Что входит в трудовой стаж при начислении пенсии в узбекистане

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

27 марта 2017 13:59

Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, дающие право на страховую пенсию по старости.

Гражданам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года. Учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом стаж работы после 01.01.2002 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Гражданам, прибывшим из Республики Молдова и Республики Грузия, учитывается трудовой стаж, приобретенный в соответствии с законодательством РФ или Республик Молдова или Грузия, а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1990 года. Периоды работы на территории Республик Молдова и Грузия после 1 января 1991 года включаются в страховой стаж на основании справок компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование: соответственно Социальным фондом Республики Молдова или Единым государственным фондом социального обеспечения и медицинского страхования Республики Грузия.

Гражданам, прибывшим из Республики Литва, принимается во внимание страховой стаж, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству РФ и Республики Литва, в том числе и до вступления в силу настоящего соглашения между ними. Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики

Гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Азербайджан), учитывается страховой стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года, независимо от уплаты страховых взносов. Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При исчислении расчетного размера страховой пенсии гражданам, прибывшим из государств - республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения, во внимание принимаются сведения о заработной плате в рублях за периоды работы на территории этих государств, предшествующие введению национальной валюты.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Республики Беларусь учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Подсчет страхового (трудового) стажа для исчисления размера пенсии осуществляется согласно законодательству Договаривающейся Стороны, назначающей пенсию.

За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР, пенсию назначает и выплачивает Договаривающаяся Сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией в соответствии с Договором от 24.01.2006 года. За периоды страхового (трудового) стажа, приобретенного после 13.03.1992 года, каждая Договаривающаяся сторона исчисляет и выплачивает пенсию, соответствующую страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, в соответствии с настоящим Договором.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Эстонской Республики учитываются периоды пенсионного стажа, приобретенные на территориях Договаривающихся Сторон, в том числе на территориях бывших РСФСР и ЭССР. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий пенсионному стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства. Периоды пенсионного стажа, приобретенные на территории бывшего СССР, кроме территорий бывших РСФСР и ЭССР, не учитываются при определении размера пенсии.

При назначении пенсии гражданам Российской Федерации и Латвийской Республики учитывается страховой (трудовой) стаж, приобретенный на территориях обеих Договаривающихся Сторон, кроме случаев, когда периоды этого стажа совпадают по времени их приобретения. Каждая Договаривающаяся Сторона исчисляет размер пенсии, соответствующий страховому (трудовому) стажу, приобретенному на ее территории, согласно положениям своего законодательства.

Работала с 1980 г в Узбекистане. В 2009 г, получив гражданство РФ, переехала в Россию, с 2009 г и поныне работаю в РФ. Через год мне идти на трудовую пенсию по старости, исполнится 55 лет. Будут ли при расчете пенсии учитываться года работы в Узбекистане после развала Союза, т.е. после 1 дек. 1991 года? Спасибо.


Основополагающими законодательными актами, устанавливающими с 1 января 2002 г. условия и нормы пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». При этом пункты 2 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ и 2 статьи 1 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ устанавливают, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные указанными Федеральными законами, применяются правила международного договора Российской Федерации.

К числу международных договоров относятся: – Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины); – Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года (вступило в силу 4 декабря 1995 года); – Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года (вступило в силу 28 июня 2002 года); – Соглашение между правительством Российской Федерации и правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 года (вступило в силу 29 мая 2001 года).

Кроме того, вопросы осуществления пенсионного обеспечения граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, регулируются письмом Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 (зарегистрировано Минюстом Российской Федерации 21.02.94) и Указанием Минсоцзащиты РФ от 18.01.1996 № 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств – бывших республик Союза ССР» (зарегистрировано Минюстом Российской Федерации 2103.1996).

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР, не заключивших с Российской Федерацией соответствующего соглашения о правах граждан в области пенсионного обеспечения (Азербайджанская Республика, Латвия, Эстония), осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников данного Соглашения, в том числе Узбекистана и Казахстана, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах – участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ.

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы по найму после 1 января 2002 года (после вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.

Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 года подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

В соответствии со статьей 5 Соглашения от 29 июня 1999 года для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государства – участника данного Соглашения (Литовская Республика), принимается во внимание страховой (трудовой) стаж и стаж на соответствующих видах работ, учитываемый при назначении пенсий согласно законодательству государства каждой из сторон, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения.

Исчисление периодов работы за пределами территории Российской Федерации после 1 декабря 1991 года производится на основании справки о страховом (трудовом) стаже, выданной Отделом заграничных пенсий Управления фонда государственного социального страхования Литовской Республики.

Для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости, лицам, прибывшим из государств – республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской Федерацией (Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой) стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 1 января 1991 года.

Периоды работы после указанной даты включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц путем конвертации в расчетный пенсионный капитал по состоянию на 1 января 2002 года в трудовой стаж засчитываются периоды работы в государствах – участниках названных выше Соглашений до 1 января 2002 года.

Аналогичный порядок исчисления общего трудового стажа в целях оценки пенсионных прав применяется в отношении граждан, прибывших из государств – республик бывшего СССР, с которыми не заключены международные соглашения в области пенсионного обеспечения. При этом в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства должно быть соблюдено условие, предусмотренное статьей 98 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», согласно которой работа за границей после 1 декабря 1991 года включается в общий трудовой стаж, если не менее двух третей его требуемой продолжительности приходится на работу в СССР.

С Уважением В.П. Нилов Бюро недвижимости и права Палаццо.


Определение стажа работы

Законодательство Республики Узбекистан определяет, что общее право на пенсию по возрасту имеют мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет и женщины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет.

Основными документами, регулирующими порядок оформления пенсий в нашей стране, являются Закон Республики Узбекистан «О государственном пенсионном обеспечении граждан» и Положение «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий».

В соответствии со Статьей 37 указанного выше Закона и Статьей 35 упомянутого Положения, в стаж работы для исчисления пенсии засчитываются:
а) любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, независимо от вида деятельности, форм собственности и хозяйствования при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан. (См. подробнее подпункт «а» пункта 35 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением КМ от 8.09.2011 г. N252);
б) военная служба (в том числе военная служба в мобилизационном призывном резерве), служба в органах государственной безопасности и в органах внутренних дел;
в) служба в военизированной охране, в органах специальной связи и в горноспасательных частях, независимо от ведомственной подчиненности;
г) индивидуальная трудовая деятельность или деятельность по выращиванию крупного рогатого скота и реализации продукции животноводства, произведенной в личных подсобных и дехканских хозяйствах, при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан;
Согласно Статье 12-1 вышеуказанного Закона, женщины, имеющие не менее 20 лет стажа работы, предусмотренного в подпунктах «а» - «г», приобретают право на получение пенсии по достижении 54 лет.
д) время ухода:
– за инвалидом I группы или за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;
– за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постороннем уходе, – в период нуждаемости престарелого в постороннем уходе.
При этом время ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постороннем уходе, засчитывается в стаж работы, необходимый для назначения пенсии, только одному из лиц, осуществлявшему уход и проживавшему совместно с лицом, за которым осуществлялся уход;
е) очное обучение в высших образовательных учреждениях (в том числе в военно-образовательных учреждениях, обучение в которых приравнивается к военной службе), аспирантуре (институте стажеров-исследователей-соискателей), докторантуре (институте старших научных сотрудников-соискателей) и клинической ординатуре, в том числе за границей;
ж) время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, но не более 3 лет в общей сложности.
Пример: Если работающая женщина, имеющая 30-летний трудовой стаж, из них в течение 8 лет в общей сложности находилась в отпусках по уходу за тремя детьми, то при исчислении стажа работы для назначения пенсии ей будет засчитываться в общей сложности 25 лет (30 лет - 8 лет + 3 года = 25 лет);
Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (в том числе и в оплачиваемом) не включается в специальный стаж работы, дающий право на льготную пенсию по возрасту;
з) период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства, но не более 10 лет;
и) время пребывания за границей супругов работников дипломатических представительств и консульских учреждений Республики Узбекистан, а также лиц, прикомандированных Министерством иностранных дел Республики Узбекистан на квотные должности в международные межправительственные организации, но не более 10 лет.

Согласно Статье 36 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», в случае, если указанные выше периоды трудовой деятельности, приходятся одновременно на один временной период, то в стаж работы для исчисления пенсии засчитывается только один период по желанию обратившегося за назначением пенсии.

Согласно Статье 37 того же Положения, периоды, предусмотренные в подпунктах «д» - «и» засчитываются в стаж работы при наличии не менее 5 лет общего стажа работы, указанного в подпунктах «а» - «г».

При назначении пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца периоды, предусмотренные в подпунктах «д» - «и» засчитываются в стаж работы при наличии стажа, указанного в подпунктах «а» - «г» независимо от его продолжительности.

Время нахождения на инвалидности I и II групп вследствие трудового увечья или профессионального заболевания засчитывается в стаж при назначении пенсии по возрасту и по случаю потери кормильца.

Время работы после назначения пенсии по возрасту не засчитывается в стаж для исчисления пенсии. При назначении пенсии по возрасту с более раннего срока (на льготных условиях) стаж учитывается до дня назначения пенсии.

Статья 38 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий» также гласит, что при назначении пенсии матери инвалида с детства, воспитавшей его до восьмилетнего возраста, в требуемый двадцатилетний стаж работы засчитываются периоды, указанные в подпунктах «а» - «д».

Как устанавливается трудовой стаж

Согласно Статье 55 вышеупомянутого Положения, стаж работы устанавливается по документам, выданным с места работы, службы, учебы или осуществления иной деятельности, засчитываемой в трудовой стаж, а также архивными учреждениями.

Занятым лицам стаж работы устанавливается по справкам об уплате страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан, выдаваемым отделом Пенсионного фонда на основании сведений, представляемых государственными налоговыми органами Республики Узбекистан по установленной форме.

При отсутствии документов о стаже работы периоды трудовой деятельности устанавливаются решением суда.

Если трудовой стаж утерян

В соответствии со Статьей 58 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», в случаях, когда документы о стаже работы не сохранились полностью или частично в результате военных действий, стихийных бедствий, аварий, катастроф или других чрезвычайных ситуаций, подтверждение стажа работы осуществляется специальными комиссиями по установлению стажа работы, создаваемыми Кабинетом Министров Республики Узбекистан, Советом Министров Республики Каракалпакстан или органами государственной власти на местах (хокимиятами) областей, районов (городов).

Периоды трудовой деятельности, установленные указанными комиссиями на основании частично сохранившихся документов и показаний свидетелей, включаются в стаж работы, а также в специальный стаж работы, дающий право на льготную пенсию, как время работы, подтвержденное документами.

Документы, подтверждающие трудовой стаж

Согласно Статье 59 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий» основным документом, подтверждающим стаж работы, является трудовая книжка.

Трудовой стаж занятого лица может также устанавливаться по справке отдела Пенсионного фонда, подтверждающей уплату страховых взносов, на основании сведений, представляемых государственными налоговыми органами Республики Узбекистан.

При отсутствии трудовой книжки, а также в тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые записи или содержатся неправильные и неточные записи о периодах трудовой деятельности, в подтверждение стажа работы (кроме стажа работы занятого лица) принимаются справки, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы, трудовые договоры (контракты), архивные справки и другие документы, содержащие сведения о периодах трудовой деятельности.

При этом в справке должны указываться сведения о приеме на работу, о перемещениях по работе (должности) и о прекращении трудового договора с указанием оснований. Справка подписывается руководителем организации или архива, а также работником, её подготовившим, и заверяется печатью организации или архива, выдавших документ.

Справки, представляемые для подтверждения стажа, должны содержать необходимые реквизиты, предусмотренные правилами оформления таких документов, а именно: угловой штамп организации, дату выдачи, регистрационный номер, основание выдачи справки (даты и номера приказов о приёме на работу и увольнении с работы, лицевые счета и другие первичные документы организации, на основании которых подтверждается стаж).

Письменные трудовые договоры, представляемые для подтверждения стажа работы, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, а гражданско-правовые договоры - соответствовать требованиям гражданского законодательства.

Полномочия отделов социального обеспечения

Статья 57 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий» предусматривает, что в целях установления обоснованности и достоверности представленных документов о стаже работы отдел Пенсионного фонда:
• оценивает содержание и надлежащее оформление документов, представленных для подтверждения стажа работы, и при необходимости принимает решение о проведении проверки обоснованности их выдачи;
• выносит, в необходимых случаях, решение о зачете или исключении из подсчета продолжительности стажа работы отдельных периодов трудовой деятельности.

Основные правила подтверждения трудового стажа

Статья 76 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий» определяет, что документы, представляемые для подтверждения стажа работы, должны быть подписаны должностным лицом и заверены основной печатью организации.

Записи в трудовой книжке должны быть оформлены в соответствии с требованиями законодательства, регулирующего порядок ведения трудовых книжек, действовавший на момент заполнения и ведения данной книжки.
В том случае, если в трудовых книжках и других документах записи сделаны с отступлением от установленных правил, вопрос о возможности их принятия в качестве доказательства стажа работы решается отделом Пенсионного фонда.

Согласно Статье 77 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий» в подтверждение стажа работы принимаются только те сведения о периодах работы, которые внесены в трудовые книжки и указаны в справках на основании подтверждающих документов.

В соответстие со Статьей 79 указанного выше Положения время нахождения в академических отпусках в период обучения в стаж работы не засчитывается.

Согласно Статье 80 «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий» в случае, если имя, отчество или фамилия, указанные в документе, подтверждающем стаж работы, не совпадают с именем, отчеством или фамилией лица по паспорту или свидетельству о рождении, факт принадлежности этого документа данному лицу может быть подтвержден только организацией, впервые выдавшей трудовую книжку или другой документ о стаже работы. Во всех других случаях факт принадлежности документа должен быть установлен судом.

Статьей 81 того же Положения определено, что если в представленном документе о стаже указаны только годы без обозначения точных дат, за дату принимается 1 июля соответствующего года, а если не указана дата месяца, то таковой считается 15-ое число соответствующего месяца.

В заключение хотелось бы отметить, что согласно Статье 82 Положения «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий» в случае несогласия с решением о принятии или непринятии стажа работы, вынесенным отделом Пенсионного фонда или специальной комиссией по установлению стажа работы, любой гражданин Республики Узбекистан имеет право решить данный вопрос в судебном порядке.

Материал подготовлен специалистом проекта UzJobs Юлией Абу-Шихада


Принято постановление Кабинета Министров от 27.06.2017 г. № 429 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства в связи с дальнейшим совершенствованием системы государственного пенсионного обеспечения граждан».

Изменения вносятся в:

  • Положение о внебюджетном Пенсионном фонде при Министерстве финансов;
  • Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий;
  • Положение о порядке уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов гражданами Республики Узбекистан, работающими за границей, и отдельными категориями лиц, рабочее время которых не поддается учету, а также порядке учета их трудового стажа и размера заработка, принимаемого для исчисления пенсии.

Новшества в порядке исчисления стажа

Согласно поправкам, периоды, засчитываемые в стаж работы, дающий право на пенсию ( п. 35 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, далее - Положение), условно разделены на две категории (см. таблицу ниже).

1-ая категория

( п.п. «а» - «г» п. 35 Положения)

2-ая категория

( п.п. «д» - «и» п. 35 Положения)

любая работа, на которой работник подлежал государственному социальному страхованию, независимо от вида деятельности, форм собственности и хозяйствования при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов

– за инвалидом I группы или за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;

– за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постороннем уходе, - в период нуждаемости престарелого в постороннем уходе[1]

военная служба (в т.ч. военная служба в МПР) и пребывание в партизанских отрядах и соединениях, служба в органах госбезопасности и в ОВД

очное обучение в высших образовательных учреждениях (в т.ч. в военно-образовательных учреждениях, обучение в которых приравнивается к военной службе), аспирантуре (институте стажеров-исследователей-соискателей), докторантуре (институте старших научных сотрудников-соискателей) и клинической ординатуре, в т.ч. за границей

служба в военизированной охране, в органах спецсвязи и в горноспасательных частях, независимо от ведомственной подчиненности

время нахождения в отпусках по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет, но не более 3-х лет в общей сложности[2]

индивидуальная трудовая деятельность или деятельность по выращиванию крупного рогатого скота и реализации продукции животноводства, произведенной в личных подсобных и дехканских хозяйствах, при условии уплаты страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд при Министерстве финансов

период проживания жен лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы с мужьями в местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства, но не более 10-ти лет

время пребывания за границей супругов работников дипломатических представительств и консульских учреждений Узбекистана, а также лиц, прикомандированных МИД на квотные должности в международные межправительственные организации, но не более 10-ти лет

Теперь при совпадении периодов в рамках одной категории (только 1-ой или только 2-ой) в стаж работы для исчисления пенсии засчитывается один из периодов по желанию обратившегося.

Пример. Работник, подлежащий госсоцстрахованию, содержал личное подсобное хозяйство (п.п. «а», «г» п. 35 Положения). Супруга дипломатического работника проходила обучение в вузе за границей (п.п. «е», «и» п. 35 Положения).

Если же совпадают периоды из разных категорий, то в стаж работы засчитывается период из 1-ой категории. Таким образом, приоритет здесь отдается периодам фактической трудовой занятости граждан.

Пример. Студент очного отделения вуза работал в свободное от учебы время (п.п. «а», «е» п. 35 Положения). У него в стаж для начисления пенсии включается только период работы, а учеба не засчитывается.

Как определят заработок, если документов в архиве нет

По действующему порядку, не допускается установление заработка на основании свидетельских показаний. Выписки из штатного расписания об окладе по должности и членские билеты общественных организаций также не могут служить документами, подтверждающими заработок.

Дополнительно оговорено, что при отсутствии необходимых для назначения пенсии архивных данных о заработке, установление размера заработка производится:

  • за период после 2005 г. – по сведениям об обязательных взносах в накопительную пенсионную систему;
  • за период после 2015 г. – по сведениям электронного Централизованного реестра учета взносов граждан в Пенсионный фонд.

Не платил страховые взносы добровольно – не досчитаешься пенсии

Теперь периоды, не засчитанные в стаж работы в связи с неуплатой страховых взносов во внебюджетный Пенсионный фонд лицами, которые имеют право вносить их на добровольной основе, не включаются в последний 10-летний период трудовой деятельности.

Для справки : страховые взносы в Пенсионный фонд на добровольной основе уплачивают :

  • лица, работающие за границей по найму;
  • работники, получающие доход от работодателя, не являющегося налоговым агентом;
  • член дехканского хозяйства (кроме его главы).

Напомним, именно из последних 10 лет трудовой деятельности берется заработок для исчисления пенсии (за любые 5 лет подряд).

Определена надбавка за звание «Узбекистон Кахрамони»

Лицам, имеющим особые заслуги перед страной, устанавливаются надбавки к пенсии – от 100% до 150% МРЗП в зависимости от заслуг ( п.п. «и» п. 112 Положения). Конкретно лицам, которым присвоено звание «Узбекистон Кахрамони», надбавка зафиксирована в размере 100% от МРЗП .

Для справки : звание «Узбекистон Кахрамони» является высшей степенью отличия и присваивается гражданам Узбекистана за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига. Удостоенным этого звания лицам, вручаются медаль «Олтин Юлдуз» и соответствующий документ о присвоении звания.

Инвалидам I группы заявление на перерасчет подавать не надо

По общему правилу пенсионер может обратиться с заявлением о перерасчете размера назначенного вида пенсии при возникновении соответствующих оснований . В отдельных случаях перерасчет производится и без заявления. К таким случаям также отнесено установление I группы инвалидности.

Для справки : заявление о перерасчете размера пенсии также не требуется:

  • при изменении МРЗП в соответствии с законодательством;
  • при наступлении обстоятельств, влекущих уменьшение размера назначенной пенсии;
  • при изменении количества членов семьи, получающих пенсию по случаю потери кормильца, в случае, когда один из членов семьи в возрасте от 16 до 18 лет представил справку образовательного учреждения о том, что он является учащимся;
  • при изменении группы инвалидности.

Что делать, если пенсионер явиться не может

Как установлено, выплата пенсии может производиться по доверенности. Доверитель (пенсионер) все равно должен являться не менее 1-го раза в год в отдел Пенсионного фонда.

Из этого правила сделано два исключения:

а) если пенсионер не может явиться (в т.ч. по состоянию здоровья, нахождения на стационарном лечении в лечебных учреждениях, в т.ч. для психически больных), работники Пенсионного фонда могут выехать по месту его нахождения для подтверждения права на назначенную пенсию;

б) если пенсионер находится в иностранном государстве и не имеет возможности приехать в Узбекистан по состоянию здоровья, он может обратиться в дипломатическое представительство или консульское учреждение Узбекистана за рубежом. Таким образом, подтверждается отсутствие факта постоянного проживания в нашей стране, и получать пенсию или социальное пособие можно на территории иностранного государства.

Инвалидам III группы – чернобыльцам пенсию платить будут

По Положению лицам, которым установлена III группа инвалидности, в т.ч. при повторном переосвидетельствовании после 1.01.2011 г., пенсия по инвалидности не выплачивается.

В это правило внесена поправка. В результате, на лиц, получивших III группу инвалидности вследствие Чернобыльской катастрофы , оно не распространяется. Т.е. данной категории лиц пенсии будут выплачиваться.

Когда выплата пенсии приостанавливается и прекращается

Введены новые основания для приостановления и прекращения выплаты пенсии. Теперь назначенную пенсию прекратят выдавать также при установлении факта получения пенсии (социального пособия) в период пребывания в иностранном государстве.

Приостановление выплаты пенсии дополняется следующими случаями:

  • объявление в розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, признание без вести пропавшими;
  • неявка доверителя в установленный срок за подтверждением своего права на назначенную пенсию.

С полным текстом данного документа, с комментариями и ссылками на связанные с ним другие акты законодательства можно ознакомиться в информационно-поисковой системе « Законодательство Республики Узбекистан ».

Мохина Мирзаева.


[1] При этом время ухода за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, нуждающимся в постороннем уходе, засчитывается в стаж работы, необходимый для назначения пенсии, только одному из лиц, осуществлявшему уход и проживавшему совместно с лицом, за которым осуществлялся уход.

[2] Период нахождения в отпуске по уходу за ребенком (в т.ч. и в оплачиваемом) не включается в специальный стаж работы, дающий право на льготную пенсию по возрасту.

Пенсия в Узбекистане начисляется с использованием индивидуального подхода. В последние годы изменения пенсионной системы носили социально ориентированный характер. Минимальная пенсия в Узбекистане 292 940 UZS (2354 рубля). Средняя пенсия в Узбекистане 352 152 UZS (2830 рублей).


Самарканд, Узбекистан

Пенсионный возраст в Узбекистане

Мужчины имеют право претендовать на пособие в 60 лет при наименьшем трудовом стаже в 25 лет, женщины – в 55 лет при его длительности 20 лет и более.

Размер пенсии в Узбекистане

При расчетах ведущая роль отводится трудовому стажу – любому типу деятельности, дающему право гражданину страны официально приобретать государственную социальную страховку. Вид трудовой деятельности как таковой непринципиален. В трудовой стаж засчитывается служба в вооруженных силах и охранная деятельность, время по уходу (за инвалидом или престарелым), очная форма получения высшего образования, как в ВУЗах страны, так и за рубежом.

После установления параметров трудового стажа в расчет принимаются характеристики зарплат и пенсионных доходов, после чего формируется персональный коэффициент. Для проведения расчетов соискателю предоставляется возможность выбрать любые полгода за последние 10 лет.

Расчеты велись по курсу 1 рубль = 124,44 сумам (UZS).

Минимальная пенсия в Узбекистане

Минимальная пенсия в стране составляет 292 940 UZS (2354 рубля).

Средняя пенсия в Узбекистане

Средняя пенсия равняется 352 152 UZS (2830 рублей).

Максимальная пенсия в Узбекистане

С 01.01.2019 максимальный заработок, учитывающийся при расчете размера пенсионных начислений, увеличен с 8 до 10 минимальных зарплат (10 МРЗП). Следовательно, объем пенсионных выплат составит 1 317 000 UZS (10 583 рубля).

Виды пенсий

Далее рассмотрит виды пенсий.

Накопительная

Выплатами накопительного типа разрешается пользоваться всем гражданам Узбекистана. Участие в такой системе допускается как в добровольном, так и в обязательном порядке. Государство гарантирует, что денежные ресурсы, накопленные гражданином республики, будут выплачены.

Источниками поступлений на расчетный счет или его пополнения являются:

  • обязательные месячные взносы либо добровольные перечисления;
  • проценты, начисляющиеся на фактические накопления;
  • иные источники, существование которых не вступает в противоречие с действующим законодательством.

По инвалидности

На этот вид платежей могут претендовать граждане, получившие 1 или 2 группу инвалидности. Причины ограничения трудоспособности и ее сроки могут варьировать. Если стойкая нетрудоспособность вызвана профзаболеванием или травмой, полученной на производстве, пенсия начисляется независимо от продолжительности трудового стажа. Однако рабочий стаж подлежит учету при ограничении трудоспособности по причине общего заболевания.

Работающим пенсионерам

С 01.01.2019 работающие пенсионеры стали получать выплаты в полном объеме.

Численность пенсионеров Узбекистана

В наши дни в республике насчитывается свыше 3,3 млн пенсионеров или 10 % населения.

Как живут пенсионеры в Узбекистане и на что хватает выплат

С 2019 г. пенсионеры стали получать помощь независимо от их трудоустройства. Увеличены пособия одиноким и находящимся в домах престарелых или специальных пансионатах. Наименьший стаж для начисления пособий по возрасту был установлен в 7 лет.

Увеличение пенсий и пенсионного возраста в Узбекситане: последние новости

В 2019 г. объем пенсионных выплат в Узбекистане повысят в среднем на 65-260 тысяч UZS. В среднем величина пенсии в год увеличивается на 15 %. Вместе с тем, принимая во внимание демографическую ситуацию, планку пенсионного возраста планируется понемногу поднимать.



«Мой сын пенсионер. В годы СССР работал в Узбекистане, о чем имеются записи в трудовой книжке. Но работники собеса утверждают, что без справки, подтверждающей эти периоды работы, начислить пенсию не имеют права. Делали 3 запроса в Узбекистан, но ни на один запрос ответа нет. Получается, что мой сын остался без пенсии. Что делать в такой ситуации? Ульяна Борисова, Ветка».

Татьяна Кулеш, заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Гомельского облисполкома:


─ Пенсионное обеспечение граждан осуществляется в соответствии с Законом «О пенсионном обеспечении». В тех случаях, когда соглашениями (договорами) о социальном (пенсионном) обеспечении между нашей страной и другими государствами предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в Законе, соответственно, применяются правила, установленные этими соглашениями (договорами).

Согласно статье 51 Закона в стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения согласно законодательству о государственном социальном страховании.

Работа, имевшая место до 13 марта 1992 года на территории государств, ранее входивших в состав СССР, рассматривается как работа в Беларуси.

В 2015 году пенсии исчислялись из откорректированного фактического заработка за последние 21 год подряд стажа работы, но не более чем за фактически имеющийся стаж работы (статья 57 Закона). При этом заработная плата за периоды работы после 1 января 1992 года за пределами Беларуси учитывается в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона.


Статьей 61 Закона установлено, что людям, работавшим за пределами Беларуси, исчисление пенсий производится из фактического заработка в Беларуси и дохода за работу за ее пределами, с которого согласно законодательству о государственном социальном страховании самостоятельно уплачены обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.

По документам пенсионного дела вашего сына установлено, что управлением по труду, занятости и социальной защите Ветковского райисполкома с 10 февраля 2015 года ему назначена и выплачивается пенсия по возрасту (согласно его заявлению) в соответствии с пунктом 1 статьи 23 Договора (по принципу пропорциональности) при стаже работы 29 лет 01 месяц 11 дней.

Согласно записям трудовой книжки в стаж засчитаны все периоды работы с 01 ноября 1978 г. по 12 марта1992 года, протекавшие на территории Киргизской ССР и Узбекской ССР и работа в Беларуси в период с 03 августа1993 года по 30 июня 2011 года. При этом работа в зоне последующего отселения в 1993-1996, 1997-2002 годах в стаж засчитана в льготном исчислении.

В трудовой стаж не засчитано время обучения в Ташкентском политехническом институте с 01 сентября 1972 года по 24 июня 1978 года, так как необходимо документальное подтверждение периодов обучения в дневной форме образования.


Индивидуальный коэффициент заработка 0,80741 определен за последние 21 год подряд стажа работы с сентября 1982 года по июнь 2011 года. При этом заработок с сентября 1982 года по декабрь 1991 года (работа в Узбекистане) и с декабря 1996 года по май 1997 года введен с нулевым значением, так как справки о заработке за указанный период вашим сыном не представлены.

В целях оказания содействия в истребовании справок о заработке за периоды работы в Узбекистане и справки, подтверждающей период обучения в институте, управлением были направлены запросы в адрес Пенсионного фонда города Ташкент Республики Узбекистан, в Агентство «Узархив» при кабинете Министров Республики Узбекистан и Межведомственный Центральный архив личного состава города Ташкент. До настоящего времени документы в управление не поступили.

Согласно пункту 1 статьи 23 Договора за стаж работы, приобретенный после 13 марта 1992 года на территории России (5 лет 10 месяцев 8 дней), вашему сыну с 10 февраля 2015 года назначена и выплачивается часть пенсии по возрасту от России.

Таким образом, вашему сыну выплачивается 2 части пенсии: за стаж работы до 13 марта 1992 года на территории бывшего СССР и на территории Беларуси – по законодательству Беларуси, за стаж работы после 13 марта 1992 года на территории России – по законодательству России.

Вас затопили соседи? Обсчитали в магазине? Необоснованно оштрафовали? Вы затрудняетесь в решении повседневных проблем в сфере ЖКХ, торговли, транспорта? Не находите общего языка с администрацией района, ГАИ, банком или турфирмой?

Читайте также: