этого следует, что претендовать на «особую» пенсию, не имея накопленных баллов от ПФР, невозможно. Для того чтобы подсчитать, сколько баллов накоплено к выходу на пенсию, к примеру, в текущем году, необходимо знать объем отчислений в пенсионный фонд. Чем он выше, тем на большее число баллов можно рассчитывать. Так, в текущем году необходимое количество баллов — 16,2. Этот показатель достигнет максимума (30) в 2024 году.

Цена одного балла в текущем году — 87,24 руб., размер же накоплений в фонд можно узнать через регистрацию в сервисе Госуслуг, в личном кабинете, либо обратившись с запросом непосредственно к работникам пенсионного фонда. За каждый год, начиная с 2002-го, такой расчет нужно делать отдельно по годам. Не стоит забывать и о нерабочих периодах, за которые согласно ФЗ №400 (ст. 12) тоже начисляются баллы.

Количество баллов умножается на размер одного пенсионного коэффициента, и получается приблизительная величина льготной пенсии.

Точный расчет возможен только при обращении в пенсионный фонд, ведь пересчет пенсий, накопленных до 2002 года, производился специалистами этой организации по особым, переходным условиям. Для самостоятельного подсчета потребуется знать объем страховой части трудовой пенсии по состоянию на 01.01.15 (так или иначе потребуется запрос в ПФР) и ставку одного балла на 01.01. 2015 г. Она составляла 64,10 руб. Подсчет делается простым делением суммы на ставку.

При подсчете также учитывают и фиксированный размер выплат, который ежегодно изменяется.

Совет! Если вы работаете по профессии, соответствующей «льготному» списку в настоящее время, целесообразно обратить внимание на правильное оформление именно льготного стажа, документов, соответствующих ему, соблюдение норм трудового законодательства, а не на накопление пенсионных баллов как таковых. В противном случае, проработав фактически достаточное количество лет по «льготной» профессии, можно утратить право на получение соответствующей досрочной пенсии. Пенсионные же баллы при соблюдении прочих законных условий будут накапливаться автоматически.

Обращаться в отделение ПФР за начислением пенсии необходимо заранее, минимум за месяц до наступления пенсионного срока, со всеми документами, подтверждающими личность, сложные или особые условия работы, стаж работы по ним. Следует помнить, что начисления пенсии будут производиться от даты подачи заявления гражданина в ПФР.

Пример расчета

Поясним сказанное на условных примерах.

Предположим, что стоит задача самостоятельно рассчитать годовой пенсионный коэффициент (пенсионные баллы). Максимальную базу для начисления взносов берем по 2018 году – 1021000 руб. Пусть работник имеет заработную плату 22000 в месяц. Его годовой фонд оплаты труда составит (22000*12) 264000 руб.

Пусть при этом гражданин не формирует накопительную часть пенсии, следовательно, для расчетов используется 16% тариф (в противном случае следует брать 10%). Отчисления работника в ПФР равны (264000 * 16%) 42240 руб. Норматив отчислений равен (1021000 * 16%) 163360 руб. 42240 / 163360 * 10, где 10 – максимальный пенсионный коэффициент (максимально возможное количество баллов в год). Результат подсчетов — 2,586 балла.

Цена одного балла в 2018 году 81,49 руб. Если к моменту выхода на пенсию гражданин накопил условно 100 баллов, то пенсия составит 81,49 * 100 = 8149 руб. Добавим фиксированную выплату указанного года — 4 982,90 руб. и получим 8149 руб. + 4 982,90 руб. = 13131,90 руб.

Что в будущем?

Льготники в будущем, наравне с другими категориями пенсионеров, могут столкнуться с отменой балльной пенсионной системы. Такой проект существует в правительстве, которое все чаще признает, что «система баллов так и не заработала». Планируется вернуться к используемому ранее простому механизму: «Пенсии должны составлять не менее 40% от заработка гражданина, утраченного им».

Новые правила могут начать применять уже в текущем году, но окончательного решения пока нет.

В то же время, несмотря на возникающие на фоне пенсионных нововведений, опасения, правительство не планирует изменять условий назначения пенсий по вредным и опасным условиям труда (т.н. списки 1,2) против тех, что уже есть.

Еще один важный нюанс: работники Крайнего Севера (и приравненных к ним территорий) испытают повышение пенсионного возраста наравне с другими категориями граждан, однако если они одновременно трудились на опасных и вредных работах (например, шахтерский труд, железнодорожники), никаких изменений и повышений для них не будет.

В рамках проводимой пенсионной реформы произойдет либо фактическое повышение пенсионного возраста, либо отсрочка предоставления льготной пенсии для педагогов, медиков, творческих работников, жителей Крайнего Севера.

Все изменения будут проходить поэтапно.

При каких условиях медработнику, в том числе работающему во вредных условиях труда, пенсия назначается досрочно?

Что в итоге

Для получения льготной пенсии должны соблюдаться такие условия:

  • соответствующая льготе должность;
  • соответствующий должности трудовой стаж;
  • необходимое число накопленных к моменту выхода на льготную пенсию пенсионных баллов.

Чтобы рассчитать льготную пенсию, необходимо проверить наличие вышеназванных условий, затем исчислить самостоятельно либо с помощью сервисов пенсионного фонда число накопленных к моменту выхода на пенсию баллов и, умножив это число на законодательно закрепленное стоимостное значение балла, произвести расчеты на соответствующую дату. Следует учесть в сумме также и фиксированный размер пенсии, в соответствии с законом.

Проконтролировать правильность расчетов можно, обратившись с запросом в пенсионный фонд. Отказать чиновники не имеют права, даже если выход на пенсию гражданин только планирует в будущем.

Заметим также, что в правительстве обсуждается проект, связанный с отменой пенсионных баллов.

Читайте также: