Исковое заявление об индексации муниципальной пенсии

В Ленинский районный суд г. Омска

Истец: П., проживающий:
г. Омск, ул. ____, __, кв. __

Ответчик: ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ
в Ленинском административном округе г. Омска,
г. Омск, ул. Серова, 2

Исковое заявление о перерасчете размера пенсии

Я являюсь пенсионером по возрасту.

С 17.08.2009 г. мне назначена трудовая пенсия по старости в размере 3377-62 руб. При назначении пенсии размер моей средней месячной заработной платы учтен в сумме 1180-83 руб. Отношение моей средней месячной зарплаты к средней месячной зарплате в стране составило 0,790 (максимальное отношение составляет 1,2).

Данный размер пенсии мне установлен, поскольку, по мнению Пенсионного фонда РФ, отсутствуют сведения о заработной плате за 60 месяцев подряд за период с марта 1979 г. по 23 апреля 1985 г., исходя из которого я просила произвести расчет размера пенсии.

В период с 17.10.1977 по 23.04.1985г. я работала во Втором тресте столовых, что подтверждается записями в трудовой книжке, справкой работодателя. Размер моей заработной платы в период с марта 1979г. по февраль 1981 г. подтверждается справкой о заработной плате от 20 октября 2009г. Документы по начислению заработной платы 2-го треста столовых с марта 1981г. по 23.04.1985г. не сохранились, в архив не сдавались, что подтверждается архивными справками от 11.03.2010г. И от 12.03.2010г.

Однако в июне 2010г. мной было подано заявление о перерасчете размера пенсии и сдан партийный билет № 17700666 от 8 октября 1979г. в Управление Пенсионного фонда РФ по ЛАО г. Омска для исчисления пенсии исходя из заработка за период с марта 1979г. по апрель 1985г.

Исчисление размера пенсии исходя из заработка в указанный период позволило бы применить коэффициент отношения среднемесячной заработной платы работника к среднемесячной заработной плате по стране 1,2, что приведет к увеличению размера пенсии.

Решением ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском АО г. Омска от 28.06.2010г. мне отказано в уточнении пенсионного капитала в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 30.3 ФЗ № 173 "О трудовых пенсиях в РФ", в зачете заработной платы по партийному билету № 17700666 от 08.10.1979г., так как в соответствии с Перечнем документов, необходимых для установления трудовой пенсии, утвержденным Постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002г. № 16/19па, данный период должен подтверждаться справками работодателя либо государственными органами на основании первичных бухгалтерских документов.

Считаю отказ ответчика в перерасчете размера пенсии необоснованным по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определённых законом случаях и размерах.

В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях", расчётный размер пенсии определяется для женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет с учётом среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000-2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев подряд, на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами.

В связи с объективными обстоятельствами я не имею возможности предоставить справки о размере получаемой мной заработной платы за все 60 месяцев подряд.

К документам, косвенно подтверждающим фактический заработок работника могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки, которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Согласно справке о заработной плате за период с марта 1979г. По февраль 1981 г., сведениям о заработной плате по партийному билету за период с марта 1981г. по февраль 1984г., мой средний заработок составляет 173,33 руб. Средняя заработная плата по стране за этот период составляет 178,48 руб. Коэффициент отношения моего среднего заработка к среднему заработку по стране должно составлять не менее 0,97, а не 0,790 как расчитано ответчиком при назначении пенсии.

Таким образом, пенсия, исчисленная исходя из заработка, указанного в справке о заработной плате за период с марта 1979г. по февраль 1981 г., а также указанного в партийном билете за период с марта 1981г. по 23.04.1985г., является наиболее выгодной для меня. Отказ в перерасчете пенсии является фактом, ухудшающим мое положение как пенсионера.

В соответствии со ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств.

Совместное письмо Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.11.2001г., которым предусмотрено, что на основании косвенных документов подтверждать заработок работника можно только в случаях утраты первичных документов в результате наводнений, землетрясений, ураганов, не является нормативно-правовым актом и носит рекомендательный характер.

Согласно п. 1 ст. 20 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", перерасчет размера трудовой пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) в сторону увеличения. Следовательно, перерасчет размера моей пенсии должен быть произведен с июля 2010г.

На основании изложенного, прошу суд:

1.Обязать ответчика произвести перерасчет размера пенсии П. с 01.07.2010г. исходя из факта получения в 1979-1985 годах заработной платы, указанной в справке о заработной плате за период с марта 1979г. по февраль 1981 г., а также указанной в партийном билете за период с марта 1981г. по 23.04.1985г.

1. Копии искового заявления * ;
2. Копия партийного билета КПСС;
3. Копия пенсионного удостоверения;
4. Копия решения ГУ-УПФ РФ по ЛАО г. Омска от 28.06.2010г.;
5. Копия архивной справки от 11.03.2010г.;
6. Копия архивной справки от 12.03.2010г.;
7. Копия трудовой книжки;
8. Копия справки о работе МУП "Коммерция" от 20.10.2009г.;
9. Копия справки о заработной плате МУП "Коммерция" от 20.10.2009г.;
10. Квитанция об оплате госпошлины.

См. другие документы по данному делу:

  • Исковое заявление об обязании Управления Пенсионного фонда обязать произвести перерасчет размера пенсии
  • Решением Ленинского районного суда г. Омска от 27.09.2010 года в иске отказано
  • Кассационная жалоба истца по делу на решение Ленинского районного суда г. Омска об отказе в перерасчете размера трудовой пенсии
  • Кассационное определение Омского областного суда об отмене решения Ленинского районного суда г. Омска от 27 сентября 2010 года об отказе в иске Постановлено иск удовлетворить, принять новое решение, которым обязать Управление Пенсионного фонда РФ в ЛАО г. Омска произвести истцу перерасчет трудовой пенсии

* С 01.10.2019 г. истец самостоятельно должен направить исковое заявление и приложения к нему участникам процесса

До 1 октября 2019 года истец направлял в суд копии искового заявления и приложений к нему по количеству ответчиков и третьих лиц, а уж суд направлял полученные документы всем указанным в иске участникам процесса.

С 1 октября 2019 года истец должен самостоятельно направить другим участникам процесса копию иска и иные приложенные к иску документы, а в суд представить подтверждение их отправки (п. 6 ст. 132 ГПК РФ).

В п. 1 приложения к приведенному исковому заявлению следует сослаться на "уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление ответчику копий искового заявления и приложенных к нему документов, которые у него отсутствуют".

См. все исковые заявления о назначении пенсии (досрочной, льготной), перерасчете пенсии

Образцы документов, статьи, комментарии см. в рубрике "Трудовые споры, пенсии"

Все документы в суд (процессуальные документы):


Основания для обращения в суд

Следует понимать, что иск о перерасчете пенсии на самом деле не вполне соответствует своему названию. Дело в том, что иск, по сути, является своеобразным обжалованием отказа ПФР произвести перерасчет по заявлению истца.

Таким образом, иск – это логическое продолжение требования к ПФР, и основанием для подачи иска в суд будет письменный отказ ПФР. Это значит, что в суд нельзя обратиться, если ранее истец не обращался в Пенсионный фонд с заявлением о перерасчете пенсии.


Базой искового заявления будут служить обстоятельства, дающие истцу право на перерасчет ранее назначенной ему пенсии.

Для того чтобы уяснить для себя процедуру и основания рассмотрения исков данного вида, рекомендуем ознакомиться с Постановлением № 30 Пленума ВС РФ от 11 декабря 2012 года.

Так, исходя из смысла данного Постановления Пленума, гражданин, получивший отказ от ПФ РФ в перерасчете пенсии, имеет две возможности доказать ПФР свою правоту:

  1. обратиться в вышестоящую инстанцию Пенсионного фонда;
  2. обратиться с иском в суд.

Текст Постановления включает в себя перечень оснований, дающих право на перерасчет, а также содержит разъяснения судам по рассмотрению исков по спорам с ПФР.

Составление заявления

Иск о перерасчете пенсии включает в себя достаточно сложные правовые обоснования, а потому его можно считать достаточно сложным в оформлении и мотивировке.

Лучше всего для составления иска обратиться к адвокату. Но если такой возможности нет, а исковое заявление составить необходимо, то рекомендуем воспользоваться имеющимся на сайте типовым шаблоном.

Слепо копировать шаблон не стоит, желательно использовать его только как структурную сетку, поскольку не существует шаблонов, охватывающих все варианты возможных споров с ПФР.

Поскольку обращение в суд возможно только после получения отказа от территориального отделения ПФР, в тексте иска будет необходимо сослаться на отказ, указав его дату, исходящий номер и причины отказа. Копия ответа ПФР при этом прилагается к исковому заявлению.

Исковые требования должны быть обоснованы, то есть подтверждены либо документально, либо свидетельскими показаниями. В качестве документальных подтверждений прилагаются:

  • копия трудовой книжки;
  • копия военного билета;
  • различные справки;
  • копии свидетельств о рождении детей и т.д.

Может быть приложен любой документ, так или иначе подтверждающий право истца на перерасчет.

Что касается свидетелей, то их вызов в суд будет обоснован только в случае, если истец не может приобщить к материалам дела подтверждающие документы.

Следует знать, что показания свидетелей будут восприняты судом осторожно. В частности, в основу решения не смогут лечь показания, касающиеся условий работы истца. Поэтому, если вы намереваетесь доказать факт работы в условиях Крайнего Севера посредством свидетельских показаний, то лучше сразу отказаться от этой затеи.

Исковые требования истца не могут касаться собственно перерасчета пенсии. В резолютивной части иска в качестве просьбы следует вписать примерно следующую фразу «Прошу суд обязать ПФР (территориальное отделение) произвести перерасчет пенсии».

Структура заявления

Условно иск подразделяется на несколько структурных элементов:

  1. «шапку»;
  2. описательную часть;
  3. мотивировочную часть;
  4. резолютивную часть.

В «шапке» указываются последовательно:

  • наименование суда (в какой именно суд обращаться, мы рассмотрим ниже);
  • ФИО и адрес истца, номер его пенсионного удостоверения;
  • наименование ответчика.

В качестве истца выступает либо сам пенсионер, либо его представитель. В качестве ответчика привлекается тот территориальный орган ПФР, от которого был получен отказ в перерасчете.

В описательной части следует рассказать предысторию спора с ПФР, то есть сообщить о дате выхода на пенсию, о размере последней полученной пенсии и о том, почему истец с размером пенсии не согласен.

В мотивировочной части следует перечислить доказательства права истца на перерасчет. Здесь же следует перечислить свидетелей, если истец считает, что они должны быть допрошены судом.

В резолютивной части следует кратко изложить просьбу к суду об обязании ПФР произвести перерасчет. Также в резолютивной части следует указать:

  • с какого числа должен быть произведен перерасчет по мнению истца – с даты обращения в суд или с даты обращения в ПФР;
  • просьбу о взыскании с ответчика судебных расходов, если истец этого желает.


Сразу под резолютивной частью следует расположить список прилагаемых к иску документов. Напоминаем, что отказ ПФР прилагается к иску в обязательном порядке.

Завершается иск датой подачи заявления и подписью истца.

Если иск удовлетворен

Повторимся, что суд не производит перерасчет, суд может лишь обязать ПФР сделать это. Поэтому, после вступления решения суда в законную силу истец должен отнести копию это решения в тот территориальный орган ПФР, который ранее ему отказал в перерасчете.

Отказ ПФР исполнить решение суда будет основанием для принудительного исполнения решения. Для этого истец должен обратиться в канцелярию суда с заявлением о выдаче исполнительного листа.

Судебный пристав, которому лист будет передан на исполнение, использует весь имеющийся у него арсенал средств, способных заставить ответчика исполнить решение суда.

Куда обратиться

В соответствии с Постановлением № 30 Пленума ВС РФ от 11 декабря 2012 года, иски по спорам, связанным с пенсионным обеспечением, подведомственны как мировым судьям, так и судам общей юрисдикции.

Если цена иска (то есть сумма, на которую должен быть, по мнению истца, произведен перерасчет), составляет менее 50 000 рублей на день подачи иска, то рассматривать заявление будет мировой судья. Если же сумма более 50 000 рублей, то с иском надлежит обратиться в районный (городской) суд.

Подсудность исков определяется по месту нахождения территориального органа ПФР, который отказал в перерасчете.

В данной части статьи приведены непосредственно исковые требования предъявляемые в иске на ПФ:

Считаю отказ в назначении пенсии незаконным ; все периоды, указанные в трудовой книжке серия AT-I №____ от 14.09.1978г., соответствуют моей трудовой деятельности, и все налоги за эти периоды были уплачены в соответствии с действовавшими на тот момент законами. ГУ – УПФ РФ Иркутского района обязан был назначить мне трудовую пенсию с момента наступления срока 03.08.2018г., однако отказал, не имея на это оснований, чем нарушил мое право на получение пенсии.

  • Примечание автора: Далее следуют Ваши исковые требования .
  • Их необходимо прописывать четко и подробно .
  • Ведь ранее мы описывали лишь наши доводы и доказательств а нашей позиции.

На основании вышеизложенного прошу:

1. Признать факт принадлежности правоустанавливающего документа : Трудовой книжки серия AT-I №_____ выданной 14.09.1978г. на Иркутской ордена Знак Почета чаеразвесочной фабрике К. А. Бора___. отчество и фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с моим отчеством и фамилией, указанными в паспорте и свидетельстве о рождении.

2. Признать решение ГУ - УПФ РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) за №125/15 об отказе в назначении трудовой пенсии по старости от 08.10.2018г. незаконным .

3. Обязать ГУ - У ПФ РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) назначить трудовую - страховую пенсию по старости с момента наступления права на получение пенсии, с 03.08.2018г. К.А.Бор___, в соответствии с законом.

  • Примечание автора: Данные требования были признаны судом обоснованными и были удовлетворены.

4. Обязат ь ГУ - УПФ РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) включить все периоды трудовой деятельности К.А.Бор____, зафиксированные в Трудовой книжке серия AT-I №____ от 14.09.1978г., в трудовой страховой стаж для назначения пенсии по старости.

  • Примечание автора: Например в требовании №4: я просил включить все периоды трудовой деятельности в страховой стаж а суд попросил расписать данные периоды каждый по отдельности.
  • Что я в дальнейшем и проделал в дополнении к исковому заявлении

5. Обязать ГУ - УПФ РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) выполнить расчет размера пенсии с применением норм, «регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению» в Федеральном законе от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с момента наступления права получения пенсии , с 03 августа 2018 года.

  • Примечание автора: Данные требования были признаны судом обоснованнымии были удовлетворены.

6. Обязать ГУ - УПФ РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) предоставить в письменном виде подробный расчет пенсии с учетом всех индексаций и увеличений пенсии в соответствии с законом К.А. Бор___ с указанием в полном объеме всех периодов, учтенных в трудовом страховом стаже, а также расчет среднего заработка, коэффициента среднемесячной заработной платы, стажевого коэффициента, с указанием индексирования базовой и страховой части пенсии, с учетом валоризации, а также коэффициенты индексации пенсии в плоть до 2018 года.

  • Примечание автора: По мнению суда данное требование было преждевременно в силу того на момент подачи искового заявления еще не было принято решение о получении мною пенсии.

7. Обязать ГУ - УПФ РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное), в силу ненадлежащего исполнения своих обязанностей, возместить материальные затраты : стоимость билетов на самолет до Москвы и обратно и билет на «Аэроэкспресс » до аэропорта, понесенные К.А. Бор___ в связи с вынужденной поездкой в г. Москва для получения справки о трудовой деятельности в Строительном управлении № 26 треста «Мосстрой-5» Главмосстроя в размере 10285 руб. 88 коп. (десять тысяч двести восемьдесят пять рублей 88 копеек).

  • Примечание автора: К сожалению данное требование суд не удовлетворил указав на то что ехать в Москву за справкой было не обязательно.

8. Вынести частное судебное определение ГУ - УПФ РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) о неправомерности действий : производить расчет трудового страхового стажа при подсчете пенсии без учета службы по призыву в рядах Советской Армии в двойном размере .

9. Вынести частное судебное определение ГУ - УПФ РФ в Иркутском районе Иркутской области (межрайонное) о неправомерности действий против владельцев трудовых книжек в части признания недействительными записей в трудовых книжках, выполненных с грамматическими ошибками, по вине работников отделов кадров или иных работников организаций, в чьи обязанности входит выполнение записей в трудовые книжки.

  • Примечание автора: 8 и 9 требования , на мой взгляд, являются достаточно важными.
  • Дело в том что если судьей будет вынесено частное судебное определение то данная норма будет являться обязательной к исполнению во всех последующих и подобных действиях Пенсионного Фонда.
  • И хотя в моем случае судья не стал выносить частное судебное определение но было интересно в какой форме судья принял это решение.
  • А именно: юристам ПФ был задан вопрос "Как вы относитесь к этим требованиям (о частном определении)" и юрист ответил " Но ведь раньше не было подобной практики" .

Перечень прилагаемых к заявлению документов: (копии всех документов на которые вы ссылались)

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ

1. Наличие дефицита бюджета муниципального образования само по себе не может являться основанием для признания недействующим полностью нормативного правового акта, которым на основании соответствующих норм федерального законодательства определены условия, порядок назначения и выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования.

Прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании принятого представительным органом муниципального образования нормативного правового акта, которым установлены условия, порядок назначения и выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет (ежемесячной доплаты к государственной пенсии) лицам, замещавшим муниципальные должности муниципального образования.

В обоснование требований указал, что оспариваемый акт противоречит действующему федеральному законодательству, принципам самостоятельности и сбалансированности бюджетов, не обеспечивает баланс частных и публичных интересов, принят без учета уровня бюджетной обеспеченности муниципального образования.

Решением суда первой инстанции административное исковое заявление прокурора удовлетворено, оспариваемый акт признан недействующим.

При этом суд исходил из того, что бюджет муниципального образования, равно как и бюджет субъекта Российской Федерации, в котором это муниципальное образование расположено, является дотационным.

В связи с этим право органа местного самоуправления на установление самостоятельного правового регулирования, касающегося дополнительных гарантий пенсионного обеспечения лиц, замещавших муниципальные должности муниципального образования, не является безусловным, поскольку зависит от уровня наполнения бюджета собственными доходами, обеспечивающими возможность самостоятельного - без привлечения средств субъекта Российской Федерации - исполнения своих расходных обязательств.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с такими выводами не согласилась, отменила решение суда первой инстанции и приняла новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления прокурора, указав следующее.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и доплат к ним, оснований приобретения права на их получение отдельными категориями граждан и правил исчисления размеров соответствующих выплат, к компетенции законодателя (ч. 2 ст. 39).

В Федеральном законе от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации закреплено в числе основных прав муниципального служащего (п. 12 ч. 1 ст. 11).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 23 названного закона муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.

В соответствии с пп. 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

При этом законодатель в ч. 1 ст. 24 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" предусмотрел распространение прав государственного служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.

Частью 5.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В связи с этим органы местного самоуправления не могут быть лишены возможности вводить и изменять порядок и условия предоставления за счет собственных средств лицам, замещавшим должности муниципальной службы в данном муниципальном образовании, дополнительного обеспечения в виде пенсии за выслугу лет, в том числе устанавливать правила исчисления таких выплат с учетом имеющихся у них финансово-экономических возможностей.

В ст. 34 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" перечислены органы местного самоуправления, к которым отнесены представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Законом субъекта Российской Федерации о гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления для данной категории лиц предусмотрено право на ежемесячную доплату к государственной пенсии, назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" либо досрочно оформленной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", и на муниципальную пенсию за выслугу лет, условия, порядок назначения и выплаты которых устанавливаются муниципальным правовым актом в соответствии с уставом муниципального образования.

Во исполнение указанных положений закона уполномоченным органом муниципального образования принят оспариваемый акт.

Таким образом, удовлетворяя административное исковое заявление прокурора, суд фактически лишил названную выше категорию граждан гарантированного федеральным законодателем права на получение дополнительного пенсионного обеспечения.

Однако лишение лиц, замещавших муниципальные должности, права на получение назначенной им пенсии за выслугу лет в случае отсутствия у муниципального образования необходимых собственных денежных средств приводит к необоснованным различиям в реализации данного права лицами, проходившими муниципальную службу в другом муниципальном образовании, и влечет за собой такую дифференциацию в правовом положении граждан, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями ст. 19 (чч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

При этом само по себе наличие дефицита бюджета муниципального образования не может являться основанием для признания недействующим полностью оспариваемого нормативного правового акта, которым на основании соответствующих норм федерального законодательства определены условия, порядок назначения и выплаты муниципальной пенсии за выслугу лет.

Я работал в администрации г. Юрги Кемеровской области, четыре года на должности заместителя Главы города, а затем на выборной должности- Главы города (4 года). По действующему положения имел право на муниципальную пенсию по выслуге лет при достижении 60 лет. Но в 2018 году внесли изменения, по которым такое право есть только у тех муниципальных служащих, которые уходят на пенсию непосредственно с муниципальной службы. Задним числом у меня отобрали право на муниципальную пенсию. Как это можно обжаловать.

Ответы юристов ( 1 )


В соответствии с Законом

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 30 июня 2007 года N 103-ОЗ

О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы

Статья 8. Порядок назначения муниципальному служащему пенсии за выслугу лет

1. Муниципальным служащим устанавливается пенсия за выслугу лет. Порядок начисления муниципальному служащему пенсии за выслугу лет регулируется нормативным правовым актом органа местного самоуправления, который принимается в соответствии с законом Кемеровской области, регулирующим начисление пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Кемеровской области.
Перечень 1 Должности муниципальной службы, учреждаемые для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего муниципальную должность
Заместитель главы муниципального образования

Решению Юргинского городского Совета
народных депутатов от 01.11.2011 №466 «О пенсиях за выслугу лет лицам,
замещавшим муниципальные должности города Юрги,
и должности муниципальной службы города Юрги»

Положение о пенсиях за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности юргинского городского округа и должности муниципальной службы юргинского городского округа

Статья 1. Условия назначения пенсии лицам, замещавшим
муниципальные должности Юргинского городского округа

1. Право на пенсию в соответствии с настоящим Положением имеют
лица, замещавшие муниципальные должности города Юрги на постоянной
основе не менее одного года и получавшие денежное вознаграждение за
счет средств местного бюджета, освобожденные от муниципальных
должностей города Юрги в связи с прекращением полномочий, в том числе
досрочно.

2.Условием назначения пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности Юргинского городского округа, является назначение страховой пенсии по старости, в том числе назначенной досрочно, страховой пенсии по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», пенсии по старости, инвалидности, выслуге лет в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее также — пенсии по государственному пенсионному обеспечению) либо пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации». При этом лицам, замещавшим муниципальные должности Юргинского городского округа и имеющим право на пенсию по основаниям, предусмотренным настоящим Положением, и получающим пенсию за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия, установленная настоящим Положением, назначается при условии достижения возраста 55 лет для женщин, 60 лет для мужчин.

При этом порядок назначения пенсии регулируется согласно

Постановлению Администрации города Юрги от 7 декабря 2011 г. N 2194 «Об утверждении порядка назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии за выслугу лет, исчисления среднемесячного денежного вознаграждения (содержания) для определения размера пенсии за выслугу лет, определения перечня документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет»

Порядок назначения, перерасчета размера, выплаты и организации доставки пенсии за выслугу лет, исчисления среднемесячного денежного вознаграждения (содержания) для определения размера пенсии за выслугу лет, определения перечня документов, необходимых для назначения пенсии за выслугу лет

VI. Перечень документов, необходимых для назначения пенсии

30. К заявлениям гражданина, обратившегося за назначением пенсии, должны быть приложены следующие документы:

30.1. Копия документа, удостоверяющего личность.

30.2. Копия решения об освобождении от муниципальной должности города Юрги или распоряжения (приказа) об увольнении с должности муниципальной службы города Юрги, заверенная муниципальным органом города Юрги.

Во вложении к ответу полная редакция приведенного порядка.

Но в 2018 году внесли изменения, по которым такое право есть только у тех муниципальных служащих, которые уходят на пенсию непосредственно с муниципальной службы.

Данное решение в публичном доступе я не мог найти и на сайте администрации городского округа тоже к сожалению.

Но здесь вот в чем, если данным нормативным правовым актом придана обратная силу этим новым изменениям. т.е. в нем буквально указано что то типа они распространяются на правоотношения возникшие с "__"_201__ года т с указана конкретная дата, то им этим изменениям придана так называемая обратная сила, что в принципе допускается для муниципальных правовых актов согласно уставу муниципального образования.

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

Статья 47. Вступление в силу муниципальных правовых актов

1. Муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования,

Т.е. если изменениям все же придана эта обратная сила, в таком случае действительно права на получение пенсии могут лишить, оспорить такое придание обратной силы на прошедший период, даже в судебном порядке навряд ли получится.

Решение № М-404/2014 2-696/2014 2-696/2014

М-404/2014 от 21 марта 2014 г.

Вот пример решения суда когда по иску прокуратуры пытались также признать незаконным придание обратной силы муниципальному правовому акту и новым изменениям по выплате пособий, суд прокуратуре в удовлетворении иска отказал.

В действующем законодательстве запрет на распространение обратной силы муниципальных правовых актов не выявлен. Согласно статье 47 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке установленном Уставом муниципального образования

Судебные иски к Пенсионному фонду предъявляют, если обращение в ПФР заканчивается:

  • незаконным отказом назначить пенсию, принять заявление или жалобу;
  • ошибочными начислением или перерасчетом;
  • невключением конкретных периодов труда в выслугу лет, намеренно заниженными расчетами;
  • задержкой, удержанием положенных выплат;
  • вымогательством взяток, требованием оплаты бесплатных услуг;
  • материальным либо физическим ущербом;
  • затягиванием рассмотрения дела и потерей денег из-за этого.

Досудебность разбирательств с ПФР

Основания подать иск появляются из-за:

  • наличия у большинства потенциальных пенсионеров советского трудового стажа, чье наличие подтвердить непросто;
  • обширности и запутанности современного пенсионного законодательства;
  • слишком частых его изменений;
  • безответственности сотрудников ПФР.

Когда ПФР обслуживал и нарушил ваши права, а досудебные меры их не восстановили, обращайтесь в суд. По п. 2 ст. 31 ФЗ от 15.12.2001 № 167, ст. 18 ФЗ от 01.04.1996 № 27, ГПК РФ, допускается подать исковое заявление на ПФР в суд без досудебного урегулирования спора, но на практике судьи часто ратуют за соблюдение этого порядка в пенсионных спорах.

По каждой услуге, которую оказывает ПФР, действует конкретный регламент ее предоставления, там прописывается и досудебный режим обжалования решений и действий (бездействия) госучреждения при оказании этой услуги. Граждане вправе обжаловать (письменно на бумаге либо в электронной форме):

  • в ПФР — решения и действия (бездействие) руководителя территориального органа ПФР;
  • в вышестоящий территориальный орган ПФР — решения и действия (бездействие) руководителя и(или) должностного лица нижестоящего территориального органа ПФР;
  • руководителю территориального органа ПФР — решение, действие (бездействие) должностного лица территориального органа ПФР.

Письменную жалобу подают в ПФР, его территориальные подразделения в месте оказания гражданину госуслуги либо в месте подачи заявления (извещения):

  • при личном приеме с удостоверяющим личность документом, через представителя с доверенностью на конкретные действия от имени гражданина;
  • по почте;
  • в электронном виде через портал Госуслуг;
  • через МФЦ, документ передают адресату не позднее следующего рабочего дня со дня его поступления. Срок рассмотрения жалобы течёт со дня ее регистрации в обслуживающем территориальном органе ПФР.

Жалобу рассмотрят в территориальном органе ПФР, где вас обслужили с нарушением порядка предоставления госуслуги. Решения руководителя территориального органа ПФР обжалуются в вышестоящей инстанции (в порядке подчиненности).

Жалоба рассматривается в 15 рабочих дней со дня ее регистрации (максимум — следующий рабочий день после ее поступления), более короткие сроки устанавливает ПФР, его территориальные органы.

Иск на отказ в приеме документов у гражданина либо в исправлении опечаток и ошибок, на нарушения срока таких исправлений рассмотрят в пять рабочих дней со дня ее регистрации.

Результат рассмотрения жалобы — это решение (акт) о ее удовлетворении либо об отказе в этом. При положительном исходе ПФР, его территориальный орган (в пять рабочих дней) исчерпывающе устраняют выявленные нарушения.

Заявителя проинформируют о результатах рассмотрения жалобы максимум на следующий рабочий день после ее разрешения (в письменном либо электронном формате).

Правила подачи исков к Пенсионному фонду

ГПК отвечает, в какой суд подать иск к ПФР, — в районные (городские) суды по адресу инстанции-нарушителя ваших прав либо месту жительства истца, выбирает истец. Иск с необходимыми приложениями (конкретнее по приложениям см. раздел «Правила составления исков к пенсионному фонду») подают в суд:

  • бумажными документами:
    • лично, через представителя с доверенностью на подпись и подачу — в канцелярию;
    • по почте заказным письмом с описью вложений (дата подача — дата отправки письма);
  • электронными документами:
    • на сайте суда (через специальную форму);
    • на сайте электронного правосудия с усиленной электронной подписью (дата подача — дата отправки письма).

Через иск о признании права на пенсию вы защищаете пенсионные права. Одновременно в таком иске вы подаете и исковое заявление об отмене решения ПФР, которым нарушили ваши права.

По ст. 5 ФЗ от 15.12.2001 № 167, ПФР — это госучреждение, а не орган государственной власти. ПФР с его территориальными органами — это единая централизованная система органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в РФ. Из постановления пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 № 30 следует, что пенсионные иски рассматриваются в порядке общего искового производства. Срок давности, когда в суд законно подают исковое заявление на назначение пенсии по старости и другие пенсионные иски, определяется по гл. 12 ГК РФ. Он составляет три года с момента, когда вы узнали или должны были узнать о нарушении ваших прав. Документы в суде примут и позже, но после заявления ответчика об истечении срока давности по иску вы уйдете из суда ни с чем.

Правила составления исков к Пенсионному фонду

По ст. 131-132 ГПК РФ, составляют исковое заявление на выплату страховой пенсии и иные пенсионные иски. Они содержат:

  1. Блок шапка. Наименование суда, куда поступает заявление. Ф.И.О. (последнее, если есть) истца с его местом жительства и контактными данными, те же данные о представителе по необходимости. Наименование пенсионного учреждения (ответчика) с адресом, ИНН и ОГРН (последние два реквизита, если известны), с ценой иска, если оценивается, и размером госпошлины (по п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ — 300 руб. (когда иск не оценивается) или по п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК (когда оценивается) плюс учет льгот по ст. 333.36 НК РФ).
  2. Информационно-просительный блок. Подробно (без излишеств), логично и последовательно описывается нарушение ПФР с данными о досудебных попытках урегулирования спора и примирительных действиях (если они предпринимались), суть ваших претензий и требований с необходимыми ссылками на нормативные акты (по ситуации). Просите суд признать утратившим силу решение ответчика, обязать его назначить вам пенсию, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда, судебные издержки и т. п.
  3. Заключительный блок. Комплект документов-приложений с датой и подписью.

По ст. 132 ГПК РФ, пенсионные иски (для предъявления в суд) сопровождаются:

  • квитанцией об оплате госпошлины;
  • копией доверенности представителя, по необходимости;
  • копией спорного решения ответчика;
  • копией ответа на досудебную жалобу, если есть;
  • копией трудовой книжки;
  • расчетом цены иска, если оценивается;
  • уведомлением о вручении (иными подтверждениями направления) копий иска и отсутствующих у них доказательств иным участникам дела;
  • при наличии копиями документов о примирительных действиях, если они совершались;
  • другими документами (по конкретной ситуации).

Образец иска в суд о перерасчете пенсии

В Новоарбатский районный суд г. Москвы

123456, г. Москва, ул. Справедливости, д. 33

тел: (495) 123-45-56, novaarbat@sud.ru

Истец: Сидоров Сидор Сидорович

Адрес: г. Москва, ул. Обиженная, д. 16, кв. 16

телефон: 123-45-67, sidor@mail.ru

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации

Адрес: 145789, г. Москва, ул. Лобная, д. 47

Тел: 876-54-32, pfmos10@list.ru

ИНН 1234567898, ОГРН 8765432112345

Цена иска: 10 000 рублей

Госпошлина: 400 рублей

о признании утратившим силу решения об отказе

в перерасчете пенсии, взыскании невыплаченных сумм пенсий

и судебных расходов

Истцу в связи с ошибкой при расчете трудового стажа, что подтверждается копиями трудовой книжки и архивной справкой, установлена пенсия в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.

20 июля 2020 г. в порядке ст. 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Истец обратился к Ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии по причине ошибки в расчете.

К указанному заявлению Истцом были приложены следующие документы:

  • копия пенсионного удостоверения;
  • копия трудовой книжки;
  • копия архивной справки;
  • справка с места работы.

Документы свидетельствуют, что Истец работал с марта 2005 по ноябрь 2007 года в ГБОУ ДОД СДЮСШОР «АЛЛЮР» в должности повара, что подтверждается работодателем.

25 июля 2020 г. Ответчик решением № 12345 отказал Истцу в удовлетворении заявления о перерасчете размера пенсии, мотивировав отказ тем, что этот стаж не учитывается.

Истец считает такое решение незаконным и необоснованным и нарушающим права и законные интересы Истца как пенсионера.

Невыплаченная сумма пенсии (по расчетам Истца) за 5 месяцев составляет 10 000 (десять тысяч) рублей (расчет прилагается).

Согласно ч. 20 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», решения об установлении или отказе в установлении страховой пенсии, о выплате этой пенсии, об удержаниях из указанной пенсии и о взыскании излишне выплаченных сумм страховой пенсии обжалованы в вышестоящий пенсионный орган (по отношению к органу, вынесшему соответствующее решение) и(или) в суд.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 18, 21, 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ст. 98, 131, 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

  1. Признать утратившим силу решение ответчика № 12345 от 25.07.2019.
  2. Обязать Ответчика произвести перерасчет пенсии Истца с 01 августа 2020 г., установив размер пенсии Истца 16 000 (шестнадцать тысяч) рублей в месяц.
  3. Взыскать с Ответчика в пользу Истца невыплаченную часть пенсии за период с 01.03.2019 по 01.08.2019 в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
  4. Взыскать с ответчика сумму госпошлины 400 (четыреста) рублей.

  1. Копия пенсионного удостоверения.
  2. Копия трудовой книжки.
  3. Копия архивной справки.
  4. Копия справки с места работы.
  5. Квитанция об оплате госпошлины.
  6. Расчет суммы исковых требований.
  7. Уведомление о вручении копий иска и отсутствующих доказательств ответчику.
  8. Копия решения ответчика № 12345 от 25.07.2019 г.

Читайте также: