Государство украло пенсионные накопления

Пару недель назад приказали долго жить сразу несколько негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Все они входили в финансовую группу крупного банкира Анатолия Мотылева и управляли десятками миллиардов накоплений. Вернутся ли эти деньги миллиону будущих пенсионеров, очень большой вопрос. У следствия есть все основания полагать, что их давно вывели в офшоры. Мы попросили одного из пенсионных управляющих на условиях анонимности рассказать «КП», как на самом деле работают НПФы и почему они так безнаказанно крадут деньги россиян. Приводим его речь без купюр.

Мы ее слепили из того, что было

- Накопительную часть ввели как дополнение к действующей (как устроена нынешняя пенсионная система - см. графику). Любая система более устойчива, когда она имеет более одной точки опоры. То есть в данном случае это распределительная и накопительная части пенсии. Первая помогает в период застоя, а вторая увеличивает доход в этапы развития. Они друг друга балансируют.

Но проблема в том, что накопительную систему создали, мягко говоря, без детальной проработки, а грубо говоря - с кондачка. Все понимали, что стратегически она нужна, но каковы должны быть ее параметры, не очень понимали. Михаил Зурабов (глава Пенсионного фонда с 1999 по 2004 год. - Ред.) тогда говорил, что через 10 лет надо будет к ней вернуться, проанализировать результаты и внести изменения, чтобы повысить эффективность.

Тем более что в конце 2000-х пошли необратимые процессы. Пенсии резко увеличили за счет внеплановой индексации (валоризации). Плюс снизили страховые взносы (с 34% до 30%). Поэтому сейчас пропорции не выдерживаются. В казну поступает меньше денег, чем нужно на выплаты нынешним пенсионерам. Через 15 - 20 лет бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) будет сопоставим со всеми расходами федеральной казны. Поэтому только распределительная система явно не справится с выплатами. А нормальной альтернативы в виде накопительной части у нее нет. Она не получилась такой, какой должна быть.

Фото: Алексей СТЕФАНОВ

- Средняя доходность инвестирования средств пенсионных накоплений составляет 10% годовых в лучшем случае. От этого в доход фонда можно направить всего 15%, то есть 1,5%. А вот агенту - обычно это банки, которые приводят своих клиентов в НПФ, - надо заплатить комиссию в размере 15 - 20% (от суммы накопленных средств, которые лежат на личном счете будущего пенсионера). Плюс у фонда есть накладные расходы. Другими словами, инвестиции в частные пенсионные фонды не окупаются никогда. Так что очевидно, что люди не для этих мизерных прибылей в этот бизнес идут.

Цель владельцев пенсионных фондов - получить в пользование миллиарды накоплений, которыми можно десятки лет распоряжаться в своих интересах. И отщипывать себе крупные куски. И способов, как это сделать относительно законно, масса. Ими пользуются почти все фонды. Просто потому, что это разрешено.

Инвестиции в экономику страны? Не смешите!

- Самый простой механизм - так называемые ипотечные сертификаты участия (ИСУ). Они выпускаются под любой объект недвижимости. Например, есть у владельца пенсионного фонда птицефабрика. Он под нее рисует бизнес-план на 20 лет. Красивый такой. Мол, фабрика будет приносить прибыль в 10% годовых. Стоимость проекта сейчас - миллиард рублей. А через 20 лет будет якобы 10 млрд. руб. И когда мы ее продадим, совокупная доходность за 20 лет составит баснословные 30 - 40% годовых. Дальше этот продукт мы «рыночно» размещаем на бирже. Нормальные инвесторы, конечно же, участвовать в таких инвестпроектах не станут. Но покупатель найдется. Кто он? Правильно - наш собственный пенсионный фонд, который со всем соглашается. В итоге у владельца бизнеса - наличные в кармане. А на счетах будущих пенсионеров - непонятная птицефабрика, реальная цена которой - в разы меньше заплаченного за нее миллиарда. Да и хрен с ними, это проблемы пенсионеров! И такие сертификаты могут составлять до 40% от совокупного портфеля активов фонда. Понятно, что у большинства пенсионных фондов таких активов предостаточно, говорит собеседник газеты "Космомольская правда - Ростов-на-Дону".

Вот как тот же Мотылев сделал. У него была земля, шахты, банки и несколько пенсионных фондов. Последние с помощью банков втридорога купили землю и другие активы за счет пенсионных накоплений. То есть деньги получил Мотылев, а непонятные активы легли на счета будущих пенсионеров. Формально - инвестиции в экономику страны. Фактически - денег нет. Потому что никто эти объекты не развивал и развивать не будет. И они никогда уже не будут стоить тех денег, за которые были куплены.

Махинации на бирже

Сговор с участием банков

Есть и другие приемчики. Можно договориться с банком, который имеет право размещать на депозитах средства пенсионных накоплений. Приходим к его владельцу и говорим: давай так, я тебе под 5% годовых оставляю деньги в виде вклада, а ты мне под 7% годовых выдаешь их в виде кредита. Ударяем по рукам. Банкир ничего не делает и 2% получает просто так. А владелец пенсионного фонда получает финансирование для других своих проектов в 3 - 4 раза дешевле, чем рыночные ставки (сейчас это 20 - 25% годовых. - Ред.). Это абсолютно законно и очень похоже на коммерчески выгодную сделку. Мол, мы же в надежном банке деньги наших клиентов храним - вот ставки и низкие. А в реальности доходность вообще меня не волнует. Деньги ведь все равно не мои, а пенсионеров. Их не жалко! Обязательная накопительная система рассчитана на лохов.

Куда смотрит Центробанк?

Конечно, по закону нельзя, когда у пенсионного фонда, управляющей компании и продавца актива один и тот же собственник. Но все знали, что у Мотылева эти компании входят в одну группу. Вот все видели (еще год назад стали появляться сообщения о пирамидальных схемах в структурах Мотылева. - Ред.), а ЦБ почему-то не видел. С другими фондами то же самое. Ну подумаешь, что название одинаковое и сидят они в одном здании?! Что с того? По бумажкам они никак не аффилированы! Вот и все. У нас же пытаются бить по паспорту, а не по физиономии. Если бы было по-другому, возможно, проблем в нашей стране стало меньше.

Так какую прибавку мы получим?

С формальной точки зрения деньги украсть нельзя. Но по факту их уже нет. Их уже украли. Система наших пенсионных фондов работает, только когда есть новый приток. Но если он прекращается, пирамида сложится. Поэтому сейчас идет борьба за то, чтобы сохранить обязательную накопительную часть, тем самым обеспечив постоянный приток средств. Почти во всех пенсионных фондах до 60% средств скрыто под подобными левыми активами. Поэтому, когда нам говорят, что накопительную часть нужно оставить, чтобы помочь экономике, мне очень смешно. Если перевести на обывательский язык, мы ухудшаем положение наших будущих пенсионеров, чтобы поддержать сейчас финансистов. Это политическое решение. А финансисты везде одинаковы. Они свою выгоду всегда возьмут.

Да, страховка появилась. Но по ней в случае банкротства НПФ люди получат только номинал - ту сумму, которую за них перечислил работодатель, без учета ежегодных процентов. За 20 - 30 лет срока накоплений эти суммы обесценятся из-за инфляции в 2 - 3 раза. Пенсия будет копеечной. Некоторые возразят: мол, частные фонды заинтересованы работать эффективнее конкурентов и показывать высокие доходы. А какие у них для этого стимулы? Посмотрите на это со стороны владельца фонда. Если я имею право вернуть номинал, на фига мне зарабатывать больше?! Зачем мне отрывать деньги от своего бизнеса и каким-то лохам прибавку начислять?! Надеяться, что владельцы пенсионных фондов у нас социально ориентированы и готовы заниматься благотворительностью, было бы глупо.

Тем более что теперь они могут распределять убытки по счетам клиентов. И система проста. Несколько лет они покажут большую доходность, привлекут людей к себе. А потом в один год - бац, и большой убыток. Финансисты знают, как это сделать. То есть законодательно заложены вещи, которые помогают обувать народ. Другими словами, ничто не заставляет владельцев пенсионных фондов эффективно инвестировать деньги, кроме эфемерной «невидимой руки» рынка, которая не работает. Все остальное говорит ему: укради, забери у меня - я тебе разрешаю. Дальше как это сделать законно - пожалуйста, есть куча способов.

ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА

Частные фонды и халявные деньги

- В начале 90-х (за 10 лет до появления обязательной накопительной части) у нас начали создаваться частные пенсионные фонды. Я тоже участвовал в этом процессе. Мы все тогда занимались корпоративной пенсией. То есть приходили в крупные компании и объясняли экономическую эффективность накоплений на старость. Надо было убедить руководство корпораций. Ведь у всех разные цели. Кому-то надо удержать пенсионеров, которых владелец не хочет отпускать, потому что только они знают, как работать. Кому-то, наоборот, надо привлечь молодежь. Под каждую компанию надо придумать специальные программы - стимулы. Например, людям за 60 большая зарплата уже не нужна, а вот большая прибавка к пенсии через пять лет - куда интереснее. То есть такие корпоративные пенсии были взаимовыгодны: интересны и компании, и сотруднику, и пенсионному фонду. И ответственность была куда выше: крупные компании за своих работников спрашивают по полной.

С 2002 года началась эрозия системы. Негосударственные пенсионные фонды перестали заниматься корпоративными пенсионными системами. Зачем?! Это стало бессмысленно! Появились халявные деньги. Не надо никому ничего объяснять. Нужно лишь отстегивать комиссию агентам, которые приводят клиентов (заполнивших заявления на перевод накопительной части. - Ред.). А государство каждый год стабильно отгружает бабки. Обязательств по их сохранности нет или они возникают в далеком будущем. Обязательств по уровню дохода или размеру пенсий тоже нет. Вот и вся история!

Добровольно копить не будешь

- Добровольные системы по мировому опыту нигде не приняли масштабный характер. Они везде были либо добровольно-принудительными, либо вводились в обязательном порядке. По-другому никак. Для большинства работающих пенсия - это что-то далекое, о котором они подумают когда-нибудь потом. Объяснить человеку, что нужно сейчас отдавать часть заработной платы, чтобы через 30 - 40 лет получить прибавку к пенсии, практически нереально. Но в других странах куда жестче требования к пенсионным фондам.

В Чили, например, они отвечают своим капиталом, если потеряют деньги пенсионеров. И не через 30 лет, а сразу. Например, каждый год определяется средняя ставка, которую заработали фонды. Поэтому они не имеют права сильно от нее отклоняться. Точнее, если больше заработали, то часть сверхприбыли могут оставить себе. Если меньше, чем остальные, - изволь компенсировать убытки за счет собственных средств.

Перезагрузить систему и снизить риски

- С позиции государства полный бред получается. В 2002 году оно, по сути, предложило следующее: ребята, кому дать денег лет на 40 бесплатно? Все, конечно, ответили: нам давайте. Но государству этого мало: администрирование системы оно тоже взяло на себя. И наконец, если какой-нибудь частный фонд украдет деньги будущих пенсионеров, сажать никого не будут. Еще и компенсируют эти потери за счет бюджета. То есть на государстве вся работа и ответственность, а вся прибыль - у владельцев частных фондов, а не у будущих пенсионеров. Ну бред же! Систему нужно срочно реформировать.

Нет необходимости изобретать велосипед. В мире накоплен богатый опыт. Дополнительные ограничения, конечно, могут снизить потенциальный доход граждан. Но в случае с пенсией лучше, когда у всех примерно равный небольшой доход. Чем если у кого-то 100 рублей, а у кого-то - ноль.

ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА

Без реформы не обойтись

Мы решили опубликовать это шокирующее признание по одной простой причине. Для будущих пенсионеров еще не все потеряно. Первые большие выплаты по новой пенсионной системе начнутся с 2025 года. И у государства еще есть время, чтобы навести порядок.

Например, можно было бы создать что-то вроде системы страхования вкладов на пенсионном рынке. Например, государство гарантирует, как сейчас с депозитами, 1 400 000 рублей. Этих денег точно хватит, чтобы платить достойную пенсию, даже если мошеннический фонд разорился. Тогда любые действия аферистов были бы не так опасны для россиян.

Естественно, не все пенсионные фонды применяют мошеннические схемы. Крупные игроки, скорее всего, ведут честный бизнес.

Правда, здесь другая проблема. По нынешнему закону отчетность у пенсионных фондов - закрытая. Узнать, куда были инвестированы деньги - невозможно. Поэтому и нет доверия даже к тем фондам, за которыми не числились грешки.

Все это тоже надо менять, отчеты о том, куда пошли деньги будущих пенсионеров, должны стать публичными. Некоторое время назад государство объявило, что пора бы навести порядок в действующей пенсионной системе.

Но пока кроме отзыва лицензий у фондов дело дальше не пошло. Тем временем люди все ближе к выходу на заслуженный отдых и к тому, чтобы после десятков лет работы вместо пенсии получить шиш.
Евгений Беляков, Василий Верстов

Краткое содержание:


В этом году Правительство РФ в очередной раз заморозило пенсионные накопления граждан. Но для спасения госкорпораций, бюджеты которых в период кризиса затрещали по швам, власти денег не пожалели.

Но так как в федеральном бюджете средств не оказалось из-за огромной дыры в 4,7 трлн рублей, то в кабинете министров придумали гениальную схему – деньги госкомпаниям разрешили занять «навсегда» у пенсионных фондов.

Как власть помогла РЖД

На сайте ЦБ РФ появился очень любопытный документ под названием "Обзор ключевых показателей негосударственных пенсионных фондов" ( Подробнее >>> ).

Если внимательно его изучить, то можно увидеть, что "Внешэкономбанк", который управляет пенсионными накоплениями россиян, и в его распоряжении находятся пенсионные накопления 39 000 так называемых «молчунов», вдруг внезапно решил вложиться в госкомпанию РЖД.

“Пенсионные накопления пришли в бюджет транспортной монополии в момент острой нехватки средств. Согласно отчету по МСФО, в первом полугодии РЖД получили 120 млрд рублей чистого денежного потока от операционной деятельности, а на капитальные стройки и инвестиции потратили почти втрое больше – 366 млрд. Весной компания сообщила в Правительство, что из 821 млрд рублей запланированных капитальных расходов своими силами сможет профинансировать только 210 млрд”, – пишет издательство finanz.ru ( Подробнее >>> ).

И тут, не иначе как по удачному стечению обстоятельств, на помощь РЖД пришёл "Внешэкономбанк". Дыру в бюджете госкорпорации размером более 600 млрд рублей решили залатать посредством так называемого "вечного долга", то есть через облигации без срока погашения.

Сделки состоялись в третьем квартале 2020 года за счет средств инвестиционного портфеля пенсионных накоплений Пенсионного фонда России. Для покупки облигаций РЖД были направлены деньги, которые ранее хранились на банковских депозитах.

Такой способ поддержки госкорпораций во время кризиса был выбран не только для РЖД, но и для других госкорпораций вместо прямых субсидий из бюджета. Об этом еще в мае писали «Ведомости» со ссылкой на федеральных чиновников ( Подробнее >>> ).

Что такое бессрочный долг

Под вечными, или бессрочными, облигациями понимаются бумаги, по которым инвестор получает процентный доход неограниченное время, однако при этом он не рассчитывает на возврат самого долга от эмитента. А эмитент бессрочных облигаций не обязан возвращать инвестору сумму вложений.

У бессрочных облигаций нет конкретной даты, когда деньги должны быть выплачены. Потенциально они могут возвращаться бесконечно долго.

«Для компаний это хороший долг: без сроков исполнения и обязательств погашать, он позволит исполнять текущие обязательства – например, платить зарплаты, улучшит баланс предприятия», – сообщил «Ведомостям» партнер ФБК Алексей Терехов.

«Преимущество инструмента в том, что такие бумаги не полностью отражаются в отчетности компаний, хотя все же увеличивают нагрузку. В отличие от обычного долга, в пассивах отчетности по МСФО при выпуске бессрочных облигаций отразится лишь 20–50% долга», – объяснил один из собеседников «Ведомостей».

Вот так вот наши власти распорядились накопленными на пенсии деньгами россиян. Термин "вечный" или "бессрочный" долг говорит о многом, а точнее о том, что россияне, скорее всего,

эти деньги теперь не увидят никогда. Получается, что накопительную часть пенсии у нас не заморозили, а попросту конфисковали. Хотя, наверное, уже мало кто из нас надеялся когда-нибудь увидеть эти деньги.

Если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее и поставить лайк, если не понравилась – дизлайк.

Любая оценка для меня важна!

Власть играет с россиянами в такие игры, после которых доверие уже не вернуть





43 миллиона россиян, которые доверили накопительную часть будущей пенсии НПФ, государство снова «кинуло»: их накопления, принудительно изъятые в бюджет, возвращать не планируют. «Заморозка» сбережений, которую правительство обещало продлить еще на два года, и из-за которой, собственно начало пенсионную реформу, уже не закончится никогда.

Минфин ждет с моря погоды

Правительство России «заморозит» формирование накопительной части пенсии россиян еще до 2022 года. Напомним, что впервые Госдума ввела «заморозку» пенсионных накоплений граждан в 2014 году, тогда это объясняли огромным дефицитом Пенсионного фонда, а про пенсионную реформу еще не заикались, но уже начали ее.

Закон коснулся только тех, кто родился после 1967 года и подал заявление о формировании накопительной пенсии. Идеологи пенсионной реформы, которая была запущена в 2013 году, предполагали, что эти средства граждане смогут инвестировать в негосударственные пенсионные фонды (НПФ), а доход от инвестиций получать, выйдя на заслуженный отдых.

Но после введения «заморозки» 6% от зарплаты, которую работодатели перечисляли в Пенсионный фонд России, полностью шла в страховую часть пенсий — то есть на выплаты действующим пенсионерам.

Правда, помогло не особо: если за 2014 год дефицит Пенсионного фонда составил 31 млрд. рублей, то уже в 2015 году подскочил до 544 миллиардов, несмотря на все усилия правительства. Эксперты тогда рассуждали, что на самом деле «замороженные» пенсионные накопления россиян пошли вовсе не на выплаты текущих пенсий, а на совершенно иные цели: повышение зарплат чиновникам и силовикам, сомнительные инфраструктурные мегапроекты…

Как бы то ни было, правительству идея очень понравилась: и «заморозку», первоначально презентованную гражданам как разовую акцию, отныне продлевают год за годом. Теперь до 2022 года, как явствует из материалов Минтруда. И все это на фоне принятой грабительской пенсионной реформы.

Минтруда официально не подтверждает, но и не опровергает продление «заморозки», лишь заместитель министра финансов Алексей Моисеев обтекаемо заявил журналистам: «Решение формально не принято, но в целом, вы понимаете, что у нас ничего не изменилось с прошлого и позапрошлого года».

Что именно должно было «измениться», велеречивый чиновник не пояснил.

Легитимность власти зависит от уровня доверия населения к ней. Такими решениями, по сути, сама власть ставит под сомнение свою легитимность, — говорит «Свободной прессе» президент Ассоциации социальных предпринимателей России Роман Алехин. — Пенсионная реформа, повышение пенсионного возраста — самое болезненное для общества решение властей за последнее десятилетие как минимум. И продолжать играть с этой темой — играть с огнем. И, скорее всего, придется проводить очередную пенсионную реформу, так как если власть может попытаться восстановить к себе доверие за счет каких-то позитивных решений в других сферах, то пенсионная система, после такого, доверие к себе уже не восстановит.

Силуанов обещает, а люди уже не верят

Правительство одной рукой «замораживает» накопительную часть пенсий, а другой — напористо продвигает сомнительную идею индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Сомнительную, поскольку сами чиновники никак не могут окончательно определиться, как эта система должна работать: спорят, должно ли быть присоединение граждан к ИПК добровольным или принудительным.

Скажем, президент Владимир Путин потребовал, чтобы система была добровольной, мол, это будет больше похоже на введение нового социального налога. Однако в Минфине и Центробанке уверены, что в таком случае новая пенсионная система просто не будет работать. Ведь, согласно опросу «Левада-центра», 63% граждан не хотят делать дополнительные отчисления в НПФ (помимо тех обязательных отчислений, которые уже делает работодатель, и которые нынче «заморожены»).

Еще 19% готовы добровольно отчислять не более 5% от своей зарплаты. Причина — большинство россиян просто не имеют средств для дополнительных отчислений (как же, как и личных сбережений). Соответственно, лишь 7% рассчитывают на дополнительную пенсию от НПФ или работодателя.

Подобное недоверие россиян вполне объяснимо: в 1991 году россияне лишились последних накоплений в Сбербанке, а в 2014 году государство так же беззастенчиво обокрало участников накопительной пенсионной системы. А вот сейчас вице-премьер Антон Силуанов пытается завлечь россиян обещаниями, будто благодаря введению ИПК они смогут получать к пенсии «прибавку» в 20% от среднемесячной зарплаты. Но кто же теперь ему поверит?!

— У граждан фактически конфискуют в бюджет накопления за восемь лет, обещая в отдаленном светлом будущем расплатиться с ними не рублями, а какими-то баллами, — говорит в беседе со «Свободной прессой» старший научный сотрудник Института экономической политики, член совета фонда «Либеральная миссия» Сергей Жаворонков. — Что касается персональных пенсионных программ, то с ними нет ясности — соответствующий законопроект об индивидуальном пенсионном капитале готовится в недрах правительства много лет, но так из этих недр и не вышел.

Если правительство учтет идеи Минфина по тому, что на этот ИПК будет даваться налоговый вычет, то определенный прогресс тут может быть. Ну а в настоящее время люди, не доверяя государству, предпочитают копить на старость как угодно: банковскими вкладами, наличными, вложениями в недвижимость которую можно сдавать

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

По мнению экономиста, россиянам не стоит даже мечтать о выплатах в 40 тысяч рублей

Сотрудники ПФР предрекают фатальные изменения правил выплат старикам

Без срочных мер соотношение выплат по возрасту к зарплатам грозит снизиться до 15%

Правоохранительные органы в деталях подтвердили описанную “Ъ” схему по неправомерному переводу пенсионных накоплений граждан. При этом дело о хищении 11 млрд руб. из Пенсионного фонда России (ПФР) трансформировалось в дело о хищении у «МКБ-Капитала» (МКБК) 1,2 млрд руб. агентского вознаграждения. Эксперты отмечают, что проблема системы обязательного пенсионного страхования не решена, то есть риски массовых мошеннических переводов сохраняются.

Уголовное преследование лиц, связанных с рядом пенсионных брокеров, а также вице-президента управляющей компании МКБК, члена совета директоров НПФ «Согласие» Андрея Неверова по факту хищения более 11 млрд руб. из ПФР (см. “Ъ” от 29 июля 2019 года) прекращено в конце мая, следует из постановления МВД по Республике Коми. Министерство уже сняло с фигурантов дела обвинение в создании ими преступного сообщества, возбудив в отношении агентов НПФ, обвинявшихся в хищении средств ПФР, уголовное дело о хищении средства МКБК (с тремя постановлениями ознакомился “Ъ”).

Принадлежавшие концерну «Россиум» (его основной акционер МКБК) фонды «Согласие ОПС» и «Согласие» в 2016–2018 годах привлекли более 1 млн клиентов, потратив более 5 млрд руб. Объем привлеченных пенсионных накоплений составил почти 100 млрд руб., подавляющая часть переведена из ПФР (см. “Ъ” от 13 августа 2019 года). Сейчас оба фонда вошли в состав НПФ «Эволюция».

По мнению следствия, ряд юрфирм в 2016–2018 годах заключили субагентские договоры с пенсионными брокерами «Грифон», «Орлан», «Пегас» и «Дельфин». «С целью хищения агентского вознаграждения» эти фирмы «разработали и применили схему изготовления и оформления фиктивных документов от имени застрахованных лиц» с тем, чтобы переводить их пенсионные накопления в НПФ «Согласие ОПС» и «Согласие». Группы «художников» вносили в документы сфабрикованные сведения и подписи граждан и подготавливали соответствующие бумаги для сдачи в ПФР. Была организована работа специальных колл-центров «по фиктивному обзвону граждан и предоставлению фиктивных данных в НПФ. о согласии граждан на перевод». Деятельность велась в Москве, Пензе, Белгороде, Нижнем Новгороде, Воронеже, Курске. Подготовленные документы отправлялись почтой в Республику Коми, где их сдавали в местное отделение ПФР.

По мнению следствия, таким образом было сдано «не менее 218 тыс. пакетов документов, отражающих ложные волеизъявления граждан о желании перевода накопительной части своей пенсии» в эти НПФ. Субагенты получили денежное вознаграждение: от «Орлана» — 782 млн руб., «Пегаса» — 311 млн руб., «Дельфина» — 80 млн руб., «Грифона» — 42,2 млн руб. Таким образом, полагают следователи, у МКБК было похищено более 1,2 млрд руб.

По информации “Ъ”, сама МКБК насчитала в своих НПФ «примерно 528 договоров», заключенных фиктивно, по которым было переведено 49,1 млн руб. накоплений. По подсчетам компании, материальный ущерб составил около 2,5 млн руб. Эти действия касались лишь 2018 года и только «Дельфина». В связи с этим МКБК в ответ на запрос МВД Коми направила заявление с требованием привлечь субагентов к уголовной ответственности.

Вместе с тем, как обращает внимание адвокат одного из обвиняемых Олег Матюнин, заявления от уполномоченного лица МКБК фактически нет, есть лишь ответ на запрос с собственным пониманием сложившейся ситуации. Кроме того, до настоящего времени накопительные части пенсий, якобы переведенные в НПФ незаконно, в ПФР не возвращены, что ставит под сомнение выводы следствия о хищении агентского вознаграждения, поскольку обязательства исполнены и не признаны незаконными, полагает защитник. К тому же, по его словам, сами НПФ, которые должны считать себя жертвами мошенничества, не имеют претензий к действиям обвиняемых. При этом никто из них не контактировал напрямую с представителями НПФ и МКБК и, соответственно, никого не вводил в заблуждение, отмечает господин Матюнин. Исходя из картотеки официального портала судов общей юрисдикции города Москвы, НПФ «Согласие» и «Согласие ОПС» знали о многочисленном оспаривании гражданами заключенных договоров на перевод накоплений с 2017 года.

Эльвира Набиуллина, глава ЦБ, в интервью «Интерфаксу» 25 декабря 2019 года


Проблема, связанная с переходами, безусловно, есть, и есть недобросовестное поведение пенсионных фондов

Субагенты, работавшие через «Орлана», «Пегаса», «Дельфина» и «Грифона», сдавали бумажные заявления именно в НПФ, которые впоследствии передавали их в ПФР. О том, что структуры фондов занимаются аккумулированием заявлений, их «подписанием» у нотариусов и сдачей в ПФР, говорили и источники “Ъ” (см. “Ъ” от 14 сентября 2018 года). По данным ПФР, в 2018 году значительный объем заявлений, «заверенных» нотариусами, был подан фондами через «курьерский» канал (см. “Ъ” от 27 сентября 2018 года). Следственный комитет России в прошлом году возбудил уголовное дело по факту покушения на мошенничество в отношении документов более 500 тыс. человек, сданных по этому каналу с поддельными подписями и печатями (см. “Ъ” от 13 сентября 2019 года).

В МКБК заявили, что «комментарии и обсуждения вопроса об обстоятельствах хищений, хода расследования дела и иных вопросов могут быть расценены вмешательством в ход следствия». Господин Неверов не отвечал на звонки и сообщения в мессенджерах. В «Россиуме» и НПФ «Эволюция», а также в МВД и прокуратуре Коми не ответили “Ъ”. В ПФР заявили, что «расследование не относится к полномочиям фонда» и вопросы выходят за его компетенцию.

«Сейчас и фонды, и их агенты либо не имеют технических возможностей наладить массовый перевод граждан, либо не хотят брать такие риски»,— говорит управляющий директор «Эксперт РА» Павел Митрофанов. Впрочем, по его словам, фундаментально проблема ОПС не решена, а значит, появление массового привлечения с сопутствующими ему неправомерными действиями все еще возможно.

Как восстановить доверие россиян к пенсионной системе

Законодатели Российской Федерации приняли Федеральный закон о продлении моратория (заморозки) накопительной части пенсии до 2024 года. То есть у людей изъяли те деньги, что они копили себе на безбедную старость, и лишили возможности копить дальше.


Фото: Алексей Меринов

Но истоки этого решения надо искать в истории «реформирования» российской пенсионной системы с самого начала его проведения, особенно в 2000-х годах. Подходы наших либерал-реформаторов оказались весьма далеки от научной экономической теории и учета позитивной мировой практики.

Пенсия в развитых странах складывается, как правило, из двух источников: из государственной распределительной системы и накопительного компонента, формируемого, как правило, на добровольной основе и составляющего от 15% до 40% от общего объема. При этом, подчеркнем особо, за накопительный компонент в развитых странах ответственность несет государство — оно нигде не изымает накопительные средства, не замораживает их, не снижает величину.

Мало того, в развитых странах работников заранее ориентируют, какая величина пенсии у них будет при выходе на заслуженный отдых через 10–15–20 лет — в зависимости от достижения определенного уровня накоплений, показателей эффективности экономики в той или иной стране. При этом работнику гарантируется, что при выходе на пенсию ее величина от средней заработной платы (коэффициент замещения) составит не менее 40%. Таков норматив пенсионного минимума, введенного в Женеве 102-й Конвенцией Международной организации труда (МОТ) еще в 1952 году.

Россия лишь в 2018 году присоединилась к Конвенции МОТ. Но даже сегодня коэффициент замещения в стране едва достигает 30% и при этом в последние годы имеет тенденцию к сокращению.

Ухудшение системы пенсионного обеспечения в России связано прежде всего с тем, что она все более погружается в полосу затяжного экономического кризиса, усугубляемого безграмотностью, а порой и безалаберностью в реализации экономической политики.

Введение единого социального налога (ЕСН), зурабовские пенсионные эксперименты начала нулевых годов, снижение с 1 января 2005 года ставки ЕСН с 35,6 до 26%, введение регрессивной шкалы отчислений в ПФР, система валоризации пенсий, принятая на фоне низких ставок пенсионных взносов, введение с 1 января 2015 года расчета пенсии на основе так называемого «индивидуального пенсионного коэффициента» (пенсионного балла) — все это привело к тому, что пенсионная система Российской Федерации год от года теряет свою устойчивость, являющуюся важнейшим международным показателем эффективности пенсионного обеспечения и социальной справедливости. Все эти экономические ляпы отчетливо проявились и на накопительном компоненте пенсионной системы.

Накопительный компонент в России начал внедряться с 2002 года. Авторы тогдашней пенсионной реформы убеждали, что накопительная пенсия позволит в будущем увеличить ее не менее чем вдвое. Но во что превратилась эта позитивная мировая идея в России? Как всегда, под рассуждения о благих намерениях, при смиренном молчании общественности был осуществлен очередной отъем денег у населения. А если называть вещи своими именами — ограбление масс.

В накопительную систему на конец 2013 года было вовлечено более 79 млн человек. Общий объем средств, формируемый в накопительной системе, превысил к концу года 2,8 трлн рублей, включая 980 млрд рублей в негосударственных пенсионных фондах.

Эта огромная сумма застилала глаза тем власть имущим, кто хотел бы ею воспользоваться. И в 2013 году правительство, «исключительно в целях экономии средств федерального бюджета», решило накопительные средства будущих пенсионных взносов забрать на текущие пенсионные выплаты, а говоря попросту, реквизировать их.

Мораторий, как уверяло тогдашнее правительство, планировался как временная мера. Израсходованные пенсионные накопления будущим пенсионерам собирались вернуть. Но по окончании каждого отчетного года заморозку вновь и вновь продлевали — и так вот уже шесть лет подряд! Другими словами, личные накопительные пенсионные счета россиян не только не пополняются все эти годы, а просто конфискуются.

Абсурд. Но именно так поступила исполнительная власть, лишив людей выплат, которые они честно заработали и на которые рассчитывали в старости. Уверен, что, если бы накопительная составляющая пенсии в будущем касалась лично каждого депутата Госдумы, члена Совета Федерации, члена правительства, вряд ли бы они пошли на эту грабительскую акцию!

Теоретики пенсионной «реформы», руководители экономического блока правительства, видимо, забыли основополагающую аксиому, что пенсионная система любого государства есть зеркальное отражение развития экономики. Чем эффективнее экономика страны, тем меньшее число работников требуется для того, чтобы обеспечить пенсиями пожилых граждан.

Но о какой эффективности российской экономики может идти речь, если с 90-х годов прошлого столетия — начала проведения «реформ» по либерально-рыночным рецептам — доля России в мировом ВВП сократилась с 9 до 3%. По таким показателям, как ВВП на душу населения, производительность труда, реальные доходы, Россия отстает от развитых стран мира в разы. Так, например, нынешний российский уровень душевого ВВП достигнут Великобританией и Францией около 40 лет назад, а США — примерно 50 лет назад.

Не удивительно, что в странах, где производительность труда превышает российский уровень в 2–3 раза — Великобритании, Германии, Норвегии, США, — во столько же раз больше и коэффициент замещения, а следовательно, в 2–3 раза выше и размер пенсионного обеспечения. Вот и вынуждены отечественные «либералы от экономики» и политики-чиновники принимать сиюминутные меры, чтобы заткнуть дыры, возникшие в процессе «реформирования» пенсионной системы.

Отстает Россия от развитых стран и по такому важнейшему международному показателю, характеризующему уровень эффективности пенсионной системы, как удельный вес расходов на пенсионное обеспечение в ВВП. В 2019 году он, например, даже упал в нашей стране до 7,9%. В то же время этот показатель в развитых странах составляет: в Великобритании — 9,5%, Германии — 10,8%, Франции — 11,8%, Австрии — 14,8% объема ВВП.

Негативные изменения в экономике в значительной степени затронули и демографическую сферу, и трудовые отношения. В результате если соотношение занятых и пенсионеров в 1991 году в стране составляло 2,1 к 1, то сегодня оно равно уже 1,2 к 1, тогда как в государствах со стабильно развивающейся экономикой данное соотношение находится на уровне выше 2,3–2,5 к 1. Другими словами, выплату пенсий одного пенсионера обеспечивает сегодня в РФ 1,2 работающего, что само по себе создает напряженность в системе пенсионного обеспечения.

Как свидетельствует Росстат, средний размер назначенных пенсий по итогам 2019 года составил 14 163 рубля. Предполагается, как сообщил в телеобращении президент Путин, «в предстоящие шесть лет увеличивать пенсию по старости для неработающих пенсионеров в среднем на 1 тысячу рублей в год». В результате это даст возможность в 2024 году выйти «на средний уровень пенсий для неработающих пенсионеров в 20 тыс. руб. в месяц». Подчеркнем — 20 тыс. руб. в месяц!

Сопоставим эту цифру из будущего с нынешним пенсионным обеспечением в развитых странах. В Германии пенсия составляет в среднем 782 евро, то есть более 62 тысяч рублей. В Англии она равна 610 фунтам, или около 53,5 тысячи рублей. Американцы получают по 1164 доллара — более 79 тысяч рублей. В Швейцарии пенсионеры имеют по 1,7 тысячи франков — более 118,5 тысячи рублей. А в Дании — 2,8 тысячи евро, или более 122 тысяч рублей.

Политико-экономический анализ «реформирования» пенсионной системы в России объективно приводит к первому выводу: подлинная социально значимая пенсионная реформа не может быть реализована без повышения эффективности экономики в целом.

Второй вывод также вполне однозначен: исходя из научной экономической теории и мирового опыта, в России достойное пенсионное обеспечение не может быть достигнуто без восстановления накопительного компонента, формируемого на добровольной основе, как это имеет место в большинстве развитых стран. Государство при этом должно нести реальную ответственность за сохранность накопительных средств граждан.

Чтобы россияне поверили в накопительный механизм пенсионной системы, поверили в то, что государство действительно несет ответственность за накопительную систему, целесообразно разморозить и восстановить средства, направляемые на именные счета граждан в накопительную систему с момента ее организации (с 2002 года) в полном их объеме (с учетом всех реальных ставок рефинансирования). Тогда сбережения снова начнут активно расти, и людям удастся накопить ощутимую прибавку к пенсии.

Правительство внесло в Госдуму законопроект об очередной «заморозке» накопительной части пенсии — теперь до конца 2023 года. На этом фоне Федерация независимых профсоюзов просит премьера Михаила Мишустина вовсе упразднить накопительный компонент в пенсионном обеспечении, поскольку то, как в России реализуется идея накопительной части, ее «дискредитирует». Объясняем, что это за идея, что пошло не так и как все могло бы работать, если бы в России существовали независимые профсоюзы.

Что такое накопительная часть пенсии?

Основу системы пенсионного обеспечения в тех странах мира, где такая система есть, составляет базовая пенсия. В разных странах это называется по-разному, но суть одна. Когда гражданин достигает пенсионного возраста (или если наступают другие предусмотренные законами случаи, например, человек становится инвалидом и теряет работоспособность), государство начинает платить ему пособие. Деньги на это государство находит благодаря старому доброму принципу солидарной ответственности: работающие сейчас отдают государству часть дохода в пользу тех, кто работал до них. И так из поколения в поколение.

Со временем многие страны и существующие в них пенсионные системы пришли, как считается, к более прогрессивной модели пенсионного обеспечения. Она предполагает, что наряду с базовой — не самой большой частью пенсии — должна быть еще и накопительная.

Эта часть индивидуальна, потому что в основном зависит от самого работника: от уровня его квалификации, доходов и от его личной готовности еще в молодом возрасте осознать необходимость позаботиться о себе в старости. Благодаря этому, например, мы имеем перед глазами «классический» пример немецких пенсионеров, которые с выходом на заслуженный отдых начинают активно путешествовать по миру.

А как у нас

Для начала расскажем, как это было задумано реализовать. В России накопительный компонент в трудовой пенсии появился с пенсионной реформой 2002 года. Ее декларируемая цель — перейти от прежней распределительной модели к распределительно-накопительной. По закону о трудовых пенсиях (№ 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года) они должны состоять из двух частей — страховой (или, как еще говорят, обязательной) и накопительной.

В страховую был включен базовый фиксированный размер, который государство время от времени индексирует. Кроме того, имеет значение стаж вышедшего на пенсию работника. На размер страховой пенсии также влияет сумма отчислений на персонифицированном (личном) счете, который открыт на каждого работающего гражданина в Пенсионном фонде России (ПФР).

На этом счете, по замыслу реформы, и должна формироваться накопительная часть. Она пополняется не только за счет отчислений от ежемесячного заработка (их, как и подоходный налог и взносы в другие фонды, в «автоматическом» режиме осуществляет работодатель еще до выдачи зарплаты на руки), но и за счет инвестиционного дохода. Чтобы отчисляемые работниками деньги не лежали на индивидуальных счетах мертвым грузом, а работали в экономике, их постоянно инвестируют. ПФР этим занимается через Внешэкономбанк, а негосударственные пенсионные фонды (НПФ), куда каждый работник вправе перевести свои накопления, — по собственным программам.

Что пошло не так

Начнем с того, что накопительную часть в России пока не выплачивают. По замыслу реформы, первые пенсионеры-мужчины смогут получить ее только в 2032 году — это будут работники, родившиеся в 1967 году. При условии, что возраст выхода на пенсию не повысят снова — а намеки на этот счет уже звучали. Стоит ли удивляться, что бесконечные манипуляции с параметрами пенсионной системы, включая такие базовые вещи, как пенсионный возраст, делают перспективы будущих пенсионеров в их собственных глазах довольно туманными.

Правила игры и в самом деле не перестают менять, на что указали в обращении на имя Михаила Мишустина члены Федерации профсоюзов. Их не устраивает, что начиная с 2015 года правительство то и дело увеличивает период выплат пенсионных накоплений. Речь о количестве лет, в течение которых человек после выхода на пенсию предположительно будет жить и получать деньги, скопленные на личном счете. С учетом роста ожидаемой продолжительности жизни за пять лет этот период уже увеличили с 19 до 22 лет, хотя по подсчетам профсоюзов в реальности этот период в среднем не превысит 12 лет для мужчин и 15 лет для женщин.

В РФ задержки с выплатами пособий. Москва хочет, чтобы деньги дали регионы, но там их нет

С одной стороны, неплохо, что пенсионер долго живет и получает честно заработанную пенсию. С другой — чем длиннее рассчитываемый период этих выплат, тем меньше окажутся сами выплаты. На сегодня месячный размер прибавки от накопительной части к пенсии профсоюзами оценивается в 956 рублей.

Другая беда в том, что правительство не старается увеличить размер накоплений на пенсионных счетах, скорее наоборот, считает директор Института финансов и права Уральского государственного экономического университета, доктор экономических наук, профессор Максим Марамыгин. Анонсированное очередное решение о «заморозке» накопительной части трудовых пенсий — теперь до конца 2023 года — на деле будет означать, что на эти счета снова не вернется инвестиционный доход, который, как было задумано, должен ежегодно увеличивать размер накоплений. А деньги, поступившие в виде отчислений, будут изъяты и направлены на выплаты тем, кто на пенсии уже сейчас. Под «честное-пречестное», что когда-то номинальные владельцы этих денег их все-таки получат, так что это временное изъятие «не умалит пенсионных прав будущих пенсионеров»…

Почему так происходит

«Замораживая» накопительную часть, правительство закрывает дефицит Пенсионного фонда. Но для понимания: ежемесячные пенсионные отчисления с заработка каждого работающего россиянина — 22%, из которых 6% идет на формирование накопительной части будущей пенсии, а 16% — страховой. Для сравнения: в Швейцарии такие отчисления составляют около 23%, в Румынии — 30%, в Италии — 32%, а Португалии — 33%. В США пенсионные отчисления вдвое меньше российских — 12,5%, и стран с сопоставимым размером пенсионных взносов — абсолютное большинство. То есть на фоне мировых стандартов наши отчисления — не просто высокие, а очень высокие.

«И тогда вопрос — почему страны с гораздо меньшими пенсионными отчислениями могут формировать приемлемый и достаточный пенсионный фонд, а нашей стране с огромными пенсионными отчислениями никак это не удается? И это тот вопрос, который могли бы, например, задать наши независимые профсоюзы. Но почему-то этот вопрос не звучит», — говорит профессор Марамыгин.

По его мнению, предложение Федерации профсоюзов упразднить накопительную часть государственной трудовой пенсии лишь помогает правительству найти пути легализации текущего положения дел.

Еще один вопрос, который могли бы задать те же профсоюзы: что мешает нам перейти к трехканальной схеме формирования пенсий, которая типична для той же Европы? Прожиточный минимум пенсионерам обеспечивает базовая пенсия, второй источник доходов — накопления вышедших на пенсию граждан на их индивидуальных пенсионных счетах, а третий — накопления, которые делал за работника его работодатель, имея для этого достаточные стимулы в виде налоговых льгот.

«Нигде не живут сплошные финансовые гении и нигде люди не склонны сами заниматься накоплениями на безбедную старость. Государство на то и государство, чтобы подталкивать людей к заботе о самих себе, а не заявлять в лице неумных чиновников, что оно, государство, никому ничем не обязано… Пенсионные отчисления и накопления не должны облагаться налогами. Государство должно отказываться от части налоговых поступлений, понимая, что при этом люди сами соберут себе на старость. И бизнес, если его к этому стимулируют, будет в этом охотно участвовать», — убежден Максим Марамыгин.

Увы, ни одна из многочисленных пенсионных реформ, включая последнюю, так и не создала механизмов подобного стимулирования в России.

Читайте также: